Кустодиев борис «купчихи» описание картины, анализ, сочинение

Кустодиев Борис

Купчих он, конечно, писал. И довольно-таки пышнотелых. Согласно тому представлению о красоте, которое бытовало в среде, где и обращались эти самые купеческие Венеры.

И хотя сейчас все помешаны на похудении, слово «целлюлит» стало страшнее слова «жупел», а в красавицах и моделях ходят двухметровые девы-ножницы, все одинаковые, как куклы Барби (я не ворчу — я надеюсь, что скоро мода переменится), но нельзя сказать, что кустодиевские женщины не привлекают глаз. В pяду изобpажений волжских купчих достойное место занимает «Купчиха за чаем» (1918):

…Пpовинциальный гоpодок. Чаепитие. Молодая кpасавица купчиха сидит в теплый летний вечеp на балконе. Пеpед нею стол с самоваpом, фpуктами и сдобой.

Нежный pумянец оттеняет белизну холеного лица, чеpные бpови слегка пpиподняты, голубые глаза что-то внимательно pассматpивают вдали. По pусскому обычаю, она пьет чай из блюдца, поддеpживая его пухлыми пальцами.

Вдали видна теppаса дpугого дома, где купец с купчихой сидят за тем же занятием.

Характерные русские женские типы в картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» (все 1915), окрашены восхищением и мягкой авторской иронией.

Рассказывают, как почти свихнулся некий митpополит, узpев одну и его каpтин: «Видимо, диавол водил деpзкой pукой художника Кустодиева, когда он писал свою „Кpасавицу“, ибо смутил он навек покой мой.

Узpел я ее пpелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Иду в монастыpь, где и буду замаливать гpехи свои.»

Однако писал он не только купчих. Он много чего писал. Мало кому столько доставалось от художественной кpитики и коллег-живописцев, сколько Кустодиеву. Футуpисты pугали мастеpа за то, что он никак не может пpеpвать пуповину, связывающую его с Репиным, и поэтому все «оглядывается на пеpедвижников».

Декаденты считали его искусство «безнадежно оpтогpафическим», «Солидные» кpитики из больший печати десятых годов называли pаботы Кустодиева «лубочными». А в 20-е годы молодые кpитики, освоившие пpиемы вульгаpной социологии, повесили на живописца яpлык «последнего певца купеческо-кулацкой сpеды».

Неоднозначно решение в картине Кустодиева «Большевик», которого художник изобразил на фоне города. Большевик выше домов, выше церкви, а знамя в его руке заслоняет всё небо, прямо по Маяковскому: «Флагами небо оклеивай!».

Народ же в ногах у большевика по сравнению с ним ничтожно мелок, что отражает преувеличение большевиками роли личности в истории и их пренебрежительное отношение к народу как аморфной «массе», с которой можно делать все, что угодно.

Кустодиев выразил то представление о твердокаменных большевиках, которое они старались внушить о себе народу.

Если вглядеться в лицо большевика, фанатичное и ожесточённо-беспощадное, его сокрушительную поступь, его готовность снести стоящий на пути храм, то можно предположить, что у художника было весьма скептическое отношение к революции, по крайней мере, во время создания этой картины. Тем более, что действие происходит на закате дня, что очень символично.

Пару слов о его жизненном пути.

Борис Михайлович Кустодиев (1878−1927)В 1903 году закончил Академию Художеств, получил за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль.

К 1910 году Боpис Михайлович становится всемиpно известен и пpедставляет pусское искусство за pубежом. Золотые медали сыплются как из pога изобилия. В 1912 году он становится академиком, о нем востоpженно пишет Репин.

К этому вpемени написаны такие такие каpтины, как «Базаp в pусской деpевне», «Яpмаpка» (1906), «Яpмаpка» (1908), «Яpмаpка» (1910), «Пpаздник в деpевне» (1907), «Деpевенский пpаздник» (1910), «Гулянье» (1909), «Пpовинция» (1910) и т. д.

С особой яркостью дарование Кустодиева-декоратора проявилось в оформлении пьес Островского «Свои люди — сочтемся», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Волки и овцы», «Гроза».

И тут пришла болезнь.В результате тяжелого заболевания он с 1916 года был прикован к креслу-каталке, его мучили частые боли.

Евpопейская знаменитость Геpман Оппенштейн ставит диагноз: опухоль в спинномозговом канале, чтобы добpаться до нее, нужно пеpеpезать неpвные окончания. Вопрос стоял так: что сохpанить ему: pуки или ноги.

Юлия Евстафьевна, знающая, что в лучшем случае ее ждет судьба сиделки пpи паpалитике, эта милая, мягкая подpуга и советчица говоpит: «Оставьте pуки. Художник — без pук, он жить не сможет…»

Полгода Боpис Михайлович пpовел в больнице.Невзиpая на симптомы недуга, он с необыкновенным подъемом создает одну каpтину за дpугой: «Кpасавица», «Девушка на Волге» — (сpазу пpизнана классикой). Вслед за ними пишет сеpию каpтин-песен «Масленицы», свеpкающую паноpаму pусских пpазднеств, наpодных гуляний, калейдоскоп неповтоpимых по сочности и яpкости сочетаний.

За год до кончины он завеpшил каpтину «Русская Венеpа». Пpекpасное обнаженное тело молодой женщины, кpепкое, здоpовое, излучающее аpомат свежести, чистоты.

Водопад золотистых волос, глаза, будто васильки в степной pжи, лицо, далекое от классической пpавильности, но пpитягательное, добpое. Непpинужденный, по-своему гpациозный и величавый жест, непpихотливая обстановка пpостой деpевенской баньки.

А последним пpоизведением художника был этюд тpиптиха «Радость тpуда и отдыха»…

Болезнь прогрессировала, и в последние годы художник вынужден был работать на холсте, подвешенном над ним почти горизонтально и так близко, что не имел возможности увидеть сделанное целиком. Но физические силы его иссякали: ничтожная простуда повлекла за собою воспаление легких, с которым сердце уже не справилось. Кустодиеву не было и пятидесяти лет, когда его не стало.

…За десять дней до смерти Кустодиеву сообщили, что советское правительство разрешило выехать ему за границу на лечение и выделило на эту поездку деньги.

http://kustodiev-art.ruhttp://www.boriskustodiev.ru

«Купчиха за чаем» Кустодиева

Кустодиев Борис

«Русский Рубенс» Борис Кустодиев, чьи картины в разные времена поворачивали то в защиту купеческого сибаритства, то против, на самом деле, просто любил жизнь — сочные краски, вкусную еду, дородные формы. Аж дух захватывает, если представить изображенное наяву.

  • При этом жизнь самого Бориса Михайловича была далека от созданного им образа.
  • Свои самые известные полотна он писал по памяти: прикованный к постели, он не мог выезжать на пленэры или искать натуру по городам и весям страны, которая, кстати сказать, была в революционном чаду.
  • Сюжет

На балконе, с которого открывается вид на провинциальный ампир, за чаепитием восседает купчиха. Телом белая, лицом пригожая. Сытая жизнь. Кот рядом раздобревший.

Стол ломится, а арбуз соперничает крутостью боков с самоваром. Женщина пьет чай в дорогом парчовом платье с глубоким декольте. Ее сахарные плечи — еще одна сладость на этом празднике жизни.

За ее спиной виден другой балкон, где точно так же купеческая семья распивает чай.

Кустодиев выписал идеальный образ «третьего сословия». Купчиха — натуральная красавица, образ которой сложился в фольклоре, а в XIX веке нашел отражение в героинях Островского и Лескова. Движения ее плавны и неторопливы — в таком же ритме живет и провинциальный город.

Русские женщины, в том числе и купчихи, были частыми героинями кустодиевских работ. Представали они в разных антуражах, позировали для них нередко дворянки с менее пышными формами. Борис Михайлович выписывал саму Русь, правда, время, когда он это делал, уже не соответствовало выбранному образу: на смену дородным кормилицам пришли худосочные революционерки.

Контекст

На дворе стоял 1918-й год. Денег не было, еды тоже — окаянное время. Кустодиев уже тяжело болел, и все тяготы несла на себе его жена Юлия Евстафьевна. По воскресеньям она ходила пилить дрова, платили ей, как и другим чернорабочим, — дровами.

«Живем мы здесь неважно, холодно и голодно, все только и говорят кругом о еде да хлебе… Я сижу дома и, конечно, работаю и работаю, вот и все наши новости. Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен», — писал художник театральному режиссеру Василию Лужскому.

Для «Купчихи за чаем» Кустодиеву позировала соседка по дому баронесса Галина Адеркас. В жизни студентка-первокурсница обладала значительно меньшими формами, однако художник считал, что красивой женщины должно быть много — худые на творчество не вдохновляли. Его даже называли русским Рубенсом за пышнотелых, дородных женщин, «Волжских Данай».

Картина условно делит зрителей на два лагеря: одни считают ее ироничной, другие — ностальгической. Первые утверждают, что Кустодиева писал карикатуру на купеческое сословие, вторые — что русский Тициан вложил в это полотно переживания о судьбе Родины, крушении традиций и разочаровавших итогах революции.

Судьба художника

Борис Кустодиев учился у Ильи Репина. Будучи студентом Петербургской академии художеств, именитый мастер предложил ученику поработать над «Торжественным заседанием Государственного совета 7 мая 1901 года».

В академии и сразу после ее окончания Кустодиев считался портретистом. Однако вскоре художник переключился на сюжеты, близкие к фольклору. Он много ездил по России, наблюдал ярмарочную кутерьму, жизнь купцов и простых людей. Все увиденное в дальнейшем станет основой шедевров.

Самые известные свои полотна Кустодиев написал, будучи прикованным к кровати. «Замыслы, один другого заманчивее, так и теснились в голове, — писал Кустодиев — Руки работают. А ноги… Что ж, для работы они не особенно нужны, можно писать и так, сидя в инвалидной коляске».

В 34 года у него обнаружили опухоль спинного мозга. Операции результата не дали, и последние 15 лет жизни художник был вынужден работать лёжа.

Сочинение по картине Кустодиева “Купчиха за чаем”

Кустодиев Борис

В центре картине изображена молодая женщина, которая пьет чай на балконе. Женщина одета в черное платье с фиолетовыми разводами и чепец такого же цвета. Это подчеркивает то, насколько у нее белое лицо и плечи, а так же свежесть розового лица.

День уже начинает клониться к закату и по небу плывут розовеющие облака. На столе стоит огромный самовар и разнообразные фрукты и сладости: арбуз, виноград, варенье, булки. Рядом стоит расписной ларец для рукоделий, которым купчиха будет заниматься после чая.

Купчиха очень красива. Тело у нее крепкое и здоровое. Она удобно устроилась, подперев локтем другой локоть, и мило отставив пухленький палец. Чай купчиха пьет из блюдца. Кот ластиться к ее белому и пухлому плечу.

Купчиха занимает господствующее положение в картине. Крупная женщина заполняет собой практически все пространство картины. Она словно возвышается над тихим провинциальным городком, который она олицетворяет.

А за пределами ее дома протекает спокойная уличная жизнь. Виднеются дома с вывесками, мостовая, выстеленная булыжниками, гостиный двор и церковь. А с другой стороны виден соседний синий дом, на балконе которого старый купец с женой тоже сидят за самоваром. Ведь что может быть приятнее после дневного сна, чем неспешно потягивать чай с блюдечка?

Строение картине создано таким образом, чтобы фигура купчихи и натюрморт, который расположен на переднем плане обретали вместе пирамидальную форму, что делает композицию еще более нерушимой. Плавные и спокойные формы направляют внимание зрителя к центру холста: голые плечи, рука, в которой блюдце, лицо с ясно-голубыми глазами и центром композиции являются алые губы бантиком.

Картина написана с использованием малого количества колористических инструментов. Фактура письма очень гладкая и ровная, чем-то напоминающая эмаль. В картине проявляется своеобразный метод художника Кустодиева.

Написанное им выглядит очень убедительно и правдиво, хотя художник и не повторяет природу, а пишет все от себя. Он использует поистине уникальные цветовые сочетания.

Например, на картине цвет кожи купчихи немного светлее неба.

Картина «Купчиха за чаем» кажется поэмой о красоте русской природы и русской женщины. Именно это и является первым впечатлением о ней. Но главное в картине – это ироничность, с которой художник изображает купчиху, а так же уют и безмятежность купеческого быта в уездном захолустье.

(3 votes, average: 5.00

Борис Кустодиев: мир на колесах

Источник: https://1olestnice.ru/iskusstvo/opisanie-kartiny-borisa-kystodieva-kypchihi/

«Купчиха за чаем»Кустодиева: тоска по прекрасному

Кустодиев Борис Картина Кустодиева «Купчиха за чаем» создана была в 1918 году, когда купечество уже отошло в прошлое вместе с уютной дореволюционной Россией. И вот уже сто лет искусствоведы и поклонники таланта художника спорят, ироничное ли это полотно, или в нем сквозит тоска по ушедшей в прошлое реальности.

Композиция и особенности картины

Для создания полотна Кустодиев знакомился с русскими художественными ремеслами, потому картина немного похожа на лубок. Написана масляными красками, но создается впечатление, будто полотно написано русским лаком и эмалью.

Центральный персонаж – молодая пышная женщина за чаепитием, сидящая на балконе, но если приглядеться, то можно увидеть и других действующих лиц – юношу с белым конем (возможно, возлюбленный главной героини) и пожилых соседей купчихи, которые тоже пьют чай. Поразительно, но на картине есть и натюрморт, и портрет и пейзаж.

Предположительно, это пейзаж провинциального русского города середины 19 века, хотя точных привязок нет. Несмотря на всю яркость, в картине использовано не так уж много цветов, и если приглядеться, все они присутствуют на броши у главной героини: розовый, зеленый, голубой, желтый, фиолетовый.

Иллюзия буйства красок создается благодаря искусной лессировке.

На картине все гипертрофировано: дородная дама, такой же самовар и такой же арбуз.

Натюрморт выписан довольно детально, но если приглядеться, то будет понятно, что вся посуда из разных сервизов, что говорит не столько о бедности, сколько о безвкусице главное героини.

Округлые формы самовара повторяют округлые формы девушки, а розовый арбуз по цвету перекликается с румянцем героини. Да и кот похож внешне на свою хозяйку.

На заднем плане — пейзаж с бело-голубыми церквушками, синими домами, нежно-синим небом и розовыми облаками.

И все же, центр картины – это главная героиня и натюрморт, которые вынесены вперед и безраздельно заполняют большую часть картины. Слившись в одну композиционную структуру, они образуют пирамиду.

В картине почти отсутствует переход от переднего плана к заднему, само пространство передается ритмичными линиями, которые сливаются от периферии к самому центру композиции, то есть, к главной героине, которая символизирует и старую Россию, и женскую красоту глазами русского народа.

История картины

Натурщицей для полотна послужила баронесса Андеркас – певица немецкого происхождения. Тогда ей было всего 18 лет, и художник нарочно добавил ей возраста и габаритов. Сам Борис Михайлович в те годы был тяжело болен туберкулезом костей, страдал от опухоли спинного мозга и почти не выходил на улицу, передвигаясь в инвалидной коляске. Купеческую Русь он рисовал по памяти.

А за окном была революция и 18 год, нищета и уничтожение целых классов населения. Хрупкая жена художника подрабатывала тем, что рубила дрова, ими же получала зарплату, самому художнику подчас не хватало ни красок ( именно поэтому в картине он использовал так мало цветов), ни холстов. Иногда он рисовал поверх старых своих картин.

Полотно участвовало в единственной прижизненной выставке уже тяжело больного художника и в Первой выставке русского искусства в Германии. Сегодня полотно находится в Государственном русском музее в Санкт-Петербурге, а его героиня стала прообразом купчихи в исполнении Нонны Мордюковой.

Ирония или тоска?

Старый мир розовыми облаками ушел навсегда, а с ним и уютные чаепития, ярмарки и бело-голубые церквушки. Кустодиев остался один на один со своей памятью, а память рисовала ему не суровую реальность 1918 года, а уютные русские городки и уютных женщин.

Источник: https://TopKartin.ru/kartiny/kupchiha-za-chaem

Борис Кустодиев. Купчиха за чаем

Б. М. Кустодиев. «Купчиха за чаем». (1918)

На обращенной к городу веранде сидит перед нами исконно русская женщина — купчиха. Она пьёт чай из блюдечка и, кажется, не смотрит в нашу сторону.

К её полному плечу прильнула, ласкаясь, кошка…

Перед купчихой мы видим накрытый стол. На нём есть и пузатый самовар, и вазочка с вареньем, и корзина с пирогами, и большое блюдо с сахарным арбузом…

Настоящее русское чаепитие!

Б. Кустодиев. «Купчиха за чаем». Фрагмент.

На верху самовара стоит заварочный чайник — еще один обязательный атрибут русских посиделок. В нем настаивали заварку перед тем, как разлить ее по чашкам.

Разбавляли заварку крутым кипятком прямо из самовара…

Получался бодрящий и обжигающий напиток.

Именно по этой причине в купеческой среде было принято пить чай из блюдечка.

Вода в самоваре постоянно поддерживалась в кипящем состоянии, и пить её из чашки порой было невозможно….

На блюдечке же ароматный напиток остывал быстрее.

Пили чай зачастую вне дома…

В провинциальных городах для этой цели строили веранды.

Открытая, увитая цветами веранда выходила окнами в сад и ценилась всеми членами семьи как возможность провести время на свежем воздухе за душевной беседой.

Русское чаепитие — это всегда беседа…

Нам кажется, что купчиха не смотрит на нас, однако ее облик и поза располагают к разговору.

И собеседники у неё есть… Это мы с вами.

Сидим на другой стороне стола и, наслаждаясь чаем, смотрим на утопающий в зелени городок.

Вечереет. Лёгкие облака летят по начинающему розоветь небу.

В отдалении вздымаются вверх церковные колокольни.

Справа расстилается широкий гостиный двор…

Слева – ещё одна веранда. На ней также стоит пузатый самовар, и ещё одна купеческая семья встречает закат солнца за блюдцем с чаем.

Вечер – самое подходящее время для чаепития…

Б. Кустодиев. «Купчиха за чаем». Фрагмент.

  • Купчиха на картине Кустодиева по-своему красива, хотя и чересчур полна.
  • Моделью для неё послужила Галина Адеркас, баронесса, а в пору написания художником картины – студентка Медицинского института.
  • Обладая плотным телосложением, она в то же время не была столь тяжеловесна и пышна, какой изобразил её художник.

Б. Кустодиев. «Женщина, пьющая чай». Зарисовка с Галины Адеркас. (1918)

Одета купчиха в традиционную для своей среды одежду: обшитое кружевом платье с узким лифом и широкой юбкой.

На голове у нее – завязанный по особому платок, а в ушах золотые серьги…

Купчихи любили и умели показать свой достаток.

С гладким белым лицом и покатыми плечами, дородная и хлебосольная купчиха представляет собой собирательный образ всех русских женщин того периода.

Горожанок, не привыкших к каждодневному труду… Провинциалок.

Б. Кустодиев. «Купчиха за чаем». Фрагмент.

Картина написана Борисом Кустодиевым уже после революциии, однако сцена, которую художник представил нам на ней, относится ко второй половине XIX века.

Художник тяжело переживал ломку традиций, случившуюся после революционных потрясений. Он был поклонником русской старины и патриархального уклада.

Картина «Купчиха за чаем» со всеми ее типичными атрибутами сытой и привольной купеческой жизни отразила желание художника сохранить их, зафиксировать в памяти.

Впрочем, сквозь тоску по былому у художника проскальзывает ироническая усмешка…

Сытая у купчихи жизнь, привольная… Однако и однообразная, и бесконечно тягостная.

Попасть в «болото» провинциальной жизни боялись все прогрессивные люди того времени, и Кустодиев, пожалуй, не был исключением.

Однако провинциальная хлебосольность XIX века, особенно заметная на фоне гражданской войны и последовавшей за ней разрухи, не могла не привлекать внимание…

  1. Не могла не будить воспоминаний о прошлом.
  2. Поставьте ????, если статья показалась Вам интересной.
  3. Если  же Вам понравились заметки, добро пожаловать на мой канал:)
  4. Василий Суриков. Боярыня Морозова
  5. Исаак Левитан. Сравнить несравнимое

Источник: https://zen.yandex.com/media/painting_notes/boris-kustodiev-kupchiha-za-chaem-5dcac8aef2b9ae76f74d8331?feed_exp=ordinary_feed&from=channel&rid=64813337.464.1574183247652.69582&integration=publishers_platform_yandex

Купчихи. Описание картины Кустодиева

  • Борис Михайлович Кустодиев
  • «Купчихи»
  • 1912 год
  • Киевский музей русского искусства, Киев

 После 1910 года в живописи Кустодиева происходят значительные изменения. Теперь его картины развиваются по двум основным направлениям, каждое из которых отражает стремление художника синтезировать.

Первое направление — это символизм в обобщении образов, стилизация и оторванность от реальности. Второе – быто-описательство. Кустодиев рисует по памяти образ провинции; воссоздает сотни различных бытовых деталей, внешность людей, улицы и площади городов, внутреннее убранство домов.

Его картины уже нельзя назвать реалистичными. Это художественные конструкции, где реалистичная достоверность деталей подчеркивается символичностью общего замысла. Изображая купчих, Кустодиев создает своеобразный символ провинциальных городов и наделяет его всеми необходимыми атрибутами величия.

Преувеличивая определенные качества своих героинь, именно через преувеличение, через восторг, удивление, художник внушает зрителю представление о своеобразии народного идеала красоты. В них не имеет решающего значения сюжет или психологическая линия. Фигуры обретают символическое значение.

Первая из картин, в которых образ-тип находит свое отчетливое выражение, — это «Купчихи». Кустодиев создает образ провинциального города и его «цариц» — пышущих здоровьем и сытостью молодых купчих. Городская улица не производит впечатления натуральной — художник словно констатирует декорацию на провинциальную тему.

Изображена сценическая площадка со свойственной ей условностью: две боковые кулисы будто из фанерных перегородок и плоскостный задник. И кулисы и задник покрыты пестрой узорчатой росписью.

Здесь и крикливые рекламы, и калач над входом в булочную, и корзины с бутафорскими яблоками, и игрушечный розовый домик с зеленой крышей, и синие, со звездами церковные купола; по красочному небу плывут розовые облака.

На переднем плане картины стоят четыре монументальные купчихи в атласных переливающихся платьях. Яркий цвет их одежд своей звучностью подавляет пестроту фона. Они скорее инициируют беседу, чем действительно разговаривают между собой; смысл их присутствия сводится к демонстрации их своеобразного великолепия.

Художник смеется над аляповатыми украшениями домов, над устрашающими своими размерами и грубостью вывесками, над разряженными женщинами. Кустодиев преувеличивает до абсурдности нелепости провинциального вкуса.

Но он и любуется людьми, живущими в этом пестром, варварском мире, радуется их холеной красоте, их здоровому, естественному ощущению собственного совершенства.

Автор сочинения: Рыженко Елена

Источник: http://design-kmv.ru/zhivopis-2/russkaya-zhivopis/kupchixi-opisanie-kartiny-kustodieva.html

Конспект урока развития речи "Сочинение-описание картины Б.Кустодиева "Сирень""

Тема. Развитие речи № 9. Сочинение-описание картины Б. Кустодиева «Сирень».

Цели: развивать навыки устной и письменной речи, совершенствовать навыки описания произведений живописи; развивать воображение учеников,обогащать активный словарь учеников описательной лексикой, совершенствовать орфографические навыки, воспитывать положительно-направленные нравственные качества личности – упорство, трудолюбие, идентичность с российской культурой.

Методические приемы, основные виды деятельности: поиск, анализ, преобразование информации, извлечённой из различных источников, беседа по вопросам, работа с текстом, устное описание картины, анализ языкового материала, сочинение по картине.

Опережающее задание: подготовить информацию и презентацию о Б. Кустодиеве.

Планируемый результат: умение отбирать и систематизировать материал на определенную тему; представлять и передавать материал с учётом заданных условий общения.

Вид контроля: текст сочинения-описания картины.

Оборудование: Портрет Б.Кустодиева, репродукции картин, Песня Ерёмки «Широкая масленица» в исполнении Шаляпина, раздаточный материал: репродукция картины «Сирень», тексты для работы, презентация, проектор.

Ход урока

  1. Организационный момент: интрига (1 слайд)

— Буквы мы складываем в слова, слова – в предложения, из предложений мы создаём тексты. Кто из вас предположит, чем мы свами будем заниматься на уроке? (Развитием речи)

1. Приём«Ожидание».

Учитель: Продолжите мою мысль «СЕГОДНЯШНИЙ УРОК НАУЧИТ МЕНЯ…»

(аргументировать, высказывать собственные суждения по теме урока; рассказывать о содержании картины…)

2. Запись в тетрадях: Десятое декабря. Классная работа. Урок развития речи (2 слайд)

Я приглашаю вас войти в зал, подняться по сверкающей лестнице и посетить картинную галерею (3 слайд)

(Репродукции – на доске: «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Масленица» (1919), «Зима. Крещенское водосвятие», «Масленица» (1916), «Ф.Шаляпин» «школа в московской Руси», общее знакомство с ними)

II. Подготовка к сочинению по картине

Слово учителя. Перед нами мир кустодиевской Руси.

Живопись Кустодиева имеет много общего с народным искусством — с росписью Городецких узоров, которыми так богата была провинция.

Так же, как в народном искусстве, в работах художника весело и звонко сочетаются зеленый, желтый, красный тона, в условно-плоскостной манере изображаются лица и фигуры, деревья, купола церквей и колоколен.

Но главное, что роднит манеру Кустодиева с русским народным искусством,— это приподнятый, праздничный настрой, та веселость, которая неизбежно сопровождает каждое народное гулянье, каждый праздник.

Сытые купчихи, чаепития с самоваром, масленичные гулянья, привычные, застывшие формы провинциальной жизни — этот мир уходил в прошлое, разрушался, и Кустодиев не мог этого не видеть и не понимать.

Не формы этой жизни были ему милы, а то, что стояло за ними,— стихия народная, разудалая, буйная, широта души русского человека, ощущение им полнокровности бытия.

Вот почему о картинах его говорили, что есть в них «великая правда о России».

В 1019 году Кустодиев пишет «Масленицу» (хранится в музее-квартире И. И. Бродского в Ленинграде). Этот сюжет — один из самых его любимых. Первую «Масленицу» художник написал в 1916 году, потом неоднократно создавал варианты.

Почему так притягивал его этот сюжет? Потому ли, что нравилась ему русская зима или сам праздник прощания с ней давал возможность собрать вместе и показать всех персонажей любимой им фантастической страны, показать и этот город, в котором каждый из зрителей узнавал свою родину? Об этом рассказывал сын Бориса Михайловича. Приходили в мастерскую люди и, посмотрев на полотно, угадывали: кто — Кострому, кто — Москву, кто — Ярославль. Даже улицы подчас называли, спорили. А художник только улыбался, ему по душе были эти споры. Он к тому же и стремился, чтобы каждый узнавал свое, родное.

На фоне народного гулянья на масленицу написал Кустодиев один из лучших своих портретов — портрет Ф.Шаляпина. Написал так, что понимаешь глубинные основы мастерства великого артиста, как бы слышишь его голос.

Вспоминая сеансы в мастерской Кустодиева, Шаляпин писал: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве…

» И еще: «Только неимоверная любовь к России могла одарить художника такой веселой меткостью рисунка и такой аппетитной сочностью краски».

(Возможно прослушивание песни Ерёмки «Широкая масленица в исполнении Шаляпина).

Рассказ ученика о художнике.Художник Кустодиев Борис Михайлович родом из Астрахани, родился в 1878 году 23 февраля. Детство его проходило на берегах великой Волги, где он провел свои детские и отроческие годы. Отец умер от чахотки, когда мальчик еще только делал свои первые шаги. Его мать в 25 лет осталась вдовой с четырьмя малышами.

Мальчик впервые начинает рисовать в пять лет и тогда же испытывает первое потрясение, прослушав оперу «Иван Сусанин». В 9 лет Боря уже полон мечтаний стать настоящим художником. Он учится в церковно-приходской школе, а потом поступает в гимназию. (6 слайд)

Увлекаясь рисованием, подросток начинает изучать искусство живописи в родном городе у единственного художника-профессионала Павла Алексеевича Власова. Освоив первоначальные уроки мастерства, Кустодиев в 18 лет уезжает из Астрахани в Петербург, где поступает на учебу в Академию Художеств.

Первый курс проходит у В. Савинского, со II курса обучается у И. Репина. Усердие и талант молодого человека замечены, и Илья Репин берет его помощником, для выполнения большого и очень ответственного заказа, написать большое полотно «Заседание Государственного совета».

(7 слайд)

Он много и упорно работает, самоотверженно, по 12 часов и более в сутки, по 5 часов выстаивает у картины и бесконечно счастлив. Картина для него была живым существом, из-под его кисти выходит полотно за полотном. Он очень торопится, будто не успеет написать всё то, что задумал. Он очень счастлив, потому что любит и любим.

В его жизни особое место занимает Юлия Прошинская – воспитанница в небогатой помещичьей семье. Как и Кустодиев, поклоняется театру, рисует, любит живопись. Два художника рисуют её портрет… «Позировать довольно утомительно, но я терпелива…» вспоминает она. Ей больше нравится рисунок Кустодиева – значитхудожник угадал Юлию, понял её.

И она ,почувствовав, что мила ему, стала внимательно приглядываться к молодому человеку… «Моя Юлик», Милый Юлик» — так нежно он обращается к ней. А потом пишет портрет молодой жены: удлинённое благородное лицо, глаза преданные, доверяющие, нежные. В саду своих друзей Поленовых Кустодиев нарисовал ещё одну картину «Сирень».

Давайте рассмотрим её.

Высказывания учеников

Беседа по картине. Детализация восприятия

Работа над языковыми средствами. Заполнение таблицы. Работа с текстом

— Какие чувства испытывает художник?

  • Приведите аргументы.
  • Он любит свою жену и дочку. Краски яркие, светлые, излучают солнечный свет
  • — На фоне чего изобразил их художник?
  • На фоне высокого куста пышно расцветшей благоухающейсирени
  • — Что символизирует сирень?
  • Опишите её
  • Сирень – символ зарождения жизни Она изумительная, дивная, великолепная, роскошная.
  • — Что ещё изображено на заднем плане?
  • Справа бревенчатый крашенный жёлтой краской дом со светлыми окнами
  • — Что он символизирует?
  • Достаток, уют, райский уголок, где семье живётся счастливо.
  • — Что мы испытываем, глядя на полотно?
  • Радость, восторг, восхищение, щемящую нежность
  • — Какие чувства и мысли у нас при этом возникают?
  • Молодая мать красива, любима, счастлива
  • — Что нам хочется делать, глядя на картину?
  • Восхищаться, любоваться.

В п..лисаднике около дома на фон.. яркой летн..й зелени и пышно расцветш..й сирени – стройная фигура м..лодой ж..ны художника с крошеч..ной дочкой на руках.Солнечный свет становит..ся таким же полноправным «героем» к..ртины, как пейзаж и м..лодая мать с р..бенком на руках.

Задание: вставить пропущенные буквы, найти причастие, сделать морфологический разбор

Физкультминутка.

Составление устного рассказа при помощи плана и опорных слов. (2- 3 ученика 1 уровня обученности).

План работы над сочинением

1. Вступление. Что за картина передо мной? Кто автор? Почему автор обратился к этой теме?

2. Главная часть. Описание самой картины. Какова композиция (построение) картины. Что изображено на переднем плане, что на заднем плане. На чем и каким образом автор акцентирует внимание зрителя, почему его внимание привлекают именно эти детали. Какие краски преобладают.

3. Заключение. Что хотел сказать автор своим произведением (к чему призывал, чем восхищался… ). Своё впечатление от картины.

Изображены Юлия Евстафьевна Кустодиева, жена художника, с дочерью Ириной (1905-1981). Картина написана в 1906 г. Холст, масло. Размеры: 183 x 136 см. Место хранения — Государственный Русский музей. Весенняя картина, написанная счастливым художником.

Он изобразил на фоне цветущей белой сирени свою жену в белом платье, создав в картине равновесие и соответствие женщины и цветов. На руках жены – маленькая дочь в длинном, скрывающем ножки платьице в сиреневую полоску. Картина солнечная, теплая, наполненная душевным равновесием и радостью.

На заднем плане – бревенчатый, крашенный желтой краской дом, темно-зеленые листья кустарника, растущего у забора, светлая зелень листьев сирени — делают картину еще более душевной.

  1. Домашнее задание: дописать сочинение
  2. — Во что одеты они?
  3. — Какие чувства испытывает художник?
  4. Приведите аргументы.
  5. — На фоне чего изобразил их художник?
  6. — Что символизирует сирень?
  7. Опишите её
  8. — Что ещё изображено на заднем плане?
  9. — Что он символизирует?
  10. — Что мы испытываем, глядя на полотно?
  11. — Какие чувства и мысли у нас при этом возникают?
  12. — Что нам хочется делать, глядя на картину?

В п..лисаднике около дома на фон.. яркой летн..й зелени и пышно расцветш..й сирени – стройная фигура м..лодой ж..ны художника с крошеч..ной дочкой на руках.Солнечный свет становит..ся таким же полноправным «героем» к..ртины, как пейзаж и м..лодая мать с р..бенком на руках.

  • Задание: вставить пропущенные буквы, найти причастие, сделать морфологический разбор
  • — Во что одеты они?
  • — Какие чувства испытывает художник?
  • Приведите аргументы.
  • — На фоне чего изобразил их художник?
  • — Что символизирует сирень?
  • Опишите её
  • — Что ещё изображено на заднем плане?
  • — Что он символизирует?
  • — Что мы испытываем, глядя на полотно?
  • — Какие чувства и мысли у нас при этом возникают?
  • — Что нам хочется делать, глядя на картину?

В п..лисаднике около дома на фон.. яркой летн..й зелени и пышно расцветш..й сирени – стройная фигура м..лодой ж..ны художника с крошеч..ной дочкой на руках.Солнечный свет становит..ся таким же полноправным «героем» к..ртины, как пейзаж и м..лодая мать с р..бенком на руках.

Задание: вставить пропущенные буквы, найти причастие, сделать морфологический разбор

План работы над сочинением

1. Вступление. Время написания картины. Почему автор обратился к этой теме.

2. Главная часть. Тема картины (о чем она). Какова композиция (построение) картины. Что изображено на переднем плане, что на заднем плане. На чём и каким образом автор акцентирует внимание зрителя, почему его внимание привлекают именно эти детали. Какие краски преобладают.

3. Заключение. Что хотел сказать автор своим произведением (к чему призывал, чем восхищался… ). И свое мнение

План работы над сочинением

1. Вступление. Время написания картины. Почему автор обратился к этой теме.

2. Главная часть. Тема картины (о чем она). Какова композиция (построение) картины. Что изображено на переднем плане, что на заднем плане. На чём и каким образом автор акцентирует внимание зрителя, почему его внимание привлекают именно эти детали. Какие краски преобладают.

3. Заключение. Что хотел сказать автор своим произведением (к чему призывал, чем восхищался… ). И свое мнение

План работы над сочинением

1. Вступление. Время написания картины. Почему автор обратился к этой теме.

2. Главная часть. Тема картины (о чем она). Какова композиция (построение) картины. Что изображено на переднем плане, что на заднем плане. На чём и каким образом автор акцентирует внимание зрителя, почему его внимание привлекают именно эти детали. Какие краски преобладают.

3. Заключение. Что хотел сказать автор своим произведением (к чему призывал, чем восхищался… ). И свое мнение

План работы над сочинением

1. Вступление. Время написания картины. Почему автор обратился к этой теме.

2. Главная часть. Тема картины (о чем она). Какова композиция (построение) картины. Что изображено на переднем плане, что на заднем плане. На чём и каким образом автор акцентирует внимание зрителя, почему его внимание привлекают именно эти детали. Какие краски преобладают.

3. Заключение. Что хотел сказать автор своим произведением (к чему призывал, чем восхищался… ). И свое мнение

План работы над сочинением

1. Вступление. Время написания картины. Почему автор обратился к этой теме.

2. Главная часть. Тема картины (о чем она). Какова композиция (построение) картины. Что изображено на переднем плане, что на заднем плане. На чём и каким образом автор акцентирует внимание зрителя, почему его внимание привлекают именно эти детали. Какие краски преобладают.

3. Заключение. Что хотел сказать автор своим произведением (к чему призывал, чем восхищался… ). И свое мнение

Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-razvitiya-rechi-sochinenieopisanie-kartini-bkustodieva-siren-2670109.html

Сочинение по картине Кустодиева «Купчиха за чаем»

» Купчиха за чаем » — одна из самых известных картин великого русского художника Бориса Михайловича Кустодиева (1878 — 1927). Картина была написана в 1918 году, холст, масло, 120 x 120 см. В настоящее время находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

Русский художник Кустодиев являлся не только искусным живописцем, который мастерски мог подмечать тонкости и детали, изображать окружающий мир и передавать атмосферу, но и страстным ценителем красоты русских традиций.

Его картины, которые передают жизнь и быт людей, стали понятны обычному зрителю, а от того признание Кустодиева среди обычных людей и ценителей искусства было практически всеобщим.

Одна из его картин «Купчиха за чаем» лучше всяких слов рассказывает о необычайном таланте Кустодиева.

На картине представлена купчиха — красивая и румяная женщина. Она сидит на открытом балконе тёплым летним днём. На заднем плане открывается русский пейзаж с зеленью, домами и белокаменными церквушками. На женщине красивое и дорогое платье.

На столе стоит традиционный русский самовар, нарезанный арбуз, фрукты и сладости. Купчиха пьёт чай из блюдечка. Спокойную и беззаботную обстановку чаепития подчёркивает ленивый кот, который трётся о плечо хозяйки.

На соседнем балконе пьёт чай другая купеческая семья.

Полусонная атмосфера картины является олицетворением богатства и благополучия, однако богатство и беззаботность купчихи показаны иронично, беззлобно.

Кустодиев предлагает посмотреть на обычный день из купеческой жизни глазами обычного наблюдателя, а не завистника или противника. Картина была написана в проблемный для России год.

1918 — это время революционных настроений, когда пролетарии были против подобного богатства и всячески боролись против купечества, кулачества, царизма и так далее.

Однако, несмотря на это, Кустодиев создал картину далёкую от идеалов новой власти и новой идеологии — коммунизма. Полную, дородную женщину, которая сидит за богатым столом и демонстрирует свою обеспеченность, вовсе не хочется осудить. Даже наоборот, образ русской купчихи кажется немного ироничным, добрым и даже невинным.

Многим в те годы казалось, что Россия под гнётом советской власти погибла и уже никогда не возродится.

Чем же была для Кустодиева данная работа? Возможно, это дань уходящей навсегда эпохе, которая в течении последующих нескольких лет будет полностью уничтожена и перекроена по новым лекалам, а может быть таким образом Борис Михайлович Кустодиев выразил надежду, что, пережив революцию, Россия в скором времени вновь вернётся к своим традициям и прежнему порядку вещей.

В 1918 году, когда на Россию обрушилась революция, голод и разруха, многие мечтали о той жизни, которая осталась в прошлом, и эта картина является красочным воспоминанием, последним лучиком света бывшего уклада жизни.

Вы сейчас читаете сочинение Сочинение по картине Кустодиева «Купчиха за чаем»« Анализ стихотворения Фета «Сосны»

Источник: https://schoolessay.ru/sochinenie-po-kartine-kustodieva-kupchixa-za-chaem/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector