Легенда о скрипичном мастере

Легенды о скрипке

Легенды красивы, но они мало помогают понять что-либо.

Поэтому, опровергая их фактами, результатами экспериментов, мнениями мастеров, основанными на долголетнем опыте, мы постараемся узнать сейчас хоть что-то более или менее достоверное. Вопреки слухам, сохранилось очень многое из сделанного итальянскими мастерами. Только инструментов Страдивари больше тысячи. В основном это скрипки, но есть и альты, виолончели, контрабасы.

Дошли до нас сотни инструментов и других мастеров. В те далекие времена инструменты эти звучали не хуже, чем сейчас, об этом можно судить хотя бы по отзывам, опубликованным в печати тех лет.

Правда, авторы отзывов лишены были возможности сравнивать с будущим звучанием, как мы сейчас не можем сравнивать с прошлым, но они и тогда оценивали тембр скрипки примерно теми же критериями, какими пользуются музыканты в наши дни, поэтому не верить им нет оснований. А кроме того, были проведены эксперименты с искусственным старением — такой метод доступен сейчас лабораториям.

Обратите внимание

Для опытов брали скрипки, сделанные недавно, и старили их до многолетнего возраста. Выяснилось, что время способно лишь немного улучшить звучание, если инструмент с самого начала был хорошим. А если скрипка была неважной, никакое время не в состоянии исправить ее. Но есть исключение.

Скрипка может стать заметно лучше со временем, если она была выполнена хорошо, но дерево для нее использовалось недостаточно выдержанное. Обычно скрипка, сделанная из сырого дерева, погибает. Однако если хранить ее много лет в сухом помещении без резкой смены температуры, она может выздороветь и зазвучать вполне сносно.

Один из таких -случаев был описан в журнале «Музыкальная жизнь». Купил человек в магазине фабричную скрипку, но скоро разочаровался в ней и забросил в чулан. И вот спустя четверть века вспомнил о ней, достал, протер, провел смычком и поразился: это был совсем другой инструмент. Не Страдивари, конечно, но просто хорошая скрипка.

Причину вы уже знаете: на фабрике попалось не вполне просушенное дерево, а чулан оказался тем идеальным местом, которое с помощью времени вылечило инструмент. Но поскольку доподлинно известно, что старые мастера всегда пускали в работу только хорошо выдержанное дерево, это исключение к ним никак не относится.

Их скрипки уже вскоре после изготовления звучали почти так же, как они звучат сейчас.

Почему вскоре, а не сразу? Потому что, во-первых, новую скрипку нужно обыграть: дерево должно привыкнуть к звуковым колебаниям. А во-вторых, мастер нередко чуть-чуть доводит свой инструмент уже после того, как он готов.

Деки еще при изготовлении настраиваются, для этого мастер, выстукивая и выслушивая их, состругивает в определенных местах тонкие слои лишнего дерева. Но иногда требуется уточнить настройку дек в уже готовой скрипке. Бывает, мастер ищет наилучшее расположение душки — ведь она не приклеивается, а просто ставится внутри корпуса враспор между деками.

Обыгрывание и доводка требуют времени, на это может уйти год-другой, но никак не целая жизнь. Утверждение, что каждый профессиональный скрипач мечтает о скрипке Страдивари, тоже неверно.

Важно

Большинство, конечно, безоговорочно считает скрипки Страдивари непревзойденными, но есть музыканты, которым больше нравится тембр инструментов Амати, Гварнери, Бергонци. Великий Паганини последние тридцать лет своей жизни играл на скрипке Гварнери, хотя мог приобрести любой инструмент Страдивари.

В наши дни скрипки Страдивари достаются не только единицам избранных скрипачей. Бывает, и начинающие исполнители получают драгоценную скрипку.

Например, получил скрипку Страдивари Вадик Репин, победитель конкурса имени Венявского, проходившего в Польше .

Вадику тогда только-только пошел двенадцатый год! Конечно, такие скрипки выдаются не в собственность, а лишь в пользование, потому что принадлежат они Государственной коллекции музыкальных инструментов.

Легенда о единственно возможном дереве для скрипки тоже не подтверждается. Многие старинные инструменты хорошо изучены, по крайней мере внешне. Разумеется, большинство скрипок сделано из хорошего дерева, в том числе и из тирольской ели, которая шла на верхнюю деку.

Но встречаются инструменты, для которых дерево выбиралось не так тщательно. Попадается северная ель, сосна и даже пихта. Причем иногда и сами куски дерева неважные. А Страдивари при изготовлении некоторых своих скрипок шел даже на серьезное нарушение технологии, как сказали бы сейчас.

Он брал кусок дерева, ширины которого не хватало для цельной деки, и наращивал с боков другими кусками. Может быть, строгий контролер на современной музыкальной фабрике забраковал бы и такое дерево, а заодно и такой метод, а мастер когда-то не побоялся ни плохого дерева, ни отступления от собственных правил.

Какое уж там пение птиц и прослушивание стетоскопом! Некоторые современные мастера считают, что Страдивари вообще сам не занимался заготовкой дерева, а покупал его на складе. Получалась ли при этом скрипка хуже? Нет.

Совет

Конечно, у каждого мастера, даже у Страдивари, одни инструменты выходили более удачными, а другие менее, однако прямой связи между качеством дерева и качеством скрипки не обнаружено. Встречаются менее удачные скрипки из очень хорошего дерева и более удачные из дерева похуже.

С формой скрипки тоже неувязка получилась у сочинителей легенд. Форма диктуется прежде всего требованиями удобства. Например, полукруглые вырезы по бокам, образующие как бы талию у скрипки, нужны для того, чтобы смычок не задевал корпус инструмента при игре на крайних струнах.

Но мастера всегда стремились любую форму сделать не только рациональной, но и красивой. Другие инструменты тоже красивы, но скрипка и в этом отношении — совершенство.

Мне приходилось слышать даже сравнение со скульптурой, и я очень легко согласился с таким мнением: действительно, скрипка очень похожа на изящное изваяние.

А с размерами дело обстоит так. Когда стали вымерять старинные инструменты, выяснилось, что двух совершенно одинаковых среди них нет.

Разная толщина дек, разная длина корпуса, разная ширина, разное расстояние от порожка на головке до подставки для струн — ни о какой точности до десятых долей миллиметра не может быть и речи. Если, скажем, у двух инструментов совпадает длина, то не совпадают другие размеры.

Совпадает ширина — длина разная, и деки не той толщины. Мастера по-разному располагали и эфы — фигурные прорези в верхней деке. Да и сами эфы имеют чуть-чуть, да разную форму. И не все скрипки очень уж тщательно отделаны.

Мастер из семейства Гварнери, прозвище которого было Дель Джезу, вообще делал скрипки небрежно, особенно в последние годы своей жизни, а между тем его инструменты считаются одними из лучших в мире. Именно на скрипке Дель Джезу играл Паганини.

Обратите внимание

Теперь о лаке. Оказывается, Страдивари не только не держал в секрете свой лак, но и охотно делился его рецептом с иностранными мастерами, приезжавшими к нему. Тем более не скрывал он состав лака от сыновей, и не его вина, что сыновья были не столь гениальными, как отец. Они тоже делали скрипки, и неплохие, но достичь его уровня не смогли.

Да и не один строго определенный лак использовал Страдивари. В первые годы он пользовался лаком, состав которого попросту перенял у своего учителя Николо Амати, а потом только стал делать свой. У каждого из других знаменитых скрипичных мастеров тоже был лак излюбленного состава и цвета — от золотисто-желтого до темно-вишневого.

Есть сведения даже о том, что такие лаки были известны и мебельным мастерам, а не только скрипичным.

Но, может быть, лак все же определяет качество звучания независимо от того, засекречен он или нет? В одной мастерской решились на дерзкий эксперимент: взяли и смыли лак со старинной скрипки. Она будто и не заметила этого — продолжала отлично звучать после такой не слишком приятной процедуры.

А известный советский скрипичный мастер Евгений Францевич Витачек вообще считал, что любой лак, даже самый легкий, связывает дерево, делает его менее эластичным и поэтому ухудшает звучание инструмента. И что лучше всего скрипка звучит тогда, когда она еще ничем не покрыта.

Но оставлять дерево незащищенным нельзя, потому что инструмент погибнет очень скоро. Выходит, вопрос лишь в том, какой лак нужно применять, чтобы он как можно меньше вредил качеству звука. Вот какое противоречие легенде! Правда, есть и другие мнения, и тоже высказанные скрипичными мастерами.

Да, говорят они, мы знаем вещества, входящие в лаки, которыми пользовались великие итальянцы, но не знаем абсолютно точно, какое количество каждого из этих веществ они клали в состав и в какой последовательности, не знаем и способов нанесения лака, поэтому судить о его влиянии на тембр звука старинных инструментов не можем.

Один эксперимент со смыванием лака со старинной скрипки еще ни о чем не говорит, потому что скрипка была не лучшая из тех, что сделаны итальянскими мастерами.

Важно

Обратимся теперь к официальному документу, сухому, но предельно ясному, который как бы примиряет противоположные мнения: «Проведенные научно-исследовательские работы еще не позволяют сделать окончательные и точные выводы о степени влияния лаковых покрытий на акустические свойства смычковых музыкальных инструментов».

Такое заключение вынесено в Научно-исследовательском и конструкторско-технологическом институте музыкальной промышленности.

Как ни различны, а порой и противоположны мнения, в любом случае легенде о волшебных свойствах лака не остается места: речь идет лишь о том, как лак влияет на тембр и влияет ли вообще, а не о том, что он-то и создает дивное звучание инструмента.

Статья найдена в сети Интернет : авторство не установлено

Источник: http://margashov.com/maker/legends-about-violin.html

Секрет скрипок Страдивари: легенды и научные исследования

Великий мастер Антонио Страдивари всю свою жизнь посвятил  изготовлению и совершенствованию музыкальных инструментов, которые навеки прославили его имя.

Специалисты отмечают постоянное стремление мастера наделить свои инструменты мощным звучанием и богатством тембра.

Предприимчивые дельцы, зная о высокой цене скрипок Страдивари, с завидной регулярностью предлагают купить у них подделки…

Все cвои скрипки Страдивари метил одинаково. Его клеймо – это инициалы А.S. и мальтийский крест, помещённые в двойной круг. Подлинность скрипок может подтвердить лишь очень опытный эксперт.

Некоторые факты из биографии Страдивари

Место и точная дата рождения небезызвестного итальянского скрипача-мастера Антонио Страдивари точно не установлены. Предположительные годы его жизни – с 1644 по 1737. Отметка «1666 год, Кремона» на одной из скрипок мастера даёт основание говорить, что в этом году он жил в Кремоне и был учеником Николо Амати.

Сердце гениального Антонио Страдивари остановилось 18 декабря 1737 года. Предположительно, он мог прожить от 89 до 94 лет, создав около 1100 скрипок, виолончелей, контрабасов, гитар и альтов. Однажды он изготовил даже арфу.

Почему неизвестен точный год рождения мастера? Дело в том, что в Европе XVII века царила чума. Опасность заражения вынудила родителей Антонио укрыться в родовом селении. Это и спасло семью.

Совет

Также неизвестно, почему в 18-летнем возрасте Страдивари обратился к Николо Амати, скрипичному мастеру.

Возможно, подсказало сердце? Амати сразу же увидел в нём гениального ученика и взял его к себе в подмастерье.

Трудовую жизнь Антонио начал с разнорабочего. Затем ему доверили работу по филигранной обработке дерева, работу с лаком и клеем. Так ученик постепенно и познавал секреты мастерства.

О жизни великого мастера сохранилось не так много сведений, ведь поначалу он был малоинтересен летописцам — Страдивари ничем не выделялся среди других кремонских мастеров. Да и человек он был замкнутый.

Лишь потом, когда он прославился как «супер-Страдивари», его жизнь стала обрастать легендами. Но известно совершенно точно: гений был невероятным трудоголиком.

Он изготавливал инструменты вплоть до самой смерти в 90 с лишним лет…

Считается, что всего Антонио Страдивари создал около 1100 инструментов, включая скрипки. Маэстро был поразительно продуктивен: он выпускал по 25 скрипок в год.

Для сравнения: современный активно работающий мастер, изготавливающий скрипки вручную, выпускает ежегодно всего 3-4 инструмента.

Но дошли до наших дней только 630 или 650 инструментов великого мастера, точное число неизвестно. Большинство из них — скрипки.

В чём секрет скрипок страдивари?

Современные скрипки создаются при помощи самых передовых технологий и достижений физики — а звук всё равно не тот! Триста лет ведутся споры о таинственном «секрете Страдивари», и каждый раз учёные выдвигают все более и более фантастические версии.

 По одной из теорий, ноу-хау Страдивари в том, что он владел неким магическим секретом лака для скрипок, который придавал его изделиям особенное звучание.

Легенды гласят, что эту тайну мастер узнал в одной из аптек и усовершенствовал рецепт, добавив в лак крылышки насекомых и пыль с пола собственной мастерской.

Обратите внимание

Ещё одно предание гласит, что кремонский мастер готовил свои смеси из смол деревьев, росших в те времена в тирольских лесах и вскоре начисто вырубленных.

Учёные не оставляют попыток понять, чем же обусловлена чистая уникальная звучность страдивариевских скрипок.

Профессор Джозеф Нагивари (США) утверждает, что для сохранности древесины клён, используемый знаменитыми скрипичными мастерами XVIII века, подвергался химической обработке. Это и влияло на силу и теплоту звука инструментов.

Он задался вопросом: могла ли обработка против грибков и насекомых обусловить такую чистоту и яркость звука уникальных кремонских инструментов?

Используя ядерный магнитный резонанс и инфракрасную спектроскопию, им были проанализированы образцы древесины пяти инструментов. Нагивари утверждает: если будет доказано воздействие химического процесса, окажется возможным изменение современной технологии изготовления скрипок. Скрипки зазвучат на миллион долларов, а реставраторы обеспечат лучшую сохранность старинным инструментам.

Некогда был проанализирован лак, которым покрыты инструменты Страдивари. Выяснилось, что его состав содержит наномерные структуры.

Получается, что ещё три столетия тому назад создатели скрипок опирались на нанотехнологии? Был проведён интересный эксперимент. Сравнивали звучание скрипки Страдивари и скрипки, изготовленной профессором Нагивари.

600 слушателей, из них 160 музыкантов, провели оценку тона и силы звука по 10-бальной шкале. В результате, скрипка Нагивари получила более высокие оценки.

Важно

Однако, были и другие исследования, в ходе которых выяснили, что лак, используемый Страдивари, ничем не отличался от того, что использовали в ту эпоху мебельщики.

Многие же скрипки вообще были покрыты заново лаком при реставрации в XIX веке. Нашёлся даже безумец, решившийся на святотатственный эксперимент — полностью смыть лак с одной из скрипок Страдивари.

И что же? Скрипка не стала звучать хуже.

В свою очередь изготовители скрипок и музыканты также не признают, что волшебство звучания их инструментов обусловлено химией.

И в качестве доказательства их мнения свидетельствуют результаты ещё одних научных исследований.

Так, учёные Массачусетского технологического института доказали, что особенный «мощный» звук скрипок Антонио Страдивари был вызван случайной ошибкой в ходе производства этих инструментов.

Как передает The Daily Mail, исследователи поняли, что столь необычное глубокое звучание скрипок знаменитого на весь мир итальянского мастера вызвана F-образными отверстиями — эфами.

С помощью анализа множества других инструментов Страдивари ученые сделали вывод, что эта форма изначально была воспроизведена по ошибке. Один из исследователей Николас Макрис поделился собственным мнением: «Вы режете по тонкому дереву и не можете избежать несовершенства.

Форма отверстий в скрипках Страдивари отклоняется от традиционной для XVII–XVIII веков на 2%, но это похоже не на ошибку, а на эволюцию».

Совет

Бытует также мнение, что никто из мастеров не вкладывал в свою работу столько труда и души, сколько Страдивари. Ореол тайны придаёт изделиям кремонского мастера дополнительное очарование.

Но учёные-прагматики не верят в иллюзии лириков и давно мечтают поделить волшебство чарующих скрипичных звуков на физические параметры. Во всяком случае, в энтузиастах точно недостатка не ощущается.

Нам остаётся только ждать того момента, когда физики достигнут мудрости лириков. Или наоборот…

Говорят, в мире каждые две недели кто-нибудь да «открывает» тайну Антонио Страдивари. Но на самом деле за 300 лет секрет величайшего мастера так и не удалось разгадать. Только его скрипки поют, словно ангелы. Современной науке и новейшим технологиям не удалось достичь того, что для кремонского гения было всего лишь ремеслом.

Источник
По материалам

Источник: http://tvorzhizn.ru/tak-v-chyom-zhe-sekret-genialnyh-skripok-stradivari/

Скрипка и мистика

Previous Entry | Next Entry

vseneobichnoe

На протяжении веков изумительное звучание скрипки зачаровывало людей. Ее мелодичные звуки ублажали в модных салонах слух избалованных аристократов и заставляли пускаться в пляс простой люд на незатейливых деревенских праздниках.

Каждый находил в голосе «королевы музыки» что-то свое — близкое и родное. Наверное, поэтому со скрипкой связано немало легенд, а порой и настоящих мистических историй.

Творение дьявола

Первые скрипки появились на земле только лишь в эпоху Ренессанса (XIV-XVI века). Сразу же появились и легенды, связанные с ними. Самая известная из них гласит, что создателем первого инструмента был не кто иной, как сам дьявол. Как-то раз князь тьмы увидел на земле красивую девушку и страстно в нее влюбился.

Однако прелестница не ответила на чувство нечистого, хотя он и сулил ей за любовь баснословные богатства. Тогда разозленный дьявол превратил несговорчивую красавицу в скрипку, придав своему созданию соблазнительные формы возлюбленной.

С тех пор особым покровительством темных сил пользуется скрипка, а вместе с ней и искусные скрипачи и мастера, создающие инструменты.В Швеции существует множество преданий о речном духе — стрёмкарле, скрипаче-виртуозе, играющем над водой прекрасные мелодии.

Легенды гласят, что музыка этого духа восхитительно хороша и его скрипке под силу заставить пуститься в пляс даже хромых стариков.Об искусных музыкантах говорили (и говорят до сих пор): играет как стрёмкарл.

Считалось, что если человек пожелал послушать удивительную игру обитателя вод, он должен принести ему в жертву черного ягненка.А скрипачи, желающие поучиться мастерству у стрёмкарла, оставляли свои инструменты на ночь под мостами рек, где, по слухам, обитал призрачный виртуоз.

Чертовы пирушки

Во многих странах к скрипке люди относились настороженно. Считалось, что именно игрой на этом инструменте наслаждаются черти во время своих пирушек.Да только вот беда: среди нечисти трудно найти хорошего музыканта.

Вот потому-то во многих европейских сказках говорится о том, как ушлые бесенята пускаются во все тяжкие, лишь бы заманить на свои пирушки искусных скрипачей, а порой обманом отнимают у них и сам инструмент.

Обратите внимание

Так, предания гласят, что черт, желающий получить хорошую скрипку, принимал облик деревенского музыканта и вечерней порой подкарауливал своего «коллегу», возвращавшегося с заработков домой. Слово за слово — завязывалось знакомство, и в какой-то момент нечистый предлагал новому приятелю обменяться скрипками.

Инструмент черта выглядел очень дорогим, а потому многие бедолаги тут же соглашались на обмен. Но придя домой, бедный музыкант обнаруживал в футляре не шикарную скрипку, а сухую ветку.А вот чтобы заманить скрипача на чертову пирушку, нечистый прикидывался богатым мужиком и предлагал сельскому виртуозу хорошо заработать.

И только приехав в дом к заказчику, бедный скрипач понимал, на какую «вечеринку» он попал. Чтобы ускользнуть от страшных «клиентов», музыканту требовалось проявить недюжинную смекалку. Но случалось и так, что ему предстояло ублажать музыкой чертей и ведьм целую вечность.

«Красная» скрипка, забирающая жизнь

Однако самым известным мистическим преданием, связанным с данным инструментом, является история «красной» скрипки.Несколько столетий ходит по Европе легенда, что некий скрипичный мастер, оплакивавший смерть любимой жены, добавил ее кровь в лак, которым покрыл новую скрипку.

После этого скрипка стала ярко-красной, а душа покойной переселилась в инструмент. В первые годы своего существования «красная» скрипка никому не причиняла зла. А потом случилось вот что.Инструмент случайно попал в руки мальчика-скрипача. Душа женщины, заключенная в инструмент, разбудила в мальчике невиданный талант.

Злые силы собирались послушать его игру и, в конце концов, без остатка выпили жизнь ребенка.Когда тот скончался, инструмент был похоронен вместе с ним. Однако на следующий день оказалось, что могила несчастного раскопана, а скрипка исчезла.

С тех пор она «путешествует» по всей Европе, выбирая себе владельца, но каждого человека, которому «посчастливится» коснуться «красной» скрипки, ждут страшные несчастья и мучительная смерть.

Загадки мастера

Источник: https://vseneobichnoe.livejournal.com/4082956.html

Сказание о скрипке

Расул Рза

Перевел

с азербайджанского

М. СИНЕЛЬНИКОВ

Сказание о скрипке, старом садовнике

и скрипичном мастере

И сказала мне скрипка:

— Не сразу я cкрипкою стала,

Я дремала, дремала под сердцем зеленого доева.

Только сердце пронзила звенящая

нежность металла

И поведала телу

О трепетных тайнах напева.

— Лишь садовник седой,

Никого не имевший на свете,

Возлелеял меня…

Мой садовник, — воскликнула скрипка, —

Зорко, зорко следил, чтоб ни ветер, ни

малые дети

Не согнули мой ствол,

Мой побег, шевелящийся гибко!

…Но любил меня мастер.

Гулявший аллеями сада,

Где шумела листва, словно музыка, властно

и мощно.

Руки,

Руки его, как сказания Шехерезады,

Днем манили меня, призывали к себе

еженощно.

Мой садовник берег меня.

Осени ждал плодоносной.

Ну, а мастер, как сон, навевал мне

мелодии песен.

Свет глотая и влагу, я крепла все зимы и

весны,

Плен глухой древесины

Стал песне и узок и тесен.

В окруженье деревьев.

Дыша ожиданьем побега.

Многоликую, жизнь познавала я

мало-помалу…

Летний зной, гул грозы, свежий запах

весеннего снега,

Утоление жажды.

Тоску по земле я узнала.

И учили меня пальцы мастера

И научили.

Полногласие звука от шумов случайных

очистив,

Различать птичий гомон,

И говора красноречивей

Было пение капель.

Сбегающих с выреза листьев.

А теперь я узнала,

Как долги

Немые длинноты

Полуночных бессонниц.

Изведала дней быстротечность,

И духовную жажду, и счастья высокие

ноты,

И сердечное горе, и радость,

И время,

И вечность.

Вижу

Звуков окраску.

Внемлю колебаньям эфира,

Знаю строй языка,

Вторю

Ритмам страданья и страсти…

Тайнам слов и ладов, многим тайнам

огромного мира

Научил меня мастер, скрипичный

задумчивый мастер.

Научил, когда выточил скрипку

Из мертвого древа.

Подарил мне печаль

И восторженность смутных предчувствий…

Только разве я выскажу все, чем живу я,

в напеве,

Только разве я выражу все, что я знаю, в

искусстве!-.

Но в душе

Есть следы беззаветных забот садовода,

Есть в ней мастера след —

Отпечаток волшебной десницы…

Чтобы жили они.

Чтоб с искусством сливалась природа.

Диво дивное, жизнь.

Жизнь сама

В моих звуках таится.

Аист

А на зиму

Не оставался аист,

Он улетал в далекие края.

Но воротился на пороге марта

И к празднику весеннему поспел.

Издалека

Он вез гостинец детям

И хочет снова подарить им сказку,

Их снов своими крыльями касаясь.

Сказитель-аист,

Длинноногий аист!

Знай,

Всякий раз с чужбины возвращаясь,

Что ждет всегда тебя гнездо твое.

…Но если сказка грустная,

Мой аист,

Ты детям не рассказывай ее.

Источник: http://luch.az/klassika/prozaazlit/5329-skazanie-o-skripke.html

Cкрипичный махинатор

Свою
тайну Антонио Страдивари унес в могилу. Но продолжают витать по миру легенды о
скрипичном мастере из Италии и его инструментах, звучание которых похоже на
нежный и звонкий женский голос.

Музыкантам, по большому счету, все равно,

к каким уловкам прибегал Страдивари.Для виртуозов его скрипки — это святыня.
Американский скрипач и дирижер Иегуди Менухин слышал в звучании скрипок
Страдивари «пение душ их прежних владельцев». Немецкий виртуоз Кристиан Тецлаф
полагает, что загадку Страдивари никогда не разгадать.

Сверчки и

Страдивари

Ученые, впрочем, то и дело покушаются на эту святыню. Немецкий

радиолог Ингольф Борк по результатам исследования скрипок в лаборатории пришел к
выводу, что их звучание не такое уж и «божественное», как это принято считать, а
сами скрипки «в лучшем случае хорошо залатанные развалюхи».

Скрипичных

дел мастер Штефан-Петер Грайнер из Бонна утверждает, что никакой тайны
Страдивари вообще нет. Он изготовляет «клоны» легендарных скрипок с
использованием цифровых технологий. С точностью до миллиметра на компьютере
имитируется «тело» оригинала и подбирается голос на основе анализа звучания
тысячи старинных инструментов. Страдивари звучат наиболее пронзительно, до
появления мурашек на коже, утверждает боннский мастер, в диапазоне от 2000 до
4000 герц. На этой частоте поют сверчки.

Легальные подделки из мастерской

Грайнера стоят около 20 тысяч евро. А вот за настоящие скрипки, особенно те, что
были изготовлены в период с 1698 по 1725 годы, почитатели Страдивари готовы
платить миллионы. Цены на старинные инструменты с 1960 года выросли в 200
раз.

Великий комбинатор

С недавнего времени коллекционеры

внимательнее присматриваются к инструментам, приписываемым гениальному мастеру
из Кремоны. И виной тому разразившийся не так давно скандал. Его виновником стал
один из известнейших торговцев инструментами с вензелем Страдивари — 62-летний
Дитмар Махольд, который ныне дожидается судебного процесса в австрийской
тюрьме.

От него, обвиняемого в совершении крупных махинаций, кредиторы

ждут возвращения долга на сумму в 100 миллионов евро, а владельцы скрипок,
предоставленных ему на комиссию, надеются, что им вернут их бесценную
собственность. Дело в том, что предприимчивый Дитмар умудрялся одну и ту же
скрипку предоставить сразу нескольким банкам под миллионные кредиты и ее же
продать какому-нибудь коллекционеру. Владелец семейного предприятия, торгующего
инструментами уже в пятом поколении, он жил на широкую ногу: в Австрии он купил
роскошный замок, в свадебное путешествие ездил на «Роллс-Ройсе»,
коллекционировал старинные мебель, ковры, книги, часы.

Около 600 скрипок,

12 альтов и 60 виолончелей из легендарной мастерской в Кремоне сохранилось до
наших дней. Каждый второй инструмент прошел через руки Дитмара Махольда. У его
фирмы в благополучные времена были филиалы по всему миру: от Нью-Йорка и Берлина
до Токио. Клиентами Махольда были богатые филантропы, музыканты, меценаты и
банки, которые вкладывали деньги в скрипки как надежный объект для инвестиций.
Банки и вывели торговца на чистую воду. Выяснилось, что он торговал не только
настоящими Страдивари, но и подделками, для которых сам и выдавал экспертное
заключение в подлинности.

Сберкасса
в Бремене получила от Дитмара Махольда под кредит две скрипки. Стоимость обеих
вместе — 5,2 миллиона евро. Но, когда пошел слух, что торговец, возможно, ведет
нечестную игру, в банк на экспертизу был приглашен известный скрипичный мастер.
И тот определил, что скрипки — никакие не Страдивари и цена им от силы по три
тысячи евро за каждую. Подобных историй всплыло еще множество. Дитмар Махольд
брал под скрипки кредиты и оплачивал ими свои миллионные долги у других банков,
а то и не оплачивал. Деньги от продаж скрипок их владельцы тоже не видели, они
шли на покрытие собственных финансовых обязательств Махольда.

И ему все

долго сходило с рук. Седовласый респектабельный джентльмен, похожий на отца
семейства Будденброков, окружил себя такой аристократической роскошью и так
уверенно пудрил клиентам мозги, что ни у кого до поры до времени не возникало
сомнений. В 2009 году, однако, владельцы предоставленных Махольду на комиссию
инструментов обнаружили свои скрипки и виолончели в списке ценностей, под
которые банки выдавали кредиты. Дело перешло в суд.

Впрочем, вина

предполагаемого скрипичного махинатора еще не доказана в судебном порядке.
Бизнес лопнул, как поясняет сам Махольд, потому, что у его коммерческой модели
был один изъян. Он принимал оплату деньгами и баснословно дорогими скрипками,
которые тоже приходилось сначала продать, чтобы вернуть банкам одолженные у них
миллионы. Его адвокат утверждает, что банки довели торговца до банкротства. Все
имущество Махольда уже пущено с молотка. Но местонахождение нескольких дюжин
ценных инструментов, предоставленных клиентами Махольду на комиссию, до сих пор
неизвестно.

Элла Володина

http://www.liveinternet.ru/users/3166127/post220876098/

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43407281986/prev

Статьи

Сохранились названия частей скрипки: голова, шея, грудь, талия, душка. Создавалась скрипка как аналог человеческого голоса.

До сих пор, даже на самой современной технике, не удалось синтезировать тембр человеческого голоса и скрипки. Столетиями отрабатывались технология, материалы и способы её изготовления, которые с середины 18 века практически не менялись.

Скрипка стала одним из наиболее классических инструментов.

Устройство скрипки является самым сложным с точки зрения физики, акустики и сопротивления материалов. По сути — это сложнейший акустический прибор, требующий точной настройки и регулировки.

Существует много школ и направлений изготовления скрипки, но наиболее яркими признаны Итальянская, Французская и Немецкая. Все они имеют свои достоинства и недостатки и ощутимо отличаются друг от друга как по звуку, так и способам изготовления.

Важно

Звук инструментов Итальянской школы признан самым тембристым, пластичным и управляемым. То есть музыкант может управлять тембральными характеристиками инструмента. Звук инструментов Немецкой школы отличается яркостью и пустотой. Французские инструменты звучат несколько «стеклянно» и гулко.

Хотя во всех школах попадались инструменты с «чужими» признаками.

Рассмотрим инструменты Итальянской школы, как наиболее сложной и результативной. Для изготовления скрипки используется три вида дерева: клён, ель, и эбеновое (чёрное) дерево. В зависимости от свойств дерева, из него изготавливаются различные детали инструмента.

Так как верхняя дека почти полностью отвечает за звучание басовых струн, то для неё идеально подходит сочетание мягкости и упругости ели. Из клёна изготавливаются нижняя дека, голова и обечайки.

Нижняя дека в основном «работает» на верхний регистр, и плотность клёна соответствует этим частотам. Гриф изготовлен из чёрного дерева. Чёрное дерево, благодаря своей высокой жёсткости и прочности (кстати, оно тонет в воде) имеет максимальную устойчивость к износу от струн.

Соперничать с ним может только железное дерево, но оно очень тяжёлое и имеет зелёный цвет.

Сочетание клёна, ели и чёрного дерева используется практически во всех струнно-деревянных инструментах: смычковые, гитара, балалайка, домра, лира, цитра, арфа и др.

Многие поколения мастеров экспериментировали с различными материалами для изготовления скрипки (тополь, груша, вишня, акация, кипарис, орех), но лучше всего отвечают требованиям акустики клён и ель. Это подтверждается и всеми современными исследованиями.

Лучшим деревом для изготовления скрипки считается дерево, выросшее в горах. Здесь дело в климате. В горах дерево подвергается резким перепадам температур и не перенасыщено влагой.

Совет

Таким образом, летние слои становятся меньше, чем на равнине и в целом повышается относительная упругость, т.е. звукопроводимость. По сложившейся традиции, для изготовления нижней деки мастера используют волнистый клён, отличающийся красивым волнистым рисунком.

Известен исторический факт попадания к итальянским мастерам волнистого клёна. В 18 веке Турция поставляла Италии клён для вёсел на галеры. На вёсла шёл прямослойный клён.

Но так как, не распилив бревно понять его строение трудно, часто приходили партии волнистого клёна, на радость скрипичным мастерам. Кстати сказать, работать с волнистым клёном намного сложнее, чем с обычным.

Особый интерес, споры и легенды вызывает способ «настройки» дек инструмента. Наиболее сложный и эффективный способ использовали итальянцы. Полностью «отточил» этот способ А.Страдивари в последние 10 лет своей жизни. Из физики известно, что чем тоньше и мягче материал, тем более низкий тон он издаёт, то есть достигает максимального резонанса на низких частотах.

И наоборот, чем плотнее (жёстче) и толще материал, тем выше его резонансная частота. Таким образом, меняя плотность и толщину материала можно добиваться максимального резонанса на нужный звук. Суть настройки дек инструмента довольно проста. На каждый «взятый» на струне звук, на деке должен быть участок, максимально на него резонирующий и гармонично сочетающийся с остальными.

Проблема в том, что все звуки имеют несколько обертонов, которые тоже должны иметь «своё место» и также гармонично сочетаться с остальными. Помимо всего, деки скрипки находятся в постоянном напряжении под давлением струн (к примеру, подставка «давит» на верхнюю деку с силой 30 кг). Настройка дек является одной из самых сложных и важных операций при изготовлении скрипки.

Гениальность итальянской настройки состоит в том, что она, являясь самой сложной (тотальной) учитывает любые свойства материала. Именно поэтому прямое копирование толщин уникальных инструментов не даёт желаемых результатов, так как не бывает абсолютно одинаковых кусков дерева.

Часто публикуемые карты толщин уникальных инструментов (Витачек) не несут в себе никакой информации, если в руках нет деки, с которой эта карта сделана.

Обратите внимание

Огромное значение имеет пластичность сводов, а не их высота. Все остальные части скрипки (голова, шейка, обечайки) тоже резонируют, а стало быть, участвуют в формировании звука.

Дерево, являясь органическим, дисперсным материалом, может вбирать в себя и отдавать влагу, таким образом, меняя свою массу, а стало быть, и резонансную частоту. Это свойство хорошо знакомо скрипачам, когда в дождливую погоду инструменты меняют своё звучание.

Поэтому так важен грунт, о котором ходит много легенд. Грунтование дек очень похоже на бальзамирование египетских мумий. Очень похожи материалы и абсолютно те же цели – сохранить материал в первозданном виде, не допустить попадания влаги и гниения.

В скрипке этот процесс более сложный, так как, внедряя в дерево грунт, мы меняем его массу, а значит и качество звучания. К тому же, меняя что-то на одном участке деки, автоматически нарушается его соотношение с другими.

Существует много легенд о секрете звучания старинных инструментов. Есть утверждение, что секрет заложен в лаке. Это не верно. Назначение лака – защитить инструмент от внешнего воздействия, подчеркнуть красоту дерева и не сковывать звучания.

Когда с одного из инструментов Страдивари смыли лак, он стал звучать хуже. Дело в том, что лак смыли, а не счистили механически. То есть воздействовали жидким растворителем, который, конечно же, впитался в дерево и изменил его массу и плотность.

Но и это ещё не всё. В те времена, когда были созданы скрипки, восхищающие весь мир, были другие требования к звуку, другие струны (жильные), шейка была короче, шире и под другим углом к корпусу, другая подставка и эталон камертона «ля» был на полтона ниже.

То есть сейчас мы слышим совершенно не тот звук, который был заложен в них при изготовлении. С точки зрения акустики форма скрипки не идеальна. Уже в наше время проводились исследования в этой области, и выяснилось, что идеальная форма для звучания – трапециевидная (в форме маленького гробика). Но играть на подобных скрипках желающих не нашлось.

Важно

Больше всего на скрипке «страдает» третья струна. Даже на самых лучших итальянских инструментах она немного слабее остальных. Современные фирмы – изготовители струн, это учитывают. Сейчас возрождается аутентичная манера игры и строение скрипки. И это гораздо ближе к тому, зачем создавался этот инструмент.

По сути, все дошедшие до наших дней старинные инструменты работают на пределе своих возможностей и поэтому требуют особого внимания.

У музыкантов и мастеров есть понятие «разыграть инструмент». Это относится к новым, давно не звучавшим и отреставрированным инструментам. Даже простое отпускание всех струн с последующим натяжением меняет звуковую картину и требует разыгрывания.

В инструменте взаимосвязано огромное количество напряжений. Дерево – органический материал, который может менять свои свойства в зависимости от внешнего воздействия: это и погода, и способ звукоизвлечения музыканта, и даже вес подбородника.

При разыгрывании, инструмент как бы привыкает к манере исполнителя. Хороший музыкант может извлечь весьма неплохой звук из посредственного инструмента. Но вот на хорошем, дорогом инструменте не каждому удаётся добиться всего спектра звучания.

Для этого требуется высокий исполнительский уровень, иначе инструмент привыкнет к тому, что вы умеете.

Источник: https://stradivari.ru/articles-top/9-koe-chto-o-skripke.html

Триумф и трагедии великих скрипок

Скрипка изнутри

Скрипки… Эти инструменты работы великих мастеров не утрачивают с веками благородства, глубины, блеска, мягкости и силы звука. И как истории жизни самих мастеров, судьбы великих инструментов порой полны драматизма.

Подобно другим драгоценным произведениям искусства старинные скрипки крадут и подделывают, в них влюбляются и их ненавидят…

Проигрыш и выигрыш синьора Паганини

Осенью 1800 года в таверну города Ливорно вошел нескладный худощавый молодой человек со скрипичным футляром в руках. За одним из столиков играли в карты. Молодой человек присоединился к игре.

Ему не везло: деньги быстро таяли, и вскоре молодой человек остался без гроша. Тогда он поставил на кон скрипку, пояснив, что она довольно дорогая.

Картежники согласились, и скрипка тут же была проиграна.

Молодой человек просил вернуть ее хотя бы на сутки, ссылаясь на вечерний концерт, но над ним только посмеялись:

Тогда к незадачливому игроку подошел пожилой француз из-за соседнего столика.

– сказал он,

Совет

Звуком этой скрипки семнадцатилетний Паганини был очарован. Был потрясен его игрой и парижский купец, имени которого не сохранила история. После концерта он отказался принять скрипку обратно, подарив ее молодому гению.

– сказал он.

Эта скрипка Гварнери сопровождала Паганини всю жизнь. Только один раз, перед концертом в Париже, она «заболела», и Паганини отнес ее скрипичному мастеру Вильому (к нему мы еще вернемся).

Вильом сумел «вылечить» скрипку, и растроганный Паганини обнял его и вручил драгоценную шкатулку. «У меня было две таких шкатулки, – пояснил он.

– Одну я подарил врачу, исцелившему мое тело, вторую дарю вам, исцелившему душу».

До самой смерти Паганини так и не расстался с этой скрипкой Гварнери. Он завещал ее музею родного города Генуи. Там ее можно увидеть и сейчас под именем «Вдова Паганини». Только если в Геную приезжает выдающийся скрипач, ему разрешают сыграть на ней.

Загадочный узник

Так кто же он, тот самый мастер Джузеппе Гварнери, прозванный дель Джезу и создавший скрипку, прославившую Паганини? Почему парижский купец назвал его «никому не известным»?

О Джузеппе Гварнери и теперь известно очень мало, разве что год рождения – 1698-й. Зато ясно, что ему завидовал сам Антонио Страдивари. Он говорил, что его собственные скрипки хотя и превосходят инструменты Гварнери мягкостью и блеском звучания, но уступают им в силе звука.

Правда, Страдивари знал, что Гварнери считается пьяницей и буяном, а значит, полагал он, серьезных заказчиков ему не видать. К тому же Страдивари был очень богат. В ходу в Кремоне была даже поговорка: «богат, как Страдивари». И все же зависть не оставляла его до конца дней.

Однако Гварнери был арестован и заключен в тюрьму (за какую именно провинность – не знает никто). Из темницы он уже не вышел, там и умер в 1744 году. Но и в тюрьме мастер продолжал создавать скрипки – материалы и инструменты для работы приносил ему тюремщик, потом продававший творения Гварнери за бесценок. Заслуженная слава пришла к дель Джезу только после смерти…

Приказ «отнять и поделить»

Судьбы инструментов самого Антонио Страдивари тоже безоблачными не назовешь. В мире его инструментов осталось не так мало, около тысячи. И многие из них вскрывали, пытаясь копировать, но безуспешно. Никому не удалось проникнуть в тайны божественного звука. Появилась легенда, что в этих скрипках живет душа Страдивари…

В советское же время в России большевики попросту приказали конфисковать все инструменты Страдивари, у кого бы они ни находились, и «национализировать» их. Знакомая песня, не правда ли? Знаменитое «отнять и поделить» товарища Шарикова. Правда, как известно, будущий Шариков играл на балалайке по трактирам и едва ли подозревал о существовании Страдивари, но сути дела это не меняет.

Итак, в мае 1920 года сотрудник ВЧК, некто Прокофьев (не путать с композитором!), вышел из поезда на привокзальную площадь Одессы. В кармане его гимнастерки лежал примечательный документ, подписанный одним из большевистских лидеров (не станем называть имен, чтобы у этих деятелей не было славы Герострата). Текст был таким:

Обратите внимание

Зачем же прибыл в Одессу привилегированный пассажир? Да вот с тем же пресловутым поручением – найти и конфисковать все сохранившиеся в Одессе скрипки Страдивари.

Забегая вперед, можно сказать, что он и ему подобные «конфискаторы» достигли немалых успехов на этом поприще. Часть инструментов погибла или бесследно пропала в ту эпоху. Счастье, что усилиями энтузиастов много великих скрипок удалось сохранить.

Некоторые инструменты составили основу Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов.

Здесь и скрипка 1628 года работы Антонио и Джироламо Амати, и виолончель учителя Страдивари – Николо Амати… В коллекции и альт самого Страдивари, достойный быть причисленным к лучшим инструментам мира.

Он принадлежал известному меценату Живаго и был обнаружен в его доме у Никитских ворот в Москве. Понятно, что наследникам мецената требовать возвращения их законной собственности едва ли имеет смысл.

Хорошо еще, что альт вообще уцелел.

Здесь же и скрипка Страдивари «Юсупов». Она была привезена из Италии князем Юсуповым. Ее нашли случайно в тайнике Юсуповского дворца.

Подделки и похищения

В 1767 году в семье крепостных графа Шереметева родился Иван Андреевич Батов, которому суждено было стать одним из прославленных скрипичных мастеров, «русским Страдивари», как его называли. Он учился в Москве, у мастера Владимирова, и вскоре преподнес Шереметеву виолончель своей работы, «прекрасную телом и душою».

Растроганный граф дал Батову вольную. Тот открыл мастерскую и до конца жизни создавал скрипки, пользовавшиеся невероятным успехом и в России, и за границей. Ну как тут мошенникам устоять от искуса! Они скупали дешевые саксонские скрипки, ставили на них батовское клеймо и продавали – понятно, уже по другой цене.

А вот история одной из удивительных скрипок – считалось, что сделал ее итальянский мастер по имени Дуиффопругар. Это первый в мире создатель инструментов, называемых теперь скрипками.

Гаспар Дуиффопругар

В конце XIX века подлинных инструментов Гаспара Дуиффопругара было известно всего пять, среди них скрипка 1510 года, подаренная Франциску I. Надо ли упоминать об их неизмеримой ценности… И вот сенсация: обнаружена еще одна скрипка! Прелестный инструмент с завитком, декорированным резной человеческой головой, и золотыми буквами по бокам:

Важно

Долгое время исследователи не сомневались в авторской принадлежности этой скрипки. Однако выяснилось, что это всего лишь отличная подделка, и создал ее не кто иной, как… французский мастер Вильом. Да-да, тот самый Вильом, исцеливший скрипку Паганини! Воистину, неисповедимы пути творцов…

Но как бы то ни было, Вильом – мастер. Обычные жулики со звуком и лаком возиться не станут, им лишь бы продать – поскорее и подороже. Такова трагическая судьба скрипки Страдивари, принадлежавшей Александру I и после его смерти помещенной в Эрмитаж.

Оттуда ее похитили, а когда инструмент нашли в Германии, оказалось, что воры в целях маскировки смыли неповторимый «коралловый» лак… Теперь эта скрипка возвращена в Россию, но лишь как музейный экспонат. Волшебный звук утрачен навсегда.

Тайна лака Страдивари

Что же за лак смыли со скрипки великого мастера невежественные похитители? В чем секрет лака Страдивари и других старых итальянских мастеров? Известно лишь, что этот лак (вернее, несколько его видов, у каждого мастера свой) отличался особыми свойствами, повторить которые не удалось еще никому.

Многие специалисты считают причиной упадка скрипичного искусства исчезновение бальзамной сосны и «драконовой крови» – прозрачной темно-красной смолы, растворимой в эфирных маслах. Утверждается, что старые итальянцы добывали лаки и из сандала и шафрана.

Помимо лака, и само дерево, конечно, было также важным компонентом. Французский ученый Жак Савар доказал, что скорость распространения звука в еловой древесине превышает таковую в воздухе в 15 раз. На нижнюю деку брали обычно клен. Черное дерево шло на гриф… Но за два века почти полностью исчезли «музыкальные» леса.

Тот же Вильом в поисках нужного дерева вынужден был разъезжать по рынкам и скупать старые столы и скамейки. Словом, сколько бы ни «препарировали» старинные скрипки, сколько бы их тайн и секретов ни угадывали, превзойти и даже просто скопировать их чудесное звучание пока не получилось ни у кого. Да и разве можно повторить волшебство?

Андрей Быстров, “Softmixer“

Источник: https://www.ClassicalMusicNews.ru/articles/violin-stories/

Исследовательская работа «Тайна скрипки»

Слайд 1

Тайна скрипки Исследовательская работа Алтынбаева Альмира 3 «Б» класс МОУ «СОШ» №10 Ухта 2013 год Научный руководитель : Захарова Е.Н.

Слайд 2

Говорят, что знаменитые итальянские мастера были лишены возможности насладиться подлинным звучанием своих скрипок, потому что сразу после изготовления скрипка пела совсем не так, как она должна была петь через сотни лет. Мастера, мол, рассчитывали на будущее, они заранее знали, как дивно зазвучат их инструменты для далеких потомков. Легенды о скрипках

Слайд 3

Объект исследования Скрипки великих мастеров

Слайд 4

Цель исследования: Раскрыть: В чем же тайна знаменитых скрипок?

Слайд 5

Я предполагаю, что своим прекрасным звучанием старинная скрипка обязана, прежде всего, лаку которым она покрыта. Я предполагаю, что звучание зависит от дерева, из которого сделана скрипка Я предполагаю, что звучание зависит от мастера. Гипотеза:

Слайд 6

Задачи исследования:

Слайд 7

Совет

Методики исследования: Изучение литературы и Интернет-ресурсов Проведение анкетирования Сравнение описанных свойств с полученными результатами Анализ полученных результатов

Слайд 8

Скри́пка — смычковый струнный музыкальный инструмент высокого регистра . Имеет народное происхождение, современный вид приобрела в XVI веке, получила широкое распространение в XVII веке.

Слайд 9

Из истории Прародителями скрипки были армянский бамбир арабский ребаб британская кротта слияние которых образовало виолу – предшественницу скрипки.

Слайд 10

Великие изобретатели скрипки Яркими представителями являются мастера Брешии( Италия): Гаспаро де Сало (1542 – 1609) и Паоло Маджини (1580 – 1632) , а так же польский мастер Марцин Гроблич – старший, который работал в Кракове приблизительно в это время. Тембр звука скрипок брешианских мастеров напоминал звучание виол.

Слайд 11

Великие изобретатели скрипки Основоположником другого направления принято считать основателя кремонской школы мастеров (Италия) Андреа Амати ( 1535 – 1611) – одного из великих реформаторов скрипки.

Слайд 12

Антонио Страдивари (1644-1737)- великий творец современной скрипки, ученик Николо Амати.

Слайд 13

Я провела анкетирование среди учеников СОШ №10 класс 3 «б» и музыкальной школы №1 на тему « От чего зависит звук скрипки, прежде всего» и на диаграмме показаны результаты (%). Результаты исследования

Слайд 14

Гипотеза № 1 Лак ? 10% респондентов считают, что звук скрипки зависит от лака. В одной мастерской решились на дерзкий эксперимент: взяли и смыли лак со старинной скрипки.

Обратите внимание

Она будто и не заметила этого — продолжала отлично звучать после такой не слишком приятной процедуры.

А известный советский скрипичный мастер Евгений Францевич Витачек вообще считал, что лучше всего скрипка звучит тогда, когда она еще ничем не покрыта.

Слайд 15

Гипотеза № 2 Древесина? 20% респондентов поддерживают мнение, что звук скрипки зависит от дерева из которой сделана скрипка Большинство старинных скрипок сделано из хорошего дерева.

Но встречаются инструменты, для которых дерево выбиралось не так тщательно.

Конечно, у каждого мастера, даже у Страдивари, одни инструменты выходили более удачными, а другие менее, однако прямой связи между качеством дерева и качеством скрипки не обнаружено.

Слайд 16

Гипотеза № 3 Мастер? 10% респондентов поддержали это мнение. Андреа Амати стал учеником мастера в семь лет, а в одиннадцать уже делал скрипки, сохранившиеся до наших дней.

Антонио Страдивари начал учиться у Николо Амати в двенадцать лет, в тринадцать сделал свою первую скрипку, а потом всю жизнь работал от зари до зари.

Чем больше труда, тем больше опыта, а опыт помогал формировать голос инструмента.

Слайд 17

Выводы: Мнения экспертов, учёных и результаты анкетирования разделились: до сих пор никому не удалось теоретически обосновать акустику скрипки или хотя бы дать рекомендации, как делать инструменты столь же совершенные, какие делали в старину.

Каждый мастер располагает лишь собственным опытом и тем немногим, что он сумел понять из опыта великих итальянцев. Полных знаний ни у кого нет. Моя гипотеза №1, № 2 не подтвердилась , а № 3 ещё раз подтверждает вечный постулат: « Гений — это талант, помноженный на труд .

» Именно в эпоху великих мастеров Амати, Страдивари был сформирован эталон звучания. Причем у каждой скрипки свой особый «голос». Старые мастера так искусно ваяли деки и так тонко настраивали их, что корпус скрипки подчеркивал нужные для тембра частоты и приглушал ненужные.

Важно

В результате исследовательской работы я узнала: о рождении и эволюции скрипки о знаменитых мастерах- изготовителях скрипки композиторах и виртуозах скрипки а также изучила множество легенд о скрипке и их опровержении.

Слайд 18

Информационные ресурсы: К. Флеш, Искусство скрипичной игры (том 2) — Классика-XXI, М., 2007. Витачек Е.Ф. Очерки по истории изготовления струнных инструментов. М., 1964 (второе издание) Леман А.И. О скрипке (1889-1906). СПб., 1906 – музыкальная энциклопедия www. end-dic.com Википедия www. musikholl.ru

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/muzykalnoe-tvorchestvo/2013/11/23/issledovatelskaya-rabota-tayna-skripki

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector