Маковский константин «князь репин на пиру у ивана грозного» описание картины, анализ, сочинение

?

Categories: Автор — Alexandra-Victoria. Это цитата этого сообщенияМаковский К. Е. (1839-1915) | Жанровая живопись. (часть-6) Маковский Константин

В саду, c.1870

Вдова , 1865

Маковский Константин

Жнец, 1871

Маковский Константин

Хозяйка, 1886

Маковский Константин

Дети, бегущие от грозы , 1872

Маковский Константин

В воскресенье вечером в деревне, 1879

Маковский Константин

Дети в поле , 1870

  • Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям
  • Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам в 1611 году
  • Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова
  • Крестьянский ужин во время сбора урожая 1871 года
  • На площади Ивановского Конгресса Нижегородского кремля, 1890
  • Питание паломников в Троице-Сергиевой лавры
  • Бытовой разговор , 1868
  • Ярмарка Будки на Адмиралтейской площади, 1869
  • Ярмарка Будки на Адмиралтейской площади, 1869
  • Детский Похороны, 1872
  • После рынка, 1876
  • Празднование в Украине, 1870-1880
  • grandfather-stories.
  • Весна Вакханалия, 1891
  • Сваха
  • Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем
  • Князь Репин на пиру у Ивана Грозного
  • Кофейня в Каире, 1872
  • Дервиши в Каире, 1875
  • Передача Священного ковра в Каире, 1876
  • Передача священного ковра из Мекки в Каир
  • Болгарские мученицы, 1877
  • Две Бретон Женщины, 1904
  • Улица в Каире, 1873

Серия сообщений «Художники Маковские»:Художники Маковские Часть 1 — Аукционное | Константин Маковский (1839-1915) Портрет молодой дамы.Часть 2 — Аукционное в коллекцию. | Константин Маковский (1839-1915) Портрет молодой дамы….

Часть 11 — Маковский К. Е. | ЦветочноНатюрмортрное и пейзаж. (часть-4)

Часть 12 — Константин Маковский — коллекционер. Его картины настолько точны в воспроизведении обстановки того времени…. почему?Часть 13 — Маковский К. Е. (1839-1915) | Жанровая живопись. (часть-6)

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: https://kolybanov.livejournal.com/8376826.html

Константин егорович маковский. жанровые сюжеты и портреты

?

Маковский Константин В 1851 году поступил в Московское училище живописи и ваяния, где, став первым студентом, легко получает все доступные награды. Его учителями были М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкий, С. К. Зарянко, все — ученики Карла Брюллова. Склонность Маковского к романтизму и декоративным эффектам можно объяснить влиянием Брюллова.В 1858 году Маковский поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. С 1860 года он участвовал в выставках Академии с такими картинами как «Исцеление слепых» (1860) и «Агенты Димитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова» (1862). В 1863 году Маковский, вместе с 13 другими студентами, выбранными для участия в конкурсе на Большую золотую медаль Академии, отказался писать картину на тему Скандинавской мифологии и покинул Академию, не получив диплома.Чуть позже он присоединился к артели художников, возглавляемой Иваном Крамским, создавая картины из повседневной жизни (Вдова (1865), Продавец сельди (1867) и т. д.), а в 1870 году — к «Товариществу передвижных художественных выставок». Константин Маковский выставляет свои работы как на выставках Академии, так и на передвижных художественных выставках.Значительные изменения в его стиле произошли после путешествия в Египет и Сербию в середине 1870-х. Его интересы сместились от социальных и психологических проблем к художественным проблемам цвета и формы.В 1880-х Константин Маковский приобретает известность как модный автор портретов и исторических картин и становится одним из самых высокооплачиваемых российских художников того времени. На Всемирной выставке 1889 года в Париже он получает Большую золотую медаль за картины «Смерть Ивана Грозного», «Суд Париса» и «Демон и Тамара». Некоторые критики-демократы рассматривали его как предателя идеалов Передвижников, создававшего, подобно Генриху Семирадскому, поразительные на вид, но поверхностные по смыслу работы.В 1915 году, наряду со многими другими художниками своего времени, участвует в учреждении Общества возрождения художественной Руси. В июне этого года Константин Маковский, став жертвой несчастного случая (в его экипаж врезался трамвай), скончался в Петрограде. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры (могила не сохранилась)

Крестьянский обед во время жатвы

Князь Репин на пиру у Ивана Грозного

Портрет великой княжны Марии Николаевны

Маленькие шарманщики у забора зимой

Запорожский казак

Итальянский мальчик

Кавалер, одевающий перчатку

  • Каир
  • Каирец
  • У туалета
  • За прялкой
  • Жница
  • Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям

http://svistanet.com/hudozhniki-i-art-proekty/kartini-i-zhivopis/xudozhnik-konstantin-egorovich-makovskij-zhanrovye-syuzhety-i-portrety.html

Источник: https://amarok-man.livejournal.com/1324507.html

Царь Иван Грозный и его восемь жен: часть II — Черкешенка Мария

Через неделю после погребения царицы Иоанн устроил роскошный пир,в  котором, кроме его любимцев, приняли участие и женщины, наводнявшие дворец раньше. К концу пира началась настоящая оргия. В угоду царю, бояре совершенно перестали стесняться.Остался сдержанным только престарелый князь Оболенский. 

 — Государь, — дрожащим голосом ответил князь. —Больно видеть мне на старости лет, как русский царь в скомороха обращается и не хочу я сам скоморохом быть. Взгляни вокруг себя: за царским столом сидят пьяные девки.

То ли украшение для твоей стольной! Вспомни родителя твоего, Василия Иоанновича! При нем не было здесь такой срамоты. Чинно совершалась здесь трапеза, велись речи разумные, не слышно было смеха пьяного, да песен грамотных. Вели казнить меня, не выносит душа моя этого скоморошества.

(цит. по : Горский С.Ю. «Жёны Иоанна Грозного» М. Дело. 1912 г. Гл. 5)

Иоанн побледнел. Его губы судорожно подергивались.

Царь приказал подать Оболенскому “большую чашу”. Это считалось особым почетом для гостей. Слуга с глубоким поклоном поднес князю наполненный вином золотой кубок на серебряном подносе. Оболенский встал, взял кубок, поклонился царю и, по обычаю, залпом выпил вино.

Не успел опуститься на скамью, как на его губах выступила пена. Он зашатался и тяжело рухнул на пол. Кубок, звеня, покатился по столу. — Князь опьянел от радости, — презрительно сказал царь. — Вынесите его. Оболенского унесли. Сейчас же в стольной палате появились женщины и пир продолжался. (прим. ред.

Горский, по тексту книги которого излагается эта сцена, придерживался мнения, что  князь Оболенский был отравлен не на пиру, а на следующий день.

Именно поэтому «Сейчас же в стольной палате появились женщины и пир продолжался», хотя абзацем раньше «Иоанн устроил роскошный пир,в  котором, кроме его любимцев, приняли участие и женщины, наводнявшие дворец раньше»)

К.Маковский.Князь Репин на пиру у Ивана Грозного.1880г.

Через несколько дней после расправы с Оболенским Иоанн расправился с князем Репниным. После  очередной пирушки царь велел позвать музыкантов и принести маски. Он сам надел шутовскую маску и пустился в пляс.

Присутствовавший при этом князь Репнин не выдержал и заплакал. Иоанн подбежал к нему и хотел надеть на него маску. Князь вырвал ее из рук царя, растоптал ногами и крикнул: — Государю ли быть скоморохом? По крайности я, боярин и думский советник, скоморохом быть не хочу.

Иоанн выхватил из-за пояса нож и вонзил в грудь старика.

Такие расправы происходили почти каждый день. Бояре начали трусить. Отправляясь во дворец, никто из них не знал, вернется ли он домой живым. Наиболее именитые из них стали совещаться между собой.

В конце концов решили, что царю необходимо жениться вторично. Все помнили, что при жизни царицы Анастасии царь,  все же , не отличался особой кровожадностью.

Надеялись, что новая женитьба подействует на него благотворно.

18 августа 1560 года,через восемь дней после смерти царицы, бояре во время приема били челом царю и просили его выбрать себе вторую жену.

Вначале царь примерялся к принцессе Екатерине, сестре польского короля. Но тот запросил Псков, Смоленск и Новгород – и Грозный отказался от своей идеи.

В то время Иоанн уже присоединил к русскому государству Казанское и Астраханское ханства. Так Россия вплотную приблизилась к Кавказским горам. Однажды делегация из Кабарды прибыла ко двору Ивана IV с богатыми дарами и с целым табуном великолепных кабардинских коней.

Кабардинские мурзы (князья) просили царя принять их самих и их народ в российское подданство. Русские бояре, в свою очередь, тоже обратились к государю с просьбой закрепить союз с кавказскими народами царской женитьбой на одной из знатных кабардинок.

И поехали государевы гонцы в Шемаху, и в Дербент, и в другие местности Северного Кавказа в поисках подходящей невесты для царя Московского и Всея Руси к тамошним властителям — шамхалам.

Гагарин.Черкешенка.

Царская невеста нашлась среди дочерей мурзы черкасов горских Темрюка Юнгича .Черкасами на Руси именовались выходцы из Кабарды. Позднее многие из них по свойству с новой царицей получат имя князей Черкасских, оставивших заметный след в русской истории.

Тогда царь послал сватов на Кавказ и ему привезли черкешенку Гошеней, которая в крещении приняла имя Мария. Царю она понравилась – и тот подарил ей в знак симпатии платок, вышитый жемчугом.

Некоторые биографы Кученей считают, что она – прототип шамаханской царицы из «Сказки о золотом петушке» А. С. Пушкина. И даже если это и не так, вспомним строки Пушкина еще раз – ведь утвердительного ответа или явного отрицания все еще нет.

такой увидел Марию Мухадин Кишев

Английский дипломат Джером Горсей писал: «После этого (смерти Анастасии) он (Иван) женился на одной из черкесских княжен, от которой, насколько известно, у него не было потомства. Обряды и празднества, сопровождавшие эту женитьбу, были столь странными и языческими, что трудно поверить, что все это происходило в действительности». (см. Горсей Д. «Путешествие сэра Джерома Горсея». Часть 1. )

Дикая красота молодой черкешенки вскружила голову Иоанну. Мария стала невестой московского царя. Однако свадьбу пришлось отложить на целый год. Княжна совсем не говорила по-русски и даже не была крещена (имя Мария она получила при крещении). Бракосочетание состоялось 21 августа 1561 года.

Новая царица оказалась прямой противоположностью доброй Анастасии. Выросшая среди кавказских гор, привыкшая к охоте и опасностям, она жаждала бурной жизни. Тихая теремная жизнь ее не удовлетворяла. Мария охотно появлялась в стольной палате, с восторгом присутствовала на медвежьих травлях и даже, к ужасу бояр, с высоты кремлевских стен наблюдала за публичными казнями.

Она не только не удерживала Иоанна от кровавых расправ, но сама толкала его на них. Понятно, что бояре невзлюбили новую царицу. Чтобы прочнее привязать к себе царя, она потакала его наклонностям к разврату. Она окружила себя самыми красивыми девушками и сама указывала на них Иоанну. Оргии стали происходить в теремах царицы, чего прежде никогда не было.

Таким образом, после второго брака Иоанн стал вести еще более разнузданный образ жизни. Мария  и сама не стеснялась. Почти на глазах у Иоанна она чуть ли не каждый день меняла любовников.Отуманенный вином и всякими излишествами, царь не замечал этого.

Если же находились бояре, осмелившиеся намекать ему, что царица ведет образ жизни, недостойный ее высокого положения, Мария немедленно принимала меры, и смельчак попадал в ссылку или на плаху.

 А.Левченко.Мария Темрюковна.

Мария приобрела огромное влияние на Иоанна. Она изучила его слабости и умело пользовалась ими. В значительной степени ей Русь обязана возникновением опричнины. По примеру кавказских правителей она посоветовала создать  отряд телохранителей.

Царь и раньше относился к боярам подозрительно, но под влиянием Марии он в каждом боярине стал видеть лютого врага. Его окружили новые любимцы: Малюта Скуратов, Федор Басманов, князь Афанасий Вяземский, Бельский, Василий Грязной и другие.

После смерти митрополита Макария духовником царя стал архимандрит Чудова монастыря Левкий, родной брат Грязного. Эти люди, признававшие только свои личные интересы, не стеснялись в выборе средств.

Они приобрели расположение царицы, всячески потворствовали ей, льстили, расхваливали ее царю и в то же время замкнули Иоанна и Марию в плотное кольцо, через которое не мог проникнуть никто другой; Князь Вяземский первый предложил Иоанну создать особую дружину борцов с крамолой. В эту дружину должны были войти “лучшие люди” и, конечно, прежде всего ближайшие.

3 февраля 1565 года царь с Марией бежал от мнимого заговора в Коломенское, а оттуда перебрался еще дальше, в село Тайнинское.Там они провели почти месяц,вплоть до 2 февраля.По прибытии бояре не узнали своего царя.

Тридцатилетний Иоанн выглядел дряхлым стариком. Желтая, морщинистая кожа обтягивала череп, на котором не осталось почти ни одного волоса. Из глубоких впадин глядели совершенно тусклые, безжизненные глаза.

Но в этом теле, дряхлом по виду, жил могучий злобный дух. 

Иоанн назначал себе тысячу телохранителей и называл их опричниками. Он объявлял своей личной собственностью около двадцати богатых городов и большинство московских улиц. Эту часть Руси и Москвы он называл “опричниной” и объявлял себя полным ее хозяином. Боярам оставалось только покориться.

    Наступила кровавая полоса опричнины.

  • Мария Темрюковна

Опричники своими непрерывными открытиями “заговоров” так напугали Иоанна, что он решил покинуть Москву и переселиться в Александровскую слободу, Мария, отлично знавшая, что царя лишь пугают, не последовала за ним и осталась в Кремле. Иоанн отнесся к этому равнодушно. Мария как жена перестала для него существовать. Он снова завел обширный гарем, в котором чувствовал себя прекрасно.

Царица, не стеснявшаяся и раньше, в отсутствие царя дала полную волю своим порочным инстинктам. В Кремлевском дворце, на его женской теремной половине, начались оргии, нисколько не уступавшие оргиям, которые видела стольная палата. Своим главным фаворитом царица избрала пылкого Афанасия Вяземского. Но, так как князь приезжал в Москву не каждый день, она дарила своим вниманием многих других.

Она совершенно перестала стесняться. На пирах, которые устраивались во дворце чуть ли не каждый день, она появлялась простоволосая, что в то время для замужней женщины считалось совершенно непозволительным. Она вспомнила свою юность и нередко носила национальный черкесский костюм, выгодно выставлявший ее фигуру, но резко отличавшийся от целомудренных одежд русской женщины XVI века.

Слухи о том, что делается в царском дворце, распространялись среди населения Москвы, и как всегда в таких случаях, принимали легендарные формы. Рассказывали, что царица показывается мужчинам совершенно обнаженная, что у нее в теремах живут тридцать любовников, которых она по очереди требует к себе, и т. д. Эти слухи дошли до Александровской слободы. Малюта счел долгом передать их царю.

Иоанн усмехнулся и сказал:

— Узнаю царицу. Пусть веселится. А мы за нее Господу помолимся.

(цит. по. Горский С.Ю. «Жёны Иоанна Грозного» М. Дело. 1912. )

Несмотря на равнодушие, с которым Иоанн относился ко всем слухам о разгульной жизни Марии, он следил за каждым ее шагом. Ее похождения с любовниками его мало интересовали, но когда ему сообщили, что царица организует партию, которая намерена свергнуть его с престола, он решил принять меры.

Прежде всего, он приказал поставить царицу под бдительный надзор опричников, никого к ней не пускать и ей не позволять покидать Кремлевский дворец.Это распоряжение царя произвело на Марию сильное впечатление. Пылкая южанка, лишенная возможности удовлетворять свои страсти, начала чахнуть. 1 сентября 1569 года она скончалась.

Единственный её ребёнок, о котором известно — царевич Василий Иванович — умер в двухмесячном возрасте в мае 1563, погребён, по-видимому, в Архангельском соборе, но его надгробие не сохранилось.

Иоанн нисколько не был огорчен смертью Марии. Он даже не счел нужным притворяться. К этому времени он окончательно погрузился в разврат и кровавые расправы.

P.S.

Справедливости ради стоит заметить,что есть и другая версия смерти Марии.

В 1569 г. в поездке по русскому Северу Мария Темрюковна простыла. Холодное дождливое лето в лесных чащобах, болотистые испарения и постоянная сырость в переездах пагубно отразились на ее здоровье.

В начале августа царица тяжело заболела и слегла.Из Вологды в Александров ее везли в забытьи.В новогоднюю ночь 1 (14 сентября) 1569г. под утро она скончалась В смерти ее царь опять обвинил бояр.

Но этого ученые не подтверждают: никаких признаков насильственной смерти не обнаружено.

Как бы там ни было,но этот брак  имел и большую политическую роль в присоединении Северного  Кавказа к России.Об этом говорит и памятник Марии в центре  г. Нальчик.

«Навеки с Россией» памятник русской царице Марии Темрюковне в г.Нальчик

Родственники и свойственники Марии – князья Черкасские – в русской истории не потерялись: князь Иван Борисович, к примеру, при царе Алексее Михайловиче был фактическим главой правительства, князь Петр Борисович при императрице Елизавете – московским губернатором. В Москве о княжеском роде напоминают Черкасские переулки в Китай-городе. Считайте, что и это памятники русской царице Марии Темрюковне.

  1. тот же помятник в г.Нальчик
  2. И еще: 1 (14 но новому стилю) сентября в престольный день храма преподобного Семиона Столпника города Нальчика совершается панихида о упокоении Благоверной царицы Российской великой княгини Марии Темрюковны и всех князей Черкасских».

http://www.liveinternet.ru/users/serbucna/profile

http://www.liveinternet.ru/users/3370050/post245257371/

Источник: https://alindomik.livejournal.com/134088.html

Художник Константин Егорович Маковский. Жанровые сюжеты и портреты

Крестьянский обед во время жатвы

В моём собрании работ Константина Маковского сегодня 339 картин. И большей частью этих произведений искусства я намерен поделиться с посетителями сайта.

Сегодня я хочу предложить вашему вниманию ещё одну галерею работ художника. Картины без определенной тематики. Однако, такой ряд, как мне кажется, позволяет в большей мере оценить талант и мастерство живописца.

Картины художника Константина Егоровича Маковского

Князь Репин на пиру у Ивана Грозного

Портрет великой княжны Марии Николаевны

Маленькие шарманщики у забора зимой

Запорожский казак

Итальянский мальчик

Кавалер, одевающий перчатку

Каир

Каирец

  • У туалета
  • За прялкой
  • Жница
  • Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям
  • Греющиеся итальянцы
  • Мир искусства

Источник: https://subscribe.ru/group/lyublyu-risovat/13122355/

О жизни и творчестве художника к.е.маковского

Константин Маковский. Праздник на Украине. Конец 1870-х — начало 1880-х

В.Е.Маковский. Отдых на пути из Киева

К.Е.Маковский. Запорожский казак. 1884

Особенно же мое внимание привлекала прекрасная картина К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы» (1872 г.):

Маковский Константин Егорович [20.6(2.7).1839, Москва, — 17(30).9.1915, Петербург], русский живописец, представитель академического романтизма.

К.Е.Маковский. Автопортрет

Константин родился в Москве, старшим сыном в семье российского деятеля искусств и художника-любителя, Егора Ивановича Маковского. Егор Маковский был основателем «Натурного класса», художественного училища, которое потом стало известно как Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Среди друзей семьи были Карл Брюллов и Василий Тропинин.

Неудивительно, что все дети Егора Ивановича: дочь Александра, сыновья Константин, Николай и Владимир, воспитанные в духе любви к искусству, под влиянием отца, эрудита и энтузиаста, стали художниками. Позднее Константин писал: «Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу».

Произнося фамилию Маковский, в наше время для многих она сначала ассоциируется с произведения московского жанриста Владимира Маковского и только потом с его старшим братом Константином, представителем так называемой «позднеакадемической живописи».

Однако во второй половине XIX века слава Константина Маковского и в России, и за ее пределами была несравнимо выше известности Владимира Маковского и других художников демократического направления. Однако вернемся к творческому пути К.Е.Маковского.

В 1851 году Константин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где он стал первым студентом, легко получая все доступные награды. Его учителями были М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкий, С. К. Зарянко, все — ученики Карла Брюллова.

С детства, вместе с братом, будущим художником Владимиром Маковским, был окружен творческой атмосферой: в доме отца постоянно бывали знаменитые живописцы, преподаватели училища. Однако Маковский избрал самостоятельный путь. Склонность Маковского к романтизму и декоративным эффектам часто объясняют влиянием Брюллова.

В 1858 году, оставив Москву и родной дом, он отправился в Санкт-Петербург, где поступил в Императорскую Академию художеств, где с 1860 года художник выставлял на ежегодных академических выставках типичные для Академии исторические «программы» («Исцеление слепых», 1860 год, «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова», 1862 г.). Именно за последнюю из названных картин, всецело решенную в русле романтического историзма, он получил академическую золотую медаль.

К.Е.Маковский. Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова. 1862

В 1863 году Маковский, вместе с 13 другими студентами, выбранными для участия в конкурсе на Большую золотую медаль Академии, отказался писать картину на тему Скандинавской мифологии и покинул Академию, не получив диплом.

В 60-е годы Маковский присоединился к артели художников, возглавляемой Иваном Крамским, создавая картины повседневной жизни. Его произведения этого времени – «Вдовушка», (1865 г.); «Селедочница» (Продавец сельди) (1867 г.

), создавались на волне общего для русского искусства увлечения бытовым жанром, под влиянием современной литературы и журнальной графики.

К.Е.Маковский. Вдовушка. 1865

К.Е.Маковский. Селедочница. 1867

И сама живопись Маковского в эти годы была плотной, вязкой, обладающей характерным глухим землистым тоном. Но эта манера была скоро преодолена, и Маковский «вернулся» к основным свойствам своего дарования – легкости и эффектности письма.

Особенной известностью пользовалась его картина «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» (1869) — подлинная галерея колоритных типов городских сословий, где придал жанровой сцене невиданный монументальный размах, представив в этом масленичном гулянье образ «всего Петербурга», как заметил В.В.Стасов, оценивший картину весьма высоко.

Здесь проявился его главный дар: талант художника-режиссера, умеющего к тому же придавать своим вещам особый колористический лоск.

К.Е.Маковский. Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге. 1869

Этот лоск вкупе с усиливающейся любовью к экзотическим и средневековым, далеким от «злобы дня» темам надолго закрепили за Константином Маковским репутацию «салонного художника», наглядным укором которому как бы служил его, более политически ангажированный, младший брат. ——————————————————————————- Коммент.

: Термин «Салон» появился во Франции в XVIII веке и происходит от названия помещения — «Салон Аполлон» в Лувре, где проходили первые публичные художественный выставки. В России в XIX века роль французских салонных выставок выполняли ежегодные публичные выставки в петербургской Академии художеств.

Негативная оценка академических выставок появляется в начале второй половины XIX века, когда на художественную арену выходят передвижники с резко обостренной социальной тематикой. Чисто живописные задачи в их творчестве отошли на второй план. Термин «салонное искусство» в России ввел художественный критик Сергей Глаголь (С.С. Голоушев), назвав в одной из своих статей известного живописца Г.И.

Семирадского «салонным художником». Если передвижников следует упрекнуть в пренебрежении к чисто живописным проблемам, то салонных художников следует упрекнуть в отходе от социальной и моральной тематики и чрезмерном увлечении эклектизмом, гедонизмом, пустыми эффектами и ориентацией на коммерческий интерес и вкусы не всегда взыскательной публики.

На закрепление «негатива» за салонным искусством повлияло и то, что под его знамена встало много второстепенных и третьестепенных художников. К.Е. Маковский же относится к плеяде наиболее одаренных представителей «салона» европейского масштаба. ——————————————————————————— Искусство Маковского было (подобно искусству «салонного» Г.

Семирадского) в высшей степени стилистически перспективно, открывая прямую дорогу к символизму и модерну с их упоением ослепительной, сверхреальной красотой. Развитию же «режиссерского» дара способствовала любовь мастера к домашним оперным спектаклям, в которых он сам выступал как незаурядный певец.

За произведение «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» (1869) Маковский был удостоен звания профессора Академии Художеств, где в тот период произошли коренные реформы и бытовая живопись из гонимой превратилась в весьма поощряемую. В 1870 г. он становится одним из членов-учредителей «Товарищества передвижников».

В 1870-е годы художник создал серию картин на темы крестьянского быта: «Похороны в деревне», «Дети, бегущие от грозы» (обе 1872) и др., которые выставлялись как на передвижных, так и на академических выставках. Окрашенные сочувствием к простым людям, их бедам и радостям, эти полотна отличаются поэтичностью.

К.Е.Маковский. Похороны ребенка. 1872

Маковский написал немало сентиментальных типажей. Проявил себя как крупный мастер портрета («Оперный певец О.А.Петров», 1870).

К.Е.Маковский. Портрет оперного артиста О.А.Петрова. 1871

В эти же годы он участвует в оформлении Храма Христа Спасителя. Значительные изменения в его стиле произошли после путешествия в Египет и Сербию в середине 1870-х. Он также посетил Ближний Восток и Болгарию. В 1877 году Маковский, откликаясь на события русско-турецкой войны, написал картину «Болгарские мученицы», осуждавшую жестокость и зло, принесенные турками на Балканы.

К.Е.Маковский. Болгарские мученицы. 1877

Однако, тяготея к характерному для передвижников жанру, интересы Маковского постепенно начали смещаться от социальных и психологических проблем к художественным проблемам цвета и формы. Такова созданная под впечатлением от путешествия в Египет картина «Возвращение священного ковра из Мекки в Каир» (1876), представлявшая пышное религиозное шествие в восточном городе.

К.Е.Маковский. Перенесение священного ковра в Каире. 1876

Бытовая экзотика, яркость типов, этнографическая точность, звучность колорита лишь усиливают внешнее впечатление, придавая ощущение сказочности жизни.

К.Е.Маковский. Перенесение священного ковра из Мекки в Каир

Выше названные картины имели у русского зрителя большой успех. К этому времени относится одна из работ, находящаяся в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н.Радищева – «Египетский воин» («Абиссинец со щитом», «Негр»). 1871 г. Работа блестяща и эффектна.

Воин дан крупно и выпукло, как бы выделяясь из пространства картины, из фона желто- голубой оттенок которого дает точную иллюзию пустынного марева. На его плече – копье, на левой руке – яркий золотой щит. Облик человека, привлекающего внимание русского зрителя своей экзотичностью, весь построен на ярких контрастных тонах.

Белая повязка и одеяние, контрастирует с темными руками и лицом, с красным поясом и золотым щитом. В 1880–1890-е годы Маковский часто обращался к русской истории 17 в.

, написав целый ряд пышных «боярских пиров» и «свадеб», которые имели шумный успех за рубежом («Свадебный пир в боярской семье XVII столетия» (1883), «Поцелуйный обряд» (1895), «Смерть Иоанна Грозного» (1888) и др.).

К.Е.Маковский. Боярский свадебный пир в XVII веке. 1883

Они особенно интересны и с этнографической точки зрения: художник тщательно выписывает костюмы персонажей, аксессуары, детали бытового окружения.

К.Е.Маковский. Поцелуйный обряд (Пир у боярина Морозова). 1895

На Всемирной выставке 1889 г. в Париже он получил Большую золотую медаль за картины «Смерть Ивана Грозного», «Суд Париса» и «Демон и Тамара».

К.Е.Маковский. Демон и Тамара. 1889

Он был одним из самых высоко ценимых и высокооплачиваемых российских художников того времени. ——————————————————————————— коммент.: и сегодня картины К.Е.Маковского находят высокую оценку у соверменных ценителей искусства живописи.

Например, совсем недавно картина Маковского «Суд Париса» была выставлена на торгах русского искусства в Нью-Йорке за одну из рекордных сумм. Почти четырехметровая композиция (точнее размером 2,5 на 4 метра) изображает спор трех античных богинь за право называться первейшей красавицей.

Эта картина выставлялась на Всемирной выставке в Париже в 1889 году и принесла автору золотую медаль и звание Рыцаря почетного легиона.

Еще до выставки картину купил американский бизнесмен филантроп Чарльз Шуманн, и она долго висела в его ювелирном магазине на Бродвее, а затем до конца 80-х годов XX века украшала интерьер частного спортивного клуба в городе Милуоки.

Специалисты Sotheby's оценивали «Суд Париса» в сумму от 750 тысяч до 1,1 миллиона долларов. На торгах в Нью-Йорке полотно Константина Маковского «Суд Париса» ушло с молотка за 2 миллиона 88 тысяч долларов. Сведения об этом взяты здесь:http://www.newizv.ru/news/2005-04-20/23264/&grade=3http://palm.newsru.com/cinema/22apr2005/torgi.html ——————————————————————————— Особым размахом, массой ярких деталей отличается огромное полотно «Минин на Нижегородской площади» (1896), написанное для Нижегородской ярмарки и помещенное в специальном павильоне (ныне – в городском Дворце Труда).

К.Е.Маковский. Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям. 1890-еК.Е.Маковский. Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам в 1611 году

Одна из характерных картин этого периода творчества К.Е.Маковского «Князь Репин на пиру у Ивана Грозного» (1880-е годы).

К.Е.Маковский. Князь Репин на пиру у Ивана Грозного. 1880-е

Возможно, задумал Константин Маковский большую композицию на тему из русской истории, но по неизвестным причинам не написал ее. Остался этот выразительный эскиз и, что особенно оценили современники, со всеми реалистическими подробностями воссоздающий быт и нравы времен Ивана Грозного.

Героем художник сделал не царя, а князя Михаила Петровича Репнина, чей род происходил от святого Михаила, князя Черниговского. Прославился Репнин походом в Ливонию в 1558 году, а позже стал жертвой борьбы Ивана Грозного с боярами.

Маковский обратился к рассказу Алексея Курбского: на «маскированный вечер» пригласил Иоанн IV Михаила Петровича и со словами: «Веселись с нами» надел на него шутовскую маску. Репнин сорвал и растоптал маску, а по прошествии нескольких дней был убит в церкви. Картины Маковского достаточно часто выставляются на различных выставках…

Закончить 1-ю часть поста о Константине Маковском мне хочется рядом фоторепродукций картин, которые мне нравятся и характеризуют весь диапазон его таланта. Сначала ряд картин, относящихся к портретной и бытовой жанровой живописи:

К.Е.Маковский. Маленькие шарманщики у забора зимой. 1868К.Е.Маковский. Разговоры по хозяйству. 1868

Специально для Rusinka:

К.Е.Маковский. Головка девочки в платке

  • Теперь натюрморты:

К.Е.Маковский. Цветы. 1884

И, наконец, пейзажная живопись:

К.Е.Маковский. Беседка. 1889

из того, что я очень люблю и ценю (гармония моря и цветов):

К.Е.Маковский. Пейзаж (Море и цветы). Начало 1890-х

Окончание 1-й части поста. Продолжение следует…

Источник: https://kovlam.livejournal.com/1552566.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector