Маковский «минин на площади нижнего новгорода» описание картины, анализ, сочинение

?

Categories: Маковский КОНСТАНТИН МАКОВСКИЙ «ВОЗЗВАНИЕ МИНИНА»(он же «Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям»)

Часть 1.

         Константин Маковский, известный академист, никогда не отличался особой любовью к гигантомании. А вот картины на исторические темы, зато были его любимым жанром. Неискушённая публика с деньгами разбирала его «боярышень» и «сценки из старинной русской жизни» как горячие пирожки.

Приверженцы же передвижников и прогрессивная художественная общественность иронически усмехалась, при виде очередных слащавых композиций, изображающих девиц в кокошниках и/или кавалеров в бархатных кафтанах, тогда как эстеты более позднего времени отдавали дань блестящей технике художника при работе со светом и воздухом, которая позволила отнести его к родоначальникам Маковский импрессионизма в русской живописи. О Маковском писали, что он «…держал себя большим барином, ходил чуть ли не в боярском костюме, выдерживал тон большого, знатного артиста. Зарабатывал большие деньги и умел их проживать. Писал в угоду большой буржуазной публике сладкие ложно-русские сцены и бесконечные головки барышень и в конце концов стал типичным поставщиком художественного рынка». Но как бы там ни было, Константин Маковский был очень хорошим художником. И его «Воззвание Минина» прекрасно продемонстрировало его высочайший профессиональный уровень. А кроме того оказалось одним из самых больших полотен в истории русского искусства — 698х594 см, то есть более 40 квадратных метров.

Маковский         Вообще, идея увековечить память нижегородского купца Козьмы Минина, а заодно и князя Дмитрия Пожарского в живописи периодически проявлялась на протяжении всего 19 века. К более ранним художественным решениям этой темы относятся, например, картина Михаила Скотти «Минин и Пожарский», знаменующее собой поздний этап развития русского романтизма, а также «Воззвание Минина к нижегородцам» Михаила Пескова 1861 года, «Минин и Пожарский» Алексея Тыранова и т.д. и т.п.        В очередной раз интерес к этой теме появился в начале 1870-х годов, поскольку Маковский мысль о необходимости прославить великий подвиг гражданина Минина была спущена с самого верха. Ее высказал великий князь Владимир Александрович, бывший тогда президентом Академии художеств, и это было равносильно государственному заказу.         Судя по всему, Константин Маковский, который тогда еще только начинал свою карьеру и искал свой путь в искусстве, переходя (регрессируя) от реализма к академизму, ухватился за эту идею и решил написать картину на указанную тему. И он даже не предполагал, что работа  растянется почти на двадцать лет. Вообще-то у него уже был опыт работы над подобным масштабным и Маковский многофигурным полотном, поскольку в 1869 году Маковский закончил картину «Балаганы на Адмиралтейской площади».         Первый эскиз картины в основном изображал выход духовенства с иконой Богоматери Казанской из храма Николы на торгу, Маковский тогда увлекся декоративной стороной ситуации, и явно перестарался, изображая золотые ризы икон и роскошные одеяния священников.

         В окончательном варианте 1896 года картина представляет собой масштабную многофигурную композицию. В ее центре находится нижегородский купец Козьма Минин, призывающий своих  сограждан отдатьМаковский имущество и деньги для снаряжения ополчения, которое должно освободить Москву от польских захватчиков. Остальные персонажи картины показаны в процессе передачи своих наиболее ценных вещей на благо Отечества. Крестный ход со знаковой иконой Казанской Богоматери также присутствует на полотне, но смещен на средний план ближе к правому краю картины, его участники выходят из церкви Николы на торгу. Действие происходит на фоне реально существующего и сейчас Ивановского спуска от Нижегородского кремля к Торговой площади (сейчас там стоит уменьшенная копия московского памятника Минину и Пожарскому работы Мартоса, а сама площадь вполне предсказуемо именуется площадью Народного согласия).

         В дальнейшем от эскиза к эскизу художник увеличивал количество участников события, усиливал экспрессию образа Минина, а также постепенно выделял из безликой толпы отдельных колоритных персонажей, пока с одной стороны он не заполнил плотно огромный холст народными массами, а с другой не дал почти каждому из персонажей по крайней мере на переднем плане и в центре полотна индивидуальную характеристику. Искусствоведы советской школы обычно комментировали это в том плане, что Маковский в окончательном варианте «Воззвания Минина» постарался максимально усилить значимость народных масс, и тем самым прославить подвиг русского народа.

Маковский        Вообще, после первых эскизов художник лет на десять прервал работу над картиной, потому что дело как-то не пошло. Получались довольно предсказуемые сцены из театрализованного представления, а хотелось чего-то большего, тем более, что как раз в эти годы одно за другим появлялись грандиозные передвижнические полотна на исторические темы – суриковские «Покорение Сибири Ермаком», «Взятие снежного городка» (1891), «Запорожцы» Репина (1880-91).

         «Запорожцы» и добили Маковского окончательно. Он не мог спокойно смотреть на то, как Репину удалось передать в них то, что он сам считал своей художественной нишей – красочность, доходящую до фееричности и феноменальное жизнелюбие. Вероятно, из творческой зависти к Репину Маковский и решил вернуться к «Воззванию Минина». Тема-то благодатная.

         Маковский отбросил все свои предыдущие наработки, и поехал в Нижний Маковский Новгород. Это было в 1891 году. Он остановился в гостинице Блиновского пассажа недалеко от пристаней, и с удовольствием ежедневно наблюдал колоритную толпу, много работая над зарисовками и эскизами из жизни волжского города.

К работе художник подошел очень ответственно. Прежде всего, он изучил подлинные документы о событиях 1611, которые были собраны Нижегородской губернской ученой архивной комиссией, и только после этого начал писать на натуре.

Маковский         Как настоящий исследователь художник попытался решить основной вопрос, на который профессиональные историки к тому времени еще не могли дать однозначный ответ: где именно происходило знаковое выступление Козьмы Минина в реальности. Было выдвинуто несколько версий: на Ивановском съезде у церкви Николы на торгу, на кремлевской площади перед Спасо-Преображенским собором, у Дмитриевской башни кремля или на Нижнем посаде.

         Без сомнения, Ивановский съезд был самым живописным из всех вариантов, и Маковский именно как художник предпочел выбрать его. А потом уже и историки подтвердили, что выбор был сделан верно, найдя тому документальные подтверждения. Кстати, в благодарность сотрудником Нижегородской архивной комиссии Маковский оставил в гостевом альбоме архива два карандашных наброска видов Нижнего Новгорода и рисунок подьячего с  чернильницей и футляром для гусиных перьев у пояса для писания прошений, для которого позировал местный купец Брызгалов. Позднее этот образ был использован и в картине (расположен чуть выше нищего с костылем).

         В Нижнем  Маковский познакомился с местным художником, фотографом и коллекционером Андреем Карелиным, который имел лучшее в России частное собрание предметов народного быта, исторических национальных костюмов, тканей и изделий ремесленников. Многое из того, что Маковский видел у Карелина, впоследствии попало на его картину.

        Определившись с планом и с масштабом работ, Маковский вернулся в Петербург и обратился в Академию художество с просьбой предоставить ему мастерскую, которая соответствовала бы его творческому замыслу. В Академии немного поразмыслили и отказали: то ли решили сделать небольшую подлянку более удачливому коллеге по цеху, то ли действительно во всем Петербурге и окрестностях не нашлось казенной мастерской подходящих размеров.

      Маковский махнул на них рукой и в 1893 году уехал в Париж (где же еще писать картину на патриотическую тему из истории России, как не в столице Франции).

Там в предместье Сен-Жермен продавалась мастерская Василия Верещагина «Maison Laffite», которая идеально подошла Маковскому для его замысла.

Это была большая студия для работы в закрытом помещении, к которой прилагалась  специально оборудованная так называемая «летняя мастерская» для работы над картинами в теплое время года при естественном освещении.

        Владимир Стасов, который побывал там еще в 1878 году у Верещагина, так описывал эту оригинальную конструкцию: «…она из помоста, сажен 9-10 в диаметре, представляющего в плане полный круг. Тут по окружности проложен рельс, и по нему ходит довольно объемистая будка, защищающая от лучей солнца и ветра, там помещаются модели, разные предметы, с которых пишется картина и, на необходимом расстоянии, сам художник со своим холстом. Смотря по положению солнца и по надобностям освещения навес этот может переезжать по своим рельсам куда надо, а художник работать от самого утра до поздней ночи…»        Таким образом, техническая сторона вопроса была благополучно разрешена, но у Маковского появилась новая проблема: он не мог найти в Париже достаточное количество русских типажей для персонажей полотна. В итоге некоторые лица у него повторяются по несколько раз (например, широкоскулое лицо в картине встречается трижды: у носильщика на первом плане, в верхней левой фигуре и у той, что находится под рукой Минина), а всех русских, кто посещал его в мастерской, Маковский буквально заставлял ему позировать. Московский художник Николай Шестопалов, который жил в Париже в 1890-х годах, по его собственным словам «… позировал несколько раз на солнце в позе молодого парня, поднимающего ларец для пожертвования на войско Минину. Кроме того, с меня был написан еще стоящий человек в толпе…»        Видимо в Париже Маковский работал только над большим эскизом, который в настоящее время находится в Русском музее, а заканчивал основной холст уже в своей мастерской в Петербурге на Каменноостровском проспекте (как-то все же смог его туда вписать).

Продолжение следует…

Источник: https://nikonova-alina.livejournal.com/248651.html

Площадь Минина и Пожарского — Православный журнал "Фома"

4 ноября мы отмечаем День народного единства. Пожалуй, всем известно, что именно в этот день более 400 лет назад (а точнее 22 октября 1612 года по юлианскому календарю) бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город.

Уже спустя несколько дней польские интервенты сдались – русский народ отстоял свою независимость. В честь этих событий в 1818 году в Москве был установлен памятник Минину и Пожарскому, созданный Иваном Мартосом. Но в Москве – только счастливый финал этой истории, начало же ее – в Нижнем Новгороде…

Осень 1611 года.

Деревянный храм Рождества Иоанна Предтечи. Море людей. В центре – Кузьма Минин.

Он призывает народ встать на защиту Родины: «Захотим помочь Московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жен и детей закладывать и бить челом – кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником» (С.М. Соловьев «История России с древнейших времен», глава 8, Окончание междуцарствия).

Маковский

Константин Егорович Маковский «Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям» [ок. 1895]

Сейчас перед этим храмом, теперь уже каменным, а не деревянным, стоит брат-близнец московского памятника Минину и Пожарскому.

Создан он был Зурабом Церетели, а установлен 4 ноября 2005 года, тогда же, когда День народного единства был признан государственным праздником.Маковский

Памятник Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде flickr.com, ИванычКот

Если же от памятника перед храмом Рождества Иоанна Предтечи пройтись по улице Минина, то минут через 10-15 окажешься уже на площади Минина и Пожарского.

Она занимает целых 33 тысячи квадратных метра и тянется от Георгиевской до Кладовой башни Нижегородского Кремля.

Однако символом площади считается именно Дмитровская башня, поскольку раньше она служила главным оборонным пунктом Нижнего Новгорода.

Маковский

Дмитровская башня

В центре площади установлен еще один памятник. На пьедестале – руководитель второго народного ополчения Кузьма Минин. Взгляд его устремлен вдаль. Сам он поднял одну руку, словно призывает людей остановиться, прислушаться, задуматься… Как и 400 лет назад…

Маковский

А перед «Первым домом» (ул. Минина, 1) можно увидеть бюст Кузьме Минину работы нижегородского скульптора А. В. Кикина. Он был установлен в 1955 году.

Маковский

Бюст Кузьме Минину ru.wikipedia.org

Но это не все достопримечательности, которые можно найти на площади. В 1940 году здесь был установлен памятник Валерию Чкалову работы скульптора И. А. Менделевича. Даже застывшая фигура летчика выглядит очень гордо. Взгляд его устремлен, конечно, в небо. А за его спиной – бесконечная лестница…

Маковский

Памятник Валерию Чкалову flickr.com,, Oleg Zoloto

Это Чкаловская лестница, ведущая к набережной Волги. Она имеет форму восьмерки или форму знака бесконечности. Сюда всегда приезжают люди, переходящие на новую ступень жизни: выпускники прощаются со школой, молодожены празднуют создание семьи…

Также на площади расположен Дворец труда, Выставочный комплекс, музей А. С. Пушкина, музей «Кладовая башня», музей в Дмитровской башне, Художественный музей в кремле, первый и второй корпуса Педагогического университета (в стенах которого в 19 веке находилась Губернская мужская гимназия), а еще множество ресторанов и кафе.

Маковский

Общий вид площади Минина и Пожарского. Дмитриовская башня Кремля flickr.com, Алексей Трефилов

Не менее богата и история площади. Первоначально она называлась Верхнепосадской и Верхнебазарной, поскольку именно сюда вели сухопутные торговые пути, здесь велась торговля, здесь был центр Верхнего посада (верхней части города).

В 1697 году был возведен Благовещенский собор, и площадь переименовали в Благовещенскую. Часть территории от спуска к Волге до Духовной семинарии с 1743 года стали называть Семинарской. Благовещенская площадь имела форму полукруга, а Семинарская – трапеции.

В 1917 году их объединили, а новую площадь назвали Советская. Именно после объединения площадь и приобрела нынешнюю форму ковша. Свое современное название она получила только в 1943 году, когда был установлен первый памятник Кузьме Минину работы скульптора А.

Колобова (в 1989 его перевезли в Балахну, в родной город Кузьмы Минина).

Сегодня площадь Минина и Пожарского является не только историческим и туристическим центром, но и главной площадью современного Нижнего Новгорода. Здесь проходят главные городские мероприятия, праздники и концерты.

Маковский

Ночной вид площади Минина и Пожарского flickr.com, Алексей Трефилов

На заставке фрагмент фото “Памятник Валерию Чкалову” flickr.com, sheska

Источник: https://foma.ru/ploshhad-minina-i-pozharskogo.html

Самый нижегородский художник Маковский

Неопубликованная запись

Маковский

 Здесь надо отметить, что прежде чем оказаться в городской думе, эта огромная картина (42 кв. метра) обзавелась собственной историей, которая весьма примечательна. 

Маковский

И при всем этом, у Константина Маковского, оказывается, была заветная мечта: как вспоминают современники, он очень часто сумрачно признавался “Все некогда! Но знаете, меня давно ждет Минин!”Когда картина была наконец написана, Маковский показал свое творение в Петербурге и Москве, а затем и за рубежом, о чем восторженно писала парижская пресса. Многие иностранные коллекционеры приценивались к его работе. Однако сам художник решил оставить ее на родине. 

 Можно встретить утверждение, что живописец подарил свою грандиозную картину Нижнему Новгороду, но это неправда – успешные и богатые так, обычно не поступают.

Маковской вступил в переговоры с дирекцией петербургского Музея Александра III, но музей купить картину отказался, тогда художник вступает в переписку с Министерством двора Его Императорского Величества о возможности приобретения картины “Минин” с последующим преподнесением полотна в дар Нижнему Новгороду.

В итоге, Министерство двора приобретает картину, причем сумма официально не оглашалась. 2 февраля 1908 года картина подарена Нижнему Новгороду, а в роли дарителя выступил сам император Николай II, который пожаловал городу картину «в знак заслуг нижегородцев перед Отечеством». 

Спустя два месяца император принял в своей резиденции в Царском Селе депутацию (слово ”делегация” тогда еще не употребляли) нижегородцев в количестве пяти человек, прибывших, как писали газеты, “для выражения от всего населения Нижнего Новгорода чувств верноподданнической любви и неизменной преданности Государю, Его Наследнику и всему Царствующему Дому”. Возглавлял депутацию нижегородский городской голова Александр Меморский, членами депутации были почетные граждане Нижнего Новгорода – статский советник Яков Башкиров и мануфактур-советник Николай Бугров, а также депутаты Государственной Думы – действительный статский советник Александр Баулин и Александр Савельев. Вскоре после высочайшей аудиенции картина ”Минин” была доставлена в Нижний Новгород и установлена в Гербовом зале Городской Думы, где ее могли видеть лишь гласные (депутаты) Думы и сотрудника ее аппарата. 25 сентября 1908 года, воспитанники Нижегородского кадетского корпуса стали первыми из простых нижегородцев, увидевших полотно. В связи с этим, газета ”Нижегородский листок” заметила, что “Следовало бы… открыть зал Думы для обозрения картины для публики, хотя бы один определенный день в неделю”. Но только в 1972 году картина Константина Маковского была выставлена на всеобщее обозрение в специально построенном для нее зале в Горьковском художественном музее, где она находится и по сию пору… 

 Итак, о картине. Полное название картины “Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям”. Маковский в 1891 и в 1893 годах приезжал в наш город собирать материал и работать с документами.

Здесь он познакомился с фотографом Андреем Осиповичем Карелиным, который коллекционировал предметы старины.

Любопытно, что после кончины Маковского его вдова устроила аукцион, где в течение одиннадцати (!) часов были распроданы 1100 предметов старины, собранных живописцем со знанием дела, начиная со времени его работы над картиной. Всего этот аукцион принес наследникам Маковского 289 тысяч рублей! 

Картину Маковскому пришлось писать во… Франции, в парижском предместье Сен-Жермен. В России не нашлось художественной мастерской, где могло бы разместиться такое огромное полотно, и художник приобрел мастерскую, которая принадлежала известному русскому художнику-баталисту Василию Верещагину. Средства позволяли.

Эта мастерская была не только одной из самых больших в Европе, но и оснащена она была по последнему слову тогдашней художественной техники. Она состояла из двух помещений: огромной студии и мастерской на открытом воздухе, размещавшейся в саду. В центре открытой мастерской находился круглый деревянный помост 10-ти метров в диаметре.

По этому помосту были проложен рельсы, по которым могла передвигаться специальная, довольно большая, кабина, имевшая три стены, защищающая от лучей солнца и ветра, в которой и размещался художник со своим холстом. Из кабины художник писал натурщиков, находившихся в нужных ему позах в центре сада.

Такая техническая новинка позволяла Маковскому работать, невзирая на изменения в природном освещении — кабина двигалась по ходу солнца. Интересно, пишут ли сейчас такие большие полотна, и как это выглядит технически? 

Начав работу над картиной, Маковский сразу же столкнулся с неожиданной проблемой. По его замыслу на огромном холсте должны были быть изображены более сотни персонажей. Но лица французских натурщиков никак не годились для образов нижегородцев начала XVII века.

И Маковский, не долго думая, повторил на картине лица с многочисленных портретов которые были им написаны прежде. Причем одно и то же характерное мужское лицо с одинаковым поворотом головы Маковский повторил трижды! Среди многочисленных персонажей изображен и один нижегородец – купец Брызгалов.

Его художник запечатлел в образе подьячего, составляющего опись пожертвованных ценностей. 

Возникла и еще одна проблема. Действие картины Маковского происходит одновременно в трех планах.

На переднем — Торговая площадь Нижнего базара (ныне Площадь Народного единства), на втором плане — крестный ход с иконой Казанской Божией Матери, двигавшийся от паперти церкви Иоанна Предтечи, и, наконец, на третьем плане Ивановская башня нижегородского кремля, у подножья которой находятся толпы народа.

Маковский никак не мог добиться впечатления глубины изображения, иллюзии единого пространства. Выход подсказал известный баталист Франц Рубо, который посоветовал ввести в изображение утреннюю дымку, которая, заполнив пространственные паузы между фигурами и предметами, соединила бы все три плана картины. 

Впервые картина была представлена 57-летним художником широкой публике в 1896 году, в Нижнем Новгороде, где проходила XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка. Для демонстрации огромного полотна, впервые в истории отечественной живописи, был возведен специальный павильон причем, Маковский лично руководил установкой холста. 

Кто послужил моделью для Минина неизвестно. Прижизненных портретов героя не сохранилось. Как правило, художники и скульпторы отталкивались от прозвища Минина Сухорукий — «Нижегородец имяше торговлю мясную Козма Минин, рекомый Сухорук». Обычно такое прозвище получал человек, плохо владеющий или совсем не владеющий рукой.

Но это прозвище могло указывать на состояние здоровья не самого Козьмы, а на особенности внешности родоначальника Сухоруких. Такие прозвища, содержащие указание на определенные особенности внешности (например, Сухоног, Кривошей и т.д.), были широко распространены во всех слоях населения и позже превратились в фамилии.

А «Минин» — это, практически, отчество «Кузьма Минин» = «Кузьма сын Мины». О Минине, как личности, к сожалению, известно мало, и его сухорукость, к чести Маковского, на картине никак не отражена. Обе руки вполне живые.

Обе руки в порядке у Минина и на памятнике Минину и Пожарскому работы скульптора Мартоса (Церетелиевская копия сегодня в Нижнем Новгороде). 

Маковский Маковский

Зато правая призывающая рука была просто огромной, что придавало памятнику особое обаяние. Кстати, прототипом послужила именно фигура Минина с картины Маковского.А нынешний памятник Минину в Нижнем установили на площади Минина и Пожарского лет двадцать назад. Этот Минин в богатом кафтане в народе получил прозвище Садко. 

Маковский

И опять — здоровые руки, но в отличие от Мининых-предшественников он призывает левой рукой. Ну, это простительно – медицина в XX веке сделала большой шаг вперед.

Источник: https://nenino.ru/blog/samyi_nizhieghorodskii_khudozhnik_makovskii

Картина «Воззвание Минина к нижегородцам» Маковский

Маковский Маковский Маковский Маковский Маковский

Написал статью: Opanasenko

«Воззвание Минина к нижегородцам» — картина великого русского художника Константина Егоровича Маковского (1839-1915). Полное название картины: «Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям». Работа является одной из самых знаменитых картин на патриотическую тему России.

Картина была написана в 1896 году. После того, как работа была выставлена, она буквально ошеломила всех, кто её увидел. Потрясает как сам сюжет картины, точно прорисованные персонажи, передача накала страстей , жизни и быта начала XVII века, так и размеры полотна.

Общая площадь картины «Воззвание Минина к нижегородцам» составляет 40 квадратных метров, точные размеры: 698х594 см. В основу сюжета картины были положены реально-происходившие события, которые имели место в сентябре 1611 года. Несмотря на огромное количество персонажей на картине, художнику удалось объединить их в единый организм, сплочённый и целеустремлённый.

Русский народ в этой картине объединён общим порывом, становится одним целым, когда настало время для борьбы с врагом.

Картина представляет из себя многолюдную сцену. Ранним утром на Торговую площадь Нижнего посада собрались все жители Нижнего Новгорода.

В самом центре виден земский староста Кузьма Минин, который призывает сограждан отдать имущество и деньги на благо ополчения, которое было создано для того, чтобы освободить Московское государство от иноземных захватчиков.

Помимо Минина, на картине изображено более ста портретных персонажей. По своему размаху данная работа является самым большим станковым полотном в России.

Картина создавалась очень тяжело и очень долго. От самых первых эскизов до полного завершения прошло почти двадцать лет. Непосредственный процесс создания занял у Маковского шесть лет.

Для того, чтобы картина была максимально достоверной, Константин Егорович неоднократно приезжал в Нижний Новгород, где изучал саму местность, а также исторический материал. Здесь он создавал этюды и зарисовки.

Известно, что Маковский решил написать самую большую картину на историческую тематику после того, как увидел шедевра Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Впервые картина была показана на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году. В 1908 году картина была приобретена Министерством императорского двора.

После того, как «Воззвание Минина к нижегородцам» была подарена городу в честь 300-летия династии Романовых, долгое время она находилась в Гербовом зале Городской думы.

С 1972 года масштабное полотно Константина Маковского выставлено в Нижегородском государственном художественном музее в специальном помещении, примыкающем к дому Д.В.Сироткина.

Картина «Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям»

ВВЕРХ

Источник: https://www.artsphera.ru/articles.php?id=1288

Минин и Пожарский: самая большая картина маслом

04.11.2019 11:23

Как известно, истоки нынешнего Дня единства и согласия лежат в Нижнем Новгороде, откуда «вышли» главные герои тех исторических событий – Минин и Пожарский.

Маковский Картина о Минине в Нижнем Новгороде

Знаменитый памятник им стоит и в Москве на Красной площади. Такой же можно встретить и у Кремля в Нижнем Новгороде.

Там он был установлен на месте, где Минин обращался к народу с призывом. Как выглядел на самом деле Минин, никто cейчас не знает. Поэтому на улицах города сейчас можно встретить Минина часто, а вот изображен он разным, таким, каким представлял его тот или иной автор.

В Нижнем Новгороде находится одна из самых больших в России жанровых картин – «Воззвание Минина». Автор картины — художник Константин Маковский. Картина эта считается крупнейшим патриотическим полотном России. Площадь ее живописной поверхности превышает 40 квадратных метров – почти шесть на семь метров ее размеры.

Полное авторское название картины звучит так: «Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям». Сюжет картины описан так: сентябрьское утро 1611 года.

Многочисленный нижегородский люд собрался на Торговой площади Нижнего посада, что под стенами кремля.

Здесь, стоя на импровизированной трибуне-бочке, земский староста Минин призывает народ помочь Московскому государству, люди несут свои сбережения и кладут их на импровизированную трибуну.

Еще в XVIII веке по инициативе Михаила Ломоносова в Академии художеств для картин предлагались темы из отечественной истории. Среди этих тем был и подвиг Минина. Президент Академии художеств великий князь Владимир Александрович предложил художникам отразить эту тему в живописных произведениях.

Свое полотно Маковский писал почти пять лет. После всероссийской выставки в Нижнем Новгороде картина была показана в Петербурге, в Москве.

А в 1908 году историческое полотно было перевезено в Нижний Новгород, где установлено в Гербовом зале городской думы.

Сейчас картина Маковского занимает отдельный зал Художественного музея, где доступна всем желающим.

Напомним, о чем эта картина: к концу 1611 года Московское государство выглядело полностью разрушенным. Поляки захватили Смоленск и Москву.

Русские города сопротивлялись в одиночку. Было смутное время. Прервать его могло только объединение земель и городов русских.

  • Нижегородцы Минин и Пожарский сформулировали главные задачи: изгнать интервентов и подготовить условия для создания русского правительства, которое пользовалось бы доверием населения.
  • В одной из книг о Минине и Пожарском, изданной в советское время отмечалось, что их роль в освобождении страны от польско-шведского нашествия сравнима с тем, что пережил русский народ и русское государство двумя веками позже — в 1812 году и в годы Великой Отечественной войны в ХХ столетии.
  • Во всех этих трагических событиях русский народ сумел отстоять свою независимость.
  • Маковский

Источник: https://lentachel.ru/news/2019/11/04/minin-i-pozharskiy-samaya-bolshaya-kartina-maslom.html

Описание картины Константина Маковского «Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям»

Маковский

Написание этого монументального патриотического произведения заняло у художника целых шесть лет. Это полотно считается самым большим в России, на нем изображено более ста различных персонажей.

После написания Ильей Репиным картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», которое с огромным восторгом было принято зрителями, Маковский решился на написание полотна на патриотическую тему, имеющую большой и благодарный отклик в сердцах русского народа.

С большой долей ответственности подошел художник к исторической достоверности такой масштабной работы. Он отправился в Нижний Новгород, где провел много времени, изучая архивы. Оттуда он узнал, что действие, которое он хотел запечатлеть на холсте, проходило в базарный день, недалеко от церкви Николы. Именно там Козьма Минин обратился к нижегородцам со своим воззванием.

Для написания лиц множества персонажей, Константин Маковский делал зарисовки людей прямо с улицы из окна своего гостиничного номера на улице Рождественской, изучая поведение и привычки представителей различный сословий. Очень достоверно удалось художнику передать характер и даже настроение каждого человека, изображенного на холсте.

В Нижнем Новгороде Маковский заводит знакомство с Андреем Осиповичем Карелиным — известным нижегородским фотографом, художником и коллекционером старины, который помогает художнику в восстановлении внешнего вида различных людей того времени, сундуки и ларцы на картине срисованы с реальных предметов.

Художник изобразил раннее осеннее утро, земский староста Козьма Минин с импровизированной трибуны призывает базарный люд, собравшийся на торги, помочь в борьбе за освобождение Московского государства от иноземных захватчиков. Совершенно различные люди несут свои сбережения и вещи и складывают их подле Минина.

Естественно, после написания, первой картину увидел Нижний Новгород в 1896 году. Огромное, более 6 квадратных метров, патриотическое полотно произвело настоящий фурор, вызвало множество споров и пересудов, не утихающих и по сей день.

  • Год написания картины: 1896.
  • Размеры картины: 273 x 233 см.
  • Материал: холст.
  • Техника написания: масло.
  • Жанр: историческая живопись.
  • Стиль: романтизм.
  • Галерея: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.

Источник: https://opisanie-kartin.ru/makovskij-konstantin/minin-na-plosshadi-nizhnego-novgoroda/

Картина дня «Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям»

Маковский Константин Егорович Маковский, «Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям», 1896, холст, масло, Нижегородский Государственный Художественный Музей
«Вставайте, люди русские!» — хор из советского кинофильма «Александр Невский» 1938 режиссёра Сергея Эйзенштейна, композитор — Сергей Прокофьев, автор слов — Владимир Луговской

Сюжет картины, точно прорисованные персонажи, передача накала страстей, жизни и быта начала XVII века, потрясают зрителя также, как и размеры полотна. Площадь картины, выполненная Константином Егоровичем Маковским составляет 40 квадратных метров, 698 х 594 см. В основу сюжета картины положены реально-происходившие события сентября 1611 года.

Художнику удалось объединить огромное количество персонажей в единое целое, сплочённое и целеустремлённое идеей освобождения русской земли.

Многолюдная сцена представлена ранним утром на торговой площади Нижнего посада, где собрались все жители Нижнего Новгорода.

В самом центре расположен земский староста Кузьма Минин, который призывает сограждан отдать имущество и деньги на благо ополчения, чтобы освободить Московское государство от иноземных захватчиков.

Помимо Минина, на картине изображено более ста портретов. По своему размаху данная работа является самым большим станковым полотном в России.

Создание этого холста проходило очень тяжело и долго. От самых первых эскизов до полного завершения прошло двадцать лет. Непосредственный процесс написания произведения занял у Маковского шесть лет.

Константин Егорович несколько раз приезжал в Нижний Новгород, где изучал саму местность, собирал в архивах исторический материал для полной достоверности событий того времени. Здесь он создавал этюды и зарисовки.

Примечателен тот факт, что Маковский захотел написать самую большую картину на историческую тематику после того, как увидел Репинский шедевр «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Источник: https://nnart.site/kartina-velikich-russkich-chudoznikov/kartina-dnya-minin-na-ploshhadi-nizhnego-novgoroda-prizyvayushhij-narod-k-pozhertvovaniyam

История одной картины. Маковский Константин Егорович. «Воззвание Минина». — Рассказы об искусстве

Художник Маковский Константин Егорович (1839-1915) создал грандиозную картину. Её полное название  —  «Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям». Краткое название – «Воззвание Минина».

… Период Смутного времени (Смута). Страна гибнет в мятежах и распрях. На Руси хозяйничают чужеземцы. Шведы захватили Новгород. В Москве обосновались поляки. Король Польши намеревается занять русский престол. Под угрозой само Русское государство. Призывы прогнать ляхов (так в России называли поляков) раздаются всё громче и громче.

Началось всё с того, что Кузьме Минину было знамение. Нижегородскому земскому старосте явился преподобный Сергий Радонежский, велел собрать «казну» на военные нужды и «очищать» Московское государство.

Минин понял, что сам Господь покровительствует ему, и осенью 1611 года обратился к жителям Нижнего Новгорода, пожертвовать всем ради освобождения родной земли.

Он произносил простые слова, но говорил так взволнованно, убеждённо, с таким воодушевлением, что речь его доходила до самого сердца людей.

— Люди добрые, — говорил Кузьма, — про великое разорение земли русской вы знаете. Не щадят злодеи ни старцев, ни младенцев грудных. Коль вправду хотим спасти Московское государство, не будем жалеть ничего: продадим дворы, имущество и наберём людей ратных.

И все откликнулись на призыв Кузьмы Минина. Люди стали приносить деньги, драгоценные вещи. С каждым днём всё больше и больше ратников снаряжалось в Нижнем Новгороде. Командовать ополчением выбрали Дмитрия Пожарского. 22 октября по старому стилю (4 ноября по новому) 1612 года Москву освободили, а захватчиков изгнали.

Монументальная картина «Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям», задуманная Маковским, требовала длительной подготовки. Первые эскизы были сделаны ещё в годы учёбы в Московском училище живописи.  Автор ездил в Нижний Новгород для сбора материала.

Картина создавалась на протяжении 5 лет. Она была впервые показана в Нижнем Новгороде. Для полотна построили специальный павильон. И не удивительно, ведь картина занимала целых 42 квадратных метра. Маковский лично руководил установкой огромного холста. Герои живописного произведения – народные массы. И не случайно, именно народ, его судьбы, его нужды являются главным содержанием искусства.

  • А в 1818 году в Москве на Красной площади был установлен памятник двум славным сынам русского народа. Надпись на нём такая:
  • «Князю Пожарскому и гражданину Минину благодарная Россия».
  • И если нам с вами случится быть у этого памятника, тоже скажем: «Низкий поклон вам, герои, от потомков!»

Маковский

Источник: http://www.stavrosha.ru/content/istoriya-odnoj-kartiny-makovskij-konstantin-egorov/

Деловой портал БизнесРост

Маковский

Александра Шарова, директор бюро небанальных экскурсий «Нескучный Нижний», заведующая сектором информационных систем Института прикладной физики РАН

Полное название картины — “Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям”. Маковский в 1891 и в 1893 годах приезжал в наш город собирать материал и работать с документами. Здесь он познакомился с фотографом Андреем Осиповичем Карелиным, который коллекционировал предметы старины.

Любопытно, что после кончины Маковского его вдова устроила аукцион, где в течение одиннадцати (!) часов были распроданы 1100 предметов старины, собранных живописцем со знанием дела, начиная со времени его работы над картиной. Всего этот аукцион принес наследникам Маковского  289 тысяч рублей!

Картину Маковскому пришлось писать во… Франции, в парижском предместье Сен-Жермен. В России не нашлось художественной мастерской, где могло бы разместиться такое огромное полотно, и художник приобрел мастерскую, которая принадлежала известному русскому художнику-баталисту Василию Верещагину. Средства позволяли.

Эта мастерская была не только одной из самых больших в Европе, но и оснащена она была по последнему слову тогдашней художественной техники. Она состояла из двух помещений: огромной студии и мастерской на открытом воздухе, размещавшейся в саду. В центре открытой мастерской  находился круглый деревянный помост 10-ти метров в диаметре.

По этому помосту были проложен рельсы, по которым могла передвигаться специальная, довольно большая, кабина, имевшая  три стены, защищающая от лучей солнца и ветра, в которой и размещался  художник со своим холстом. Из кабины художник писал натурщиков, находившихся в нужных ему позах в центре сада.

Такая техническая новинка позволяла Маковскому работать, невзирая на изменения в природном освещении — кабина двигалась по ходу солнца. Интересно, пишут ли сейчас такие большие полотна, и как это выглядит технически?

Начав работу над картиной, Маковский сразу же столкнулся с неожиданной проблемой. По его замыслу на огромном холсте должны были быть изображены более сотни персонажей. Но лица французских натурщиков никак не годились для образов нижегородцев начала XVII века.

И Маковский, не долго думая, повторил на картине лица современников, многочисленные портреты которых были им написаны прежде. Причем одно и то же характерное  мужское лицо с одинаковым  поворотом головы Маковский повторил трижды! Среди многочисленных персонажей изображен и один нижегородец – купец Брызгалов.

Его художник запечатлел в образе подьячего, составляющего опись пожертвованных ценностей.          

Возникла и еще одна проблема. Действие картины Маковского происходит одновременно в трех планах.

На переднем — Торговая площадь Нижнего базара (ныне Площадь Народного единства), на втором плане — крестный ход с иконой Казанской Божией Матери, двигавшийся от паперти церкви Иоанна Предтечи, и, наконец, на третьем плане Ивановская башня нижегородского кремля, у подножья которой находятся толпы народа.

Маковский никак не мог добиться впечатления глубины изображения, иллюзии единого пространства. Выход подсказал известный баталист Франц Рубо, который посоветовал ввести в изображение утреннюю дымку, которая, заполнив пространственные паузы между фигурами и предметами, соединила бы все три плана картины.

Впервые картина была представлена 57-летним художником широкой публике в 1896 году, в Нижнем Новгороде, где проходила XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка. Для демонстрации огромного полотна, впервые в истории отечественной живописи, был возведен специальный павильон причем, Маковский лично руководил установкой холста.    

Кто послужил прототипом Минина, неизвестно. Прижизненных его портретов не сохранилось. Как правило, художники и скульпторы отталкивались от прозвища Минина Сухорукий — «Нижегородец имяше торговлю мясную Козма Минин, рекомый Сухорук». Обычно такое прозвище получал человек, плохо владеющий или совсем не владеющий рукой.

Но это прозвище могло указывать на состояние здоровья не самого Козьмы, а на особенности внешности родоначальника Сухоруких. Такие прозвища, содержащие указание на определенные особенности внешности (например, Сухоног, Кривошей и т.д.), были широко распространены во всех слоях населения и позже превратились в фамилии.

А «Минин» — это, практически, отчество «Кузьма Минин» = «Кузьма сын Мины».

О Минине, как личности, к сожалению, известно мало и его сухорукость, к чести Маковского, на картине никак не отражена. Обе руки вполне живые.

Обе руки в порядке  у Минина и на памятнике Минину и Пожарскому работы скульптора Мартоса (церетелиевская копия сегодня в Нижнем Новгороде). Одной рукой Минин вцепился прямо в меч князя Пожарского, а второй (правой) героически призывает на бой.

Кстати, редко кто из туристов (а может быть и горожан) уверенно отвечает кто на памятнике Минин, а кто Пожарский.

А на вопрос, догадываются ли они, почему герои в феврале месяце одеты в античные тоги мы получили только один уверенный ответ (от восьмилетнего мальчика): «Наверное, чтобы поляков испугать».

Явно не в порядке была левая рука у старого памятника Минину, поставленного в 1943 году по приказу Сталина. Зато правая призывающая рука была просто огромной, что придавало памятнику особое обаяние. Кстати, прототипом послужила именно фигура Минина с картины Маковского.

А нынешний памятник Минину в Нижнем установили на площади Минина и Пожарского лет двадцать назад. Этот безликий дяденька в расписном кафтане в народе получил прозвище Садко. И опять — здоровые руки, но в отличие от Мининых-предшественников, он призывает левой рукой. Ну, это простительно – медицина в XX веке сделала большой шаг вперед.

Источник: http://businessrost.ru/blog/305/

Минин на площади Нижнего Новгорода,призывающий народ к пожертвованиям

Константин Маковский.  Воззвание Минина к нижегородцам.

Холст, масло, 698×594 см. Государсвенный Русский музей, Санкт — Петербург.

Картина Константина Маковского Минин на площади Нижнего Новгорода,призывающий народ к пожертвованиям — одно из самых знаменитых патриотических произведений России. Эта картина уникальна тем

она является самым большим в России станковым полотном на тему отечественной истории, её размеры — 698×594 см. (около 40 м.кв. живописного полотна);

художник почти 20 лет обдумывал и 6 лет работал, прежде чем представить полотно зрителям;

только портретно решенных героев в картине свыше сотни !

Мысль о создании картины «Воззвание Минина» относится к 70-м годам XIX в. Но, после многочисленных неудачных попыток художник решил забыть о картине.

В 1891 году произошло событие, которое нравственно потрясло К. Маковского: Репин впервые показал публике свое историческое полотно — «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

В «Запорожцах», историческом групповом портрете, Маковский увидел так пленявшую его пульсацию жизни.

В картине было столько энергии, вольнолюбия, что вдохновившись Маковский решил снова попробовать написать картину на давно волновавшую его тему о воззвании Минина к народу.

Летом 1891 года Маковский приезжает в Нижний Новгород. Здесь, на месте событий, Маковский читает многочисленные летописи, рукописные своды, всматривается в могучие древние башни кремля, старинные извилистые улочки, неповторимый пейзаж города.

Всё это разбудило творческое воображение художника, и оно пробьет толщу веков. Так и произошло.

Нижний Новгород преподнес Маковскому бесценный подарок — вид Ивановского съезда, то есть наглядную, почти в готовом виде пространственную композицию картины.

Художественная интуиция не обманула Маковского. Позднее историки доказали, что нижегородцы собирались около съезжей избы, недалеко от церкви Николы на торгу. Художник оказался прав, а его картина обрела подлинность исторического документа.

В Маковский сделал этюд Ивановского съезда.

Каменная церковь XIX века на этюде уступила место легкой старинной деревянной постройке, характерной для XVII века, что сразу привнесло в картину аромат древности, ощущение исторической правдивости .

То же самое можно сказать об Ивановской башне кремля. Вместо надстройки с четырехскатным покрытием появилось затейливое навершие в духе башен Московского Кремля.

Маковский сделал и ряд портретных зарисовок. В июне 1891 года он жил в гостинице Блиновского пассажа на улице Рождественской.

Окна его номера выходили на шумные нижегородские пристани, где во множестве толпились люди разных сословий: приезжавшие со всех сторон в крупнейший торговый центр России заводчики, купцы, ремесленники, крестьяне, просто праздная публика, босяки, опустившиеся личности и сильные, мускулистые грузчики, обладавшие статью былинных героев. Густая разношерстная толпа давала богатый материал для впечатлений, для поиска того или иного типажа, характера, интересного лица.

Из сложного хода событий, связанных с Нижегородским ополчением, К. Маковский избрал для сюжета своей картины один из самых волнующих моментов — первый взрыв народного патриотизма.

Крупномасштабное полотно, общая площадь которого составляет более 40 квадратных метров, было закончено в 1896 году и впервые показано на выставке в Нижнем Новгороде. В основу сюжета положены реальные факты, имевшие место в сентябре 1611 года.

На полотне изображено раннее осеннее утро. На тревожный звон колоколов на самую оживленную площадь города – Торговую площадь Нижнего посада – собрался весь нижегородский люд. Здесь, с импровизированной трибуны, земский староста Нижнего посада Кузьма Минин обращается к народу с призывом жертвовать деньги на ополчение, чтобы очистить Московское государство от иноземных врагов.

Архитектурный фон картины – башни величественного Нижегородского кремля – при всей внушительности не может заслонить огромную людскую массу.

Кузьма Минин наделен всеми качествами подлинного народного героя. Страстная его речь находит отклик в сердцах людей разных возрастов и сословий. Через образы отдельных персонажей К.

Маковский ярко изображает эмоциональную приподнятость, возбуждение народа.

Картина «Воззвание Минина к нижегородцам» получила неоднозначные оценки современников, да и сегодня вокруг этого произведения не утихают споры. Конечно, неустойчивость мировоззренческих взглядов художника видна невооруженным глазом. К. Маковский был далек от суриковского историзма с его талантом через призму прошлого понимать суть проблем современности.

С другой стороны, в картине К. Маковского явно чувствуется дыхание истории. Это настоящее эпическое произведение, в котором передана массовость и размах освободительного движения в России, это настоящая поэма во славу величия русского народа.

Источник: http://letopisi.ru/index.php 

Источник: http://design-kmv.ru/zhivopis-2/russkaya-zhivopis/vozzvanie-minina-k-nizhegorodcam-opisanie-kartiny-makovskogo-k-e.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector