Перов «портрет достоевского» описание картины, анализ, сочинение

Картины и портреты В.Г.Перова.

Перов Василий Григорьевич

(23.12.1833 Тобольск – 29.05.1882, с.Кузьминки близ Москвы)

Живописец, рисовальщик; жанрист, портретист, автор картин на исторические и религиозные сюжеты. Педагог.

Происхождение: Добрачный сын тобольского прокурора, представителя древнего прибалтийского дворянского рода барона Г.К.фон Криденера (Крюденера). Некоторое время значился в документах как Васильев, по фамилии крестного отца. Фамилия Перов пошла от прозвища, данного мальчику за красивый почерк.

1846 – Окончил Арзамасское уездное училище и начал самостоятельно заниматься рисунком.

1846 – 1849 – обучение в АШЖС А.В.Ступина. Педагоги А.Н.Мокрицкий, М.И.Скотти и С.К.Зарянко. Существенное влияние на формирование творческой личности Перова оказали картины Федотова.

1851 – «Автопортрет»

1853 – переезд в Москву. Поступление в МУЖВ.

1856 – малая серебряная медаль за портрет брата, Н.Г.Криденера.

1857 – большая серебряная медаль за картину «Приезд станового на следствие». Показан произвол царских властей в деревне.

Однако, еще не вполне владея реалистическим мастерством, художник не сумел раскрыть тему с должной убедительностью.

Герой – молодой крестьянин, приговоренный к наказанию розгами, — явно идеализирован и близок по трактовке к образам крестьян у академических живописцев. Отрицательные персонажи удались лучше.

1860 – малая золотая медаль ИАХ за картину «Первый чин» («Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы»). По своей коллизии и сатирической направленности близка искусству П.А.Федотова.

В самом выборе сюжета, трактовке образа главного героя нетрудно обнаржуить воздействие картины Федотова «Свежий кавалер. Утро чиновника, получившего первый крестик».

Перова роднят с Федотовым сатирическая заостренность, обличительная направленность творчества, художественный прием развернутого повествования.  В.В.Стасов считал Перова прямым наследником и продолжателем Федотова.

1860 – переезд в Петербург

1861 – Большая золотая медаль за картину «Проповедь в селе» и право заграничного пенсионерства.  Написана вместо задуманной картины «Сельский крестный ход на Пасху».

Обособленность фигур, локальность цвета говорят о не преодоленном до конца влиянии академической системы; внимание к фактуре предметов идет от Зарянко.

Но содержание картины, смелость обличения духовенства обнаруживают в Перове художника-демократа.

1861 – «Сельский крестный ход на Пасхе». Эскиз программы на большую серебряную медаль был отвергнут академическим советом за «непристойность» в изображении духовных лиц. После готовую картину немедленно сняли с постоянной выставки ОПХ и вплоть до революции 1905 года запрещали воспроизводить в печати.

Картина явилась характернейшим произведением искусства нового направления. Ее антиклерикальная сущность совершенно очевидна. Пейзажный фон пронизан тоскливым настроением. Это усиливает впечатление неприглядности жизни старой русской деревни.

Стремясь к предельной обобщенности, типизации явления, художник отказывается от передачи местных особенностей в костюмах, намеченных в эскизе и раннем варианте картины, находящимся в КМРИ. Картина является рассказом, где Перов подробно повествует о людях их быте, окружающей природе. Поиски новых средств видны и в колорите.

В раннем варианте он строился на сочетании ярких локальных пятен одежд и серенького пейзажа. В картине ГТГ изменена тональность, достигнуто большее единство колорита, в котором преобладают неяркие, приглушенные тона, серо-коричневая красочная гамма.

Однако и здесь, при всей «вещественности» и конкретности цвета, отдельные фигуры и предметы еще недостаточно колористически связаны друг с другом и пейзажным фоном .

1862 – «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы». В основу легла увиденная Перовым сцена отдыха монахов по пути в Троице-Сергиеву Лавру. Солдат-инвалид – один из первых положительны образов Перова.

1862 – работа «Дилетант»

С весны 1863 жил и работал в Париже. Там, как и на родине, его интересует прежде всего жизнь бедноты. В картинах того периода ощущаются пристальное внимание художника к чувствам простого человека, умение передать национальное своеобразие типов и характеров.

Они свидетельствуют о возросшем профессиональном мастерстве.

Художник овладевает живописным тоном, придающим его работам глубокую эмоционально-психологическую выразительность, в них исчезают жесткость контуров, изолированность фигур и предметов, свойственные ранним произведениям.

  • 1863 – «Шарманщик», «Уличная сцена в Париже».
  • 1863-1864 – «Савояр». Серо-зеленая красочная гамма этюда подчеркивает неприютность окружающей среды;  «Слепой музыкант»
  • 1864 – «Парижские тряпичники», «Парижская шарманщица»

Осень 1864 – посещение Италии. Возвращение в Россию. Поселился в Москве в доме дяди жены Ф.Ф.Резанова. Начал большую картину «Монастырская трапеза».

1865 – жанровые картины «Проводы покойника» (является одним из значительнейших произведений русского искусства 60-х годов. Художник сознательно ограничил палитру серыми и желто-коричневыми оттенками красок, объединенных общим тоном.

Этот строгий колорит определяет эмоциональный строй картины, передает ощущение неразрывной связи людей и природы, как бы проникнутых единым настроением. Колорит стал одним из активнейших средств раскрытия содержания произведения.

Избранный художником мотив зимних сумерек позволил ему, не выписывая деталей пейзажа, сосредоточить все внимание на крестьянке и ее детях); «Очередная у бассейна». Премии ОПХ и МОЛХ.

1866 – «»Тройка». Ученики мастеровые везут воду» (показана безотрадная жизнь подростков-мастеровых. Центральная фигура была написана с двенадцатилетнего мальчика-нищего, тогда уже больного и вскоре умершего.

В первоначальном карандашном эскизе (ГТГ), а также эскизе маслом (ГРМ) страдание детей было показано более резко.

В законченном варианте образы детей более поэтичны и трогательны, но быть может, несколько сентиментальны), «Приезд гувернантки в купеческий дом» ( явное сходство с персонажами пьес Островского.

Подобно Федотову, Перов использует изображение открытых дверей, в данном случае как своеобразное обрамление для семейного купеческого портрета. Благодаря контрастному построению образов, которому подчинена композиция, наглядным становится социальный конфликт). Звание академика живописи ИАХ.

1867 – «Утопленница» (процесс работы над картиной описан Перовым в его рассказе 1880 года «На натуре. Фанни под № 30». Действие происходит на фоне Московского Кремля. Убрав излишние подробности, которые были в эскизе (ГТГ), Перов придал сюжету драматическую напряженность. Картина выдержана в серебристо-серых и синеватых тонах), «Учитель рисования».

1868 – «Последний кабак у заставы». Одна из лучших картин. Написана картина в не свойственной ранее Перову манере. Чистота цвета и легкость письма составляют ее отличительные живописные особенности. Эмоциональность пейзажа является средством истолкования события и человеческих переживаний.

1868 – «Сцена у железной дороги». Первая премия на конкурсе МОЛХ.

1869 – «Портрет В.В.Безсонова»

1870 – звание профессора живописи ИАХ за картины «Птицелов» (в картине сказалось тонкое понимание художником скромной русской природы, людей, живущих в близости с ней, что заставляет вспомнить страницы тургеневских «Записок охотника». Большим размером картин «охотничьего» цикла Перов утверждал значимость обычных явлений народной жизни) и «Странник».

1870 – стал одним из учредителей ТПВХ, вошёл в состав правления от московских художников.

1871 – «Охотники на привале», «Рыболов» (показаны редкие счастливые минуты в жизни простых людей, их радость от общения с природой), портреты А.Н.Островского и Е.П.Тимашевой. Показаны на I передвижной выставке в Петербурге.

В 1870-е характер творчества художника заметно меняется. На смену резко сатирической обличительной направленности приходит мягкий юмор ( «Ботаник», 1874) и даже мажорное восприятие жизни («Голубятник», 1874).

1870 – «Спящие дети». Присутствует сентиментальная нотка, вообще свойственная детским образам художника.

1874 – картина «Старики-родители навещают сыновнюю могилу». Сюжет навеян финальной сценой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» (позднее художник разрезал ее на две композиции «Старичок» и «Старушка»).

Для искусства В.Г.Перова 1870-х характерны параллели с творчеством Тургенева, как в предыдущем десятилетии – с поэзией Н.А.Некрасова, пьесами А.Н.Островского и произведениями Ф.М.Достоевского.

1865 – «Гитарист-бобыль»

1867 – «Учитель рисования»

1868 – портрет-тип «Фомушка-сыч». Художник дает погрудное изображение, фиксирует внимание на лице. Темная одежда  и фон подчеркивают желтизну старческой кожи. Серо-коричневую гамму лишь немного оживляет красный цвет шейного платка.

1870 – портрет-тип «Странник». Тип скитальца-правдоискателя стал чрезвычайно распространенным в литературе и искусстве 70-х годов.

В 1870-е жанр портрета переживал кризис. Высокие классические традиции изжили себя, новые ещё не сложились. На ход процесса влияло распространение дагерротипа. Именно в это время по заказу П.М.Третьякова Перов выполнил галерею образов выдающихся русских «писателей, композиторов и вообще деятелей по художественной и учёной части»:

1869 – портреты В.В.Безсонова, А.Ф.Писемского

1871 – портрет А.Н.Островского. Внимание художника сосредоточивается на лице и руках, их выразительность – главное достоинство портрета.

Жест лежащей на коленях руки, как бы обращенной к собеседнику, легкий наклон всей фигуры вперед рождают ощущение особой жизненности. Перов совершенно по-разному пишет лицо, фон и одежду.

Сочетание внешней простоты и внутреннего богатства, высокого интеллекта, подчеркнутых обобщенностью форм, строгой выразительностью силуэта, придает портрету монументальность.

1872 – портреты А.Н.Майкова, И.С.Тургенева, В.И.Даля, М.П.Погодина, Ф.М.Достоевского (писатель показан целиком погруженным в свои мучительные думы. Прекрасно найдены поза и жест сцепленных у колен рук. Тонкие, нервные, с напряженными венами, узловатыми пальцами, они играют огромную роль в характеристике портретируемого.

Тонкое письмо позволяет художнику передать всю выразительность лица, его болезненную бледность. Великолепно вылеплена голова писателя. Колорит портрета строится на градациях серого и коричневого тонов, оживляемых красными полосками черного галстука.

По глубине психологического анализа, живописному мастерству портрет Достоевского – лучшее, что создано Перовым в этом жанре живописи); С.Т.Аксакова

и др.

В 1870-е Перов задумал трилогию, посвященную пугачевскому бунту. Работа продолжалась с 1873 по 1879. Однако замысле не был осуществлен. Появились лишь эскизы и вариант картины «Суд Пугачева» (1875).

В первоначальном эскизе (1875, ГТГ) художник намеревался показать вооруженных пугачевцев, приближающихся к помещичьей усадьбе. В картине же 1879 года (ГРМ) и более раннем варианте 1875 года(ГИМ) он изобразил сцену расправы с помещиками.

В работе над этой темой Перов в какой-то мере использовал текст «Капитанской дочки» Пушкина, но не передал богатство и глубину пушкинской повести, народный характер восстания; бледным получился и образ Пугачева.

Начав с изображения восстания, художник закончил показом столкновения двух сильных характеров – Пугачева и помещицы, защищающей дочь, переведя, таким образом, идею картины из плана социального в план морально-психологический.

  1. Незавершенными остались и другие произведения на исторические сюжеты:
  2. 1876 – «Михаил Тверской в Татарской орде»
  3. 1879 – «Осада Пскова», «Пимен и Григорий»

1880-1881 – большое полотно «Никита Пустосвят. Спор о вере». Сложная тема раскола истолкована как ожесточенное столкновение двух религиозных партий, доходящее до драки их вожаков.

За исключением Никиты Пустосвята и одного из раскольников образы в картине маловыразительны и статичны, особенно царевны Софьи и ее окружения.

В построении композиции преобладают условные академические приемы.

1880 – «Первые христиане в Киеве»

1881 – на выставке в МОЛХ показана картина «Плач Ярославны».

Учениками Перова в МУЖВЗ были Н.А.Касаткин, С.А.Коровин, С.В.Иванов, А.Е.Архипов, М.В.Нестеров, В.С.Смирнов, А.П.Рябушкин, В.Н.Бакшеев и др.

Читайте также:  Айвазовский "черное море" описание картины, анализ, сочинение

Главные работы:

Перов

«Автопортрет » (1851, КМРИ)

Перов

 «Приезд станового на следствие» (1857, ГТГ)

Перов

 «Первый чин» (1860, Посольство Исламской республики Иран, Москва)

Перов

 «Проповедь в селе» (1861, ГТГ)

Перов

 «Сельский крестный ход на Пасхе» (1861, ГТГ)

Перов

 «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы» (1862, ГТГ)

Перов

«Савояр» (1863-1864, ГТГ)

Перов

 «Парижские тряпичники» (1864, ГРМ)

Перов

 «Гитарист-бобыль» (1865, ГРМ)

Перов

  •  «Проводы покойника» (1865, ГТГ)
  •  «Трапеза» (1865-1876, ГРМ)
  •  «»Тройка». Ученики мастеровые везут воду» (1866, ГТГ);
  •  «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866, ГТГ)
  •  «Утопленница» (1867, ГТГ)
  •  «Последний кабак у заставы» (1868, ГТГ)
  • «Сцена у железной дороги» (1868, ГТГ)
  •  «Фомушка-сыч» (1868, ГТГ)
  •  «Девочка с кувшином» (1869, ГРМ)

 «Портрет А.Ф.Писемского» (1869, Ивановский ОХМ)

 «Портрет В.В.Безсонова» (1869, ГТГ)

 «Портрет И.М.Прянишникова» (вторая половина 1860-х, ГТГ)

  1. «Странник» (1879, ГТГ)
  2. «Птицелов» (1879, ГТГ)
  3. «Спящие дети» (1879, ГТГ);
  4.  «Автопортрет» (1879, ГТГ)
  5.  «Охотники на привале» (1871, ГТГ; повторение 1877 — ГРМ)

 «Портрет А.Н.Островского» (1871, ГТГ)

«Портрет И.С.Тургенева» (1872, ГРМ)

 «Портрет Ф.М.Достоевского» (1872, ГТГ)

«Портрет А.Н.Майкова» (1872, ГТГ)

 «Портрет М.П.Погодина» (1872, ГТГ)

 «Портрет В.И.Даля» (1872, ГТГ)

«Портрет купца И.С.Камынина» (1872, ГТГ)

  •  «Отпетый» (1873, ГИМ)
  •  «Голубятник» (1824, ГТГ)
  • «Ботаник» (1824, ГТГ)

 «Никита Пустосвят. Спор о вере» (1880-1881, ГТГ).

_________________________________________________

Литература:

Русские живописцы. XVIII-XIX века: Биографический словарь. – СПб.: Азбука-классика, 2008. – 768 с.: ил. Автор статьи: Е.Ф.Петинова, кандидат искусствоведения.

История русского искусства. Том второй. Книга первая. — Москва: Изобразительное искусство, 1980.

Также, читайте на нашем сайте ПЕРЕЧЕНЬ ИМЕН.

Источник: http://volrest.ucoz.ru/publ/iskusstvovedcheskie_materialy/russkie_zhivopiscy_xviii_xix_veka/kartiny_i_portrety_v_g_perova/14-1-0-87

Перов В.Г. Портрет Ф.М.Достоевского

Перов      «Обращение русского художника к настоящей правде и жизни, в том числе и в портрете, – писал В.В.Стасов, – началось со времени нарождения в русском искусстве той самой национальности, правдивости и оригинальности, которые уже давно существовали в русской литературе». В отличие от своих предшественников, передвижники испытывали глубочайшую потребность, по словам Стасова, «написать лицо и облик того, кого они сами из значительных людей увидали, узнали, поняли, оценили и захотели оставить в картине своей кисти для потомства». Так возникли превосходные правдивостью своей портреты Перова: Достоевский, Островский, Тургенев, Писемский, Аксаков…      Эпоха, сменившая проникнутые пафосом отрицания шестидесятые, ознаменовалась поисками положительного идеала. Такие идеалы были найдены в среде русской интеллигенции. В это время П.М.Третьяков начинает заказывать портреты лидеров русской культуры. Литература занимала центральное место в культуре того времени. Писатель воспринимался как живое воплощение общественной совести, он был «властителем дум», к нему обращались за разрешением самых жгучих нравственных, социальных вопросов. Именно таким предстает у Перова Федор Достоевский. Из мрака фона выступает бледное, нервное, «мятое» лицо, лежащие на коленях руки сцеплены замком.

         В мае 1872 года В. Г. Перов специально ездил в Петербург, чтобы по заданию Третьякова написать портрет Ф.М.Достоевского.* Сеансы были немногочисленны и непродолжительны, но Перов был вдохновлен вставшей перед ним задачей.

Известно, что Третьяков относился к Достоевскому с особенной любовью. Перову писатель во многом был близок. Перов больше всего ценил роман «Преступление и наказание». И художник создал портрет-картину.

Она была настолько убедительна, что для будущих поколений образ Достоевского как бы слился с портретом Перова. Вместе с тем портрет остался историческим памятником определенной эпохи, переломной и трудной, когда мыслящий человек искал решения основных социальных вопросов.

Достоевскому в год написания портрета шел пятьдесят первый год. В 1871–1872 годах он работал над романом «Бесы», в 1868 году был написан «Идиот».

      Портрет исполнен в едином серовато-коричневом тоне. Достоевский сидит на стуле, повернувшись в три четверти, положив ногу на ногу и сжав колено кистями рук с переплетенными пальцами. Фигура мягко тонет в полумраке темного фона и тем самым отдалена от зрителя. С боков и в особенности над головой Достоевского оставлено значительное свободное пространство. Это еще более отодвигает его вглубь и замыкает в себе. Из темного фона пластично выступает бледное лицо. Достоевский одет в расстегнутый серый пиджак из добротной тяжелой материи. При помощи коричневых брюк в черную полоску оттеняются кисти рук. Перову в портрете Достоевского удалось изобразить человека, чувствующего себя наедине с самим собою. Он всецело погружен в свои мысли. Взгляд углублен в себя. Худое лицо с тонко прослеженными светотеневыми переходами позволяет ясно воспринять структуру головы. Темно-русые волосы не нарушают основной гаммы портрета.      В колористическом отношении интересно отметить то, что серый цвет пиджака воспринимается именно как цвет и вместе с тем передает фактуру материи. Его оттеняет пятно белой рубашки и черного в красную крапинку галстука.

     Портрет Достоевского и современниками был достаточно оценен и считался лучшим из портретов Перова.

Известен отзыв о нем Крамского: «Характер, сила выражения, огромный рельеф решительность теней и некоторая как бы резкость и энергия контуров, всегда присущие его картинам, в этом портрете смягчены удивительным колоритом и гармонией тонов». Отзыв Крамского тем более интересен, что к творчеству Перова в целом он относился критически.

Из книги: Лясковская О.Л. В.Г. Перов. Особенности творческого пути художника. – М.: Искусство, 1979.

*В эту же зиму П.М.Третьяков, владелец знаменитой Московской картинной галереи, просил у мужа дать возможность нарисовать для галереи его портрет. С этой целью приехал из Москвы знаменитый художник В.Г.Перов.

Прежде чем начать работу, Перов навещал нас каждый день в течение недели; заставал Федора Михайловича в самых различных настроениях, беседовал, вызывал на споры и сумел подметить самое характерное выражение в лице мужа, именно то, которое Федор Михайлович имел, когда был погружен в свои художественные мысли. Можно бы сказать, что Перов уловил на портрете «минуту творчества Достоевского». Такое выражение я много раз примечала в лице Федора Михайловича, когда, бывало, войдешь к нему, заметишь, что он как бы «в себя смотрит», и уйдешь, ничего не сказав. (А.Г.Достоевская. Воспоминания. –  М.: Художественная литература, 1971)

См. подробнее о В.Г.Перове (главы из книги Н.С.Шер «Рассказы о русских художниках»).

Портреты Ф.М.Достоевского

Источник: http://literatura5.narod.ru/dostoevskiy1.html

Перов Василий Григорьевич — Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества

Перов

Живописец. Учился в Арзамасской шко­ле живописи А.В. Ступина (1846–1849) и в Мос­ковском училище живописи, ваяния и зодчества (1853–1961). Один из организаторов Товарище­ства передвижников, автор широко известных жанровых картин «Сельский крестный ход на Пасхе» (1861), «Проводы покойника» (1865), «Тройка» (1866), «Проповедь в селе» (1861), «Охотники на привале» (1871), психологических портретов «А.Н. Островский» (1871) и др.

В 1861 г. в журнале «Время» (№ 10) в статье «Выставка в Академии художеств за 1860–1861 год» Достоевский писал о картине Перова «Проповедь в селе»: «»Проповедь в селе» г-на Перова отличается очаровательною наивностью.

Тут почти всё правда, та художественная прав­да, которая дается только истинному таланту: и мужики, и бабы, и заснувший помещик, и яс­ное небо, и крестный ход, и ребятишки», а в «Дневнике писа­теля» за 1873 год отмечал «Охотники на прива­ле»: «…Но не думаю, чтобы поняли, например Перова «Охотников».

Я нарочно назначаю одну из понятнейших картин нашего национального жанра. Картина давно уже всем известна: «Охот­ники на привале»; один горячо и зазнамо врет, другой слушает и из всех сил верит, а третий ничему не верит, прилег тут же и смеется…

Что за прелесть! Конечно, растолковать — так пой­мут и немцы, но ведь не поймут они, как мы, что это русский враль и что врет он по-русски. Мы ведь почти слышим и знаем, об чем он говорит, знаем весь оборот его вранья, его слог, его чув­ства.

Я уверен, что если бы г-н Перов (и он на­верно бы смог это сделать) изобразил француз­ских или немецких охотников (конечно, по-другому и в других лицах), то мы, русские, поняли бы и немецкое и французское вранье, со всеми тонкостями, со всеми национальными отличия­ми, и слог и тему вранья, угадали бы всё только смотря на картину. Ну а немец, как ни напря­гайся, а нашего русского вранья не поймет. Ко­нечно, небольшой ему в том убыток, да и нам опять-таки, может быть, это и выгоднее; но зато и картину не вполне поймет, а стало быть, и не оценит как следует; ну а уж это жаль, потому что мы едем, чтоб нас похвалили».

В 1872 г. Перов для Третьяковской галереи написал портрет Достоевского. Жена писателя А.Г. Достоевская вспоминает: «В эту же зиму П.М. Третьяков, владелец знаменитой Москов­ской картинной галереи, просил у мужа дать возможность нарисовать для галереи его порт­рет. С этой целью приехал из Москвы знамени­тый художник В.Г. Перов.

Прежде чем начать работу, Перов навещал нас каждый день в тече­ние недели; заставал Федора Михайловича в са­мых различных настроениях, беседовал, вызы­вал на споры и сумел подметить самое характер­ное выражение в лице мужа, именно то, которое Федор Михайлович имел, когда был погружен в художественные мысли.

Можно бы сказать, что Перов уловил на портрете «минуту творчества Достоевского». Такое выражение я много раз примечала в лице Федора Михайловича, когда, бывало, войдешь к нему, заметишь, что он как бы «в себя смотрит», и уйдешь, ничего не ска­зав.

Потом узнаешь, что Федор Михайлович так был занят своими мыслями, что не заметил мое­го прихода и не верит, что я к нему заходила.

Перов был умный и милый человек, и муж любил с ним беседовать. Я всегда присутствова­ла на сеансах и сохранила о Перове самое доброе воспоминание».

В конце апреля 1872 г. Перов извещает П.М. Третьякова о начале работы над портре­том Достоевского, «личность которого имеет свой интерес», и выражает уверенность в том, что «для живописи будет также интересно». 9 мая 1872 г. Перов в течение 7½ часов пишет портрет Достоевского, о чем на следующий день сообщает П.М. Третьякову.

Через месяц после смерти Достоевского И.Н. Крамской в статье «О портрете Ф.М. До­стоевского» писал: «Портрет этот не только луч­ший портрет Перова, но и один из лучших порт­ретов русской школы вообще.

В нем все сильные стороны художника налицо: характер, сила вы­ражения, огромный рельеф и, что особенно ред­ко и даже, можно сказать, единственный раз встретилось у Перова, — это колорит .

Ре­шительность теней и некоторая как бы резкость и энергия контуров, всегда присущие его карти­нам, в этом портрете смягчены удивительным колоритом и гармониею тонов; смотря на него, положительно, не знаешь, чему больше удив­ляться, но главным достоинством остается, ра­зумеется, выражение характера знаменитого писателя и человека…».

Читайте также:  Мунк "женщина в синем" описание картины, анализ, сочинение

Осенью 1872 г. Достоевский приехал в Моск­ву, навестил Перова, осмотрел вместе с ним га­лерею П.М. Третьякова и писал жене 9 октября 1872 г.: «Вчера заезжал к Перову .

Живет Перов в казенной квартире, если б оценить на петербургские деньги, тысячи в две или гораздо больше. Он, кажется, богатый человек.

Третья­ков не в Москве, но я и Перов едем сегодня ос­матривать его галерею, а потом я обедаю у Перо­ва».

Источник: https://www.fedordostoevsky.ru/around/Perov_V_G/

Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского. Сочинение по картине Перова

Василий Перов.
Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского.
1872. Холст, масло.
Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

В портрете Ф. М. Достоевского Перов просто и точно выразил психологическое состояние, которое передает словесная формула “уйти в себя”. Фигура, как бы сжатая в темном пространстве холста, изображена чуть сверху и сбоку.

Поворот головы, сомкнутые черты лица, взгляд, устремленный в невидимую точку за пределами картины, создают ощущение глубокой сосредоточенности, “страдания” мысли.

Руки нервно сцеплены на колене — замечательно найденный и, как известно, характерный для писателя жест, замыкая композицию, служит знаком внутреннего напряжения.

Живопись Перова лишена колористических эффектов, едва ли не однообразна в проработке деталей, однако и в этом прочитывается стремление убеждать простой истиной факта. Но здесь перед нами “факт” особого рода: зная, кто изображен на портрете, можно понять, что скрыто за внешним аскетизмом образа.

Судя по отзыву А. Достоевской, Перов «сумел подметить самое характерное выражение в лице мужа, именно то, которое Федор Михайлович имел, когда был погружен в свои художественные мысли. Можно бы сказать, что Перов уловил на портрете «минуту творчества Достоевского»».

В мае 1872 года В. Г. Перов специально ездил в Петербург, чтобы по заданию Третьякова написать портрет Ф. М. Достоевского.

«Сеансы были немногочисленны и непродолжительны, но Перов был вдохновлен вставшей перед ним задачей. Известно, что Третьяков относился к Достоевскому с особенной любовью. Перову писатель во многом был близок. Собко сообщает, что Перов больше всего ценил роман „Преступление и наказание“. И художник создал портрет-картину.

Она была настолько убедительна, что для будущих поколений образ Достоевского как бы слился с портретом Перова. Вместе с тем портрет остался историческим памятником определенной эпохи, переломной и трудной, когда мыслящий человек искал решения основных социальных вопросов. Достоевскому в год написания портрета шел пятьдесят первый год.

В 1871—1872 годах он работал над романом „Бесы“, в 1868 году был написан „Идиот“.

Портрет исполнен в едином серовато-коричневом тоне. Достоевский сидит на стуле, повернувшись в три четверти, положив ногу на ногу и сжав колено кистями рук с переплетенными пальцами. Фигура мягко тонет в полумраке темного фона и тем самым отдалена от зрителя.

С боков и в особенности над головой Достоевского оставлено значительное свободное пространство. Это еще более отодвигает его вглубь и замыкает в себе. Из темного фона пластично выступает бледное лицо. Достоевский одет в расстегнутый серый пиджак из добротной тяжелой материи.

При помощи коричневых брюк в черную полоску оттеняются кисти рук. Перову в портрете Достоевского удалось изобразить человека, чувствующего себя наедине с самим собою. Он всецело погружен в свои мысли. Взгляд углублен в себя.

Худое лицо с тонко прослеженными светотеневыми переходами позволяет ясно воспринять структуру головы. Темно-русые волосы не нарушают основной гаммы портрета.

В колористическом отношении интересно отметить то, что серый цвет пиджака воспринимается именно как цвет и вместе с тем передает фактуру материи. Его оттеняет пятно белой рубашки и черного в красную крапинку галстука.

Портрет Достоевского и современниками был достаточно оценен и считался лучшим из портретов Перова.

Известен отзыв о нем Крамского: „Характер, сила выражения, огромный рельеф решительность теней и некоторая как бы резкость и энергия контуров, всегда присущие его картинам, в этом портрете смягчены удивительным колоритом и гармонией тонов“. Отзыв Крамского тем более интересен, что к творчеству Перова в целом он относился критически».

Лясковская О.Л. В.Г. Перов. Особенности творческого пути художника. – М.: Искусство, 1979. С. 108. 

Перов не был знаком с Ф.М. Достоевским. Да и жили они в разных городах.

Тем не менее их встреча, можно сказать, была предопределена не только схожестью идей, которые они исповедовали и которыми питалось их искусство, но и общностью религиозных убеждений — богоискания не на путях просвещенного разума, а в сердце своем. И потому видели они в церкви спасительный исход из той «нравственный тины», в которой пребывает душа, распятая страстями и похотями.

Видимо, почувствовав интуитивно родственность взглядов писателя и художника, П.М. Третьяков и предложил не кому-нибудь, а именно Перову написать портрет Достоевского для своей коллекции. Вообще, надо сказать, что «портретный жанр» — это отдельная страница в творческой биографии художника, где нашли свое важное место портреты А.

Рубинштейна (1870), А.Н. Островского (1871), а также созданные в течение 1872 года, то есть в один год с «Достоевским», портреты В.И. Даля, И.С. Тургенева, А.Н. Майкова, М.И. Погодина и других. Все это не просто прекрасные живописные произведения, отличающиеся глубиной проникновения во внутренний мир модели.

Взятые вместе, они представляют собой очень значимое для отечественного искусства явление, ту высоту, которой достиг в своем развитии русский психологический портрет.

И это еще одно обстоятельство, побудившее Третьякова обратиться именно к Перову написать портрет такого тонкого психолога, знатока потаенных глубин русской души, каким был Достоевский.

И все же, несмотря на внутреннюю близость, задача, стоявшая перед Перовым, была необычайно сложная, и определялась она не только масштабом самой личности Достоевского, но и высокой требовательностью, предъявляемой писателем вообще к искусству портретиста.

В частности, «точность и верность» воспроизведения тот рассматривал лишь как «материал, из которого потом создается художественное произведение». «В редкие только мгновения, — писал Достоевский, — человеческое лицо выражает главную черту свою, свою самую характерную мысль.

Художник изучает и угадывает эту главную мысль лица, хотя бы в тот момент, в который он списывал, и не было ее вовсе на лице».

Иными словами, для Достоевского ценность портрета заключалась не во внешней схожести и не в отображении только характера портретируемого или даже его психологии, но в выражении максимальной концентрации его духовного мира, который писатель считал «высшей половиной существа человеческого».

И потому для него именно она, эта «высшая половина» каждого отдельно взятого человека, его духовная реальность, и составляет «главную мысль лица», или, как он писал в другой статье, «его главную идею».

Она-то больше всего и притягивала к себе самого писателя, раскрывавшего в своих героях «первореальность человеческого духа, его хтонические глубины, в которых Бог с дьяволом борется, в которых решается человеческая судьба».

Эта «первореальность духа» Достоевского, человека, как отмечали современники, «нечувствительного и равнодушного к житейским радостям и попечениям», и заинтересовала Перова в первую очередь.

И прежде всего потому, что и для него, как известно, «внутренняя моральная сторона» человеческого существа становилась и в жизни, и в творчестве все более приоритетной, все сильнее заявляя о себе как программная установка его искусства.

Отсюда этот предельно сдержанный колорит картины, ее строгая, компактная композиция, освобожденная от какого бы то ни было антуража. Даже кресло Достоевского, прописанное силуэтно, в приглушенных тонах, едва просматривается в темной живописи фона. Ничего отвлекающего, «рассказывающего».

Напротив, отталкиваясь от самой модели, художник привносит в портрет созерцательный настрой, располагающий к размышлению, то есть к соработе зрителя.

Потому и сама посадка фигуры, с ее угловатым абрисом, цепко схваченными руками на коленях, решена как замкнутая, сосредоточенная в себе композиция.

Расстегнутый сюртук — не очень новый, местами потертый, довольно грубого, недорогого сукна — чуть приоткрыл белую манишку, скрывающую впалую грудь «хворого, хилого человека, замученного и болезнями, и напряженной работой», как писал о Достоевском один из его современников.

Но для Перова «болезнь и напряженная работа» — всего лишь жизненные обстоятельства, в которых изо дня в день живет и творит Достоевский-писатель. Художника же в данном случае интересует совсем другое— Достоевский-мыслитель. И потому взгляд, не задерживаясь на торсе, ритмами вертикалей восходит к лицу.

Плоское, с широкими скулами, болезненно-бледное лицо Достоевского само по себе мало привлекательное, и тем не менее оно, можно сказать, магнетически притягивает к себе зрителя.

Но, попав в это магнетическое поле, ловишь себя на том, что не рассматриваешь сам портрет: как он нарисован, как прописан, поскольку пластика лица, лишенная активной лепки, при отсутствии резких светотеневых перепадов, лишена и особой энергичности, равно как и мягкая, тонкая фактура письма, которая лишь деликатно выявляет, но не подчеркивает телесность кожного покрова. При всем том сама по себе живописная ткань лица, будучи соткана из динамичного света, необычайно подвижна. То разбеливая цвет, то просвечивая сквозь него, то намечая легким касанием форму, то золотым сиянием осветив высокий, крутой лоб, свет тем самым оказывается главным творцом и цветописи лица, и его моделировки. Подвижный, излучаемый в разной степени интенсивности, именно свет лишает здесь пластику монотонности, а выражение лица — застылости, вызывая то незаметное, неуловимое движение, в котором пульсирует тайноскрытая мысль Достоевского. Она-то и манит, а точнее, втягивает в себя, в свои бездонные глубины.

«Высокий поэт или художник, — размышляя о Достоевском, писал Вас. Розанов, — есть всегда вместе и провидец, и это потому, что он уже видел многое, что для остальных людей остается на степени возможного, что для них только будущий вероятный факт.

От этого, посмотрите, как много встревоженного в лице их… какой перевес в задумчивости над другими людьми… какая растерянность среди практической жизни, рассеянное невнимание к ней». Эти строки написаны спустя годы после смерти самого писателя, но как точно они ложатся на его перовский портрет. Кажется, будто даже списаны с него, настолько емким оказался воплощенный образ.

Перов сумел поймать и отобразить на холсте тот драматический момент, когда духовным очам Достоевского открылась какая-то страшная истина с ее трагической неизбежностью и душа содрогнулась от великой скорби и безысходности.

Читайте также:  Казахская легенда о музыке

Но при всем том во взгляде перовского героя нет даже намека на призыв к борьбе.

И в этом также очень точное попадание в образ человека, никогда не соблазнявшегося «тайнозрением зла», но распинавшегося «за то, что придет или, по крайней мере, должно прийти», страдавшего и веровавшего «от любви, не от страха».

Отсюда это осознание им крестного пути для человека, страны и народа. Отсюда же и этот призыв его: «терпи, смиряйся и молчи». Словом, все то, что Федор Михайлович называл «страдальческим сознанием» русского народа. И именно оно, это «страдальческое сознание» самого Достоевского, и пронизывает собою его живописный образ как «главная идея его лица».

Возможно, оттого, что духовная реальность и писателя, и художника, разнясь масштабом, была при этом все же одной природы, Перову удалось не только подметить самое характерное в натуре Достоевского, но и прикоснуться к самому сокровенному в этом человеке.

Марина Владимировна Петрова. 

Источник:  http://www.tanais.info/art/perov7more.html

Источник: http://design-kmv.ru/zhivopis-2/russkaya-zhivopis/portret-pisatelya-fedora-mixajlovicha-dostoevskogo-sochinenie-po-kartine-perova.html

Сочинение по картине Перова «Портрет Достоевского»

Когда смотришь на портреты, выполненные Перовым, можно намного лучше узнаешь тех, кто на них изображен. Вот и образ великого драматурга Достоевского, загадочная история которого явствует из его произведений, становится более понятным и открытым для его почитателей. А весь секрет заключается в том, что Перов не ищет только портретной схожести.

Для него важно изобразить точно психологический образ, внутренний мир его персонажа, явствующий из выражения глаз, мимики, привычной позы, в которой герой чувствует себя расслабленно и уютно,

и даже из одежды, что характеризует каждого героя, перенеся смотрящего на портрет в ту эпоху, когда он был сделан. Даже фон играет немаловажную роль в знакомстве, где художник лишь посредник между зрителем и той личностью, которая его заинтересовала и подвигла на изготовление шедевра.

При всем величии произведений, Достоевский на портрете Перова показался мне скромным, даже немного печальным. Как будто он озабочен чем-то важным, или обдумывает сюжет следующей книги, которая обязательно должна стать гениальной. Не так я представляла классика.

Но, благодаря точности и прорисовки мелких деталей портрета,

можно увидеть намного больше, чем кажется на первый взгляд. Например, глаза этого человека не просто грустны, они внимательны, они видят так много, что потом хотят поделиться всеми теми мыслями, которые рождаются как результат анализа увиденного.

Поза писателя свидетельствуют о сосредоточенности на главном в этой жизни, что помогает ценить простоту, главную особенность любого произведения автора.

Портрет источает и некую замкнутость. Руки крепко сомкнуты, нога закинута на ногу, словно драматург или держит грань, или оберегает еще незавершенную идею следующего своего произведения. При этом темный фон делает фигуру ярче, выделяя ее четко, словно желая сконцентрировать внимание зрителя. Именно это меня больше всего и впечатлило.

Мастерство художника видно с того, что он не забыл ни одной детали, чтобы достигнуть своей цели.

Вы сейчас читаете сочинение Сочинение по картине Перова «Портрет Достоевского»« Краткое содержание «Двенадцать башен»Краткое содержание «Пьер Менар автор Дон Кихота» »

Источник: https://schoolessay.ru/sochinenie-po-kartine-perova-portret-dostoevskogo/

А ты люби меня ни за что.пост памяти федора михайловича достоевского. — белые страницы истории — медиаплатформа миртесен

11 ноября 1821 года родился один из самых читаемых во всем мире русских писателей.

Ему удалось детально прорисовать переживания героя культового романа «Преступление и наказание» Родиона Раскольникова, ожидающего расправы, поскольку сам писатель был приговорен к смертной казни. Были знакомы Федору Михайловичу и предчувствия эпилептических припадков — он наделил ими князя Мышкина, знаменитого «Идиота» — автор и сам страдал наследственной эпилепсией.

При этом именно Достоевский стал писателем, который проник в самые темные глубины русской души. Фридрих Ницше называл его «единственным психологом», у которого можно «кое-чему научиться» и считал знакомство с творчеством Федора Михайловича одной из величайших удач своей жизни.

В день рождения великого писателя AdMe.ru подготовил материал о Достоевском, которого мы знаем и любим.

Василий Перов «Портрет Достоевского»

[Казнь Достоевского]

Достоевский был приговорен к смертной казни по обвинению в участии работы революционного кружка Петрашевского. 22 декабря 1849 года его и еще нескольких арестантов вывели на Семеновский плац для того, чтобы расстрелять, но в последнюю минуту казнь была заменена на каторжные работы. Этот эпизод стал одной из самых знаменитых инсценировок казни в мировой истории.

[Мистическое спасение]

Когда Достоевский был на каторге в Омске, он прикормил одного пса, и пес этот очень к нему привязался. Однажды, когда Федор Михайлович заболел воспалением легких и попал в больницу, ему прислали три рубля. По тем временам это были огромные деньги (для сравнения: каторжников кормили на 30 копеек в месяц).

Какой-то мужик-уголовник, сговорившись с фельдшером, решил отравить Достоевского, а эти деньги украсть. Они подсыпали яд Федору Михайловичу в молоко. Но в тот момент, когда он уже собрался выпить молоко, вбежал пёс, полез к нему, перевернул чашку с молоком, а то, что осталось, вылакал. Пес сдох, но писатель был спасен.

Ему еще только предстояло написать «Преступление и наказание», «Идиота» и другие свои знаменитые романы.

[Слава при жизни]

Расхожая истина о том, что истинные гении получают признание только после смерти, не имеет никакого отношения к Достоевскому.

Однажды, во время Пушкинских чтений, один из поклонников писателя был настолько взволнован, что, пожав руку Достоевскому, упал перед ним в обморок.

Для нас, привыкших к концертам поп-звезд, такое не в новинку, а современники Федора Михайловича попросту были в шоке. Сам же Достоевский торжествовал. Он обожал славу и все ее проявления.

  • Санкт-Петербург времен Достоевского. Казанский собор
  • [Петербург Достоевского]

Отношение писателя к Петербургу было неоднозначным: он любил этот город и ненавидел его одновременно.

При этом в творчестве Достоевский нередко использовал реальную топографию города — например, когда описывал место действия своего романа «Преступление и наказание».

Федор Михайлович признался, что описание двора, в котором Раскольников прятал украденные у процентщицы вещи, он составил из своего личного опыта — однажды прогуливаясь по городу, он завернул в пустынный двор, желая справить нужду.

[Роман за 21 день]

Роман «Игрок» во многом основан на личном опыте Достоевского: в Европе писатель набрал огромное количество долгов при игре в рулетку и должен был написать произведение в кратчайшие сроки, чтобы расплатиться с кредиторами. Роман был полностью создан за 21 день в октябре 1866 года благодаря работе со стенографисткой Анной Сниткиной — будущей женой Достоевского.

[Русский маркиз де Сад]

Рассказывают, что Федор Михайлович обладал повышенной сексуальностью. Это физиологическое свойство было настолько в нем развито, что, несмотря на все старания скрыть его, невольно прорывалось наружу — в словах, взглядах, поступках. Окружающие замечали это и осмеивали Достоевского.

Тургенев (к слову, ненавидевший Федора Михайловича) назвал его «русским маркизом де Садом». Писателю приходилось пользоваться услугами проституток.

Но многие из них, однажды проведя ночь с Достоевским, потом отказывались от его предложений: слишком уж необычна и болезненна была его любовь.

Анна Сниткина

[Фантастическая Анна]

Женитьба на Анне Сниткиной стала для Достоевского спасением, а сама Анна — помощницей во всех делах, верным другом и женщиной, которая смогла разделить его сексуальные предпочтения. Ей было 20, ему — 45.

Неопытная девушка не видела ничего странного в тех интимных отношениях, которые ей предлагал писатель. Даже если она и не одобряла то, чего хотел он, она не говорила ему «нет» и никак не обнаруживала своего неудовольствия.

Однажды она написала: «Я готова провести остаток своей жизни, стоя пред ним на коленях».

[Рулетка]

В течение десяти лет каждый выезд в Европу сопровождался у Достоевского очередным взрывом этой болезненной страсти — писатель страдал игроманией. Он мог выиграть за один раз столько, что хватило бы на несколько месяцев жизни за границей — и тут же все спускал.

Проигрывая, слезно умолял в письмах Анну заложить что угодно и выслать ему денег. И она закладывала — сервизы, сережки, даже пальто… Достоевский проигрывал снова и снова. Но вдруг — как отрезало.

По семейному преданию, это произошло, когда Федор Михайлович вдруг понял, что он оставил свою беременную жену зимой без теплой одежды.

Анна Сниткина и дети Достоевского

[Каторжный труд]

Свою литературную работу Достоевский постоянно сравнивал с каторжным трудом: «Если есть человек в каторжной работе, то это я.

Я был в каторге в Сибири 4 года, но там работа и жизнь были сноснее моей теперешней…». Однако он сознательно предпочел карьере чиновника неустроенную жизнь писателя: «Подал в отставку, оттого что подал…

Жизни не рад, как отнимают лучшее время даром… Я буду адски работать…».

[«Свету ли провалиться, или вот мне чаю не пить?»]

Достоевский не мог работать без крепкого чая. Когда ночами Федор Михайлович писал свои романы, на его письменном столе обязательно стоял стакан чая, а в столовой всегда держали горячим самовар.

[Лучшие цитаты Достоевского]

  • Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.
  • Люди ограниченные… гораздо меньше делают глупостей, чем люди умные.
  • Сарказм — последняя уловка стыдливых и целомудренных сердцем людей, которым грубо и навязчиво лезут в душу.
  • Пройдите мимо нас и простите нам наше счастье!
  • Очень немного требуется, чтобы уничтожить человека: стоит лишь убедить его в том, что дело, которым он занимается, никому не нужно.
  • В каждой женщине есть своя изюминка, но для того, чтобы ее найти, не нужно крошить весь пирог.
  • Человек несчастлив потому, что не знает, что он счастлив; только потому. Это все, все! Кто узнает, тотчас сейчас станет счастлив, сию минуту.

источник

Источник: https://belayaistoriya.ru/blog/43856886344/prev

Портрет Ф. М. Достоевского. 1929. Ксилография. Василий Перов. Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского. 1872. Холст, масло. Третьяковская Галерея, — презентация

1 Портрет Ф. М. Достоевского Ксилография

2 Василий Перов. Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

3 К. Васильев. Портрет Достоевского, 1976

4 Достоевский в 26 лет, портрет Константина Трутовского, 1847

5 Гравюра на дереве, выполненная В. А. Фаворским в 1929 году.

6 Иванов И.А. Портрет: Ф. М. Достоевского

7

8 Хуго Л. Мор Портрет Федора Достоевского 1921 г.

9 Ф.М. Достоевский, 1880 г.

10 «Преступление и наказание» в «Русском вестнике» М. Н. Каткова

11 Дом-музей писателя в Старой Руссе

12 Столярный переулок, угол М. Мещанской. Здесь были написаны романы «Преступление и наказание», «Игрок».

13 ИЛЛЮСТРАЦИИ К РОМАНУ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» Шмаринов Дементий Алексеевич Об авторе:

14 Иллюстрация к роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

15 О. В. Граблевская «Дом Раскольникова» (Столярный переулок, угол М. Мещанской)

16 Д.Шмаринов. Иллюстрация к Преступлению и наказанию.

17 Преступление и наказание». Раскольников. Рис. А. Н. Корсаковой.

18 Илл. к роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Косенков

19 Иллюстрация к роману «Преступление и наказание». Раскольников. Художник И. Глазунов

20 Илл. к роману Ф. М. Достоевского «Игрок» Станислав Степанович Косенков Косенков

21 Иллюстрация к роману «Бесы». Переполох на балу. Художник И. Глазунов.

22 Иллюстрация к роману Ф. Достоевского «Идиот» г. Князь Мышкин.

23 Иллюстрация роману «Идиот». Князь Мышкин после смерти Настасьи Филипповны. Художник И. Глазунов

24 Иллюстрация к роману «Братья Карамазовы». Грушенька. Художник И. Глазунов

25 Иллюстрация к рассказу Ф.М. Достоевского «Дядюшкин сон». Художник В.А. Милашевский.

26

27 И.С.Глазунов

28 Иллюстрация к повести «Бедные люди». Варенька Доброселова. Художник Н. Верещагин.

29 Иллюстрация к роману «Братья Карамазовы». Грушенька у Катерины Ивановны. Художник Д. Н. Кардовский.

Источник: http://www.myshared.ru/slide/842069/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector