История создания
По воспоминаниям самого художника, замысел написания «Бурлаки на Волге» возник у него ещё в 1869 году. Тогда он работал над другим холстом. Чтобы сделать этюды, он вместе с другом отправляется на берег реки Невы, и неожиданно там повстречали бурлаков, которые резко контрастировали с той цветущей и радостной природой вокруг.
В тот момент Илья Ефимович не выдержал и сделал первый акварельный эскиз своей будущей картины.
На нём он изобразил не только живописную природу, мрачных и печальных бурлаков, но и дачников, у которых уже было совсем другое настроение. Но увидев эти наброски, Фёдор Васильев тут же их раскритиковал.
Такую картинную композицию он посчитал искусственной, в которой совсем не было жизни.
Фёдор Васильев и Иван Крамской, зная, что Репин на тот момент был очень стеснён в средствах, нашли деньги, чтобы живописец мог поехать на Волгу. В мае 1870 года на пароходе Илья Репин в сопровождении брата Васильева и двух приятелей отправился в путешествие. В этом же году был сделан рисунок карандашом, который теперь хранится в Третьяковской галерее.
Уже весной 1871 года была создана временная картинная версия, которая выставлялась в Санкт-Петербурге, и лишь только через два года Илья Ефимович завершил свою работу над полотном. В настоящее время это одна из известнейших работ русского художника.
Цветовая гамма
При написании сочинения «Бурлаки на Волге» стоит обратить внимание на то, какие краски подбирает художник. Группа бурлаков идёт по берегу реки и у каждого из них на плече накинута чёрная лямка.
Лица у всех героев картины загорелые, тёмные. Такого же тёмного и чёрного цвета у них и руки. Но сквозь прорванную рубаху у молодого парня выступает светлый кусочек тела.
Одет юноша в красную рубаху и тёмные штаны.
- Ещё один бурлак выделяется на фоне остальной группы, так как он в синей рубашке и в высокой шляпе.
- Для холста автор использовал множество разных цветов и оттенков:
- чёрный;
- серый;
- синий;
- красный;
- голубой;
- жёлтый;
- белый.
Бурлаки медленно тянут баржу, на которой развивается сине-белый флаг. Вода в реке голубого цвета, но везде на ней видны зелёные разводы. Несмотря на то что солнце не видно, день всё равно жаркий. Художник изобразил небо ярко-синего цвета. Жара идёт и от жёлтого раскалённого песка.
Значение слова «бурлак»
При разборе и написании сочинения по картине Репина «Бурлаки на Волге» в классе можно столкнуться с тем, что ученики не понимают значение слова «бурлаки», поэтому учитель может кратко познакомить с его этимологией, а также немного рассказать про то, как жили эти люди. Известно, что профессия «бурлак» существовала на Руси в течение четырёх столетий, начиная с шестнадцатого века.
Любое парусное судно не может идти самостоятельно по реке против ветра и течения. Поэтому ему обязательно требуется буксир.
Самым дешёвым его вариантом всегда было на Руси использования бурлаков, которым платили немного меньше. Обычно за день они могли пройти двенадцать километров. Работали бурлаки лишь весной, летом и осенью.
Это была изнуряющая работа, а зимой они возвращались к своим семьям и в свои деревни.
Часто среди них можно было встретить тех, кто бежал от своих хозяев, кто не имел паспорта, или просто не умели по-другому зарабатывать. Были среди бурлаков не только мужчины, но и дети, и женщины.
Картинные герои
- Для того чтобы сочинение на тему «Бурлаки на Волге» было подробным, стоит остановиться и на героях картины.
- Автор изобразил бурлацкую артель:
- бригадир;
- помощники;
- кабальные;
- надзиратели;
- косные.
Обычно бригадиром бурлацкой артели становился тот, кто был опытнее и сильнее. Именно этот человек задавал всему движению ритм. Были у такого бригадира обязательно и помощники, которые шли по обеим сторонам от него. Они отвечали за то, чтобы вовремя закупались продукты и отдавались заработанные деньги. В то время, когда была написана картина Репиным, бурлаки получали примерно тридцать копеек в день, но по тем временам это была довольно приличная сумма.
Сразу за помощниками обычно ставили «кабальных». Так их прозвали за то, что они сразу же тратили все деньги, а потом, понимая, что уже ничего не смогут получить, работая только ради еды, особо не старались.
Поэтому за ними постоянно нужно было приглядывать. Вот за ними следом и шли ответственные бурлаки, которых называли «надзирателями». Замыкали колонну бурлаков «косные».
Это были старые либо больные люди, следившие за тем, чтобы бечева не цеплялась за кусты.
Обычно бурлаки тянули баржу, на которой перевозили товары и продукты питания. Поэтому она весила примерно сорок тонн.
Стоит заметить, что в картине «Бурлаки на Волге» изображены и на корабле люди:
Лоцман — это рулевой, который давал указания бурлакам. Он должен был следить за тем, чтобы судно не село на мель. Водолив отвечал за исправность судна и за сохранение груза, который перевозился.
Секретные символы
При написании сочинения по картине «Бурлаки на Волге» можно будет немного остановиться и на том факте, что Репин непросто написал свою картину, но и постарался донести до зрителя её тайный смысл.
Так, на его полотне есть несколько секретных символов:
- Вдалеке изображён буксир — это прогресс.
- Перевёрнутый флаг — переворот.
- У хозяина судна красная рубашка — государство.
- Разбитая корзина на берегу — тюрьма.
- Камень с верёвкой — утопленник.
Зная про эти символические знаки на холсте, можно совсем по-новому взглянуть на картину и оценить мастерство художника.
План для написания работы
Для того чтобы письменная работа была выполнена успешна, можно более детально подойти к изучению картины.
В этом поможет ещё и краткий план:
- И. Е. Репин — великолепный художник.
- Тяжёлый труд бурлаков.
- Судьба картины.
В первой части своего сочинения можно написать о том, чем занимались бурлаки и как тяжёл был их труд.
Образец сочинения
- Илья Ефимович Репин — величайший художник, который описывал тяжёлую жизнь простого народа.
- Он написал много великолепных картин, среди которых самыми популярными считаются следующие полотна:
- «Осенний букет».
- «Не ждали».
- «Стрекоза».
- «Яблоки и листья».
- «Нищая».
Илью Ефимовича всегда интересовала жизнь простого народа, поэтому он и старался это передать в своих картинах. Одной из лучших его работ считается удивительное и глубокое по смыслу художественное полотно «Бурлаки на Волге». Эта картина бессмертна.
Центральный образ холста — это бурлаки, которые, тяжело ступая по мокрому песку, медленно бредут по раскалённому берегу полноводной Волги.
Они все тянут крепкую верёвку, к которой привязано судно. Их лица суровы и печальны, а тела напряжены и измучены нечеловеческой работой.
На своём холсте живописец изобразил одиннадцать бурлаков, которые различаются и своим внешним видом, и возрастом, и отношением к жизни и труду. Скорее всего, у них разный и характер.
Но все они объединены нищей жизнью, обветшалой одеждой и непосильным трудом. Видно по их измученным и грустным глазам, что в жизни они не видят никакой радости, они покорны своей судьбы.
И у этих людей есть только одно желание — не упасть по дороге, дотянуть лямку и получить деньги, чтобы отправить домой.
Эти мужики уже многое пережили в жизни и повидали. Нечеловеческая работа сломила этих русских богатырей, которые вытягивают из себя последние силы и вытирают пот. Есть среди бурлаков и старики, которые уже по привычке идут работать и пытаются из последних сил устоять, выдержать.
Из всей этой серой печальной бурлацкой массы выделяется юноша в красной рубашке, который ещё высоко держит голову и сердито смотрит вокруг. В его фигуре художник изобразил не только молодость, но и желание вырваться из нищеты, в нём отражается протест и мощная внутренняя сила.
Именно в этом образе автор изобразил всё лучшие качества народа, которые смогли не только быть покорными, отдаваться полностью непосильному труду, но и стать счастливыми, воплотить все свои надежды.
Судьба полотна
Впервые холст Репина был выставлен на художественной выставке весной 1873 года в Санкт-Петербурге. Сразу же появились противоречивые отклики. Многие посчитали, что ранние картины на эту же тему им были написаны намного реалистичнее. Но Стасов и Крамской приняли эту картину очень восторженно, назвав художника национальным гением.
Даже известный писатель Фёдор Достоевский в своём произведении «Дневник писателя», проанализировал это полотно и высказался о нём, как о торжестве правды в искусстве.
Известно также, что на Всемирной картинной выставке этот холст получил бронзовую медаль, а затем её купил князь Владимир Александрович, который повесил её во Владимирском дворце.
Он очень любил эту картину и мог объяснить все её детали.
Источник: https://nauka.club/literatura/sochineniya/burlaki-na-volge.html
Анализ картины И.Репина "Не ждали" – ArtClub
16.03.2017
Для того, чтобы понять картину нужно ее внимательно рассмотреть, проанализировать каждого героя, т.е. обратить внимание на детали, прислушаться к своим эмоциям и чувствам от конкретной картины, вступить с ней диалог, задать себе необходимые вопросы, которые помогут в полной мере раскрыть замысел автора.
И.Репин «Не ждали», 1884-1887 г.
Что мы видим на картине?
Светлая комната. В нее только что вошел человек. Судя по реакции домашних его приход неожиданный. Все домашние в замешательстве.
Как выглядит этот человек? Какие эмоции он испытывает?
У него странная одежда, измученное лицо и глубоко запавшие глаза. В глазах вопрос, напряженное ожидание. В повороте головы, во всем его облике есть какая-то неуверенность. Он остановился в нерешительности. Его никто не ждал, и приход его — неожиданность. Это видно по тому, как отнеслись к его появлению все люди, находящиеся в комнате.
Что чувствует жена? Как она выглядит? О чем думают дети?
Жена, женщина, сидящая у рояля, кажется слабой и болезненной. Она растеряна и обрадована.
Исподлобья, серьезно и строго смотрит на него девочка. Совершенно очевидно, что она его не знает или не помнит. А с каким восторгом мальчик смотрит на вошедшего. Он узнал его, он рад. Еще мгновение — и с криком восторга он бросится к отцу.
Как выглядит мать? Какие ее жесты описывают ее эмоции и являются говорящими для нас?
Мать привстала с кресла. Она не верит своим глазам. Возможно, она и не надеялась уже на своем веку увидеть сына. Ее сутулая спина, рука, прижатая к груди, открывает нам всю палитру ее переживаний.
Как выглядит горничная? О чем говорят ее жесты?
Ее лицо выражает недоумение: правильно ли она сделала, что впустила в дом этого незнакомого плохо одетого господина? Не пожурит ли хозяйка за этот поступок?
Она все еще держится за ручку двери. Этот жест еще больше подчеркивает ее испуг: она слегка приоткрыла дверь, но не распахнула ее и робко впустила в комнату незнакомого человека.
Проанализиров картину, мы понимаем, что художник хотел рассказать историю ссыльных, но не историю ужасов лагерей, а ужас внутри каждого вернувшегося человека:
- Как отреагирует семья на его возвращение? Ждут ли его вообще? Может, жена вышла замуж. Сможет ли она вообще простить его? Может, она никогда не одобряла его революционной деятельности и предостерегала, к каким ужасным последствиям для семьи это может привести.
- Застанет ли он мать живой?
- что испытывает человек, когда собственный ребенок его не узнает?
Написать картину с такой предельной простотой и убедительностью очень и очень нелегко. Чтобы донести свой сюжет, художник должен выбрать такой момент, в котором характер каждого из действующих лиц проявился бы особенно полно. Давайте представим, что он выбрал не этот момент, а другой:
Все уже узнали пришедшего. Сын подбежал проворнее других и повис на шее отца. Мать подошла с одной стороны, жена — с другой. Вот девочка, наверное, по-прежнему дичится и недоумевает да горничная продолжает стоять у двери. А может, ее уже нет: поняла, что пришел свой человек, и ушла, чтобы не мешать.
Будь все так, поняли бы мы, что произошло? Что вернулся ссыльный, что произошла драма… Почему радуется мальчик, почему исподлобья смотрит девочка, а мать и жена торопятся к вошедшему?
Эмоции почти у всех одинаковые — все радуются. А сколько различных эмоций показывает нам оригинал?
Или художник изобразил бы еще более поздний момент: глава семьи умылся, переоделся и в кругу семьи рассказывает о чем-то пережитом. Опять все было бы далеко не так ясно, как сейчас.
Мы подумали бы, что все дело именно в интересном рассказе, который все так внимательно слушают. Разве можно узнать в таком сюжете сложную драму, переживаемую семьей? Конечно, нет.
Вот почему выбор момента, который будет изображен в картине, так важен.
Известно, что Репин несколько раз переписывал лицо главного героя: то делал его возвышенно-героическим, то страдальчески-усталым.
Как видите, чтобы понять замысел автора, нужно просто быть внимательным. Смотрите, и увидите!
При подготовке материала использована книга Б.Эренгросс «По законам красоты», Изд-во: Детгиз, 1961 г.
Источник: http://artclub.by/archives/760
Сочинение по картине Репина Не ждали
Эта картина была последней в серии, посвященной русской революции. Художник использовал свою собственную гостиную, жену, тещу и дочь в качестве моделей в этом произведении.
Солнечный свет, льющийся через окна и отражающийся от задней стены, обеспечивает дневную настройку для изображения. И.
Репин использовал желтые, синие и коричневые цвета, предполагая, что это подчеркнет счастливое и радостное событие.
На картине видно, что служанка открывает дверь в гостиную и ее рука остается на дверной ручке. Она выглядит обеспокоенной, ожидая ответа странного посетителя. Второй человек, вероятно, повар, с любопытством смотрит через плечо горничной.
Слегка растрепанный мужчина переступает через половицы, сжимая кепку. На нем шарф и длинное шерстяное пальто с длинными рукавами.
Его ботинки кажутся изношенными, и это, наряду с его тонкой бородой и изможденным лицом, придает посетителю достаточно утомленный вид.
Впереди картины с кресла поднимается пожилая дама в черном. Мы не можем видеть выражения ее лица, но можем предположить, что она взволнована появлением сына. Дама оставляет свою руку на стуле, чтобы успокоиться. Двое детей сидят за столом. Младшая девочка перестает работать над своими книгами и с удивлением изучает неожиданного посетителя. Кажется, она его не узнает.
Плечи девочки слегка сгорблены, она не понимает, что происходит. В противоположность этому старший мальчик, ее брат, расплывается в широкой улыбке, его глаза наполняются радостью, когда он узнает своего отца. Женщина за роялем перестала играть и поворачивается, чтобы посмотреть на посетителя.
Она едва может поверить своим глазам, понимая, что ее муж вернулся из долгого и тяжелого политического изгнания в Сибири.
Картина И. Репина — умная композиция. Он ставит мать и главного героя не по центру. Наиболее привлекательным аспектом картины является выражение и зрительный контакт между персонажами. И.
Репин, как сообщалось, перерисовывал своего главного героя четыре раза, прежде чем был удовлетворен выражением лица.
Картина богата деталями, заставляющими зрителя искать на изображении подсказки, которые исходят от изображенных персонажей, от типа комнаты, обстановки и фотографий на стене. Эти подсказки предполагают, что семья была частью интеллигенции.
Картина «Не ждали» интенсивно изучалась российским психологом Альфредом Ярбусом, который использовал устройство для отображения и отслеживания визуального поведения зрителей. Он обнаружил, что вместо того, чтобы сосредоточиться на областях с наибольшей детализацией, зрители картины больше интересовались деталями, которые помогали расшифровать смысл картины.
Вариант №2
Картина Ильи Ефимовича Репина «Не ждали» является уникальным произведением, выставленным в Третьяковской галерее и является национальным достоянием России.
На данном полотне разыгрывается драма, разыгравшаяся в целой семье. В первую очередь внимание привлекает мужчина, каторжник, отбывший наказание за политические преступления, вернувшийся издалека, из политической ссылки. Мужчина небрит, одет в лохмотья.
Вид у него постаревший и уставший, выражение лица недоверчивое. Скорее всего он и сам не может до конца поверить, что дома. А в глазах застыл стыд. Дети подросли, мать постарела и такое чувство, что он испытывает угрызения совести за то, что оставил свою семью на произвол судьбы на долгие годы.
Он не знает, как его примут домочадцы, быть может они его и видеть не захотят.
На лицах жены, матушки, детей недоумение и недоверие. На переднем плане, понятно, что мать ссыльного. Она, как видно по её траурному платью и чепчику, совсем уже похоронила сына, а тут он появился на пороге.
По её позе видно, что она не верит, что это действительно вернулся её сынок. Она встала из-за стола с застывшим вопросом на губах.
И прямо чувствуется, что сейчас она бросится к его ногам, так рада она видеть сына живым и невредимым.
На лицах детей разные выражения. Девочка вся сжалась в комок, чувствуется, что для нее этот вошедший мужчина – незнакомец. Скорее всего, она была совсем маленькой, когда отца арестовали. Она смотрит, как испуганный зверёк и видно, что ей не нравится появление чужака.
Зато мальчик, сын, явно признал папку. В его глазах радость и восторг. Понятно, что он очень ждал отца, надеялся, что он вернётся. Наверное, он уже в предвкушении, что они как раньше будут играть вместе.
Во всём облике жены декабриста сквозит радость. Но радость эта спокойная, умиротворенная, как будто женщина думает: « Наконец-то, дождались, сейчас все будет хорошо». И не двигается с места, давая матери право первой обнять сына.
Судя по солнечным лучам, заглядывающим в окна, можно предположить, что за окном утро, скорее всего весна. Представляется, что сегодня выходной день или праздник. Хотя для присутствующих сегодняшний день действительно праздник.
Обстановка в комнате скудная, выцветшие обои на стенах, минимум мебели, несколько портретов на стенах. Шторы и гардины вообще отсутствуют.
Становится ясно, что в отсутствии главы семьи, домочадцам приходилось тяжело, возможно кое-что из мебели им даже пришлось продавать. Гувернантка или служанка в дверях, которая, очевидно, впустила бедолагу, с каким-то осуждением смотрит на отца семейства.
Возможно, она в глубине души обвиняет его в несчастьях, которые пришлось пережить его семье в его отсутствие и свидетелем которых она стала.
А в целом художник сумел изобразить чувство движения, которое вот – вот произойдет. Мать сейчас бросится к сыну, мальчик повиснет на его шее, жена заплачет на его плече. В этом и есть талант Репина – изобразить на картине динамику и заставить зрителя увидеть то, что произойдет в следующий момент.
Описание по картине
В 1888 картина Репина «Не ждали» была закончена. Над этим полотном художник трудился четыре года, за это время им было выполнено множество набросков. Какие же секреты раскрывает картина и кто ее главный герой, которого не ждали?
Мы видим, как в бедно обставленную комнату с невзрачными обоями заходит мужчина. Его одежда обветшала и истрепалась, сапоги изношены, но, главным образом, привлекает внимание зрителя «вопросительный» взгляд.
Мужчина смотрит на людей, присутствующих в комнате, одновременно с недоверием и с надеждой. Мы узнаем, что герой картины – освободившийся арестант, возвратившийся неожиданно домой. Почему так произошло.
Можно только предполагать.
За столом в комнате сидит его семья. На переднем плане замерла от удивления женщина в траурном платье, скорее всего, это мать каторжника.
Хотя мы и не видим ее лица, но ее поза свидетельствует о том, что она не ожидала уже увидеть арестованного сына живым и по этой же причине носила траур по нему.
Также мы видим молодую женщину (предположительно, жену героя), сидящую за музыкальным инструментом. Только что, ее игра была прервана возвращением мужа.
За спиной вошедшего в дверях застыли слуги. Наличие в доме обслуги говорит о том, что перед нами мещанская семья. Они тоже не ожидали увидеть своего хозяина. Не меньше их удивлены и дети, расположившиеся за столом с книгами и тетрадями.
Арестант вернулся в тот самый момент, когда ни учили уроки. На лице мальчика в гимназической форме промелькнула радость, а девочка растеряна. Это самая первая реакция на приход отца.
Возможно, что уже в следующее мгновение они оба сорвутся с места и побегут обнимать пришедшего со слезами радости на глазах.
Сам Репин отмечал, что сюжет картины является политически злободневным и показывает обострение в социальной жизни России тех лет.
Об этом свидетельствуют портреты поэта-народовольца Некрасова и Тараса Шевченко, висящие на стене в комнате. Узнаваема также картина, изображающая на смертном ложе царя Александра II.
Этот художественный прием «объясняет», что перед нами освободившийся политический заключенный, а не какой-нибудь вор или убийца.
В 70-80 гг. XIX в. были временем, когда в обществе зрело недовольство сложившимися политическими устоями, основывающимися на царской власти. В то время даже следствие по делу могло идти достаточно долго. Это предположение вызывает еще одну версию происходящего: домой вернулся оправданный подсудимый из числа «неблагонадежных» граждан, вина которого так и не была доказана.
У картины открытый финал.
Мы не знаем, что дальше будет с этим человеком и какова судьба его семьи…Какой жизнью будет жить главный герой, продолжит ли он участвовать в тайных обществах, настроенных против царской власти, не попадет ли снова в тюрьму? Нужно отметить, что со стороны автора написание картины с таким непростым сюжетом было смелым поступком, не оставшимся без внимания. Но для Репина был важен не только политический контекст, но и психологический. Главная цель автора была в отображении эмоций героев, драматизм происходящего в моменте здесь и сейчас.
История этой картины показывает Илью Репина, как мастера, который всегда находится в поиске. Известно, что после того, как картина была уже формально закончена, он берется ее переписать. Он рисует заново лицо главного героя, вызывая тем самым гнев покупателя картины мецената Павла Третьякова.
Сейчас фраза «Картина Репина «Не ждали» стала крылатым выражением, используемым в разговорной речи и означающим крайнюю степень удивления от происходящего. И это не случайно.
Репин — Не ждали
Сейчас читают:
- История души человеческой в романе Герой нашего времени сочинение
В романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов представил образ Григория Александровича Печорина, к которому можно относиться по-разному: с сожалением — в связи с потерей героем ориентира в жизни, с осуждением — так как он принес - Сочинение Что такое счастье рассуждение 15.3 ОГЭ 9 класс
Читал я как-то книгу, и наткнулся на фразу «я счастлив». Я задумался, что означает «я счастлив»? Чтобы это узнать, нужно знать, что такое счастье. И решил спросить это у мамы. Иду на кухню, мама как всегда готовит, что-то вкусное. - Сочинение на тему Работа учителя
Работа учителем является сложной, но очень необходимой. От профессионализма данного категории специалистов зависит развитие будущего населения. - Сочинение на тему Грибы 5 класс
Я лично очень люблю грибы: собирать, готовить, есть… Собирать грибы — это всегда для меня целое приключение. Дедушка говорит, что поход за грибами напоминает охооту, но только - Обломов и Штольц сравнение героев сочинение рассуждение
Характеристика Обломова Обломов представлен в образе весьма вальяжного и зажиточного барина. Илья Обломов дворянских кровей, ему тридцать два года от роду и он весьма неприхотлив в своём образе жизни - Сочинение по картине Борисова-Мусатова Осенняя песня 4 класс
В.Э. Борисов-Мусатов – замечательный российский художник и живописец. Ему принадлежат прекрасные картины, как портретного, так и пейзажного характера. Талантливый художник знаменит своим умением
Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-kartinam/ne-zhdali
«Не ждали»: о чем знаменитая картина Репина?
Библейские аллюзии, политический подтекст и с кого списан главный герой. Рассказываем историю создания картины «Не ждали» Ильи Репина, одного из трех самых любимых россиянами отечественных художников.
Не ждали, 1888
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) к 200-летию Айвазовского провел соцопрос, в результате которого выяснилось, каких русских и российских художников лучше всего знают жители страны, а каких — больше всего любят.
На первом месте рейтинга известности находится Иван Шишкин, за ним следует Илья Репин, замыкает тройку Иван Айвазовский. В рейтинге народной любви фамилии те же, а вот их последовательность другая: Айвазовский, Шишкин, Репин. О первых двух художниках мы недавно писали. Теперь решили рассказать о Репине, точнее о его знаменитом полотне.
Картина «Не ждали» изображает внезапное возвращение ссыльного революционера. Позировали для картины жена Репина Вера Шевцова, их дочь, теща, друзья дома. Ссыльный написан с Всеволода Гаршина.
Илья Ефимович Репин. Портрет писателя В. М. Гаршина, 1883
Примечательно, что обстановку Репин изначально определил, и комната в эскизах практически не изменяется, а вот персонажи в процессе работы подвергались значительным пертурбациям. Особенно долго художник бился над образом вернувшегося, мучительно подбирая нужные интонации.
В Третьяковской галерее хранится эскиз, на котором «не ждали» девушку. Вероятно, это курсистка, попавшая за политическую деятельность в ссылку. Настроение этого варианта — радость от возвращения, радость встречи и даже ощущение сюрприза, почти новогоднего подарка.
Совсем иным стал окончательный вариант.
Не ждали. Первоначальный вариант одноименной картины
Картина Репина «Не ждали» 1884 (художник будет дорабатывать ее до 1888-го) года показывает нам вернувшегося мужчину. Неожиданность, шок, который вскоре сменится радостью, — есть. Ощущения сюрприза нет и в помине. Изначально автор предполагал показать несломленного героя, борца за свободу. Но окончательный вариант — о другом.
В нем сильны мотивы возвращения блудного сына и воскрешения. Герой напряженно и мучительно всматривается в лица родных: примут ли они его? Не вынесут ли и свой обвинительный приговор? Лицо вошедшего большей частью в тени, но настороженный взгляд огромных глаз нам виден.
В них — вопрос и попытка оправдаться, в них дилемма между велением совести, которому он последовал, и тем фактом, что он покинул семью. Ждут ли его здесь? Как его встретят?
Не ждали. Фрагмент
Рассмотрим обстановку: голый деревянный пол, скромные обои, всё очень чисто и довольно бедно — здесь явно нет лишних средств.
На стене — фотографические портреты Шевченко и Некрасова, репродукция картины Карла Штейбена, посвященной Страстям Христовым, и убитый народовольцами Александр II (портрет кисти Константина Маковского).
Портреты не оставляют сомнений в том, что ссылка имела политический подтекст. А библейские аллюзии дают понять, что возращение героя, претерпевшего множество мучений, подобно воскрешению из мертвых.
Константин Егорович Маковский. Портрет Александра II на смертном одре, 1881
Мастерство Репина в полной мере отражено в выборе момента — пикового, самого острого: сын, муж, отец вернулся и уже вошел в комнату, испуганная впустившая его горничная и еще кто-то из прислуги стоят у двери и смотрят, как дальше будут развиваться события. А вот его родные осознают возвращение дорогого человека именно сию секунду.
Старуха-мать и жена революционера в черных траурных одеждах. Мать привстала с кресла, протягивает вперед ослабевшую руку, мы не видим ее глаз, но догадываемся, что в них надежда, страх, радость и, скорее всего, слезы. Она пристально всматривается в мужчину, вошедшего в одежде каторжника, и сейчас окончательно узнает в нем сына.
Жена, сидевшая за пианино, встрепенулась, замерла, готовая в следующее мгновение вскочить и броситься на шею вошедшему. Глаза ее расширены, робкая радость пробивается сквозь недоверие и испуг, рука судорожно сжимает подлокотник.
Девочка, вероятно, была совсем маленькой, когда отца сослали, она его не узнаёт, ссутулилась и смотрит настороженно, она взволнована непонятным ей напряжением, вызванным появлением этого странного человека.
А вот мальчик постарше, он, напротив, весь вытянулся в направлении отца, приоткрыл рот, глаза его сияют и, вероятно, в следующее мгновение он радостно завизжит. В следующее мгновение будет всё: слезы вперемешку со смехом, объятия.
А сейчас — миг, предшествующий этому, и в нём с невероятным мастерством отражены чаяния, страхи и надежды. Кисть Репина вывела происходящее из бытового контекста и придала монументальность, общечеловеческий фактор — речь не о конкретном вернувшемся ссыльном, речь о вере, любви, страхе, совести и надежде.
Не ждали. Фрагмент
Впервые картина была показана на XII передвижной выставке. Равнодушным она мало кого оставила, мнения разделились на два противоположных лагеря. Близкий друг Репина критик Владимир Стасов говорил, что это «самое крупное, самое важное, самое совершенное его создание».
А реакционная критика, не удовлетворенная сюжетом, разнесла картину в пух и прах, язвительно обыграв название. В «Московских ведомостях» вышла рецензия, заканчивавшаяся словами «жалкая гениальность, покупаемая ценой художественных ошибок, путем подыгрывания к любопытству публики, посредством «рабьего языка».
Это хуже, чем преступление, это — ошибка… Не ждали! Какая фальшь…».
Претензии к картине были даже у Павла Третьякова, что не помешало ему купить полотно в свою коллекцию.
В своей книге дочь Третьякова — Александра Боткина — вспоминает:
«Я помню, в день открытия выставки мы вернулись домой взволнованные и недовольные. Мы напали на отца, как он мог не купить такую вещь. Я никогда не могла понять, что не удовлетворяло его в выражении лица вернувшегося. Он писал Репину: „Лицо в картине „Не ждали“ необходимо переписать, нужно более молодое и непременно симпатичное. Не годится ли Гаршин?“»
В результате Репин все же использовал писателя Всеволода Гаршина в качестве модели для главного героя картины. Третьяков согласился купить «Не ждали», несмотря на то, что Репин (видимо, несколько уязвленный) поднял цену. Позднее он еще несколько раз вносил правки — все они касались лица ссыльного. Третьякову переделки не нравились, он считал, что стало еще хуже.
Алена Эсаулова, Андрей Зимоглядов, artchive.ru
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/595ca3dee86a9e3f7efbc39b/5981bd5048c85e0bc852c988
Описание картины Ильи Репина «Не ждали»
На этой картине изображено неожиданное возвращение революционера, который был сослан в ссылку. Художник стремился передать паузу, которая возникла между прибывшим и домочадцами.
Важен не столько момент появления, сколько момент неожиданности, который очень точно получилось передать на полотне. Эта пауза настолько хорошо подчеркнута, что, в безмолвном молчании, семья просто не верит своим глазам. Это состояние шока и веры слились воедино, подчеркивая значимость этого беглеца для любящих его людей.
Всем достаточно ясно известно, что будет дальше, однако автор решил оставить представление этих эмоций каждому индивидуально. Во взгляде арестанта можно рассмотреть грусть и усталость, просьбу о принятии и прощении, молитва о снисходительстве и покаянии.
Пожилая женщина, поднявшись навстречу, всматривается в прибывшего, в поисках знакомых до боли черт и голоса, родных черт ее сына. Еще не веря чуду и не оставив надежду, женщина дрожащей рукой ищет поддержки у спинки кресла. Одетая в траур, женщина мысленно похоронила сына, однако в душе верить на переставала.
Хоть женщина видна со спины, однако это не мешает понять, насколько горе заставило ее измениться – седые с проблеском белого волосы, слегка осунувшаяся фигура, поникшие плечи, преждевременно пришедшая старость.
Остальные, присутствовавшие на картине, также являются членами семьи, однако, это уже семья ссыльного – его жена и дети, которые, не скрывая восторга и надежды, готовятся разрыдаться, не веря в возвращение родного им человека. Четко передан страх маленькой девочки и, охваченный чувством радости, мальчик вот-вот готов броситься на шею отца.
Образ жены и вовсе показывает нам неподдельную историю чувств и былой жизни героя. Женщина изображена бледной , измученной, растерянной и испуганной, но при всем этом радостной.
Чтобы четко отделить ссыльного и остальных членов семьи, художник изобразил его более темной фигурой, которая на фоне домашнего уюта, привычного течения жизни, врывается, как холодный ветер в майские дни. Но при этом ссыльный не уверен – примет ли его семья теперь, когда он стал беглецом и каторжником, поймет ли его мотивы, побудившие его пойти против всех.
Поэтому прибывший стоит посреди комнаты, не решаясь сделать шаг ни в дом, ни обратно на улицу. В нем теплится надежда.
Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-ili-repina-ne-zhdali/
И. Е. РЕПИН “НЕ ЖДАЛИ” (сочинение по картине)
1 вариант
У Репина было два варианта этой картины. Первая – небольшая. Сначала он остановился на таком варианте: в скромный домик мелкобуржуазной семьи неожиданно возвращается из ссылки курсистка.
Первым ее увидел еще издали, с балкона, отец. По всему видно, что дело идет не просто о возвращении (по амнистии или по истечении срока), а о побеге. Затем художник меняет свой замысел.
Позже он пишет небольшую картину, в которой только четыре фигуры: входящая с дальней дороги в комнату курсистка и ее родные, занятые кто чем.
Курсистка
вошла в комнату прямо из сада через балконную дверь. Она не замечает матери или старшей сестры, сидящей у рояля и повернувшейся всем корпусом к вошедшей: за открытой во вторую комнату дверью курсистке ее не видно, и она направляется к сестре, сидевшей в кресле у стола и сразу поднявшейся, чтобы броситься навстречу ссыльной. Сидящая чуть дальше за тем же столом девочка – наверное, младшая сестра, удивленно смотрит на вошедшую, не узнавая ее – она была слишком маленькой, когда сестру забрали.
Все рассказано очень выразительно и красноречиво. В живописном отношении картина была прекрасна. Замечательно переданы пространство и воздух, жизненны и красивы краски, богатые тонкими оттенками.
Композиция картины очень удачна: фигура девушки, входящей с левой стороны, уравновешивает группу из трех фигур справа. Но эта тема так заинтересовала Репина, что он не довольствуется небольшим холстом и начинает новую большую картину.
После неоднократных переработок первого варианта художник заменяет курсистку студентом, пробывшим долго в ссылке и поэтому очень изменившимся: постаревшим, обросшим бородой и осунувшимся.
Первой ему навстречу с кресла поднимается мать, сначала не узнавшая сына. Сразу узнала студента жена, сидящая за роялем, а за ней – и гимназист, который был уже большим, когда отца забрали.
Совсем не узнала пришедшего только младшая дочь, которая и не могла его помнить – была слишком маленькой. Сзади, держась за ручку только что открытой двери, – недоумевающая фигура горничной, за которой видна безразличная голова кухарки.
Эта картина – лучшее создание Репина и по силе выражения, и по живописи. Здесь выражено все, что хотелось сказать художнику, выражено без остатка, в очень сдержанной и мудрой по простоте форме, с огромным знанием дела и изумительным художественным тактом. Второй картиной Репин был удовлетворен как никакой прежде и никакой впоследствии.
У студента на лице и во всей фигуре выражены энергия и несокрушимая никакими несчастьями сила, в глазах и во всем лице интеллигентность, ум, мысль. Он в грубом мужицком костюме, выглядит измученным, ссылка состарила его на добрый десяток лет, он уже седой. И все-таки сразу видно, что этот человек совсем не такой, каким кажется внешне, – в нем чувствуется внутренняя сила, несгибаемая воля.
Репин добивался, чтобы лицо вернувшегося из ссылки революционера было максимально привлекательным, и он действительно создал образ очень обаятельного человека.
2 вариант
Илья Ефимович Репин – один из величайших русских художников. Вершин в искусстве он достиг не только благодаря своему огромному таланту, но и постоянному самосовершенствованию.
С конца семидесятых годов XIX века одной из главных тем картин И. Репина становятся типичные моменты биографии русского революционера. Ей посвящены многие полотна художника, одно из которых – картина “Не ждали”.
Это произведение отображает размышления о судьбе революционера, возвратившегося домой из ссылки. Мы видим на картине сияющие лица женщины за роялем и мальчика-гимназиста, который, очевидно, воспитан в духе любви и уважения к отцу.
Портрет Шевченко на стене свидетельствует о том, что в этом доме хранится дух интеллигентности и народничества. Во всей живописи картины выражено ощущение напоенного светлой голубизной воздуха.
Все это позволяет нам предположить, что замешательство от первой минуты встречи должно смениться объятиями и радостными возгласами. Но над всем этим доминирует немой диалог двух главных фигур – матери и сына, вернувшегося домой.
Пожилая женщина в черном встала с кресла, вся ее фигура выражает радостное изумление и стремление поскорее обнять сына. Она еще стоит, но корпус ее слегка наклонен вперед, в чем виден ее душевный порыв.
Все пространство наполнено мягким теплым светом, который передает дух семейного уюта и любви, царящих в этой семье. Композиция картины построена так, что зритель превращается в незримо присутствующего свидетеля происходящего, который может вынести и свое суждение о случившемся.
Фигура героя слегка напряжена, но мы понимаем, что он не ждет сострадания и прощения, потому что не отрекается от своего прошлого, ведь от семьи его увел гражданский долг.
Рассматривая картину Репина “Не ждали”, мы можем сделать вывод, что здесь изображена ситуация, полная драматизма и психологизма.
Источник: https://lit.ukrtvory.ru/i-e-repin-ne-zhdali-sochinenie-po-kartine/
Сочинение по картине Репина «Не ждали»
Илья Репин подвижник идеи психологизма в живописи. Все основные постулаты его теории отражены в картине «Не ждали» – это повышенное внимание к деталям, особый вид композиции, а также изображение фигур в динамике. Это не первая работа автора такого плана, но сам Репин выделял ее особо.
На картине изображена семейная драма: каторжник, осужденный за политические преступления, неожиданно возвращается домой. В комнате его встречают мать, жена и двое детей. Сцена проникнута особым трагизмом, ведь старушка уже не ожидала увидеть сына, она даже привстала со своего кресла. Репин изображает ее в порыве, стремлении подбежать и обнять каторжанина.
Молодая женщина, находящаяся за пианино, скорее всего его жена. На ее лице улыбка, она рада этому неожиданному возвращению. Скорее всего, звуки, которые услышал главный герой картины, возродили в нем давно забытые воспоминания, они на короткое время позволили ему забыть все тяготы каторжной жизни. За столом сидят девочка и мальчик, они делают уроки. Звук открывающейся двери отвлек их.
Когда они увидели, кто пришел, то реакция их абсолютно различна: мальчик обрадован, а девочка смотрит исподлобья. Из этого можно сделать вывод, что старший ребенок помнит отца, возможно даже его арест.
Девочка же была, скорее всего, слишком мала, чтобы запомнить происходящее. Это ее первая встреча с отцом. Горничная, открывшая дверь, смотрит с неодобрением. Она знает, как семье было тяжело без кормильца.
Главный персонаж картины стоит практически в дверях. Он не знает, чего ждать от родственников, как они встретят его неожиданное возвращение. В глазах стыд и немой вопрос. Что же делать дальше? Каторжанин стесняется своей казенной одежды, пыльных сапог. Эмоции переполняют его. Он делает первый шаг в сторону старенькой матери.
Комната светлая, но очень бедно обставлена. Видно, что семье приходилось в последние годы очень туго.
На стенах висят портреты известных революционных деятелей, это и говорит нам о том, что, скорее всего, сын был осужден за политическое преступление.
У окна нет гардин или штор, что делает комнату не совсем уютной, а также говорит о том, что семья часто переезжает с места на место, ей просто не хватает времени обустроить домашний очаг.
Композиция картины весьма показательна, Репин делает нас невольными свидетелями семейной сцены. Нам предоставляется возможность самим увидеть неподдельные эмоции от неожиданной встречи. А также представить себе как дальше будут развиваться события.
Илья Репин истинный мастер своего дела. Под его кистью оживают персонажи, художник передает их эмоции и переживания.
Источник: https://school-essay.ru/sochinenie-po-kartine-repina-ne-zhdali.html
Cочинение по картине Репина «Не ждали»
Одним из интереснейших произведений Третьяковской галереи является картина Ильи Ефимовича Репина «Не ждали». Эта картина поражает своей интересной историей, изображенной на ней, и по этой причине я решил написать о ней в своем сочинении.
Данная картина является национальным достоянием и находится в собрании картин Третьяковской галереи. Картина была написана в примерно в 1884- 1888 годах. На ней изображен мужчина, который вернулся из политической ссылки и далеких чужих краев. Если разобрать картину по цвету, то цвета гармоничные.
Картина написана в мягких теплых полутонах, которые создают впечатление, что это радостный выходной день, который только начинается. Об этом говорит теплый солнечный свет, который пробивается сквозь оконные стекла. По сути своей, картина вызывает хорошие положительные эмоции.
Ведь что может быть лучше возвращение человека, которого, в общем-то, уже и не ждали и не думали, что вернется.
Художнику очень хорошо удался этот момент, вернувшийся со ссылки, не может сразу узнать родных, потому как кто-то постарел, ребятишки подросли, и они до конца не могут его узнать и поверить своим глазам.
Он ли это? Видимо, художником и было задумано передать эту немую паузу перед радостными эмоциями встречи и даже слезами радости. О том, что герой картины вернулся неожиданно, свидетельствует то, что он неопрятно одет, небрит, создается впечатление, что он давно не мылся, и очень усталый.
На его лице читается усталость, он устал от ссылки от длинной дороги домой и вот он, наконец, вернулся!
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!
Заказать сочинение
Эффект неожиданности и читается на лицах домочадцев. Так же о том, что он вошел совсем недавно свидетельствует открытая дверь, которую ему открыла женщина. На дальнем плане мы видим втору темную фигуру женщины, которая, удивленно выглядывает и не верит в его возвращение. Эффект неожиданности возвращения читается на лице другой не менее важной фигуры этой картины.
Эта женщина, которая встала из-за стола и явно не ожидала его увидеть. Хоть и художник изобразил ее в профиль, но в ее глазах читается немая сцена неожиданности и неверия собственным глазам от неожиданности она развела руками. На ее губах читается шепот «ты ли это».
Из истории картины известно, что эта престарелая женщина матушка, возвратившегося из далекой ссылки каторжанина.
Очень хорошо дополняют эту картину ребятишки и женщина за фортепьяно. Женщина его узнала, она очень рада его возвращению, судя по ее радостной улыбки на лице.
А вот маленькая девочка, в углу сидящая около мальчика, смотрит на возвратившегося с каким-то недоверием и не пониманием, он, очевидно, его не узнала и не поняла еще кто же этот небритый странник в лохмотьях. Ну и не могу не затронуть маленького мальчика сидящего в углу, который очень рад возвращению их члена семьи.
В целом картина не тяжелая и производит хорошее впечатление и вызывает радостные эмоции, если вам выпадет счастливый шанс посетить Третьяковскую галерею, обязательно взгляните на эту картину.
Источник: https://sochinyalka.ru/2014/05/kartina-repin-ne-zhdali.html