Рерих николай «кришна» описание картины, анализ, сочинение

(стр. 2)

Н.К. Рерих. Заморские гости.

Любит Рерих плавные изгибы форм, большие поверхности яркого, на­сыщенного цвета, любит спокойным очертаниям горизонтально расположенных предметов вдруг противопоставить четкие вертикальные линии, любит контрасты теплых и холодных красок и сочетания дополнительных тонов. 

Все это есть и в картине «Волокут волоком» (1915). Пейзаж ее динамичен, полон упругих округлых линий и силуэтов, ритмически повторяющихся, разнонаправленных. Им противоположны вертикальныестволы деревьев, устремленные вверх носы ладей, человеческие фигуры.

Художник достиг большой цветовой напряженности благодаря сопо­ставлению дополнительных тонов: зеленого и красно-коричневого, ультрамарина и золотисто-желтого. Динамичность всего изображения возрастает из-за интенсивности кладки мазков и вообще всей манеры изобра­жения — смелой, уверенной, энергичной.

Эти особенности живописного языка присущи и самым ранним работам Рериха. Например, в коллекции автора этой статьи имеется ранее неизвестный этюд Рериха «Леший», написанный, судя по всему, не позже 1897 года.

На фоне ночного неба — сидящий боком к зрителю добродушный курносый увалень, покрытый шерстью, с рогами. Справа, из-за рамы, выглядывает полукруг луны. Этюд написан маслом — смело, решительно, крупными мазками. Плоскостность явно преобладает над объемностью.

Краски темные, но чистые, насыщенные цветом. Английская красная и сиена натуральная контрастируют с синим кобальтом, умбра и марс коричневый соседствуют с окисью хрома, кадмий желтый — с фиолетовой минеральной.

Сочетание цветов этого этюда очень близко не только краскам «Заморских гостей», но и некоторых поздних горных пейзажей. 

Н.К. Рерих. Волокут волоком. 1915 г.

Судя по письму Рериха от 26 августа 1900 года, адресованному Е. И. Шапошниковой, современники упрекали художника за темный тон его ранних картин: «Сегодня написал эскизец вроде как при теберисовал; тоже идолы, река — все в самых ярких тонах. Думаю написать эту штуку; она должна мне удаться и будет для меня полезна, ибо замолчат все кричавшие, что я не пишу в ярких тонах». 

Спустя много лет Рерих вспоминал: «Прежде всего потянуло к краскам. Началось с масла. Первые картины написаны толсто-претолсто… Масло вообще скоро надоело своею плотностью и темнотою. Понравилась мюнхенская темпера Вурма. Много картин ею написано…

В то же время привлекла яичная темпера. В нашей иконописной мастерской были всякие опыты. Были комбинации с клеевой темперой. Воздушность, звучность тонов дали свободу технике… С маслом темпера несравнима.

Суждено краскам меняться — пусть лучше картины становятся снами, нежели черными сапогами». 

О том, какое значение Рерих придавал в картине цвету, можно судить и по следующему его высказыванию: «Через цвет звучит приказ будущего. Все серое, черное и мрачное, туманное уже достаточно затемняло человеческое сознание.

Каждый должен снова подумать о ярких блестящих оттенках, которые всегда знаменуют эпоху Возрождения» Так, цвет у Рериха выходит за пределы обычных понятий и часто приобретает символическое значение.

В этих словах художника нашли выражение и его взгляды на положение вещей в современном мире и вера в наступление новой эпохи. 

Это, конечно, не означает, что художник придумывал колорит для своих картин, не считаясь с натурой. Наоборот, именно в природе находил Рерих освещение и краски, необходимые для выраженияего идей. 

Всему изобразительному творчеству Рериха присущи яркие, насыщенные, звонкие краски.

Часто они символизируют идею художника о «приказе будущего», о наступлении эпохи Возрождения, которую онсвязывал с социальными преобразованиями в России, наступившими после победы Октябрьской революции.

Символическое значение, правда не столь широкое, цвет имеет в картинах Рериха: «Бой» (1906), «Пречистый град — врагам озлобление» (1912), «Дела человеческие», «Зарево», «Град обреченный» (все 1914), «Гэсэр-хан» (1941) и других. 

Цвет — важнейший фактор воздействия на зрителя произведений Рериха, но нельзя забывать и о другом не менее важном факторе — графичности. 

Если в ранних картинах «Гонец» (1897), «Старцы сходятся» (1898), «Поход» (1899), «Зловещие» (1901) очертания предметов тонут в воздушной среде, фон окутывает и поглощает их, то уже в таких картинах, как «Славяне на Днепре» (1905), «Березы» (1905), «Поморяне. Утро» (1906), появляются четко прорисованные контуры.

Характерной стороной его произведений становится отчетливо выраженная графичность, ясность и определенность очертаний изображения.

Вспомним хотя бы «За морями — земли великие» (1910), «Град обреченный» (1914), «Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится» (1914), «Мощь пещер» (1925), «Кришна» (1933), «Огни победы» (1940), «Весна священная» (1945), «Помни!».  

Н.К. рерихэ Березы. 1905 г.

Темы почти всех произведений первой половины творчества Рериха и форма их выражения являются глубоко национальными. В них можно почувствовать связь с традициями древнерусского искусства.

Возьмем, к примеру, его небольшую картину 1905 года «Славяне на Днепре», где на фоне зеленого холмистого берега красиво горят рябиновые паруса ладей, о борта которых бьются невысокие днепровские волны, пейзаж полон настроения, освежен утренним холодком, влажным ветром.

Краски картины насыщенные, яркие, чистые, собраны в звучные пятна, отграниченные четкими линиями; изображение плоскостно, подчинено спокойному ритму, стремлению художника придать сцене значительность имонументальность. 

Эти особенности изобразительного языка роднят произведения Рериха с древнерусскими миниатюрами, иконами, фресками. Например, в миниатюре художника Прокопия для созданной в Твери книгис изображением тверского князя Михаила (XIII—XVI вв.

, хранится в Государственной библиотеке СССР имени В. И. Ленина), можно легко усмотреть много общего со «Славянами на Днепре» — в общем тоне и в колорите, в характере передачи пространства и в манере класть краски.

Картины Рериха «Пречистый град

— врагам озлобление» (1912), «Ангел последний» (1942) перекликаются по характеру изображения с фрагментами боль­шой иконы XVI века «Церковь воинствующая» (ГТГ). 

Подобное сходство не случайно. Рерих неоднократно выражал свое восхищение древнерусской живописью, любовь к ней: «Слава Богу, слепота прошла: иконы собирают, из-под грязи возжигают чудесные, светоносные краски…

Наконец, мы прозрели: из наших подспудных кладов добыли еще чудесное сокровище»; «Иконопись будет важна для недалекого будущего, для лучших «открытий» искусства. Даже самые слепые, даже самые тупые скоро поймут великое значение русской иконописи»; «…

Когда смотришь на древнюю роспись, на старые изразцы или орнаменты, думаешь, какая красивая жизнь была. Какие сильные люди ею жили. Как жизненно и близко всем было искусство…»; «Осмотритесь в храме Иоанна Предтечи в Ярославле. Какие чудесные краски вас окружают.

Как смело сочетались лазоревые, воздушные тона с красивой охрой! Как легка изумрудно-серая зелень и как у места на ней красноватые и коричневые одежды». 

Н.К. Рерих. Ангел последний. 1942 г.

По поводу последней картины можно сказать, что она имеет близость с написанной в том же году и также гуашью работой А. Рябушкина «Князь Ухтомский в битве с татарами». У Рериха, однако, композиция несколько сложнее, тона определеннее, контуры четче.

В ней заметна связь с книжной русской миниатюрой XVI века («Книга Козьмы Индикоплова», «Лицевой летописный свод», «Житие Сергия Радонежского», «Лицевой сборник» и др.

): тот же характер простого рисунка — сдержанный и обобщенный, та же плоскостность и статичность форм (особенно заметно это сходство при сравнении гуаши с миниатюрой «Переход через Чермное море» из «Книги Козьмы Индикоплова»). 

Похожие мотивы в произведениях Рябушкина и Рериха встречаются не только в приведенном выше случае. Сравним пейзажи в картинах «Нов­городская церковь» Рябушкина (1903) и «Никола» Рериха (1916).

Характер пейзажа и кубический тип храма, спокойствие общего тона и четкость силуэта холмов, какая-то особая задушевность и искренность чувств — все это присуще обеим работам; разница же прежде всего в более убедительной, весомой передачи Рерихом белокаменного храма. 

Но конечно, творчество Рябушкина в целом носит совсем другой характер, чем творчество Рериха. Рябушкина покорила красота допетровской Руси, обычаи и нравы русских людей XVII века. Рерих же стремился не только показать лучшие стороны прошлого, но и повлиять с их помощью на современников и потомков; его влекло к себе активное, действенное искусство. 

Н.К. Рерихэ Александр Невский поражает Ярла Биргера. 1904 г.

Вспомним, к примеру, «Роспись в молельне» (1906). На темно-фиолетовом фоне мерцают, словно видения, фигуры святых с золотистыми нимбами и с обычными атрибутами; в то же время они полныне свойственной изображениям русских святых аскетичности и холодности. 

Из современных Рериху художников многие обращались к иконописи, но определенных высот достигли, кроме него, лишь В. Васнецов, Врубель и Нестеров. Произведения на религиозные сюжеты Васнецоважизненно активны, у Врубеля они насыщены трагизмом и экспрессией, а у Нестерова — тихой экзальтацией. 

Н.К. Рерих. Владыки нездешние. 1907 г.

Страстное влечение к искусству старых форм, удивительная одаренность в области декоративной и монументальной живописи, использование народной фантазии, выразившей себя в фольклоре, песнях, декоративно-прикладном искусстве,— все это сближает Рериха с Д. Стеллецким. Но у Рериха линии гораздо спокойнее, плавнее, краски локальнее и чище. Его работы композиционно собранные, масштабные, они лишены характерных для произведений Стеллецкого суховатости и подчеркнутого стилизма. 

Рерих мечтает вывести искусство за рамки обыденной жизни, камерности, донести до самого широкого зрителя, активно воздействовать всеми художественными средствами на формирование его духовногомира.

Искусство измельченных форм, частное по содержанию, не годится для этих целей.

Вот почему Рерих, найдя свой художественный идеал в древнерусском искусстве, перенял от иконописи и фресковой живописи собранность, компактность композиции, величавость гармонии сильных и ровных красок, импозантность фигур и пейзажа. 

Для своего понимания красоты Рерих не мыслил иных художественных форм. Иначе, с точки зрения художника, произведения не смогут воздействовать в должной мере на общество, лишь порадуют глаз изабудутся. 

С древними летописями, житиями, грамотами, со старинными русскими миниатюрами Рериха познакомил В. В. Стасов. Не только познакомил, но и многое сделал для того, чтобы развить в юноше жившую в нем с детства любовь к национальному искусству и культуре.

О Стасове Рерих вспоминал: «Ведь он, так сказать, впервые ввел меня в хранилища Публичной библиотеки. Он допустил меня к сокровищам этого хранилища и поддержал в моих первых зовах о России… Помню его фельетон о моей картине «Поход», в которомон понял желанное мне, основное устремление…

Он же, Стасов, свез меня и познакомил со Львом Толстым после моей картины «Гонец». 

Н.К. Рерих Град обреченный. 1914 г.

И в других художниках Рерих ценил прежде всего их связь с национальной культурой и искусством. Он писал о К. Коровине в 1935 году: «Главный его смысл — это самобытное дарование, проникнутое национальной живописью.

Он именно русский художник, он москвич, не в степени московщины, но в размахе русском.

Обратясь к богатству ряда коровинских картин, видим в них ту истинно русскую ценность, которой восхищаемся и в творениях Сурикова, и Рябушкина, и Нестерова, и Аполлинария Васнецова». 

Национальные черты ценил Рерих в искусстве К. Юона и В. Петрова-Водкина: «Петров-Водкин проходит и Париж и мюнхенский Сецессион.

Он любит и Пювис де Шаванна, и Гогена, и Матисса, внимательно вглядывается в разных мастеров, но в сердце остается русским художником… Посмотрите на его «Мать». Никто не будет сомневаться, что эта картина русская.

А в то же время вы чувствуете, какими этапами подошел к такой русскости мастер». 

О Юоне: «Нельзя его ограничить русской провинцией или русской природой, в нем есть русская жизнь во всей полноте. Юоновские кремли, Сергиева лавра, монастыри и цветная добрая толпа есть жизнь русская.

Сами космические размахи его композиций тоже являются отображением взлетов мысли русской… Разные они (Петров-Водкин и Юон.— А. А.). Совсем не похожи друг на друга, но русскость живет в них обоих.

Убедительность их творчества упрочнена исконного русскостью. И в этом их преуспешность».

 1    2    3    4    5

Источник: http://www.hudkultura.ru/tvorcheskiy-metod-n-k-reriha-statya-iz-sbornika-n-k-rerih-zhizn-i-tvorchestvo/tvorcheskiy-metod-n-k-reriha2/

Мистические картины Николая Рериха

9 октября исполнилось 140 лет со дня рождения Николая Рериха — художника, ученого, мыслителя, писателя, путешественника… За свою жизнь Николай Рерих написал около семи тысяч картин, его литературное наследие составляет десятки томов.

Он осуществил одну из крупнейших научных экспедиций ХХ века, его имя носит международный Пакт об охране памятников культуры.

Жизнь Рериха всегда была окутана ореолом тайны: англичане считали его агентом советского правительства, ОГПУ — британским шпионом, его называли «перевоплощением преподобного Сергия» и «главой мирового Фининтерна».

Сегодня о нем нередко говорят как о мистике и спирите. Сам же Рерих свято верил в то, что «искусство объединит человечество», и всю жизнь считал, что труд является «великим очищающим и возвышающим жизненным принципом».

Казалось бы, время должно расставить все на свои места и стряхнуть всю шелуху, но судьбе было угодно распорядиться так, что и сегодня имя Рериха окружено множеством легенд и домыслов, а его место в отечественной, да и мировой культуре до сих пор окончательно не определено. Некоторая сложность заключается в том, что Николай Рерих, пожалуй, единственный художник в отечественной истории искусства, истовые поклонники которого создали настоящий культ любимого живописца и мыслителя, тиражируя старые мифы и создавая новые.

Рерих Николай

«Заморские гости» — одна из самых известных картин Николая Рериха в нашей стране: ее репродукция публиковалась в школьных учебниках истории. В 1896–1900 гг. Рерих проводил раскопки в Санкт-Петербургской, Новгородской и Псковской губерниях.

Известно, что в Новгород он отправился по «великому водному пути».

Об этом путешествии он написал: «Чудно и страшно было сознавать, что по этим же самым местам плавали ладьи варяжские, Садко богатого гостя вольные струги, проплывала Новгородская рать на роковую Шелонскую битву…».

Именно во время этого путешествия у Рериха зародился сюжет картины, которая была написана в 1901 году в Париже. Годом позже на выставке в Императорской Академии Художеств картину приобрёл Николай II для Царскосельского дворца. Сейчас она хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Меж тем жизнь Николая Рериха такова, что не требует создания никаких дополнительных мифов. Даже поверхностное знакомство с его дневниками и воспоминаниями близких заставляет восхититься масштабом таланта этого человека, которого вполне уместно сравнить с титанами эпохи Возрождения — Леонардо да Винчи и Микеланджело, — сам Рерих восхищался ими в юности.

Круг интересов Николая Рериха был чрезвычайно широк: с детских лет его привлекали живопись и археология, история и литература.

В юности он одновременно учился на юридическом факультете Петербургского университета и в Императорской Академии художеств, где его наставником был знаменитый художник Архип Куинджи.

Уже ранние живописные произведения Рериха были высоко оценены: в 1897 году его дипломная картина «Гонец» была приобретена Павлом Третьяковым, что в те годы считалось своеобразным «знаком качества» — одобрение прославленного собирателя сравнивали с посвящением в художники.

Насыщенную учебу Рериху удавалось совмещать с занятиями археологией: с 1892 года он активно участвовал в раскопках в различных регионах Российской империи, а после окончания Академии — преподавал в Петербургском археологическом институте.

Рерих Николай

Многие живописные работы Рериха перекликаются с его литературным творчеством или прямо иллюстрируют его. Например, в книге «Боги Кулуты» он писал: «В Серебряной Долине Великий Пастух призывал к жизни все живые существа серебряными звуками своей флейты. Он зовет к радости.

И яблоневые, грушевые, вишневые, сливовые деревья откликаются на призыв буйным цветением. Ивовые деревья раскрывают пушистые цветы, абрикосовые деревья стали сиреневыми. Ореховое дерево покрывается жёлтым цветом, и, как исцеляющий нектар, течет ароматный живительный сок деодаров.

Под яблонями, покрытыми розовым цветом, вечный Кришна на своей флейте играет свои божественные песни возрождения».

В 1901 году Николай Рерих женился на Елене Шапошниковой, которая стала его вдохновительницей и соратницей, возлюбленной и «другиней». «Творили вместе, и недаром сказано, что произведения должны носить два имени — мужское и женское», — писал Рерих в 1941 году.

Судя по письмам и дневниковым записям, это «творили вместе» отнюдь не было красивым литературным оборотом: в основе многих картин Рериха лежали идеи и замыслы его жены.

Их действительно можно назвать соавторами: по свидетельству сыновей, «дополняя друг друга, они как бы сливались в богатейшей гармонии интеллектуального и духовного выражения».

Вся жизнь Николая Рериха прошла в странствиях: изучая древнерусские памятники, он объехал множество российских городов, заинтересовавшись трудами индийских мыслителей — побывал в Индии и на Тибете, проводил археологические и этнографические исследования в неизученных частях Азии, экспонировал свои картины в крупнейших европейских столицах, вел культурно-просветительскую деятельность в США… Листая его биографию, невольно задумываешься о том, что Рериху каким-то непостижимым образом удалось подчинить неумолимое время — иначе невозможно объяснить, как, находясь все время в пути, он мог создать такое количество совершенно удивительных полотен, которые вот уже несколько десятков лет вызывают восторг у почитателей искусства всего мира.

Рерих Николай

Картина «Звезда героя» иллюстрирует древнюю индийскую легенду о чудовище и герое, победившем его. Согласно этой истории, простой человек вступил в борьбу со страшным чудовищем, пожиравшим людей. В разгар борьбы он вспрыгнул на спину монстра и крепко схватился за торчащий гребень. Чудовище устремилось бешеным бегом, ожидая, когда человек изнурится.

Но герой понимал, что, победив чудовище, он спасет человечество. Держа в голове эту цель, он собирался с силами. Чудовище, между тем, так ускорило бег, что искры летели за ним огненным хвостом, и в этом пламени оно стало подниматься над землей. И теперь, когда люди видят комету, они благодарят отважного героя, а людские мысли дают новые силы всаднику.

Надо сказать, что, встречаясь с картинами Николая Рериха, зритель оказывается перед непростым выбором: с одной стороны, его работы завораживают своей красотой и какой-то необъяснимой энергией, которая ощущается в каждой из них, с другой — они полны символов и скрытых смыслов, которые бывает непросто разгадать.

Родоначальник русского экспрессионизма Леонид Андреев в своем эссе «Держава Рериха» писал: «Рерих может напоминать только те чарующие и священные сны, что снятся лишь чистым юношам и старцам и на мгновение сближают их смертную душу с миром неземных откровений.

Так, даже не понимая Рериха, порою не любя его, как не любит профан все загадочное и непонятное, толпа покорно склоняется перед его светлой красотою».

Еще в юности, занимаясь археологическими раскопками в окрестностях Санкт-Петербурга, Николай Рерих стал задумываться о необходимости сохранения и защиты памятников, которые передают мироощущение древних людей.

Спустя почти тридцать лет он разработал проект «Пакта по охране культурных ценностей во время войн и гражданских междоусобиц», который, по его замыслу, необходим «как образовательный закон, который с первых школьных дней будет воспитывать молодое поколение с благородными идеями о сохранении истинных ценностей всего человечества». В 1954 году пакт Рериха лег в основу Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, а предложенный Николаем Рерихом специальный флаг (красная окружность с тремя кругами в середине на белом фоне), «Знамя Мира», объявляющий объектом неприкосновенности все сокровища культуры и искусства, сегодня известен во всем мире. 

Рерих Николай

Николай Рерих не раз подчеркивал роль, которую в его жизни сыграла жена Елена, называя ее в своих произведениях «Ведущей». «Дружно проходили мы всякие препоны, — вспоминал он на склоне лет. — И препятствия обращались в возможности». Картина, на которой женщина в белых одеждах поднимается в гору, ведя за собой мужчину, стала одним из посвящений Елене Рерих.

Николай Рерих — один из немногих русских художников, действительно известных в Европе и Америке, а его картины стабильно вызывают интерес у коллекционеров.

Лучшее свидетельство этого — результаты торгов, которые проводят крупнейшие мировые аукционные дома: если верить многолетней статистике, Рерих существенно опережает не только всенародно любимых Репина и Левитана, но и входит в число наиболее дорогих русских художников.

В Москве познакомиться с картинами Николая Рериха можно в Третьяковской галерее, Музее Востока и, конечно же, в Международном центре Рерихов.

Источник: http://earth-chronicles.ru/news/2014-10-14-72173

Тематическое занятие по картинам Н.Рериха

Решили принять участие в проекте «Картинная галерея», организованном на сайте (http://earlystudy.ru/tematicheskie-zanyatiya-2/kartinnaya-galereya/tvorcheskiy-proekt-kartinnaya-galereya), спонсор данного этапа проекта (http://www.schoolearlystudy.ru/) Художник месяца Николай Рерих.

Начали мы с презентации картин Н. Рериха, которую предоставила Мария (http://earlystudy.ru/tematicheskie-zanyatiya-2/kartinnaya-galereya/kartinnaya-galereya-nikolay-rerih).

Мы рассматривали картины, разговаривали о том, что нарисовано на картине. Дочь обратила внимание на небо, что оно разное, с разным настроением. Старалась угадать, почему на одной картине небо «спокойное», на другой «сердитое». Я слушала, иногда подсказывала, где мне знаний хватало по сюжету картины.

Например, рассказала ей про Понтелеймона целителя и Лида сказала: тогда понятно, почему такое небо ясное: Бог на небе радуется тому, что видит. Дольше мы две недели на прогулках обращали особое внимание на небо. Какие облака, старались точно описать цвет, «настроение», ясное, хмурое, волнующееся, «угрожающее».

Старались понять, какую погоду оно нам предвещает: ветер тучи гонит к перемене погоды, облака серые, дождевые или с оттенком сиреневого снеговые. Дочь захотела небо фотографировать и мы брали на прогулку фотоаппарат. Я запомнала, какие Лиду картины заинтересовали, распечатала их и нашла информацию по этим картинам.

Скомпоновала их по тематике и по вечерам перед сном мы рассматривали картины относящиеся к одной тематике и я рассказывала ей то что прочитала, конечно старалась в доступной форме.

Перед рисованием посмотрели фотографии, сделанные дочкой. Сравнили небо на фотографиях с небом художника. Пришли к выводам: одно небо смотрится менее интересно, чем если оно в составе общего пейзажа находится. Второй вывод: на картинах небо «красивее». Так сказала дочь, а я рассказала, что на картинах мы видим небо глазами художника.

Лида подумала и добавила, что на картинах оно даже бывает красивее чем в жизни, а на фото хуже чем в жизни. Вообще мы фотографиями занялись что бы создать творческое настроение. Интересных фотографий получилось немного, т.к. Лиде совсем недавно доверили фотоаппарат. Но прогресс очевиден, по сравнению с первыми ее снимками.

Для рисования Лида выбрала три картины: «Звезда Героя», «Звезда утра», «Кришна. Весна в Кулу». Поговорили о наших возможностях и решили, что Лида будет рисовать «Звезда героя», а Тима «Звезда утра». Лида послушала тибетскую медитацию в исполнении флейты. Я еще раз прочитала ей текст к картине «Кришна.

Весна в Кулу»: «В Серебряной Долине Великий Пастух призывал к жизни все живые существа серебряными звуками своей флейты. Он зовет к радости. И яблоневые, грушевые, вишневые, сливовые деревья откликаются на призыв буйным цветением. Ивовые деревья раскрывают пушистые цветы, абрикосовые деревья стали сиреневыми.

Ореховое дерево покрывается жёлтым цветом, и, как исцеляющий нектар, течет ароматный живительный сок деодаров. (Это и изображено на картине). Под яблонями, покрытыми розовым цветом, вечный Кришна на своей флейте играет свои божественные песни возрождения». (Н.К.Рерих. Боги Кулуты). Только Лида под медитацию у нас танцует, она просто слушать не любит:)).

Повторили легенду о чудовище (к картине «Звезда героя» и вспомнили что знаем про Венеру (к картине «Звезда утра»). Еще раз внимательно рассмотрели выбранные картины, определились с цветами. Поняли, что там мало однозначных цветов. То черный с оттенком синего, то розово – сиреневый, то желтовато – розовый…

Рисовали под медитативную музыку Тибета. Тиме наверно рано такими вещами заниматься, но он всегда с нами и делает то же что и Лида. Ничем его не отвлечешь. поэтому Тима рисовал с папой акварельными красками и акварельными карандашами.

Папа нарисовал фон гор и подсказывал, какие по цвету краски брать и где мазать. Сын вдохновенно малевал рассказывая: горы, небо. Мы с Лидой рисовали гуашью. Я помогала (вербально) разводить цвета и подсказывала направление движения кистью. Обычно Лида рисует пока как удобно, а не как лучше для рисунка.

Но тут мы договорились, что раз мы стараемся повторить картину, но надо рисовать определенным способом. Фигуру Лида не смогла нарисовать, поэтому я дала Лиде кальку и она обвела фигуру на картине. Потом наложили ее на наш рисунок. Вокруг сделали светлый фон, а фигура, когда кальку убрали осталась темной.

Звезды нам Тима рисовал. Дочь любезно доверила ему это почетное дело.

Потом Тиму увели купать и мы с дочкой подправили его рисунок. Где-то так же акварелью, а где-то гуашью. Монастырь сделали аппликацией из самоклеящейся бумаги. Сами не смогли нарисовать. Лида вырезала похожие по форме фигуры: прямоугольники и т.д.

И старалась наклеить что бы похоже было. Потом фломастером выделила некоторые линии. Тима пришел с ванной, ему опять же доверили звезду пальчиком нарисовать. Он сделал это и довольный сказал: «кьясота!» Дочь тоже работой осталась довольна.

Сказала, у нас конечно не так красиво как у художника, но по-своему красиво.

Итоги: мы познакомились с картинами Н. Рериха. Кое-что поняли вообще об изобразительном искусстве, потренировали цветовосприятие, наблюдательность, умение работать вместе. Познакомились с новым видом музыки.

Удивительно, но детям понравилось. Удивительно, потому что они больше любят русские плясовые и т.п.

Далеко не всю классику будут слушать, а тут Лида сказала: мама, какая красивая, спокойная музыка, как под нее приятно рисуется.

Описания картин брала с сайтов: http://grani.roerich.com/gallery/znvost/krishna.htm. http://www.centre.smr.ru/win/pics/pic0008/p0008.htm, http://earth-chronicles.ru/news/2014-10-14-72173, http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=1331, http://www.centre.smr.ru/win/pics/pic0248/p0248.htm, http://culture-into-life.ru/cheglakova_razmyshl_po_kartine_mater_mira/. И еще один сайт был самый лучший. Там много понятного текста с картинками и когда на картину курсор наводишь она увеличиваются. Но я потеряла ссылку на него, к сожалению.

Музыку с сайта: http://ololo.fm/search/%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F+%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0. Мелодий там много, специально не пишу названий, т.к. думаю что у каждого свой вкус. Скажу только, что Ведические Мантры и Гимны Шатарудрияя включать детям побоялась. Мне показалось, тяжеловато для их восприятия. А хотелось создать атмосферу умиротворенности. Получилось. Даже Тима проникся и вел себя более последовательно, чем обычно.

Наши рисунки: Звезда героя и Звезда утра:

Рерих Николай Рерих Николай Спасибо организаторам за такую прекрасную идею как картинная галерея! У нас получился замечательный семейный вечер.

Источник: https://www.baby.ru/blogs/post/330293062-311796474/

Николай Рерих – жизнь и творчество художника — PORUSSKI.me

Многие знают Рериха как прекрасного, самобытного живописца, чьи полотна – это странный, красочный и манящий мир Востока, танцующие горные хребты, огненные переливы неба. Однако немногим известно, что его удивительная личность не исчерпывается художественными заслугами.

Художник серьезно занимался археологией и проводил экспедиции, был прекрасным мыслителем и писателем, основал собственный университет в Гималаях и активно занимался общественной деятельностью. По инициативе Рериха был утвержден Международный Договор об охране культурно-исторических памятников, называнный Пактом Рериха. В прошлом году Пакту исполнилось 80 лет.

Вместе со своей семьей живописец прошел через весь Дальний Восток и Среднюю Азию, оставив богатейшее наследие в самых разных областях культуры.

Часть художественного наследия можно увидеть в рериховском зале Государственного Музея Востока, открывшего постоянную экспозицию «Наследие Рерихов» еще в 1977 году.

Гималаи. Розовые горы

Сострадание

Будущий художник появился на свет 9 октября 1874 года на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. С детских лет Николая Рериха привлекали живопись, археология и история и богатое культурное наследие России и Востока.

 По окончании гимназии Николай Рерих одновременно поступает на юридический факультет Петербургского университета и в Императорскую академию художеств, т.к. отец Рериха, известный нотариус, пожелал, чтобы сын продолжил его дело.

Он считал занятия искусством «увлечениями юности» и настаивал на Юридическом факультете Университета.

Перед поступлением в Академию перед Рерихом встал вопрос – к кому пойти учиться? Выбор пал на Куинджи и Репина, однако молодой художник никак не решался выбрать – оба были великими мастерами. Их характеры тоже были очень разные: Репин не скупился на похвалу, а Куинджи, напротив, был сдержан и строг.

Дальнейшую судьбу Рериха определил случай: у Репина не осталось мест в мастерской, и Николай принес свои работы в Императорскую Академию Художеств на суд Куинджи. Тот оказался строгим, но справедливым судьей: он взял Николая на обучение и стал для него мудрым наставником не только в живописи, но и в жизни.

Теплые воспоминания и признательность к нему Рерих пронес через всю свою жизнь. В 1897 году, при выпуске из Академии, 23-летний Николай представил свою дипломную картину «Гонец», которая по праву считается первой серьезной работой художника.

«Гонец» заслужил не только высочайшую оценку Комиссии, но и одобрения самого Третьякова, который приобрел работу для своей галереи.

Рерих Николай Гонец. Восстал род на род

Помимо основной учебы в университете и Академии, Рерих посещал лекции по русской истории и археологии. Чуть позже, в студенческие годы, художник получил разрешение на проведение археологических раскопок, став почетным членом Русского археологического сообщества.

С 1892 года он провел археологические работы по старорусским губерниям: Петербурской, Псковской, Ярославской, Смоленской. Их результатом стала обширная коллекция археологических находок.

Спустя десять лет Рерих вновь посетит эти земли – уже в составе собственной экспедиции, в ходе которой будут созданы более ста русских архитектурных этюдов.

Старый Псков

Внутренний двор Печорского монастыря

Кострома. Терем бояр Романовых / Старый костел / Ростов Великий. Паперть

У любого великого мужчины есть своя муза. Для Рериха ею стала Елена Ивановна Шапошникова, известная как Елена Рерих.

От своего внучатого дяди, великого фельдмаршала Михаила Кутузова она взяла железный характер и жизненную мудрость, а от матери Екатерины Голенищевой-Кутузовой – глубокую девичью красоту.

Елена прошла с Рерихом рука об руку через всю жизнь, была верным компаньоном в долгих экспедициях, помогала в общественных делах. Все свои философские труды художник посвящал ей – «Елене, жене моей, другине, спутнице и вдохновительнице».

«Вдохновительница» родила Николаю двух прекрасных сыновей – Юрия и Святослава, которые впоследствии добились великих успехов. Юрий Рерих, старший сын Николая, стал ученым-востоковедом с мировым именем и владел более чем тридцатью языками и диалектами.

Юрий возглавил Университет Урусвати, основанный семьей Рерихов в 1928 году в Западных Гималаях. Младший Святослав нашел себя в живописи, продолжив дело отца.

Творческий тандем старшего и младшего Рерихов можно увидеть на круглогодичной выставке «Рерих — отец и сын» в Международном центре-музее им. Николая Рериха.

Сердцем творчества Рериха стали его образы Гималаев. Зимой 1923 года он приехал в Индию. Здесь Рерих жил в долине Кулу, где позже им был основан университет «Урусвати», что в переводе означает «свет утренней звезды».

Николай долго и с нетерпением ждал встречи с Гималаями, потому что считал их священным местом концентрации духовной силы.

Наконец – чудо! – она случилась, и он, зачарованный безмолвной красотой индийских гор, спрашивал самого себя: «Что может быть величественнее, нежели непревзойденные горы со всеми их несказанными сияниями, со всем неизреченным многообразием?» Рерих писал Гималаи на протяжении многих лет.

Основная часть гималайского собрания была создана во время Центрально-Азиатской экспедиции. Её походные условия определили формат работ: все они написаны темперой на небольших форматах. Их художник чаще всего делал горизонтальными, чтобы подчеркнуть протяженность и бескрайность горных хребтов.

Изображения Гималаев стали своего рода путевым дневником, где вместо записей роль заметок играли живописные этюды. Виды гор на картинах Рериха настолько панорамны, будто бы художник писал их с натуры, находясь на одной из вершин, а не внизу.

Они поражают буйством и богатством цвета: от небесно-лазуревых, синих, белоснежных до малиново-багряных, пурпурных. “Я горд, что мне было предназначено прославить во многих картинах величавые Священные Гималаи.

Любя Индию и будучи русским, я счастлив, что в истории русского искусства Гималаи и Индия будут воспеты с любовью и уважением”, – писал Рерих. Некоторые работы из гималайской серии можно увидеть в Государственной Третьяковской Галерее.

Кришна. Весна в Кулу

Канченджанга

Красные кони

Канченджанга

Несмотря на то что большую часть жизни Рерих провел вне России, его по праву можно считать исконно русским художником: мысль о возвращении на Родину сопровождала его всегда.

Истинную привязанность к Родине отражает рериховский живописный стиль, возникший и окрепший на русской народной основе.

Большие яркие пятна цвета и четкие контуры напоминают зрителю древнерусские фрески, а постановка фигур роднит полотна с православными иконами.

Художник считал наследие Востока намного ближе русской культуре и ратовал за сближение традиций. Ему удалось воплотить его в своей живописи, соединив восточные образы и русский колорит. Рерих остался верен своему стилю до конца творческого пути.

Его неизмеримая любовь к Роcсии отражена в строках: «Для кого же мы все трудились? Неужели для чужих? Конечно, для своего, для русского народа мы перевидали и радости, и трудности, и опасности. Для народа русского мы трудились.

Ему несем знания и достижения».

Источник: https://porusski.me/2016/05/19/011-zhizn-i-tvorchestvo-hudozhnika-nikolaya-reriha/

Цитаты Николая Рериха о расширении сознания и женском предназначении

«Последняя война среди людей будет войной за истину».

Сегодня социальные сети и новостные ленты назойливо подсовывают статьи о позитивном мышлении, управлении реальностью при помощи мысли и всевозможные пособия и семинары по визуализации желаний.

Но еще в 20-х годах прошлого века Рерих был первопроходцем, проложившим тропки нынешним дауншифтерам, проводником буддистских и индуистских идей в Западном мире, неутомимым искателем Шамбалы и пастырем эзотерического учения Агни-йога.

Николай Рерих в долине Кулу, 1932 г. Источник: orientmuseum.ru

Особенно люди часто говорят: «Ничему более не удивляемся» — но тут же удивляются первому непонятному шороху.

Основные свойства сознания человеческого почти не изменились в течение последних тысячелетий. Ум ушел вперед, создал чудеса техники, а сердце человека застыло на уровне каменного века — оно осталось каменным.

Среди монотонности обыденности лишь немногие ощущают реальность Космоса. Лишь немногие умеют одолеть серого дракона повседневности. Сознание человечества настолько насыщено пылью обычности, что необходимо пробить эту стену.

Благословенны препятствия — ими растем.

Слава герою. Диптих. Николай Константинович Рерих, 1933

Мечты — не знаки безграмотности, но отличия утонченных душ.

Вера в себя и поиски истины образуют гармонию. Растить обиду — плохой сад.

Вмещение или терпимость — одно и то же. Лишь предательство не может быть терпимо.

Об обмане думает обманщик. О предательстве предусматривает предатель. Об ужасах терзается трус. Каждый по-своему. Скажи, о чем ты думаешь, и я скажу, кто ты есть.

Человек, угнетенный обиженностью, привлекается к одной точке. Становясь неподвижным, человек неминуемо тупеет. Тупость, как ржавчина, поглощает часть основного вещества.

Кришна. Николай Константинович Рерих, 1929

Да, теперь женщина должна готовиться быть допущенной разделять тяготы управления страной. Ее здравый смысл и, главное, сердце подскажут многие правильные решения. Я очень высокого мнения о женщине, и если возьмем исторические факты и правдивые биографии многих великих людей, то мы увидим, что источником их вдохновения и главным советником была женщина.

Я так верю в женский здравый смысл, в женский магнетизм, в женское сердце и способность к самоотверженному труду. Не забудем, что заповедано женщине спасти мир.

Матерь Мира. Николай Константинович Рерих, 1924

Когда человек хочет оправдать себя в неделании чего-либо, то, поверьте, он найдет множество помогающих обстоятельств. При этом недвижность будет оправдана очень многими.

А подвижность, то есть желание нового труда, нового познавания — будет очень легко осуждена.

Будет сказано и о пустом мечтательстве, о несбыточных стремлениях, о легковерии, мало ли о чем найдет сказать изворотливый рассудок, когда он хочет уклониться от чего-то подсказанного сердцем.

Не гонения, но признания следует остерегаться.

Христос в пустыне. Николай Константинович Рерих, 1933

Навязанные догмы, человеческие законы, стандарт жизни отучили человечество от процесса мысли и сделали из него, за редким исключением, автомата и попугая, повторяющего заученные принятые формулы. Когда же явится возможность раскрепостить человеческую мысль! Все твердят о различных свободах, но сами противоположные лагери боятся одного и того же зверя — свободы мысли! Грустно за человечество!

Человек есть часть Космоса, и потому каждая его мысль, каждое слово и действие способствуют нарушению или установлению равновесия в Космосе.

Все законы заключаются лишь в нашем сознании, и с расширением сознания расширяются и законы. Отсюда должна вытекать великая подвижность законов, но что видим мы в действительности? Преступную косность мысли.

Будда Победитель. Николай Константинович Рерих, 1925

Люди слишком привыкли ко всяким видам запрещений и ограничений. И больше всего пугает их простор мысли, ибо они чувствуют, что с простором мысли пробуждается и соответственно растет сознание ответственности.

Смысл жизни в неустанном творчестве и созидании. Но творчество может развиваться лишь при свободе мысли. Там, где мысль стеснена, там все созидания — убогие калеки, и не могут они войти в жизнь будущего человечества.

Каждое истинное произведение искусства говорит само за себя и несет великое знамя устремления духа к высшей красоте и потому ни в каких других целях не нуждается, ибо излучение красоты есть венец культуры.

Магомет на горе Хира. Николай Константинович Рерих, 1925

Последняя война среди людей будет войной за истину. Эта война будет в каждом отдельном человеке. Война — с собственным невежеством, агрессией, раздражением. И только коренное преобразование каждого отдельного человека может стать началом мирной жизни всех людей.

Моисей Водитель. Николай Константинович Рерих, 1925

Главное — уничтожить бациллы низких мыслей, которые заразительнее всех болезней. Заботиться надо не о произнесенных словах, но о мыслях. В течение одного слова десять мыслей рождаются.

Мысль, как тончайшая энергия, является основою Тонкого Мира, и добрая мысль есть крепчайшая творческая сила. Там все творится мыслью и мыслью же все разрушается. И земные мысли имеют такое же назначение, потому можно себе представить, как важно посылать в пространство мысли созидательные и прекрасные.

Вместо благороднозвучного «благодарю» в суматохе выходит «блдарю», вместо благожелательного «здравствуйте» выходит оскорбительно бессмысленное «здрас-те», и не в том дело, что такие ценные понятия произносятся невнятно языком, но тем самым они в общежитии теряют прекрасное и зовущее свое значение.

В монастыре. Николай Константинович Рерих, 1914

Чувство, бросаемое в пространство, как бумеранг, возвращается к источнику.

Спросят: как перейти жизнь? Отвечайте: как по струне бездну — красиво, бережно и стремительно.

Каждый конец есть лишь начало чего-то, еще более величественного и прекрасного.

Николай Рерих с сыновьями, 1942 г. Нагар, Индия. Источник: museum.roerich.comГималаи (Голубые горы). Николай Константинович Рерих, 1939Цитаты Николая Рериха собрала Наталья Азаренко, artchive.ruПодписывайтесь на наш канал

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/595ca3dee86a9e3f7efbc39b/59fd9fb48309050262261f9b

Презентация к уроку по МХК на тему: Николай Рерих | Социальная сеть работников образования

Слайд 1

Рерих Николай Константинович 1874-1947 годы

Слайд 3

Художник –ученый ,художник –литератор ,художник –философ .его творчество явление исключительное в истории русского и мирового искусства .Его полотна притягательны своеобразием тем и сюжетов, их поэтичностью, глубоким символизмом. Николай Константинович

Слайд 4

Родился в Петербурге 27 сентября (10 октября )1874 г.

Из воспоминания Рериха : « Дом на Васильевском острове, летние поездки в город Остров Псковской губернии и в загородное имение Извара под Петербургом, где он радостно соприкоснулся с седой стариной при раскопках кургана, рассказы отца и деда о предках старинного скандинавского рода Рерихов, на все жизнь полюбившиеся пейзажи сурового русского севера- все удивительным образом, словно в фокусе, собралось в душе и памяти будущего художника . Очерк жизни и творчества…

Слайд 5

Он был человеком с ясным и задумчивым лицом. Его фиолетово-синие глаза временами могли становится совершенно темными.

У него всегда был спокойный голос, он не когда не повышал его, и все выражение его лица отображало ту удивительную выдержку и самообладание, которые являлись основой его характера. он ни когда не спешил, и все же его продуктивность была изумительна.

При всех обстоятельствах, наиболее трудных к положению он оставался спокойным и выдержанным и ни когда ни колебался в своих решениях …

Слайд 6

Рерих много путешествовал. Свой творческий путь он начал в России, прошёл Европу и Америку, и закончил его в Азии. За это время он создал более семи тысяч картин, которые разошлись по всему миру.

Собрания произведений художника имеются в Санкт-Петербурге, Москве, Риге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Нью-Йорке, Париже, Лондоне, Брюгге, Стокгольме, Хельсинки, Бу-энос-Айресе , Бенаресе , Аллахабаде , Бомбее и многих других городах. Рерих- художник

Слайд 7

«Гонец. Восстал род на род» В 1897 году появилась первая картина Николая Константиновича. Картина уносит воображение в далекие времена. Глубокая ночь. В этой картине поражает проникновение в старину, понимание духа исторической эпохи с ее характерными особенностями: типами и чувствами людей, напряженными моментами их жизни, пейзажем.

  • Слайд 8
  • «Идолы» (1901) Одна из ранних работ художника, исполненная во Франции.
  • Слайд 9

«Тень Учителя» Картина написанная Рерихом в 1932 году. Необычно образное решение этого полотна. Народные сказания Востока часто повествуют о людях, оставивших свою тень. Она может появиться неожиданно в любом месте и напомнить человеку о долге.

  1. Слайд 10
  2. «Настасья Микулична » В 20 — 40-х годах Рериха начинают интересовать широко известные в истории и искусстве героические образы женщин, которые звали на подвиг. Одна из картин этого времени «Настасья Микулична »
  3. Слайд 11
  4. «Помни»(1945) Вся любовь Рериха к Гималаям выражена в шедевре его творчества, в картине «Помни», которую он через двадцать лет, в1945 году дал в еще более величественном варианте.
  5. Слайд 12

» Мадонна Орифламма» (1932) («Пламенная мадонна» )В картине рисуется спокойный величественный образ мадонны. На руках у нее — полотнище с символом Знамени мира. В свое время это произведение было широко известно мировой общественности.

  • Слайд 13
  • «Сходятся старцы» (1898) В 1898 году Николай Рерих в летней усадьбе семьи Рерихов в Изваре создаёт картину«Сходятся старцы», которая была представлена на выставке в Академии художеств в 1899 году.
  • Слайд 14

«ЗАМОРСКИЕ ГОСТИ» (1902) Знакомство с философской мыслью Востока нашло своё отражение в творчестве Н. К. Рериха.В ранних картинах художника определяющими сюжетами являлась древняя языческая Русь, красочные образы народного эпоса.

Слайд 15

«Кришна»(1929) С середины 1905 года многие его картины и очерки были посвящены Индии. Одна из таких картин «Кришна»1929 год.

Слайд 16

«Ангел Последний»(1942) Рерих в символических образах выразил накануне Первой мировой войны свои тревожные предчувствия. В них показана тема борьбы двух начал — света и тьмы, проходящая через все творчество художника, а также ответственность человека за свою судьбу и весь мир.

Слайд 17

Многогранный талант Николая Рериха проявился также в его работах для театральных постановок: «Снегурочка», «Пер Гюнт », «Принцесса Мален », «Валькирия» и др.

Он был в числе ведущих идеологов и создателей реконструктивного «Старинного театра» (1907—1908; 1913—1914) — заметного и уникального явления в культурной жизни России первой четверти XX века, причём участвовал Н.

Рерих в этом историко-драматургическом мероприятии и в качестве создателя декорации, и как искусствовед. Рерих- искусствовед

Слайд 18

В светской среде Петербурга было распространено увлечение спиритизмом , и уже с 1900 года Николай Рерих участвовал в спиритических опытах. С весны 1920 года в доме Рерихов проводятся спиритические сеансы, на которые приглашались друзья и высокопоставленные сановники. Осваивался метод «автоматического письма».

По мнению некоторых советских исследователей, у Рериха после посещения спиритических сеансов выработалось резко отрицательное отношение к спиритизму, и мировоззрение Рериха не имеет корней в оккультно-спиритических «откровениях».

Сам Рерих себя мистиком, не считал (так же как и некоторые его сотрудники)полагая, что стремление к «познаванию тончайших энергий» является не мистицизмом, а поиском истины Рерих- ученый, философ

Слайд 19

Последние годы жизни Рерих провёл в индии. В Индии Николай Рерих был лично знаком с известными индийскими философами, учёными, писателями, общественными деятелями. Художник продолжает работать над серией картин: «Гималаи», составляющей более двух тысяч полотен. Для Рериха горный мир является неисчерпаемым источником вдохновения. В Индии были написаны следующие серии: Последние годы жизни

  1. Слайд 20
  2. «Шамбала»
  3. Слайд 21
  4. « Чингис хан»
  5. Слайд 22
  6. « Кулута »
  7. Слайд 23
  8. «Святые горы»
  9. Слайд 24
  10. « Ашрамы »
  11. Слайд 25
  12. «Тибет»
  13. Слайд 26

Сразу же по окончании войны художник запросил визу на въезд в Советский Союз, но 13 декабря 1947 года он уходит из жизни, так и не узнав, что в визе ему отказали.

В долине Кулу, на месте погребального костра, был установлен большой прямоугольный камень, на котором высечена надпись: «15 декабря 1947 года здесь было предано огню тело Махариши Николая Рериха — великого русского друга Индии. Да будет мир». …

Слайд 27

В течение жизни создал около 7000 картин, многие из которых находятся в известных галереях мира, и около 30 литературных трудов, включая два поэтических. Автор идеи и инициатор Пакта Рериха, основатель международных культурных движений «Мир через культуру» и «Знамя Мира ».

Завет Николая Рериха «Любите Родину. Любите народ русский. Любите все народы на всех необъятностях нашей Родины. Пусть эта любовь научит полюбить и всё человечество. Полюбите Родину всеми силами — и она вас возлюбит. Мы любовью Родины богаты.

Шире дорогу! Идёт строитель! Идёт народ русский ! Заслуги Рериха

Слайд 28

5 июня 2013 года картина Рериха «Труды Богоматери» была продана на торгах аукционного дома Bonhams в Лондоне за 7,88 миллиона фунтов стерлингов. Это мировой рекорд для картины русского художника В честь Н. К.

Рериха назван теплоход «Художник Николай Рерих ». В 2003 году была учреждена международная премия имени Николая Рериха, в честь 300-летия Санкт-Петербурга, и с тех пор присуждается ежегодно .

Память о Рерихе

Слайд 29

В 1974 году 100-летний юбилей Н. К. Рериха был включен ЮНЕСКО в «Календарь памятных дат великих личностей и событий ( 1973—1974) В честь Н. К. Рериха названа одна из улиц в центре Риги .

В деревне Извара Ленинградской области, где Николай Рерих жил долгое время, с 1984 года действует Музей-усадьба Н. К. Рериха . В 1999 году Банком России были выпущены две памятные монеты, посвящённые 125-летию со дня рождения Н. К. Рериха .

В 2007 году новый авиалайнер «Аэрофлота» был назван в честь Николая Рериха . …

Слайд 30

Спасибо за внимание! Выполнили ученицы 11класса МКОУ СОШ п.Кобра Кучкина Вера и Малинина Анастасия

Источник: https://nsportal.ru/shkola/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/library/2015/01/08/nikolay-rerikh

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector