Серебрякова З. Е.
Зинаида Лансере, по мужу Серебрякова, родилась под Харьковом. Ей было суждено родить четверых детей, овдоветь, сменить Харьков нв Петроград, а потом и на Париж и там успокоиться на кладбище Сен-Женевьев- де-Буа.
Она родилась и выросла в семье, где не одно поколение поклонялось искусству. Прапрадед Катерино Кавос — родом из Италии, музыкант , автор опер, симфоний; прадед, Альберт Кавос — архитектор; родной дед — Николай Бенуа — зодчий, академик. Отец Зинаиды — известный скульптор Николай Лансере.
После смерти отца Зина жила у деда, Николая Бенуа, где царила творческая атмосфера, а духом искусства пронизана сама обстановка дома. Столовую украшали картины, написанные ее матерью, ученицей Академии художеств. В комнатах стояла антикварная мебель работы старинных мастеров. В доме собирались известные люди: Бакст, Сомов, Дягилев и другие.
Сама Зина с детства любила рисовать. Она нигде основательно не училась рисованию: всего два месяца в частной школе рисования под руководством И.Репина, два года занималась в мастерской О.Э.Браза. Но она так умела учиться, впитывать в себя все полезное и уже в 17 лет легко научилась работать акварелью в два-три цвета, добиваться чистоты и красоты тона.
По состоянию здоровья в 1901 году ее увезли в Италию, где она увлеченно и много рисовала горные пейзажи с богатой растительностью, море с прибрежными камнями, узкие, залитые солнцем улицы, дома, интерьеры комнат.
В 1905 году Зина вышла замуж за инженера-путейца Серебрякова и отправилась с ним в свадебное путешествие в Париж. Там она поступила в школу-мастерскую, где упорно занималась, подражала импрессионистам. Но кроме улиц и домов Парижа ее интересовал быт крестьян, зарисовывала скот, телеги, сараи.
Вернувшись в Москву, Зинаида много пишет, особенно любит писать портреты. В журналах о ней стали говорить, что у нее «большой, красочный темперамент». Она стала выставляться среди уже известных живописцев, и ее заметили. Позже А.Бенуа так писал о выставке работ Серебряковой:» …она одарила русскую публику таким прекрасным даром, такой «улыбкой во весь рот», что нельзя ее не благодарить…»
В картинах Серебряковой были отмечены полная непосредственность и простота, истинный художественный темперамент, что-то звонкое, молодое, смеющееся, солнечное и ясное. Все ее работы поражают жизненностью, прирожденным мастерством. И деревенские парни, и студенты, и комнаты, и поля — все у Серебряковой выходит ярким, живущим своей жизнью и милым.
Перед первой мировой войной художница побывала в Италии, в Швейцарии, где написала множество пейзажей. Вернулась домой летом 1914 года, где ее встретили хмурые и растерянные мужские лица, причитающие солдаты и ревущие девки.
В 1916 году Александру Бенуа предложили роспись Казанского вокзала в Москве, тогда он привлек к работе признанных мастеров — Мстислава Добужинского, Бориса Кустодиева и среди этих избранных оказалась и Зинаида Евгеньевна Серебрякова.
В 1918 году имение Нескучное, где жили Серебряковы, сгорело. Семья переехала в Харьков. Борис Анатольевич, муж Зинаиды, в 1919 году заразился сыпным тифом и умер.
Серебряковы жили скудно, иногда на грани нищеты. Художница была вынуждена подрабатывать на рисовании наглядных пособий. Тянулась безрадостная жизнь. Тогда Серебряковы переехали в Петербург, поселились в пустующую квартиру деда Н.Л.Бенуа. Хоть как-то прожить, художница поступает на службу в мастерскую наглядных пособий за нищенское жалованье.
А тем временем в 1924 году в Америке была выставка Серебряковой, на которой было продано около 150 картин. По тем временем это были очень большие деньги, особенно в разрушенной Стране Советов. Поселившийся В Париже с семьей Александр Бенуа звал их к ним.
Тем более, что ей поступил заказ на панно из Парижа. Что сделает мать четверых детей, живущих в «невыездном» Советском Союзе? Оставит их и метнется во Францию? Или все-таки останется с ними? На руках кроме детей у Серебряковой еще больная мать.
Средств к существованию — ноль.
Серебрякова решила ехать. Биографы утверждают:»Впоследствии она раскаялась и хотела вернуться в Россию, пусть даже в СССР. Но это ей не удалось.» Но почему не удалось? Или все-таки не хотелось? Например, Марине Цветаевой это удалось. Зинаиде Серебряковой — нет.
Хотя к ней, во Францию, приезжал старший брат, Евгений Лансере, советский профессор. Он работал в Тбилиси и был командирован в Париж решением Наркомпроса Грузии.
Двоих детей удалось-таки отправить к ней во Францию, еще двое остались в России — Серебрякова увидится с одной из дочерей лишь через 36 лет, во время хрущевской оттепели.
Франция не принесла Серебряковой счастья. Денег было мало, жила почти нищей жизнью. Детям отсылала копейки. И очень раскаивалась в своем решении уехать из России. И творчество периода эмиграции было не таким ярким, брызжущим красками, темпераментом. Все лучшее осталось дома.
Зима в Царском Селе (1911)
Беление холста (1916-17)
За туалетом. Автопортрет (1908-1909)
Автопортрет в белой кофточке (1922)
Автопортрет в костюме Пьеро (1911)
Баня
Бретань, Пон-л Аббе (1934)
Графиня Санкт-Ипполит, урожденная княгиня Трубецкая (1942)
Катя с куклами (1923)
- Корзина с цветами
- Купальщица (1911)
- Монахиня из Кассиса (1928)
- Швейцария
- На террасе в Харькове (1919)
- Натюрморт с овощами (1936)
- Нескучное. Поля (1912)
- Няня (1908-1909)
- Обувающаяся крестьянка (1915)
- Освещенная солнцем (1928)
- Пляж
Портрет А. А. Черкесовой-Бенуа (1938)
Портрет Серебрякова. (1922)
Портрет балерины Л.А.Ивановой. (1922)
Портрет Е. Н. Гейденрейх в голубом
Портрет Наташи Лансере с кошкой (1924)
Портрет О. И. Рыбаковой в детстве (1923)
- Портрет Ольги Константиновны Лансере (1910)
- Портрет на синем
- Птичий двор (1910)
- Рынок в Пон-л Аббе (1934)
- Снежинки (1923)
- Спящая девочка на синем (Катюша на одеяле) 1923
- Спящая крестьянка
- Тата и Катя
- Терраса в Коллиуре
- За обедом (1914)
Источник: http://cvetamira.ru/serebryakova-zinaida-evgenevna-1884-1967
Художница Зинаида Серебрякова
- Девичьи фигуры на фоне пронизанного светом неба. И труды их такие же древние, как, строки, возникшие столько веков назад… И ритм картины такой же торжественный и плавный:
- Ровно холсты разложили, на поле, росою покрытом,
С влагою солнце вберет серость и даст белизну… - Строки эти вспоминаются, когда глядишь на картину «Беление холста» Серебряковой…
Картины Зинаиды Серебряковой
В 1910 году на выставке «Союза русских художников» появилась картина «За туалетом» — автопортрет Серебряковой, сделанный исключительно «для себя», без расчета на демонстрацию и публичный успех.
«Жила молодая женщина в глубокой деревенской глуши и не было ей другой радости, другого эстетического наслаждения в зимние дни, как видеть свое молодое веселое лицо в зеркале, видеть игру своих обнаженных рук с гребнем…
Как само лицо, так и все в этой картине юно и свежо…. простая и даже пошлая жизненная обстановка в освещении молодости становится прелестной и радостной»,— писал один из критиков. Это было начало признания. А через пять лет Серебрякова – уже известная художница. Ее приглашают принять участие в росписи Казанского Вокзала, построенного в Москве по проекту А. В. Щусева.
Серебряковой поручили разработку аллегорических изображений стран Востока: Индии, Японии, Турции и Сиама. Эта работа заставила Серебрякову погрузиться в глубины национальной символики, эпоса.
Зинаида Серебрякова: картина «Беление холста»
(1917, Государственная Третьяковская галерея)
И вдруг, как считали некоторые, этот пробудившийся интерес к истории обрывается — Зинаида Серебрякова пишет картину «Беление холста». Но это лишь кажущийся отход от истории, от эпоса. Вспомним вот о чем.
Искусство беления, каким его могла увидеть Серебрякова в русской деревне, само по себе восходит еще к временам египетских фараонов. Языческие жрецы носили одежды из выбеленного на солнце полотна, как символ чистоты и света. В озерах Швейцарии между остатками свайных построек найдены обрывки льняной тканины.
«Белёнка», как называли ее славяне, не раз попадалась археологам и в древнерусских курганах. Еще в начале XX столетия свадебная и смертная рубашка русских крестьян шилась из непременной «белёнки».
Из века в век, во время роста травы, когда росы особенно щедры и обильны, выходили «бельницы» на «стлища», чтобы пропитать холсты луговой сыростью и оставить под очищающим солнцем. Медленно, раз от разу, «съедали» лучи пасмурную серость грубого полотна, вновь и вновь перекладывали холсты звонкоголосые белыницы;
У ворот береза
Зелена стояла,
Зелена стояла,
Ветвием махала
На той на березе
Русалка сидела,
Русалка сидела,
Рубаху просила:
«Девки, молодухи.
Дайте мне рубаху!
Хоть худым-худеньку.
Да белым-беленьку!»
Законченное в 1917 году, «Беление холста» сохраняет внешнюю связь с росписями Казанского вокзала (от них — необычно низкая точка зрения, декоративность, монументальность) и внутреннее единство с интонацией древних сказаний.
Исполненные достоинства и сдержанности фигуры поражают чистотой пропорций, статностью, гармонией движений. Узкая полоска земли смотрится постаментом для этой почти скульптурной композиции. Повторяемость очертаний рождает ощущение гибкой музыкальной мелодии.
Между тем содержание картины глубоко конкретно: выстилают холсты не крестьянки вообще, а именно русские, даже точнее — курские молодухи.
На крайних фигурах композиции характерные сарафаны «широколя-мочники» из синеной «крашенины», центральная «бельница» — в рубахе из красного фабричного ситца и в паневе без переднего полотна, надетой на нижнюю юбку и подвязанной шнурком — «гашником».
С трехлетнего возраста Серебрякова жила в доме деда — Николая Леонтьевича Бенуа, архитектора, творческие воззрения которого формировались в пушкинскую пору.
Она рано прониклась духом пушкинской поэзии и стремилась чувствовать в созвучии с ним.
И также впитывала она атмосферу старого, просторного и светлого дома, тень липового парка, душистое цветенье яблоневого сада — все приметные и скрытые черточки, которые делали дедовское Нескучное таким неповторимым и единственным местом.
Русской художницей Серебрякову сделали Пушкин и Нескучное — «труды и дни» окружающих курских деревень.
Прикоснувшись в детстве к творчеству народа и великого народного поэта, Серебрякова всю жизнь не переставала слышать музыку родного языка, родных красок и образов: холсты художницы словно очищены курским солнцем — столько в них света, нравственного здоровья и природной силы.
По материалам старинного журнала…
Источник: https://mamotvet.ru/xudozhnica-zinaida-serebryakova/
Урок-сочинение по картине "На кухне" З.Е. Серебряковой
Тема: Сочинение по картине З.Е.Серебряковой «На кухне»
- Знать: — основные правила написания сочинения по картине;
- — общие сведения о художнице;
- Уметь: — самостоятельно составлять план сочинения;
- — использовать вспомогательные слова в сочинении;
- План урока: 1) приветствие;
- 2) биография художницы;
- 3) рассмотрение репродукций;
- 4) работа со словарем;
- 5) написание сочинения;
- Ход урока:
Здравствуйте дорогие ребята! Сегодняшний урок будет посвящен сочинению по картине З.Е.Серебряковой «На кухне».
- Сегодня не будет избитых фраз –
- Ведь мы создаем свой собственный рассказ!
- Рассмотрим картину, придет вдохновенье
- В другую эпоху перенесемся на мгновенье!
- Давайте откроем наше приложение и внимательно рассмотрим эту картину.
- Теперь давайте прочтем задание к упражнению 437.
Сейчас я немного расскажу о художнице З.Е.Серебряковой:
СЕРЕБРЯКОВА Зинаида Евгеньевна [28 ноября (10 декабря) 1884, имение Нескучное в Курской губернии (ныне Харьковская обл., Украина) — 19 сентября 1967, Париж], российская художница, выдающийся мастер неоклассического направления в живописи «серебряного века».
Выросла в артистической среде. Дочь скульптора Е. А. Лансере, сестра художника Е. Е. Лансере, племянница художников Альберта и Александра Бенуа. Лишившись в раннем детстве отца, воспитывалась вместе с братом в семье деда по матери, архитектора Н. Л. Бенуа. Училась в Петербурге в школе-мастерской М.
К. Тенишевой у И. Е. Репина (1901), а затем в мастерской О. Э. Браза (1903-05). Побывала в Италии (1902-03, 1914). В 1905-06 посещала в Париже академию «Гран Шомьер». Примыкала к объединению «Мир искусства », участвуя с 1911 в его выставках. Жила в Петербурге-Петрограде и семейном имении Нескучное.
В 1910-е годы выдвинулась в число ведущих мастеров только что сформировавшегося русского живописного неоклассицизма. На фоне гротескно-иронического творчества других неоклассиков (В. И. Шухаева и А. Е. Яковлева), а тем паче в сравнении с «апокалиптическим» катастрофизмом авангардистских образов того времени ее искусство выглядит как островок светлой и безмятежной гармонии.
Одинаково успешно работала в живописи и графике, писала — в светлой, мажорной тональности — портреты, пейзажи и жанры («За туалетом. Автопортрет», 1909; «Жатва», 1915; «Беление холста», 1917; и др.).
Часто обращалась к мотивам усадебной и сельской жизни, придавая им идиллически-пасторальный, порой не лишенный возвышенной монументальности (как в «Жатве» или «Белении холста») облик.
Ряду ее образов присущ лиричный эротизм («В бане», 1913) или — при внешней простоте сюжета — прочувствованный символический подтекст: таков «Карточный домик» (1918-19), изображающий ее четверых детей за тихой игрой и закономерно воспринимающийся как тихий реквием «серебряного веку».
Успешно дебютировала как мастер монументально-декоративной живописи, создав эскизы четырех панно с персонификациями четырех стран Востока для интерьера Казанского вокзала в Москве (1915-17; в архитектуре не осуществлены).
А теперь взгляните на репродукции других картин З.Е.Серебряковой.
Это картины «Жатва», «За туалетом. Автопортрет», «Этюд девушки».
Теперь давайте откроем толковый словарик и разберем те слова, которые нам могут понадобиться для сочинения.
Атмосфера – газообразная оболочка, окружающая Землю, некоторые другие планеты. Окружающие условия.
Ерш – небольшая костистая речная рыба.
Натюрморт – картина с изображением крупным планом предметов.
А теперь откройте ваши тетради и начинайте писать сочинение! Удачи!
- …
- Заканчиваем, сдаем тетради на проверку.
- До свидания ребята!
Источник: https://infourok.ru/uroksochinenie-po-kartine-na-kuhne-ze-serebryakovoy-1421087.html
Зинаида Евгеньевна Серебрякова, «Беление холста»
Зинаида Серебрякова в своём родовом имении часто наблюдала за работой крестьянок и делала зарисовки. Художница просила деревенских женщин побыть моделями для ее этюдов. В 1916 году З. Серебрякова нашла тему для своей новой монументальной картины – «Беление холста». Уже летом этого года она сообщала в письме к мужу о начале работы над картиной. Она рисовала крестьянок на лугу около реки – по утрам они расстилали на траве сотканные холсты, оставляя их «выбеливаться» под лучами солнца.
На картине «Беление холста» изображены четыре высокие, сильные деревенские девушки. Это крупные женские фигуры, заполняющие собой плоскость картины.
Композиция построена так, что зритель видит девушек как бы снизу, на фоне летнего неба с облаками. Это придаёт картине величавое спокойствие и монументальность. Три работницы стоят ближе к зрителю, с холстами в руках.
Они обернулись назад и смотрят на четвёртую, расстилающую холст на коричневой земле.
Работницы одеты в белые рубашки, тёмно-синие юбки подоткнуты до колен, видны крепкие ноги. На головах косынки, завязанные назад.
Девушка, стоящая с правой стороны, поддерживает холст, развешенный позади неё на палках. Её простое, спокойное лицо изображено в профиль.
В центре изображена девушка в красной блузе. В правой руке на палке и на левом плече она держит свёрнутые холсты. Работница обернулась назад, видна только левая щека.
С левой стороны картины стоит третья девушка. Виден правый бок и часть спины. На голове красная косынка. Руками девушка держит растянутое полотнище холста.
Чуть правее неё на заднем плане изображена четвёртая работница, расстилающая холст. Она наклонилась к земле, видно её спокойное и приятное лицо.
Источник: https://xn—-jtbhavgci6f.xn--p1ai/post-4135
Описание картины Беление холста – Зинаида Серебрякова
Картину “Беление холста”, написанную З. Серебряковой в 1917 году, по праву можно назвать шедевром монументальной живописи.
Идея написания полотна пришла к художнице в 1916 году, во время ее пребывания в Нескучном. Здесь она каждое лето могла наблюдать за бытом и трудом крестьян, вызывавших в ней чувство неподдельного восхищения. Поэтому крестьянская тематика, основная в творчестве Серебряковой на тот момент, нашла отражение и этом грандиозном живописном произведении.
Прежде, чем картина увидела свет, художницей была проделана масштабная подготовительная работа. В поиске нужного построения образов З. Серебрякова создала множество эскизов и набросков, композиционно различающихся друг от друга. На одних девушки несли холсты, на других – расстилали их “выбеливаться” под жарким солнцем, на третьих – терпеливо ждали, пока это произойдет.
Менялось и время суток – изображались и утро, и полдень, и вечерние часы. Окончательный вариант композиции, который сегодня можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее, представляет зрителю стоящих на берегу реки четырех девушек, ранним утром приступивших к работе.
Крестьянки не позируют художнику – они просто заняты своим трудом. Одна – разматывает холст, другая его подает, третья – расстилает, а последняя пока готовится помогать остальным. Красивы и полны жизни их лица, раскрасневшиеся в отблесках пробуждающегося солнца.
Красива в своей простоте и спадающая широкими складками одежда женщин. Движения крестьянок свободны и легки, а сами их фигуры – величественны и монументальны. Они заполняют собой все пространство картины, закрывая собой небо, что добавляет им масштабности.
Каждая из фигур решена в своем цветовом ключе – зеленом, красном, синем, коричневом. Но, благодаря общему золотистому тону, они наполняют полотно тонкой колористической гармонией.
Грандиозное по своему звучанию, это плотно – последняя масштабная работа художницы. Гимн труду и свободе, прославляющий силу и красоту простых русских женщин.
(2 votes, average: 5.00
Источник: https://art.goldsoch.info/belenie-xolsta-zinaida-serebryakova/
Третьяковка часть 1. Крестьяне села Нескучное в работах Зинаиды Серебряковой
4 мая побывали мы с блогерами сообщества moscultura в Государственной Третьяковской галереена важнейшем проекте сезона — ретроспективе работ Зинаиды Серебряковой, одной из первых и самых любимых публикой в России профессиональных женщин-художников. В ее работах — крестьянская доля, материнство, любовь к природе и тонкое чувство прекрасного.
Сцены простой деревенской жизни — творческая любовь Серебряковой. Художница родилась и выросла в селе Нескучное Харьковской губернии, в имении прославленных деятелей искусства Бенуа-Лансере.
Не рисовать в этом доме было невозможно: каждый член семьи избирал для себя творческий путь и становился либо скульптором — как отец Зинаиды, либо художником — как дядя, либо архитектором — как брат. В доме любили говорить: «У нас все дети рождаются с карандашом в руке».
Само Нескучное, окруженное лесами, угодьями и бескрайними лугами, было для семьи художницы не просто зданием со стенами и крышей. Имение стало настоящим родовым гнездом, творческим пространством, дышавшим и жившим атмосферой искусства и красоты.
«На лугу. Нескучное» 1910-е гг. Холст, масло. 62,8×84,3 см. Нижегородский государственный художественный музей.
Зинаида Серебрякова начала рисовать с раннего детства. Она с любовью изображала все, что ее окружало: деревья, сады, хаты, окошки и ветряные мельницы.
Больше всего ее вдохновляли чистота и сочность природных красок, сцены бурлящей крестьянской жизни, близость к земле и простым людям. Картина «На лугу. Нескучное» изображает крестьянскую девушку — а может, и саму художницу — с младенцем на руках.
Идиллический зеленый пейзаж, стадо мирных коров, тихая река Муромка — этими природными красотами родного края сердце художницы было заполнено с детства.
После дебюта на выставке Союза русских художников в 1910 году в творчестве Зинаиды Серебряковой наступает расцвет. Монументальное полотно «Беление холста» стало одной из последних работ «золотого периода» художницы и в полной мере раскрыло ее талант.
Зинаида часто наблюдала за работой крестьянок в Нескучном и, прежде чем приступила к работе над холстом, сделала множество зарисовок. Крестьяне относились к семейству Бенуа-Лансере с большой любовью и уважением, и «добрая барыня» Зинаида Серебрякова часто просила деревенских женщин побыть моделями для ее этюдов.
Она всегда с большим участием и сочувствием относилась к их нелегкой крестьянской доле.
«Беление холста» 1917 г. Холст, масло. 141,8×173,6 см. Государственная Третьяковская галерея.
Персонажи её картин были реальными людьми, которых она лично знала по именам.
«Крестьянка с квасником» (Пелагея Молчанова), 1914г., Фрагмент несохранившегося варианта картины «Жатва». Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей.
Зинаида Евгеньевна всей душой любила русскую деревню. А когда что-то любишь, то видишь в этом только хорошее и светлое. Художница писала, что «влюбилась в безбрежную ширь полей, в живописный облик крестьян, столь отличный от городских лиц». В ее альбомах появляются этюды из сельской жизни.
«Спящая крестьянка» 1917 г. Холст, масло. Частное собрание, Санкт-Петербург.
Высший долг художника она видела в сохранении идеалов красоты и гармонии и своим искусством словно бы противилась чувствам ненависти и всеобщему разрушению, охватившим Россию.
В 1917 году Серебрякова пишет «Спящую крестьянку». Мотивы сна и отдыха часто повторяются в её живописных и графических работах.
Человек во сне, в спокойном, расслабленном состоянии обнаруживает свою глубинную, скрытую природу.
«Обувающаяся крестьянка» 1915 г. Холст, масло. Русский музей.
«Две крестьянские девушки» 1914-1915 г. Фрагмент несохранившегося варианта картины «Жатва». Холст, масло. Русский музей.
В полотнах русской художницы Зинаиды Серебряковой множество картин, описывающих жизнь и работу крестьянского населения. Она рисовала работающих на земле людей с натуры прямо на поле, где трудились крестьяне. Чтобы успеть схватить все детали, художница вставала раньше рабочих, приходила в поле с красками и кистями до начала всех полевых работ.
«Баня».1912 г. Холст, масло. Русский музей.
Баня. 1913, Государственный Русский музей, С.-Петербург
«Портрет кормилицы». Около 1912. Холст, масло. Частное собрание, Москва.
«Сидящая крестьянка. 1908 г. Холст, масло. Частное собрание.
«Портрет мальчика». 1910-е. Бумага, акварель. Частное собрание, Москва.
В следующих постах будет описание и фото автопортретов Зинаиды Серебряковой, природы и множества детских портретов. За приглашение на выставку большое спасибо сообществу moscultura и отдельная благодарность tushinetc за организацию блогерского похода. Выставка продлится до 30 июня в Инженерном корпусе Третьяковской галереи по адресу: г. Москва, Лаврушинский переулок, 12.
Источник: https://g-rybins.livejournal.com/84020.html
Зинаида Серебрякова: история о красоте — PORUSSKI.me
„This is a man’s, man’s world“ – когда-то пел Джеймс Браун, говоря о том, что мир держат мужчины. История живописи – косвенное тому подтверждение: попробуйте закрыть глаза и назвать хотя бы десять женщин-художников с мировым именем.
Классическое представление женщины в живописи всегда было единогласным: это муза, модель, подруга художника-мужчины, чей образ вдохновлял и стоял в центре его творчества.
В ряду первых художниц стояли женщины смелые, готовые бросить вызов обществу: они должны были не только противостоять мужской творческой диаспоре, но и утвердить себя как художника такого же высокого уровня.
Одной из таких женщин стала Зинаида Серебрякова: она возглавила ряд первых женщин-живописцев, вошедших в историю русской живописи. Несмотря на свой образ хрупкой, женственной и юной красавицы, судьба Серебряковой была тяжелой, полной лишений и трудностей, а её работы при жизни не получили всеобщего признания.
Первые годы
Зинаида Серебрякова родилась в Петербурге. Будущая художница начала рисовать уже с раннего возраста.
Вся ее семья происходила из творческой династии: отец Евгений Лансере был известным скульптором, дед Николай Бенуа – прославленным архитектором, а мать Екатерина Лансере занималась графическим рисунком.
Родители всячески поддерживали творческие начинания детей, – уже с раннего возраста маленькая Зина посещает выставки в Эрмитаже, ходит в театры на балеты, занимается академическим рисунком и очень увлеченно читает большие и редкие книги по искусству из домашней библиотеки.
В 1886 году дом постигло несчастье – умер отец девочки, Евгений Лансере, и семья была вынуждена вернуться обратно в Петербург. Там Серебрякова окончила гимназию и поступила в художественную мастерскую, где ее наставниками стали Осип Браз и Илья Репин.
Как и остальные ученики, она ходила в Эрмитаж и делала копии с полотен старых мастеров. Девушка продолжала упражняться и, пребывая в Италии в 1902- 1903 годах, делала наброски и этюды.
Впоследствии эта “классическая школа” живописи будет проявляться и в манере художницы: ее обнаженные натурщицы отсылают нас к лучшим образцам эпохи возрождения.
«Молодая крестьянка на кухне» 1900-е | «Портрет М.Е.Лансере (сестра художницы)» 1901
В 1905 году, через два года после возвращения из Италии, девушка вышла замуж за своего кузена, Бориса Серебрякова, с чьей фамилией она позже войдет в историю русской живописи.
После свадьбы молодая семья уехала во Францию, где художница посещала парижскую Академию де ла Гранд Шомьер, делая множество набросков и рисунков на пленэре. Спустя год пара вернулась в Петербург, в имение «Нескучное», где Серебрякова работала не покладая рук: этюды, эскизы, бытовые сцены.
Именно здесь она позже сформируется как художник, создав самые великолепные и известные работы, которые после ее смерти получат всемирное признание.
«Терраса» 1910-е
«Яблоки на ветках» 1910-е
«Капуста. Село Нескучное» 1909
«На лугу. Нескучное» 1910-е
Красавица Россия
Зинаиду Серебрякову можно по праву считать истинно русским художником: в ее полотнах отражена неизмеримая любовь к родине. Ее произведения – окна в бескрайний мир русской природы, которые позволяют нам любоваться ее чарующей красотой, полями, усыпанными цветами и золотом.
Простые и бытовые сценки – деревенские, уличные, домашние – вот основные сюжеты художницы, из которых она черпала свое вдохновенье. С особой любовью она относилась к крестьянскому укладу: ее серия «крестьянских» полотен, написанная с 1914 по 1917 годы, повествует о жизни в русской деревне, о повседневности трудолюбивых крестьян, об очаровательной простоте их быта.
Названия работ незамысловаты и открыты, как и их персонажи, – это «Крестьяне», «Жатва», «Спящая крестьянка».
«Крестьяне»1914
«Жатва» 1915
«Спящая крестьянка» 1917
Особо значимой стала картина «Беление холста» (1917), где Серебрякова проявила себя не только как мастер композиции, но и как талантливый художник-монументалист.
Работа создавалась в рамках эпического цикла, посвященного крестьянскому быту, – сюда же входили написанная «Жатва» и задуманная «Стрижка овец».
Наряду с женскими персонажами на картинах художницы всегда присутствует еще один женский образ – образ красавицы-России, ее природа, ее народный колорит.
«Беление холста» 1917
Зинаида Серебрякова подарила миру настоящую русскую красавицу – женственную, по-девичьи озорную, нежную, с французским флером во взгляде и загадочной полуулыбкой в стиле Рокотова.
Она писала женщин самых разных профессий и возрастов, в том числе и саму себя, во все свои образы вдыхая незримую и манящую свежесть юности, ту романтику, которой ей не хватало на трудном жизненном пути. Иными словами, она писала свою желанную жизнь и себя в ней.
Таким стал знаменитый автопортрет Серебряковой «За туалетом», созданный в 1909 году: он отражает состояние и настроение художницы, в котором она хотела бы прожить.
На ее светлом лице – ясная улыбка и радость осознания своей жизни, красоты и молодости, а традиционное изображение предметов живописи уступает изображению атрибутов женской красоты – украшениям, духам, очаровательным шкатулкам.
Таким образом, Серебрякова словно сознательно отдаляется от мира художников, как бы заявляя: я в первую очередь женщина – красивая, молодая, жаждущая жить. Картина молодой художницы стала ее пропуском в мир великих мастеров: в 1910 году после выставки Союза русских художников работу приобрела Третьяковская галерея, где автопортрет находится и по сей день. Так талант девушки впервые получает свое признание.
«За туалетом. Автопортрет» 1908-1909
Тяжелые годы
Серебрякова намеренно избегала модернизма, оставаясь непоколебимо верной своему стилю даже в голодное время революции. Не желая делать из своего творчества инструмент идеологической борьбы, она всеми силами противилась попыткам властей навязать ей футуризм.
Наблюдая, как искусство становится рабом в ногах у власти, Зинаида горестно размышляла в своем дневнике: «Жизнь представляется мне теперь бессмысленной суетой и ложью – уж очень засорены сейчас у всех мозги, и нет теперь ничего священного на свете, всё загублено, развенчано, попрано в грязь…».
Дефицит на краски вынуждал ее творить подручными материалами, а полем для творчества стали экспонаты археологического музея в Харьковской губернии, – работая там в этот период, художница продолжала делать графические наброски.
В 1916 году Серебрякова стала участником художественного оформления Казанского вокзала, куда ее привлек А. Бенуа.
Эскизы панно для Казанского вокзала в Москве, 1916
Жизнь становилась невыносимо тяжелой, денег на еду катастрофически не хватало. За чередой начавшихся трудностей вскоре последовала новая. В 1919 году в жизни Серебряковой случается страшное несчастье: от тифа умирает любимый муж. Зинаида остается одна с матерью и маленькими детьми на руках.
Горе от потери усугубляют общие настроения общества: революция отнимает у людей хлеб, средства к существованию и всякую надежду на жизнь. То свежее, юное чувство, которое рождалось при взгляде на полотна Серебряковой, сменилось болью и упадком сил: рассыпалось, как карточный домик, хрупкое женское счастье.
Именно этот образ даст название одному из самых знаменитых полотен Серебряковой – вот он, «Карточный домик», что строят ее дети, которые остались без отца.
Их глаза опущены, лица в смиренной грусти, они строят башенку из карт, которая может рассыпаться в любой момент, как может оборваться жизнь человека… Сегодня работа находится в Государственном Русском Музее в Петербурге.
«Карточный домик» 1919
Нехватка средств и сгоревшее имение вынудили Серебрякову в 1920-е гг. вернуться в Петербург, в квартиру деда. Здесь маленькая дочь художницы Татьяна начинает заниматься балетом, а мама часто посещает с ней театр и постоянно работает: так, в результате трех лет плодотворного творчества, Серебрякова создала ряд чудесных полотен – композиций и портретов – на балетную тему.
«Балетная уборная. Снежинки» 1923
«Девочки-сильфиды»1924
«Портрет А.Д.Даниловой в театральном костюме» 1922 | «Портрет В.К.Ивановой в костюме испанки» 1924 | «Портрет Е.Н.Гейденрейх в красном» 1923
Отъезд на чужбину
После революции в стране снова начали набирать популярность показы и вернисажи, работы русских художников стали выставляться за рубежом. Серебрякова не стала исключением: в 1924 году ее картины были оценены посетителями выставки русского изобразительного искусства в Америке. Работы имели грандиозный успех и вскоре все были распроданы.
Это ободрило художницу: в тот же год она решается уехать в Париж и работать там. Однако спустя время Серебрякова понимает, что она обманулась. Следующая ее выставка за рубежом состоялась только в 1927 году. Заказов постоянно не хватало, а то искусство, которое нравилось местной публике, Серебрякова считала пошлым китчем, праздной безвкусицей.
Не было в нем того искреннего, русского, той духовности, которую она воспевала в своем творчестве. Весь остаток жизни Зинаида желала вернуться обратно – к детям, матери, к той жизни в Петербурге, с которой начинался ее творческий путь, но до конца своих дней оставалась «запертой» во Франции: война и оккупация Парижа сделали невозможным возвращение в Россию.
Свою безграничную ностальгию художница опишет в конце жизни в своем дневнике: «Ничего из моей жизни здесь не вышло, и я часто думаю, что сделала непоправимую вещь, оторвавшись от почвы…». Серебрякова умерла в Париже в возрасте 82 лет, так и не вернувшись на родину.
Ее ностальгия по всему русскому до сих пор жива в ее удивительных работах, ставших посланниками образа Красавицы-России по всему миру.
«За завтраком»1924
«Автопортрет с дочерьми»1921
«Автопортрет в красном» 1921
Источник: https://porusski.me/2016/09/08/011-zinaida-serebryakova-istoriya-o-krasote/
Художник Серебрякова Зинаида Евгеньевна, краткая биография
Художник Серебрякова Зинаида Евгеньевна, краткая биография и творчество. (Ее девичья фамилия Лансере) родилась в 1884 году, в семье известного скульптора, мать происхождением из знаменитой династии Бенуа.
После гибели отца впоследствии семья проживала в Санкт-Петербурге у Николая Леонтьевича Бенуа или в имении Нескучном.
В семье всегда много говорили об искусстве и намерение Зиночки стать художником, естественно, никого не удивило.
Обучалась рисованию Зинаида очень мало. В 17 лет она брала уроки у Ильи Репина, а затем у Осипа Эммануиловича Браза, а затем в течение двух лет путешествовала по Италии, изучала картины великих живописцев эпохи Возрождения, любовалась прекрасными творениями известных итальянских зодчих, восхищалась великолепными пейзажами. Все это конечно очень повлияло на творчество будущего художника.
Вернувшись на родину, девушка вышла замуж за своего кузена Бориса Серебрякова.
Еще в молодости художница всегда выражала в своих этюдах любовь к России. Ее картина «Сад в цвету» и некоторые другие ясно говорят об очаровании российских бескрайних просторов, луговых цветов, полей…
Картины, которые появились в экспозициях выставок 1909 – 1910 гг., выражают своеобразный и неповторимый стиль. Наибольший восторг у зрителей вызвал автопортрет «За туалетом».
Женщина, живущая в небольшой деревушке, в один из коротких зимних вечеров, смотрясь в зеркало, улыбается своему отражению, словно играя с гребнем. В этом произведении молодой художницы, как и она сама, все дышит свежестью.
Нет никакого модернизма; уголок комнаты, словно освещенный молодостью, предстает перед зрителем во всей своей прелести и радости.
Наибольший пик творчества художницы приходится на предреволюционные годы. Это картины о крестьянах и прекрасных российских пейзажах а также и бытовые жанры например, картина За обедом, балерины в уборной, Одним из значительных
произведений в эти годы является картина «Беление холста», написанная в 1916 г, где Серебрякова выступает как художник-монументалист. Фигуры деревенских женщин на лугу возле речки выглядят величественно, из-за изображения низкого горизонта. Ранним утром они расстилают только что сотканные холсты и оставляют их на день под яркими лучами солнышка.
Композиция строится в красных, зеленых и коричневых тонах, что и придает небольшому холсту свойства монументально-декоративного полотна. Это своего рода гимн тяжелому труду крестьян.
Фигуры выполнены в разных цветовых и ритмических ключах, что создает единую пластическую мелодию, замкнутую внутри композиции. Все это единый величественный аккорд, который прославляет красоту и силу русской женщины.
Крестьянки изображены на берегу небольшой речки, от которой ввысь вздымается предутренний туман. Красноватые лучи солнышка придают особое очарование женским лицам. «Беление холста» напоминает древние фрески.
Художница трактует эту работу как ритуальное действо, показывая красоту людей и мира, при помощи живописного и линейного ритма картины. К сожалению, это последняя большая работа Зинаиды Серебряковой.
В этом же году Бенуа заказывают украсить росписью Казанский вокзал и он приглашает для работы свою племянницу. Художница решает по-своему создать восточную тему. Представить Индию, Японию, Турцию и Сиам как красивых женщин Востока.
В самом расцвете творчества художницу постигает огромное горе. Заболев тифом, за короткое время от этой страшной болезни сгорает муж, и на руках Серебряковой остаются мать и четверо детей. В 1920 г. всей семьей они перебираются в Петроград. Дочь Таня поступает в балет и Серебрякова несколько лет развивает театральную тему, изображая балерин.
Но работа не приносит истинного удовлетворения. Семья испытывает острую нужду буквально во всем. Запасы, что были в имении полностью разграблены. Нет красок, и художница пишет углем и карандашом свой «Карточный Домик», в котором изображает своих детей.
Серебрякова отвечает категорическим отказом освоить стиль футуризма и находит работу в археологическом музее Харькова, делая карандашом эскизы экспонатов
Любители искусства почти даром, за еду или старые вещи приобретают ее картины. В связи с тяжелым финансовым положением Зинаида Евгеньевна в 1924 г. уезжает в Париж, куда она была приглашена для работы над декоративной росписью. Закончив работу, она собирается возвратиться, но по некоторым объективным обстоятельствам останется в Париже навсегда.
Серебрякова путешествует по африканским странам. Экзотические пейзажи удивляют ее, она пишет Атласские горы, портреты женщин-африканок, создает цикл этюдов о рыбаках Бретани.
С 1947 года Серебрякова становится гражданкой Франции. Долгие сорок с лишним лет за границей, вдали от России, не приносят ей творческого удовлетворения; она часто испытывает тоску по родным местам.
Даже ее зарисовки безмолвно говорят о том, что Серебрякова осталась верна теме русского народа и реализму.
Художница и во время своих многочисленных путешествий писала картины, главными героями которых были крестьяне, рыбаки, люди из народа.
В 1966 году в столице СССР в Москве и некоторых крупных городах были открыты выставки работ Серебряковой, многие из картин приобретены российскими музеями.
Прекрасная русская художница Зинаида Серебрякова скончалась не на родине, в Париже в 1967 г. в преклонном возрасте 82 лет.
Источник: https://www.art-portrets.ru/art20veka/serebryakova-hudozhnik.html
Зинаида Серебрякова: гений позитива в страшные времена | Милосердие.ru
«За туалетом». Автопортрет (1909)
Творчество Серебряковой развивалось на протяжении всей первой половины XX столетия, но в первую очередь она – художница Серебряного века, в атмосфере которого формируется ее манера, устанавливаются принципы ее художественного мира, которые не изменят впоследствии никакие исторические и жизненные перипетии.
Эта эпоха, многоликая и сложная, явила неприметный ранее на горизонте русской культуры феномен женского искусства. На рубеже веков целое созвездие женщин-художниц решительно заявляет о себе в традиционно «мужской» профессии. Нередко среди них те, кто уже от рождения принадлежал к миру искусства.
Именно в такой семье, объединившей фамилии Лансере и Бенуа, появилась на свет в 1884 году Зинаида Серебрякова.
Ее отец Евгений Лансере – известный скульптор-анималист XIX века, дед по матери – знаменитый архитектор Николай Бенуа, родной дядя – Александр Бенуа, известнейший художник и историк живописи.
Пройдет совсем немного времени, и работы племянницы станут предметом его благожелательных критических разборов.
Нескучное
«Беление холста» (1917)
Начало 1900-х – время ученичества и самоопределения. Зинаида постигает правила художества в различных частных школах – у княгини Тенешевой, Осипа Браза, наконец, – в Париже, в Академии де ла Гранд Шомьер. Все это, несомненно, было важно, но настоящее становление Серебряковой как художницы происходило не в стенах профессиональных студий, а в фамильном имении Нескучное Курской губернии.
Здесь, в старинном доме екатерининских времен с «готическими» окнами, Зинаида появилась на свет, здесь начались ее живописные опыты и счастливая семейная жизнь: с 1905 года она замужем за кузеном Борисом Серебряковым, вскоре родились их сыновья-погодки Евгений и Александр, а затем и дочери – Татьяна и Екатерина.
На ранних графических работах художницы мы видим усадебный дом и окрестные пейзажи Нескучного – поля и сады, цветущие яблони, распаханные нивы. Видим также милый ее сердцу круг близких людей и ее саму.
Автопортрет – одна из ведущих тем творчества Серебряковой. В первых акварельных и темперных набросках она пытается фиксировать характерное в собственной внешности.
Но дальше эти поиски уступят место более обобщенному, как бы «синтезирующему» взгляду на саму себя и на окружающий мир, что ярко проявилось в ее первой значительной работе маслом – картине-автопортрете «За туалетом» 1909 года, с которой началась известность художницы.
В большом зеркале отражается молодая женщина, занятая утренним туалетом. Быстрым движением руки перехвачены каштановые волосы, которые она расчесывает гребнем. Большие карие глаза приветливо всматриваются в собственное отражение и одновременно в зрителя.
На туалетном столике расставлены нехитрые предметы дамского обихода: флаконы, шкатулка с бусами, подушечка с булавками, рядом – подсвечник со свечой. Зеркало показывает нам и часть комнаты.
Интерьер заполнен белым цветом: в него окрашены стены и дверь спальни, он – в фаянсовом умывальнике, кружевной салфетке столика, покрывале и накидке на кровати, в нижнем платье девушки.
Белизна здесь выглядит символичной, она – метафора чистоты и утренней свежести, ясности взгляда на мир и гармонии, царящей и в этой светлой горнице, и во внутреннем мире героини. Живопись Серебряковой – густая, сочная, «звонкая» – по слову А.Н. Бенуа.
Популярный в это время импрессионизм затрагивает художницу лишь по касательной.
Она не увлекается дробным мазком, ее художественному высказыванию присуща определенность; красота женского силуэта, ясно отграниченного от окружающей среды, – одно из главных достоинств картины.
В этом, как и в любовном отношении к детали, чувствуются уроки старых мастеров. В то же время решительное высветление палитры делают живопись картины очень современной и близкой к заветам французских мастеров.
«Автопортрет в шарфе» (1911)
Те же блестящие темные глаза под плавными дугами бровей на приветливом открытом лице встречают зрителя в других ранних автопортретах Серебряковой, вводя его в радостную, приподнятую атмосферу творческого преображения.
Художница уже не преследует цель отобразить сиюминутное состояние и соответствующую ему мимику, она создает свой образ лирической героини, определяя свое «я» через особый типаж, в котором слилось конкретное и идеальное, как это некогда было у русских мастеров XIX века – например, у Тропинина. Но здесь перед нами личность творческая, предстающая в разных амплуа, трактованных подчас в романтическом или театрализованном ключе, характерном для Серебряного века.
Вот она загадочно улыбается из караваджистского мрака, подобно латуровским героиням в картине «Девушка со свечой», или надевает костюм Пьеро, а в следующий раз появляется перед нами с пестрым сине-белым шарфом на голове, примеряя на себя образ восточной женщины, завороженная сама и завораживающая зрителя красочным многоцветьем необычного аксессуара.
Там же в Нескучном, наряду с личностной лирической темой рождается и другая, принципиальная для предреволюционного периода творчества Серебряковой тема, – крестьянская, которую можно назвать эпической. Интерес к крестьянскому миру – естественный в кругу усадебной жизни. Естественным он был и для всего русского искусства на протяжении почти целого столетия.
В лице Серебряковой это направление как бы свершает круг, возвращаясь к истокам жанра – тому, как видел его и трактовал законодатель направления – Алексей Венецианов, отобразивший крестьянский быт в его коренных положительных основаниях. Серебрякова как бы минует огромный передвижнический этап в освоении крестьянской темы. Не о тяготах народной жизни хочет она рассказать.
Обычные для жизненного уклада крестьян занятия предстают на полотнах Серебряковой как завораживающие своей красотой действа, а сами образы крестьянок как бы являются воплощением эстетического идеала, в чем-то близкого ренессансному.
Недаром картины, созданные в рамках этой темы, обладают качествами монументальной живописи, фрески. Этому способствует укрупненный масштаб, взятая снизу вверх точка зрения.
Героини ее «Беления холста» (1917) подобны современным богиням: они совершенны физически и нравственно, их босые сильные ноги крепко стоят на земле, движения рук и повороты станов – энергичны и ловки.
Идеальность этих образов и вполне намеренные возрожденческие аллюзии, тем не менее, воплощены не через стилизацию ренессансных образцов или символистскую поэтику, как, например, у Петрова-Водкина при обращении к сходным сюжетам.
Живопись Серебряковой и здесь сохраняет жизненный трепет и свежесть, впитав яркие натурные впечатления: ветер гонит по небу облака, колеблет юбки и рубахи женщин, солнце просвечивает сквозь них, окрашивает розовым загорелые тела; голубые рефлексы и тени залегли в складках холстов… Все это наблюдала художница своими глазами не раз и перенесла на свое полотно, сохранив непосредственность всей сцены, и в то же время, усмотрев в своих героинях черты совершенной человеческой породы.
Революция
Пастельные наброски начала 1920-х гг. в сине-голубых тонах («Женя рисует Венеру», «Катя и бабушка») проникнуты щемящим лиризмом и чувством зыбкости ставшего столь аскетичным бытия. Но дорогое и милое сердцу становится еще более драгоценным из-за осознания хрупкости человеческого счастья. Художница не допускает в свои картины горечь утрат и лишений, демонстрируя удивительный стоицизм и мудрость в своем искусстве. Творчество для нее – пространство отдохновения, и она по-прежнему ищет темы, которые говорили бы о красоте. Поэтому еще одной особенной темой в этот период для нее становится мир театра. Занятия балетом одной из дочерей побуждают ее погрузиться в мир театрального закулисья, который Серебрякова отобразила в целой серии картин с юными балеринами, готовящимися к выходу на сцену.
Источник: https://www.miloserdie.ru/article/zinaida-serebryakova-genij-pozitiva-v-strashnye-vremena/