Нередко, употребляя то или иное крылатое выражение, человек даже не задумывается о том, из какого источника оно к нам пришло. К числу таковых относится «пир Валтасара», изначально описывающее событие библейской тематики и лишь потом переосмысленное и обретшее новое, переносное значение. Познакомимся с самой легендой, ее воплощением в искусстве и современным пониманием крылатой фразы.
Личность царя
Прежде чем рассматривать легенду о пире Валтасара, познакомимся кратко с личностью самого героя, который, как полагают историки, вполне мог существовать в действительности. Валтасар – один из правителей Вавилона, который занимал царский трон во время отсутствия своего отца, царя Набонида.
Отец Валтасара был известен своей любовью к мистике, древностям, поэтому очень часто покидал Вавилон и перекладывал обязанности правления на сына. Однако Библия гласит о том, что отцом легендарного царя был не менее знаменитый Навуходоносор, а сам Валтасар, царевич и соправитель в действительности, в Священном писании именуется как «последний халдейский царь».
Сам пир
Рассмотрим, как проходил пир царя Валтасара согласно библейским источникам. Есть две причины, объясняющие причину пиршества:
- Царь знал о том, что его город осажден персами, и решил устроить прощальный пир.
- После смерти Навуходоносора Валтасар, занявший его место, решил богато отпраздновать это событие.
Итак, пир Валтасара начался, на нем присутствовали царские вельможи, их супруги и даже наложницы. Желая еще больше поразить воображение гостей своим богатством, царь велел принести священные сосуды из чистого золота, которые некогда привез Навуходоносор из иерусалимского храма.
Святотатство
Однако пир Валтасара вошел в историю не своей роскошью, а надругательством над христианскими ценностями. Из священных золотых сосудов стали пить вино, причем не только сам монарх, но и его приближенные и их наложницы. Они также прославляли своих богов – идолов, изготовленных из золота и драгоценностей.
Далее легенда о пире Валтасара гласит о том, что в самом разгаре веселья на стене появилась человеческая кисть, которая вывела непонятные письмена. Царь очень испугался, желание веселиться вмиг пропало у него, он понял, что совершил недоброе и за это его ждет страшная расплата. Однако что же гласит надпись?
Толкование
Ни один из мудрецов в Вавилоне не сумел прочесть загадочную надпись, что напугало молодого царя еще больше. Однако его мать подсказала, что есть еще один мудрец, некто Даниил, который пользовался уважением у Навуходоносора и даже был назначен им главным среди гадателей. Этого человека нашли и привели к царю, приказав ему расшифровать загадочную надпись.
Даниил справился с задачей, но его ответ Валтасару пришелся не по вкусу. Мудрец упрекнул царя в том, что он, как и его отец, не сумел впустить бога в свое сердце, прожил грешную жизнь, но последней каплей стало осквернение священных чаш Яхве и восхваление придуманных идолов. Как и Навуходоносор, его сын оказался горд и самонадеян, за что и понесет суровое наказание.
Царь, обещая мудрецу богатые дары, попросил его прочесть, что же написано на стене невидимой рукой, каков смысл появившихся символов. Даниил отказался от подарков, но перевел и разъяснил три слова, написанные загадочной рукой:
- Исчислено. Это слово означает, что свою жизнь молодой властитель прожил неправедно, хотя и имел перед глазами пример своего отца, Навуходоносора, который держал в страхе соседние государства, не чтил бога и страдал излишней гордыней.
- Взвешено. Сам Валтасар продолжил неправедный путь своего отца, все его деяния были оценены и взвешены, поэтому он обречен на гибель.
- Разделено. Мудрец рассказал царю, что царство его разделят между собой мидяне и персы.
Таков смысл тайного послания, которое Даниил сумел прочитать испуганному царю.
Гибель Вавилона
В ту же ночь на город было совершено нападение, стены Вавилона разрушили, а сам царь погиб. Однако в истории принято считать, что разрушение города происходило по иному сценарию.
Выражение «пир Валтасара» сохранилось и продолжает использоваться. Означает оно веселье, пиршество накануне гибели или наступления какого-либо страшного, негативного события.
Противоречия
Рассмотрим некоторые разногласия библейского сюжета с реальными историческими фактами. Некоторые уже упоминались:
- Отцом Валтасара на самом деле был Набонид, в то время как в Библии им становится Навуходоносор, вероятнее всего, как более известный вавилонский монарх.
- Сам герой нашего материала царем не был, он выполнял функции соправителя и правил в Вавилоне лишь во время отсутствия Набонида.
- Стены, которыми был обнесен город, были настолько толстыми, что взять его за одну ночь ученым представляется невозможным. Не зря историки называют Вавилон городом-крепостью: его окружали три ряда мощных стен и ров. Сделать подкоп враги также не могли, поскольку стены города уходили вниз не менее чем на 10 метров. Ширина укрепления, по сохранившимся данным, составляла не менее 5 метров.
- Царь Валтасар не мог не знать о том, что под его стенами собралось вражеское войско, поскольку на стенах имелись смотровые башни с зубцами. Если предположить, что он был в курсе, понимал опасность и решил «встретить смерть весело», устроить грандиозный пир на прощание, то становится непонятным его испуг после появления таинственного послания. Зачем впадать в отчаяние, пытаться найти объяснение, если гибель и так предрешена?
Наконец, непонятно, по какой причине Вавилон будет разделен между мидянами и персами, чем они лучше идолопоклонника Валтасара и его подданных? Во времена правления этого царя и та, и другая народность оставалась язычниками, потом перешли в ислам, то есть к христианскому богу никакого отношения не имели, поэтому вопрос остается открытым – почему для наказания неправедного царя выбраны столь же неправедные люди?
Сюжет в искусстве
Пир Валтасара стал излюбленным сюжетом литературных и живописных произведений. Приведем несколько примеров:
- Полотно Рембрандта с одноименным названием было создано в 1635 году. Сейчас на произведение искусства можно посмотреть в Лондонской национальной галерее.
- Картина Сурикова «Пир Валтасара», 1874 год. На полотне большое количество действующих лиц и детально проработаны эмоции.
- Произведения для исполнения хором, оратории, например «Валтасар» Георга Генделя.
Это основные произведения, в которых фигурирует последний, согласно библейским канонам, царь великого Вавилона.
Крылатое выражение
Что означает «пир Валтасара» в переносном смысле? Это устойчивое словосочетание, которое принято употреблять в ситуации безудержного веселья перед какой-то бедой, причем празднующие люди еще не догадываются о том, что вскоре им предстоит столкнуться с проблемой. В целом в крылатой фразе библейский сюжет не был переосмыслен полностью, однако выражение может употребляться не только по отношению к пиру, но и в связи с любым весельем, происходящим накануне трагедии.
Масштабы самого бедствия могут быть любыми, не обязательно это крушение целого города или катастрофа, событие может быть самым незначительным для мира, но существенным для конкретного лица.
Например, сказать «устроили пир Валтасара» вполне уместно по отношению к студентам, которые накануне экзамена решили отпраздновать день рождения, а не готовиться, сославшись на то, что за один вечер освоить весь курс невозможно.
Источник: https://autogear.ru/article/370/466/pir-valtasara—chto-oznachaet-vyirajenie/
Пир Валтасара
Живопись русских художников Картина Василия Ивановича Сурикова «Пир Валтасара». Холст, масло, размер 81 × 140 см.
В библейских текстах Валтасар был последним вавилонским царем, с его именем связано падение великого Вавилона. Несмотря на осаду столицы, предпринятую Киром, царь Валтасар и все жители, имея у себя богатый запас продуктов, могли беспечно предаваться удовольствиям жизни.
По случаю одного незначительного праздника в самый напряженный момент осады Вавилона беспечный царь Валтасар устроил грандиозный пир, на который приглашены были тысячи вельмож и придворных. Настольными чашами служили драгоценные сосуды, отобранные вавилонскими завоевателями у разных покоренных народов, между прочим, и дорогие сосуды из Иерусалимского храма.
В самый разгар пира на стене проявилась человеческая рука и медленно стала писать на камнях стены огненные слова.
Книга пророка Даниила (Даниил, V, 1–30) Валтасар царь сделал большое пиршество для тысячи вельмож своих и перед глазами тысячи пил вино.
Вкусив вина, Валтасар приказал принести золотые и серебряные сосуды, которые Навуходоносор, отец его, вынес из храма Иерусалимского, чтобы пить из них царю, вельможам его, женам его и наложницам его.
Тогда принесли золотые сосуды, которые взяты были из святилища дома Божия в Иерусалиме; и пили из них царь и вельможи его, жены его и наложницы его. Пили вино, и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных.
В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала. Тогда царь изменился в лице своем; мысли его смутили его, связи чресл его ослабели, и колени его стали биться одно о другое.
Сильно закричал царь, чтобы привели обаятелей, Халдеев и гадателей. Царь начал говорить, и сказал мудрецам Вавилонским: кто прочитает это написанное и объяснит мне значение его, тот будет облечен в багряницу, и золотая цепь будет на шее у него, и третьим властелином будет в царстве.
Тогда отвечал Даниил, и сказал царю: дары твои пусть останутся у тебя, и почести отдай другому; а написанное я прочитаю царю и значение объясню ему. Царь! Всевышний Бог даровал отцу твоему Навуходоносору царство, величие, честь и славу.
Пред величием, которое Он дал ему, все народы, племена и языки трепетали и страшились его: кого хотел, он убивал, и кого хотел, оставлял в живых; кого хотел, возвышал, и кого хотел, унижал.
Но когда сердце его надмилось и дух его ожесточился до дерзости, он был свержен с царского престола своего и лишен славы своей, и отлучен был от сынов человеческих, и сердце его уподобилось звериному, и жил он с дикими ослами; кормили его травою, как вола, и тело его орошаемо было небесною росою, доколе он познал, что над царством человеческим владычествует Всевышний Бог и поставляет над ним, кого хочет. И ты, сын его Валтасар, не смирил сердца твоего, хотя знал все это, но вознесся против Господа небес, и сосуды дома Его принесли к тебе, и ты и вельможи твои, жены твои и наложницы твои пили из них вино, и ты славил богов серебряных и золотых, медных, железных, деревянных и каменных, которые ни видят, ни слышат, ни разумеют; а Бога, в руке Которого дыхание твое и у Которого все пути твои, ты не прославил. За это и послана от Него кисть руки, и начертано это писание. И вот что начертано: мене, мене, текел, упарсин. Вот и значение слов: мене – исчислил Бог царство твое и положил конец ему; Текел – ты взвешен на весах и найден очень легким; Перес – разделено царство твое и дано Мидянам и Персам.
Увидев ее, «царь изменился в лице своем, мысли его спутались, связи чресл его ослабели, и колена его от ужаса стали биться одно об другое». Призванные мудрецы не сумели прочитать и разъяснить надпись.
Тогда, по совету царицы, позвали престарелого пророка Даниила, который не раз, еще при Навуходоносоре, проявлял необыкновенную мудрость, и он действительно прочитал надпись, которая на арамейском языке кратко гласила: «Мене, текел, упарсин».
Это означало: «Мене – исчислил Бог царство твое и положил конец ему; текел – ты взвешен и найден очень легким; упарсин – разделено царство твое и отдано мидянам и персам». «В ту же самую ночь, – продолжает библейское повествование, – Валтасар, царь халдейский, был убит» (Даниил, V, 30).
Перейти к следующей работе мастера ►
Источник: http://smallbay.ru/artrussia/surikov_pir_valtasara.html
Пир Валтасара — Василий Суриков
Попав в Академию художеств в Петербурге, талантливый сибиряк, Василий Суриков не только постигал технические премудрости искусства, чтобы выработать свою манеру, но и находился в поисках своих сюжетных тем. Одно из увлечений живописца в годы ученичества — Античная история.
«Пир Валтасара» — первая яркая, уже «взрослая» картина, за которую молодой художник был удостоен первой премии. Валтасар — герой Библейской книги Даниила, последний халдейский правитель Вавилона. В историю вошло его знаменитое пиршество, когда царь использовал священные сосуды из Иерусалима, в которых ему и его гостям подавали питье и яства.
В самый разгар веселья гости на стене заметили внезапно появившуюся надпись — «мене, мене, текел, упарсин», что означало «исчислено, исчислено, взвешено, разделено». Таким образом Господь указал Валтасару на его скорую смерть и крах его царства. Именно этот момент, когда пирующие гости замечают таинственные и пророческие слова и изобразил Суриков.
В первую очередь обращает на себя внимание композиция картины — многофигурный сюжет отличается стройностью и ритмом. Позже сам художник вспоминал, что в годы учебы он значительную часть времени уделял именно композиции, за что и получил прозвище — «композитор».
В центре картины — Валтасар, окруженный наложницами, слугами, жрецами и охранниками. Утопая в кричащей роскоши, он ощущает себя властелином мира.
Однако вся эта живая вакханалия с полуобнаженными девами, пьяными гостями, музыкантами и экзотическими животными вдруг замирает на месте, устремив взгляд на противоположную стену, где светятся надписи, расшифровать которые по силам лишь иудейскому пророку Даниилу.
И вот в глазах пирующих явственно ощущается ужас, кувшины с вином опрокинуты, все смолкло, а яркая молния, сверкнувшая над городом, только усиливает ощущение страха и рока.
Многие искусствоведы склонны усматривать в этом полотне признаки академизма, но проявляющийся отпечаток темпераментного «суриковского» стиля уже можно различить.
Суриков отмечал, что наиболее интересующий его исторический период в те годы — это время, когда на развалинах великой Древней Римской империи, началось воцарение христианства, и эта работа только подтверждает этот трепетный интерес живописца.
(1
Источник: https://paintingplanet.ru/pir-valtasara-vasilij-surikov/
Суриков Василий Иванович
?
Categories: Автор — ЯННА_КОТ. Это цитата этого сообщенияСуриков Василий Иванович (1848-1916)
Василий Суриков. Галерея живописи. Автопортрет. 1879
Суриков Василий Иванович родился 12 января 1848 года в Красноярске, художник. Из казаков. Суриков весьма гордился своим происхождением и писал об этом: “Со всех сторон я природный казак… Мое казачество более, чем 200-летнее”.
«Анфиса» 1900-е
В 1856 — 1861 гг. учился в Красноярском уездном училище, где получил первые художественные познания от учителя рисования Гребнева, по его заданию он копировал гравюры с картин старых мастеров, постепенно постигая искусство их времени, “Гребнев меня учил рисовать, чуть не плакал надо мною”, — позже с благодарностью вспоминал Суриков.
«Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста» 1875
После смерти отца Суриков служил писцом, иногда рисовал. Его рисунки привлекли внимание красноярского губернатора П. Н. Замятина и богатого золотопромышленника П. И. Кузнецова, которые помогли ему с поступлением в петербургскую школу Общества поощрения художеств и взяли на себя расходы по содержанию молодого художника.
«Боярская дочь» 1884-1887
В этой школе у М. В. Дьяконова за три летних месяца Суриков освоил трехгодичный курс, а уже 28 августа 1869 года успешно сдал вступительные экзамены в петербургскую Академию художеств.
Его приняли вольнослушателем и зачислили в основной класс, где впоследствии его преподавателем станет П. П. Чистяков.
В следующем году он уже работает над своим первым произведением “Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге” (1870).
«Взятие снежного городка» 1891г.
Учился Суриков в Академии успешно. Блестящие достижения у молодого живописца были в композиции, недаром товарищи называли его “композитором”.
К периоду обучения в Академии относится его картина из древнерусской истории “Княжий суд” (1874).
В апреле 1875 года художник начинает работу над большим полотном: “Апостол Павел, объясняющий догматы христианства перед Иродом Агриппой, сестрой его Береникой и римским проконсулом Фестом”.
«Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге» 1870.
Академию Суриков заканчивает в звании художника I степени.
Когда через полгода он “в виде исключения” получил возможность поехать за границу на обучение у европейских мастеров, но взамен этого просил разрешить ему выполнить заказ по росписи московского храма Христа Спасителя.
В июне 1877 года художник переезжает в Москву, где делает в течение двух лет фрески, изображающие четыре Вселенских собора. Но впоследствии Суриков никогда уже не будет работать на заказ.
«Задумавшийся подросток» Этюд
1885
Художник становится членом Товарищества передвижных художественных выставок и Союза русских художников. Художник часто наведывался в Сибирь, бывал на Дону (1893), Волге (1901 — 1903), в Крыму (1913). В 1880 — 90-е годы посетил Францию, Италию и ряд других стран Европы. Особое впечатление на него произвели живописцы итальянского и испанского Возрождения.
«Зима в Москве» 1884-1887
Этюд для картины «Боярыня Морозова»
В 1878 году Суриков женился на Е. А. Шарэ, внучке декабриста П. П. Свистунова. Счастливая семейная жизнь и относительное материальное благополучие позволяют художнику “начать свое” — обратиться к русской истории.
Впечатления от старинной московской архитектуры явились важным стимулом на пути к первому его историческому шедевру картине “Утро стрелецкой казни”. “Утро стрелецкой казни” — грандиозная картина, завершенная в 1881 году, производит фурор.
В тот же год художник вступил в члены Товарищества передвижных художественных выставок и с того времени постоянно на них выставлялся.
«Зубовский бульвар зимою» 1885-1887
«Монах» 1900-е
Василий Суриков. Галерея живописи. Пир Валтасара. 1874
Василий Суриков. Галерея живописи. Старик-огородник. 1882
Василий Суриков. Галерея живописи. Портрет молодой женщины. 1911
Василий Суриков. Галерея живописи. Портрет хакаски. 1909
Василий Суриков. Галерея живописи. Портрет княгини П.И.Щербатовой. 1910
Василий Суриков. Галерея живописи. Портрет Е.К.Дерягиной. 1879
Василий Суриков. Галерея живописи. Сцена из римского карнавала. 1884
Василий Суриков. Галерея живописи. Василий Суриков. Автопортрет. 1902
Василий Суриков. Галерея живописи. Горожанка. Портрет Александры Ивановны Емельяновой, урожденной Шрейдер. 1902
Василий Суриков. Галерея живописи. Портрет Н.Ф.Матвеевой. 1909
Василий Суриков. Галерея живописи. Портрет полководца А.В.Суворова 1907
Василий Суриков. Галерея живописи. Портрет молодой женщины в кокошнике. 1892
Василий Суриков. Галерея живописи. Колокольня Ивана Великого и купола Успенского собора. 1876
Василий Суриков. Галерея живописи. Портрет Т.К.Доможиловой. 1891
Василий Суриков. Галерея живописи. Портрет художника Сурикова
Василий Суриков. Галерея живописи. Портрет А.Н.Третьяковой. 1910-е
Василий Суриков. Галерея живописи. Царевна. 1911
Василий Суриков. Галерея живописи. Неаполитанская девушка с цветами в волосах. 1883-1884
Василий Суриков. Галерея живописи. Портрет О.В.Суриковой (в замужестве Кончаловской), дочери художника, в детстве. 1888
Василий Суриков. Галерея живописи. Натурщица. 1882.
Василий Суриков. Галерея живописи. Женский портрет. 1902.
Василий Суриков. Галерея живописи. Букет. Бумага, акварель. 1884
Василий Суриков. Галерея живописи. Портрет Е.В.Суриковой. 1908
Василий Суриков. Галерея живописи. Девушка с косами. Портрет А.А.Добринской. 1910
Василий Суриков. Галерея живописи. Портрет неизвестной на желтом фоне. 1911
Василий Суриков. Галерея живописи. Портрет девочки в красном платье. Не позднее 1896
Василий Суриков. Галерея живописи. Портрет А.П.Юргенсон. 1908
Василий Суриков. Галерея живописи. Портре А.И.Емельяновой. 1903
Василий Суриков. Галерея живописи. Портрет доктора А.Д.Езерского. 1910
Василий Суриков. Галерея живописи. С гитарой. Портрет княгини С.А.Кропоткиной. 1882
Василий Суриков. Галерея живописи. Портрет Л.Т.Маториной. Казачка. 1892
Василий Суриков. Галерея живописи. Портрет К.М.Верхотуровой. 1890
Василий Суриков. Галерея живописи. Вид на Кремль. 1913
Василий Суриков. Галерея живописи. Портрет Е.Н.Сабашниковой. 1907
Василий Суриков. Галерея живописи. Женский портрет. Натурщица в головном уборе с поднизью из монет.
Василий Суриков. Галерея живописи. Головка девушки. Портрет З.С.Хамитовой. 1908
Василий Суриков. Галерея живописи. Портрет А.А.Добринской. 1911
Василий Суриков. Галерея живописи. Портрет Е.А.Суриковой. Не позднее 1888
Василий Суриков. Галерея живописи. Степан Разин, 1906
Василий Суриков. Галерея живописи. Голова женщины в черном платке. 1886
Василий Суриков. Галерея живописи. Портрет О.М.Величкиной, урожденной баронессы Клодт фон Юргенсбург. 1914
Василий Суриков. Галерея живописи. Девушка в красной кофте. 1892
Василий Суриков. Галерея живописи. Крыши зимой. 1880-е
Василий Суриков. Галерея живописи. Портрет юноши Леонида Чернышова. 1889-1890
Василий Суриков. Галерея живописи. Третий Вселенский Эфесский Собор. Эскиз росписи в верхней части южной стены на хорах храма Христа. 1876
Василий Суриков. Галерея живописи. Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иродиаде. 1872
Василий Суриков. Галерея живописи. Первый Вселенский Никейский Собор. Эскиз росписи в верхней части стены на хорах храма Христа Спаси 1876
Василий Суриков. Галерея живописи. Четвертый Вселенский Халкидонский Собор. 1876
Василий Суриков. Галерея живописи. Неаполь. Второй Вселенский Константинопольский Собор. 1876
Василий Суриков. Галерея живописи. Изгнание Христом торгующих из храма. 1873
Василий Суриков. Галерея живописи. Нерукотворный образ.1872
Василий Суриков. Галерея живописи. Минусинская степь. 1873
Василий Суриков. Галерея живописи. Вид на Красноярск с сопки. 1890-е
Василий Суриков. Галерея живописи. Крым. Ай-Петри, 1908
Василий Суриков. Галерея живописи. Перс, 1902
Василий Суриков. Галерея живописи. Портрет есаула в летней форме
Василий Суриков. Галерея живописи. Сибирская красавица. Портрет Е.А.Рачковской.
1891
Василий Суриков. Галерея живописи. Исцеление слепорожденного Иисусом Христом. 1888
Василий Суриков. Галерея живописи. Переход Суворова через Альпы в 1799 году. 1899
Василий Суриков. Галерея живописи. Покорение Сибири Ермаком. 1895
Василий Суриков. Галерея живописи. Меншиков в Березове. 1883
Василий Суриков. Галерея живописи. Утро стрелецкой казни. 1881
Василий Суриков. Галерея живописи. Боярыня Морозова. 1887
«Автопортрет» 1913
«Суворовский солдат» 1898
«Суворовский солдат» 1898
http://kolybanov.livejournal.com/3091003.html (Опросы по ВТО в ЖЖ) http://kolybanov.livejournal.com/3287319.html (Опрос об отношении к фракции партии ЕДИНАЯ РОССИЯ в ГосДуме)
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Источник: https://kolybanov.livejournal.com/3396272.html