Суриков “вид памятника петру i на сенатской площади” описание картины, анализ, сочинение

Суриков

1870  г. Масло, холст. V. I. Surikov Krasnoyarsk museum of Fine Arts, Krasnoyarsk, Russia

 Описание картины Сурикова В.И. «Вид памятника Петру I в Петербурге»

Первая самостоятельная картина Сурикова. Она была написана в первый год учебы в Академии Художеств, но вне академических занятий. В этой картине художник воплотил свои первые впечатления от столицы, пораженный ее красотой. Он точно прочувствовал пропорции Сенатской площади и превосходно справился с трудной передачей двойного освещения – луны и газовых фонарей.

На переднем плане – памятник «Медный всадник». На заднем плане – огромный силуэт Исаакиевского собора на фоне морозной петербургской ночи. По композиции эта картина – почти точная копия произведения художника М. Воробьева «Исаакиевский собор и памятник Петру I».

В композиции картины выделяется 2 основных оси, перекрещенных в виде наклоненного Андреевского креста. Вертикальная ось – «Луна – извозчик», горизонтальная ось – «Медный всадник – Купол собора».

Третью, второстепенную, ось образуют фигуры пешеходов и упряжки, движущиеся вглубь среднего плана. Благодаря ей центр картины – самый динамичный и реалистичный.

Движение фигур в нем – настоящий противовес иллюзорной динамике Петра на коне и величавой статичности Исаакиевского собора.

Белый снег на переднем плане сияет отражением лунного света. Он составляет яркий контраст с темным силуэтом собора, находящимся в дальней плоскости фона.

Полотно демонстрирует любовь художника к красивейшему из городов и стремление подняться над суетой человеческих страстей во имя прекрасного – искусства.

Лучшие картины Сурикова В.И.

Суриков Суриков Суриков Суриков
Суриков Суриков Суриков Суриков
Суриков

Источник: http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/surikov-v-i/surikov-v-i-vid-pamyatnika-petru-i-na-senatskoj-ploshhadi-v-peterburge/

Прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 7

Суриков Суриков Суриков Суриков Суриков

1 Михайловский дворец

2 Корпус Бенуа3 Флигель Росси4 Михайловский сад5 Михайловский замок6 Летний сад7 Летний дворец Петра I8 Домик Петра I9 Мраморный дворец10 Строгановский дворецЗал 33Суриков

Творчество И.Е. Репина (1844–1930) – одно из значительнейших явлений в русском искусстве. В своих произведениях он запечатлел историю и современность, создал целую галерею портретов замечательных людей своей эпохи.

Суриков

Илья Ефимович Репин. Александр Глазунов (1865 – 1936)

Суриков

Илья Ефимович Репин. Портрет Шишкина

Суриков

Илья Ефимович Репин. Портрет Ефима Репина

Его работы отличаются яркой характеристикой образов, жизненной достоверностью и поражают удивительным живописным мастерством. Большой талант художника проявился уже в картине «Воскрешение дочери Иаира» (1871), созданной как выпускная программа при окончании Репиным Академии художеств.

Суриков

  • Илья Ефимович Репин. Воскрешение дочери Иаира
  • Разносторонность дарования художника уже тогда проявилась в том, что одновременно с работой над этим холстом он трудился над совершенно другим по сюжету и живописным задачам произведением.
  • Илья Ефимович Репин. Бурлаки на Волге

Это были «Бурлаки на Волге»(1870–1873).Картина стала новаторским произведением в русском искусстве. Впервые крупным планом на холсте предстали люди из народа, каждый со своим характером, мастерски переданным художником.

  1. Илья Ефимович Репин. Садко
  2. Экспонирующееся в зале полотно «Садко» (1876) было создано во время заграничной поездки после окончания Академии художеств в качестве отчетного произведения, за которое живописцу было присуждено звание академика.

Зал 34

Одним из центральных произведений в творчестве Репина, произведением, которому он придавал большое значение, является картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880—1891). Вынашивая замысел, художник изучил исторические документы, посетил Запорожье и Кубань.

Эта тема так увлекла Репина, что не отпускала его более десяти лет.

Репин с поразительной свободой и мастерством изобразил различные характеры людей и оттенки смеха на их лицах – от тонкой улыбки на умном лице атамана Ивана Серко до раскатистого хохота усатого казака в красном жупане.

И.Е. Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану

В этом же зале – картины Репина «Проводы новобранца» и «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных», портреты критика В.В.Стасова, композитора А.Г.Рубинштейна и физиолога И.Р.Тарханова.

И.Е. Репин. Проводы новобранца

  • Репин Илья Ефимович.Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных

Репин Илья Ефимович. Портрет артистки С.М. Драгомировой

Илья Ефимович Репин. Портрет певицы А.Н.Молас. 1883

И.Е. Репин – Портрет критика В.В.Стасова.

Репин И.Е. Портрет физиолога И.Р.Тарханова. 1892.

Репин Илья Ефимович. Портрет композитора А.Г. Рубинштейна

Зал 35

В зале экспонируются полотна «Какой простор!», «Белорус», портреты композитора Н.А.Римского-Корсакова, графини Н.А.Головиной, лесопромышленника и пропагандиста русской музыки М.П.Беляева.

И.Е. Репин. Какой простор!

  1. Репин Илья Ефимович. Белорус

И.Е. Репин портрет композитора Н.А.Римского-Корсакова

И.Е. Репин портрет М.П.Беляева

И.Е. Репин. Портрет графини Н.П.Головиной

  • Картина «17 октября 1905 года» – отклик на манифест Николая II от 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка», опубликованный в дни революционного подъема в стране.
  • Репин Илья Ефимович. Манифестация 17 октября 1905 года
  • Репин писал: «Картина изображает процессию освободительного движения русского прогрессивного общества… главным образом студенты, курсистки, профессора и рабочие с красными флагами, восторженные; с пением революционных песен…подняли на плечи амнистированного и многотысячной толпой движутся по площади большого города в экстазе общего ликования».

Зал 36 и ещё

    Коллекция произведений В.И. Сурикова – одна из самых значительных в собрании Русского музея. Жанровая картина «Взятие снежного городка» (1891) написанная художником на родине в Красноярске, открывает новый период в его творчестве, связанный с созданием трех монументальных полотен на сюжеты героической истории России.

    «Две стихии встречаются» – так определит Суриков основной замысел картины-эпопеи «Покорение Сибири Ермаком» (1895), созданием которой он словно утвердил свою связь с Сибирью, с казачеством. Картина «Переход Суворова через Альпы» (1899) посвящена легендарному событию 1799 года. «Главное в картине, – говорил Суриков, – движение.

    Храбрость беззаветная, – покорные слову полководца, идут…».

    В.И. Суриков. Взятие снежного городка

    В.И. Суриков. Покорение Сибири Ермаком

    В.И. Суриков. Переход Суворова через Альпы

    • Зал 37
    • В последнем большом полотне Сурикова «Степан Разин» (1907) ощущаются тенденции нового русского живописного реализма – бессобытийность, поэтизация истории, чрезвычайная активность пейзажа и поиски монументальных форм выражения.
    • Суриков Василий Иванович. Степан Разин

    В залах, посвященных творчеству живописца, помимо исторических полотен и подготовительных работ к ним, можно увидеть и ранние академические композиции, и великолепные портреты позднего периода.

    «Портрет неизвестной на желтом фоне», «Сибирячка» – воплощение излюбленного Суриковым типа женской, исполненной гармонии красоты.

    «Автопортрет» 1915 года – последнее из созданных художником четырнадцати своих изображений.

    1. Суриков Василий Иванович. Степан Разин

    В.И. Суриков. Портрет неизвестной на желтом фоне

    В.И. Суриков. Сибирячка

    В.И. Суриков. Старик-огородник 1882

    • Суриков Василий Иванович. Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге
    • Суриков Василий Иванович. Пир Валтасара
    • Зал 38

    В.М. Васнецов сочетал в своих убеждениях свойственный «передвижникам» демократический гуманизм с глубокой религиозностью и национальным чувством.

    Свою тему художник нашел не сразу. Картина «Балаганы в окрестностях Парижа» (1876) дающая представление о раннем периоде творчества, близка работам жанристов 1860–1870-х годов с их критико-обличительной направленностью.

    В.М. Васнецов. Балаганы в окрестностях Парижа

    В начале 1880-х Васнецов создает первые сказочно-батальные полотна: «Бой скифов со славянами» (1881) и «Витязь на распутье» (1882). Избрав для своих картин национально-историческую тематику, художник объединяет знание народного эпоса с мастерством жанриста, преобразует русский исторический жанр, погружая мотивы Средневековой Руси в атмосферу поэтической легенды или сказки.

    1. Васнецов Виктор Михайлович. Бой скифов со славянами
    2. Васнецов Виктор Михайлович. Витязь на распутье
    3. Васнецов Виктор Михайлович. Баян
    4. Васнецов Виктор Михайлович. У продавца книг (1876)
    5. Васнецов Виктор Михайлович. Портрет Татьяны Васнецовой, дочери художника
    6. В этом же зале представлен образ Богоматери с Христом-младенцем на руках – один из эскизов для росписей Владимирского собора в Киеве, над которыми Васнецов трудился более десяти лет.
    7. Васнецов Виктор Михайлович. Богоматерь
    8. Зал 54

    К значительнейшим произведениям Репина принадлежит монументальное полотно «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901, в день столетнего юбилея со дня его учреждения» (1903), грандиозный групповой портрет, написанный по заказу правительства в 1901–1903 годах.

    К его исполнению Репин привлек двух своих учеников – Б.М.Кустодиева и И.С.Куликова. В картине Репин блестяще решил сложную задачу естественного и свободного размещения более шестидесяти фигур участников заседания (изображен круглый колонный зал Мариинского дворца в Петербурге).

    • В процессе подготовки картины Репин написал множество портретных этюдов членов Государственного совета, часть из которых также размещена в зале.

    Цитата сообщения MatrioshkaПрочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!Виртуальные прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 7.

    Источник: https://philologist.livejournal.com/3936813.html

    Василий Суриков

    Василий Суриков – российский художник, автор картин «Боярыня Морозова», «Степан Разин», «Утро стрелецкой казни». Российский художник Василий Суриков родился в Красноярске.

    Родственники мужчины относились к казачьему сословию. Один из них значился атаманом Енисейского казачьего полка. Иван Васильевич Суриков, отец художника, трудился коллежским регистратором.

    Прасковья Федоровна Торгошина, мать, слыла домохозяйкой.

    Суриков Портрет Василия Сурикова

    Когда Сурикову исполнилось 8 лет, семья переехала в Сухой Бузим Красноярского края. Парня отдали в приходскую школу при Всехсвятской церкви. Позже Василий поступает в уездное училище, оставив родителей в Красноярском крае. Через год скончался отец, из-за туберкулеза. У матери не было выхода, поэтому женщина собрала детей и вернулась в Красноярск.

    Семья в те годы владела двухэтажным домом. Из-за недостатка денег Прасковья Федоровна решила сдавать второй этаж в аренду, для получения дохода. Любовь к рисованию у Сурикова проявилась в раннем детстве. Еще в красноярском уездном училище Василий Иванович начал брать уроки. Первым учителем пригласили Николая Васильевича Гребнева.

    Суриков Автопортрет Василия Сурикова

    Первую осознанную картину Суриков написал в 1862 году. Это была работа, созданная акварелью. Подросток назвал шедевр «Плоты на Енисее». Сейчас полотно находится в музее-усадьбе В.И. Сурикова в Красноярске.

    Завершив обучение, парень попадет на службу в губернское управление. Василию Ивановичу досталась работа писца.

    Читайте также:  Ге николай "тайная вечеря" описание картины, анализ, сочинение

    К сожалению, дальнейшая учеба оказалась не по карману семейству Суриковых, которые жили скромно после смерти отца.

    Однажды рисунки художника увидел енисейский губернатор П.Н. Замятнин. Благодаря стараниям чиновника у талантливого автора появился меценат, который заплатил за обучение Сурикова в Академии художеств. Первая попытка поступления в учебное заведение провалилась, но Василий Иванович не отчаивался. Он прошел курс рисования в санкт-петербургской школе Общества поощрения художников.

    Суриков Памятник Василию Сурикову

    Осенью, сдав вновь экзамены в Академию художеств, стал вольнослушателем. Еще год потребовался, чтобы талантливого парня перевели в основную группу. Суриков стал старательным учеником П.П. Чистякова. За 6 лет учебы молодого человека награждали медалями и денежными призами. Василий Иванович много работал над композицией. Из-за этого студенты прозвали Сурикова Композитором.

    Живопись

    Творческая биография художника началась с работы «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге». Картину Суриков написал в 1870 году, а после продал П.И. Кузнецову. Интересно, что первый вариант полотна сейчас располагается в Красноярском государственном художественном музее, которому присвоено имя Василия Ивановича.

    Суриков Картина Василия Сурикова «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге»

    Через 4 года Суриков отправляется в гости к Кузнецову, на золотые прииски, находящиеся в Хакасии. Благодаря смене обстановки родилась картина «Милосердный самаритянин». Работа стала подарком радушному хозяину, но отметили полотно и специалисты. Василию Ивановичу вручили Малую золотую медаль.

    Портреты на заказ не вдохновляли художника, поэтому Суриков отказывался от такой работы. Но за основу подобные картины брал регулярно. В числе произведений Василия Ивановича значатся графические портреты московского гитариста Ф.Ф. Пелецкого.

    Суриков Картины Василия Сурикова «Портрет Е.К. Дерягиной» и «Портрет княгини С.А. Кропоткиной»

    Один из рисунков представлен на всеобщее обозрение в Третьяковской галерее. Суриков признавался, что увлечение музыкой, в частности оперой, помогало в творчестве. Более того, художник обучался игре на гитаре у Пелецкого.

    Наступает время известных полотен. «Утро стрелецкой казни» Василий Иванович писал на протяжении 3 лет. Эта картина стала пропуском в мир большой живописи. Итогом многолетней работы стало включение в Товарищество передвижных художественных выставок.

    Суриков Картина Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни»

    Ради дальнейшего развития Суриков собирается поехать в зарубежное путешествие. Но отсутствие денег не позволяло художнику мгновенно отправиться в путь.

    Чтобы решить материальные проблемы, Василий Иванович продал П.М. Третьякову картину «Меншиков в Березове».

    Благодаря этому автор полотна посетил Италию, Германию, Францию и Австрию, воочию рассмотрел полотна признанных мастеров, размещенные в Лувре и Дрезденской галерее.

    Суриков Картина Василия Сурикова «Меншиков в березове»

    В 1881 году Суриков начал трудиться над картиной «Боярыня Морозова». Любовь к композиции привела к тому, что каждая работа начиналась с эскиза. Иногда Василию Ивановичу требовалось несколько лет для создания идеальной зарисовки. Только после этого мастер переносил ее на полотно.

    Личность боярыни захватила Сурикова после рассказа тетки Ольги Матвеевны Дурандиной. Но работа долго не клеилась из-за отсутствия требуемого типажа. И вот перед Василием Ивановичем предстает еще одна тетка – Авдотья Васильевна Торгошина.

    Суриков Картина Василия Сурикова «Боярыня Морозова»

    Первыми рассмотреть «Боярыню Морозову» смогли посетители XV Передвижной выставки, которая проходила в 1887 году. Сразу же после этого Суриков перебрался на лето в Красноярск. Художник находит вдохновение в солнечном затмении, произошедшем 8 августа. Теперь посмотреть на этюд можно в Тверской картинной галерее.

    Портреты не увлекали Сурикова, но в 1887 году в сознании творца случился переворот. Мужчина запечатлел на полотне мать, позже появился «Мой брат». После смерти супруги, в 1888 году Василий Иванович с детьми перебирается на несколько месяцев в родной Красноярск, где начал создавать картину «Взятие снежного городка». Работу завершил автор через два года.

    Суриков Картина Василия Сурикова «Взятие снежного городка»

    Суриков на полотна переносил случаи из жизни. Так случилось и с этой работой. На картине представлена одноименная игра. Идея создания принадлежит младшему брату, которого Василий Иванович изобразил стоящим в кошеве. Позже эксперты оценили работу Сурикова и наградили полотно именной медалью. Это событие произошло на международной выставке в Париже.

    Василий Иванович отправился в Сибирь, где произошло знакомство с бытом вогулов, хакасов, остяков. Изучение жизни народов привело к созданию картины «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем». Работа была кропотливой, завершилась в 1895 году. Таким образом, Суриков трудился над полотном в Сибири, на реке Оби, на Дону.

    Суриков Картина Василия Сурикова «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем»

    По возвращении в Красноярск у художника возникает идея написания «Перехода Суворова через Альпы». Образ военачальника Василий Иванович писал с отставного казачьего офицера Ф.Ф. Спиридонова.

    Мужчина работал над родословной семьи Суриковых. Через три года родился этюд, но многие увидели в нем не Спиридонова, а преподавателя гимназии Григория Николаевича Смирнова.

    Позже Суриков отправляется в Швейцарию для написания эскизов.

    К вековому юбилею итальянского похода Суворова Василий Иванович представляет законченную картину. Полотно демонстрировали в Москве и Санкт-Петербурге, а потом оно отправилось в императорскую коллекцию.

    Два варианта картины Василия Сурикова «Переход Суворова через Альпы»

    Картина Сурикова «Зима в Москве» создавалась в течение трех лет. Официально завершена работа была в 1887 году, незадолго до возникновения у Василия Ивановича идеи создания полотна «Степан Разин». Почти 3 года художник писал этюды в Сибири и на Дону, искал прототипа.

    В это время в работе у Сурикова находилась еще несколько картин. В 1901 году мастер познакомился с Красноярским бунтом, в котором участвовали предки Василия Ивановича. Вдохновившись этим периодом, художник создал полотно «Красноярский бунт 1865 года». В 1907 году Сурикова включают в Союз русских художников, но в то же время Василий Иванович покидает Товарищество передвижников.

    Картина Василия Сурикова «Степан Разин»

    Мужчина слушает оперу и читает книги. После знакомства с «Домашним бытом русских цариц XVI-XVII веков» авторства Забелина в голове у Сурикова возникает идея создания картины «Посещение царевной женского монастыря». Вдохновлялся Василий Иванович для этого образами внучек.

    Поездка на озеро Шира сподвигла Сурикова на написание картины «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря, убитого древлянами». К сожалению, эта работа осталась лишь задумкой автора.

    Картина Василия Сурикова «Посещение царевной женского монастыря»

    В академических кругах творчество Василия Ивановича вызывало резкую критику. Мастера не понимали «скученности» композиции, размазанных лиц на полотнах. Но среди экспертов были люди, оценившие художественные замыслы Сурикова. Современные творцы могут изучать картины Василия Ивановича по фото и оригиналам.

    Личная жизнь

    Долгое время Василий Суриков приглядывался к внучке декабриста Свистунова. Прекрасную девушку с большими темными глазами звали Елизавета Августовна Шаре.

    Устоять перед красотой дамы художник не смог, поэтому 25 января 1878 года молодые люди заключили брак. В этом же году у супругов родилась дочь Ольга, а через два года – Елена.

    Талантливый художник с музой проживали в небольшой квартире, расположенной на Зубовском бульваре.

    Портрет жены Василия Сурикова

    Счастье было недолгим. Через 10 лет Елизавета Августовна скоропостижно скончалась. Убитый горем муж постоянно посещал супругу на кладбище, забросил творчество. Желание работать пропало у Сурикова. Но в какой-то момент картины вновь вернули к жизни Василия Ивановича.

    Василий Суриков с дочерью Ольгой

    Дочь Ольга подарила отцу внучку Наталью Кончаловскую. В свою очередь, девушка родила двух известных в современной России людей – кинорежиссера и сценариста Андрея Кончаловского и режиссера Никиту Михалкова.

    Смерть

    Здоровье Василия Ивановича Сурикова в конце жизненного пути оставляло желать лучшего. Несмотря на это, художник отправляется с П.П. Кончаловским в Испанию, для поиска творческого вдохновения. В это же время в Красноярске распахнула двери рисовальная школа. Состояние Сурикова оставалось плохим, но художник уезжает на родину для создания пейзажей.

    Могила Василия Сурикова

    Через год из-за ухудшения Василий Иванович вынужден поехать в Крым, на лечение.

    В марте 1916 года художественные круги облетела страшная новость – ишемическая болезнь сердца погубила талантливого Сурикова.

    Могила российского художника находится рядом с местом захоронения супруги, на Ваганьковском кладбище. В память о Василии Сурикове в 1959 году сняли историко-биографический фильм.

    Произведения

    • 1876 – «Вид на Кремль»
    • 1881 – «Утро стрелецкой казни»
    • 1884 – «Венеция. Собор Св. Марка»
    • 1887 – «Боярыня Морозова»
    • 1891 – «Взятие снежного городка»
    • 1895 – «Покорение Сибири Ермаком»
    • 1899 – «Переход Суворова через Альпы»
    • 1900 – «Степан Разин»
    • 1908 – «Крым. Ай-Петри»
    • 1910 – «Девушка с косами»
    • 1910 – «Севилья. Альказар»

    Источник: https://24smi.org/celebrity/4709-vasilii-surikov.html

    Суриков В.И

    Суриков

    Для увеличения – нажмите на изображение

    Автопортрет. 1879

     “Два года назад в журнале Министерства Народного Просвещения появилась статья Оглаблина “Красноярский бунт”. В ней я нашел, что казаки Петр и Илья Суриковы участвовали в бунте против воеводы, а Петр даже раньше в таких же бунтах. От этого Петра и ведем мы свой род.

    Они были старожилы красноярские времен Алексея Михайловича и, как все казаки того времени, были донцы, зашедшие с Ермаком в Сибирь. Предки мои со стороны матери тоже казаки – Торгошины. А Торгошин Василий так же был в бунте 1695 года. Бабушка моя с отцовской стороны тоже была казачка – Черкасова. Как видите, я природный казак.

    Итак, казачество мое более чем двухсотлетнее”. 

     Так писал о своем происхождении художник В.И. Суриков. 

    Василий Иванович Суриков родился 24 января 1848 года в Красноярске. Его предки по отцу и матери принадлежали к казачьим семьям. С детства Василий восхищался величественной природой Сибири. Он говорил: «Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства; она же дала мне дух, и силу, и здоровье».

    Читайте также:  Репин "крестный ход в курской губернии" описание картины, анализ, сочинение

    В детстве обнаружилась способность мальчика замечать необычное, красивое. Художник так говорил позднее об этой своей особенности: «Увижу что-нибудь, поразившее внимание, сразу ярко замечу во всех подробностях, и потом стоит только припомнить, и оно, как живое, перед глазами».

    Рисовать Василий начал рано. Сначала, как он сам говорил, «на стульях сафьяновых рисовал – пачкал». А в шесть лет скопировал с черной гравюры Петра Великого и сам раскрасил: синькой – мундир, а брусникой – отвороты.

    Первый, кто обратил внимание на живописные способности Сурикова, был учитель рисования Красноярского уездного училища Н.В. Гребнев.

    В 1859 году умер отец и семья стала испытывать материальные затруднения. Сдавали часть дома квартирантам и за счет этого жили.

    Суриков, начавший учиться в гимназии, вынужден был ее оставить и поступить в 1862 году в Енисейское общее губернское управление канцелярским писцом. Василий Иванович потом рассказывал: «Очень я по искусству тосковал.

    Мать какая у меня была: видит, что я плачу – горел я тогда, – так решили, что я пойду пешком в Петербург».

    Мечта Сурикова осуществилась благодаря помощи красноярского губернатора П.Н. Замятина и золотопромышленника П.И. Кузнецова, оплатившего все расходы на поездку Сурикова в столицу и его учение в Академии художеств.

    В конце 1868 года Василий отправился в Петербург, куда добрался в феврале следующего года. Сначала он поступил в школу Общества поощрения художников, чтобы подготовиться к экзамену в академии. В апреле он держал экзамен в Академию художеств, но неудачно, и только в августе, после усиленных летних занятий, был принят сначала вольнослушателем, а год спустя – в 1870 году – слушателем академии.

    За время учебы Василий писал картины и рисунки, главным образом на библейские темы, за которые неоднократно получал медали, золотые и серебряные, денежные премии.

    В марте 1874 года Суриков получил первую премию за превосходный живописный эскиз композиции «Пир Валтасара».

    В том же году он создал первую композицию на тему древнерусской истории «Княжий суд», где ему удалось достигнуть впечатления достоверности происходящего.

    В конце 1875 года Суриков оканчивает Академию художеств и получает звание классного художника первой степени. Он принимается вскоре за заказ на роспись четырех панно на тему: «Вселенские соборы» в храме Христа Спасителя, чтобы получить деньги и иметь возможность заниматься своим творчеством. Это был первый и единственный заказ, который выполнил Суриков в течение своей жизни.

    В июне 1877 года он переехал в Москву на постоянное жительство, а в 1878 году Суриков женится на Елизавете Августовне Шарэ, внучке декабриста П.Н. Свистунова.

    Счастливая семейная жизнь и относительная материальная обеспеченность позволили художнику «начать свое» – обратиться к образам русской истории.

    Со следующего года начинается его напряженная работа над первой исторической большой картиной «Утро стрелецкой казни».

    При написании этой картины Суриков изучает исторические документы, свидетельства очевидцев, делает большое количество этюдов с крестьян и знакомых. Произведение было выставлено на IX Выставке Товарищества передвижников 1 марта 1881 года. М.М. Антокольский назвал «Утро стрелецкой казни» первой русской исторической картиной. Эта картина была приобретена П.М. Третьяковым для своей коллекции.

    Еще одна известная картина Сурикова на историческую тему – «Меншиков в Березове» (1881-1883). При написании этого полотна художник использовал тот же метод что и при написании «Утра стрелецкой казни»: задуманные образы Василий Иванович тщательно изучил, а затем обратился к поискам натуры. Жена художника стала прообразом дочери Меншикова Марии.

    Для сына Меншикова позировал знакомый Сурикову юноша. Образ Меньшикова художник увидел в угрюмом незнакомце на улице (это был учитель математики Невенгловский). Василий Иванович узнал где он живет и уговорил его позировать. Также на улице же Суриков повстречал девушку, которая послужила моделью для младшей Меншиковой.

    Картина была выставлена на XI выставке передвижников в 1883 году и была приобретена Третьяковым.

    Средства, полученные от продажи двух больших полотен, позволили Сурикову совершить путешествие в Европу. В сентябре 1883 года он с женой и двумя дочерьми — пятилетней Олей и трехлетней Леной посещает в Берлин, затем Дрезден, после чего отправляется во Францию, в Париж.

    В Париже Суриковы живут больше двух месяцев, а затем уезжают в Италию. Во время поездки Василий Иванович изучает творчество известных европейских живописцев. Находясь за границей художник пишет картины «Собор Св.

    Петра в Риме», «Две итальянки», «Римский карнавал», «Улица в Риме», «Помпея», «Миланский собор», «Колизей».

    Вернувшись в Россию, Суриков приступает к созданию «Боярыни Морозовой». Здесь художник также не изменил своему методу: юродивого он нашел на толкучем рынке, типы монашек, боярышень – в селе Преображенском под Москвой. Картина была выставлена в 1887 году на XV выставке передвижников. И опять же Третьяков покупает картину.

    В 1888 году умирает жена художника. Суриков впадает в глубокую депрессию, он не может работать, замыкается в себе. В следующем году по приглашению матери и брата художник с дочерьми посещает Красноярск. Там он вновь возвращается к жизни, пишет картину «Взятие снежного городка».

    В Сибири у художника рождается замысел новой исторической картины — «Покорение Сибири Ермаком». Суриков пишет этюды в Минусинском крае, Тобольске, Красноярске, на Иртыше, а затем едет на Дон. Особенность картины заключается в том, что несмотря на то что живописец изображает страшную битву, на ней нет крови, трупов, искаженных болью лиц. Картина стала вершиной творчества художника.

    Широкую известность получило еще одно историческое полотно Сурикова — «Переход Суворова через Альпы». Произведение впервые было показано публике на XXVII Передвижной выставке в 1899 году, в год столетия знаменитого Суворовского перехода. При написании этой картины художник посетил Швейцарию, чтобы своими глазами увидеть Альпы.

    В 1895 году советом Академии художеств Василию Ивановичу Сурикову было присвоено звание академика.

    Последняя картина Сурикова, показанная на передвижной выставке (в 1906 году) — «Степан Разин». Первый эскиз картины был сделан еще в 1887 году, а изменения вносились вплоть до 1910 года.

    С 1905 года здоровье художника резко ухудшилось. В 1912 году живописец лечился в Берлине, а затем — в Крыму. В 1914 году художник последний раз посещает Красноярск.

    • Василий Иванович Суриков умер 6 марта 1916 года в Москве от болезни сердца.
    • *   *   *
    • Галерея (166 изображений)

    *   *   *

    Источник: http://gorenka.org/index.php/surikov-v-i

    История России на полотнах Сурикова В.И

    В.И. Суриков часть своих картин посвятил значимым событиям истории России.

    В первом историческом труде «Вид памятника Петру I на Сенатской площади» художник даёт оценку реформам Петра I. По одной линии полотна располагается купол Исаакиевского собора, царь Петр I на коне и луна в тёмном небе. Каменный постамент и конь устремляются вверх. Это символ великих петровских преобразований.

    Вид памятника Петру I на Сенатской площади

    Рассказывает Суриков ещё об одном событии петровской эпохи – восстании стрельцов. Сам бунт и казнь стрельцов на картине не изображаются. Художника волнует драматическая судьба русского народа в период смены власти. Суриков делает акцент на лицах людей, приговорённых к казни. Главные персонажи картины восседающий на коне царь Петр I и стрелец отражают противостояние в период смены власти.

    Утро стрелецкой казни

    О событиях церковного раскола художник рассказывает в картине ” Боярыня Морозова”. Тема старообрядчества близка самому Сурикову. Он провёл детство в Сибири, где проживало много сторонников старой веры.

    Боярыню Морозову везут в санях, за которыми бегут дети и взрослые, всей душой сочувствующие ей. В центре полотна нищий, повторяющий за Морозовой символ старообрядцев – двоеперстие. Героиня картины, фанатично предана своей вере и готова за неё пойти на смерть. В.И.

    Суриков умело передал чувство волнения по старой, уходящей Руси.

    Боярыня морозоваБоярыня морозова

    Талантливый живописец запечатлел для потомков А.В. Суворова. На портрете видна простота и мудрость великого полководца.

    Безопасность границ России была обеспечена за счёт освоения новых земель. В 16 в. казаки под руководством Ермака совершают успешный поход в Сибирь. На большом полотне А.В. Суриков показывает сплоченность и мужество казаков на пути к великой цели.

    Переход Суворова через Альпы

    «Переход Суворова через Альпы» повествует об итальянских походах русской армии Полководец на коне и рядом с ним преданные ему воины. На этом полотне художнику интересен А.В. Суворов как решительный военачальник, ведущий армию к победе.

    Степан Разин

    Не оставил талантливый художник без внимания стремление народов России к свободе. На картине «Степан Разин» ладья прорывается сквозь течение, а впереди огромный таинственный горизонт. Так и восставшие под предводительством атамана Разина с оружием в руках добивались лучшей жизни. На главном плане картины мужественный и суровый Степан Разин, стремящийся исполнить свой долг перед казаками.

    Важные страницы российской истории предстают на полотнах В. И. Сурикова через духовность и переживания главного участника событий – простого народа.

    Источник: https://zen.yandex.com/media/1ylya1/istoriia-rossii-na-polotnah-surikova-vi-5d6cc2dcfebcd400af21fd74?feed_exp=ordinary_feed&from=channel&rid=4154305088.392.1581861580472.44395&integration=publishers_platform_yandex&secdata=CLuQ9I3PLSABMAI%3D

    Биография Василия Сурикова

    2013-01-24T10:30+0400

    2013-01-24T12:37+0400

    https://ria.ru/20130124/919206112.html

    Биография Василия Сурикова

    https://cdn24.img.ria.ru/images/91920/89/919208946_0:57:1526:921_1036x0_80_0_0_e9a64e8b7c82b69b721a46312117a9e4.jpg

    РИА Новости

    https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

    РИА Новости

    https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

    Русский живописец, мастер исторических полотен Василий Иванович Суриков родился 24 января (12 января по старому стилю) 1848 года в Красноярске. Семья Сурикова принадлежала к старинному казачьему роду.

    Первым, кто обратил внимание на способности мальчика, был Николай Гребнев – учитель рисования Красноярского уездного училища, которое Суриков окончил в 1861 году.

    В 1869 году Суриков сдал экзамены в Академию художеств в Санкт-Петербурге (ныне – Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина). А в следующем году Василий написал там свою первую самостоятельную картину “Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге” (1870).

    Читайте также:  Левитан исаак "март" описание картины, анализ, сочинение

    В 1875 году окончил Академию в звании классного художника первой степени. Вскоре получил заказ на роспись храма Христа Спасителя в Москве, куда переехал в 1877 году. 

    В 1881 году Василий Суриков стал членом Товарищества передвижных художественных выставок.

    В Москве окончательно оформились его мировоззрение и художественные интересы, прежде всего, как исторического живописца.

    Впечатления от старинной московской архитектуры явились важным стимулом на пути к первому историческому шедевру Сурикова  – картине “Утро стрелецкой казни” (1881). Художник выделил впечатляющие характеры.

    Торжественность последних минут он передал не только в гордой красоте людей, но и в той живописной палитре, которая вобрала в себя тона рассветного неба, цвета одежд и куполов собора.

    Свою репутацию выдающегося живописца-историка Суриков закрепил в картинах “Меншиков в Березове” (1883) и “Боярыня Морозова” (1887).

    Посмотрите фотоленту: Художник-ясновидец Василий Суриков >>

    В своих картинах художник изображал переломные, критические моменты российской истории, реальных исторических деятелей и обобщенно-типизированные (но в то же время наделенные яркими, индивидуальными характерами) образы русских людей разных сословий. Особую эмоциональную остроту придает полотнам Сурикова социальный или личностный конфликт, заложенный в тематическую основу произведений.

    Картина “Взятие снежного городка” (1891) посвящена целиком народной жизни – масленичной игре, представленной как веселая и в то же время сокрушительно-грозная стихия.

    Широкую известность получили его холсты “Покорение Сибири Ермаком” (1895), “Переход Суворова через Альпы” (1899).

    Несколько лет работал Суриков над своим последним большим историческим полотном “Степан Разин”. Картина давалась ему нелегко, была закончена в 1907 году. Над этой картиной Суриков продолжал работать даже тогда, когда она была показана зрителям.

    В процессе работы над большими картинами, ревностно подбирая натуру, Василий Суриков писал замечательные портреты, пейзажи, натюрмортные и интерьерные композиции, имеющие и вполне самоценный эстетический смысл.

    Он создал ряд самостоятельных портретов, простых по композиции, но сильных и целостных по красочной лепке – “П. Ф. Сурикова” (мать художника, 1887).

    Этапной в цветовых поисках художника явилась поездка в 1910 году в Испанию (вместе с зятем – Петром Кончаловским), откуда он привез свои замечательные акварели.

    Василий Суриков часто ездил в Сибирь, бывал на Дону (1893), Волге (1901–1903), в Крыму (1913). В 1880-90-е годы посетил Францию, Италию и ряд других стран Европы.

    Особое впечатление на него произвели живописцы итальянского и испанского Возрождения, прежде всего Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodríguez de Silva y Velázquez) и художники венецианской школы, такие, как Паоло Веронезе (Paolo Veronese).

    В поздних картинах Сурикова “Посещение царевной женского монастыря” (1912) и “Благовещение” (1914) он стремился к более емкой выразительности форм и цвета. В этот период он также пишет ряд лучших своих портретов, по-прежнему лаконически простых композиционно, темных по тону, полных внутреннего драматизма: “Автопортрет” (1913), “Человек с больной рукой” (1913).

    С 1907 году Суриков был членом Союза русских художников.

    19 марта (6 марта по старому стилю) 1916 года Василий Суриков скончался в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

    В 1878 году Суриков женился на Елизавете Шарэ, внучке декабриста Петра Свистунова. Двое детей: Ольга и Елена. Правнуками Василия Сурикова являются Никита Михалков и Андрей Кончаловский.

    Материал подготовлен на основе информации открытых источников

    Источник: https://ria.ru/20130124/919206112.html

    Василий Суриков биография

    Суриков Василий Иванович (1848-1916) – выдающийся русский художник, специализировавшийся на исторических полотнах. Среди остальных живописцев его выделял пугающий реализм, который зачастую шокировал современников.

    Биография Сурикова Василия Ивановича складывалась весьма удачно, и он в полной мере смог реализовать свой талант.

    Будущий великий живописец появился на свет 12 (24) января 1848 года в Красноярске, в семействе, принадлежавшем казачьему сословию.

    После ранней смерти отца семье пришлось несладко, и мать Василия была вынуждена сдавать в аренду второй этаж их дома. Денег едва хватало на самое необходимое, однако мудрая женщина, заметив страсть сына к рисованию, умудрялась оплачивать уроки живописи. Первым учителем Василия был Н. В. Гребнев, преподававший рисование в Красноярском уездном училище.

    Самой ранней работой Сурикова, дошедшей до наших времен в целости и сохранности, стала акварель «Плоты на Енисее», написанная им в возрасте 14 лет.

    После окончания училища у матери не было возможности оплачивать дальнейшее обучение Василия, и он был вынужден устроиться на должность писца в губернское управление. Однако судьба была милостива к талантливому юноше. Случайно увидев работы подчиненного, губернатор П. Замятин отыскал мецената, который смог оплатить обучение Сурикова в петербургской Академии художеств.

    В учебном заведении Василий постигал тонкости живописи под руководством П. Чистякова. Очень быстро он стал одним из лучших его учеников, регулярно получал денежные призы и медали за свои работы.

    Первой картиной, которой молодой Суриков заявил о себе как мастер масштабных композиций, стал «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге». Он продал ее своему меценату, П. Кузнецову, крупному золотопромышленнику. Спустя несколько лет, побыв в гостях у своего покровителя, молодой художник написал ему в дар картину «Милосердный самаритянин».

    Из краткой биографии Сурикова известно, что он крайне неохотно соглашался писать портреты на заказ. Однако был вынужден делать это, чтобы быть финансово свободным.

    Источником вдохновения для талантливого живописца служила музыка, в особенности, опера. Кроме того, он сам с удовольствием обучался игре на гитаре.

    На написание одного из самых известных своих полотен – «Утро стрелецкой казни» – Суриков потратил около трех лет. Но именно эта работа открыла перед художником двери в мир большого искусства. Его талант был безоговорочно признан, и он стал членом Товарищества передвижных художественных выставок.

    Василий Иванович давно мечтал о путешествии по Европе, чтобы воочию увидеть полотна выдающихся живописцев. Выгодно продав одну из своих работ, он осуществил давнишнюю мечту и побывал в знаменитых европейских галереях и художественных музеях.

    В 1881 году Суриков приступил к работе над своей знаменитой картиной «Боярыня Морозова». Он настолько трепетно относился к этому произведению, что в поисках идеальной композиции мог потратить не один месяц на бесконечные эскизы и зарисовки.

    К наиболее важным полотнам Сурикова также следует отнести «Взятие снежного городка», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин». Для детей знакомство с творчеством художника можно начинать уже с 3 класса – все картины мастера отличает высокая художественная ценность и разнообразие образов.

    Первой и единственной любовью живописца стала его супруга – Елизавета Августовна Шаре. Молодые люди обвенчались в 1878 году, и спустя время у них родились две дочери – Ольга и Елена.

    Однако семейное счастье было недолгим – спустя 10 лет любимая супруга скончалась, оставив художника в глубочайшей депрессии. Вернуться к жизни он смог лишь благодаря творчеству.

    В последние годы жизни здоровье Василия Ивановича значительно ухудшилось. Он отправился в Крым на лечение, однако оно не помогло. 6(19) марта 1916 года великий художник скончался от ишемической болезни сердца.

    Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

    Источник: https://obrazovaka.ru/surikov-vasiliy.html

    Суриков Василий Иванович

    Во время учебы Суриков за свои работы получил четыре серебряные медали и несколько денежных премий. Большое внимание уделял композиции, за что получил прозвище «Композитор». Первую самостоятельную работу Сурикова «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» (1870 г.) приобрел П. И.

    Кузнецов (первый вариант картины хранится в Красноярском художественном музее им. В. И. Сурикова). Летом 1873 г. Суриков приехал в Красноярск, некоторое время жил в Хакасии на золотых приисках Кузнецова. В 1874 г. Суриков подарил Кузнецову свою картину «Милосердный самарянин» (хранится там же), за которую получил Малую золотую медаль.

    Уже в годы пребывания в Академии сложился как исторический живописец-реалист. В 1875 г. за картину «Апостол Павел благовествует перед царем Агриппой и его сестрой Вероникой» удостоен звания классного художника. 4 ноября 1875 г. Василий Иванович окончил Академию в звании классного художника первой степени. В 1876—1877 гг.

    исполнял живописные работы в московском храме Христа Спасителя.

    25 января 1878 г. Суриков женился на Елизавете Августовне Шаре (1858—1888) (в некоторых источниках — Елизавета Артуровна Шарэ). У Сурикова и Шаре родились две дочери — Ольга и Елена.

    В Москве Cуриков создал свои наиболее значительные произведения — монументальные исторические картины «Утро стрелецкой казни» (1881 г.), «Меншиков в Березове» (1883 г.), «Боярыня Морозова» (1887 г.).

    Художник раскрыл в них истоки трагических противоречий истории, показал борьбу исторических сил в петровское время, в период раскола. Сурикова привлекали сильные личности, концентрирующие в себе дух народа.

    В своих монументальных картинах Суриков создал новаторский тип композиции, в которой движение людской массы, охваченной сложной гаммой переживаний, выражает глубокий внутренний смысл события.

    В 1888 г., после неожиданной смерти жены, Суриков впал в острую депрессию. Своеобразным символом его тогдашнего просветления и возрождения служит картина «Исцеление слепорожденного Иисусом», в которой в облике прозревшего угадываются черты самого художника.

    Преодолев после поездки в Сибирь в 1889—1890 гг. это тяжелое душевное состояние, он создал необычайно яркое, жизнерадостное полотно «Взятие снежного городка» (1891 г.), запечатлевшее обобщенный образ русского народа, полного удали, здоровья и веселья.

    В исторических картинах 1890-х гг. Суриков вновь обращается к национальной истории, останавливаясь на событиях, в которых проявлялись исторический дух, единство и мощь русского народа. В картинах «Покорение Сибири Ермаком» (1895 г.), «Переход Суворова через Альпы» (1899 г.

    ) Суриков воспевает мужество и отвагу русского воина.

    Следующая работа художника в историческом жанре — «Степан Разин» (1910 г.).

    Помимо грандиозных произведений, написанных на сюжеты русской истории, Суриков создавал также прекрасные камерные портреты, в которых проявилось портретное дарование мастера, его глубокий интерес к душевному миру простого русского человека. После прочтения книги И. Е.

    Забелина «Домашний быт русских цариц в XVI—XVII веках» Суриков с 1908 по 1912 г. писал картину «Посещение царевной женского монастыря». Прототипами царевны стала внучка художника Наталья Кончаловская.

    Источник: http://my.krskstate.ru/docs/painters/surikov-vasiliy-ivanovich/

    Ссылка на основную публикацию