Васнецов «бой пересвета с челубеем» описание картины, анализ, сочинение

Васнецов

Куликовская битва заняла значительное место в борьбе татаро-монгольского ига и русского народа. Победа русичей не привела к полной ликвидации монголо-татарского ига на Руси, но был нанесён сильнейший удар по господству и силе Золотой Орды. Что в дальнейшем привело к её распаду.

Куликовская битва состоялась в 1380 году. Перед битвой, русское войско расположилось тылом к месту впадения реки Непрядва в реку Дон. Это сделано для защиты, от возможной атаки конницы монголов, сзади. Войско русичей выстроилось по схеме «Ромб». Средней величины полк ставился впереди, для принятия главного удара.

По бокам войска, выставлено по одному полку, за которыми была размещена конница. Сзади передового полка размещался задний полк. Численность воинов в нём была самой большой. В лесу был спрятан полк резерва. Войско монголов построилось по стандартной, для них, схеме.

Впереди конница, для прямой стремительной атаки, на которую возлагалась надежда на победу, сзади пехота.

Картинка Павла Рыженко «Атака Засадного полка»:

Васнецов

Куликовская битва началась поединком Пересвета и Челубея. Александр Пересвет — легендарный воин. Погиб во время поединка с представителем монголо-татарского войска Челубеем.

Челубей — обладал огромной силой, прошел специальный курс военной выучки, считался лучшим воином в поединках один против одного, на копьях. Был приглашен в монгольское войско для битвы с представителем русичей. Челубей, для побед в поединках, использовал маленькую хитрость.

Он использовал копьё длиннее, чем противники (примерно на 1 метр). Эта хитрость давала возможность Челубею достать копьём противника раньше, тем самим, убивая и оставаясь в живых самому. Пересвет, перед поединком, снял кольчугу, чтобы она не сковывала его действия.

Этот факт и предопределил исход поединка. Копьё Челубея вонзилось глубоко в русича, не задержанное кольчугой. И русское копьё смогло, сократив расстояние, достать и убить Челубея.

Васнецов

Васнецов В. М. Поединок Пересвета с Челубеем. 1914

Васнецов

Дмитрий Донской, Пересвет и Челубей (убиты) на поле Куликовом

Васнецов

Илья Глазунов, «Поединок Пересвета с татарским богатырем Темир-Мурзой (Челубеем)», 1979

На иллюстрации — «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» (1943 год) — одна из наиболее знаменитых картин Михаила Ивановича Авилова.

На полотне картины изображён исторический бой русского богатыря Пересвета с татарским воином Челубеем, предшествовавший Куликовской битве. В этом поединке оба воина погибли, однако победа осталась за Пересветом.

Конь смог довезти его до русских войск, тогда как Челубей оказался выбитым из седла.

Сам Авилов в книге «Беседы по искусству в начальной школе» так описывает картину:

«Композиция картины довольно проста. Центральное место занимают взвившиеся на дыбы могучие кони, с сидящими на них Пересветом слева и Челубеем справа. Они изображены очень крупно и подавляют собой остальное изображённое на картине.

Развевающиеся гривы, оскаленные зубы и свирепые морды делают коней страшными. Ярко выделяется развевающаяся по ветру пёстрая попона коня Челубея и расписной круглый щит, проткнутый копьём русского богатыря.

У Пересвета ярко поблескивают на солнце стальной шлем и кольчуга.

Копья противников ударяют в щиты друг друга. Щиты и кольчуги не выдерживают удара и копья протыкают их, вонзаясь в тела богатырей. Челубей слетает с седла лошади от удара копья русского богатыря. С его бритой головы летит красный малахай. Подался назад и Пересвет. Его фигура крайне напряжена, глаза лютой ненавистью впиваются в поверженного врага.

На заднем плане по краям картины стоят уходящие вдаль войска. Игрой красок Авилов передаёт состояние войск перед боем.

Скромные, строгие, сероватые тона в левой части картины характеризуют выдержку, спокойствие и уверенность в победе русского войска. Впереди строя на белом коне великий князь Дмитрий Иванович Донской.

В битве он получит контузию, но останется жив. Яркие, пёстрые краски татаро-монгольского войска передают их беспокойство и неуверенность в исходе поединка…»

Васнецов

Справка: Челубей (в некоторых источниках Челибей,Темир-Мирза либо Таврул, ? — 8 сентября 1380) — тюркский богатырь из войска темника Мамая. Известно, что он участвовал в Куликовской битве. Перед началом битвы сражался с богатырём Пересветом, назван печенегом, но точных сведений об этом нет.

Имя Челубей тюркского происхождения судя по составу и звучанию. Cогласно преданию, Челубей не только отличался огромной силой, но и особым мастерством военной выучки. Челубей вышел на поединок перед основной битвой первым, а против него вышел Пересвет. Оба воина погибли в этом бою, одновременно пронзив друг друга копьями.

Васнецов

Справка: Александр Пересве́т (? — 8 сентября 1380) — легендарный монах-воин, инок Троице-Сергиевского монастыря. Вместе с Родионом Ослябей участвовал в Куликовской битве и сразил в единоборстве перед основным сражением татарского богатыря Челубея, погибнув при этом сам. В Русской православной церкви причислен к лику святых.

Васнецов

На фото: теплоход «Александр Пересвет» на Волге

Вообще же, конечно, тема боя «Пересвет vs Челубей» очень сочная, поэтому встречается в работах художников довольно часто. Вот еще парочка примеров.

Маврикий Якоби, «Бой между Пересветом и Челубеем перед Куликовской битвой», 1938:

Васнецов

Александр Ганненко – современный барельеф:

Васнецов

  • И вот еще интересно сравнить: картина-фантазия американского художника Пола Кейна (Paul Kane):
  • Кстати, по легенде, картина «Смерть Омоксесисиксани (Большого Змея), вождя черноногих» написана в 1856 году – за два года до реальной смерти изображенного на ней вождя Большого Змея. Но в официальных источниках датой написания указывается именно 1858 год…
  • На ту же тему, интересно — картина Талгата Тлеубаева «Поединок Абилмансура с Чарышем»
  • Ну и еще такой, современный компьютерно-игровой вариант «поединка Пересвета с Челубеем» (арт по игре «Аллоды онлайн»).
  • Куликовская битва, конечно, продолжилась после схватки богатырей. Александр Бубнов, «Утро на Куликовом поле»:
  • С картинами закончим другим событием – художник Виктор Васнецов, «После побоища Игоря Святославича с половцами», 1880:

Источник: http://DvoeBorstvo.ru/post390585641/

Презентация — Защитники земли Русской

Слайды и текст этой презентации

Васнецов Васнецов

В. М. Васнецов «Богатыри»

Васнецов Нашествие монголо-татар1237 год – монгольский хан Батый собрал огромную армию.Васнецов Александр Невский1240 год – Александр Ярославович сокрушил шведов на Неве.Васнецов

Ледовое побоище

Васнецов

Ледовое побоище

Васнецов

Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет!
Александр Невский

Васнецов «Да как я скажу: братья, ударим вместе! А сам лицо своё начну скрывать. Я хочу как словом, так и делом наперёд всем быть».Куликово поле8 сентября 1380 годаВаснецов

М.И. Авилов. «Бой Пересвета с Челубеем»

Васнецов

Русь великая одолела рать татарскую
на поле Куликовом, на реке Непрядве.

Куликовская битва нанесла Золотой Орде сильный удар, но свергнуто иго монголо-татарских ханов было только через 100 лет, в 1480 году.Дмитрий ДонскойПётр IСоздал регулярную армию нашего Отечества. «Тяжело в ученье, легко в бою» «Воюй не числом, а уменьем» «Дело мастера боится»Александр Васильевич СуворовМихаил Илларионович Кутузов12 июня началась Отечественная война 1812 года.

Бородинское сражение

1812 год. Наполеон под Москвой

Партизанская война

Особенно прославился отряд Дениса Давыдова

Первая Мировая война1914 годПервые победы Красной гвардии1918 год

22 июня 1941 года

Брестская крепость

Мужественному защитнику Брестской крепости Петру Михайловичу Гаврилову присвоено звание Героя Советского Союза.

«Умрём, но не уйдём» «Товарищи, отомстите за нас!»
Брестская крепость

Весь народ поднялся на борьбу с фашистскими захватчиками.

Битва под Москвой

Подвиг Севастополя

Непокорённый Ленинград

Сталинградская битва

Курская дуга

Битва за Новороссийск

Партизанская война

Никто не забыт, ничто не забыто!

Никто не забыт, ничто не забыто!

Викторина

Кому принадлежит крылатая фраза: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!» Александр НевскийКогда и где происходило Ледовое побоище? 5 апреля 1242 г. На льду Чудского озера Какое событие положило конец татаро-монгольскому игу? Куликовская битва 8 сентября 1380 г. Кем была создана регулярная русская армия? Пётр IКому из русских полководцев принадлежат слова: «Тяжело в ученье, легко в бою»? Александр Васильевич СуворовВ каком году началась война с наполеоновской армией? 12 июня 1812 годаКогда началась Великая Отечественная война? 22 июня 1941 годаКто из защитников Брестской крепости получил звание Героя Советского Союза? Майор Гаврилов

Источник: https://lusana.ru/presentation/5922

Кем были Пересвет и Челубей, схватившиеся в смертельном поединке на Куликовом поле

Я пишу о людях, образ которых так или иначе показан в изобразительном искусстве. Эта статья — о воинах, чьи имена известны всем с детства, из уроков истории — Пересвете и Челубее.

Они сошлись на Куликовом поле во время той битвы, которую потом назвали ключевой для истории Руси. Тогда русские войска под руководством Дмитрия Донского нанесли поражение войску хана Мамая.

Исходным моментом той битвы и был бой Пересвета и Челубея. Так что же известно об этих людях?

Михаил Авилов «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле»

Знакомая еще из школьных учебников картина Михаила Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» в романтизированном ключе показывает знаменитый бой. Оба коня вздыбились и стоят на задних ногах, оба воина, вооруженные копьями, направляют друг на друга свое оружие. По обе стороны от бойцов стоят войска в ожидании исхода битвы. Ведь и их жизнь зависит от того, как она закончится.

Картина полна динамики, и художник показывает сражающихся как равных и достойных противников. Видно, что оба готовы стоять до конца, как и случилось.

Легенда о том, что Пересвет вышел на бой без доспехов и щита, защищенный только силой молитвы и схимой с крестами, конечно, всего лишь легенда, призванная утвердить православные идеи.

Каким бы ни был человек верующим, на смертельный бой он выходит максимально экипированным. На картине оба воина в полном боевом облачении.

В.М. Васнецов «Пересвет и Челубей на Куликовом поле»

На картине В. Васнецова Пересвет в кольчуге и со щитом, на белом коне, а Челубей весь в красном и на красном коне. Здесь меньше динамики, меньше страсти, чем на картине Авилова, изображение выглядит более статично и декоративно.

А на поле же происходило вот что: Челубей ударил первым и попал Пересвету под левую пазуху, одновременно тот ударил противника в щит и проткнул его насквозь, смертельно ранив Челубея.

Оба воина упали на землю и скончались. По сути, это была классическая боевая ничья, после которой началась общая сеча.

Есть легенда, что Пересвета конь довез до своих, и, значит, бой закончился победой русского воина. Однако ж, логика… мда.

Как бы то ни было, начался бой. Мамай сосредоточил силы на левом фланге и стал добиваться успеха, но тут на помощь русским пришел засадный полк, смял конницу ордынцев с тыла, и это все решило. Войско Мамая бежало. Безусловная победа!

Не знаю художника. «Бой Пересвета с Челубеем»

Но вернемся к Пересвету и Челубею. Что известно об эти людях?

Александр Пересвет был монахом Троице-Сергиевского монастыря.

Из довольно скудной информации о нем в летописях (не считая легенд, придуманных задним числом), можно сделать вывод, что он был боярского происхождения и имел неплохой боевой опыт. Неизвестно, по какой причине, но решил принять постриг.

То ли по каким-то личным обстоятельствам жизни, то ли таков был результат его духовных исканий. Но факт тот, что он стал иноком в монастыря, руководимого Сергием Радонежским.

Перед большой битвой с Мамаем Дмитрий Донской приехал к Сергию за благословением, и тот его благословил. Пересвет и другой инок, Осляба, узнав о грядущей битве, не могли сдержать желание участвовать в нем. Сергий Радонежский разрешил им это, так оба монаха оказались в войсках Дмитрия Донского.

Видимо, Пересвет действительно был очень опытным воином, ведь другого на бой с Челубеем не выставили бы.

Гравюра неизвестного мне художника XIX в. «Дмитрий Донской и убитые Пересвет и Челубей на Куликовском поле»

О Челубее известно, в основном, из «Сказания о Мамаевом побоище». Поскольку это произведение художественное, то, разумеется, всевозможные преувеличения и выдумки закономерны.

Если отбросить легендарные подробности типа того, что он владел какими-то тибетскими боевыми искусствами и мистическими качествами, ясно одно — Челубей был прекрасным воином, опытным и сильным.

Вероятно, лучшим в армии Мамая. Поэтому именно он вышел на поединок.

Кстати, есть версия, что никакого поединка Пересвета с Челубеем не было вовсе, что это поздняя выдумка ради драматизации сюжета. Все возможно.

Однако реальный воин Пересвет точно существовал (как и Осляба). Был ли он иноком — вопрос. Но воином точно был хорошим.

В одной из летописей о Пересвете говорится как об участнике битвы, именно битвы, а не поединка, то есть он был жив во время общей сечи.

  • Короче, в этой истории много темного.
  • Почитайте еще на моем канале:
  • Драматичная любовь двух поэтов: Ахматова и Гумилев
  • Таинственный автор «Илиады» и «Одиссеи»: а был ли Гомер?
  • На канале мужа:
  • Трагедия Ахилла: герой, носивший собственную смерть на пятке

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b50b7ab0bbe7f00a89636c9/5d072aa54077f40d648bcca6

Cекрет Куликовской битвы: кто такие Пересвет и Ослябя на самом деле

МОСКВА, 21 сен — РИА Новости, Антон Скрипунов. В России сегодня отмечается День воинской славы — в память победы в Куликовской битве 1380 года.

Пожалуй, самые известные ее участники после Дмитрия Донского — прославленные Церковью в лике святых братья-монахи Пересвет и Ослябя.

О том, почему знаменитые герои вызывают ожесточенные споры у историков, — в материале РИА Новости.

«Один из них выжил»

Казалось бы, этот хорошо знакомый со школьной скамьи исторический эпизод изучен вдоль и поперек. Преподобный Сергий Радонежский дает Дмитрию Донскому для воодушевления войска двух иноков — и один из них, Александр Пересвет, выходит на поединок с могучим богатырем Челубеем из стана Мамая. В сражении оба падают замертво. А брат Пересвета Ослябя гибнет в разгар жестокой сечи.

Но именно в таком изложении описанные события вряд ли были знакомы современникам битвы. «Сказание о Мамаевом побоище» с этой версией датируется гораздо более поздними десятилетиями (не ранее XV века).

«При изучении жизни Пересвета и Осляби историки сталкиваются со многими сложностями.

Достоверно известно только, что они действительно существовали — летописные источники упоминают о братьях как о брянских боярах, перешедших на службу к московскому князю Дмитрию», — объясняет РИА Новости заместитель директора по науке Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле» Андрей Наумов.

Все остальное — предмет ожесточенных споров между историками. Например, некоторые не уверены, был ли вообще бой Пересвета с Челубеем. Сторонники этой версии ссылаются на запрет дуэльных поединков и проявления личной храбрости в славившейся своей жесткой дисциплиной золотоордынской армии.

Есть сомнения у специалистов и в гибели обоих монахов. Дело в том, что в Синодике, поминальном списке воинов, павших на Куликовом поле, значится только имя Александра Пересвета. Ослябя, судя по всему, остался жив.

«Он упоминается в документах 90-х годов XIV века как один из членов свиты митрополита Московского Киприана», — уточняет Наумов.

Кроме того, по словам историка, его звали Родион Ослябя. А в монашестве он уже принял имя Андрей.

Воеводы в рясах

Но главная загадка — сам монашеский постриг Пересвета и Осляби. В советское время атеистическая пропаганда утверждала, что воины-монахи на Куликовом поле — не более чем выдумка церковников. Да и сегодня историки говорят об этом осторожно, слишком уж много в этой истории белых пятен.

Согласно «Сказанию о Мамаевом побоище», к моменту битвы Пересвет и Ослябя были схимниками, то есть перешли на высшую ступень монашества. Это следует из описания приезда Дмитрия Донского за благословением к Сергию Радонежскому.

«И дал он (преподобный Сергий. — Прим. ред.) им вместо оружия тленного нетленное — крест Христов, нашитый на схимах, и повелел им вместо шлемов золоченых возлагать его на себя», — повествует «Сказание». Правда, до сих пор непонятно, что имел в виду автор: то ли преподобный постриг их в схиму прямо на глазах у князя, то ли они к тому моменту уже были схимниками.

А вот в «Задонщине», поэтическом повествовании о Куликовской битве, созданном в конце XIV века, герои битвы упоминаются как «чернецы», то есть обычные монахи.

Но почему же князь Дмитрий просит преподобного Сергия отпустить с собой именно их?

«Видимо, у Дмитрия Донского не хватало военачальников среднего звена — грубо говоря, бояр. Поэтому бывшие бояре Пересвет и Ослябя и появились в числе воинов. А раз сам игумен Сергий их благословил, значит, они имели право брать в руки оружие и надевать доспехи», — подчеркивает Наумов.

Где их родина

Пожилой монах со щитом и копьем в руках — в таком образе увековечен Пересвет в Брянске. По общепринятой версии, он, как и Ослябя, родился именно здесь. Однако некоторые историки склонны в этом сомневаться, как и в том, что они были братьями.

Поэтому за право именоваться родиной героев с Брянской областью может поспорить соседняя Калужская. В летописях Ослябя именуется «боярином Любецким», и ряд ученых уверены, что речь идет о некогда богатом городе Любутске в 70 километрах от современной Калуги.

«В XIV-XV веках это был один из крупнейших городов бассейна Оки», — рассказывает РИА Новости научный сотрудник отдела археологии и древней истории Калужского областного краеведческого музея Игорь Болдин.

А на противоположном берегу Оки, по его словам, могла находиться упоминаемая в летописях «купля Пересветова», то есть земля, приобретенная либо самим Пересветом, либо его предками.

Игорь Болдин руководит раскопками Любутска с 1995 года. Возможно, удастся найти и археологические свидетельства пребывания здесь знаменитых воинов.

«Но пока что мы черпаем всю информацию из письменных источников, а они нередко противоречат друг другу», — сетует он.

Из Родиона в Андреи

Впрочем, несмотря на то, что биографии Пересвета и Осляби изобилуют белыми пятнами, через пару столетий после Куликовской битвы их стали почитать как святых.

В одном из месяцесловов (церковных календарей) середины XVII века записано: «Преподобнии старцы Александр и Родион, нарицаемии Пересвет и Ослябя, иже на Мамаеве побоищи убиени быша».

Ближе к XVIII столетию в календарях монашеское имя Осляби Родион меняется на Андрея.

В XX веке монахи-воины стали местночтимыми святыми. А совсем недавно, в 2016 году, Архиерейский собор Русской православной церкви возвел их почитание на общецерковный уровень.

«В отношении всех этих святых имеются свидетельства об их достаточно широком почитании, многих — с глубокой древности.

Оно выходит за пределы одной епархии», — объяснил мотивы их канонизации глава соответствующей Синодальной комиссии епископ Троицкий Панкратий.

Так почему же их объявили святыми? За защиту страны и своей веры, объясняет РИА Новости член комиссии РПЦ по канонизации, церковный историк протоиерей Владислав Цыпин.

«Они отличились в битве на Куликовом поле. Причем это сражение не было какой-то рядовой схваткой, коих значится много в истории, оно имело и религиозный характер. Речь шла о защите православной Руси от угрозы нового разорения. Это исключительно важное событие нашего прошлого, повлиявшее и на жизнь Русской церкви», — подчеркивает историк.

Источник: https://ria.ru/20190921/1558943006.html

Александр Пересвет – «днесь и воин, и раб Христов» (сочинение)

  •        Климовская средняя общеобразовательная школа № 3 Брянской области
  • На конкурс сочинений «Герой Куликовской
  •  битвы в истории Российского государства»
  • Александр Пересвет –
  •  «днесь и воин, и раб Христов»
  • сочинение
  •      Рыженкова Ольга Михайловна,
  • 13 лет, ученица 8 «Б» класса КСОШ №3;
  • Руководитель: Рыженкова Ася Евгеньевна,
  • учитель русского языка и литературы
  •                   высшей квалификационной категории
  • МОУ Климовской средней                                              
  • общеобразовательной школы №3                                          
  • Климово
  • 2010
  • …Пересвета-чернеца, брянского боярина, на место суда
  •  привели. И сказал Пересвет-чернец великому князю
  • Дмитрию Ивановичу: «Лучше нам убитыми быть,
  • нежели в плен попасть к поганым татарам!»
  • Поскакивает Пересвет на своем борзом коне,
  •  золочеными доспехами сверкая, а уже многие лежат
  • посечены у Дона великого на берегу…        
  • «Задонщина»

       Александр Пересвет — легендарный монах-воин, инок Троице-Сергиевского монастыря.  Имя этого героя Куликовской битвы свято хранит в памяти Русь православная, земля Брянская. Причислен он  к лику святых, мощи его покоятся в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. День памяти отмечается 8 сентября, а также на Неделе Всех Святых, в земле Российской просиявших.

      Не ведал и не гадал бывший брянский боярин, по происхождению любечанин, отличавшийся храбростью и воинским искусством, что прославится он в веках. «Сей Пересвет, когда в миру был, славный богатырь был, великую силу и крепость имел».

Участвовал он в ряде походов и боёв И отрекся он от мира после битвы на реке Вожи. Есть предание, что Пересвет принял монашеский постриг в Ростовском Борисоглебском монастыре, а позже попал в Троице-Сергиевский монастырь и к роковому для Руси 1380-му году уже был его послушником.

По законам православной церкви, ни священник, ни, тем более, монах не имели права ни при каких обстоятельствах брать в руки оружие и принимать участие в боевых действиях.

Что же заставило Пересвета ослушаться закона Божьего? О чем молился инок Александр в келье отшельника при часовне святого воина великомученика IV века Димитрия Солунского? И куда, помолясь, ушёл он, оставив свой яблоневый посох, взяв вместо него оружие?

      А ушел он защищать Святую Русь, страну свою, землю свою. Ибо «подули сильные ветры с моря к устьям Дона и Днепра, принесли грозные тучи на Русскую землю… То не серые волки…- пришли поганые татары, хотят пройти войной всю Русскую землю». И призвала земля русская всех сынов своих на защиту.

И отправился пресветлый князь Дмитрий Донской к преподобному Сергию Радонежскому за благословением. И благословил праведник и чудотворец русское воинство: «Иди против безбожных, и если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься». И  надежду вселил во всех ратников.

Но не  только благословение было дано Дмитрию Донскому, но и два инока княжеского рода вышли из стен Троице-Сергиевского монастыря с князем в ратный поход. Они были весьма немолоды, но сильные, зрелые и умудренные духовно и в воинском искусстве.

Известна была эта двоица как великие и знаменитые наездники в ратные времена: Андрей сотню гнал, а Александр двести гнал, когда сражались. Но не просто монахами Александром Пересветом и Андреем Ослябей были они – сам преподобный Сергий  постриг их, на святое дело отправляя, в Великую Схиму, в высший ангельский чин.

 И дал он им вместо оружия тленного нетленное — крест Христов, нашитый на схимах, и повелел им вместо шлемов золоченых возлагать его на себя.

         «Быть стуку и грому великому на речке Непрядве,… покрыться трупами человеческими полю Куликову, потечь кровью Непрядве-реке!» В восьмой день сентября года 1380-го поле Куликово стало после драматических событий и обильно пролитой русской крови первым Полем Славы на все времена. Отливали начищенные кольчуги.

Окрест доносился храп и ржание понукаемых коней, слышались клики всадников, рвущихся в бой… Темные полчища врага ползли, как тень, с обеих сторон. Нашей рати меньше гораздо. Уже близко сходятся сильные полки…

И не знал, и не ведал Александр Пересвет, что будет бой этот для него последним, что увековечат потомки день и год его смерти, не зная года рождения.

      Выехал злой печенег из великого полку татарского, показывая силу и мужество свои на виду у всех. Пяти сажен высота его и трех сажен ширина его была.

Злодей грозно потрясал оружием пред русскими рядами, и был он всем «страшен зело, и никтоже смеяше противу его изыти». Похвалялся пред русскими войсками  Челубей (Темир-мурза) силой своей непомерной и ловкостью.

Вызывал Темир-мурза на единоборство кого-либо из русских воинов, на традиционный «поединок богатырей».  И никто не мог противостоять грозному татарскому богатырю:

  1. Челубей — знаменитый воин,
  2. Великанистый весельчак.
  3. Знает силу свою, спокоен.
  4. Ждёт, найдётся ли здесь смельчак.
  5. Невозможностью каждый связан,
  6. В ожидании изнемог.
  7. Вдруг послышалось рядом с князем:

«Не смущайтесь. Велик наш Бог».

       Это выступил из Передового полка князя Владимира Всеволожского монах– инок Александр Пересвет, слывущий умением уставлять полки. Не вступал он в борьбу с самонадеянной гордостью, не похвалялся перед врагом своей крепостью и силой, лишь произнес: «Этот человек ищет равного себе, я же хочу с ним встретиться».

  • Мрак уныния свет разрезал,
  • Александр Пересвет.
  • Голос мужественный и трезвый,
  • Ни сомнений, ни страха нет…
  •        По обычаю христианскому простился инок Пересвет со всеми и просил Андрея Осляблю и других воинов молиться за него.

       И выпала честь Пересвету начать Куликовскую битву. Сел он на своего коня и, копьем вооруженный, устремился на татарина. Хитер был Челубей, мастер конных поединков: копьё его было на метр длиннее обычного.

Вступая с ним в бой на копьях, противник не мог даже нанести удар, как уже оказывался побежденным и выпадал из седла.  Но и Пересвет умом недюжинным наделен был.

Неспроста русский витязь снял перед поединком с себя боевые доспехи: вместо шлема и брони на нем была лишь Великая Схима — накидка монашеская с изображением креста, которую получил он в дар от Сергия Радонежского: Сделал он это, словно предвидя, что суждено ему пасть от руки «поганого татарина». Но знал он и то, что копье противника, пройдя сквозь тело его на большой скорости, не успеет вышибить его из седла и тогда он сможет нанести удар сам…

         Взвились на дыбы могучие кони двух воинов. Столкнулись всадники, копья ударили в щиты. Звон стали разнесся по полю. Щиты не выдержали такого натиска, копья проткнули их и вонзились в тела богатырей.

Подался назад Челубей от удара копья русского богатыря. Полетел с его бритой головы красный малахай. Подался и Пересвет. Всю силу свою могучую вложил он в длинное копье.

Сшиблись богатыри с силой страшною, что орудия переломались, пробили они друг друга копьями насквозь – и оба упали на землю замертво:

  1. Раз-бег, в один миг
  2. У-дар, вскрик.
  3. У-пал Челубей, у-пал Пересвет и оба коня.
  4. Никто ничего не успел понять…

       Есть немало легенд о том, что, даже будучи мертвым, Пересвет «одолел» ненавистного врага. Так одно предание гласит, что оба воина упали замертво, но наш Пересвет оказался сверху.

Другое упоминает, что на землю упал лишь Челубей, а инок Пересвет, получив рану смертельную, продолжал в седле оставаться, ибо копье ударило прямо в крест, смог сам до строя доехать и только там умер…

Выиграл Мурза Челубей триста поединков, но с духовным богатырем он справиться не смог.

  • …Так противник в начале битвы
  • Разменял своего ферзя
  • На фигуру поменьше весом,
  • Духом – выше во много раз.
  • Принял инок удар железом
  • За десятки любых из нас!

         Загорелся для Александра Пересвета «невечереющий день в вечном царствии Христовом». И тут, на поле на Куликовом, свершился его последний подвиг, к которому он шел всю свою жизнь.

Ибо погиб Александр Пересвет, но многие русские воины избежали смерти от руки Темир-мурзы, убитого в поединке.

После окончания битвы великий князь Дмитрий, нашедши на поле погибшего Пересвета, обратился к своим спутникам со словами: «Братия, видите ли сего чиноначалника? Тои бо победи подобна себе, от него же было пити многим людем горкую чашу». 

Многим чаша такая. Многим

Литься впредь на Руси слезам.

С Богом, братие! С Богом! С Богом!

Время храбрость показать!

       И был бой Пересвета с Челубеем знаком для русских воинов, что битва будет тяжелой, но победа будет за православными.

И «преодолела слава русская хулу поганых… Уже поганые оружие свое побросали, а головы свои склонили под мечи русские… О горький час! О година крови исполнена!» Но Куликовская битва духовно возродила Русь, укрепила веру в национальное самосознание.

Ибо ушли на битву москвичи, белозерцы, ростовчане, суздальцы, владимирцы, костромичи, дмитровцы…, а вернулись единым русским народом!

      Величается Отечество наше за великий сонм людей Божиих, сынов света духовного. И среди них — монахи-воины, соединившие в своем житии два подвига воедино, став преподобномучениками.

Имена их светятся на скрижалях родной истории ярко, подобно неугасимым лампадам.

Одно из этих имен – имя моего славного земляка Александра Пересвета! Высится памятник ему на Покровской горе в родном его Дебрянеске.

Днесь — и воин, и раб Христов.

«Слава русским воителям, Пересвету хороброму и брату его Ослябе – героям Куликовской битвы!»

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2012/07/20/aleksandr-peresvet-dnes-i-voin-i-rab-khristov-sochinenie

Читать онлайн Русская история: мифы и факты. От рождения славян до покорения Сибири страница 41. Большая и бесплатная библиотека

Куликовская битва как утверждающий миф. «Сказание» оказало огромное, если не исключительное влияние на создание национального мифа о битве на Куликовом поле. С момента появления повесть имела литературный успех. 150 списков XVI — XVIII вв. означают, что «Сказание» были любимым чтением — его читали и переписывали.

Повлияло оно и на устное творчество. Появились былина «Илья Муромец и Мамай» и сказка «Про Мамая безбожного». В 60-70-х гг. XVI в. «Сказание» было включено в Лицевой летописный свод Никоновской летописи, созданной для официального церковного толкования исторических событий. Там есть и замечательная миниатюра — «Бой Пересвета с Челубеем».

В дальнейшем Никоновскую летопись использовал Н.М. Карамзин, введя таким образом «Сказание» в русскую историографию. В соответствии со «Сказанием» излагает историю Куликовской битвы С.М. Соловьёв.

Важную роль в приобретении Куликовской битвой по «Сказанию» статуса государственного мифа сыграло православное духовенство, одобрившее трактовку роли церкви в победе православных христиан над «безбожными агарянами».

Куликовская битва имела особое значение для национального самосознания. Наиболее четко эту мысль выразил Л.Н.Гумилёв:

«Этническое значение происшедшего в 1380 г. на Куликовом поле оказалось колоссальным.

Суздальцы, владимирцы, ростовцы, псковичи пошли сражаться на Куликово поле как представители своих княжеств, но вернулись оттуда русскими, хотя и живущими в разных городах.

И потому в этнической истории нашей страны Куликовская битва считается тем событием, после которого новая этническая общность — Московская Русь — стала реальностью, фактом всемирно-исторического значения».

Сказанное нельзя понимать буквально: разобщенность ещё сохранялась — после славной победы через два года был погром Москвы Тохтамышем, и никто не пришел москвичам на помощь. Но в долговременном плане слова Гумилёва справедливы.

Консолидация русских земель вокруг Московского княжества продолжалась, и со второй половине XV в. молодому народу и государству уже требовался национальный исторический миф, причем не времен Киевской Руси, а из нынешней жизни — миф Московской Руси.

Таким мифом стала битва на Куликовом поле в изложении «Сказания о Мамаевом побоище».

Битва на Куликовом поле была глубоко почитаема царями. Икона Богоматери Донской, пред образом которой, по преданию, молился перед битвой князь Дмитрий, пользовалась особой любовью. Перед ее образом молился Иван IV, отправляясь войной на Казань (1574).

Он же взял икону в Полоцкий поход (1563). Царь Фёдор перенес икону в Благовещенский собор Московского Кремля. Когда полчища крымского хана осаждали Москву в 1591 г., царь Фёдор всю ночь молился перед иконой. В 1592 г.

в честь чудесного избавления от татар он основал Донской монастырь.

Известно, что Пётр I посещал Куликово поле и велел пронумеровать и сберечь древние дубы дубравы, откуда, по преданию, пошел в атаку засадный полк. На Куликовом поле был установлен памятник по проекту А.П.

Брюллова — 29-метровая чугунная колонна с золоченым куполом и крестом (1850), храмы Рождества Богородицы (1894) и Сергия Радонежского (1917). В Старое Симоново, где возле храма Пресвятой Богородицы, по преданию, были захоронены Пересвет и Ослябя, совершали паломничества русские цари.

В 1509 г. на месте деревянной церкви строится каменный храм, перестроенный в XIX в. архитектором К.А. Тоном. Екатерина II после коронации посетила Старое Симоново и выделила значительные средства монастырю.

К 500-летию Куликовской битвы на могилах Пересвета и Осляби было установлено чугунное надгробие каслинского литья и состоялось паломничество царской семьи к месту погребения.

Начиная с XVIII в. писатели и художники посвящают свои произведения Куликовской битве. А.М. Матвеев пишет картину «Куликовская битва» (1735), М.В. Ломоносов создает трагедию «Тамира и Селим» (1750), О.А. Кипренский пишет картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле» (1805). На сцене Александрийского театра ставят драму В.А.

Александровича-Озерова «Дмитрий Донской» (1807). Широкую популярность битва на Куликовом поле приобрела благодаря «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина и «Истории России с древнейших времен» С.М. Соловьёва. В 1850 г. по заказу Николая I А.

Ивон создал огромное полотно «Куликовская битва», в настоящее время украшающее залы Большого Кремлёвского дворца.

Куликовскую битву почитали и среди демократически настроенной части российского общества XIX в. Для многих Куликовская битва являлась примером освободительной борьбы против угнетения. В.О. Ключевский пишет о моральном значении битвы:

«Народ, привыкший дрожать при одном имени татарина, собрался наконец с духом, встал на поработителей и не только нашел в себе мужество встать, но и пошел искать татарских полчищ в открытой степи и там повалился на врагов несокрушимой стеной, похоронив их под своими многотысячными костями».

К теме битвы обращаются русские художники рубежа XIX — XX вв. А.Н. Новоскольцев пишет картину «Преподобный Сергий благословляет Дмитрия на борьбу с Мамаем», В.М. Васнецов — «Пересвети Ослябя», «Поединок Пересвета с Челубеем». А.А. Блок создает стихотворный цикл «На поле Куликовом» (1908). Цикл не только о славном прошлом, но провидение кровавого будущего России:

И вечный бой! Покой нам только снитсяСквозь кровь и пыль…Летит, летит степная кобылицаИ мнет ковыль…И нет конца! Мелькают версты, кручи…Останови!Идут, идут испуганные тучи,

Закат в крови!

Большевики, пришедшие к власти в 1917 г., никаких симпатий к памяти о Куликовской битве не испытывали. В этой памяти, на их взгляд, сочеталось религиозное мракобесие, прославление самодержавия и великодержавный русский национализм.

Соответственно относились и к памятникам — Троице-Сергиева лавра была закрыта, гробница с мощами святого Сергия и гробница Дмитрия Донского в Архангельском соборе в Кремле вскрыты для досмотра, в церкви Рождества Богородицы в Старом Симонове, месте почитания могил Пересвета и Осляби, разместили станки завода «Динамо*. На I Всероссийской конференции историков-марксистов (январь 1929 г.) запретили употреблять выражение русская история. Глава историков-марксистов М.Н. Покровский тогда объявил: «Самое название «русская история» насыщено великодержавным шовинизмом… Термин «русская история» есть контрреволюционный термин».

В 1934 г. «школу Покровского» официально осудили, после чего было восстановлено изучение истории «старой России». Смягчилось и отношение к Куликовской битве. После нападения Гитлера на СССР Сталин решительно повернулся в сторону русского патриотизма. Тогда, принимая парад на Красной площади 7 ноября 1941 г.

, он произнес знаменитую речь, где были слова: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!» Дмитрий Донской и с ним Куликовская битва вновь обрели статус государственного мифа.

Последствия не замедлили себя ждать. Ю. А. Шапорин получает в 1941 г. Сталинскую премию за кантату «На поле Куликовом» (1939), СП. Бородина награждают в 1942 г. Сталинской премией за роман «Дмитрий Донской» (1941), М.И. Авилову в 1946 г. дают Сталинскую премию за картину «Поединок Пересвета с Челубеем» (1943).

К сожалению, не был отмечен наградой Ф.П. Челунин, создавший замечательную палехскую миниатюру под тем же названием (1945). В последующие десятилетия появляются многочисленные картины на тему Куликовской битвы. Среди них выделяются работы А.П. Бубнова, И.С. Глазунова, Е.И. Данилевского, П.Д. Корина, В.П.

Криворучко, Ю.П. Кугача, А.И. Плотнова, С.Н. Присекина, Ю.М. Ракши, М.И. Самсонова. Публикуются романы Ю.М. Лощица «Дмитрий Донской» (1980), Ф.Ф. Шахмагонова «Ликуя и скорбя» (1980), Д. Баташова «Отречение» (1990). О Куликовской битве пишут поэты — С.В. Викулов, Н.К. Старшинов, священник В. Сидоров, В.В.

Сорокин и многие другие.

600-летие Куликовской битвы пышно отметили в Советском Союзе в 1980 г. Откликнулась на юбилей и Русская Православная Церковь — в 1988 г. (спустя 600 лет после смерти) князь Дмитрий Иванович был причислен к лику святых.

Казалось, примирение советской идеологии и русского религиозно-национального мифа состоялось. Но была в этом примирении односторонность, заквашенная на старых марксистских дрожжах.

Замалчивалось влияние церкви как объединяющего начала, сплотившего в одно целое рати враждовавших княжеств и отдавшей их на день битвы во власть недавнего обидчика московского князя.

Преуменьшалась решающая роль прекрасно вооруженных и обученных конных дружин — тех самых феодалов из курсов истории.

На первое место выводилось народное — «крестьянское» — ополчение хотя на самом деле пешее ополчение состояло не из крестьян в лаптях и с дрекольем, а из одетых в кольчуги горожан, сильных дисциплиной и взаимной спайкой. Историки здесь ни при чем, речь идет об официальной трактовке мифа.

Советские историки и филологи добросовестно изучили все связанное с Куликовской битвой, и их работы имеют тот знак качества, который во многом был утрачен в десятилетие, последовавшее за распадом СССР.

Источник: https://dom-knig.com/read_223077-41

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector