Верещагин «наполеон на бородинских высотах» описание картины, анализ, сочинение

7 сентября 2012 года исполнилось 200 лет знаменитой Бородинской битве. Мы предлагаем вам ознакомиться с картинами, на которых художники изобразили это знаменательное для русской истории событие.

Бородинское сражение — крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями — произошло 7 сентября (26 августа) 1812 года у села Бородино (в 124 километрах западнее Москвы). После оставления Смоленска русская армия отходила к Москве. 3 сентября (22 августа) она расположилась у села Бородино, на заранее избранной позиции, где М.И.

Кутузов решил дать армии Наполеона решительное сражение. К началу сражения в русской армии было 120 тысяч человек и 640 орудий. Французская армия насчитывала 130-135 тысяч человек и 587 орудий. Штаб Кутузова размещался в деревне Татариново, а сам Главнокомандующий — в деревне Горки.

На правом крыле и в центре Кутузов сосредоточил 4 пехотных корпуса из семи, 3 кавалерийских корпуса и казачий корпус Платова. Наполеон предполагал нанести фронтальный удар по русским позициям основной частью своих войск (86 тыс.чел.) с целью прорвать оборону в направлении дер.Семеновское, выйти в тыл русской армии и, прижав ее к Москве-реке, уничтожить.

Ожесточенный бой 24 августа (5 сентября) за Шевардинский редут позволил М.И. Кутузову разгадать замысел противника и перед сражением усилить армию П.И.Багратиона. В течение 6 сентября (25 августа) обе стороны производили последние приготовления к сражению. Бородинское сражение началось на рассвете 7 сентября (26 августа) артиллерийской канонадой с обеих сторон.

Решающие бои развернулись за Багратионовы флеши и батарею Раевского, которыми французам удалось овладеть ценой больших потерь. Но развить успех Наполеон не смог и отвел войска на исходные позиции. Армия Наполеона потеряла убитыми и ранеными свыше 50 тысяч человек. Потери русской армии достигали 44 тысяч человек.

О результатах Бородинского сражения Кутузов доносил Александру I: «Баталия, 26-го числа бывшая, была самая кровопролитнейшая из всех тех, которые в новейших временах известны. Место баталии нами одержано совершенно, и неприятель ретировался тогда в ту позицию, в которую пришел нас атаковать». «Битвой гигантов» назвал это сражение Наполеон.

Позже, находясь в изгнании, поверженный французский император признал, что из 50 сражений, им данных, «в битве под Москвой выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские заслужили право быть непобедимыми.» И до сих пор Бородино для русских — символ величия народного духа и предмет национальной гордости.

Верещагин Атака на батарею Раевского. Александр Аверьянов, 2005. Верещагин Подвиг генерал-майора В. Костенецкого. Александр Аверьянов Верещагин Князь Багратион в Бородинской битве. Последняя контр-атака. Александр Аверьянов, 2005 Верещагин Защита флешей Багратиона. Александр Аверьянов, 1992 Верещагин Коноводы на Бородинском поле. Александр Аверьянов, 2003

Верещагин

Бородинское сражение. Louis Lejeune, 1822

Верещагин

: Михаил Кутузов во время Бородинского сражения. А.П. Шепелюк, 1952

Верещагин

Наполеон на Бородинских высотах. В.В. Верещагин, 1897

Верещагин

Атака маршала Нея при Бородине. Гравюра по картине Ланглуа, 19 в.

Верещагин

Бородинское сражение. В центре картины раненый генерал Багратион, рядом с ним на коне генерал Коновницын. Вдали виднеется каре лейб-гвардии. Худ. П. Гесс, 1843 г. Атака лейб-гвардии Литовского полка из 5-го пехотного корпуса. Худ. Н. Самокиш, 1912 г. Маршал Мюрат (в центре) на Багратионовых флешах спасается от погони. Бой за Семёновский овраг. Фрагмент панорамы Бородинского сражения. Рубо (1912) Атака 1-го кавалерийского корпуса генерала Уварова при Бородине. Дезарно Контратака генерала Ермолова на захваченную батарею Раевского. Хромолитография А. Сафонова (начало XX века) Отказ пленного русского генерала Лихачёва принять шпагу из рук Наполеона. Хромолитография А. Сафонова (начало XX века) Конец Бородинского боя. В.В. Верещагин (около 1899) Бородино. Раскрашенная гравюра Шарона. 1-я четверть XIX века Пехота Нея сбрасывает русских гренадеров с флешей. Часть Бородинской панорамы Батарея Раевского во время сражения. Часть Бородинской панорамы Рубо. Французские кирасиры атакуют редут Раевского Бородинское сражение в 12:30. Саксонские кирасиры и польские уланы сталкиваются с русскими кирасирами. Справа — батарея Раевского, на заднем фоне церковь. Франц Рубо, 1912

Источник: https://statehistory.ru/3341/Kartiny—posvyashchyennye-Borodinskoy-bitve/

календарь дат / Василий ВЕРЕЩАГИН | 26 октября 1842 — 31 марта 1904

li_ga2014Верещагин

Василий Васильевич ВЕРЕЩАГИН —

русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов.

«Апофеоз войны» картина Верещагина Василия Васильевича (1871 г.). Холст,масло.

Третьяковская Галерея, Москва.Родился в семье предводителя дворянства. Как и три его брата, Василий был определен на военную службу, но вскоре вышел в отставку. С 1860 по 1863 учился в петербургской Академии художеств. В последующие годы Верещагин чередовал длительные поездки на Кавказ и учебу в Париже (у Жерома и в Парижской академии).

В 1867 году Верещагин принял приглашение Туркестанского генерал-губернатора генерала К. П. Кауфмана состоять при нём художником. Отличился при защите Самарканда, за что был награжден боевым орденом Святого Георгия 4-го класса. Далее художник путешествовал по Центральной Азии и Западному Китаю, побывал в Киргизии и на Иссык-Куле.

Верещагин «Конец Бородинского сражения» 1899-1900Государственный исторический музей, МоскваВ 1871 году Верещагин переезжает в Мюнхен и начинает работать над картинами по восточным сюжетам. В 1873 году он устроил персональную выставку своих туркестанских произведений в Хрустальном дворце в Лондоне. Весной 1874 года состоялась выставка в Петербурге. После этой выставки Верещагина обвинили в антипатриотизме и сочувствии к врагу. Будущий император Александр III так выразил своё мнение о художнике: «…либо Верещагин скотина, или совершенно помешанный человек». Некоторые свои картины с выставки художник уничтожил.Верещагин Нападают врасплохЗатем Верещагин почти два года живёт в Индии, выезжая также в Тибет. Весной 1876 года художник возвращается в Париж. В 1877 году Верещагин отправляется на фронт русско-турецкой войны, где получает тяжелое ранение. В последующие годы художник продолжает много ездить: Индия, Сирия и Палестина (после чего пишет картины на евангельские сюжеты), по северу России, Крым, Филиппины, США и Куба, Япония. Когда началась русско-японская война, Верещагин поехал на фронт. Он погиб 31 марта 1904 года вместе с адмиралом С. О. Макаровым при взрыве на мине броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура.

Наполеон на Бородинских высотах картина Верещагина Василия Васильевича (1897 г.). Холст, масло.

Скобелев под Шипкой (Шипка-Шейново) .

Верещагин Побежденные. Панихида1877

До Верещагина в искусстве война демонстрировалась исключительно с ее «парадной» стороны.

Выполнялись портреты героев, показывались масштабные картины победных операций, словом, всячески восхвалялись ее достижения. Великий мастер батальных сцен сумел показать нам войну с другой стороны.

Это горе, беда, разруха и массовые человеческие жертвы — множество загубленных жизней, которые безжалостно поглотила военная машина.

   На картине изображены всего два живых человека — это священник, который служит панихиду по павшим воинам, и командир, пришедший попрощаться со своими погибшими друзьями и солдатами.

Все остальное пространство картины — это огромное поле, уходящее за горизонт и за пределы картины, полностью покрытое мертвыми телами. Это русские солдаты и офицеры, павшие в жесточайшем сражении под Плевной во время русско-турецкой войны.

Этим лаконичным приемом художник наглядно продемонстрировал, что в любой войне с обеих сторон гибнет огромное количество людей, а выживают всего лишь единицы.

мощно эмоциональноПоражает и художественное мастерство, и масштаб исполнения. Вся правая часть картины — мертвенного, блеклого желтоватого цвета, причем тела павших практически сливаются с цветом земли. Это подчеркивает тот факт, что они уже не принадлежат к миру живых, а становятся частью земли, прахом. Множество жизней уничтожены просто потому, что кто-то решил воевать. Здесь война четко обозначена как бессмысленное, тупое и жестокое уничтожение самого ценного — человеческой жизни.   Сложную тему картины подчеркивает выбранный художником колорит — тусклые, невыразительные краски, темная одежда живых людей, мрачное, налитое свинцом дождевое небо. Сама природа надела траур по безвинно павшим героям Плевны.

мой пост о художнике

Источник: https://li-ga2014.livejournal.com/635548.html

Описание картины Василия Верещагина «Наполеон на Бородинских высотах»

Верещагин

Около 20 полотен В. В. Верещагин посвятил Отечественной войне 1812 года. Над этими картинами художник работал в период с 1887 по 1901 год. Живописец стремился, с одной стороны, показать великий патриотический дух русской армии, ее героизм в борьбе с французами, а с другой – развенчать Наполеона, снять его с пьедестала «героя».

В серии картин, посвященных Отечественной войне 1812 года, выделяется полотно «Наполеон на Бородинских высотах», написанное в 1897 году. На полотне – изображение Бородинского сражения 26 августа 1812 года.

В процессе битвы Наполеон почти все время находился в своей ставке у Шевардина. Художник изобразил императора сидящим на походном стуле.

Нелегко у него на душе, он кажется очень сосредоточенным и погруженным в себя.

За Наполеоном – свита и штаб, а затем — гвардия в парадной форме. Его маршалы напряженно всматриваются вдаль – туда, где происходит сражение. Некоторые гвардейцы увлеченно обсуждают что-то постороннее. Тщательно, с документальной точностью, выписаны художником военные мундиры приближенных императора, их оружие.

Известно, что Наполеона упрекают в том, что в Бородинском сражении он был недостаточно энергичен и решителен.

Действительно, в этом бою он не подвергал себя опасности, не рисковал сам и не решился рискнуть своей гвардией – то есть вел себя больше как император, нежели как генерал.

Победитель в Бородинском сражении так и не был окончательно назван, потери обеих сторон были невероятно велики. Сам Наполеон говорил, что под Бородином «выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех».

  • Историческая эпопея Верещагина, посвященная Отечественной войне 1812 года, в том числе и полотно «Наполеон на Бородинских высотах», не только знакомят нас с историческими событиями, но и заставляют задуматься о трагедии огромного количества всех втянутых в войну людей – и русских, и французов.
  • Год написания картины: 1897.
  • Размеры картины: 107 x 157 см.
  • Материал: холст.
  • Техника написания: масло.
  • Жанр: историческая живопись.
  • Стиль: реализм.
  • Галерея: Государственный Исторический музей, Москва, Россия.

Источник: https://opisanie-kartin.ru/veresshagin-vasilij/napoleon-na-borodinskih-vysotah/

Наполеон на Бородинских высотах — Василий Верещагин

Верещагин

Около 20 картин Верещагин посвятил Отечественной войне 1812 года. Все свои картины, относящиеся к этой тематике, он написал в период с 1887 по 1901 года. Художник хотел доказать народу что Наполеон не является героем, и показать патриотичность русского народа. Эта картина не исключение, она была написана в 1897 году. На ней художник изобразил Бородинскую битву. Мы видим императора, сидящего на стуле в то время как остальные солдаты ждут распоряжения и высматривают врага.

Наполеон сидит с надменным видом, сложив руки на груди и вытянув ногу на барабан. Он явно напряжен, и самодоволен. Но, несмотря на это можно предположить, что он встревожен и вдумчив.

Он будто чего-то выжидает, не отдает команды наступления. А можно предположить, что он боится, что эту битву его армия не потянет и они проиграют.

Известно, что в это сражение он был подозрителен и старался не попадать под пули.

Очень реалистично Верещагин нарисовал мундиры солдат и их оружие. На мой взгляд, композиция выстроена очень красиво. Сидящий на троне царь в окружении своей свиты, их еще можно назвать верными псами и солдаты, которых заставили воевать.

Спасибо Верещагину за его цикл шедевров, которые позволяют нам познакомиться с историческими событиями, увидеть их, и представить в своем воображении как все происходило.

Я мечтаю, чтобы все люди жиль мирно, чтобы не было воин между странами. Нет ничего страшнее, чем потеря близких людей. Россия великая нация, она может дружить с разными народами.

Нашей стране должно быть достаточно богатств, в виде бескрайних просторов полей, полезных ископаемых и других ценностей.

Но и нельзя позволять, что бы наш народ обижали и оскорбляли, пусть мы живем не так зажиточно, как нам хотелось бы, но мы должны принимать жизнь уже как богатство, а друзей и родных рядом, как незаменимые драгоценности. Я люблю свою страну.

(1

Источник: https://paintingplanet.ru/napoleon-na-borodinskix-vysotax-vasilij-vereshhagin/

Сочинение по картине В.В. Верещагина «Наполеон на Бородинских высотах»

Верещагин

Около 20 картин Верещагин посвятил Отечественной войне 1812 года. Все свои картины, относящиеся к этой тематике, он написал в период с 1887 по 1901 года. Художник хотел доказать народу что Наполеон не является героем, и показать патриотичность русского народа. Эта картина не исключение, она была написана в 1897 году.

На ней художник изобразил Бородинскую битву. Мы видим императора, сидящего на стуле в то время как остальные солдаты ждут распоряжения и высматривают врага.
Наполеон сидит с надменным видом, сложив руки на груди и вытянув ногу на барабан. Он явно напряжен, и самодоволен.

Но, несмотря на это можно предположить, что он встревожен и вдумчив. Он будто чего-то выжидает, не отдает команды наступления. А можно предположить, что он боится, что эту битву его армия не потянет и они проиграют. Известно, что в это сражение он был подозрителен и старался не попадать под пули.

Очень реалистично Верещагин нарисовал мундиры солдат и их оружие. На мой взгляд, композиция выстроена очень красиво. Сидящий на троне царь в окружении своей свиты, их еще можно назвать верными псами и солдаты, которых заставили воевать.

Спасибо Верещагину за его цикл шедевров, которые позволяют нам познакомиться с историческими событиями, увидеть их, и представить в своем воображении как все происходило.

Я мечтаю, чтобы все люди жиль мирно, чтобы не было воин между странами. Нет ничего страшнее, чем потеря близких людей. Россия великая нация, она может дружить с разными народами.

Нашей стране должно быть достаточно богатств, в виде бескрайних просторов полей, полезных ископаемых и других ценностей.

Но и нельзя позволять, что бы наш народ обижали и оскорбляли, пусть мы живем не так зажиточно, как нам хотелось бы, но мы должны принимать жизнь уже как богатство, а друзей и родных рядом, как незаменимые драгоценности. Я люблю свою страну.

Вы еще не знаете кто такой Андреев Юрий и чем он занимается? В таком случае следует обратиться за информацией по адресу http://richkeeper.ru

Источник: http://k-a-r-t-i-n-a.ru/sochinenie-po-kartine-v-v-vereshhagina-napoleon-na-borodinskih-vyisotah/

Наполеон в России (Верещагин) — это… Что такое Наполеон в России (Верещагин)?

«Наполеон I в России», «1812 год» — известная серия картин Василия Верещагина, посвященных Отечественной войне 1812 года.

История

Серия была начата ещё в Париже. До конца жизни художник занимался её воплощением, тем не менее, серия осталась незаконченной.

«Осуществляя эту серию полотен, Верещагин отнёсся к задаче с большой ответственностью и проделал огромную исследовательскую работу, изучив массу исторических материалов, воспоминаний современников, написанных на нескольких европейских языках.

Он лично обследовал поле Бородинской битвы, ознакомился с многочисленными реликвиями и памятниками эпохи, создал множество этюдов и зарисовок. Он даже написал большую, очень серьезную книгу „Наполеон I в России. 1812. Пожар Москвы. — Казаки. — Великая армия. — Маршалы. — Наполеон“ (1895), основанную на документальных данных.

В серии о 1812 годе художник использовал и свои впечатления от Балканской войны, что сообщило новым произведениям большую убедительность»[1].

В этом цикле он стремился «показать великий национальный дух русского народа», а также «свести образ Наполеона с того пьедестала героя, на который он внесен»[2].

Состав

Цикл включает 20 картин, а также этюды, рисунки и незаконченные композиции. Сам Верещагин делил её на 2 части. Первая (17 картин), с подзаголовком «Наполеон I в России», изображала основные эпизоды кампании, от Бородина до зимнего перехода французов. Вторая (3 картины), называемая «Старый партизан», рассказывают о партизанской войне.

Картины: «Не замай — дай подойти!», «С оружием в руках — расстрелять!», «В штыки! Ура, ура!», «В Кремле пожар», «В Успенском соборе», «Маршал Даву в Чудовом монастыре», «В Городне — пробиваться или отступать?», «На этапе. Дурные вести из Франции», «На большой дороге. Отступление, бегство» (все 1887—1895 гг.

), «Перед Москвой в ожидании депутации бояр» (1891—1892), «В Петровском дворце», «Возвращение из Петровского дворца» (обе — 1895 г.), «Зарево Замоскворечья», «Ночной привал Великой армии» (обе — 1896—1897 гг.), «Наполеон на Бородинских высотах» (1897 г.), «Поджигатели» (1897—1898 гг.

), «Конец Бородинского боя», «Сквозь пожар», «Наполеон и Лористон», «На морозе» (все — 1899—1900 гг.).

Илл.
Название
Описание
Год
создания
Местонахождение
«Наполеон I на Бородинских высотах» Бородинская битва, начало. 26 августа 1812, Шевардинский редут. 1897 ГИМ
«Конец Бородинского боя» Бородинская битва. 26 августа 1812, вечер 1899—1900 ГИМ
«Перед Москвой в ожидании депутации бояр» 2 сентября 1812 года. Поклонная гора. Захват Наполеоном Москвы 1891—1892 ГИМ
«В Успенском соборе» Успенский собор Московского Кремля, сентябрь 1812. Захват Наполеоном Москвы 1887—1895 ГИМ
«В Кремле — пожар!» Около 4 сентября 1812. Московский пожар (1812). Кремлевская стена 1887—1898
«Сквозь пожар» 4 сентября 1812. Московский пожар (1812). Наполеон, вынужденный спасаться из Кремля, покинул его пешком, направляясь к Арбату[2], заблудился там и, едва не сгорев, выбрался к селу Хорошеву; переправившись через Москву-реку по плавучему мосту, мимо Ваганьковского кладбища, он дошел к вечеру до Петровского дворца. ГИМ
«Зарево Замоскворечья» Ночь с 5-го на 6-е сентября 1812. Московский пожар (1812). Замоскворечье. Четко вырисовываются Спасская башня в Кремле и купола храма Василия Блаженного. Что-то горит на Красной площади; там в ту пору находились разные старые деревянные постройки[2]. ГИМ
«Маршал Даву в Чудовом монастыре» Сентябрь 1812. Луи Даву, Чудов монастырь, в алтаре. Царские врата открыты настежь, перед ними часовой. ГИМ
«В Петровском дворце (в ожидании мира)» 5—6 сентября 1812. Петровский путевой дворец ГИМ
«Возвращение из Петровского дворца» 6 сентября 1812 (Тверская улица?). Наполеон, узнав о том, что Кремль остался в полной сохранности, решил возвратиться туда[2].
«В покоренной Москве»
(«Поджигатели» или «Расстрел в Кремле»)
Сентябрь 1812 1897—1898 ГИМ
«Наполеон и маршал Лористон»
(«Мир во что бы то ни стало!»)
После 23 сентября 1812. Жак Лористон был принят Кутузовым 23 сентября при Тарутине, но тот не захотел вести с ним мирные переговоры. И маршал был вынужден вернуться к Наполеону, не исполнив поручения[2]. 1899—1900 ГИМ
«В Городне — пробиваться или отступать?» После 12 октября 1812. В маленькой деревушке Городне, в нескольких верстах от Мало-Ярославца, в дни после сражения при Мало-Ярославце 12-го октября, где французы были разбиты. Сидит Наполеон; у противоположного конца стола — Мюрат. Тесной группой стоят маршалы Франции — Бертье, Бесьер, Даву, Мутон. Мнения собравшихся маршалов разделились, и Наполеон единолично принял стратегическое решение отступить перед русской армией[2]. 1887—1895 ГИМ
«На этапе. Дурные вести из Франции» Конец октября 1812. Маленькая сельская церковь на подходе к Смоленску. На заднем плане кровать Наполеона. Верещагин писал её с оригинальной кровати в собрании ГИМа. Привезённые известия (курьер граф Дарю) — о заговоре в Париже, организованном Мале из-за новостей о поражении Наполеона[2]. 1887—1895 ГИМ
«На большой дороге. Отступление, бегство…» Большая дорога из Красного по направлению к Минску. Закутанный в шубу Наполеон возглавляет шествие. 1887—1895 ГИМ
«Наполеон в зимнем одеянии» ГИМ
«Ночной привал Великой армии» Великая армия 1896—1897 ГИМ
«Не замай! Дай подойти» Крестьяне подстерегают французов в засаде (Партизанская война 1812 года в России) 1887—1895 ГИМ
«С оружием в руках — расстрелять!» Наполеон, отвлекшись от костра, где он грелся с Мюратом, приговаривает партизан к смерти[2]. 1887—1895 ГИМ
«В штыки! Ура! Ура!» («Атака») 28-го октября французы вступили в Смоленск и 31-го направились дальше по дороге к Красному. На этом переходе и разыгрался тот эпизод. Русские войска под начальством Милорадовича и принца Евгения Вюртембергского ударили солдат вице-короля Евгения Богарне. Вице-король хотя и пробился, воспользовавшись темнотою ночи, в Красное, тем не менее потерял около двух тысяч человек убитыми и ранеными, одно знамя и семнадцать орудий[2]. 1887—1895 ГИМ

Кроме того, Верещагин оставил ряд незаконченных картин («Наполеон при Березине»), этюдов и набросков о событиях 1812 года, а к 100-летию войны намеревался написать картины «Занятие Смоленска», «Канун Бородинской битвы», «Совет в Филях» и др. (замысел не осуществлен)[2].

Верещагин также выступил автором двух книг, иллюстрированных этими картинами («1812 год» и каталог с пояснением к его картинам: «Наполеон I в России»)[2].

Судьба

Серия впервые была показана в Москве и Петербурге в 1895—1896 годах. Причём художник сопровождал выставку шумовыми и визуальными эффектами — в зале были разложены дымовые шашки.

Желающих приобрести её не нашлось. Наконец, в 1902 году после долгих переговоров правительство купило её и передало в Русский музей. Позже серия была перевезена в Москву, в Исторический музей.

Такие задержки были связаны с восприятием цикла публикой.

«Разве такого Наполеона мы привыкли видеть? — спрашивали художника. Верещагин отвечал, что по свидетельствам современников, Наполеон шел впереди колонны, опираясь на березовую палочку, в польском костюме. Такого Наполеона искусство Европы не знало. Это вызвало оторопь, недоумение и неприязнь.

Собственно говоря, осуждению подверглась вся серия „1812 год“. Если бы художник только разрушал миф о бытующем в те времена „рыцарстве“ французской армии и непогрешимости Наполеона! На его картинах нет парадных изображений русских полководцев или царя, зато три самые большие картины он посвятил крестьянским мужикам — партизанам.

В то же время российская публика была в полном восторге»[3].

Экспозиция в новом музее

«Ужасный лик войны», испугавший официальных лиц и критиков, потрясал посетителей свой правдивостью и выразительностью, утверждает искусствовед Андрей Рейнер: «Для нас привычно и уже хрестоматийно смотреть на произведения Верещагина.

Мы все живем в другом информационном пространстве с очень „жёсткими“ фильмами, „жёсткими“ картинами. А тогда это было откровение, и его картины воспринимались как что-то из ряда вон выходящее. Только ужас войны, без парадных красот»[3].

«Судьба картин о 1812 годе в течение многих лет оставалась неясной. Предназначенные для музеев или больших дворцовых зал, картины не привлекали частных меценатов. Царское же правительство упорно отказывалось от их закупки. Интересен в этом отношении найденный недавно архивный документ.

Это ходатайство перед царем шефа Русского музея в Петербурге великого князя Георгия Михайловича от 25 января 1900 года о приобретении для коллекций музея хотя бы семи картин Верещагина из серии 1812 года.

На документе сохранилась характерная собственноручная резолюция Николая II: „Нахожу желательным приобретение одной из картин Верещагина эпохи 1812 г. для музея. H [иколай]“. Ясно, что такое решение царя было абсурдным.

Мог ли согласиться художник продать только одну картину из тех двадцати, которые составляли целостную, неделимую серию?! Только в преддверии столетнего юбилея Отечественной войны царское правительство, под сильным давлением общественного мнения, вынуждено было приобрести серию и отправить ее в Москву»[1].

Новое время

В 2010 году состоялась выставка «1812 год в картинах Василия Верещагина» в преддверии открытия нового музея. В 2012 году впервые выставлена целиком в постоянной экспозиции музея — Музее Отечественной войны 1812 года (открытие 6 сентября 2012 года)[4].

Издания

Примечания

  • Туркестанская серия
  • Картины по русской истории
  • Верещагин В. В. Наполеон I в России. Составление, подготовка текста, вступительная статья В. А. Кошелева и А. В. Чернова. — Тверь: Созвездие, 1993.

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1836348

Образ наполеона в работах в.в. верещагина

В российской живописи образ Наполеона в основном очень ярко представлен в картинах Верещагина,а конкретно в цикле работ посвященных столетию войны 1812 года.Верещагин основательно изучал историю Отечественной войны 1812 года, уделяя значительное внимание военно-историческим реалиям. В 1887-1900 гг.

создал в Москве и Париже серию из 20 картин, в которых стремился «показать великий национальный дух русского народа», а также «свести образ Наполеона с того пьедестала героя, на который он внесен»: «Не замай — дай подойти!», «С оружием в руках — расстрелять!», «В штыки! Ура, ура!», «В Кремле пожар», «В Успенском соборе», «Маршал Даву в Чудовом монастыре», «В Городне — пробиваться или отступать?», «На этапе. Дурные вести из Франции», «На большой дороге. Отступление, бегство» (все 1887-1895 гг.), «Перед Москвой в ожидании депутации бояр» (1891-1892), «В Петровском дворце», «Возвращение из Петровского дворца» (обе — 1895 г.), «Зарево Замоскворечья», «Ночной привал Великой армии» (обе — 1896-1897 гг.), «Наполеон на Бородинских высотах» (1897 г.), «Поджигатели» (1897-1898 гг.), «Конец Бородинского боя», «Сквозь пожар», «Наполеон и Лористон», «На морозе» (все — 1899-1900 гг.). Картины этой серии Верещагин с успехом демонстрировал на персональных выставках в Париже, Лондоне, Берлине, Вене, Нью-Йорке и др. (ныне большинство полотен — в Государственном историческом музее, в Москве). Кроме того, Верещагин оставил ряд незаконченных картин («Наполеон при Березине»), этюдов и набросков о событиях 1812 года, а к 100-летию войны намеревался написать картины «Занятие Смоленска», «Канун Бородинской битвы», «Совет в Филях» и др.

Если мы взглянем на картину Верещагина «Наполеон I на Бородинских высотах»», то увидим,что Наполеон сидит, позади столпились лица свиты, обозревая поле сражения в подзорные трубы, еще дальше почетная гвардия; впечатление от этих великолепных фигур, золотого шитья мундиров, эполет, перевязей, белых лосин и султанов получается такое, как будто дело происходит на параде или на маневрах. Граф Сегюр в своих записках, рисует очень подробно печальную картину того морального состояния, в котором Наполеон пребывал в продолжении всего дня великой битвы. Поразительно это внезапное разложение гениальной энергии, до сих пор помогавшей Наполеону только выигрывать сражения. Нерешительность была на первом планена первом плане, и она убивала все. Известно также, что в день Бородинскоаго сражения Наполеон былъ нездоров, и это нездоровье помешало ему явиться в том ореоле полководца, в каком его привыкли видеть. Как бы там ни было, но этот вид сидящего на стуле полководца, в то время как его воины, переполненные доблестью, умирают тысячами, не видя своего императора, символичен: победоносному орлу Франции подрезали крылья, и в дальнейшем никто не увидит больше его горделиво парящего полета в выси.

В работе же «Перед Москвой – ожидание депутации бояр» Наполеон после своего победоносного захвата Москвы ожидает,что жители прославленного города выйдут к нему с депутацией,просить о пощаде,но ему докладывают,увы город опустел.

Граф Сегюр по этому поводу пишет: «Он думал, что эти люди, охваченные гордостью или парализованные ужасом, неподвижно сидят у своих очагов, и он, который всюду встречал покорность со стороны побежденных, хотел возбудить их доверие.

«Потом Наполеон, пишет некий чиновник Кербелецкий, пришедши несколько в себя, садится на лошадь и въезжает сам в Москву, в которую последовала за ним и конница, стоявшая до того вне заставы; но, проехав Дорогомиловскую, Ямскую слободу и приближаясь к берегу Москвы реки, останавливается на правой стороне улицы, на береговом косогоре, сходит с лошади и опять расхаживает взад и вперед, но только уже покойнее. Сего числа Наполеон и его конвой ночевали в Дорогомиловской слободке, в обывательских домах, где жителей московских, кроме четырех человек дворников, никого не было замечено».СНОСКИ?

Среди всех бедствий Отечественной войны пожар Москвы как-то особенно привлекал внимание современников и возбуждал фантазию каждого, кто обращал свою мысль к той великой эпохе. В нем видели перст Божий, и в самом деле это было знаменательно.Он как раз представлен в работе «В Кремле — пожар!»

2-го сентября войска Наполеона вступили в Москву, а на другой день, 3-го, сам император, переночевав в Дорогомиловском предместье, въехал в Белокаменную и расположился со своей главной квартирой в Кремль.

Но едва только совершилось это занятие древней русской столицы неприятельской армией, как в городе начались пожары один за другим, и никакие усилия, направленные к их прекращению, не могли ничего сделать.

Легко себе представить, что должен был переживать Наполеон, очутившись в такой обстановке.

Великий полководец, не знавший страха, никогда ни перед чем не отступавший, баловень судьбы, слагавшей ему под ноги один трофей за другим, победитель целой Европы, завоеватель, мечтавший в своем могуществе сравняться с Александром Великим и уподобить свою державу древнему железному Риму, — вот он стоит в своей обычной позе на Кремлевской стене и между ее зубцов сосредоточенно вглядывается туда, где бушует огненная бездна. Кругом падают горящие куски дерева, сыплются раскаленные угли. Смятение отчетливо рисуется во всей фигуре одного из маршалов в группе стоящей поодаль свиты, а император все недвижим, не в силах оторвать взора от страшной картины. Впервые предстало здесь то, что нечто грозное, неотразимое, бороться с чем — выше сил человека, хотя бы он был во сто крат гениальнее самого Наполеона.

Картина Верещагина «Сквозь Пожар» производит странное впечатление. Эта масса огня и в середине ее Наполеон. Начинает казаться, что солдаты тот час же бросят императора в огонь. Наполеон был гений в своем ремесле, его трагическая судьба вызывает удивление, но в то же время, как забыть о том, сколько сотен тысяч человек лишились жизни по мановению его руки Ес.

В связи с этим следует вспомнитьтьработкартинуа бельгийского живописца Антония Вирца(НАЗВАНИЕ КАРТИНЫ). Художник , родилсявшегося в 1806 году, когда была знаменитая битва при Иене, и в дни своей молодости постоянно слышал вшего множество рассказов о кампаниях Наполеона.

На этой картине Вирц изобразил Наполеона в аду посреди пламени и окруженного тенями, из которых одна предлагает ему поесть человеческого мяса.

Жестокая фантастичность этой картины странным образом сплетается с символом, конечно не приходившим в голову Верещагину в то время, как он создавал свою картину «Сквозь пожар», но при взгляде на нее как токак-то невольно встает в воображении картина Вирца.

В то же времяА в работе (ЧЬЕЙ?)«В Петровском дворце.(дворце. (в ожидании мира)»Наполеон изображен задумчивым и сосредоточенным.

Император, всегда отличавшийся необычайной быстротой мысли и действия, сейчас потерял бодрость духа и способность ясно определять ход событий.

Она находил себя, после сожжения Москвы, уничтожившего все его надежды и планы, в плачевном состоянии нерешительности.

Одно время он почти подписал приказ, предписывающий армии держаться в готовности к маршу на Санкт-Петербург, но вскоре отклонил этот план.

Он хотел атаковать Кутузова, захватить Тулу и Калугу — арсенал и кладовую России, и таким образом, проложить новый путь к зимним квартирам в Литве, — но опять изменил решение.

В конце концов, он задумал атаковать Витгенштейна, но не смог решиться на это действие, так как оно могло быть расценено как отступление.

Мысль завладеть Петербургом и вынудить Императора Александра начать переговоры очень льстила Наполеону. Но предприятие могло быть осуществлено перед зимой: он перебирал идею за идеей, приводящие к миру.

Александр сейчас уже получил, или через несколько дней получит, его любезное и дружеское письмо, отправленное из Москвы.

Конечно, он полагал, что Император не сможет не воспользоваться этим удобным случаем для переговоров с ним, и таким образом, полный мучительного сомнения, ждал ответа от русского Императора.

Наполеон решает сделать мирное предложение русским,что показано на картине (ЧЬЕЙ?)«Наполеон и маршал Лористон — мир во что бы то ни стало». После неудачной попытки действовать через Коленкура, бывшего когда-то посланником в Петербурге, он поручает это Лористону.

Верещагин ошибся, назвав Лористона маршалом: во время описываемых событий Лористон еще не был маршалом Франции, став им значительно позже. Тогда, в октябре 1812 года, Лористон с письмом был отправлен к Кутузову в лагерь при Тарутино.

Искреннее желание мира Наполеоном, который уже почти поступился своими амбициями, выразилась в напутственных словах посланнику: «Я хочу мира, слышите, дайте мне его во что бы то ни стало! — только честь как-нибудь спасите!»

В.В. Верещагин позволил себе представить Наполеона, когда тот стремительно вынужден был бежать из России. Так и появилось это историческое полотно «На этапе — дурные вести из Франции».

Говорят, что перед этим, Василий Васильевич глубоко исследовал все подробности, поэтому и картина выглядит так натурально. На ней изображен Наполеон, который явно чем-то расстроен.

Что мучает такого смелого и решительного полководца? Могу ли я утверждать, что великому Французу в этот момент стал понятен его дальнейший жизненный путь?

Комнату, в которой находится Наполеон, никак не назвать гостиничным номером.

Святотатство! Захватчик посягнул на святое для души русской! Сначала он напал на землю России, а вдобавок еще стал грабить церкви, не брезгуя даже надругательством над ликами их святых, и даже иконами с Господом Христом! Это ли не позор для человека его ранга? Не уважая людей, их религию, святыни, культуру и обычаи, полководец был обречен на поражение, несмотря даже на свое величие и дальновидность. Кстати, мне кажется, что именно это последнее качество и подвело этого ничтожно маленького человека. Именно этот эпизод, когда он понял это, и изображен на картине. Взгляд его отсутствующий, свидетельствует, что письмо, которое Наполеон держит в руках, очень его ошеломил. Даже больше, чем его вынужденное бегство из страны, которую он намеревался захватить всего лишь в несколько месяцев.

Что же случилось такого, что полководец, который славился твердостью характера и смелостью так поник в один момент, съежился и помрачнел, надломился? Он получил вести из родной Франции.

Это были неспокойные, тревожные новости. И несмотря на то, что мятеж, описанный в весточке, потерпел неудачу, Наполеону есть о чем подумать.

Думаю, что только сейчас он догадался, как дорого вынужден был заплатить за тщеславные свои планы.

Верещагин уловил то настроение, которое наверняка могло быть у Наполеона. Передал все с точностью ученого, что видно и через отрешенный взгляд, обмякшую позу. Теперь и само место, где он находится, показывает полководца унизительно и неприглядно, даже не смотря на выраженное мародерством свое отношение к этому неведомому народу.

Верещагин в итогетакжезамыкключает круг образпортретов великого корсиканца. Его «Наполеон в зимнем одеянии» удачно завершканчивает длиннейший список изображений французского императора, внося с собою совершенно особую ноту.Во всех портретах, где Бонапарт является центральной фигурой, всегда отмечается величие.

Поставьте рядом с этими картинами портрет Верещагина и вы увидите две отправные точки, приводящие к совершенно различным результатам. «Наполеон в императорском одеянии», Наполеон Жерара и Давида — это громкое величие, покоящееся на бесчисленном ряде подвигов, это торжество великого человека. И «Наполеон в зимнем одеянии» — это начало конца, спуск вниз.

Здесь на нас смотрит уже совершенно другое лицо. Все это одеяние, эта теплая шапка, эта широкая шуба, этот высоко поднятый воротник, свидетельствуют о немощи человека, который испугался холода.Некогда железный организм стал немощен, и император закутался в мех, сделавшийся прообразом могильного савана.

В этой собольей шубе, в этой шапке и теплых сапогах он потерял сам себя, сидя в карете. Весь мир, который видел могучего императора в мундирном фраке, или в сером пальто и в исторической треуголке, не узнал бы Наполеона в этом столь несвойственном ему зимнем одеянии, поглотившем его фигуру и лишившем его подвижности.

Лицо императора, плохо выбритое, со снегом на усах и бороде, лишенное и тени прежнего одушевления и мужественной решимости. По истине тут перед нами не Наполеон — победитель, но Наполеон уже почти побежденный, поверженный.

В работе Верещагина «С оружием в руках — расстрелять!» изображены, на снегу у разложенного костра, группа важных господ. И среди них человек, толстый, низенького роста, одетый в зеленую подбитую и опушенную мехом шубу и в такой же теплой шапке. Воротник поднят, шапка низко надвинута на уши, одни лишь глаза, нос и щеки выглядывают из-за меха.

Это Наполеон. Сам Бонапарт, казавшийся наивному воображению русского народа каким-то антихристом.

Но взятые в плен крестьяне даже не подозревали, кто стоит перед ними; никогда его не видавшие и не мыслившие представить себе Наполеона в образе этого толстого и маленького человека, закутанного в шубу, иззябшего и тщетно старавшегося согреться у разведенного костра, они в этот момент ничего не испытывали кроме смутного предчувствия готовившейся участи. Даже невольное чувство любопытства не могло родиться в их душе. … Сцена разыгралась быстро. Наполеон, греясь у огня, был занят разговором с Мюратом и прочими приближенными. Внезапно послышался топот копыт совсем близко. Недовольный, что прервали его беседу, император повернулся. Что такое?Еготакое? Его собственные гвардейцы, а впереди на коленях какие-то бородатые фигуры в длиннополых кафтанах со связанными назади руками. Очевидно, пленные русские. В чем дело?.. Унтер-офицер слез с лошади и, приложив руку к козырьку, отрапортовал императору. Крестьяне ничего не понимали.

— С оружием в руках? — спросил Наполеон.

  • Последовал утвердительный ответ.
  • — Расстрелять!
  • Таким образом, можно сделать вывод о том,чтотом, что Верещагин в своих работах изображал Наполеона как обычного человека со своими трудностями и странностями,но никак не грозного Бога-императора и бича Европы.

ПОЧЕМУ ВЕРЕЩАГИН ИЗОБРАЖАЛ ЗАВОЕВАТЕЛЯ ИМЕННО ТАК И ИМЕННО В НАЧАЛЕ ВЕКА? В ЧЕМ КОНЦЕПЦИЯ? ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОДОПЛЕКА?

ы

Источник: https://megaobuchalka.ru/12/27611.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector