Сомов константин «маскарад» описание картины, анализ, сочинение

«Маскарад» – одно из лучших драматических произведение М. Ю. Лермонтова, в центре которого оказались душевные переживания умного и мятежного Евгения Арбенина.

Сомов Константин

Краткое содержание «Маскарад» для читательского дневника

ФИО автора: Лермонтов Михаил Юрьевич

Название: Маскарад

Число страниц: 192. Лермонтов м. Ю. «Маскарад». Издательство «Речь». 2014 год

Жанр: Пьеса

Год написания: 1835 год

Действие пьесы разворачивается в 30-х годах XIX века в Петербурге, в светском обществе. Наиболее значимые, драматичные действия пьесы происходят на торжественных мероприятиях – во время маскарада и бала.

  • Арбенин Евгений Александрович – богатый дворянин, умный, решительный, с мятежной душой, в прошлом профессиональный игрок в карты.
  • Настасья Павловна (Нина) – молодая супруга Арбенина, красивая, нежная девушка, верная жена.
  • Звзедич – молодой гвардеец, князь, красивый, ветреный, недалекий юноша.
  • Баронесса Штраль – светская дама, вдова, которая ради соблюдения собственных интересов пожертвовала безупречной репутацией Нины.
  • Неизвестный – мужчина, доведенный до нищеты Арбениным, мстительный, жестокий.

Будучи профессиональным игроком в карты, Евгений Александрович Арбенин сумел заработать приличное состояние. Решив покончить с фривольной жизнью гуляки и картежника, он женился на юной особе.

Арбенин был уже не первой молодости, и решился на этот шаг, скорее, чтобы приобрести статус степенного мужа, нежели по любви.

Но, неожиданно для самого себя, герой всем сердцем полюбил свою красавицу-жену Настасью Павловну, или, как ее называли близкие, Нину.

Однажды Арбенин отправился на маскарад со своим новым знакомым – гвардейцем Звездичем, которого он выручил в картежной игре. Евгений Александрович заметно скучал на балу, в то время как его приятель прекрасно проводил время.

Молодой и красивый князь Звездич принялся отчаянно флиртовать с прекрасной незнакомкой в маске. Юноша потребовал у прелестницы какое-то украшение на память, и та, не желая рисковать, подарила ему случайно найденный чужой браслет.

Довольный Звездич поспешил поделиться с Арбениным радостью своей победы.

Евгений Александрович смутно помнил, что похожий браслет был и у его жены. Настроение ему изрядно испортил и незнакомец, который предрек несчастье в эту праздничную ночь.

Вернувшись домой, Арбенин попросил Нину показать свой браслет, но она ответила, что где-то потеряла украшение.

По приказу хозяина слуга обыскал весь дом, и, не найдя браслет, высказал мнение, что Настасья Павловна, очевидно, потерял его на маскараде.

Узнав о тайном посещении маскарада, Евгений Александрович разгневался – мало того, что светским женщинам не пристало в одиночку посещать такие мероприятия, так еще в его душе возникло страшное подозрение о неверности любимой жены. Поругавшись, супруги разошлись по разным комнатам.

С этого дня Арбенин потерял покой и сон. В нем говорило ущемленное чувство достоинства, даже гордыня, и он никак не мог совладать с собой. Герою казалось, будто всем известно об измене его жены, и он стал настоящим посмешищем в обществе.

Нина отправилась к приятельнице, вдовствующей баронессе Штраль, чтобы поделиться неприятностью. Там же оказался и Звездич.

Ничего не подозревающая Нина заговорила о потерянном ею браслете, и молодой князь решил, что она и есть та таинственная незнакомка. Он принялся домогаться девушку, но та ответила ему решительным отказом.

Тем временем баронесса Штраль, которая и подарила Звездичу найденный браслет, поняла, что ее проделка зашла слишком далеко, но решила промолчать.

Арбенин, видя повышенный интерес Звездича к жене, убедился в измене. На балу, решив сыграть роль бесстрастного судьи, он предложил жене отравленное мороженое. Перед смертью Нина попыталась заверить, что ни в чем не виновата перед ним. У тела Нины появились Звездич, и тот самый незнакомец, который предрек Арбенину страшный конец.

Им оказался старый приятель Евгения Александровича, которого тот много лет назад сделал нищим, обыграв в карты. Мужчина при всех заявил, что Арбенин собственными руками убил свою супругу. В свою очередь, молодой князь рассказал историю потерянного браслета, подтвердив невиновность Нины.

Арбенин, осознав свой страшный поступок, лишился рассудка.

Главные герои произведения, будучи заложниками социума, погрязли во лжи, лицемерии, подлости.

Для них непозволительной роскошью было жить честно, открыто, говорить то, что думаешь и совершать поступки, продиктованные сердцем и совестью – все это противоречило тем устоявшимся правилам, которые никто из героев не решался нарушить, чтобы не прослыть изгоем. Вся их жизнь была сплошным маскарадом, в котором они играли определенные роли.

Лицемерие общества, скрывающее свое прогнившее нутро за маской благополучия.

«…Язык и золото… вот наш кинжал и яд!..»

«…Портрет хорош, – оригинал-то скверен!..»

  1. «…глупец, кто в женщине одной мечтал найти свой рай земной…»
  2. «…У маски ни души, ни званья нет, – есть тело…»
  3. Банкомет – в некоторых карточных играх: тот, кто держит или мечет банк.
  4. Понтер – в карточных азартных играх: противник банкомета, лицо, ставящее куши на карту против банкомета.
  5. Эполеты – наплечные знаки различия воинского звания на военной форме.
  6. Барин – человек из высших сословий, господин.
  7. Франт – нарядно одетый человек, щеголь, модник.
  8. Стеклярус – разновидность стеклянных бус.
  9. Табакерка – небольшая коробочка, закрывающаяся крышкой.
  10. Вероломство – злоумышленные коварные действия, сознательный обман чужого доверия.

Средняя оценка: 4.6. Всего получено оценок: 66.

Источник: https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/maskarad.html

Сочинение на тему Анализ драмы «Маскарад» ( : Лермонтов М. Ю.)

Анализ драмы Лермонтова «Маскарад».

Драма написана в 1835 году, но была подвергнута цензурному запрету, так как в ней увидели «неприличные нападки» на костюмированные балы в доме Энгельгардтов, «дерзости» против дам высшего света. Только в 1862 году, спустя двадцать с лишним лет после смерти Лермонтова «Маскарад» поставили на сцене Малого театра в Москве.

Пьеса отражает жизнь светского общества с его пороками: сплетнями, интригами, злобой, завистью, стремлением к обогащению.

Главный герой драмы – Евгений Александрович Арбенин, петербургский аристократ, дворянин, презирающий светское общество за ничтожность и пошлость.

Женившись на Нине, он бросает игру в карты, счастлив любовью. Узнав, что Звездич проиграл, Арбенин садится за карточный стол и отыгрывается, спасая честное имя приятеля.

На маскараде незнакомец предсказывает Арбенину, что с ним в эту ночь произойдёт несчастье. Здесь же в маске присутствует и жена Арбенина Нина. Вырывая руку у слишком навязчивых интригующих кавалеров в масках, она роняет браслет, не замечая этого.

Браслет находит баронесса Штраль и дарит его Звездичу, который не узнаёт её в маске.

Арбенин размышляет о злом пророке, кто же он мог быть, а Звездич показывает ему браслет. Арбенин не может вспомнить, где видел этот браслет.

Дома, ожидая жену, герой с нежностью думает о ней, для него она – небесный ангел, идеал чистоты и красоты, «покорное созданье», «как агнец божий на закланье». Его мёртвая душа под воздействием любви вновь ожила, пустая жизнь наполнилась смыслом.

Но потерянный браслет лишает Арбенина покоя, он не верит Нине и жаждет мести. Баронесса Штраль, спасая свою честь, не стала разуверять Звездича в том, что незнакомка в маске, подарившая ему браслет, — Нина. Так светская игра, родившая заблуждение, становится роковой и приводит к трагедии.

Сплетня о жене Арбенина и Звездиче быстро распространяется в светском обществе. Арбенин, несомненно, несёт в себе демонические черты. Презирая свет, он сам недалеко ушёл от него, поверив в клевету и страстно желая мести.

Звездичу от отомстил, лишив его в глазах общества чести, обвинив в картёжном шулерстве, жестоко оскорбив, бросив в лицо карты, он в то же время отказался от дуэли со своим противником, то есть лишив его возможности восстановить честное имя. Нину же он отравил, подав ей на балу отравленное мороженое.

Но теперь настал момент мести незнакомого предсказателя, который, оказывается, пылал местью к Арбенину за то, что тот его разорил, играя с ним в карты.

  • Тема воздаяния раскрывается на примере образов Арбенина и незнакомого предсказателя. Он становится свидетелем отравления, но не пытается остановить Арбенина:
  • Нет, пусть свершается судьбы определенье,
  • А действовать потом настанет мой черёд.
  • Незнакомец доказывает Арбенину, что жена его невиновна, отравитель теряет рассудок.

Мотивы игры, карточной и светской, маскарада, предсказаний являются главными в драме.

Тема игры связана с образом Казарина, заядлого игрока, который правила карточной игры переносит и на жизнь, он признаётся, что для него мир – это колода карт, жизнь – это банк: «…рок мечет, я играю».

Казарин цинично заявляет, что правила карточной игры он применяет к людям. Он участвует в интриге против Арбенина только лишь для того, чтобы вернуть за карточный стол сильного игрока.

В основе образа Арбенина не противопоставление порока и добродетели, а диалектика добра и зла, столкновение божественного и дьявольского. Деятельное стремление к добру в порочном мире неминуемо оборачивается злом.

Демонический герой Лермонтова возлагает на себя миссию сверхчеловека, Арбенин убеждён, что имеет право вершить высший суд и решать, кому жить, а кому умирать.

Стремясь очистить Нину от греха и смертью вернуть ей первоначальную чистоту, он совершает преступление, убийство.

Трагедия Арбенина в том, что он не способен противостоять клевете светского общества, не может поверить в чистоту и невиновность Нины, охвачен и ослеплён желанием мести, уверен в своём праве наказывать по справедливости, как он её понимает. Арбенин не только преступник, но он ещё одновременно и жертва клеветы.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем чат-боте Сочинения24

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id35427

Источник: https://www.kritika24.ru/page.php?id=35427

«Маскарад», анализ пьесы Лермонтова, сочинение

«Маскарад» — драматическая пьеса М. Ю. Лермонтова в стихах — произведение, которое поэт создал непосредственно для постановки на сцене, чего при жизни увидеть ему так и не удалось.

Пьеса была написана в 1835 году, изначально в трёх действиях, и заканчивалась смертью главной героини. Однако, драматическая цензура во главе с шефом жандармерии Бенкендорфом, пьесу к постановке не допустила.

Причиной сему было посягательство поэта на костюмированные балы в доме влиятельных в ту пору Энгельгардтов, расцененное как вызов всему петербургскому великосветскому сообществу. История повторялась ещё дважды, и так же дважды Лермонтов переделывал сюжет.

В итоге свет поэма увидела уже после смерти поэта, в 1842 году, в весьма сокращённом варианте, и только через 30 лет была напечатана полностью.

«Маскарад» не зря вызвал такую реакцию у чиновников от цензуры. Лермонтов хорошо знал сущность жизни русской аристократии и тематику театральных безлико-патриотичных постановок. Он создал произведение-вызов, обнажающее все те пороки, которые были присущи великосветскому обществу Петербурга начала 19 века.

Назвав пьесу «Маскарад», Лермонтов имел в виду не только момент костюмированного бала в доме у Энгельгардтов. Всё происходящее в жизни общества он считал клубком завуалированных интриг, скрытых преступлений и замаскированных пороков, неприемля такой образ существования.

Своё отношение к происходящему в кругах петербургской знати, он вложил в образ главного героя, Евгения Арбенина.

Арбенин, будучи частью этого общества, — один из участников «маскерада» жизни с его лицемерием и эгоизмом, интригами и фальшью, карточными играми и костюмированными балами. Арбенина нельзя назвать положительным героем. Он — карточный шулер, разбогатевший на этом. Но сила его духа и ума позволяют вырваться из порочного круга, чтобы начать новую жизнь.

…я все видел,Все перечувствовал, все понял, все узнал,Любил я часто, чаще ненавидел,И более всего страдал!Сначала все хотел, потом все презирал я,То сам себя не понимал я,

То мир меня не понимал.

Тем не менее, он реально ощущает невозможность достижения спокойствия и свободы души в мире, где смещены понятия чёрного и белого, и в этом его трагизм. Опыт предыдущей жизни навсегда поселяет в его душе неверие людям и недоверие ко всем, его окружающим, и жизни в целом. Он не любит общество «масок», и оно пытается ответить ему тем же.

Под маской все чины равны,У маски ни души, ни званья нет, — есть тело.И если маскою черты утаены,

То маску с чувств снимают смело.

Евгений хочет уйти от реальности, забыв о карточных играх и пристав к тихой семейной гавани. После долгого соприкосновения с обществом порока и разгула, он боготворит свою юную жену, чистую и целомудренную Нину, он «воскрес для жизни и добра». Ныне он живёт только одним — любовью к своей жене.

Ты молода летами и душою,В огромной книге жизни ты прочлаОдин заглавный лист, и пред тобою

Открыто море счастия и зла.

Нина ангельски непосредственна, она по-детски обожает праздники, «и блеск, и шум, и говор балов», и часто проводит время на них допоздна. Неудивительно, что именно бесхитростная Нина становится жертвой интриг и маскарадных сплетений судьбы.

Общество мстит Арбенину в лице окружающих его «масок», выискав его самое больное место и ударив по нему расчётливо и хладнокровно. Лицемерная баронесса Штраль, закрутившая трагическую интригу, пытаясь спасти своё положение в обществе, подставляет под удар Нину. Шприх, сущность которого Арбенин понял сразу

Улыбка злобная, глаза… стеклярус точно,Взглянуть — не человек, — а с чертом не похож.

мстит за помощь Евгения князю Звездичу. Бывший сокартёжник Казарин, пытаясь вернуть Арбенина в карточные игры, как хорошего партнёра, подливает масла в огонь, после чего Евгений окончательно разочаровывается в Нине:

Прочь, добродетель: я тебя не знаю,Я был обманут и тобой…

Чёрным демоном вьётся вокруг Арбенина Незнакомец. Когда-то Евгений лишил его всех средств, выиграв по-крупному в карты и не простив долга. Много лет тот вынашивает план мести, который наконец-то претворён в жизнь. Именно он открывает Евгению глаза на то, что Нина невиновна.

  • Арбенин пытается освободиться от нравственных устоев окружающего его общества, но всё же идёт на поводу у него, поверив в измену Нины. Отравив её, он не просто расплачивается с ней за якобы неверность, он мстит за крушение того единственного светлого в его жизни, что у него оставалось…
  • Мысли и действия Арбенина и других персонажей говорят о том, что автор своей пьесой не только пытался раскритиковать существующее светское общество, он предостерегал от нарастающего безраздельного царствования зла и самых низменных качеств и поступков.
  • «Маскарад» — самая зрелая драматическая пьеса Лермонтова, в ней прослеживается отточенное мастерство автора: богатый язык, меткие фразы, фактурные диалоги, глубина образов, конкретность проблематики, что заслуженно ставит пьесу в ряд лучших произведений русской драматургии.
  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Тучи», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Герой нашего времени», краткое содержание по главам романа Лермонтова
  • «Демон», анализ поэмы Лермонтова
  • «Бородино», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Утес», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Листок», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Дума», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Три пальмы», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Нищий», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Молитва (В минуту трудную…)», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Смерть поэта», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Выхожу один я на дорогу», анализ стихотворения Лермонтова
  1. По произведению: «Маскарад»
  2. По писателю: Лермонтов Михаил Юрьевич

Источник: https://goldlit.ru/lermontov/576-mascarad-analiz

Анализ пьесы Лермонтова «Маскарад» | Литерагуру

Все мы знаем Лермонтова-поэта с его «Пророком», «Мцыри» и «Демоном», однако Лермонтов-драматург знаком не каждому из нас. И очень зря. Его коронный психологизм наиболее полно раскрылся именно в жанре пьесы, которая до сих пор входит в золотую коллекцию театральных репертуаров.

История создания

Работа над «Маскарадом» шла в течение 1835-1836 годов. К этому времени молодой и недавно (в 1834 году) закончивший школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских  юнкеров Лермонтов уже успел близко познакомиться со светской жизнью и в частности с развлечениями в доме Энгельгардта.

Тамошние маскарады и послужили основой для развития конфликта в пьесе. Цензоры были поражены резкостью критики, направленной в адрес столь популярного в то время развлечения и места его проведения.

Это, а также своеобразие главного героя и неоднозначная и, очевидно, несчастливая развязка сослужили дурную службу произведению.

Михаил Юрьевич несколько раз переписывал пьесу, порой внося в нее значительные изменения (в концовку, в систему персонажей; не были постоянными ни количество актов, ни название), но ни одна редакция ни была одобрена. Читатель познакомился с «Маскарадом» только после смерти автора; он был опубликован в 1842 году.

Не была счастливее и сценическая судьба драмы. «Маскарад» несколько раз ставили в разных петербуржских театрах, но нигде он не вошел в постоянный репертуар.

Смысл названия драмы

Маскарад – это обитель вечной праздности и торжества лицемерия, место, где разворачивается основной конфликт пьесы, и происходят все самые значимые события.

Блеск и мишура залов, беззаботность и горячность гостей позволяют собравшимся пуститься в свободное плавание по морю безудержного веселья, разгула и кутежа и скрывают бесконечно совершаемые и повторяемые ими пороки. Что важнее, «маскарад» – это положение дел в обществе, состояние души каждого уважаемого члена общины.

«И если маскою черты утаены, / То маску с чувств снимают смело» — так говорит о гостях дома Энгельгардта главный герой пьесы.

Действительно, собравшиеся настолько привыкли носить на себе определенный образ в повседневной жизни, представать перед знакомыми такими, какими их желают видеть, что единственная возможность для них раскрыть свой истинный облик, дать волю чувствам, рассказать о своих желаниях, мечтах, волнениях – это скрыть себя под маской. Неузнанные они обладают большей смелостью и готовы поведать окружающим то, о чем и подумать не решились бы, не будь они на маскараде.

Тема судьбы и случая

«Мир для меня – колода карт, / Жизнь – банк; рок мечет, я играю / И правила игры я к людям применяю». Такова вся «премудрость земная», по словам Казарина. Карточная игра в свое время прочно закрепилась в русской литературе.

Этот мотив не только выполняет роль двигателя сюжета или средства раскрытия характера персонажа, но также воссоздает романтическую модель мироздания. Беспристрастный рок мечет карты испытаний, проверяя ими всех идущих по жизненному пути.

Кто-то с головой бросается в эту игру, кто-то умеет вовремя, заняв свою нишу, остановиться и тихо доживает свои дни без приключений. Есть люди, которые плывут по течению и смиряются с любым поворотом судьбы, радуются мелким подношениям с ее стороны или безропотно принимают поражения.

Но есть и совсем другой тип человека – герой-игрок. Это тот, кто принимает правила, но отнюдь не собирается подчиняться условиям.

С одной стороны, он – борец, с другой, сумасшедший, которого внутренняя страстность заставляет никогда и ни в чем не соглашаться с предначертанной судьбой, он до последнего вздоха будет идти наперекор, даже если заранее обречен. Таким героем в «Маскараде» является Арбенин. Многие персонажи пьесы отмечают, что в нем есть какая-то сила, возможно, демоническая, которая помогает ему в неравной борьбе с неумолимым роком.

Судьба преследует героя. Трудно сказать, мог бы он избежать трагического завершения пути. Безусловно, шанс был дан ему, но обмануть рок практически невозможно. Арбенин стремительно двигался к предначертанному концу.

Случай сыграл со всеми злую шутку. Незначительное происшествие – потеря браслета – повлекло за собой множество роковых последствий. Все замешанные в этой истории люди оказались несчастны, а значит, случайности неслучайны. Они — орудие в руках судьбы, которая с их помощью проверяет героев и карает их за ошибки.

«Зеркальность» системы образов

В реальной жизни людям часто приходится примерять на себя маски, играть роли, выдавать себя за тех, кем они не являются, или просто скрывать некоторые свои качества, которые могут невыгодно сказаться на их положении в определенном обществе.

Герои пьесы занимаются этим денно и нощно. Они как будто смотрятся в зеркало, которое сглаживает неровности и угловатости, и пытаются убедить окружающих в том, что тот, кого видят в отражении, и есть настоящая личность.

В зазеркалье каждый из них становится тем, кем хотел бы быть, сообразуясь с собственной выгодой. Персонажи в этом мире создают себе нужную маску, срастаются с ней и уже сами верят в то, что это их настоящее лицо. Лишь изредка можно разглядеть их истинный облик.

Как ни удивительно, но происходит это, когда лица героев буквально скрыты – на маскараде.

Есть в этом искаженном мире один человек, нежелающий притворяться и лицемерить. Он и не нуждается в этом. Его мало заботит общественное мнение.

Природные эгоизм и холодность позволяют ему замкнуться полностью на себе, смотреть свысока на окружающих, но при этом быть и самым честным среди них. Евгений Арбенин не считает себя частью общества, с которым он вынужден сосуществовать.

Некогда у него были здесь товарищи, друзья, но их связывал лишь игральный стол. Теперь никто, кроме жены, не вхож в его маленький обособленный мир.

Романтический конфликт

На протяжении произведения Арбенин меняется буквально на глазах. Он предстает перед нами спокойным, остепенившимся человеком. По всему видно, что он несколько притомился забавами света, но пока еще не чужд им.

Евгений, кажется, вполне рад встрече со старыми знакомыми и не прочь вспомнить прежние времена, когда он был молодым страстным игроком, искал свое счастье в картах, «не завидовал» товарищам по интересам, «но и не знал участья» к их судьбе.

Он охотно отправляется с князем Звездичем на маскарад. В то же время, именно там проявляется отстраненность героя: «Они все чужды мне, и я всем им чужой!» — говорит он о том обществе, в которое попал. Юные годы его прошли, шумные балы больше не прельщают его.

Теперь, мирно стоя в стороне, он читает фальшь во всех собравшихся и больше не хочет быть причастным к их образу жизни.

Из душевного равновесия героя выводит весьма прозаичное происшествие: у него появляются подозрения, что жена ему изменяет. Мгновенно из тихого семьянина он превращается в пылкого любовника. Ревность клокочет в нем, толкая героя на необдуманные поступки. Теперь он уже не самоустраняется.

Отчасти в произошедшем Евгений винит и общество, которое без труда может «заглотнуть» чистое, безгрешное создание (такое как Нина) и опошлить его, уничтожить в нем все самое хорошее, сделать его подобным себе. От немого осуждения Арбенин переходит к громким нападкам. Сейчас он один против всех.

Зная все пороки общества изнутри, он один может сорвать с окружающих маски.

Образ Евгения Арбенина

Именно вышеназванное качество выделяет героя Лермонтова из толпы. Арбенин – обличитель, благодаря определенным событиям это становится его главной функцией. Такому герою суждено пройти через разочарование в обществе или пресыщение светской жизнью.

Это влечет за собой проявление таких качеств, как неудовлетворенность действительностью, самовозвышение над окружающими, замкнутость, нелюдимость. Гордец на время застывает в таком состоянии, а затем, как правило, происходит столкновение его с реальностью или обществом.

Зарождающийся и развивающийся конфликт сильно действует на персонажа, тот теряет способность держать эмоции и мысли под контролем и начинает бросать направо и налево хотя и обоснованные, но все же  жесткие обвинения.

Битва эта обречена, ибо не стоит ни малейшего труда социуму сплотиться против инородного элемента, этого разрушителя порядка и спокойствия. Оно уничтожает обличителя или попросту изолирует его от себя.

Многие исследователи отмечают преемственность персонажа Лермонтова по отношению к Чацкому.

Подобно герою «Горя от ума» Арбенин, будучи оскорблен жестокостью общества, врывается в привычный ход его жизни, стремясь вывернуть его миропонимание наизнанку – той стороной, в которой он видит истину.

Занятый изобличением пороков окружающих, он не замечает, что остается непонятым, осмеянным, отвергнутым. Никто не желает поддержать его правду.

Что же касается пути, по которому герой пришел к финалу своей истории, то тот напоминает жизнь Онегина (неспроста они тезки).

Пушкинский Евгений до поры, до времени блистал в обществе, любил светские развлечения, как никто, и вдруг в одночасье все бросил, удалился в деревню, скрылся ото всех. Разница в том, что Арбенин смог найти свое счастье в этом мире, хотя длилось оно не долго.

Онегин же так был занят осуждением нравов, поступков, убеждений, что упустил свой шанс и больше уже не смог примириться с действительностью, достичь с ней гармонии.

Образ Нины

Нина. Молодая девушка, милое, чистое, цветущее создание, только вступающее в жизнь. Как такой холодный, скупой на чувства человек, как Арбенин, одержимый лишь одной страстью, мог заполучить ее сердце? Сам он назвал ее ангелом, посланный ему Богом, чтобы построить его счастье.

Нина единственная, кто может спасти душу Евгения, но чтобы искупить все его прошлые поступки, совершить этот подвиг, недостаточно только ее чувств, главное, — это его желание измениться. Он любит жену, ему хорошо в семейном уюте, он забывает об игре, буйный нрав его утихает.

И все же отказаться от прошлого — еще не значит начать новую жизнь. Герой застывает в новом образе до первого потрясения. Малейшее сомнение рушит новообретенную гармонию, и супруг оказывается не в силах устоять перед натиском былых порывов.

Нина – это испытание, которое он силится преодолеть, но не может. Ему не хватает веры.

Прошлое настигает Евгения, он поддается слабости, и дикая страсть застилает ему глаза, не дает увидеть и услышать даже очевидное. Арбенин не может совладать с гневом, ревностью, жаждой снова включится в игру. На этот раз ставки непомерно высоки – судьбы людей на кону.

Игрок готовится к финальному раунду, ничто и никто не может удержать его на краю пропасти. Он забывает, что любые деньги можно вернуть, отыграть, заработать, а жизнь человеку возвратить нельзя.

Он шагает в бездну, еще не осознавая, что вместо победы над обстоятельствами или ничьей в его схватке с обществом, которое он желает проучить, он стремительно приближается к полному поражению и саморазрушению.

Смысл финала

Не только потеря того, чем он мог дорожить, ждет Арбенина. Судьба уготовила ему страшную кару. Она не пожелала оставить его в неведении о содеянном. В завершающих актах пьесы появляется таинственный Неизвестный, посланный раскрыть все секреты и сорвать пелену, скрывающую правду от преступника.

До этого момента разум услужливо мутил сознание главного героя в те минуты, когда должно было происходить разоблачение действующих лиц конфликта или обстоятельств, приведших к его появлению. Евгений не верил словам или не понимал их смысл, а порой даже не слышал того, что ему говорили.

Ослепленный ревностью, но стал одержим мыслью о мести и уже был неспособен свернуть с этого пути. Неизвестный разрушил стену обмана и домыслов, возведенную самим ревнивцем, и тот наконец-то увидел полностью всю картину, осознал, что натворил ужасное и непоправимое.

Жить с этим дальше было невозможно, разум героя окончательно погрузился во тьму, откуда несчастному уже не было возврата.

Можно ли считать сумасшествие наказанием для героя? Мог ли он спустя годы снова обрести покой и счастье в этом мире? Пожалуй, это было его единственное спасение. Ведь он не остался совершенно глух к голосу совести, он испытал ужасную боль и муку из-за свершенного им. Помутнение рассудка освободило его от груза знания.

Судьба сломила его, но победив, она не лишила его жизни, не дала второй шанс. Арбенин застрял где-то между земным существованием и небесным судом. Было ли это дополнительной карой или возможностью искупить вину и заработать прощение, сказать невозможно.

Полина Матвеюк

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-pesy-lermontova-maskarad/

Сочинение: Анализ пьесы М -Ю — Лермонтова Маскарад, мои размышления после прочтения —

Пьеса “Маскарад”, написанная М.Ю. Лермонтовым в стихотворной форме в 19 веке, актуальна даже в наш 21 век. Поскольку в произведении остро подмечены злободневные проблемы знатной касты общества. Все части драмы пропитаны романтическим духом, но его на самом деле автор явно пересекает с трагедией скверных поступков дворянских людей.

В начале пьесы подробно показана азартная карточная игра. Просто противен обман, которым пользуются игроки , чтобы им достались все ставки.

Наигранность общения друг с другом и попытки показать свое воспитание, на самом же деле это только верхний слой, под которым видна одна только театральность общения и выгода. Поэт тщательно старается передать всю муку союза людей, которых только и скрепляет энтузиазм выиграть деньги.

В этих событиях читатель впервые видит пришедшего просто понаблюдать за игрой  — главного героя Евгения Арбенина.  Его изобразил Лермонтов спокойным, стойким, самоуверенным и богатым человеком.

Но, когда в далее прочитанном говорится, что в прошлом он был пройдохой, который мошенническими уловками в азартных играх сколотил себе приличное состояние, тут то уже и понятно, что здесь описывается маскарад, только без костюмов, но с живыми масками людей, как говорят , из самого цвета общества.

Далее, самое отвратительное, что разбирает поэтапно автор, это главный бал – маскарад. Все высокое общество вырядилось  в неузнаваемые костюмы, и все это для удобства плести интриги и сплетни, а так же поступать мерзко и низко, играя друг с другом в плутовские игры.

Так, баронесса Штраль, из за которой произошли все главные козни, в следствие ее поступков под неузнаваемой маской на балу, у Арбенина появляется подозрение измены жены. Князь Звездич, которому помог Евгений, как профессионал карточного обмана  в азартных играх, решает поразвлечься на маскараде с женщиной.

Из за злополучного браслета, потерянного на балу женой Арбенина Ниной, все путается, и получается настоящая интрига.  Из которой просто невозможно выпутаться жене Арбенина.

  Былой сокартежник Евгения Казарин и князь Звездич только ухудшают ситуацию, ни в чем не разобравшись, а баронесса Штраль, проявив трусость, не помогает Нине опровергнуть обвинение в измене.

Главное и страшное описание – это диалог выяснения измены между Евгением и Ниной. Арбенин до этого случая видел в своей жене свое спасение от лживых игр общества. Она для него была отдушиной, ангельской защитой от его ужасного прошлого. Евгений жил обманом, был гулякой и повесой, и другой жизни вообще не знал.

Однако Нина стала для него лучиком божественного света. Значимость ее присутствия в его жизни Арбенин сильно ценил. Хотя какое шаткое оказалось счастье… Настоящая сплетня сгубила их семейные узы.

Евгений, до конца не разобравшись в происходящем, полностью обвиняет свою супругу в подлости измены, и агрессивно отворачивается от ее доводов, которым не верит. Арбенин сам не видит, как превращается в такого же безжалостного игрока по жизни, находясь  в тумане мщения.

 Сначала унижает при всех князя Звездича, и подлый персонаж Шприх только этому и содействует. После этого Арбенин решается убить свою возлюбленную ядом. Особое место в пьесе отведено этому ужасному событию. Цинично отравляет Евгений Нину, подмешав яд в мороженое. Все доброе, нежное и чистое в своей жизни он перечеркивает этим поступком.

Себя же он оправдывает в своих размышлениях об этом, и считает здесь подходящей только месть. Здесь так же присутствует и таинственный герой пьесы, который через многие года принес в жизнь Арбенина свое мщение. В бурной прошлой азартной жизни Евгений до последней нитки обыграл этого несчастного.

Отмщение его заключалось в несвоевременно рассказанной правде о непричастности и невинности Нины и о враждебных обманах, привлекших ее в это болото лжи. Увы, когда вскрылась истина случившейся истории, было уже поздно – возлюбленная Нина умерла.

Яд, отравивший ее, убил ни в чем не повинные душу и тело, зато откровенный Лермонтов демонстрирует всех других персонажей с гадкими душонками, пропитанными ядом жизни,  разъеденными изнутри, а снаружи прикрытыми лишь масками, которые уже въелись в человеческую суть, и они сами не видят их разрушающего эффекта.  Арбенин  же стал страдающей стороной, потерпевшей несправедливость общества, ну и а так же злодеем с бесчеловечным воздаянием отмщения.

Лермонтовская  проповедь в поэме маскарад заключается в безграничности цепочки злых поступков у бесстыжего и эгоистичного рода человеческого.

Подготовка к ЕГЭ и ГИА: Сочинение: Анализ пьесы М.Ю. Лермонтова Маскарад, мои размышления после прочтения.» / Январь 2016
источник

Источник: http://sochinenie-o.ru/sochinenie-analiz-pesy-m-yu-lermontova-maskarad-moi-razmyshleniya-posle-prochteniya.html

Маскарад

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Константина Сомова.  Вы можете выбрать и купить  понравившиеся репродукции картин  Константина Сомова на натуральном  холсте.

Константин Андреевич Сомов родился в 1869 году в Санкт-Петербурге в семье известного музейного деятеля, хранителя Эрмитажа.

Образование он получил в частной гимназии К.И. Мая (1879 -1888), затем с 1888 года по 1897 учился живописи в Петербургской Академии Художеств, в 1897-1898 годах занимался в Академии Коларосси в Париже.

  • С 1899 года жил в Петербурге.
  • Участвовал в создании общества «Мир искусства», оформлении одноименного журнала, а также периодического издания «Художественные сокровища России» (1901—1907)
  • Первая персональная выставка картин, эскизов и рисунков (162 работы) состоялась в Петербурге в 1903 году; в Гамбурге и Берлине в этом же году были показаны 95 его произведений.
  • В 1905 году Сомов начал сотрудничать в журнале «Золотое руно».
  • Наряду с пейзажной и портретной живописью и графикой Сомов работал в области мелкой пластики, создавая изысканные фарфоровые композиции.
  • В январе 1914 года получил статус действительного члена Академии художеств.
  • В 1918 году в издательстве Голике и Вильборга (Петроград) вышло наиболее известное и полное издание с эротическими рисунками-иллюстрациями Сомова: «Книга маркизы» («Le livre de la Marquise»)
  • В 1918 году художник стал профессором Петроградских государственных свободных художественных учебных мастерских; работал в школе Званцевой.
  • В 1919 году состоялась его юбилейная персональная выставка, в Третьяковской галерее.
  • В 1923 году Сомов выехал из России в Америку в качестве уполномоченного «Русской выставки».

В Россию он не вернулся. С 1925 года жил во Франции; в январе 1928 года приобрёл квартиру на бульваре Эксельманс в Париже.

После шестидесяти Сомов увлекся рисованием гомосексуальных эротических сценок, которые хорошо продавались и мгновенно расходились по частным парижским коллекциям, хотя в целом он никогда ранее в своем творчестве не злоупотреблял своей гомосексуальностью.

Скоропостижно скончался 6 мая 1939 года в Париже. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям  Константина Сомова не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена  в выбранный Вами багет.

Источник: https://bigartshop.ru/painters/somov-konstantin/maskarad-0

Анализ произведения «Маскарад» Лермонтова

Драма Лермонтова была написана в 1835 году.

Как бы сильно ни желал автор увидеть свое творение на сцене, но при жизни Лермонтова этому не суждено было случиться: ни первоначальная, ни переделанные позже варианты не удовлетворили сурового Бенкендорфа: слишком уж сильна была критическая направленность драмы. Впервые пьеса увидела сцену в 1852 году, и то в урезанном виде. И только спустя двенадцать лет в 1864 году в Александринском театре «Маскарад» был поставлен полностью.

В произведении нашло отражение жизнь столичного светского общества со всеми присущими ей пороками, а именно: сплетнями, лестью, жаждой наживы, злобными интригами.

Неслучайно главный герой драмы Евгений Арбенин повсюду замечает только золото и обман, которые противны для него. Он презирает общество, состоящее главным образом из мелочных карьеристов, ничтожных льстецов и лицемеров. Но и сам Арбенин для этого общества чужд.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Типичным представителем аристократического общества является Казарин, для которого жизнь ассоциируется с банком, а мир — с карточной колодой. Этот азартный картежник не стесняется признавать, что правила карточной игры он с удовольствием применяет к людям.

Подлинное утешение и счастье для Арбенина – это не имеющая границ любовь к своей жене Нине. Он не мыслит свое существование без любимой жены. Отчасти Евгений Арбенин напоминает героя другого не менее значительного произведения — Чацкого.

Умственное и нравственное убожество аристократов и у Арбенина вызывают неудержимый злой смех. Но в моральном плане Чацкий вышел победителем, тогда как гордый ум Арбенина, наоборот, не смог противостоять светским интригам и пал их жертвой.

Его жену оклеветали.

Опустошенный Арбенин не смог возвыситься над воспитавшим его обществом и пошел на поводу у индивидуализма. Трагический результат ревности не заставил себя долго ждать. И вот невинная жена отравлена, а сам Арбенин, потрясенный случившимся, лишается рассудка.

Исследователи творчества великого классика считают, что произведение Лермонтова основано на реальных событиях.

По их мнению, ярким доказательством тому служит тот факт, что жену Арбенина только один раз на протяжении всей пьесы называют полным именем – Настасьей Павловной. Один раз, но во всех переделанных вариантах.

Но вне зависимости от того, основывался ли автор при создании своего произведения на реальных событиях или нет, неоспоримым фактом остается то, что драма «Маскарад» — это социальная трагедия.

Источник: https://sochinyalka.ru/2015/01/analiz-proizvedeni-maskarad-lermontova.html

Анализ пьесы М.Ю. Лермонтова "Маскарад"

Впьесе «Маскарад» (1835-1836) проявилось прекрас­ное знание законов сценического действия и во всем блеске открылся талант М.Ю.Лермонтова как драматурга. Одновременно здесь выразился его критический подход к изображению «двойной» жизни верхов России. Пьеса по праву вошла в историю русской драмы и театрального искусства.

Исследователь Д.Е.Максимов заметил: «Эта драма — романтическое произведение с мятежным романтическим героем, с бушеванием трагических страстей, с лирической партией чистосердечной и прелестной героини, с Мефис­тофелем, скрывающимся под маской бытового персонажа (Казарин), с таинственным незнакомцем, одержимым «долгом мести», и с отравлением».

Все признаки романтического мировосприятия свой­ственны «Маскараду» Лермонтова. В характерах персона­жей он выделяет обычно одну ведущую черту и максималь­но укрепляет ее. Испытываемые ими чувства доводятся до крайнего накала и превращаются в кипящие страсти. Мстительный незнакомец живет одним стремлением — отомстить Арбенину.

Арбенин швырнул Звездичу карты в лицо, Звездич скомпрометирован и поэтому готов участво­вать а любой интриге, лишь бы отомстить обидчику. В этой среде Арбенин выделяется действительно незаурядными способностями, но и он живет одной страстью. И когда ему показалось, что его жена неверна ему, он присвоил себе право судить и казнить единолично.

Как ни презирает он светскую толпу, но и он живет по ее законам и отравляет Нину.

При всем том этой романтической драме присущи некоторые особенности, отличающие ее от безусловно ро­мантических произведений.

Антидворянская направленность пьесы была замечена театральной цензурой, упорно воспрещавшей ее постанов­ку на сцене.

Лермонтов соглашался смягчить некоторые из резких характеристик, но отказался превратить свою драму в произведение с благополучной развязкой. Не могло быть благополучного разрешения конфликта для Арбенина.

По мнению литературоведов, герой драмы — «плоть от плоти этой среды: порвав с ней, он не смог освободиться от ее представлений и психологии».

Заподозрив Нину в измене, он уже не в силах изба­виться от ошибочного предположения, «не может поверить в невинность «ангела», любовь к которому стала его пос­ледним прибежищем».

Поступки и раздумья Арбенина, а также суждения других персонажей свидетельствуют о том, что Лермонтов не намеревался ограничить свою творческую задачу лишь критикой светского общества.

В процессе сценического действия постепенно выдвигается на первый план большая философская проблема. Поэт обнаруживает, что в мире безраздельно царствует зло. Оно кажется изначальным и вечным элементом мироздания.

Но ведь эта власть зла противоречит понятию о справедливости! Зло должно быть так или иначе «отменено».

Лермонтову не удалось увидеть свою драму на сцене. Не была она и опубликована при его жизни. Лишь много десятилетий спустя она прочно вошла в репертуар театров России.

Источник: http://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/407-pesa-myu-lermontova-maskarad.html

Сочинение на тему: ЛИЦА И МАСКИ В ДРАМЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «МАСКАРАД»

Пестрые силуэты, мелькающие перед глазами, сме­ющиеся маски, сменяющие друг друга, музыка, смех, свет. Феерия цвета и звука — такие ассоциации воз­никают у нас со словом «маскарад».

Чьи лица скрыва­ются под масками? «Быть может, гордая графиня иль княжна… И так же может быть, что эта же краса к вам завтра вечером придет на полчаса» — отвечает на этот вопрос Михаил Юрьевич Лермонтов. Яркое действо, описанное в его драме «Маскарад», — настоящий ка­лейдоскоп лиц людей.

Вперемежку с масками они кру­жатся в вихре всеобщего веселья — испуганные, по­терянные, бледные. Они как будто потерялись среди пестрого великолепия феерического праздника, под­хваченные сонмом масок, ставшие игрушками в их ру­ках. Куда их увлекает маскарад?

Многие люди надевают маски, играя при этом ка­кую-то роль, — как и некоторые из героев драмы Лер­монтова «Маскарад». На балу они — светские люди, в игорном заведении — азартные и беззаботные кутилы. И только дома, наедине с собой, и, возможно, с самым близким человеком эти люди сбрасывают личины.

Таков Евгений Арбенин; бывший завсегдатай игор­ных домов, «мастак», везучий и умелый игрок, «любим был часто пламенно и страстно», он «для других сердец твердил слова любви, как няня сказку», сам не испы­тывая никаких чувств.

Однако он устал прятать свои истинные эмоций, скрывать их от окружающих и даже от себя. Арбенин покинул старых друзей, игроков и кутил, и решил остепениться. Он нашел «жену, покорное созданье», «чтоб иметь святое право уж никого на свете не любить».

Но скинув маску рядом с прекрасной де­вушкой, он вдруг понял, что любит ее всей душой.

Такова и баронесса Штраль. Почтенная, доброде­тельная вдова, гордая и неприступная светская льви­ца — вот ее маска. Под ней же скрывается одинокая женщина, любящая молодого князя Звездича, но при­личия, страх перед молвой мешают ей в этом при­знаться. К тому же она понимает, что избранник ее не стоит.

На маскараде, неузнаваемая под маской, баро­несса прямо высказывает ему свое мнение: «Ты! бесха­рактерный, безнравственный, безбожный, самолюби­вый, злой, но слабый человек». Но тогда же она при­знается, что любит его.

Сейчас ей гораздо легче это сделать, ведь «если маскою черты утаены, то маску с чувств снимают смело».

И князь Звездич тоже носит маску — маску чести или своего понятия о чести. Он горяч, азартен. В мо­мент знакомства с ним Арбенин увидел точную копию себя самого — молодой, неопытный игрок, который спу­стил все до копейки, но не желает ставить на кон эполе­ты: «Я честью их достал, — и вам их не купить».

Несложно понять, для чего нужны маски этим ге­роям. Баронесса Штраль тяготится своей ролью в об­ществе, законы которого не позволяют ей любить.

Па­радокс, но маскарадный наряд, в котором она неузна­ваема, не связывает ее, а наоборот раскрепощает, дает возможность хотя бы на время забыть о своем статусе, своем положении в свете.

Однако ей достает мужества скинуть все маски разом и ради спасения чести Нины, ее подруги, рискнуть собственной репутацией.

Арбенин же и вовсе тяготится масками. Однако он сильный человек, и когда, введенный в заблуждение, поверил в измену любимой жены, маска помогла ему скрыть горе.

Это была личина профессионального иг­рока, холодного, внешне неэмоционального человека, предпочитающего «от мук не знать свободы, и чтоб ни­кто не понял ваших мук».

Маска определила поведе­ние Арбенина: без нее он не смог убить Звездича, кото­рого считал любовником Нины; с ней же хладнокровно убил жену, которую любил.

Звездич носил маску, чтобы скрыть свою слабость. Честью он прикрылся, боясь проиграть эполеты, хотя причиной отказа скорее всего были страх и неверие в себя.

Однако его можно оправдать: он молод, неопы­тен, он еще не испробовал всех игр, которые успели смертельно надоесть Арбенину. Звездич играет — в азартные игры, в человека чести, в любовь.

Но сам, как и Арбенин, и баронесса, становится жертвой обсто­ятельств и воли других людей.

Кто же они, эти люди? Те, кто никогда не снимает масок, у кого их множество — на каждый случай своя. Один из таких людей — Шприх. Вот он: «улыбка злобная, глаза… стеклярус точно, взглянуть — не че­ловек, — а с чертом не похож». Однако этого странно­го, несимпатичного человека в обществе не просто тер­пят, его ценят.

Почему? Да ведь «человек он нужный, лишь адресуйся — одолжит». К тому же угодить Шприх умеет всем: он «с безбожником — безбожник, с святошей — езуит, меж нами — злой картежник, а с честными людьми — пречестный человек». Никто не знает, каков он на самом деле.

Лермонтов устами ба­ронессы Штраль называет таких, как он, «людьми без гордости и сердца».

Ради корысти маску друга надел Казарин. Он хо­чет возобновить прежние отношения с Арбениным — товарищем по кутежам и отличным партнером по кар­точным играм, в паре с которым можно рассчитывать на крупный выигрыш.

И для этого подхватывает сплетню о его любимой жене и князе, которому он в свое время помог отыграться, и вместо того, чтобы поддержать или разубедить друга, уверяет, что в све­те за добро платят злом, и «что женщине в любви? Победы новые ей нужны ежедневно».

Этим Казарин вновь втягивает Арбенина в ту жизнь, от которой он давно отказался.

Странны и страшны маски безымянного персонажа, которого Лермонтов называет Неизвестным. Он повсю­ду рядом с Арбениным, но «всегда с другим лицом, все­гда в другом наряде» — каждый раз в новой маске. Но что под ними? Только ненависть и желание отомстить.

Арбенина он винит во всех бедах своей неудавшейся жизни, и не всегда безосновательно. Много лет назад Евгений, уже опытный игрок, лишил его всех де­нег и не простил долга; у безымянного же игрока не хватило духу признаться отцу или бросить игру.

И он стал Неизвестным — злым гением Арбенина с тысячью неповторимых обличий. Однако он скрывает лицо не только от своего врага. Маску невинной жертвы он ни­когда не решится снять даже перед собой. Ведь это бу­дет означать признание собственной вины и слабости.

Поэтому Неизвестному легче остаться мстителем.

Но неужели все в обществе носят личины, скрыва­ющие их чувства или намерения? Нет, есть и те у кого только одно лицо — собственное. Нина Арбенина — единственная в драме героиня без маски. Она «мила, нежна, как агнец божий», простодушна и искренна. Она одна и та же на балах и приемах и дома, с люби­мым мужем. Ее слова — это всегда выражение искрен­них чувств.

Именно поэтому Нина стала жертвой мира масок. Оказавшись в центре клубка интриг, она не смогла от­личить маски от реальных лиц, а Арбенин, более иску­шенный, настроенный Казариным на циничный лад, не поверил, что видит лицо, а не личину. Парадоксаль­но, но Нину погубило самое лучшее, что в ней было, — доверие к любимому и неумение скрывать свои истин­ные чувства.

Для чего же Лермонтову понадобился такой фи­нал — убита невинная женщина, сошел с ума тот, у кого хватило силы жить без маски? Можно считать, что «Маскарад» — это драма-предупреждение о тех самых «людях без гордости и сердца». Прикрываясь маской баронессы Штраль о людях, подобных Шприху и Неизвестному, выражает мысль автора: ты их «пре­зираешь, а сам — игрушка тех людей».

На этой странице искали :

  • сочинение на тему школьный маскарад
  • сочинение школьный маскарад
  • лермонтов маскарад сочинение
  • сочинение на тему маскарад лермонтов
  • сочинение на тему маскарад

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-na-temu-lica-i-maski-v-drame-m-yu-lermontova-maskarad.html

Лермонтов "Маскарад": анализ драмы

В 1836 году завершил Лермонтов «Маскарад». Анализ этой драмы, неоднократно перерабатываемой, в том числе и для цензуры, мы проведем. При жизни поэта она не была ни напечатана, ни поставлена. Это произведение — своеобразный итог раннего творчества Лермонтова: в ней нашли воплощение как мотивы юношеской лирики, так и ее ключевые образы.

В драме отразилось влияние комедии Грибоедова «Горе от ума». «Маскарад» тоже написан разностопным ямбом, в нем та же сатира на «беспечную веселость» праздного общества; «глупость и коварство, вот все, на чем вертится свет!». Арбенин — главный герой драмы — «герой своего времени», который лучше, чем кто-либо, понимает, что «повсюду зло — везде обман…».

Даже любовь кажется ему неискренней игрой, маскарадом.

Итак, в центре произведения мятежный романтический герой, но действие драмы разворачивается не в необычной обстановке, а в бытовом окружении, в Петербурге, в доме Энгельгарта, который был известен всей столице своими маскарадами.

Да и главный герой Арбенин — не «дух изгнанья», а реальный человек, но человек могучих неукротимых страстей. Он «воскрес для жизни и добра», а ведь совсем недавно был страстным игроком, губил чужие жизни, иными словами, реализовывал себя только в сфере зла.

Однако это воскресение было недолгим, и погубила Арбенина маскарадность света. Так постепенно, по мере развития сюжета, раскрывается перед читателем смысл названия произведения.

Маскарад для Лермонтова — символ романтического понимания жизни, трагической сущности человеческого бытия. Это и взаимное непонимание и скрытность. Жизнь и игра в драме словно меняются местами: в обыденной жизни человек носит маску, как баронесса Штраль, а в маскараде он открыт и свободен в проявлении чувств.

Как и «Пиковая дама» Пушкина, драма начинается сценой карточной игры, но деньги не самая крупная ставка в ней, на кону другое: честь, достоинство человека, в конечном счете его жизнь.

Не случайно главный герой рассказывает князю Звездичу «анекдот» о человеке, который «остался отомщен И обольстителя с пощечиной оставил», и тут же, назвав его шулером, «бросает ему карты в лицо» и отказывается от поединка, тем самым мстя своему мнимому сопернику.

Надо сказать, что мотив мщения за поруганную честь — один из самых устойчивых в пьесе. Так, Арбенин присваивает себе право вершить суд над женой, которую подозревает в измене: «Преграда рушена между добром и злом».

Но Нина, на которую пало страшное обвинение, отомщена: Неизвестный говорит Арбенину (тоже месть за некогда поруганную честь), что его жена пала жертвой клеветы. Главный герой, понимая, что он виновник гибели «чистой души», сходит с ума.

Масштаб личности главного героя, который «рожден с душой кипучею, как лава», для которого существует либо абсолютное зло, либо абсолютное добро, поистине демонический. И параллель здесь с образом Демона совершенно очевидна. На это указывают практически все исследователи, изучавшие драму, которую создал Лермонтов («Маскарад»). Анализ ее на этом завершим.

Источник: В мире литературы. 10 кл. / А.Г. Кутузов, А.К. Киселев и др. М.: Дрофа, 2006

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/lermontov_m_ju/lermontov_maskarad_analiz_dramy/54-1-0-351

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector