Нино рота: интересные факты, биография, музыка, фильмы, слушать

Нино Рота

Нино Рота родился в 1911 году в Милане, в семье музыкантов. В детстве, переехав в Рим, поступил в консерваторию, которую закончил в 1929 году. Ещё в консерватории Рота прослыл вундеркиндом — он зарекомендовал себя как композитор и дирижёр оркестра, а его первая оратория «L’infanzia di San Giovanni Battista» уже в 1923 году была поставлена в Милане и Париже.

С 1930 по 1932 год Рота жил в США, получил учёную степень в Кёртисовском институте, где он учился композиции у Розарио Скалеро и по классу оркестра у Фрица Райнера. По возвращении в Италию изучал литературу в Миланском университете; позднее, в 1937 году, начал преподавательскую карьеру. Начиная с 1950 и до своей смерти в 1979 году занимал пост директора консерватории Бари.

Автор ряда опер, в том числе: «Ariodante» (1942), «Torquemada» (1943), «I due timidi» (1950), «Il capello di paglia di Firenze» (1955), «La notte di un nevrastenico» (1959—1960), «Aladino e la lampada magica» (1968), «La visita meravigliosa» (1970), «Napoli milionaria» (1977) и балетов «La rappresentazione di Adamo ed Eva» (1957), «La Strada» (1965), «Aci e Galatea» (1971), «Le Moli?re imaginaire» (1976) и «Amor di poeta» (1978, был специально написан для Мориса Бежара). Кроме того, композитор создал огромное количество произведений для оркестра, многие из которых исполняются до сих пор во всём мире.

Обратите внимание

С начала 1940-х Рота начал писать музыку к кинофильмам, работал с режиссёрами Ренато Кастеллани, Лукино Висконти, Франко Дзеффирелли, Марио Моничелли, Фрэнсисом Фордом Копполой (в 1974 году Рота был удостоен премии «Оскар» за лучшее музыкальное сопровождение к его фильму «Крёстный отец: часть II»), Эдуардо де Филиппо, но наиболее плодотворным оказалось его многолетнее сотрудничество с Федерико Феллини — Рота является автором музыки ко всем его фильмам, начиная с «Белого шейха» (1952) и заканчивая «Репетицией оркестра» (1978).

Помимо музыки к кинофильмам, композитор являлся автором музыкального сопровождения для театральных постановок Эдуардо де Филиппо, Франко Дзеффирелли и Лукино Висконти.

Нино Рота скончался в Риме в 1979 году.

Избранная фильмография

1940-е

  • 1944 — / Zaz?
  • 1947 — / Vivere in pace
  • 1948 — Под солнцем Рима / Sotto il sole di Roma
  • 1948 — / Fuga in Francia
  • 1948 — / ? primavera…
  • 1948 — / Senza piet?
  • 1949 — Хрустальная гора / The Glass Mountain
  • 1949 — / Obsession
  • 1949 — / Pirates of Capri

1950-е

  • 1951 — / Valley of Eagles (Terence Young, 1951)
  • 1951 — Анна / Anna
  • 1952 — Белый шейх / Lo Sciecco Bianco (реж. Федерико Феллини)
  • 1953 — Маменькины сынки / I Vitelloni (реж. Федерико Феллини)
  • 1953 — / Fanciulle di lusso (1953)
  • 1954 — Великая надежда / La Grande speranza
  • 1954 — Дорога / La Strada (реж. Федерико Феллини)
  • 1954 — Mambo
  • 1955 — Accadde al penitenziario
  • 1955 — Un Eroe dei nostri tempi
  • 1955 — Мошенники / Il Bidone (реж. Федерико Феллини)
  • 1956 — Война и мир / War & Peace (реж. Кинг Видор)
  • 1957 — Белые ночи / Le Notti bianche (реж. Лукино Висконти)
  • 1957 — Ночи Кабирии / Le notti di Cabiria (реж. Федерико Феллини)
  • 1958 — Закон есть закон / La Loi C'Est La Loi… (реж. Кристиан-Жак)
  • 1958 — Фортунелла / Fortunella
  • 1958 — La Diga sul Pacifico
  • 1959 — Большая война / La Grande Guerra

1960-е

  • 1960 — На ярком солнце / Plein Soleil
  • 1960 — Сладкая жизнь / La Dolce Vita (реж. Федерико Феллини)
  • 1960 — Рокко и его братья / Rocco e i Suoi Fratelli (реж. Лукино Висконти)
  • 1961 — Fantasmi a Roma
  • 1961 — Il Brigante
  • 1962 — I Due nemici
  • 1962 — The Reluctant Saint
  • 1962 — Боккаччо-70 / Boccaccio '70 (for Federico Fellini & Luchino Visconti, 1962)
  • 1962 — Затворники Альтоны / I sequestrati di Altona
  • 1963 — Леопард / Il Gattopardo (реж. Лукино Висконти)
  • 1963 — Восемь с половиной / 8 1/2 (реж. Федерико Феллини)
  • 1963 — Il Maestro di Vigevano
  • 1964 — Il Giornalino di Gian Burrasca (Lina Wertmuller, 1964)
  • 1965 — Джульетта и духи / Giulietta degli Spiriti (реж. Федерико Феллини)
  • 1966 — Spara forte, pi? forte, non capisco
  • 1967 — Укрощение строптивой / The Taming of the Shrew (реж. Франко Дзеффирелли)
  • 1967 — Ромео и Джульетта / Romeo & Juliet (реж. Франко Дзеффирелли)
  • 1968 — / Tre Passi nel Delirio (реж. Франко Дзеффирелли)
  • 1969 — Сатирикон Феллини / Fellini Satyricon (реж. Федерико Феллини)

1970-е

  • 1970 — Клоуны / I Clowns (реж. Федерико Феллини)
  • 1970 — Ватерлоо / Waterloo (реж. Сергей Бондарчук)
  • 1972 — Рим
  • 1972 — Крёстный отец / The Godfather (реж. Фрэнсис Форд Коппола)
  • 1973 — Hi wa shizumi, hi wa noboru (1973)
  • 1973 — Амаркорд / Amarcord (реж. Федерико Феллини)
  • 1973 — Любовь и анархия / Film d’amore e d’anarchia, ovvero stamattina alle 10 in Via dei Fiori nella nota casa di tolleranza (реж. Лина Вертмюллер)
  • 1974 — Крёстный отец 2 / The Godfather Part II (реж. Фрэнсис Форд Коппола)
  • 1974 — The Abdication (1974)
  • 1976 — Казанова Федерико Феллини / Il Casanova di Federico Fellini (реж. Федерико Феллини)
  • 1976 — Дорогой Микеле /Caro Michele, реж. Марио Моничелли
  • 1978 — Репетиция оркестра / Prova d’orchestra (реж. Федерико Феллини)
  • 1978 — Смерть на Ниле / Death on the Nile (реж. Джон Гиллермин)
  • 1979 — Ураган / Hurricane (реж. Ян Труэль)

Интересные факты

Музыка Нино Рота из фильма «Крёстный отец» была использована в советских мультфильмах «Контакт» и «Падал прошлогодний снег».

Источник: http://people-archive.ru/character/nino-rota

Nino Rota: вся дискография

Nino Rota – итальянский композитор, известный, прежде всего, в качестве автора музыки к первой и второй части мафиозной саги Фрэнсиса Форда Копполы «Крестный отец».

Нино Рота также писал саундтреки ко многим фильмам других известных режиссеров, в том числе, Федерико Феллини, Франко Дзеффирелли и Лукино Висконти.

Однако работой его жизни стал, конечно же, «Крестный отец» — за него композитор получил премии «Оскар», «Грэмми», «Золотой глобус» и BAFTA.

Нино Рота родился в Милане в 1911 году в музыкальной семье, из-за рано проявившихся способностей к музыке его считали вундеркиндом.

Мать начала учить мальчика игре на фортепиано в 8 лет, и уже к 11 годам он исполнил свою первую ораторию «Детство Святого Иоанна Крестителя» в Милане и Париже, а в 13 лет опубликовал оперу под названием «Принц-свинопас», написанную по мотивам сказки Андерсена.

Сначала Нино учился в Миланской консерватории, а после переезда в Рим поступил там в консерваторию Santa Cecilia, которую окончил в 1929 году.

Следующие три года Нино Рота жил в Соединенных Штатах и учился в Кертисовском институте музыки в Филадельфии – одной из самых престижных консерваторий США.

Композицию в этом учебном заведении ему преподавал Rosario Scalero, а оркестровое мастерство – Fritz Reiner.

После получения в США ученой степени Рота вернулся в Италию и поступил в Миланский университет, где изучал литературу, к преподавательской деятельности он приступил в 1937 году.

Важно

Сотрудничество с кинорежиссерами Нино Рота начал в 1940 годах, одна из его первых работ – музыка к ленте «Zaza», снятой Ренато Кастеллани и вышедшей на экраны в 1944 году.

В 1952 году композитор написал музыку для фильма «Белый шейх» Федерико Феллини – так началось его сотрудничество с великим итальянским режиссером, которое продолжалось больше четверти века.

Феллини с того момента не представлял своих фильмов без Рота, который писал музыку на основе особого восприятия окружающей действительности. Одним из лучших произведений Нино Рота считается саундтрек к фильму «Восемь с половиной».

Созданная Рота заглавная тема к фильму «Крестный отец», вышедшему в 1972 году, пользовалась огромной популярностью, но на «Оскар» ее выдвинуть не разрешили – композитор использовал в ней собственные мотивы, ранее прозвучавшие в фильме Эдуардо де Филиппо «Fortunella». Однако через два года Нино Рота все же получил своего «Оскара» за музыку ко второй части «Крестного отца».

Композитор умер в 1979 году в Риме от коронарного тромбоза, с 1950 года и до самой смерти он руководил консерваторией итальянского города Бари. Последней его незавершенной работой стала музыка к фильму «Репетиция оркестра» Федерико Феллини, в честь Нино Рота в городе Монополи назвали консерваторию – Conservatorio Nino Rota.

Источник: http://zaycev.net/artist/76119

Вся биография biography.su

ПодробностиКатегория: КомпозиторыОпубликовано: 21.01.2019 19:00Автор: РоманПросмотров: 57

Рота Нино Родился: 4 декабря 1911 Умер: 10 апреля 1979 (67 лет)

Биография

Нино Рота — итальянский композитор, лауреат премий «Оскар», «Золотой глобус» и «Грэмми». Широко известен благодаря написанию музыки ко многим фильмам Федерико Феллини и Лукино Висконти, а также к «Крёстному отцу» Фрэнсиса Форда Копполы и продолжению «Крёстный отец 2».

Нино Рота родился в 1911 году в Милане, в семье музыкантов. В детстве, переехав в Рим, поступил в консерваторию Санта-Чечилия, которую закончил в 1929 году. Ещё в консерватории Рота прослыл вундеркиндом — он зарекомендовал себя как композитор и дирижёр оркестра, а его первая оратория «L’infanzia di San Giovanni Battista» уже в 1923 году была поставлена в Милане и Париже.

С 1930 по 1932 год Рота жил в США, получил учёную степень в Кёртисовском институте, где он учился композиции у Розарио Скалеро и по классу оркестра у Фрица Райнера. По возвращении в Италию изучал литературу в Миланском университете; позднее, в 1937 году, начал преподавательскую карьеру. Начиная с 1950 и до своей смерти в 1979 году занимал пост директора консерватории Бари.

Совет

Автор ряда опер, в том числе: «Ariodante» (1942), «Torquemada» (1943), «I due timidi» (1950), «Il capello di paglia di Firenze» (1955), «La notte di un nevrastenico» (1959—1960), «Aladino e la lampada magica» (1968), «La visita meravigliosa» (1970), «Napoli milionaria» (1977) и балетов «La rappresentazione di Adamo ed Eva» (1957), «La Strada» (1965), «Aci e Galatea» (1971), «Le Molière imaginaire» (1976) и «Amor di poeta» (1978, был специально написан для Мориса Бежара). Кроме того, композитор создал огромное количество произведений для оркестра, многие из которых исполняются до сих пор во всём мире.

С начала 1940-х Рота начал писать музыку к кинофильмам, работал с режиссёрами Ренато Кастеллани, Лукино Висконти, Франко Дзеффирелли, Марио Моничелли, Фрэнсисом Фордом Копполой (в 1974 году Рота был удостоен премии «Оскар» за лучшее музыкальное сопровождение к его фильму Крёстный отец 2), Эдуардо де Филиппо, но наиболее плодотворным оказалось его многолетнее сотрудничество с Федерико Феллини — Рота является автором музыки ко всем его фильмам, начиная с «Белого шейха» (1952) и заканчивая «Репетицией оркестра» (1978).

Помимо музыки к кинофильмам, композитор являлся автором музыкального сопровождения для театральных постановок Эдуардо де Филиппо, Франко Дзеффирелли и Лукино Висконти.

Нино Рота скончался от сердечной недостаточности в Риме в 1979 году.

Племянник Марчелло Рота — итальянский дирижёр, с 2004 года главный приглашённый дирижёр Чешского национального симфонического оркестра Праги, неоднократно гастролировал в России.

Интересные факты

Музыка Нино Рота из фильма «Крёстный отец» была использована в советском мультфильме «Контакт».

Тема любви из фильма «Крёстный отец» (1972) — песня под названием «Speak Softly Love», которую исполнил Энди Уильямс, а музыку к которой написал Нино Рота — в последний момент была удалена из списка номинантов на Оскар 1973 года.

Оказалось, что композитор уже использовал эту музыкальную тему в комедии Эдуардо Де Филиппо 1958 года «Fortunella». Хотя в фильме де Филиппо тема была сыграна стаккато, в бойкой комедийной манере — однако мелодия была той же самой.

По этой причине композиция Нино Рота была признана непригодной для номинации. Несмотря на это, в 1974 году вторая часть «Крёстного отца» получила Оскар за лучшую музыку к фильму, хотя это была та же самая тема любви, которую на год раньше сочли непригодной.

Источник: http://biography.su/kompozitory/rota-nino

Нино Рота. Легенды кино

Марчелло Рота и симфонический оркестр радио “Орфей”. Фото – Русконцерт

Перед посещением любого концерта, каждый слушатель (если он, конечно, не пришёл по бесплатному пригласительному, выданному на работе в честь праздника) примерно представляет, чего ожидать от выступления.

Заставит ли музыка уйти в себя, погрузиться в мысли о судьбе, месте человека в мире, страданиях и радостях, метафизике и диалектике, или наоборот – это будет приятный безмятежный вечер милой, элегантной музыки с хорошо знакомыми мелодиями, вроде вальсов Штрауса.

Всегда с недоумением воспринимаешь концерты типа «от Баха до Пьяцоллы».

Зачем вмещать в один вечер вещи несочетаемые, замечательные по отдельности или в окружении равносмысловых сочинений? Это признак дурновкусия – составлять подобные программы, признак того, что музыканты не понимают природы и должной атмосферы исполнения ни музыки Баха, ни музыки Пьяцоллы, переводя и то и другое в разряд ненавязчиво звучащего, лишённого осмысленного отношения псевдоизящного фона.

Музыкант должен понимать что и для кого он играет и это ощущение должно передаться в зал к зрителям.

И концерт, посвящённый киномузыке Нино Роты, полностью оправдал предчувствия зрителей – редко когда увидишь полностью забитый Большой зал, нисколько не поредевший до конца вечера (замечательно проведена компания по организации и привлечению публики от нового концертного агентства «Русконцерт»).

Люди пришли на яркую киномузыку выдающегося мастера, пришли услышать красочное, сочное звучание оркестра, темпераментную итальянскую лирику и душераздирающий южный трагизм удивительных мелодий Роты. И всё это было. Особый шарм представляло и то, что за дирижёрским пультом стоял племянник маэстро – Марчелло Рота.

Все сочинения, прозвучавшие на концерте – это, бесспорно, эталоны жанра киномузыки. Но это не просто саундтрек. Даже во время включения в оркестре джазовых стандартов и ритм-секции, не покидало ощущение академического взгляда автора – в выверенности оркестровых линий, контрапунктической работе, продуманности ансамбля групп.

Это проявилось и во многих разработочных, а не просто картинно-иллюстративных фрагментах из «Ромео и Джульетты», «Сладкой жизни», «Крёстного отца» и других произведений. Чудесные соло духовых инструментов – особенно хорошо звучащие в оркестре радио «Орфей», полное, насыщенное дыхание объединённой струнной группы, «вспыхивающие солнца» тарелок – всё это представило Италию во плоти.

Обратите внимание

В первую очередь, оркестровый стиль Роты опирается на тембровое письмо, намеренное разграничение групп с целью выявления характеристическго звучания каждого инструмента – комические засурдиненная труба или высокий кларнет «Маменькиных сынков», тоскливая флейта или гобой «Ромео и Джульетты», импозантная небрежность и лоск струнной группы «Ночей Кабирии».

И во всём этом нет циркачества, но есть какой-то высоко музыкальный аристократизм (в плане отношения к материалу), настоящий оркестровый юмор и, в лучшем смысле, артистичность; к слову, это подчёркивалось исполнительской манерой Марчелло Роты – мягким рафинированным дирижёрским жестом и лёгкой игрой с публикой, не только допустимой, но и вполне естественной для подобного концерта.

Остаётся надеяться, что маэстро не все сочинения своего репертуара играет в таком же роде, а что же касается музыки его дяди – то Марчелло Рота как нельзя лучше подходит для их исполнения.

Но здесь же стоит отметить, что такая яркая, эмоциональная, превосходно оркестрованная и изобилующая тембровыми находками музыка способна почти самостоятельно выстроить форму.

Она естественно ложится на слух и столь же естественна и ясна при разборе исполнителями.

Кульминации и спады, заложенные в партитуре, несмотря на изобилие ансамблевой игры, динамических и темповых контрастов, с первого проигрывания становятся ясными и не требующими доскональной проработки – это свойство слуховой естественности, мелодического генеза линий фактуры.

В музыке к выдающимся фильмам Феллини, Висконти, Дзеффирелли и Кополы заметно и ещё одно особенное свойство Роты-композитора: причастность к предшествующей общемировой традиции.

И в условно «лёгкой» киномузыке, и в академических сочинениях улавливается связь с классиками – мелодическое богатство итальянских оперных композиторов (особенно Верди и Пуччини), симфоническая живопись и острый трагизм Респиги (отдельные страницы партитуры явственно навевают поэтику «Драматической симфонии»), оркестровые находки и неподражаемый тембровый юмор Прокофьева.

Важно

Симфонический оркестр радио «Орфей», как и дирижёр Марчелло Рота – это, наверное, лучший вариант исполнения подобной программы в России. Некоторые неровности и неслаженность струнной группы, в особенности первых скрипок, сглаживались блистательной игрой духовиков и общим темпераментом звучания.

По игре, реакции на дирижёра, да и просто лицам музыкантов, по восторженной реакции публики и свободному, даже чуть вальяжному жесту Марчелло Роты становилось ясно, что музыка захватывала всех без исключения – и исполнителей, и публику.

А подобное коллективное чувство не так часто встречается на концертах, даже очень демократичной и известной музыки.

В общем, как иронично говорил Зиновий Гердт:

Александр Тлеуов

Источник: https://www.ClassicalMusicNews.ru/reports/marcello-rota-moscow2016/

Нино Рота – биография, фото, личная жизнь, музыка, песни

Нино Рота: биография

Удачная кинолента приносит славу актерам и режиссеру. Имена тех, что трудятся за кадром, остаются неизвестными. За редким исключением. Имя Нино Рота знакомо поклонникам легендарной киноленты 70-х, повествующей о сицилийской мафии. Композитор написал музыку к фильму «Крестный отец», а также к картинам классика итальянского кино Феллини.

Детство и юность

3 декабря 1911 года в музыкальной миланской семье родился сын. Мальчику суждено было стать популярнейшим итальянским композитором XX века. Сына назвали Нино. Прошло семь лет. Мать, ничего не подозревая о великом будущем отпрыска, принялась обучать его игре на фортепиано. Это была всего лишь дань семейной традиции. Но мальчик вскоре поразил родителей редкой способностью к импровизациям.

Нино Рота в детстве

Отец умер в 1922 году. Он не попал на концерт, на котором звучала музыка его одаренного сына. В 11 лет юный гений написал ораторию. Воспитанием и музыкальным образованием занималась мать – пианистка Эрнеста Ринальди. Смерть отца стала потрясением для Нино. В то же время вдохновила на создание оратории – произведения, сложного даже для восприятия обычного ребенка.

Сочинение юного автора в 1923 году прозвучало на сцене парижского концертного зала. Юному композитору едва исполнилось 13 лет, когда он представил на суд восхищенной публике оперу, написанную по мотивам произведения Андерсена. Не все ранние сочинения Рота сохранились. Многое сгорело в 1945 году, когда Милан подвергся бомбардировке.

Нино Рота в молодости

Критики дали высокую оценку сочинениям вундеркинда. Музыка поражала цельностью, насыщенностью, никоим образом не выдавала юный возраст автора. 13-летний итальянец, подобно юному Моцарту, прославился на всю Европу.

Биография итальянского музыканта включает периоды учебы в Риме, Милане, Филадельфии. Ученую степень он получил в американском учебном заведении, прославленном именами Р. Серкина, Е. Цимбалиста. Класс оркестра вел Ф. Райнер – знаменитый венгерский дирижер, близкий друг великого Штрауса. Композицию преподавал Р. Скалеро.

Музыка

В конце 30-х Нино Рота приступил к преподавательской деятельности. К тому времени на его счету имелась одна композиция к фильму. Путь в кинематографе начался с картин Р. Матараццо. В 1944 году композитор сочинил музыку к двум кинолентам Р. Кастеллани, лауреата престижных кинопремий. С этим режиссером автору популярных мелодий приходилось работать и позже.

Нино Рота за пианино

Музыка Нино Рота звучит в картинах А. Латтуада, М. Сольдати, Л. Дзампа, Э. Даннини, М. Камерини. В 1952 году вышел фильм «Белый шейх». Это была первая совместная работа Рота и Феллини. Творческий процесс двух темпераментных итальянцев протекал весьма необычно.

Феллини, как все гениальные люди, являл собой человека эксцентричного. Он с трудом находил общий язык с актёрами. Композитору, сочинившему мелодии к его лучшим работам, ему удавалось с легкостью объяснять замысел будущей киноленты. Съёмки фильмов проходили параллельно с созданием саундтрека.

Нино Рота с платиновым диском

Совет

Маэстро в эмоциональном монологе излагал композитору идею. Тот, сидя за роялем, вторил ему на своём языке – на языке мотивов и аккордов. Порой Рота слушал речи Феллини, сидя в кресле, с закрытыми глазами. При этом он напевал мелодию, приходившую ему в голову, и дирижировал. Внезапное изменение в лице музыканта означало, что он «нашел» мотив. В такие минуты Феллини замолкал.

При работе над картиной «Сладкая жизнь» режиссер потребовал от композитора нечто «византийское, барочное». Рота, недолго думая, наиграл на фортепиано мотив, полностью отражавший образы, которые на тот момент обитали лишь в мыслях Феллини. Режиссер мог часами слушать импровизации Роты. Они понимали друг друга с полуслова. И этот творческий тандем скреплялся дружбой.

Нино Рота и Федерико Феллини

Нино Рота не ограничивался написанием музыки для фильмов. Он продолжал работать в классическом жанре. Написал три балета, десять опер, несколько симфоний. Однако эта сторона творчества итальянского музыканта сегодня малоизвестна. Саундтреки к культовым фильмам затмили прочие сочинения.

В 1968 году Ф. Дзеффирелли перенес на экраны сюжет пьесы «Ромео и Джульетты». Режиссер бережно отнесся к авторскому тексту. На главные роли взял исполнителей, чей возраст соответствовал возрасту шекспировских персонажей.

Всемирным успехом картина обязаны режиссерской работе, актерскому составу, выразительному музыкальному оформлению. Главную композицию музыкант написал за несколько лет до премьеры – для театральной постановки Дзеффирелли.

В киноленте 1968 года, снятой по произведению Шекспира, впервые прозвучала песня «Что значит юность». Стихи написал Ю. Уолкер. Слова этой песни сегодня мало кто помнит. А мелодия стала настолько популярной, что сегодня сложно вспомнить, в каком фильме она прозвучала впервые.

Мелодия к эпической драме Ф. Копполы принесла композитору награду «Золотой глобус». Он мог бы получить «Оскар». Однако в последний момент Рота сняли с номинации. Музыкант использовал мотивы, звучавшие в картине Э. де Филиппо, хотя сегодня они ассоциируются с героями фильма «Крестный отец».

Обратите внимание

Слова Speak Softly Love обрели всемирную популярность благодаря бархатному баритону Э. Уильямсу — эстрадной звезды 70-х. Мелодию чаще называют «Темой любви». Песня стала частью образа сына сицилийского мафиози, воплощенного на экране Аль Пачино.

В основной мелодии криминальной драмы минор плавно переходит в мажор, присутствует некая торжественность. Медленный вальс, который тоже звучит в фильме, навевает тоску. Композитору удалось передать трагичность судьбы Майкла Корлеоне, превратившегося из скромного парня в хладнокровного мафиози.

https://www.youtube.com/watch?v=qu4zBCbbh6I

Дирижер Нино Рота

Рота создавал музыкальное сопровождение, опираясь на сюжет, характеристику персонажей. В каждой мелодии слышны итальянские мотивы. Именно этого требовал от композитора Коппола – мелодий, в которых присутствует трагичность и национальный колорит.

Знатоки классической музыки не воспринимали камерные ансамбли, симфонии, оперы Рота всерьез. Для критиков он оставался автором киномузыки. Рота владел редким умением соединять образы с музыкой. Его композиции звучат в фильмах «Наваждение» (1949), «Война и мир» (1956), «Белые ночи» (1957), «Укрощение строптивой» (1967), «Репетиция оркестра» (1978).

Личная жизнь

О знаменитостях публикуют заметки, о них пишут книги. Известные люди не прочь поделиться с журналистами сокровенной информацией. Но Нино Рота к таковым не относился. Коллеги и кинематографисты запомнили его человеком замкнутым, застенчивым, молчаливым, задумчивым. Интервью композитор не давал, о личной жизни не распространялся.

Нино Рота

Рота не был женат, что в кинематографических кругах в 70-е годы породило слухи о нетрадиционной ориентации. Позже стало известно, что у музыканта есть дочь Марина от пианистки Магды Лонгари. Композитор дал дочери свою фамилию.

Чем занимается Марина Рота, пошла ли по стопам родителей, неизвестно. Однако известно, что племянник композитора – дирижер. В 2016 году Марчелло Рота приезжал с гастролями в Россию. Зрители имели удовольствие услышать знакомые мелодии в исполнении симфонического оркестра. В концертной программе присутствовали исключительно произведения знаменитого родственника дирижера.

Смерть

Музыка оставалась для Нино Роты главной до последних минут жизни. Умер он в 68 лет, во время работы над очередной кинолентой Феллини.

Могила Нино Рота

Сердце итальянского композитора остановилось через полчаса после окончания репетиции оркестра.

Дискография

  • 1961 — «Сладкая жизнь».
  • 1962 — «Бокаччо-70».
  • 1968 — «Ромео и Джульетта».
  • 1970 — «Сатирикон».
  • 1970 — «Ватерлоо».
  • 1972 — «Крестный отец».
  • 1976 — «Война и мир».
  • 1978 — «Смерть на Ниле».
  • 1979 — «Жизнь Марии».
  • 1980 — «Фортунелла»
  • 1985 — «Дорога Нино Рота»

Награды

  • 1969 — «Серебряная лента» Лучшая музыка к фильму («Ромео и «Джульетта»).
  • 1973 — «Золотой глобус» — Лучший саундтрек («Крестный отец»).
  • 1973 — «Грэмми» — Лучшая музыка к фильму («Крестный отец»).
  • 1974 — «Оскар» — Лучшая музыка к фильму (Крестный отец-2»).
  • 1977 — «Давид ди Донателло» — Лучшая музыка к фильму («Казанова»).

Фото

Источник: https://pitachog.fun/znamenitosti/nino-rota.html

Нино Рота. Легенды кино

29.03.2016 в 17:12

Симфонический оркестр радио «Орфей»

Художественный руководитель и главный дирижер — Сергей Кондрашев

Дирижер — Марчелло Рота

В программе:
музыка Нино Роты к кинофильмам Федерико Феллини, Франко Дзеффирелли, Фрэнсиса Форда Копполы и Лукино Висконти.

19 апреля в Большом зале Московской консерватории грядёт настоящий музыкальный праздник – концерт из произведений одного из крупнейших кинокомпозиторов XX века – легендарного Нино Роты.

Программу из работ мастера к фильмам великих режиссёров: Феллини, Дзеффирелли и Висконти, а также знаменитую симфоническую сюиту из «Крёстного отца» Ф. Ф.

Кополы, дышащую южно-итальянским, сицилийским мелосом, исполнит симфонический оркестр радио «Орфей» под управлением Марчелло Роты – племянника композитора, дирижёра, одного из лучших интерпретаторов музыкального наследия Нино Роты.

На сцене Большого зала прозвучит музыка к знаковым фильмам Федерико Феллини, с которым маэстро связывала многолетняя творческая дружба.

Музыка Роты, как и кинокартины Феллини проникнуты удивительным, свойственным только итальянцам, неповторимым солнечным колоритом и ясной открытой лирикой.

Художественный мир Феллини, со всей его тончайшей нюансировкой, специфическими перипетиями сюжета, таинственной, а порой мистической символикой, и при этом с жизнелюбием обращённым к многообразному миру, словно отражается в пластичной и столь же таинственно прекрасной музыке Роты.

Важно

Это и культовая «Сладкая жизнь» (La Dolce Vita, 1960), где одновременно сочетаются меланхолически-богемная и почти литургическая по своей возвышенности музыка, и напряжённо-трагическая «Дорога» (La Strada, 1954), насыщенная то буфонно-цирковым, то патетическим звучанием, и кинодрама «Ночи Кабирии» (Le notti di Cabiria, 1957) с её лёгким очаровательным фокстротом и пленяющей своей задушевностью канцоной.

Помимо названных работ к фильмам Феллини, на концерте исполнят оркестровую Фантазию из экстравагантного, но обаятельного «Амаркорда» (Amarcord, 1973), где Нино Рота стал полноправным соавтором режиссёра и симфоническую сюиту из частично автобиографического раннего фильма мастера «Маменькины сынки» (I vitelloni, 1953).

Лирической кульминацией вечера станет музыка из легендарного фильма Франко Дзеффирелли «Ромео и Джульетта» (Romeo e Giulietta,1968) — одной из лучших признанных интерпретаций трагедии Шекспира. Прозвучит небольшой цикл, составленный из ярчайших музыкальных фрагментов – прелюдия, танец и любовная песня, проникнутая светлой возвышенной печалью.

Кроме того, Марчелло Рота и «Орфей» исполнят галантный вальс из исторического фильма Лукино Висконти «Леопард» (Il Gattopardo, 1962), считающегося одним из вершин мирового киноискусства, о котором и применительно к музыке показательна цитата Ричарда Дайера из Британского института кино: «Подобно романам XIX века (вспоминается „Война и мир“), сочетавшим монументальный размах с насыщенностью деталями, фильм рисует крупные исторические события через призму того, как они переживаются отдельными индивидами… Музыка Нино Роты — словно симфония тех лет, которую вам не довелось слушать. Если бы в XIX веке снимали кино, то именно так оно бы и выглядело».

Категория 6+
Стоимость билетов от 300 руб.

Организатором концерта выступает Концертное агентство «РУСКОНЦЕРТ»

Подробнее о мероприятии на сайте www.rusconcert.net

Источник: https://www.belcanto.ru/16032902.html

Нино Рота

(1911-1979)

Лукино Висконти, Федерико Феллини, Фрэнсис Форд Коппола… что объединяет этих режиссеров? В созданных ими кинокартинах звучат мелодии одного композитора, и композитор этот – Нино Рота. Но полюбившаяся публике киномузыка, принесшая ему «Золотой глобус», «Оскар» и «Грэмми» – лишь часть его творческого наследия.

Родина композитора – Милан, но позднее семейство переехало в Рим. Музыка окружала его с детства – музыкантами были и родители, и дед – композитор и пианист, а первой учительницей фортепианной игры стала для Нино мать. Этот инструмент мальчик начал осваивать в восьмилетнем возрасте, и вскоре стали очевидны его выдающиеся способности.

Ему было двенадцать лет, когда он создал сочинение в ораториальном жанре – «Детство Иоанна Крестителя». Сочинение юного композитора признается достойным исполнения – оно вскоре после создания прозвучало в Милане. Рота поступает в консерваторию Санта-Чечилия, где наставниками его становятся Альфредо Казелла и Ильдебрандо Пиццетти.

В пору учения Нино не только проявляет композиторскую одаренность, но и выступает в качестве оркестрового дирижера.

Слава вундеркинда вскоре перешагнула пределы Италии – некий журналист специально прибыл из Брюсселя, чтобы присутствовать на его выступлении (но в тот день Нино заявил, что не станет выступать, поскольку накануне контрабасист «был пренебрежителен» с ним).

В пятнадцатилетнем возрасте Рота создает свою первую оперу «Король-свинопас», по известной андерсеновской сказке. Правда, оркестровано это произведение не было (истинный оперный дебют состоялся много лет спустя), однако оно было опубликовано, и критики оценивали его высоко, отмечая даже такую черту, как ироничность – что было весьма неожиданно для столь юного автора.

Завершив обучение, Рота отправляется в США и в течение двух лет обучается в Кёртисовском институте музыки – здесь его наставником в области сочинения музыки становится Розарио Скалеро, а в оркестровом дирижировании – Фриц Райнер. Возвратившись на родину, композитор обучается в Миланском университете (в этом заведении он изучал литературу), а в 1937 г. начинается его преподавательская деятельность.

Совет

Но когда же Нино Рота в полной мере проявил себя как оперный композитор? Это произошло чуть больше, чем через полтора десятилетия после юношеской пробы пера – в 1942 г. состоялась премьера его оперы «Ariodante».

Предполагалось, что это произойдет в Бергамо, однако военное время внесло свои коррективы, и опера была представлена в Парме.

Сказать, что опера имела успех – значит, ничего не сказать: множество «охотников за автографами» прямо-таки не давали прохода ни автору, ни певцу, выступившему в одной из центральных ролей – тогда еще начинающему тенору Марио дель Монако.

Окрыленный успехом, Рота в ближайшие годы создает другие оперы – «Torquemada» и «Il cappello di paglia di Firenze», но их постановке помешала Вторая мировая война.

Следующее произведение в этом жанре – одноактная комическая опера «Двое застенчивых» – рождается уже после войны.

Изначально она задумывалась не для постановки на сцене, а для исполнения по радио, и именно так опера впервые и прозвучала в 1950 г., но позднее она была поставлена в театре Scala Theatre di Londra.

А что же с его операми, созданными в годы войны? Одна из них – «Torquemada» – была поставлена почти через три с половиной десятилетия после ее создания и не имела особого успеха, «затерявшись в тени» более известных творений композитора.

Более счастливая судьба выпала на долю «Il cappello di paglia di Firenze». Это сочинение он показал своему другу Куччия, и тот, возглавив в 1955 г. театр Massimo di Palermo, попросил у автора партитуру.

Успех постановки оказался неожиданностью для самого композитора.

Обратите внимание

Но параллельно с оперой композитор проявляет себя в другой области музыкального творчества – еще до войны он начал создавать музыку к кинофильмам. Среди режиссеров, с которыми он сотрудничал – Раффаэлло Матараццо, Ренато Кастеллани, Луиджи Дзампа, Теренс Янг и многие другие, но поистине звездным становится «дуэт» Нино Рота – Федерико Феллини.

Создав музыку к кинокартине «Белый шейх», Рота в течение четверти века сочинял музыку к шестнадцати его творениям (конец их сотрудничеству положила только смерть композитора). Для Феллини он стал поистине соавтором.

В фильме «8 1/2» – одном из лучших их совместных творений – музыкальная тема стала практически «действующим лицом», да и многие другие фильмы Феллини невозможно представить без музыки знаменитого композитора.

Феллини – не единственный кинорежиссер, творческий союз с которым прославил композитора. В 1972 г.

выходит кинокартина Фрэнсиса Форда Копполы «Крестный отец» – и прозвучавшая в ней мелодия становится одним из известнейших его творений (именно с нею имя композитора ассоциируется в первую очередь у многих наших соотечественников).

В музыке к этой кинокартине Рота использовал некоторые мотивы, созданные ранее для одного из фильмов другого режиссера, что стало препятствием к номинации на «Оскар», но по прошествии двух лет композитор был удостоен этой премии за музыку к продолжению кинокартины.

Работа над киномузыкой не препятствовала оперному творчеству. Рождаются новые сочинения – «Ночь одного неврастеника», жанр которой определен как «драма-буффо», сказочная опера «Волшебная лампа Аладдина». Создавать оперы композитор продолжал до преклонных лет.

Композитор скончался в 1979 г., не успев завершить работу над музыкой к очередному фильму Феллини – «Репетиция оркестра». Имя Нино Рота носит консерватория в Монополи.

Источник: https://musicseasons.org/nino-rota/

Союз двух маэстро. Федерико Феллини и Нино Рота

105 лет назад родился итальянский композитор Нино Рота, без чьей музыки, вероятнее всего, многие фильмы XX века смотрелись бы иначе. Среди таких кинокартин — работы Федерико Феллини, близкого друга Нино Роты.

Феллини и Рота познакомились сразу же после Второй мировой войны. Однажды режиссёр после работы на киностудии Lux Film вышел на улицу, где на ближайшей автобусной остановке увидел Нино Роту. Феллини спросил композитора, какой автобус тот ожидает. Рота назвал номер, который не ходит по этому маршруту.

Пока режиссёр пытался объяснить, что Рота стоит в неправильном месте, к изумлению Феллини, автобус с нужным композитору номером подошёл к остановке! Этот случай, так похожий на те сцены, которые придумывал режиссёр к своим фильмам, поразил Феллини, и он предложил знаменитому композитору написать музыку к его будущему фильму «Белый шейх».

Важно

Это стало началом крепких дружеских и рабочих отношений между Федерико Феллини и Нино Ротой.

Я увидел этого беззащитного, доброго, улыбающегося маленького человека, всегда пытающегося пройти через двери, которых не существует

Федерико Феллини

Взаимопонимание между двумя творческими людьми возникло моментально. Хотя угодить Феллини было не так легко: мало кто мог понять его, а сам он ещё меньше понимал окружающих. Джульетта Мазина, жена Феллини, вспоминала о нём: «Мелодия к фильму изначально жила в его голове, он не мог её напеть, она не была ещё мелодией как таковой.

Правильнее сказать, что Федерико изначально знал, какой должна быть эта мелодия. И он искренне удивлялся, как этого не понимают остальные! Это же касалось и игры актёров, работы операторов, гримёров». Но с Нино Ротой режиссёр никогда не спорил, им даже не приходилось подолгу обсуждать, как должна звучать музыка в том или ином фильме.

Первый раз кто-то, кроме Феллини, знал, какая мелодия нужна.

С самого начала Рота понимал двойственную эстетику Феллини — сочетание радости и меланхолии. Его первая работа к фильму Феллини «Белый шейх» подтверждает это: карнавальные фанфары переходят в сентиментальную мелодию. Композитору никогда не нужно было давать никаких инструкций, и он избегал дебатов, которые обычно сопровождают творческие союзы.

Но Рота никогда не придумывал музыку отдельно от режиссёра, фактически они стали соавторами. Обычно Феллини быстро ходил по комнате, зачитывая сценарий, и при этом изображал голосом диалоги героев будущего фильма.

А в это время Рота сидел рядом в кресле, закрыв глаза, и размахивал руками, как дирижёр, тихо напевая пришедшие в голову мелодии. Джульетта Мазина говорила, что в это время они были похожи на двух помешанных.

Но через какое-то время лицо Роты становилось всё более сосредоточенным, тогда Феллини резко останавливался. Это означало, что мотив для фильма создан. 

Совет

По словам итальянского писателя и художника Тонино Гуэрры, союз композитора и режиссёра был немного необычным. А всё потому, что Федерико Феллини не был знатоком музыки и его нельзя было причислить к любителям оперы.

Феллини жил в каком-то другом мире, ему было неинтересно в реальности. А может, он и не понимал, где кончается эта реальность и начинается мир фантазий и иллюзий

Нино Рота

Феллини действительно нравилось фантазировать: режиссёр любил гротескно изображать в скетчбуке своих друзей и самого себя. Нино Рота часто становился персонажем скетчбука Феллини.

Несмотря на такое единодушие, композитор иногда говорил, что не может понять Феллини: «Он мог начать рассказывать вполне серьёзно о вещах, которых никогда не было. И все вокруг начинали переглядываться и с изумлением возражать.

Я никогда не делал так. Я знал, что, если каких-то вещей не существует в нашем мире, это ещё не значит, что их не существует в мире Федерико. Я понимал это. И я завидовал ему…».

 И тем не менее итальянский композитор всегда угадывал настроение Феллини и точно перекладывал его на музыку. 

А Феллини часто рассказывал истории о Нино Роте, чтобы показать, насколько это наивный и порой отрешённый от мира человек. Однажды композитор и режиссёр сидели рядом на диване.

И вдруг Рота опустил руку между диванными подушками и вытащил оттуда записку, прочитал и вскрикнул: «Я должен срочно купить подарок!» На вопрос Феллини, какой, композитор ответил: «Здесь сообщается, что мой ученик женился… Семь лет назад!»

Обратите внимание

Нино Рота написал музыку к 17 фильмам Феллини. Среди них — шедевры для картин «Сладкая жизнь» («La Dolce Vita»), «Восемь с половиной» («Otto e mezzo»), «Ночи Кабирии» («Le notti di Cabiria»).

На похоронах Нино Роты — человека, чья музыка звучала по всему миру — было всего шесть провожающих: Феллини с женой, Гуэрра тоже с супругой и два родственника Роты. А через 14 лет музыка Нино Роты, вопреки католическим традициям, звучала на похоронах Федерико Феллини.

Источник: https://life.ru/940587

Нино Рота — Память о волшебнике

Двенадцать лет назад, по случаю 70-летия Нино Рота, мы рассказали в нашем издании об этом „волшебнике из Бари», композиторе, популярность которого прежде всего была основана на музыке к фильмам, сочинявшейся им на протяжении большей части жизни. Уже в процессе работы над тем выпуском пришло печальное известие о смерти композитора.

Но, видимо, Рота и вправду был волшебником: и сейчас, спустя более чем десятилетие, когда большинство даже великих фильмов, созданных с его участием, уже покрылись паутиной времени, его популярность отнюдь не уменьшилась.

Не случайно, когда в 1989 году в Москве проходили дни культуры итальянской области Лацио, был организован специальный показ фильма об этом удивительном художнике. Значит, наследие Нино Рота, память о нем живы. А значит, и у нас есть основание вернуться к этой необычной личности.

Нино Рота ушел из жизни внезапно, в разгар работы над музыкой к очередному фильму своего друга Федерико Феллини „Город женщин», съемки которого еще только начинались. Так, в одной из римских клиник замкнулась арка его трудов в кинематографе, начавшихся в далекие тридцатые годы, на заре звукового фильма.

Действительно, для подавляющего большинства почитателей искусства Рота был прежде всего — и исключительно — композитором киномузыки. Ведь еще в 1933 году он появился на римской студии „Чинечита», а впоследствии его имя оказалось связано с именами самых крупных режиссеров, с названиями самых знаменитых фильмов.

И вместе с тем почти никто не знал, что еще за год до своего кинодебюта молодой музыкант написал водевиль „Соломенная шляпка Флоренции» (фарс по М. Лабишу), что и позже он был автором опер, симфоний, камерных ансамблей. Даже то, что изредка исполнялось, вызывало в лучшем случае снисходительные улыбки критиков, знатоков: они не принимали Нино Рота всерьез.

Так было, а частности, и на одном из международных музыкальных фестивалей в СССР. В чем тут причина? Видимо, приходится признаться, что всем складом своего таланта этот музыкант был словно бы создан для кино. „Нино Рота владел искусством создания зримых образов, — писала вскоре после его кончины газета „Паэзе сэра».

— В фильмах, для которых он сочинял, и особенно в фильмах Феллини, соответствие между музыкой и образом достигается полное; часто образ и звук рождаются одновременно как бы в результате плодотворного совмещения фантазии двух творцов. И это спонтанное соответствие — самое главное достоинство киномузыки Нино Рота.

Важно

Искусный музыкант, талантливый автор мелодий и изысканных гармоний, Нино Рота — композитор вне рамок времени: он остался верен тем традициям и тому музыкальному языку, который переживал кризис еще в эпоху Вагнера, а затем был отодвинут на второй план наступлением экспрессионизма. Его творческое воображение витает в музыкальной атмосфере, охватывающей традиции французской оперы 18 века, Пуччини, Герш-вина, мелодий американских мюзиклов. Его способность преображаться — удивительна.»

Что ж, такая музыка, конечно, не могла прийтись по вкусу тем, кто пережил, усвоил весь калейдоскоп иных направлений, исканий авангардизма музыки нашего столетия; не потому ли Рота и остался в „серьезной» музыке аутсайдером? Но что поучительно и заставляет задуматься — это тот бесспорный факт, что в кино его работа оказывалась органичной именно в контексте зрительного ряда, в контексте замыслов отнюдь не только реалистических, но и самых что ни на есть авангардистских. Мы не будем тут анализировать причины этого, но подчеркнем лишь: это напоминает о зыбкости многих параллелей, которые любят проводить иные исследователи, сопоставляя разные искусства.

Приведем лучше еще одно объяснение „феномена Рота», которое принадлежит французским исследователям А. Лакомбу и К. Роклю: „Нино Рота был по сути своей народным музыкантом.

Когда его профессиональная школа, культура и амбиции подталкивали его к небезопасным берегам, инстинкт заставлял его выбирать такой музыкальный подход, что был всецело подчинен естественным ритмам, мелодиям и темам, издавна вошедшим в подсознание итальянского народа.

Удовольствие, глубокая радость, которые мы испытываем, слушая некоторые музыкальные мотивы Нино Рота, свидетельствуют о весьма прозаической тайне, властвовавшей над его творческим методом.

Для него кино возрождает чувства, предпочтения, которые могли бы найти подтверждение и воплощение только в совершенном синтезе. А то, что музыка Нино Рота звучит знакомо, близко, не должно заслонять от нас его упорного труда и неустанного творческого горения.»

При всем том следовало бы напомнить, что Нино Рота — не полуграмотный мелодист, а высокообразованный музыкант, вкусивший самые изысканные плоды искусства нашего столетия.

Получив образование в римской академии „Санта-Чечилия», он затем совершенствовался в США, в знаменитом Институте Кертис, был в ту пору близок с Игорем Стравинским и многому у него научился. В 1939 году он возвратился в Италию, начал преподавать в консерватории в Бари, а с 1943 возобновил свои связи с миром кино.

Причем на первых порах от там занимает не особенно заметное место: в отличие от своих коллег А. Чиконьини, Ренцо Росселини, Ф. Лаваньино, М.

Совет

Нашимбене, смело и активно экспериментирующих, Рота предпочитает сохранять верность традиционным музыкальным формам, пользуется чистыми гармониями, тяготеет к старым мотивам, близким народной музыке. И вообще он не настаивает на особом, привилегированном положении музыки в фильме: „Кино мчится вперед, -говорит он, — и музыка не должна слишком задерживать на себе внимание».

Й в ту пору, а позднее по мере того, как растет его известность, Нино Рота сотрудничает с лучшими мастерами кинематографа: Р. Кастеллани, Л. Дзампа, А. Латтуадой, Л. Коменчини, Л. Висконти, а позже — с Кингом Видором, Франко Дзеффирелли, Френсисом Фордом Копполой („Крестный отец»).

Но все же прежде всего и наиболее тесно на протяжении самых плодотворных лет своей карьеры Нино Рота связан со своим гениальным соотечественником Федерико Феллини. Впервые пути их скрестились в совместной работе в 1951 году; результатом стал фильм „Белый шейх».

Затем была „Дорога», в которой замыслы режиссера и композитора слились в удивительном, редком единстве, создавшем неповторимую атмосферу печали, тревоги, зрелища. Да, именно зрелища, ибо оно, по мысли Нино Рота, всегда составляет чрезвычайно важный компонент сложных концепций Феллини.

И он становится достойным партнером мастера в „Сладкой жизни», „8 «, „Сатириконе»; его музыка чутко следует каждому повороту действия, каждому, пусть самому неожиданному ритму, приему монтажа.

Быть может, вершиной этого содружества стал фильм Феллини „Репетиция оркестра», созданный не просто совместно с Нино Рота, но отчасти и для него — фильм, в котором режиссер и композитор вместе воплотили свою мечту о великой созидающей гармонии искусства.

Подводя итоги своего пути, Нино Рота говорил: „Встреча с Феллини была поворотным моментом. Уже в первое мгновение мы оба поняли, что она принесет нечто исключительно важное. Я чувствую себя лучше всего, когда работаю с Феллини, хотя иногда и сержусь из-за своей рассеянности или из-за того, что он понимает в музыке лучше меня и хочет мне что-нибудь внушить.

Очень приятно с ним работать — это вдохновенный творец, и он повествует о том мире, который является и моим миром. Мир „Крестного отца» мне чужд. Я не могу принять предпосылки подобного мира — кражи, жестокость. Между всем этим и мною существует некий психологический барьер. Может быть, мой мир — именно феллиниевский: разве он не прекрасен?.

Обратите внимание

Фелллини — волшебник. Он всегда чувствует и знает, когда необходимо включить музыкальное сопровождение. Если он сказал: „Весь фильм пойдет под эту мелодию», то вы можете быть уверены, что это лучшее решение. Я не настолько уверен в себе. Работая над музыкой, над фильмом, никогда не убежден категорически, каков будет конечный результат.

Феллини сочиняет музыку вместе со мной.»

Источник: https://ale07.ru/music/notes/song/muzlit/v_mire_muzyki/vmm1991_81.htm

Кино и музыка: Нино Рота

13 августа 2017

Синемафия продолжает рассказывать о композиторах, связанных с кино.

«На выходе из студии, я заметил странного невысокого человечка, ждущего трамвай. Казалось, что он находится в состоянии какого то счастливого забвения. Я почувствовал… необходимость… подождать трамвай вместе с ним.

Я был уверен в том, что трамвай остановится на остановке, и что нам придется его догонять, а он был настолько же уверен, что трамвай остановится именно напротив него. К моему изумлению, трамвай остановился прямо около нас.

«

Этими словами Федерико Феллини описал свое знакомство с великим композитором, человеком, чья музыка является олицетворением итальянского кинематографа 50-х и 60-х. Речь, конечно, идет о Нино Рота.

Нино Рота родился в Милане в 1911 году в семье музыкантов.

С самого детства было очевидно, что молодой Нино обладает необычайным талантом: он написал свое первое большое произведение — ораторию «Детство Иоанна-Крестителя» — в одиннадцать лет, и сразу же начал с ним концертировать в Милане и Париже.

В конце 20-х молодой Нино Рота поступил на факультет композиции в Римскую консерваторию, а начале 30-х, по рекомендации великого дирижера Артуро Тосканини, получил ученую степень в Кёртисовском институте в США.

Вернувшись в Италию, Нино Рота неожиданно переключился на изучение литературы, притом не прекращая композиторской деятельности. В 1933 году у него состоялся дебют — он написал музыку к фильму Рафаэлло Матараццо под названием «Treno Popolare», — но его большой приход в кино связан уже с военными годами. Начиная с 1942 года профессия композитора кино стала основной в жизни молодого итальянца.

Несмотря на то, что Нино Рота написал музыку к более чем сорока фильмам еще до знакомства с Феллини, именно начиная с «Белого шейха» его музыка становится известной на весь мир. Именно после этого фильма начинается сотрудничество с людьми, которые полностью изменили кинематограф.

Музыка Нино Рота отличается прежде всего тем, что она может существовать абсолютно вне кинематографа — все-таки Рота в первую очередь композитор, а уже потом композитор кино.

Его произведения настолько яркие и красочные, что даже чёрно-белые фильмы в сопровождении его музыки могут показаться цветными.

Притом, ярко выраженные темы настолько глубоко западают в душу, что отвязаться от этих мелодий невозможно.

Важно

Мелодии Нино Рота с первых нот задавали нужное направление фильму, нужное настроение персонажам. Тема Джельсомины в «Дороге» Феллини сразу погружает нас в мечтания и недосягаемость счастья героини фильма.

«Маменькины сынки» открываются игривой мелодией переростков (фактически основной сюжетной линией), главная мелодия «Сладкой Жизни» передает непонятную горькую радость, которую испытывает Марчелло, а незабываемая, почти цирковая тема из «8 ½» и вовсе является чуть ли основным инструментом драматургии, связывающим фильм.

Параллельно с шедеврами написанными для Федерико Феллини, Нино Рота работает с такими великими режиссерами, как Лукино Висконти, Марио Моничелли, Пьер Паоло Пазолини, а позже и Франко Дзефирелли.

Создавая музыку для таких шедевров как «Рокко и его братья» и «Леопард», Нино Рота обращается к традиционным инструментам и мелодиям Сицилии, и таким образом музыка, написанная для Висконти, становится логическим предшественником его самой известной работы — «Крестного отца».

На протяжении всей своей карьеры Нино Рота поразительным образом совмещал традиционные итальянские тарантеллы и бергамаски с более распространенными (и совершенно не итальянскими по своей сути) вальсами.

При этом он умудрялся нежно вплетать в танцы главную мелодию фильма, мелодию, которая прочно связывала и персонажей, и сюжетные линии. Его музыка придавала эпоху, дух, запах, вкус — качества, которые, казалось бы, невозможно передать в фильме.

Нино Рота всегда тонко чувствовал чужие эмоции, и это стало его отличительной чертой — его музыка позволяла нам также тонко воспринимать эмоциональное состояние персонажей.

Отдельно хочется сказать несколько слов о его сотрудничестве с Франко Дзефирелли. Их совместная работа началась, когда Дзефирелли был ассистентом Лукино Висконти. Потом молодой человек стал известным (а после и знаменитым) театральным режиссером, и Нино Рота неизменно создавал музыкальное сопровождение для его спектаклей.

Когда Франко Дзефирелли уже самостоятельно окунулся в кино, их сотрудничество продолжилось и в этой сфере, и результатом стало сначала прекрасное «Укрощение строптивой», а после и «Ромео и Джульетта», и нет сомнения, что именно классическая, почти эпохальная музыка композитора стала одной из ключевых составляющих поразительного успеха этих картин.

Совет

Нино Рота еще в 40-е годы начал писать музыку к голливудским картинам, но даже крупнобюджетная адаптация Льва Толстого «Война и Мир» с выразительной музыкой итальянца не послужила залогом его успеха в США.

Тем не менее, и этот успех не миновал прекрасного композитора.

Когда молодой американский режиссер с итальянскими корнями Фрэнсис Форд Коппола начал искать композитора для большой криминальной саги про итальянскую мафию, его выбор абсолютно логично пал на Нино Рота.

Именно по первым нотам темы этого фильма Нино Рота узнают во всем мире.

Тем не менее, несмотря на невероятный успех фильма и гениальность музыки, за «Крестного отца» Рота не смог получить заветную оскаровскую статуэтку — киноакадемия углядела слишком большое сходство между музыкой из «Крестного отца» и легкой тарантеллой из «Фортунеллы» Эдуардо де Филиппо. И все же «Оскар» не слишком долго заставил себя ждать. Два года спустя Рота получил заветный приз за второго «Крестного отца».

Стоит заметить, что у Нино Рота также было одно сотрудничество с СССР, пусть даже косвенное. Еще до того, как он покорил Голливуд, Рота был одним из двух композиторов, которые написали музыку для «Ватерлоо» Сергея Бондарчука, где именно батальные сцены в сопровождении музыки композитора вызвали наибольший интерес у публики.

Нино Рота скончался в 1979 году, почти одновременно с началом упадка итальянского кинематографа. Хотя эти два события, конечно, никак не связаны, не найти в них высшей логики невозможно, так же как и невозможно представить себе итальянский кинематограф без музыки великого композитора.

Источник: http://www.cinemafia.ru/posts/1071/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector