Кустодиев борис «большевик» описание картины, анализ, сочинение

«Народ – венец земного цвета, краса и радость всем цветам…»

Александр Блок

Первая мировая война, революция, гражданская война… А в это время больной мастер создает чудесные по композиции и колориту, жизнелюбивые и радостные образы идеальной Руси, с ее яркими платками и пузатыми самоварами, веселыми крестьянами и разбитными купцами, блистающими куполами церквей и резными наличниками изб. Словно град Китеж или «Лето Господне» Ивана Шмелева предстает перед зрителем Россия Бориса Кустодиева. И особое место здесь занимают серии произведений, посвященных Масленице.

Кустодиев Борис

Первые три картины «Масленица» написаны в 1916 году, и эта тема не оставляет художника вплоть до 1922 года. Так, все новые и новые версии создаются в 1917 и 1919 годах, а в 1921 году Кустодиев пишет портрет Федора Шаляпина вновь на фоне масленичных гуляний.

Действие этих работ всегда происходит в городе, пейзаж которого – собирательный образ из многих провинциальных и столичных мест, а сюжет практически всегда разбивается на множество мизансцен, в которых участвуют самые разные «народные» типы – крестьяне, купцы, разносчики, торговцы, офицеры и гармонисты.

Атмосфера праздника и карнавала передается художником через чрезвычайно насыщенный и яркий цвет. Здесь зритель видит и катание на санях, и балаган, и ледяные горки – типичные «дореволюционные» развлечения на Масленицу.

В «Масленицах» наиболее полно отразилось увлечение Кустодиева живописью старых нидерландских мастеров, в первую очередь, Питера Брейгеля Старшего.

Нельзя не отметить как сходство в композиции, обилии мелких деталей и сцен, так и особенности ракурса всех картин – взгляда на происходящее с высокой точки, словно «в полете», позволяющего одновременно показать и красоту пейзажа, и дать множество «театральных» планов для действия персонажей.

Но что еще более важно отметить – это общая (что для Кустодиева, что для Брейгеля) любовь к обыденным радостям простых людей, искреннее восхищение жизнью и ее поэзией.

Кустодиев Борис

Вот что сам художник писал об этом: «В своих работах хочу подойти к голландским мастерам, к их отношению к родному быту… Голландские художники любили жизнь простую, будничную, для них не было ни «высокого», ни «пошлого», «низкого», все они писали с одинаковым подъемом и любовью».

Полотна Бориса Кустодиева, посвященные русскому праздничному быту, всегда одновременно реалистичны, полны достоверных деталей – прекрасно выписанных костюмов и предметов утвари, архитектурных мотивов, примет времени года. И в тоже самое время это, конечно же, собирательные, идеализированные образы, транслирующие зрителю особый, волшебный и полный народной поэзии мир, сходный со сказками Пушкина и Гоголя.

Кустодиев Борис

И невозможно не восхититься подвигом мастера, воссоздавшего в своих работах картину ушедшего русского мира с его блистающими на фоне белой зимы яркими праздничными красками, радостями так любимых русской литературой «маленьких людей». «Любовь к жизни, радость, бодрость, любовь к своему, «русскому» – были всегда единственным «сюжетом» моих картин», – так сам Борис Кустодиев охарактеризовал свое творчество в конце жизни.

Борис Кустодиев

Борис Михайлович Кустодиев родился в Астрахани в 1878 году. Там же он получил первые уроки живописи, а затем юношей отправился в Петербург и оказался в мастерской Ильи Ефимовича Репина в Академии художеств.

Кустодиев быстро перерос из простого студента в помощника и молодого коллегу своего профессора, помогал Репину в работе над монументальным полотном «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года». Илья Ефимович в ответ не скупился на похвалы: «На Кустодиева я возлагаю большие надежды.

Он – художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный, внимательно изучающий природу. Отличительные черты его дарования: самостоятельность, оригинальность и глубоко прочувствованная национальность…»

Еще в годы учебы Борис Кустодиев зарекомендовал себя прекрасным и тонким портретистом (достаточно вспомнить замечательный портрет художника Ивана Билибина). Однако в качестве диплома он выбирает жанровую живопись и создает по мотивам костромских этюдов и наблюдений работу «На базаре», получившую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку зарубеж.

По возвращении из Европы, где художник копировал и изучал старых мастеров, Кустодиев много работает, позже становится членом Академии Художеств и различных художественных групп, сообществ и кружков, самым знаменитым из которых был, конечно же, «Мир искусства». Его продолжает занимать крестьянский и народный быт – так создаются серии «Деревенские праздники» и «Ярмарки».

Чем ярче и чище становятся краски на полотнах Бориса Кустодиева, тем тяжелее – атмосфера в России и личные обстоятельства жизни художника. С 1909 года он переносит ряд операций, вызванных опухолью спинного мозга. Последние 15 лет жизни Кустодиев фактически прикован к инвалидному креслу и пишет картины лежа.

История

Тема масленицы, по мнению биографа художника, пользовалась такой любовь Кустодиева и по личным причинам. Сохранилось письмо его матери, которое гласит: «Твое рождение, опять, через 23 года, пришлось на масленицу. Ведь ты родился в четверг на масленицу и потому, вероятно, любишь блины».

Полотна «Масленица», «Московский трактир», «Девушка на Волге», портрет Л. Б. Боргман («Портрет г-жи Б»), «Жатва» и др. были отданы Кустодиевым на открывшуюся 28 февраля 1916 года в Петербурге очередную выставку «Мира искусства».

(Сам художник уже не мог ее посетить — болезнь обострилась, и вскоре ему предстояла операция). Комиссия по покупке картин для музея Академии художеств высоко оценила «Масленицу» и приобрела ее с выставки за 1750 рублей, также приобретя «Груши» Игоря Грабаря.

Однако далее случился конфликт: «с особым мнением выступил член комиссии художник Р. Берггольц, заявивший, что он против покупки для музея лубков, какими находит картины Кустодиева и Грабаря. В знак протеста Е. Лансере и Д. Кардовский вышли из состава комиссии». 22 марта 1916 года С. П.

Крачковский сообщал Кустодиеву: «Репин мне писал, что он в восторге от вашей „Масленицы“».

Варианты

Картина с изображением гуляний на масленице была написана Кустодиевым в 1916 году и в настоящее время хранится в Государственном Русском музее (Ж-4358), куда поступила в 1923 году из Академии художеств.

Авторский уменьшенный вариант того же года находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи (Инв.11891, 62.7 х 125.2 см), куда поступила в 1929 году из Русского музея.

«Гулянье на масленицу» (1916) в декабре 2000 года было продано на аукционе русского искусства Кристис в Лондоне за 91 750 фунтов стерлингов.

Источник: https://kanal21.ru/kustodiev-maslenitsa-1916/

Художник Борис Кустодиев: картины и творчество

Кустодиев Борис С некоторых пор окно заменило ему весь мир. Оно выходило на Введенскую площадь, видны были улочки с типичными петербургскими серыми домами, вывеска булочной, подворотня и небольшая церковь, ничем не примечательная по своей архитектуре, но все-таки милая сердцу. При взгляде на нее вспоминались другие — на холмах и взгорьях, пораскинутые по всей Руси. Болезнь лишила его способности двигаться, в кресле на колесиках он совершал свои обычные маршруты — от окна к мольберту, от мольберта к окну.

Иногда он и сам не верил, что вот этот человек в кресле — он и есть Борис Кустодиев, страстный охотник, лошадник, бродяга и путешественник, талантливый русский художник, картины которого — так про него писали — брали за живое именно физиологической правдой, так свежо в них было ощущение крепкого мороза, чистого снега, ветра, несущегося с просторов, так сильно в них было стремление закрепить максимум всех впечатлений, не только зрительных, но воспринимаемых всеми чувствами человеческими. Теперь у него осталась память, окно и… целый мир. Не тот — за окном, а другой — который он выпестовал, которому дал имя, пустил в свет — мир кондовой, балаганно-праздничной, разудало-шумной, лубочно-ненастоящей кустодиевской Руси. Боль, иногда сваливавшая его в постель, вдруг пробуждавшаяся тоска не имели отношения к этому миру, он существовал уже как реальность, как будто помимо его воли и желания. И чтобы вновь ощутить полноту жизни, ему стоило только окунуться туда, и начинался запой — от звона бубенцов, разноголосого гомона масленицы, расплескавшейся солнечной пестротой среди синих сугробов, и поднимающихся к небу дымков, от волооких вальяжных красавиц в цветастых платках и ненасытно ярких платьях и этих облаков-лебедушек над крутыми волжскими берегами. Он населял эту реальность, продолжал ее.
Противостояла ли она той подлинной, которая была за окном?..

Кустодиев и революция

В последние дни художник просыпался с особым чувством и с замиранием сердца, в предвкушении самого неожиданного подкатывал к окну. Шел 1917 год. «Все сдвинулось, передвинулось, а многое так и вверх дном перевернулось, — пишет он в мартовском письме. — Было жутко и радостно все время.

Глаза видели (я, конечно, мало видел, только то, что у меня на площади перед окнами) как в театре или, лучше, в старинной «феерии», все провалилось куда-то старое, вчерашнее, на что боялись смотреть, оказалось не только не страшным, а просто испарилось «яко дым»… Здесь все еще кипит, все улицы полны народом, хотя порядок образцовый.

Никогда так не сетовал на свою болезнь, которая не позволяет мне выйти на улицу, — ведь «такой» улицы надо столетиями дожидаться!»

Ему казалось, что изменилась даже походка у людей, иначе они перешагивали через сугробы, останавливались у афиши… В течение нескольких дней он пишет картину о февральской революции, она известна под названием «27 февраля 1917 года».

Кустодиев Борис

В сущности, это даже не картина, не живопись в кустодиевском смысле, а строго документальный кадр, хроника событий. Нечто кинематографическое в необычном ракурсе: улица с броневиком и возбужденной толпой взята сверху.

Этот угол зрения станет для Кустодиева обычным во многих последующих работах, станет приемом. Великое, эпохальное нужно смотреть на расстоянии.

А помогло ему сделать это открытие — окно, незаменимое, бесценное, распахиваемое даже в стужу, окно его мастерской.

Еще одна работа, относящаяся к этому году, — рисунок-заставка для «Календаря русской революции». И опять Кустодиев предпочитает стиль реалистически-документальный. Как очевидец он изображает разгром февральской демонстрации 1906 года.

Другие художники в этом же издании пытаются говорить символами и аллегориями, ищут новый изобразительный язык.

Кустодиев пока вглядывается в лицо революции, весь до краев переполненный ощущением значительности самого факта истории, которому он стал современником.

Он жил в состоянии радостного возбуждения. В мастерской было нестерпимо холодно, пришлось поставить печурку из кованого железа с отводной трубой через форточку, жена приходила из длинных очередей-измученная, однажды он видел, как упал на снег человек, сломленный голодом и болезнью. Но бодрость не покидала его.

Друзья приходили к нему отдохнуть и укрепить себя, свой дух. Грабарь рассказывает: «Я видел его цветущим, румяным, жизнерадостным, со знакомой обаятельной, приветливой улыбкой на устах.

При виде этой невероятной, прямо фантастической жизненной потенции становилось стыдно за недостойные минуты недовольства судьбой, сетований и прямого нытья у нас — здоровяков и крепышей».

Да, судьба отпустила ему запас жизненных сил, жизненной энергии, которой хватило бы на двоих. И все-таки — это понимали только самые близкие люди — его возбуждало прежде всего ощущение новых возможностей, которые открывались перед ним как художником.

Картина Кустодиева «Большевик»: трактовка и описание

В конце 1919 года Кустодиев начал полотно, которое долго никому не показывал, окончил он его через несколько лет, хотя поставил перед своей подписью на полотне цифру 1920. Впоследствии картина стала называться «Большевик».

Кустодиев Борис

Поднявшись во весь могучий рост над матушкой Россией, идет человек, крепко сжавший в руках древко знамени. Извивы полотнища повторяют извивы людской толпы, льющейся по улицам города. Как пожар полыхает красное на синем снегу, над желто-солнечными, такими маленькими сверху коробками домов. Стремительность и неудержимость в движении человека, непреоборимая решимость в его взгляде.

Художник создал картину о революции, которая стала своего рода полотном историческим, хотя средства, которыми он пользуется, совсем не те, что раньше, когда писал он документально-исторические сцены первых дней свержения царизма.

Он не стремится быть правдоподобным в формах — здесь все символично и метафорично, все сочинено. Что это за город? На заднем плане видно здание Румянцевской библиотеки — дом Пашкова, но какие-то куски пейзажа напоминают Петроград. Это собирательный образ России.

Угол зрения, под которым мы начинаем смотреть картину, — резко сверху, как будто с колокольни, но фигура большевика взята снизу, иначе он не казался бы нам таким гигантом.

Это соединение двух перспектив в одной картине уже фантастично, как фантастична гигантская тень на заснеженной церковкой кровле. И вместе с тем здесь все органично, художнически закончено.

В одном из разговоров, показывая полотно, Кустодиев сказал, что его неудержимо влекла мысль выразить чувство стихийного в революции. Здесь не надо искать прямой аллегории, с одной стороны, а с другой, прямого историко-конкретного смысла. Это плакат, лубок, запечатлевший поэтический настрой, пафос. Такова может быть трактовка идеи картины Кустодиева “Большевик”.

Впервые картина была выставлена в 1923 году на выставке пятилетия Красной Армии. По отзывам критики она была «самой сильной, яркой, талантливой, идейной картиной».

Кустодиев не любил прислушиваться к мнениям критики, но внутренне он чувствовал удачу, и это заставляло его думать о создании искусства, которое будет непосредственно служить революции.

Он мечтал о гигантского размера полотнах, ему хотелось расписывать фресками целые версты стенных пространств.

Он просит Грабаря поделиться холстами трехаршинной ширины, у которого они сохранились еще с довоенных времен, ждет новых увлекательных заказов.

  • И он получал их от Петроградского Совета — на оформление празднеств Революции, запечатления их на полотне.
  • И вместе с тем он создавал повторения своих маслениц, сделал изумительный портрет Шаляпина на фоне масленицы, был счастлив расписывать декорации к «Вражьей силе», сделал несколько вариантов «Русской Венеры».
  • «…Любовь к жизни, радость и бодрость, любовь ко всему «русскому» — это было всегда единственным сюжетом моих картин», — писал художник незадолго до смерти.
  • Л. Осипова, по материалам журнала “Семья и школа”, 1970 год

Источник: https://mamotvet.ru/xudozhnik-boris-kustodiev-kartiny-i-tvorchestvo/

Художник Борис Кустодиев. Биография, картины Кустодиева

Кустодиев Борис

Борис Михайлович Кустодиев [23.2(7.3).1878, Астрахань, — 26.5.1927, Ленинград], — известный русский живописец, график и театральный художник. Учился в петербургской АХ (1896—1903) у Ильи Репина.

Борис Кустодиев — член Союза русских художников (с 1907года ), «Мира искусства» (с 1911года ), АХРР (с 1923 года).

С 1906 Борис Кустодиев выступал с сериями картин на темы праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Ярмарки», «Масленицы», «Балаганы», «Деревенские праздники» ); для этих работ характерны развёрнутая повествовательность, яркая многоцветность, жизненная достоверность в деталях и сближающие Кустодиева с практикой «модерна» линейно-плоскостное, декоративное решение композиции, игра разномасштабными фигурами и планами. В дальнейшем, идя по пути большей стилизации, Кустодиев превращает свои бытовые сцены в театрализованные картины-зрелища, а своих персонажей — в собирательные образы-типы, олицетворение сытой купеческой России. Откровенно любуясь материально-телесным изобилием, пёстрым узорочьем изображаемого мира, иногда идеализируя его, Кустодиев в то же время относится к нему иронически («Купчихи», темпера, 1912, Музей русского искусства, Киев; «Красавица», 1915, Третьяковская галерея; «Купчиха за чаем», 1918, Русский музей).

С начала 1900-х гг. Кустодиев разрабатывал жанр портрета-картины, связывая модель с интерьером или пейзажем.

Наряду с внешне эффектными, часто салонными портретами он создавал портреты интимно-лирического склада («Утро», 1904, Русский музей), а также сходные по общей концепции и манере исполнения с его бытовым жанром, в которых портретируемый, сохраняя свою индивидуальность, приобретает обобщённые национальные черты (автопортрет, 1912, Галерея Уффици, Флоренция; портреты А. И. Анисимова, 1915, Ф. И. Шаляпина, 1922, оба — Русский музей). Много работая для театра, Кустодиев переносил на сцену свои тематические и стилистические увлечения.

Биография Кустодиева

Яркое и самобытное творчество Кустодиева — увлекательная страница в истории русской живописи. Художник глубоко национальный, чье искусство неразрывно связано с жизнью русского народа, с традициями народного творчества, Борис Кустодиев начал свой путь живописца еще на рубеже 19 и 20 веков.

Родившись в Астрахани, будущий живописец рос в условиях патриархального быта провинциального русского города. Первые профессиональные навыки Борис Кустодиев получил у местного художника П. А. Власова. Учителем Бориса Кустодиева в Петербургской Академии художеств (1896—1903) был Илья Репин, оказавший большое влияние на формирование его творчества. Вместе с другим молодым живописцем — И. С.

Куликовым Борис Кустодиев был привлечен Репиным к работе над картиной «Заседание Государственного Совета» (1901—1903). В Академии художеств Борис Кустодиев работал над картинами из исторического прошлого России («Бунт против бояр на старой Руси», 1897 и «У кружала стрельцы гуляют», 1901). Но в дальнейшем он отошел от этих тем.

Начало творческого пути Бориса Кустодиева связано, прежде всего, с портретной живописью (портрет художника И. Я. Билибина, 1901; портрет художника-гравера В. В. Матэ, 1902 и др.). Работы над портретом художник не прерывает на протяжении всего творчества, с годами все более отчетливой становится связь его образов с народными характерами, портретам придается особая национально-бытовая окраска (Ф.

И. Шаляпин, 1922). В 1906 году намечается поворот в живописи Бориса Кустодиева, приведший его к определенному кругу тем и манере исполнения, характерный для его зрелого творчества. В этом году была написана картина «Ярмарка», в которой сказалось увлечение живописца локальным цветом, яркостью и декоративностью в живописи.

Масленицы, ярмарки, деревенские праздники отныне становятся его излюбленными сюжетами. Другой круг тем, увлекающий Бориса Кустодиева, — изображение провинциального купечества. Его многочисленные купцы и купчихи («Купчихи», 1912; «Красавица», 1915) не просто любование этой стороной русской жизни. Здесь и угадывается некоторая ирония художника по отношению к быту и укладу жизни купеческой среды.

Борис Кустодиев был в числе тех деятелей русской культуры, которые сразу и безоговорочно приняли Великую Октябрьскую социалистическую революцию. К этому времени художник был уже тяжело болен. Не имея возможности двигаться, прикованный к креслу в своей мастерской, Кустодиев мог лишь из окна наблюдать события тех дней. Результатом таких наблюдений стала его картина «27 февраля 1917 года» (1917).

Кроме того, Борис Кустодиев создает эскизы-панно для оформления площади Мира в Петрограде (1918), пишет картину «Большевик» (1920), в которой стремится дать обобщающий образ великих событий. В 1920—1921 годах живописец создает картины «Празднование II конгресса Коминтерна на площади Урицкого» и «Ночной праздник на Неве».

Возвращаясь в этих полотнах к теме народных гуляний, живописец наполняет их новым содержанием, новыми образами, говорящими об изменениях, происшедших в стране, в жизни народа. Но и в эти годы Кустодиев не порывает связи со своими прежними сюжетами («Купчиха за чаем», 1918). В 1920 году появляется его акварельная серия «Русские типы».

В этом же году написана одна из лучших по живописи картин художника «Купчиха перед зеркалом». Большой интерес вызывают и графические работы Бориса Кустодиева. Свою деятельность в качестве художника-иллюстратора Кустодиев начал еще в ранний период творчества.

В 1905 году он успешно выступал на страницах сатирических журналов того времени «Жупел» и «Адская почта» (шаржи на графа Игнатьева, Горемыкина, Победоносцева). Рисунки, помещенные в этих журналах, а также лист «Демонстрация. 1905 год» говорят о том, на чьей стороне были симпатии художника.

После Октябрьской революции Кустодиев создает иллюстрации к сказкам Пушкина (1920), к «Шести стихотворениям Некрасова» (1921), к «Леди Макбет Мценского уезда» Лескова (1923). В последние годы жизни Кустодиев иллюстрирует книги «Детям о Ленине» и «Один день с Лениным». Борис Кустодиев создал также ряд великолепных декораций к пьесам А. Островского, М. Салтыкова-Щедрина, к операм русских композиторов. Но наибольшего успеха достиг он в декорациях к пьесе Е. Замятина «Блоха». Красочность, метко найденные детали, сочный юмор, соответствующий содержанию пьесы, связь с народным лубком — характерные черты этих декораций.

Кустодиев оставил огромное наследие. Произведения его восхищают праздничностью, щедростью заложенного в них оптимизма, любовью ко всему русскому, национальному.

Картины Кустодиева

Источник: https://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/893-kustodiev.html

Картина Кустодиева Большевик. 1919 г

Картина известного русского художника Бориса Михайловича Кустодиева «Большевик» обращает на себя внимание особой прямолинейностью образа-символа.

Русский мужик широко, семимильными шагами проходит над городом, а за его спиной развивается заполняющее даль красное революционное знамя. А внизу бесконечная толпа народа.

Символика произведения находится в сочетании с конкретным видением художника этого мира. Картина напоминает плакат, изображающий революционный пафос.

Кустодиев известен, прежде всего, как художник, изображающий жизнь купечества и российской провинции. Однако в советские годы он обращается к революционной теме.

В феврале 1917 г живописец в инвалидной коляске, может наблюдать меняющуюся жизнь России только из своего окошка.

Он записывает в дневнике: «Все кипит, на улицах толпы народа… Я сижу дома, зная, что «такой» улицы и в сто лет не дождешься».

Кустодиев воспринимает революцию как бунт народа и происходящие события он изображает как огромную фигуру со знаменем, которая возвышается надо всем. По его словам, именно так он выражает «чувство стихийности» революционных событий.

Живописец чувствует грандиозность масштабов происходящего и эту стихийность он решает выразить в образе большевика. Однако изображенные внизу полотна революционные отряды создают ощущение полного отсутствия контроля.

Зритель сразу обращает внимание на суровость и беспощадность великана, направленную на преграждающую ему путь церковь, которая также возвышается над городскими улицами, хотя и уступает по величине человеку со знаменем.

Синие тени на сероватом снегу призваны усилить состояние необъяснимой тревоги. У нас непроизвольно возникает тягостное ощущение, что этот человек своими огромными шагами скоро растопчет все, что встретится у него на пути. Кустодиев пишет картину, уверенный, что тихой провинциальной России не выстоять перед этой все разрушающей стихией.

В 1920-е гг. революционные критики, которые совсем недавно освоили приемы вульгарной социологии, пытаются повесить на Кустодиева ярлык «последний певец купеческо-кулацкой среды».

И вот художник пишет «Большевика», который возвышается над домами, а его знамя закрывает весь небосклон. Толпа народа у его ног кажется просто ничтожной.

Художник подчеркивает преувеличенную большевистской верхушкой роль революционной личности в истории и пренебрежение к простому народу.

Кустодиев Борис

Нам трудно понять, насколько близки были Борису Михайловичу большевистские идеи. Но общество в эти годы жило «ожиданием перемен» и многие с искренним восторгом встретили Февральскую революцию. Октябрьский же переворот разделил общество и перешел в гражданскую войну, время когда «враждовали даже родственники».

Картина «Большевик» — обобщение образа, который выражает грандиозные преобразования в России. Это символизм, который заменил реалистичность жизни символами. Отсюда в этой картине-плакате – такая композиция и гиперболизм образа. Однако она содержит и красоту русского лубка, которая была близка и доступна революционному искусству.

О взыскательности, которую проявляет художник при создании этого полотна, говорит то, что, создавая его Кустодиев отказывается от характерной для его произведений декоративности.

Картина Кустодиева «Большевик» находится в наше время в Третьяковской галерее. Трудно поверить, что это холст в ширину всего 1,5 м: так монументально выглядит картина. Невозможно переоценить подвиг художника, который создавал картину в холодном и голодном 1919 году.

Источник: https://www.art-portrets.ru/art20veka/kartina-kustodieva-bolshevik.html

Справочный материал для учителя

Справочный материал для учителя

Художник Борис Михайлович Кустодиев

Выходец из семьи преподавателя духовной семинарии. Для его становления как художника наибольшее значение имели уроки И. Е. Репина в петербургской Академии художеств, где он учился в 1896-1903. Был членом объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников».

Кустодиев соединил в своем творчестве неоромантический идеал народного искусства с классической традицией. В то же время в его работах заметно влияние импрессионизма и модерна

В 1919 — 1920 годах Кустодиев пишет одну из примечательных картин первых лет революции — «Большевик». Навстречу зрителю мимо вышедших на улицы нарядных людей шагает огромная фигура с красным знаменем в руках.

«Могучий гигант с флагом, шагающий через дома, человек, несоизмеримый с прежним маленьким миром. Талант художника дарит необычайному зрелищу убедительность радостной сказки. А поэтическая реальность русского народа связывает картину с миром прежнего искусства, в которое властно вторгается метафорический образ Революции», — пишет один автор.

Ему вторит другой: «Из текущей улицами реки вооружённого народа вырастает титан, высоко вздымающий красное знамя. Оно выхлёстывает за пределы картины, вьётся свободно над людским потоком. Смел шаг большевика, слышится в нём твёрдая неуступчивая сила».

В поисках средств выражения, которые помогли бы ему найти возвышенный тон для задуманного произведения, Кустодиев впервые в своем творчестве прибегнул к аллегорическому решению. Он изобразил исполинскую фигуру с красным знаменем в руках, движущуюся через улицы Москвы.

Картина «Большевик» привлекает прямолинейной образностью символа. Большевик шагает над городом, за ним вьется уходящее в бесконечнуюю даль алое, как огонь, знамя революции. А внизу такой же бесконечный, монолитный поток людей. Здесь сила символики сочетается с кустодиевской конкретностью видения мира. Картина полна революционного пафоса.

В картине «Большевик» художник попытался обобщить свои впечатления о революции. Кустодиев применяет типичный прием обобщения и аллегории. По узким московским улочкам густым, вязким потоком льется толпа.

Сияет яркими красками небо, солнце расцвечивает снег на крышах, делает голубыми и нарядными тени. А над всем этим, выше толпы и домов, большевик со знаменем в руках. Осеняя все вокруг, трепещет алый, упругий на ветру стяг, подобный пламени радостного пожара.

Звонкие краски, открытый и звучный красный цвет — все придает полотну мажорное звучание».

Кустодиев понимал революцию как стихийный, гигантский по размаху народный бунт. В этой картине мастер хотел выразить «чувство стихийного в большевизме», используя такой прием как гротеск. Огромная, могучая фигура большевика с красным знаменем в руках возвышается над городом и людьми.1

Картина Кустодиева Большевик выражает состояние неоднозначности. Композиционные и цветовые решения, используемые автором полотна, усиливают это впечатление.

С одной стороны Кустодиев показывает грандиозный масштаб происходящих событий. Стихийный народный бунт художник выражает в символическом образе большевика со знаменем в руках, возвышающегося над городом.

В тоже время вооруженная масса людей создает ощущение бесконтрольности революционного процесса. Заставляет обратить на себя внимание суровый взгляд исполина, направленный сквозь стоящую на его пути церковь. Тени, на слегка померкшем снегу, усиливают состояние тревоги.

Неоднозначно решение в картине Кустодиева «Большевик», которого художник изобразил на фоне города. Большевик выше домов, выше церкви, а знамя в его руке заслоняет всё небо, прямо по Маяковскому: «Флагами небо оклеивай!».

Народ же в ногах у большевика по сравнению с ним ничтожно мелок, что отражает преувеличение большевиками роли личности в истории и их пренебрежительное отношение к народу как аморфной «массе», с которой можно делать все, что угодно.

Кустодиев выразил то представление о твердокаменных большевиках, которое они старались внушить о себе народу.

Если вглядеться в лицо большевика, фанатичное и ожесточённо-беспощадное, его сокрушительную поступь, его готовность снести стоящий на пути храм, то можно предположить, что у художника было весьма скептическое отношение к революции, по крайней мере, во время создания этой картины. Тем более, что действие происходит на закате дня, что очень символично.

Гигант с оловянными глазами с красным стягом в руках, как безумный Гулливер, не видя ничего ни перед, ни под собой, шагает «Вперед! Без страха и сомненья» по людскому муравейнику, и каждый его шаг – страшно представить! – будет стоить сотен и сотен человеческих жизней.

на пути «большевика» теперь, — всего через один шаг! – здание храма! И, надо понимать, что оно под напором этого Гулливера не устоит. «Свобода, свобода, эх, эх без креста!» — написал за два года до этого А.Блок. Для художника, получившего религиозное образование и в молодости хотевшего посвятить свою жизнь духовному служению, эта важная композиционная деталь вряд ли могла быть случайной.

Кроме всего прочего, голова «большевика», надо полагать, так же неслучайно обрезана рамой. Подобный композиционный «огрех» мог допустить только начинающий художник, но не такой мэтр, каким был Б.Кустодиев. Поэтому, говоря современным языком, большевик на картине воспринимается намеренно «безбашенным». А что можно ожидать и требовать от человека «без царя в голове»?2

Отношение Б.М.Кустодиева к революции

И Б.Кустодиев, как честный и остро чувствовавший художник, попытался доступными ему средствами предупредить соотечественников о возможной беде. Но аллегория его осталась нераскрытой. И потому сегодня, хоть и запоздало, мы можем попытаться восстановить историческую справедливость и отдать должное прозорливости замечательного художника-патриота.

Мягкая авторская ироничность была свойственна Кустодиеву как никому другому. Он мог изобразить картину или сцену так, что наблюдателю только оставалось изумленно гадать: хотел ли автор польстить или же намеревался довольно тонко поиздеваться? На этой картине — аналогичная ситуация.

С первого взгляда кажется, что художник просто выполнил очередной заказ, ничего необычного. Но если внимательно присмотреться… Большевик здесь не просто большевик. Он большой, огромный, иронично-гигантский. Он попирает собой все, он выше церкви, он выше бога! Народ для него — что-то там, внизу, у его ступней, что-то мелкое и незначительное, главное — он сам и

его флаг. Его дело, которое он так гордо несет в руках, которое так гордо и так красно реет.3

И очень мало кто из зрителей, глядя на полотно, вспомнит «скелет» этого же художника на карикатуре 1905 года.

Удивительно, но постановка «фигуры» скелета в карикатуре композиционно практически точно повторяет постановку фигуры «большевика»! (И «Безумной Греты» тоже, кстати сказать!) И красный цвет флага и его пластика абсолютно точно рифмуются с цветом багрового зарева над городом в журнальной карикатуре.

В этом отношении скелет воспринимается почти как «рентгеновский снимок» фигуры большевика. Только, в отличие от карикатуры, на пути «большевика» теперь, — всего через один шаг! – здание храма! (С.Г. Капланова «Новое о Кустодиеве»4)

Среди множества картин, написанных Кустодиевым, особой славой пользуется портрет Ф.И. Шаляпина. Большая, нарядная фигура певца занимает весь первый план: ему тесно в формате полотна, голова и ноги упираются в срезы рамы, конец трости уходит за пределы изображения. А за его спиной переливается радужными красками веселая ярмарка, феерия серебряной и золотой русской зимы.

В 1921 году Кустодиев изобразил Ф. И. Шаляпина на фоне великолепного масленичного гулянья, словно царящим над шумным народным празднеством. Художник восхищенно рассказывает зрителю о богатырском таланте певца.

Кустодиевские купчихи перекликаются с героинями пьес Островского, рассказов Н.А. Лескова, ленивыми купчихами народных сказок и картинок. Они олицетворяют сытую, сонную, застывшую в своей косности купеческую Россию. Художник изображает их с мягким юмором, томно и бездумно смотрящими на окружающий мир.

Характерна в этом плане картина «Купчиха» 1915 года — собирательный образ, в котором воплощено представление художника о женской красоте. В эту картину, как и во многие подобные свои произведения, Кустодиев вводит сочно написанный натюрморт.

Он помогает раскрыть содержание образа, создать среду, характеризующую его героинь. Это всевозможные решета с фруктами и овощами («Купчиха»), булки и виноград, арбуз и синие с золотом чашки («Купчиха за чаем»), ожерелья, кольца и шелк («Купчиха с зеркалом»)…

Как драгоценные камни они переливаются яркими красками, радуя глаз своей нарядностью, пестротой и изобилием.

В картинах, изображающих многочисленные ярмарки, масленицы и гулянья, художник воспел красоту русской природы, народных обычаев и широту русского человека.

Зимние пейзажи, на фоне которых происходят веселые масленичные гулянья, порой фееричны по сочетаниям зелено-розоватого неба и ослепительно голубого снега.

Среди этой красочности природы особенно празднично ярки костюмы и разрумянившиеся лица.

Интересно, как развивается тенденция монументальной формы в жанровой живописи, непревзойденным мастером которой был Кустодиев.

Это можно проследить при сопоставлении двух картин: «Ярмарка» 1906 года и «Ярмарка» 1908 года. В картине 1906 года цвет чистый, ясный, «нарядный». Художник пользуется локальным цветом, несколько плоскостно, в духе народного лубка трактуя фигуры. Ярмарка – это радостное событие.

Молодухи щеголяют новыми платьями и пестрыми платками, старики что-то деловито обсуждают. Художник любуется россыпью народных игрушек, с удовольствием пишет расписные бадейки и свежеобструганные грабли.

Кустодиев завязывает множество сюжетов, раскрывает взаимоотношение персонажей и одновременно показывает ярмарку как великолепное зрелище, которым он восхищается вместе со зрителем. Кустодиев не забывает и о красоте пейзажа.

Над холщовыми навесами ярмарки поднимается церковь, видна монолитная полоса дальнего леса и небо, затянутое облаками. Художник прекрасно использует возможности гуаши, ее мягкой бархатистой фактуры.

В жанровых картинах художника очень часто церковь, стоящая на пригорке, венчает пейзаж, придает единство и композиционную законченность многоголосице различных сюжетов, бурно развивающихся в различных частях картины.

«Масленица» Кустодиева – апофеоз красоты национального обычая, возможность показать на фоне прекрасного зимнего пейзажа зрелище, в котором участвует множество людей, беспечных, умеющих радоваться, забыв о веренице повседневных забот. Нарядные костюмы, улыбающиеся, раскрасневшиеся на морозе лица, расписные дуги и задники саней, церкви, припорошенные мягким снегом, деревья, одетые инеем, – все сливается в незабываемом зрелище.

Проблема отношения к своему народу занимала Кустодиева. Ему хотелось правды и точности в выражении любви к России.

Превосходный рассказчик, он никогда не утрачивает ощущение особой сочности жизни, вкуса к ней. В искусстве Кустодиева причудливо переплетались ликующая радость бытия и острая, обличительная ирония, направленная против пошлости, мещанства и скудости духовной жизни. При самом подробном рассказе в его произведениях всегда чувствуется мастерство широкого и обобщающего осмысления изображаемого.5

1 http://www.evgnikiforov.ru/kustodiev2.php

2 http://webstarco.narod.ru/painting/kustodiev12.html

3 http://www.evgnikiforov.ru/kustodiev2.php

4 http://baraxolochka.ru/?page_id=1199

Источник: https://infourok.ru/spravochniy-material-dlya-uchitelya-566064.html

Самые известные картины Кустодиева: список с описанием

Красивые картины Кустодиева давно обрели всемирную известность, хотя её не бывает слишком много. Имя Бориса Михайловича Кустодиева сразу ассоциируется с живописным полотном «Купчиха за чаем». Его нарочитая «русскость», «ярмарочность», и присущая некоторым работам «лубочность» — это не весь Кустóдиев.

Мир Кустодиева — художника, иллюстратора и театрального декоратора — намного шире и мощнее. Многогранность творчества художника и любовь к родине позволило ему не затеряться в недрах революционного движения.

Кустодиев не уехал в эмиграцию, а остался в СССР. Неизлечимо больной, прикованный к инвалидному креслу, он работал не щадя себя.

Ему трудно было держать кисти, но благодаря непревзойдённому таланту и силе воли, на свет появились его блистательные, яркие, полные жизни и радости, полотна.

Перед вами самые известные работы Кустодиева:

1

 Портрет И. Я. Билибина (1901)

Билибин, знаменитый художник, сказочный иллюстратор, был другом Кустодиева. Этот портрет — ранняя, но уже уверенная работа, когда Кустодиев обучался в мастерской у Репина. Ещё чувствуется подражание учителю, ещё нет фирменного «кустодиевского стиля», но портрет выполнен мастерски и очень реалистично.

Перед зрителем восседает на стуле изысканный молодой интеллигентный человек, одетый в белоснежную рубашку и элегантный сюртук. В петлице сюртука — красный цветок, как символ франтовства и любителя женщин. Герой — очень красивый молодой человек уверен в себе и слегка ироничен.

Кстати, о самых красивых и знаменитых портретах художников всего мира мы подготовили интересную статью.

2

 На террасе (1906)

Традиционный провинциальный быт всегда привлекал Кустодиева. Ему нравились сценки из жизни простых людей, их патриархальный уклад. Картина «На террасе» отличается теплотой и уютом дачной жизни.

За столом собралась для вечернего чаепития вся семья. Вдали виднеется лес, добротный загородный дом, где обитает семейство, только что построен.

На переднем плане не просто большая семья: дети и взрослые. Это семья самого художника. Его жена, сестра с детьми и мужем, и молодая няня.

Спокойная беседа, умиротворение, семейная идиллия подчёркивается обилием белого цвета в одежде всех персонажей.

3

 Московский трактир (1916)

Московский трактир не просто забегаловка, где можно перекусить. Это серьёзное заведение, куда приходили купцы и разные торговые и мастеровые люди, чтобы отдохнуть, пообщаться и вкусно поесть. Посетителей обслуживают вышколенные половые. Интерьер заведения яркий, праздничный и уютный.

В центре картины за общим столом изображена группа людей в одинаковой униформе. Возможно, гильдия извозчиков отмечает чаепитием какое-то событие. Они чинно пьют чай из фарфоровых блюдец. За стойкой — трактирщик включает патефон.

4

 Масленица (1916)

Эта сказочная картина насыщена яркими красками и их всевозможными оттенками. Снег буквально искрится в лучах заката, создавая немыслимые радужные переливы, которые сочетаются с общим праздничным настроем картины. Более всего поражает небо с переплетёнными изумрудными, розовыми и жёлтыми облаками, настолько прекрасное, что от него нельзя оторвать глаза.

Создавая этот шедевр, Кустодиев испытывал сильнейшие муки. Опухоль позвоночника превратила молодого человека в инвалида.

Он долго не брал кисти в руки, но превозмогая боль, решился создать жизнерадостное, полное счастья и энергии полотно.

На фоне прекрасного зимнего пейзажа мчится весёлая тройка, из-за сугробов выныривают нарядные сани, запряжённые лошадьми. Вдалеке виднеется цирк и праздничная ярмарка. Народ веселится, катается с горок, играет и танцует.

Хотите посмотреть на красивые фотографии лошадей разных пород? Переходите по ссылке! Это одна из самых популярных статей на most-beauty.ru.

5

 Купчиха за чаем (1918)

Русская красавица, роскошная купчиха, была написана в самые тревожные и голодные годы после революции. Кустодиев был уже тяжело болен, в стране бушевал развал, нищета и отсутствие элементарного — хлеба. Но тут появляется полотно, полное жизни и благополучия, которое произвело необычайный фурор.

На балконе дома, за самоваром с разными яствами и вкусностями на фоне идиллического пейзажа восседает купчиха. Толстая, красивая, холёная, пышущая здоровьем красавица с белоснежными сахарными плечами и руками в сине-фиолетовом бархатном платье. Рядом с ней упитанный кот, как символ благополучия и домашнего уюта.

6

 Портрет Шаляпина (1921)

Масленичные гуляния, тройки с бубенцами, ярмарка, бирюзовый искристый иней на деревьях, шум и гам. И на этом фоне внушительная фигура самого знаменитого русского оперного певца — Фёдора Шаляпина.

Он стоит в распахнутой бобровой шубе, опираясь на трость, как настоящий русский барин. Театральная поза, белоснежная манишка, чёрная бабочка и лаковые ботинки подчёркивает принадлежность к сцене.

На певца преданно смотрит его собака — белый бульдог.

В левом нижнем углу, на фоне афиши, рекламирующей выступление Шаляпина, изображены две дочери певца Марфа и Маша, в компании с И. Дворищиным, другом семьи.

Эта картина — настоящий памятник «Золотому русскому голосу».

7

 Купчиха с зеркалом (1920)

Молодой купчихе муж подарил шелковую шаль. Красавица не нарадуется, красуется у зеркала, а в дверях стоит купец, любуясь своим сокровищем — жёнушкой. Он явно рад, что покупка пришлась по душе. Картина насыщена яркими красками — малиновым, зелёным, синим, бордовым.

8

 Голубой домик (1920)

Это идиллическая картина того, как должна выглядеть русская семья. Это жизнь, которая подразделяется на определённые периоды: счастливого детства, беззаботного юношества, романтичной молодости, мудрой зрелости, уважаемой старости, увядания и завершения земной жизни. Дом утопает в зелени и солнечном свете. Голубой цвет — символ мира и счастья.

9

 Купчиха с покупками (1920)

Яркое полотно изображает момент из жизни купчихи. Дородная купчиха гордо возвращается домой после плодотворной прогулки. Она довольна, как и большинство современных женщин, после похода по магазинам.

За ней поспевает её помощник. В его руках корзина с покупками. Чего там только нет! И рыба, и зелень, и сахарная головка, и разные деликатесы. В руке пакет, из которого виднеется винная бутылка.

Очевидно, купчиха ждёт к ужину гостей.

Богатство и положение купчихи подчёркивается всем её внешним видом: статью, осанкой, одеждой и, конечно, наличием слуги. Кружевная накидка выгодно оттеняет розовое парчовое платье, тюрбан в цвет платья из дорогого платка и маленький элегантный зонтик дополняют образ купчихи.

10

 После грозы (1921)

Синева неба создаёт необычайную, сказочную атмосферу всему пейзажу. Огромная радуга во всё небо сияет красками. Пейзаж наполнен всевозможными событиями — вдалеке от удара молнии загорелся дом, и чёрный дым разносится по небу, на пожар со всех концов сбегаются люди. Ближе к переднему плану, на золотистом поле работают жнецы. В ультрамариновой реке плещутся купальщицы.

Эта картина написана в стиле модернизма — художник нарочито искажает перспективу и пространство. Передний и задний план не уступают друг другу по яркости, что делает картину иллюстративной, лубочной, но полной драматизма и жизненных реалий.

Самые красивые картинные пейзажи в мире.

Послесловие

«Автопортрет». 1912

Борис Михайлович Кустодиев — талантливый, самобытный русский художник, работы которого вселяли надежду в самые тяжёлые годы жизни страны. Его работы — гимн жизни, радости и здоровья. Редакция most-beauty.

ru просит вас написать в комментариях какие картины Кустодиева произвели на вас наибольшее впечатление.

И хоть формат нашего сайта не позволяет нам сооружать в статьях картинные галереи, мы всё же решили добавить ещё несколько прекрасных работ Бориса Михайловича Кустодиева без описания.

Ещё картины Кустодиева:

Возмущение слобод против бояр (1897)

Портрет Ю.Е. Кустодиевой (1903)

Гулянье на Волге. 1909

Его императорское величество государь император Николай Александрович Самодержец Всероссийский (1915)

Зима. Крещенское водосвятие (1915)

Фонтанка у Калинкина моста (1916)

Балаганы (1917)

Вербный торг у Спасских ворот (1917)

Матрос и милая (1920)

Большевик (1920)

На этом мы завершаем нашу статью. Спасибо за внимание.

Источник: https://most-beauty.ru/drugoe/kartiny-kustodieva.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector