Нестеров «великий постриг» описание картины, анализ, сочинение

Нестеров

Автопортрет

Поистине великий русский живописец, Академик живописи, Заслуженный деятель искусств РСФСР и Лауреат Сталинской премии.

Художник Михаил Васильевич Нестеров родился в Уфе в 1862 году, в купеческой семье. Его мать, Мария Михайловна, из старинного купеческого рода Ростовцевых, была женщиной строгой и властной.

Отец, Василий Иванович, был достаточно успешным торговцем мануфактурой, человеком независимым в суждениях и прямым в своих желаниях.

Василий Иванович успешно вёл своё дело, но больше дел мануфактурных его увлекала литература и русская история.

К таланту сына проявлял большое участие и понимание, поддерживал сына во всех его творческих начинаниях и трудах.

До 1874 года Михаил Нестеров жил и учился в местной гимназии. Однако, отец решил, что губернская гимназия не сможет дать сыну хорошего образования и отправил сына в Москву для учебы в техническом училище. Увы, но отец оказался прав – Михаил не выдержал вступительных экзаменов в училище.

Михаила устроили в реальное училище К.П. Воскресенского.

Неудача с поступлением в техническое училище оказалась большим поворотным событием в жизни Нестерова – в реальном училище талант будущего художника разглядел Воскресенский и помог молодому человеку поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, в класс В.Г.

Перова. Уже через два года обучения в училище молодой художник начал участвовать в выставках. Ещё через год, в 1881 году, Михаил Нестеров оставляет Московское училище и поступает в Петербургскую Академию художеств.

Академия художеств откровенно разочаровала Нестерова и, не закончив курса, он возвращается в Москву к своему любимому учителю. Однако, Перов уже тяжело болеет и вскоре умирает.

Нестеров снова поступает в Московское художественное училище. Его учителями становятся А.К. Саврасов и В.Е. Маковский.

В 1884-1885 годах художник пишет картины на исторические темы: «Приём послов», «Смерть Лжедмитрия», «Сбор на погорелый храм в Москве» (эскизы), «Шутовской кафтан. Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным».

Нестеров

Шутовской кафтан. Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным

Нестеров

Сбор на погорелый храм в Москве

Нестеров

Приём послов

В тот же период, для заработка, художник начинает иллюстрировать журналы и книги (в том числе и сказки А.С. Пушкина).

В 1885 году Нестеров написал картину «Призвание М. Ф. Романова на царство». За это полотно Михаил Васильевич получил звание свободного художника.

Нестеров

Призвание М. Ф. Романова на царство

Буквально за пять лет Нестеров приобретает известность, как автор жанровых картин и картин на историческую тему. Публика очень  благосклонно приняла такие полотна, как:

«Встреча царя Алексея Михайловича с Марией Ильиничной Милославской», «Поход московского государя пешком на богомолье в XVII в.», «Свадебный поезд на Москве в XVII в.».

Нестеров

Встреча царя Алексея Михайловича с Марией Ильиничной Милославской

Летом 1885 года, вопреки воле родителей, Нестеров венчается с М.И. Мартыновой. Я совсем не зря решил отметить это событие в творческой биографии художника.

Михаил Васильевич страстно любил свою супругу, но в 1886 году, в мае, случилась трагедия – молодая жена родила дочь Ольгу и умерла после родов. Образ любимой жены многие годы преследовал художника и он писал её портреты огромное количество раз.

Её лицо мы видим в исторических и жанровых картинах. Это, как пример, и несколько вариантов «Царевны», и «Христова невеста». Всё она – любимая и безвременно ушедшая.

Нестеров

Христова невеста

Вот что писал Дурылин:

Как Тургенев, написав Асю, Лизу и других их сестёр и подруг, создал свой женский образ, и достаточно сказать: «тургеневская девушка», чтобы младшая сестра пушкинской Татьяны предстала пред нами, так достаточно произнести «нестеровская девушка», чтобы появился перед нами живой облик девушки из народа, поэтический образ, неразрывный с безмолвной печалью.

Художник создал свой «нестеровский женский образ» — образ поэтический, с чуткой и одинокой душой, полной внутренней красоты и страдания, очень русский и почти народный.

В 1886 году за картину «До государя челобитчики», художнику было присвоено классное звание и Большая серебряная медаль.

Ещё одной знаковой работой, которая раскрывала великую скорбь и душевную красоту русской женщины, стало полотно «За приворотным зельем». Это тема неразделенной несчастной любви.

Нестеров

За приворотным зельем

А потом был «Пустынник»

Эта картина была показана публике на XVII Передвижной выставке. О молодом художнике не просто заговорили – пресса назвала его одним из лучших живописцев нового времени.

Нестеров

Пустынник

Вот что о картине написал Сергей Дурылин:

Зрителю передавалось тёплое любящее умиление, с которым бредущий по бережку старец в лаптях взирает на «кроткое природы увяданье» и на эту худенькую, взъерошенную ёлочку, на последнюю алую ветку рябины, на прибрежную луговинку и первым, робким ещё снежком.

«Пустынник» ещё до начала выставки был приобретен П.М. Третьяковым.

На вырученные от продажи картины деньги Нестеров отправился в своё первое заграничное путешествие – он посетил Германию и Австрию, Италию и Францию. Природа, архитектура и живопись Европы просто поразили молодого художника.

Великая картина художника Михаила Нестерова

В 1890 году художник закончил писать картину «Видение отроку Варфоломею». Полотно написано на сюжет «Жития преподобного Сергия». Нужно сказать, что картина вызвала самые разные отзывы (в том числе и критические), но стала сенсацией XVIII Передвижной выставке и была приобретена Третьяковым.

Нестеров

Видение отроку Варфоломею

До самого конца своей жизни Нестеров был убежден, что «Видение отроку Варфоломею» — это лучшее, что удалось ему создать.

Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей». Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он ещё будет что-то говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я.

Полотно стало первым в целой серии работ, которые художник посвятил Сергею Радонежскому – образ святого волновал живописца на протяжении всей жизни.

Случилось так, что «Отрока Варфоломея» увидел профессор Старцев, который руководил росписью Владимирского собора в Киеве. И был просто поражен талантом художника. Старцев нашел художника и предложил Нестерову работу по росписи собора. Нужно сказать, что Михаил Васильевич долго колебался, но предложение принял. И ещё 22 года, с огромным удовольствием, расписывал церкви и реставрировал иконы.

Для изучения традиций византийской живописи художник отправился в путешествие, посетил Константинополь, Равенну, Рим и Палермо.

Работа по росписи храмов принесла художнику огромную известность и, что греха таить, большое количество заказов.

Однако, сам художник был редко доволен своей работой – человек глубоко и искренне верующий, он очень критично относился к этому роду своей творческой деятельности. Всегда присутствовало желание сделать больше и лучше.

Работа в храмах сильно повлияла на творчество живописца – появилась целая религиозная тема «Святая Русь». В 1895 году Нестеров закончил полотно «Под благовест» (авторское название «Монахи»).

В 1901 году, желая глубже узнать и  прочувствовать мир русских монастырей, Михаил Васильевич отправляется на белое море в Соловецкий монастырь. Итогом этого путешествия стала целая серия картин: «Соловки», «Мечтатели», «Тихая жизнь», «Молчание», «Обитель Соловецкая» «Лисичка» и другие.

Лисичка

Отцы пустынники и жёны непорочны

Молчание

Нужно сказать, что в своих «православных» работах живописец не изображал ни архиереев церкви, ни пышных церковных праздников, ни золотого внутреннего убранства храмов.

Сергей Дурылин писал:

Своих монахов-простецов Нестеров всегда выводит из келий, из церквей, из монастырских стен — уводит их в лесную глушь и оставляет там одних с их молитвой, лицом к лицу с животворящей природой, наедине с ёлочками да берёзами, а в собеседники даёт им птицу да зверей. (…) Тема эта была постоянной, неотлучной от Нестерова темой — блаженного общения верующего человека с природой.

В 1902 году Нестеров решил показать публике ещё не законченную работу «Приидите ко Мне все труждающиеся и обременённые и Аз успокою вы». Пришедшая на показ картины Екатерина Петровна Васильева через несколько месяцев стала второй женой Нестерова.

В 1905 году художник вступил в «Союз русского народа», более известный советским людям, как «Чёрная сотня». Что побудило его на этот шаг? Может быть, живописца так напугала кровавая смута Красной Пресни?

В этот же период художник написал целую серию картин о горестной судьбе русской женщины и вере в Бога. Такая «любовь-жаль», где чуткая и ранимая женская душа, которая одарила своим светом недостойного и смогла найти свой покой только за стенами старообрядческого скита.  Картины: «Великий постриг», «Две сестры»,  «За Волгой», «Одинокие», «Думы».

Великий постриг

За Волгой

Послушницы на берегу реки

Будучи человеком православным, Нестеров испытывал особое почтение и трепет к старообрядчеству, как к вере более старой, более русской.

И всего одна картина в творчестве художника рассказывает о любви счастливой – «Два лада». Картина написана в 1905 году и рассказывает о счастье первой любви, которая так созвучна молодой и яркой весне.

Два лада

Последней предреволюционной работой художника стала «Душа народа». Картина-размышление.

Душа народа

Вот, что говорил о ней сам живописец:

У каждого свои «пути» к Богу, своё понимание его, свой «подход» к нему, но все идут к тому же самому, одни только спеша, другие мешкая, одни впереди, другие позади, одни радостно, не сомневаясь, другие серьёзные, умствуя…

Октябрьская революция просто перевернула жизнь художника – семья Нестеровых уехала на Кавказ, потом был Армавир, где художник тяжело заболел и долгое время не мог работать. Нестеровы вернулись в Москву только в 1920 году.

В послереволюционный период Михаил Васильевич начал писать портреты. Это и портрет жены, портреты членов семьи, близких друзей, людей творческих. Основная масса – это женские портреты.

Амазонка. Потрет дочери

Особо следует отметить работу «Девушка у пруда».

Девушка у пруда

Вот что о портрете сказал Максим Горький:

О каждой нестеровской девушке думалось: она в конце концов уйдёт в монастырь. А вот эта девушка — не уйдёт. Ей дорога в жизнь, только в жизнь.

В 1938 году Нестеров был арестован и провел несколько недель в тюрьме. Арестован (и расстрелян) был зять художника, а любимая дочь попала в лагеря из которых вернулась на костылях.

В 1941 году за портрет И.П. Павлова художнику была присвоена Сталинская премия. 

Последней работой художника стала «Осень в деревне» (1942 год).

А в октябре 1942 года художника не стало. Нам же осталось его творческое наследие с вечно живым «Отроком Варфоломеем».

Святая Русь

Источник: https://svistanet.com/hudozhniki-i-art-proekty/kartini-i-zhivopis/xudozhnik-mixail-vasilevich-nesterov-kartiny-i-biografiya.html

Михаил Нестеров. На горах. Великий постриг. Описание картин | Русские художники. Russian Artists

Нестеров


На горах.

1896.
Холст, масло. 160 x 160. Музей Русского Искусства, Киев, Украина.

Нестеров


Великий постриг.

1898.
Холст, масло. 178 x 195.
Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.

В своё время на Нестерова очень сильное впечатление произвели романы Мельникова-Печерского («В лесах, «На горах» и другие), посвящённые жизни заволжских старообрядцев. С этим увлечением творчеством мастера-бытописателя связан цикл картин, главной темой которых является горестная судьба русской женщины.

Этот замысел складывался постепенно, по мере разработки темы, но в конечном варианте он предполагал создание пяти полотен.

Первым произведением цикла стала картина «На горах». В ней художник хотел показать страстное томление чистой, любящей, мечтательной души, чьи светлые порывы не находят взаимности. Своеобразным эквивалентом внутреннего мира девушки, написанной с Ю. Н.

Урусман, стал прекрасный уфимский пейзаж, покоряющий широким раздольем. Такой выбор художника имел и другую сторону, историческую: сюда, за Волгу, в Предуралье, веками бежали старообрядцы, спасаясь от гонений со стороны государства и официальной Церкви.

Здесь, согласно замыслу Нестерова, должны были развернуться события остальных частей драмы.

Во второй «главе романа» художник хотел изобразить встречу героини со своим возлюбленным в монастыре, куда они приехали на богомолье. Это намерение, однако, осталось неисполненным.

Нестеров


За Волгой.

1905.
Холст, масло. 136 x 132.
Астраханская государственная картинная галерея имени П.М.Догадина.

Лишь в 1905 году Нестеров закончил третью «главу» — картину «За Волгой» (Астраханская картинная галерея), повествующую о моменте расставания главных героев. Данная работа оказалась, пожалуй, единственной в дореволюционном станковом творчестве художника, где он решился показать острый драматический конфликт.

Мотив противостояния, разлада буквально пронизывает ткань произведения. Это чувствуется не только в трактовке характеров персонажей, будто сошедших со страниц горьковских романов и пьес, но также в композиционном и колористическом решении картины, построенном на контрастном сопоставлении темных и светлых пятен.

Четвертая «глава» — «Великий постриг» — была написана художником несколькими годами раньше, и за нее он получил звание академика. В этом произведении Нестеров прослеживает дальнейшую судьбу героини, не нашедшей свое счастье «в миру» и теперь ищущей забвения в тиши затерявшегося в лесной глуши старообрядческого скита.

Здесь художнику удалось найти какую-то завораживающую лирическую интонацию, какой-то удивительный композиционный ритм, будто заставляющий звучать прозрачные звоны церковных колоколов, ощущать едва слышную поступь печальной процессии, в сопровождении которой, поддерживаемая под руки старыми монахинями, идет на постриг героиня разыгравшейся любовной драмы. Известную противоположность этой женщине, уже смирившейся со своей судьбой, являет идущая впереди девушка-послушница со свечой — «чистая голубица», как отзывался об этом образе сам Нестеров. Ее облик, отмеченный нежной, юной красотой, словно символизирует неумирающую надежду. Выразительности образов вторит выразительность весеннего пейзажа — одного из лучших в наследии мастера. Некоторые пытались толковать смысл картины как апологию женского иночества, как поэтическое узаконение женского страдания, однако это не так. Главная тема картины — реквием по несбывшемуся счастью.

«Великий постриг» стал, безусловно, большим творческим достижением Нестерова. Неудивительно поэтому, что последняя, пятая, «глава» романа, где героиня, не найдя успокоения в монастыре, должна была броситься в Волгу, так и не была написана художником. После тонкого, поэтичного символизма «Великого пострига» такая развязка могла бы показаться чересчур «литературной», надуманной и даже пошлой.

Главная сайта
       

Главная
       

На страницу «Нестеров»
       

«Три шедевра»

Источник: http://www.tanais.info/art/nesterov2more.html

Великий постриг — Нестеров М. В. :: Артпоиск — русские художники

  • Нестеров

Живописец оставил нам тип русской который по праву зовут «нестеровским».  Невольно ловишь себя на мысли, что мужского типа он не создал. Мало того. Вглядываясь написанные Нестеровым в дореволюционную пору,  замечаешь, что его женские образы художественно убедительнее, чем мужские. Там, где Нестеров стремится создать идеал мужчины, он, как правило, слащав и сусален. В картинах «Юность преподобного Сергия» (1892—1897), «Труды святого Сергия», «Мечтатели» (1903), «Лисичка» (1914) юноши и старцы навязчиво благостны и в чем-то фальшивы. Насквозь театрален и фальшив со святителями в «Святой Руси». Исключение из этого ряда, пожалуй, «Пустынник», более  непосредственно увиденный в и непритязательный по своей сути. 

В таких произведениях, как «Под благовест» (1895), художника  выручает почти  натурная,  притом сознательно заостренная характерность персонажей. В споре между героями картины «За Волгой» Нестеров на стороне героини.

Образ купца, единственный в его творчестве, оказался психологически однозначным, почти плакатным. Выходец из купеческой семьи, Нестеров не мог не отдать должное «широте натуры» своего удалого молодца, но сердце его более чутко прислушивается к думам печально склонившей голову девицы.

Характеры, живущие не по расчету и умыслу, а по велению сердца, были ближе натуре художника. Песнь его души естественнее и непринужденнее «ложилась» именно на женский голос.

Стоит вспомнить «Христову невесту», 1887 и 1913 годов, «Великий постриг» (1897—1898), «Думы» (1900), «Лето» (1905), «Родину Аксаковых» и другие работы, чтобы убедиться: женские образы Нестерова глубже, полнокровнее и поэтичнее мужских. По сравнению с ними, мужские кажутся вымученными и предвзятыми.

 Можно  сказать,  что первые — в творчестве художника — более эмоциональны,  вторые более рассудочны. Любопытно, что отрок Варфоломей написан Нестеровым с девочки. В Русском музее хранится этюд девушки для «Юности преподобного Сергия».

Думается, это различие не случайно. Не выражает ли оно противоречие между проповедью художника и его живой натурой?

Ни на одном из своих автопортретов Нестеров не напоминает благостного отшельника — созерцателя, отрешенного от жизни. Напротив, он зезде внутренне активен, горд, страстен. Исследователи уже отмечали, что по характеру художник не похож на своих героев. Друг художника А. А.

Турыгин писал о Нестерове: «В обыкновенной, повседневной жизни он человек чрезвычайно энергичный, до крайности подвижной, зеегда бодрый, умеющий быть и серьезным и веселым…». В своих письмах Нестеров отнюдь не предстает отрешенным от мира и его суеты.

Он жаден до новостей и неустанно просит сообщать ему «про войну и мир, управу государей». Особенно его интересуют области «подведомственные 9 музам». Он весьма небезразличен к тому, что думают о нем его друзья и недруги! Он практически расчетлив и хорошо знает законы художественного рынка.

Он человек страстный и пристрастный, ироничный и острый на язык, словом, человек достаточно земной и грешный.

Приняв в своем искусстве на себя роль проповедника, Нестеров был предан избранной идее. Но значит ли это, что его служение всегда совпадало с его влечением? Рассудок художника был более «дисциплинированным», и его легче было убедить, чем чувство. И то, к чему влекло его чувство, подчас не вполне согласовывалось с проповедью благостного умиления и отрешенности от жизни.

Как это ни парадоксально, мужчины в нестеровских произведениях смиреннее женщин. В последних больше внутренней страсти, душевной смуты, мятежного духа. Героини Нестерова словно бы менее «послушны» ему, нежели его герои. И пустынник, и мечтатели — в одноименных произведениях, и старцы в картине «Лисичка» уже обрели мир своей души.

Монахи из картины «Под благовест» находят путеводную нить: один — в духе, другой — в букве христианского учения. Сергий в «Юности преподобного Сергия» также уже узрел свой идеал и своим житием лишь утверждает его для других.

Но ни Христова невеста (в работе 1887 года), с тихим омутом ее души, слепо бредущая неизвестно куда, ни героиня в картине «На горах», истомленная своей мукой и не находящая себе места, ни блуждающие женские души в картинах «Думы», «Фленушка», «Родина Аксакова» не нашли себя, не обрели желанного мира и покоя.

Смута земных страстей не дает душевного покоя Христовой невесте в одноименной картине 1913 года. В «Святой Руси» старцы и нищие странники пришли к Христу, принесли ему свои беды и печали. Но женщина, стоящая в центре картины, ни к кому не пришла. Да и разве может она отдать кому бы то ни было свою печаль?

Ее «родную сестру» мы узнаем в центральной фигуре картины «Великий постриг». Несмотря на название картины, сама постригаемая отодвинута художником на задний план. Она изображена во второй тройке, ее поддерживают старухи. Основное внимание в печально торжественной процессии привлекают фигуры двух красивых женщин-послушниц.

Их выделяют белые, расшитые голубыми цветами накидки. Одна из них, идущая впереди, грустно склонила голову. В ее облике — умиротворенная покорность, чистота юной голубицы. По контрасту с ее плавной «склоненностью» подчеркнуто выпрямлена фигура женщины, изображенной в центре.

Ее холодно-бледное лицо, алые, чуть приоткрытые губы говорят о несмиренной страстности натуры.

Похожее сопоставление характеров мы находим в картине «Думы». Близок к центральным образам «Великого пострига» и «Святой Руси» образ старшей женщины в картине «Лето».

Итак, Нестеров повторяет и варьирует один и тот же тип, отводя ему в своих картинах центральное место.

Это обстоятельство немаловажно, если учесть, что некоторые дореволюционные исследователи Нестерова видели идеал художника в «кротости» и «согбенности». Нельзя сказать, что женщины, о которых только что шла речь, «согбенны».

Они несут свою муку с высоко поднятой головой. В их смирении читается не кротость, а гордость. Их неприступно окаменелые лица таят грозную душевную драму.

Как известно, Нестеровым был задуман целый цикл произведений, посвященных трагической женской судьбе. Он представляет собой как бы роман в нескольких картинах. Первая картина — «На горах». Женщина, не находящая выхода своей душевной смуте, одиноко бродит над Волгой.

Вторая, неосуществленная картина должна была изображать встречу тоскующей женщины с героем романа. Третья картина — «За Волгой» — обнаруживала наметившийся разрыв между героями. В четвертой картине женщина ищет спасения в монастыре («Великий постриг»). Пятая — эпилог романа.

Ни уход от мира, ни бог не принесли успокоения измученной душе. Героиня кончает с собой, бросаясь с высокого берега в Волгу. Несмотря на то что эта картина осталась ненаписанной, она показывает направление мысли автора.

Очевидно, неумолимая логика жизни влекла Нестерова-художника именно к трагическому разрешению коллизии. И тут уж Нестеров-проповедник ничего не мог поделать.

Разумеется, такой финал «романа» никак не укладывался в схему христианской проповеди смирения и покорности судьбе. Смерть героини, конечно, же, «бунт», пусть не вылившийся наружу и оставшийся лишь в душе Нестерова.

Видимо, чувство художника было менее правоверным христианином, чем его рассудок. Но зато оно оказывалось и безошибочнее. Обмануть его было труднее.

Рассудок легче поддавался обману, будь то обман воспитания, эпохи или самообман.

Источник: http://ArtPoisk.info/artist/nesterov_mihail_vasil_evich_1862/velikiy_postrig/

Великий постриг

Описание картины Михаила Нестерова «Великий постриг»

Пытаясь найти выражение своим чувствам и переживаниям, Михаил Нестеров часто обращался к «вечным» образам, в том числе и религиозным, как на своем полотне «Великий постриг».

За этим религиозным сюжетом стоит личная трагедия художника. Чтобы лучше разобраться в значении картины, необходимо знать историю его любви. Это было первое серьезное чувство, которому, казалось, уже ничего не сможет помешать. Однако перед самым бракосочетанием, юного влюбленного ждет ужасное разочарование – письмо с отказом и прекращение отношений.

Именно это безответное чувство, которое художнику пришлось спрятать глубоко в себе, он воплотил в образе монахинь. Его любовь оказалась такой же сокрытой от всего мира, от всех людей.

Те девушки, на которых надет белый платок, еще не являются монахинями. Самая первая такая девушка из процессии, однако, сильно выделяется от остальных. Ее образ кажется наиболее одухотворенным, она, как никто другой из процессии, сильно погружена в молитвы.

Позади нее можно увидеть совершенно противоположный образ, это выделено даже более светлыми тонами лица. Во взгляде этой девушки ощущается непокорность, даже гордость. Создается ощущение, что она еще не готова на жертвенность и принятие монашества. И как противопоставление ей – женщина с девочкой, покорившаяся судьбе.

На полотне можно также отметить традиционные фигуры обряда, например, игуменью.

Но природа остается безучастным свидетелем, и весна идет полным ходом, как контрастный фон к происходящему на картине.

Тем не менее, тематику картины можно считать все же трагичной, если до конца осознавать, какими сильными любовными потрясениями она навеяна. Ведь она стоит в творчестве М.Нестерова, как заупокойная месса по счастливой любви, которой так неожиданно пришел конец.

Картина «Великий постриг» была написана Нестеровым под впечатлением личной драмы. Он испытал, по его словам, «молниеносную любовь». В Кисловодске он встретился с девушкой, — она была певицей и выступала с гастролями в местной опере, — и был захвачен не красотой ее, а чем-то глубоко скрытым, тайной внутренней жизни.

В её глазах художник читал такую проникновенную печаль, которая манила его с каждым днем все сильней. Девушка согласилась стать его женой, но вдруг отказала ему. В письме она объяснила свое решение тем, что не сможет дать художнику счастье, что ее любовь помешает осуществлению его творческой мечты.

Свое глубокое горе Нестеров излил в картине «Великий постриг». Тема ее — реквием по несбывшейся любви. Главная героиня — юная девушка в сарафане и платке, повязанном по-старообрядчески — кроткая, с глубокой печалью в сердце. За ней, словно печальное эхо, такая же девушка в профиль. Они еще не монахини, но скоро и им предстоит выбрать этот путь.

Можно только гадать, несчастная ли любовь причина их ухода из мира или что-то совсем иное.

Источник: https://8-poster.ru/pictures/Velikiy_postrig/

Сочинение по картине Нестерова «Великий постриг»

Лишь в 1905 году Нестеров закончил третью «главу» — картину «За Волгой» (Астраханская картинная галерея), повествующую о моменте расставания главных героев. Данная работа оказалась, пожалуй, единственной в дореволюционном станковом творчестве художника, где он решился показать острый драматический конфликт.

Мотив противостояния, разлада буквально пронизывает ткань произведения. Это чувствуется не только в трактовке характеров персонажей, будто сошедших со страниц горьковских романов и пьес, но также в композиционном и колористическом решении картины, построенном на контрастном сопоставлении темных и светлых пятен.

Четвертая «глава» — «Великий постриг» — была написана художником несколькими годами раньше, и за нее он получил звание академика. В этом произведении Нестеров прослеживает дальнейшую судьбу героини, не нашедшей свое счастье «в миру» и теперь ищущей забвения в тиши затерявшегося в лесной глуши старообрядческого скита.

Здесь художнику удалось найти какую-то завораживающую лирическую интонацию, какой-то удивительный композиционный ритм, будто заставляющий звучать прозрачные звоны церковных колоколов, ощущать едва слышную поступь печальной процессии, в сопровождении которой, поддерживаемая под руки старыми монахинями, идет на постриг героиня разыгравшейся любовной драмы. Известную противоположность этой женщине, уже смирившейся со своей судьбой, являет идущая впереди девушка-послушница со свечой — «чистая голубица», как отзывался об этом образе сам Нестеров. Ее облик, отмеченный нежной, юной красотой, словно символизирует неумирающую надежду. Выразительности образов вторит выразительность весеннего пейзажа — одного из лучших в наследии мастера. Некоторые пытались толковать смысл картины как апологию женского иночества, как поэтическое узаконение женского страдания, однако это не так. Главная тема картины — реквием по несбывшемуся счастью.

«Великий постриг» стал, безусловно, большим творческим достижением Нестерова. Неудивительно поэтому, что последняя, пятая, «глава» романа, где героиня, не найдя успокоения в монастыре, должна была броситься в Волгу, так и не была написана художником. После тонкого, поэтичного символизма «Великого пострига» такая развязка могла бы показаться чересчур «литературной», надуманной и даже пошлой.

Вы сейчас читаете сочинение Сочинение по картине Нестерова «Великий постриг»Сочинение на тему «Миниатюра» »

Источник: https://schoolessay.ru/sochinenie-po-kartine-nesterova-velikij-postrig/

Сочинение по картине Нестерова “Великий постриг” — Сочинения, рефераты, доклады на все темы

Особое место в творчестве А. К. Саврасова занимают весенние пейзажи. Некоторые такие картины рассказывают о радости пробуждения природы, другие – полны щемящей грусти. Одно из самых глубоких лирических произведений – картина «Оттепель», написанная в 1874 году.

Сюжет картины бесхитростен — бескрайняя равнина, покрытая снегом, группа деревьев, зябнущих в сыром холодном воздухе, несколько бедных крестьянских хат да белая церквушка вдали. Бесконечным кажется серое небо.

Подробнее…

Сочинение по картине Васнецова “Баба Яга”

Известная картина настоящего мастера была написана в 1917 году и посвящена одной из главных героинь русских народных сказок, Бабе Яге. Эта женщина всегда олицетворена собой настоящее зло и являлась всегда самым отрицательным героем, справиться с которым было совсем непросто. Она издревле похищала детей, заколдовывала красавиц и заманивала добрых молодцев.

Подробнее…

Сочинение по картине Рериха «Заморские гости»

Николай Константинович Рерих отличается в выгодном свете от других, современных ему художников. Краски его картин сохраняют свою сочность даже на репродукциях. Это показатель высокого уровня мастерства.

Летчик-космонавт Юрий Гагарин, впервые оказавшись в космосе на орбите Земли, восхищенно взглянул на нашу планету и восторженно сказал: «Вижу краски Рериха»! Настолько точно Николай Константинович умел воспроизвести космические световые излучения на своих художественных полотнах.

Подробнее…

Сочинение по картине Васнецова “Сказка о спящей царевне”

Васнецов Виктор Михайлович – русский архитектор, художник, мастер фольклорной и исторической живописи. Прежде всего, многим известен своим умением отражать народный дух фольклора в живописи.

Глядя на картину “Сказка о спящей царевне” я переношусь в волшебный мир неизведанного. Яркие и насыщение краски, теплые тона – все как в сказке. В самом центре картины, выше всех остальных, расположена фигура спящей царевны. Телом она немного повернута лицом к зрителям. Ее руки раскинуты, глаза закрыты, на лице видны умиротворение и покой.

Подробнее…

Сочинение по картине Маковского “Две матери”

Собрание работ Владимира Егоровича Маковского в Самарском Художественном музее одно из самых интересных среди провинциальных музеев.

Большая колекция картин русских художников XIX-начала XX века, составившая основу живописного собрания музея, ранее принадлежала семье самарских меценатов Шихобаловых.

Другом купца Шихобалова был художник Владимир Маковский. Почти каждый приезд в Петербург коллекционер посещал мастерскую живописца.

Подробнее…

Сочинение по картине Венецианова “На жатве. Лето”

На этой картине А. Г. Венецианов изобразил крестьянский труд в жаркий день. Полотно передает зрителю какое-то спокойствие и умиротворение.

Именно эти чувства возникают у человека в жаркий и знойный день, когда нет ветра, и природа как будто замерла в ожидании ночной прохлады.

Несмотря на невыносимую жару, крестьянам приходится работать в поле, ведь рожь уже готова к уборке, а иначе, если вовремя ее не убрать, то можно остаться без урожая.

Подробнее…

Сочинение по картине Перова “Спящие дети”

Картину “Спящие дети” великий живописец Василий Григорьевич Перов написал в далеком 1870 году. Известное полотно относится к числу лучших работ автора и оценивается высоко во всем мире, как простыми ценителями искусства, так и профессиональными критиками. Картина написана достаточно просто, без лишних изысков.

Учитывая стиль написания, произведение относят к реализму, столь любимому художником. Глядя на это полотно, зритель с первой же секунды переносится в сельскую жизнь, типичную для того времени.

Подробнее…

Источник: https://express5top.ru/index.php/sochineniya-po-kartinam/13702-sochinenie-po-kartine-nesterova-velikij-postrig.html

Великий постриг

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Михаила Нестерова.  Вы можете выбрать и купить  понравившиеся репродукции картин  Михаила Нестерова  на натуральном  холсте.

Михаил Васильевич Нестеров родился в интеллигентной купеческой семье с религиозно-патриархальным укладом. Его отец вел торговлю мануфактурными и галантерейными товарами, но был склонен к истории и литературе, чтению книг. Михаил всю жизнь был благодарен отцу за то, что тот старался всегда поощрять его художественный талант.

Михаил до 12 лет учился в Оренбургской мужской гимназии в городе Уфе, где и родился.

Осенью 1874 года пытался поступить в техническое училище в Москве. Не выдержав экзаменов, поступил в реальное училище Воскресенского.

В 1877 году по совету Воскресенского продолжил обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Через два года после поступления Нестеров начал принимать участие в организованных в Училище выставках.

В 1881 году переехал в Петербург, где поступил в Академию художеств на курс Чистякова.

Разочаровавшись в системе преподавания Петербургской академии, Нестеров через год вернулся в Москву с надеждой вновь поступить в класс к Перову, однако любимый преподаватель был тогда уже при смерти. Нестеров успел написать портрет своего наставника.

В дальнейшем учился у Саврасова.

Лето 1883 года провёл в Уфе, где познакомился со своей будущей женой Мартыновской. Вернувшись в Москву, учился в классе Маковского.

С 1884 года начал писал жанровые картины на исторические темы.

В 1885 году за картину «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство» получил звание свободного художника. Летом того же года Нестеров вопреки воле родителей обвенчался с Мартыновской.

После свадьбы художник работает над журнальными рисунками и иллюстрациями к изданиям произведений Пушкина, Гоголя и Достоевского.

В 1886 году за картину «До государя челобитчики» был удостоен звания классного художника и Большой серебряной медали.

В мае 1886 года у художника родилась дочь Ольга, при родах его жена умерла. Образ любимой жены прослеживался во многих последующих работах художника.

Первой значительной картиной, которая стала свидетельством самобытности нестеровского таланта, был «Пустынник», написанный художником в 1888-89 годах. Выставленная на XVII Передвижной выставке, картина стала событием и поставила молодого Нестерова в ряд самых выдающихся живописцев того времени.

Внутренняя гармония, связывающая человека и природу в его картинах, поразила и известного коллекционера Павла Третьякова. Он приобрел «Пустынника» еще до открытия выставки.

На полученные за картину деньги в 1889 году Нестеров отправился в первое заграничное путешествие — посетил Австрию, Италию, Францию, Германию. Природа и искусство европейских стран произвели на художника сильнейшее впечатление.

Во время этого путешествия была написана картина «Остров Капри». К этому периоду относится также первая зарисовка будущей картины «Видение отроку Варфоломею» Впоследствии эта картина стала сенсацией XVIII Передвижной выставки и также была приобретена Третьяковым в галерею.

В 1890 году профессор Прахов, руководивший росписью Владимирского собора в Киеве, пораженный талантом автора картины «Видение отроку Варфоломею, пригласил Нестерова на работу в собор. Сначала художник колебался, принять ли это предложение. Потом согласился, более того, церковным росписям и иконам отдал свыше 22 лет своей жизни.

Чтобы изучить приёмы новой для него монументальной живописи, он отправился в путешествие в Рим, Палермо, Константинополь и Равенну — те места, где мог ознакомиться с традициями византийского искусства.

Именно роспись церквей и храмов принесла Нестерову широчайшую известность.

Вслед за Владимирским собором последовали работы в других храмах. В 1898 г. младший брат Николая II цесаревич Георгий пригласил его расписывать дворцовую церковь Александра Невского в Абастумане в Грузии. Здесь Нестеров в течение 5-6 лет оформил лично более 50 композиций на стенах и иконостасе.

Затем Нестеров выполнил работу в московской Марфо-Мариинской обители. Здесь особого внимания заслуживает написанная на стене трапезной картина «Путь ко Христу». На ней Нестеров изобразил обыкновенных людей, ищущих свой путь ко спасению.

Последней церковной работой Нестерова стала роспись собора в Сумах.

В 1901 году, желая углубить своё знакомство с духовным миром русских монастырей, художник отправился в путешествие в Соловецкий монастырь на Белом море. Под впечатлением русского Севера, суровой природы и соловецких монахов были написаны картины «Молчание», «Лисичка», «Тихая жизнь», «Обитель Соловецкая», «Мечтатели», «Соловки».

Целью путешествия Нестерова в Соловецкий монастырь частично были также художественные поиски, связанные с замыслом большой программной картины «Святая Русь», которая должна была подвести итоги его творческого пути. Весной 1902 г. художник решился выставить на публичное обозрение «вчерне» законченную работу. Пришедшая посмотреть его картину Екатерина Петровна Васильева спустя несколько месяцев стала его женой.

В 1905 году Нестеров вступил в Союз русского народа.

Октябрьская революция стала своего рода рубежом для художника, которому к этому времени исполнилось 55 лет. После начала Гражданской войны семья Нестеровых была вынуждена уехать на Кавказ. В 1918 году художник переехал в Армавир, там заболел и в течение долгого времени не был в состоянии работать. В Москву вернулся только в 1920 г.

В послереволюционное время Нестеров всё чаще обращается в своём творчестве к портрету.

В 1941 г. за портрет Павлова, созданный в 1935 году, художнику была присуждена Сталинская премия, одна из первых премий в области искусства.

В последние десятилетия жизни Нестеров с увлечением работал над воспоминаниями, вышедшими отдельной книгой в начале 1942 г. под названием «Давние дни». Книга была встречена с живым интересом и имела большой успех.

Нестеров скончался от инсульта на 81-м году жизни в Москве в Боткинской больнице 18 октября 1942 года. До последнего дня жизни он держал в руках палитру и кисть и рисовал. Местом его последнего упокоения стало Новодевичье кладбище.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям  Михаила Нестерова  не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена  в выбранный Вами багет.

Источник: https://bigartshop.ru/painters/nesterov-mihail/velikiy-postrig

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector