Коротко о стилях: Барокко
Барокко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca — «жемчужина неправильной формы» — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков.
Эпоха барокко порождает огромное количество времени ради развлечений: вместо паломничеств — променад (прогулки в парке); вместо рыцарских турниров — «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий — театр и бал-маскарад. Можно добавить ещё появление качелей и «огненных потех» (фейерверков). В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука.
Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке).
Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Она на каблуках.
А идеалом мужчины в эпоху барокко становится кавалер, джентльмен — от англ. gentle: «мягкий», «нежный», «спокойный». Он предпочитает брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета.
Галилей впервые направляет телескоп к звёздам и доказывает вращение Земли вокруг Солнца (1611), а Левенгук под микроскопом обнаруживает крошечные живые организмы (1675). Огромные парусники бороздят просторы мирового океана, стирая белые пятна на географических картах мира.
Литературными символами эпохи становятся путешественники и искатели приключений.
Скульптура — неотъемлемая часть стиля барокко. Величайшим скульптором и признанным архитектором 17 века был итальянец Лоренцо Бернини (1598—1680).
Среди самых известных его скульптур — мифологические сцены похищения Прозерпины богом подземного царства Плутоном и чудесного превращения в дерево нимфы Дафны, преследуемой богом света Аполлоном, а также алтарная группа«Экстаз святой Терезы» в одной из римских церквей.
Последняя из них со своими вырубленными из мрамора облаками и словно развевающимся на ветру одеянием персонажей, с театрально преувеличенными чувствами, очень точно выражает устремления скульпторов этой эпохи.
В Испании в эпоху стиля барокко преобладали деревянные скульптуры, для большого правдоподобия их делали со стеклянными глазами и даже хрустальной слезой, на статую часто надевали настоящие одежды.Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф.
Растрелли в России, Ян Кристоф Глаубиц в Речи Посполитой) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм.
Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко — теламон (атлант), кариатида, маскарон.
Для стиля барокко характерна показная роскошь, хотя он сохраняет в себе такую важную черту классического стиля, как симметрия.
Настенная роспись (один из видов монументальной живописи) использовалась в украшении европейских интерьеров с ранне-христианских времён. В эпоху барокко она получила наибольшее распространение.
В интерьерах использовалось много цвета и крупных, богато украшенных деталей: потолок, украшенный фресками, мраморные стены и части декора, позолота. Характерны были цветовые контрасты — например, мраморный пол, оформленный плитками в шахматном порядке. Обильные позолоченные украшения были характерной чертой данного стиля.
Мебель была предметом искусства, и предназначалась практически только для украшения интерьера. Стулья, диваны и кресла обивались дорогой, богато окрашенной тканью. Были широко распространены огромные кровати с балдахинами и струящимися вниз покрывалами, гигантские шкафы.
Зеркала украшались скульптурами и лепниной с растительным узором. В качестве материала для мебели часто использовался южный орех и цейлонское чёрное дерево.Стиль барокко не подходит для небольших помещений, так как массивная мебель и украшения занимают большой объём в пространстве.
Мода эпохи барокко соответствует во Франции периоду правления Людовика XIV, второй половине XVII века. Это время абсолютизма. При дворе царили строгий этикет, сложный церемониал. Костюм был подчинен этикету. Франция была законодателем моды в Европе, поэтому в других странах быстро переняли французскую моду.
Это был век, когда в Европе установилась общая мода, а национальные особенности отошли на задний план или сохранились в народном крестьянском костюме. До Петра I европейские костюмы носили также и в России некоторые аристократы, хотя не повсеместно.
Костюму были характерны чопорность, пышность, изобилие украшений. Идеалом мужчины был Людовик XIV, «король-солнце», искусный наездник, танцор, стрелок. Он был низок ростом, поэтому носил высокие каблуки.
Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность; яркий пример — творчество Рубенса и Караваджо.
Микеланджело Меризи (1571—1610), которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи.
Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни, создавая контраст времен поздней античности и Нового времени. Герои изображены в полумраке, из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность.
Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом, такие как Аннибале Карраччи (1560—1609) или Гвидо Рени (1575—1642), переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий.
Питер Пауль Рубенс (1577—1640) в начале XVII в. учился в Италии, где усвоил манеру Караваджо иКаррачи, хотя и прибыл туда лишь по окончании курса обучения в Антверпене.
Он счастливо сочетал лучшие черты школ живописи Севера и Юга, сливая в своих полотнах природное и сверхъестественное, действительность и фантазию, ученость и духовность. Помимо Рубенса международного признания добился еще один мастер фламандского барокко, Ван Дейк (1599—1641).
С творчеством Рубенса новый стиль пришел в Голландию, где его подхватили Франс Хальс (1580/85-1666), Рембрандт (1606—1669) и Вермеер (1632—1675). В Испании в манере Караваджо творил Диего Веласкес (1599—1660), а во Франции — Никола Пуссен (1593—1665), который, не удовлетворившись школой барокко, заложил в своем творчестве основы нового течения — классицизма.
бароккоистория стиля
Источник: https://shabby-decor.ru/korotko-o-stilyah-barokko/
Раздел I. МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ОТ ДРЕВНЕГО МИРА И ДО ЭПОХИ БАРОККО
Тема урока: Музыкальная культура древнего мира.
Конспект
Музыка возникает путем долгих изменений превращаясь в искусство из того, что искусством не было.
В эпоху первобытнообщинного строя музыка была «вплетена» в каждодневную жизнь. Ее назначение – объединять людей в труде. Музыка имела магическое значение способное защищать от злых чар.
Древние рабовладельческие цивилизации. Первые государства Древнего Востока: Вавилон, Египет, Финикия (IV – III тыс. до н. э.) – зарождаются первые науки: астрономия, математика, медицина, возникает письменность. Искусство служит славлению власти. Происходит деление искусств на народное и профессиональное.
В Вавилоне, Сирии, Египте существуют ансамбли профессиональных музыкантов. Развиваются инструменты струнной группы (арфа, лира, лютня), духовой (продольная флейта, свирель, труба, рог), ударной (большой и малый барабаны и др.).
Вырабатываются приемы хорового и сольного пения.
Античность. Музыка занимала большое место в общественной жизни Древнего Греции. Она сопровождала праздники, звучала на театральных представлениях, помогала людям трудиться.
Греки были хорошими танцорами, водили плавные хороводы, знали быстрые танцы с прыжками.
Высокими достижениями античной культуры стала трагедия (соединяла драму, танец и музыку), комедия.
Значение античной музыки неоценимо, до сих пор музыканты пользуются понятиями и терминами, как: «мелодия», «музыка», «ритм», «темп», «гамма», названиями некоторых музыкальных ладов.
Значительный отпечаток эллинистическая музыка наложила на древнеримскую музыкальную культуру. В Рим приглашались музыканты из Греции, Сирии, Египта, Вавилона — исполнители на кифаре, инструменталисты-виртуозы, певцы, танцовщики.
Большой популярностью пользовалась у римлян пантомима: артист танцевал под аккомпанемент хора и оркестра. Большие духовые оркестры входили в состав римской армии. И греки и римляне придавали музыке большое значение в воспитании гармонически развитого человека.
В знатных семьях детей обучали пению и игре на кифаре. Профессия учителя музыки, танца была особенно почетна.
Тема урока: Музыкальная культура Средневековья.
Конспект
Музыка эпохи Средневековья (приблизительно IX век по XIV век) – это период характеризуется соперничеством церкви с властью королей и феодалов.
Основа музыкального быта этого времени – искусство странствующих артистов, которые были универсальными мастерами (владели всеми искусствами).
Во Франции такого мастера называли жонглером и менестрелями, в странах немецкого языка – шпильманами, а в России – скоморохами. Они были постоянными участниками любых праздников.
Вскоре жонглеры и шпильманы сосредоточились в какой-то одной среде, так возникают профессиональные «цехи».
С IX века начинают записывать музыку специальными знаками на пергаменте. Большинство из ранних нотных записей — одноголосные церковные песнопения, исполнявшиеся хором в унисон или солистами.
Это так называемый григорианский хорал (по имени папы римского Григория I, которому легенда приписывает утверждение этого певческого жанра). Затем появляются записи светского музыкального искусства (IX в.
– XIV в) – это песни трубадуров – во Франции, труверов и миннезингеров – в Германии.
К IX – X векам относятся первые записи полифонических произведений – органумы, мотеты.
Позднее Средневековье выдвинуло следующих композиторов Франческо Ландино (Италия), Гильом де Машо (Франция).
Тема урока: Музыкальная культура Древней Руси.
Конспект
Древнерусская музыка охватывает очень большой отрезок времени с IX по XVIII век.
Развитие русского музыкального искусства делилось на два направления – народное и церковное.
К числу древнейших видов народного искусства принадлежат обрядовые и трудовые песни, т. е. жанры связанные с жизнью человека.
В народной среде выделился слой профессиональных музыкантов – скоморохов, которые пели, играли на различных музыкальных инструментах разных групп: духовой (свистульки, сопель, дуда, труба, рог), струнных (скрипка, гудок), а также устраивали представления. Русская народная музыка хоровая и инструментальная существовала в устной форме.
Древнерусская церковная музыка существовала в виде хорового пения без сопровождения. Музыкальные инструменты запрещались, кроме игры на колоколах.
Русское культурное пение записывалось особыми знаками – знаменами. Расшифровка которой до сегодняшнего дня продолжается.
Тема урока: Музыкальная культура Возрождения.
Конспект
Возрождение, или Ренессанс – период в истории культуры, охватывающий примерно XIV-XVI вв. Свое название этот период получил в связи с возрождением интереса к античному искусству, ставшему идеалом для деятелей культуры нового времени.
Развитие культуры Возрождения связано с подъемом всех сторон жизни общества. Родилось новое мировоззрение — гуманизм (от латинского «гуманос» — «человеческий»).
Раскрепощение творческих сил привело к бурному развитию науки, торговли, ремесел, в экономике складывались новые, капиталистические отношения. Изобретение книгопечатания способствовало распространению образования.
Великие географические открытия и гелиоцентрическая система мира Н. Коперника изменили представления о Земле и Вселенной.
Небывалого расцвета достигли изобразительное искусство, архитектура, литература.
Музыка эпохи Возрождения развивается в двух направлениях – церковном и светском. Основные жанры церковной музыки – месса и мотет – многоголосные произведения для хора без сопровождения или с сопровождением инструментального ансамбля. Главный инструмент – орган.
Развитию светской музыки способствовал рост любительского музыкознания. Музыка звучала всюду. Появляются первые исполнители-виртуозы на лютне, клавесине, виоле. В произведениях композиторы рассказывают о любви, обо всем что встречается в жизни.
Появляются национальные музыкальные школы: нидерландская (Дюфаи, Жанекен, Обрехт, Лассо), итальянская в частности Палестрина.
Тема урока: Барокко в западно — европейской музыке.
Зарождение и развитие оперы в XVII-XVIII веках.
Конспект
Барочная музыка появилась в конце эпохи Возрождения и предшествовала музыке классицизма. Барокко – в переводе с итальянского – «странный», «причудливый», «вычурный». Чаще всего он встречается применительно к пластическим искусствам, прежде всего архитектуре, где барокко-синоним величия, пышности, декоративности.
Свойственные барокко на протяженность, контрастность, динамизм нашли яркое претворение в музыкальном искусстве. В музыке барокко тесно, порой противоречиво взаимодействовали традиционное и новаторское.
Так, в ней достигла своей вершины господствовавшая на протяжении веков полифония.
С другой стороны, со времен Возрождения возникинтерес к человеку, стремление глубже раскрыть богатство его внутреннего мира привели к появлению нового типа письма — гомофонии.
В гомофонии над сопровождающими голосами главенствует гибкая, «взволнованная» мелодия. Постепенно гомофония и связанная с ней гармоническая система мажоро-минора, сменившая старинные лады, захватила все области музыки, послужив рождению оперы, оратории, кантаты , а также сюиты, сольной и ансамблевой сонаты, концерта.
Композиторы эпохи барокко работали в различных музыкальных жанрах. Опера, появившаяся в период позднего ренессанса, стала одной из главных барочных музыкальных форм. Можно вспомнить произведения таких мастеров жанра, как Алессандро Скарлатти (1660—1725), Генделя, Клаудио Монтеверди и других.
Искусство барокко, достигшее высочайших художественных вершин в творчестве Монтеверди, Г. Перселла, А. Корелли, А. Вивальди, Г. Ф. Генделя и особенно И. С. Баха, подготовило богатейшую почву для музыки последующих времен.
Тема урока: Инструментальная музыка эпохи барокко. А. Вивальди. Концерты «Времени года».
Конспект
Инструментальные сонатыи сюиты были написаны как для отдельных инструментов, так и для камерных оркестров. Появился жанр концерта в обеих своих формах: для одного инструмента с оркестром и как кончерто гроссо, в котором небольшая группа солирующих инструментов контрастирует с полным ансамблем.
Произведения для клавишных довольно часто писались композиторами для собственного развлечения или в качестве обучающего материала. Такими работами являются зрелые сочинения И. С. Баха, общепризнанные интеллектуальные шедевры эры барокко: «Хорошо темперированный клавир», «Вариации Гольдберга» и «Искусство фуги».
Антонио Вивальди (1678—1741) — итальянский композитор, родился в Венеции. В 1703 году принял сан католического священника. Известность Вивальди принесли не концертные выступления или связи при дворе, а публикации его работ, включавшие его трио-сонаты, скрипичные сонаты и концерты. Они были опубликованы в Амстердаме и широко разошлись по Европе.
Вивальди сочинил более 500 концертов. Он также давал программные названия некоторым своим работам, таким как знаменитые «Времена года».
«Времена года» – каждый концерт посвящён одному времени года и состоит из трёх частей, соответствующих каждому месяцу.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Источник: https://megalektsii.ru/s5369t6.html
Франция. Шедевры архитектуры
Шедевры архитектуры средневековья,ренесанса и барокко…| Франция. Ранее опубликованные посты о Франции:
Бессловесные свидетели великой истории Франции — замки долины Луары
Я буду помнить Лувра залы…
Удивительная и многоликая Франция
Путешествие в Нормандию
Вся «Парижская тематика»
Реймсский собор (фр.Notre-Dame de Reims) был построен в XIII в., то есть позже Собора Парижской Богоматери и Шартрского собора, но значительно раньше, чем соборы в Страсбурге, Амьене и Бове.
Реймсский собор является одним из самых известных образцов готического искусства во Франции благодаря своей архитектуре и скульптурным композициям.Начиная с периода средневековья и до XIX века этот собор был местом коронации практически всех французских монархов.
На момент постройки Реймский собор с двумя 80-метровыми башнями западного фасада и главным нефом высотой 38 метров превосходил по высоте все здания Северной Европы. Практически половину площади фасада занимают витражи и проемы. По количеству резных каменных статуй собор занимает 2 место во Франции.
Замок Шантийи (фр.
Château de Chantilly) — находится всего в 49 км от Парижа, хоть и не так известен российским путешественникам, как Версаль или замки Луары, ничуть не уступает им по красоте. Не случайно, во время своего визита во Францию в 1968 г. президент Никсон воскликнул: «Почему меня семь раз возили в Версаль и ни разу сюда?».
Это одна из крупнейших аристократических резиденций Франции, которая была построена в начале XVI века коннетаблем (так в то время называли главу французской армии) Монморанси, а затем находившаяся во владении принцев Конде.
В убранстве фасадов замка удивительным образом сплелись резная архитектура готики и великолепие стиля барокко.
А в его восхитительных интерьерах можно полюбоваться полотнами Рафаэля, Ван Дейка, Пуссена, Энгра, Делакруа – музей Конде в замке Шантийи является вторым по значимости музеем живописи Франции после Лувра.
Этот остров является единственным обитаемым из трех гранитных образований бухты Сен-Мишель (Монт Сен-Мишель, Томблен и Монт Доль). Город на острове существует с 709 года.
Аббатство Святого Стефана (фр.St-Étienne de Caen),Мужское аббатство (фр. Abbaye aux Hommes) — бывшее бенедиктинское аббатство во Франции, в городе Кан (Нижняя Нормандия).
Вместе с женским аббатством Св.
Троицы основано в 1059 году Вильгельмом Завоевателем и его женой Матильдой Фландрской в знак искупления за свой брак, который не должен был состояться по церковным законам из-за родства будущих супругов. Супруги были похоронены в основанных ими монастырях, Матильда в женском аббатстве, а Вильгельм Завоеватель в аббатстве Святого Стефана.
Базилика Сакре-Кёр (фр.
Basilique du Sacré Cœur) или просто Сакре-Кёр, буквально «базилика Святого Сердца», то есть Сердца Христова) — католический храм в Париже, построенный в 1876-1914 гг. по проекту архитектора П.Абади в римско-византийском стиле, расположенный на вершине холма Монмартр, в самой высокой точке (130 м) города.
Базилика Святого Ремигия (фр.
Basilique Saint-Remi) — католическая церковь в Реймсе, бывшая монастырская церковь аббатства святого Ремигия, основанного в VI веке. Современное здание базилики построено в первой половине XI века. В базилике находится могила Святого Ремигия, объект паломничества.Монашеская обитель в Реймсе была основана в VI веке при капелле святого Христофора, где в 533 году был похоронен святой Ремигий.
Церковь имеет в плане латинский крест. Неф и рукава трансепта — романские, это наиболее древние части храма. Хор и галерея с часовнями выполнены в готическом стиле. Самая новая часть — фасад южного трансепта.В апсиде сохранились подлинные витражи XII века, особую ценность имеют древние гобелены, на которых представлены эпизоды жизни Святого Ремигия.
Собор Амьенской Богоматери (фр.
Cathédrale Notre-Dame d'Amiens) — кафедральный собор католической епископии с центром в городе Амьен (Пикардия). По своему объёму (200 000 м³) он превосходит все готические соборы Франции.Амьенский, Шартрский и Реймсский соборы считаются эталонами чистейшей готики.Длина собора 145 м и высота свода — 42,30 м (близкая к максимальной высоте для архитектурных сооружений такого типа).
Площадь Согласия (фр. Place de la Concorde) — центральная площадь Парижа и выдающийся памятник градостроительства эпохи классицизма. Вторая по величине во Франции (после площади des Quinconces в Бордо).Площадь имени Людовика XV была разбита между Елисейскими полями (с запада) и садом дворца Тюильри (с востока) по заказу самого короля его первым архитектором Габриэлем в 1755 г.
Первоначально представляла собой окружённый рвом восьмиугольник, по углам которого стояли восемь аллегорических статуй, символизирующих главные города Франции. Посредине площади установили конную статую Людовика XV работы Бушардона и Пигаля.С северной стороны были возведены элегантные здания Морского министерства и отель де Крийон. В 1787-90 гг.
через Сену был перекинут мост Согласия, который на противоположном берегу упирается в здание Национального собрания (бывш. Бурбонский дворец).
Notre Dame de Paris) — географическое и духовное «сердце» Парижа, расположен в восточной части острова Сите, на месте первой христианской церкви Парижа — базилики Святого Стефана, построенной, в свою очередь, на месте галло-римского храма Юпитера.
В архитектуре собора проявляется двойственность стилистических влияний: с одной стороны, присутствуют отголоски романского стиля Нормандии со свойственным ему мощным и плотным единством, а с другой, — использованы новаторские архитектурные достижения готического стиля, которые придают зданию легкость и создают впечатление простоты вертикальной конструкции.
Высота собора — 35 м, длина — 130 м, ширина — 48 м, высота колоколен — 69 м, вес колокола Эммануэль в восточной башне — 13 тонн, его языка — 500 кг.
В соборе хранится одна из великих христианских реликвий — Терновый венец Иисуса Христа. До 1063 года венец находился на горе Сион в Иерусалиме, откуда его перевезли во дворец византийских императоров в Константинополе.
Балдуин II де Куртенэ, последний император Латинской империи, был вынужден заложить реликвию в Венеции, но из-за нехватки средств ее не на что было выкупить. В 1238 году король Франции Людовик IX приобрёл венец у византийского императора. 18 августа 1239 года король внёс его в Нотр-Дам де Пари. В 1243—1248 при королевском дворце на острове Сите была построена Сент-Шапель (Святая часовня) для хранения Тернового венца, который находился здесь до Французской революции. Позднее венец был передан в сокровищницу Нотр-Дам де Пари.________________________________________________________Версаль 1668 г.
Версаль, какое воплощенье!В площадках кружева садов,Стал настоящим ожерельем,Вобравшим славу и любовь.Ансамбль дворцовый, как наследье -Потомкам верным на века,Несёт незыблемое кредо
От постулатов короля.
Неподражаемым шедевромПостроен с роскошью дворец,Где каждый дюйм и каждый метр -Неописуемый венец!Здесь дух Людовика витает!Его могущество и власть,И зелень парков раскрывает
Мазками барочную масть.
Интриги, празднества, застолья,Особым свойством этикет,Дам неподкупная фривольностьНам предстает из прошлых лет.
© Copyright: Валентин Клементьев (отрывок)
Верса́ль — дворцово-парковый ансамбль во Франции (фр. Parc et château de Versailles), бывшая резиденция французских королей.Louis XIV (1638–1715), by Hyacinthe RigaudВерсаль сооружался под руководством Людовика XIV с 1661 года, и стал своеобразным памятником эпохи «короля-солнца», художественно-архитектурным выражением идеи абсолютизма.
Государственный Дом инвалидов (фр. L'hôtel national des Invalides) в Париже — архитектурный памятник, строительство которого было начато по приказу Людовика XIV от 24 февраля 1670 года как дом призрения заслуженных армейских ветеранов («инвалидов войны»).Это был один из первых (если не первый) инвалидный дом в Европе.
Сегодня он по-прежнему принимает инвалидов, а также в нём располагаются несколько музеев и некрополь военных.
Триумфальная арка (фр. arc de triomphe de l’Étoile) — монумент в 8-м округе Парижа на площади Шарля де Голля (Звезды), возведённый в 1806—1836 годах архитектором Жаном Шальгреном по распоряжению Наполеона в ознаменование побед его Великой армии.
Дворец Фонтенбло (фр. Château de Fontainebleau) — дворец эпохи Ренессанса во французском департаменте Сена и Марна, вокруг которого со временем сформировался город Фонтенбло.Здесь жили многие правители Франции начиная с Людовика VII и заканчивая Наполеоном III. Три монарха родились во дворце — Филипп IV Красивый, Генрих III Валуа и Людовик XIII…
Святая капелла (Сент-Шапель) (фр. Sainte Chapelle) — готическая часовня-реликварий на территории бывшего Королевского дворца (затем Консьержери) на острове Сите в Париже. Возведена Людовиком Святым в 1242—1248 гг. Обладает наиболее полным ансамблем витражного искусства XIII века, считается одной из самых красивых готических церквей небольших размеров.
Шартрский собор (фр. Cathédrale Notre-Dame de Chartres) — католический кафедральный собор, расположенный в городе Шартр. Находится в 90 км к юго-западу от Парижа и является одним из шедевров готической архитектуры.На месте современного Шартрского собора издавна стояли церкви. С 876 года в Шартре хранится Святая плащаница Девы Марии.
Шартрский собор сохранился с конца XIII века до наших дней практически нетронутым. Он избежал разрушений и ограбления, не реставрировался и не перестраивался.
Путешествие по Франции подошло к концу,а по Европе будет продолжаться….http://www.liveinternet.ru/users/oksana_mueller/post218730805/ http://www.liveinternet.
ru/users/oksana_mueller/post218797376/
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43396428918/next
Эпоха Барокко
Баро́кко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам»,порт. perola barroca — «жемчужина неправильной формы» ) — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия.
Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе,Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Барокко противостояло классицизму и рационализму.
Эпоха барокко порождает огромное количество времени ради развлечений: вместо паломничеств — променад (прогулки в парке); вместо рыцарских турниров — «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий — театр и бал-маскарад. Можно добавить ещё появление качелей и «огненных потех» (фейерверков). В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука.
Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки. Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение, заявляет философ Декарт. Поэтому барокко — это ещё век Разума и Просвещения.
Не случайно слово «барокко» иногда возводят к обозначению одного из видов умозаключений в средневековой логике — к baroco. В Версальском дворце появляется первый европейский парк, где идея леса выражена предельно математически: липовые аллеи и каналы словно вычерчены по линейке, а деревья подстрижены на манер стереометрических фигур.
В армиях эпохи барокко, впервые получивших униформу, большое внимание уделяется «муштре» — геометрической правильности построений на плацу.
Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством — всем тем, что в эпоху романтизма станет добродетелью. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Она на каблуках.
Антонис ван Дейк. Портрет Джеймса Стюарта
А идеалом мужчины в эпоху барокко становится джентльмен — от англ. gentle: «мягкий», «нежный», «спокойный». Изначально он предпочитал брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики.
К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета. В эпоху барокко естественность — это синоним зверства, дикости, вульгарности и сумасбродства. Для философа Гоббса естественное состояние (англ.
state of nature) — это состояние, которое характеризуется анархией и войной всех против всех.
Барокко характеризует идея облагораживания естества на началах разума. Нужду не терпеть, но «благообразно в приятных и учтивых словах предлагать» (Юности честное зерцало, 1717).
Согласно философу Спинозе, влечения уже составляют не содержание греха, но «саму сущность человека».
Поэтому аппетит оформляется в изысканном столовом этикете (именно в эпоху барокко появляются вилки и салфетки); интерес к противоположному полу — в учтивом флирте, ссоры — в утончённой дуэли.
Для барокко характерна идея спящего бога — деизм. Бог мыслится не как Спаситель, но как Великий Архитектор, который создал мир подобно тому, как часовщик создаёт механизм. Отсюда такая характеристика барочного мировоззрения как механицизм.
Закон сохранения энергии, абсолютность пространства и времени гарантированы словом бога. Однако, сотворив мир, бог почил от своих трудов и никак не вмешивается в дела Вселенной. Такому Богу бесполезно молиться — у Него можно только учиться.
Поэтому подлинными хранителями Просвещения являются не пророки и священники, а учёные-естествоиспытатели.
Исаак Ньютон открывает закон всемирного тяготения и пишет фундаментальный труд «Математические начала натуральной философии» (1689), а Карл Линней систематизирует биологию («Система природы», 1735). Повсюду в европейских столицах учреждаются Академии Наук и научные общества.
Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность; яркий пример — творчество Рубенса и Караваджо.
Караваджо. Юноша с корзиной фруктов
Микеланджело Меризи (1571—1610), которого по месту рождения близ Миланапрозвали Караваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи.
Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни, создавая контраст времен поздней античности и Нового времени.
Герои изображены в полумраке, из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность.
Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течениекараваджизмом, такие как Аннибале Карраччи (1560—1609) или Гвидо Рени (1575—1642), переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий.
Рубенс. Союз Земли и Воды
Питер Пауль Рубенс (1577—1640) в начале XVII в. учился в Италии, где усвоил манеру Караваджо и Каррачи, хотя и прибыл туда лишь по окончании курса обучения в Антверпене.
Он счастливо сочетал лучшие черты школ живописи Севера и Юга, сливая в своих полотнах природное и сверхъестественное, действительность и фантазию, ученость и духовность. Помимо Рубенса международного признания добился ещё один мастер фламандского барокко, Ван Дейк (1599—1641).
С творчеством Рубенса новый стиль пришёл в Голландию, где его подхватили Франс Хальс (1580/85-1666), Рембрандт (1606—1669) и Вермеер(1632—1675).
В Испании в манере Караваджо творил Диего Веласкес (1599—1660), а во Франции — Никола Пуссен (1593—1665), который, не удовлетворившись школой барокко, заложил в своем творчестве основы нового течения — классицизма.
Источник: https://medium.com/eggheado-art/-ca3861e0f495
Стиль Барокко — Все об эпохе искусства
На закате эпохи Возрождения, в конце XVI века появился новый стиль – барокко. Именно о нем пойдет речь в данной статье.
Барокко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca — дословно «жемчужина с пороком») – это стиль в искусстве вообще и архитектуре в частности.
Родиной этого стиля принято считать некоторые итальянские города: Рим, Венецию и Флоренцию. Сразу нужно подчеркнуть, что эпоха барокко с самого начала резко противопоставила себя классицизму и рационализму.
Эпоха барокко
Условно считается (как и все исторические периоды), что эпоха барокко продолжалась в течение XVI-XVIII вв. Интересно, что все началось с Италии, которая к 16 веку стала заметно ослабевать на международной арене в экономическом и политическом плане.
Французы и испанцы активно проводили свою политику в Европе, хотя Италия по-прежнему оставалась культурным центром европейского общества. А силу культуры, как известно, определяет ее умение приспосабливаться к новым реалиям истории.
Вот и итальянская знать, не имея денег на постройку богатых дворцов, демонстрирующих их мощь и величие, обратилась к искусству, чтобы с его помощью создать видимость богатства, силы и процветания.
Именно так наступила эпоха барокко, ставшая важным этапом в развитии мирового искусства.
Важно подчеркнуть, что жизнь людей в это время начала основательно меняться. Для эпохи барокко характерно много свободного времени. Горожане предпочитают рыцарским турнирам прогулки на лошадях («карусели») и игру в карты, паломничествам – гуляние в парке, мистериям – театры.
Старые традиции, основанные на суевериях и предрассудках, отпадают. Выдающийся математик и философ Декарт выводит формулу: «Я мыслю, следовательно, существую». То есть общество перестраивается на другое мышление, где здраво не то, что сказал какой-то авторитет, а то, что можно математически точно объяснить любому разумному существу.
Интересен факт, что в профессиональной среде вокруг самого слова «барокко» происходит больше споров, чем об эпохе, как таковой. С испанского языка barroco переводится, как жемчужина неправильной формы, а вот с итальянского – baroco обозначает ложный логический вывод.
Этот второй вариант выглядит наиболее правдоподобным вариантом происхождения спорного слова, так как именно в эпоху барокко в искусстве наблюдалась какая-то гениальная нелепость, и даже причудливость, поражающая воображение своей напыщенностью и величием.
Стиль барокко
Для стиля барокко характерны контрастность, динамичность и напряженность, а также отчетливое стремление к пышности и внешнему величию.
Интересно, что представители данного направления чрезвычайно органично объединяли разные стили искусства. Одним словом, Реформация и учение Коперника сыграли ключевую роль в закладке фундамента стиля барокко.
Если для эпохи Возрождения свойственно было воспринимать человека, как меру всех вещей и разумнейшее из существ, то уже Блез Паскаль иначе осознает себя: «чем-то средним между всем и ничем».
Искусство барокко
Искусство барокко отличается, прежде всего, необыкновенной пышностью форм, оригинальностью сюжетов и динамизмом. В художестве преобладает броская цветистость. В живописи наиболее выдающимися представителями этого стиля были Рубенс и Караваджо.
Глядя на некоторые картины Караваджо, невольно поражаешься динамичности его сюжетов. Игра света и тени невероятно тонко подчеркивает различные эмоции и переживания героев. Интересен факт, что влияние этого художника на искусство было столь большим, что появился новый стиль – караваджизм.
Некоторые последователи сумели перенять от своего учителя натурализм в передаче на холст людей и событий. Питер Рубенс, обучаясь в Италии, стал последователем Караваджо и Каррачи, освоив их технику и переняв стиль.
Видным представителем искусства барокко были также фламандский живописец Ван Дейк и голландец Рембрандт. В Испании этому стилю следовал выдающийся художник Диего Веласкес, а во Франции — Никола Пуссен.
К слову сказать, именно Пуссен начал закладывать основы нового стиля в искусстве – классицизма.
Барокко в архитектуре
Архитектура, выполненная в стиле барокко, отличается пространственным размахом и сложными, криволинейными формами. Множественные скульптуры на фасадах и в интерьерах, различные колоннады и масса раскреповок создают пышность и величественный вид.
Архитектурный ансамбль «Цвингер» в Дрездене
Купола приобретают сложные формы, и нередко имеют несколько ярусов. Пример может служить купол в соборе Святого Петра в Риме, архитектором которого был Микеланджело Буонарроти.
Наиболее значимыми произведениями барокко в архитектуре считаются Версальский дворец и здание Французской Академии в Париже. К крупнейшим в мире ансамблям барокко относят Версаль, Петергоф, Цвингер, Аранхуэс и Шёнбрунн.
Вообще надо сказать, что архитектура этого стиля распространилась во многих европейских странах, в том числе и в России, под влиянием Петра Великого.
Стиль «Петровское Барокко»
Музыка барокко
Говоря об эпохе барокко, невозможно обойти стороной музыку, так как она в этот период также претерпевала значительные изменения. Композиторы объединяли масштабные музыкальные формы, одновременно пытаясь противопоставлять хоровое и сольное пение, голоса и инструменты.
Возникают различные инструментальные жанры. Наиболее видными представителями музыки барокко являются Бах, Гендель и Вивальди.
Подводя итог можно с уверенностью сказать, что эта эпоха породила гениев мирового значения, которые навсегда вписали свое имя в историю. Творчеством многих из них до сих пор украшены лучшие музеи разных стран.
Если Вы любите интересные факты обо всем на свете — рекомендуем подписаться на InteresnyeFakty.org. С нами всегда интересно!
Понравился пост? Нажми любую кнопку:
Источник: https://interesnyefakty.org/barokko/
Путешествие в прошлое… Древняя Греция и Рим ДревнийЕгипет Средневековье Возрождение Барокко Классицизм Модернизм Импрессионизм. — презентация
1 Путешествие в прошлое… Древняя Греция и Рим ДревнийЕгипет Средневековье Возрождение Барокко Классицизм Модернизм Импрессионизм<\p>
2 Готический стиль XIII-XV XIII-XV века… Западная Европа…<\p>
3 Готическое искусство Готика — искусство XIII-XV веков, сформировавшиеся в Европе, было, наверное, самым необычным стилем на протяжении многих столетий, вплоть до 20 века. Готика — искусство XIII-XV веков, сформировавшиеся в Европе, было, наверное, самым необычным стилем на протяжении многих столетий, вплоть до 20 века. Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» силами. Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» силами. Особое место в искусстве Готики занимал собор — высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (преимущественно витражей). Особое место в искусстве Готики занимал собор — высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (преимущественно витражей).<\p>
4 Путешествие во Францию Реймс Париж Амьен Шартр Ф р а н ц и я<\p>
5 Нотр-Дам де Пари Париж<\p>
6 1163г.- XIVв. Нотр-Дам де Пари<\p>
7 В храм ведут 3 входа портала, обрамленные уходящими в глубину арками; над ними находятся ниши со статуями – так называемая «королевская галерея», изображения библейских царей и французских королей. В храм ведут 3 входа портала, обрамленные уходящими в глубину арками; над ними находятся ниши со статуями – так называемая «королевская галерея», изображения библейских царей и французских королей.<\p>
8 Нотр-Дам де Пари<\p>
9<\p>
10<\p>
11<\p>
12 Центр западного фасада украшает окно-роза, диаметром около 10 м Центр западного фасада украшает окно-роза, диаметром около 10 м<\p>
13 Нотр-Дам де Пари<\p>
14<\p>
15<\p>
16<\p>
17<\p>
18 Собор в Шартре Шартр<\p>
19<\p>
20 С западной стороны к собору примыкают две колокольни высотою более 90 метров. Та, что чуть ниже и попроще на вид, построена в тридцатые годы XII века, вторая, повыше и богаче украшенная закончена в Собор в Шартре<\p>
21 Наружное и внутреннее убранство собора насчитывает в общей сложности около скульптурных изображений из камня и стекла. Наружное и внутреннее убранство собора насчитывает в общей сложности около скульптурных изображений из камня и стекла. Собор в Шартре<\p>
22<\p>
23 Порталы северного фасада Собор в Шартре<\p>
24<\p>
25 Шартр — один из немногих соборов, который сохранил свое остекление. Он украшен витражами веков, занимающими площадь около 2600 кв.м. — это самый большой из дошедших до нас ансамблей витражей той эпохи. В соборе насчитывается 146 витражей. Витражи отличаются разнообразной тематикой изображений.<\p>
26 Наряду со сценами Ветхого и Нового заветов, пророками и святым, там находится около ста сюжетов из жизни королей, рыцарей, ремесленников, а одна из «роз» посвящена крестьянам. Наряду со сценами Ветхого и Нового заветов, пророками и святым, там находится около ста сюжетов из жизни королей, рыцарей, ремесленников, а одна из «роз» посвящена крестьянам.<\p>
27 Особым мастерством исполнения, запоминающейся силой образа выделяются в Шартре окна с изображением Богоматери, витраж с житием Св.Евстафия и «портрет» Карла Великого. Особым мастерством исполнения, запоминающейся силой образа выделяются в Шартре окна с изображением Богоматери, витраж с житием Св.Евстафия и «портрет» Карла Великого. Собор в Шартре<\p>
28 В центре собора пол выполнен в виде вписанного в круг «лабиринта» – фигурной кладки из разноцветных камней, которая сохранилась только частично. Датируется лабиринт примерно 1200 годом. Круг имеет в диаметре 12,89 м., а протяженность лабиринта составляет 261,5 м. Паломники должны были проходить этот путь на коленях — в церковных записях он называется «путь в Иерусалим» и символизирует путь человеческих душ к Небесному Иерусалиму В центре собора пол выполнен в виде вписанного в круг «лабиринта» – фигурной кладки из разноцветных камней, которая сохранилась только частично. Датируется лабиринт примерно 1200 годом. Круг имеет в диаметре 12,89 м., а протяженность лабиринта составляет 261,5 м. Паломники должны были проходить этот путь на коленях — в церковных записях он называется «путь в Иерусалим» и символизирует путь человеческих душ к Небесному Иерусалиму Собор в Шартре<\p>
29 Первый в истории Франции собор, посвященный Деве Марии, величественно возвышается над крышами Шартра<\p>
30 Собор в Реймсе Реймс<\p>
31 Собор в Реймсе, где короновались французские короли — наиболее яркий памятник зрелого периода французской готики. Собор в Реймсе, где короновались французские короли — наиболее яркий памятник зрелого периода французской готики. По западному фасаду имеет три входа, которые называются порталами. В центре — окно-роза; его каменный переплет похож на распустившийся цветок. По западному фасаду имеет три входа, которые называются порталами. В центре — окно-роза; его каменный переплет похож на распустившийся цветок. Собор в Реймсе<\p>
32<\p>
33<\p>
34 В нишах у входов и в верхней части здания размещено множество статуй. Собор в Реймсе<\p>
35<\p>
36 Собор в Амьене Амьен<\p>
37 Свидетельством силы и богатства города и его жителей стал собор в Амьене длиной 145 м. и высотой 42 м гг. Собор в Амьене<\p>
38<\p>
39<\p>
40 Собор был настолько велик, что мог вместить все население Амьена, насчитывавшее в то время около 10 тыс.человек.<\p>
41 Собор в Амьене<\p>
42 Путешествие в Германию Г е р м а н и я Кёльн Кёльн Берлин Берлин<\p>
43 Кёльнский собор Кёльн<\p>
44 Жемчужина Кельна и шедевр готической архитектуры, Кельнский собор Святых Петра и Марии поражает своей монументальностью, величием и, одновременно, легкостью и изяществом, ажурностью устремленных ввысь форм. Это крупнейший собор Германии и один из самых больших соборов в Европе. Жемчужина Кельна и шедевр готической архитектуры, Кельнский собор Святых Петра и Марии поражает своей монументальностью, величием и, одновременно, легкостью и изяществом, ажурностью устремленных ввысь форм. Это крупнейший собор Германии и один из самых больших соборов в Европе. Кёльнский собор<\p>
45 Длина собора 144 метра, высота здания до гребня крыши — около Длина собора 144 метра, высота здания до гребня крыши — около 60 м. На западном фасаде собора расположены две колоссальные башни, увенчанные остроконечными шпилями. Они поднимаются в высоту на 157 метров. Кёльнский собор<\p>
46 Здание имеет снаружи множество опорных пилястр, галерей, сквозных решеток, а его главный портал богато украшен скульптурной пластикой, декоративной резьбой, повторяющимися от яруса к ярусу стрельчатыми арками. Здание имеет снаружи множество опорных пилястр, галерей, сквозных решеток, а его главный портал богато украшен скульптурной пластикой, декоративной резьбой, повторяющимися от яруса к ярусу стрельчатыми арками. Кёльнский собор<\p>
47<\p>
48 вид сверху Кёльнский собор<\p>
49 Огромные башни Кёльнского собора видны практически из любой точки города, но особо потрясающее впечатление — благодаря зеленоватым отблескам подсветки на темном камне — собор производит в вечернее время. Огромные башни Кёльнского собора видны практически из любой точки города, но особо потрясающее впечатление — благодаря зеленоватым отблескам подсветки на темном камне — собор производит в вечернее время. Кёльнский собор<\p>
50 Огромный основной зал собора окружен множеством часовен и капелл, а его звездчатые своды поддерживают колонны высотой в 44 метра. Огромный основной зал собора окружен множеством часовен и капелл, а его звездчатые своды поддерживают колонны высотой в 44 метра. Кёльнский собор<\p>
51<\p>
52<\p>
53 Южный портал Южный портал Кёльнский собор<\p>
54 Вид с восточной стороны Кёльнский собор<\p>
55 Путешествие в Англию Лондон Солсбери<\p>
56 Собор в Солсбери Солсбери<\p>
57 Знаменитый собор в Солсбери, в Южной Англии, был построен в 13 веке.<\p>
58 Собор в Солсбери<\p>
59 Английские соборы имеют значительную протяженность: они строились на открытом месте и имели возможность устремляться не только ввысь, но и в стороны. Для английской готики характерны растянутые фасады, огромные (до 135 м в высоту) башни над перекрестием. Воздвигая соборы все более вытянутыми в длину, английские зодчие снабжали их стрельчатыми дугами, многократно повторяющимися в окнах. Английские соборы имеют значительную протяженность: они строились на открытом месте и имели возможность устремляться не только ввысь, но и в стороны. Для английской готики характерны растянутые фасады, огромные (до 135 м в высоту) башни над перекрестием. Воздвигая соборы все более вытянутыми в длину, английские зодчие снабжали их стрельчатыми дугами, многократно повторяющимися в окнах. Ведущую роль в английской готике играли декоративные элементы, например, использование цветовых контрастов между различными породами камня. Ведущую роль в английской готике играли декоративные элементы, например, использование цветовых контрастов между различными породами камня. Собор в Солсбери<\p>
60<\p>
61<\p>
62<\p>
63 Готическое искусство Это был взрыв, революция в строительстве храмов. Здания как бы теряют материальность, кажутся невесомыми, хрупкими. От легких на вид, очень высоких башен до фундаментов они сплошь покрыты ажурными каменными кружевами. Размеры громадны, поражают воображение. Это был взрыв, революция в строительстве храмов. Здания как бы теряют материальность, кажутся невесомыми, хрупкими. От легких на вид, очень высоких башен до фундаментов они сплошь покрыты ажурными каменными кружевами. Размеры громадны, поражают воображение. Вместо стен в готических соборах появляются стеклянные окна с витражами. Узорчатые переплеты витражей — это хрупкие и легкие на вид кружева, самого разнообразного рисунка. Витражи из разноцветных дорогих стекол соединены в очень пышные растительные и геометрические орнаменты; в них нередки сюжетные композиции, картины на библейские темы и изображения множества святых. Круглое окно — роза (обязательный элемент главного фасада) -также заполнялось живописными витражами. Лучи солнца окрашиваются в цветных стеклах и заполняют интерьер летающими радужными пятнами, а высокие своды тонут в темноте. Вместо стен в готических соборах появляются стеклянные окна с витражами. Узорчатые переплеты витражей — это хрупкие и легкие на вид кружева, самого разнообразного рисунка. Витражи из разноцветных дорогих стекол соединены в очень пышные растительные и геометрические орнаменты; в них нередки сюжетные композиции, картины на библейские темы и изображения множества святых. Круглое окно — роза (обязательный элемент главного фасада) -также заполнялось живописными витражами. Лучи солнца окрашиваются в цветных стеклах и заполняют интерьер летающими радужными пятнами, а высокие своды тонут в темноте. Соборы населяют тысячи скульптур: святых, ангелов, королей и ужасных чудищ-химер. На вошедшего человека сверху обрушиваются мощные звуки органа. Синтез искусств оказывает даже на неверующего человека громадное воздействие. Соборы населяют тысячи скульптур: святых, ангелов, королей и ужасных чудищ-химер. На вошедшего человека сверху обрушиваются мощные звуки органа. Синтез искусств оказывает даже на неверующего человека громадное воздействие.<\p>
64 Пришло время расставаться… Древняя Греция и Рим ДревнийЕгипет Средневековье Возрождение Барокко Классицизм Модернизм Импрессионизм<\p>
Источник: http://www.myshared.ru/slide/332653/