Про Архипа Куинджи говорили, что его картины затмевают на выставках произведения других живописцев, не оставляя им шанса на внимание аудитории.
«Для того, чтобы стать хорошим художником, надо даже спать с альбомом и карандашом», — говорил Куинджи. Следуя этому принципу, он неустанно трудился, прокладывая путь импрессионизму.
Эксперименты со светом, тонко написанные пейзажи и неповторимая авторская манера принесли Архипу Ивановичу мировую известность.
Художник ушел из жизни 24 июля 1910 года. В годовщину смерти одного из самых известных русских пейзажистов предлагаем вам познакомиться с любопытными фактами из его биографии и, конечно, творчеством — чтобы вы сами убедились в том, что пройти мимо его работ на выставке было невозможно:
Архип Куинджи рано лишился родителей, поэтому нанимался на работу, будучи еще маленьким мальчиком. Чтобы заработать, он брался за любое дело: был пастухом, служил на постройке церкви, а также подрабатывал у хлеботорговца. Чувствуя тягу к живописи, Архип попытался поступить в ученики к Ивану Айвазовскому, однако художник его не заметил — в итоге ученик лишь красил забор да толок краски.
-
- На острове Валааме, 1873 год
-
- Украинская ночь, 1876 год
- В юности Архип Иванович всерьез увлекался фотографией и даже попытался открыть собственную студию.
Березовая роща, 1901 год
Художник отличался вспыльчивым, нетерпеливым нравом. Он не умел пасовать перед трудностями, а любую задачу хотел решить здесь и сейчас. Современники рассказывали о нем следующее. Зайдя однажды к художнику Ивану Крамскому, Куинджи застал его сыновей за уроком математики. Репетитор объяснял сложную алгебраическую задачу. Куинджи тоже захотел выслушать объяснение.
«Оставьте, Архип Иванович, все равно не поймете!» — возразил ему Крамской. Но тот никак не мог успокоиться: «Позвольте! Это… я — человек… и потому все могу понять!..» Куинджи потребовал дать ему условия задачи и формулы. Архип Иванович, никогда не прикасавшийся к математике, просидел над задачей ночь, а утром, гордый, явился к Ивану Крамскому — задача была решена.
- Ладожское озеро, 1870−1873
-
- После дождя, 1879 год
Юный Куинджи мечтал поступить в Академию художеств. Он «срезается» дважды, но не сдается и создает картину «Татарская сакля в Крыму».
Игра светотени, контрасты берега на первом плане, холодный лунный свет, поражающий своим правдоподобием — все это не оставило профессоров равнодушными. Он удостоен звания свободного художника, после чего ему разрешено сдавать экзамены для получения диплома.
Поначалу Куинджи прилежно учился, но после успеха своих работ на выставках Товарищества передвижников перестал посещать лекции.
Березовая роща, 1879 год
Художник тщательно подходил к вопросу организации выставок и всегда следил за тем, как освещены его картины. Выставляя в 1880-м свою работу «Лунная ночь на Днепре», художник направил на нее луч электрического света. Картина заиграла новыми красками, поразив публику эффектными цветовыми решениями. Вообще, многие критики отмечали удивительную силу, с которой Куинджи передавал свет.
Лунная ночь на Днепре, 1880 год
Архип Иванович много экспериментировал с цветом, стремясь сделать свои произведения максимально правдивыми. Он пользовался асфальтовыми красками, однако с течением времени они, увы, темнеют.
Снежные вершины, 1895 год
К Куинджи быстро пришла слава, а значит — излишнее внимание. В начале 80-х он решает стать затворником: работает над новыми картинами, но не выставляет их. Этот период в жизни художника длится целых 20 лет.
Архип Иванович создает новые краски, которые должны быть устойчивы к воздействию света и воздуха. «Искусство — не игра для развлечения. Играть с искусством — тяжелый грех», — говорил художник.
Он работал систематически, не отвлекаясь на шум славы, прорабатывая новые приемы в живописи.
Радуга, 1900−1905
- Ночное, 1905−1908
- Вечер на Украине, 1878 год
Художник активно занимался благотворительностью. Так, он передавал щедрые взносы в Академию художеств. На благотворительную деятельность уходила большая часть средств — сам Куиджи жил очень скромно.
Источник: https://diletant.media/articles/30085721/
Архип Куинджи – биография и картины художника в жанре Реализм, Импрессионизм – Art Challenge
Закат с деревьями
Закат с деревьями
1876-1890
1876-1890
Солнечный свет в парке
Солнечный свет в парке
1898—1908
1898—1908
Портрет В. М. Васнецова
Портрет В. М. Васнецова
Неизвестно
Неизвестно
Берёзовая роща
Берёзовая роща
1881
1881
Лунная ночь. Зима
Лунная ночь. Зима
Неизвестно
Неизвестно
Крым. Южный берег
Крым. Южный берег
1887
1887
Лесная поляна (этюд)
Лесная поляна (этюд)
Лесная поляна
Лесная поляна
Облако
Облако
1898—1908
1898—1908
Закат
Закат
1898—1908
1898—1908
Ночь
Ночь
1880-е
1880-е
Тополя
Тополя
до 1875
до 1875
Стволы деревьев
Стволы деревьев
1880-е
1880-е
Украина
Украина
1879
1879
Крым.
Крым.
Неизвестно
Неизвестно
Лесок с берёзой
Лесок с берёзой
1885—1890
1885—1890
Крым
Крым
1900—1905
1900—1905
Ночь на Днепре
Ночь на Днепре
1880
1880
Ранняя весна
Ранняя весна
1890—1895
1890—1895
Эльбрус вечером
Эльбрус вечером
1898—1908
1898—1908
Казбек
Казбек
Неизвестно
Неизвестно
Вид на берег и море с гор. Крым
Вид на берег и море с гор. Крым
1880-е
1880-е
Красный закат
Красный закат
1890—1895
1890—1895
Днепр
Днепр
1901
1901
Зима. Оттепель
Зима. Оттепель
1890—1895
1890—1895
Сумерки
Сумерки
1890—1895
1890—1895
Голова крестьянина-украинца в соломенной шляпе
Голова крестьянина-украинца в соломенной шляпе
1890—1895
1890—1895
Прозрачная вода. Пасмурный день. Крым
Прозрачная вода. Пасмурный день. Крым
1898—1908
1898—1908
Закат в лесу
Закат в лесу
Неизвестно
Неизвестно
Закат зимой. Берег моря
Закат зимой. Берег моря
1876—1890
1876—1890
Облака
Облака
1875
1875
Горы на берегу (этюд)
Горы на берегу (этюд)
Неизвестно
Неизвестно
Лунный серп на фоне заката
Лунный серп на фоне заката
1898—1908
1898—1908
Закат
Закат
1890—1895
1890—1895
Подсолнухи. Крым
Подсолнухи. Крым
1880-е
1880-е
Христос в Гефсиманском саду
Христос в Гефсиманском саду
1901
1901
Пахота на волах (набросок)
Пахота на волах (набросок)
Неизвестно
Неизвестно
Море с парусным кораблём
Море с парусным кораблём
1876—1890
1876—1890
Осень
Осень
1876—1890
1876—1890
После дождя
После дождя
1879
1879
Полдень. Стадо в степи
Полдень. Стадо в степи
1890—1895
1890—1895
Скалистый морской берег. Крым
Скалистый морской берег. Крым
1885—1890
1885—1890
Осень. Степь
Осень. Степь
1875
1875
Осень. Туман
Осень. Туман
1898—1908
1898—1908
Берёзовая роща
Берёзовая роща
1880-е
1880-е
Туман в горах. Кавказ
Туман в горах. Кавказ
1898—1908
1898—1908
Степь вечером
Степь вечером
Неизвестно
Неизвестно
Ночь на Днепре
Ночь на Днепре
1898—1908
1898—1908
Лес (этюд)
Лес (этюд)
1870
1870
Ночное
Ночное
1905—1908
1905—1908
Днепр утром
Днепр утром
1881
1881
Эльбрус днём
Эльбрус днём
1898—1908
1898—1908
Мужская голова в соломенной шляпе (эскиз)
Мужская голова в соломенной шляпе (эскиз)
Неизвестно
Неизвестно
Восход солнца на горе Куинджи
Восход солнца на горе Куинджи
1890—1895
1890—1895
Лунная ночь на реке (этюд)
Лунная ночь на реке (этюд)
Неизвестно
Неизвестно
Берёзовая роща
Берёзовая роща
1879
1879
Забытая деревня (эскиз)
Забытая деревня (эскиз)
1873
1873
Облако
Облако
1896
1896
Туман в горах. Кавказ
Туман в горах. Кавказ
1898—1908
1898—1908
Солнечные пятна на инее. Закат в лесу
Солнечные пятна на инее. Закат в лесу
1876—1890
1876—1890
Горы
Горы
1890—1895
1890—1895
Красный закат
Красный закат
1898—1908
1898—1908
Березовая роща. Пятна солнечного света
Березовая роща. Пятна солнечного света
1890—1895
1890—1895
Облака
Облака
1900—1905
1900—1905
Дерево на фоне вечернего неба. Украина
Дерево на фоне вечернего неба. Украина
1890—1895
1890—1895
Дубы
Дубы
1900—1905
1900—1905
Горный склон. Крым
Горный склон. Крым
1885—1890
1885—1890
Портрет Н. А. Ярошенко
Портрет Н. А. Ярошенко
Неизвестно
Неизвестно
Московский вид
Московский вид
19 век
19 век
Лунная ночь. Раздумье
Лунная ночь. Раздумье
1876—1890
1876—1890
Вид Исаакиевского собора при лунном освещении
(Исаакиевский собор при луне)
Вид Исаакиевского собора при лунном освещении
(Исаакиевский собор при луне)
1869
1869
Озеро. Вечер
Озеро. Вечер
не ранее 1890
не ранее 1890
Зима
Зима
1890—1895
1890—1895
Москва. Вид на Кремль со стороны Замоскворечья
Москва. Вид на Кремль со стороны Замоскворечья
1882
1882
Вершина Эльбруса, освещённая солнцем
Вершина Эльбруса, освещённая солнцем
1898—1908
1898—1908
Берёзовая роща
Берёзовая роща
1898—1908
1898—1908
Лесное болото
Лесное болото
1898—1908
1898—1908
Лов рыбы на Чёрном море
Лов рыбы на Чёрном море
1900
1900
Эффект заката
Эффект заката
1885—1890
1885—1890
Лунная ночь на Днепре
Лунная ночь на Днепре
1880
1880
Сосна
Сосна
1878
1878
Степь. Нива
Степь. Нива
1875
1875
Зима
Зима
Неизвестно
Неизвестно
Лесные дали
Лесные дали
не ранее 1890
не ранее 1890
Пейзаж
Пейзаж
1874
1874
Чумацкий тракт в Мариуполе
Чумацкий тракт в Мариуполе
1875
1875
Облака
Облака
1900—1905
1900—1905
Зима. Туман
Зима. Туман
1890—1895
1890—1895
Море. Крым
Море. Крым
1898—1908
1898—1908
Закат солнца в лесу
Закат солнца в лесу
1878
1878
Эльбрус
Эльбрус
1898—1908
1898—1908
Берёзовая роща
Берёзовая роща
1898—1908
1898—1908
Днепр
Днепр
1901
1901
Лесная поляна
Лесная поляна
1887
1887
Закат в степи на берегу моря
Закат в степи на берегу моря
1898—1908
1898—1908
Дали. Крым
Дали. Крым
1898—1908
1898—1908
Эльбрус. Лунная ночь
Эльбрус. Лунная ночь
1890—1895
1890—1895
Горы
Горы
1885—1890
1885—1890
После дождя. Радуга
После дождя. Радуга
1900-е
1900-е
После грозы
После грозы
1879
1879
Крыши. Зима
Крыши. Зима
1876
1876
Снежные вершины. Кавказ
Снежные вершины. Кавказ
1890—1895
1890—1895
Вечер
Вечер
1885—1890
1885—1890
Забытая деревня
Забытая деревня
1874
1874
Волны
Волны
1870-е
1870-е
Лесной пейзаж (эскиз)
Лесной пейзаж (эскиз)
Неизвестно
Неизвестно
Кипарисы на берегу моря. Крым
Кипарисы на берегу моря. Крым
1887
1887
Берег моря
Берег моря
1885—1890
1885—1890
Зима. Пятна света на крышах хат
Зима. Пятна света на крышах хат
1890—1895
1890—1895
Зима
Зима
1890—1895
1890—1895
Лес. Лопухи
Лес. Лопухи
1898—1908
1898—1908
Морской берег. Вид на гору Демерджи. Крым
Морской берег. Вид на гору Демерджи. Крым
1880-е
1880-е
Скала
Скала
Неизвестно
Неизвестно
Берёзовая роща
Берёзовая роща
1879
1879
Лес
Лес
1887
1887
Дарьяльское ущелье
Дарьяльское ущелье
1890—1895
1890—1895
Москва. Вид на Москворецкий мост, Кремль и храм Василия Блаженного
Москва. Вид на Москворецкий мост, Кремль и храм Василия Блаженного
1882
1882
Крым
Крым
1900—1905
1900—1905
Бурьян
Бурьян
1875
1875
Берёзовая роща
Берёзовая роща
1901
1901
Море. Крым
Море. Крым
1875—1879
1875—1879
Ладожское озеро
Ладожское озеро
1873
1873
Закат
Закат
1876—1890
1876—1890
Север
Север
1879
1879
Украинская ночь
Украинская ночь
1876
1876
Березовая роща (Лес)
Березовая роща (Лес)
1880-е
1880-е
Портрет И.Н.Крамского
Портрет И.Н.Крамского
Неизвестно
Неизвестно
Лесное озеро. Облако
Лесное озеро. Облако
не ранее 1890
не ранее 1890
Стволы берёз
Стволы берёз
1879
1879
Берег моря со скалой
Берег моря со скалой
1898—1908
1898—1908
В Крыму
В Крыму
1900—1905
1900—1905
Лунная ночь на море
Лунная ночь на море
1874
1874
Берёзовая роща
Берёзовая роща
1879
1879
Эльбрус вечером. Розовый закат
Эльбрус вечером. Розовый закат
1898—1908
1898—1908
Облако над горной долиной
Облако над горной долиной
1898—1908
1898—1908
Солнечные пятна на инее
Солнечные пятна на инее
1876—1890
1876—1890
Прибой. Крым
Прибой. Крым
1887
1887
После дождя
После дождя
1879
1879
Вид на Москву с Воробьёвых гор
Вид на Москву с Воробьёвых гор
1882
1882
Берег моря
Берег моря
1887
1887
Море
Море
1890—1895
1890—1895
Крым. Яйла
Крым. Яйла
1885—1890
1885—1890
После дождя
После дождя
1890—1895
1890—1895
Красный закат
Красный закат
1905—1908
1905—1908
Закат в степи
Закат в степи
1900
1900
Снежные вершины. Кавказ
Снежные вершины. Кавказ
1890—1895
1890—1895
Облако
Облако
1898—1908
1898—1908
Вечер на Украине
Вечер на Украине
1878
1878
Поляна в лесу. Туман
Поляна в лесу. Туман
1898—1908
1898—1908
Осень
Осень
1890—1895
1890—1895
Снежные вершины
Снежные вершины
1890—1895
1890—1895
Горы и облака (эскиз)
Горы и облака (эскиз)
Неизвестно
Неизвестно
На острове Валааме
На острове Валааме
1873
1873
Роща
Роща
1898—1908
1898—1908
Радуга
Радуга
1900—1905
1900—1905
Вечер в степи
Вечер в степи
1876—1890
1876—1890
Морской берег. Крым
Морской берег. Крым
1885—1890
1885—1890
Закат
Закат
1890—1895
1890—1895
Радуга
Радуга
Неизвестно
Неизвестно
Пейзаж. Степь
Пейзаж. Степь
1890—1895
1890—1895
Цветник. Кавказ
Цветник. Кавказ
1908
1908
Волга
Волга
1898—1908
1898—1908
Радуга
Радуга
1885-1895
1885-1895
Море. Серый день. Мариуполь
Море. Серый день. Мариуполь
1870-е
1870-е
Эльбрус днём
Эльбрус днём
не ранее 1890
не ранее 1890
Ай-Петри. Крым
Ай-Петри. Крым
1898—1908
1898—1908
Зима
Зима
1890—1895
1890—1895
Лес у воды
Лес у воды
1872
1872
Берёзовая роща
Берёзовая роща
около 1879
около 1879
Степь
Степь
1875
1875
Облако
Облако
1895
1895
Ночной пейзаж
Ночной пейзаж
1878
1878
Лодка в море. Крым
Лодка в море. Крым
до 1875
до 1875
Осенняя распутица
Осенняя распутица
1872
1872
Зима
Зима
1890-1895
1890-1895
Радуга
Радуга
1900-е
1900-е
Сумерки в степи
Сумерки в степи
Неизвестно
Неизвестно
Закат в лесу
Закат в лесу
около 1878
около 1878
Лес
Лес
1890-е
1890-е
После дождя
После дождя
1879
1879
Источник: https://artchallenge.ru/gallery/ru/3.html
Архип Куинджи. Ладожское озеро. На острове Валааме. Описание картин. | Русские художники. Russian Artists
Лето 1872 года Куинджи провел на Ладожском озере, на острове Валаам. В результате появились картины: «Ладожское озеро» (1872), «На острове Валааме» (1873). Эти пейзажи стоят на перепутье реалистического освоения природы и остаточного влияния романтико-академической стилистики. По замечанию Константина Кавелина, этика — это «гигиена духа». Из такого убеждения проистекало нравственное вдохновение русского пейзажа, в том числе и пейзажей Куинджи. О картине «На острове Валааме» Репин сказал, что она написана «удивительным серебряным тоном». С живописной точки зрения картина безупречна. Ее образ вливается в поток сумеречных пейзажей, так характерных для саврасовско-васильевского направления, с единственной, но существенной оговоркой: образ лишен саврасовской душевности. Он скорее драматичен, нежели лиричен. Положение этой картины в русском пейзаже особенное. Она является своего рода связью между поздним академическим романтизмом и реализмом. В «Ладожском озере» отчетливая дань романтическому восприятию сказалась в искусственно высветленном, словно невидимым грозовым светом, переднем плане. Художник остался доволен картиной. Будучи проданной с выставки частному лицу, она могла бы затеряться. Но Куинджи спустя год выкупил ее у владельца.
С картиной «Ладожское озеро» произошла удивительная и показательная история. Через 10 лет после ее создания, художник Судковский пишет картину «Мертвый штиль», где будет повторен найденный Куинджи мотив просвечивающегося сквозь воду каменистого дна. Разгневанный Куинджи настоял, чтобы А.С. Суворин, известный журналист и издатель, написал статью о защите авторского права. Хотя в своих общественных воззрениях Куинджи и был идеалистом, мечтающим преобразовать жизнь на началах братства и взаимопомощи, но, когда сталкивался с проявлениями несправедливости, он становился твердым и непреклонным. Вот как описывает эту ситуацию М.П.Неведомский, современник и первый биограф А.И.Куинджи:
В тот год, когда писалось «Ладожское озеро», соседом по квартире с Архипом Ивановичем был маринист Судковский. Лет через десять Судковский выставил картину «Мертвый штиль», где повторялся найденный Куинджи мотив просвечивающего сквозь воду каменистого дна… Куинджи объявил ее плагиатом. Он разошелся с Судковским, с которым до тех пор дружил, и настоял на том, чтобы Суворин (в газете которого появилась статья Вагнера, ставившая картину Судковского «рядом с лучшими произведениями Куинджи») написал статью в защиту авторского права на художественное открытие. Он даже свозил в этих видах Суворина на квартиру к собственнику картины (которому она, к слову сказать, досталась всего за 100 рублей)…
Из монографий В.С.Манина, М.П.Неведомского Главная сайта Главная На страницу «Куинджи» «Три шедевра» |
Источник: http://www.tanais.info/art/kuindzhi9more.html
Ладожское озеро, картина Куинджи. Ладожское озеро — карти .
«Ладожское озеро» — картина русского художника Архипа Куинджи написал в 1873 году. картина является частью собрания Государственного Русского музея. размер картины — 79.5 × 62.5 см.
Картина «Ладожское озеро» вошел в трилогию художника северной природы, которая также включает картины «На острове Валааме» 1873 и «Север» 1879.
Картина «Ладожское озеро» была написана во время одной из поездок Куинджи на острове Валаам, расположенном на Ладожском озере. Куинджи привлекла суровая красота северной природы — скалистые берега, лес и озеро с прозрачной водой.
на картине изображена песчано-каменистый берег озера, прибрежные скалы постепенно уходят под прозрачной водой и красиво светит через нее. озера видна лодка с рыбаками, и вдалеке Белый парус другой лодки.
линия горизонта довольно низкая, около двух третей картины занимает небо с облаками.
С этой картиной также связана следующая история. В 1883 году Куинджи обвиняли в плагиате художника-мариниста Руфина Судковского 1850 — 1885, который был его соседом по комнате в то время, когда они были созданы «Ладожское озеро».
Куинджи сказал, что картина Судковского «Мёртвый штиль» скопировано из его картин «Ладожское озеро». заявление Куинджи поддержали еще несколько художников, которые написали письмо в газету «Новое время», утверждая, что картина Судковского «прямо заимствована» у Куинджи.
С другой стороны, были и те, кто встал на Судковского.
- Озеро Ладога — озеро в северной приполярной части Титана, спутника планеты Сатурн. Ладожское озеро — картина Архипа Куинджи написанная в 1873 году.
- Север — картина русского художника Архипа Куинджи 1841 1842 — 1910 написанная в 1879 году. Картина является частью собрания Государственной Третьяковской
- Ладожское озеро также Ладога в древности — Нево — озеро в Республике Карелия северный и восточный берег и Ленинградской области западный, южный
- конце концов, стало первой картиной Куинджи которую купил для своей коллекции П. М. Третьяков. Картина Ладожское озеро привлекала к себе внимание
- поездки Куинджи на Валаам. Картина На острове Валааме вошла в трилогию художника о северной природе, к которой также относятся картины Ладожское озеро 1873
- произведениях Куинджи лишён обыденности, в нём есть нечто торжественное, несколько театральное, даже когда мотив пейзажа вполне классический Ладожское озеро Радуга
- 1908 датируется по каталогу ГРМ, где этюд к картине датирован 1900 — ми. Куинджи 2018, с. 15. А.И. Куинджи — Исаакиевский собор при луне, 1869 неопр.
- Куинджи публично обвинил Судковского в плагиате, заявив, что картина Судковского Мёртвый штиль полностью повторяет картину Куинджи Ладожское озеро
- Новочеркасский музей истории Донского казачества Средиземное море Ладожское озеро Конец 19 в. Государственный музей — заповедник Ростовский кремль
- На севере диком 1891 А. И. Куинджи Ладожское озеро 1873 А. И. Куинджи Валаам. 1872 Berndt Lindholm, Ладожское озеро XX век Т. Г. Юфа, Рунопевцы
- Фонду культуры. На одной из них воспроизведена картина Н. К. Рериха Ункрада 1909 на второй — картина Псково — Печорский монастырь 1999, Россия — издательским
- общения родителей с людьми искусства. В доме Рерихов часто бывали Врубель, Куинджи Стасов, Дягилев, Стравинский, Блок, Бехтерев. Художник Серов приходил
- А. Кипренский, К. П. Брюллов, А. А. Иванов, И. К. Айвазовский, А. И. Куинджи В. А. Тропинин, А. Г. Венецианов, П. А. Федотов. В живописи преобладает
Источник: https://google-info.org/4006055/1/ladozhskoe-ozero-kartina-kuindzhi.html
Сочинение по картине Куинджи «Ладожское озеро»
Первые пейзажные работы Архипа Куинджи были встречены русским обществом с большим одобрением. В этих ранних работах художник в сумрачных тонах отражал убожество русской деревни и деревенских пейзажей. Куинджи принимают в кружок передвижников. Но, у художника нет полного единства с передвижнической средой, он ищет свой путь, прокладывая дорогу передовым идеям в искусстве.
Он проявляет заметный интерес к импрессионистам. Его увлекает проблема влияния воздушной среды на цветовую окраску элементов пейзажа. В цикле северных работ художник апробирует найденный им прием перламутрового мерцания света, соизмеряет его с находками импрессионистов в вибрации воздушной среды. Он пытается достичь образа земли, убывающей в туманной дали.
В трилогию северных работ Куинджи вошли три работы: «Ладожское озеро», « На острове Валааме», «Север», написанные в семидесятых годах.
Натурой для написания «Ладожского озера» послужил остров Валаам, расположенный в северной части Ладоги. Своеобразная живописность северной природы очень влекла художника – лесные чащи, скалистые берега и озерца, заполненные прозрачной водой.
Сюжет картины чрезвычайно прост. Песчаный берег озера, усеянный камнями и остатками березовых стволов. Уходящие под воду прибрежные камни, живописно просвечивают через прозрачную воду озера. Неподалеку видна лодка с рыбаком и двумя женскими фигурами. В туманной дымке виднеется парус другой лодки.
Линия горизонта размыта, большую часть полотна занимает небо с облаками. Тонкие световые оттенки облаков, их перламутровая прелесть завораживают взгляд. Затемненная поверхность озера придает оттенок драматичности этому очень тонкому и лиричному полотну.
Эта картина была очень любима самим автором. Прямо с выставки она была приобретена для частной коллекции. Но, опасаясь, что она затеряется, Куинджи выкупил ее у владельца. Примерно, к своим сорока годам, художник приобретает огромную известность, спрос на его картины чрезвычайно высок.
Но популярность не приносит Куинджи желаемой удовлетворенности. Он более не участвует в выставках, и не выставляет картины для продажи. На долгие, долгие годы художник заточает себя в мастерской и отдается новым исканиям.
Добровольное затворничество художника завершается в1889 году. Он дает согласие на преподавание в Академии художеств и получает звание профессора.
Именно в этот период в полной мере проявляются его замечательные человеческие качества и великий талант педагога.
За годы затворничества художником было создано около 500 полотен. Но это был уже другой Куинджи. Пейзажи художника этого периода полны созерцательности, тишины, покоя.
Источник: https://school-essay.ru/sochinenie-po-kartine-kuindzhi-ladozhskoe-ozero.html
Описание картин Куинджи. На-острове-валаам. Ладожское озеро
Архип Куинджи. Ладожское озеро.
1873. Холст, масло. 79,5 x 62,5. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
Лето 1872 года Куинджи провел на Ладожском озере, на острове Валаам. В результате появились картины: «Ладожское озеро» (1872), «На острове Валааме» (1873).
Эти пейзажи стоят на перепутье реалистического освоения природы и остаточного влияния романтико-академической стилистики. По замечанию Константина Кавелина, этика — это «гигиена духа».
Из такого убеждения проистекало нравственное вдохновение русского пейзажа, в том числе и пейзажей Куинджи.
О картине «На острове Валааме» Репин сказал, что она написана «удивительным серебряным тоном». С живописной точки зрения картина безупречна.
Ее образ вливается в поток сумеречных пейзажей, так характерных для саврасовско-васильевского направления, с единственной, но существенной оговоркой: образ лишен саврасовской душевности. Он скорее драматичен, нежели лиричен.
Положение этой картины в русском пейзаже особенное. Она является своего рода связью между поздним академическим романтизмом и реализмом.
В «Ладожском озере» отчетливая дань романтическому восприятию сказалась в искусственно высветленном, словно невидимым грозовым светом, переднем плане. Художник остался доволен картиной. Будучи проданной с выставки частному лицу, она могла бы затеряться. Но Куинджи спустя год выкупил ее у владельца.
Полотно находилось в мастерской художника до его кончины. Картина действительно была хороша. Куинджи преодолел в ней перенапряженность в передаче состояния погоды, свойственную произведениям поздних романтиков.
Пейзаж исполнен изящно: тонкие световые оттенки, живописная цельность тонового письма снимают световые контрасты, сообщающие, как правило, драматическое ощущение.
Архип Куинджи. На острове Валааме.
1873. Холст, масло. 76 x 130.
Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
С картиной «Ладожское озеро» произошла удивительная и показательная история. Через 10 лет после ее создания, художник Судковский пишет картину «Мертвый штиль», где будет повторен найденный Куинджи мотив просвечивающегося сквозь воду каменистого дна. Разгневанный Куинджи настоял, чтобы А.С.
Суворин, известный журналист и издатель, написал статью о защите авторского права.
Хотя в своих общественных воззрениях Куинджи и был идеалистом, мечтающим преобразовать жизнь на началах братства и взаимопомощи, но, когда сталкивался с проявлениями несправедливости, он становился твердым и непреклонным.
Вот как описывает эту ситуацию М.П.Неведомский, современник и первый биограф А.И.Куинджи:
«Ладожское озеро» — это мотивов северной природы, где художник, передавая впечатление величаво-сурового покоя и тишины, между прочим, старается овладеть эффектом каменистого дна озера, просвечивающего сквозь воду.
По поводу этой вещи позднее, в 1883 году, разыгрался эпизод, в то время поднявший изрядный шум в художественном мире. Этот эпизод может быть образчиком той страстности, которой всегда был преисполнен Куинджи.
В тот год, когда писалось «Ладожское озеро», соседом по квартире с Архипом Ивановичем был маринист Судковский. Лет через десять Судковский выставил картину «Мертвый штиль», где повторялся найденный Куинджи мотив просвечивающего сквозь воду каменистого дна… Куинджи объявил ее плагиатом.
Он разошелся с Судковским, с которым до тех пор дружил, и настоял на том, чтобы Суворин (в газете которого появилась статья Вагнера, ставившая картину Судковского «рядом с лучшими произведениями Куинджи») написал статью в защиту авторского права на художественное открытие.
Он даже свозил в этих видах Суворина на квартиру к собственнику картины (которому она, к слову сказать, досталась всего за 100 рублей)…
Другие газеты выступили на защиту Судковского. Художники Крамской, Максимов, Волков, Репин напечатали в «Новом времени» письмо в редакцию с заявлением, что картина Судковского «прямо заимствована» у Куинджи…
По существу, Куинджи мог быть и правым. Но во всей этой истории, в той горячности, с которою он отстаивал свое «первенство», сказался, конечно, прежде всего присущий ему «неистовый» темперамент.
В 1885 году Николай Мурашко устроил Судковскому выставку в Киеве. Выставка прошла тихо, работ продалось мало.
Позже Мурашко в своей книге напишет: «Посетил Всемирную выставку в Антверпене, где экспозиция картин Судковского прошла с большим успехом, а одна из работ была оценена и приобретена за вдвое большую цену, чем за нее предлагали в Киеве».
Источник: Из монографий В.С.Манина, М.П.Неведомского
Источник: http://design-kmv.ru/zhivopis-2/russkaya-zhivopis/opisanie-kartin-kuindzhi-na-ostrove-valaam-ladozhskoe-ozero.html
Ладожское озеро
«Ладожское озеро» — картина русского художника Архипа Куинджи, написанная в 1873 году. Картина является частью собрания Государственного Русского музея. Размер картины — 79.5 х 62.5 см.
Картина «Ладожское озеро» вошла в трилогию художника о северной природе, к которой также относятся картины «На острове Валааме» (1873) и «Север» (1879).
Картина «Ладожское озеро» была написана во время одной из поездок Куинджи на остров Валаам, находящийся на Ладожском озере. Куинджи привлекала суровая живописность северной природы — скалистые берега, лесные чащи и прозрачная озёрная вода.
На картине изображён песчано-каменистый берег озера, прибрежные камни постепенно уходят под прозрачную воду и живописно просвечивают сквозь неё. На озере видна лодка с рыбаками, а вдали белеет парус другой лодки.
Линия горизонта находится довольно низко, примерно две трети картины занимает небо с облаками.
Описание картины Архипа Куинджи «Ладожское озеро»
Картину Куинджи написал в 73 году 19 века. Годом раньше летом он жил на озере Валаам. Природа вдохновила художника творить свои полотна.
В своем произведении Куинджи показывает перепутье. Если смотреть на понимания самого автора, то природа изображена реалистично, хотя романтизма тоже хватает.
Больше всего черты романтизма открывает перед зрителями передний план. Он очень светлый от всполохов молнии. Таким способом он передает состояние природы во время грозы. На пейзаже все элементы прописаны особенно изящно. Свет имеет тонкие оттенки, которые помогают убрать контрастность.
Автору нравилось отдыхать на Ладоге. Особенно привлекала его тишина и величавость. Как умело изображено им озерное дно, которое видно через чистейшую, кристальную воду!
Позднее Куинджи напишет трилогию картин о Ладожском озере. Это полотно станет первым в северной живописи. Вода и небо для него важные составляющие творчества. Писать пространство так, как Архип, не удавалось никому: видно, что границ оно не имеет.
Цветовая палитра неба и озера находятся в единстве цветов и оттенков. Горизонт, хотя и разделяет их, показан неярко. Он не любит выделять на своих картинах границы. Они есть, но к ним он относится условно, стирая их до максимума.
Именно потому, каждому зрителю удается ощутить движение на полотнах, плавность перехода одного безграничного пространства в другое.
Человек может, глядя на полотно, оказаться в будущем. По небу плывут облака, цвет их песочно-серый. Но они не кажутся нависающими, тяжелыми. Художник сумел все уравновесить на своей картине, изобразив на берегу несколько камней, прописав в них каждую деталь.
Голубой и серый оттенки указывают на то, что скоро и здесь начнется непогода. Это надо же было, подобрать так тень и свет, чтобы они заиграли в преддверии грозы.
Источник: https://8-poster.ru/pictures/Ladojskoe_ozero/
Архип Иванович Куинджи, Изображений: 175
Сведения о детстве Архипа Куинджи очень отрывочные и неполные.
Даже дата его рождения известна недостоверно. Сохранились немногочисленные документы, на основании которых исследователи биографии Куинджи называют днём его рождения 15 января 1841 года.
Произошло это событие в пригороде Мариуполя под названием Карасу.
Талант и бедность (1841-1854)
Считается, что предками художника были греки, которые проживали в Крыму в тесном соседстве с татарами. Происходило постепенное взаимопроникновение культур, стирался языковый барьер, возникали смешанные браки. Поэтому вполне возможно присутствие в семье Куинджи татарской крови, хотя сам художник всегда говорил, что считает себя русским.
Фамилия «Куинджи» (в первоначальной транскрипции Куюмджи) на татарском языке означает название ремесла: «золотых дел мастер». Известно, что дед художника действительно был ювелиром. Родной брат Архипа перевёл фамилию на русский язык и стал Золотарёвым.
Рождение талантливого ребёнка в бедной семье не обещает ему никаких привилегий. Отец Куинджи, Иван Христофорович, был сапожником и не мог обеспечить своим детям достаток. Когда Архипу исполнилось три года, отец внезапно умер. Очень недолго после этого прожила и мать. Маленькие сироты остались на попечении брата и сестры отца Куинджи, которые поочерёдно, как могли, заботились о них.
Благодаря поддержке родственников мальчик освоил грамоту, занимаясь со знакомым учителем-греком, а позже недолго посещал местное городское училище. Учёба там ему не нравилась и давалась с большим трудом.
Как раз в этот период впервые ярко проявились его способности к рисованию. Увлекаясь, малыш рисовал не только на случайных обрывках бумаги, но и на мебели или заборе.
Это занятие приносило ему неподдельную радость.
Бедность вынуждала его подрабатывать то пастушком, то помощником хлеботорговца, то учётчиком кирпичей на строительстве церкви. Но рисование по-прежнему было его главной страстью.
Так продолжалось до 1855 года, когда кто-то из взрослых, заметив у мальчишки талант, посоветовал ему ехать учиться рисованию к Айвазовскому, в Феодосию.
Архип Куинджи проделал этот неблизкий путь пешком, так как заплатить за проезд было нечем.
Новый поворот (1855-1859)
Крымские пейзажи поразили воображение впечатлительного подростка. Айвазовский в ту пору отсутствовал, поэтому его копиист, Адольф Фесслер, по доброте душевной принял участие в судьбе юного Архипа. Он преподал ему первые настоящие уроки рисования. Для бедного и застенчивого Архипа это означало, что у него есть надежда стать художником.
Он пробыл в Феодосии несколько месяцев. Дочь Айвазовского в своих воспоминаниях описывала его как невысокого, сильно курчавого паренька в соломенной шляпе, очень тихого и стеснительного.
Сам Айвазовский по возвращении в Феодосию не сумел рассмотреть талант Куинджи и не стал заниматься с ним. Правда, он доверил ему смешивание красок и покраску своего забора. Разочарованный и угнетённый таким поворотом событий юноша возвращается домой.
Удача с третьей попытки (1860-1868)
В родном городе Куинджи несколько месяцев работает ретушёром у фотографа, а позже отправляется в поисках заработка сначала в Одессу, а оттуда — в Таганрог. Этот город встретил его более приветливо. Архип нанимается в фотостудию С. С. Исаковича, снова в качестве ретушёра. И продолжает рисовать.
Окончательно осознав, что реализовать свою мечту в таких условиях он не сможет, Куинджи бросает всё и переезжает в Санкт-Петербург, где пытается поступить в Академию художеств. Однако судьба состроила ему новую гримасу — провал на экзаменах. Вторая попытка тоже оказалась неудачной.
Но талант и любовь к живописи требовали выхода и толкали на преодоление препятствий. Куинджи упорно занимается рисованием и в 1868 году выставляет свою первую картину под названием «Татарская сакля в Крыму». Эта работа открывает ему доступ в Академию художеств, куда его зачисляют как вольнослушателя.
В этот благодатный период Куинджи создаёт невероятно пронзительные картины «Осенняя распутица», «Забытая деревня» и «Чумацкий тракт в Мариуполе».
Они написаны в новаторской манере.Тщательно подобранные оттенки очень точно передают мрачность и унылость безрадостных пейзажей. Непривычные краски и особенная игра теней очень впечатлили публику, но получили неоднозначную оценку в среде художников.
«Северный» период (1869-1873)
Куинджи очень привлекала работа над пейзажами. Он вырабатывал свою особенную технику нанесения красок, которая позволяла создавать настолько необычные зрительные иллюзии, что друзья за глаза называли его мистификатором.
Вдохновлённый видами северной природы, художник за короткий период создал такие шедевры, как «Ладожское озеро», «Снег», «На острове Валаам», «Исаакиевский собор при лунном освещении».
Опять поворот и стремительный взлет (1874-1881)
В 1874 году жизнь Архипа Куинджи получает новое наполнение: художник женится на Вере Леонтьевне Кетчерджи. Он был влюблён в неё ещё с юношеских лет. Ранее этот брак был невозможен из-за крайней бедности Куинджи и богатого происхождения невесты.
Теперь же продажа картин сделала художника обеспеченным человеком. Он смог посетить Англию, Францию, Австрию, Швейцарию и другие страны для знакомства с различными школами живописи.
Наступил новый, более радостный период жизни. И картины художника приобрели другую тональность. Написанные в ту пору «Берёзовая роща», «Днепр утром», «Лунная ночь на Днепре», «Украинская ночь» произвели невероятное впечатление на публику.
Яркая, почти декоративная игра красок делала картины просто светящимися. Некоторые даже норовили заглянуть за холст, чтобы убедиться в отсутствии искусственной подсветки луны. Современник Куинджи, поэт Я. Полонский, рассматривая картины, в недоумении задавался вопросом: это картина или оконная рама, за которой открывается пейзаж непостижимой красоты?
Молчание гения (1882-1910)
После такого шумного успеха друзья Куинджи обоснованно ожидали новых картин и сюжетов. Но у художника своя логика — он прекратил выставки на 20 лет. В это время он продолжал писать, штудировать литературу, занимался с учениками, строил дачу в Крыму.
Несмотря на активный и обидчивый характер, Архип Куинджи слыл очень добрым человеком. Он постоянно и безвозмездно поддерживал деньгами своих учеников и учреждал премии лучшим молодым художникам. Его доброта распространялась также на животных и птиц.
Из письменных воспоминаний современников художника известно, что ежедневно около полудня он выходил во двор кормить птиц. Уже приученные к такому ритуалу к нему слетались воробьи, вороны, голуби и другая крылатая братия. Птицы совершенно его не боялись, садились на руки, что только радовало хозяина.
В 1901 году Куинджи прервал своё «молчание», представив взыскательной публике новые шедевры: «Вечер в Украине», теологический сюжет «Христос в Гефсиманском саду» и новый вариант «Берёзовой рощи». Они до сих пор волнуют и завораживают зрителя, надолго приковывая взгляд.
Больше он не выставлялся и многие картины стали известными только после его смерти. Умер гениальный художник 11 июля 1910 года. Причиной смерти стало больное сердце.
Передвижники
Источник: https://gallerix.ru/album/Quingy