Врубель михаил «пан» описание картины, анализ, сочинение

17 марта 1856 года в Омске родился русский художник Михаил Александрович Врубель, работавший практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве.

Врубель Михаил

В 1880—1890-е годы творческие искания Врубеля не находили поддержки Академии художеств и критиков искусства.

«Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах, и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна.

«За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи — как раз к моменту полного прекращения художественной активности.

  • Сегодня мы хотим поделиться с вами некоторыми плодами творчества знаменитого русского художника.
  • Богоматерь с младенцем, 1884
  • Врубель Михаил Врубель Михаил
  • Слева: законченный вариант. Справа: эскиз итальянским карандашом, 1884 год

Икона была создана в 1884—1885 годах для оформления одноярусного мраморного иконостаса Кирилловской церкви в Киеве. Именно эта работа сделала Врубеля известным широкой публике и послужила отправной вехой в его последующей карьере художника и декоратора. Несмотря на то, что образ выполнен согласно всем канонам православной иконографии, критики отмечают его выразительность и необычность.

Искусствоведы, критики и художники единогласно признали успех не только образа Богоматери, но и других работ, выполненных Врубелем в Кирилловской церкви. Так, например, известный коллекционер П. М.

Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К.

Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля», и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме», и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями».

Девочка на фоне персидского ковра, 1886

Врубель Михаил

На картине изображена девочка-подросток, одетая в розовое атласное платье, на фоне персидского ковра, руки девочки положены ладонями на розу и богато инкрустированный кинжал — традиционные эмблемы любви и смерти. На шее девочки — жемчужное ожерелье, пальцы рук унизаны перстнями.

К нашему времени краски картины заметно потемнели. Врубель часто торопился в работе и нарушал технологию, используя ретушные лаки, которые быстро высушивали поверхность картины. В настоящее время картина экспонируется в собрании Киевского музея русского искусства.

Демон летящий, 1899

Врубель Михаил

Это незаконченная картина Михаила Врубеля, написанная в 1899 году и являющаяся частью серии иллюстраций к поэме Михаила Лермонтова «Демон». Он не закончил работу по неизвестной причине.

Демон поверженный, 1902

Врубель Михаил

В 1900 году Врубель опять обращается к теме «Демона». Ещё не окончив полотно «Демон летящий», в 1901 году художник начал писать предварительные эскизы к картине «Демон поверженный». Врубель в целом был здоров, хотя окружающие отмечали его раздражительность. Несмотря на в основном отрицательные отзывы критики того времени, его популярность среди ценителей живописи росла.

Картина выполнена на холсте маслом. Фоном ее является горная местность в алом закате. Композиция подчёркивает стеснённость фигуры демона, будто бы зажатого между верхней и нижней перекладинами рамы.

Картина написана в индивидуальном стиле Врубеля с эффектом кристаллических граней, что делает его картины более похожими на витражи или панно.

Такого эффекта художник добился с помощью плоских мазков, выполненных мастихином.

Демон сидящий, 1890

Врубель Михаил

Демон — образ силы человеческого духа, внутренней борьбы, сомнений. Трагически сцепив руки, он сидит с печальными, направленными вдаль огромными глазами, в окружении невиданных цветов. Фоном картины является горная местность в алом закате. Композиция подчёркивает стеснённость фигуры демона, будто бы зажатого между верхней и нижней перекладинами рамы.

В 1891 году Врубель написал тридцать иллюстраций к юбилейному изданию сочинений Лермонтова под редакцией Кончаловского. Большая часть работ относилась к поэме Лермонтова «Демон», о которой мы уже упоминали выше. Эскиз это картины был создан в 1890 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Пан, 1899

Врубель Михаил

На картине изображён Пан — персонаж древнегреческой мифологии. Однако, он изображён на фоне типичного северо-российского пейзажа (равнина, кривая берёза, лес, река), что роднит его с образом лешего

Картина написана в 1899 году, относится к так называемому «Сказочному циклу» и считается его вершиной. Написана во время пребывания художника и его жены в имении княгини Марии Тенишевой (село Хотылево, Орловская губерния).

Поначалу Врубель начал писать портрет жены на фоне лесного пейзажа, однако не окончил его и буквально за несколько дней написал на том же холсте новую картину.

Источником вдохновения для Врубеля послужил рассказ Анатоля Франса «Святой сатир».

Портрет К. Д. Арцыбушева, 1897

Врубель Михаил

О портрете Константина Дмитриевича Арцыбушева, написанном Михаилом Александровичем Врубелем, можно сказать, что это портрет русского интеллигента времени становления в России капитализма.

Герой портрета — человек новой формации, новой промышленно развивающейся России, страны, в которой начинают цениться не только благородство происхождения, но и ум, талант и активная гражданская позиция. Поэтому и художественные средства выбраны Врубелем соответственные. Ничего внешнего, бросающегося в глаза.

Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете. За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами. Красный цвет бабочки седеющего Арцыбушева и чуть сборенного ковра на полу разряжают монотонность серо-зелёных оттенков картины.

Это традиционный реалистический портрет, герой которого не позирует, а наоборот, находится в состоянии задумчивости, в удобной позе, в комфортной и привычной для него обстановке. Но этот портрет не был бы врубелевским, если бы в образе Арцыбушева не чувствовалась внутренняя динамика, подобная скрученной пружине.

Резковатый наклон головы, изломанный разворот плеч, мрачный взгляд из-под широких бровей — мысли героя далеки от созерцательности. Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона».

Принцесса Грёза, 1896

Врубель Михаил

Врубелевское панно «Принцесса Грёза» именуют самым известным панно Москвы. Оно создано на сюжет драмы в стихах Эдмона Ростана «La Princesse lointaine», в русском переводе Т. Л. Щепкиной-Куперник получившей название «Принцесса Грёза».

Премьера пьесы на русской сцене состоялась в январе 1896 года в Санкт-Петербурге. Романтическая история о возвышенном стремлении к любви и совершенной красоте, созерцание которой достигается ценой смерти, имела оглушительный успех у публики.

  1. Живописное панно ныне экспонируется в зале Врубеля в Третьяковской галерее.
  2. Царевна-Лебедь, 1900

Царевна с полотна Врубеля таинственна и загадочна, лицо её печально. Изображена Царевна-Лебедь на фоне спускающихся над морем сумерек, узкой полоски заката на горизонте и далёкого города (фоном послужили декорации к спектаклю — город Леденец, выполненные художником).

Картина посвященная персонажу оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (по роману Пушкина). А. П.

Иванов говорил об этой картине: «Не сама ли то Дева-Обида, что, по слову древней поэмы, «плещет лебедиными крылами на синем море» перед днями великих бедствий?», имея в виду персонаж из «Слова о полку Игореве».

Александр Блок также очень любил эту картину и всегда держал её репродукцию в кабинете в Шахматове. Ею навеяно большое стихотворение с подзаголовком «Врубелю».

Источник: https://diletant.media/articles/28305043/

Самые знаменитые картины Врубеля (описание + ФОТО)

Первый русский символист Михаил Врубель обладал особой манерой исполнения своих художественных произведений, так что его картины трудно перепутать с работами других художников.

Все, знавшие художника, и его друзья отмечали особый темперамент и своеобразный характер мастера, который и отобразился в его замечательных работах.

Познакомимся поближе с творчеством великого русского художника и представим галерею самых известных картин Михаила Врубеля.

Знаменитые картины Врубеля:

Немного биографии и особенности творчества…

Врубель Михаил

Портрет Врубеля.

Врубель Михаил Александрович родился в 1856 году в городе Омске, и уже 10 годам маленький Миша проявил артистические способности, в том числе и к рисованию. Ни его родственники, ни он сам и не думал, что станет художником, но уже первые его эскизы и наброски свидетельствовали о большом творческом потенциале.

Со временем, обучаясь в Академии художеств, у Врубеля появилась особая художественная манера, как говорится, свой почерк. То, что главным персонажем его работ стал демон, породило множество слухов, что художник продал душу дьяволу, а когда житель потустороннего мира открыл мастеру своё истинное лицо, Михаил Врубель ослеп и помешался рассудком.

Самые знаменитые картины Врубеля…

Художник много путешествовал, поэтому представим моменты озарения мастера и написание картин во времени и пространстве.

Киевский период. 1880-1889

Сошествие Святого Духа на апостолов. 1885

Врубель Михаил

За пять лет жизни в Киеве художник выполнил огромный объём работ, но самое главное — смог прикоснуться и впитать в себя истоки русской живописи.

На хорах Кирилловской церкви, которую Врубель самостоятельно расписал, он изобразил монументальную фреску «Сошествие Святого Духа на апостолов». Мастеру удалось точно соединить первоисточники византийской манеры иконописи с собственными портретными изысканиями.

Для написания фигур апостолов и Богоматери художник использовал реальные прототипы людей, с которыми общался во время жизни в Киеве.

Церкви России, перепрофилированные во времена СССР.

Богоматерь с младенцем. 1884-1885

Врубель Михаил

  • Икона, написанная Врубелем для иконостаса Кирилловской церкви, прославила художника и стала отправной точкой на его творческом пути.
  • Как отмечают специалисты, икона выполнена по всем канонам христианской иконографии, но Врубель привнёс в неё портретную выразительность и необычность.
  • Поговаривали, что мастер был тайно влюблён в жену своего заказчика, искусствоведа Адриана Прахова, и с иконы на прихожан церкви смотрит именно она — Эмилия, и их младшая дочь.

Автопортрет. 1885

Врубель Михаил

В творческой копилке художника множество автопортретов, но этот, написанный во время пребывания в Киеве, наиболее точно передаёт черты характера и устремления мастера.

Графика занимала особое место в творчестве Михаила Александровича, и автопортрет выполнен именно в такой манере. Целеустремлённый, но немного напряжённый взгляд как бы символизирует, что художник ещё находится в творческом поиске, ещё ищет свою особую манеру передачи реальности на холсте и в скульптуре.

Размытые контуры также свидетельствуют об исканиях молодого художника, но в уверенно нанесённых карандашных линиях уже чувствуется твёрдая рука мастера.

Девочка на фоне персидского ковра. 1887

Врубель Михаил

Вернувшись в Киев после поездки в Италию, Врубель снова с головой погрузился в творчество, и один из киевских предпринимателей заказал ему написать портрет дочери.

Врубель, как всегда, основательно подошёл к делу, и выполнил портрет в манере, который специалисты назвали «портрет-фантазия». И здесь противоречивость натуры художника — в руках девочки красивые розы, а рядом острый кинжал. По мнению редакции topcafe, это одна из самых красивых картин великого мастера.

Летом 2018 года Укрпочта выпустила марку номиналом 5 гривен, на которой изображена эта картина живописца и подпись: «Врубель Михайло Олександрович».

Москва. 1890-1902

Демон сидящий. 1890

Врубель Михаил

Именно в Москве под впечатлением произведения Михаила Лермонтова была написана самая известная картина Врубеля.

Сидящий в окружении необычных цветов, Демон, скрестив руки, смотрит печально вдаль. Работая над иллюстрированием произведений М. Лермонтова, Врубелю удалось точно передать образ литературного героя. В его Демоне воплотились человеческие черты, внутренние противоречия, сила духа и постоянное сомнение.

Кажется, образ Демона, выполненный на холсте, окончательно подтверждает, что сомневающийся мастер нашёл свой особый стиль.

Для любителей подземного мира и путешествий — наш материал Подземные приключения: самые интересные пещеры мира.

Читайте также:  Васильев федор "рожь" описание картины, анализ, сочинение

Царевна-лебедь. 1890

Врубель Михаил

Врубель жил в русской культуре и находил в ней вдохновение. Картина «Царевна-лебедь» была написана под впечатлением оперы Николая Римского-Корсакова по сказке Александра Пушкина.

Художник работал над декорациями к постановке, а его первая жена играла царевну. Образ царевны у Врубеля печален и загадочен, и в нём заключён великий символизм, а само произведение — настоящая жемчужина его творческой коллекции.

Картина далека от сценического образа, ведь Врубель воплотил в картине всю двойственность лебединой сущности — стремление к небесам, чему-то светлому, и стремление к тёмным водам морской пучины.

Если вы ищите идеи для книг, которые хотите купить ребёнку, на topcafe есть очень подробная статья про самые интересные книги для детей.

Тамара и Демон. 1891

Врубель Михаил

Это не картина, а иллюстрация к произведению Михаила Лермонтова «Демон». Но по художественному исполнению и передаче образов эта иллюстрация занимает важное место в творчестве художника.

Выполненная чёрной акварелью, иллюстрация передаёт весь трагизм свидания Демона с Тамарой, да и в настроении картины уже просматривается начинающаяся болезнь художника.

На всех иллюстрациях Демон в одной неизменной позе, «падший ангел», прочно поселившийся в мире тёмных сил. А вот Тамара всегда в разных позах, чем художник подчеркнул сомнения в её выборе — между небесным и земным.

Принцесса Грёза. 1896

Врубель Михаил

Отойдя от образа демона, Врубель с присущей ему страстью начал писать сказочные сюжеты.

Это полотно считают самым известным панно российской столицы, а написал его художник по мотивам драмы Эдмона Ростана. В это время он написал два полотна, которые должны были выставляться на промышленной выставке в Нижнем Новгороде. Но комиссия не допустила их к просмотру.

Ситуацию хотел спасти Савва Морозов, выставивший «Принцессу Грёза» и «Микулу Селяниновича» в собственном павильоне, но публика враждебно приняла картины.

Демон летящий. 1899

Врубель Михаил

Незаконченная картина Михаила Врубеля стала возвращением живописца к теме Демона после 8-летнего перерыва.

Само произведение выполнено в тёмных, мрачных тонах. На демоне коричневая туника, перевязанная поясом. Он воспарил над горами Кавказа и рекой, но большинство деталей не прорисованы, так что непонятен окончательный замысел.

Демон летит, как и сам художник хотел взлететь, но в манере и тёмных тонах картины видно, что Врубель уже сильно болел. И символизм проявился в её незаконченности…

Портрет сына. 1902

В 1901 году у Надежды Забелы и Михаила Врубеля рождается сын, которого назвали Саввой. Физически крепкий и здоровый мальчик имел дефект — у него была заячья губа.

Живописец винил в этом только себя, но, прервав работу над «Демоном поверженным», создал портрет Саввушки. На нас с картины смотрит детское лицо, но искажённое испугом и серьёзным взглядом.

Описание картины всегда сопровождается припиской, что рождение сына с «заячьей губой», а больше — его внезапная смерть в 1903 году ещё больше повергло художника в депрессию.

Последние работы

Демон поверженный. 1902

Идея написать этот сюжет зародилась ещё в 1899 году, а жизненные потрясения и прогрессирующая болезнь окончательно утвердили автора в правильности выбора, и в 1902 Врубель закончил своё полотно.

Красивым фоном картины выступает горный пейзаж, залитый светом алого заходящего солнца, а на переднем плане — фигура поверженного демона. Он как бы зажат между верхним и нижним краем картины, и не может вырваться.

Выставленная в Санкт-Петербурге на выставке «Мир искусств» картина, произвела настоящую сенсацию, а ранняя публика наблюдала, как автор переписывает своё полотно.

Шестикрылый Серафим. 1904

Последняя крупномасштабная работа живописца, созданная на стенах больницы В.П. Сербского, стала вершиной его творчества.

Этот синтез ярких цветов и экспрессии в полной мере раскрыл творческий потенциал и мастерство умельца живописи. Взгляд Серафима источает уверенность и надежду, а меч и лампада в руках ангела — яркие символы борьбы противоположностей.

Это великолепное произведение Врубеля известно и под другими названиями — «Азраил», а также «Ангел с мечом и кадилом».

Портрет Брюсова. 1906

  1. Появился этот портрет благодаря тому, что уже окончательно потерявшему связь с реальностью Врубелю разрешили рисовать в недолгие минуты просветления.

  2. Художнику по утрам позировал сам русский поэт, а чуть позже в больничную палату приходил художник Валентин Серов, и рисовал вечерами портрет самого Врубеля.

  3. Так и вышло в одно время из-под кисти двух великих русских художников два портрета — поэта Валерия Брюсова и живописца Михаила Врубеля.

Интересные факты жизни Михаила Врубеля…

  • К образу Демона Врубель приступил ещё во время росписи Кирилловской церкви. В этом и проявилась противоречивая натура художника. Вырисовывая светлые образы ангелов на иконах, он в мастерской рисует эскизы демонов.
  • Во время работы над произведением художник часто менял первоначальный замысел. Так, на картине «Жемчужная раковина» появились образы морских царевен.
  • Скорее печальный факт, но душевные терзания и жизненные трагедии, в конечном счёте, привели Врубеля в психиатрическую больницу. Он начинал творческий путь с росписи Кирилловской церкви, стоящей на территории больницы, в больнице и закончил свой жизненный путь.
  • Картина «Демон поверженный» уже висела в галерее, а художник приходил и переписывал своего поверженного демона заново.
  • При жизни его не признавали как художника, над его работами посмеивались. Но однажды его друзья художники сделали большую выставку его картин… Врубеля признали, но было поздно, он уже был к тому времени тяжело болел.
  • Вечером перед смертью Врубель открыл окно и, вдыхая морозный воздух, произнёс «Едем в Академию!» На следующий день в Академии художеств началась панихида прощания с художником, а по округу разносился надгробный плач.

Картина « Пан» (1899).

Врубель умер в 1910 году, а учёные и искусствоведы до сих пор ведут спор о его месте в отечественном и мировом искусстве. Но ясно одно — Михаил Александрович Врубель, словно комета, пронёсся по жизни, оставив свой неповторимый и яркий след на небосклоне российской и мировой культуры.

Окружённый людьми, он всю жизнь оставался одинок, проделав путь от отшельника-алхимика к пророку, своим творчеством намного опередив своё время, предсказав в своих картинах некоторые события своей жизни.

Еще картины:

Гадалка (1885)

Демон и Ангел с душой Тамары (1891)

Богоматерь с Младенцем (1884)

Свидание Анны Карениной с сыном (1878)

Видение пророка Иезекииля (1906)

Полёт Фауста и Мефистофеля (1886)

Цветы в синей вазе (1886)

Кстати, на topcafe.su вы можете посмотреть фотографии самых красивых синих цветов, которые легко могут украсить ваш сад или огород.

Портрет Саввы Мамонтова (1897)

Жемчужная раковина (1904)

Портрет артистки Надежды Ивановны Забелы-Врубель, жены художника (1904)

Италия. Неаполитанская ночь (1891)

Дуэль Печорина с Грушницким (1891)

На этом мы заканчиваем нашу статью о самых знаменитых картинах Врубеля. Редакция TopCafe всегда рада вашим комментариям. Пишите ваши мысли о творчестве этого великого художника.

Источник: https://topcafe.su/otdyh/iskusstvo/znamenitye-kartiny-vrubelya.html

10 самых знаменитых картин Михаила Врубеля

Врубель Михаил Александрович – русский художник рубежа XIX-XX веков. Символист писал мрачные и трагичные картины, которые сложно перепутать с работами других художников.

Самые известные его работы – «Сирень» 1900 гг., «Царевна-Лебедь» 1900 гг., «Демон сидящий» 1890 гг.

Михаил Врубель – блестящий колорист, на его полотнах борются синева и золото. Художник жил так же, как и рисовал свои картины – ярко, с интригой, вызывая у зрителей ощущение, что катастрофа совсем близко.

Он употреблял спиртное и часто оставался без гроша в кармане. Врубель был настоящим чудаком – он мог прогуливаться по Киеву в чулках и не боялся заявлять, что у Репина нет таланта к рисованию.

В каждую картину художник старался вложить свои взгляды, добавляя в них что-нибудь необыкновенное, поэтому его работы считаются достоянием русской культуры.

В нашем рейтинге представлены самые знаменитые картины Врубеля – блестящего и яркого художника и одного из первооткрывателей символизма, с фотографиями и названиями.

10. Портрет сына

Врубель Михаил

У Михаила Александровича в 1901 году родился сын, мальчику дали имя Савва. Отец, преисполненный радости, видел в своем сыне художественный талант, и говорил своим близким, что Савва необычно и пристально смотрит.

На портрете художника Савва изображен сидящим в коляске, сплетенной из лозы. Он сидит, опираясь на подушки, сшитые из тонкой ткани. Позади цветы в разнообразных цветовых тонах – желто-белые, сиренево-белые.

Шарф с горошком помогает зрителю сосредоточить свое внимание на лице мальчика. У него светлые волосы, большие глаза, пристальный взгляд, который был замечен его отцом…

У Саввы был порок – раздвоенная верхняя губа, и Врубель это не скрывает на своей картине. У мальчика печальный взгляд, в глазах много скорби…

Будто бы Врубель знал, что Саввушка пробудет на этом свете недолго, он умер в 1903 году от воспаления легких.

9. Девочка на фоне персидского ковра

Врубель Михаил

На картине изображена 13-ти летняя дочь владельца киевской ссудной кассы – Маня Дахнович.

Врубель вернулся в Киев после путешествия по Италии, и сразу же приступил к работе. Картина противоречива, что свойственно характеру художника – в одной руке Маня держит кинжал, а в другой нежную розовую розу.

В картине отразилось пристрастие художника к тонким нюансам цветовых сочетаний, к переливающимся камням.

В ссудной кассе предпринимателя Дахновича Врубель любовался камнями и изучал сверкание и переливы рубинов, бриллиантов.

В 2018 году Укропочта выпустила марку стоимостью 5 гривен, и на ней изображена картина «Девочка на фоне персидского ковра» и подписано: «Врубель Михайло Олександрович».

8. Пан

Врубель Михаил

Картина «Пан» относится к «сказочному циклу». Изначально Врубель назвал ее «Сатир», а критики переименовали ее.

На полотне изображено существо из русской сказки, охраняющее богатства. Позади этого существа зритель видит вечерний пейзаж, луну, освещающую местность, тонкоствольные деревья.

Главный герой картины похож на сказочного лешего, в руке он держит свирель – атрибут пастухов, чтобы с помощью звуков собрать разбредшихся животных.

Его взгляд зоркий, но добрый. Он следит за всем, что происходит, леший охраняет болота, но людям не причиняет вреда.

Михаил Александрович прочитал книгу «Святой Сатир» Анатолия Франца, и вдохновился на создание картины «Пан», которая была написана всего за несколько дней.

7. Жемчужина

Врубель Михаил

Врубель получил подарок от Волошина – морскую сверкающую раковину, и считается, что она вдохновила его на создание картины.

Подарок напомнил художнику о море – он представил в своем воображении звуки, запахи, а затем перенес свои фантазии на полотно. Но сделать это было не так просто – раковина искрится, переливается, и Врубелю приходилось создавать переливы и в своей работе. Он использовал разные цвета – розовые, лиловые, голубые, зеленые.

Художник изобразил морскую раковину большего размера и населил ее обитателями – морскими царевнами. «Жемчужина» – одно из последних творений Врубеля, он долго работал над картиной, находясь в поиске волшебства и теплоты.

Читайте также:  Рубенса питер пауль "похищение дочерей левкиппа" описание картины, анализ, сочинение

6. Сирень

Врубель Михаил

Михаил Врубель увидел кустик сирени в Черниговской губернии, который настолько поразил его, что он решил написать картину.

Зритель видит чудо – на полотне изображена нимфа, гонимая паном, она находится в укрытии за кустиками сирени.

Художник изобразил буйство красок вокруг нимфы, не давая зрителю четкого образа. Он любил природу, и благодаря этому смог передать завораживающую красоту цветшей сирени, занимающую большую половину картины.

Сумерки, изображенные на полотне, передают таинственность женской фигуры. Вглядываясь в картину, можно понять, что в ней все взаимосвязано, девушка как бы появляется из царства природы.

5. Шестикрылый Серафим

Врубель Михаил

Когда писалась картина – Врубель уже болел и находился в больнице В. П. Сербского.

«Шестикрылый Серафим» был навеян не только стихотворением Александра Сергеевича Пушкина «Пророк», но и сновидениями, наполненными безумием.

Зритель видит на картине Божьего посланника – горит лампада, поднят меч… Серафим смотрит беспристрастно, твердо – он исполнитель Высших сил.

Техника исполнения напоминает витражную вывеску, освещенную извне. Работа писалась масляными красками – она полна символических деталей, и передает интеллект Врубеля – его образование, знание темы.

Самое главное, что художник не лишился светлого ума и блестящей логики, страдая от тяжелого недуга.

4. Демон поверженный

Врубель Михаил

Из цикла «Демоны» эта картина стала последней. На ней художник изобразил облик ангела-богоборца, потерпевшего поражение – он рухнул на скалы с небес и превратился из Ангела в Демона. Его тело стало слабым, беспомощным, а крылья разметались.

Скорее всего, Врубель хотел передать мысль о том, что демона невозможно победить, но получился сломленный образ. Картина передает сгорание человеческого характера, его падение.

Художник был одержим своей картиной, и даже, когда ее уже вывесили в галерее – он приходил с кистями и продолжал ее дорисовывать, не обращая внимание на посетителей.

Несмотря на болезнь, Врубеля не покидало желание творить.

3. Тамара и Демон

Врубель Михаил

Картина «Тамара и Демон» – одна из иллюстраций художника, которые он рисовал к поэме Лермонтова «Демон».

На картине видны следующие декорации – кровать, ковры, которым, кажется, нет конца и края, лежит девушка, а ее черные длинные волосы заплетены в косы – Тамара закрывает руками свое лицо.

Демон сидит с ней рядом и пытается посмотреть ей в глаза. Его волосы темные, почти черные, длинные и вьющиеся, а взгляд строгий, как и в целом черты лица.

Демон – это олицетворение вечной борьбы человеческого духа, который мучается от душевных скитаний – его одолевают сомнения.

2. Царевна-лебедь

Врубель Михаил

Одна из самых загадочных работ художника. «Царевна-лебедь» стала декорацией к опере, которая называется «Сказка о царе Салтане». С этой постановкой была связна вся семья Михаила Врубеля – его жена исполняла роль Царевны, а художник должен был создать эскизы костюмов.

Художника очень интересовала тема его картины – сказочность, сочетание того, что не сочетается, привлекали мастера, а также природные начала – теплое и холодное, светлое и темное.

Образ Царевны не списан с его жены – художник создавал персонаж из своих фантазий. От взгляда Царевны невозможно отвести взгляд! Он будто бы созывает всех желающих разделить с ней волшебное мгновение.

1. Демон сидящий

Врубель Михаил

Когда Врубель был в Москве и гостил у Саввы Мамонтова (русский предприниматель), он писал картину в мастерской, которую предоставил ему хозяин дома.

По словам художника, он подумывал о создании картины еще в Киеве после оперы одного русского композитора – Рубинштейна «Демон» и поэмы Лермонтова. Художник говорил о Демоне следующие слова: «Демон – это не только злой дух, он еще и властный, величавый».

На его картине зритель видит Демона, сидящего посреди гор – он печален, а руки его сцеплены.

Некоторые считают, что картины Врубеля «Демоны» забрали жизнь художника, может ли это быть правдой? Если посмотреть на его образы в картинах, то становится очевидным – во всем мире нет их загадочнее.

Источник: https://top10a.ru/samye-znamenitye-kartiny-vrubelya.html

Знаменитая картина художника Михаила Врубеля «Пан»

Главная › Картины Русских Художников ›

Врубель Михаил «Пан» Михаила Врубеля — непревзойденный шедевр русской живописи из собрания Третьяковской Галереи. Произведение выполнено в 1899 году. Холст, масло, 124х106 см.

Картина является элементом цикла на тему сказочных фантазий, в который вместе с «Паном» входят следующие работы:

  • «Сирень»
  • «Царевна-Лебедь»
  • «К ночи»
  • «Жемчужная раковина»

Почему «Пан» считается самой успешной работой Врубеля

В чем же настолько хорош оказался мастер в этом произведении? Прежде всего умелой передачей таинственной атмосферы.

На заднем фоне богатый русский пейзаж, и в этом не возникает сомнений. Хотя если разобраться, то пейзаж не особо детализирован и проработан: белые пятна стройных берез, созданные летящими свободными мазками и размытые темнотой кроны кустов и деревьев.

Однако, эти скромные признаки владений лесного царя в совокупности с яркой луной, бросающей отблески на водную гладь, создают ощущение глубины и бесконечности лесного массива.

Не возникает никаких сомнений, что зритель картины стал свидетелем какого-то мистического действа.

Рассматривая, выдающуюся во всех смыслах фигуру пана, невольно восхищаешься экспрессией и мощью созданного творцом образа. Персонаж словно впечатывается в сознание, настолько он выразительный.

А ведь цветовая гамма, в которой выполнен пан Врубеля, довольно тусклая: пастельные оттенки, уходящие в тени.

И это воистину великое мастерство — создать яркий образ, не используя красочность и насыщенность.

«Пан» Врубеля. Сюжет

По замыслу художника мы наблюдаем некоего мифического персонажа, находящегося на службе, возможно какому-то языческому божеству.

Этот герой благородный, обладающий определенными возможностями и наделенный великой силой, но не принадлежит к абсолютно высшей касте. Поэтому Врубель и назвал это произведение «Пан», а не «Царь» или «Лесной бог».

Это существо в царстве природы что-то вроде генерала в армии, но более утонченный и одухотворенный.

Несмотря на то, что пан покрыт сединами, а его лицо морщинами, он источает грацию и аристократизм. У него невероятно красивые руки, сложенные в величественную позу. Правой рукой персонаж держит флейту — атрибут пастуха.

Но держит он этот простой предмет с таким эстетизмом, словно у него в руках изысканная арфа. Становится понятно, что этот музыкальный инструмент предназначен отнюдь не для стада овец, а для высших созданий.

Возможно, лесных нимф.

Немного истории создания

Картина «Пан» была создана Врубелем во время пребывания на отдыхе в Орловской губернии в имении госпожи Марии Тенишевой. На фоне богатой природы средней полосы России, испытав невероятное вдохновение во время ночных прогулок, Врубель создал эту красоту. Хотя изначально в этой местности планировал написать портрет жены.

Знаменитая картина художника Михаила Врубеля «Пан» Ссылка на основную публикацию Врубель Михаил Врубель Михаил

Источник: https://TopKartin.ru/kartiny/pan

Михаил Врубель. Пан. Описание картины. Шедевры русской живописи | Русские художники. Russian Artists

Танаис Галерея

Врубель Михаил


Михаил Врубель. Пан.

1899. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

Картина Пан единодушно признается вершиной если не всего творчества Врубеля, то его сказочной сюиты.

Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А.Франса «Святой Сатир». В картине «Пан» эллинский козлоногий бог превращается в русского лешего.
Сумерки.

Еще синеют, отражая вечернее небо, воды маленькой речки, а в густой мгле за черным частоколом старого бора встает молодой румяный месяц.

О чем-то шепчутся березы, но тишина незаметно завораживает природу, и вот начинают сверкать голубые, родниковой свежести глаза Пана.

Старый, морщинистый, с бездонными голубыми глазами, узловатыми, словно сучья, пальцами, он как будто возникает из замшелого пня. Фантастическую колдовскую окраску приобретает характерный русский пейзаж — безбрежные влажные луга, извилистая речушка, тонкие березки, застывшие в тишине опускающихся на землю сумерек, озаренные багрянцем рогатого месяца.

Здесь фигура и ландшафт составляют единство, друг без друга не мыслятся. И могут друг в друга превращаться. Стихия превращений, царящая в сказках, для картин Врубеля естественна, потому что в его живописи сняты перегородки между царствами природы, между живым ri неживым, между человеком и лесными тварями, стихиями и всем, что наполняет землю, воды и небо. Единая, общая жизнь во всем.

Федор Иванович Тютчев. 1835
Тени сизые смесились,
Цвет поблекнул, звук уснул –
Жизнь, движенье разрешились
В сумрак зыбкий, в дальный гул…
Мотылька полет незримый
Слышен в воздухе ночном…
Час тоски невыразимой!..
Всё во мне, и я во всем!..
Сумрак тихий, сумрак сонный,
Лейся в глубь моей души,
Тихий, темный, благовонный,
Всё залей и утиши.
Чувства мглой самозабвенья
Переполни через край!..
Дай вкусить уничтоженья,
С миром дремлющим смешай!

Откуда этот облик, откуда взял художник эту примечательную лысую голову, круглое, бровастое, голубоглазое лицо, заросшее дикими кудрями? Обычно у героев картин Врубеля сквозит портретное сходство с кем-нибудь из знакомых ему людей, и современники без труда угадывали, кто послужил прототипом. Но «Пана», кажется, не опознали, во всяком случае, никто не позировал для него художнику.

Подсмотрел ли Врубель такого старика где-то в украинском селе или он просто вообразился ему лунной ночью при виде старого замшелого пня — неизвестно. Зато зрители разных поколений находят в «Пане» сходство с кем-то, кого они встречали, и кого Врубель встретить никак не мог — доказательство того, насколько этот сказочный дед жизнен и живуч.

А вместе с тем он совершенно фантастичен, он лесная нечисть, олицетворение того, что мерещится и мнится заблудившемуся ночью. Кажется, что начинает шевелиться седой пень, под косматым мхом завиваются бараньи рожки, корявая рука отделяется, сжимая многоствольную свирель, и внезапно открываются круглые, голубые глаза, как фосфорические светлячки.

Как будто откликаясь на беззвучный зов лесного хозяина, медленно выползает из-за горизонта месяц, голубым сиянием вспыхивает поверхность речки — маленький голубой цветок. Леший — душа и тело этих перелесков и тонкой равнины, завитки его шерсти подобны встающему полумесяцу, изгиб руки вторит изгибу кривой березки и весь он узловатый, бурый, из земли, мха, древесной коры и корней.

Колдовская пустота его глаз говорит о какой-то звериной или растительной мудрости, чуждой сознанию.


Пан — в древнегреческой мифологии — божество стад, лесов и полей.
Пан козлоног, с козлиными рожками, покрыт шерстью. Он известен своим пристрастием к вину и веселью. Он полон страстной влюбленности и преследует нимф. Нимфа Сиринга в страхе перед Паном превратилась в тростник, из которого Пан сделал свирель. Пан как божество стихийных сил природы наводит на людей беспричинный, так называемый панический, страх, особенно во время летнего полдня, когда замирают леса и поля. Раннее христианство причисляло Пан к бесовскому миру, именуя его «бесом полуденным», соблазняющим и пугающим людей.

Источник: http://www.tanais.info/art/vrubel12more.html

Сочинение по картине Пан — Михаил Врубель

Врубель Михаил

Картина «Пан» единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня! Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса «Святой Сатир».

И свою картину художник сначала назвал «Сатир».

Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Но больше все же от Лешего — и пейзаж русский, и облик Пана. Откуда этот облик, откуда взял художник эту примечательную лысую голову, круглое, бровастое, голубоглазое лицо, заросшее дикими кудрями?.

Известно, что никто не позировал Врубелю, и то ли подсмотрел он такого старика где-то в украинском селе, или он просто вообразился ему лунной ночью при виде старого замшелого пня — неизвестно.

А вместе с тем он совершенно фантастичен, он лесная нежить, олицетворение того, что мерещится и мнится заблудившемуся ночью.

Начинает шевелиться седой пень, под косматым мхом завиваются бараньи рожки, корявая рука отделяется, сжимая многоствольную свирель, и внезапно открываются круглые голубые глаза, как фосфорические светлячки.

Как будто откликаясь на беззвучный зов лесного хозяина, медленно выползает из-за горизонта месяц, голубым сиянием вспыхивает поверхность речки и маленький голубой цветок.

Леший — и душа, и тело этих перелесков и топкой равнины; завитки его шерсти подобны встающему полумесяцу, изгиб руки вторит изгибу кривой березки, и весь он узловатый, бурый, из земли, мха, древесной коры и корней. Колдовская пустота его глаз говорит о какой-то звериной или растительной мудрости, чуждой сознанию: это существо вполне стихийное, лишенное каких-либо переживаний, мучительных раздумий…

(1

Источник: https://kartiny.rus-lit.com/vrubel-mixail/pan-mixail-vrubel/

Сочинение по картине Врубеля «Пан»

Создавая свою картину, Михаил Врубель был вдохновлен древнегреческой мифологией в рассказе Анатоля Франса «Святой Сатир» и ее воображение захватил главный персонаж этой истории.

В Древней Греции сатиры считались лесными божествами плодородия, проводившими время в забавах и охоте, и составляли свиту Диониса.

Дикие, страстные и необузданные. Тем не менее, воображение Врубеля создало свой неповторимый образ эллинического существа, придав ему традиционно русские черты характера и внешности.

  • Современники гениального живописца усмотрели в его Сатире несколько другую сущность и эта знаменитая картина русского живописца, принадлежащая к «Сказочному циклу» творчества, была переименована в «Пан» .
  • На полотне изображен могучий, полный жизненных сил, задора и энергии, морщинистый лысоватый старик, держащий в пан флейтой в руке.
  • Этот персонаж древнегреческой мифологии похож на описание Сатира лишь отдаленно — небольшие рожки на голове, нижняя часть тела, покрытая черной шерстью и еле видные козьи копыта, спрятанные в траве.
  • Его пронзительно голубы, но добрые и немного лукавые глаза смотрят на зрителя покровительственно и с большой долей любопытства.
  • Нечесаная кучерявая борода, седые кудри на голове, морщинистое доброе лицо и узловатые пальцы не вызывают ощущение, что это — страшный и всемогущий бог из древнегреческой мифологии, который может причинить много бед человеку.
  • Скорее он похож на знакомого из российских народных сказок дедушку-лешего – хозяина просторов природы, что живет в лесной чаще, покровительствует лесным зверям и птицам и охраняет земные богатства.
  • К осознание Пана как родного русского персонажа подталкивает и пейзаж, на фоне которого изображен Пан – типично северно-русский пейзаж с зеленой равниной, кривыми бережками, блестящей при лунном свете речкой и небольшим лесом.

Над лесом встает луна и своим светом озаряет далекий лесок, гладь озера, три тонких деревца за спиной Пана и его самого. Персонаж и природа вокруг него слиты воедино.

Еще более заметна энергетическая связь сказочного персонажа с окружающим его пейзажем из-за того, что нижняя часть его тела настолько сливается с землей и похожа на пень дерева.

Кажется, что Пан крепко врос в нее или как будто вырастает прямо из земли. Вечерняя природа, сумрачная, таинственная, могущественная и немного жутковатая также передает особый колорит этого мистического существа, подчеркивая его темную природу и его силу, которую он черпает из окружающих его просторов.

Эта картина считается одной из самых лучших работ Михаила Врубеля. В образе Пана, больше напоминающего русского Лешего, художник пытался уловить национальные черты мифического существа и создал свой собственный, неповторимый и колоритный персонаж.

Источник: https://schoolessay.ru/sochinenie-po-kartine-vrubelya-pan/

Описание картины Пан – Михаил Врубель

Картина “Пан” единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня! Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса “Святой Сатир”.

И свою картину художник сначала назвал “Сатир”.

Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский, и облик Пана. Откуда этот облик, откуда взял художник эту примечательную лысую голову, круглое, бровастое, голубоглазое лицо, заросшее дикими кудрями?.

Известно, что никто не позировал Врубелю, и то ли подсмотрел он такого старика где-то в украинском селе, или он просто вообразился ему лунной ночью при виде старого замшелого пня – неизвестно.

А вместе с тем он совершенно фантастичен, он лесная нежить, олицетворение того, что мерещится и мнится заблудившемуся ночью.

Начинает шевелиться седой пень, под косматым мхом завиваются бараньи рожки, корявая рука отделяется, сжимая многоствольную свирель, и внезапно открываются круглые голубые глаза, как фосфорические светлячки.

Как будто откликаясь на беззвучный зов лесного хозяина, медленно выползает из-за горизонта месяц, голубым сиянием вспыхивает поверхность речки и маленький голубой цветок.

Леший – и душа, и тело этих перелесков и топкой равнины; завитки его шерсти подобны встающему полумесяцу, изгиб руки вторит изгибу кривой березки, и весь он узловатый, бурый, из земли, мха, древесной коры и корней. Колдовская пустота его глаз говорит о какой-то звериной или растительной мудрости, чуждой сознанию: это существо вполне стихийное, лишенное каких-либо переживаний, мучительных раздумий…

(1 votes, average: 5.00

Источник: https://art.goldsoch.info/pan-mixail-vrubel/

Сочинение по картине Врубеля «Пан»

Еще в самом раннем детстве, у Михаила Александровича Врубеля, стал развиваться огромный талант к творчеству, а именно к написанию картин.

Во все картины, во время их изображения, Михаил Александрович Врубель вкладывал всю свою душу и талант, он с огромным нетерпением стремился показать народу всю красоту его произведений искусства.

Михаил Александрович Врубель написал множество картин, которые вскоре стали известны во всем мире.

Тематику для своего произведения, Михаил Александрович Врубель, выбрал не совсем обычную.

Он писал картины о древней мифологии, изображая портреты существ, которые выдумывали сами люди и верили в то, что они существуют.

Михаилу Александровичу Врубелю была очень интересна такая тематика картин, он как ребенок спешил показать честному народу существо, которое придумали они сами и неистово верили в него.

Вот, например одна из известных картин Михаила Александровича Врубеля “Пан”. На главном плане изображен человек, не совсем обычной внешности, вся нижняя часть тела которого покрыта шерстью, а на его голове изображены рога, которые совсем не похожи на рога домашнего скота. Эти два элемента сильно отличают обычного человека от мифологического.

Это изображение, которое создал Михаил Александрович Врубель, всем своим видом рассказывает о том, что сущность, которая показана народу, далеко не ангельская, а скорее всего наоборот является прислужником темных сил.

Далее отчетливо видно, что главный герой картины “Пан”, проживает в лесу, судя по тому, что на заднем плане картины четко изображен лес.

В руке у Пана, по всей видимости, находится атрибут, при помощи которого он может сотворить пакость или причинить вред простому человеку.

Картина “Пан”, Михаила Александровича Врубеля мне очень понравилась. По моему мнению, этот знаменитый и талантливый художник, по всем параметрам смог полностью выразить мифологическое существо придуманное людьми, таким как должно быть на самом деле в их воображении. Так же понравилась тематика художника, потому что рисовать мифологических существ, это довольно-таки не совсем необычно.

Особенно понравилось в картине, то, что по своему стилю она изображена очень натурально в ярких красках. Можно подумать, что картина написана с реального жителя земли.

(1 votes, average: 2.00

Источник: https://school-essay.ru/sochinenie-po-kartine-vrubelya-pan.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector