Музыкальные инструменты симфонического оркестра

Краткий обзор инструментов симфонического оркестра

Добро пожаловать в краткий обзор музыкальных инструментов симфонического оркестра. 

Если Вы только начинаете знакомиться с классической музыкой, то, возможно, Вы ещё не знаете на каких музыкальных инструментах играют участники симфонического оркестра. Эта статья поможет Вам. Описания, изображения и образцы звучания основных музыкальных инструментов оркестра познакомят Вас с огромным разнообразием звуков, издаваемых оркестром.

Предисловие

Музыкальная симфоническая сказка «Петя и волк» Сергея Прокофьева была написана в 1936 году для нового Московского Центрального детского театра (ныне Российский академический молодёжный театр). Это повествование о пионере Пете, который проявляет храбрость и смекалку, спасает своих друзей и захватывает волка.

Обратите внимание

С момента своего создания и до сегодняшних дней пьеса пользуется неослабевающей всемирной популярностью как среди молодого поколения, так и опытных любителей классической музыки. Нам эта пьеса поможет определить различные инструменты, т.к.

каждый персонаж в ней представлен определённым инструментом и отдельным мотивом: например, Петя — струнные инструменты (преимущественно скрипки), Птичка — флейта в высоком регистре, Утка – гобой, Дедушка – фагот, Кошка – кларнет, Волк – валторна.

После ознакомления с представленными инструментами, ещё раз прослушайте эту пьесу и постарайтесь запомнить, как звучит каждый инструмент. 

Сергей Прокофьев: «Петя и волк»

Смычковые струнные инструменты

Все смычковые струнные инструменты состоят из вибрирующих струн, натянутых на резонирующий деревянный корпус (дека).

Для извлечения звука используется смычок из конского волоса, зажимая струны в различных положениях на грифе, получают звуки разной высоты.

Семейство смычковых струнных инструментов — самое большое в составе современного симфонического оркестра, сгруппированное в огромную секцию с музыкантами, исполняющими одинаковую линию музыки.

Скрипка — 4-хструнный смычковый инструмент, самый высокий по звучанию в своём семействе и важнейший в оркестре. Скрипка обладает таким сочетанием красоты и выразительности звука, как, пожалуй, ни один другой инструмент. А вот скрипачи зачастую имеют репутацию нервных и скандальных людей.

Феликс Мендельсон Концерт для скрипки

Альт — по внешнему виду копия скрипки, только чуть больших размеров, отчего звучит в более низком регистре и играть на нем немного сложнее, чем на скрипке.

По сложившейся традиции альту отводится вспомогательная роль в оркестре. Альтисты зачастую являются мишенью для шуток и анекдотов в музыкальной среде. Было в семье три сына — два умных, а третий — альтист…P.S.

Некоторые считают, что альт это улучшенный вариант скрипки.

Роберт Шуман «Волшебная сказка (Fairy Tales) для альта и фортепиано»

Виолончель — большая скрипка, на которой играют сидя, удерживая инструмент между коленями и упирая его шпилем в пол. Виолончель имеет богатый низкий звук, широкие выразительные способности и детально проработанную технику исполнения. Исполнительские качества виолончели покорили сердца огромного числа поклонников.  

Дмитрий Шостакович Соната для виолончели и фортепиано

Контрабас — самый низкий по звучанию и самый большой по размеру (до 2-х метров) среди семейства смычковых струнных инструментов. Контрабасисты должны стоять или сидеть на высоком стуле, чтобы дотянуться до верха инструмента. Контрабас обладает густым, хриплым и несколько глуховатым тембром и является басовым фундаментом всего оркестра.

Дмитрий Шостакович Соната для виолончели и фортепиано (см. виолончель)

Деревянные духовые инструменты

Большая семья различных инструментов, не обязательно сделанных из дерева. Звук порождается вибрацией воздуха, проходящего по инструменту. Нажатие клавиш укорачивает/удлиняет воздушный столб и меняется высота звука. Каждый инструмент обычно имеет свою сольную линию, хотя исполнять её могут и несколько музыкантов.

Основные инструменты семейства деревянных духовых инструментов

Флейта — современные флейты очень редко бывают из дерева, чаще из металла (в т.ч. драгоценных металлов), иногда из пластика и стекла. Флейту держат горизонтально. Флейта — один из самых высоких по звучанию инструментов в оркестре. Самый виртуозный и технически подвижный инструмент в семействе духовых, благодаря этим её достоинствам ей часто поручается оркестровое соло.

Вольфганг Амадей Моцарт Концерт для флейты № 1

Гобой -мелодичный инструмент с диапазоном ниже, чем у флейты. По форме немного конический, гобой обладает певучим, однако несколько гнусавым тембром, а в верхнем регистре даже резким. Он в основном используется как оркестровый сольный инструмент. Поскольку во время игры гобоисты должны перекашивать своё лицо, их иногда воспринимают как ненормальных людей.

Винченцо Беллини Концерт для гобоя с оркестром

Кларнет — бывает нескольких размеров, в зависимости от требуемой высоты звучания. Кларнет использует только один язычок (трость), а не двойной как у флейты или фагота. Кларнет обладает широким диапазоном, тёплым, мягким тембром и предоставляет исполнителю широкие выразительные возможности.
Проверьте себя: Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Карл Мария фон Вебер Концерт для кларнета № 1

Фагот — самый низкий по звучанию из деревянных духовых инструментов, используется как для басовой линии, так в качестве альтернативного инструмента мелодии. В оркестре обычно три-четыре фагота. Играть на фаготе в силу его размеров тяжелее, чем на остальных инструментах этого семейства.

Вольфганг Амадей Моцарт Концерт для фагота

Медные духовые инструменты

Важно

Самая громкая группа инструментов симфонического оркестра, принцип извлечения звуков такой же, как и у деревянных духовых инструментов — «нажимай да дуй». Каждый инструмент играет свою сольную линию — материала очень много.

В разные эпохи своей истории симфонический оркестр менял группы инструментов в своём составе, некоторый спад интереса к духовым инструментам произошел в эпоху романтизма, в 20 веке открылись новые исполнительские возможности медных инструментов и значительно расширился их репертуар.

Валторна (рожок) — изначально произошла от охотничьего рожка, валторна может быть мягкой и выразительной или резкой и скрипучей. Обычно в оркестре используется от 2 до 8 валторн в зависимости от произведения.

Николай Римский-Корсаков Шахерезада

Труба — инструмент с высоким чистым звуком, очень подходит для фанфар. Как и кларнет, труба может быть разных размеров, каждая со своим тембром. Отличаясь большой технической подвижностью, труба блестяще выполняет свою роль в оркестре, на ней возможно исполнение широких, яркого тембра и большой протяжённости мелодических фраз.

Йозеф Гайдн Концерт для трубы

Тромбон — исполняет больше басовую линию, чем мелодическую. От других медных духовых инструментов отличается наличием особой передвижной U-образной трубки — кулисы, двигая которую вперед и назад музыкант изменяет звучание инструмента.

Николай Римский-Корсаков Концерт для тромбона

Ударные музыкальные инструменты

Древнейшие  и самые многочисленные среди групп музыкальных инструментов. Часто ударные ласково называют «кухней» оркестра, а исполнителей называют «мастером на все руки».

С ударными инструментами музыканты обходятся довольно «жестко»: бьют их палками, ударяют друг о друга, трясут — и все это для того, чтобы задать ритм оркестра, а также придать колорит и своеобразие музыке.

Иногда к ударным добавляют автомобильный клаксон или устройство, имитирующее шум ветра (эолифон). Рассмотрим только два ударных инструмента:

Литавры — полусферический металлический корпус, обтянутый кожаной мембраной, литавры могут звучать очень громко или, наоборот, мягко, как далёкий раскат грома, для извлечения разных звуков используются палочки с головками из разных материалов: дерево, войлок, кожа. В оркестре обычно от двух до пяти литавр, очень интересно наблюдать за игрой на литаврах.

Иоган Сабастьян Бах Токката и фуга

Тарелки (парные) — выпуклые круглые металлические диски разного размера и с неопределенной высотой звучания. Как подмечено, симфония может длиться девяносто минут, а ударить в тарелки придётся только один раз, представляете какая ответственность за точный результат.

Краткий обзор музыкальных инструментов симфонического оркестра завершен

Источник: https://www.olofmp3.ru/index.php/Kratkii-obzor-instrumentov-simfonicheskogo-orkestra.html

«Симфонический оркестр и его инструменты» | Школьный музыкант

Цель: формировать у учащихся представление о симфоническом оркестре и его музыкальных инструментах; развивать исследовательские навыки, умение определять звучание различных инструментов на слух, анализировать музыкальные произведения; воспитывать любовь к классической и народной музыке.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: ТСО; карточки с изображением музыкальных инструментов; схема расположения музыкальных инструментов симфонического оркестра; аудиозаписи со звучанием инструментов.

Музыкальный материал: Дж. Верди. Марш из оперы «Аида»; П. Чайковский. Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик»; Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля»  из оперы «Сказка о царе Салтане»; Ж. Бизе-Р. Щедрин. Кармен-сюита «Танец»; Дж. Ґершвин. Колыбельная Клары из оперы «Порги и Бесс».

Ход урока

Организация класса

Актуализация опорных знаний

Беседа

Что такое сонатная форма?

Какие разделы ее составляют?

Сколько составляющих в классической сонате?

Произведение сонатной формы, которые мы изучали на предыдущем уроке?

Чем отличаются сонатная и вариационная формы?

3.Сообщение темы урока. Мотивация учебной деятельности

У ч и т е л ь. Сегодня мы узнаем, что такое оркестр, симфонический оркестр, в частности, составляющие его музыкальные инструменты. Учитель прикрепляет на доску схему расположения музыкальных инструментов симфонического оркестра.

1.Изучение нового материала

Ученики выступают с подготовленными заранее докладами.

Доклады учащихся

Историческая справка

 Слово «оркестр» происходит от греческого «орхестра» — так во времена античной Греции называли площадку перед театральной сценой, куда выходил хор. Впоследствии на этом месте располагалась группа музыкантов — «оркестр».

Важно

Через некоторое время этот термин приобрел более широкое значение; им стали обозначать большой коллектив музыкантов -инструменталистов. Симфонические оркестры возникли в начале XVII в. Их появление связано с возникновением оперы и инструментального концерта, требующих значительного количества исполнителей.

Большой симфонический оркестр сформировался в середине XIX в. Сегодня в большом симфоническом оркестре играют 50-75 исполнителей.

Классификация инструментов симфонического оркестра

Доклады сопровождаются показом схемы.

Еще в давние времена с увеличением количества музыкальных инструментов возникает необходимость их классифицировать. В Древнем Китае музыкальные инструменты распределяли по материалу, из которого они изготовлены.

Сегодня наиболее распространена классификация Эриха фон Хорнбостеля и Курта Закса, по которой инструменты разделяют по источнику звука. В симфоническом оркестре музыкальные инструменты распределяют по способу звукоизвлечения.

Самой многочисленной является группа струнно-смычковых  инструментов, в том числе первые и вторые скрипки, альты, виолончели и контрабасы.

В группу деревянных духовых инструментов входят флейты, гобои, кларнеты, фаготы.

Группа медных духовых инструментов — трубы, валторны, тромбоны, тубы.

Группу ударных инструментов составляют литавры, треугольник, бубен, малый барабан, тарелки, большой барабан, там там, колокола оркестровые, звонки, ксилофон, вибрафон.

Также к составу симфонического оркестра принадлежат клавишные и щипковые инструменты: арфа, фортепиано, челеста.

Иногда в состав симфонического оркестра вводят саксофоны, электрогитары, синтезаторы и тому подобное.

Работа в парах

Учитель раздает на каждую парту по 3 карточки с изображением музыкальных инструментов.

Задание:

— Определите названия изображенных инструментов и группу, к которой они принадлежат.

— Все инструменты, изображенные на карточках, принадлежат указанным четырем группам?

— К каким группам инструментов относятся бубен, кобза, бандура, гитара, аккордеон?

— В каком оркестре их используют?

— Сделайте вывод: какие инструменты составляют оркестр народных инструментов, а какие — симфонический.

Работа в группах

Совет

У ч и т е л ь. Представим, что мы оказались в концертном зале. Вы объединиться в 5 групп и должны выполнить по два задания.

Задача группы No 1

  1. Выберите среди карточек с изображением музыкальных инструментов принадлежащие к струнно — смычковой группе.
  2. Выберите среди 5 музыкальных фрагментов, предлагаемых к прослушиванию, фрагмент, где

звучат инструменты струнно-смычковых групп. Определите фамилия композитора и название произведения.

Задача группы No 2

  1. Выберите среди карточек с изображением музыкальных инструментов принадлежащие к группе деревянных духовых инструментов.
  2. Выберите среди 5 музыкальных фрагментов, предъявляемых к прослушиванию, фрагмент, где звучат деревянные духовые инструменты. Определите фамилию композитора и название произведения.

Задача группы No 3

  1. Выберите среди карточек с изображением музыкальных инструментов принадлежащие к группе медных духовых инструментов.
  2. Выберите среди 5 музыкальных фрагментов, предъявляемых к прослушиванию, фрагмент, где звучат медные духовые инструменты. Определите фамилию композитора и название произведения.

Задача группы No 4

  1. Выберите среди карточек с изображением музыкальных инструментов принадлежащие к группе ударных инструментов.
  2. Выберите среди 5 музыкальных фрагментов, предъявляемых к прослушиванию, фрагмент, где звучат ударные инструменты. Определите фамилия композитора и название произведения.

Задача группы No 5

  1. Выберите среди карточек с изображением музыкальных инструментов принадлежащие к группе клавишных инструментов.
  2. Выберите среди 5 музыкальных фрагментов, предъявляемых к прослушиванию, фрагмент, где звучат клавишные инструменты. Определите фамилия композитора и название произведения.

Произведения для прослушивания: 1. Дж. Верди. Марш из оперы «Аида» (труба); 2. П. Чайковский. Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик» (челеста) 3. Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» (группа струнно- смычковых инструментов); 4. Ж. Бизе-Р. Щедрин. Кармен-сюита «Танец» (ударные) 5. Дж. Ґершвин. Колыбельная Клары из оперы «Порги и Бесс» (саксофон).

Учитель предлагает учащимся сделать вывод о принадлежности музыкальных инструментов к определенной группе и их выразительных возможностях.

Рассказ учителя:

Сегодня мы имеем возможность прослушать и проанализировать очень интересное музыкальное произведение Бенджамина  Бриттена «Путеводитель по оркестру для юношества».

В 1945 выдающийся английский композитор Б. Бриттен получил заказ от министерства образования Великобритании написать музыку к учебному фильму «Инструменты оркестра».

Так было создано одно из самых известных произведений композитора.

Произведение построено в форме вариаций на тему Г. Перселла (драма «Абделязер»). Здесь, кроме характеристики музыкальных инструментов, мы больше узнаем о выдающемся композиторе XVII в., чувствуем взаимосвязь между прошлым и современностью.

Слушание произведения.

Произведение начинается звучанием торжественной радостной темы Перселла в исполнении всего оркестра. Постепенно она приобретает черты современной музыки. Далее начинаются вариации, каждую из которых исполняет один инструмент или небольшая группа. Тему начинает звучание флейты-пикколо — инструмента группы деревянных духовых.

Далее тему подхватывают остальные инструменты группы деревянных духовых, затем — медные духовые. Струнная группа передает ее сольным звучанием арфам, далее — ударных. Финальная вариация написана в форме фуги, исполняемой вместе всеми инструментами оркестра. Такое звучание оркестра называется тутти.

Обратите внимание

Постепенно главная тема приобретает первоначальный характер, а финал произведения звучит величественно и торжественно.

Рефлексия

С каким музыкальным произведением мы познакомились?

Какие музыкальные инструменты использовал композитор в своем произведении?

Кто руководит симфоническим оркестром? (Дирижер)

В чем заключается это управление?

В какой форме написан «Путеводитель …»?

О какой новой музыкальной форме мы узнали?

Какие группы инструментов использованы в этом произведении?

Коллективный вывод. Многогранные тембровые возможности различных групп музыкальных инструментов симфонического оркестра помогают композитору реализовать свои творческие замыслы, исполнителю — доказать свое художественное мастерство, а слушателю — получить эстетическое удовольствие от прослушивания и восприятия музыкальных произведений.

Домашнее задание

Для учащихся со средним и достаточным уровнем знаний: обработать материал учебника и дополнительной литературы по музыкальным инструментам симфонического оркестра; узнать об особенностях каждой группы музыкальных инструментов симфонического оркестра.

Для учащихся с высоким уровнем знаний: узнать из справочной литературы, какие еще виды оркестров (кроме симфонического) существуют в музыкальной исполнительской практике. Какие инструменты принадлежат к электронным музыкальным инструментам и в чем их особенности?

Ещё по теме

data-matched-content-rows-num=»3″ data-matched-content-columns-num=»2″

Источник: https://shkolamuzikant.ru/model-uroka-simfonicheskij-orkestr-i-ego-instrumenty/

Инструменты симфонического оркестра

Большой симфонический оркестр поражает количеством и разнообразием составляющих его музыкальных инструментов. Может показаться, что нет такого инструмента, который не нашел бы себе в нем места. Однако это предположение справедливо лишь отчасти.

Состав оркестра 20 века – плод почти четырехсотлетнего развития. На протяжении всей его истории происходит процесс, который можно сравнить с обменом клеток в живом организме: часть инструментов безвозвратно уходит в прошлое. Так, виолу во второй половине 17 века сменили скрипки.

Серпент и офиклеид, широко распространенные еще в начале 19 века, сейчас можно увидеть лишь в музеях, их место в оркестре заняла труба.

Над контрафаготом, ныне занимающим незыблемое место в оркестре, уже произнесен приговор одним из выдающихся композиторов современности – Артюром Онеггером, предрекающим, что вскоре его заменит элекроволновый аппарат Мартено.

В 20 веке состав оркестра как будто стабилизировался. Однако именно сейчас он стремительно обогащается ударными инструментами народов Африки и Азии.

Некоторые инструменты, как, например, флейта и гобой, литавры и арфа, имеют древнейшую родословную. Другие, напротив, были сконструированы, когда оркестр уже существовал: кларнет изобрели в конце 17 века, тубу и саксофон – в середине 19 века.

Третьи, как, например, электроинструменты, еще только претендуют на место в оркестре 20 века.

Важно

Современный симфонический оркестр, каким мы видим его сегодня, включает в себя четыре семьи родственных инструментов. Как их называют музыканты, это оркестровые группы: струнные смычковые, а также деревянные духовные, медные духовые, ударные. Инструменты каждой из этих групп объединяет способ извлечения звуков.

Первая группа состоит из скрипок, альтов, виолончелей и контрабаса. Эти инструменты составляют значительно более половины общего числа инструментов оркестра..

В группу же деревянных духовых входят флейты, гобои, фаготы, кларнеты с их разновидностями. Материалом большинства инструментов являются особые сорта дерева, отсюда и название группы.

Валторны, трубы, тромбоны и туба (всего от 10 до 17 исполнителей) образуют медную духовую группу

В ударную группу входят, кроме литавров и малого и большого барабанов, бубен, колокольчики, а также треугольник, тарелки, колокола, кастаньеты и другие. Арфа, орган, фортепиано, клавесин не вошли в оркестровые группы, тем не менее, они играют в современном оркестре весьма существенную роль.

Источник: https://rock-academy.ru/blog/instrumenty-simfonicheskogo-orkestra

Какие музыкальные инструменты входят в состав симфонического оркестра

Инструкция

Традиционный современный симфонический оркестр состоит из шести групп инструментов, таких как: струнно-смычковые, духовые деревянные, медно-духовые, ударные, клавишные и добавочные музыкальные инструменты. В большом симфоническом оркестре играют до 110 музыкантов, а в малом – до 50.

Руководство коллективом осуществляет дирижер, управляющий художественной трактовкой музыкального произведения.Струнно-смычковые инструменты составляют основу симфонического оркестра. Именно они являются носителями мелодического начала музыкального произведения. Инструменты этой группы сходны по внешнему виду и тембру, а звук извлекается при помощи смычка.

Выразительное звучание скрипки является центральным в группе и во всем оркестре. Альт отличается от скрипки незначительно большим размером и более приглушенным, матовым звуком. Виолончель по внешнему виду повторяет контуры скрипки, но она намного больше нее. Виолончель не держат на плече, как предыдущие два инструмента, а опирают на подставку.

Совет

Данный инструмент обладает низким, но бархатным и благородным звучанием. Контрабас превышает по размеру не только все вышеуказанные инструменты группы, но и рост человека, поэтому играют на нем сидя. Звук контрабаса низкий и гудящий.

Группы деревянных духовых инструментов составляют: звонкая флейта, гобой с насыщенным теплым звуком, кларнет с разнообразным тембром, басовый, хрипловатый по звучанию фагот и обладающий самым низким тембром из группы контрфагот. Данная группа получила свое название благодаря материалу, из которого их изготавливают, дереву, и способу извлечения звука, вдуванию воздуха.

Для изготовления инструментов группы медно-духовых инструментов применяют металлы с высоким содержанием меди. Их вступление характеризуется мощным, торжественным, ярким звучанием. Звонкий «голос» трубы зачастую играет солирующую партию. Волторна традиционно звучит в пасторальной музыке. Во время кульминации в произведении свою партию исполняет тромбон.

Самым низким звучанием обладает туба.

Ударные инструменты объединяет способ извлечения звука – удар. Но по характеру звучания все они различны. Их главная задача – подчеркнуть ритм, усилить звучание оркестра, добавить выразительности. В оркестре можно встретить такие ударные инструменты: литавры, большой и малый барабаны, бубен, тарелки и треугольники, колокольчики, ксилофон.

Клавишная группа характеризуется наличием у каждого инструмента белых и черных клавиш. Среди них выделяют: орган, клавикорд, клавесин, фортепиано. Зачастую они одиночны в оркестре.

Для исполнения определенных произведений в состав оркестра включают струнно-щипковый инструмент, обладающий нежным, прозрачным тембром – арфу. Она придает ноту волшебства в музыкальное произведение.

Источники:

  • Оркестр. Инструменты симфонического оркестра

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-865383-kakie-muzykalnye-instrumenty-vhodyat-v-sostav-simfonicheskogo-orkestra

Презентация к уроку по музыке по теме: Презентация на тему «Инструменты симфонического оркестра»

Слайд 2

Симфони́ческий орке́стр — большой коллектив музыкантов, исполняющих симфонические музыкальные произведения. Симфонический оркестр включает три группы инструментов: струнные, духовые и ударные. Большой симфонический оркестр может содержать четыре группы инструментов: струнные, духовые, ударные и одиночные.

Слайд 3

Скрипка-королева оркестра Скрипка — 4-хструнный смычковый инструмент, самый высокий по звучанию в своём семействе и важнейший в оркестре. Скрипка обладает таким сочетанием красоты и выразительности звука, как, пожалуй, ни один другой инструмент. А вот скрипачи зачастую имеют репутацию нервных и скандальных людей.

Слайд 4

Альт Альт — по внешнему виду копия скрипки, только чуть больших размеров, отчего звучит в более низком регистре и играть на нем немного сложнее, чем на скрипке.

Обратите внимание

По сложившейся традиции альту отводится вспомогательная роль в оркестре. Альтисты зачастую являются мишенью для шуток и анекдотов в музыкальной среде. Было в семье три сына — два умных, а третий — альтист… P.S.

Некоторые считают, что альт это улучшенный вариант скрипки.

Слайд 5

Виолончель Виолончель — большая скрипка, на которой играют сидя, удерживая инструмент между коленями и упирая его шпилем в пол. Виолончель имеет богатый низкий звук, широкие выразительные способности и детально проработанную технику исполнения. Исполнительские качества виолончели покорили сердца огромного числа поклонников .

Слайд 6

Контрабас Контрабас — самый низкий по звучанию и самый большой по размеру (до 2-х метров) среди семейства смычковых струнных инструментов. Контрабасисты должны стоять или сидеть на высоком стуле, чтобы дотянуться до верха инструмента. Контрабас обладает густым, хриплым и несколько глуховатым тембром и является басовым фундаментом всего оркестра.

Слайд 7

Большая семья различных инструментов, не обязательно сделанных из дерева. Звук порождается вибрацией воздуха, проходящего по инструменту. Нажатие клавиш укорачивает/удлиняет воздушный столб и меняется высота звука. Каждый инструмент обычно имеет свою сольную линию, хотя исполнять её могут и несколько музыкантов.

Слайд 8

Флейта Флейта — современные флейты очень редко бывают из дерева, чаще из металла (в т.ч. драгоценных металлов), иногда из пластика и стекла. Флейту держат горизонтально. Флейта — один из самых высоких по звучанию инструментов в оркестре. Самый виртуозный и технически подвижный инструмент в семействе духовых, благодаря этим её достоинствам ей часто поручается оркестровое соло.

Слайд 9

Гобой Гобой — мелодичный инструмент с диапазоном ниже, чем у флейты. По форме немного конический, гобой обладает певучим, однако несколько гнусавым тембром, а в верхнем регистре даже резким. Он в основном используется как оркестровый сольный инструмент. Поскольку во время игры гобоисты должны перекашивать своё лицо, их иногда воспринимают как ненормальных людей.

Слайд 10

Кларнет Кларнет — бывает нескольких размеров, в зависимости от требуемой высоты звучания. Кларнет использует только один язычок (трость), а не двойной как у флейты или фагота. Кларнет обладает широким диапазоном, тёплым, мягким тембром и предоставляет исполнителю широкие выразительные возможности. Проверьте себя: Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Слайд 11

Фагот Фагот — самый низкий по звучанию из деревянных духовых инструментов, используется как для басовой линии, так в качестве альтернативного инструмента мелодии. В оркестре обычно три-четыре фагота. Играть на фаготе в силу его размеров тяжелее, чем на остальных инструментах этого семейства.

Слайд 12

Важно

Самая громкая группа инструментов симфонического оркестра, принцип извлечения звуков такой же, как и у деревянных духовых инструментов — «нажимай да дуй». Каждый инструмент играет свою сольную линию — материала очень много.

В разные эпохи своей истории симфонический оркестр менял группы инструментов в своём составе, некоторый спад интереса к духовым инструментам произошел в эпоху романтизма, в 20 веке открылись новые исполнительские возможности медных инструментов и значительно расширился их репертуар.

Слайд 13

Валторна Валторна (рожок) — изначально произошла от охотничьего рожка, валторна может быть мягкой и выразительной или резкой и скрипучей. Обычно в оркестре используется от 2 до 8 валторн в зависимости от произведения.

Слайд 14

Труба Труба — инструмент с высоким чистым звуком, очень подходит для фанфар. Как и кларнет, труба может быть разных размеров, каждая со своим тембром. Отличаясь большой технической подвижностью, труба блестяще выполняет свою роль в оркестре, на ней возможно исполнение широких, яркого тембра и большой протяжённости мелодических фраз.

Слайд 15

Тромбон Тромбон — исполняет больше басовую линию, чем мелодическую. От других медных духовых инструментов отличается наличием особой передвижной U-образной трубки — кулисы, двигая которую вперед и назад музыкант изменяет звучание инструмента.

Слайд 16

Древнейшие и самые многочисленные среди групп музыкальных инструментов. Часто ударные ласково называют «кухней» оркестра, а исполнителей называют «мастером на все руки».

С ударными инструментами музыканты обходятся довольно «жестко»: бьют их палками, ударяют друг о друга, трясут — и все это для того, чтобы задать ритм оркестра, а также придать колорит и своеобразие музыке.

Иногда к ударным добавляют автомобильный клаксон или устройство, имитирующее шум ветра (эолифон). Рассмотрим только два ударных инструмента:

Слайд 17

Совет

Литавры Литавры — полусферический металлический корпус, обтянутый кожаной мембраной, литавры могут звучать очень громко или, наоборот, мягко, как далёкий раскат грома, для извлечения разных звуков используются палочки с головками из разных материалов: дерево, войлок, кожа. В оркестре обычно от двух до пяти литавр, очень интересно наблюдать за игрой на литаврах.

Слайд 18

Тарелки Тарелки (парные) — выпуклые круглые металлические диски разного размера и с неопределенной высотой звучания. Как подмечено, симфония может длиться девяносто минут, а ударить в тарелки придётся только один раз, представляете какая ответственность за точный результат.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2015/10/29/prezentatsiya-na-temu-instrumenty-simfonicheskogo-orkestra

Виды оркестров, исполняющих инструментальную и симфоническую музыку :

Музыка – это, прежде всего, звуки. Они могут быть громкими и тихими, быстрыми и медленными, ритмичными и не очень…

Но каждый из них, каждая звучащая нота каким-то определенным образом влияет на сознание человека, слушающего музыку, на его душевное состояние. А если это оркестровая музыка, то оставить равнодушными кого-либо она уж точно не сможет!

Оркестр. Виды оркестров

Оркестром называют объединенных в коллектив музыкантов, играющих на музыкальных инструментах произведения, которые предназначены специально для этих инструментов.

И от того, каков этот состав, оркестр имеет различные музыкальные возможности: по тембру, динамике, выразительности.

Какие виды оркестров существуют? Главные из них — это:

  • симфонический;
  • инструментальный;
  • оркестр народных инструментов;
  • духовой;
  • джазовый;
  • эстрадный.

Еще бывает военный оркестр (исполняющий военные песни), школьный (в составе которого школьники) и так далее.

Симфонический оркестр

Эта разновидность оркестра в своем составе содержит струнные, духовые и ударные инструменты.

Есть малый симфонический оркестр и большой.

Малый – это тот, который играет музыку композиторов конца XVIII – начала XIX столетий. В его репертуаре могут быть и современные вариации. Большой симфонический оркестр отличается от малого добавлением в его состав большего количества инструментов.

В составе малого обязательно присутствуют:

  • скрипки;
  • альт;
  • виолончели;
  • контрабасы;
  • фаготы;
  • валторны;
  • трубы;
  • литавры;
  • флейты;
  • кларнета;
  • гобой.

В большой включены следующие инструменты:

  • флейты;
  • гобои;
  • кларнеты;
  • контрафаготы .

Кстати, в его составе может быть аж до 5 инструментов каждого семейства. А также в большом оркестре присутствуют:

  • валторны;
  • трубы (басовая, малая, альтовая);
  • тромбоны (теноровые, тенорбасовые);
  • туба.

И, конечно же, ударные инструменты:

  • литавры;
  • колокольчики;
  • малый и большой барабан;
  • треугольник;
  • тарелка;
  • индийский тамтам;
  • арфа;
  • рояль;
  • клавесин.

Особенностью малого оркестра есть то, что струнных инструментов в нем около 20, в то время как в большом – около 60.

Руководит симфоническим оркестром дирижер. Он художественно трактует произведение, исполняющееся оркестром при помощи партитуры – полной нотной записи всех партий каждого инструмента оркестра.

Инструментальный оркестр

Этот вид оркестра отличается по своей форме тем, что в нем нет четкого количества музыкальных инструментов определенных групп. А также он может исполнять любую музыку (в отличие от симфонического оркестра, который исполняет исключительно классическую).

Конкретных видов инструментальных оркестров нет, но условно к ним можно отнести эстрадный оркестр, а также оркестр, исполняющий классику в современной обработке.

Согласно исторической справке, инструментальная музыка начала активно развиваться в России только при Петре Первом. Она, конечно, имела на себе западное влияние, но зато она уже не была под таким запретом, как в более ранние времена.

А раньше доходило до такого, что запрещали не то что играть, а сжигали музыкальные инструменты. Церковь считала, что в них нет ни души, ни сердца, а потому они не могут прославлять Бога.

И потому инструментальная музыка развивалась преимущественно среди простого народа.

Играют в инструментальном оркестре на флейте, лире, кифаре, свирели, трубе, гобое, бубне, тромбоне, дудке, сопелке и других музыкальных инструментах.

Наиболее популярный инструментальный оркестр XX века – это оркестр Поля Мориа.

Он был его дирижером, руководителем, аранжировщиком. Его оркестр сыграл очень много популярных музыкальных произведений XX века, а также собственного сочинения.

Народный оркестр

В таком оркестре основными инструментами являются народные.

Например, для русского народного оркестра наиболее типичными являются: домры, балалайки, гусли, баяны, гармоники, жалейки, свирели, рожки владимирские, бубны. Также дополнительными музыкальными инструментами для такого оркестра есть флейта и гобой.

Впервые появился народный оркестр в конце XIX века, организатором которого стал В.В. Андреев. Этот оркестр очень много гастролировал и получил широкую популярность в России и за ее пределами. А вначале XX века народные оркестры начали появляться повсеместно: в клубах, при дворцах культуры и так далее.

Духовой оркестр

Данный вид оркестра предполагает, что в его состав входят различные духовые и ударные инструменты. Он бывает: малый, средний и большой.

Джазовый оркестр

Еще оркестр такого вида назывался джаз-бэнд.

В его состав входят такие музыкальные инструменты: саксофон, фортепиано, банджо, гитара, ударные, трубы, тромбоны, контрабас, кларнеты.

Вообще, джаз – это направление в музыке, которое сложилось под влиянием африканских ритмов и фольклора, а также европейской гармонии.

Впервые джаз появился на юге США в начале XX столетия. И вскоре распространился во всех странах мира. На родине это музыкальное направление развивалось и дополнялось новыми характерными особенностями, которые появлялись в том или другом регионе.

Обратите внимание

Одно время в Америке термины «джаз» и «популярная музыка» имели одинаковое смысловое значение.

Джазовые оркестры стали активно формироваться уже в 1920-х годах. И таковыми они оставались аж до 40-х.

В эти музыкальные группы участники поступали, как правило, еще в подростковом возрасте, исполняя свою конкретную партию – заученную или по нотам.

Вершиной славы джазовых оркестров считаются 1930-е годы. Руководителями известнейших на то время джазовых оркестров были: Арти Шоу, Гленн Миллер, и другие. Их музыкальные произведения звучали на то время повсюду: на радио, в танцевальных клубах и так далее.

В настоящее время также очень популярны джазовые оркестры и мелодии, написанные в стиле «джаз».

И хотя видов музыкальных оркестров существует большее количество, в статье рассмотрены основные из них.

Источник: https://www.syl.ru/article/329871/vidyi-orkestrov-ispolnyayuschih-instrumentalnuyu-i-simfonicheskuyu-muzyiku

Проект Инструменты симфонического оркестра

Проект «Инструменты симфонического оркестра»

образовательная область «музыка», подготовительная группа

Проект «Инструменты симфонического оркестра» актуален, с точки зрения развития музыкальной культуры дошкольников. Будущие первоклассники уже на первых уроках музыки услышат звучание симфонического оркестра.

Знания об особенностях каждого инструмента, умение узнавать и дифференцировать их на слух, поможет детям глубже разобраться в музыкальной семантике симфонических произведений, постичь их художественный смысл.

С точки зрения социума, актуальность проекта подтверждается еще и тем явлением, что в наше время классическая музыка звучит лишь на одном канале телевидения «Культура», дети повсюду слышат лишь развлекательную музыку, или музыку, которая не несет в себе духовных ценностей. Таким образом, мы хотели восполнить недостаток информации по этому вопросу, а также вызвать интерес к классической высокохудожественной музыке.

Важно

Работа над проектом потребовала от детей много усилий: прилежание, трудолюбие, творчество, силу воли.

Дети работали как в группах (струнные, духовые, ударные), так и индивидуально: делали раскраски инструментов, играли в музыкальное лото, отгадывали звучание инструментов на слух, занимались поиском информации совместно с родителями. Таким образом, мы смогли представить все инструменты симфонического оркестра и прослушать их звучание.

В презентации проекта гармонично использовались современные технические средства обучения: мультимедийное оборудование, синтезатор, музыкальный центр.

Продуктом деятельности проекта стал мини-спектакль «Про маленькую скрипочку», сюжет которого заключался в том, что только все вместе  инструменты симфонического оркестра могут подарить своим зрителям замечательную музыку, принести радость и наслаждение. А исполнение детьми «Рондо в турецком стиле» В. Моцарта на детских музыкальных инструментах в конце мероприятия вызвал бурю оваций у зрителей.

Детские мини-сообщения об инструментах симфонического оркестра

Скрипка– 4х струнный смычковый инструмент, самый высокий по звучанию в своем семействе. У скрипки очень красивый звук, поэтому её называют королевой оркестра.

Альт – это копия скрипки, только большего размера. Если звук скрипки напоминает голос девочки, то звук альта более низкий и напоминает голос мальчика.

Виолончель – большая скрипка, на которой играют сидя. Виолончель имеет низкий богатый звук.

Контрабас –самый низкий по звучанию и самый большой по размеру среди семейства смычковых струнных инструментов. Контрабасисты должны стоять или сидеть на высоком стуле, чтобы дотянуться до верха инструмента. Контрабас обладает густым, хриплым звуком.

Арф– старинный инструмент. Говорят, что её создали боги. У неё очень красивое сказочное звучание, которое напоминает перекаты волн.

Флейта– самый высокий по звучанию инструмент. На ней можно проигрывать очень быстрые мелодии. Её звук напоминает пение птицы

Гобой– мелодичный инструмент с диапазоном ниже, чем у флейты. Гобой обладает певучим, однако, несколько гнусавым звуком. В музыке он часто изображает игру пастушка, сельскую природу.

Фагот – самый низкий по звучанию из деревянных духовых инструментов. Играть на фаготе тяжелее, чем на остальных инструментах этого семейства.  У него ворчливый хриплый звук как у медведя.

Труба – самый громкий инструмент. Она может перекрыть своим звучанием весь оркестр, играющий тутти.

Валторна– произошла из охотничьего рожка, она может быть мягкой и выразительной или резкой и скрипучей. В сказках валторна изображает вой волка.

Тромбон – имеет низкий хриплый тембр. У тромбона есть передвижная трубка, двигая ей, вперед и назад музыкант меняет звук.

Литавры похожи на огромные грохочущие бочки.Они издают грозный гул, который может длиться очень долго — до тех пор, пока не приглушишь его. Звук литавр напоминает гром и создает грозное настроение.

Тамтам используют, чтобы изобразить злые силы, колдовство, проклятье. Его звук запоминается надолго.

Сказка про маленькую скрипочку

Действующие лица: сказочник, маленькая скрипочка, контрабас, труба, барабаны, флейта, кастаньеты, литавры, оркестровые колокола, дирижер.

Сказочник: В одной сказочной музыкальной стране под названием «Симфония» жили-были инструменты. Все они были очень важными особами и назывались инструментами симфонического оркестра.

Когда-то их предками были простой охотничий лук, тростинка, и камушек.

Совет

Из охотничьего лука произошло семейство струнных, из тростинки семейство духовых, а из камушка большое и веселое семейство ударных инструментов.

Семью Струнных возглавляла королева Скрипка, она очень любила красивые и нежные мелодии.

Семье Духовых нравилось играть марши и народные мелодии. Самая маленькая Флейта очень изящно изображала птичьи трели. Горделивая Труба обладала очень громким голосом и могла перекрыть звучание всего оркестра. Дедушка Фагот все время ворчал на своих талантливых, но безудержных детей, а бабушка Туба призывала их к порядку низким рокочущим голосом.

Но самым веселым и задорным нравом обладала семья Ударных инструментов. Ни один человек не мог усидеть на месте, услышав их. Ноги сами пускались в пляс, а руки начинали прихлопывать и отстукивать зажигательные ритмы в такт с ударными инструментами.

И все было бы хорошо, если бы одна маленькая Скрипочка не затеяла ссору.

Маленькая скрипочка: Я будущая королева оркестра, не хочу водиться с вами, обойдусь я и без вашей дружбы.

Контрабас: Подумаешь королева? А кто подыграет тебе басы? Всем вскоре наскучит слушать тебя одну.

Труба:Какая из тебя королева. На самом деле королева это я! Я играю громче всех, тебе со мной не сравниться. Я могу исполнить марш без всякой помощи!

Барабаны: Ты одна и без нас? А кто придаст музыке маршевый ритм? Задор? Торжество? Мы главные в оркестре.

Флейта: Ха-ха, что, по-вашему, музыка это только марши, а изящные мелодии, а звон ручейка и птичьи трели? Я самая виртуозная в музыке!

Кастаньеты: Какое безобразие, какое хвастовство!

Арфа: О! немыслимо, неуважительно!

Литавры: Бум – бум, разрази вас гром!

Оркестровые колокола! Бом – тили – бом! На помощь зовем!

И вдруг все стихло. Потому что все увидели, как в воздух взлетела дирижерская палочка.

Дирижер: Что за шум?

Все инструменты наперебой стали рассказывать про зазнавшуюся скрипку.

Дирижер: Хорошо, сейчас мы проверим, сможешь ли ты одна сыграть симфонию.

Скрипка сыграла свою партию (соло скрипки) и настала очередь оркестра…

Сказочник: В зале повисла гнетущая тишина. Никто не хотел выручать скрипку. Скрипка попыталась сыграть партию фагота, но ей не хватило нот, ее струны не могли издавать такие низкие звуки. Мелодия скрипки становилась все печальней, она готова была расплакаться…

Как вдруг, дирижер взмахнул своей палочкой, и со всех сторон полились торжественные звуки симфонического оркестра (звучит экспозиция симфонии №40 В. Моцарта).

– Как красиво, – подумала маленькая скрипочка, – как же глупо я себя вела.

Маленькая скрипочка:

Источник: https://sundekor.ru/kursovaya-2/proekt-instrumenty-simfonicheskogo-orkestra/

Симфонический оркестр и его инструменты

Симфонический оркестр возник в эпоху яркого расцвета симфонической музыки (XVIII в.). До того существовали оперные и концертные оркестры со случайным составом инструментов. Первые симфонические оркестры XVIII в. были значительно меньше современных по количеству музыкантов и менее разнообразны по составу инструментов.

В них входили простейшей конструкции флейты, гобои, фаготы, валторны, а также забытые теперь сородичи скрипки — виолы, струнные /щипковые инструменты — лютни. Один из предков рояля — клавесин, или клавичембало, был тогда в оркестре самым главным инструментом. Еще Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель писали музыку для этих клавишных и щипковых инструментов.

Но уже во времена Иосифа Гайдна п Вольфганга Амадея Моцарта клавесин и лютня окончательно исчезают из симфонического оркестра, а виолы полностью вытесняются инструментами скрипичного семейства— скрипкой, виолончелью и другими. Полноправными участниками оркестра стали тромбон и кларнет, считавшиеся прежде грубыми, простонародными инструментами.

Обратите внимание

Деревянные духовые инструменты имели тогда небольшое количество игровых отверстий и примитивную механику, поэтому композиторы употребляли их с большой осторожностью. Постепенно количество отверстий увеличивалось, изменялись и сами приемы игры.

Медные духовые инструменты стали пригодными для исполнения любых мелодий только в начале прошлого столетия — после ряда технических усовершенствований. Классический состав симфонического оркестра определился под влиянием творчества великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена. Много сделали для усовершенствования оркестра Гектор Берлиоз, Рихард Вагнер, М.

И. Глинка, П. И. Чайковский, Н. А. Рим-ский-Корсаков и другие крупнейшие композиторы, работавшие в тесном содружестве с музыкантами-исполнителями и мастерами музыкальных инструментов.

Современный симфонический оркестр — самый крупный по составу инструментальный коллектив, способный в совершенстве исполнять сложнейшую музыку, раскрывать музыкальные образы, рожденные композитором. Оркестр состоит из большого числа разнообразных музыкальных инструментов, разделяющихся на группы.

Группу струнных смычковых образуют представители скрипичного семейства — скрипки, альты, виолончели и контрабасы. У всех этих инструментов по 4 струны разной толщины, из них звук извлекается смычком. Высоту звука исполнитель может изменять, прижимая струну к грифу.

Чем струна тоньше или короче, тем звук выше, и, наоборот, чем она толще или длиннее, тем звук ее будет ниже. Корпус струнных смычковых инструментов напоминает гитару, их сравнительно длинный гриф позволяет получать звуки различной высоты. Смычком можно извлекать звуки то продолжительные и певучие, то короткие и отрывистые.

Своеобразное звучание возникает тогда, когда исполнитель касается струн пальцами или древком смычка.

Особенно красив звук у скрипки и виолончели, поэтому они часто солируют в оркестре и композиторы пишут для них концерты.

Важно

Вспомним созданный Римским-Корсаковым музыкальный образ обаятельной юной Шехера-зады, чей облик возникает в мелодии скрипки («Шехеразада»), или чудесные картины при-> роды, раскрывающиеся в сольной партии виолончели (ария Берендея из оперы «Снегу-^ рочка»).

Изумительные по красоте концерты для скрипки и виолончели с оркестром созданы П. И. Чайковским, А. Дворжаком, С. С. Прокофьевым, Д. Д. Шостаковичем и многими другими композиторами.

Струнные смычковые инструменты, отличающиеся особенной красотой и богатством звука, многообразием способов его извлечения, представляют в симфоническом оркестре основную и самую большую группу. В оркестре участвует обычно от 20 до 40 скрипок (большая часть ведет партию первых скрипок, остальные — партию вторых), 8—12 альтов, столько же виолончелей и от 4 до 8 контрабасов.

Из группы струнных смычковых инструментов можно образовать и самостоятельный оркестр, а в СССР существует даже ансамбль из одних скрипок.

Вторая по значению группа симфонического оркестра — деревянные духовые инструменты. Это имеющие вид трубок различной формы флейты, гобои, кларнеты. Заключенный внутри трубки столб воздуха обладает способностью звучать, как струна, если его привести в состояние колебания. Во флейте звучание возникает при рассечении струи воздуха об острый край трубки.

Таким же способом получается звук, если свистеть, например, в стеклянную или металлическую трубочку. Звуковые колебания у других деревянных духовых инструментов образуются при помощи эластичных пластинок — тростей. Высота звука зависит от толщины и длины звучащего столба воздуха.

Его длина изменяется, когда музыкант закрывает или открывает специальные отверстия в трубке.

Маленькая флейточка-пикколо обладает самыми высокими, пронзительными, свистящими звуками. Обычная флейта звучит мягче и ниже, чем пикколо. Гобой издает нежные звуки, напоминающие пастушеские наигрыши на свирели.

Совет

Чайковский мастерски использовал выразительность гобоя в одной из сцен оперы «Пиковая дама» (дуэт пастушков).

Звук кларнета — яркий, сильный; его богатые выразительные возможности раскрыты Римским-Корсаковым в знаменитом скерцо «Полет шмеля» (опера «Сказка о царе Салтане»).

Самый крупный инструмент этой группы — фагот внешне выглядит, как большая трубка, свернутая вдвое. Его тембр меняется с высотой звучания, и поэтому фагот превосходно передает и шутливые интонации в музыке, и мелодии проникновенного, лирического характера, и трагические переживания героев (как, например, в сцене смерти графини из оперы «Пиковая дама» Чайковского).

Другие разновидности деревянных духовых инструментов — английский рожок (альтовый гобой), баскларнет и контрафагот обогащают симфонический оркестр красочностью и своеобразием тембров. Деревянные духовые обладают значительно более сильным звуком, чем смычковые, поэтому в составе оркестра их бывает от одного до четырех каждого вида.

Еще более сильное звучание у медных духовых инструментов. Трубки их сделаны из металла (меди). Музыкант через плотно прижатые губы вдувает в мундштук (чашечку) инструмента воздух, приводит его в состояние вибрации; столб воздуха в трубке начинает звучать.

Длина воздушного столба изменяется при включении и выключении дополнительных трубок.

К медным духовым инструментам относятся: труба (внешне похожая на пионерский «горн»), обладающая сильным, ярким звуком; валторна — с трубкой в виде круга, ее тембр более приглушенный, мягкий; тромбон — самый мощный по силе звука инструмент оркестра, его трубки (цуги) вдвигаются одна в другую; туба — огромных размеров инструмент с широким раструбом, ей свойственны суровые звуки густого, бархатистого тембра.

Композиторы используют трубу в героических и торжественных эпизодах (трубными звуками начинается каждое «чудо» в опере «Сказка о царе Салтане»).

Обратите внимание

Валторна ведет обычно лирические, напевные мелодии (например, тему Игоря в увертюре оперы А. П. Бородина «Князь Игорь»).

Тромбон нередко звучит в трагические моменты, когда раскрываются глубокие переживания героев.

У тубы в оркестре та же роль, что у контрабасов и контрафагота.

Всего в оркестре участвует обычно 2—3 трубы, столько же тромбонов, 3 —4 валторны, одна туба.

Последнюю группу симфонического оркестра составляют разнообразные ударные инструменты. Звук в них получается при ударе.

Это — литавры (пара металлических котлов, обтянутых кожей), малый и большой барабаны, металлические тарелки, гонг, треугольник, колокола, кастаньеты, ксилофон и челеста, инструменты из деревянных и металлических пластин, а также многие другие, издающие звон, шум, звуки, подобные грохоту грома, вою ветра, и т. п. Обычно в одном музыкальном произведении применяются далеко не все ударные, поэтому в оркестре достаточно 2—3 исполнителей, играющих на этих инструментах.

В оркестре есть еще один инструмент, не входящий ни в одну из перечисленных групп,— арфа. Ее 45—47 струн натянуты на деревянный треугольник, украшенный резьбой и позолотой. Тембр звучания арфы необыкновенно красив и нежен. Струны ее защипывают пальцами. Особенно выразительно на них получаются звуковые всплески — глиссандо.

Таков состав современного симфонического оркестра. Иногда композиторы дополнительно вводят в него рояль, орган, гитару, мандолину, некоторые духовые инструменты, человеческие голоса (солисты, хор) и т. д.

Почти все инструменты симфонического оркестра произошли от народных. Знаменитые кремонские мастера — Н. Амати, А. Страдивари, И. Гварнери — усовершенствовали крестьянскую скрипку, и она с тех пор стала одним из самых выразительных классических музыкальных инструментов.

Важно

Китайская флейта «ди» и родственный ей узбекско-иранский «най» — это предки современной флейты.

Гобой ведет свое происхождение от старинной западноевропейской свирели «шалмей», а кларнет — это усовершенствованный народный язычковый инструмент «шалюмо». Сигнальный охотничий, или лесной, рог был родоначальником современной валторны. В неизменном виде сохранились в оркестре китайский гонг, турецкие тарелки, барабан.

Композитор, так же как и художник, выбирает звуки различной окраски (тембра), смешивает и сочетает их, чтобы полнее и ярче отобразить задуманную картину. Ведь звучание любой мелодии в оркестре несравненно богаче и выразительнее, чем при ее исполнении на одном каком-нибудь инструменте.

Умение оркестровать, т. е. подбирать подходящие по звучанию инструменты, сочетать их друг с другом, выделять солирующие или поручать исполнение всему составу инструментов,— это очень сложное, требующее больших знаний и навыков искусство.

Великая роль в оркестре принадлежит дирижеру, который доносит до слушателей всю глубину замысла, всю красоту творения композитора. Музыканты повинуются каждому движению его волшебной палочки, словно соединяющей в одно прекрасное целое все партии инструментов, весь бескрайний океан звуков.

Источник: https://pandia.ru/365520/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector