Произведения для инструментов с оркестром

Краткий обзор инструментов симфонического оркестра

Добро пожаловать в краткий обзор музыкальных инструментов симфонического оркестра. 

Если Вы только начинаете знакомиться с классической музыкой, то, возможно, Вы ещё не знаете на каких музыкальных инструментах играют участники симфонического оркестра. Эта статья поможет Вам. Описания, изображения и образцы звучания основных музыкальных инструментов оркестра познакомят Вас с огромным разнообразием звуков, издаваемых оркестром.

Предисловие

Музыкальная симфоническая сказка «Петя и волк» Сергея Прокофьева была написана в 1936 году для нового Московского Центрального детского театра (ныне Российский академический молодёжный театр). Это повествование о пионере Пете, который проявляет храбрость и смекалку, спасает своих друзей и захватывает волка.

Обратите внимание

С момента своего создания и до сегодняшних дней пьеса пользуется неослабевающей всемирной популярностью как среди молодого поколения, так и опытных любителей классической музыки. Нам эта пьеса поможет определить различные инструменты, т.к.

каждый персонаж в ней представлен определённым инструментом и отдельным мотивом: например, Петя — струнные инструменты (преимущественно скрипки), Птичка — флейта в высоком регистре, Утка – гобой, Дедушка – фагот, Кошка – кларнет, Волк – валторна.

После ознакомления с представленными инструментами, ещё раз прослушайте эту пьесу и постарайтесь запомнить, как звучит каждый инструмент. 

Сергей Прокофьев: «Петя и волк»

Смычковые струнные инструменты

Все смычковые струнные инструменты состоят из вибрирующих струн, натянутых на резонирующий деревянный корпус (дека).

Для извлечения звука используется смычок из конского волоса, зажимая струны в различных положениях на грифе, получают звуки разной высоты.

Семейство смычковых струнных инструментов — самое большое в составе современного симфонического оркестра, сгруппированное в огромную секцию с музыкантами, исполняющими одинаковую линию музыки.

Скрипка — 4-хструнный смычковый инструмент, самый высокий по звучанию в своём семействе и важнейший в оркестре. Скрипка обладает таким сочетанием красоты и выразительности звука, как, пожалуй, ни один другой инструмент. А вот скрипачи зачастую имеют репутацию нервных и скандальных людей.

Феликс Мендельсон Концерт для скрипки

Альт — по внешнему виду копия скрипки, только чуть больших размеров, отчего звучит в более низком регистре и играть на нем немного сложнее, чем на скрипке.

По сложившейся традиции альту отводится вспомогательная роль в оркестре. Альтисты зачастую являются мишенью для шуток и анекдотов в музыкальной среде. Было в семье три сына — два умных, а третий — альтист…P.S.

Некоторые считают, что альт это улучшенный вариант скрипки.

Роберт Шуман «Волшебная сказка (Fairy Tales) для альта и фортепиано»

Виолончель — большая скрипка, на которой играют сидя, удерживая инструмент между коленями и упирая его шпилем в пол. Виолончель имеет богатый низкий звук, широкие выразительные способности и детально проработанную технику исполнения. Исполнительские качества виолончели покорили сердца огромного числа поклонников.  

Дмитрий Шостакович Соната для виолончели и фортепиано

Контрабас — самый низкий по звучанию и самый большой по размеру (до 2-х метров) среди семейства смычковых струнных инструментов. Контрабасисты должны стоять или сидеть на высоком стуле, чтобы дотянуться до верха инструмента. Контрабас обладает густым, хриплым и несколько глуховатым тембром и является басовым фундаментом всего оркестра.

Дмитрий Шостакович Соната для виолончели и фортепиано (см. виолончель)

Деревянные духовые инструменты

Большая семья различных инструментов, не обязательно сделанных из дерева. Звук порождается вибрацией воздуха, проходящего по инструменту. Нажатие клавиш укорачивает/удлиняет воздушный столб и меняется высота звука. Каждый инструмент обычно имеет свою сольную линию, хотя исполнять её могут и несколько музыкантов.

Основные инструменты семейства деревянных духовых инструментов

Флейта — современные флейты очень редко бывают из дерева, чаще из металла (в т.ч. драгоценных металлов), иногда из пластика и стекла. Флейту держат горизонтально. Флейта — один из самых высоких по звучанию инструментов в оркестре. Самый виртуозный и технически подвижный инструмент в семействе духовых, благодаря этим её достоинствам ей часто поручается оркестровое соло.

Вольфганг Амадей Моцарт Концерт для флейты № 1

Гобой -мелодичный инструмент с диапазоном ниже, чем у флейты. По форме немного конический, гобой обладает певучим, однако несколько гнусавым тембром, а в верхнем регистре даже резким. Он в основном используется как оркестровый сольный инструмент. Поскольку во время игры гобоисты должны перекашивать своё лицо, их иногда воспринимают как ненормальных людей.

Винченцо Беллини Концерт для гобоя с оркестром

Кларнет — бывает нескольких размеров, в зависимости от требуемой высоты звучания. Кларнет использует только один язычок (трость), а не двойной как у флейты или фагота. Кларнет обладает широким диапазоном, тёплым, мягким тембром и предоставляет исполнителю широкие выразительные возможности.
Проверьте себя: Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Карл Мария фон Вебер Концерт для кларнета № 1

Фагот — самый низкий по звучанию из деревянных духовых инструментов, используется как для басовой линии, так в качестве альтернативного инструмента мелодии. В оркестре обычно три-четыре фагота. Играть на фаготе в силу его размеров тяжелее, чем на остальных инструментах этого семейства.

Вольфганг Амадей Моцарт Концерт для фагота

Медные духовые инструменты

Самая громкая группа инструментов симфонического оркестра, принцип извлечения звуков такой же, как и у деревянных духовых инструментов — «нажимай да дуй». Каждый инструмент играет свою сольную линию — материала очень много.

В разные эпохи своей истории симфонический оркестр менял группы инструментов в своём составе, некоторый спад интереса к духовым инструментам произошел в эпоху романтизма, в 20 веке открылись новые исполнительские возможности медных инструментов и значительно расширился их репертуар.

Валторна (рожок) — изначально произошла от охотничьего рожка, валторна может быть мягкой и выразительной или резкой и скрипучей. Обычно в оркестре используется от 2 до 8 валторн в зависимости от произведения.

Николай Римский-Корсаков Шахерезада

Труба — инструмент с высоким чистым звуком, очень подходит для фанфар. Как и кларнет, труба может быть разных размеров, каждая со своим тембром. Отличаясь большой технической подвижностью, труба блестяще выполняет свою роль в оркестре, на ней возможно исполнение широких, яркого тембра и большой протяжённости мелодических фраз.

Йозеф Гайдн Концерт для трубы

Тромбон — исполняет больше басовую линию, чем мелодическую. От других медных духовых инструментов отличается наличием особой передвижной U-образной трубки — кулисы, двигая которую вперед и назад музыкант изменяет звучание инструмента.

Николай Римский-Корсаков Концерт для тромбона

Ударные музыкальные инструменты

Древнейшие  и самые многочисленные среди групп музыкальных инструментов. Часто ударные ласково называют «кухней» оркестра, а исполнителей называют «мастером на все руки».

С ударными инструментами музыканты обходятся довольно «жестко»: бьют их палками, ударяют друг о друга, трясут — и все это для того, чтобы задать ритм оркестра, а также придать колорит и своеобразие музыке.

Иногда к ударным добавляют автомобильный клаксон или устройство, имитирующее шум ветра (эолифон). Рассмотрим только два ударных инструмента:

Литавры — полусферический металлический корпус, обтянутый кожаной мембраной, литавры могут звучать очень громко или, наоборот, мягко, как далёкий раскат грома, для извлечения разных звуков используются палочки с головками из разных материалов: дерево, войлок, кожа. В оркестре обычно от двух до пяти литавр, очень интересно наблюдать за игрой на литаврах.

Иоган Сабастьян Бах Токката и фуга

Тарелки (парные) — выпуклые круглые металлические диски разного размера и с неопределенной высотой звучания. Как подмечено, симфония может длиться девяносто минут, а ударить в тарелки придётся только один раз, представляете какая ответственность за точный результат.

Краткий обзор музыкальных инструментов симфонического оркестра завершен

Источник: https://www.olofmp3.ru/index.php/Kratkii-obzor-instrumentov-simfonicheskogo-orkestra.html

«Симфонический оркестр и его инструменты» | Школьный музыкант

Цель: формировать у учащихся представление о симфоническом оркестре и его музыкальных инструментах; развивать исследовательские навыки, умение определять звучание различных инструментов на слух, анализировать музыкальные произведения; воспитывать любовь к классической и народной музыке.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: ТСО; карточки с изображением музыкальных инструментов; схема расположения музыкальных инструментов симфонического оркестра; аудиозаписи со звучанием инструментов.

Музыкальный материал: Дж. Верди. Марш из оперы «Аида»; П. Чайковский. Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик»; Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля»  из оперы «Сказка о царе Салтане»; Ж. Бизе-Р. Щедрин. Кармен-сюита «Танец»; Дж. Ґершвин. Колыбельная Клары из оперы «Порги и Бесс».

Ход урока

Организация класса

Актуализация опорных знаний

Беседа

Что такое сонатная форма?

Какие разделы ее составляют?

Сколько составляющих в классической сонате?

Произведение сонатной формы, которые мы изучали на предыдущем уроке?

Чем отличаются сонатная и вариационная формы?

3.Сообщение темы урока. Мотивация учебной деятельности

У ч и т е л ь. Сегодня мы узнаем, что такое оркестр, симфонический оркестр, в частности, составляющие его музыкальные инструменты. Учитель прикрепляет на доску схему расположения музыкальных инструментов симфонического оркестра.

1.Изучение нового материала

Ученики выступают с подготовленными заранее докладами.

Доклады учащихся

Историческая справка

 Слово «оркестр» происходит от греческого «орхестра» — так во времена античной Греции называли площадку перед театральной сценой, куда выходил хор. Впоследствии на этом месте располагалась группа музыкантов — «оркестр».

Через некоторое время этот термин приобрел более широкое значение; им стали обозначать большой коллектив музыкантов -инструменталистов. Симфонические оркестры возникли в начале XVII в. Их появление связано с возникновением оперы и инструментального концерта, требующих значительного количества исполнителей.

Важно

Большой симфонический оркестр сформировался в середине XIX в. Сегодня в большом симфоническом оркестре играют 50-75 исполнителей.

Классификация инструментов симфонического оркестра

Доклады сопровождаются показом схемы.

Еще в давние времена с увеличением количества музыкальных инструментов возникает необходимость их классифицировать. В Древнем Китае музыкальные инструменты распределяли по материалу, из которого они изготовлены.

Сегодня наиболее распространена классификация Эриха фон Хорнбостеля и Курта Закса, по которой инструменты разделяют по источнику звука. В симфоническом оркестре музыкальные инструменты распределяют по способу звукоизвлечения.

Самой многочисленной является группа струнно-смычковых  инструментов, в том числе первые и вторые скрипки, альты, виолончели и контрабасы.

В группу деревянных духовых инструментов входят флейты, гобои, кларнеты, фаготы.

Группа медных духовых инструментов — трубы, валторны, тромбоны, тубы.

Группу ударных инструментов составляют литавры, треугольник, бубен, малый барабан, тарелки, большой барабан, там там, колокола оркестровые, звонки, ксилофон, вибрафон.

Также к составу симфонического оркестра принадлежат клавишные и щипковые инструменты: арфа, фортепиано, челеста.

Иногда в состав симфонического оркестра вводят саксофоны, электрогитары, синтезаторы и тому подобное.

Работа в парах

Учитель раздает на каждую парту по 3 карточки с изображением музыкальных инструментов.

Задание:

— Определите названия изображенных инструментов и группу, к которой они принадлежат.

— Все инструменты, изображенные на карточках, принадлежат указанным четырем группам?

— К каким группам инструментов относятся бубен, кобза, бандура, гитара, аккордеон?

— В каком оркестре их используют?

— Сделайте вывод: какие инструменты составляют оркестр народных инструментов, а какие — симфонический.

Работа в группах

У ч и т е л ь. Представим, что мы оказались в концертном зале. Вы объединиться в 5 групп и должны выполнить по два задания.

Задача группы No 1

  1. Выберите среди карточек с изображением музыкальных инструментов принадлежащие к струнно — смычковой группе.
  2. Выберите среди 5 музыкальных фрагментов, предлагаемых к прослушиванию, фрагмент, где

звучат инструменты струнно-смычковых групп. Определите фамилия композитора и название произведения.

Задача группы No 2

  1. Выберите среди карточек с изображением музыкальных инструментов принадлежащие к группе деревянных духовых инструментов.
  2. Выберите среди 5 музыкальных фрагментов, предъявляемых к прослушиванию, фрагмент, где звучат деревянные духовые инструменты. Определите фамилию композитора и название произведения.

Задача группы No 3

  1. Выберите среди карточек с изображением музыкальных инструментов принадлежащие к группе медных духовых инструментов.
  2. Выберите среди 5 музыкальных фрагментов, предъявляемых к прослушиванию, фрагмент, где звучат медные духовые инструменты. Определите фамилию композитора и название произведения.

Задача группы No 4

  1. Выберите среди карточек с изображением музыкальных инструментов принадлежащие к группе ударных инструментов.
  2. Выберите среди 5 музыкальных фрагментов, предъявляемых к прослушиванию, фрагмент, где звучат ударные инструменты. Определите фамилия композитора и название произведения.

Задача группы No 5

  1. Выберите среди карточек с изображением музыкальных инструментов принадлежащие к группе клавишных инструментов.
  2. Выберите среди 5 музыкальных фрагментов, предъявляемых к прослушиванию, фрагмент, где звучат клавишные инструменты. Определите фамилия композитора и название произведения.

Произведения для прослушивания: 1. Дж. Верди. Марш из оперы «Аида» (труба); 2. П. Чайковский. Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик» (челеста) 3. Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» (группа струнно- смычковых инструментов); 4. Ж. Бизе-Р. Щедрин. Кармен-сюита «Танец» (ударные) 5. Дж. Ґершвин. Колыбельная Клары из оперы «Порги и Бесс» (саксофон).

Учитель предлагает учащимся сделать вывод о принадлежности музыкальных инструментов к определенной группе и их выразительных возможностях.

Рассказ учителя:

Сегодня мы имеем возможность прослушать и проанализировать очень интересное музыкальное произведение Бенджамина  Бриттена «Путеводитель по оркестру для юношества».

Совет

В 1945 выдающийся английский композитор Б. Бриттен получил заказ от министерства образования Великобритании написать музыку к учебному фильму «Инструменты оркестра».

Так было создано одно из самых известных произведений композитора.

Произведение построено в форме вариаций на тему Г. Перселла (драма «Абделязер»). Здесь, кроме характеристики музыкальных инструментов, мы больше узнаем о выдающемся композиторе XVII в., чувствуем взаимосвязь между прошлым и современностью.

Слушание произведения.

Произведение начинается звучанием торжественной радостной темы Перселла в исполнении всего оркестра. Постепенно она приобретает черты современной музыки. Далее начинаются вариации, каждую из которых исполняет один инструмент или небольшая группа. Тему начинает звучание флейты-пикколо — инструмента группы деревянных духовых.

Далее тему подхватывают остальные инструменты группы деревянных духовых, затем — медные духовые. Струнная группа передает ее сольным звучанием арфам, далее — ударных. Финальная вариация написана в форме фуги, исполняемой вместе всеми инструментами оркестра. Такое звучание оркестра называется тутти.

Постепенно главная тема приобретает первоначальный характер, а финал произведения звучит величественно и торжественно.

Рефлексия

С каким музыкальным произведением мы познакомились?

Какие музыкальные инструменты использовал композитор в своем произведении?

Кто руководит симфоническим оркестром? (Дирижер)

В чем заключается это управление?

В какой форме написан «Путеводитель …»?

О какой новой музыкальной форме мы узнали?

Какие группы инструментов использованы в этом произведении?

Коллективный вывод. Многогранные тембровые возможности различных групп музыкальных инструментов симфонического оркестра помогают композитору реализовать свои творческие замыслы, исполнителю — доказать свое художественное мастерство, а слушателю — получить эстетическое удовольствие от прослушивания и восприятия музыкальных произведений.

Домашнее задание

Для учащихся со средним и достаточным уровнем знаний: обработать материал учебника и дополнительной литературы по музыкальным инструментам симфонического оркестра; узнать об особенностях каждой группы музыкальных инструментов симфонического оркестра.

Для учащихся с высоким уровнем знаний: узнать из справочной литературы, какие еще виды оркестров (кроме симфонического) существуют в музыкальной исполнительской практике. Какие инструменты принадлежат к электронным музыкальным инструментам и в чем их особенности?

Ещё по теме

data-matched-content-rows-num=»3″ data-matched-content-columns-num=»2″

Источник: https://shkolamuzikant.ru/model-uroka-simfonicheskij-orkestr-i-ego-instrumenty/

Произведения советских композиторов — партитура


Произведения советских композиторов
для самодеятельного оркестра русских народных инструментов партитура Выпуск 1 составитель С.Кузнецова “Советский композитор”, 1985г. номер с6962к

(pdf, 6.29 Мб)

содержание:

От составителя

Данный сборник является первым выпуском новой серии «Произведения советских композиторов для самодеятельных оркестров (ансамблей) русских народных инструментов».

Он содержит оригинальные произведения, специально написанные с учетом специфики и возможностей самодеятельных оркестров и предполагающие наиболее распространенный состав оркестра для концертного исполнения.

Они разнообразны по форме, контрастны и, как правило, программны. Циклы, состоящие из нескольких произведений, могут быть исполнены как целиком, так и отдельно.

Обратите внимание

Домрово-балалаечный состав является основой в инструментовках пьес, вошедших в сборник.

Партии отдельных духовых деревянных инструментов, таких как флейта или гобой, могут быть легко заменены имеющимися в составе оркестра инструментами. В сносках партитур указаны возможные замены.

Трудность исполнения пьес, включенных в сборник, различна: отдельные пьесы могут быть сыграны детскими оркестрами русских народных инструментов.

В дальнейших выпусках этой серии будут публиковаться произведения для различных составов ансамблей. Например, для ансамблей баянов, домр, балалаек и баянов, гитары соло с домрово-балалаечным составом, а также произведения с использованием электроинструментов, трещеток, рожков и жалеек, колокольчиков и других инструментов.

  • A. ШИРОКОВ. СКОМОРОШИНА
  • B. ЕГОРОВ. СЕЛЬСКИЕ КАРТИНКИ:
    • 1. Утро в деревне
    • 2. На празднике
    • 3. Летним вечером
  • Е. БОТЯРОВ. ЧЕТЫРЕ ПЬЕСЫ:
    • 1. Старинная песня
    • 2. Родные просторы
    • 3. Песня в полях
    • 4. Деревенский перепляс
  • В. КИКТА. КАРТИНКИ ИЗ ПРОШЛОГО:
    • 1. Владимирские рожки
    • 2. Колыбельная песня
    • 3. Веселый скоморох
    • 4. На русской тройке
  • М. ПАРЦХАЛАДЗЕ. БОЛГАРСКАЯ СЮИТА:
    • 1. Танец юношей
    • 2. Танец девушек
    • 3. Общая пляска
  • В. БЛОК. РУССКИЕ КАРТИНКИ:
    • 1. Свирель и рожок
    • 2. Задумчивая песня
    • 3. Детская песенка
    • 4. Шуточный наигрыш
    • 5. Грустная песня
    • 6. Веселый хоровод
  • Ю. ШИШАКОВ. МУЗЫКАЛЬНАЯ КАРТИНКА на тему украинской народной песни «Реве та стогне Днiпр широкий»

Скачать ноты

Источник: https://ale07.ru/music/notes/song/bayan/psk_orni.htm

Статья на тему: ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ТВОРЧЕСТВЕ КРУПНЕЙШИХ КОМПОЗИТОРОВ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII В

 В развитии духового инструментального искусства первая половина XVIII столетия – период, который оз-наменовался творчеством таких великих композиторов, как А. Вивальди, Г.Ф. Телеман, И.С. Бах и Г.Ф. Ген-дель.

С их исполнительской и композиторской деятельностью непосредственно связано дальнейшее совершенствование и обогащение выразительных и технических возможностей духовых инструментов, дальнейший рост исполнительского мастерства. 

Творчество многих итальянских композиторов (Дж. Торелли, А. Марчелло, Ф. Верачини, Дж. Тартини, Т. Альбинони и др.) говорит о высокой профессиональной культуре и виртуозном мастерстве музыкантов — духовиков того времени. 

Среди своих современников и соотечественников выделяется венецианец Антонио Вивальди (1678 – 1741). Он был одним из первых, кто широко обратился к жанру программного концерта, проложившего дорогу ранним программным симфониям XVIII в.

Имеются такого рода сочинения и для духовых инструментов, на-пример, концерты, названные композитором «Буря на море», для флейты, гобоя, фагота, скрипки, альта и чембало или для флейты, струнного оркестра и чембало. Вивальди много экспериментировал с инструментальными тембрами.

Он выводил в качестве сольных два, три и более инструментов, смело сочетал тембры струнных и духовых. Ему принадлежат девять концертов для пяти труб со струнным оркестром, три концерта для скрипки и трубы со струнным оркестром, концерт для трубы со струнным оркестром, два концерта для двух труб со струнным оркестром и органом и другие сочинения.

В своем творчестве Вивальди поставил духовые инструменты в один ряд со струнными и дал образцы сольного концертного использования примитивных в то время по конструкции инструментов. 

Музыка Вивальди составляет золотой репертуарный фонд каждого солиста-духовика. 

Важно

Еще одним видным композитором был Томазо Альбинони (1671 – 1750). Наиболее известными из сочинений Альбинони для духовых инструментов являются два концерта для трубы и струнного оркестра и четыре концерта для гобоя, струнных и баса. 

Не менее значительным в свое время был другой итальянский композитор – Алессандро Марчелло (ок. 1684 – ок. 1750). Среди произведений для духовых инструментов известны шесть концертов для гобоя или флейты с оркестром, шесть концертов для двух флейт или скрипок и др. 

Произведения для солирующего гобоя Вивальди, Альбинони, Марчелло показывают, что искусство игры на этом инструменте стояло в Италии на высоком уровне и композиторы много и плодотворно писали в этом жанре. Если гобою они отдавали предпочтение, то флейте, фаготу, трубе и валторне также уделялось немалое внимание. 

К этому же периоду относится творчество Георга Филиппа Телемана (1681 – 1767). К лучшим сочинениям композитора относятся: соната для флейты и чембало до мажор, концерт для трубы, струнного оркестра и basso  continue ре мажор, трио для флейты, гобоя и виолончели с чембало ми минор, квартет для флейты, скрипки, виолончели и чембало ми минор и др. 

Многочисленные оркестровые сочинения с участием духовых инструментов Телемана свидетельствуют о высоком исполнительском уровне музыкантов того времени. Яркий образец тому – сюита для флейты и струнных инструментов ля минор. 

Иоганн Себастьян Бах (1685 – 1750) в своих сочинениях применял те духовые инструменты, которые уже существовали и использовались в музыкальной практике. Но в его музыке они получили новое осмысление. 

Духовые инструменты стали у Баха полноправными носителями богатого эмоционального содержания, которое отличает музыку этого композитора. Творческое наследие Баха очень обширно. Из произведений в камерно-инструментальном жанре выделяются флейтовые сонаты. Единственной в своем роде в мировом инструментальном творчестве является соната для флейты соло ля минор.

В ней воплотились лучшие черты баховского «органного» инструментального мышления. Одним из шедевров флейтового репертуара является сюита си минор для флейты, двух скрипок, альта и баса. Однако самым совершенным выражением оркестрового стиля Баха и его отношения к духовым инструментам являются шесть «Бранденбургских концертов», которые были написаны в 1721 г.

в Кетене. 

Совет

Вклад Баха в литературу для духовых инструментов и исполнительство на них огромен. Однако творчество Баха для духовых находилось в забвении более полутора веков. Крупнейшие педагоги-духовики дореволюционной России (В. Кречман, Ф. Степанов и др.

) считали, что в сочинениях Баха исполнитель не сможет рас-крыть виртуозного блеска флейты, и им предпочитались концерты Бриччиальди, Фукса, Чиарди и т.д. Только в ХХ в. произведения Баха заняли прочное место в педагогической и исполнительской практике.

 

Другим величайшим композитором Германии был Георг Фридрих Гендель (1685 – 1759). Среди его сочинений – сонаты для двух гобоев и basso continue, для флейты и basso continuе, 15 сольных сонат для флейты или гобоя и basso continue. Наиболее популярна и любима исполнителями соната для флейты и фортепиано ля минор. 

Вершиной инструментального творчества Генделя являются его произведения в жанре concerto grosso (три концерта для солирующего гобоя с оркестром, один – для валторны с оркестром (1740), концерт для гобоя ми минор).

Источник: https://nsportal.ru/npo-spo/kultura-i-iskusstvo/library/2015/10/23/duhovye-instrumenty-v-tvorchestve-krupneyshih

1.2Переложение баянных произведений в контексте репертуара для оркестра русских народных инструментов

Немаловажным является репертуар оркестра русских народных инструментов. Правильно подобрать репертуар для оркестра дело не простое.

Каждый коллектив располагает присущими только ему техническими и художественными возможностями, в соответствие с которым приходится выбирать произведения. Руководитель каждого оркестра подбирает свой репертуар, который постоянно расширяется и обновляется за счет новых оригинальных произведений, переложений и обработок.

Большую роль в развитии оркестров русских народных инструментов сыграло творчество композиторов.

Ими были созданы оригинальные произведения, в которых народно-песенная основа органично сочетается с современными гармониями и ритмами.

Эти произведения оказывали и оказывают благотворное влияние на уровень оркестрового исполнительства, вызывая к жизни все новые приемы и краски, определяя современный стиль игры.

Так, в процессе становления Андреевского оркестра определялся и его репертуар, непосредственно связанный со своеобразным характером звучания оркестра, его выразительными и техническими возможностями.

Основа репертуара, собственно, была определена сразу: русский народный оркестр призван был пропагандировать русскую народную музыку. Программы первых выступлений состояли из обработок народных песен и популярных мелодий, старинных вальсов и романсов. Со временем репертуар расширялся за счет классической русской музыки.

Обратите внимание

Весьма популярными у многочисленных слушателей и почитателей оркестра были отрывки, попурри из опер, национальный характер которых подчеркивался звучанием оркестра. О том, насколько хорошо удавалось оркестру исполнение русской классики, свидетельствуют высказывания многих современников[2].

Вскоре появились партитуры для народного оркестра. В этом была заслуга Н.П. Фомина, создавшего обработки русских народных песен, которые являются образцами и в наши дни.

Известно, что репертуар Великорусского оркестра включал в себя более 400 произведений. Основы репертуара около 150 названий — русские народные песни и обработки Н.П. Фомина, В.В. Андреева, В.Т. Насонова, Ф.А. Нимана, П.П. Каркина, взятые из сборников народных песен М. Балакирева, Н.А. Римского-Корсакова, Т.И. Филиппова и других.

Большое место отводилось произведениям русских композиторов: П.И. Чайковского (около 20), Н.А. Римского-Корсакова (более 10), М.И. Глинки, А.П. Бородина, М.А. Балакирева, А.К. Глазунова, А.Т. Гречанинова, А.Г. Рубинштейна и других. Произведения зарубежных композиторов: Э. Грига, Ж. Бизе, Ф. Шуберта, Р. Шумана и др.

Наиболее исполняемыми были произведения Н.П. Фомина: «Рапсодия памяти П.И. Чайковского» (1898), его обработки «Эй, ухнем», «Ай, все кумушки домой», «Как во городе царевна», «Я с комариком плясала», прозвучавшие многократно в концертах. Среди произведений В.В.

 Андреева самыми популярными были «Фавн» и « Воспоминание о Вене», «Торжественный полонез», его обработки народных песен «Светит месяц» и «Как под яблонькой».

При создании репертуара для оркестра русских народных инструментов особое место занимает инструментовка произведений написанных для баяна. В переложении принимают участие такие факторы музыкальной выразительности, как динамика, ритмика, штрихи, тембр и др. [15]. Большинство преобразований, возникающих при переложении, касаются главным образом фактуры.

В баянных произведениях есть такие общие моменты, сближающие баянную фактуру с оркестровкой, как: большой диапазон, использование различного вида многоголосия, разнообразие динамических и артикуляционных приемов.

Важно

Но, однако, при этом просто необходимо учитывать и специфические особенности каждого из инструментов, которые требуют определенного переосмысления музыкального материала при инструментовке.

Источник: http://music.bobrodobro.ru/1087

Бессмертные творения Баха. — ArtGrand

В достижении гармонии в музыкальном произведении с Бахом не может сравниться никто. Баховские прелюдии, фуги, токкаты и инвенции — незаменимый и великолепный музыкальный материал для понимания полифонического звучания и овладения полифонией.

Самая сложная для исполнения в полифонической музыке фуга (на латыни значит «бег» или «полет») — музыкальное произведение имитационного склада, в нем голоса будто догоняют друг друга, приходя к согласию лишь в конце.

Фуги бывают очень сложные — «двойные» и «тройные», с двумя или даже тремя темами-голосами.

произведение, написанное чаще всего для фортепиано, клавесина или органа, являющееся инструментальным вступлением к какому-либо музыкальному сочинению (слово это переводится с латинского как «игра предварительно»).

Инвенция (переводится с латинского как «находка» или «изобретение») — маленькая полифоническая пьеса на два или три голоса. Бах написал 15 двухголосных инвенций, в которых, по его мнению, ученик «находит хорошие идеи» для первых собственных сочинений, а также для своей импровизационной игры.

Бах написал шесть Бранденбургских концертов, посвященных маркграфу Бранденбургскому, потому они и получили такое название. Эти произведения часто исполняются сегодня.

В своих клавирных и скрипичных концертах Бах продолжает оркестровые традиции Антонио Вивальди. Величайшее творение Баха — Месса си минор, в которой есть арии, вокальные ансамбли и хоры.

Это одна из самых лучших существующих месс.

Произведения Баха Вокально-инструментальные произведения:

Месса си минор «Страсти по Иоанну» «Страсти по Матфею» Духовные кантаты Светские кантаты (в том числе «Кофейная кантата») «Магнйфикат» Произведения для оркестра: 6 «Бранденбургских концертов» Концерты для солирующих инструментов с оркестром: Концерты для клавира с оркестром Концерты для двух клавиров с оркестром Концерты для трех клавиров с оркестром Концерты для скрипки с оркестром Концерт для двух скрипок с оркестром Произведения для смычковых инструментов: Сонаты для скрипки соло Партиты для скрипки соло Сонаты для скрипки и клавира Сюиты для виолончели соло Произведения для органа: Хоральные прелюдии10 Токката и фуга ре минор Пассакалья до минор Произведения для клавира: Сборник «Маленькие прелюдии и фуги» Сборник «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах» Сборник «15 двухголосных инвенций» Сборник «15 симфоний» (трехголосных инвенций) Сборник «6 французских сюит» Сборник «6 английских сюит» Сборник «6 партит» (в форме сюит) Сборник «Хорошо темперированный клавир» том (24 прелюдии и фуги) Сборник «Хорошо темперированный клавир» том (24 прелюдии и фуги)

«Итальянский концерт» для клавира соло

Источник: https://art-grand.by/bachis/bah.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector