Исполнители на струнных инструментах

Коротко о струнных музыкальных инструментах

Согласно справочников, струнные музыкальные инструменты (хордофоны), по способу звукоизвлечения делятся на смычковые (например, скрипка, виолончель, гиджак, кеманча); щипковые (арфа, гусли, гитара, балалайка); ударные (различного рода цимбалы); ударно-клавишные (фортепьяно); щипково-клавишные (клавесины).

Ниже приводим наиболее известные разновидности смычковых музыкальных инструментов.

Скрипка, 4-струнный смычковый музыкальный инструмент. Самый высокий по звучанию в скрипичном семействе, включающем также альт и виолончель.

Возникла на основе усовершенствования народных инструментов. В классическом виде оформилась в творчестве северо-итальянских скрипичных мастеров 16-18 веков, к которым в частности относились: А. и Н.

Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари и другие.

В связи с этим несколько слов о вышеперечисленных мастерах:

Амати (Amati)-семья итальянских мастеров смычковых инструментов. Родоначальник-Андреа (родился около 1520 года, умер около 1580 года). Является создателем классического типа скрипки. Его сыновья Андреа Антонио (около 1540г.

-после 1600г.) и Джироламо (1561г.-1630г.). Наиболее известен сын Джироламо-Николо Амати (1596г.-1684г.), инструменты которого ценятся особенно высоко. Ученики Николо Амати: его сын Джироламо 2-й (1649г.-1740г.

), Гварнери, Страдивари.

Обратите внимание

Гварнери (Guarneri)-семья итальянских мастеров смычковых инструментов. Ее глава, Андреа (1626г.-1698г.), ученик Н. Амати, разработал собственную модель скрипки. Его сыновья: Пьетро (1655г.-1720г.) и Джузеппе (1666г.-1739г.).

Внуки по линии сына Джузеппе: Пьетро 2-й (1695г.-1762г.) и Джузеппе (Иосиф), прозванный Гварнери дель Джезу (1698г.-1744г.). Надо отметить, что наиболее ценными считаются скрипки и альты Джузеппе (Гварнери дель Джезу), на которых играли Н.

Паганини, Ф. Крейслер и другие.

Страдивари (Stradivari) Антонио (1644г.-1737г.)-итальянский мастер смычковых инструментов (глава семьи мастеров). Первоначально подражал своему учителю Н.

Амати; впоследствии создал собственные модели скрипки, альта, виолончели, которые ценятся наиболее высоко (наряду с инструментами Гварнери дель Джезу).

Известными мастерами были его сыновья: Франческо (1671г.-1743г.) и Омобено (1679г.-1742г.).

Но вернемся к теме о музыкальных инструментах:

Альт – струнный смычковый музыкальный инструмент скрипичного семейства, по размерам больше скрипки.

Виолончель (итальянское violoncello), струнный смычковый музыкальный инструмент скрипичного семейства басо-тенорового звучания. Появился в 15-16 веках. Классические образцы виолончели созданы итальянскими мастерами 17-18 веков: А. и Н.Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари и другими. Применяется как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент.

Виолы (итальянское viole), семейство струнных смычковых инструментов, распространенных в Западной Европе в 15-18 веках. По виду напоминает большую скрипку.

По размерам и по положению инструмента во время игры различают виолы да браччо и виолы да гамба. Виолы да браччо (итальянское da braccio-ручные) держали горизонтально как скрипку, а виолы да гамба (da gamba-ножные) держали вертикально, как виолончель.

Надо отметить, что наиболее близким к семейству виол относят современный контрабас.

Контрабас (итальянское contrab(b) asso), самый большой по размерам и низкий по звучанию струнный смычковый музыкальный инструмент. Создан контрабас в середине 17 века на основе контрабасовой виолы да гамба. С 18 века контрабас использовался как ансамблевый, а также как оркестровый инструмент, а с 20 века-как сольный инструмент.

Гиджак, струнный смычковый музыкальный инструмент (таджикский, узбекский, каракалпакский, уссурийский). Аналогичен кеманче.

Кеманча (кяманча), 4-х струнный смычковый инструмент. Распространена в Азербайджане, Грузии, Дагестане, а также странах Среднего и Ближнего Востока.

Теперь о щипковых струнных инструментах. К ним относятся:

Арфа (от др.-германского Ћarрa), многострунный щипковый инструмент в виде большой треугольной рамы. Ранние изображения арфы отмечены 3-м тысячелетием до нашей эры. Современная педальная арфа изобретена в 1810 году С. Эраром во Франции. Различные типы арфы встречаются у многих народов мира. Используется арфа как оркестровый, ансамблевый и сольный инструмент.

Балалайка, русский 3-х струнный щипковый инструмент с треугольной декой. Известна балалайка с начала 18 века. Усовершенствована в 1880-х годах.

Лютня (польское lutnia, от арабского аль-уд, буквально дерево), старинный струнный (6-16 струн) щипковый музыкальный инструмент арабо-иранского происхождения. По звучанию близка гитаре. В Европе распространилась со времен арабского завоевания Испании (с 8 века).

Уд (аль-уд) представляет собой древний арабский музыкальный инструмент, прототип современной лютни. Также распространен и как народный азербайджанский музыкальный инструмент типа лютни.

Ситар (сетар), индивидуальный струнный щипковый музыкальный инструмент лютневого семейства. Распространен в Индии, Узбекистане, Таджикистане (сетар). С 1960-х годов используется в рок-музыке.

Мандолина (итальянское mandolino), струнный щипковый музыкальный инструмент типа лютни с овальным корпусом. Звук извлекается плектром. Инструмент итальянского происхождения, известен с 17 века.

Наиболее популярна неаполитанская сопрановая мандолина с четырехпарными струнами.

Гитара (греческое kitЋara-кифара, испанское guitarra), струнный щипковый музыкальный инструмент лютневого типа с деревянным корпусом в виде восьмерки.

С 13 века известна в Испании, затем в Италии, с 17-18 веков-в древних странах Европы и Америки (в том числе как народный инструмент). С 18 века общеупотребительной стала 6-струнная гитара, в России преимущественно 7-струнная.

В современной эстрадной музыке используется электрогитара.

Лира (греческое lyra), древне-греческий струнный щипковый музыкальный инструмент, который считается символом поэтического творческого вдохновения. Игрой на лире сопровождалось исполнение произведений эпической и лирической поэзии (отсюда “лирика”). Среди многочисленных разновидностей-усовершенствованная кифара.

Важно

Подобный тип инструмента был широко распространен во многих древних цивилизациях. С 11 века в Западной и Восточной Европе известна так называемая колесная лира. Является музыкальным инструментом украинских и белорусских певцов (украинская реля, рыля, белорусская лера).

В Западной Европе 15-18 веков лира представляла собой струнный смычковый инструмент, близкий виолам, лютне, скрипке.

Кифара (китара), греческое kitЋare, древне-греческий струнный щипковый музыкальный инструмент.

Гусли, русский струнный щипковый инструмент. Разновидности гуслей-крыловидные, шлемовидные, прямоугольные.

Крыловидные (звончатые) гусли имеют 4-14 и более струн, шлемовидные-11-36, прямоугольные (столообразные)-55-56 струн. Упоминается данный музыкальный инструмент с 6 века. С 20 века используются главным образом прямоугольные гусли.

Домбра, казахский 2-струнный щипковый музыкальный инструмент. На домбре исполняются традиционные пьесы-кюи.

Для сведения: кюи, казахские народные инструментальные пьесы, которые исполнялись на домбре, а также и на других народных музыкальных инструментах.

Домра, древне-русский струнный щипковый музыкальный инструмент с овальным корпусом. Использовалась домра в 16-17 веках скоморохами. В конце 19 века было создано семейство 3-х струнных оркестровых домр, а в начале 20 века-семейство 4-х струнных домр.

Для сведения: скоморохи-странствующие актеры в Древней Руси, выступавшие как певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, акробаты. Известны с 11 века. Особенно были распространены в 15-17 веках.

Саз, струнный щипковый музыкальный инструмент с 3-4 парными или тройными струнами. Распространен саз среди народов Закавказья, Ирана, Афганистана, Турции и других странах Востока.

Обычно на сазе аккомпанируют себе ашуги.

Тар (тара, тари) многострунный щипковый музыкальный инструмент, распространен на Кавказе и в Средней Азии.

Цитра (немецкое zitЋer), небольшой струнный щипковый музыкальный инструмент, обычно в виде фигурного ящика со струнами. Наиболее распространена в Австрии и Германии 19 века. Известна с древности.Перейдем к группе ударных струнных музыкальных инструментов. Вот один из представителей этой группы:

Цимбалы (от польского cymbaly), многострунный ударный музыкальный инструмент древнего происхождения. Представлен в виде ящика со струнами, по которым ударяют молоточками. Наиболее распространен данный инструмент в Венгрии. Входит в состав народных оркестров Польши, Румынии, Белоруссии, Украины, Молдавии и других.

А теперь несколько об ударно-клавишных струнных  инструментах:

Фортепьяно (итальянское forteрiano, от forte-громко и рiano-тихо), общее название струнных ударно-клавишных музыкальных инструментов с молоточковой механикой (рояль, пианино). Изобретено фортепьяно в начале 18 века. Современный тип концертного фортепьяно известен с 1820 годов.

Рояль (от французского royal-королевский, царственный), разновидность фортепьяно. Струны, дека и механика расположены горизонтально.

Пианино (итальянское рianino, буквально маленькое фортепьяно), разновидность фортепьяно. Струны, дека и механика расположены в вертикальной плоскости. Современная конструкция известна с середины 19 века.

Клавикорд (от латинского clavis-ключ и греческого cЋorde-струна). Русское название в 18-19 веках звучало как клавикорды. Представляет собой струнный ударно-клавишный музыкальный инструмент.

Основное распространение клавикорд приобрел в 15-19 веках главным образом в сольном камерном музицировании, затем полностью вытеснен фортепьяно.

А вот представитель группы струнных щипково-клавишных инструментов:

Клавесин (чембало, харпсихорд), французское clavecin, итальянское cembalo, английское ЋarрsicЋord-струнный щипково-клавишный (в отличие от клавикорда) музыкальный инструмент. Известен клавесин с 16 века. Имеет различные формы, типы и разновидности. Является одним из предшественников фортепьяно. Широко применяется с 20 века.

И еще о некоторых разновидностях струнных инструментов:

Гармоника (гармонь), (от греческого Ћarmonikos-созвучный, стройный), клавишно-пневматический музыкальный инструмент. Представляет собой подвижные меха с двумя дощечками, снабженными клавиатурой. Изобретена гармоника немецким мастером Ф. Бушманом (1822). Распространена у многих народов Европы. Усовершенствованные виды-баян, аккордеон.

Баян, один из наиболее совершенных и распространенных видов хроматической гармоники, по размерам превышающим гармонику со сложной системой ладов. Назван по имени древне-русского певца-сказителя Баяна (Бояна).

Используется как сольный и ансамблевый инструмент, входит в оркестр народных инструментов.
Аккордеон (франц. accordeоn), в русской терминологии-одна из наиболее совершенных разновидностей хроматической гармоники с правой клавиатурой фортепьянного типа для правой руки.

Название инструменту дал венский мастер К. Демиан (1829).

Фисгармония (немецкое fisЋarmonium, от греческого рЋysa-мехи и Ћarmonia-гармония), клавишный пневматический музыкальный инструмент с воздухонагнетающим педальным устройством. Известен с начала 19 века. Звук производят проскакивающие металлические язычки. По форме фисгармония близка пианино. Другое название-гармониум.

Орган, клавишно-духовой инструмент. Современный вид сформировался с 16 века.

Состоит из воздухонагнетательного механизма, набора деревянных и металлических труб разных размеров и клавиатур-ручных (мануалы) и ножной (педаль), помещенных в специальной кафедре.

Надо отметить, что воздухонагнетательный механизм до середины 19 века был ручным, а затем стал электрическим. С 7 века орган используется в церковной католической музыке.

Шарманка (вероятно от начальной строки немецкой песенки “SЋarmante KatЋarine”-“Прелестная Катарина”), механический музыкальный инструмент в виде небольшого переносного органа без клавиатуры. Появилась шарманка в Европе как инструмент бродячих музыкантов в конце 17 века, была распространена в России с начала 19 века.

Источник: https://21one.ru/ch/285.html

Струнные смычковые музыкальные инструменты

Основные сведения, устройство Альт или альт скрипичный — струнный смычковый музыкальный инструмент такого же устройства, что и скрипка, но несколько больших размеров, отчего звучит в более низком регистре.

Названия альта на других языках: viola (итальянский); viola (английский); alto (французский); bratsche (немецкий); alttoviulu (финский).

Струны альта настроены на квинту ниже скрипичных и на октаву выше виолончельных

Основные сведения, происхождение Апхьарца или апхиарца — струнный смычковый музыкальный инструмент, один из основных народных музыкальных инструментов абхазо-адыгских народов.

Совет

Название «апхьарца» по своему происхождению связано с военным бытом народа и восходит к слову «апхъарцага», что в переводе на русский означает «то, чем побуждают идти вперед».

Абхазы используют пение под апхьарцу и как целительное средство. Под

Основные сведения Арпеджионе (итал. arpeggione) или гитара-виолончель, гитара любви — струнный смычковый музыкальный инструмент.

Близок виолончели по размеру и способу звукоизвлечения, но, как и гитара, имеет шесть струн и лады на грифе. Немецкое название арпеджионе — Liebes-Guitarre, французское — Guitarre d’amour.

Происхождение, история Арпеджионе был сконструирован в 1823 г. венским мастером Иоганном Георгом Штауфером; чуть

Основные сведения, происхождение Баньху — китайский струнный смычковый музыкальный инструмент, разновидность хуциня.

Традиционный баньху использовался преимущественно в качестве аккомпанирующего инструмента в северно-китайской музыкальной драме, в северных и южных китайских операх или в качестве сольного инструмента и в ансамблях.

В 20 веке баньху начал использоваться как оркестровый инструмент. Cуществует три вида баньху – высокого, среднего и

Основные сведения, история, типы виол Виола (итал. viola) — старинныйструнный смычковый музыкальный инструмент различных типов.

Обратите внимание

Виолы образуют семейство старинных струнных смычковых музыкальных инструментов с ладами на грифе. Развились виолы из испанской виуэлы. Виолы широко бытовали в церковной, придворной и народной музыке.

В 16-18 веках как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент особо широкое распространение получила теноровая

Основные сведения Виола д’амур (итал. viola d’amore — виола любви) — старинный струнный смычковый музыкальный инструмент семейства виол. Виола д’амур широко использовалась с конца XVII до начала XIX века, затем уступила место альту и виолончели. Интерес к виоле д’амур возродился в начале XX века. Инструмент имеет шесть или семь струн, на самых ранних моделях —

Основные сведения Виола да гамба (итал. viola da gamba — ножная виола) — старинныйструнный смычковый музыкальный инструмент семейства виол, близкий по размеру и диапазону современной виолончели. На виоле да гамба играли сидя, держа инструмент между ног или положив боком на бедро, — отсюда и название. Из всего виольного семейства виола да гамба долее всех инструментов

Основные сведения, устройство, игра Виолончель — струнный смычковый музыкальный инструмент басового и тенорового регистра, известный с первой половины XVI века.

Виолончель широко распространена как сольный инструмент, группа виолончелей применяется в струнном и симфоническом оркестрах, виолончель — обязательный участник струнного квартета, в котором является самым низким из инструментов по звучанию, также часто применяется в других составах

Основные сведения Гадулка — болгарский народный струнный смычковый музыкальный инструмент, используемый для сопровождения танцев или песен и обладающий особым мягким флажолетным звучанием.

Происхождение, история Происхождение гадулки связывают с персидской кеманчой, арабским ребабом и средневековым европейским ребеком.

Важно

Формой корпуса и звуковых отверстий гадулка весьма схожа с так называемой армуди кеменче (известной так же как константинопольская лира,

Основные сведения Гиджак (гыджак) — струнный смычковый музыкальный инструмент народов Средней Азии (казахов, узбеков, таджиков, туркмен).

Читайте также:  В.а. моцарт симфония №40: история, видео, содержание, обработки

Гиджак имеет шарообразный корпус, изготавливается из тыквы, крупного ореха, дерева или других материалов. Обтянут кожей. Количество струн гиджака непостоянное, чаще всего — три.

Строй трёхструнного гиджака квартовый, обычно — es1, as1, des2 (ми-бемоль, ля-бемоль первой октавы, ре-бемоль второй октавы).

Основные сведения Гудок — струнный смычковый музыкальный инструмент. Наиболее распространён гудок был в 17-19 веках среди скоморохов. Гудок имеет деревянный выдолбленный корпус, как правило овальной или грушевидной формы, а также плоскую деку с резонаторными отверстиями. Гриф у гудка имеет короткую шейку без ладов удерживающую 3 или 4 струны. Играть на гудке можно как установив его

Основные сведения Йоухикко (йоухиканнель, йоухикантеле) — древний финский струнный смычковый музыкальный инструмент. Подобен 4-струнному эстонскому хийуканнель.

Йоухикко имеет долблёный берёзовый корпус лодкообразной или другой фигурной формы, закрытый еловой или сосновой декой с резонаторными отверстиями, и боковой вырез, образующий рукоятку. Струн обычно 2-4.

Как правило, струны волосяные или жильные. Строй йоухикко квартовый или квартово-квинтовый. Во время

Совет

Основные сведения Кеменче — народный струнный смычковый музыкальный инструмент, сродни арабскому ребабу, средневековому европейскому ребеку, французскому пошету, болгарской гадулке.

Варианты произношения и синонимы: кемендже, кеменджеси, кеменча, кеманча, кьяманча, кемендзес, кементсия, кеман, лира, понтиаки лира.

Видео: Кеменче на видео + звучание Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его

Основные сведения Кобыз — казахский национальный струнный смычковый музыкальный инструмент. Кобыз не имеет верхней доски и состоит из выдолбленного, обтянутого пузырём полушара, с приделанной к нему наверху ручкой и с выпуском внизу для утверждения подставки. Струны, навязываемые на кобыз в количестве двух, свиваются из конских волос. Играют на кобызе, сжимая его в коленах (как виолончель),

Основные сведения Контрабас — самый крупный струнный смычковый музыкальный инструмент, объединяющий в себе черты скрипичного семейства и семейства виол.

Современный контрабас имеет четыре струны, хотя контрабасы 17-18 века могли иметь три струны.

Контрабас обладает густым, хриплым, но несколько глуховатым тембром, из-за чего редко используется в качестве сольного инструмента. Основная сфера его применения — симфонический оркестр,

Основные сведения Морин хуур — струнный смычковый музыкальный инструмент монгольского происхождения.

Обратите внимание

Морин хуур распространён в Монголии, регионально на севере Китая (в первую очередь район Внутренняя Монголия) и России (в Бурятии, Туве, Иркутской области и Забайкальском крае).

В Китае морин хуур называют матоуцинь, что означает «инструмент с лошадиной головой». Происхождение, история Одна из монгольских легенд приписывает

Основные сведения Никельхарпа — традиционный шведский струнный смычковый музыкальный инструмент, имеющий несколько модификаций, поскольку развивался в течение более 600 лет. В шведском языке, «nyckel» означает клавишу.

Словом «harpa» обычно называют струнные инструменты, подобные гитаре или скрипке. Иногда никельхарпу называют «шведской клавишной скрипкой».

Самым первым свидетельством использования никельхарпы считается изображение двух музыкантов, играющих на этом инструменте,

Основные сведения, устройство Рабанастр — индийский струнный смычковый музыкальный инструмент, родственный китайскому эрху и отдалённо монгольскому морин хууру.

Рабанастр имеет деревянный цилиндрический корпус небольших размеров, прикрытый кожаной декой (чаще всего из змеиной кожи).

Сквозь корпус проходит длинная шейка в виде деревянного стержня, возле верхнего конца которого укреплены колки. Струн у рабанастра две. Обычно струны шёлковые

Важно

Основные сведения Ребаб — струнный смычковый музыкальный инструмент арабского происхождения. Слово «ребаб» в переводе с арабского означает соединение коротких звуков в один длинный.

Корпус ребаба деревянный плоский или выпуклый, трапециевидный или сердцевидный, с небольшими выемками по бокам.

Обечайки делаются из дерева или кокосовго ореха, деки кожаные (из кишок буйвола или пузыря других животных). Шейка длинная,

Основные сведения, устройство, происхождение Ребек — старинный струнный смычковый музыкальный инструмент. Ребек состоит из деревянного корпуса грушевидной формы (без обечаек).

Верхняя суживающаяся часть корпуса которого переходит непосредственно в шейку. В деке проделаны 2 резонаторных отверстия. Ребек имеет 3 струны, которые настраиваются по квинтам.

Появился ребек в западноевропейских странах около 12 века. Применялся до 3-й четверти

Основные сведения Скрипка — струнный смычковый музыкальный инструмент высокого регистра. Скрипкам принадлежит ведущее место среди струнных смычковых — важнейшей части современного симфонического оркестра.

Пожалуй, ни один другой инструмент не обладает таким сочетанием красоты, выразительности звука и технической подвижности. В оркестре скрипка выполняет разнообразные и многосторонние функции.

Очень часто скрипки благодаря их исключительной певучести используются для

Совет

Основные сведения Тальхарпа — струнный смычковый музыкальный инструмент, смычковая лира, распространённая на севере Европы.

Когда-то она была широко распространена в Скандинавии, но сейчас на ней играют главным образом в Эстонии (большинство играющих — шведы).

Тальхарпа похожа на финский йоухикко и валлийский крот (crwth), за искючением отсутствия у талхарпы грифа. Корпус талхарпы прямоугольный, с обоих сторон

Основные сведения Таус (эсрар, могур) — индийский струнный смычковый музыкальный инструмент представляющий собой род ситара с подвижными ладами.

Он не пользуется особым уважением среди индийских музыкантов и редко встречается вне Верхней Индии. Устройство Корпус его обыкновенно сделан в виде павлина и раскрашен соответствующим образом.

К нижнему концу его приделана шея и голова, покрытые перьями. Для

Основные сведения, происхождение Хардингфеле или хардангерфеле (нор. hardingfele, hardangerfele) — струнный смычковый музыкальный инструмент.

В переводе с норвежского хардингфеле означает «скрипка из Хардангера» (одного из районов Западного побережья Норвегии). Происхождение хардингфеле не вполне понятно.

Некоторые исследователи полагают, что он является модификацией обычной скрипки, другие связывают его родство со средневековыми струнными инструментами. Самым старым сохранившимся экземпляром

Обратите внимание

Основные сведения, происхождение, история Чаган — струнный смычковый музыкальный инструмент, популярный в Азербайджане вплоть до конца XIX века.

Сведения о чагане имеются в произведениях Гатрана Тебризи, Имадеддина Насими, Сеид Азима Ширвани и многих других поэтов-классиков. Русский художник Г.

Гагарин, побывавший в первой половине XIX века в Азербайджане, в своей картине «Шемахинские танцовщицы» среди прочих инструментов изобразил

Основные сведения, происхождение, история Шичепшин (шикапшина) — адыгейский народный струнный смычковый музыкальный инструмент. Звучание у шикапшины приглушённое.

Название инструмента происходит от двух адыгейских (черкесских) слов: шиче — конский хвост и пшин — музыкальный инструмент. Шичепшин известен на Северном Кавказе у адыгов (черкесов) ешё с давних времён.

До конца 18 века деку шичепшина делали из бараньей

Основные сведения Эрху — старинный китайский струнный смычковый музыкальный инструмент, необычная двуструнная скрипка с металлическими струнами.

Во время игры на эрху музыкант натягивает тетиву смычка пальцами правой руки. Сам смычок закреплен между двумя струнами, составляя с эрху единое целое.

Смычок, навечно связанный со струнами, довольно трудно канифолить, но китайские музыканты нашли выход — на верхнюю

Источник: https://eomi.ru/bowed/

Струнные инструменты симфонического оркестра

20 Нояб 2015

Струнные  инструменты в симфоническом оркестре являются самой многочисленной группой.

Смычковыми их называют потому, что играют на них чаще всего смычком, в отличии от струнных народных инструментов, на которых звук извлекают щипком.

 Оркестры народных инструментов есть в каждой стране, но, я думаю, вы понимаете, что оркестры народных инструментов разных стран будут состоять из различных инструментов, т.к. народные инструменты у разных народов различные. 

Например, очень распространенным украинским народным инструментом является бандура, поэтому на Украине есть оркестры бандуристов, в Белоруссии, например,  распространённым народным инструментом являются цимбалы, поэтому они обязательно будут входить в состав народного оркестра.

Но есть оркестр, который, в какую бы страну мы не приехали, будет одинаковый – это симфонический оркестр.

И главную роль в нем играют струнные смычковые инструменты, с которыми мы сегодня и будем знакомиться.

Одним из самых важных инструментов этой группы являются скрипки.

Скрипка имеет довольно давнею предысторию, в которую мы с вами углубляться не будем, отметим лишь, что предшественницей скрипки была виола, которая, в свою очередь образовалась от слияния нескольких инструментов. Виолу, в отличии от скрипки, чаще всего держали не на плече, а на колене. Посмотрите на картину 15 века, где изображена игра на виоле

Важно

Форма скрипки окончательно установилась к 16 веку. И на рубеже 16-17 веков  появились мастера, которые научились делать скрипки, звучание которых не могут повторить до сих пор, несмотря на то, что наука и техника шагнула далеко вперед.

Ни один музыкальный инструмент не привлекал к себе такого пристального внимания, как скрипка. Ее изучали  математики,  физики,   химики,  акустики и многие другие ученые, которые хотели разгадать секрет великолепного звучания скрипок, изготовленных итальянскими мастерами Страдивари, Амати, Гварнери.

Существовало множество легенд, которые по-своему объясняли прекрасное звучание скрипок. В одних из них говорилось, что для того, чтобы сделать хорошую скрипку, нужно выбирать в лесу дерево, на которое садятся птицы, и только из такого дерева можно сделать хорошую скрипку.

Существовали утверждения о том, что  эти скрипки покрывали особым лаком, секрет приготовления которого не знал ни кто.  Говорилось и о том, что нужно было соблюдать строгие  математические пропорции частей скрипки.

Но при изучении, например скрипок Страдивари, все эти утверждения были опровергнуты учеными. Оказалось, что Страдивари не занимался заготовкой древесины, а покупал доски для скрипок у ремесленников.

Рецептом своего лака он делился даже с иностранцами, которые иногда приезжали к нему.

Изучая соотношения частей у различных скрипок, не смогли найти ни какой «волшебной» закономерности, благодаря которой бы эти скрипки хорошо звучали. Очевидно секрет был совсем в другом.

Первую свою скрипку Страдивари сделал в 11лет, а последнюю незадолго до смерти, а умер он в 93 года и каждый день на протяжении всей жизни он работал от зари и до зари. И, конечно, большой талант умноженный на огромный труд привел к таким результатам. Давайте теперь  познакомимся более подробно с первым из четырех представителей  струнной группы.

Скрипка. Ее часто называют «королевой оркестра».

Совет

Если внимательно посмотреть на ее форму, то можно найти в ней сходство с фигурой человека.

На ее корпусе есть два отверстия в форме буквы  f. Это эфы.

На скрипке натянуты 4 струны, настроенные на ноты: ми, ля, ре, соль. Диапазон скрипки от соль малой октавы до соль  4 октавы. Если посмотреть на игру скрипача, то может показаться, что он держит скрипку левой рукой. Но это не так. К корпусу скрипки прикрепляется специальное приспособление,  скрипач кладет скрипку на левое плечо и прижимает подбородником. 

Играют на скрипке чаще всего смычком. Если щипнуть струну скрипки, то звук быстро угаснет, когда же ведут по струнам смычком, звук тянется долго, не гаснет. Смычок представляет собой трость с натянутыми конскими волосами. Чтобы волосы смычка не были гладкими, не скользили по струнам, а заставляли бы их колебаться, перед игрой их натирают, чаще всего, канифолью.

Скрипка  очень часто выступает  как сольный инструмент.

В истории было немало выдающихся прославленных скрипачей, одним из которых был Николо Паганини.

Его обвиняли в колдостве, потому что не могли поверить, что простой человек может так играть на скрипке.

Рассказывают, что…

Однажды на концерт к Паганини пришел слепой учитель музыки с другом. Слушая игру Паганини, он спросил друга: «Сколько человек играет на сцене?» Узнав, что играет один музыкант, он схватил своего друга за руку и потащил к выходу, сказав, что простой человек не может так играть, это – дьявол.

Паганини был не только выдающимся скрипачом, но и композитором.

Скрипка может солировать в оркестре. Например, в симфонической сюите Римского-Корсакова «Шехеразада» скрипка очень хорошо передает образ рассказчицы Шехеразады.

В симфоническом оркестре скрипок может быть 30 и больше, в 3-й части симфонической сюиты «Шехеразада» можно услышать как красиво и насыщенно будет звучать струнная группа инструментов.

Обратите внимание

Если  на скрипках начать играть не смычком, а щипком  (такой способ игры называется пиццикато), то можно передать звучание народных инструментов ( балалаек, домр). Когда композиторы хотят передать народный колорит, изобразить игру на народных инструментах, они  используют этот прием игры.

Таким образом первый представитель струнной группы в симфоническом оркестре – это скрипка

Следующий инструмент струнной группы это альт.

Внешне он очень похож на скрипку, только немного больше ее. Его тоже держат на плече, прижимая подбородком, а играют, как и на скрипке, смычком.

Если смотреть на исполнителя издалека, то трудно его отличить от скрипки.

Если самый низкий звук скрипки – соль малой октавы, то самый низкий звук альта – до малой октавы, т.е. на пять ступеней ниже. Альт играет важную роль в оркестре, но ему редко поручаются сольные партии. Не часто  встречаются  и исполнители на альте, хотя в  последнее время положение меняется.

Если раньше исполнители на альте играли, в основном, произведения, написанные для скрипки, то теперь все чаще композиторы стали создавать произведения и для альта.

Одним из выдающихся альтистов нашего времени является Юрий Башмет, который является не только солистом, но и дирижёром, создателем камерного оркестра «Солисты Москвы».

Если альт незначительно отличается по внешнему виду и способу игры от скрипки, то о следующем инструменте, с которым мы с вами познакомимся, этого сказать нельзя.

Виолончель отличается от скрипки не только значительно большими размерами, но и способом игры на ней.

Читайте также:  Рейнгольд глиэр: биография, интересные факты, творчество

Если посмотреть на фотографию, где изображена одна виолончель, то, не осознавая ее размеров, очень трудно получить представление об этом инструменте.

По своему внешнему виду она очень похожа на скрипку, только значительно больше ее по размеру.

Важно

Виолончелист  играет сидя на стуле, а виолончель стоит перед ним на полу на специальной выдвижной «ноге», на металлическом стержне, который упирается в пол.

Если скрипку можно сравнить с высоким женским голосом, то виолончель – это низкий мужской голос – певучий, бархатный, насыщенный. На ней тоже 4 струны и играют на ней почти всегда смычком. Виолончель, в отличии от альта, значительно чаще является сольным инструментом, особенно хорошо передает она печаль, скорбь, глубокие переживания.

Выдающимся виолончелистом  и дирижером 20 века был Мстислав Ростропович, которого вы видите на фотографии, в исполнении которого в видео уроке прозвучит фрагмент концерта для виолончели с оркестром Йозефа Гайдна.

И последний представитель струнной группы – это контрабас. Это самый большой по размеру и самый низкий по звучанию инструмент. Он играет в оркестре очень важную роль, являясь как бы фундаментом оркестра.

Если внимательно присмотреться к его форме, то можно заметить, что она отличается от всех предыдущих струнных инструментов более покатыми «плечами», тем самым больше напоминая виолу. Контрабас часто используют в джазовых и эстрадных оркестрах, но играют там на нем щипком, т.е. способом, который называется пиццикато.

Как сольный инструмент контрабас выступает не часто, хотя некоторые контрабасисты достигли очень высокого мастерства на этом инструменте.

В видео уроке прозвучит  пьеса Камиля Сен-Санса из сюиты «Карнавал животных», которая называется «Слон». Низкий регистр контрабаса очень хорошо передает здесь образ этого крупного животного.

Давайте теперь еще раз повторим, какие инструменты входят в состав струнных инструментов симфонического оркестра.

Это скрипка, альт, виолончель и контрабас

Источник: http://55muzrepetitor.ru/instrumenty-simfonicheskogo-orkestra/strunnye-smychkovye-instrumenty

Струнные инструменты: виды, названия :

Родителям, собирающимся отдать ребенка в музыкальную школу, а также всем любителям искусства нужно знать, что инструменты, на которых играют, делятся на несколько видов.

Особняком стоят электрические приборы, например синтезатор. Духовые инструменты звучат с помощью колебания воздуха в полой трубке. При игре на клавишных необходимо активировать молоточек, ударяющий по струне.

Обычно это делается с помощью нажатия пальца.

Скрипка и ее варианты

Струнные инструменты бывают двух видов:

Они очень популярны у любителей музыки. Смычковые инструменты часто исполняют главные мелодии в оркестровых пьесах и симфониях. Свой современный вид они обрели довольно поздно. Скрипка сменила старинную виолу только в XVII веке. Остальные смычковые сформировались еще позже.

Помимо классической скрипки, существуют другие разновидности этого инструмента. Например, барочная. На ней часто исполняют произведения Баха. Есть также национальная индийская скрипка. На ней играют народную музыку.

В фольклоре многих этносов есть звучащий предмет, похожий на скрипку.

Главная группа симфонического оркестра

Во всем мире очень популярны струнные инструменты. Названия их такие:

  • скрипка;
  • альт;
  • виолончель;
  • контрабас.

Эти инструменты составляют струнную группу симфонического оркестра. Самый популярный из них – скрипка. Именно она привлекает множество детей, желающих обучаться музыке. Это логично, потому что скрипок в оркестре больше, чем других инструментов. Поэтому искусство нуждается в специалистах соответствующего профиля.

Струнные инструменты, названия которых здесь перечислены, формировались параллельно. Они развивались в двух направлениях.

  1. Внешний вид и физико-акустические свойства.
  2. Музыкальные возможности: исполнение мелодии или баса, техническая подвижность.

Антонио Страдивари

В обоих случаях скрипка опережала своих «коллег». Периодом расцвета этого инструмента стали XVII и XVIII века. Именно в это время работал великий мастер Антонио Страдивари. Он был учеником Николо Амати. Когда Страдивари начал учиться профессии, форма и составные части скрипки были уже сформированы.

Установился также размер инструмента, удобный для музыканта. Страдивари внес свой вклад в развитие искусства. Он сделал акцент на материале, из которого изготовлен корпус, и покрывающем его составе. Мастер вручную делал музыкальные инструменты. Скрипка в то время была эксклюзивной вещью. На ней играли только придворные музыканты.

Совет

Часто они делали индивидуальные заказы. Страдивари знал требования и предпочтения всех ведущих скрипачей. Много внимания мастер уделял материалу, из которого изготавливал инструмент. Часто он применял древесину, бывшую в употреблении. Существует легенда, что Страдивари во время прогулки простукивал тростью заборы.

Если ему нравился звук, то ученики по команде синьора Антонио выламывали подходящие доски.

Секреты мастера

Струнные инструменты покрываются специальным лаком. Страдивари разработал особый состав, который хранил в секрете. Он опасался конкурентов.

Исследователи установили, что мастер покрывал корпус маслом для грунтовки деревянных досок, которым пользовались живописцы того времени. Страдивари добавлял в состав также различные природные красители.

Они давали инструменту не только оригинальный цвет, но и красивое звучание. Сегодня скрипки покрывают спиртовыми лаками.

Струнные инструменты развивались очень интенсивно. В XVII и XVIII веках при аристократических дворах работали скрипачи-виртуозы. Они сочиняли музыку для своего инструмента.

Таким виртуозом был Антонио Вивальди. Скрипка развивалась как сольный инструмент. Она приобрела небывалые технические возможности.

На скрипке можно было исполнять красивые мелодии, блестящие пассажи и даже многоголосные аккорды.

Особенности звучания

Струнные инструменты часто использовались и в оркестровых произведениях. Композиторы применяли такое свойство скрипок, как непрерывность звучания.

Плавный переход между нотами возможен благодаря ведению смычка по струнам. Скрипичный звук, в отличие от фортепианного, не затухает. Его можно усилить или ослабить с помощью регулирования давления смычка.

Поэтому струнным поручали играть длительно звучащие мелодии с различным уровнем громкости.

Музыкальные инструменты этой группы имеют примерно одинаковые свойства. Альт, виолончель и контрабас очень похожи на скрипку. Они различаются размерами, тембром и регистром.

Альт крупнее скрипки. Играют на нем смычком, прижимая инструмент подбородком к плечу. Из-за того, что струны альта толще, чем у скрипки, он имеет другой диапазон. Инструменту подвластны низкие звуки. Он часто играет сопровождающие мелодии, подголоски. Крупный размер мешает подвижности альта. Ему неподвластны стремительные виртуозные пассажи.

Гиганты смычка

Некоторые музыкальные инструменты струнной группы ставят на специальный шпиль. Это касается виолончели и контрабаса. Они – наиболее крупные инструменты струнной группы. На виолончели играют сидя.

Инструмент ставят на пол, располагая его между колен. Виолончель имеет низкий диапазон. Мелодии, написанные для этого инструмента, звучат обычно в басовом регистре.

Виолончель имеет очень красивый, нежный и бархатистый тембр (окраску звука).

Контрабас – самый крупный струнный инструмент. В оркестре он часто дублирует партию виолончели. Контрабас практически не развивался в качестве сольного инструмента. Массивность корпуса мешает его подвижности. Играют на контрабасе стоя.

Если звук извлекается щипком

У каждого народа есть свои струнные инструменты. Список их велик. В России скрипку называли гудком, а в Англии и Ирландии – фиддлом. Но чаще всего народные струнные инструменты были не смычковыми, а щипковыми. Звук извлекался с помощью касания пальцев. В культуре многих народов есть инструменты, похожие на арфу. Например, цимбалы или лира.

У каждого народа есть свои щипковые струнные инструменты. Список их выглядит так:

  • гусли;
  • балалайка;
  • домра;
  • зурна.

История щипковых инструментов

Играют на них сидя. Инструмент кладут на колени. Струны защипывают пальцами или специальной палочкой. Прообразом таких инструментов был охотничий лук. Первобытные люди, натягивая тетиву, слышали тихий, приятный звук. Его высота была связана с толщиной веревки.

Струнные щипковые инструменты – одни из самых давних. Они были известны еще в Древней Греции. Бог Аполлон на античных скульптурах держит в руках кифару. Позже в средиземноморском регионе получил распространение инструмент под названием бузуки. В Средней Азии его аналог называли зурной. А в США очень популярен инструмент банджо. Он является неизменным атрибутом музыки в стиле кантри.

Струнные щипковые инструменты очень популярны среди специалистов и дилетантов. Играть на них можно научиться самостоятельно. Пожалуй, самым любимым и востребованным инструментом является гитара.

Обратите внимание

Она появилась в Испании. Существует мнение, что гитару в эту страну завезли мавры. Позже инструмент распространился и в других европейских регионах. В Россию гитару привезли итальянцы.

Произошло это в XVIII веке.

Классика, джаз и рок

Гитара – музыкальный инструмент, на котором можно исполнить произведения практически всех стилей. Сочинения для нее писали величайшие виртуозы: Андреас Сеговия, Лео Брауэр, Хосе Мария Гальярдо Дель Рей, Пепе Ромеро и многие другие. Эти музыканты создавали произведения в классическом стиле.

Новый этап развития гитары связан с джазом и блюзом. «Король» этого инструмента – Би Би Кинг. Без гитары невозможно представить рок-музыку. В ней используются электрические инструменты.

Лучшие из лучших

Один из наиболее выдающихся гитаристов-виртуозов XX века проявил себя именно в роке. Его имя – Джимми Хендрикс. Как многие джазмены и рокеры, он был самоучкой. Негативную роль в жизни Хендрикса сыграли алкоголь и наркотики.

Выдающийся современный гитарист-виртуоз – Эрик Клэптон. Известными музыкантами являются также:

  • Чак Берри;
  • Джимми Пейдж (Led Zeppelin);
  • Кит Ричардс (The Rolling Stones);
  • Кирк Хэммет (Metallica);
  • Курт Кобейн (Nirvana).

Один из самых популярных гитаристов ХХ века – Джордж Харрисон из «Битлз». Он играл не только на своем инструменте, но и на индийском ситаре. Его учителем был Рави Шанкар.

Ситар – национальный индийский струнно-щипковый инструмент. Харрисон был не только гитаристом-виртуозом, но и талантливым композитором. Он является автором некоторых хитов «Битлз».

Харрисон стал кавалером Ордена Британской империи. Его именем названа малая планета.

Музыка под током

Харрисон был виртуозом электрогитары. Этот инструмент не имеет полого корпуса-резонатора. Колебания металлических струн преобразовываются в электрический ток, который затем трансформируется в звуковые волны, воспринимаемые слухом. Исполнитель может менять тембр своего инструмента, используя специальные приспособления.

Существует еще одна разновидность электрогитары, которая имеет широкую популярность. Она звучит исключительно в низком диапазоне. Это бас-гитара. Она имеет четыре толстые струны. Функция инструмента в ансамбле – поддерживать мощную басовую опору.

Источник: https://www.syl.ru/article/201123/new_strunnyie-instrumentyi-vidyi-nazvaniya

Струнные смычковые инструменты

В группу струнных смычковых инструментов входят скрипки, альты, виолончели и контрабасы.

Посмотри на изображение этих инструментов. Ты легко догадаешься, какой из них звучит выше, а какой – ниже. Но сначала о животных, тебе хорошо знакомых: мышь пищит; слон – басит. С инструментами – то же. У миниатюрной изящной скрипки голос самый высокий. У громоздкого контрабаса – самый низкий.

Так и с четырьмя струнами этих инструментов. Приглядись к ним, все они разные по толщине. Левая струна самая толстая, значит она самая низкая по звуку. Правая самая тонкая и по звуку самая высокая.

Как же родился самый первый на свете струнный инструмент?

Однажды, натягивая тетиву лука, охотник заметил, что она издает нежный мелодичный звук. А если попробовать на один лук натянуть не одну, а две – три тетивы? Все они разной длины и поэтому звучат по-разному: выше и ниже. Тетива – это та же струна. Вот вам и струнный инструмент. Теперь нетрудно представить себе его ближайших родственников – лиру или арфу.

Но вот кто-то из древних музыкантов задумался: щипок струны вызывает короткий звук. А нельзя ли сделать, чтобы звук тянулся? И появился смычок – палочка с натянутым на нее пучком конского волоса, которым вели по струне. При этом струна звучала долго, все время, пока смычок касался ее. Так появилась целая группа инструментов – струнных смычковых.

Предшественниками современных струнных смычковых инструментов — скрипки, альта, виолончели и контрабаса — являются виолы. Они появились в XV веке. По-итальянски «виола» значит цветок. И действительно, виолы, как и цветы, были очень красивы. Мастера украшали инструменты маленькими резными головками с изображением голов людей и животных. Сами виолы делались из ценных материалов.

На виолах играли по-разному. Маленькие виолы держали у плеча и называли виолами да браччо, что значит плечевые. Виолы побольше держали у ног и называли виолами да гамба, то есть ножными.

Важно

Благодаря мягкому и нежному звучанию, виолы стали очень любимы во дворцах, где на них играли при мягком тусклом свете свечи музыканты в бархатных камзолах и париках.

Прошло время. На смену небольшим дворцовым комнатам пришли концертные залы. На смену тихому клавесину пришёл рояль с его мощным ярким звуком. И тогда виолы сменились новой дружной семейкой струнных смычковых инструметов. Во главе этой семьи встала самая маленькая из них – скрипка, по-итальянски «виолино», то есть «маленькая виола».

В XVI–XVII столетиях над созданием струнных смычковых инструментов работали мастера из итальянского города Кремона. Их имена Николо Амати, Джузеппе Гварнери, Антонио Страдивари. Сохранилось свыше 1000 инструментов, изготовленных Страдивари, которые отличаются изяществом формы и непревзойденными звуковыми качествами. Каждый из мастеров оставляет своё имя на сделанном инструменте.

Форма корпуса (или резонансного ящика) каждого инструмента из группы струнных смычковых напоминает очертания человеческого тела. Корпус имеет верхнюю и нижнюю деку, которые служат для отражения и усиления звука.

На верхней расположены резонаторные отверстия (в виде латинской буквы f; не случайно их называют «эфы»). К корпусу крепится шея-гриф; обычно его делают из чёрного дерева. Это длинная узкая пластина, над которой натянуты четыре струны.

Читайте также:  Гектор берлиоз: биография, интересные факты, творчество

Для натяжения и настройки струн служат колки; они находятся на головке грифа.

Во время игры музыкант водит по струнам смычком, представляющим собой деревянную трость с натянутыми конскими волосами. Пальцами левой руки исполнитель укорачивает струну, прижимая её в различных местах к грифу — таким образом он добивается различной высоты звука.

На инструментах этого типа звук можно извлечь также щипком (этот приём называется пиццикато). При этом исполнитель убирает смычок и играет пальцами, защипывая струны, как это делается у струнных щипковых инструментов. Звук при этом получается специфический, похожий на звук гитары или балалайки.

Есть произведения, в которых прием пиццикато использован для подражания народным инструментам. Лядов в «Плясовой» для оркестра ввел пиццикато струнных, чтобы изобразить игру балалайки.

Совет

Бывают случаи, когда композитор применяет пиццикато не для звукоподражания, а в выразительных целях. У Чайковского, например, в скерцо Четвертой симфонии вся струнная группа оркестра играет пиццикато. Легкое, отрывистое звучание большого количества инструментов придает музыке таинственный, призрачный колорит.

Полька-пиццикато братьев Иоганна и Иозефа Штраусов потому так и называется, что струнные все время играют в ней пиццикато. В отличие от народных щипковых, – домры, балалайки, мандолины, ладов у струнно-смыковых инструментов нет.

В это заключается большая сложность. Музыкант не может видеть, в каком месте ему нажимать на струну для извлечения нужного звука.

Нахождение места нажима – это дело годов упорного и кропотливого труда, привычки и тонкого музыкального слуха.

Недаром для обучения игры на струнно-смычковых, особенно на скрипке, выбирают детей с безукоризненным слухом. На скрипке начинают обучать очень рано, с 3-4 лет. Ранним обучением малышей на скрипке прославился скрипач, знаменитый японский педагог Синити Судзуки (1898 – 1998).

Главное в выразительности мелодии – её протяжённость. Чем плавней один звук переходит в другой, тем прекраснее мелодия.

Но даже человеческий голос не может идеально долго соединять звуки между собой, потому что человеческое дыхание не беспредельно. Где-то певец должен взять дыхание, чтобы спеть новую музыкальную фразу.

Поэтому духовые инструменты, связанные с человеческим дыханием не совершенно могут передавать протяжённую мелодию.

И лишь струнно-смычковые инструменты, благодаря смычку, могут тянуть очень долго, – так долго, сколько рука музыканта водит смычком по струнам.

Группа струнных смычковых инструментов составляют основу симфонического оркестра и располагается на сцене прямо перед дирижёром и зрителями. Иногда две скрипки, альт и виолончель собираются вчетвером и тогда образуют струнный квартет.

Источник: https://piccolosolo.ru/muzykalnaya-shkatulka/v-pomoshch-detyam/25-muzykalnyj-slovarik/61-strunnye-smychkovye-instrumenty.html

Струнные музыкальные инструменты

струнные музыкальные инструменты
Стру́нный музыка́льный инструме́нт — это музыкальный инструмент, в котором источником звука (вибратором) являются колебания струн.

В системе Хорнбостеля — Закса они называются хордофонами.

Типичными представителями струнных инструментов являются кобыз, домбра, скрипка, виолончель, альт, контрабас, жетыген, арфа, гитара, гусли, балалайка, домра и др.

Содержание

  • 1 Типы струнных инструментов
    • 1.1 Щипковые
    • 1.2 Смычковые
    • 1.3 Ударные
    • 1.

      4 Другие

  • 2 Длина струны, или мензура
  • 3 Точка соприкосновения со струной
  • 4 Извлечение множества нот
  • 5 Звукоизвлечение
    • 5.1 Акустические инструменты
    • 5.

      2 Электронное усиление

  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки

Типы струнных инструментов

См. также полный список струнных инструментов.

Все струнные инструменты передают колебания от одной или нескольких струн воздуху через свой корпус (или через звукосниматель в случае с электронными инструментами). Обычно они разделяются по технике «запуска» колебаний в струне. Три наиболее распространённых техники — щипок, смычок и удар.

Щипковые

На контрабасе играют либо щипком (пиццикато), либо смычком Основная статья: Струнные щипковые инструменты

Щипок (итал.

 pizzicato) используется при солировании на таких инструментах, как гитара, балалайка, домбра, жетыген, гусли, уд, ситар, банджо, укулеле и арфа, и осуществляется пальцем или плектром.

Эта категория включает и клавишный инструмент клавесин, в котором струна дёргается язычком из пера (ныне — из пластика).

Смычковые

«Генеалогическое дерево» происхождения современной скрипки. Encyclopædia Britannica, 11е изд. Основная статья: Смычковые музыкальные инструменты

Смычковый (итал.

 arco — смычок) метод звукоизвлечения используется при игре на кобызе, скрипке, альте, виолончели и, реже, на контрабасе. Смычок состоит из древка со множеством натянутых между его концами волосков.

Ведение смычком по струнам вызывает прерывистое перемещение (stick-slip phenomenon) струны по смычку, то есть вибрацию.

Ударные

Третий распространённый способ звукоизвлечения при игре на струнных инструментах — удар молоточком по струне. Наиболее распространённый инструмент такого рода — фортепиано (иногда рассматриваемый как ударный инструмент), где молоточками управляет специальный механизм. Другой пример — цимбалы, где сам играющий держит молоточки.

Ещё один вариант ударного способа используется при игре на клавикорде: медные тангеноты вдавливают струны в твёрдую поверхность, что заставляет их вибрировать от удара. То же самое может быть проделано на щипковом или смычковом инструменте; гитаристы называют этот приём восходящим легато (англ. hammer-on — стучать).

После изобретения электронных звукоснимателей на гитарах стало возможно легко играть, извлекая полностью все звуки этим методом. Так как это можно делать обеими руками, это часто называется «двуручный тэппинг».

Обратите внимание

Существуют даже специально созданные для этого гитароподобные инструменты, например Bunker Touch Guitar, Стик Чапмена, Гитара Уорра и Megatar (англ. en:Megatar).

Играющие на смычковых инструментах тоже иногда используют удар по струнам (древком смычка) — приём col legno (en:col legno). Это производит ударный звук желаемой высоты. Известное оркестровое произведение с использованием col legno — часть «Mars» из сюиты en:The Planets Густава Холста (en:Gustav Holst).

Музыкальные инструменты
Струнные
Щипковые • Смычковые
Духовые
Деревянные • Медные
Язычковые
Ударные
Клавишные
Электромеханические
Электронные
п·о·р

Гортанно-резонирующие

К данному ряду муз инструментов относятся Варган, Диджириду, (BeatBox)

Другие

При игре на эоловой арфе (en:aeolian harp) используется необычный приём звукоизвлечения: колебания струн вызываются движением воздуха.

К некоторым струнным инструментам приделана клавиатура, которой управляет играющий, что позволяет ему напрямую не работать со струнами (см. Клавишные музыкальные инструменты#Струнные).

Самый знакомый пример — фортепиано, где клавиши управляют войлочными молоточками с помощью сложного механизма. Другие струнные инструменты с клавиатурой — это клавикорд (где струны вдавливаются тангенотами) и клавесин (где струны дёргаются крошечными язычками).

Иногда при игре на этих инструментах струны дергаются щипком или смычком вручную.

Некоторые композиторы, такие как Генри Кауэлл (en:Henry Cowell), пишут музыку, в которой от исполнителя требуется залезть рукой внутрь фортепиано и щипнуть струны, или провести «смычком» (пучком волос, обёрнутым вокруг струны), или «проехаться» по струнам раструбом медного духового инструмента типа тромбона.

Другие струнные инструменты с клавишами, достаточно компактные для странствующего музыканта, включают щипковый en:autoharp, смычковую никельхарпу и колёсную лиру, в которой струны приводятся в действие трением о вращающееся колесо.

На инструментах со стальными струнами можно играть с помощью магнитного поля. Например, с помощью en:E-Bow — ручного устройства с батарейками, которое может вызывать колебания струн электрогитары. Оно извлекает долгий, певучий звук из струны, магнитно заставляя её колебаться.

Длина струны, или мензура

Это расстояние от верхнего порожка до нижнего на щипковых или смычковых инструментах. Оно определяет физическую дистанцию между нотами на инструменте. Например, у контрабаса длина струны примерно 42 дюйма, а у скрипки — около 13. На более коротких струнах скрипки левая рука может легко перепрыгнуть более двух октав без смены позиции, тогда как на контрабасе — октаву или нону.

Точка соприкосновения со струной

Струны рояля

При игре на смычковых инструментах смычок обычно ставят перпендикулярно струнам посередине между концом накладки грифа и нижним порожком. Однако, можно выбрать другое расположение, чтобы изменить тембр.

Смычок, расположенный ближе к нижнему порожку, извлекает резкие, иногда грубые звуки, которые подчёркивают верхнюю гармонику.

Смычок, расположенный над накладкой, производит более чистый тон с ослабленными обертонами, подчёркивая основную гармонику.

Важно

Похожие изменения тембра возможны и для щипковых инструментов, хотя они, возможно, и менее заметны.

В клавишных инструментах точка соприкосновения со струной (молоток то, тангенота или язычок) выбирается создателем инструмента. Он руководствуется своим опытом и акустической теорией, чтобы расположить их правильно.

В клавесинах часто ставятся два набора струн одинаковой длины. Эти наборы различаются расположением точек соприкосновения. На одном наборе они расставлены «обыкновенно», чтобы получить канонический звук клавесина. На другом наборе эти точки сдвинуты ближе к порожку, чтобы получить «гнусавый» звук, насыщенный верхними гармониками.

Извлечение множества нот

Одна струна определённого натяжения и длины будет производить одну и ту же ноту (монофония), поэтому для извлечения нескольких нот из струнных инструментов применяется один из двух методов. Первый — добавить необходимое количество струн для покрытия желаемого диапазона нот. Другой — позволить зажимать струны.

Фортепиано является примером первого способа, где каждой ноте соответствует свой набор струн. На инструменте же с зажимаемыми струнами, таком как скрипка или гитара, исполнитель может укорачивать колеблющуюся часть струны своими пальцами (или, реже, с помощью механизма, как в колёсной лире).

В таких инструментах можно увидеть накладку, присоединённую ко грифу, которая предоставляет твёрдую плоскую поверхность, к которой исполнитель может прижимать струны.

На некоторых инструментах (гитара, балалайка) накладка разделена на лады с помощью ладовых порожков, выступающих из неё перпендикулярно струнам и ограничивающих струну в фиксированных точках.

Современные ладовые порожки обычно делаются из металлической проволоки и забиваются в накладку.

Ранние порожки были верёвками, обмотанными вокруг грифа, их до сих пор можно найти на некоторых инструментах (уже как обмотки из капрона).

Такие порожки стягивались достаточно сильно, чтобы не съехать во время игры. С другой стороны, нижний порожек кото иногда двигался исполнителем в течение одного произведения.

Совет

Ближневосточный струнный инструмент канун, хоть и имеет много струн для выбора ноты, снабжён небольшими рычажками, которые позволяют подстраивать каждый ряд струн «на лету» во время игры.

Эти рычажки повышают или понижают высоту своего ряда струн меньше, чем на полтона.

Похожие механизмы, которые изменяют высоту по стандартным интервалам (полутонам), используются во многих современных западных арфах, либо управляемые пальцами напрямую, либо управляемые ножными педалями.

Звукоизвлечение

Акустические инструменты

См. также: Музыкальная акустика

Колебание струны само по себе создает очень тихий звук, поэтому, как правило, струнные инструменты сконструированы так, что звук является результатом резонирования деки или обеих дек.

Например, на скрипке струны проходят через подставку, которая опирается на корпус инструмента. Вибрация струн распределяется по всей поверхности через подставку и, таким образом, становится громче.

С технической точки зрения такой способ лучше взаимодействует с сопротивлением воздуха.

Картина К. Сафтлевена «Дуэт», XVII век

Иногда говорят, что дека или корпус «усиливают» звук струн.

Технически, усиления не происходит, потому что вся энергия для звучания приходит от колеблющейся струны. На самом деле резонатор инструмента предоставляет струне в распоряжение бо́льшую поверхность.

Эта вибрирующая поверхность передаёт свои колебания воздушной среде, производя более громкий звук.

Достичь тональных характеристик, которые будут эффективны и приятны на слух — это целое искусство. Мастера струнных инструментов часто для этого отбирают древесину очень высокого качества, особенно ель (за её лёгкость, прочность и гибкость) и клён (очень твёрдый). Из ели делается корпус инструментов от скрипки до фортепиано.

Обратите внимание

Акустические инструменты также могут быть сделаны из искусственных материалов, таких как углеродное волокно или стекловолокно (особенно большие инструменты, типа виолончели или баса).

В начала XX века в скрипках Строха использовались диафрагменные резонаторы и металлические раструбы для произведения звука, как в ранних механических граммофонах. Их использование прекратилось где-то с 1920 годов, когда на смену пришли электронные усилители.

Электронное усиление

В большинство струнных инструментов можно встроить пьезоэлектрический или магнитный звукосниматель, чтобы превращать колебания струны в электрический сигнал, который затем усиливается и превращается обратно в звук с помощью динамиков. Некоторые исполнители «электрифицируют» свои акустические инструменты, прикрепляя к ним звукосниматели. Другой способ — использовать цельнокорпусный инструмент, который устраняет нежелательные завывания и скрипы.

Усиленные струнные инструменты могут быть гораздо громче своих акустических собратьев, что позволяет использовать их в роке, блюзе, джазовых ансамблях. Их звук также можно изменить, используя такие электронные эффекты, как дисторшн, реверберация или wah-wah.

Басовые струнные инструменты, например, контрабас и бас-гитара, усиливаются басовым усилителем, предназначенным для низкочастотных звуков. Для изменения звука баса есть набор басовых эффектов, таких как дисторшн и хорус.

Примечания

  1. Струнные музыкальные инструменты // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 4 томах. — СПб., 1907—1909.
  2. Струнные инструменты // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Литература

  • Струнные инструменты // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Ссылки

  • Статьи о струнных музыкальных инструментах: акустические гитары и освоение самоучителя игры на гитаре, а также игра на гитаре.
В этой статье не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.

Эта отметка установлена 14 мая 2011.

струнные музыкальные инструменты

Струнные музыкальные инструменты Информацию О

Струнные музыкальные инструменты

Струнные музыкальные инструменты
Струнные музыкальные инструменты Вы просматриваете субъект
Струнные музыкальные инструменты что, Струнные музыкальные инструменты кто, Струнные музыкальные инструменты описание

There are excerpts from wikipedia on .postlight.com”>

Источник: https://www.turkaramamotoru.com/ru/-124996.html

Ссылка на основную публикацию