Александр даргомыжский: биография, интересные факты, творчество

Александр Даргомыжский: биография, интересные факты, творчество

Александр Сергеевич Даргомыжский

Непризнанными гениями себя считают многие из тех, кому не улыбнулась творческая удача. Но истинное значение таланта знает только время – кого-то оно покрывает забвением, а кого-то одаривает бессмертием.

Необычное дарование Александра Сергеевича Даргомыжского не было оценено по достоинству современниками, но именно его вклад в русскую музыку оказался наиболее значимым для нескольких следующих поколений русских композиторов.

Краткую биографию Александра Даргомыжского и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Даргомыжского

Обратите внимание

2 февраля 1813 года появился на свет Александр Даргомыжский. О месте его рождения доподлинно известно, что это была деревня в Тульской губернии, но о ее точном наименовании историки спорят по сей день. Однако значительную роль в судьбе композитора сыграла не она, а имение Твердуново, принадлежащее его матери, в которое маленького Сашу привезли нескольких месяцев от роду.

Имение находилось в Смоленской губернии, неподалеку от села Новоспасское, родового гнезда первого русского классического композитора М.И. Глинки, с которым Даргомыжский будет очень дружен. В детстве Саша не так много времени провел в усадьбе – в 1817 семья переехала в Санкт-Петербург. Но впоследствии неоднократно приезжал туда за вдохновением и изучением народного творчества.

Согласно биографии Даргомыжского, в столице семилетний мальчик начал учиться играть на фортепиано, которым овладел филигранно. Но настоящий страстью его стало сочинительство, в 10 лет он уже был автором нескольких пьес и романсов.

Всерьез к этому увлечению не отнеслись ни педагоги Саши, ни родители. И уже в 14 лет он поступил на службу в только что созданный Контроль Министерства императорского двора. В работе он отличался усердием и быстро продвигался по должностной лестнице.

Не переставая, вместе с тем, писать музыку. Романсы, сочиненные в тот период, начали завоевывать петербургские салоны и вскоре исполнялись буквально в каждой гостиной. Познакомившись с М.И.

Глинкой, Даргомыжский самостоятельно изучил основы композиции и контрапункта по привезенным им из Германии рукописям профессора З. Дена.

В 1843 году Александр Сергеевич подал в отставку и два последующих года провел за границей, общаясь с видными композиторами и музыкальными деятелями своей эпохи.

По возвращению он принялся за изучение русского фольклора, особенно на примере песен Смоленской губернии. Одним из результатов этого стало создание оперы «Русалка».

Важно

В конце 50-х Даргомыжский сближается с кругом начинающих композиторов, который впоследствии назовут «Могучей кучкой». В 1859 году он вошел в состав консультантов Русского музыкального общества.

В 1861 после отмены крепостного права Александр Сергеевич стал одним из первых помещиков, освободивших крестьян, оставив за ними землю без взимания денежной выплаты. Увы, человеческое великодушие не сделало его творческую судьбу хоть сколько-нибудь успешнее. На этом фоне здоровье его стало неуклонно ухудшаться, и 5 января 1869 года композитора не стало.

Интересные факты о Даргомыжском

  • Даргомыжский был маленького роста, худой, с высоким лбом и мелкими чертами лица. Современные ему острословы окрестили его «заспанным котенком». От перенесенной в детстве болезни он поздно заговорил и его голос на всю жизнь остался непривычно для мужчины высоким. При этом он великолепно пел, с таким чувством исполняя собственные романсы, что однажды, слушая его, прослезился даже Л.Н. Толстой. На женщин он производил впечатление своим обаянием, чувством юмора и безупречным обхождением.
  • Отец композитора, Сергей Николаевич, был незаконнорожденным сыном помещика А.П. Ладыженского, а свою фамилию получил по названию имения отчима Даргомыж. Мать композитора, Мария Борисовна Козловская, происходила из дворянского рода, берущего свое начало от Рюриковичей. Ее родители отказали мелкому чиновнику в руке дочери, поэтому они обвенчались тайно. В браке родилось 6 детей, Александр был третьим. Сергею Николаевичу довелось похоронить и любимую супругу, и четверых своих детей, и даже двоих внучек. Из всей большой семьи Александра Сергеевича пережила единственная сестра, Софья Сергеевна Степанова. Она воспитала и двух дочерей младшей сестры Эрминии, скончавшейся в 1860. Ее сын, Сергей Николаевич Степанов, и две племянницы стали единственными потомками Даргомыжских.
  • Сергей Николаевич Даргомыжский высоко ценил в людях чувство юмора и поощрял развитие этого качества в своих детях, за удачную остроту или ловкую фразу награждая их 20 копейками.
  • Биография Даргомыжского гласит, что Александр Сергеевич никогда не был женат. Ходили слухи о его романтических отношениях с Любовью Миллер, которую он обучал пению. Много лет его связывала нежная дружба со своей ученицей Любовью Беленицыной (в замужестве Кармалиной), о которой свидетельствует сохранившаяся обширная переписка. Последней были посвящены несколько его романсов.
  • Всю свою жизнь композитор жил вместе с родителями. После кончины отца он несколько лет прожил в семье своей сестры Софьи Сергеевны, а затем – снял квартиру в том же доме.
  • В 1827 году была напечатана книга детских стихов и пьес М.Б. Даргомыжской «Подарок моей дочери». Поэзия была посвящена младшей сестре композитора Людмиле.
  • В семье Даргомыжских музыка звучала постоянно. Кроме Марии Борисовны и Александра, игравших на фортепиано, брат Эраст владел скрипкой, а сестра Эрминия – арфой.
  • Опера «Эсмеральда» была написана на либретто В. Гюго, переведенное на русский самим Даргомыжским.
  • Композитор в течение нескольких лет преподавал пение любительским певицам без взимания платы за обучение. Одной из его учениц была и А.Н. Пургольд, сестра супруги Н.А. Римского-Корсакова.
  • Даргомыжский был великолепным чутким концертмейстером, читая ноты как книгу. Он разучивал с певцами партии из собственных опер. Как композитор он всегда следил за тем, чтобы фортепианный аккомпанемент арий или романсов был предельно прост для исполнения и не затмевал голос исполнителя.
  • В 1859 году сгорел петербургский оперный театр, в котором хранились клавиры опер русских композиторов. «Русалка» была в их числе. И только благодаря случаю партитура не была безвозвратно утеряна – за две недели до пожара ее скопировали перед отправкой в Москву для исполнения на бенефисе певицы Семеновой.
  • Партия Мельника была одной из самых любимых у Ф.И. Шаляпина, он часто исполнял арии из «Русалки» на концертах. В 1910 году на одном из спектаклей дирижер затянул темпы, из-за чего певцу пришлось самому отбивать их ногой, чтобы не задыхаться в ариях. В антракте, видя одобрение режиссером действий дирижера, он в гневе уехал домой. Его вернули в театр, и он допел спектакль, но в прессе разразился большой скандал, в Москву для исправления ситуации пришлось срочно выехать директору императорских театров. В качестве разрешения конфликта Шаляпину было позволено самому режиссировать те спектакли, в которых он участвовал. Так «Русалка» дала искусству Шаляпина-режиссера.
  • Некоторые пушкинисты считают, что «Русалку» поэт изначально задумывал как оперное либретто.
  • Деньги на постановку «Каменного гостя» собирали всем Петербургом. Композитор назначил цену своей оперы в 3000 рублей. Такие деньги русским авторам императорские театры не платили, лимит исчерпывался 1143 рублями. Ц.А. Кюи и В.В. Стасов выступили в печати с освещением этого факта. Читатели «Санкт-Петербургских ведомостей» начали присылать деньги на покупку оперы. Таким образом она была поставлена в 1872 году.
  • Сегодня композитора изредка исполняют на родине и почти не знают в мире. На западе есть своя «Русалка» А. Дворжака, имеющая популярные арии. «Каменный гость» сложен для восприятия, кроме того, при переводе во многом теряется связь музыки и пушкинского стиха, а значит, и сама идея необычной оперы. Ежегодно в мире оперы Даргомыжского исполняются всего около 30 раз.

Творчество Александра Даргомыжского

Первые произведения Саши Даргомыжского датированы 1820-ми годами – это пять разнохарактерных фортепианных пьес. Из биографии Даргомыжского мы узнаём, что к 19 годам композитор уже имел несколько изданий камерных произведений и романсов, и был популярен в салонных кругах. В его творческую судьбу вмешался случай – сближение с М.И.

Глинкой. Помощь в подготовке к постановке «Жизни за царя» разожгло в Даргомыжском желание самому написать оперу. Но в фокусе его внимания были не эпические или героические темы, а личная драма. Вначале он обратился к истории Лукреции Борджиа, составив план оперы и написав несколько номеров.

Однако по советам ближайшего окружения расстался с этим замыслом. Другой сюжет ему дал самый популярный роман того времени «Собор Парижской Богоматери» В. Гюго. Свою оперу композитор назвал «Эсмеральда», она была закончена к 1839 году, но увидела сцену только в 1847.

В течение 8 лет опера лежала в Дирекции императорских театров без движения, не получая ни одобрения, ни отказа. Премьера в Москве прошла очень успешно. В 1851 году «Эсмеральда» была показана и в столичном Александринском театре, выдержав всего 3 представления.

Музыкальные круги восприняли оперу благосклонно, но критики и публика приняли ее прохладно. Этому в большой степени поспособствовали и небрежная постановка, и слабое исполнение.

Даргомыжский пишет романсы, в их числе – уникальные произведения комического жанра, и кантату «Торжество Вакха» на стихи Пушкина. Она была исполнена лишь однажды, затем переработана в оперу-балет, но в таком виде около 20 лет пролежала в нотах, не получив одобрения на постановку.

Удрученный такой судьбой своих больших сочинений, композитор с трудом взялся за написание новой оперы, также на пушкинский сюжет. «Русалка» создавалась в течение 7 лет.

Творческий импульс Александр Сергеевич получил от концерта 1853 года, на котором публика грандиозно приняла его произведения, а сам он был награжден серебряным капельмейстерским жезлом, украшенным драгоценными камнями. «Русалка» была довольно скоро поставлена – в 1856, через год после окончания.

Совет

Но так же быстро и сошла со сцены – всего через 11 спектаклей, хотя в целом и понравилась зрителям. Постановка опять была из рук вон плоха, со старыми костюмами и декорациями из подбора. Мариинский театр обратился к ней вновь в 1865 году, очень успешным возобновлением руководил Э.Ф. Направник.

1860-е принесли в творчество композитора новый виток. Были созданы несколько симфонических произведений, с которыми он отправился в Европу. Тепло принимались исполненные в Бельгии увертюра из «Русалки» и симфоническая фантазия «Казачок».

Вернувшись в Петербург, Даргомыжский вновь обращается к сюжету своего великого тезки — Пушкина. В «Каменном госте» нет собственного либретто, музыка написана прямо на текст поэта. Дополнительно добавлены две песни Лауры, одна из которых также – на стихи Пушкина.

Это сочинение композитор так и не успел закончить, завещав дописать свою последнюю работу Ц. Кюи, а оркестровать – Н. Римскому-Корсакову. Премьера «Каменного гостя» состоялась через три года после смерти Александра Сергеевича. Как это уже неоднократно бывало, мнения об этом новаторском произведении разошлись.

В первую очередь потому, что мало кто мог разглядеть за необычной формой речитативов, заменивших арии и ансамбли, точное соответствие музыки ритму пушкинского стиха и драме его героев.

Музыка Даргомыжского в кино

Кинематограф обратился к творчеству Александра Сергеевича лишь дважды. В 1966 году Владимиром Гориккером был снят одноименный фильм по опере «Каменный гость». В главных ролях снимались В. Атлантов, И.

Печерникова (поет Т. Милашкина), Е. Лебедев (поет А. Ведерников), Л. Трембовельская (поет Т.Синявская). В 1971 году вышел на экраны фильм-опера «Русалка» с Е. Супоневым (поет И.Козловский), О. Новак, А. Кривченей, Г.

Королевой.

Не первый, как Глинка, не гениальный, как Мусоргский, не плодовитый, как Римский-Корсаков… Огорченный и разочарованный трудностями, с которыми он сталкивался при попытках представить свои оперы на суд зрителей.

Обратите внимание

Чем же главным значим Даргомыжский для отечественной музыки? Тем, что отстранившись от мощного влияния итальянской и французской композиторских школ, пошел в искусстве уникальным путем, следуя одним только собственным эстетическим вкусам, не потакая публике. Тем, что сделал звук и слово неразрывно связанными.

Пройдет совсем немного времени, и свое видение этого направления дадут и Мусоргский, и Рихард Вагнер. Он был честен и не изменял своим идеалам, а значение его творчества показало время, поставив имя Даргомыжского в ряд лучших русских композиторов.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Видео: Александр Сергеевич Даргомыжский

Источник: https://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/aleksandr-dargomyzhskij

Композитор Александр Даргомыжский: биография, творческое наследие, интересные факты :: SYL.ru

Александр Даргомыжский – автор четырех опер и еще множества произведений. Он стал предвестником реализма в отечественной академической музыке.

Его произведения ставились на европейской сцене в то время, когда почти все будущие русские классики «Могучей кучки» еще только начинали свою карьеру. Влияние Даргомыжского на композиторов сохранялось на протяжении десятилетий.

Его «Русалка» и «Каменный гость» стали неотъемлемой частью русского искусства XIX века.

Корни

Александр Даргомыжский родился 14 февраля 1813 года в небольшом селе Воскресенском, расположенном в Чернском уезде Тульской губернии. Отец мальчика Сергей Николаевич приходился внебрачным сыном богатому помещику Алексею Ладыженскому. Мать Мария Козловская была урожденной княжной.

Даргомыжские владели семейным имением Твердуновым, в которым маленький Саша провел первые три года его жизни.

Оно находилось в Смоленской губернии – композитор не раз возвращался туда уже в зрелом возрасте.

В имении родителей Даргомыжский, биография которого в основном была связана со столицей, искал вдохновения. Композитор использовал мотивы народных песен Смоленщины в своей опере «Русалка».

Уроки музыки

В детстве Даргомыжский поздно заговорил (в пять лет). Это повлияло на голос, который остался хрипловатым и высоким. Впрочем такие черты не помешали музыканту овладеть вокальной техникой. В 1817 году его семья переехала в Петербург. Отец стал работать в канцелярии банка. Ребенок же с раннего детства начал получать музыкальное образование. Первым его инструментом стало фортепиано.

Александр сменил нескольких учителей. Одним из них был выдающийся пианист Франц Шоберлехнер. Под его руководством Даргомыжский, биография которого как музыканта началась с самых ранних лет, стал выступать на разных мероприятиях. Это были частные собрания или благотворительные концерты.

В девять лет мальчик приступил к освоению скрипки и струнных квартетов. Его главной любовью все же осталось фортепиано, для которого он уже тогда написал несколько романсов и сочинений других жанров. Некоторые из них даже были впоследствии изданы, когда композитор уже обрел широкую известность.

Влияние Глинки и Гюго

В 1835 году Даргомыжский, биография которого была тесно связана с коллегами по творческому цеху, познакомился с Михаилом Глинкой. Опытный композитор очень сильно повлиял на начинающего товарища.

Даргомыжский вел с Глинкой споры о Мендельсоне и Бетховене, брал у него справочные материалы, по которым учился музыкальной теории.

Опера Михаила Ивановича «Жизнь за царя» вдохновила Александра на создание собственного масштабного сценического произведения.

Важно

В XIX веке в России была крайне популярна французская художественная литература. Интересовался ей и Даргомыжский. Биография и творчество Виктора Гюго увлекали его особенно сильно.

Композитор воспользовался драмой француза «Лукреция Борджиа» в качестве сюжетной основы своей будущей оперы. Даргомыжский упорно работал над задумкой. Многое не получалось, и результат запаздывал.

Тогда он (по рекомендации поэта Василия Жуковского) обратился к другому произведению Гюго – «Собору Парижской Богоматери».

«Эсмеральда»

Даргомыжскому полюбилось либретто, написанное самим автором исторического романа для постановки Луизы Бертен. Для своей оперы русский композитор взял такое же название «Эсмеральда». Перевод с французского он осуществил самостоятельно. В 1841 году его партитура была готова. Законченное произведение приняла дирекция Императорских театров.

Если в литературе в России спросом пользовались французские романы, то оперу аудитория предпочитала исключительно итальянскую. По этой причине «Эсмеральда» ждала своего появления на сцене непривычно долгое время. Премьера состоялась только в 1847 году в Большом театре Москвы. На сцене опера продержалась недолго.

Романсы и оркестровые работы

В период, когда будущее «Эсмеральды» оставалось в подвешенном состоянии, Даргомыжский зарабатывал на жизнь уроками пения. Он не бросил сочинительскую работу, но переориентировался на романсы. В 1840-е были написаны десятки таких произведений, самыми популярными из которых стали «Лилета», «Шестнадцать лет», «Ночной зефир». Также Даргомыжский сочинил вторую оперу «Торжество Вакха».

Особым успехом пользовались и пользуются вокальные и камерные произведения композитора. Его ранние романсы лиричны. Присущая им фольклорность позже станет популярным приемом, которым будет пользоваться, например, Петр Чайковский.

Смех – это еще одна эмоция, которую стремился провоцировать Александр Сергеевич Даргомыжский. Краткая биография показывает: он сотрудничал с выдающимися литераторами-сатириками. Поэтому неудивительно, что в произведениях композитора много юмора.

Яркими примерами остроумия автора были сочинения «Титулярный советник», «Червяк» и другие.

Для оркестра Александр Даргомыжский, краткая биография которого богата на самые разные жанры, написал «Бабу-Ягу», «Казачка», «Болеро» и «Чухонскую фантазию». Здесь автор продолжал традиции, заложенные его наставником Глинкой.

Заграничное путешествие

Все русские интеллигенты XIX века стремились побывать в Европе, чтобы поближе познакомиться с жизнью Старого Света. Не был исключением и композитор Даргомыжский. Биография музыканта сильно изменилась, когда он в 1843 году покинул Петербург и несколько месяцев провел в крупнейших европейских городах.

Александр Сергеевич побывал в Вене, Париже, Брюсселе, Берлине. Он познакомился с бельгийским виртуозом скрипки Анри Вьетаном, французским критиком Франсуа-Жозефом Фети и многими выдающимися композиторами: Доницетти, Обером, Мейербером, Галеви.

Даргомыжский, биография, творчество и круг общения которого все-таки гораздо больше были связаны с Россией, вернулся на родину в 1845 году. На новом этапе жизни он увлекся национальным фольклором. Его элементы стали все чаще проявляться в работах мастера. Примерами этого влияния можно считать песни и романсы «Лихорадушка», «Душечка-девица», «Мельник» и другие.

«Русалка»

В 1848 году Александр Сергеевич приступил к созданию одного из своих главных произведений – оперы «Русалка». Она была написана на сюжет стихотворной трагедии Пушкина. Даргомыжский работал над оперой семь лет. Пушкин не окончил свое произведение. Композитор завершил сюжет за писателя.

«Русалка» впервые появилась на сцене в 1856 году в Санкт-Петербурге. Даргомыжский, краткая биография которого уже была известна каждому музыкальному критику, получил за оперу множество обстоятельных похвал и положительных рецензий.

Все ведущие российские театры старались как можно дольше продержать ее в своем репертуаре. Успех «Русалки», разительно отличавшийся от реакции на «Эсмеральду», подхлестнул композитора. В его творческой жизни наступил период расцвета.

Сегодня «Русалка» считается первой русской оперой в жанре психологической бытовой драмы. Какую фабулу предложил в этом сочинении Даргомыжский? Композитор, краткая биография которого способна познакомить с самыми разными сюжетами, создал свою вариацию популярной легенды, в центре которой – превращенная в русалку девушка.

«Искра» и Русское музыкальное сообщество

Хотя делом жизни композитора была музыка, он увлекался и литературой. Биография Александра Сергеевича Даргомыжского была крепко связана с биографиями самых разных писателей. Он сблизился и общался с авторами либеральных взглядов. С ними Даргомыжский издавал сатирический журнал «Искра». Александром Сергеевичем была написана музыка на стихи поэта и переводчика Василия Курочкина.

В 1859 году было создано Русское музыкальное сообщество. В числе его руководителей оказался и Даргомыжский. Краткая биография композитора не может обойтись без упоминания об этой организации.

Именно благодаря ей Александр Сергеевич познакомился со многими молодыми коллегами, в том числе с Милием Балакиревым. Позже это новое поколение создаст знаменитую «Могучую кучку».

Даргомыжский же станет смычкой между ними и композиторами прошлой эпохи, такими как Глинка.

«Каменный гость»

После «Русалки» Даргомыжский еще долгое время не возвращался к сочинению опер. В 1860-е гг. им были созданы наброски к произведениям, вдохновленным легендами о Рогдане и пушкинской «Полтавой». Эти работы так и застопорились на зачаточном этапе.

Биография Даргомыжского, краткое содержание которой показывает, насколько иногда тяжело шли творческие изыскания мастера, позже стала ассоциироваться с «Каменным гостем». Так называлась третья «Маленькая трагедия» Пушкина. Именно по ее мотивам композитор решил сочинить свою очередную оперу.

Работа над «Каменным гостем» продолжалась несколько лет. В этот период Даргомыжский отправился в свое второе крупное путешествие по Европе. Даргомыжский уехал за границу вскоре после смерти своего отца Сергея Николаевича.

Совет

Композитор ни разу не женился, у него не было собственной семьи. Поэтому отец всю жизнь оставался для Александра Сергеевича главным советчиком и опорой.

Именно родитель вел финансовые дела сына и следил за имением, оставшимся после смерти матери Марии Борисовны в 1851 году.

Даргомыжский побывал в нескольких зарубежных городах, где с аншлагом прошли премьеры его «Русалочки» и оркестровой пьесы «Казачок». Сочинения русского мастера вызывали неподдельный интерес. О них одобрительно отзывался выдающийся представитель романтизма Ференц Лист.

Смерть

На шестом десятке лет Даргомыжский уже подорвал свое здоровье, пострадавшее от регулярных творческих стрессов. Он скончался 17 января 1869 года в Санкт-Петербурге. В своем завещании композитор попросил завершить «Каменного гостя» Цезаря Кюи, которому помог Николай Римский-Корсаков, полностью оркестровавший это посмертное произведение и написавший для него небольшую увертюру.

Долгое время последняя опера оставалась самым известным произведением Даргомыжского. Такая популярность была вызвана новаторством сочинения. В его стиле нет ансамблей и арий. Основой оперы стали положенные на музыку декламации и мелодические речитативы, чего еще не случалось на русской сцене. Позже эти принципы были развиты в «Борисе Годунове» и «Хованщине» Модеста Мусоргского.

Стиль композитора

Даргомыжский оказался предвестником русского музыкального реализма. Он сделал первые шаги в этом направлении, отказавшись от наигранности и напыщенности романтизма и классицизма. Вместе с Балакиревым, Кюи, Мусоргским и Римским-Корсаковым он создал русскую оперу, отошедшую от итальянской традиции.

Что считал главным в своих произведениях Александр Даргомыжский? Биография композитора – это история творческой эволюции человека, тщательно проработавшего каждого персонажа своих сочинений.

С помощью музыкальных приемов автор стремился как можно яснее показать слушателю психологический портрет самых разных героев. В случае «Каменного гостя» главным персонажем был Дон Жуан. Однако в опере весомую роль играет не только он.

Все действующие лица творческого мира Александра Сергеевича неслучайны и важны.

Память

Интерес к творчеству Даргомыжского возродился в XX веке. Произведения композитора были крайне популярны в СССР. Они входили во всевозможные антологии и исполнялись на самых разных площадках.

Наследие Даргомыжского стало объектом новых академических исследований.

Главными специалистами по его творчеству считаются Анатолий Дроздов и Михаил Пекелис, написавшие много работ о его произведениях и их месте в русском искусстве.

Источник: https://www.syl.ru/article/291664/kompozitor-aleksandr-dargomyijskiy-biografiya-tvorcheskoe-nasledie-interesnyie-faktyi

Александр Даргомыжский краткая биография

Даргомыжский краткая биография известного русского композитора расскажет о его жизни и творчестве.

Даргомыжский биография кратко

Александр Даргомыжский появился на свет в 1813 году в деревне Троицкой. В 1817 году семья переезжает в Петербург, где отец получил работу в канцелярии. Александр с малых лет увлекался музыкой и игре на фортепиано.

В 1821 году он занимается музыкой с Данилевским – довольно известным в музыкальных кругах. Юноша делал огромные успехи и пробовал сам сочинять мелодии. Однако его педагог не одобрял такой деятельности, считая, что сочинительство это не достойное занятие для дворянина.

В то время в Александра появился второй преподаватель, обучающий его игре на скрипке – крепостной Воронцов. Родители, поощряя таланты сына, пригласили пианиста Франца Шоберлехнера для концертной практики. Они занималась с 1828 года по 1831 год.

В 30-тые годы Даргомыжский уже был знаменитой личностью в Петербурге. Также он занимался с Бенедиктом Цейбихом, педагогом по вокалу. 

В 1827 году будущий композитор начал работать канцелярии, успешно отличаясь на службе. В 1835 году знакомится с Глинкой и занимается с ним музицированием. В 1841 году заканчивает работу над оперой «Эсмеральда». К сожалению, она не имела значительного успеха у публики. Однако музыкант не упускал руки и продолжал писать произведения, а параллельно дает уроки по вокалу.

В 1843 году Даргомыжский в отставке и путешествует по Европе. Здесь он заводит знакомства с известными музыкантами.

Через 2 года Александр возвращается на родину, посвятив все свое время написанию произведений на мотивы фольклора, изученного во время путешествий. Главное музыкальное творение композитора — «Русалка», которое было показано на сцене в 1856 году.

Также он берет участие в выпуске журнала под названием «Искра». В 1859 году его назначили руководителем Русского музыкального общества. 

Обратите внимание

В этот период в творчестве Даргомыжского наступает кризис, и он вновь отправляется в путешествие. Каково было его удивление, когда композитор узнал, что его произведения популярны среди иностранцев.

  Вдохновленный этим, он возвращается в Россию и заканчивает «Каменного гостя». Здоровье композитора было подорвано переживаниями и недугами. Он не успел закончить начатую оперу, поручив дописать ее Цезарю Кюи.

Жизнь Даргомыжского оборвалась в 1869 году в возрасте 55 лет в полном одиночестве. 

Александр Даргомыжский интересные факты:

• Как только отменили крепостное право, Александр был одним из первых помещиков, который отпустил крестьян на волю. 

• Певцам преподавал вокал абсолютно бесплатно.

• Всю свою жизнь композитор прожил с родителями.

• Даргомыжский не был женат и детей не имел. В обществе ходили слухи, что Александра связывали любовные отношения с его ученицей  Любовью Миллер.

• Произведения композитора при его жизни не пользовались большим спросом и не вызывали интереса у публики. Только после его смерти, спустя два десятилетия, его музыка была оценена по достоинству. 

• Даргомыжский является основоположником музыкального реализма, и оказал большое влияние на будущих музыкантов. 

Источник: https://kratkoe.com/aleksandr-dargomyizhskiy-kratkaya-biografiya/

Любопытные факты из жизни Даргомыжского

Татьяна Мамаева, 14.02.2017 в 14:07

Сегодня 204-й день рождения Александра Сергеевича Даргомыжского. Композитор прожил, на первый взгляд, жизнь, не изобилующую яркими событиями. Но его преданность музыке, его чистота и порядочность заслуживают самой доброй памяти.

Его служение искусству не было позой, его музыка проникнута любовью к России. Он восемь лет ждал постановки своей оперы, первым в своих краях освободил крестьян от рабства, он создавал устав консерватории в Санкт-Петербурге. Это была жизнь патриота и подвижника.

Мы собрали для вас несколько любопытных фактов из жизни одного из основоположников русской профессиональной музыки.

Даргомыжский или Ладыженский?

Александр Даргомыжский вполне мог носить фамилию Ладыженский.

Его отец, внебрачный сын помещика Алексея Ладыженского, был взят на воспитание и усыновлен помещиком Николаем Боучаровым, который привез его в имение Даргомыжка в Тульской губернии. Отсюда и появилась фамилия Даргомыжские.

Мать композитора была из хорошего рода князей Козловских, замуж за отца своего будущего сына она вышла вопреки воли родителей. В 1813 году у пары родился сын Александр, будущий композитор.

Песни из Смоленской губернии

Мария Козловская, мать композитора, получила в приданое имение Твердуново в Смоленской губернии. Затем его унаследовал Александр Даргомыжский.

Именно здесь, приезжая к родителям, он изучал смоленский фольклор, отголоски которого нашли свое отражение в его опере «Русалка». В партитуре оперы есть несколько вполне реальных смоленских мелодий.

Кроме этого, смоленские мелодии он использовал для песен «Душа девица» и «Лихорадушка». Каникулы в Твердунове оказались плодотворными.

Крепостному праву — нет!

Александр Даргомыжский первым из помещиков Смоленской губернии освободил своих крестьян от крепостной зависимости. Причем, на очень выгодных условиях. Он оставил за ними всю землю, которую они обрабатывали до отмены крепостного права. И даже простил причитающиеся с крестьян 4000 рублей.

Учитель музыки не верил в талант

В силу каких-то причин Александр Даргомыжский не разговаривал до пятилетнего возраста. И потом, заговорив, сохранил очень высокий и хриплый голос своеобразного тембра. Но когда он начинал петь, то буквально завораживал слушателей, доводил их до слез искренностью и художественной выразительностью.

Музыкальное образование будущий композитор начал получать в Санкт-Петербурге, куда переехала семья, когда отец получил должность на государственной службе.

Один из первых учителей музыки Адриан Данилевский, очень хороший пианист, давал мальчику уроки игры на рояле, но очень прохладно относился к его попыткам сочинять музыку.

Пианист и скрипач

К девятнадцати годам Александр Даргомыжский уже издал несколько сборников своих романсов и фортепианных сочинений. К этому времени он играл уже не только на рояле, но и на скрипке.

Часто выступал на благотворительных концертах. Впрочем, вскоре интерес к скрипке он потерял и больше к игре на этом инструменте не возвращался.

Но всю жизнь поражал окружающих музыкальностью и феноменальной музыкальной памятью.

Знакомство с Глинкой

Даргомыжский решил идти по стопам отца и пошел на государственную службу, а поскольку он был человеком аккуратным, то вскоре начал продвигаться по карьерной лестнице.

Возможно, российские чиновничьи ряды были бы пополнены, но вмешался случай: Даргомыжский познакомился с Михаилом Глинкой, начал играть с ним в четыре руки, рассуждать о музыке.

А когда побывал на репетициях «Жизни за царя», то загорелся написать и свою оперу. Так началось его соревнование с Глинкой.

Восемь лет в ожидании «Эсмеральды»

Первая опера Даргомыжского была написана на сюжет романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», но автор дал ей название по имени главной героини — «Эсмеральда». Когда партитура была закончена, Даргомыжский отнес ее в дирекцию Императорских театров в надежде на постановку.

Но в моде в то время были итальянские оперы. «Эсмеральда» пролежала у меня в портфеле целых восемь лет», — вспоминал потом композитор. Опера наконец была поставлена, оказалась небезынтересной, но быстро сошла со сцены и практически больше не ставилась.

Сочинения Глинки, между тем, набирали популярность.

Успех «Русалки»

Популярность Даргомыжскому принесла его опера «Русалка». Ее премьера состоялась в 1856 году. Композитор сам дописал финал поэмы Пушкина, которая не была завершена, адаптировал некоторые его стихи.

Опера оказалась успешной настолько, что ведущий музыкальный критик того времени Александр Серов написал на нее положительную рецензию.

Объем рецензии был так велик, что ее публиковали в нескольких номерах с продолжением в одном из музыкальных журналов.

Неоконченная опера

В конце жизни Даргомыжский снова обратился к Пушкину, выбрав его «Каменного гостя». Увы, оперу он завершить не успел, а в завещании указал своими душеприказчиками Кюи и Римского-Корсакова. Первый завершил оперу, второй ее оркестровал.

Иллюстрация: Александр Сергеевич Даргомыжский

Портрет работы К. Е. Маковского

Источник: https://www.belcanto.ru/17021401.html

Интересные факты об Александре Даргомыжском

Будучи еще совсем ребенком, Саша начал учиться игре на фортепиано. Учителя его часто менялись, так как родители понимали, что ребенку нужен все более и более опытный преподаватель. Интересно, что первая учительница Луиза Вольгенборн практически ничему не научила мальчика, второй преподаватель, наоборот, показал Саше как правильно ставить руки. 

Будущий композитор быстро учился и даже начал сочинять собственные произведения, чем разозлил своего преподавателя. Адриан Трофимович Данилевский считал, что русский дворянин не может сочинять произведения, а время, потраченное на сочинительство, мог бы использовать для заучивания домашнего задания. Учитель уничтожал произведения своего подопечного. 

 
Третий преподаватель, крепостной педагог-скрипач Воронцов, наоборот, поощрял творческие порывы Саши. Последним и самым ярким учителем стал музыкант Франц Шоберлехнер, человек с большим концертным опытом.

Как человек, оцененный русскими музыкальными критиками, он передал свое мастерство юному Даргомыжскому. Вместе с мастерством перешла и любовь к Людвигу ван Бетховену. В семье часто устраивались домашние концерты.

Нередко вместе с Сашей выступал и Шоберлехнер. 

 
Уже к 19-ти годам у Даргомыжского на счету имелись многочисленные сочинения для фортепиано и скрипки, несколько квартетов, кантат и множество романсов. В этом возрасте он уже считался превосходным пианистом. Обратив внимание на то, что сын сочиняет вокальную музыку, родители пригласили учителя по вокалу. Их выбор пал на Бенедикта Цейбиха.

Музыкант немецкого происхождения имел красивый голос, славился актерской работой и режиссурой. Он участвовал в концертных исполнениях венских классиков, мог интересно рассказывать о музыке Саше. Благодаря ему Даргомыжский изучил основы вокала и стал замечательным педагогом.

Несмотря на то, что голос у Даргомыжского был высокий, своим пением он мог дотронуться до глубинных чувств слушающих. 

  Даргомыжский быстро продвигался по карьерной лестнице – его служба в канцелярии началась в 1827 году, а закончилась в 1843 году, когда он вышел в отставку титулярным советником.

Круг знакомых, светские отношения, внимание дам – все это было по душе юному композитору. В 30-е годы Даргомыжский начинает посещать литературные и музыкальные салоны. На вечерах он нередко играл на фортепиано, участвовал в ансамблях, пел романсы, аккомпанируя себе на рояле.

Даргомыжский знакомится с поэтом Алексеем Васильевичем Тимофеевым, на стихи которого пишет романсы «Каюсь дядя, черт попутал», «Свадьба», «Баба старая», «Не судите, люди добрые».

Важно

Примерно в это же время сходится с Михаилом Ивановичем Глинкой, сближению с которым способствовало однотипное воспитание. 

Даргомыжского привлекали образы обиженных и оскорбленных. Цель его произведений – воссоздание в музыке характера человека, проявление сочувствия и сострадания. Это явилось причиной выбора первой оперы «Эсмеральда» на французскую либретто В. Гюго по роману «Собор Парижской богоматери».

Опера была завершена в 1839 году, а премьера состоялась лишь в 1848 году. Как писал впоследствии сам Даргомыжский, столь долгий срок ожидания повлиял на всю его артистическую деятельность.

К концу 30-х годов выступления Даргомыжского уходят на второй план – композитор все более углубляется в педагогическую деятельность. 

  В 1844 году Даргомыжский решает познакомиться с современной зарубежной оперой и уезжает в Европу, посещая Берлин, Брюссель и Париж. Спустя год он возвращается в Петербург, где изучает народные песни и поэзию, интересуется этнографическими исследованиями. В это время он начинает работать над трагедией Александра Сергеевича Пушкина «Русалка», которую завершает спустя десять лет. Интересно, что первое ее представление высший свет не оценил, и только в середине 60-х годов возобновленная «Русалка» стала популярной. Даргомыжский становится почетным членом Русского музыкального общества, принимает участие в разработке Устава для Петербургской консерватории – первого в России ВУЗа.

В скором времени умирает отец Александра – Сергей Николаевич Даргомыжский. Чтобы заглушить боль, Александр снова уезжает за границу, где преподает пение француженкам. Вскоре он возвращается на родину. В 1867 году Даргомыжский завершает симфонию «Чухонская фантазия».

В этом же году занимает пост руководителя Русского музыкального общества. Композитор долгое время присматривался к тексту «Каменного гостя» Пушкина. И только 5 лет спустя, будучи больным, он принялся за работу. Даргомыжский не успел положить на музыку окончание первой картины, дописать вступление и оркестровать.

В 1869 году композитор умер, передав завершение работы Ц.А. Кюи и Н.А. Римскому-Корсакову. 

Источник: http://www.dailyculture.ru/stati/bio-music/interesnye-fakty-ob-aleksandre-dargomyzhskom/

Биография Даргомыжский Александр Сергеевич кратко

В 1813 году 2 февраля в Тульской губернии родился Александр Сергеевич Даргомыжский. К сожалению, неизвестно точное название села, в котором родился будущий композитор.

В тот же год, спустя несколько месяцев от рождения мальчика, Даргомыжские покидают Тульскую губернию и отправляются в имение под Смоленском. Оно располагается вблизи г. Вязьма. Именно в имении Твердуново совсем юный Александр проводит первые годы детства.

Совет

В возрасте 3 лет Саша вместе с семьёй переезжает в Смоленск, а спустя ещё год – в Петербург. Имение же родителей, Твердуново, навсегда остаётся в памяти композитора. Много позже, в возрасте 48 лет, он вернётся сюда.

Вернётся, чтобы раздать бывшим подневольным крестьянам не только положенные им доли земли, но все земли, какие им приходилось обрабатывать ранее. Налог на землю он также не стал повышать. Такое поведение богатого помещика вызвало недоумения и пересуды.

С юного возраста Александр любил посещать музыкальные представления, оперы. В 22 года в его жизни состоялось судьбообразующее знакомство. Михаил Иванович Глинка стал его верным другом и вдохновителем.

Именно благодаря общению с Михаилом Ивановичем, Александр Сергеевич решается на написание крупного произведения. К сожалению, его опера «Эсмеральда» очень долго ожидала постановки, а признания практически не снискала.

Это становится серьёзной душевной травмой для композитора.

После неудачной постановки оперы Александр Сергеевич посвящает себя написанию романсов. Многие из них (к примеру, «Мне минуло 16 лет») впоследствии были изданы и стали известны.

В 1843 году композитор уезжает из страны и возвращается только в 1845 году. Следующая опера Даргомыжского, «Русалка», которая создавалась с 1848 по 1855 год, была поставлена только в мае 1856 года.

Это был успех! Положительные отзывы критиков очень повлияли на дальнейшее творчество Александра Сергеевича.

Позже, когда ажиотаж от постановки заметно утихает, и Даргомыжский вновь начинает переживать кризис в творчестве, он решает вновь отправиться в Европу.

Увидев, как в Европе ценят его «Русалку», Александр Сергеевич возвращается в Россию и начинает активно работать над произведением «Каменный гость».

Обратите внимание

Однако, ослабленное здоровье композитора, а также занимаемый им пост в руководстве музыкального общества не позволяют композитору завершить начатую работу. В январе 1869 года он умирает.

«Каменный гость» впоследствии был завершён. Постановка также состоялась, но лишь в 1872 году в Петербурге.

Биография подробнее

Александр Сергеевич Даргомыжский, музыкальный деятель, педагог и автор музыкальных произведений середины 19-го века, появился на свет 2 (14) февраля 1813 года в российской глубинке, в Тульской губернии (Белёвский уезд, село Троицкое). Однако в плане места рождения будущего музыканта есть разночтения.

По некоторым источникам этим местом является сельцо Воскресенское Чернского уезда, что в Тульской губернии.

Отец будущего музыканта и композитора, Сергей Николаевич, являлся незаконнорожденным потомком зажиточного помещика и носил фамилию Ладыженский, который впоследствии был отправлен на воспитание к Боучарову (армейскому полковнику) и проживал в его поместье Даргомыжка, отсюда и будущая фамилия Александра Сергеевича.

Мама композитора, Мария Борисовна Козловская, княжеского происхождения, вступила в брак с Сергеем Николаевичем против воли своих родителей. Семья была большая, кроме маленького Саши в ней было ещё пятеро детей.

В 1817 году вся семья переезжает в столицу, отец получил работу в Санкт-Петербурге. Александр получает возможность учиться музыке. В 1821 году музыкальные занятия с Александром начинает проводить, известный в столице музыкант А. Т. Данилевский.

Для занятий с мальчиком родители пригласили известного пианиста Франца Шоберлехнера.

Кроме этого значительное влияние на становление будущего автора оказали: крепостной музыкант Воронцов, познакомивший мальчика со скрипкой и поощрявший его композиторские эксперименты, Бенедикт Цейбих, развивавший вокальные способности Даргомыжского.

В 1827 году молодой человек начинает трудиться в канцелярии, на государственной службе, где продвигается и достаточно успешно. В этот период он много исполняет дома произведения ведущих итальянских авторов и музыкантов. Огромное влияние на композитора оказало знакомство и работа с М. И. Глинкой, которое состоялось весной 1835 года.

Важно

В 1841 году Даргомыжский заканчивает работу над своим первым крупным произведением, оперой «Эсмеральда», которая не имела какого-то особого успеха у публики. В этот период он пишет романсы, даёт уроки вокала (причём зачастую на абсолютно безвозмездной основе).

Через пару лет композитор оставляет службу и в течение двух лет посещает Европу, знакомится с различными композиторами, авторами и музыкантами того времени, изучает музыкальный материал и фольклор. Пишет оперу «Торжество Вакха».

Видное место среди работ Александра Сергеевича занимает опера «Русалка», написанная в период с 1848 по 1855 год.

В 60-е годы Даргомыжский работает над операми «Мазепа» и «Рогдана», которые остались незавершёнными, пишет произведения для оркестра, вокальные камерные произведения и произведения для фортепиано.

А в 1866 – 1869 годах композитор трудится над своим самым знаменитым творением, оперой «Каменный гость», по одной из «Маленьких трагедий» (написанных А. С. Пушкиным).

Своё самое известное произведение автор не успевает завершить, завершал работу над «Каменным гостем» Ц. А. Кюи.

Завершил свой земной путь известный отечественный композитор 5 (17) февраля 1869 года, прожив 56 лет. Последние дни он провёл совершенно один – у великого русского композитора не было ни семьи, ни наследников.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

  • Евгений ЕвтушенкоЕвгений Александрович Евтушенко родился в небольшом сибирском городке в 1832 году. С юных лет был приобщен к творчеству благодаря своим родителям. Отцу, который писал стихи и матери занимающейся актерским ремеслом.
  • Пушкин Александр СергеевичРодился 6 июня в 1799 году в Москве. Все свое детство, лето проводил у бабушки, Марии Алексеевны в селе Захарове. Что в последствии будет описываться в его лицейских поэмах.
  • Михаил Илларионович КутузовГоленищев-Кутузов Михаил Илларионович (1745-1813 гг.) — знаменитый русский полководец, являющемуся учеником и соратником Суворова А.В., крупным государственным деятелем и дипломатом
  • Иоганнес БрамсКомпозиторы и музыканты различных стран проявляли себя разными способами. Моцарт и Бетховен, Римский – Корсаков и Глинка – все они велики и их поступки и знания отпечатались в развитии классической музыки
  • Погорельский АнтонийАнтоний Погорельский был выдающимся писателем своего времени. Он родился в Москве. Его отец был дворянином, а мать крестьянкой. Среди родственников преобладали знатные люди, в том числе русский писатель – Алексей Толстой

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkie-biografii/aleksandr-sergeevich-dargomyzhskij

Композитор А. С. Даргомыжский: биография, творческое наследие

Искусство и развлечения 3 января 2016

Александр Сергеевич Даргомыжский, краткая биография которого представлена в статье, — великий русский композитор, который внес много нового в русскую классическую музыку.

Годы его жизни — 1813-1869. 14 февраля 1813 года родился Даргомыжский. Биография его начинается в с. Троицком (Даргомыже) Тульской губернии, где он появился на свет.

Отец его служил чиновником, а мать Александра была поэтессой-любительницей.

Как провел раннее детство Даргомыжский

Биография, краткое содержание произведений, интересные факты о композиторе — все это интересует многочисленных поклонников его творчества. Начнем с самого начала и расскажем о раннем детстве будущего композитора.

Александр Сергеевич провел его в имении своих родителей, которое было расположено в Смоленской губернии. Через некоторое время семья перебралась в Петербург. Здесь получил домашнее образование Александр Даргомыжский.

Биография его этого времени отмечена занятиями музыкой, театром и литературой. Учителями Александра Даргомыжского были А. Т. Данилевский (пианист), П. Г. Воронцов (крепостной скрипач), Ф. Шобернехлер (венский композитор и пианист), Б. Л.

Цейбих (певец).

Совет

Кроме того, Даргомыжский познакомился с М. И. Глинкой (портрет его представлен выше), который передал ему теоретические рукописи, привезенные от профессора Дена из Берлина.

Они способствовали расширению знаний Александра Сергеевича в области контрапункта и гармонии. В это же время начал изучать оркестровку Даргомыжский.

Биография его продолжается созданием первых самостоятельных произведений.

Первые произведения, ученики Даргомыжского

Первые фортепианные пьесы и романсы были изданы в 1830-е годы. Наибольшей художественной ценностью обладают романсы, созданные на слова Пушкина: «Ночной зефир», «Вертоград», «Юноша и дева», «Я вас любил» и др.

И в дальнейшие годы вокальная музыка была одним из главных творческих интересов Александра Даргомыжского, который с радостью давал уроки вокала, причем бесплатно. Огромно число его учеников. Среди них выделяется Л.Н. Беленицына (Кармалина), Бибибина, Шиловская, Гирс, Бартенева, Пургольт (Молас), княгиня Манвелова.

Даргомыжского всегда вдохновляла женская симпатия, тем более – певиц. О последних он полушутя говорил, что, не будь их, не стоило бы становиться композитором.

Видео по теме

Опера «Эсмеральда»

Опера «Эсмеральда» (годы создания – 1837-41) считается первой серьезной работой Александра Сергеевича. Либретто к ней ранее создал сам Гюго по знаменитому роману «Собор Парижской богоматери».

Это произведение, при всей незрелости (оно было написано по типу французской оперы) свидетельствует о реалистических устремлениях Даргомыжского. «Эсмеральда» так и не была издана. В Петербурге, в библиотеке Императорских театров, хранятся клавираусцуг, рукописная партитура и автограф Даргомыжского.

Спустя несколько лет это произведение было поставлено. В Петербурге премьера состоялась в 1851 году, а в Москве – в 1847.

Романсы Даргомыжского

Постановкой оперы остался недоволен Александр Сергеевич Даргомыжский. Биография его отмечена поворотом в творчестве. «Эсмеральда», по всей видимости, разочаровала композитора. Вновь принялся сочинять романсы Даргомыжский, биография которого была отмечена их написанием и раньше.

Вместе с ранними произведениями новые (всего 30 романсов) были изданы в 1844 году. Они принесли Даргомыжскому известность. Самыми лучшими романсами 1840-х годов считаются произведения, созданные на стихи Пушкина: «Ночной зефир», «Слеза», «Свадьба», «Я вас любил».

В 1843 году на стихи этого же поэта была создана кантата Даргомыжского «Торжество Вакха». Это произведение было представлено в 1846 году в петербургском Большом театре на концерте дирекции. Однако автору было отказано в постановке «Торжества Вакха» в виде оперы, созданной в 1848 году.

Лишь гораздо позже, только в 1867 году, было представлено в Москве произведение, которое создал композитор Даргомыжский. Биография его продолжается следующим периодом творчества.

Путешествие и новые тенденции в творчестве композитора

Новые тенденции в творчестве Даргомыжского появились во второй половине 1840-х – начале 1850-х годов. Они были связаны с зарождением и расцветом в нашей стране так называемой натуральной школы (критического реализма) в искусстве и литературе. Александра Сергеевича начали привлекать главным образом народные сюжеты. Кроме того, его интерес к фольклору стал еще больше.

Даргомыжский занялся обработкой крестьянской песни. Можно сказать, что обострение национального сознания в это время связано с тем, что композитор находился за границей в период с 1844 по 1845 г. Он побывал в Германии, в Вене, Брюсселе и Париже. Даргомыжский уехал туда поклонником всего французского, а вернулся в Петербург приверженцем русского, как и в случае с Глинкой.

Именно к этому времени относится окончательное оформление «интонационного реализма» – творческого метода композитора (воспроизведение интонаций речи является главным средством, с помощью которого создаются образы). Композитор говорил, что стремится к тому, чтобы звук выражал слово.

Обратите внимание

В песне «Мельник» был претворен в жизнь принцип, который исповедовал Александр Даргомыжский. Краткая биография его отмечена активной реализацией «интонационного реализма». От «Мельника» песни на стихи Пушкина тянутся нити к «Каменному гостю» – опере, где были воплощены принципы музыкальной декламации.

«Омузыкаленная речь» возникает в романсах «Ты скоро меня позабудешь» и «И скучно, и грустно».

Опера «Русалка»

Опера «Русалка», созданная в 1855 году по драме А.С. Пушкина, является центральным произведением данного периода. В ней правдиво описана трагическая судьба крестьянской девушки, которую обманул князь.

Даргомыжский в этом произведении создал жанр, поднимающий проблему социального неравенства (народно-бытовая музыкальная драма). 4 мая 1856 года впервые была представлена «Русалка» в петербургском Мариинском театре.

Она была поставлена со старыми декорациями, небрежным исполнением, неподходящими костюмами, неуместными купюрами. Неудивительно, что эта опера не имела успеха. Кстати, постановка состоялась под управлением К. Лядова, который не любил Даргомыжского. До 1861 года «Русалка» выдержала всего 26 представлений.

Однако в 1865 году она была возобновлена Комиссаржевским и С. Платоновой. В новом варианте опера имела огромный успех. Она была включена в репертуар множества театров, стала одной из самых любимых русских опер.

Музыкально-общественная деятельность

Много ли вы знаете о таком композиторе, как Даргомыжский? Биография в таблице, помещенная в учебники, содержит лишь самую основную информацию о нем. А между тем Даргомыжский был не только композитором. Музыкально-общественная деятельность Александра Сергеевича Даргомыжского развернулась с конца 1850-х годов.

В 1859 году композитор стал членом комитета РМО (Российского Музыкального Общества). Участвуя в комиссии, рассматривавшей присылаемые на конкурс сочинения, он содействовал развитию русской музыки. Даргомыжский также участвовал в создании устава первой в нашей стране консерватории.

В это же время Александр Сергеевич сблизился с композиторами, которые позднее стали членами «Могучей кучки» (Балакиревского кружка»). Результатом стало взаимное творческое обогащение.

Сотрудничество с «Искрой»

Даргомыжский, биография и творчество которого тесно связаны на протяжении всей жизни, в 1859 г. сотрудничал с «Искрой». Это был влиятельный в то время сатирический журнал. Сотрудничество наложило отпечаток на дальнейшее творчество композитора. Александр Сергеевич создавал музыку на стихи П. И. Вейнберга и В. С.

Курочкина – поэтов, которые печатались в «Искре». Социальным содержанием пронизаны новаторские романсы Даргомыжского, относящиеся к этому времени: «Червяк», «Титулярный советник», «Старый капрал».

Тогда же продолжаются занятия композитора с певцами-любителями, а также создаются лирические романсы: «Я помню глубоко», «Что в имени тебе моем», «Расстались гордо мы».

Последняя опера Даргомыжского

Внимание композитора в последние годы его жизни вновь было приковано к опере. Задумав осуществить коренную реформу, Даргомыжский в 1866 году начал трудиться над «Каменным гостем» по произведению А. С. Пушкина. Он хотел написать музыку, не изменив текст Пушкина.

Даргомыжский отказался от оперных форм, сложившихся исторически: вокальных ансамблей, развернутых арий. Его целью была непрерывность музыкального действия.

Важно

Речитативно-ариозная декламация была взята за основу, то есть опера практически полностью построена на мелодизированном речитативе. Произведение было почти завершено спустя несколько месяцев. Смерть Даргомыжского помешала ему создать музыку только к последним 17-ти стихам. Ц.

Кюи завершил «Каменного гостя» по завещанию композитора. Им же было создано и вступление к этой опере, оркестровал которую Н. Римский-Корсаков.

Значение «Каменного гостя»

«Каменный гость» стараниями приятелей Александра Даргомыжского был поставлен 16 февраля 1872 года на Мариинской сцене в Санкт-Петербурге. В 1876 году опера была возобновлена, однако не удержалась в репертуаре. До наших дней она все еще не оценена по достоинству.

Не только среди отечественных композиторов (Римский-Корсаков, Мусоргский) нашли последователей новаторские принципы заключительной оперы Александра Сергеевича. Ее оценили и зарубежные музыканты. В частности, Ш. Гуно хотел создать собственную оперу, за образец взяв «Каменного гостя». В произведении «Пеллеас и Мелизандра» К.

Дебюсси опирался на принципы реформы, которую осуществил Даргомыжский. Краткая биография его была бы неполной, если бы мы не рассказали об оркестровых произведениях Александра Сергеевича.

Оркестровые произведения Даргомыжского

Самыми яркими среди них можно считать «Бабу-ягу», «Чухонскую фантазию» и «Малороссийского казачка». Бытовые образы данных произведений обострены композитором с помощью гротескно-преувеличенной трактовки.

Именно отсюда проистекает новизна использованных им художественных приемов. Они нашли продолжение в творчестве таких русских композиторов, как А. Лядов, М. Мусоргский и др.

17 января 1869 года в Петербурге скончался Даргомыжский (на фото ниже представлена его могила).

Краткая биография его сегодня изучается во всех музыкальных школах России. А произведения Александра Сергеевича исполняются в лучших театрах нашей страны и по сей день. Не много найдется среди наших соотечественников тех, кто никогда не слышал о таком композиторе, как Даргомыжский.

Биография для детей и взрослых, представленная в этой статье, касается лишь основных его произведений и достижений. Мы будем рады, если вам захотелось продолжить знакомство с русской классической музыкой. Весьма интересен такой ее представитель, как Даргомыжский (биография и творчество).

Кратко рассказать о его жизни и наследии теперь можете и вы.

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/125042/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector