Ф. шуберт «форель»: история, содержание, интересные факты

Franz Schubert / Франц Шуберт. «Форель» / Die Forelle D550

                            Франц Шуберт «Форель»

«Из числа музыки не для театра, не для церкви, не для концерта есть особенно замечательный отдел — романсы и песни для одного голоса с фортепиано.

От простой, куплетной формы песни этот род развился до целых маленьких единичных сцен-монологов, допускающих всю страстность и глубину душевной драмы.

Этот род музыки великолепно проявился в Германии, в гении Франца Шуберта»,- писал А. Н. Серов.

   Шуберт — «соловей и лебедь песенности». В песне вся его творческая сущность. Именно шубертовская песня является своеобразной границей, отделяющей музыку романтизма от музыки классицизма.

Обратите внимание

Одна из самых известных песен композитора – «Форель» — написана на стихи близкого друга, немецкого поэта Кристиана Фридриха Даниеля Шубарта.

По воспоминаниям друзей, Шуберт, сочинив эту песню, в тот же день принёс её на суд слушателей. Песню с величайшим удовольствием повторили несколько раз и признали, что это «одно из наиболее грациозных и нежных его произведений».

  В этой песне поэт и композитор создали образ хрупкой беззащитной красоты. Следуя за стихами и мелодией, мы как бы глазами авторов видим безмятежную картину: яркий солнечный день на берегу ручья, изящную игру быстрых форелей в прозрачной воде.

На душе радостно и светло. Эта спокойная радость, гармония человека и природы идеально выражена музыкой Шуберта. Простой, безыскусной мелодией, куплетным строением песня «Форель» близка народным австрийским и немецким песням.

В её оживлённом движении ощущается игривая танцевальность.

Мелодию украшает изящный аккомпанемент. Фортепианные пассажи подобны лёгким ритмичным всплескам волн. Они переливаются в прозрачных звуках аккордов, как струи журчащего ручья под лучами солнца.

Christian Friedrich Daniel Schubart

   По заказу промышленника, Сильвестра Паумгартнера , страстного почитателя шубертовских песен,  Шуберт (больше всего на свете любивший доставлять радость людям) написал инструментальный квинтет «Форель» — его красиво называют «Фореллен-квинтет», в четвертой части которого звучит мелодия песни «Форель». Он пожелал, чтобы финал представлял собой вариации на мелодию песни Шуберта «Форель». Состав квинтета: фортепиано, скрипка, альт, виолончель и контрабас.
                                        Фрагмент из телеспектакля «Неоконченная симфония» (1968) здесь

Передача Михаила Казиника «На подступах к романтизму, или Кое-что о «Форели» здесь

Песни Шуберта в рукописных копиях расходились по стране. Но бывало и по-другому. Случалось, что он сам переписывал песню и дарил авторскую копию кому-либо из близких. Так получилось с «Форелью». Ее копию Шуберт сделал для Иосифа Хюттенбреннера и, переписывая, залил бумагу чернилами.

На автографе застыла огромная клякса, а на полях появилась извиняющаяся надпись: «Только что я хотел посыпать лист песком, но в спешке, к тому же несколько сонный, схватил чернильницу и преспокойно опорожнил на бумагу. Какое несчастье!» «Форель» дошла и до города Штейра. И очаровала местного промышленника и страстного любителя музыки Сильвестра Паумгартнера.

Целыми днями одолевал он Фогля и Шуберта просьбами снова и снова исполнить «эту божественную песню». В отличие от скупого на пение Фогля Шуберт был щедр. Особенно если мог сделать людям приятное. Для Паумгартнера написан знаменитый «Фореллен-квинтет» для фортепьяно, скрипки, альта, виолончели и контрабаса. Он состоит из пяти частей.

Важно

Каждая — чудо музыкального искусства, а все вместе — неувядаемый шедевр его. С первых же звуков — мощного аккорда всех пяти инструментов и взлетающей вверх стайки рояльных арпеджий — слушатель попадает в светлый мир бодрости и веселья. Молодой, упругой силой веет от музыки первой части квинтета.

Она мчится потоком бурлящих пассажей рояля, с благородной сдержанностью, величаво выступает в красивой, округлой и выразительной теме струнных, стремится вперед в быстром и безостановочном беге наперегонки, в котором с озорной шутливостью состязаются фортепьяно и струнные. Вторая часть контрастна первой, она нетороплива и мечтательна.

Но мечтательность ее далека от грусти. Это спокойное, безмятежное раздумье. Певучие, широкие темы сменяют одна другую, как бы соревнуясь в изяществе и красоте. Вдруг у рояля возникает грациозная, игриво-шаловливая мелодия и уступает место напевной, задумчивой теме скрипки и виолончели. И снова слушателем завладевают мечты, широкие, безмерные, ничем не омрачаемые.

Третья часть — скерцо, живое, броское, полное движения. Оно прерывается лишь на короткое время медленным средним эпизодом. И вот, наконец, пришла четвертая часть, а с нею и песня «Форель». Ее мелодия плавно вплывает, влекомая скрипкой. Это та же самая песня, незамысловатая и бесхитростная «Форель». Наивная и простодушная, ничуть не измененная.

И лишь потом, после того, как скрипка изложила ее мелодию, подобно разноцветному, восхищающему глаз фейерверку, вспыхивают вариации. Их много, и каждая прелестнее и изобретательнее другой. Тема «Форели» меняется на глазах, являясь в разных красках и обличьях. Она подобна стогу сена в разное время дня.

На заре он — один, в полдень — другой, в сиреневых сумерках — третий. И вместе с тем он в сути своей все тот же. Завершает квинтет пятая часть — искрометный, брызжущий радостью финал, выдержанный в духе народного танца. «Фореллен-квинтет» — это сама юность, неугомонная, бурливая, полная

нерасплесканных сил.

Борис Кремнев

Источник: http://rudnik92.blogspot.com/2015/02/blog-post_8.html

Презентация по музыке на тему «Старинной песни мир. Шуберт «Форель»

Инфоурок › Музыка ›Презентации›Презентация по музыке на тему «Старинной песни мир. Шуберт «Форель».

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд 2 слайд Описание слайда:

Актерам: Кто? Действующие лица Характеры Поэтам: О чем? Сюжет Настроение Форма Художникам: Где? Описания картин природы Цвета Жанр

3 слайд Описание слайда:

Лучи так ярко грели, вода ясна, тепла… Причудницы форели в ней мчатся, как стрела. Я сел на берег зыбкий и в сладком забытье Следил за резвой рыбкой, купавшейся в ручье. А тут же с длинной, гибкой леской рыбак сидел, И с злобною улыбкой на рыбок он смотрел.

«Покуда светел, ясен ручей, – подумал я, – Твой труд рыбак напрасен, видна леска твоя!» Но скучно стало плуту так долго ждать, – поток взмутил он в ту ж минуту уж дрогнул поплавок, Он дернул прут свой гибкий, а рыбка бьется там; Он снял ее с улыбкой, я волю дал слезам.

Совет

Актерам: Кто? Действующие лица Характеры Художникам: Где? Описания картин природы Цвета Жанр Поэтам: О чем? Сюжет Настроение Форма

4 слайд Описание слайда:

Актерам: Кто? Действующие лица Характеры Художникам: Где? Описания картин природы Цвета Жанр Поэтам: О чем? Сюжет Настроение Форма Лучи так ярко грели, вода ясна, тепла… Причудницы форели в ней мчатся, как стрела. Я сел на берег зыбкий и в сладком забытье Следил за резвой рыбкой, купавшейся в ручье.

А тут же с длинной, гибкой леской рыбак сидел, И с злобною улыбкой на рыбок он смотрел.

«Покуда светел, ясен ручей, – подумал я, – Твой труд рыбак напрасен, видна леска твоя!» Но скучно стало плуту так долго ждать, – поток взмутил он в ту ж минуту уж дрогнул поплавок, Он дернул прут свой гибкий, а рыбка бьется там; Он снял ее с улыбкой, я волю дал слезам.

5 слайд Описание слайда:

Актерам: Кто? Действующие лица Характеры Художникам: Где? Описания картин природы Цвета Жанр Поэтам: О чем? Сюжет Настроение Форма Лучи так ярко грели, вода ясна, тепла… Причудницы форели в ней мчатся, как стрела. Я сел на берег зыбкий и в сладком забытье Следил за резвой рыбкой, купавшейся в ручье.

А тут же с длинной, гибкой леской рыбак сидел, И с злобною улыбкой на рыбок он смотрел.

«Покуда светел, ясен ручей, – подумал я, – Твой труд рыбак напрасен, видна леска твоя!» Но скучно стало плуту так долго ждать, – поток взмутил он в ту ж минуту уж дрогнул поплавок, Он дернул прут свой гибкий, а рыбка бьется там; Он снял ее с улыбкой, я волю дал слезам.

6 слайд Описание слайда:

Актерам: Кто? Действующие лица Характеры Художникам: Где? Описания картин природы Цвета Жанр Поэтам: О чем? Сюжет Настроение Форма Лучи так ярко грели, вода ясна, тепла… Причудницы форели в ней мчатся, как стрела. Я сел на берег зыбкий и в сладком забытье Следил за резвой рыбкой, купавшейся в ручье.

А тут же с длинной, гибкой леской рыбак сидел, И с злобною улыбкой на рыбок он смотрел.

«Покуда светел, ясен ручей, – подумал я, – Твой труд рыбак напрасен, видна леска твоя!» Но скучно стало плуту так долго ждать, – поток взмутил он в ту ж минуту уж дрогнул поплавок, Он дернул прут свой гибкий, а рыбка бьется там; Он снял ее с улыбкой, я волю дал слезам.

7 слайд Описание слайда:

Центр — Вдохновение — Стремление — красота и богатство быта описание героических событий человек и его духовный мир историческое прошлое единство с природой, жизнь и быт человека мечта, идеал Романтизм XIX век

8 слайд Описание слайда:

Обратите внимание

Галерея «Романтизм» Фредерик Шопен 1810 — 1849 польский композитор автор многочисленных фортепианных миниатюр – прелюдий, мазурок, полонезов, вальсов, этюдов Роберт Шуман 1810 — 1856 немецкий композитор автор пьес изобразительного и «портретного» жанров, связанных между собой внутренней сюжетной линией Франц Шуберт 1797 — 1828 австрийский композитор автор более 600 песен, симфоний, инструментальной музыки

9 слайд Описание слайда:

Франц Шуберт Австрия 1797-1828 «Я родился на свет, чтобы сочинять. И только сочинять!»

10 слайд Описание слайда:

ФОРЕЛЬ музыка Ф.Шуберта слова Ф. Д. Шубарта перевод В. Костомарова Лучи так ярко грели, вода ясна, тепла… Причудницы форели в ней мчатся, как стрела. Я сел на берег зыбкий и в сладком забытье Следил за резвой рыбкой, купавшейся в ручье.

А тут же с длинной, гибкой леской рыбак сидел, И с злобною улыбкой на рыбок он смотрел.

«Покуда светел, ясен ручей, – подумал я, – Твой труд рыбак напрасен, видна леска твоя!» Но скучно стало плуту так долго ждать, – поток взмутил он в ту ж минуту уж дрогнул поплавок, Он дернул прут свой гибкий, а рыбка бьется там; Он снял ее с улыбкой, я волю дал слезам.

11 слайд Описание слайда:

Мелодия Ритм Динамика Темп Лад ФОРЕЛЬ музыка Ф.Шуберта слова Ф. Д. Шубарта перевод В. Костомарова Аккомпанемент – гибкая, волнообразная – бурлящий, импульсивный – острый, упругий – громкая f – подвижный, быстрый — мажор

12 слайд 13 слайд Описание слайда:

Песня: Требуется искусство профессиональных певцов Франц Шуберт Точное следование образам поэтического текста Аккомпанемент раскрывает образы поэтического текста Аккомпанемент поддерживает вокальную партию Приблизительное воссоздание образов поэтического текста Достаточно вокальных навыков любого человека Выбор лучших поэтических образцов Выбор любых поэтических произведений

14 слайд Описание слайда:

Песня: Требуется искусство профессиональных певцов Франц Шуберт Точное следование поэтическому тексту Аккомпанемент –раскрывает образы поэтического текста Выбор лучших поэтических образцов Содержание — мир чувств и тончайших переживаний человека.

15 слайд

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-po-muzike-na-temu-starinnoy-pesni-mir-shubert-forel-489771.html

К. Васильева — Франц Шуберт

Удивительна судьба замечательных людей! У них две жизни: одна обрывается с их смертью; другая продолжается после смерти автора в его созданиях и, быть может, не угаснет никогда, хранимая последующими поколениями, благодарными творцу за ту радость, которую приносят людям плоды его труда.

Подчас жизнь этих созданий (будь то произведения искусства, изобретения, открытия) и начинается лишь после смерти создателя, как это ни горько. Именно так складывалась судьба Шуберта и его произведений. Большинство его лучших сочинений, особенно крупных жанров, не было услышано автором.

Многое из его музыки могло бы исчезнуть бесследно, если бы не энергичные поиски и огромный труд некоторых горячих ценителей Шуберта (в том числе таких музыкантов, как Шуман и Брамс).

Важно

И вот, когда перестало биться горячее сердце большого музыканта, его лучшие произведения начали «рождаться заново», сами заговорили о композиторе, покоряя слушателей своей красотой, глубоким содержанием и мастерством.

Его музыка начала постепенно звучать везде, где только ценят подлинное искусство. Говоря об особенностях творчества Шуберта, академик Б. В. Асафьев отмечает в нем «редкую способность быть лириком, но не замыкаться в свой личный мир, а ощущать и передавать радости и скорби жизни так, как их чувствуют и хотели бы передавать большинство людей».

Пожалуй, нельзя точнее и глубже выразить главное в шубертовской музыке, то, в чем заключается ее историческая роль. Шуберт создал огромное количество произведений всех без исключения существовавших в его время жанров — от вокальных и фортепианных миниатюр до симфоний.

В каждой области, кроме театральной музыки, он сказал неповторимое и новое слово, оставил живущие поныне замечательные произведения. При их изобилии поражает необычайное разнообразие мелодики, ритма, гармонии.

«Что за неисчерпаемое богатство мелодического, изобретения было в этом безвременно окончившем свою карьеру композиторе, — с восхищением писал Чайковский. — Какая роскошь фантазии и резко очерченная самобытность!»

Особенно велико песенное богатство Шуберта. Песни его ценны и дороги нам не только как самостоятельные художественные произведения. Они помогли композитору найти свой музыкальный язык в других жанрах.

Связь с песнями заключалась не только в общих интонациях и ритмах, но и в особенностях изложения, развития тем, выразительности и красочности гармонических средств. Шуберт открыл дорогу многим новым музыкальным жанрам — экспромтам, музыкальным моментам, песенным циклам, лирико-драматической симфонии.

Но в каком бы жанре ни писал Шуберт — в традиционных или созданных им, — везде он выступает как композитор новой эпохи, эпохи романтизма, хотя его творчество прочно опирается на классическое музыкальное искусство.

Многие черты нового романтического стиля нашли затем развитие в творчестве Шумана, Шопена, Листа, русских композиторов второй половины XIX века.

Музыка Шуберта дорога нам не только как великолепный художественный памятник. Она глубоко волнует слушателей. Брызжет ли она весельем, погружает ли в глубокие размышления, или вызывает страдание — она близка, понятна каждому, так ярко и правдиво раскрывает она человеческие чувства и мысли, высказанные великим в своей безграничной простоте Шубертом.

ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ШУБЕРТА

Для симфонического оркестра Восемь симфоний, в том числе: Симфония № 4, до минор (Трагическая), 1816 г. Симфония № 5, си-бемоль мажор, 1816 г. Симфония № 7, си минор (Неоконченная), 1822 г. Симфония № 8, до мажор, 1828 г.

Семь увертюр.

Вокальные произведения (ноты) Более 600 песен, в том числе: Цикл «Прекрасная мельничиха», 1823 г.

Цикл «Зимний путь», 1827 г.

Совет

Сборник «Лебединая песнь» (посмертный), 1828 г. Более 70 песен на тексты Гете, среди них: «Маргарита за прялкой», 1814 г. «Лесной царь», 1815 г. Более 30 духовных произведений, в том числе: Месса ля-бемоль мажор, 1822 г. Месса ми-бемоль мажор, 1828 г.

Более 70 светских произведений для хора и различных ансамблей.

Камерные ансамбли Пятнадцать квартетов, в том числе: Квартет ля минор, 1824 г. Квартет ре минор, 1826 г. Квинтет «Форель», 1819 г. Струнный квинтет, 1828 г. Два фортепианных трио, 1826 и 1827 гг.

Октет, 1824 г.


Фортепианные произведения
Восемь экспромтов, 1827—1828 гг. Шесть музыкальных моментов, 1827 г. Фантазия «Скиталец», 1822 г. Пятнадцать сонат, в том числе: Соната ля минор, 1823 г. Соната ля мажор, 1825 г. Соната си-бемоль мажор, 1828 г. 56 фортепианных дуэтов. Венгерский дивертисмент, 1824 г. Фантазия фа минор, 1828 г.

24 сборника танцев.

Музыкально-драматические произведения Восемь зингшпилей, в том числе: «Друзья из Саламанки», 1815 г. «Близнецы», 1819 г. Оперы: «Альфонсо и Эстрелла», 1822 г. «Фьерабрас», 1823 г. «Домашняя война» («Заговорщики»), 1823 г. Остальные не закончены.

Мелодрама «Волшебная арфа», 1820 г.

Скачать книгу

Источник: https://ale07.ru/music/notes/song/fortepiano/shubert_bio.htm

Франц Шуберт — Биография / История

Франц Шуберт родился 31 января 1797 года (в небольшом пригороде Вены, ныне вошедшем в её состав) в семье учителя приходской школы Лихтенталя, по-любительски занимавшегося музицированием.

Отец его, Франц Теодор Шуберт, происходил из семьи моравских крестьян; мать, Элизабет Шуберт (урождённая Фиц), была дочерью силезского слесаря.

Из их четырнадцати детей девять умерли в раннем возрасте, а один из братьев Франца — Фердинанд также посвятил себя музыке

Франц очень рано проявил музыкальные способности.

Первыми учить его музыке стали домочадцы: отец (скрипка) и старший брат Игнац (фортепиано). С шести лет он учился в приходской школе Лихтенталя. С семи лет он брал уроки игры на органе у капельмейстера Лихтентальской церкви. Регент приходской церкви М. Хольцер учил его пению

Благодаря своему красивому голосу в возрасте одиннадцати лет Франц был принят «певчим мальчиком» в венскую придворную капеллу и в Конвикт (школу с пансионом). Там его друзьями стали Йозеф фон Шпаун, Альберт Штадлер и Антон Хольцапфель.

Преподавателями Шуберта были Венцель Ружичка (генерал-бас) и позднее (до 1816 года) Антонио Сальери (контрапункт и композиция).

Шуберт занимался не только пением, но и познакомился с инструментальными произведениями Йозефа Гайдна и Вольфганга Амадея Моцарта, так как он был второй скрипкой в оркестре Конвикта.

Вскоре проявился его талант композитора. С 1810 по 1813 годы Шуберт написал оперу, симфонию, фортепианные пьесы и песни В учёбе Шуберту тяжело давались математика и латынь, и в 1813 году его отчислили из хора, так как ломался голос.

Шуберт вернулся домой, поступил в учительскую семинарию, которую окончил в 1814 году. Затем устроился преподавателем в школу, где работал его отец (в этой школе он работал до 1818 года). В свободное от работы время он сочинял музыку. Изучал преимущественно Глюка, Моцарта и Бетховена.

Первые самостоятельные произведения — опера «Увеселительный замок сатаны» и мессу фа мажор — он написал в 1814 году.

Работа Шуберта не соответствовала его призванию, и он предпринимал попытки утвердиться в качестве композитора. Но издатели отказывались публиковать его работы. Весной 1816 года ему отказали в должности капельмейстера в Лайбахе (ныне Любляна). Вскоре Йозеф фон Шпаун познакомил Шуберта с поэтом Францем фон Шобером. Шобер устроил Шуберту встречу с известным баритоном Иоганном Михаэлем Фоглем. Песни Шуберта в исполнении Фогля стали пользоваться большой популярностью в венских салонах. Первый успех Шуберту принесла баллада «Лесной царь» («Erlkönig»), написанная им в 1816 году. В январе 1818 года первая композиция Шуберта вышла в печать — песня Erlafsee (в качестве дополнения к антологии под редакцией Ф. Сартори).

Обратите внимание

Среди друзей Шуберта были чиновник Й. Шпаун, поэт-любитель Ф. Шобер, поэт И. Майрхофер, поэт и комедиограф Э. Бауэрнфельд, художники М. Швинд и Л. Купельвизер, композитор А. Хюттенбреннер и Й. Шуберт. Они были поклонниками творчества Шуберта и периодически оказывали ему материальную помощь.

В начале 1818 года Шуберт оставил работу в школе. В июле он переехал в Желиз (ныне словацкий город Жельезовце) в летнюю резиденцию графа Иоганна Эстерхази, где стал преподавать музыку его дочерям. В середине ноября он вернулся в Вену. Второй раз он был у Эстерхази в 1824 году.

В 1823 году его избрали почётным членом Штирийского и Линцского музыкальных союзов.

В 1820-х годах у Шуберта начались проблемы со здоровьем. В декабре 1822 года он заболел, но после пребывания в больнице осенью 1823 года его здоровье улучшилось.

С 1826 по 1828 годы Шуберт жил в Вене, за исключением короткого пребывания в Граце. Должность вице-капельмейстера в часовне императорского двора, на которую он претендовал в 1826 году, досталась не ему, а Йозефу Вайглю. 26 марта 1828 года он дал свой единственный публичный концерт, который имел большой успех и принёс ему 800 гульденов. Между тем были напечатаны его многочисленные песни и фортепианные произведения.

Композитор умер от брюшного тифа 19 ноября 1828 года в возрасте неполных 32-х лет после двухнедельной лихорадки.

Согласно последнему пожеланию, Шуберта похоронили на Верингском кладбище, где за год до того был погребён боготворимый им Бетховен.

На памятнике выгравирована красноречивая надпись: «Музыка похоронила здесь драгоценное достояние, но ещё более прекрасные надежды». 22 января 1888 года его прах перезахоронили на Центральном кладбище Вены.

Творческое наследие Шуберта охватывает самые разные жанры. Им создано 9 симфоний, свыше 25 камерно-инструментальных произведений, 21 фортепианная соната, множество пьес для фортепиано в две и в четыре руки, 10 опер, 6 месс, ряд произведений для хора, для вокального ансамбля, наконец, более 600 песен. При жизни, да и достаточно длительное время после смерти композитора, его ценили главным образом как автора песен. Лишь с XIX века исследователи начинают постепенно осмысливать его достижения в других областях творчества. Благодаря Шуберту песня впервые стала равной по значению другим жанрам. Ее поэтические образы отражают чуть ли не всю историю австрийской и немецкой поэзии, включая и некоторых зарубежных авторов.

Большое значение в вокальной литературе имеют сборники песен Шуберта на стихи Вильгельма Мюллера — «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь», являющиеся как бы продолжением идеи Бетховена, выраженной в сборнике песен «К далёкой возлюбленной».

В этих произведениях Шуберт показал замечательный мелодический талант и большое разнообразие настроений; он дал аккомпанементу большее значение, больший художественный смысл.

Замечателен также последний сборник «Лебединая песня», многие песни из которого приобрели всемирную известность.

Музыкальный дар Шуберта открыл новые пути фортепианной музыки. Его Фантазии до мажор и фа минор, экспромты, музыкальные моменты, сонаты являются доказательством богатейшего воображения и большой гармонической смелости.

В камерной и симфонической музыке — струнном квартете ре минор, квинтете до мажор, фортепианном квинтете «Forellenquintett» («Форельный»), «Большой симфонии» до мажор и «Незавершённой симфонии» си минор — Шуберт демонстрирует свое неповторимое и независимое музыкальное мышление, значительно отличающиеся от мышления живущего и господствующего в то время Бетховена.

Из многочисленных церковных сочинений Шуберта (мессы, офертории, гимны и проч.) возвышенным характером и музыкальным богатством отличается особенно месса ми-бемоль мажор.

Важно

Из опер, исполнявшихся в то время, Шуберту всего более нравились «Швейцарское семейство» Йозефа Вайгля, «Медея» Луиджи Керубини, «Иоанн Парижский» Франсуа Адриана Буальдьё, «Сандрильона» Изуарда и особенно «Ифигения в Тавриде» Глюка. Итальянской оперой, которая была в его время в большой моде, Шуберт интересовался мало; только «Севильский цирюльник» и некоторые отрывки из «Отелло» Джоакино Россини прельщали его.

После Шуберта осталась масса неизданных рукописей (шесть месс, семь симфоний, пятнадцать опер и прочее). Некоторые меньшие по размеру произведения были опубликованы сразу после смерти композитора, но рукописи больших трудов, мало известных публике, оставались в книжных шкафах и ящиках родственников, друзей и издателей Шуберта. Даже ближайшие к нему люди не знали всего, что он написал, и на протяжении долгих лет его признавали в основном лишь как короля песни. В 1838 году Роберт Шуман, посещая Вену, нашёл пыльную рукопись «Большой симфонии» Шуберта и взял её с собой в Лейпциг, где произведение исполнил Феликс Мендельсон. Наибольший вклад в разыскание и открытие произведений Шуберта сделали Джордж Гроув и Артур Салливан, которые посетили Вену осенью 1867 года. Им удалось найти семь симфоний, музыку сопровождения из пьесы «Розамунда», несколько месс и опер, кое-что из камерной музыки и большое количество разнообразных фрагментов и песен. Эти открытия привели к значительному увеличению интереса к творчеству Шуберта. Ференц Лист с 1830 по 1870 годы транскрибировал и аранжировал значительное количество произведений Шуберта, особенно песен. Он говорил, что Шуберт «поэтичнейший из музыкантов, которые когда-либо жили на свете». Для Антонина Дворжака особенно интересными были симфонии Шуберта, а Гектор Берлиоз и Антон Брукнер признавали влияние «Большой симфонии» на их творчество.

В 1897 году издатели Брайткопф и Гертель выпустили критическое издание сочинений композитора, главным редактором которого был Иоганнес Брамс.

Такие композиторы XX века, как Бенджамин Бриттен, Рихард Штраус и Джордж Крам, были или упорными популяризаторами музыки Шуберта, или делали аллюзии на неё в собственной музыке.

Бриттен, который был прекрасным пианистом, аккомпанировал исполнению многих песен Шуберта и часто играл его соло и дуэты.

Время создания симфонии си минор DV 759 («Неоконченной») — осень 1822 года. Она была посвящена любительскому музыкальному обществу в Граце, и Шуберт представил две её части в 1824 году.

Рукопись хранилась более 40 лет у друга Шуберта Ансельма Хюттенбреннера, пока её не обнаружил венский дирижёр Иоганн Хербек и не исполнил в концерте в 1865 году.

(Прозвучали завершённые Шубертом первые две части, а вместо отсутствующих 3-й и 4-й частей была исполнена финальная часть из ранней Третьей симфонии Шуберта ре мажор.) Опубликована симфония была в 1866 году в виде первых двух частей.

До сих пор неясны причины, по­чему Шуберт не завершил «Неоконченную» симфонию. По-видимому, он был намерен довести её до логического конца: первые две части были полностью закончены, а 3-я часть (в характере скерцо) осталась в набросках. Какие-либо эскизы к финалу отсутствуют (или они, возможно, утрачены).

Долгое время существовала точка зрения, что «Неоконченная» симфония — вполне завершённое произведение, так как круг образов и их развитие исчерпывает себя в пределах двух частей.

Совет

В качестве сравнения говорили о сонатах Бетховена из двух частей и о том, что позднее у композиторов-романтиков подобного рода произведения стали обычным явлением.

Однако против этой версии говорит то, что завершённые Шубертом первые две части написаны в разных, далёких друг от друга тональностях. (Такие случаи не встречались ни до, ни после него.)

В настоящее время существует несколько вариантов завершения «Неоконченной» симфонии (в частности варианты английского музыковеда Брайана Ньюбаулда (англ. Brian Newbould) и российского композитора Антона Сафронова).

  • Зингшпили (7), в том числе Клаудина фон Вилла Белла (на текст Гёте, 1815, сохранился первый из 3 актов; постановка 1978, Вена), Братья-близнецы (1820, Вена), Заговорщики, или Домашняя война (1823; постановка 1861, Франкфурт-на-Майне);
  • Музыка к пьесам — Волшебная арфа (1820, Вена), Розамунда, княгиня Кипрская (1823, там же);
  • Для солистов, хора и оркестра — 7 месс (1814—1828), Немецкий реквием (1818), магнификат (1815), оффертории и другие духовные сочинения, оратории, кантаты, в том числе Победная песнь Мирьям (1828);
  • Для оркестра — симфонии (1813; 1815; 1815; Трагическая, 1816; 1816; Малая до мажор, 1818; 1821, незавершённая; Неоконченная, 1822; Большая до мажор, 1828), 8 увертюр;
  • Камерно-инструментальные ансамбли — 4 сонаты (1816—1817), фантазия (1827) для скрипки и фортепиано; соната для арпеджионе и фортепиано (1824), 2 фортепианных трио (1827, 1828?), 2 струнных трио (1816, 1817), 14 или 16 струнных квартетов (1811—1826), фортепианный квинтет Форель (1819?), струнный квинтет (1828), октет для струнных и духовых (1824) и др.;
  • Для фортепиано в 2 руки — 23 сонаты (в том числе 6 незавершённых; 1815—1828), фантазия (Скиталец, 1822, и др.), 11 экспромтов (1827-28), 6 музыкальных моментов (1823—1828), рондо, вариации и другие пьесы, свыше 400 танцев (вальсы, лендлеры, немецкие танцы, менуэты, экосезы, галопы и др.; 1812—1827);
  • Для фортепиано в 4 руки — сонаты, увертюры, фантазии, Венгерский дивертисмент (1824), рондо, вариации, полонезы, марши и др.;

Источник: https://PianoKafe.com/artist/franz-schubert/about/

Список произведений Шуберта

Список не претендует на полный охват творческого насле­дия композитора, а включает лишь наиболее значительные сочинения.

Песни (всего более 600)

«Прекрасная мельничиха», 20 песен ор. 25 ( 1823) «Зимний путь», 24 песни ор. 89 на тексты Мюллера (1827) «Лебединая песнь», сборник из 14 песен на тексты Гейне, Рельштаба, Зейдля (1827—1828, посмертный) Около 70 песен на тексты Гёте

Около 50 песен на тексты Шиллера

Инструментальные произведения

Симфонии

Первая D-dur (1813) Вторая B-dur (1815) Третья D-dur (1815) Четвертая c-moll «Трагическая» (1816) Пятая B-dur (1816) Шестая C-dur (1818) Седьмая E-dur (незавершенная, 1821) Восьмая h-moll «Неоконченная» (1822)

Девятая C-dur (1828)

9 увертюр, в том числе e-moll (1819)

Камерно-инструментальные произведения

Квартеты (всего 22)

Квартет B-dur op. 168 (1814) Квартет g-moll {1815) 2 квартета op. 125: первый Es-dur (1813); второй E-dur (1816) Квартет a-moll op. 29 (1824) Квартет d-moll (1824—1826)

Квартет G-dur op. 161 (1826)

Инструментальные ансамбли (более 40)

Квинтет «Форель» op. 114 (1819) Струнный квинтет C-dur op. 163 (1828) Фортепианное трио B-dur op. 99 (1827) Фортепианное трио Es-dur op. 100 (1827) Октет F-dur op. 166 (1824)

Фантазия для скрипки и фортепиано C-dur op. 159 (1827)

Фортепианные произведения

4 экспромта ор. 142 (1827) 4 экспромта ор. 90 (1827) 6 музыкальных моментов ор. 94 (1823—1827)

Фантазия «Скиталец» ор. 15 (1822)

Сонаты (всего 22)

Соната A-dur op. 120 (1819) Соната a-moll op. 143 (1823) Соната a-moll op. 42 (1825) Соната D-dur op. 53 (1825) Соната G-dur op. 78 (1826) Соната c-moll (1828) Соната A-dur (1828)

Соната B-dur (1828)

Фортепианные дуэты (более 50) Вариации на французскую тему ор, 10 (1818) «Венгерский дивертисмент» ор. 54 (1824) Фантазия f-moll ор, 103 (1828)

24 сборника танцев

Произведения для хора и вокального ансамбля (всего более 100)

Месса As-dur (1822) Месса Es-dur (1828) Кантата «Победная песнь Мириам» ор. 136 (1828) Оратория «Лазарь» (незавершенная, 1819—1820)

«Песнь духов над водами» на текст Гёте (1817, 1820, 1821)

Музыка для сцены (18 произведений)

«Веселый замок сатаны», опера (1812—1814) «Фернандо», зингшпиль (1815) «Друзья из Саламанки», зингшпиль (1815) «Четырехлетний пост», зингшпиль (1815) «Близнецы», зингшпиль (1819) «Альфонсо и Эстрелла» (1822) «Фьеррабрас» (1823) «Домашняя война» («Заговорщики»), опера (1823)

«Розамунда», музыка к драматической пьесе, ор. 26 (1823)

Источник: https://www.classic-music.ru/zm067.html

ШУБЕРТ, ФРАНЦ

ШУБЕРТ, ФРАНЦ (Schubert, Franz) (1797–1828), австрийский композитор. Франц Петер Шуберт, четвертый сын школьного учителя и виолончелиста-любителя Франца Теодора Шуберта, родился 31 января 1797 в Лихтентале (пригород Вены). Учителя отдавали должное поразительной легкости, с которой мальчик овладевал музыкальными знаниями.

Благодаря своим успехам в учении и хорошему владению голосом Шуберт в 1808 был принят в Императорскую капеллу и в Конвикт – лучшую в Вене школу с пансионом. В течение 1810–1813 он написал множество сочинений: оперу, симфонию, фортепианные пьесы и песни (в том числе Жалобу Агари, Hagars Klage, 1811). Юным музыкантом заинтересовался А.

Сальери, и с 1812 по 1817 Шуберт занимался с ним композицией.

В 1813 он поступил в учительскую семинарию и через год начал преподавать в школе, где служил его отец. В свободное от работы время он сочинил свою первую мессу и положил на музыку стихотворение Гёте Гретхен за прялкой (Gretchen am Spinnrade, 19 октября 1813) – это был первый шедевр Шуберта и первая великая немецкая песня.

Годы 1815–1816 примечательны феноменальной продуктивностью юного гения. В 1815 он сочинил две симфонии, две мессы, четыре оперетты, несколько струнных квартетов и около 150 песен.

В 1816 появились еще две симфонии – Трагическая и часто звучащая Пятая си бемоль мажор, а также еще месса и свыше 100 песен.

Среди песен этих лет – Скиталец (Der Wanderer) и знаменитый Лесной царь (Erlkönig); обе песни вскоре получили всеобщее признание.

Через своего преданного друга Й.фон Шпауна Шуберт познакомился с художником М.фон Швиндом и состоятельным поэтом-любителем Ф.фон Шобером, который устроил встречу Шуберта с известным баритоном М.Фоглем. Благодаря вдохновенному исполнению песен Шуберта Фоглем они завоевали популярность в венских салонах.

Сам композитор продолжал работать в школе, но в конце концов в июле 1818 оставил службу и уехал в Желиз, летнюю резиденцию графа Иоганна Эстерхази, где выполнял обязанности учителя музыки. Весной была закончена Шестая симфония, а в Желизе Шуберт сочинил Вариации на французскую песню, ор.

10 для двух фортепиано, посвященные Бетховену.

По возвращении в Вену Шуберт получил заказ на оперетту (зингшпиль) под названием Братья-близнецы (Die Zwillingsbrüder). Она была закончена к январю 1819 и исполнена в «Кертнертортеатре» в июне 1820. Летние каникулы в 1819 Шуберт провел вместе с Фоглем в Верхней Австрии, где и сочинил широко известный фортепианный квинтет Форель (ля мажор).

Обратите внимание

Последующие годы оказались для Шуберта трудными, поскольку он по складу характера не умел добиваться благосклонности влиятельных венских музыкальных деятелей. Романс Лесной царь, опубликованный как ор.

1 (по-видимому, в 1821), положил начало регулярному изданию сочинений Шуберта.

В феврале 1822 он закончил оперу Альфонсо и Эстрелла (Alfonso und Estrella); в октябре увидела свет Неоконченная симфония (си минор).

Следующий год отмечен в биографии Шуберта болезнями и унынием композитора. Его опера не была поставлена; он сочинил еще две – Заговорщики (Die Verschworenen) и Фьеррабрас (Fierrabras), но их постигла та же судьба.

Замечательный вокальный цикл Прекрасная мельничиха (Die schöne Müllerin) и отлично принятая слушателями музыка к драматической пьесе Розамунда (Rosamunde) свидетельствуют, что Шуберт не опустил руки.

В начале 1824 он работал над струнными квартетами ля минор и ре минор (Девушка и смерть) и над октетом фа мажор, однако нужда заставила его вновь стать учителем в семействе Эстерхази. Летнее пребывание в Желизе благотворно повлияло на здоровье Шуберта.

Он сочинил там два опуса для фортепиано в четыре руки – сонату Большой дуэт (Grand Duo) до мажор и Вариации на оригинальную тему ля бемоль мажор. В 1825 он вновь отправился с Фоглем в Верхнюю Австрию, где друзьям оказали самый теплый прием. Песни на слова В.Скотта (в их числе знаменитая Ave Maria) и фортепианная соната ре мажор отражают душевное обновление их автора.

В 1826 Шуберт ходатайствовал о предоставлении ему места капельмейстера в придворной капелле, но ходатайство не было удовлетворено. Его последний струнный квартет (соль мажор) и песни на слова Шекспира (среди них Утренняя серенада) появились во время летней поездки в Веринг, село под Веной.

В самой Вене шубертовские песни были в это время широко известны и любимы; в частных домах регулярно проводились музыкальные вечера, посвященные исключительно его музыке – т.н. шубертиады.

Важно

В 1827 были написаны, в числе прочего, вокальный цикл Зимний путь (Winterreise) и циклы фортепианных пьес (Музыкальные моменты и Экспромты).

В 1828 появились тревожные признаки надвигающейся болезни; лихорадочный темп композиторской деятельности Шуберта можно истолковать и как симптом недуга, и как причину, убыстрившую смертельный исход.

Шедевр следовал за шедевром: величественная Симфония до мажор, вокальный цикл, посмертно изданный под названием Лебединая песнь, струнный квинтет до мажор и три последние фортепианные сонаты.

По-прежнему издатели отказывались брать крупные сочинения Шуберта или платили ничтожно мало; нездоровье помешало ему поехать по приглашению с концертом в Пешт. Умер Шуберт от тифа 19 ноября 1828.

Шуберт был похоронен рядом с Бетховеном, скончавшимся годом ранее. 22 января 1888 прах Шуберта был перезахоронен на Центральном кладбище Вены.

ТВОРЧЕСТВО

Вокальные и хоровые жанры

Песенно-романсовый жанр в трактовке Шуберта представляет собой столь самобытный вклад в музыку 19 в., что можно говорить о возникновении особой формы, которую принято обозначать немецким словом Lied. Песни Шуберта – а их более 650 – дают множество вариантов данной формы, так что классификация здесь едва ли возможна.

В принципе Lied бывает двух видов: строфическая, в которой все или почти все стихи поются на одну мелодию; «сквозная» (durchkomponiert), в которой каждый стих может иметь свое музыкальное решение. Полевая розочка (Haidenröslein) – пример первого вида; Молодая монахиня (Die junge Nonne) – второго.

Совет

Два фактора способствовали расцвету Lied: повсеместное распространение фортепиано и расцвет немецкой лирической поэзии. Шуберт сумел сделать то, что не удавалось его предшественникам: сочиняя на определенный поэтический текст, он своей музыкой создавал контекст, придающий слову новый смысл.

Это мог быть звукоизобразительный контекст – например, журчание воды в песнях из Прекрасной мельничихи или жужжание колеса прялки в Гретхен за прялкой, либо контекст эмоциональный – например, аккорды, передающие благоговейное настроение вечера, в Закате (Im Abendroth) или полночный ужас в Двойнике (Der Doppelgänger). Иногда между пейзажем и настроением стихотворения благодаря особому дару Шуберта устанавливается таинственная связь: так, имитация монотонного гудения шарманки в Шарманщике (Der Leiermann) чудесно передает и суровость зимнего пейзажа, и отчаяние бездомного странника.

Немецкая поэзия, переживавшая в то время расцвет, стала для Шуберта бесценным источником вдохновения.

Неправы те, кто подвергают сомнению литературный вкус композитора на том основании, что среди шести с лишним сотен озвученных им поэтических текстов есть весьма слабые стихи, – например, кто бы помнил поэтические строки романсов Форель или К музыке (An die Musik), если бы не гений Шуберта? Но все-таки величайшие шедевры созданы композитором на тексты его любимых поэтов, корифеев немецкой литературы – Гёте, Шиллера, Гейне. Для песен Шуберта – кем бы ни был автор слов – характерна непосредственность воздействия на слушателя: благодаря гению композитора слушатель сразу становится не наблюдателем, а соучастником.

Шубертовские многоголосные вокальные сочинения несколько менее выразительны, чем романсы. Вокальные ансамбли содержат прекрасные страницы, но ни один из них, кроме, может быть, пятиголосного Нет, только тот, кто знал (Nur wer die Sehnsucht kennt, 1819), не захватывает слушателя так, как романсы.

Незаконченная духовная опера Воскрешение Лазаря (Lazarus) представляет собой скорее ораторию; музыка здесь прекрасная, а партитура содержит предвосхищения некоторых приемов Вагнера. (В наше время опера Воскрешение Лазаря была закончена русским композитором Э.

Денисовым и с успехом исполнена в нескольких странах.)

Шуберт сочинил шесть месс. В них тоже есть весьма яркие части, но все же у Шуберта этот жанр не поднимается до тех вершин совершенства, которые были достигнуты в мессах Баха, Бетховена, а позже Брукнера. Только в последней мессе (ми-бемоль мажор) музыкальный гений Шуберта преодолевает его отстраненное отношение к латинским текстам.

Оркестровая музыка

В юности Шуберт возглавлял студенческий оркестр и дирижировал им. Тогда же он овладел мастерством инструментовки, но жизнь редко предоставляла ему поводы писать для оркестра; после шести юношеских симфоний созданы лишь симфония си минор (Неоконченная) и симфония до мажор (1828).

В серии ранних симфоний наиболее интересна пятая (си минор), но только шубертовская Неоконченная вводит нас в новый мир, далекий от классических стилей предшественников композитора. Как и у них, развитие тем и фактуры в Неоконченной исполнено интеллектуального блеска, но по силе эмоционального воздействия Неоконченная близка шубертовским песням.

В величественной до-мажорной симфонии подобные качества выступают еще ярче.

Музыка к Розамунде содержит два антракта (си минор и си мажор) и прелестные балетные сцены. Серьезен по тону только первый антракт, но вся музыка к Розамунде – чисто шубертовская по свежести гармонического и мелодического языка.

Обратите внимание

Среди прочих оркестровых сочинений выделяются увертюры. В двух из них (до мажор и ре мажор), написанных в 1817, чувствуется влияние Дж.Россини, и в их подзаголовках (данных не Шубертом) указано: «в итальянском стиле».

Интерес представляют также три оперных увертюры: Альфонсо и Эстрелла, Розамунда (первоначально предназначалась для раннего сочинения Волшебная арфаDie Zauberharfe) и Фьеррабрас – наиболее совершенный образец данной формы у Шуберта.

Камерно-инструментальные жанры

Камерные произведения в наибольшей мере раскрывают внутренний мир композитора; кроме того, в них ярко отражается дух его любимой Вены. Нежность и поэтичность натуры Шуберта запечатлены в шедеврах, которые принято называть «семью звездами» его камерного наследия.

Квинтет Форель – это провозвестник нового, романтического мироощущения в камерно-инструментальном жанре; очаровательные мелодии и жизнерадостные ритмы принесли сочинению большую популярность. Пятью годами позже появились два струнных квартета: квартет ля минор (ор.

29), воспринимающийся многими как исповедь композитора, и квартет Девушка и смерть, где мелодичность и поэтичность соединяются с глубоким трагизмом.

Последний шубертовский квартет соль мажор являет собой квинтэссенцию мастерства композитора; масштабы цикла и сложность форм представляют некоторое препятствие для популярности этого произведения, однако последний квартет, как и симфония до мажор, – абсолютные вершины творчества Шуберта.

Лирико-драматический характер ранних квартетов свойствен и квинтету до мажор (1828), но он не может сравниться по совершенству с квартетом соль мажор.

Октет являет собой романтическое истолкование жанра классической сюиты.

Употребление дополнительных деревянных духовых дает композитору повод для сочинения трогательных мелодий, создания красочных модуляций, в которых воплощается Gemütlichkeit – добродушно-уютный шарм старой Вены. Оба шубертовских трио – ор. 99, си-бемоль мажор и ор.

100, ми-бемоль мажор – имеют как сильные, так и слабые стороны: структурная организация и красота музыки первых двух частей покоряют слушателя, в то время как финалы обоих циклов кажутся чересчур легковесными.

Фортепианные сочинения

Шуберт сочинил множество пьес для фортепиано в 4 руки. Многие из них (марши, полонезы, увертюры) – очаровательная музыка для домашнего употребления. Но есть среди этой части наследия композитора и более серьезные произведения.

Таковы соната Grand Duo с ее симфоническим размахом (притом, как уже говорилось, нет указаний, что цикл задумывался первоначально в виде симфонии), вариации ля-бемоль мажор с их острой характеристичностью и фантазия фа минор ор.

103 – первоклассное и широко признанное сочинение.

Около двух десятков шубертовских фортепианных сонат по своему значению уступают только бетховенским. Полдюжины юношеских сонат интересны главным образом поклонникам искусства Шуберта; остальные известны во всем мире.

Важно

Сонаты ля минор, ре мажор и соль мажор (1825–1826) ярко демонстрируют осмысление композитором сонатного принципа: танцевальные и песенные формы сочетаются здесь с классическими приемами развития тем.

В трех сонатах, появившихся незадолго до кончины композитора, песенно-танцевальные элементы предстают в очищенном, возвышенном виде; эмоциональный мир этих сочинений богаче, чем в ранних опусах. Последняя соната си-бемоль мажор – итог работы Шуберта над тематизмом и формой сонатного цикла.

Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/muzyka/SHUBERT_FRANTS.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector