Что такое интервалы в музыке, учим интервалы

Музыкальная школа для взрослых -Музыкальная грамота и музыкальный слух -интервалы

Главная→Музыкальная школа→Музыкальная грамота и музыкальный слух→интервалыМузыкальная школа для взрослых → Музыкальная грамота и музыкальный слух

     Интервал– расстояние между двумя звуками, взятыми последовательно или одновременно. 

Умение слышать и определять какой интервал звучит – основа основ для развития музыкального слуха.

Для начала ознакомьтесь с теоретической частью. Для самостоятельных занятий есть специально созданное аудио-пособие.

Названия интервалов происходят от латинских числительных:

прима (1)

секунда (2)

терция (3)

кварта (4)

квинта (5)

секста (6)

септима (7)

октава (8)

     Если звуки сыграны последовательно – это называется мелодический вид. Это для развития мелодического слуха, чтобы лучше слышать, подбирать и записывать мелодию.

Обратите внимание

     Если звуки сыграны одновременно – это гармонический вид. Это для развития гармонического слуха, чтобы лучше слышать, подбирать и записывать гармонии (т.е. аккорды)

     Часть интервалов бывают двух видов (большие и малые), а часть – одного вида (чистые). Не будем вдаваться в музыковедческие подробности, просто примите эти сведения как данность.

     1. Прима. Самое маленькое расстояние – от одного до того же звука. Это один и тот же звук.

 Чистая прима – ч.1

     2. Секунда. Два соседних звука.

     Если сыграть одновременно два звука, то секунда имеет напряжённое, чуть резковатое звучание. Если сыграть не одновременно, а подряд два звука, то секунда звучит немного грустно, жалостно. Секунды могут быть малые (две соседние клавиши) и большие. Малая секунда – полутон, большая секунда – тон (два полутона. полутон+полутон=тон). Малые секунды звучат более напряжённо, чем большие.

Малая секунда – м.2.

Большая секунда – б.2.

     3. Терция. ( «звуки через один» — «до – ми», «соль – си», «ля – до»). Терции звучат очень гармонично и «красиво» (как сказал Стив Мартин: «говорить о музыке — всё равно, что танцевать об архитектуре»). Действительно, говоря о музыке очень сложно подобрать слова, поэтому просто доверьтесь своим ощущениям.

Сравните: «до – ми» — терция и «до – ми-бемоль» — тоже терция. «До – ми» — большая терция, «до – ми-бемоль» — малая. Сравните: «соль – си» и «соль – си-бемоль». Большая терция соответственно больше чем малая. У большой терции более светлое звучание, у малой – более сумеречное.

Малая терция – м.3.

Большая терция – б.3.

     4. Кварта. Призыв. Не случайно именно с кварты начинаются государственные гимны, марши. Сыграйте: «соль – до» (вверх. внизу «соль», а потом выше — «до»)

      «Труба зовёт». Именно на интервал кварта настроены сигналы скорой помощи.

Чистая кварта – ч.4.

     5. Квинта. Пустота. Эта пустота не со знаком минус. Это – объём, абсолют. Сыграйте одновременно «до – соль». Сыграйте в разных октавах. Чувствуете, как звучит? Квинты – это каркас, остов всех музыкальных гармоний.

Чистая квинта – ч.5.

А теперь сыграйте «си – фа». Это не квинта. Слышите, какое резкое звучание? ( «Си – фа-диез» — это квинта, а «си-фа» — не квинта).

Этот интервал называется тритон (название не от млекопитающего, живущего в пруду, а от того, что в этом интервале три тона. Вспомните, — полутон – расстояние между двумя соседними звуками. Два полутона – тон.

А три тона – этот самый тритон. «Кракозябра» одним словом). Тритон на чуть больше кварты и чуть меньше квинты.

     6. Секста. Очень романтичная. Широкий интервал.

Сыграйте «до – ля», «ре – си»:

     Сексты бывают большие и малые:

Большая секста «до – ля» (вверх) — начало песни «В лесу родилась ёлочка».

Малая секста – начало песни «История любви» ( «Love story»)

Малая секста – м.6.

Большая секста – б.6.

     7. Септима. Бывают большие — и малые.

     Напряженные, как и секунды. Широкий интервал. Большие септимы более резкие, малые – менее резкие по звучанию.

Малая септима – м.7.

Большая септима – б.7.

     8. Октава. Один и тот же звук через октаву. Очень слитное звучание.

Чистая октава – ч.8.

     Итак, у нас есть:

     Ещё раз подытожим:

Прима (1) и Октава (8) – один и тот же звук

Секунда (2) и Септима (7) – резко звучат.

Секунда – звуки рядом. Септима  — далеко.

Терция (3) и Секста (6) – «краска», «романтическое звучание».

Терция – звуки достаточно близко, Секста – широко.

Кварта (4) – призыв

Квинта (5) – остов, пустота.

Важно

     Если выписать все интервалы подряд в порядке увеличения, то вот что получится:

0 полутонов — ч.1 — чистая прима

1 полутон — м.2 — малая секунда

2 полутона — б.2 – большая секунда

3 полутона — м.3 – малая терция

4 полутона — б.3 – большая терция

5 полутонов — ч.4 – чистая кварта

6 полутонов — тритон

7 полутонов — ч.5 – чистая квинта

8 полутонов — м.6 – малая секста

9 полутонов — б.6 – большая секста

10 полутонов — м.7 – малая септима

11 полутонов — б.7 – большая септима

12 полутонов — ч.8 – чистая октава

        Именно интервалы «цепляют» сознание и подсознание. Достаточно двух-трёх взятых звуков, чтобы вызвать определённые чувства и ощущения.

(Вспомните кинофильмы, сериалы: для подчёркивания какой-нибудь ситуации звучит музыка, вернее чаще всего это несколько звуков в определённом интервале.

Если вы раньше не замечали этого, то теперь постарайтесь обратить внимание. Всё очень закономерно и интересно!)

05.09.2011, 82115 просмотров.

Источник: http://www.abrosova.ru/school/21/212/

Интервал в музыке. Простые и составные интервалы. Обращения интервалов

Искусство и развлечения 16 июля 2014

Из статьи вы узнаете, что такое музыкальный интервал, какие бывают интервалы. Подробно рассматриваются простые и составные интервалы, а также обращения интервалов.

Что такое музыкальный интервал?

Всем известно, что интервал — это определенное расстояние от одной точки до другой. Рассмотрим теперь, что такое интервал как музыкальный термин. Это отрезок между двумя звуками.

Они могут быть взяты как последовательно (интервал мелодический), так и одновременно (интервал гармонический). Мелодические интервалы могут располагаться в восходящем движении и нисходящем. Нижний и верхний звуки имеют свои названия.

Это основание и вершина. Интервал содержит две величины:

  • Количественную. Это число ступеней, которые составляют тот или иной интервал.
  • Качественную. Она обозначает, сколько тонов и полутонов содержится в интервале.

Какие бывают интервалы? Что такое простые интервалы?

Существуют простые интервалы, составные, диатонические и хроматические, консонирующие и диссонирующие.

Интервалы простые находятся в пределах одной октавы. Их восемь:

  • Прима — это первая ступень. Бывает только чистая. Состоит из одного звука. Обозначается ч.1
  • Секунда. Охватывает две ступени. Секунды бывают малые (м.2) и большие (б.2).
  • Терция. Состоит из трех ступеней. Терции бывают большие (б.3) и малые (м.3).
  • Кварта. Содержит четыре ступени. Бывают кварты чистые. Обозначается — ч.4
  • Квинта. Охватывает пять ступеней. Бывают квинты чистые. Обозначается ч.5.
  • Секста. Содержит шесть ступеней. Бывают малые (м.6) и большие (б.6).
  • Септима. Охватывает семь ступеней. Бывают малые (м.7) и большие (б.7).
  • Октава. Охватывает восемь ступеней. Бывают только чистые. Обозначается ч.8.

Видео по теме

Простые интервалы. Обращение интервалов

Все простые бывают не только большими, малыми и чистыми, но и увеличенными и уменьшенными. Перенос нижнего звука (основания) на одну октаву вверх либо верхнего звука (вершины) — на одну октаву вниз образует обращения интервалов.
Все чистые обращаются также в чистые. Прима – в октаву, кварта – в квинту, и наоборот. Все малые интервалы обращаются в большие.

Малая секунда – в большую септиму, малая терция – в большую сексту, малая септима – в большую секунду, малая секста – в большую терцию. Все большие интервалы превращаются в малые. Большая секунда – в малую септиму, большая терция – в малую сексту, большая септима – в малую секунду, большая секста – в малую терцию. Увеличенные обращаются в уменьшенные, и наоборот.

Вот что такое обращения интервалов простых.

Что такое составные интервалы?

Это такие интервалы, которые выходят за пределы октавы:

  • Нона – секунда через одну октаву. Ее обозначение — 9. Она охватывает девять ступеней.
  • Децима – терция через одну октаву. Ее обозначение — 10. Она охватывает десять ступеней.
  • Ундецима – кварта через одну октаву. Содержит одиннадцать ступеней. Ее обозначение — 11.
  • Доудецима – квинта через одну октаву. Включает в себя двенадцать ступеней. Ее обозначение — 12.
  • Терцдецима – секста через одну октаву. Охватывает тринадцать ступеней. Ее обозначение — 13.
  • Квартдецима – септима через одну октаву. Содержит четырнадцать ступеней. Ее обозначение — 14.
  • Квинтдецима – октава через одну октаву. Ее обозначение — 15. Включает пятнадцать ступеней.

Обращения составных интервалов

Обращения интервалов составных осуществляется следующими способами:

  • Когда один из звуков, который входит в состав интервала, перемещается на две октавы в совершенно противоположную сторону. При этом второй звук сохраняется на том же месте.
  • Когда два звука интервала составного перемещаются одновременно на октаву, перекрещиваясь при встрече друг с другом.

И в том и в другом случае получится простой интервал, который, собственно, и составляет обращения интервалов.

Таким образом, были рассмотрены простые интервалы и составные, а также обращение интервалов. Сольфеджио – это дисциплина в музыкальной школе и школе искусств, где тщательно изучаются данные темы. Помимо теоретической части урока есть и практическая, при которой строятся и обращаются простые интервалы и составные, поются, а также анализируются в музыкальных произведениях.

Источник: fb.ru

Источник: http://monateka.com/article/130192/

Интервалы в музыке

Интервал — это расстояние, соотношение по высоте между двумя звуками.

Различают два интервала — это мелодический интервал, и гармонический интервал. Первый означает звки идущие последовательно друг за другом. Второй же — звуки сыгранные вместе (аккорд)

Приведем пример приведенных выше интервалов:

Название интервалов соответствуют названию латинских числительных и соответствуют числе ступеней данного звукоряда. То есть:

Прима — 1 Секунда — 2 Терция — 3 Кварта — 4 Квинта — 5 Секста — 6 Септима — 7 Октава — 8

Интервал можно взять от любого абсолютно от любого звука. При этом необходимо пользоваться таблицей тонов и полутонов для создания интервалов. После таблицы приведем простые примеры как ей пользоваться.

Кроме того интервалы можно создавать по количеству тонов. К примеру интервал Секста от звука до, будет Ля

Приведем таблицу интервалов, показывающую количество тонов и полутонов между звуками, а так же различные обозначения данного интервала:

НазваниеПримаСекундаТерцияКвартаКвинтаСекстаСептимаОктава
Разновидности Количество полутонов Количество тонов Музыкальное обозначение (Цифра в скобках — номер ступени) Название ступени Обозначение ступени (римские цифры)
унисон ч1 Первая I
малая (минорная)большая (мажорная) 12 0.51 м2б2 Вторая пониженнаяВторая iiII
малая (минорная)большая (мажорная) 34 1.52 м3б3 Третья минорнаяТретья мажорная iiiIII
чистаятритон (увеличенная) 56 2.53 ч4ув4 ЧетвёртаяПониженная пятая IVV
чистаяуменьшенная (тритон) 76 3.53 ч5ум5 Пятая V
малая (минорная)большая (мажорная) 89 44.5 м6б6 Шестая минорнаяШестая мажорная viVI
малая (минорная)большая (мажорная) 1011 55.5 м7б7 Седьмая минорнаяСедьмая мажорная viiVII
чистая 12 6 ч8 Первая (Октава) I

Как видно из таблицы здесь расмотрены только интервалы доходящие до октавы (и включающие её). Давайте кратко определим основные называния интервалов выше октавы. Если октаву первысить ровно на секунду, то получится «Нона» — это 9-ая ступень.

Далее, терция после октавы — децима (10-ая ступень), кварта через октаву — ундецима (11-ая ступень), квинта через октаву — дуодецима (12-ая ступень), секста — терцдецима (13-ая ступень), септима — квартдецима (четырнадцатая ступень), и вторая октава — квинтдецима (15 ступень).

Соответственно меняются и цифры в столбце «Музыкальные обозначения» по соответствующей цифре ступени.

Пример: Для составления аккордов мы будем пользоваться этой таблицей. И так, у нас есть звук До — это прима — наш начальный звук.

Теперь нам, к примеру, нужно взять от «До» интервал мажорную терцию — смотрим в таблицу и видим там что нам нужно отсчитать от первого звука 4-е полутона. Начинаем считать: До До# Ре Ре# Ми, теперь отсчитаем от первого звука До «чистую квинту» — это 7 полутонов.

Считаем До До# Ре Ре# Ми Фа Фа# Соль. Вот в результате получили звуки До Ми Соль — это и есть До мажорный аккорд.

← Обозначения пальцев гитаристаПроблемы с гитарой — не строит →

Другие материалы рубрики

Источник: https://muzzproj.ru/intervalyi-muzyike.html

Интервал в музыке

Теория

Что такое интервал?Интервал — это расстояние между двумя звуками.Расстояние между звуками в музыке измеряется полутонами.Полутон — это ближайшее расстояние между двумя звуками, то есть два соседних звука. (Если считать на фортепиано, то между двумя клавишами. Напоминаю, черные – это тоже клавиши)Тон = 2 полутона.Интервал имеет ступеневую и тоновую величины.Основная для определения интервала — ступеневая величина (то есть сколько ступеней (разных по названию нот) помещается между двумя звуками интервала, не зависимо от того как он фактически звучит). Например: ми-ляb — это уменьшенная кварта, хотя звучит она как большая терция (ми-соль#), но если посчитать количество ступеней (ми-фа-соль-ляb), то получится кварта.Размеры интервалов до октавы

  • Прима (ч1) = 0 тонов
  • Малая секунда (м2) = пол тона
  • Большая секунда (б2) = 1 тон
  • Малая терция (мЗ) = 1,5 тона
  • Большая терция (б3) = 2 тона
  • Кварта (ч4) = 2,5 тона
  • Тритон (ув4 или ум5) = 3 тона
  • Квинта (ч5) = 3,5 тона
  • Малая секста (м6) = 4 тона
  • Большая секста (б6) = 4,5 тона
  • Малая септима (м7) = 5 тонов
  • Большая септима (б7) = 5,5
  • Октава (ч8) = 6 тонов

Какие бывают интервалы?

  • большие (б), малые (м), чистые (ч), увеличенные (ув), уменьшенные (ум)
  • гармонические (2 звука звучат одновременно)мелодические (2 звука звучат по очереди)
  • простые (до октавы): прима (1), секунда (2), терция (3), кварта (4), квинта (5), секста (6), септима (7), октава (8)сложные, составные (больше октавы): нона (9) = секунда через октаву, децима (10) = терция через октаву, ундецима (11) = кварта через октаву, дуодецима (12) = квинта через октаву, терцдецима (13) = секста через октаву, квартдецима (14) = септима через октаву, квинтдецима (15) = две октавы
  • консонансы (благозвучные)совершенные консонансы (чистые: прима (1), кварта (4), квинта (5), октава (8))несовершенные консонансы (большие и малые: терция (3) и секста (6))диссонансы (неблагозвучные) — (секунда (2), септима (7), тритон, все увеличенные и уменьшенные интервалы)

Обращения интервалов — это перенесение нижнего звука на октаву вверх (или наоборот — верхнего звука на октаву вниз)Интервалы на ступенях тональности

Интервалы Мажор Минор
Прима (ч1) и Октава (ч8) все ступени все ступени
Малая секунда (м2) III, VII II, V
Большая секунда (б2) I, II, IV, V, VI I, III, IV, VI, VII
Малая терция (м3) II, III, VI, VII I, IV, V, II
Большая терция (б3) I, IV, V III, VI, VII
Чистая кварта (ч4) все ступени, кроме IV все ступени, кроме VI
Чистая квинта (ч5) все ступени, кроме VII все ступени, кроме II
Малая секста (м6) III, VI, VII I, II, IV, V
Большая секста (б6) I, II, IV, V III, VI, VII
Малая септима (м7) II, III, V, VI, VII I, II, IV, V, VII
Большая септима (б7) I, IV III, VI

Характерные интервалы — это увеличенные и уменьшенные интервалы, которые строятся в гармонических ладах.
Разрешение интервалов — это переход диссонирующих (неустойчивых) звуков в соседние устойчивые по определенным правилам.

План построения всех характерных интервалов:

  1. Записать гармоническую гамму.
  2. Записать устойчивые и неустойчивые звуки.
  3. Построить от неустойчивых звуков: — две уменьшенные квинты (ум5) на VII и II ступенях — две увеличенные кварты (ув4) на IV и VI ступенях — уменьшенную септиму (ум7) на VII cтупени- увеличенную секунду (ув2) на VI ступени- уменьшенную кварту (ум4) на III ступени в мажоре и на VII ступени в миноре

    — увеличенную квинту (ув5) на VI ступени в мажоре и на III ступени в миноре

  4. Разрешить неустойчивые звуки интервалов в устойчивые. При этом помнить (!) — увеличенные интервалы расширяются, а уменьшенные — сужаются.МАЖОР:

    МИНОР:

Следующий раздел — Лад и Тональность

Вернуться в раздел Элементарная теория музыки

 

Источник: http://www.musicfancy.net/ru/music-theory/theory/97

Интервалы в музыке

Просмотров: 1438Загрузка…

Музыкальные интервалы — это очень важная часть в музыке, можно сказать, основа. Это, конечно, из области сольфеджио, но все-таки новичку знание интервалов может пригодиться, так что читаем внимательно

Источник: https://muzykantam.net/pianino/intervaly-v-muzyke.php

Интервалы в музыке: прима, секунда, терция

Категория: > Теория музыки

Если вы хоть раз в жизни пели (а пел хоть раз в жизни каждый), то должны были заметить, что звуки мелодии всегда располагаются в определенной последовательности.

На гитаре они могут звучать даже одновременно, как бы хором, например в аккордах. Всем начинающим авторам в рок-тематике (да и не только в ней) не помешает познакомиться с особенностью взаимодействия звуков.

Это поможет понять, как брать аккорды в альтернативных вариантах и как заменять их на более удобные в конкретно взятом случае. В конце концов, как сочинять соло. В статье мы познакомимся с типами и видами музыкальных интервалов.

Разберем, что такое прима, секунда и терция. Конечно же, их нужно будет запомнить. Для этого я подобрал примеры, коими стали отрывки из известных рок-композиций.

Совет

Известно, что звуки мелодии всегда располагаются в определенной последовательности или часто идут одновременно, например, в аккордах. При изучении теории музыки и обучении игре на гитаре очень важно познакомиться с таким понятием, как интервал.

Музыкальный интервал — это расстояние по высоте между двумя звуками. Данное слово происходит от латинского intervallum – промежуток, расстояние.

Существует два типа интервалов

  • мелодический — звуки интервала, взятые последовательно ,идущие один за другим;
  • гармонический — звуки интервала, взятые одновременно, звучащие хором.

На гитаре гармонический интервал может быть сыгран только на разных струнах.

Прима — интервал в музыке, в котором несколько раз повторяется один и тот же звук. В приму входит только одна ступень лада. От сюда и название — «прима», первая.

Кроме этого, примой называют лучшую танцовщицу и первые струны на скрипке и виолончели. Латынь, как ни как!

Мелодическая прима — когда мы извлекаем какую-нибудь ноту (например, звук «ля» на пятой струне гитары) последовательно два или больше раз подряд.

Гармоническая прима — ее мы берем, когда играем несколько одинаковых нот одновременно. Например, ноту «ля» мы можем взять на открытой пятой струне и на шестой струне пятого лада. Дергая эти струны вместе, мы получим гармоническую приму.

Пример песен

Наверняка всем известна песня группы Nirvana – Come as you are, точнее ее вступительный рифф. Где ж там интервал прима? В самом начале, где два раза подряд проигрывается нота ми малой октавы (дергаем пустую шестую струну). Также в этом рифе дважды играется фа малой октавы (два раза дергаем шестую струну на втором ладу. Вот это и будет прима мелодическая.

Гармоническая и мелодическая прима употребляется на гитаре в аккордах, для подчеркивания определенных звуков, входящих в аккорд (и таким образом изменения окраски аккорда) или для сохранения одного и того же штриха в правой руке гитариста (в переборе берется последовательно два одинаковых звука на разных струнах).

Секунда — интервал в музыке в две ступени. Бывает большой и малой.

Прежде, чем разбираться с секундой, нужно сказать следующее. На гитаре один лад равен одному полутону. Например, пятая струна на третьем ладу – это нота «до». Отсчитываем тон, то есть один лад. Это нота ре, большая секунда.

Мелодическая большая секунда (две ступени, расстояние тон) часто обыгрывается в композициях тяжелых команд. Ведь металлу свойственны диссонансы, а секунда как раз и есть таким диссонирующим интервалом.

Мелодическая малая секунда (две ступени, расстояние полутон) — этот интервал тоже любят музыканты, играющие тяжелые стили рока.

Пример песен

На рисунках нужные нам интервалы обведены красной рамкой:

Metallica — For Whom the Bell Tolls (электрогитара вступает в эту композицию большой секундой между аккордами, основанными на F# и E)

Slipknot — Sulfur. Рифф с употреблением малой секунды

В аккордах используют и гармоническую секунду. Такие аккорды называются аккордами с задержанием второй ступени и обозначаются как Xsus2, где X — буквенное обозначение аккорда.

Пример такого аккорда — аккорд Asus2

Здесь секунду создают ноты «ля» и «си».

Начиная с секунды интервалы могут быть как восходящими, так и нисходящими.

Терция — интервал в музыке в три ступени. Бывает большой (мажорной) и малой (минорной).

Теперь познакомимся с таким интервалом, как терция. Она бывает малой и большой.

  • Малая терция — это полтора тона, или три полутона (расстояние между «си» и «ре»).
  • Большая терция — это два тона, или четыре полутона (например, от «до» до «ми»).

Примеры из песен

В самом начале мелодии песни «Что такое осень» группы ДДТ идет нисходящая большая терция (расстояние два тона).

Мелодия от группы Сплин в композиции «Романс» начинается с ноты «си», потом идет нота «ре» (полтора тона). Далее идут «соль диез и «си». Это восходящая малая терция:

Давайте возьмем два аккорда от одной ноты: A и Am.

И построим от ноты «ля» на третьей струне интервалы большой и малой терции.

Отложив большую терцию (два тона), мы получим C#— она входит в мажорный аккорд (берем ее на второй струне, второй лад).

Обратите внимание

Отложив малую (полтора тона) — получим C, она входит в минорный аккорд (берем ее на второй струне на первом ладу).

Посмотрите, эти два аккорда только и отличаются большой и малой терциями. Поэтому целесообразно гитаристу, мыслящему аккордами, говорить, что два тона — это мажорная терция, а полтора —минорная. Вот и вся премудрость.

Возьмите примеры из этой статьи, ощутите особенности интервалов. играйте их мелодически и в аккордах. попробуйте напеть. Не обязательно ориентироваться на эти примеры. Подберите свои.

главное здесь — чтоб подобранные отрезки мелодий хорошо запоминались лично вами.

Да и собственный подбор, без ориентаций на мои примеры, композиций с примой, секундой и терцией помогут неплохо развить слух и помочь в более быстром запоминание этих музыкальных интервалов. Ведь это вы подбирали!Сами!

Об остальных музыкальных интервалах в следующих публикациях. Не вешайте нос на секунду и не забывайте практиковаться!

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Источник: http://u-rock.com.ua/theory/199-intervaly-v-muzyke-prima-sekunda-terciya.html

Интервалы в музыке, виды интервалов, построение интервалов

Здравствуйте, уважаемые читатели. В данной статье поговорим про интервалы в музыке, увидим какие виды интервалов выделяют, а также про построение интервалов.

Интервалы в музыке имеют качественную и количественную характеристики. Качественная обозначает количество тонов и полутонов в интервале, количественная отражает число ступеней в нём.

Интервалы бывают большими и малыми (в этом случае пишут букву «м» или «б» — это качественная характеристика), а также чистыми (пишут «Ч»). Цифры рядом с буквами в названии (например, м3) означают число ступеней в интервале (это количественная характеристика).

Важно

Число ступеней в названии произносятся как числительные на латыни: прима — 1, секунда — 2, терция — 3, кварта — 4, квинта — 5, секста — 6, септима — 7, октава — 8. Так м3 переводится как малая терция, б3 — большая терция.

Большой интервал (в названии которого есть «б») больше малого (в случае одинакового количества в них ступеней) на один полутон всегда.

Давайте посмотрим теперь какие интервалы являются резкими (диссонансами), а какие мягкими (консонансами):

1 Мягкие — терции, сексты, пустые (к пустым относят чистые интервалы: ч1 — чистая прима; ч4 — чистая кварта; ч5 — чистая квинта; ч8 — чистая октава). Стоит здесь упомянуть, в приме расстояния между нотами нет (0 тонов), на практике когда подряд играется одна и та же нота это и есть прима.

Также ч4, ч5, ч8 называются чистыми потому что они неизменны, нет их больших и малых вариантов. Еще их за эту особенность называют совершенными консонансами.

Терции же и сексты могут иметь мажорное (б3 и б6) звучание или минорное (м3 и м6). Поэтому их называют еще несовершенными консонансами.

2 Резкие. Тритон — называется так потому что между 2-мя нотами ровно три тона, причем также его называют ув4 (увеличенной квартой) или ум5 (уменьшенной квинтой).

Следующий диссонанс — секунда. м2 — малая секунда отличается расстоянием между нотами всего в полтона, за счет чего обладает самым резким звучанием, в б2 (большой секунде) как вы поняли один тон. Последний резкий интервал — это септима. Бывает также большой (б7 — 5,5 тонов) и малой (м7 — 5-ть тонов).

Интервалы также называют мелодическими если они используются в мелодии (ноты в них играются раздельно) или гармоническими (если две ноты играются вместе).

рис 1

Важная тема — это обращения интервалов. Обращение — это когда нижний звук интервала (его еще называют основанием) переносят на октаву вверх или верхний звук (вершину) переносят вниз на октаву.

Совет

При обращении с интервалами происходят некоторые метаморфозы. Один интервал превращается в другой, например так:

рис 2

На рисунке 2 вы видите, что при перенесении верхнего звука в чистой кварте вниз на октаву получается чистая квинта.

С обращением других интервалов вы тоже можете познакомится в статье о разнице между увеличенной квартой и уменьшенной квинтой к примеру. И обращения терций и секст тоже таят в себе некоторые особенности.

Да, как правильно считать ступени в интервалах (те самые цифры в названиях)? Если у нас в названии пишется цифра четыре значит между двумя нотами изображаемыми на нотном стане должно быть ровно четыре ступени. Так для ч5 изображенной на рисунке 2 мы считаем ступени так: фа — 1, соль — 2, ля — 3, си — 4, до — 5. Вот как раз от «фа» до «до» наша квинта и получилась.

Мы знаем когда надо писать «м», «б», «ч» в названиях, а что значит «ув» и «ум»? Представим, что у нас на нотном стане число ступеней между вершиной и основанием интервала должно быть 2, а расстояние между ними должно равняться 1,5 тона.

В этом случае мы не можем написать м3, ведь цифра должна отражать именно количество ступеней (нам же надо 2-ве, а не три ступени), но и б2 написать тоже не можем, тогда расстояние будет отражаться не то (нам нужно 1,5 тона, а в б2 только 1).

Поэтому мы и можем в таких случаях написать увеличенная секунда (ув2).

рис 3

На рисунке 3 изображены два одинаковых на слух созвучия, а записали мы их по-разному.

На самом деле вариантов использования «ув» и «ум» множество. Уменьшать и увеличивать можно абсолютно все интервалы, главное понять принцип, что мы выше описали.

Обратите внимание

Также стоит отметить, что если консонансы не требуют разрешения, то диссонансы требуют — они «тянуться» к консонансам. Так, малая септима разрешается в большую сексту, а большая септима в чистую октаву. В то же время секунды — это те же септимы по звуковому составу, стоит лишь сделать их обращения.

рис 4

Суть разрешения в том чтобы резкий интервал перешёл в более спокойный (мягкий). На рисунке 4 малую секунду можно еще разрешать также как и большую в м3 (ноты «фа-диез+соль» в «ми+соль»).

Все интервалы, что мы рассмотрели выше являются простыми. Они находятся в пределах одной октавы. Также есть составные — они величиной больше октавы (например, нона — 9, ундецима — 11, терцдецима — 13), но по звуковому составу они такие же как простые.

рис. 5

Например, представим, что у нас гамма натуральный до-мажор и мы берём ноты «до» и «ре» одновременно. Получится простой интервал б2. Если мы в нем перенесём ноту ре на октаву вверх, то у нас получится уже нона или б9.

В этом вся разница, в гитаре как раз составные интервалы часто добавляются как надстройки к аккордам, например помните мы писали про доминантсептаккорд — вот там составные интервалы у нас используются (9, 11, 13).

Обращение составных интервалов немного другим будет — мы перемещаем верхний звук на октаву вниз, нижний на октаву вверх одновременно.

Интервал в импровизации

О строении мы поговорили, теперь о практике…Как же разнообразить нашу импровизацию при помощью интервалов? Все просто — обычно, мы последовательно играем ноты гаммы, например «ля-си-до-ре-ми-фа-соль-ля»…

По-другому можно сказать, обыгрываем гамму ля-минор секундами, большими и малыми. И, действительно, от «ля» до «си» — большая секунда, от «си» до «до» — малая и так далее. Ничто не мешает брать другие интервалы от каждой ноты того же ля-минора.

Важно

Например, играя терциями мы берем ноты гаммы не последовательно, а от каждого её звука по-порядку отстраиваем терцию.

Точно так же гамма обыгрывается секстами, квартами и так далее. Таким образом, при чередовании различных интервалов мелодия получает разнообразие.

Простое построение интервалов

Иногда не очень просто быстро построить какой-то интервал. Поэтому для этого существуют формулы, прямо как в математике. Так как чаще всего мы используем простые интервалы, и самый большой из них октава, то по ней мы и будем ориентироваться, вот формулы, наглядно показывающие как это делать:

Ч1(прима) = 0 Тонов; Ч8 (октава) = 6 Тонов; м2 (малая секунда)= 0,5 Тона; б7 (большая септима) = ч8 — м2 =5,5 Тонов; б2 (большая секунда)= 1 Тон; м7 (малая септима) = ч8-б2 = 5 Тонов; м3 (малая терция) = 1,5 Тона; б6 (большая секста) = Ч8 — м3 = 4,5 Тона; б3 (большая терция)= 2 Тона; м6 (малая секста) = Ч8 — б3 = 4 Тона; Ч4 (чистая кварта) = 2,5 Тона; Ч5 (чистая квинта) = 3,5 Тона; ув4 (увеличенная кварта) = 3 Тона;

ум5 (уменьшенная квинта) = 3 Тона.

Источник: http://gorstorehov.com/page/interval

Интервалы в музыке по сольфеджио

10-04-2018

Интервалы в музыке по сольфеджио – это базовая основа, которая обеспечивает произведению композиционную гармонию и выступает как материал для построения базы игры на инструменте.

Интервальный состав аккордов для сольфеджио представляет собой тот базовый костяк, на котором зиждется все обучение музыкальной грамоте. Просто изучать нотный стан не нужно, необходимо понимать и воспринимать такое определение, как интервалы в сольфеджио.

Понятие типа урока несет в себе описание процесса групповой работы, совместно педагога и учеников.

Таблица интервалов в музыке по сольфеджио

Интервалы и аккорды в сольфеджио имеют немаловажное значение в построении мелодической и гармонической композиции произведения.

Промежутком мы можем назвать сочетание минимум двух созвучий, которые формируют звук, но уникальность данного понятия в том, что можно сыграть эти два звука как вместе, так и раздельно.

Если вместе, то такой порядок чередования будет нести название гармонического, или мелодического, если играть их вместе.

Как выглядит таблица интервалов в музыке по сольфеджио:

Название базовой структуры Как обозначается Ступени (количество) Полутона (количество) Тона (количество)

  • Прима чист. Ч. 1 1 0 0;
  • Секунда малая М. 2 2 1 ½;
  • Секунда большая Б. 2 2 1;
  • Терция малая М. 3 3 3 1 ½;
  • Терция большая Б. 3 4 2;
  • Кварта чист. Ч. 4 4 5 2 ½;
  • Кварта увеличенная УВ. 4 6 3;
  • Квинта уменьшенная УМ. 5 5;
  • Квинта чист. Ч. 5 7 3 ½;
  • Секста малая М. 6 6 8 4;
  • Секста большая Б. 6 9 4 ½;
  • Септима малая М. 7 7 10 5;
  • Септима большая Б. 7 11 5 ½;
  • Октава чист. Ч. 8 8 12 6.

Изучая интервалы для детей по сольфеджио необходимо брать самые легкие и узнаваемые мелодии, которые бывают у них на слуху, для того, чтобы они могли сравнивать оригинальное звучание и проигрываемое, тогда обучение будет более понятным. Так же используют, изучая интервалы в музыке по сольфеджио видео, которые можно изучить на сайте.

Для более качественного понимания опишем некоторые примеры, так прима содержит в себе ноль тонов, октава состоит из шести, кварта только два с половиной тона, тогда как квинта равна трем с половиной.

Совет

Секунды могут быть исключительно большими, малыми (сюда относим сексты, септимы, терции), паузы чистого порядка описываются как октава чистая или кварта чистая.

Важно научиться использовать сокращения, что качественно улучшает скорость изучения, так, например, квинта чистая обозначается как Ч 5, а терция большая – Б 3, септима малая – М 7, и так далее по таблице.

Интервалы в сольфеджио

Когда звуки интервалов в сольфеджио движутся и изменяются по высоте стояния, изменяя ступени и используя скачки, возможно и повторение некоторых звуков, но на одинаковой высоте стояния, это называют интервальное сольфеджио.

После качественного восприятия этого понятия ученики могут складывать общую композицию предложенного музыкального произведения.

Задания на интервалы по сольфеджио должны включать сравнения нескольких композиций, потому как это будет развивать определение тонов и полутонов на звук.

Так как изучаемое понятие — это своеобразная пауза или промежуток, то ясно, что интервалы имеют свои свойства, например:

  • Свойство величины ступеневой – это обозначение, подразумевающее, что зависимость ступеней музыкального произведения включает в себя один или несколько промежутков, в данном варианте мы считаем и воспроизводимые звуки.
  • Величина тонового класса, охватывает только промежутки конкретного назначения, здесь мы высчитываем общий объем полутонов или тонов, которые он в себе содержит.

Помимо этих определений могут звучать соответственно количественные и качественные величины, оставляя за собой ту же суть определения.

Интервальные звуки чередуются промежутками, которые имеют названия числительных латинского языка.

Интервальная цепочка по сольфеджио

Интервальная последовательность в сольфеджио включает чистые, большие, малые, уменьшенные или увеличенные промежутки. Это дает новое понятие – тоновый состав.

К ним мы можем присоединить характерные классификации большой терции, септимы малой, чистой квинты и тому подобное. Интервальная цепочка по сольфеджио состоит из нот, тоновое число которых необходимо для запоминания.

Поэтому педагоги часто обращаются к помощи музыкальных диктантов, которые помогают изучать и воспринимать интервалы в двухголосии по сольфеджио.

Обратите внимание

Интервальная цепочка по сольфеджио в ми мажоре — понятие, которое определяет необходимую тональность, в которой необходимо записать промежутки.

Например, цепочка аккордов Iб 3, Iб 2, VIIум 5, Iб 3, в данном случае ми мажора, будет выглядеть как ми-соль#, ми-фа#, ре#-фа#-ля, ми-соль#.

Или еще один пример, цепочка T 6, S 53, D 64, T 6 преображается в соль#-си–ми, ля-до#-ми, фа#-си-ре#, соль#-си-ми.

Качественные групповые занятия музыкой преподаватель обязан выстраивать грамотно, предлагая не только самостоятельно определять на слух промежутки и их содержимое с характеристиками, но и закреплять материал дополнительными диктантами, начиная от самых простых композиций, постепенно обращаясь к более сложным для формирования восприятия на слух.

Источник: https://shkolamuzyki.ru/statii/title/intervaly-v-muzyke-po-solfeggio

Урок №9 (ТЕМА №1.9 Строение и обращение интервалов)

  1. Знать разновидности интервалов.
  2. Знать количество тонов или полутонов в каждом интервале.
  3. Знать консонирующие и диссонирующие интервалы.
  4. Знать правило и закономерность обращения интервалов.

Тема очень важная и, в то же время, простая.

Интервалы в музыке играют очень важную роль. Музыкальные интервалы – первооснова гармонии, «строительный материал» произведения.

Простые интервалы

Интервалы, которые образуются в пределах одной октавы, называются простыми (за исключением особенного интервала «тритон», который, несмотря ни на что, тоже образуется в пределах одной октавы, но его не причисляют к простым).

Таких интервалов 8, каждый имеет своё название. Кстати, названия интервалов — это числа на латинском языке. Название интервала показывает количество ступеней между основанием и вершиной интервала. Приводим список всех восьми интервалов.

Слева — цифра, справа — латинское название:

Основные интервалы

Расстояние между двумя соседними нотами может быть равно как целому тону (например, между «до» и «ре»), так и полутону (например, между «ми» и «фа»).

Очевидно, что одной количественной величины не достаточно, чтобы точно определить интервал: между «до» и «ре» — секунда, между «ми» и «фа» — секунда.

Но в первом случае между звуками целый тон, а во втором — полутон. Выходит, это разные секунды?

Для того, чтобы обозначить точное расстояние между звуками, к названиям интервалов добавляют уточнения: большой/ малый/ чистый/ уменьшённый/ увеличенный,. Наша секунда может быть большой («до» — «ре» — целый тон) и малой («ми» — «фа» — полутон).

Обратимся к конкретным интервалам:

Прима – обозначается числом 1, что говорит нам: два звука находятся на одной и той же ступени. Значит, прима – это обыкновенное повторение звука, шаг на месте: до и еще раз до, или ре и ре, ми-ми и т.д.

Секунда – обозначается двойкой, потому что этот интервал охватывает уже две ступени: один звук находится на какой-либо ноте, а второй на соседней, то есть второй по счету ступени. Например,: до и ре, ре и ми, ми и фа и т.д.

Терция – охватывает три ступени. Второй звук находится по отношению к первому на расстоянии трех ступеней, если идти подряд по музыкальной лестнице. Примеры терций: до и ми, ре и фа, ми и соль и т.д.

Кварта – теперь интервал расширяется до четырех ступеней, то есть первый звук находится на первой ступени, а второй звук – на четвертной. Например,: до и фа, ре и соль и т.д. Поясним еще раз, что считать ступеньки можно начинать от любой ноты: хоть от до, хоть от ре – выбираем то, что нам нужно.

Квинта – обозначение числом 5 говорит о том, что ширина интервала – 5 ступеней. Например: до и соль, ре и ля, ми и си и т.д.

Секста и септима – числа 6 и 7, которыми они обозначаются, указывают на то, что нужно отсчитать шесть или семь ступеней, чтобы получить сексту или септиму. Примеры секст: до и ля, ре и си, ми и до. Примеры септим (все вверх по лестнице): до и си, ре и до, ми и ре.

Октава – последний интервал, такой же легкий, как и прима. Это тоже повторение звука, только на другой высоте. Например,: до первой октавы и до второй октавы, ре и ре, ми и ми и т.д.

А теперь давайте выстроим все интервалы по порядку от ноты ДО и ноты, например, СОЛЬ. Примеры можно послушать. Сделайте это!

Интервал от ноты до вверх

Интервал от ноты соль вверх

Интервал от ноты до вниз

Интервал от ноты ля вниз

Интервалы также называют мелодическими или гармоническими.

В ГАРМОНИЧЕСКОМ интервале звуки пишутся друг над другом и звучат одновременно. В МЕЛОДИЧЕСКОМ интервалы звуки пишутся друг над другом и звучат поочередно.

В гармонических интервалах знаки пишутся слева от всего интервала. Знак ставится напротив ноты.

Важно

Название интервала (прима, секунда…) всегда зависит только от нот и не меняется в зависимости от количества полутонов между звуками. Ноты дают название интервалу, количество полутонов уточняет интервал.

Пример: рассмотрим всё ту же секунду, ноты «до» и «ре». Итак, несколько вариантов:

«до» — «ре диез» — увеличенная секунда (полтора тона).

Энгармонически равна малой терции, но таковой не является (почему?);
«до» — «ре» — большая секунда (целый тон);
«до» — «ре бемоль», малая секунда (полутон);
«до» — «ре дубль бемоль», уменьшённая секунда (0 тонов). Энгармонически равна чистой приме, но называется секундой, поскольку «до» и «ре» — это секунда. Прима — это «до»-«до», «ре»-«ре» и т.д.

В дальнейшем вы будете использовать знания интервалов  в аранжировках собственных песен, и при импровизационной игре на инструменте. Знание тональностей и последовательностей аккордов сделают вашу музыку насыщенной и разнообразной.

Обращение интервалов

В результате таких изменений образуется новый интервал. Есть закономерность: чистые интервалы обращаются в чистые, большие — в малые, малые — в большие, увеличенные — в уменьшённые, уменьшённые — в увеличенные.

Приведем пример: возьмём большую терцию «до-ми» и обратим её любым способом. Сначала, основание «до» перенесём на октаву вверх, у нас получится интервал «ми-до» — малая секста.

Затем попробуем поступить наоборот и перенесём вниз на октаву верхний звук «ми», в результате также получаем малую сексту «ми-до».

На картинке желтым цветом выделен звук, который остаётся на месте, а сиреневым – тот, который перемещается на октаву.

Обращение на нотном стане записывается так:

Обращение интервалов нужны для интонирования звуков. Для лучшего результата нужно пропевать построенный интервал и безошибочно попадать в ноты обращенного вида.

Это тренирует слух, помогает точно подобрать интервалы, аккорды и соло в музыке.

Сочетание двух мелодий, звучащих одновременно, часто изменяется путем передвижения на октаву так, что верхняя мелодия становится нижней, а нижняя — верхней. При этом все интервалы, образующиеся между мелодиями, обращаются:

Такой прием называется двойным контрапунктом октавы (двойным, т. к. мелодий две и у каждой из них два положения, одно сверху, а другое снизу; контрапунктом — потому, что так называется сочетание мелодий, звучащих одновременно; октавы —по интервалу, на который переносятся мелодии).

Совет

Практическая область применений обращений связана не только с пониманием того, как возникли некоторые интервалы (да-да, исторически некоторые интервалы были обнаружены путём обращения). Если брать теоретическую область, то обращения очень помогают, например, в понимании устройства некоторых аккордов.

Если брать область творческую, то обращения широко применяются при сочинении музыки, причём иногда мы даже их не замечаем. Послушайте, например, кусочек красивой мелодии в романтическом духе, он весь построен на восходящих интонациях терций и секст.

Консонирующие и диссонирующие интервалы

Словом «консонанс» обозначают сливающееся звучание. Это то созвучие, которое хорошо ложится на слух.
Словом «диссонанс» обозначают разнозвучие. Это то, что режет слух. Те звуки, которые вместе «не звучат».

Консонансы подразделяются на три вида:

  1.  абсолютные консонансы, к которым относятся интервалы чистой примы и чистой октавы;
  2. совершенные консонансы, к которым относятся чистая квинта и, отчасти, чистая кварта;
  3. несовершенные консонансы, к которым относятся большие и малые терции и большие и малые сексты.

Диссонансы: все остальные интервалы, а именно — большие и малые секунды, большие и малые септимы и тритоны (увеличенная кварта или уменьшенная квинта), хотя степень их диссонирования тоже не одинакова. Например, у малой септимы она значительно меньше, нежели у большой септимы. Наиболее же резким из всех диссонансов является малая секунда.

Проверка:

  1. Определить название интервалов
  2. Достроить интервал (стрелка вверх — строить вверх; стрелка вниз — строить вниз)
  3. Достроить название интервалов, определить недостающие ноты
  4. Подписать интервалы между нотами и определить тональность пьесы.

    Следующий урок >>

Источник: http://viaandrock.ru/1-3-1-intervaly/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector