«Наконец-то, это Она»- сказала главный эксперт творчества Караваджо Мина Грегори, когда увидела очередную картину Экстаз Магдалины в частной коллекции. В мире восемь подобных картин, и все их припысывали кисти Микельанжело Меризи — Караваджо, но только эта оказалась оригиналом. Разнообразие оттенков цвета и тени «кьяроскуро», роскошные волосы молодой женщины, запястья и руки, сложенные пальцы, полуприкрытые в экстазе глаза и сама поза с запрокинутой головой — интересные и значимые черты полотна.
Портрет Караваджо, 1617 год, анонимный художник
Уникальная манера письма, присущая Караваджо, не оставляет сомнения в подлинности, хотя он почти никогда не подписывал свои работы. Караваджо был беден и беспечен, современники осуждали его образ жизни и увлечения, но охотно покупали его работы, выходящие за рамки общественной морали. Его Святые и девы часто получались с лицами знакомых проституток и собутыльников из кабака.
Не только цвет и техника указывают на авторство знаменитого художника на картине Экстаз Магдалины. За рамой картины размером 103,5 см на 91,5см обнаружили листок с надписью XVII века «Магдалина написана Караваджо в Кьяйе под покровительством Кардинала Боргезе из Рима».
История картины
Караваджо умер «от лихорадки» 18 июля 1610 года, после того как на лодке приехал в Порто Ерколе. В 1994 году в Секретных Архивах Ватикана было обнаружено письмо, написанное спустя 11 дней после смерти художника. О версии убийства Караваджо читайте статью — Как умер Караваджо — Версия.
Экстаз Магдалины, Луиджи Финсон (1580-1617)
Епископ Казерты Диодато Джентиле сообщил Кардиналу Боргезе, покровителю Караваджо и коллекционеру, о смерти художника. Он указал, что на «фелуке»-его лодке нашли три картины — две со Святым Иоаном и одна Магдалина.
После смерти художника лодка направилась в Неаполь, и картины отвезли Маркизе Костанце Колонна, вилла которой находилась в квартале Кьяйя (это название указано на листке в обнаруженной картине).
Маркиза должна была отправить полотна Кардиналу Боргезе.
Св.Иоанн, Караваджо, Галерея Боргезе, Рим — эта картина была с художником на лодке
Историки считают, что Святой Иоанн в Галерее Боргезе в Риме — это как раз одна из этих трех картин Караваджо, возвращенных Кардиналу Боргезе. Судьба второй картины с изображением Св.
Иоанна неизвестна, а Магдалина — это и есть обнаруженная недавно картина из частной коллекции Экстаз Магдалины.Судьбу картины с 1610 года до наших дней очень трудно узнать.
Какое-то время картина точно оставалась в Неаполе, потому что в 1612 году с нее делает копию фламандец Луи Финсон (1580 — 1617). Теперь эта картина находится в Музее Изящных Искусств в Марсилье. Полотно Финсона подписано и датировано.
Другая копия была сделана с картины Караваджо, она находится в коллекции Карвальхо в Кастелло Вилландри в Луаре. Полотно Магдалина Кляйн в римской частной коллекции многие считали оригиналом Караваджо.
Мина Грегори пишет: « На картине Магдалина Кляйн изображена немолодая женщина, а на обнаруженной Магдалине совсем юная модель. Именно она была скопирована Финсоном в Неаполе.
Также различия в складках одежды — на рубашке длинные складки выполнены одним мазком кисти — широким и свободным, типичным для Караваджо».
Экстаз Магдалины, 1608 год, Караваджо, частная коллекция
Из Неаполя Магдалина Караваджо переехала в Рим, об этом свидетельствует штамп папской наземной таможни на картине. Такая печать таможни использовалась в конце XVII века, значит тогда картина попала в Рим. После этого — неизвестность.
Нашли её в коллекции семьи в Европе, где она передавалась по наследству из поколения в поколение. Подозревая, что их картина может быть важным произведением, они обратились к эксперту творчества Караваджо Мине Грегори, которая «узнала» оригинал художника.
Именно она доказала авторство Караваджо картины Святая Урсула в 1973 году, ещё до того как нашли документы, подтверждающие работу.
Мученичество Святой Урсулы, Караваджо
«Только в частных коллекциях ещё можно найти настоящие шедевры. Не на рынке антиквариата. Семья, в коллекции которой Экстаз Магдалины, не хочет рекламы и известности. Они не намерены пока продавать эту работу, обратились ко мне для экспертизы в надежде, что это настоящий Караваджо.
До их обращения, даже не был прочитан листок XVII века с надписью на раме картины. Раньше картина Экстаз Магдалины была очищена и сделаны анализы для выяснения даты создания в стране, где она находится. Пока семья остается анонимной, опасаясь ограбления.
Владельцы не собираются пока выставлять полотно на выставках, оно на ходится в их доме».
В последнее время Караваджо стал модным, наметилась тенденция приписывать работы важным художникам в целях повышения их стоимости на аукционах. Часто такие аттрибуции более чем спорные и невозможные, но рынок антиквариата диктует свои законы.
Мадонна паломников, Караваджо
Никто не писал такой Магдалины до Караваджо
Караваджо убежал из Рима, его искали за убийство Рануччио Томассони. Художник скрылся под крылом покровителей — влиятельной семьи Колонна и создал две картины за непродолжительный период.
Одна из них Ужин в Эммаусе находится в Пинакотеке Брера в Милане. По сравнению с более ранней работой с тем же сюжетом в Музее Лондона, работа 1606 года простая по композиции, темная цветовая гамма полна трагизма.
Настроение у художника было соответственным, он скрывался от смертной казни. Мало света на полотне, написанном в этот период, мало предметов на столе, хлеб разломлен, на столе скупой натюрморт м кувшином и двумя простыми тарелками.
Вторая картина Экстаз Магдалины, на которой художник изобразил по памяти знаменитую римскую куртизанку, свою ветренную подружку Лену — Магдалину Антоньети. Хроники называли её «Женщина Микельанжело», и она была любимой моделью.
Её изобразил художник на образе Мадонна паломников для Базилики Св. Августина, и её мы видим на Мадонне дей Палафреньери, написанной для Сан Пьетро.
Там картина оставалась всего несколько дней, от неё отказались заказчики — все знали модель Лену — проститутку в Риме, да и «младенец» изображен подросший. Теперь эта картина в Галерее Боргезе.
Мадонна дей Палафреньери, Караваджо, Галерея Боргезе — Мадонна с лицом Лены
Диагональная композиция — главное, на что сразу обращается взгляд — Магдалина откинулась назад, на нее падает луч света.
Сравнение головы на картине и на рисунке молодого Караваджо (Кастель Сфорцеско, Милан)
Женщина представлена здесь не как великая грешница, молящаяся о прощении, а как уже освлбодившаяся от греха и погруженная в глубокий экстаз. У Караваджо новый подход к изображению Магдалины, он повлияет на творчество Рубенса, Симона Воета и Беллини (знаменитая скульптурная группа Экстаз Святой Терезы говорит сама за себя).
Экстаз Святой Терезы, Бернини
Несмотря на то, что творчество Караваджо шокировало современников нетрадиционной иконографией, он всегда был великим «религиозным» художником. Караваджо утверждает ценности смирения, бедности и проявления божественного начала в своем искусстве.
Магдалина, Тициан, галерея Палатина
Ни один привычный намек на картине художника не говорит нам о том, что перед нами Кающаяся Магдалина — нет традиционного черепа, разбитого зеркала, сосуда с маслом, сферы, Креста, пещеры, Ангелов, брошенных драгоценностей. От традиционной иконографии сохранились только длинные волосы и красный цвет мантии.
Перед нами реальная женщина в экстазе, который вполне мог бы быть любовным. Двусмысленная ситуация, достигшая высшего напряжения, когда мистически душа соединяется с желаемым, высшее воплощение любви (к Богу или любимому). Этот драматизм ситуации — трагедия самого художника, отвергнутого Римом, законом и людьми, который вынужден скрываться и прятаться.
Магдалина, 1622 год, Де ла Марс
Караваджо изобразил Святую Магдалину такой, какой помнил свою Магдалину — Лену — прекрасной, с распущенными волосами, с обнаженным плечом, с полуприкрытыми глазами (от страсти или религиозного зкстаза?).
Здесь заказчики не могли влиять на воображение Караваджо. Вместо Святой кающейся отшельницы мы видим живую страдающую женщину, охваченную сильными и глубокими чувствами, погруженную в мистический экстаз.
После того, как Караваджо покинул Рим, больше он никогда не видел свою Лену, она вскоре умерла в возрасте 28 лет.
Читайте статьи на сайте
Караваджо с зеркалом, гравюра с картины неизвестного художника
- Утраченный Караваджо — Хищения шедевров в ХХ веке
- Места детства и юности Караваджо
- Открытие — Караваджо на чердаке
- Смерть на портретах
- Загадочный портрет в бункере Гитлера
- Сколько зарабатывали художники Эпохи Возрождения?
Источник: http://www.veronavisita.it/?p=13548
СОШ 8 Подольск, творчество Караваджо
Портреты Караваджо
Давид с головой Голиафа (фрагмент изображает художника) |
Портрет Караваджо |
Караваджо Микеланджело (Michelangelo Merisi da Caravaggio) (1573-1610), итальянский живописец.
Основоположник реалистического направления в европейской живописи VII века, внес в нее повышенное чувство эмоционального напряжения, выраженное через контрасты света и тени (караваджизм).
Учился в Милане; работал в Риме, Неаполе, на островах Мальта и Сицилия.
Караваджо, не принадлежавший к определенной художественной школе, уже в ранних произведениях противопоставил индивидуальную выразительность модели, простые бытовые мотивы («Маленький больной Вакх», «Юноша с корзиной фруктов») идеализации образов и аллегорическому истолкованию сюжета, свойственным искусству маньеризма и академизма.
Художник внес большой вклад в становление бытового жанра («Гадалка»). Зрелые произведения Караваджо — это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой («Призвание апостола Матфея» и «Мученичество апостола Матфея», «Положение во гроб», «Смерть Марии»). Живописная манера Караваджо в этот период основана на мощных контрастах света и тени, выразительной простоте жестов, энергичной лепке объемов, насыщенности колорита — приемах, создающих эмоциональное напряжение, острую аффектацию чувств. Подчеркнутая «простонародность» типажей, утверждение идеалов демократизма поставили Караваджо в оппозицию по отношению к современному искусству, обрекли его в последние годы жизни на скитания по югу �талии. В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом («Погребение Святой Лючии»). Свет в его картинах становится мягким и подвижным, колорит тяготеет к тональному единству, манера письма приобретает характер свободной импровизационности.
Творческая манера Караваджо оказала непосредственное влияние на сложение караваджизма — самостоятельного направления в европейском искусстве XVII века.
Картины Караваджо на мифологические и античные сюжеты:
Нарцисс | Голова Медузы, 1600 | Маленький больной Вакх |
Вакх | Вакх, фрагмент | Вакх, фрагмент | Вакх, фрагмент |
Спящий Купидон | Юпитер, Нептун и Плутон | Амур-победитель |
Картины Караваджо на библейские сюжеты:
Давид, 1600 | Давид, 1606 | Давид, 1609 |
Жертвоприношение �саака, 1605 | Жертвоприношение �саака |
Юдифь и Олоферн | Воскрешение Лазаря, 1609 |
Благовещение | Отдых на пути в Египет | Поклонение пастухов |
Рождество со Святыми Франциском и Лоуренсом | Мадонна дей Палафреньери, 1606, Боргезе | Мадонна дель Россарио |
Успение Святой Девы | Мадонна Пелегрини | Седьмое деяние Мерси |
Се человек, 1606 | Увенчание терновым венцом, 1603 | Бичевание Христа, 1607 |
Бичевание Христа, 1607 | Разговор Христа |
Христос РІ Рмманусе | Христос РІ Рмманусе, 1606 |
Уверение Фомы | Отречение Святого Петра |
Святой �ероним | Святой �ероним |
Ркстаз Святого Франциска | Саломея СЃ головой Р�оанна Крестителя |
Усекновение главы �оанна Крестителя, 1608 | �оанн Креститель |
Юный �оанн Креститель, Капитолийский музей | �оанн Креститель | Юный �оанн Креститель у родника, 1608 |
�оанн Креститель | �оанн Креститель | Распятие Святого Петра, 1600 |
Распятие Святого Андрея | Положение во гроб, 1603, Пинакотека, Ватикан | Святая Екатерина Александрийская |
Святой Франциск, 1606 | Обращение Святого Матфея | Святой Франциск, 1606 |
Обращение Павла, 1600 | Обращение Павла, 1600 | Мария Магдалена |
Святые Марфа и Мария Магдалена | Мученичество Святой Урсулы |
Погребение Святой Люции | Мученичество апостола Матфея |
Святой Матфей и ангел
Другие картины Караваджо:
Гадалка | Гадалка |
Шулеры | Концерт, 1595 |
Лютнист | Лютнист |
Лютнист, фрагмент | Лютнист, фрагмент |
Лютнист, фрагмент | Натюрморт с цветами и фруктами |
Юноша с корзиной фруктов, 1593 | Мальчик, укушенный ящерицей, 1593 | Юноша, чистящий фрукты, 1593 |
Алоф де Вижнакурт, 1608 | Удаление зубов, 1607 | Маффео Барберини, 1599 |
Источник: http://sschool8.narod.ru/Masters/A_Caravaggio.htm
Караваджо — Махов Александр Борисович — страница 89 — чтение книги бесплатно
Вернёмся к событиям далёкого прошлого. Среди первых откликов на безвременную кончину гения, которого оплакивал весь Рим, появились такие строки поэта Джамбаттисты Марино, дружившего с покойным мастером:
Великий Караваджо был творцом — Его побаивалась мать-природа. Как часто переменчивая мода Была худого мнения о нём. Он обладал талантом и умом, Но главным для него была свобода, И в благодарной памяти народа Навечно он остался бунтарём{90}.
Караваджо осмелился показать на своих полотнах правду жизни, а правдолюбцев, как известно, никогда и нигде не любили и всячески преследовали. Это была поистине одна из самых трагических фигур в истории не только итальянского, но и мирового искусства.
Основные даты жизни и творчества караваджо
1571, 29 сентября — микеланджело меризи родился в милане в день михаила-архангела в семье архитектора фермо меризи и лючии аратори.
1576 — во время чумы в милане умерли отец и дед меризи, а в венеции скончался тициан. мать лючия аратори с детьми переезжает в караваджо, где будущий художник провёл детство.
- 1577 — в риме основана академия святого луки.
- 1584, 6 апреля — микеланджело меризи поступает на обучение в живописную мастерскую художника симоне петерцано в милане.
- 1586 — наставник петерцано берёт с собой ученика меризи в поездку в бергамо, брешию и кремону.
1588, март — май — вместе с мастером петерцано молодой меризи посещает венецию, где присутствует на похоронах веронезе. заканчивается срок обучения в мастерской петерцано.
- 1590, 29 ноября — смерть матери лючии аратори.
- 1591, 12 мая — в присутствии дяди-священника лодовико меризи происходит окончательный раздел имущества между микеланджело, джован баттистой и катериной меризи.
- осень — бегство из милана после ссоры за карточной игрой, завершившейся убийством.
1592 — папой стал климент viii. микеланджело меризи едет в рим, где поступает в мастерскую пандольфо пуччи. знакомится с некоторыми художниками, с будущим биографом джулио манчини и архитектором онорио лонги. получает прозвище караваджо. смерть монтены во франции.
1593 — караваджо поступает в мастерскую кавалера чезари д’арпино, где встречает марио миннити. пишет «юношу с корзиной фруктов». впервые задерживается за драку и попадает в тюрьму тор ди нона, где произошла его встреча с джордано бруно.
1594 — попадает в госпиталь консолационе. порывает с чезари д’арпино. поселяется в доме монсиньора петриньяно, где пишет «больного вакха», «гадалку», «шулеров», «юношу, укушенного ящерицей» и первые картины на религиозную тему — «кающуюся магдалину» и «отдых на пути в египет».
лето — начало дружбы с анной бьянкини, знакомство с коллекционером винченцо джустиньяни.
осень — начинает жить и работать во дворце кардинала дель монте, где встречается с галилеем, кампанеллой, делла порта, поэтами марино и милези. пишет «музицирующих мальчиков». кончина палестрины под римом.
1595, апрель — присутствует на капитолии на гражданской панихиде скончавшегося поэта торквато тассо. пишет «экстаз святого франциска» и «нарцисса». отказ в принятии в члены академии святого луки.
1596 — пишет первую версию «лютниста». присутствует на суде над кампанеллой в церкви санта-мария сопра минерва.
1597 — пишет вторую версию «лютниста», «голову медузы» и «корзину с цветами».
1598 — в одном из римских дворцов впервые видит конфискованные папой климентом viii картины джорджоне. пишет «мученичество святой екатерины», «трапезу в эммаусе», «портрет кардинала барберини».
1599, лето — контракт на написание трёх картин для капеллы контарелли в церкви сан-луиджи деи франчези. покидает кардинала дель монте и переезжает во дворец навичелла к меценату чириако маттеи.
заказчик отверг первый вариант картины «апостол матфей и ангел». заканчивает «призвание апостола матфея». марио миннити покидает мастерскую караваджо.
на картине «давид и голиаф» дано первое изображение нового помощника чекко бонери.
- 14 сентября — казнь беатриче ченчи.
- осень — пишет «юдифь и олоферна».
- 1600 — начало празднований юбилейного года.
17 февраля — смерть джордано бруно на костре инквизиции. лето — заканчивает «мученичество апостола матфея» и исправленный вариант картины «апостол матфей и ангел».
24 сентября — подписание контракта на две картины для капеллы черази в церкви санта-мария дель пополо.
осень — пишет «неверие апостола фомы». король франции генрих iv женится на марии медичи.
1601 — наследники кардинала черази отказываются принять «распятие апостола петра» и «обращение савла». пишет картины «всепобеждающий амур» и «юный иоанн креститель». начало дружбы с маддаленой антоньетти (леной).
- 14 июня — контракт на «успение богоматери» для церкви санта-мария делла скала.
- лето — переезд в съёмный дом в переулке сан-бьяджо.
- 1602 — в церкви санта-мария дель пополо установлены новые варианты отвергнутых картин «распятие апостола петра» и «обращение савла».
- 1603, 29 августа — судебная тяжба, затеянная будущим биографом бальоне, из-за которой караваджо оказывается в тюрьме, но 25 сентября обретает свободу по ходатайству французского посла.
- 25 октября — поездка в анконскую марку.
- 1604, 6 сентября — в церкви санта-мария ин валличчела установлена картина «положение во гроб».
- осень — карел ван мандер публикует «книгу о живописи», где много пишет о караваджо.
- 1605, 29 мая — папой стал павел v.
- лето — пишет «мадонну паломников» и «успение богоматери».
29 июля — ранит в драке нотариуса паскуалоне. бегство в геную, где караваджо пишет «ессе ното».
26 августа — возвращение в рим. кардинал боргезе улаживает конфликт с паскуалоне.
осень — иск хозяйки дома на сан-бьяджо. переезд в дом адвоката руффетти. пишет «святого иеронима».
24 октября — тяжело раненный караваджо допрашивается полицией.
28 ноября — контракт на написание «мадонны со змеёй» для собора святого петра.
1606 — отвергнутое «успение богоматери» по совету рубенса покупает мантуанский герцог гонзага. пишет «портрет папы павла v».
14 апреля — картина «мадонна со змеёй» установлена в соборе святого петра, но 16 апреля выносится из собора, будучи отвергнута заказчиком.
29 мая — во время игры в мяч смертельно ранит рануччо томассони, бежит из рима и скрывается в поместье семейства колонна в пальяно и дзагароло под римом.
лето — объявленный вне закона караваджо заочно приговаривается к смертной казни. пишет второй вариант «трапезы в эммаусе», «святого франциска» и «экстаз магдалины».
- сентябрь — покидает дзагароло и направляется в неаполь.
- 6 октября — контракт на картину с никколо радуловичем, через месяц другой контракт с благотворительной конгрегацией пио монте делла мизерикордия.
- 1607, 7 января — завершена картина «семь дел милосердия».
май — контракт на «бичевание христа». по заказу вице-короля неаполя пишет «распятие апостола андрея», а для храма сан-доменико маджоре — «мадонну с чётками».
12 июля — караваджо прибывает на мальту, где пишет «святого иеронима», «портрет старого рыцаря» и «благовещение». сентябрь — возвращается в неаполь.
24 декабря — контракт на написание трёх полотен для церкви сант-анна деи ломбарди, погибших во время землетрясения.
1608, 7 февраля — магистр алоф де виньякур испрашивает разрешение папы на возведение караваджо в рыцарский сан. возвращение в мае на мальту. пишет портрет магистра. вызван в инквизицию на допрос. пишет «усекновение главы иоанна крестителя».
14 июля — посвящение караваджо в рыцари мальтийского ордена.
27 августа — разбирательство дисциплинарным комитетом недостойного поведения нового рыцаря и заключение его в тюрьму. октябрь — караваджо совершает побег из тюрьмы и оказывается на сицилии, где из сиракузы бежит в мессину, затем в палермо. пишет «погребение святой лючии», «воскрешение лазаря», «поклонение пастухов», «рождество».
- 1 декабря — лишается рыцарского звания.
- 1609 — возвращение в неаполь, где 24 октября на жизнь художника совершено покушение.
- осень — пишет «мученичество святой урсулы».
- 1610, 14 мая — убийство генриха iv.
июль — получив сообщение о помиловании, караваджо нанимает фелюгу и отплывает из неаполя. в порту пола подвергается задержанию для выяснения личности.
18 июля — смерть неподалёку от порто-эрколе.
иллюстрации
караваджо с зеркалом
Гравюра работы неизвестного автора
Герб семейства Меризи да Караваджо
Современный вид городка Караваджо в Ломбардии
Учитель Караваджо — художник Симоне Петерцано
Братья дель Монте — учёный Гвидобальдо и кардинал Франческо Мария
Кавалер Джузеппе Чезари д’Арпино
Маркиз Винченцо Джустиньяни
Томмазо Кампанелла
Джордано Бруно
Беатриче Ченчи
Портрет работы Гвидо Рени
Алпатов М. В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. М., 1976.
Источник: https://nemaloknig.com/read-405240/?page=89
Картины Караваджо станут ключом к разгадке таинственных последствий жизни художника
Музей Метрополитен собрал две картины, которые Караваджо создал в последние месяцы своей жизни. Их представят на выставке, которая отражает борьбу художника за примирение с его бурной личной сагой.
По всем признакам Караваджо был саморазрушительной личностью с довольно сложным характером -художник увлекался азартными играми, любил выпивать и вести распутную жизнь. В конце концов, он встретил болезненную смерть, хотя до сих пор неизвестно, убили его или же художник скончался из-за болезни.
Отказ от Святого Петра
Во время росписи его последних двух шедевров, «Отказ от Святого Петра» и «Мученичество Святой Урсулы», художник находился в очень напряжённом состоянии. Он бежал из Рима из-за убийства известного местного сутенера, а до этого уехал из Мальты после нападения на Фра Джованни Родомонте Роэро, высокопоставленного рыцаря в мальтийском ордене св. Иоанна, который преследовал его, чтобы отомстить.
Воссоединение картин впервые произошло в 2004 году, а данная выставка просто редкая возможность увидеть эти темные сцены бок о бок.
Созданная для продажи на неаполитанском рынке искусства картина «Отказ от Святого Петра» (1610), которая сегодня принадлежит Метрополитену, изображает женщину, обвиняющую святого в том, что он – последователь Христа.
Мученичество Святой Урсулы
В отличие от этой работы, «Мученичество Святой Урсулы» Караваджо написал для генуэзского дворянина Маркантонио Дориа.
Будучи чуть больше по масштабу, работа ссылается на средневековую легенду с конца третьего века о святой, которая остановилась в Кельне со своими 11 тыс. последователями.
Начальник варваров влюбился в благочестивую Урсулу, но девушка отказала ему, поэтому мужчина убил ее стрелой, а ее последователей мечом за то, что они отказались переходить в его армию.
Караваджо написал оба произведения в своем фирменном стиле, контрастируя светлые области с темным фоном, чтобы вызвать театральную атмосферу напряженности.
Тем не менее, в этих двух поздних работах он дотягивает светотень до крайности, посвящая большую часть своих фигур в темноту.
Согласно тексту выставки, его смещение в стиле отражает «бремя вины и обреченности» художника, которое привело некоторых ученых к предположению, что работы изображают «пересечение с его биографией».
«Избежав тюремного заключения на Мальте и работая на Сицилии, он прибыл в Неаполь в надежде получить помилование за убийство, совершенное им в Риме в 1606 году», — рассказал Кит Кристиансен, глава Европейской живописи в музее Метрополитене.
«Затем его атаковали и изрезали лицо, а в Риме распространились слухи, что художник был убит. Именно в этот момент он нарисовал эти две картины».
Несмотря на неустойчивые обстоятельства Караваджо, мы видим в этих картинах его способность трансформировать чреватое состояние разума в мелко наблюдаемые сцены потрясающего драматического напряжения.
«Быстрота кисти и минимальное внимание к деталям фокусируются на эмоциональных или психологических характеристиках».
Стиль этих картин может рассказать нам больше о последних днях художника, чем кажется на первый взгляд.
Ученый Эндрю Грэхем-Диксон предполагает, что именно рыцарь напал на художника и изуродовал его лицо в поисках мести в Неаполе.
Кроме того, историк искусства утверждает, что атака, возможно, нарушила зрение художника и манеры художественного письма, в результате чего появились сравнительно темные и урезанные образы, найденные в этих последних работах.
Источник: https://art-news.com.ua/kartiny-karavadzho-stanut-klyuchom-k-razgadke-tainstvennyx-posledstvij-zhizni-xudozhnika-16065.html
Микеланджело Меризи да Караваджо (Caravaggio)
Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610) родился в городке Караваджо, расположенном неподалеку от Милана, в семье Фермо Мериси и Люсии Аратори. В сохранившихся архивных документах того времени говорится, что Фермо Мериси был квалифицированным каменщиком, имевшим право нанимать учеников.6 апреля 1584 г. Караваджо подписал 4-х летний контракт о стажировке с миланским мастером Симоном Петерцано, утверждавшим, что учился у самого Тициана.В 1592 г. после ссоры и ранения полицейского Караваджо вынужден был спешно покинуть Милан и перебраться в Рим.Новоизбранный папа, Климент VIII, намеревался превратить Рим в символ возрожденной и процветающей католической веры. При новом папе началось интенсивное строительство новых и реставрация старых церквей, что привлекло в Рим целую армию живописцев. По приблизительной оценке, численность населения Рима в XVI в. составляла порядка 100 000 человек и около 2000 из них были художниками. Можно представить насколько сильной была конкуренция, выливавшаяся в ссоры и нередко с кровавым исходом.Караваджо поступил в мастерскую Джузеппе Чезари, одного из самых известных римских художников того времени. В мастерской Чезари действовала «конвейерная система» и Караваджо поручали рисовать лишь декоративные рамки, цветы и фрукты.
Недовольному этим Караваджо удалось расположить к себе Костантино Спата, преуспевающего торговца картинами, и предложить ему свои работы. Одному из постоянных клиентов Спата, кардиналу Франческо Марии дель Монте, понравились две картины Караваджо «Шулеры» и «Гадалка», он их приобрел и захотел познакомиться с художником. С этого момента кардинал стал опекать художника, помогая получать выгодные заказы. (Позднее Караваджо создал еще одну версию картины «Гадалка», которая хранится в Лувре).
Свободное время Караваджо проводит в компании своих друзей, молодых задиристых и дерзких художников Просперо Орси, Марио Миннити и Орацио Джентилески. Именно тогда имя Караваджо впервые появляется в криминальных архивах Рима.В июле 1599 г.
Караваджо подписал контракт на создание двух больших картин для боковых стен римской церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези.
С 1600 г. по 1604 г. художник интенсивно работает и пишет множество полотен религиозной тематики: «Иоанн Креститель», «Ужин в Эммаусе», «Распятие Св.
Петра», «Жертвоприношение Исаака».
В 1605 г. Караваджо создает полотно «Мадонна ди Лорето» для Часовни Кавалетти в римской церкви Святого Августина.В 1605 г. папа Павел V заказал художнику изображение Девы Марии для собора святого Петра.
Однако написанное полотно «Мадонна со змеёй» отцы церкви посчитали непристойным, недовольные тем, что натурщицей оказалась куртизанка.28 мая 1606 г. Караваджо на дуэли убил некого Рануччио Томассони. Т.к.
дуэли были запрещены, совершение убийства во время поединка считалось тяжким преступлением. Караваджо удалось скрыться, но заочно он был приговорен к смертной казни, а это означало что любой человек в папских государствах имел право убить его и получить за это вознаграждение.
Несколько месяцев художник скрывался в поместье семьи Колонна неподалеку от Рима. Там он написал картину «Святой Франциск в размышлении».
Осенью 1606 г. Караваджо перебрался в Неаполь, находящийся вне юрисдикции римских властей. В Неаполе художник создал для церкви Пио Монте делла Мисерикордиа знаменитую алтарную композицию «Семь деяний Милосердия».
Из Неаполя Караваджо отправился на Мальту, где надеялся стать рыцарем ордена Госпитальеров. Вступление в орден означало бы автоматическую отмену смертного приговора за убийство, совершенное им в Риме.
Основные работы мальтийского периода включают в себя грандиозное полотно «Усечение головы святого Иоанна Крестителя» и картину «Портрет Алофа де Виньянкура».
14 июля 1608 г. Караваджо становится членом ордена Госпитальеров.Однако в августе 1608 г. Караваджо ввязался в драку, в которой тяжело ранил рыцаря ордена, был арестован и заключен в тюрьму. Из тюрьмы ему удалось бежать на Сицилию, но членство в ордене было аннулировано.
Летом 1609 г. Караваджо вернулся в Неаполь, где написал картины «Отречение святого Петра», «Иоанн Креститель» и «Мученичество Святой Урсулы».
В октябре 1609 г. на его жизнь было совершено покушение, в результате которого лицо сильно изуродовали. Караваджо посчитал, что в покушении замешаны рыцари ордена и, написав картину «Саломея с головой Иоанна Крестителя» с изображением собственной головы на блюде, отправил полотно Великому магистру ордена Госпитальеров с мольбой о прощении.
В первых числах лета 1610 г. Караваджо решил перебраться поближе к Риму, т.к. влиятельные друзья сообщили, что в ближайшее время его помилуют.Что произошло после отплытия художника из Неаполя и по какой причине он умер 18 июля 1610 г. в городке Порто Эрколе, неизвестно.Сообщение о смерти Караваджо было опубликовано в Риме 31 июля 1610 г.
, одновременно с папским указом о помилованииЗнаменитый при жизни, Караваджо был забыт почти сразу после смерти, и «открыт вновь» только в XX в.
Картины Караваджо хранятся в Британской Королевской коллекции, Лондонской Национальной галерее, Национальной галерее Ирландии, Римской галерее старинного искусства, Пинакотеке Ватикана, Галерее Боргезе, Галерее Уффици, Пинакотеке Брера, Галерее Дориа-Памфили, Лувре, Руанском музее изящных искусств, Венском музее истории искусств, Берлинской картинной галерее, Государственном Эрмитаже, Национальном музее Прадо, Мадридском Королевском дворце, Музее Тиссена-Борнемиссы, Метрополитен музее, Художественном музее Кливленда, Галерее Уодсворт Атенеум, Детройтском институте искусств.
Коллекция из 56 картин Караваджо
Источник: https://gallart.by/Caravaggio.html
Ганс Мемлинг. Известные работы
Краткая биография
Ханс Мемлинг (около 1433, Зелигенштадт, Гессен – 1494, Брюгге) своим творчеством знаменует переход от готики к Возрождению. Вероятно, учился в некой мастерской на Среднем Рейне или в Кельне, а затем у Рогира ван дер Вейдена в Брюсселе. Сохранились письменные свидетельства его пребывания здесь в 1465, а в следующем году — в Брюгге.
Опираясь на опыт ван дер Вейдена и Дирка Боутса около 1470 создает собственный стиль. Он выражается в богатом колорите, грациозности фигур, а также в подробной передаче деталей. Мемлинг компонует много раз измененные и добавленные им детали в спокойной единой композиции. В поздних произведениях отходит от традиций раннего Возрождения.
Известные картины
Портрет старой женщины (1470–1475)
Дерево, масло, 35*29 см Лувр, Париж.На этом фрагменте парного портрет, где пространство ограничено, изображение женщины целиком выдвинуто вперед. Произведение является часты двойного портрета.
Художник делает акцент не на изображении перспективы, а на достоверной передаче деталей. Здесь не идет речь о выявлении характера. Но при этом личность женщины отображена выразительно и не забываемо.
Хотя пейзаж контрастирует с темным фоном, он не отвлекает от созерцания картины.
Страшный суд (около 1471)
Дерево, масло. Центральная часть 223*160,5 см, боковые части 223*72,5 см. Национальный музей, Гданьск.
В центре триптиха — сцена Страшного суда. Бог Вседержитель (Maiestas Domini) восседает на радуге. Под его ногами — земной шар. Лилия и меч — слева и справа от головы — символы чистоты и справедливости.
Христос окружен апостолами, заступниками и просителями — Девой Марией и Иоанном Крестителем, а также ангелами. В руках ангелов орудия Страстей Христовых. Ниже фигура архангела Михаила. Он взвешивает души праведников и грешников. Черти загоняют проклятых в ад, а блаженные входят в рай. На стеклянной лестнице их приветствует святой Петр, а потом одевают ангелы.
Из-за небесных врат с аркой, богато украшенной изображениями музицирующих ангелов, исходит золотой свет. На заднем плане виден ландшафт, выполненный достаточно детально. Мемлинг не пишет больше своих персонажей как анонимные фигуры, он придает им индивидуальные, портретные черты.
Конечно, нельзя определить, все ли фигуры имеют портретное сходство с реальными современниками, но душа на левой чаше весов архангела очень напоминает Томмазо Портинари, партнера заказчика.
Алтарь, композиция которого выполнена по образцу картины Рогира ван дер Вейдена «Страшный суд», был заказан Анджело ди Якопо Тани (1415–1492), торговым представителем в Брюгге, для своего родного города Флоренции. Когда произведение перевозилось по морю, оно было захвачено пиратами и попало в Гданьск.
Алтарь Девы Марии и Иоанна Предтечи (1479)
Дерево, масло. Центральная часть 172*172 см, боковые части 172*79 см. Музей Мемлинга, Брюгге.
На левой створке алтаря изображена сцена обезглавливания Иоанна Крестителя. Для нее характерны глубокие линии, ведущие к типичной для картин Мемлинга высоко расположенной линии горизонта.
Видения Иоанна Евангелиста на Патмосе, написанные на противоположной доске, напоминают фантастический мир форм Иеронима Босха. Оба святых являются, наряду со св. Варварой и ангелами, свидетелями Мистического обручения святой Екатерины, изображенного в центре.
Алтарь, вероятно, предназначался для госпиталя святого Иоанна в Брюгге. Как и во многих своих работах, Мемлинг пишет подробные сцены из жизни святых на фоне пейзажа. Кроме того, здесь просматривается и мирская жизнь. На средней доске в глубине можно различить очертания города Брюгге.
Там разгружаются и обмериваются винные бочки — привилегия, которой был удостоен странноприимный дом города с XIV века.
Семь радостей Марии (около 1480)
Дерево, масло, 81*189 см. Старая пинакотека, Мюнхен.
Мемлинг использует здесь необычно широкий для пейзажей формат, чтобы изобразить все 25 эпизодов истории искупительного подвига Христа и жизни Богоматери — от Благовещения, в доме на левом краю картины, до Успения Девы Марии — справа, под аркой ворот.
В центре картины Поклонение волхвов, которое относится к главной теме композиции, Семи радостям Девы Марии. Возможно, написать такую сценическую, ни с чем не сравнимую композицию, которая изначально была предназначена для церкви святой Марии в Брюгге, Мемлинга побудили современные ему театральные мистерии.
В левом углу картины рядом с гербом показан даритель купец Питер Бултин со своим сыном. Они стоят на коленях перед стеной клена, где родился Христос.
Мария среди роз (около 1480)
Дерево, масло, 43,3*31 см Старая пинакотека, Мюнхен.Это изящное произведение представляет собой внутреннюю сторону правой створки небольшого алтаря для частных молений.
Несмотря на близкие к реальным детали, Богоматерь и ангелы изображены в атмосфере полной символов. Они находятся в райском саду, отделенные от мира живой изгородью роз.
Яблоко, которое один из ангелов протягивает младенцу, символизирует грехопадение, цветы — чистоту, страдания и радости Девы Марии.
Портрет Бенедетто ди Томмазо Портинари (1487)
Холст, масло, 45*34 см Уффици, ФлоренцияНа проникновенном, тонко написанном портрете — 21-летний племянник и деловой партнер Томмазо Портинари — бывший представитель семьи Медичи в Брюгге.
На господское положение юноши указывают расписные мраморные колонны пейзажа.
Портрет является правой половиной диптиха, противоположная сторона представляет его одноименного покровителя, к которому молодой человек обращает свою мысленную молитву.
Мученичество одиннадцати тысяч дев и Мученичество святой Урсулы (1489)
Дерево, масло, 35*25 см каждая. Музей Мемлинга, Брюгге.
В своих картинах для раки святой Урсулы Мемлинг показывает трагический конец паломнической поездки королевской дочери и ее свиты в Кельн.
При нападении язычников гуннов святой удается сперва избежать гибели, но ее все-таки убивает их предводитель. На дальнем плане видны очертания Кельна с собором, строительство которого не за кончено.
Источник: https://artrue.ru/style/renessans/gans-memling-izvestnye-raboty.html