Васильев Федор Александрович (реализм)
В русском искусстве имя Ф.А. Васильева навсегда осталось феноменом редкого таланта, ранней одаренности — удивительной загадки природы. Его жизнь была трагически короткой, однако уже в 18 лет он оказался в среде ведущих художников своего времени.
Федор Александрович Васильев родился в Гатчине, в семье бедного почтового чиновника. Детство провел в Петербурге. Еще в детстве был вынужден зарабатывать на жизнь — за три рубля в месяц служил на почтамте, а затем перешел к реставратору картин Соколову. По вечерам посещал Рисовальную школу.
Но серьезного, систематического образования так и не получил. Большую роль в его воспитании как художника сыграли Шишкин и Крамской. Шишкин был мужем сестры Васильева, и он часто ходил с ним на этюды и многому у Шишкина научился. А с Крамским познакомился на его знаменитых «четвергах» Артели, куда его ввел Шишкин.
С тех пор всю жизнь Крамской был другом Васильева, его наставником и учителем.
Если в ранних работах мы видим явное влияние Шишкина, стремление «сфотографировать» природу, то позднее Васильев стал писать по-своему, так, как только он видел и понимал русскую природу.
Всего пять лет длился творческий путь художника Васильева, но этот путь был настолько плодотворен, настолько значителен и велик, что его очень трудно переоценить. В 1873 году после тяжелой болезни Васильев скончался, оставив потомкам России множество великолепных, талантливых полотен.
Васильев в совершенстве владел пейзажной лирикой, и эта лирика была такой напряженно-психологической, окрашенной порывами чувств и настроений человека, она показывает нам взволнованно-патетическое восприятие художником мира природы, неустанные поиски в пейзаже красоты и высокой поэзии.
Сравнивая картины двух мастеров пейзажной живописи — Саврасова и Васильева, -один из исследователей творчества Васильева В.А.Прытков писал так: «Если Саврасов искал красоту правды, то Васильев стремился к правде красоты».
Мокрый луг (1872)
Лучшее произведение Федора Васильева. Мотив удивительно прост: болотистая заводь с топкими берегами, слева от нее протянулся обрывистый косогор, справа, вдали, сквозь дымку проглядывает полоса леса.
Только что прошла тяжелая грозовая туча, дождь промыл зелень, землю, воздух. Как легко дышится после летнего шквального ливня! Скоро появится ослепительное солнце и отразится в бесчисленных каплях на траве и листьях.
В центре картины — стоячее, завораживающее, непроницаемое зеркало воды, а над ним — симфония огромного неба! Влажная атмосфера, окутывающая пейзаж, смягчает четкость очертаний его форм, придает красивый серебристый тон всему изображению.
Художник тонко и проникновенно передает состояние природы, очень неустойчивое, зыбкое, полное внутреннего напряжения. Небо, занимающее больше половины изображения. Беспокойно клубящиеся облака отбрасывают на равнину глубокие тени.
Луг, по сравнению с подвижным небом, словно замер, омытый ливнем. Напряженно звучит цвет его зелени.
В таком же напряжении сопоставляются сине-серые глухие краски неба с открытыми звонкими красками зеленого луга, с серебристыми отблесками солнца , пробивающимися сквозь облака и заставляющими светиться водную гладь.
Торжественный, величественный пейзаж, как гимн любви к родине!
На конкурсе в Обществе поощрения художников картина «Мокрый луг»получила вторую премию (первую получил Шишкин за «Сосновый бор»). Картина поразила зрителей своей необычностью, новизной художественных приемов.
Оттепель (1871)
Картина является самой социальной из всех созданных Васильевым пейзажей, как ответ на запросы времени.
Художник изображает унылую заснеженную равнину, в которой затерялись и сиротливо стоящая у края леса, утонувшая в сугробах крестьянская изба, и маленькие фигурки путника с ребенком, медленно бредущие в неведомую даль по расхлябанной дороге.
Перед зрителем предстают необъятные просторы, низко нависшее над землей свинцово-серое небо, распластанная равнина земли — все это усиливает впечатление тоскливого однообразия.
Сырая слякоть дороги, кажущейся особенно грязной из-за нависшей над нею тучи, черный разлившийся ручей, преградивший путь, холодный блеск подтаявшего и прихваченного легким морозом снега усиливают ощущение неприглядной серости, немого безлюдия и бесприютности пейзажа.
Вместе с тем художник наполнил пейзаж патетической взволнованностью, романтической приподнятостью. Чувствуется, что Васильев покорен его своеобразной красотой. Он восторженно любуется суровой природой.
Это выразилось в залитой серебристым светом снежной пустыне, в красивом сочетании подтаявшего серебристо-коричневого снега, чуть тронутого золотистым отсветом холодного зимнего солнца, в заиндевелых, пушистых, старых елях, высящихся глухой стеной среди бескрайних просторов.
Особая, возвышенная красота, свойственная «Оттепели», носит очень сдержанный, строгий характер.
Перед грозой
Художник передает момент предгрозовой тишины. Сквозь низко нависшие свинцово-сизые тучи пробивается горящий солнечный луч. Земля окутана тревожным сумраком. На фоне грозовых туч рыжим цветом загорается листва деревьев. Спешат домой мальчик в красной рубахе, и женщина в белой кофте с хворостиной в руке подгоняет гусей, чтобы успеть до грозы. Порыв ветра, пронесшийся над деревьями, беспокойно кружащие над лесом птицы усиливают ощущение надвигающейся грозы.
Пейзаж с сорокой
- И впряимь поверишь чудесам — тут мастер есть один,
- Какие краски по лесам находит для картин!
- Как фантазер и реалист, известный испокон,
- Заслышав птичий пересвист, снег поджигает он.
- И вот не белизна царит, а красок хоровод:
Там алый парус воспарит, тут вспыхнет небосвод…
(Эди Огнецвет)
В Крымских горах (1873)
Картина написана в последний год жизни художника, она достойно завершает его творческий путь, свидетельствуя о расцвете его таланта и большой внутренней зрелости.
Полотно выполнено в приглушенной гамме песочно-серо-коричневых, оливковых и серебристо-серых тонов. Зритель почти не замечает красок, охваченный настроением, в которое погружает его восприятие картины.
От пейзажа веет суровой торжественной тишиной. Художник запечатлевает величественную панораму горного Крыма. Пейзаж построен так, что зритель невольно все выше поднимает свой взор, ввысь, к вершине.
Горы едва проглядывают сквозь пелену клубящихся облаков. Их склон еле освещен призрачным светом солнца, скрытого за облаками.
Эта неясность очертаний горного ландшафта, седые туманы, которые бродят над ним, окутывая его своей мглой, этот рассеянный свет в атмосфере, этот величественный шум сосен в вышине создают ощущение «чего-то глубоко задумчивого, таинственного», «какой-то торжественной тишины», будто «какая-то симфония доходит до слуха оттуда, сверху».
- Повозка с впряженными в нее волами, старик татарин, идущий рядом, подчеркивают суровое безлюдие горного ландшафта, его величавую отрешенность от суеты и прозы жизни.
- Полотно пробуждает в зрителе возвышенный строй мыслей и чувств, благоговейное преклонение перед прекрасным.
- Болото в лесу. Осень
Деревня (1868)
Летний жаркий день.
Рассвет
После дождя
В церковной ограде. Старое кладбище Валаамского монастыря.
Волжские лагуны
Землянка (1870)
Источник: http://cvetamira.ru/vasilev-fedor-aleksandrovich-1850-1873
Фёдор Васильев: жизнь и творчество художника
Фёдор Алекса́ндрович Васи́льев (10 февраля 1850, Гатчина, Российская империя — 24 сентября 1873, Ялта) — русский живописец-пейзажист.
СОДЕРЖАНИЕ
- Биография художника
- Творчество
- Интересные факты из жизни художника
- Картины Фёдора Васильева
- Библиография
Фёдор Васильев родился 10 февраля 1850 года в городе Гатчине (ныне Ленинградская область) в семье мелкого почтового чиновника из Петербурга.
В двенадцатилетнем возрасте был отдан на службу в главный почтамт, где получал 3 рубля жалованья в месяц. С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию.
Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова.
К окончанию учёбы Васильев вошёл в среду известных художников, особенно сблизился с Крамским и Шишкиным. Важным событием в этот период для юного художника стала его поездка на остров Валаам, где вместе с И. И.
Шишкиным он проработал более пяти месяцев: с июня до поздней осени 1867 года.
В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом), и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью).
Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника. В 1870 году Васильев вместе с художниками И. Репиным и Е. Макаровым предпринял поездку по Волге.
Плыли по великой реке от Твери до Саратова, а творческую квартиру устроили в окрестностях самарского Ставрополя, напротив Жигулей.
Масса впечатлений и множество рисунков от этого волжского лета послужило основой для ряда картин, наиболее значимые из которых — «Вид на Волге. Барки» и «Волжские лагуны».
По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель». Картина сразу стала событием русской художественной жизни.
Её авторское повторение, в более тёплых тонах чем первый вариант, было показано на всемирной выставке 1872 г. в Лондоне.
Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870 года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. По предложению графа П. С. Строганова художник провёл лето 1871 года в его имениях в Харьковской и Воронежской губерниях, но так и не вылечился.
Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса).
В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни.
В этот период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин. Центральное произведение о крымской природе — большая картина «В Крымских горах» (1873 г., Третьяковская галерея).
В Крыму Васильев написал и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). Художник работал много и напряжённо, порой в ущерб лечению.
Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу.
Ф. А. Васильев скончался 24 сентября (6 октября) 1873 года в Ялте. Могила находится там же, на Поликуровском кладбище.
ТВОРЧЕСТВО
Он с ранних пор пристрастился к рисованию.
Творческое и духовное развитие Васильева шло так стремительно, словно он знал наперед, что судьба отпустила ему слишком мало времени и нужно успеть сделать как можно больше, не упустить из своего внимания и памяти ни одного мига, какой дарует жизнь.
Окружающие поражались его феноменальной одаренности.
Она проявлялась во всем — в быстроте и легкости, с которой воспринимались им профессиональные навыки и накапливались знания из самых разных областей.
Удивляли его начитанность, знание предметов, умение глубоко судить о вещах сложных при том, что получить систематическое образование у него попросту не было.
Природная одаренность позволяла ему все схватывать на лету, а глубокая натура перерабатывала знания в серьезную систему.
Васильев поступил в рисовальную школу Общества поощрения художеств, а несколько позже стал пользоваться советами И.Н. Крамского и И.И. Шишкина.
Шишкин научил Васильева видеть разнообразие форм природы, различать конструкцию, характер деревьев и листьев. Он внушил ученику любовь к тщательному наблюдению, к анализу, и, наконец, к самому процессу художественного труда.
В ранних пейзажах Васильева немало «шишкинского»: пристальный аналитический взгляд на мир, внимание к деталям.
Впрочем, уже тогда Васильев не умел смотреть на мир бесстрастно: в его холстах природа неспокойна.
Тяжелые тучи нависают над притихшей равниной, стремительно и низко проносятся птицы, горизонт заволакивает сизо-синяя дождевая пелена.
В юношеских работах заметна тяга к романтическому восприятию природы. В этих картинах больше действия, чем настроения; художник лишь начинает свое открытие мира.
В 1867 г. Васильев написал на Валааме несколько этюдов с натуры, которые были выставлены в Обществе поощрения художеств. В 1870 г. вместе с Репиным и Макаровым предпринял поездку по Волге и написал картины: “Оттепель”, “Вид на Волге” и “Зимний пейзаж”, доставившие ему известность.
Картина «Вид на Волге. Барки» (1870) — важнейший итог этой поездки. Спокойное величие широкой реки поразило Васильева, и именно это ощущение простора наполняет полотно. Чуть колышущаяся, почти зеркальная вода, низкий песчаный берег, открытый горизонт.
Глаз свободно скользит от переднего плана к глубине, от одного края картины к другому, задерживаясь лишь на барках у берега — смысловом и зрительном центре картины. Всеми средствами он старался выразить основное впечатление во всей его полноте: неоглядная даль, раздолье, покой.
Но для художника природа — прежде всего обитель людей. В этом светлом, блещущем красками и отражениями мире жизнь человека нелегка. У борта барки на песке отдыхают несколько измученных бурлаков.
Они изображены в глубине картины, художник не фиксирует на них внимания, но Волга в его представлении немыслима без тяжкого бурлацкого труда.
Несомненный талант признавали за ним все современники: и художники, и критики. Крамской сравнивал его со сказочным богачом, не знающим счета своим сокровищам и щедро и безрассудно бросавшим их, где попало.
В Крыму Васильев провел два года и, кроме множества рисунков, написал две картины: “Болото” и “Крымский вид”, за которые ему была присуждена премия от Общества поощрения художеств в 1872 г.
Крымские горы. Осень
В Крыму. После дождя 1872г
Болото в лесу. Осень 1873
Наиболее значительные произведения Васильева: “Приближение грозы”, “Полдень”, “Болото”, “Вид на Волге”, “Перед грозой”, “Зимний пейзаж”, “Взморье”, “Оттепель”, “Зима”, “Мокрый луг”. Федор Васильев — один из самых талантливых русских пейзажистов; картины его отличаются поэтичностью и редкой гармонией красок.
Федор Александрович Васильев прожил короткую жизнь, но вклад его в русское искусство велик: он оставил замечательные картины родной природы, где правдивость сочетается с тонким, проникновенным лиризмом.
Перед его холстом, особенно когда он писал или переписывал облака, в изумлении останавливались и Крамской, и Репин. В его пейзажах всегда присутствует живое волнение художника, влюбленного в красоту природы.
Интересные факты из жизни художника
Все оставшиеся после него произведения, большей частью неоконченные, были раскуплены. Из альбомов его два были приобретены покойной императрицей Марией Александровной и два находились в библиотеке Академии художеств.
Современники, да и поздние исследователи видели в Васильеве художника, который мог бы совершить громадный переворот во всей пейзажной живописи, если бы не ранняя смерть.
Сестра Ф. А. Васильева Евгения вышла замуж за И. И. Шишкина в 1868 году.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Васильев Ф. Письма и документы / Вступительная ст. и подготовка писем к печати А. А. Фёдорова-Давыдова. М., 1937
- Фёдоров-Давыдов А. Фёдор Александрович Васильев. 1850 ― 1873. М.; Л., 1947
- Мальцева Ф. С. Фёдор Александрович Васильев. 1850 ― 1873. Жизнь и творчество. М., 1984
- Приселков С. В. Рисунки Ф. А. Васильева // Труды всероссийской Академии художеств. Л.; М., 1947.Вып. 1. С. 185 ― 198
- Виннер А. Техника живописи Ф. Васильева // Художник. 1962. № 6. С. 23 ― 26
- Новоуспенский Н. Н. Фёдор Александрович Васильев. Альбом. М., 1991
- Смольников И. Ф. Короткая заря. Повесть о Ф. Васильеве. Л., 1962
- Плясов Н. Ф. «Два портрета» (М.Волошин. Ф.Васильев. Очерки). «Таврия». Симферополь. 1995
- Кузнецов С. О. Строгоновы. 500 лет рода. Выше только цари. — М-СПб: Центрполиграф, 2012
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, bibliotekar.
ru, centre.smr.ru
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Фёдор Васильев: картины художника
Фёдор Васильев — все картины Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Фёдор Васильев: жизнь и творчество художника
2 (40%) 1 голос(ов)
Источник: https://allpainters.ru/vasilev-fjodor.html
Федор Васильев. Волжские лагуны. Вид на Волге. Баржи — Описание картин. Шедевры русской живописи
В 1870 году Васильев вместе с Репиным и Макаровым предпринял поездку по Волге, в результате которой появились рисунки и живописные произведения “Вид на Волге. Баржи”, “Волжские лагуны”, “Зимний пейзаж”, “Приближение грозы”, “Перед грозой” и др. Здесь художник стремился к картинной обобщенности пейзажного образа, тональному единству цветовой гаммы, лирическому переживанию природы.
Волга стала для Васильева неиссякаемым источником впечатлений. Он очень много рисовал, поражая спутников совершенством своих работ.
Даже Репин, будучи на семь лет старше Васильева, и, конечно, опытнее его, находился под влиянием младшего товарища. «Мы взапуски рабски подражали Васильеву и верили ему. …он был для нас превосходным учителем».
Картина “Вид на Волге. Баржи” — важнейший итог этой поездки. Спокойное величие широкой реки поразило Васильева, и именно это ощущение простора наполняет полотно. Чуть колышущаяся, почти зеркальная вода, низкий песчаный берег, открытый горизонт.
Глаз свободно скользит от переднего плана к глубине, от одного края картины к другому, задерживаясь лишь на барках у берега — смысловом и зрительном центре картины. Всеми средствами он старался выразить основное впечатление во всей его полноте: неоглядная даль, раздолье, покой.
Но для художника природа — прежде всего обитель людей. В этом светлом, блещущем красками и отражениями мире жизнь человека нелегка. У борта барки на песке отдыхают несколько измученных бурлаков.
Они изображены в глубине картины, художник не фиксирует на них внимания, но Волга в его представлении немыслима без тяжкого бурлацкого труда.
Важную роль в создании картины сыграли встречи художника с бурлаками, героями Репина, и сама типичная для волжского пейзажа бурлацкая тема, раскрывавшаяся перед глазами художников во всей своей социальной значительности.
В пейзаж Васильева все ощутимее входит человек, не столько как действующее лицо, сколько как «лирический герой», определяющий настроение картины. И берега Волги, и степи, и села для Васильева — свидетели и участники людских мыслей и чувств.
В ряд с волжскими пейзажами, утверждавшими в своих образах положительный идеал и мечту о гармонии «естественного человека и природы», неожиданно включается еще одна, не схожая с ними картина «Волжские лагуны». Оставшаяся неоконченной, она тем не менее приковала к себе всеобщий интерес художников на посмертной выставке Васильева и была приобретена П. М. Третьяковым для его собрания.
Ее романтический образ сразу же приковывает внимание зрителя и захватывает напряженностью переданного в картине предгрозового состояния природы.
Грандиозным и устрашающим кажется поднявшееся над равниной небо с громоздящимися тучами, нависшими над низким берегом Волги с затерявшейся среди жесткой травы лагуной.
Но присутствие в картине радуги — предвестника грядущего просветления — расширяет содержание чисто пейзажной темы и становилось ключом к истолкованию замысла этого пейзажа.
«Легким мячиком он скакал между Шишкиным и Крамским, — вспоминает Репин, — и оба эти его учителя полнели от восхищения гениальным мальчиком. Мне думается, что такую живую, кипучую натуру при прекрасном сложении имел разве Пушкин».
Как-то Репин побывал в «маленьком одноэтажном низеньком домике» , где «в самой лучшей… и все же очень маленькой… комнатке… стояли две вещицы на дрянных треножках-мольбертах… Я зашел от света, чтобы видеть картинки, и онемел: картинки меня ошарашили… — Скажи… да где же ты так преуспел? – лепечу я. – Неужели это ты сам написал?..
— Благодарю, не ожидал! – весело засмеялся Васильев. – А учитель, брат, у меня превосходный: Иван Иванович Шишкин… А Крамской чего стоит?!»
В 1870 году Васильев вместе с Репиным и Макаровым предпринял поездку по Волге, в результате которой появились рисунки и живописные произведения “Вид на Волге. Баржи”, “Волжские лагуны”, “Зимний пейзаж”, “Приближение грозы”, “Перед грозой” и др. Здесь художник стремился к картинной обобщенности пейзажного образа, тональному единству цветовой гаммы, лирическому переживанию природы.
Поэзия, сосредоточенность и сила его работы, словно сознающей свой обреченно короткий срок, навсегда поразит Репина. Это с «Моцартом-Васильевым» будет сравнивать он «себя-тяжеловоза», когда в его присутствии станут говорить «гений Репина». Какой гнев вызовут у него комплименты подобного рода!
Ему ненадолго кажется, что счастливый легкий «мячик» Федя Васильев бесконечно в себе уверен.
А на Волге стало видно, какое тщательно скрываемое горе сиротства, бедности, малых физических сил худенького тела, сотрясаемого бесконечным кашлем, стоит за «весельем» Васильева. Репин начинает понимать беззащитность рисунка, слова, звука.
На Волге к нему приходит чувство гигантского вольного простора, земного «открытого космоса»… и он видит Васильева, отправляющегося в этот «космос».
Вот эпизод из жизни приятелей на Волге, описанный в воспоминаниях Репина. …Васильев предлагает догнать бурлаков, с которыми идет Канин – бурлак, поразивший воображение Репина. Друзья садятся в лодку, идут по течению и поют «Вниз по матушке, по Волге», догоняют ватагу бурлаков в селе Царевщине.
Находят Канина, Репин сговаривается с ним о портрете… В Ширяев они возвращаются за полночь, полуживые от усталости. И тут Репина поражает сцена, которую он будет хранить в душе и памяти всю жизнь. Он оказывается свидетелем исступленной работы Феди Васильева. Тот рисует по памяти.
После солнцепека и гребли против течения, после уговоров Канина, без ужина, в чахотке, которую уже расслышал Репин в Федином надрывном кашле.
«Васильев не ложится. Он взял альбом побольше и зарисовывает свои впечатления Царевщины… Как он чувствует пластику всякого листика, стебля!.. И как он все это острым карандашом чеканит, как гравер по медной доске!..
А потом ведь всегда он обобщает картину до грандиозного впечатления… И как он все это запоминает? Да, запомнить-то еще не штука, вот и я помню – сорок четыре года прошло, — но выразить, вырисовать все это на память! Да еще… сколько мы с ним отмахали веслами сейчас!…
«Просыпаюсь… а лампа все горит, и сам Васильев горит, горит всем существом ярче нашей скромной лампы… Вот он «гуляка праздный», по выражению Сальери… Он в полном самозабвении; лицо его сияет творческой улыбкой, голова склоняется то вправо, то влево; рисунок он часто отводит подальше от глаз, чтобы видеть общее. Меня даже в жар начинает бросать при виде… художника, так беззаветно… любящего искусство! Вот откуда весь этот невероятный опыт юноши-мастера… Все более и более острыми розоватыми иглами лучится наша лампочка перед Васильевым. Он едва слышно насвистывает мотивы из «Патетической сонаты» Бетховена. Он обожает эту вещь; начал одним пальцем разучивать ее и наконец знал в совершенстве всю наизусть».
Источник: http://www.tanais.info/art/vasilyev6more.html
Волжские лагуны — картина русского художника Фёдора Васил .
«Волжские лагуны» — картина русского художника Фёдора Васильева, написанная в 1870 году. Картина является частью собрания Государственной Третьяковской галереи. Размер картины — 70 × 127 см.
Летние месяцы 1870 года 20-летний Федор Васильев провел на Волге, путешествия, художники Илья Репин и Евгений Макаров, а также музыкант Василий Репин младший брат Ильи Репина. большую часть времени они провели в селе Ширяево, расположенном на правом берегу Волги в районе Жигулевских гор.
После возвращения из этой поездки, Федор Васильев написал несколько картин, используя его эскизы, сделанные рядом с Волгой. в дополнение к «Волжских лагун», там были и другие знаменитые картины — «Вид на Волгу. Барса» и «Берег Волги после дождя».
Картина «Волжские лагуны» вызвала большой интерес в посмертной выставки картин Федора Васильева, проходившего в Санкт-Петербурге в январе 1874 года. Павел Третьяков приобрел эту картину для своей коллекции долга Васильева, который не смог оплатить Третьяковская из-за его болезни и смерти.
Картина «Волжские лагуны» передает напряженное состояние природы перед грозой. грубые темные тучи нависли над прибрежной лагуной и на фоне холма.
В Государственном Русском музее чертежи Васильев «Волжские лагуны» и «Речная долина», который был использован в процессе подготовки к написанию этой части.
- рисунков от этого волжского лета послужило основой для ряда картин, наиболее значимые из которых — Вид на Волге. Барки и Волжские лагуны По возвращении
- Перед дождём 1870 — 1871, ГТГ Вид на Волге. Барки 1870, ГРМ Волжские лагуны 1870, ГТГ Оттепель 1871, ГТГ Мокрый луг 1872, ГТГ и В
- на Волге. Барки среди них также были другие известные пейзажи — Волжские лагуны 1870, холст, масло, 70 127 см, ГТГ и Берег Волги после грозы
- базар Шанбе. Турбебар — красивая деревня в 40 км от Энзели, недалеко от лагуны Энзели. Энзели самый влажный город Ирана. Климат напоминает своей тяжёлой
- гидросамолётов, обычно стоявшую где — либо в спокойных водах, заливах или лагунах Кроме того, в некоторых флотах имелись корабли, сочетавшие возможности
- результатам поездки ряд полотен, включая Вид на Волге. Барки ГРМ и Волжские лагуны ГТГ а также картину Берег Волги после грозы ГТГ работа над
- деятельность небольших грязевых вулканов сальза Таманского полуострова. Многие лагуны Азова были заполнены продуктами извержения вулканов. Кубань 24 — На Кубани
- Сарпинско — Даванская ложбина, другие представляют собой бывшие заливы и лагуны отступившего моря например, озеро Колтан — Нур В межгрядовой зоне бэровских
- Старой Майны около 400 лет. Следующие 5 веков здешними землями владели Волжские булгары. Затем эти земли завоёвывает Золотая орда. После распада орды земли
- растительностью. Остров живописен, изрезан многочисленными заливами, протоками и лагунами в которых располагаются небольшие острова различного размера и конфигурации
- Грозного в 1552 году территорию Ульяновской области стали осваивать волжские казаки. Известны казачьи станицы в окрестностях городка Сенгилей. Основная
- вскоре отказались, а посёлок и название Управленческий остались. От слободы волжских казаков просматривается история другого посёлка — Мехзавод. На картах Самарского
- низменных островках, лишенных почти всякой растительности и лежащих среди лагун Кладка яиц во всех гнёздах одной колонии происходит в разное время. В гнездах
- флагом ТЖ Волжский рубеж — 2018 неопр. tverlife.ru. Дата обращения 29 марта 2019. Волжский рубеж стартовал во Ржеве. Волжская правда 21. С
- вдоль южного берега Мраморного моря, протянулась цепь приморских равнин с лагунными пресными озёрами: Апольонт, Изник, Маньяс, Сапанджа. Основная статья:
- Добрудже Название самого большого озера Румынии фактически группа озёр, лагун и лиманов в честь Степана Разина и разинцев объясняет устная традиция
- 1896 — 1960 начальник 1 отделения 1 отдела ГУГБ НКВД СССР 07.04.1940 — Лагунов Николай Михайлович 1905 — 1978 заместитель начальника УНКВД Ленинградской
- хоккейной лиги Регби Империя Чемпионат России по регби Мини — Футбол Лагуна — УОР Чемпионат России по мини — футболу среди женщин Баскетбол Юность
- адмирала Колчака: В 2 книгах. — Книга вторая: Часть III. — М.: Айрис — пресс, Лагуна — Арт, 2005. — 496 с. вклейка 8 с. — Белая Россия — ISBN 5 — 8112 — 0547 — 3
- Окунь отмечен в Турции например, в озёрах Дурусу и Сапанджа Иране лагуне Анзали англ. и низовьях реки Сефидруд Афганистане река Амударья Монголии
- сжигать. Для захоронения умерших был отведён один из островов в венецианской лагуне причём могилы предписано было рыть на глубину не менее полутора метров
- слово неясного происхождения ковёр Фасмер допускает его заимствование из волжско — булгарского или дунайско — булгарского языка В этот период в русский язык
- 1970 — 1979 Балакин, Владимир Алексеевич, Зеленский, Константин Фёдорович, Лагунов Виктор Михайлович, Фёдоров, Владимир Михайлович, ст. н. с. ИЯФ СО АН СССР
- рыба, которая нагуливается в прибрежных участках моря, заходя в заливы, лагуны опресненные приустьевые и устьевые воды рек, но размножается в море. Отмечалась
Источник: https://google-info.org/4993426/1/volzhskie-laguny.html
Описание картины Федора Васильева «Волжские лагуны»
На картине русского художника Федора Васильева” Волжские лагуны” изображен летний хмурый день. Художник любил путешествовать по Волге и поэтому хотел показать нам все пережитые впечатления в этой картине.
Волга стала для Васильева источником потребления различных впечатлений. Спокойствие и величие прибрежной лагуны поразило автора и именно простор наполняет полотно. Несмотря на большие темные тучи, картина выглядит безупречно, вся цветовая гамма красок выражена очень четко и красиво, автор использует в основном песчано-желтые и серо-белые краски.
Густые темные тучи нависли над прибрежной лагуной и находившимся на заднем плане холмом, кажется, что скоро ожидается гроза. Художник любил природу всем сердцем и очень переживал ее изменениям, эти изменения он и пытался нам показать во всей своей красе.
Васильев стремился показать нам свой глубокий внутренний мир, красоту и любовь, бури и переживания на этом замечательном полотне.
Живописец мог видеть и различать характер деревьев, кустов, травы, он старается показать все мелочи, даже холм на заднем плане покрытый травой выглядит безупречно красивым, его изгибы и не ровные края мы видим четкими и свежими. Автор тщательно наблюдал за природой, сделав такой шедевр искусства.
Также на полотне мы можем увидеть слегка заметную радугу. Радуга является одним из самых изумительных явлений в природе. Даже через густые тучи она проступает и выглядит сказочно, на картине видно, что радуга показалась перед грядущей грозой и дождем. Васильев хотел показать нам предгрозовое состояние природы и все величие прибрежной лагуны, и смеем заметить, ему это удалось.
(3 votes, average: 5,00
Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-fedora-vasileva-volzhskie-laguny/
Сочинение-описание по картине Фёдора Александровича Васильева «Мокрый луг» (Урок русского языка в 8 классе) — презентация
1 Сочинение-описание по картине Фёдора Александровича Васильева «Мокрый луг» (Урок русского языка в 8 классе)
2 Цели: 1. развивать умение писать сочинение в определенном жанре, выбирать соответствующий тип речи; 2. формировать умение правильного употребления и составления безличных предложений; 3. повторить особенности категории состояния как части речи; 4. развивать орфографические и пунктуационные навыки учащихся.
3 Как я хочу вдохнуть в стихотворенье Весь этот мир, меняющий обличье: Травы неуловимое движенье, Мгновенное и смутное величье Деревьев, раздраженный и крылатый Сухой песок, щебечущий по-птичьи,- Весь этот мир, прекрасный и горбатый, Как дерево на берегу Ингула.
Там я услышал первые раскаты Грозы. Она в бараний рог согнула Упрямый ствол, и я увидел крону — Зеленый слепок грозового гула. А дождь бежал по глиняному склону, Гонимый стрелами, ветвисторогий, Уже во всем подобный Актеону. У ног моих он пал на полдороге.
Арсений Тарковский
4 Ингул – река, впадающая в Чёрное море, протекает по территории Украины. Актеон – сын бога Арестея, охотник, превращённый богиней Артемидой в стройного оленя. Пейзаж – это картина природы, созданная художником, композитором, писателем.
5 Крамской И.Н. Портрет художника Васильева Фёдор Александрович Васильев (1850 – 1873) – русский живописец, пейзажист. С 1865 по 1868 гг. учился В Рисовальной школе Общества поощрения художеств, по окончании учёбы вошёл в среду известных художников, особенно сблизился с Крамским и Шишкиным.
6 Важным событием для юного художника стала его поездка на остров Валаам, где вместе с И. И. Шишкиным он проработал более пяти месяцев: с июня до поздней осени 1867 года. В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова. Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника.
7 «Оттепель»
8 Уже сразу по возвращении Васильев создаёт «Оттепель», образ родной природы, перед которым невольно вспоминается пушкинское «…Как много в нём для сердца русского слилось…». Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Её авторское повторение, в более тёплых тонах чем первый вариант, было показано на всемирной выставке 1872 г. в Лондоне.
9 «После дождя. Просёлок»
10 «Деревня»
11 Талант Васильева развивался необычайно быстро: уже в ранних пейзажах художника образы русской природы приобрели особую поэтичность и глубину чувств. Они написаны насыщенными красками, одухотворены и лиричны. В 1868 г.
Васильев написал вполне зрелые произведения «Деревенская улица», «После грозы», «Возвращение стада», в х «Перед дождем». Федор Васильев ворвался в живопись, как освежающая гроза — один из любимых его мотивов.
Очень уж нравилось ему то, чем возмущался его любимый писатель Гоголь, — пресловутое российское бездорожье: Богом забытые проселки, ухабы, овраги, лесные дебри, в землю вросшие деревеньки.
- 12 «Вид на Волге. Барки»
- 13 «Рассвет»
- 14 «Волжские лагуны»
15 В 1870 году Васильев вместе с художниками И. Репиным и Е. Макаровым предпринял поездку по Волге.
Масса впечатлений и множество рисунков от этого волжского лета послужило основой для ряда картин, наиболее значимые из которых, этапные, – «Вид на Волге. Барки» и «Волжские лагуны».
Художник сложился в оригинального мастера русской пейзажной школы. Взошла короткая, но изумительная заря совершенно нового, ярчайшего явления в русской пейзажной живописи
16 «Болото в лесу. Осень»
17 «Заря в Петербурге»
18 Васильев ищет в городе не социальную проблему, а красоту — и его Петербург приобретает романтические черты, напоминая нам не реальный город, а видение иного мира.
Во Франции в ту пору зарождалось новое направление в живописи –– импрессионизм.
Запечатлевать не столько сам предмет, сколько окутывающий его свет и атмосферу, сделать объект «дрожащим», каким именно и видит его человеческий глаз. И вот это направление… угадал Васильев.
19 «Закат на пруду»
20 Шишкин учил Васильева зарисовывать природу так, чтобы не пропадала ни одна травинка, и главное — правильно видеть небо и воду.
Каждый вечер Федор наблюдал за тем, как за озером садилось Солнце, представляя собой огненную феерию, а озеро все это послушно отображало.
И Федор по-новому открыл для себя эти две стихии – он увидел, что «небо живет своею собственной жизнью, в то время как вода лишь покорно его отражает, во всем ему повинуясь».
21
22 1. Что изображено на картине? 2. Какое настроение у вас вызывает картина? 3. Что прежде всего бросилось в глаза? 4. Как вы думаете, в какое время дня написана картина? 5. Любите ли вы природу после дождя, во время дождя? «Мокрый луг» 6.
Как вы думаете, дождь на картине «еще идет» или «уже закончился»? 7. Какие растения написаны на переднем плане картины? Узнаете ли вы их? Как вы думаете, радуются ли они дождю? 8. Как, по вашему мнению, художник относился к природе? 9. Какова композиция (построение) картины? 10.
Колорит картины? Какие краски использовал художник?
23 Какое состояние природы и человека передано художником на этом полотне? Какая часть речи помогает передать состояние природы и человека? В каких предложениях используется категория состояния? В чем особенность этих предложений?
24 Почему художник рисовал в Ялте не прекрасную крымскую природу, а обычный луг после дождя? Какой смысл вкладывает художник в слово природа? Какие типы речи будем использовать в сочинении?
25 Картина написана по воспоминаниям в Ялте, где художник поселился из-за болезни. В правом нижнем углу – монограмма в виде сломанного якоря (конкурсный девиз). И.Н.Крамской заметил, что «монограмма взята все-таки безнадежная».
В основе картины – контраст застывшей, будто уснувшей земли, с крошечным озерцом, полным стоячей воды, и бурного неба с клубящимися облаками. Н.Н.Ге говорил, что Васильев «открыл мокрое, светлое, движущееся небо».
Главная тема художника – просветление высшим светом всего темного, косного, не пробужденного в природе. Это одновременно и коллизия человеческой души.
26 Возможный план I. Ф.А. Васильев – талантливый пейзажист. II. Описание картины «Мокрый луг». 1. Общее состояние природы. 2. Передний план картины (луг, трава, цветы, болотце). 3. Что изображено на картине слева и справа? 4. Небо. 5. Колорит картины. III. Какое настроение создаёт картина и какие мысли вызывает?
27 Ф.А. Васильев Автопортрет «Щедро он был одарен и могучим, и дивным талантом. Чудною силою чувства и красок владел он в искусстве. Полною жизнью дышит природа в созданиях его вдохновенья. Быстро развившись, мгновенно он вспыхнул блестящей звездою, но блеск ее яркий в искусстве остался навеки»… И. Шишкин
28 Конец жизни Ф.А. Васильев провел в Ялте, где написал лучшие свои работы. Кроме живописных произведений, его наследие включает множество рисунков и акварелей.
Несмотря на непродолжительный период творческой деятельности, оказал большое влияние на развитие русского реалистического «пейзажа настроения».
Современники называли безвременно погибшего от чахотки художника «гениальным юношей». И эта оценка выдержала испытание временем.
- 29 Могила художника в Ялте Памятник художнику в Ялте
- 30 Спасибо за работу на уроке!
- 31 МБСКОУ СКОШ 36 города Озёрска Челябинской области Горохова Лариса Борисовна, учитель русского языка и литературы
Источник: http://www.myshared.ru/slide/854460/
Урок-презентация по русскому языку по картине Ф.А. Васильева "Мокрый луг" методическая разработка по русскому языку (8 класс)
Слайд 1
Сочинение-описание по картине Фёдора Александровича Васильева «Мокрый луг» (Урок развития речи в 8 классе)
Слайд 2
Цели: 1.развивать умение писать сочинение в определенном жанре, выбирать соответствующий тип речи; 2.формировать умение правильного употребления и составления безличных предложений; 3.повторить особенности категории состояния как части речи; 4.развивать орфографические и пунктуационные навыки учащихся.
Слайд 3
Крамской И.Н. Портрет художника Васильева Фёдор Александрович Васильев (1850 – 1873) – русский живописец, пейзажист. С 1865 по 1868 гг. учился В Рисовальной школе Общества поощрения художеств, по окончании учёбы вошёл в среду известных художников, особенно сблизился с Крамским и Шишкиным.
Слайд 4
Важным событием для юного художника стала его поездка на остров Валаам, где вместе с И. И. Шишкиным он проработал более пяти месяцев: с июня до поздней осени 1867 года. В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова. Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника.
Слайд 5
«Оттепель» Уже сразу по возвращении Васильев создаёт «Оттепель», образ родной природы, перед которым невольно вспоминается пушкинское «…Как много в нём для сердца русского слилось…». Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Её авторское повторение, в более тёплых тонах чем первый вариант, было показано на всемирной выставке 1872г. в Лондоне.
Слайд 6
«После дождя. Просёлок» Талант Васильева развивался необычайно быстро: уже в ранних пейзажах художника образы русской природы приобрели особую поэтичность и глубину чувств. Они написаны насыщенными красками, одухотворены и лиричны.
Слайд 7
«Деревня» В 1868 г. Васильев написал вполне зрелые произведения «Деревенская улица», «После грозы», «Возвращение стада», в 1868-1869-х — «Перед дождем».
Федор Васильев ворвался в живопись, как освежающая гроза — один из любимых его мотивов.
Очень уж нравилось ему то, чем возмущался его любимый писатель Гоголь, — пресловутое российское бездорожье: Богом забытые проселки, ухабы, овраги, лесные дебри, в землю вросшие деревеньки.
Слайд 8
«Вид на Волге. Барки» В 1870 году Васильев вместе с художниками И. Репиным и Е. Макаровым предпринял поездку по Волге.
Масса впечатлений и множество рисунков от этого волжского лета послужило основой для ряда картин, наиболее значимые из которых, этапные, – «Вид на Волге. Барки» и «Волжские лагуны».
Художник сложился в оригинального мастера русской пейзажной школы. Взошла короткая, но изумительная заря совершенно нового, ярчайшего явления в русской пейзажной живописи
- Слайд 9
- «Рассвет»
- Слайд 10
«Волжские лагуны» Во Франции в ту пору зарождалось новое направление в живописи –– импрессионизм. Запечатлевать не столько сам предмет, сколько окутывающий его свет и атмосферу, c делать объект «дрожащим», каким именно и видит его человеческий глаз. И вот это направление… угадал Васильев.
- Слайд 11
- «Болото в лесу. Осень»
- Слайд 12
- «Заря в Петербурге» Васильев ищет в городе не социальную проблему, а красоту — и его Петербург приобретает романтические черты, напоминая нам не реальный город, а видение иного мира.
- Слайд 13
«Закат на пруду» Шишкин учил Васильева зарисовывать природу так, чтобы не пропадала ни одна травинка, и главное — правильно видеть небо и воду.
Каждый вечер Федор наблюдал за тем, как за озером садилось Солнце, представляя собой огненную феерию, а озеро все это послушно отображало.
И Федор по-новому открыл для себя эти две стихии – он увидел, что «небо живет своею собственной жизнью, в то время как вода лишь покорно его отражает, во всем ему повинуясь».
Слайд 14
Могила художника в Ялте Памятник художнику в Ялте Конец жизни Ф.А. Васильев провел в Ялте, где написал лучшие свои работы. Кроме живописных произведений, его наследие включает множество рисунков и акварелей.
Несмотря на непродолжительный период творческой деятельности, оказал большое влияние на развитие русского реалистического «пейзажа настроения». Современники называли безвременно погибшего от чахотки художника «гениальным юношей».
И эта оценка выдержала испытание временем.
Слайд 16
1.Что изображено на картине? 2.Какое настроение у вас вызывает картина? 3.Что прежде всего бросилось в глаза? 4. Как вы думаете, в какое время дня написана картина? 5. Любите ли вы природу после дождя, во время дождя? «Мокрый луг» 6.
Как вы думаете, дождь на картине «еще идет» или «уже закончился»? 7.Какие растения написаны на переднем плане картины? Узнаете ли вы их? Как вы думаете, радуются ли они дождю? 8. Как, по вашему мнению, художник относился к природе? 9. Какова композиция (построение) картины? 10.
Колорит картины? Какие краски использовал художник?
Слайд 17
Возможный план I. Ф.А. Васильев – талантливый пейзажист. II. Описание картины «Мокрый луг». 1. Общее состояние природы. 2. Передний план картины (луг, трава, цветы, болотце). 3. Что изображено на картине слева и справа? 4. Небо. 5. Колорит картины. III. Какое настроение создаёт картина и какие мысли вызывает?
Источник: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2019/02/09/urok-prezentatsiya-po-russkomu-yazyku-po-kartine-f-a
"Он вспыхнул блестящей звездою…" Федор Васильев, самый молодой гений русского пейзажа — Искусство — медиаплатформа МирТесен
Мало кто из художников уже в ранней юности мог считаться состоявшимся мастером живописи. Так случилось с талантливым пейзажистом Фёдором Васильевым — одним из самых ярких явлений русского изобразительного искусства, признанным гением кисти мирового масштаба.
Федор Александрович Васильев. «Мокрый луг», 1872 год. Государственная Третьяковская галерея
Судьба определила ему слишком мало времени. Для жизни — двадцать три года. Для творчества — всего шесть…туберкулез…
Но он успел очень многое. Написал около шестидесяти картин, создал огромное количество рисунков, акварелей, выпустил несколько альбомов. Только за два года в Крыму — двенадцать полотен, множество рисунков и несколько замечательных сепий…
Фёдор родился в Гатчине под Петербургом в небогатой семье почтового служащего. Всего три года он учился в благотворительной школе Общества поощрения художников, совмещая с работой в реставрационных мастерских.
Его уже тогда заметили самые маститые виртуозы того времени. И. Шишкин, Е. Макаров, И. Крамской и, даже Илья Репин по собственной инициативе стали его наставниками и покровителями. В 20-летнем возрасте они организовали для Фёдора поездки по Волге и городам России, настояли на зачислении в Академию художеств.
Прибой волн. 1873
«Возвращение стада», 1868 год
«Перед дождём». 1870—1871
Его пейзажи поражают странным сочетанием классической техники без применения особых средств с мощным эффектом полного единения с природой. Но пожалуй, самое удивительное в картинах Ф. Васильева — философское начало, проявляющееся в каждой его работе. Как может совсем молодой человек обладать таким неизмеримым чувством мироздания?
«Приближение грозы»
«Волжские лагуны», 1870
Техника Васильева — филигранный реализм без тени эксперимента над формами и колоритом. Многие специалисты относят его творения к вершинам мировой реалистической школы и манеры пейзажа.
«Мокрый луг». 1872
«Волжские лагуны», «Мокрый луг», «Заброшенная мельница» и многие другие полотна не оставляют равнодушными людей различных возрастов и вкусовых наклонностей. Проживший на Земле всего двадцать три года Мастер надолго останавливает посетителей в своих залах Русского музея и Третьяковки.
«Оттепель»
«Оттепель». Здесь рассуждения вполне зрелого мужчины, прошедшего жизненный путь до края, перекликаются с вечной юностью, божественным светом жизни, бренностью тленных идеалов. Откуда в молодом художнике столь ясные истины? Как удалось создать настоящие психоделические образы простыми и классическими изобразительными средствами?
«Берег. Штиль», 1867
- «У водопоя»
- «Рожь»
Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43849815194/On-vspyihnul-blestyaschey-zvezdoyu…-Fedor-Vasilev,-samyiy-molo