Астор Пьяццолла: биография, интересные факты, творчество
Астор Пьяццолла
Пронзительная, чувственная мелодия «Либертанго» с грустными, почти тоскливыми нотками сменяется взрывными аккордами на грани приличия, сама жизнь звучит в потрясающей музыке, заставляя желать невозможного и верить в исполнение мечты.
Это легендарное произведение Астора Пьяццоллы напоминает историю жизни композитора, революционную борьбу с закостенелыми предрассудками традиционного исполнения, жертвенность во имя цели и веру в грядущие перемены — его нуэво танго.
Краткую биографию Астора Пьяцоллы и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.
Краткая биография Пьяццоллы
11 марта 1921 года в семье потомственных эмигрантов Асунты Маннетти и Висенте Пьяццоллы родился сын, мальчика назвали Астор Панталеон Пьяццолла. Аргентинский курорт Мар дель Плато стал родиной будущего композитора. Именно там были посеяны первые семена ритмов танго в трепетную душу мальчика, любовь к зажигательной мелодии сопровождала Астора всю жизнь.
В поисках лучшей участи, Висенте вместе с женой и четырёхлетним сыном переезжает в Нью-Йорк, где семья устраивается в бедном районе Манхеттена, в окружении таких же эмигрантов из Италии.
Подрастая, маленький Астор учится зарабатывать деньги, помогая в соседней синагоге и вслушиваясь в оригинальные напевы еврейской музыки, при этом успевает участвовать в полукриминальной жизни «маленькой Италии».
От настоящих проблем с законом мальчика спасает отец: Висенте покупает восьмилетнему Астору первый в его жизни бандонеон, с которым тот уже не расстанется до конца жизни. Великая депрессия заставляет семью ненадолго вернуться в Аргентину, но отсутствие работы и общий упадок страны не оставляют выбора, Пьяццолла возвращаются в Америку.
Отец прививает подростку тягу к концертному исполнительству, поощряя публичные выступления, на которых юный Астор демонстрирует свои достижения.
Попытки систематизировать музыкальное образование не приносят успеха, мальчик в течение года обучается у Андреаса д'Акуила владению бандонеоном, берёт уроки у Белы Вильды, венгерского пианиста (ученика Рахманинова), благодаря которому полюбил Баха.
Возобновившаяся дружба с приятелями из неблагополучного района приводит к закономерным последствиям, Астора выгоняют из очередной школы, в тринадцатилетнем возрасте он прекращает получение классического образования.
Появляется свободное время, которое юноша проводит в музыкальных клубах Гарлема, слушает джаз в исполнении Д. Эллингтона и К. Кэллоуэя, впитывает как губка новые звуки и ритмы, открывая для себя возможности аранжировки.
Знаковая встреча в 1931 году с аргентинской легендой Карлосом Гарделем навсегда определила путь, которому последует Астор, национальный символ страны — Гардель сумел возвести народный танец в ранг настоящего искусства.
Впечатление, которое произвёл великий артист на юного музыканта, помогло определить цель, собрало воедино разрозненные знания и доказало реальность воплощения дерзкой мечты.
Мальчик влюбился в танго, не испытывая фанатичного поклонения своих земляков, отдалённость от Родины помогла ему избежать традиционного благоговения, позволяя смешивать стили, экспериментировать с направлениями, в попытках вывести танец на уровень академического исполнения.
В семнадцатилетнем возрасте Пьяццолла возвращается в Аргентину, секстет Эльвино Вардаро с оригинальным исполнением танго, услышанный по радио, вдохновляет парня развивать музыкальную карьеру в качестве бандонеониста. Благодаря случаю он попадает в знаменитый на всю страну оркестр Анибала Тройло, что даёт ему возможность выступать в самых известных концертных залах Буэнос-Айреса и совершенствовать игру на бандонеоне, обучаясь у маэстро Тройло.
Биография Пьяццолла гласит, что получив финансовую стабильность, Астор женится на Деде Вольф, в браке появляются дети, Диана в 1943 году и Даниэль Уго в 1945.
Годы работы в коллективе Тройло помогли композитору изучить досконально стиль аргентинского танго, но этого мало для требовательного ума, рамки традиционного исполнения мешают реализоваться.
Встреча с Артуром Рубинштейном в 1940 году, которому Астор продемонстрировал свои произведения, привела к знакомству с аргентинским композитором Альберте Хинастере.
Пьяццолла в течение 6 лет обучается у маэстро созданию композиции, всё глубже погружаясь в мир симфонической музыки и академического исполнения. В 1943 году он берёт дополнительные уроки игры на фортепиано, учителем стал Рауль Спивак, появляются первые классические произведения, положено начало первому этапу творчества – «традиционному».
Первые шаги навстречу судьбе
Новые знания Астор применяет в оркестре Тройло, создавая необычные аранжировки к привычному танго, показательный случай произошел на площадке футбольного клуба «Бока Хуниорс», где проводился очередной фестиваль танца.
Исполнение оркестром Тройло традиционного танго «Inspiracion» в обработке Пьяццолла, произвело эффект разорвавшейся бомбы, танцоры и зрители разделились на два непримиримых лагеря, одни в гневе покинули площадку, другие подошли поближе послушать непривычную музыку.
«Великое преобразование танго» началось, вместе с несколькими другими музыкантами Астор покидает оркестр Тройло, молодые люди создают свой коллектив «Франсиско Фиорентино и его оркестр».
Осенью 1944 года записывают первые студийные произведения и выступают на публике, Пьяццолла активно включается в работу и в скором времени берёт на себя управление оркестром.
Здесь он пытается реализовать своё видение исполнения танго, создаёт оригинальные аранжировки, используя сложные ритмы, необычные трактовки партий для различных инструментов и обязательное присутствие бандонеона.
У коллектива музыкантов прогрессивные методы Пьяццолла вызывают негативные эмоции, обстановка накаляется и Астор вынужден покинуть оркестр для создания собственного ансамбля. Публика, десятилетиями воспитанная на танцевальном танго, не готова была принять новаторские идеи Пьяццолла, коллектив перебивался случайными заработками, и даже написание собственного танго «El Desbande» не спасало ситуации. Астор пишет музыку к фильмам, пытаясь заработать, всё больше разочаровывается в танго, и в 1949 году распускает коллектив, на долгие 10 лет забросив бандонеон и непокорный танец.
Недостаток музыкального образования подталкивает Астора к поиску новых знаний, в попытках найти свой стиль Пьяццолла сочиняет пьесы для камерного исполнения, изучает композиции Стравинского и Бартока, учится дирижировать у Эрамана Шершена, слушает джаз.
Произведения Астора начала пятидесятых годов ближе к симфонической музыке, аргентинское танго практически исчезло, но уже виден уникальный стиль будущего «Великого Астора».
1953 год принёс музыканту долгожданную возможность восполнить провалы в образовании: Хинастера буквально заставил его участвовать в конкурсе молодых исполнителей, где Пьяццолла представил на суд жюри свой «Буэнос-Айрес».
Произведение завоевало первый приз, и окрылённый автор исполнил его с симфоническим оркестром «Radio del Estado» под управлением Севицки и парой приглашенных бандонеонистов.
Включение в академический оркестр простонародного инструмента шокировало публику, грозила повториться история с непринятым танго, но для Астора уже не имела значения обывательская косность. Уникальная манера исполнителя была признана профессиональным жюри, и в качестве дополнительного приза Пьяццолла досталась возможность обучаться композиции у знаменитого французского педагога Нади Буланже.
Летом 1954 года супруги Пьяццолла оказались в Европе, Астор с трепетом вспоминал знакомство с Надей, сравнивая её с агентом ФБР, она с удивительной проницательностью вытянула из музыканта все подробности личной жизни, карьеры и будущих планов.
Необходимость выбирать одно из направлений отпала, Пьяццолла возвращается к бандонеону, пишет академическую музыку, в основе которой лежит аргентинское танго.
Несколько произведений сочиняет ещё в Париже, делает студийные записи танго, в сопровождении струнного оркестра, во время записи ставит ногу на стул, закрепляя необычной позой свой, известный всему миру, сценический образ.
Бунтарский дух, как неизбежность победы
Уверенный в победе, окрылённый надеждой и с желанием реванша, в 1955 году композитор возвращается в Буэнос-Айрес, где создаёт «Octeto Buenos Aires» для воплощения своих идей. Астор приглашает в коллектив джазового гитариста Орасио Малвисино, совместная работа с которым станет характерной чертой во многих составах оркестров маэстро.
Звучание электрической гитары в ритмах танго стало оригинальной находкой, Пьяццолла продолжает эксперименты с аранжировками, подвергаясь нещадной критике и раздражая традиционных исполнителей.
Угрозы физической расправы, отказ студий от записи и истерия газет, вынуждают его в очередной раз покинуть Родину, в разгар 1958 года Пьяццолла покидают Буэнос-Айрес и устремляются в Америку, Астор собирает свой первый состав квинтета, пытается объединить танго и джаз.
Музыкант заводит знакомства с известными джазовыми исполнителями из команд Гленна Миллера и Тома Дорси, сотрудничает с легендарным Диззи Гиллеспи, создаёт новые аранжировки и пытается покорить публику необычными интерпретациями танго.
В очередной раз артиста постигает разочарование, он явно опережает время, Америка охвачена бибопом, сложные джазовые импровизации исключают мелодию, без которой немыслимо танго Пьяццолла. Поздней осенью 1959 умирает отец композитора Висенте Нонино, Астор создаёт памятную пьесу «Adios Nonino» и возвращается на Родину.
Долгожданный успех и признание публики
Третья попытка оказывается успешной, Пьяццолла формирует коллектив, который соответствует всем его требованиям, бандонеон, скрипка, электрогитара, фортепиано и контрабас. Вместе с квинтетом он реализует свои идеи, выступает с концертами, гастролирует по стране, успешно гастролирует по штатам и Бразилии.
В 1963 его награждает «Hirsch» за исполнение «Трёх симфонических танго», на стихи Луиса Борхеса создаёт и записывает «El Tango» и «Piazzolla at the Philarmonic Hall New York». Противостояние поклонников и противников Пьяццолла накаляют обстановку, публичные конфликты приводят к распаду семьи, в 1966 году пара расстаётся.
Личная трагедия не мешает творчеству, Орасио Феррер вдохновляет Астора своими стихами на создание оперетты «Мария из Буэнос-Айреса», маэстро работает над созданием своего «нуэво танго», заводит страстный роман с А.Балтар, известной фольклорной певицей.
В 1969 году «Баллада сумасшедшего», созданная соавторами и исполненная Амелитой под аккомпанемент оркестра под управлением Астора, завоевала вторую премию на Первом Иберо-Американском музыкальном фестивале и сердца благодарных слушателей.
Триумфальное шествие продолжается, в 1971 году Пьяццолла представляет аудитории Германии ораторию «Молодой народ», созданную в соавторстве с Ферреро, тогда же обновляет состав «Conjunto 9», с которым подписывают двухгодичный контракт городские власти Буэнос-Айреса.
Личная драма и создание легендарного «Либертанго»
Нонет успешно гастролирует по странам Латинской Америки, снимается для Итальянского телевидения, новый состав оркестра позволяет маэстро воплощать свои самые смелые мечты, но внезапное прекращение финансирования ансамбля приводит к вынужденному сокращению численности участников.
Пьяццолла возвращается к привычному квинтету, карьера Амелиты устремляется ввысь, Астор откровенно ревнует её к достижениям, в отношениях зреет разлад.
Возвращение домой приносит хрупкую стабильность, Пьяццолла устраивается в столичный «Колон», где регулярно выступает с концертами, создаёт музыку к кинолентам «Предпоследний» и «Джин и Поль», выпускает диск «Популярная современная музыка Буэнос-Айреса».
Летом 1972 года состоялся знаменитый «Перламутровый концерт», ставший легендой. Сложные отношения с Амелитой привели к расставанию и внезапному сердечному приступу, ненадолго приостановившему развитие творчества.
Эмоции Астора опустошили душу, в попытках забыться, в 1973 году мужчина отправляется в Италию, где записывает на студии ряд произведений, среди которых впервые звучит всемирно известная композиция автора «Libertango». Там же знакомится с молодым коллективом «Conjunto Electronico», с которым экспериментирует над новыми возможностями электронной музыки.
Последние годы жизни
Согласно биографии Пьяцолла, в 1978 году Астор возвращается к своему любимому составу пятерки. Коллектив теперь востребован в странах Европы, Южной Америки, даёт концерты в Японии и США, зрители с удовольствием принимают оригинальную манеру исполнения, признавая в Пьяццолла автора новой концепции.
Музыкальная элита приняла Астора в свои ряды, его общества ищут признанные легенды джаза и авторитетные классические звёзды, в честь легендарного виолончелиста Мстислава Ростроповича, в 1982 году Astor рождает «Великое танго» для фортепиано с виолончелью.
В 1983 году произошло знаменательное событие, Пьяццолла выступил в Буэнос-Айресе со своей программой «нуэво танго», демонстрируя у себя на Родине своё революционное танго.
Астор представил публике «Концерт для бандонеона с оркестром», где солировал под аккомпанемент классического коллектива под управлением Педро Калдороне, для этого мероприятия он возродил «Conjunto 9». Но полное признание земляков пришло в 1985 году, когда Астор Пьяццолла был назван почётным жителем Буэнос-Айреса, Аргентина склонилась перед талантом маэстро.
Закат жизни Пьяццолла прошел под неумолкаемые аплодисменты публики: постоянные гастроли, бесконечные концерты с мировыми звёздами джаза, престижная премия «Сезар», боевое крещение на Бродвейской сцене и студийная работа над старыми записями. В 1987 маэстро аплодировал Нью-Йорк, в центральном парке состоялось памятное концертное выступление.
Город восхищался композитором, который вырос здесь, полюбил джаз и Баха, узнал горечь поражения и всё-так сумел добиться успеха. 1988 год принёс потрясение поклонникам творчества, Астор распустил свой квинтет, записав «La Camorra», что бы уже в начале следующего года создать свой последний коллектив «The New Tango Sextet».
Вместе с обновлённым секстетом Пьяццолла демонстрирует достижения в театре «Колон», после чего отправляется на гастроли по США, Англии, Голландии и Германии. К концу года вновь распускает группу, и до конца жизни выступает соло, в сопровождении струнных квартетов и симфонических оркестров.
Великого композитора не стало 4 июля 1992 года вследствие обширного инсульта, перенесённого за два года до этого, дерзкий бунтарь так и не смог преодолеть роковые последствия болезни.
Интересные факты о Пьяццолле
- Из биографии Пьяццолла мы узнаём, что первым музыкальным инструментом, которым овладел маленький Астор, оказалась губная гармоника, подаренная отцом в возрасте 4х лет;
- Маэстро мечтал сделать бандонеон академическим инструментом для симфонического оркестра: идея, которую он с успехом воплощал в жизнь, создавая произведения для своего любимца и симфонических оркестров;
- Сын Пьяццолла Даниэль Уго, после смерти отца воссоздал его знаменитый ансамбль, где с удовольствием играл сам (синтезатор), и привлек к нему своего сына Даниэля Астора (ударные);
- Мстислав Ростропович сыграл «Великое Танго», написанное в его честь Пьяццолло, в Новом Орлеане в 1990г., а так же в 1994 году, на сцене театра «Колон» в Буэнос-Айресе в честь памяти великого музыканта;
- Произведение композитора «Oblivion» в 1993 году было заявлено претендентом на получение «Грэмми», среди лучших инструментальных композиций;
- Во время последних гастролей Пьяццолла в штатах, всемирно известный джазовый журнал «Down Beat» назвал маэстро одним из выдающихся музыкантов мира;
- Середина прошлого века, когда накал страстей по танго был особенно высок, Астор с досадой высказывался о косности слушателей: «…В Аргентине можно сменить сотню президентов, поменять одну религию на другую, но танго – вещь неприкосновенная…»;
- В 1972 году, из-за усиленных репетиций перед «Перламутровым концертом», Астор упустил возможность сочинить саундтрек к фильму «Последнее танго в Париже» знаменитого Бертолуччи;
- Пьяццолла — один из редких счастливчиков на музыкальном Олимпе, ему удалось при жизни сыграть практически все свои сочинения;
- За свою жизнь Пьяццолла сочинил около 750 произведений: танго, сюиты, концерты для симфонического оркестра, музыку к фильмам и многие другие.
Музыка Пьяццоллы в кино
Музыка Астора Пьяццоллы всемирно известна: в современном кинематографе страстные мелодии маэстро звучат в огромном количестве картин. Только при жизни композитор написал более 50 произведений для кинолент, приведем в пример лишь наиболее известные фильмы.
- «Люмьер» (2016)
- «Ссылка Гарделя» (2010)
- «Прощай» (2007)
- «Уроки дыхания» (2006)
- «Любые вопросы» (1996)
- «Лев в седой бородой» (1995)
- «Правдивая ложь» (1994)
- «Запах женщины» (1992)
- «Паула Каутива» (1963)
- «Армагедон» (1977)
- «Аргентинское танго» (1969)
- «Генрих IV» (2009)
- «Sucedio en Buenos Aires» (1954)
Творчество Пьяццоллы – это постоянное внутреннее противоречие, революционные перемены и тяга к академическому исполнению, чувственные ритмы танго и классические симфонические сюиты, глубокая любовь к традициям и желание их изменить. Быть может, это и есть причина, по которой слушая бунтарское танго Астора Пьяццоллы, хочется грустить в одиночестве, страстно восхищаться музыкой и жить вопреки всему, как это делал El Gran Astor.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Видео: слушать музыку Астора Пьяццоллы
Источник: https://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/astor-pyatstsolla
Астор Пьяццолла
Астор Пьяццолла родился 11 марта 1921 г. в аргентинском городе Мар-дель-Плата, в семье эмигрантов из Италии.
Детство провёл с родителями в Нью-Йорке, где влюбился в джаз. Там же в 1930 г. начал учиться игре на аккордеоне. В 1933 г. Астор начинает брать уроки у венгерского пианиста Белы Вильда, ученика Рахманинова, о котором Пьяццолла позже скажет: «Благодаря ему я полюбил Баха».
Затем берёт у Сергея Рахманинова уроки игры на фортепиано с целью аранжировки произведений, написанных для фортепьяно, к аккордеону. Познакомился с Карлосом Гарделем, который пригласил юношу попробовать себя в кино, Астор снялся в эпизодической роли в фильме «День, когда ты меня полюбишь» (1935).
В 1937 он вернулся в Аргентину, играл в ночных клубах с разными музыкантами, в том числе — с Анибалом Тройло. Пьяццолла продолжает брать уроки у Альберто Хинастеры, и в 1946 г. создаёт свой первый собственный оркестр «Астор Пьяццолла и его характерный оркестр». Но его цели этим не ограничиваются.
Мечта Пьяццоллы заключается в превращении аккордеона из оркестрового инструмента, используемого в качестве музыкального сопровождения танцев, в инструмент для исполнения классической музыки. Пьяццолла начинает писать классическую музыку для аккордеона. В 1950 г.
в США его произведение «Портовая рапсодия» было награждено специальной премией.
В 1953 г. его симфония «Буэнос-Айрес» удостоена премии Фабиана Севицкого, а в 1954 г. «Синфониета» номинируется на премию Ассоциации музыкальных критиков Буэнос-Айреса. В 1952 г.
Пьяццолла удостоен премии композиторов Франции, и французское правительство предоставляет ему стипендию для обучения в Париже у Нади Буланже.
Надя вдохновляет Пьяццоллу на поиски и создание своего собственного музыкального стиля.
По окончании французского периода Пьяццолла создаёт два ансамбля: Октет Буэнос-Айреса и Струнный оркестр. Творчество ансамблей совершает настоящую революцию в мире городской музыки, но против неё поднимается волна безжалостной критики. Пьяццолла не отчаялся, а продолжил свою линию.
Музыкальные фирмы его бойкотируют, и Пьяццолла вынужден уехать в Нью-Йорк, где работает в качестве аранжировщика. Два года спустя Пьяццолла возвращается в Буэнос-Айрес и создаёт квинтет. С каждым днём музыкант приходит к убеждению, что танго является музыкой, предназначенной для прослушивания, а не для танцев.
Пьяццолла даёт концерты, записывает пластинки и несколько раз совершает турне по Аргентине, Бразилии и США.
В 1963 г. Пьяццолла завоевал музыкальную премию Hirsch и написал произведение «Три симфонических движения», которое в том же году было исполнено оркестром под руководством Поля Клецки. В 1965 г. Пьяццолла сотрудничает с Хорхе Луисом Борхесом, сочиняя музыку к его стихотворениям. Диск «Танго» выходит в том же году. В 1967 г.
в сотрудничестве с Орасио Феррером Пьяццолла пишет опериту «Мария из Буэнос-Айреса». Затем по просьбе маэстро Кальдерона, руководителя Музыкального Ансамбля Буэнос-Айреса, сочиняет пьесу «Тангасо», которая была исполнена оркестром во время турне по США.
Пьяццолла пишет «Танго Шесть» для Мелос Ансамбля и «Милонга ет Рэ» для скрипача Сальваторе Аккардо.
В результате сотрудничества с Феррером Пьяццолла приобретает новый опыт: танго-песня. В 1969 г. произведение «Баллада для безумца» завоёвывает всемирное признание. Этот, более коммерческий, жанр делает Пьяццоллу известным широкой публике.
Его публика, до этого дня состоявшая в основном из узкого круга посвящённых, становится всё более многочисленной, и Пьяццолла получает признание как подлинный выразитель музыки Буэнос-Айреса. В 1970 г.
Пьяццолла уезжает в Париж и совместно с Феррером создает ораторию «Молодой народ», премьера которой состоялась в Сарбруке.
В 1971 г. Пьяццолла создает группу «Ансамбль Девяти». Муниципальный совет Буэнос-Айреса подписывает с группой контракт на 2 года для проведения концертов в Аргентине и за рубежом. Пьяццолла имеет большой успех в странах Латинской Америки. В 1972 г. состоялся концерт в Италии в Итало-Американском институте, где прошла премьера «Ансамбля Девяти».
Пьяццолла записывает ряд программ для телевидения Италии. 17 августа 1972 г. Пьяццолла начинает работать в Театре Колон. Репетиции мешают музыканту принять предложение Бернардо Бертолуччи о написании музыки к кинофильму «Последнее танго в Париже». Пьяццолла пишет музыку к кинофильмам «Джин и Поль» и «Предпоследний». В августе 1972 г.
в Буэнос-Айресе состоялся «Перламутровый концерт».
В 1974 г.
по просьбе величайшей фигуры в мире джазовой музыки Джерри Маллигана, Пьяццолла и Маллиган записывают альбом «Саммит» с оркестром итальянских музыкантов (Астор Пьяццолла: бандонеон, Джерри Маллиган: баритоновый саксофон, Ангел Гатти: клавишные, Туллио Де Пископо: ударные, Джузеппе Престипино: бас, Альберто Балдан и Джиани Цилоли: маримба, Филиппо Дакко и Бруно Де Филиппи: электрогитара, Умберто Бенедетти Микеланджели: скрипка, Ренато Риццио: альт, Эннио Миори: виолончель). Изначально планировалось, что будет поровну композиций Маллигана и Пьяцоллы, но в окончательный вариант вошла только одна композиция Маллигана: Aire de Buenos Aires.
В 1976 г. пишет музыку для фильма В Сантьяго идет дождь. В 1986 г. вместе с Гарри Бартоном Пьяццолла записывает «Сюиту для вибрафона и новый квинтет танго».
В последние годы Пьяццолла предпочитал участвовать в концертах в качестве солиста в сопровождении симфонических оркестров, иногда он давал концерты со своим квинтетом. Пьяццолла выступал в США, Японии, Италии, Германии, Франции, Латинской Америке и т. д., расширяя, таким образом, рамки публики на каждом континенте во имя славы музыки Буэнос-Айреса.
Пьяццолла совместно с Lalo Schiffrin и St Lukes Orchestra записал «Концерт для аккордеона», Три танго для аккордеона с оркестром и «Сюиту Пунта дель Эсте».
С Kronos квартетом музыкант записал сюиту «Five Tangos Sensations», которая стала его последним произведением и в течение нескольких лет занимала ведущие позиции в рейтинге произведений классической музыки. В 1990 г.
маэстро Ростропович исполнил в Новом Орлеане музыку для виолончели и фортепиано «Большое танго». Это же произведение было исполнено Ростроповичем на сцене Театра Колон на концерте памяти Пьяццоллы в 1994 г.
Астор Пьяццолла — один из немногих композиторов, который смог записать и исполнить на концертах почти все свои произведения.
В последние 10 лет своей жизни композитор сочинил более 300 танго, 50 мелодий к кинофильмам, среди которых такие фильмы, как «Пираньи» (Луис Берланга), «Генрих IV» (Марко Белоккьо), «Свет» (Жанна Моро), «Армагеддон» (Ален Жесуа), «Юг» и «Ссылка Гарделя» (Фернандо Соланас), а также музыку к театральным спектаклям и балетам.
В Италии жюри премии критиков единогласно удостоило Пьяццоллу Первой Премии за Лучший диск инструментальной музыки, отметив в своём решении: «За смелость композиций и за поразительное творчество в создании аранжировок, придающих танго новое звучание».
В феврале 1993 г. в Лос Анжелесе Астор Пьяццолла был номинирован на премию Грэмми 1992 за произведение Oblivion в категории «Лучшая инструментальная композиция». Международная критика охарактеризовала Oblivion как одно из лучших произведений Пьяццоллы.
Астор Пьяццолла умер в Буэнос-Айресе 4 июля 1992 г. в результате тромбоза мозговых сосудов, наступившего 4 августа 1990 г.
Среди его учеников — Ришар Гальяно.
Дискография
- Two Argentinians in Paris (with Lalo Schifrin, 1955)
- Sinfon?a de Tango (Orquesta de Cuerdas, 1955)
- Adi?s Nonino (1960)
- Piazzolla Interpreta A Piazzolla (Quinteto, 1961)
- Piazzolla … O No? (canta Nelly Vazquez, Quinteto, 1961)
- Nuestro Tiempo (canta Hector de Rosas, Quinteto, 1962)
- Tango Contempor?neo (Nuevo Octeto, 1963)
- Tango Para Una Cuidad (canta H?ctor De Rosas, Quinteto, 1963)
- Concierto en el Philharmonic Hall de New York (Quinteto, 1965)
- El Tango. Jorge Luis Borges — ?stor Piazzolla (Orquesta and Quinteto, 1965)
- La Guardia Vieja (1966)
- La Historia del Tango. La Guardia Vieja (Orquesta, 1967)
- La Historia del Tango. ?poca Rom?ntica (Orquesta, 1967)
- ION Studios (1968)
- Mar?a de Buenos Aires (Orquesta, 1968)
- Piazzolla En El Regina (Quinteto, 1970)
- Original Tangos from Argentina Vol. 1 & 2 (solo bandeneon, 1970)
- Pulsaci?n (Orquesta, 1970)
- Piazzolla-Troilo (D?o de Bandoneones, 1970)
- Concerto Para Quinteto (Quinteto, 1971)
- La Bicicleta Blanca, (Amelita Baltar y Orquesta, 1971)
- En Persona (recita Horacio Ferrer, ?stor Piazzolla, 1971)
- M?sica Popular Contempor?nea de la Ciudad de Buenos Aires. Vol.1 & 2 (Conjunto 9, 1972)
- Roma (Conjunto 9, 1972)
- Libertango (Orquesta, 1974)
- Piazzolla and Amelita Baltar (1974)
- Summit (Reuni?n Cumbre) with Gerry Mulligan (Orquesta, 1974)
- Suite Troileana-Lumiere (Orquesta, 1975)
- Buenos Aires (1976)
- Il Pleut Sur Santiago (Orquesta, 1976)
- Piazzolla & El Conjunto Electr?nico (Conjunto Electr?nico, 1976)
- Piazzolla en el Olimpia de Paris (Conjunto Electr?nico, 1977)
- Lo Que Vendr? (Orquesta de Cuerdas and Quinteto Nuevo Tiempo, 1979)
- Piazzolla-Goyeneche En Vivo, Teatro Regina (Quinteto Tango Nuevo, 1982)
- Oblivion (Orquesta, 1982)
- Suite Punta Del Este (Quinteto, 1982)
- Live in Lugano (Quinteto, 1983)
- Concierto de N?car (1983)
- SWF Rundfunkorchester (1983)
- Piazzolla en el Col?n (Conjunto 9 y Orquesta Filarm?nica del Teatro Col?n, 1983)
- Live in Colonia (Quinteto Tango Nuevo, 1984)
- Montreal Jazz Festival (Quinteto Tango Nuevo, 1984)
- Live in Wien Vol.1 (Quinteto Tango Nuevo, 1984)
- Enrico IV (sound track of film Enrico IV (film)Enrico IV, 1984)
- Green Studio (1984)
- Teatro Nazionale di Milano (1984)
- El Nuevo Tango. Piazzolla y Gary Burton (Quinteto, 1986)
- El Exilio de Gardel (soundtrack of film El Exilio de Gardel, Quinteto, 1986)
- Tango: Zero Hour (Quinteto Tango Nuevo, 1986)
- Central Park Concert (Quinteto, 1987)
- Concierto para Bandone?n — Tres Tangos with the Orchestra of St. Luke's, Lalo Schifrin (conductor), Princeton University (1987)
- Sur (soundtrack of film Sur, Quinteto, 1988)
- Luna. Live in Amsterdam (Quinteto Tango Nuevo, 1989)
- Lausanne Concert (Sexteto, 1989)
- Live at the BBC (1989)
- La Camorra (Quinteto Tango Nuevo, 1989)
- Hommage a Liege: Concierto para bandone?n y guitarra/Historia del Tango (1988) with Li?ge Philharmonic Orchestra conducted by Leo Brouwer. The concerto was performed by Piazzolla with Cacho Tirao, the Historia by Guy Lukowski and Marc Grawels.
- Bandone?n Sinf?nico (1990)
- The Rough Dancer and the Cyclical Night (Tango apasionado) (1991)
- Five Tango Sensations (?stor Piazzolla and Kronos Quartet, 1991)
- Original Tangos from Argentina (1992)
- Lausanne Concert(Sexteto, 1993)
- Central Park Concert 1987 (Quinteto, 1994)
- 57 Minutos con la Realidad (Sexteto, 1996)
- Tres Minutos con la Realidad (Sexteto, 1997)
Источник: http://people-archive.ru/character/astor-pyaccolla
Астор пьяццолла, создатель танго-нуэво
Автор: cocktail at пятница, 11 марта 2016 г.
Сегодня знаменитому аргентинскому музыканту и композитору Астору Пьяццолла исполнилось бы 95 лет. Его произведения значительно
обоготили жанр танго.
“Времена года в Буэнос-Айресе” — известный цикл Пиаццолы, созданный между 1965 и 1970 годами. Части цикла никогда не были строго связаны между собой и не всегда исполняются вместе.
«Коктейль» предлагает послушать эту экспрессивную и вдохновенную музыку в отличном исполнении Vilhelmas Cepinskis and his Camerata Klaipeda (Lithuania).
Времена года расположены так, как предпочитал сам
Пиаццола: осень — зима — весна — лето.
Существует много танцевальных видов и стилей танго, в том числе аргентинское танго, уругвайское танго, бальное танго (спортивный танец, участвующий в программах международных конкурсов ), финское танго.
Ко дню рождения музыканта вспомнил, с чего начиналась
история знаменитого танца.
История аргентинского танго началась в конце ХIХ века в Буэнос-Айресе. Согласно одной из легенд, танец стал своеобразным универсальным языком общения для эмигрантов со всего мира, приехавших в Аргентину во время “золотой лихорадки”. Первоначально этот танец был лишь одним из многих, но вскоре стал
популярным во всем обществе.
Слово “танго” также имеет африканское происхождение, его возводят к языку нигерийского народа ибибио, где оно значило “танец под звук барабана”.
Сначала танго танцевали в основном в многочисленных кафе, барах и игорных домах, и потребовалось некоторое время, чтобы его популярность достигла высших кругов аргентинского общества.
Кадр из фильма “Фрида” (2002).
В начале ХХ века Аргентина бурно развивалась, налаживая торговые связи с Европой. Танцоры и оркестры из Буэнос-Айреса и Монтевидео отправлялись в Париж, где состоялся первый европейский показ танго, а вскоре после этого — в Лондон, Берлин и другие столицы. К концу 1913 года танец попал в США и Финляндию.
Расцвет чувственного танца продлился недолго: танго быстро попало под запрет религиозных и политических лидеров Европы и вернулось на родину.
Несмотря на Великую депрессию, период 1930–1950 годов стал “золотым веком” танго. Было создано множество ансамблей, в состав которых входили выдающиеся композиторы и исполнители танго, ставшие сегодня классиками стиля: Аннибал Тройло, Освальдо Пульезе, Астор Пьяццолла (на фото) и другие.
В 1950-х годах из-за смены политического режима в стране танго пришлось уйти в тень. В 1960-70-х годах про танец и вовсе забыли, в это время среди аргентинской молодежи стали популярны другие танцы и формы общения.
Возрождение танго началось в 1983 году после открытия в Нью-Йорке шоу Forever Tango, принесшую танцу новую волну популярности. Новое танго заметно отличалось от прежнего: простые шаги и сменились резкими страстными движениями,
появились прыжки и поддержки.
В 90-е годы на смену классическому танго пришло современное аргентинское “танго-нуэво”, в котором новое поколение танцоров экспериментирует по части оригинальности шагов, стремясь найти свой собственный неповторимый стиль.
Кадр из фильма “Запах женщины” (1992).
В 2009 году танго как совокупность музыки, танца, поэзии и самобытных традиций региона Рио де ла Плата было внесено в список нематериального культурного наследия человечества.
Источник: http://cocteil.blogspot.com/2016/03/blog-post_11.html
Астор Пьяццолла. Музыка нового танго
Шесть пронзительных мелодий Астора Пьяццоллы, человека, изменившего мир и музыку танго. 11 марта ему бы исполнилось 94 года.<\p>
Странное дело, но Астор Пьяццолла, воплощающий для неискушенного уха аргентинское танго, на самом деле нанес ему смертельный удар.
Среда, где это было сделано, не прощала осквернения подобных святынь, плавилась от сладкого иммигрантского маяния, пахучих стихов на пролетарском лунфардо, призраков чикагских скотобоен, колониальной ветоши и поножовщины, и противилась надругательству над танго как только могла — вплоть до попыток физической расправы.
Похоже, Аргентина смирилась с Tango Nuevo последней — когда бунтарю было уже за шестьдесят, а вся планета обрыдалась под Milonga del Angel.
На поверку вся цепочка ассоциаций, которую запускают первые звуки Libertango, оказывается подделкой: вернувшись в Аргентину в середине 30-х, подросток Астор Пьяццолла, сын итальянских переселенцев, охотнее говорил по-английски, нежели по-испански: его отрочество прошло в Маленькой Италии — части Манхэттена, где лютовали представления нескольких сицилийских «семей» о веселье и правосудии; бандонеон — разновидность гармоники, чей тембр слух привычно регистрирует как аутентично аргентинский, пришел из немецкой церковной музыки, а вся звуковая материя танго — пытка и патока — бесконечно далека от довольно примитивных танцулек с распеванием сомнительных текстов, которые подразумевались под этим термином на заре жанра.
Танго проросло с самого дна, где было потно, солоно, каторжно и правдиво: публичные дома, полунищие аррабали, цыганщина, нигерийские ритмы.
Питательная среда, выбродившая в авторскую манеру Пьяццоллы, тоже имеет исключительно сложный состав: это музыка румынских, польских и еврейских мигрантов, которую он мог слышать в Нью-Йорке, медовая отрава джаза, ученичество у венгра Белы Вильда, после имени которого в любой биографии Пьяццоллы следуют слова «…
ученика Рахманинова», словно ген «большого пианизма» и сладко колющий сплин могли и вправду передаться через поколение.
Дальше была работа в танго-оркестрах, учеба у Альберто Хинастеры — крупнейшего композитора-классика, сочетающего академическую интеллектуальность с длинным ножом аргентинского гаучо; было увлечение контрапунктом и современными композиторскими техниками; наконец — поездка в Париж и учеба у великой Нади Буланже: овеянной легендами пифии, в классе которой, кажется, перебывали все, кому суждено было сделать что-то значительное в музыке второй половины века. Она преподавала будущим джазовым корифеям Куинси Джонсу и Джорджу Гершвину, французскому кино в лице Мишеля Леграна и Владимира Косма и американской «капсуле будущего» — Филипу Глассу и Аарону Копланду. Приехав во Францию, Пьяццолла, по легенде, явился к ней с чемоданом партитур, в которых заметны были музыкальная эрудиция и вкус, но не хватало «отпечатков пальцев», своего голоса, без которого композитор не может состояться.
Музыка, которую он играл, преобразила жанр почти до неузнаваемости.
В биографии Пьяццоллы — любителя манифестов и выходок — есть много мифов, и один из лучше всего срежиссированных — про Буланже, которая на каком-то из уроков вытянула из него признание в прошлом бандонеониста из танго-оркестра.
По легенде, услышав музыку, насилу сыгранную юношей, который сгорал со стыда за ее плебейское происхождение (к слову, она представляла собой танго, сочиненное в виде фуги, — самой рассудочной из академических форм), Буланже пришла в восторг и наказала молодому Астору впредь держаться животворных корней.
Совет был выполнен лишь отчасти: с одной стороны, Пьяццолла посвятил следующие пятьдесят лет жизни аргентинскому танго, с другой — музыка, которую играл созданный им октет, а затем два состава его знаменитого квинтета, преобразила жанр почти до неузнаваемости.
Тангеро старой закалки могли не знать нотной грамоты, играя «музыку для ног» со стихийным нахрапом ведомых чутьем мастеров.
Астор Пьяццолла пересаживает жанру танго железы сложной и умной европейской музыки — как старинной, так и современной: он вживляет в кабарешное портеньо-звучание элементы баховского контрапункта, сложный композиторский инструментарий Бартока и Стравинского, закономерности ископаемых танцев типа испанской пассакальи, запускает щупальца в свинг, электронику, импрессионизм, со всего снимая самый верхний, самый сливочный слой и преврщая его в собственную органику.
Все это — в пространстве Буэнос-Айреса с его духманом, звуковым сибаритством и жгучей откровенностью, и приправлено виртуозностью и искренностью Пьяццоллы-исполнителя, которые осознаешь, когда видишь ноты, где на месте звучащего фейрверка выписан голый каркас. На выходе получился идеальный продукт масскульта: безупречная мистификация, которая, как любое обобщение, потеряла в аутентичности, но выиграла в рыночности, превратившись в предмет мирового помешательства.
Под Tango Nuevo уже не нужно танцевать, оно — звуковая сказка о несуществующем Буэнос-Айресе,
где каждый тангеро хорош как бог и умен как дьявол, а пронзительный сюжет разворачивается в тонко инсценированном борделе, где хочется поселиться.
Создав язык, узнаваемый с первого предъявления, полный доступного и живого магнетизма, Пьяццолла заслужил нелюбовь традиционалистов всех мастей, подвергаясь обвинениям в ереси из уст олдскульных тангеро и критике со стороны ортодоксов от классики, считающих музыку Пьяццоллы материалом для новогодних гала-концертов и бисовых загажников. Но факт остается фактом: человек, на композиторском счету которого есть опера и оратория, обогативший первоначальное танго европейскими изобретениями вроде политональности и контрапункта, Пьяццолла сумел провернуть с ним операцию, похожую на историю с суши или мифологическими сюжетами, легшими в основу толкинианы:
Частично утратив первозданность, танго взмыло на уровень общечеловеческой культурной ценности, разделяемой миллионами слушателей.
Классик старой формации Анибаль Троило, в танго-оркестре которого Пьяццолла работал в 40-е, однажды напомнил молодому Астору, что «…люди хотят танцевать, а не слушать». Уже тридцать лет, как стало очевидным, что точке зрения мэтра приходится сказать решительное адьос.
Adiós, Nonino.
Источник: http://seasons-project.ru/life/life-people/astor-pyatstsolla-muzyika-novogo-tango
Пьяцолла Астор (Astor Piazzolla)
ПЬЯЦЦОЛЛА Астор (Astor Piazzolla), аргентинский композитор. Родился в 1921 г. в Мар-дель-Плата, умер в Буэнос-Айресе в 1992 году. Считается одним из наиболее значительных композиторов современной популярной аргентинской музыки. Создал ряд замечательных музыкальных произведений основанных на традиционных ритмах танго.
Получив народную известность как «король танго», Астор Пьяццолла привнес в танго новые ритмы и гармонические интонации, великолепно адаптирующиеся к классической гитаре. В начале 80-х годов Пьяццолла написал для гитары пять оригинальных произведений, а чуть позже несколько еще более значительных, в том числе Tango Suite, для гитарного дуэта Ассадов.
Кроме того, некоторые из его наиболее популярных танго также транскрибированы для гитары.
Астор Пьяццолла
* * *
Астор Пьяццолла родился в семье бедного итальянца в Мар-дель-Плата (Аргентина) 11 марта 1921 года. В 1925 году семья переехала в Нью-Йорк попытать счастья в большом городе. Позже Астор Пьяццолла вспоминал: «Это было время разрухи и мафии: я болтался по улицам больше, чем ходил в школу.
Тогда моими кумирами были Дюк Эллингтон и Кэллоуэй, которых я ходил слушать у дверей Коттон Клуба — я был слишком молод и слишком беден, чтобы войти внутрь. А мой отец любил ностальгические танго Карлоса Гарделя.
Поэтому, на девятилетие я получил в подарок бандонеон и стал заниматься с учителем, который объяснил мне основы классической музыки».
В 1937 году семья Пьяццоллы вернулась в Мар-дель-Плата, но Астор мечтал о столице. В 16 лет он покинул свой родительский дом и переехал в Буэнос-Айрес.
Юный музыкант был приглашён играть на бандонеоне в ансамбль известного мультиинструменталиста Анибала Тройло. Это давало Астору средства на аренду комнаты.
В то же время он брал уроки игры на фортепиано и занимался гармонией с молодым преподавателем по имени Альберто Хинастера, который впоследствии стал известным композитором.
В 1946 году Астор собрал свой первый ансамбль. Друзья играли исключительно танго: танго стало творческим кредо Пьяццоллы. «Я играл свои аранжировки и начал с трёхдольных размеров, хотя тогда были популярны четырёхдольные, и экспериментировал с диатоническими гармониями».
Его новаторство не пользовалось успехом у публики, и ансамбль распался. Но он возобновил свои искания с ещё большим рвением и организовал струнный оркестр, который потерпел ещё более сокрушительную неудачу.
Астор не унывал, тяжёлая жизнь в Нью-Йорке научила его быть упрямым и агрессивным до предела.
Поворот в судьбе произошёл, когда он отправился в Европу, где обучался дирижированию у Германа Шершена. В Париже судьба даровала ему встречу с известным преподавателем композиции — Нади Буланже.
Она сказала: «Астор, следуй своему интуитивному чутью — твоя индивидуальность не в интеллектуальной музыке, а в танго с элементами классики и джаза».
В 1955 году он вернулся в Буэнос-Айрес, чтобы закончить свой первый октет, используя опыт который он получил у Хинастеры и Буланже.
Джазовые элементы дали танго Пьяццоллы новую жизнь. Его исполнение имело невероятный успех у публики и произвело фурор в кругах исполнителей, а этот стиль получил название Tango nuevo.
По настоянию аргентинского гитариста Роберто Аусселя, Пьяццолла стал писать для гитары.
Сегодня, его История танго для флейты и гитары, Двойной концерт для бандонеона, гитары и струнного оркестра стоят в одном ряду с лучшими произведениями композиторов XX века.
Умер Астор Пьяццолла в июле 1992 года в зените славы. Несмотря на мировую известность, творчество аргентин-ского композитора в России было практически неизвестно до последнего времени.
Источник: http://AllNotes.info/biography/pyacolla-astor-astor-piazzolla
Астор Пьяццолла – биография
Астор Пьяццолла – аргентинский композитор и бандонеонист, являющийся одним из самых известных танго-музыкантов в мире.
Он был избран всемирно известными концертными музыкантами, камерными группами и симфоническими оркестрами. Пьяццолла был одним из архитекторов возобновления танго.
Особенно он внёс свой вклад после 1955 года, когда вернулся в Аргентину после периода обучения в Париже под руководством известного педагога Нади Буланже.
Его появление в Буэнос-Айресской танго среде началось в 1938 году, как раз в то время, когда танго пробудилось от некоторого застоя, который начался около 1930 года.
Детство и начало творчества
Астор Пьяццолла родился в 1921 году в Мар-дель-Плата – рыбацком порту, находящемся в Атлантическом океане, в 420 километрах к югу от столицы Аргентины – Буэнос-Айреса.
В то время это место уже было аристократическим морским курортом, хотя ещё не настолько популярным. Пьяццолла был единственным сыном Висенте Нонино Пьяццоллы и Асунты Мейнетти.
В 1924 году, будучи ещё совсем ребёнком, Астор и его родители переехали в Нью-Йорк.
В 1929 году, когда мальчику было 8 лет, его отец дал ему свой первый бандонеон, который он купил в ломбарде за 19 долларов.
В 1932 году Астор сочинил свое первое танго, названное «La Catinga».
Вскоре после этого Астор познакомился с Карлосом Гарделем, другом семьи, вместе с которым он принял участие в сцене фильма «День, когда ты меня полюбишь».
Возвращение на Родину и начало карьеры
В 1936 году Пьяццолла вернулся со своей семьей обратно в Аргентину, в Мар-дель-Плата, где он начал принимать участие в некоторых танго-оркестрах. Интерес Астора к танго заставил его поселиться в Буэнос-Айресе в 1938 году, в возрасте 17-ти лет.
Там он выступал в роли бандонеониста в оркестрах Мигеля Кало и Анибала Тройло. Тем временем Пьяццолла усовершенствовал свою технику с классическим музыкантом Альберто Джинастерой.
В 1942 году Астор женился на Деде Вольфф, и от этого брака у него родилось двое детей.
В 1944 году Пьяццолла отделился от Тройло, чтобы играть в оркестре, который сопровождал певца Франсиско Фиорентино. Он продолжил свою работу в качестве организатора оркестров Хосе Бассо, Мигеля Кало и Францини-Понтье.
Также в 1946 году он сочинил танго «Эль-Десбанде», которое считал своим первым танго за отличную формальную структуру, и вскоре он начал сочинять музыку для фильмов.
В творчестве Пьяццоллы был период, когда он решил отойти от танго направления и попробовать себя в чём-то другом, так как его привлекал ещё и джаз, но в 1953 году он отправился в Париж, чтобы учиться у знаменитого педагога Нади Буланже, и она убедила его продолжать идти по пути танго.
Расцвет
По возвращении в Аргентину, Пьяццолла собрал лучших музыкантов и сформировал ансамбль «Октет Буэнос-Айреса», с Энрике Марио Франчини и Уго Баралис на скрипках, Роберто Пансера на бандонеоне, Хосе Брагато на виолончели, Альдо Николини на бас-гитаре, Орасио Малвисино на электрогитаре и Атилио Стампоне на фортепиано.
Несколько произведений ансамбля, ставшего началом эпохи современного танго, повлияли на решающую роль в дальнейшей эволюции танго благодаря его ритмическим новинкам.
В 1958 году Пьяццолла распустил «Октет» и отправился в Нью-Йорк для работы в качестве аранжировщика.
В 1960 году, после пребывания в Соединенных Штатах, где его стиль был представлен как джаз-танго, он сформировал квинтет. В 1966 Астор развёлся со своей первой женой Деде Вольфф.
В 1968 году Пьяццолла, вместе с поэтом Орасио Феррером, сочинил оперу «Мария из Буэнос-Айреса», написанную для одиннадцати инструментов и сольных исполнителей обоих полов.
В связи со своим влечением к джазу, в 1974 году Пьяццолла записал альбом с великим саксофонистом Джерри Маллиганом. В 1976 году Астор встретил свою последнюю женщину, Лауру Эскаладу.
В декабре того же года в театре «Гран-Рекс» в Буэнос-Айресе состоялся взрывной концерт, где аргентинский композитор представил свою работу «500 Motivaciones», написанную специально для электронного ансамбля.
Последователи
Престиж Пьяццоллы был широко распространён в Европе, в то время как в Аргентине были споры, связанные с его творчеством.
В любом случае, влияние Астора Пьяццоллы и новой музыкальной эстетики, которую он смог навязать танго, продемонстрировало молодое поколение художников, склонных к популярной музыке Буэнос-Айреса.
К ним, например, относится бандонеонист и композитор Эдуардо Ровира, который отделился от традиционных канонов танго и основал современную ассоциацию танго в 1960 году.
Ещё один выдающийся музыкант Родольфо Медерос является самым выдающимся последователем Астора Пьяццоллы в качестве человека, играющего на бандонеоне.
В августе 1990 года у Пьяццоллы случился инсульт, вследствие чего, спустя два года, в июле 1992 года он скончался.
Источник: https://helpjournal.ru/astor-pyatstsolla-biografiya/
Астор Пьяццолла как человек-танго
90 лет назад в семье итальянских эмигрантов в Аргентине родился Астор Пьяццолла – выдающийся музыкант и композитор второй половины ХХ века. Пьяццолла – создатель стиля «новое танго», который приобрел в мире огромную популярность уже после кончины композитора в 1992 году.
Пьяццолла получил классическое музыкальное образование, работал во многих жанрах, писал классическую музыку для аккордеона, инструментальные композиции, так называемые танго-песни. Только за последние десять лет жизни он сочинил 300 танго и написал музыку к 50 кинофильмам.
О творчестве Астора Пьяццоллы и его взаимоотношениях с основоположником классической музыки танго – Карлосом Гарделем – в интервью Радио Свобода рассказывает директор Центра цивилизационных и культурологических исследований Института Латинской Америки РАН Наталья Константинова:
– Дело в том, что они представляют два разных направления. Одно – это так называемая «старая гвардия», родоначальником которой был Карлос Гардель. Второе – новое аргентинское танго, заслуга создания которого принадлежит Пьяццолле, сумевшему стереть границы между серьезной музыкой и популярной. Передав всю сущность танго, он одновременно сочетал его с ритмами танцевальной и красивой эстрадной музыки в стиле Фрэнка Синатра. При этом у него была очень хорошая классическая подготовка, поскольку он учился и в Париже, и в Нью-Йорке. Все представители классического аргентинского танго или так называемой «старой гвардии» до такой степени не принимали музыку Пьяццоллы, что даже дали ему прозвище – «убийца танго». Я думаю, что звездный час Пьяццоллы наступил в 1985 году, когда он получил звание Почетного гражданина Буэнос-Айреса. Я думаю, что это было для него лучшей наградой.
– Какие социальные обстоятельства наложились на то, что возник этот стиль?
– Что касается непосредственно Аргентины, то это были годы военной диктатуры, и стремление Пьяццоллы высвободить танго из традиционных, классических канонов и придать ему другой стиль, привело к тому, что он сумел создать абсолютно новый жанр. Уже начиналась глобализация, которая в сфере культуры проявилась именно в этом – расширении привычных границ. Одно из самых известных своих произведений – «Большое танго» Пьяццолла посвятил Мстиславу Ростроповичу. И очень символично, что именно это произведение прозвучало на сцене одного из лучших оперных театров мира – «Колон» в Буэнос-Айресе – в исполнении самого Ростроповича в 1994 году на концерте, посвященном памяти Астора Пьяццоллы. Пьяццолла – это композитор на века. Его невозможно повторить.
Знаток танго, многолетний сотрудник РС, итальянский журналист Марио Корти согласен с Пьяццоллой, который считал, что танго – это не танец, а, прежде всего, музыка и песня:
– Танго, как и джаз, – это великие новшества в музыке ХХ века, притом, что своими корнями танго уходит глубоко в музыкальные традиции Аргентины и Америки. Один из важнейших источников возникновения танго – эмигранты из Европы, в основном, из Италии и Германии. Не надо забывать, что главный инструмент – банданеон (это разновидность аккордеона) – был придуман немцем. Но танго – чисто городской, буэнос-айресский жанр. Аргентинская музыка в основном деревенская, и она сильно отличается от танго, хотя танго многое и переняло из нее. Чтобы понять, почему Пьяццолла так изменил танго, надо немножко углубиться в его биографию. Во-первых, он вырос в Нью-Йорке. Там он пристрастился к джазу, там же научился играть на бандонеоне, там же, под руководством одного из учеников Рахманинова, венгра Бела Вильда, аранжировал фортепианные сочинения, в том числе сочинения Баха, для банданеона. Во-вторых, он работал с маститыми исполнителями танго, такими, как Карлос Гардель, Альберто Хинастер. Пьяццолла не хотел сочинять музыку для танго. Он хотел быть серьезным классическим композитором, поэтому перебравшись в Париж, пошел учиться к Наде Буланже, органистке и дирижеру, учителю Баренбойма, Аарона Копленда и Джорджа Гершвина. Вот в такой атмосфере вырос музыкальный талант Пьяццоллы.
– У вас есть объяснение тому, почему в последние годы, уже после смерти Пьяццоллы, его «новое танго» стало так популярно во всем мире?
– Потому что это великолепная музыка и великолепный спектакль. Не надо забывать, что он сочинил, скажем, такое музыкальное действо, как «Мария из Буэнос-Айреса», в котором отчетливо прослеживаются и новшества, и традиционность его музыки.
Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы «Время Свободы» читайте на странице «Подводим итоги с Андреем Шарым»
Источник: https://www.svoboda.org/a/2335527.html