Николай андреевич римский-корсаков: биография, интересные факты, творчество

Краткая биография Римского-Корсакова

Краткая биография Римского-Корсакова востребована не только учащимися музыкальных школ, но и вообще всеми, кто интересуется искусством. Предлагаем вам кратко ознакомиться с жизнью выдающегося маэстро, и узнать главные моменты из его творчества.

Краткие биографии тем и интересные, что в немногих словах передают главную суть.

Биография Римского-Корсакова

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) – выдающийся русский композитор, педагог и дирижер. Прожив всего 64 года, он успел многое сделать для искусства, войдя в историю, как талантливый мастер своего дела.

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Родился Римский-Корсаков 18 марта 1844 года в городе Тихвине Новгородской губернии. Несмотря на склонность к музыке, которая у Николая Андреевича проявилась с раннего детства, он все же пошел на военную службу. Сильное влияние в этом деле на него оказал старший брат, офицер и будущий контр-адмирал.

Начав обучение в 6 лет, он увлекся церковной музыкой и народными песнями, а в 11 написал первое произведение.

Обратите внимание

В 1862 г, после смерти отца, семья Римского-Корсакова переехала в Санкт-Петербург. Именно там Николай Андреевич познакомился с выдающимся композитором и педагогом М. А. Балакиревым. Вступив в его кружок, который потом получил название «Могучая кучка», Римский-Корсаков окончательно сформировал свои эстетические взгляды.

Краткая биография не позволяет нам рассказать обо всех особенностях военной службы будущего композитора. Скажем лишь, что с 1862 по 1865 год Римский-Корсаков служит на клипере (корабле) «Алмаз». Три года путешествий позволили ему повидать много стран, однако заниматься музыкой, практически не было времени.

Начало творчества Римского-Корсакова

Через три года вернувшись в Санкт-Петербург, Николай Андреевич снова налаживает контакты с кружком Балакирева. Именно тогда он знакомится с А.П. Бородиным, Л.И. Шестаковой (сестрой Глинки) и П.И. Чайковским.

Под влиянием Балакирева, Римский-Корсаков продолжает работать над своей Первой симфонией. В это же время из-под его пера выходят «Увертюра на русские темы» (1866), «Сербская фантазия» (1867), симфоническая картина «Садко» (1896), Вторая симфония («Антар», 1868 г.) и ряд ярких поэтичных романсов. Всего им было написано 79 романсов.

Учитывая биографию Римского-Корсакова, который был из военно-морского рода, ему на генетическом уровне передалась любовь к морю. До него никто даже не пробовал изображать морскую стихию в музыкальных красках.

С помощью необычных приемов ему удавалось виртуозно предавать особенности моря и всего, что с ним связано. Позже эти идеи стали перенимать и другие знаменитые композиторы.

Интересен факт, что Римский-Корсаков обладал так называемым цветным слухом. То есть он каждую тональность видел в определенном цвете. Эта уникальная особенность называется синестезией. Таким образом, ми мажор у него соотносился с синим цветом. Поэтому все «морские» произведения написаны у него именно в ми мажоре.

Успех и признание

Успех произведений был настолько очевиден, что уже в 1871 г. Римский-Корсаков получает приглашение на должность профессора практического сочинения, инструментовки и оркестровки в Петербургскую консерваторию.

Здесь надо заметить, что без соответствующего образования получить профессорское назначение было не так просто. Однако необычная биография и выдающиеся способности будущего классика никем не подвергались сомнению. Интересно, что на сегодняшний день эта консерватория носит его имя.

Композитор в 1897 году

Через два года музыкант становится инспектором духовых оркестров Морского ведомства, а в 1874 – директором Бесплатной музыкальной школы. В этом же году Римский-Корсаков начинает активно заниматься дирижированием симфонических концертов, а потом и оперных спектаклей.

В биографии Римского-Корсакова отчетливо прослеживается, насколько легко он принимался за тот или иной вид деятельности.

Важно

Интересно, что его прозвали «сказочником» за любовь к фантастическому миру сказок. Именно он придумал симметричный лад, который позже назовут «гамма Римского-Корсакова».

Первой оперой маэстро стала «Псковитянка», написанная в 1872 г. Через семь лет он создает «Майскую ночь» по сюжету Н.В. Гоголя. Затем, в 1881 г. появляется наиболее вдохновенная опера «Снегурочка», написанная для сказки А.Н. Островского.

Интересным фактом в биографии Римского-Корсакова является то, что в начала 1890-х годов у него начал наблюдаться некоторый творческий спад. Однако потом, наоборот, с невероятной интенсивностью выходят потрясающие оперы «Ночь перед Рождеством» (1895), «Садко» (1896), «Моцарт и Сальери» (1897), пролог к опере «Псковитянка» и «Царская невеста» (по драме Льва Мея, 1898).

Семья Римского-Корсакова

В 1872 году Николай Андреевич женился на Надежде Николаевне Пургольд. Она также была пианисткой, музыковедом и композитором.

У них родилось семеро детей, двое из которых умерли в детстве. Не мудрено, что все дети получили хорошее музыкальное образование. Ведь и отец и мать были выдающимися деятелями на этом поприще.

Современники подчеркивали, что Римский-Корсаков был очень заботливым отцом и много внимания уделял своим детям. Он не только постоянно занимался с ними музыкой, но и воспитывал их в интеллигентных традициях того времени.

Более подробно о его биографии вы можете прочитать в книге серии «ЖЗЛ» автора И.Ф. Кунина.

Последние годы жизни

В 1905-1907 гг. в Российской империи начались революционные события. Римский-Корсаков выступил на стороне протестующих студентов, осуждающих действия администрации Петербургской консерватории. В знак солидарности он вообще уволился, однако потом, когда руководство консерватории было сменено – вернулся на должность.

Еще один интересный факт из биографии. Некоторое время официально исполнять его произведения, было запрещено. Однако, несмотря на это, по стране регулярно проходили концерты произведений Римского-Корсакова, а толпы публики приходили послушать необыкновенную музыку. В знак поддержки Николая Андреевича слушатели каждый раз вставали.

Последователями композитора было около 200 выдающихся музыкантов, в числе которых такие величины, как Прокофьев, Стравинский, Гнесин, Танеев и другие.

Написав оперу «Золотой петушок», Римский-Корсаков открыто высмеял образ царя. За это произведение сразу же было запрещено. Узнав об этом, уже немолодой музыкант пережил инфаркт, что и послужило поводом к его скорой кончине.

Умер Николай Андреевич 21 июня 1908 года в деревне Любенск. Там у композитора была загородная усадьба. Теперь это музей его имени.

Похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище. В 1930 г. его прах был перенесен в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.

Если вам понравилась краткая биография Римского-Корсакова, обязательно поделитесь ею в социальных сетях.

Совет

И да, читайте самые интересные факты на InteresnyeFakty.org и не забывайте подписываться на сайт любым удобным способом.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Источник: https://interesnyefakty.org/biografiya-rimskogo-korsakova/

Николай Римский-Корсаков

Римский-Корсаков Николай Андреевич — великий русский композитор, музыкальный критик, известный дирижёр, педагог, общественный деятель, участник «Могучей кучки».

Детство

Родился Николай Андреевич в дворянской семье. Отец, Андрей Петрович, был чиновником. Мать, Софья Васильевна, была запретным плодом любви помещика и крепостной крестьянки.

Образование

Начальное образование Николай получил дома, затем продолжил его в пансионе. Отец отдал двенадцатилетнего сына в Морской кадетский корпус, который Римский-Корсаков закончил с отличием.

Творческий путь

В 1861 году умер отец, семья перебралась в Петербург, где состоялось знакомство юного Римского-Корсакова с Балакиревым. Став членом «Могучей кучки», будущий композитор пробует сочинять свои первые музыкальные произведения.

По окончанию кадетского корпуса Римский-Корсаков проходил морскую службу на клипере (парусном судне) «Алмаз», на котором объездил много стран. Возможно, поэтому в музыкальных произведениях композитора так часто звучит морская тематика.

Возвратившись из путешествия, Николай закончил «Первую симфонию». Музыкальный язык своего первого произведения композитор усовершенствовал в следующих произведениях — «Увертюре на три русские темы» и «Сербской фантазии». Развивая в дальнейшем славянские народные мотивы, Римский-Корсаков старался всегда придерживаться исключительно национального колорита.

Открытием в мире музыке стала музыкальная картина Римского-Корсакова «Садко». Это одно из самых ранних программных произведений композитора, в котором он продолжает традиции европейского симфонизма.

«Садко» — первое сказочное произведение Николая Андреевича. Именно в нём композитор попытался с помощью оркестра изобразить море.

И именно здесь можно наблюдать знаменитую «гамму Римского-Корсакова» — придуманный им самим симметричный лад для изображения фантастического мира.

С 70-х годов начинается общественная жизнь Римского-Корсакова.

Он успевает абсолютно везде: преподаёт в должности профессора в Санкт-Петербургской консерватории, исполняет обязанности инспектора духовых оркестров Морского ведомства, назначается директором Бесплатной музыкальной школы, успевает работать дирижёром симфонических концертов и оперных спектаклей, помогает управляющему Придворной певческой капеллой, возглавляет Беляевский кружок. Усовершенствовав композиторскую технику своих произведений, Римский-Корсаков сочинил «Симфонию № 3 C-dur». В эти годы ведущим жанром композитора становится опера (закончена «Псковитянка»).

В 80-е годы Римский-Корсаков перешёл на симфонические жанры: написал симфоническую сюиту «Шахерезада». Композитор изучает философию, пишет музыкальные критические статьи, редактирует свои ранние произведения.

Обратите внимание

В конце 90-х годов выходят в свет оперы «Садко» и «Царская невеста». Они продолжили ряд его сказочных музыкальных произведений, подтвердив музыкальное прозвище композитора в узких кругах (Сказочник).

Римский-Корсаков сумел показать в опере личность, чувства и переживания человека («Моцарт и Сальери»).

В начале XX века продолжает сказочную тематику: оперы «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок».

В последнем произведении содержалась очень язвительная сатира на самодержавие, так как политические взгляды Римского-Корсакова были определены событиями начала века.

Революцию 1905 года встретил с восторгом, поддержал бунтующих студентов и осудил руководство консерватории, за что и был временно уволен.

Личная жизнь

В доме А. С. Даргомыжского Римский-Корсаков познакомился с очаровательной девушкой, талантливой пианисткой Надеждой Николаевной Пургольд, которая помогла ему в создании оперы «Псковитянка».

Общая работа сблизила молодых людей, которые вскоре объяснились друг другу в любви. В 1872 году Римский-Корсаков женился на ней. В браке родилось семеро детей, но двое из них умерли в маленьком возрасте от туберкулёза.

В живых осталось 3 сына (Андрей, Михаил и Владимир) и 2 дочери (София и Надежда).

Смерть

Оперу «Золотой петушок» запретили — в результате у Римского-Корсакова случился инфаркт. От повторного сердечного приступа композитор умер в усадьбе Любенск (Санкт-Петербург).

Основные достижения Римского-Корсакова

  • Римский-Корсаков является автором 15 опер, трёх симфоний, нескольких симфонических произведений, инструментальных концертов, кантат, камерно-инструментальной, вокальной и духовной музыки.
  • Римский-Корсаков во многих своих произведениях оркестровыми красками изображал море, что явилось новаторством в мире музыки.
  • Он придумал симметричный лад, который впоследствии назвали «гаммой Римского-Корсакова»: он применялся им для описания в музыке фантастического мира.
  • Был создателем композиторской школы, учениками которой стали более 200 известных композиторов и музыкантов (А. Танеев, И. Стравинский, М. Гнесин, С. Прокофьев и другие).
  • 1844 год — рождение
  • 1856–1862 года — обучение в Морском кадетском корпусе
  • 1861 год — смерть отца, «Могучая кучка»
  • 1862–1865 года — морская служба на клипере «Алмаз»
  • 1865 год — «Первая симфония»
  • 1866 год — «Увертюра на три русские темы»
  • 1867 год — «Сербская фантазия», музыкальная картина «Садко»
  • 1871 год — профессор Санкт-Петербургской консерватории
  • 1872 год — женитьба на Н. Н. Пургольд, опера «Псковитянка»
  • 1873 год — рождение сына Михаила
  • 1873–1884 года — инспектор духовых оркестров Морского ведомства
  • 1874–1881 года — директор Бесплатной музыкальной школы
  • 1874 год — дирижёр симфонических концертов и оперных спектаклей
  • 1875 год — рождение дочери Софии
  • 1878 год — рождение сына Андрея
  • 1883 год — рождение сына Владимира
  • 1883–1894 года — помощник управляющего Придворной певческой капеллой;
  • 1882 год — глава Беляевского кружка
  • 1888 год — рождение дочери Надежды
  • 1896 год — опера «Садко»
  • 1897 год — опера «Моцарт и Сальери»
  • 1898 год — опера «Царская невеста»
  • 1900 год — опера «Сказка о царе Салтане»
  • 1902 год — опера «Кащей Бессмертный»
  • 1904 год — опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»
  • 1907 год — опера «Золотой петушок»
  • 1908 год — смерть
  • Первым музыкальным инструментом великого композитора стал детский барабан, на котором трёхлетний Николай играл с такт с отцом, играющим на фортепиано. Маленький музыкант попадал точно в ноты.
  • И родители, и сам Николай мечтали о его офицерской карьере. О том, что его призвание — музыка, Николай Андреевич понял только в Морском кадетском корпусе.
  • Балакирев, ставший близким другом Римского-Корсакова и много помогавший ему в музыкальном творчестве, был достаточно тяжёлого характера. Это привело к тому, что в начале 90-х годов оба композитора перестали общаться друг с другом вообще.
Читайте также:  Баян: история, видео, интересные факты, слушать

Источник: http://biografix.ru/nikolaj-rimskijkorsakov

Римский-Корсаков Николай Андреевич

(18441908) русский композитор и педагог

Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 6 марта 1844 года в Тихвине. Музыкальные способности мальчика проявились рано, но по семейной традиции в 12летнем возрасте его определили в Морской корпус в Петербурге. Однако он и здесь продолжал заниматься музыкой и даже пытался сочинить симфонию.

Музыка оставалась для него любимым занятием и после того, как он стал морским офицером. В 1861 году Римский-Корсаков познакомился с известными музыкантами, которые входили в кружок М. А. Балакирева «Могучая кучка». Это были Ц.

А. Кюи, Модест Петрович Мусоргский, позже к ним присоединился Александр Порфирьевич Бородин. Для Римского-Корсакова, который изучал музыку самостоятельно, это была настоящая школа, где он пополнял свое музыкальное образование.

Общение с такими интересными людьми было прервано, когда  Николай Римский-Корсаков ушел в 2-летнее кругосветное плавание.

Важно

Но оно не прошло для него бесследно и обогатило массой разнообразных впечатлений, которые он потом отразил в своем творчестве. Вернувшись из плавания, он создает свои первые значительные произведения, которые принесли ему славу.

В 1867 году была написана симфоническая картина «Садко», а через пять лет — опера «Псковитянка» по одноименной драме Л. Мея.

Первые же произведения сделали имя Николая Андреевича Римского-Корсакова знаменитым. В 1871 году он был приглашен в число профессоров Петербургской консерватории и оставался в этой должности на протяжении 40 лет.

За это время он создал свою композиторскую школу и воспитал многих выдающихся музыкантов, всего подготовил более 200 композиторов, среди них Игорь Федорович Стравинский, Сергей Сергеевич Прокофьев, А. К. Глазунов, А. К.

Лядов.

Еще до работы над «Псковитянкой» Римский-Корсаков должен был завершить оперу Бородина «Князь Игорь» и оперу Мусоргского «Борис Годунов». После их премьеры все критики отметили высокое качество оркестровки и музыкальную цельность произведений. Сам композитор получил большой опыт работы над такими сложными произведениями, как оперы.

Первая собственная опера Николая Римского-Корсакова была тепло встречена зрителями, но он продолжал работать над партитурой и после премьеры. Окончательный вариант произведения прозвучал только в 1898 году в частной опере С. И. Мамонтова. Главную партию — Ивана Грозного — блестяще исполнил Федор Иванович Шаляпин.

Уже в первых произведениях Римского-Корсакова проявился его интерес к русской истории и культуре. Работая над операми «Майская ночь» (по Н. Гоголю, 1879) и «Снегурочка» (по А. Островскому, 1881), композитор с увлечением изучает русский фольклор и языческую мифологию.

Самый активный период творчества Николая Андреевича Римского-Корсакова начался в 1889 году. В это время он создал фантастическую оперу-балет «Млада». За ней сразу же последовали еще два больших произведения.

Совет

Он опять обращается к Николаю Гоголю и в 1894 году пишет по его произведению оперу-коляду «Ночь перед Рождеством», а потом в течение года занимается созданием оперы-былины «Садко», которая была завершена в 1896 году. Написать ее план композитору помог известный музыкальный критик В. В.

Стасов, познакомивший его с русскими былинами и летописными рассказами о древнем Новгороде.

Римский-Корсаков предложил свою новую оперу дирекции Мариинского театра, ее приняли, но не поставили: Николай II собственноручно вычеркнул ее из репертуара. Только через год опера «Садко» прозвучала на сцене частной оперы С. И. Мамонтова и сразу же заняла место среди значительных произведений русской музыки.

Николай Андреевич Римский-Корсаков очень любил работать над сказочными сюжетами. Они были добрыми и поэтичными. Однако в каждый исторический период заложенный в них смысл воспринимается по-разному.

В начале XX века Римский-Корсаков берет из них то, что больше всего отвечает изменившимся общественным настроениям.

И вот уже изображение бесхитростного и незадачливого царя в «Сказке о царе Салтане» (1899) уступает место зловещей политической аллегории в «осенней сказочке» «Кащей Бессмертный» (1902), а в 1907 году появляется злая сатирическая опера «Золотой петушок» с глупым и вздорным царем.

К последнему периоду творчества Николая Римского-Корсакова относится также драматическая опера-легенда «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1903), повествующая о древних событиях эпохи татарского нашествия.

В своих операх он вывел новые, яркие образы русских людей, мужественных и терпеливых. Прежде всего это женщины — любящая Ольга из «Псковитянки», страдающая Волхова в «Садко», страстная Любаша из «Царской невесты».

Обратите внимание

Венчает этот ряд Феврония из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

Рядом с ними столь же незаурядные мужские образы, каждый из которых представляет собой яркую личность с запоминающейся характеристикой, — Иван Грозный, Садко, Грязной, Левко.

Всего композитор написал 15 опер и создал жанр историко-бытовых опер, героями которых являются обычные люди, сюжеты же развиваются на фоне событий русской истории.

Кроме того, Римский-Корсаков написал множество оркестровых сочинений, главным из которых является симфоническая сюита «Шехерезада» (1888) на сюжеты сказок «Тысяча и одна ночь».

Музыка Римского-Корсакова отличается яркой картинностью. С помощью звуков композитор создает картины напряженных сражений, бури, сельского праздника.

Николай Андреевич Римский-Корсаков умер 8 июня 1908 года в усадьбе Любенск под Петербургом.

Источник: http://biografiivsem.ru/rimskiy-korsakov-nikolay-andreevich

Творчество Римского-Корсакова

18 марта родился Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908), русский композитор, общественный деятель, дирижер, пианист, директор Бесплатной музыкальной школы, профессор Петербургской консерватории.

За внешне суровым видом Николая Андреевича скрывался редкостной доброты человек, который был готов всегда прийти на помощь, подхватить дело, направить на путь истинный.

Ему не было еще и двух лет, а он уже хорошо усваивал все мелодии, которые напевала ему мать.

Важно

А начиная с  трех лет, составил с отцом дуэт — старший Римский-Корсаков играл на фортепиано, а младший великолепно отбивал такт на игрушечном барабане. В шесть лет он начал играть на фортепиано.

Попытку написать первую увертюру (музыкальное произведение сложной формы) Николай предпринял в девять лет.

Учитель мальчика по музыке рассказал своему ученику о выдающемся композиторе Глинке,  познакомил с сочинениями Шумана, Бетховена, Баха. По мере взросления у юноши открылся недюжинный талант композитора.

Он создает работы, ставшими новаторскими на музыкальном поприще.

Главным образом это оперы: «Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка», «Ночь перед рождеством», «Садко», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный», «Сказание о граде Китяже и деве Февронии», «Золотой петушок», опера-балет «Млада».

Творческая деятельность Римского-Корсакова – это во многом пример для подражания. Выдающийся специалист, он не гнушался выполнением доработок, помогая обрести законченный вид произведениям Мусоргского, Бородина, Даргомыжского, готовил к изданию партитуры Глинки. С 1871 года и до конца жизни он был профессором Петроградской консерватории. У него было свыше двухсот учеников.

Римский-Корсаков сыграл огромную роль в развитии музыкальной культуры разных народностей, помогал композиторам других стран.

Творчество Римского-Корсакова пронизано идеями свободолюбия, демократии. В нем нашли широкое отражение народные мотивы, эпос, предания, легенды, мотивы Востока.

Римский-Корсаков сказал новое слово в программной симфонической музыке.К основным симфоническим произведениям автора относятся: «Увертюра на русские темы», «Испанское каприччио», сюита «Шехеразада» и три симфонии.

Совет

Вокальная лирика великого музыканта, представленная циклом «У моря», «Редеет облаков летучая гряда», «Нимфа», «Пророк»,  «Анчар», 79 романсами, а также сборниками народных песен, полна поэтического обаяния.

Творчество Римского-Корсакова – это принципиально новый этап в русской музыке, оно принадлежит мировой культуре.

Автор текста: Ирис Ревю

Источник: http://DetskiyChas.ru/persons/rimskiy_korsakov/

Римский Корсаков — интересные факты из жизни

Осенью 1871 года в первой в России Петербургской консерватории, приступил к работе профессор по классу композиции и оркестровки. Его пригласил лично директор заведения.

Совсем молодой, 27-летний, уже известный автор, имеющий оригинальные сочинения для оркестра, и практически не имеющий музыкальной подготовки. Но такое вообразить не мог никто.

Кстати, сегодня консерватория носит имя прославленного композитора.

Уроки для будущего композитора

Он родился 18 марта 1844 года в Тихвине, здесь и вырос. Семья, в которой появился Римский-Корсаков, была довольно далека от искусства. По семейной традиции мальчика готовили к флотской жизни, как его старший брат и дядя.

Очень рано были выявлены музыкальные способности у ребенка.

Отец играл на фортепиано, а он в свои три года на своем детском барабане правильно попадал в ноты, играя с ним в такт.

Но когда в шесть лет, для него наняли учителя музыки, чью роль поначалу выполняла соседка, потом гувернантка, потом ученица гувернантки, занятий он не любил.

Нотную грамоту, конечно, осилил, но история музыки, композиторы и интересные факты из их жизни не трогали абсолютно. А вот мамино любительское пение слушал, дядино тоже, и монахов, поющих в Тихвинском монастыре.

И только в Петербурге, где он должен был поступить в Морской корпус, он имеет возможность брать уроки игры у настоящего профессионального музыканта, потому что, учась в этом заведении, он понял, что призвание его – музыка. Кадетский корпус он закончил. Судьба морского офицера, о которой он мечтал, ожидала его.

 «Могучая кучка»

Но Петербург дарит ему встречи с истинным искусством. Здесь он узнал «Ивана Сусанина», здесь слушал «Руслана и Людмилу», здесь на него буквально обрушились симфонии Бетховена.

А его учитель, Ф.Канилле, понимая, сколь одарен его ученик, дал совет, который решил судьбу Николая, самому заняться сочинительством.

Он же стал инициатором знакомства, которое стало значимым событием в жизни тогда еще будущего композитора, с Балакиревым и его кружком талантливых музыкантов, известным в истории как «Могучая кучка», где он нашел единомышленников, таких же как он музыкантов, не имеющих специальной музыкальной подготовки.

Балакирев готовил молодых коллег к самостоятельной творческой деятельности по собственной методе. Он предлагал тему, за чем следовали обсуждения всеми участниками собрания, изучались музыкальные произведения именитых мастеров и постепенно все сложности, которые возникали при сочинительстве, разрешались.

И все же характер у Балакирева был настолько тяжелым, что в начале 90-х их общение прекратилось совершенно.

Композитор Римский-Корсаков

Благодаря нескольким своим сочинениям: «Сказке о царе Салтане», «Сказании о невидимом граде Китиже», операм «Кащей бессмертный», «Золотой петушок», Николая Андреевича называли сказочником. Сказки были его любимой темой.

Он стал первым, кто мог передать настроение моря красками музыки. Его даже именовали музыкальным «маринистом».

И вообще, он имел цветной слух, иначе говоря, соотносил музыку с цветами. Самый наглядный пример – это ми мажор, который виделся ему синим. И все его произведения морской тематики в Ми мажоре. Им даже придумана собственная гамма, названная его именем.

События 1905 года оказали на Римского-Корсакова столь значительное влияние, что он покинул Петербургское отделение Императорского русского музыкального общества. Его поддержали коллеги-композиторы и вышли на забастовку учащихся консерватории.

Обратите внимание

Профессора уволили, многих студентов исключили, даже запретили исполнять его произведения.

Но запреты нарушались повсеместно по стране, концерты проводились вопреки всем ограничениям. Поддерживая музыканта, его музыку зрители слушали стоя.

Его опера «Золотой петушок» стала косвенной причиной его смерти. На нее был наложен запрет, потому что в ней образ царя жестоко высмеивался. Когда известие об этом дошло до композитора, случился первый инфаркт. А второй в июне 1908 года стал смертельным. Через год опера уже шла в Москве.

Личная жизнь

Вскоре состоялось знакомство с очаровательной девушкой, бывшей к тому же талантливой пианисткой, Надеждой Николаевной Пургольд. Молодые люди встретились в доме у А.С. Даргомыжского.

Совместная работа над оперой «Псковитянка» настолько их сблизила, что в 1872 году появилась новая семья. Это был счастливый брак, в котором было рождено семь детей. Лишь пятеро остались в живых, трое сыновей и две дочери.

Читайте также:  Балет «шопениана»: содержание, видео, интересные факты, история

Отец лично занимался со своими детьми, несмотря на то, что был очень занят. Все они – достойные наследники таланта своего отца.

Его вдова была вынуждена покинуть их большую квартиру в Петербурге после революции. Она стала коммунальной.

В ней одновременно могли проживать до десяти семей. Родственники Римского-Корсакова сохранили его вещи, нотную библиотеку и рукописи. Как только появилась возможность, в его квартире появился музей.

Год спустя после смерти композитора его вдова опубликовала очень интересные воспоминания Николая Андреевича под названием «Летопись моей музыкальной жизни».

Сила таланта этого великого композитора такова, что в его творениях нашли отражение красота и любовь, вера в тожество света и правды, мечта о лучшем будущем. Но его музыка могла быть гневной и обличительной, когда клеймила жестокость и деспотизм, ханжество и глупость.

Источник: https://vivareit.ru/rimskij-korsakov-interesnye-fakty-iz-zhizni/

Краткая биография Римский-Корсаково самое главное

Родился Николай Андреевич 18 марта 1844 году, недалеко от Петербурга в городке под названием Тихвин.

Андрей Петрович, отец Николая Андреевича Римский-Корсаков, какое-то время был новгородским губернатором, а спустя какое-то время стал волынским губернатором. Софья Васильевна, мама Николая Андреевича, была домохозяйкой.

Но к большому удивлению, на будущее композитора повлияли совсем не родители, а брат, которого звали Воин Андреевич.

Важно

В раннем детстве музыка Николаю Андреевичу нравилась меньше чем книги, но как только композитору исполнилось 11 лет он начал сочинять свои первые музыкальные произведения.

Когда Николаю Андреевичу исполняется 18 лет, умирает его отец, вследствие чего семья Римский-Корсаков перебираются в Петербург.

После недолгого пребывания в Петербурге Николай Андреевич знакомится с Милием Алексеевичем Балакиревым, который впоследствии повлияет на его окончательное мнение и взгляды на жизнь.

Первое сочинение Николая Андреевича, под названием Первая симфония, начало создаваться так же при присутствии Балакирева в жизни Николая Андреевича.

После выпуска первой части Николай Андреевич поступает на службу и за 3 года службы появляется только вторая часть Первой симфонии.

По возвращению со службы Николая возвращается в кружок Балакирева, благодаря чему остается под влиянием народной музыки, что влияло на создание его творчества. Далее композитор создает музыкальную композицию под названием Садко.

Далее он помогает другим композиторам в создании их творчества. В 1872 году Николай Андреевич женится. В начале 1870 х годов Николай становится профессором, а в середине 70 х годов он начинает сам совершенствовать свои знания. А вот в 90 х годах у композитора замечен серьезныйспад в его творческой деятельности.

Краткая биография Римский-Корсаково

Великий композитор родился в дворянской семье в 1844 году. С детства у него была отличная музыкальная память, абсолютный слух и точное чувство ритма.

В 12 лет он поступил в кадетский корпус в Петербурге, так как с детства он мечтал стать моряком. Однако там он страдал от системы воинского обучения, и единственной отрадой для него было посещение оперы.

В 17 лет Николай стал членом «Могучей кучки» содружества молодых композиторов.

С первой оперой «Псковитянка» к нему пришла слава. Он становится преподавателем инструментовки в консерватории в Санкт-Петербурге. Римский-Корсаков разрабатывает курс оркестровки, проводит осмотр военных духовых оркестров, преподает в консерватории, руководит концертами в бесплатной музыкальной школе и, при этом, создает оперы, симфонии, камерную и церковную музыку.

С 1894 года почти ежегодно выходят новые оперы Римского-Корсакова: «Ночь перед Рождеством», «Моцарт и Сальери».

В 1905 году Николай Андреевич поддержал требования студентов временно прекратить занятия и исключить из учебного заведения солдат, участвовавших в расправе над населением в январе 1905 года.

Совет

За это его уволили из консерватории, за ним был учрежден полицейский надзор, его сочинения были запрещены к исполнению. Через несколько месяцев его все же попросили вернуться, но волнения обострили давнюю болезнь сердца. В 1908 году Николая Андреевича не стало.

Композитор Римский-Корсаков открыл слушателям удивительный мир сказки. Его композиции являются достоянием русской культуры.

Биография Римского-Корсакова

Николай Римский-Корсаков – знаменитейший композитор, чьи оперы до сих пор не сходят со сцен первых театров Европы и мира. Узнаваемый стиль Римского-Корсакова – простота и спокойное внутренне величие; а его духовные произведения снискали у публики не меньшую любовь, чем светская музыка.

Николай Андреевич родился в 1844-ом году семье государственного служащего, занимавшего высокие посты во вверенной ему Новгородской губернии.

Мать будущего композитора была дочерью помещика и крепостной крестьянки; но ни занятость отца, ни низкое происхождение матери не повлияли на обстановку в семье отрицательно. Николай Андреевич рос, окружённый любовью и заботой глубоко религиозных людей.

Приглашённые на дом учителя преподавали мальчику грамоту и музыку, и, хотя последняя довольно рано вошла в круг интересов Римского-Корсакова, предпочтение он отдавал музыке церковной и народной.

Переезд будущего композитора в Санкт-Петербург был связан со смертью его отца. Юноше было восемнадцать лет; он быстро вошёл в артистические – прежде всего, музыкальные – круги столицы того времени.

Главное событие этого периода, безусловно, — встреча Римского-Корсакова с Милием Алексеевичем Балакиревым, композитором, в кружке которого и сформировались музыкальные и общеэстетические вкусы Николая Андреевича.

Балакирев оказывал своим ученикам – в числе которых был и Модест Петрович Мусоргский – всяческую поддержку, помогал им найти свои сильные стороны и определить свою дорогу в музыкальном мире.

Обратите внимание

Под влиянием, вероятно, опыта и авторитета своего старшего брата, Воина, Николай Андреевич, окончив в Петербурге Морскую академию, отправился на военно-морскую службу. В условиях такого путешествия не оставалось времени для сочинительства; но опыт посещения других стран и величие морских просторов Римский-Корсаков запечатлел позже в своих «Морских пейзажах».

Вернувшись в столицу, Николай Андреевич снова сходится с кружком Балакирева, к которому успели присоединиться многие молодые композиторы, среди них – Пётр Ильич Чайковский и Александр Сергеевич Даргомыжский. Римский-Корсаков возобновляет работу над симфонией, оставленную им из-за службы. Эта симфония была завершена и исполнена в 1865-ом году.

Следующие два года композитор трудится над оперой «Садко». В ней нашли выражение тенденции, мотивы и музыкальные взгляды Римского-Корсакова, ставшие впоследствии определяющими для всего его творческого пути. В будущем композитор не единожды обращался к сказочному материалу в поисках вдохновения.

С 1870-80-ми годами связана активная педагогическая деятельность Римского-Корсакова – он занимал должность директора нескольких важных Санкт-Петербургских музыкальных школ и академий.

После краткого перерыва в творчестве ради изучения философии в 1890-х годах, композитор вернулся к бурной деятельности – на рубеже веков создаются оперы («Моцарт и Сальери», «Ночь перед Рождеством» и др.) и отдельные симфонические произведения.

Николай Андреевич Римский-Корсаков скончался в своей загородной усадьбе под Петербургом в 1908-м году. Ныне эта усадьба реконструирована и объединена с соседними владениями композитора в мемориальный музейный комплекс.

3, 4, 5 класс

Интересные факты и даты из жизни

← Даниель Дефо↑ БиографииНекрасов →

Источник: https://uchim-klass.ru/biografiya/rimskij-korsakov

Николай Римский-Корсаков

Николай Андреевич Римский-Корсаков – русский композитор, педагог, теоретик, дирижер, участник музыкального творческого содружества «Могучая кучка». Автор пятнадцати опер, трех симфоний, ряда симфонических произведений, сборников «100 русских народных песен» и «40 народных песен», а также 80 романсов.

Детство и юность

Николай Андреевич родился в городе Тихвин Новгородской губернии в семье потомственных дворян. Прапрадед будущего композитора занимал пост контр-адмирала флота при Елизавете Петровне.

Отец Андрей Петрович Римский-Корсаков носил титул действительного статского советника, служил Новгородским вице-губернатором, четыре года занимал пост Волынского губернатора.

Мать Софья Васильевна принадлежала к роду помещиков Скарятиных, но была рождена от крепостной крестьянки.

Дом, где родился Николай Римский-Корсаков

В семье воспитывалось двое сыновей – Воин и Николай. Старший сын Воин Андреевич стал впоследствии морским контр-адмиралом. Разница в возрасте между братьями составляла 22 года, поэтому младший брат находился под сильным влиянием авторитета старшего.

Николая с ранних лет готовили к службе на флоте, но отец, сам владеющий игрой на фортепиано, с шести лет привил любовь младшему сыну к музыке. Первоначально Николай увлекался только церковным пением и русским фольклором. В 9 лет мальчик сочинил первое вокальное произведение.

Николай Римский-Корсаков и его брат Воин Римский-Корсаков

В 1856 году подростка определили в Морской кадетский корпус.

Переехав в северную столицу, Римский-Корсаков погрузился в культурную жизнь города и стал посещать оперный театр.

Важно

Николай познакомился с музыкальными произведениями Джоаккино Россини, Джакомо Мейербера, Михаила Глинки, Людвига ван Бетховена, Амадея Моцарта и Феликса Мендельсона.

Юноша стал брать уроки игры на виолончели у педагога Улиха, затем занимался у пианиста Федора Канилле. В1862 году Николай Римский-Корсаков окончил морское училище. В этом же году юношу постигла тяжелая утрата – умер отец будущего композитора. Мать и старший брат перебрались в Санкт-Петербург.

Музыка

В 1861 году состоялось знакомство Римского-Корсакова и Милия Балакирева, основателя содружества «Могучая кучка». Дружба с талантливым музыкантом повлияла на развитие творческой биографии Николая Андреевича. Членами кружка также стали Ц. А. Кюи и М. П. Мусоргский. Позднее к содружеству присоединился А. П. Бородин. Идеологом «Могучей кучки» стал музыкальный критик В. В.Стасов.

Композиторы «Могучей кучки»

Милий Алексеевич вдохновил молодого композитора на создание крупного произведения – Первой симфонии оp. 1, эскизы к которой уже были созданы. К концу обучения в морском училище Николай завершил три части произведения и отправился в кругосветное плавание на клипере «Алмаз». Медленная часть симфонического цикла была написана спустя полгода после отплытия.

Вернувшись через три года в Санкт-Петербург, Николай Андреевич погружается в творчество. В первые же месяцы состоялась премьера Первой русской симфонии автора в исполнении оркестра под управлением Милия Балакирева на концерте Бесплатной музыкальной школы.

Николай Римский-Корсаков в детстве и юности

Под влиянием наставника Римский-Корсаков углубляется в изучение фольклора и создает симфоническую картину «Садко», музыкальный материал которой позднее был использован в одноименной опере. Новаторство композитора проявилось в использовании программности, а также в изобретении симметричного лада, который придавал музыке фантастическое звучание.

Римскому-Корсакову доставляло удовольствие экспериментировать с системами лада, так как сам композитор от природы был наделен цветным слухом. Тональность до мажор композитор воспринимал в белом цвете, ре мажор – в желтом. Ми мажор стал для Николая Андреевича символом морской стихии, ассоциируясь с оттенками синего цвета.

Позднее из-под пера музыканта появляется сюита «Антар» (Вторая симфония ор. 9). Оперный жанр композитор начинает осваивать с создания оркестровок произведений Александра Даргомыжского и Цезаря Кюи.

Первая опера Римского-Корсакова появилась только в 1872 году и получила название «Псковитянка». В основу либретто легла одноименная драма Льва Мея. Премьера оперы состоялась через год в Мариинском театре.

В начале 70-х годов Николай Андреевич получает приглашение от ректората Санкт-Петербургской консерватории и становится профессором учебного заведения, не обладая при этом законченным музыкальным образованием.

За 35-летнюю преподавательскую деятельность композитор воспитал плеяду музыкантов с мировыми именами, в число которых вошли Антон Аренский, Александр Глазунов, Михаил Гнесин, Александр Гречанинов, Михаил Ипполитов-Иванов, Анатолий Лядов, Николай Мясковский, Сергей Прокофьев, Игорь Стравинский.

Николай Римский-Корсаков за работой

Вместе со студентами, которым Николай Андреевич преподает композицию, инструментовку и оркестровку, композитор сам совершенствует профессиональное мастерство.

Совет

Музыкант посвящает первые годы преподавания написанию полифонических, вокальных произведений, создает концерты для фортепиано, кларнета, тромбона, квинтет и секстет для инструментального ансамбля.

В 1873 году выходит Третья симфония автора (op. 32).

В 1874 году Римский-Корсаков встает за дирижерский пульт. Спустя шесть лет талантливый музыкант уже выступал с оркестром в Москве, на «Всемирной выставке» в Париже, на «Concerts populaires» в Брюсселе. В середине 70-х композитор готовит к выпуску партитуры опер Михаила Глинки.

Читайте также:  Что такое шансон, история шансона

В 80-е годы появляются симфонические произведения Римского-Корсакова, которые снискали композитору мировую славу: оркестровая сюита «Шехеразада», «Испанское каприччио», увертюра «Светлый праздник», а также оперы «Майская ночь», «Снегурочка», «Млада».

В эти годы Николай Андреевич сотрудничает с Придворной певческой капеллой, руководит Беляевским кружком, управляет «Русскими Симфоническими концертами» в Санкт-Петербурге.

Портрет Николая Римского-Корсакова

Начало 90-х годов ознаменовалось спадом творческой деятельности композитора.

В это время появляются философские и теоретические труды мастера, Николай Андреевич создает новые редакции ряда прежних произведений.

В середине 90-х годов начинается новый этап оперного творчества Римского-Корсакова: появляются оперы «Ночь перед Рождеством» (1895), «Садко» (1896), «Моцарт и Сальери» (1897), «Царская невеста» (1898).

В начале XX столетия Римский-Корсаков сочиняет последние сказочные оперы: «Кащей бессмертный» (1902), «Сказание о невидимом граде Китеже…» (1904), «Золотой петушок» (1907). Популярность снискала тема интермедии для оперы «Сказка о царе Салтане» (1900), которая получила название «Полет шмеля».

Обратите внимание

Номер неоднократно перекладывался для сольного исполнения струнными народными инструментами, а также создавались редакции для фортепиано и гитары. В XX веке появились аранжировки произведения в стиле джаз, рок, хеви-метал.

С началом революционного движения в России в 1905 году Римский-Корсаков выступил в поддержку бастующих студентов вуза, в результате чего был уволен из консерватории, куда вернулся спустя время.

Личная жизнь

Личная жизнь Николая Римского-Корсакова сложилась благополучно. Будучи вхож в дом старшего коллеги А. С.

Даргомыжского, на одном из творческих вечеров Николай обратил внимание на пианистку Надежду Николаевну Пургольд. В тот момент молодой музыкант как раз начинал работу над оперой «Псковитянка».

Николаю Андреевичу требовался помощник для инструментовки нескольких оперных номеров, и он обратился к Надежде Николаевне.

Николай Римский-Корсаков с семьей

Совместное творчество повлияло на отношения молодых людей, в 1872 году состоялась свадьба. Через год в семье родился первенец – Михаил, который впоследствии стал зоологом и лесоведом. В 1875 году супруга подарила Николаю Андреевичу дочь Софию, будущую оперную певицу.

Спустя три года на свет появился сын Андрей, который позднее освоил профессию музыковеда, стал доктором философских наук. Владимир, младший сын Римского-Корсакова 1882 года рождения, работал альтистом в оркестре Мариинского театра. В 1884 году появилась на свет младшая дочь Надежда. У четы Римских-Корсаковых было еще два ребенка – Святослав и Мария, умерших в младенчестве.

Николай Римский-Корсаков

Супруга пережила Николая Андреевича на 11 лет и скончалась от оспы.

Квартира на Загородном проспекте Санкт-Петербурга, где жили Римские-Корсаковы в последние годы, после революции была заселена приезжими.

Только в 1971 году там разместился музей композитора, где была восстановлена обстановка времен жизни Николая Андреевича. В квартире размещены рукописи знаменитых опер и фото из семейного архива музыканта.

Смерть

Композитор скончался 8 июня 1908 года по ст.ст. от инфаркта, который получил после известия о том, что опера «Золотой петушок» запрещена к постановке. В это время Николай Андреевич находился в загородной усадьбе в Любенске.

Похороны Николая Римского-Корсакова

Могила музыканта первоначально находилась в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище, потом останки перезахоронили в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры.

Произведения

  • 1865 – Первая симфония
  • 1872 – «Псковитянка»
  • 1878 – «Майская ночь»
  • 1881 – «Снегурочка»
  • 1883 – Концерт для фортепиано с оркестром
  • 1887 – «Испанское каприччио»
  • 1888 – сюита «Шехеразада»
  • 1895 – «Ночь перед Рождеством»
  • 1896 – «Садко»
  • 1897 – «Моцарт и Сальери»
  • 1898 – «Царская невеста»
  • 1900 – «Сказка о царе Салтане»
  • 1907 – «Золотой петушок»

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/4827-nikolai-rimskii-korsakov.html

Николай Андреевич Римский-Корсаков. Биография и творчество композитора :

Римский-Корсаков Николай Андреевич (18 марта 1844 г. — 21 июня 1908 г.) — русский композитор, член «Могучей кучки». Он был настоящим мастером оркестровки.

Самые известные симфонические произведения Римского-Корсакова — «Испанское каприччио», увертюра на темы трех русских песен и симфоническая сюита «Шехерезада» — образцы классического музыкального репертуара, наряду с сюитами и отрывками из некоторых его 15 опер. В Шехерезаде композитор обращается к теме сказок и народных поверий.

Эти приемы Римский-Корсаков часто использовал в своем творчестве. Он верил, как и его предшественник Балакирев, в развитие национального стиля классической музыки.

Важно

Музыка Римского-Корсакова сочетала в себе русский фольклор с элементами экзотических гармонических, мелодических и ритмических рисунков (известного как ориентализм) с удалением от традиционных западных композиционных приемов.

Большую часть своей жизни Николай Андреевич совмещал сочинение музыки и преподавательскую деятельность с карьерой в войсках русской армии — сначала в качестве офицера, потом — гражданского инспектора в военно-морском флоте.

Римский-Корсаков (биография которого хорошо освещена в «Летописи моей музыкальной жизни») писал, что еще в детстве, читая книги и слушая рассказы старшего брата о подвигах на флоте, у него развилась любовь к морю. Должно быть, именно она подтолкнула композитора к созданию двух известных симфонических произведений. Это «Садко» (Римский-Корсаков также написал одноименную оперу, не следует их путать) и «Шехерезада». Благодаря военно-морской службе расширяются его знания в области исполнения на медных и деревянных инструментах — это открыло для него новые возможности в оркестровке. Позже он передал эти знания своим студентам. Также после его смерти был выпущен учебник по оркестровке, который закончил приемный сын композитора Максимилиан Штейнбрег.

Римский-Корсаков — биография композитора

Николай Андреевич родился в городе Тихвине (на 200 км восточнее Санкт-Петербурга) в интеллигентной семье. Его брат Воин, который был старше композитора на 22 года, стал известным морским офицером и контр-адмиралом.

Римский-Корсаков Николай Андреевич вспоминал, что его мать немного играла на фортепиано, а отец мог исполнять несколько пьес на слух. В возрасте 6 лет будущий композитор начал брать уроки игры на фортепиано. По словам учителей, он демонстрировал хороший музыкальный слух, но ему недоставало заинтересованности.

Как позднее напишет сам Николай Андреевич, он играл «беспечно, безалаберно… плохо выдерживая ритм». Хотя Римский-Корсаков начал сочинять первые произведения в возрасте 10 лет, он предпочитал литературу музыке.

Позднее композитор писал, что именно благодаря книгам и рассказам брата в нем зародилась огромная любовь к морю, несмотря на то что композитор «даже ни разу его не видел». Николай Андреевич окончил обучение в Морском корпусе Санкт-Петербурга в возрасте 18 лет. Параллельно с учебой Римский-Корсаков брал уроки игры на фортепиано.

Композитор вспоминал, что, будучи равнодушным к занятиям, он развил в себе любовь к музыке, чему способствовало посещение опер и симфонических концертов. С осени 1859 года Николай Андреевич начинает брать уроки у Федора Андреевича Канилле, который, по его словам, вдохновил его на занятия музыкой, побудил посвятить ей всю свою жизнь.

Кроме Канилле, огромное влияние на будущего композитора оказали Михаил Глинка, Роберт Шуман и многие другие. В ноябре 1861 года 18-летний Римский-Корсаков был представлен Балакиреву. Балакирев в свою очередь знакомит его с Цезарем Кюи и Модестом Мусоргским — все трое уже были известными композиторами, несмотря на юный возраст.

Наставничество Балакирева. «Могучая кучка»

По приезде в Санкт-Петербург, в мае 1865 года, Римский-Корсаков берет на себя обязанности ежедневной службы по нескольку часов в день. Его первое выступление состоялось в декабре этого же года по предложению Балакирева.

Второй выход на сцену состоялся в марте 1866 года под руководством Константина Лядова (отца композитора Анатолия Лядова). Римский-Корсаков вспоминал, что ему было легко сотрудничать с Балакиревым. По его советам композитор переписывал и исправлял некоторые отрывки и доводил их до совершенства.

Под его покровительством композитор закончил Увертюру на темы трех русских песен, в основу которых легли народные увертюры Балакирева. Николай Андреевич также создал первоначальные варианты симфонических произведений «Садко» и «Антар», которые принесли композитору славу мастера симфонического творчества.

Совет

Римский-Корсаков вел дискуссии и с другими членами «Могучей кучки», они критиковали произведения друг друга и сотрудничали во время создания новых работ. Николай Андреевич подружился с Александром Бородиным, чья музыка «изумляла» его, проводил много времени с Мусоргским.

Балакирев и Мусоргский играли на фортепиано в четыре руки, пели, обсуждали работы других композиторов, разделяя интерес к творчеству Глинки, Шумана и поздним композициям Бетховена.

Профессорская деятельность

В 1871 году, в возрасте 27 лет, Римский-Корсаков становится профессором Санкт-Петербургской консерватории, где ведет классы практического сочинения, инструментовки и оркестровый.

Николай Андреевич в своих воспоминаниях напишет, что преподавание в консерватории сделало его самого «возможно, лучшим ее учеником, судя по качеству и количеству информации, которую она мне дала».

Чтобы повысить уровень знаний и всегда оставаться на шаг впереди своих студентов, он сделал трехлетний перерыв в сочинении музыки и усердно учился дома, читая лекции в консерватории. Профессорство обеспечило композитору финансовую стабильность и побудило к созданию семьи.

Женитьба

В декабре 1871 года Римский-Корсаков сделал предложение Надежде Николаевне Пургольд, с которой познакомился во время еженедельных встреч «Могучей кучки» в доме невесты.

В июле 1872 года состоялась свадьба, на которой в качестве шафера присутствовал Мусоргский.

Один из сыновей Николая Андреевича, Андрей, стал музыковедом, женился на композиторе Юлии Лазаревне Вейсберг и написал многотомный труд о жизни и творчестве своего отца.

Революция 1905 года

В 1905 году в Санкт-Петербургской консерватории прошли демонстрации — революционно настроенные студенты требовали политических изменений и создания конституционного строя в России.

Римский-Корсаков чувствовал потребность защитить право студентов на демонстрацию, особенно когда власти начали проявлять к ее участникам жестокость. В открытом письме композитор встает на сторону учащихся, требующих отставки директора консерватории.

Отчасти из-за этого письма 100 студентов были выгнаны из учебного заведения, а Римский-Корсаков потерял должность профессора. Однако Николай Андреевич продолжил давать уроки дома.

Поездка в Париж

В апреле 1907 года композитор дает несколько концертов в Париже, организованных импресарио Сергеем Дягилевым. Николай Андреевич представил музыку русской национальной школы.

Эти выступления имели большой успех. В следующем году состоялся показ опер, которые сочинил Римский-Корсаков: «Снегурочка» и «Садко».

Поездка дала возможность композитору познакомиться с современной европейской музыкой.

Произведения Римского-Корсакова

Римский-Корсаков развивал идеалы и традиции «Могучей кучки». В своем творчестве он использовал православные литургические темы, народные песни (например, в «Испанском каприччио») и ориентализм (в «Шехерезаде»).

Николай Андреевич проявил себя как очень продуктивный и самокритичный композитор. Он пересматривал и редактировал практически каждое свое сочинение, а некоторые из них, например Третью симфонию, «Антар» и «Садко», Римский-Корсаков исправлял несколько раз.

Многими своими сочинениями композитор так и остался недоволен.

Римский-Корсаков — оперы

Несмотря на то что Николай Андреевич больше известен как мастер симфонического творчества, его оперы даже еще более сложны и богаты специальными оркестровыми приемами, чем инструментальные и вокальные произведения. Отрывки из них иногда так же популярны, как и целое произведение. Например «Полет шмеля» из «Сказки о царе Салтане» — автор Римский-Корсаков. Оперы композитора можно разделить на 3 категории:

  1. Историческая драма. К ним относятся: «Псковитянка», «Моцарт и Сальери», «Пан воевода», «Царская невеста».
  2. Народные оперы: «Майская ночь», «Ночь перед Рождеством».
  3. Сказки и легенды. К ним относятся такие произведения, которые написал Римский-Корсаков: «Снегурочка», «Млада», «Садко», «Кощей Бессмертный», «Сказка о царе Салтане», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок».

Симфоническое творчество

Симфоническое творчество Римского-Корсакова можно разделить на 2 вида. Наиболее известное на Западе и, возможно, самое его лучшее — программное.

Этот вид симфонического творчества Николая Андреевича предполагает наличие сюжета, характеров, действий, заимствованных из других, не музыкальных, источников. Вторая категория — академические произведения, такие как Первая и Третья симфонии (автор Римский-Корсаков).

Балеты на его музыку можно увидеть не только в нашей стране, но и за рубежом, как и многие оперы и другие музыкальные сочинения композитора.

Источник: https://www.syl.ru/article/173513/new_nikolay-andreevich-rimskiy-korsakov-biografiya-i-tvorchestvo-kompozitora

Ссылка на основную публикацию