Айвазовский «автопортрет» описание картины, анализ, сочинение

Айвазовский Иван Айвазовский (Ованес Айвазян, Иван Гайвазовский, Aivazovsky, Ivan. 1817-1900), –  русский живописец, мастер морского пейзажа (маринист). Популярнейшие картины Айвазовского — “Радуга” (1873 г.), “Чёрное море” (1881 г.), “Волна” (1889 г.), “Девятый вал” (1850 г.). В картине “Девятый вал” талант мастера впервые получил наиболее полное воплощение. Картина написана в тёплых тонах, и поэтому появляется иллюзорная надежда на спасение людей. Несмотря на трагичность сюжета, художник любуется красотой моря. Благодаря мастерству Айвазовского, краскам и передаче света, море выглядит естественным и лучезарным. Своеобразие творчества Айвазовского — в романтическом изображении необъятного величия и буйной мощи морской стихии, огненных закатов, играющего на волнах лунного света, отваги борющихся с морем людей. Очевидец военных манёвров Черноморского флота, Айвазовский посвятил многие картины подвигам русских моряков («Чесменский бой«, «Наварринский бой«, обе — 1848 г.). Повышенная яркость цветовой гаммы постепенно сменяется в картинах Айвазовского стремлением к тональному единству. В лучших поздних работах, сдержанных по цвету, Иван Айвазовский пользуется тонкими градациями светотени для более точной и естественной передачи морской шири, движения воды и света. Иван Айвазовский писал в основном морские пейзажи; создал серии портретов крымских побережных городов. Его карьера была очень успешной. В Феодосии на заработанные деньги Айвазовский открыл школу искусств, ставшую впоследствии одним из художественных центров Новороссии, и галерею (1880 г.). Айвазовский создал около 6 тыс. картин, много рисунков и акварелей.

Внимание
Изображения в синей рамочке кликабельны.

Коллеги-художники об Айвазовском

Иван Крамской утверждал, что Айвазовский «есть звезда первой величины во всяком случае и не только у нас, а в истории искусства вообще». Великий английский пейзажист Уильям Тернер посвящает ему стихотворение и называет гением.

Биография Айвазовского, особенности творчества

Статья Екатерины Деготь  из книги «Художественный календарь 100 памятных дат», М., 1992 г.

 Иван Константинович Айвазовский написал за свою долгую жизнь около шести тысяч картин. На протяжении более чем шестидесяти лет развития русского искусства одну из постоянных позиций в жанровом репертуаре занимали морские пейзажи Айвазовского.

Он был и остался художником одной темы, одного мотива; достигнув совершенства внутри поставленных себе рамок, он их практически не преступал. Отношение же к нему менялось, ведь жанр, им избранный, нес на себе печать времени истоков своего формирования — эпохи позднего романтизма.

Море как образ природы вообще, величественной и грозной «стихии», превосходящей человека, — такие идеи лежали в основе морских пейзажей романтиков разных стран Европы.

В России идею романтической «стихии» в пейзаже впервые воплотил учитель Ивана Айвазовского — Максим Воробьев, сделав предметом своего пейзажа бесконечность пространства, «обольщения перспективы», как любили говорить тогда, поразив зрителя «одой из воздуха, воды и света».

Воробьев создал целую школу, оставившую заметный след в истории русского пейзажа; но популярность его померкла перед знаменитостью его, быть может, не самого талантливого (рядом с Михаилом Лебедевым) ученика — Ивана Айвазовского. Родился Иван Айвазовский в Феодосии, с которой впоследствии оказалась связанной вся его жизнь.

Талант его был замечен городским архитектором, вследствие чего мальчика определили в Симферопольскую гимназию, а позднее в петербургскую Академию художеств. Уже в 1835 году Иван выставил первую работу— «Этюд воздуха над морем». В 1837 в виде исключения курс академического обучения сокращен ему на два года за особые успехи.

Затем Иван Айвазовский работает над видами с натуры, как художник участвует в военной экспедиции М.Лазарева, В.Корнилова и П.Нахимова, а в 1840 году он командирован в Италию, где становится необычайно популярным. В каждом магазине, сообщает будущий ректор Академии Ф.Иордан, продаются виды моря «под Айвазовского».

Великий английский пейзажист Тернер посвящает ему стихотворение и называет гением. В 1843 году Иван Айвазовский путешествует со своей выставкой по Европе, покоряя Париж, Амстердам, Лондон… Возвратившись в Россию, он получает звание академика и живописца Главного морского штаба». С 1845 года Иван Айвазовский  живет в Феодосии, помимо чистых пейзажей занимается батальным жанром, в том числе и историческим, запечатлевая в бесконечных вереницах полотен все сколько-нибудь значительные победы русского оружия на море. Подвергаясь в шестидесятые и семидесятые годы суровой критике, Айвазовский не бросает своих излюбленных приемов и сюжетов. Умер Иван Айвазовский 19 апреля 1900 года за работой над картиной «Взрыв турецкого корабля».

Особенности творчества Айвазовского

Творчество Айвазовского, несмотря на эволюционные изменения, предстает перед нами прежде всего как целое. Художник оперирует на протяжении всей жизни узким кругом мотивов. Характерно, что, выходя за пределы этого круга, он создает вещи удивительно неудачные и почти комичные (таковы его жанры, таковы зимние пейзажи).

Его мотивы — эффектные состояния природы, лунные ночи, экзотические восточные виды; это бури и кораблекрушения, но также и идиллические морские пейзажи с одиноким лучом, падающим из-за облаков. Идиллия и драма — две совершенно различные тематические сферы в творчестве Айвазовского, они никогда не переплетаются в пределах одного пейзажа, сложность эмоции ему неведома.

Состояние природы всегда однозначно, рассчитано на вполне определенную эмоциональную тональность. Такая апелляция к эмоциям была характерна для сформировавшейся еще в конце 18 века эстетики «живописного» в природе, того, что обращается не к разуму, но к воображению. Еще более усилилось это в романтическом пейзаже.

«Именно на картинах Айвазовского чувство находит то, что говорится ему прямо, ум остается в прекрасном dolce far niente, не помня о собственном существовании», — писал в сороковые годы славянофил и ценитель искусства Ф. Чижов. Картины Айвазовского были близки веку, который видел себя потрясаемым сильными страстями» и искал «сильных ощущений».

Ведь, как заметил Гоголь, XIX век есть век эффектов». Гоголь, восхищавшийся Айвазовским почти так же, как и Брюлловым, мог бы, вероятно, сказать и о нем, что «он силится схватить природу исполинскими объятиями и сжимает ее со страстью любовника».

Эта эмоциональность вместе с тем предусматривала вполне определенное русло, по которому должно было идти чувствование пейзажа; отсюда та символичность, которой наполнены эти картины природы. Морская стихия выступает в них как «море житейское», затерянный в нем или погибающий корабль — как символ человеческой судьбы.

В пейзажах Айвазовского мы видим различные степени такой аллегоричности: от попытки прямого изображения символа надежды и гибели («Девятый вал») до более повествовательных, более буквальных батальных сцен, в которых аллегория отступает на второй план.

В искусстве Ивана Айвазовского много общего с Брюлловым, который в каком-то смысле определил творческие принципы множества русских художников, вышедших из позднего романтизма. Среди них — стремление представить свой творческий процесс как импровизацию, мифологизируя «волшебную творческую силу».

Иван Айвазовский работал действительно быстро, всегда по памяти, полагаясь на свою фантазию и на затверженность тех отдельных элементов, из которых складывалась картина. Стены мастерской художник стремился держать пустыми, дающими простор видениям воображения. Картины Айвазовского часто строятся на контрасте, прежде всего света и тени, нередки формы, данные «на просвет».

Все пронизано светом или погружено во тьму, первенствует стихия, «бездна эфира». Не случайно, что гармония берега и воды, присутствовавшая в пейзажах Сильвестра Щедрина, у Айвазовского нарушается: это все чаще открытое море, берег и скалы не представляют собой счастливого приюта. Даже гроты у Айвазовского не такие, как у Щедрина, это гроты, в которые нужно вплывать на лодке, они также относятся к «морскому», не к «человеческому» пространству. Идеи сверхчеловеческой «бездны» даны и композиционно — наши взгляды художник направляет куда-то далеко к горизонту. Пространство у него всегда подавляет человека, даже если буря не стала сюжетом картины.

«Эстетика эффектов», столь ярым последователем которой был Айвазовский, в шестидесятые годы 19 века начала терять своих сторонников. Признавая безусловную одаренность художника, критики начинают говорить об архаичности и академичности его запоздалого романтизма.

Однако  творчество Айвазовский в эти годы все же несколько меняется: появляются так называемые «голубые марины» с их подчеркнуто цветной «атмосферой», не имеющей, конечно, ничего общего с пленэрной живописью. Помимо этого, большее место начинают занимать в его творчестве городские виды.

Таков был его ответ на требование в искусстве «реальности». Наступили, однако, времена, когда даже непримиримый противник творчества Айвазовского Крамской не только признал одну из его работ, но и поместил ее в свою собственную картину «Неутешное горе».

Это было полотно «Черное море» (1881): «На картине нет ничего, кроме воды и неба, но вода — это океан беспредельный, не бурный, но колыхающийся, суровый, бесконечный, а небо еще бесконечнее. Это одна из самых грандиозных картин, которые я только знаю».

Синтетические образы моря иногда находили у позднего Айвазовского формы выражения, свободные от «бурных» проявлений, что и понравилось Крамскому.

Бесконечность и величие мира — идея, созвучная неоромантическим устремлениям 1880—90-х годов, в которые влилось и творчество Айвазовского, написавшего в 1897 году: «Я только что окончил большую картину, содержание очень фантастическое: присутствие Вселенной между планетами».

 Картины Айвазовского

  • Девятый вал 1850.
  • Айвазовский
  • Черное море 1881.
  • Айвазовский
  • Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 года 1848.
  • Айвазовский
  • Радуга 1873.
  • Айвазовский
  • Наполи
  • Айвазовский

Аул Гуниб в Дагестане. 1869.

  1. Айвазовский
  2. Баржи у морского берега.
  3. Айвазовский

Башня. Кораблекрушение 1847.

Айвазовский

Берег моря ночью. У маяка. 1837.

  • Айвазовский
  • Бой в Хиосском проливе 24 июня 1770 года 1848.
  • Бой парохода Веста с турецким броненосцем Фехти-Буленд в Чёрном море 11 июля 1877 года 1877.
  • Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями 1892.
  • Бурное море ночью 1853.
  • Буря на море 1850.

Буря у мыса Айя. 1875.

Бухта Золотой Рог. Турция 1845.

Вдоль крымского берега. 1872.

Венецианская лагуна. Вид на остров Сан-Джорджо 1844.

  1. Венеция 1844.
  2. Вид на венецианскую лагуну 1841
  3. Вид на скалистый берег со стороны моря 1845.
  4. Всемирный потоп 1864.
  5. Гондольер на море ночью 1843.

Десант Н.Н.Раевского у Субаши 1839

Золотой рог. Босфор. 1872.

Константинополь. Вид на бухту Золотой Рог с автопортретом рисующего художника. 1880.

  • Кораблекрушение 1843.
  • Кораблекрушение у Афонской горы 1856.

Лазоревый грот. Неаполь 1841.

Лунная ночь в Константинополе. 1862.

Лунная ночь на Босфоре. 1894.

  1. Лунная ночь на Капри 1841.

Море. Коктебель. 1853.

  • Морское сражение при Выборге 29 июня 1790 года 1846.
  • Морское сражение при Наварине 2 октября 1827 года 1846.
  • Морской вид с часовней на берегу 1845.
  • Морской пролив с маяком 1841.
  • Неаполитанский залив в лунную ночь 1842.

Неаполитанский залив в лунную ночь. Везувий 1840.

  1. Неаполитанский залив в туманное утро. 1874
  2. Петр I при Красной горке, зажигающий костер для сигнала гибнущим судам своим 1846.

Побережье в Амальфи. 1841.

Посещение Байроном мхитаристов на острове Св. Лазаря в Венеции. 1899.

  • Пристань в Феодосии 1840.
  • Сигнал бури 1851.

Синопский бой. Ночь после боя 1853.

Хаос. Сотворение мира 1841.

Источник: https://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/612-ivan-ayvazovskiy.html

За что мы любим Айвазовского: объясняют искусствовед и морской волк

Знаменитый маринист написал за свою жизнь почти 6000 картин, снискал славу в Европе, но заработал репутацию коммерческого художника и пренебрежительное отношение со стороны части зрителей. «Афиша Daily» спросила искусствоведа и капитана дальнего плавания о том, чем хороши картины Айвазовского

Айвазовский

Галина Чурак

Куратор выставки и заведующая отделом живописи второй половины XIX—начала XX века

Когда мы накануне открытия выставки распаковали «Девятый вал», то все стали фотографироваться рядом с этой картиной. Кажется же, что все знаем и работу, и художника —любим мы его или не любим, но это все равно один из хитов Айвазовского.

Определенное отношение зрителя к нему было всегда: есть зритель простодушный, которому нравится все. А есть зритель снобистский и критический.

Может показаться, что в Айвазовском было слишком много коммерции, работы ориентированы на публику и на успех — отсюда давно выработавшееся отторжение Айвазовского.

Искусство развивалось своим сложным и зачастую противоречивым путем, а Айвазовский как бы родился романтиком и на всю жизнь им остался. В нем жил интерес к свободе стихий, и с этим связано романтическое состояние, которое многие из нас переживают в юности.

Айвазовский

Я люблю Айвазовского за преданность теме и огромное мастерство художника, которое не изменяло ему до глубокой старости.

«Волна», например, написана в возрасте 70 лет, а он по-прежнему без боязни стоял перед огромным холстом, его рука и глаз безошибочно определяли верный мазок.

Работа заставляет нас подходить все ближе и ближе, нас увлекает рисунок волн, форма и глубина бездны. В таких работах разыгрываются драмы человечества и мира — доходящие практически до космизма.

Исследователи его письма каждый раз говорят, что приемы художника ясны, он использует не так много красок, но умеет с таким мастерством положить их послойно, что создает бездонность и многообразие оттенков, световых и цветовых.

Его картины несут в себе ощущение мощи световых потоков — освещенность гребня волны, кипение и стремление воды, и обратите внимание, как среди этого всего он может невероятно точно задать контрапункт, цветовой мазок, который собирает иную энергию.

Айвазовский

Всем знакомая картина из Третьяковской галереи «Черное море» в свое время поразила Крамского тем, что кроме неба и волн в ней нет ничего, но есть океан, безмерный и безбрежный, вечно движущийся, вечно колышущийся, как дыхание мира и символ судьбы человеческой.

Неслучайно на картине Крамского «Неутешное горе» женщина, потерявшая ребенка, появляется на фоне именно этой картины — как символа рока и судьбы человеческой, символа стойкости.

Крамской говорил, что среди 3000–4000 картин Айвазовского сыщется несколько десятков, совершенно идеальных по своему исполнению.

Айвазовский

«Неутешное горе», Иван Николаевич Крамской

Я по-разному относилась к Айвазовскому, но сейчас понимаю, что он гораздо богаче, чем просто изобразитель моря. В каждой картине его мастерство соединяется с глубокими чувствами и серьезными мыслями — и все это создает тот образ мира.

Айвазовский не первый и русских художников кто обратился к изображению моря — но так, как начал его изображать он, до него никто не писал. Щедрин, замечательный художник начала века, был постарше — и для Айвазовского он стал кумиром.

Он тоже писал море, но больше прибрежные сцены — открытое море он не любил, считал движение волн слишком неряшливым. Главная заслуга Айвазовского в том, что он поставил изображение моря в один ряд с серьезной исторической живописью.

Пейзаж у нас всегда недооценивался, а Айвазовский уравнивал его и выводил на один уровень значительности с большими историческими полотнами.

Айвазовский

«Вид Венеции. Сан-Джорджо»

Если бы я могла забрать какую-нибудь работу домой, то выбрала бы «Вид Венеции. Сан-Джорджо». Морской пейзаж написан на доске, и сама основа дает художнику возможность абсолютной гладкописи.

Эта картина замечательна тем, что в ней есть абсолютная ясность, чистота и покой: так удачно выбрано место и замечательно соотносится передний план со спокойной водой, пространством неба и спокойными облаками. Кстати, кроме моря на выставке мы покажем и несколько портретов — это для Айвазовского нехарактерное дело, он не так часто их писал.

Среди них есть совершенно замечательный портрет путешественника Платона Чихачева, написанный в Италии. Абсолютно романтический образ: мечтательная поза, красный колпачок на голове, палуба парусника, море и уходящая перспектива.

Мы не то что пытаемся реабилитировать Айвазовского, но этой выставкой хотим показать его разнообразие и глубину.

Да, при жизни он был коммерческим художником, продумывал где и как устраивать выставки, но большую часть из них проводил с благотворительной целью — деньги за вход отдавал бедным студентам и молодым художникам, крестьянам, пострадавшим от неурожая.

Он был достойным человеком — и первым нашим художником, который получил орден Французского легиона, — причем дважды. Имея невероятную известность в Европе, он всю жизнь прожил в Феодосии, где и родился.

Для жителей этого тогда еще маленького провинциального города он провел водопровод, который снабжал его 50 000 ведрами воды в сутки. Он открыл библиотеку и построил археологический музей. Он жертвовал деньги на армянские школы и церкви, отдавал картины для украшения армянских храмов.

Конечно, человек не может быть идеальным во всех отношениях. В воспоминаниях о нем можно встретить такой забавный момент: Айвазовский очень любил, когда его награждали орденами. У него есть такой большой портрет, что мы даже не смогли его получить: на нем он изображает себя в полном адмиральском мундире со всеми орденами, что у него только были.

Айвазовский

Евгений Маратович Логинов (фамилия изменена по просьбе героя)

Капитан кораблей дальнего плавания

Каждое море отличается цветом волны и длиной — при солнечной погоде в Атлантике можно увидеть изумительный голубой перламутр, который не передать словами. Невероятное море в Латинской Америке.

Совершенно невероятное — на севере: полярное небо днем опалового цвета, передать это в красках невозможно. А у тропиков очень яркие краски. Если песок — то по-настоящему белый, если пальмы — то зеленые, если небо — то действительно выразительное.

А Айвазовский рисовал больше Черное море, и вода у него получается зеленоватой.

Айвазовский

Существует масса школ маринистов, которые в основном используют воду для создания фона: представители английской школы много рисовали парусники — и их как будто бы интересовали именно корабли.

А главная заслуга Айвазовского в том, что он делает воду и свет главными героями картин. Все остальное у него вторично.

Тот же «Девятый вал» — вода просвечивается лучами, и все получается красиво и ярко.

Я бы, конечно, хотел себе все работы Айвазовского, но больше всего мне бы хотелось «Закат» — он находится, если не ошибаюсь, в музее города Баку, и эта картина очень интересна своими голубоватыми тонами. Кроме того, она небольшая, легко поместится в квартиру. А так, мне кажется, для дома больше бы подходили импрессионисты.

Если бы Айвазовского не было, то появился бы другой художник, который всю жизнь рисовал море. Знаете, в свое время был фантастический рассказ о том, как один человек из будущего попытался попасть в прошлое и скупить все работы Ван Гога.

А потом оказалось, что в это же время существовал человек который писал в точно такой же манере — и стал известен вместо него. Я не думаю, что есть какая-то всенародная любовь к Айвазовскому. Люди спешат на его выставку, потому что это стало модно: точно так же было и с Серовым.

«Девочка с персиками» годами висела в Русском музее, и на нее никто не рвался смотреть. А как только организовали выставку, провели рекламную кампанию, то вы видели, что творилось. То же и с Айвазовским.

С одной стороны, я только это приветствую — люди начинают узнавать своих авторов, но, с другой стороны, я уверен, что это не столько любовь, сколько мода.

Источник: https://daily.afisha.ru/brain/2437-za-chto-nuzhno-lyubit-ayvazovskogo-obyasnyayut-iskusstvoved-i-morskoy-volk/

Описание картины Зинаиды Евгеньевны Серебряковой «За туалетом»

Зинаида Серебрякова — одна из известнейших российских художниц. Несмотря на быт, мать двух дочерей и сыновей умела изобразить обыденность легкой, непринужденной, красивой и красочной.

Но лишь одна работа в XX столетии смогла настолько покорить ценителей искусства, что попала на петербургскую выставку и в Третьяковскую галерею.

Описание картины Серебряковой «За туалетом» позволит понять, почему автопортрету уделено столько внимания.

Айвазовский

Композиционная основа портрета

Композиция представляет собой автопортрет Зинаиды Евгеньевны Серебряковой «За туалетом», которая спокойно расчесывает свои волосы гребешком и прихорашивается перед выходом из дома.

Особенность картины заключается в создании эффекта присутствия, словно обозреватель сам находится в комнате и наблюдает за женщиной в зеркальном отражении.

К прочим характерным композиционным особенностям стоит отнести:

Айвазовский

  • молодость и юность художницы, отражающейся в зеркале;
  • отзеркаливание свечи;
  • видение рамы предмета интерьера для реалистичности;
  • естественность позы;
  • непринужденность обстановки.

Из-за всех этих словесных и красноречивых художественных приемов автор полотна позволяет взглянуть на себя его же глазами. На картине наблюдатель видит юную девушку, расчесывающую густые волосы, которая, кажется, вот-вот улыбнется ему или делает свои обычные дела, напевая песню.

Сложно описать словами, какого эффекта художнице удалось добиться. Но создается четкое осознание присутствия при простых обыденных вещах, наполненных теплотой и жизнелюбием.

Предметное рассмотрение картины

На автопортрете Серебрякова изображена в легком летнем платье или ночной рубашке, будто она приводит себя в порядок сразу после утреннего пробуждения. На передний план выходят следующие туалетные принадлежности:

  • флаконы с парфюмами желтого и зеленого цвета;
  • синяя подушка, утыканная шпильками для головных уборов;
  • шкатулка с бусами и другими украшениями;
  • всевозможные атласные и кружевные ленты;
  • салфетки.

Айвазовский

Поистине девичий набор, который можно увидеть на туалетном столике каждой представительницы прекрасного пола. Девушка молода и хочет подчеркнуть свою юность, красоту, игривость соответствующими украшениями. Сам автопортрет выполнен в теплых тонах, подчеркивающих молодость Зинаиды.

В каждом элементе прослеживается любовь к повседневным мелочам. Задний же фон выполнен в приглушенных холодных тонах. Позади прихорашивающейся девушки можно увидеть тазик и кувшин для умывания. Условно напрашивается вывод, что портрет стал отражением внутреннего мира художницы.

История написания полотна

Автопортрет «За туалетом» Серебрякова написала в 1909 году, презентация картины состоялась в том же году. Тогда художнице было всего 25 лет.

На тот момент Зинаида Евгеньевна проживала в небольшом селении Нескучное Курской губернии (сейчас территория Харьковской области). При написании картин художница всегда параллельно вела своеобразный дневник в виде писем.

О том времени автор полотна говорила, что зима в 1909 году пришла рано, покрыв все земли снегом, нанесенным сильной пургой.

Именно такая погода вдохновила Серебрякову на написание картины. Ведь на улице было так холодно, а в доме всегда уютно, тепло, атмосферно. Тогда девушка принялась за рисование.

Отзывы искусствоведов об автопортрете

Многие искусствоведы положительно отзывались о портретном изображении Зинаиды Серебряковой. Художница хотела показать себя легкой, уютной, по-детски игривой. По словам экспертов, ей это действительно удалось.

Известный искусствовед Савинов говорил, что в портрет полностью лишен манерности и надуманности. Что, собственно, было присуще живописи XX столетия.

Зинаида выглядит искренней, завораживающе красивой и нежной, вызывая улыбку и радость жизни.

Айвазовский

Искусствовед Сарабьянов утверждал, что Серебрякова поистине талантлива. В произведении его впечатлила привлекательность девушки, насколько точно переданы ее черты лица и поведение в домашней обстановке. Все это дополняется гармоничной простой обстановкой и ясностью картины.

Художник и критик Александр Бенуа был настоящим фанатом творчества Серебряковой. Он писал о ней множество статей, лестно отзываясь о работах. Что касается портрета «За туалетом», он говорил, что тот стал истинным даром, заставляющим улыбаться во весь рот. Картина выглядит легкой, непринужденной, непосредственной, темпераментной, звонкой и молодящей.

Искусствовед Валентина Князева говорила об автопортрете, что тот стал для художницы программным, словно он изображает идеального гармоничного человека. При написании Зинаидой использовались традиционные технологии искусства прошлых столетий, которые она успешно с годами развила.

Несколько интересных фактов о произведении

Полотно имеет размеры 75 на 65 сантиметров. О картине мир вовсе мог нем узнать, если бы решающую роль в ее демонстрации не сыграл брат художницы — Евгений Лансере. Именно он предложил отправить изображение на седьмую выставку Союза русских художников, что проходила в Санкт-Петербурге. Критики и простая публика восприняли картину хорошо.

Но это далеко не все интересные факты, связанные с историей портрета. К числу таковых стоит отнести следующие сведения:

Айвазовский

  1. Сразу после выставки картина, покорившая художника Валентина Серова, критика Александра Бенуа и других экспертов, была куплена Третьяковской галереей.
  2. По своему совершенству и известности полотно «За туалетом» может сравниться лишь с такими полотнами художницы, как «Жатва», «Баня», «Беление холста».
  3. При работе над произведением Серебрякова использовала белила, превосходно отражающие свет.
  4. В качестве художественного обрамления используется отражение зеркальной рамы, что усиливает эффект присутствия и глубины пространства.
  5. При написании использовалась многослойная (многосеансная) техника. Это позволило Зинаиде четко смоделировать формы предметов и проработать детали.

Во время написания картины супруг художницы находился в командировке. Именно поэтому она решила остановиться в его фамильном имении на сельском хуторе. Так как зима пришла рано, маленький, хорошо протапливаемый дом стал отличным вариантом для комфортного проживания.

Примечательно, что на выставке в Петербурге было представлено 14 работ художницы. Но лишь «За туалетом» была удостоена такого повышенного внимания, словесных похвал.

Наверное, поэтому во время уроков по обществознанию в 6−7 классе школе преподаватели уделяют особое внимание этой работе Серебряковой, давая возможность школьникам написать сочинение, наполненное своими размышлениями и гипотезами.

Источник: https://1001student.ru/literatura/sochineniya/opisanie-kartiny-zinaidy-evgenevny-serebryakovoj-za-tualetom.html

Сочинение по картине Брюллова Автопортрет

Айвазовский

С картины на зрителя смотрит мужчина лет 48. Смотрит пронзительно, как будто тебе в душу заглядывает, видит тебя насквозь. В глазах его стоит печаль, белки глаз немного красноваты, а их роговица блестит тусклым светом, это создает впечатление, что человек вот-вот заплачет, но он держится, оставляя слезы внутри. Веки глаз немного припущены, брови и лоб нахмурен, но не злобно, а в серьезной задумчивости. Видны мешки под глазами, такие, которые обычно возникают у людей при болезнях почек и проблемах с водным обменом в организме.

У автора портрета красивый ровный нос, высокий умный лоб, на худых, впалых щеках виднеется небольшой румянец.

Губы человека находятся в полуоткрытом состоянии, но не так, когда человек хочет что-то сказать, а когда он глубоко задумался, или быть может, у него проблемы с дыханием.

Нижняя челюсть выдвинута вперед, что говорит о том, что человек находится в настроении сражения с чем-то, преодоления каких-то трудностей.

Волосы у человека волнистые и длинные, они не уложены аккуратно и выглядят так, как будто их давно не мыли, а потому они стоят густой копной, как будто дыбом.

Это придает человеку вид некоторой небрежности и не ухоженности, но в то же время это делает мужчину каким-то необычным и от этого привлекательным.

По картине видно, что за своим усам и бороде мужчина уделял гораздо больше внимания, чем волосам на голове, поэтому они выглядят ухоженными и делают его похожим на одного из храбрых и отважных мушкетеров или рыцарей.

Автор облокотился на ручку кожаного, почти красного кресла и мы можем разглядеть его красивую руку, худую, с длинными пальцами и крупными, выделяющимися через тонкую кожу венами.

Нельзя не обратить внимания на ногти человека, они выглядят красивыми, чистыми ухоженными.

По ним можно сказать, что этот человек никогда не занимался тяжелым физическим трудом, но общий вид художника говорит о его большом уме и неординарности.

По данной картине легко можно понять, что человек этот болеет и находится в состоянии глубокой печали. Эта картина манит к себе, призывает зрителя погрузиться в те раздумья, в которые погружен автор, смотрящий на нас с полотна этого произведения искусства.

Описание 2

Карл Павлович Брюллов — выдающийся русский художник, автор многих замечательных портретов, с раннего детства был очень болезненным ребенком. Несмотря на это, он с помощью отца, обучался живописи, осваивал навыки необходимые для рисования.

По увещеваниям врачей живописец продолжительное время был прикован к постели. В четырех стенах вынужден был обитать Брюллов, и никому не разрешали нарушать его покой.

Однажды, в яркий весенний день, когда на улице всё оживает, веет приятным, теплым ветром, недуг, так долго мучивший Карла Брюллова покинул его. Живописец немедленно потребовал мольберт и краски, получив последнее, он воодушевленно принялся творить свой портрет. Современники говорят что сотворил портрет художник всего за каких-то пару часов. Картина словно подводится итог жизни Брюллова.

Долго сдерживаемый творческий потенциал во всей красе отразился в портрете. Было передано состояние сильнейшего вдохновения, видна вся красота, недюжинные способности, так долго ждавшие своего проявления.

На картине художник сидя, опирается рукой на кушетку из красной ткани.

Красный цвет тут не случайно, он являлся любимым цветом художника, помимо этого благодаря цвету создается некий контраст, между стареющим и увядающим стариком, и полным энергии красным цветом, символизирующем яркие краски жизни.

На картине мы видим грустные глаза выражающее утомление, кричащие об усталости и страданиях. Невообразимая печаль  отражается в умных глазах художника. Волосы кудрявые и взъерошенные. Болезненное, восково-бледное лицо, истощенная рука в бессилии лежащая на кушетке, напряженные, утомленные веки — детали, ярко характеризующие Брюллова в тот период.

Прожил талантливый живописец всего полстолетия. Этот портрет, который по праву можно назвать вершиной его творчества — завершение его жизни, сравниваемой со свечой, которая угасла в 1952 году.

Описание настроения картины Автопортрет

Айвазовский

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Серебряковой За туалетом. Автопортрет 6 класс
    Зинаида Евгеньевна Серебрякова, поразила меня своими работами. Я очень много знаю талантливых художников — мужчин, но женщину встречаю впервые. Особенно мне понравилась ее работа под названием «За туалетом. Автопортрет».
  • Сочинение по картине Зимний вечер Крымова 6 класс описание
    Рассматривая картину художника Н.П.Крымова «Зимний вечер» можно не только насладиться зимней природой, но и почувствовать, как мороз щиплет за нос, и щеки горят от холода.
  • Сочинение по картине Кустодиева Сирень 7 класс описание
    На картине Кустодиева «Сирень» изображен небольшой весенний пейзаж, датированный 1906 годом. На дворе стояла теплая солнечная погода, и художник, вдохновленный радостной живописной обстановкой
  • Сочинение по картине Поповича Не взяли на рыбалку 5 класс
    Сегодня, я увидела картину очень талантливого художника, Олега Владимировича Попович. Полотно называется «Не взяли на рыбалку».
  • Сочинение по картине Нисского Радуга 7 класс
    Недавно я познакомился с картиной Георгия Григорьевича Нисского «Радуга». Нисский Георгий Григорьевич живописец, из-под кисти которого в эпоху советского искусства вышли такие шедевры как

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-kartine/bryullov/avtoportret

Сочинение-описание картины Айвазовского «Автопортрет» (1892 и 1838)

Айвазовский

Существует несколько автопортретов, на которых великий художник изобразил самого себя. На данном холсте он изображен на последних годах жизни. Добившись всеобщего уважения и признания, перед зрителем предстает величественный образ мастера кисти. О его натуре и характере говорит поза и выражение лица.Добрая и приятная улыбка, выразительные глаза, задумчиво смотрящие вдаль, выдают в нем человека мягкого, добропорядочного, уверенного в себе. Атласная лента и ордена отражают сложные периоды жизни, его победы и поражение, честь и отвагу, проявленную в боях не только с другими, но и с самим собой.Если внимательно присмотреться, то на заднем плане изображена картина «Буря на море ночью», которая олицетворяет собой любовь художника к морю. На холсте мазками выведены, возможно, последние мгновения жизни корабля. Страсть, волнение, страх, вызванные гневной стихией будто выражают свои мысли и чувства к творчеству.На полке легкими мазками выставлен портрет самого художника в молодости. Поворот головы, направленный в сторону холста, вновь передает любовь к морю.Второй портрет написан в более раннем возрасте, когда Айвазовский только начинал свою карьеру. В глазах видна страсть и живой ум к изучению и наблюдению. Многие его современники отмечали в мастере талант к запоминанию. Увидев раз, случайно застигнутый момент, он не бежал к краскам.

Лишь через долгие часы брожения по улочкам города и мысленно завершенной картины отправляли художника творить в свою мастерскую.

Легкая улыбка говорит об открытости человека, но поза предупреждает о настороженности и готовности не дать себя в обиду. Не зря на первой картине изображены ордена Белого орла и звезды Владимира Второго.

Орел давался за заслуги перед родиной, его девизом был: «За Веру, Царя и Закон».

    • Картина известного русского художника Ивана Билибина, который один из первых рассмотрел проблему иллюстраций детской литературы. На сегодняшний день сложно представить себе… Подробнее…
    • Билибин постоянно тяготел к иллюстрированию разного рода былин и сказаний. «Иллюстрация к былине Вольга» выполнена в орнаментальном графическо-декоративном исполнении, которая… Подробнее…
    • Иллюстрирование «Белой уточки», ровно как и еще шести сказок, знаменательно тем, что Билибин смог разработать и активно внедрить в свое творчество особую технику рисунка – тушь,… Подробнее…
    • Каждый из нас помнит чудесные русские сказки, которые он читал в детстве. Со временем они совершенно изменялись. Люди рассказывали их друг другу, добавляя что-то свое и этим… Подробнее…
    • Перед нами иллюстрация к знаменитой сказке. Билибин – настоящий мастер, сумевший передать особую красоту этого удивительного жанра. Сказки позволяют нам погрузиться в мир полный… Подробнее…
    • И.Грабарь один из русских художников-живописцев 19-20 веков, его учителями были такие известные личности как И.Репин и П.Чистяков. Больше всего мастер любил изображать на своих… Подробнее…
    • Будучи некогда неверующим, психика Гения кардинально изменилась, и он обратился в веру. Эти изменения сразу же выразились в его творчестве – странные образы объединились с… Подробнее…
    • Иван Константинович Айвазовский – знаменитый русский живописец-маринист. В картине “Радуга” нашли отражение романтическое мировосприятие мастера, его восхищение необъятной,… Подробнее…
    • Художники братья Ткачёвы, Сергей Петрович (1922) и Алексей Петрович (1925) приобрели значи­тельную известность ещё в середине прошлого века. Художники имеют многочисленные… Подробнее…
    • Судьба талантливой художницы Зинаиды Васи­льевны Серебряковой сложилась счастливо и одно­временно трагически. Родившись в семье Лансере-Бенуа, в которой было несколько поколений… Подробнее…

Источник: https://shollklass.ru/sochineniya-po-kartinam/4318-sochinenie-opisanie-kartiny-ajvazovskogo-avtoportret-1892-i-1838

Описание картины Исаака Левитана «Автопортрет»

Айвазовский

Ранний, написанный в юности в 1880 году, когда мастерство, во всём его великолепии, и признание, ещё не пришли к нему. В момент написания портрета художнику 20 лет.

На нас смотрит еврейский юноша, с типичными южными чертами лица. Если бы мы не знали, что юный человек на портрете, высланный, по царскому указу, запрещавшему жить евреям в «исконно русской» Москве, житель черты оседлости, не имеющий права проживать в больших городах, то могли бы предположить, что это персонаж с картины Карла Брюллова или Александра Иванова.

Шапка кудрявых волос, разлёт бровей, огромные пытливые глаза, хорошей формы нос, полные красиво очерченные губы и утончённый овал лица с пробивающейся бородкой, итальянец, грек, житель античности, таким представляются нам поющие «О, солее мио!..» колоритные гондольеры в венецианских лагунах.

Наклон головы выдаёт упрямый характер, и взгляд… умный взгляд много пережившего человека. В свои двадцать он уже пережил смерть семьи, голод, нищету.

В свои двадцать он одержим желанием писать только природу, только деревья, траву и небо.

Преподают в его классе потрясающие педагоги и гениальные пейзажисты: Поленов, Перов и Саврасов, которые учат его писать не только осязаемую натуру, но воздух и голоса птиц.

Этот автопортрет не живопись, а лёгкий рисунок кистью на бумаге, уголь, белила и тушь, в сочетании с мягким тёплым тоном фона создаёт ощущения живописного полотна. Он написан или лучше сказать, нарисован, как бы мимоходом, быстро и остро.

Штрихи, по краю изображения, являются широкими мазками кисти. В то же время лицо и голова моделируются, хотя и свободно, но детально и подробно, передавая черты лица и его выражение.

Трезвое изображение реалистично: видно — беден, видно — художник, видно – еврей. Общий фон светлый, на котором чёрные волосы и пиджак образовывают тёмный силуэт.

Само лицо тонально не выделено в композиции и кудри, и бородка обрамляют его, придавая образу оттенок романтичности и драматизируя его.

  • Все социальные направляющие, конкретность изображения, виртуозность руки, но ещё не осознанная тяга к свободе самовыражения, показывают, в столь юном возрасте, будущего мастера.
  • Год написания картины: 1885.
  • Размеры картины: 62,3 x 47,7 см.
  • Материал: бумага.
  • Техника написания: тушь, размывка.
  • жанр: автопортрет.
  • Стиль: реализм.
  • Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Источник: https://opisanie-kartin.ru/levitan-isaak/avtoportret-6/

Сочинение мой автопортрет

Автопортрет — это картина, написанная с себя. Не обязательно быть художником, чтобы создать автопортрет, ведь он может быть и литературным. Как раз сегодня мы пишем сочинение на тему мой автопортрет, и если честно, то для меня это довольно сложная задача. Описать себя объективно дано не каждому. Так кого я вижу перед собой в зеркале?

Сочинение на тему мой автопортрет

Глядя в зеркало я вижу высокую, стройную девчонку, слегка худощавую с длинными, красивыми ногами. Походка у меня стремительная, осанка — ровная. У меня овальное лицо, курносый маленький носик, немного вздернутый вверх, и игривые глазки. Именно глаза заставляют задержать взгляд на моем лице моих друзей и знакомых.

Как по мне, они очень привлекательные, хотя и невозможно точно определить их цвет. Я бы сказала, что у меня глаза хамелеоны. В пасмурную погоду они приобретают темный оттенок, в солнечную — светлеют. В целом, у меня добрые серо-голубые глаза, и как говорят мои знакомые, они со смешинкой. И в этом вся я.

Добрая, веселая, простая и отзывчивая.

Продолжая свое сочинение на тему мой автопортрет, попытаюсь продолжить свое описание. У меня низкий лоб, который скрыт челкой, а под челкой прячутся красивые густые брови правильной формы. Но это не подарок природы, над формой бровей пришлось потрудиться самостоятельно. Мои губы не тонкие, но и не полные. Скорее всего средней полноты.

За ними скрываются ровные белоснежные зубы. Волосы прямые, длинные, каштанового цвета, хотя мне всегда хотелось иметь кудряшки. Но, с прямыми волосами меньше мороки. Их можно распустить и они будут свисать красивым каскадом, а можно заплести в косу, или убрать в хвост, что я часто и делаю. А еще мне нравится экспериментировать и укладывать волосы в разнообразные прически.

Сейчас они заплетены во французскую косу.

По жизни я целеустремленный человек, поэтому всегда ставлю задачи, которые тут же стараюсь выполнить. Но на этом я не останавливаюсь, а поднимаю планку выше, и уверенно иду к новой цели.

Для меня важно быть во всем лучшей, поэтому приходится трудиться больше. Возможно это мой минус, но пока это качество является моим двигателем, что ведет меня вперед.

На данный момент я отличница, у которой много увлечений.

Во-первых, я люблю танцевать, поэтому записалась в школу танцев и даже успела принять участие в нескольких конкурсах. Хоть первые места пока я не заняла, но у меня все впереди.

Во-вторых, я увлекаюсь вязанием. Мне нравится вязать крючком игрушки для детей. Спицами я вяжу носки, шапки, рукавицы и перчатки. В планах связать свитер, но это будет моя первая проба. А еще я стала увлекаться искусством. Я рисую картины по номерам.

Кого еще я увидела в зеркале, работая над моим автопортретом в сочинении за 6 класс? Увидела трудолюбивую личность. Я с удовольствием готова помогать родителям, бабушкам, и даже незнакомым старикам, которые нуждаются моей в помощи.

Источник: https://sochinyshka.ru/sochinenie-moj-avtoportret.html

Сочинение-описание по картине Автопортрет Брюллова

Брюллов написал огромное количество разных картин, которыми любуются все искусствоведы и любители живописи. Рисовать его научил отец, который с ним занимался. Если посмотреть на картину Брюллова «Автопортрет», то сразу кидается в глаза мужчина, которому примерно сорок лет.

Он внимательно смотрит на вас и из этого можно сделать вывод о том, что ему хочется заглянуть прямо внутрь вас.

Если всмотреться ему прямо в глаза, то видно глаза, которые от переживаний стали немного красными, роговица потемнела и складывается впечатление о том, что ему очень грустно и совсем скоро он заплачет или недавно плакал.

Немного приспущенные брови говорят о том, что в голове у него появилась мысль, которую нужно обдумать и принять решение и от этого его вид стал намного серьезнее. Мешки под глазами говорят о том, что у главного героя появились проблемы с почками.

На картине у мужчины имеется красивый и ровный нос, немного впалые щеки и высокий лоб, губы немного приоткрыто и создается такое впечатление о том, что он вот-вот вам что-нибудь скажет с картины. Его нижняя челюсть немного приоткрыта, и из этого можно сделать вывод о том, что он над чем-то задумался или старается найти выход из какой-то сложной ситуации, которая появилась на горизонте.

Волосы у мужчины немного кудрявые и длинные, но при этом совершенно не уложены и выглядят, словно их давно не мыли.

С одной стороны это может сказать о человеке, что он совершенно не следит за собой, а вот с другой стороны можно сказать, что это не совсем обычный человек и очень сильно отличается от других мужчин. У мужчины имеются усы, и вот за ними он ухаживает намного лучше, за своей внешностью.

И глядя на него можно сказать, что он немного напоминает рыцарей, которые ради того чтобы завоевать сердце своей любимой дамы пойдут на многие поступки и совершат настоящий подвиг.

Мужчина сидит в кресле красного цвета. Его рука лежит на ручке кресла. Заканчивается рука тонкими и красивыми пальцами. И тут не уходит из внимания его красивые ногти, которые аккуратно подстрижены. Судя по его рукам можно сказать, что раньше он никогда не поднимал слишком тяжелые вещи.

Если очень долго смотреть на картину, то можно понять, что этот мужчина чем-то сильно заболел или находится в глубокой печали. Чем больше вы смотрите на картину, тем еще больше хочется на нее смотреть. Кроме этого смотря на нее можно немного погрузиться в свои мысли или раздумья.

2 сочинение

Карл Брюллов является поистине выдающимся русским художником. Его кисти принадлежит большое количество впечатляющих своей красотой работ. В их числе и автопортрет этого творческого человека.

В центре картины изображен собственной персоной Карл Брюллов. На этом автопортрете ему около сорока восьми лет. Он смотрит на наблюдателя своим пронзительным и глубоким, внимательным и настырным взглядом художника. Вид у Карла Брюллова достаточно усталый, измотанный. Волосы стоят копной, будто их мыли в последний раз невероятно давно.

Кожа лица очень нездоровая, а даже какая-то желтая. Под глазами висят мешки, что говорит о болезнях с почечной недостаточности. Глаза тоже блеклые и тусклые: красноватые, слезящиеся. Кажется, будто человек, изображенный на картине, сейчас заплачет, и эта вода выступит на слое краски, покрывающем холст.

Но он держит, точно прячет в себе эти чувства от людей, не хотя им показывать свои истинные боли и страдания.

Выражение лица Брюллова на этой картине – серьезно-задумчивое и оттого умное. Щеки у него впалые, есть скулы. Грязные жирные волосы придает художнику эффект неухоженности и неаккуратности, но это не лишает его доли привлекательности и необычности. Хочется рассматривать его очень долго и пристально, не отводя взгляда.

Имеется возможно рассмотреть ногти на руках человека, изображенного на картине. О четко дает понять, что человек никогда не работал на земле, не занимался земляным, грязным трудом. Он худой и вид у него немного не здоровый. В целом, создается впечатление умного, талантливого человека необыкновенного ума и умения тонко чувствовать окружающий мир.

Автопортрет Брюллова говорит о его необычайно печальном и депрессивном состоянии. Он болен и потому грустит.

  • У человека, который смотрит на картину создается тоже грустноватое настроение, возникает чувство жалости к больному Брюллову.
  • Преобладающие цвета – красный, черный, коричневый, желтый.
  • Но нельзя отрицать того факта, что картина, несмотря ни на что является одной из лучших работ данного художника и шедевром русского автопортрета.

Другие темы:

← Всадница↑ БрюлловПортрет сестер Шишмарёвых →

`

Популярные сочинения

  • Какие добрые чувства пробуждает литература? — сочинение
    Люди знакомятся с литературой с раннего детства. Сначала это — сказки и детские стишки. Стишки про мишку, которому оторвали лапу, и зайку, которого бросила хозяйка. Стишки простые и незатейливые
  • Сочинение на тему Помощь людям
    Очень часто мы видим призывы о помощи. В интернете, по телевизору, в газетах. Нас просят помочь болеющим деткам, жертва стихийных бедствий, пожаров, инвалидам, бездомным животным и многим-многим другим.
  • Сочинение-описание Взятие снежного городка по картине Сурикова (3, 6, 8 класс)
    Василий Иванович Суриков был родом из Сибири, из Красноярска. И вполне мог наблюдать подобную картину. Зима там длится долго. Но и она заканчивается. Наступает масленица – народ отмечает

Источник: https://supersochinenie.ru/sochineniya/po-kartinam/bryullov/avtoportret

Айвазовский в цифрах

Накануне 200-летия Айвазовского мы попробовали посмотреть на главного русского мариниста через призму сухих цифр.

Подсчитать штормы и бури на его картинах не удастся, потому что счета им нет, но кое-что можно выразить количественно.

Денежные суммы и размер картин, сколько стоит допуск к самому мистическому полотну Айвазовского, сколько раз он писал Пушкина, сколькими ведрами воды снабдил любимый город…

Кораблекрушение, 1876

  • 3-м, самым младшим ребенком в семье обедневшего феодосийского купца был Иван Айвазовский.
  • 120 прижизненных персональных выставок состоялось у Айвазовского.
  • 135 виз было в его заграничном паспорте, когда он на два года раньше срока возвращался из пенсионерской поездки в Европу.

7 картин Айвазовского, на которых изображен Пушкин, можно увидеть в Артхиве. Исследователи полагают, что их было намного больше: Иван Константинович — очень плодовитый автор, не все созданное им известно в наше время.

А.С. Пушкин на берегу Черного моря, 1897

50 картин (по некоторым данным, более пятидесяти) написал Айвазовский за три года пенсионерской поездки в Европу по завершении Академии художеств.

3000 рублей (по состоянию на июль 2016 год) придется заплатить желающим посмотреть на самое таинственное полотно Ивана Айвазовского «На смерть Александра III». История этой картины овеяна легендами.

Самая простая гласит, что художник просто счел ее неудачной, поэтому отправил с глаз долой и никогда не экспонировал. Более интригующие версии призывают взглянуть на полотно наискосок, с правого угла.

Внезапно печальный лик овдовевшей императрицы Марии Федоровны превращается в лицо усатого, злобно ухмыляющегося мужчины. Престолонаследник Николай II? Кто-то другой, радующийся, что «дело сделано»? По замыслу Айвазовского, картина должна была символизировать торжество жизни, но что-то явно пошло не так.

Петропавловская крепость кажется потусторонним строением, свет луны отобразился в кресте над изображением, а ночная Нева куда больше похожа на ведущий в царство мертвых Стикс, нежели на саму себя.

На смерть Александра IIIВ Феодосийской галерее картина Айвазовского «На смерть Александра III» хранится в особой кладовой. Ходят слухи, что на созерцающих картину она оказывает очень гнетущее впечатление. Так что показывают ее лишь посетителям, которые полностью уверены, на что идут, и готовы за это дополнительно заплатить. Да, в то, что в галерее показывают одну картину за 3000 рублей, поверить непросто, но эта информация имеется в прайс-листе на официальном сайте.

4 картины Айвазовского (по известным исследователям фактам) подвергались значительным изменениям в процессе написания. Чаще всего Айвазовский сразу писал «набело». Но, к примеру, в картине «Наполеон на острове святой Елены» нижняя часть была переписана художником полностью.

Волны на первом плане покрыли написанный ранее берег. Этим обусловлено некоторое противоречие: судя по солнечной полосе на воде и по морю в глубине холста, погода достаточно спокойная, а волны у берега кажутся для нее слишком высокими.

Также вся нижняя часть переписана на картине 1898 года «После заката на океане» и в картине «Корабль «Двенадцать апостолов». Уникальны переделки, которым Айвазовский подверг свою самую известную картину «Девятый вал». Обычно он писал небо в один присест и более к нему не притрагивался.

Но именно в «Девятом вале» верхняя часть картины до гребня волны была переписана заново.

Корабль «Двенадцать апостолов», 1897Девятый вал, 1850

  1. 4 дочери родилось у Ивана Айвазовского и его первой жены Юлии Гревс.
  2. 4 внука Айвазовского стали художниками.
  3. 282×425 см — размеры самой большой картины Ивана Айвазовского «Среди волн».

Среди волн, 1898

10 дней писал Айвазовский свою самую большую картину.

10×7 см — размер самой маленькой картины Айвазовского, хранящейся в Третьяковской галерее. Крошечный этюд вмонтирован в автопортрет художника. Говорить с уверенностью, что это вообще самая маленькая работа Айвазовского, мы не будем: таких может быть множество.

Дело в том, что он любил вручать гостям за обедом небольшие собственные картины, производство которых было поставлено на поток. В мастерской помощники покрывали ватманский лист разведенной тушью и сепией.

Затем бумагу разрезали на небольшие кусочки, Айвазовский несколькими штрихами кисти превращал пятна в морской пейзаж, который затем помещал в раму и вручал гостю.

Ночь в Феодосии. Этюд, вмонтированный в фотопортрет И. К. Айвазовского,1887

20 картин отправил Иван Айвазовский на выставку в Чикаго, посвященную открытию Колумбом Америки.

28 лет исполнилось обласканному фортуной и высокопоставленными персонами художнику, когда он купил участок в Феодосии и начал строить дом с тем, чтобы покинуть блистательный Санкт-Петербург и жить там, где ему хочется.

Восход солнца в Феодосии, 1855«Всю осень я провел почти на южном берегу Крыма, где я совершенно наслаждался природой, видя одно из лучших мест в Европе. Да вдобавок еще у себя в отечестве, наслаждаясь настоящим, можешь будущность свою также мечтать тут же. И потому я купил маленький фруктовый сад на южном берегу. Удивительное место. Зимой почти все зелено, ибо много кипарису и лавровых деревьев, а месячные розы цветут беспрестанно зимой. Я в восхищении от этой покупки, хотя доходу ни копейки, но зато никакие виллы в Италии не заставят меня завидовать» — Иван Айвазовский. Лунная ночь на Босфоре, 1894

2-х часов хватало Айвазовскому на создание достаточно большой картины, что подтверждается свидетельствами очевидцев.

К примеру, ученик мастерской Куинджи Аркадий Рылов вспоминает о том, как Айвазовский на глазах учащихся «с нуля» создал картину: «Один час пятьдесят минут тому назад был чистый холст, теперь на нём бушует море».

Время на создание миниатюр, которые он дарил гостям, исчисляется скорее минутами.

5 императоров сменилось на веку Айвазовского: Александр I, Николай I, Александр II, Александр III, Николай II.

Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 года, 1848

50 тысяч ведер чистой питьевой воды ежедневно получила Феодосия от Айвазовского. Не в силах смотреть на бедствия горожан, он проложил в Феодосию водопровод от принадлежащего ему Субашского источника.

Сбор фруктов в Крыму, 1882

66 турецких кораблей с 2224 орудиями сошлись 20 октября 1827 года с 26 русскими, английскими и французскими кораблями в гавани города Наварин. В результате Турция потеряла свой флот, адмирал Лазарев укрепил положение легенды морского боя, а Иван Айвазовский написал картину «Наваринский бой».

Наваринский бой. Этюд, 1887

65 лет было великому маринисту, когда он вторым браком женился на 26-летней Анне Саркизовой.

3-м художественным музеем в России, доступным для обозрения любому желающему, стала Феодосийская картинная галерея, открытая Айвазовским в 1880 году. До того «прикоснуться к прекрасному» можно было лишь в петербургском Эрмитаже и Румянцевском музее в Москве (Третьяковская галерея и Русский музей открылись позже).

Дороги от Млета до Гудаура, 1868

2 месяца не дожил Иван Айвазовский до 83 лет.

6 тысяч картин написал художник за свою долгую жизнь.

Алена Эсаулова, artchive.ru

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/595ca3dee86a9e3f7efbc39b/597636b58139bae099bb6de8

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector