Поль Мориа. Его пластинки были в каждом доме
3 ноября 2006 года, в Перпиньяне на юге Франции ушел из жизни Поль Мориа.
О его кончине в южном городе в возрасте 81 года скупо сообщило только агентство Франс Пресс. В газетах даже не появилось некрологов. И лишь Мирей Матье сказала, что тяжело переживает потерю «близкого друга, доброго человека и великого маэстро».
Полю Мориа суждено было стать популярным в России.
Он не был первым, кто изобрел так называемую «легкую оркестровую музыку», на Западе называемую термином easy listening — у него были предшественники, но он, прекрасный мелодист, блистательный аранжировщик и талантливый дирижер, довел это направление до какого-то искрящегося совершенства.
Его пластинки были в каждом доме, благо фирма «Мелодия» выпускала их, пусть поначалу и нелицензионно, зато более чем массовыми тиражами – и его мелодии проникали в телепрограммы, становились сопровождением к номерам фигурного катания, просто фоном.
Вот и сегодня — если кто и не вспомнит имя Поля Мориа, то мелодия непременно всплывет откуда-то из глубин памяти.
Он родился 4 марта 1925 года, в музыкальной семье, и уже в раннем детстве начал играть на семейном фортепиано. По классу фортепиано же и закончил Марсельскую консерваторию, а в 17 лет создал свой первый – тогда еще любительский – оркестр.
В конце 1950-х устроился в звукозаписывающую компанию Barclay на должность аккомпаниатора и аранжировщика, Именно там судьба свела его с Шарлем Азнавуром, который стал привлекать молодого талантливого музыканта к работе над песнями.
Впрочем, его отмечали и Морис Шевалье, и Анри Сальвадор, и Далида – со всеми ними ему довелось и гастролировать, и работать в студии.
Тем не менее Поля тянуло к сольному творчеству. На рубеже 1950 — 1960-х он записывал инструментальную музыку как под своим именем, так и под англоязычными псевдонимами Ричард Одри и Вилли Твист.
Даже свой первый транснациональный хит, записанную в 1962-м знаменитую Chariot (на англоязычном рынке она называлась I Will Follow Him) Мориа опубликовал под псевдонимом Del Roma (его соавтор, старший товарищ и просто друг Франк Пурсель скрылся под псевдонимом Джей Ви Стоул).
Песню они написали для «Евровидения», а спела ее – по французски! — тогдашняя поп-звезда Петула Кларк. Это действительно был хит, и настоящий – номер один во Франции, номер восемь – в Бельгии. Увы, в США и Британии успех повторить не удалось: англоязычная версия в исполнении той же Кларк не стала популярной — однако запомнилась.
Но настоящая популярность пришла к Полю Мориа через шесть лет.
Уже был создан Гранд-оркестр, уже была сочинена и записана музыка к бессмертным комедиям «Джандарм из Сен-Тропе» и «Жандарм в Нью-Йорке», но пьеса L'amour est blue (она же Love Is Is Blue), инструментальная версия песни Андре Поппа, исполненной на очередном «Евровидении» гречанкой Вики Леандрос, пробила наконец стену между французским оркестром и американским слушателем. В феврале и марте 1968 года, пять недель подряд она возглавляла хит-парад журнала Billboard, главный чарт США. А ведь еще существовали «Битлз», набирало обороты «лето любви» — но французская легкая музыка на пять недель отодвинула контркультуру.
Кстати говоря, за год до этого успеха Поль Мориа посетил СССР — во время гастролей его оркестр аккомпанировал в Москве, Ленинграде и Казани певице Мирей Матье (тогда им была написана песня «Когда рассвет, товарищ?» (Quand fera-t-il jour, camarade?), песня о революции в России, которую Матье исполняла потом даже в сопровождении Ансамбля песни и пляски Советской Армии.
Но в качестве лидера собственного оркестра Мориа приехал в Советский Союз только через 11 лет. Уже были триумфальные гастрольные туры по США, Канаде, Южной Корее, Бразилии и Японии — там оркестр Мориа, кстати говоря, любили истово и беззаветно… К приезду маэстро Поля русский слушатель был давно готов.
Ведь именно в его аранжировках и исполнении в заставках популярных телепередач «В мире животных», «Кинопанорама» и в мультфильмах звучали популярные пьесы; конечно, исполнитель в силу неучастия страны в конвенциях по авторскому праву не указывался, но тем не менее.
И вот в 1978-м, благодаря приглашению композитора Никиты Богословского, председателя общества «СССР-Франция», оркестр Мориа приехал в СССР.
Это было невероятно, невозможно, немыслимо.
Билетов в кассах не осталось за месяц до начала гастролей, а сам Мориа, выйдя в первый раз на московскую сцену, был совершенно поражен овациями — он и не подозревал, что в холодной России он хоть кому-то известен. А ведь к этому моменту в магазинах грампластинок продавалось уже как минимум две пластинки оркестра, выпущенных, конечно, без всякого согласия компании Philips.
Именно в ту поездку произошла знаменательная встреча композитора и дирижера с бардом Сергеем Никитиным, в результате которой в репертуар оркестра вошла написанная Никитиным вместе с Виктором Берковским песня «Под музыку Вивальди».
После этой поездки, наконец, вышли первые лицензионные пластинки Гранд-Оркестра Поля Мориа в России.
Увы, больше Мориа в нашей стране не был, но любовь к русской музыке пронес сквозь всю жизнь — записанный им еще в середине 1960-х альбом Russie de toujours («Вечная Россия») переиздавался впоследствии несчетное количество раз и на виниловых пластинках, и на CD.
Впрочем, оркестр приезжал в Россию еще один раз – в 2002-м, но уже с новым дирижером, Жилем Гамбюсом, которому сам Мориа доверил пульт после того, как удалился от дел.
В чем же секрет невероятной популярности оркестровой музыки вообще и музыки Мориа — в частности? Думается, в том, что, во-первых, эта музыка могла звучать как в концертном зале, так и в качестве фона дома, в автомобиле, где угодно: она не отвлекала, но создавала благоприятную атмосферу, делала людей лучше.
Во-вторых, в том, что лидеры оркестров – Мориа, Джеймс Ласт, Фыранк Пурсель, Каравелли — внимательно следили за хит-парадами и мгновенно аранжировали для оркестров популярные песни (известно, что «Индейское лето» Джо Дассена было готово к оркестровому исполнению уже на следующее утро после того, как песня возглавила хит-парад); в-третьих, в потрясающем таланте самого маэстро: даже сейчас его записи 1970-х звучат абсолютно современно без всяких скидок на время.
И, наконец, в хорошем вкусе и чувстве такта Поля Мориа. Он был сдержан, скромен, естественен и удивительно тактичен как в своих аранжировках, так и в жизни. Знакомый с ним журналист Виктор Мартынов, рассказывая о встрече с Мориа в Париже, отмечал: «Это было море обаяния. Он был абсолютно естественным. В нем не было ни капли фальши».
В 1998-м он попрощался с публикой во время последнего своего японского турне — так же спокойно и тактично. Это только так говорится — легкая оркестровая музыка, а ведь за этими тремя словами стоит тяжелый, хоть и счастливый, каждодневный труд. Мориа устал; он не желал становиться дряхлеющим памятником самому себе — и провел последние годы жизни в собственном доме, в Перпиньяне.
Источник: https://www.abcfact.ru/8092.html
Биография Поля Мориа
Поль Мориа (1925-2006) – французский дирижёр и аранжировщик. Один из немногих современных композиторов, который сумел объединить в музыке разные стили. Его творчество ценят и любят уже несколько поколений людей. И каждый раз, когда звучит его музыка, мир становится чуточку добрее и лучше.
Детство
Поль появился на свет 4 марта 1925 года во французском городе Марселе.
Мальчику было три года, когда он впервые дотронулся до клавиш музыкального инструмента.
Он увидел фортепиано, подошёл к нему и стал наигрывать мелодию. Вечером, когда пришёл отец, мама сказала ему: «Наш Поль умеет играть». Папа сначала не поверил, и тогда малыш сыграл для него пьесу, которую недавно услышал по радио.
Конечно, он играл несовершенно, но мелодию передал верно.
С того момента отец стал учить Поля музыке. С каждым новым днём он видел, что фортепиано для ребёнка не какая-то забава, а серьёзное увлечение. Сам папа работал на почте, профессионалом в музыке не был, а увлекался ею на любительском уровне, играл на рояле, гитаре и арфе.
Но обладал удивительным талантом педагога, ему удалось, не заставляя и не принуждая, привить сыну желание обучаться музыке. Он учил его сам, при этом умело распределял количество усилий, которые ребёнок должен был прикладывать к занятиям.
Отец проводил обучение в виде игры, именно поэтому мальчик легко и быстро схватывал многие серьёзные вещи.
Их занятия продолжались шесть лет. Папа знакомил сына с эстрадным миром, учил его любить классическую музыку. Под присмотром отца юный Поль даже несколько месяцев выступал в варьете.
Музыкальное образование
Когда сыну исполнилось десять лет, отец понял, что ребёнок уже достаточно многое умеет, и принял решение отдать его для дальнейшего обучения в консерваторию в Марселе. Там мальчик проучился четыре года и окончил заведение с отличием по классу фортепиано.
Как признавался позднее Поль Мориа, к четырнадцати годам у него сформировалась одна-единственная мечта – быть профессиональным пианистом. Она имела все шансы сбыться, если бы не случай, круто изменивший судьбу музыканта.
Под конец обучения в марсельской консерватории один приятель силой затащил Поля в студенческий джазовый клуб на концерт. Услышав игру студентов, Поль даже не обратил внимания на то, хорошо или плохо они это делают.
Он был сразу наповал сражён ритмами новой музыки, которой раньше почти не слышал.
В скором времени он уже сам пришёл в этот клуб с просьбой принять его в джазовый оркестр. Но здесь молодого человека разочаровали, для джаза требовалась специальная подготовка, а Полю не хватало классического образования в музыке. Он принял решение продолжать учёбу.
С родителями планировали, что Поль поедет в Париж и там, в консерватории, завершит музыкальное образование. Но началась война, Париж оккупировали немцы. Отец не захотел, чтобы Поль уезжал, и юноша остался в Марселе, который не был под оккупацией.
Творчество
Поль начал выступать как пианист классического плана. А уже в семнадцатилетнем возрасте стал создателем своего первого оркестра, который довольно быстро приобрёл постоянных слушателей во французских мюзик-холлах и кабаре в период Второй мировой войны.
Один участник в коллективе был младше Поля, а остальные годились ему не только в отцы, но и в деды.
С первых же выступлений стал проявляться характерный для оркестра Мориа стиль, позволявший отличать его от сотен подобных, – в их музыке смешивались классика с джазом.
В 1957 году оркестр распался, так как Поль переехал в Париж, где начал сотрудничать в качестве аккомпаниатора и аранжировщика со звукозаписывающей компанией «Barclay». Среди тех, с кем ему довелось работать, знаменитые на весь мир французские певцы Шарль Азнавур, Лени Эскюдеро, Далида, Лео Ферре, Морис Шевалье.
В 1962 году в сотрудничестве с известным французским дирижёром и композитором Франком Пурселем Мориа создал свой первый хит, завоевавший международное признание, – «Chariot» (композиция имеет английское название – «I will follow him»).
В 1964-1965 годах Поль работал в кинематографе. Вместе с французским аранжировщиком и композитором Раймоном Лефевром было написано музыкальное сопровождение к комедиям «Жандарм из Сен-Тропе» и «Жандарм в Нью-Йорке» (с участием Луи де Фюнеса).
В 1966 году Мориа начал сотрудничать с замечательной французской певицей Мирей Матье. С поэтом Андре Паскалем они написали для неё хит «Mon credo». Всего Поль сочинил для Мирей около пятидесяти песен.
Оркестр
Путь к славе у Поля Мориа не был усыпан розами. Ему было уже под сорок лет, а главная мечта о своём оркестре так и не сбылась. В то время во Франции вошли в моду английские и американские бит-группы, которые подобно грибам после дождя то появлялись, то исчезали.
Большие оркестры вниманием со стороны зрителей не пользовались. В какой-то момент Поль даже отчаялся и подумал, что уже никогда не сможет со своими «устаревшими, сентиментальными вкусами» обратить на себя внимание. Даже друзья стали советовать ему, пересмотреть свои принципы.
Но Мориа предпочёл оставаться собой.
В 1965 году он создал свой знаменитый на весь мир гранд-оркестр. Поль уже давно определил для себя, что хочет быть только дирижёром. Ведь пианист лишь аккомпанирует кому-то, а дирижёр – это самый независимый человек в музыкальном мире.
Продюсеры уже почти списали Поля Мориа со счетов, как вдруг неожиданно для многих популярность его оркестра стремительно поползла вверх.
Зрители буквально повалили на концерты коллектива, чья музыка не зависела от капризов моды и становилась живительным глотком настоящего искусства.
Поль всегда хотел предельной точности во всём – в соблюдении темпа, в настройке инструмента, в качестве звука. Он был большой перфекционист в музыке, превосходно разбирался не только в джазе и классике, но и в поп- и фолк-музыке.
От джаза его коллектив очень быстро перешёл к эстраде, выступал с инструментальными версиями популярных мелодий (Поль делал для них новые аранжировки). Также Мориа обрабатывал классическую музыку и писал собственные композиции.
В 1968 году Поль создал оркестровую версию песни, принимавшей участие в международном музыкальном конкурсе «Евровидение-1967», – «Love is Blue». Вскоре эта композиция поднялась на верхние строчки хит-парадов США, а затем покорила и многие другие страны.
С 1969 года оркестр начал активную гастрольную деятельность, их тепло встречали в США, Южной Корее, Канаде, Бразилии и странах Латинской Америки. Особенно любили оркестр Поля в Японии, там коллектив давал до пятидесяти концертов в год.
В Советском Союзе оркестровая музыка Мориа звучала с экранов телевизоров и радио:
- в передаче «В мире животных»;
- в прогнозе погоды информационной программы «Время»;
- в мультфильме «Ну, погоди!»;
- в «Кинопанораме».
Состав оркестра очень часто менялся, кто-то работал в нём несколько лет, а некоторые уходили через две недели. За коллективом прочно закрепилась репутация интернационального оркестра. Так оно и было, музыка объединяла людей самых разных национальностей.
При этом Поль был твёрдо уверен, что у каждого народа есть свой музыкальный инструмент, поэтому в его оркестре мексиканцы играли на трубах, бразильцы на гитарах.
Он говорил, что если б представилась возможность пригласить в коллектив русских музыкантов, то обязательно взял бы виолончелистов, скрипачей и ксилофонистов.
В 1997 году оркестр записал свой последний альбом «Romantic».
В 2000 году Поль принял решение, что дальше оркестр продолжит свой путь под руководством нового дирижёра – Жиля Гамбюса. Это был ученик Мориа.
Гамбюс окончил консерваторию, в 1976 году дебютировал в оркестре как клавишник и аранжировщик, побывал с коллективом во всех значимых мировых турне и аккомпанировал великой французской певице Далиде в её многочисленных гастролях.
Оркестр был для Поля огромной частью его жизни, и, конечно же, ему было небезразлично, как он будет звучать дальше. Именно поэтому Мориа доверил своё детище Жилю Гамбюсу.
В 2005 году Поль Мориа передал руководство оркестром французскому дирижёру и аранжировщику Жан Жаку Жюстафре.
Поездки в Советский Союз
Впервые Поль побывал в Советском Союзе в 1967 году вместе с оркестром «Олимпия» и певицей Мирей Матье в качестве её аккомпаниатора. Это был уникальный случай для страны советов, так как первый раз за долгие годы в неё открылись двери для иностранцев.
Прибытие оказалось не очень весёлым. Сразу музыканты испытали разочарование, как и все, кто впервые приезжал с Запада в Москву.
Аэропорт не шёл ни в какое сравнение с парижским, из Госконцерта делегацию никто не встречал, пришлось отстоять огромную очередь к пункту проверки паспортов.
А потом их повезли в гостиницу «Советская» на автобусе, который, наверное, остался со времён революции, так в нём трясло.
Поль уже успел составить собственное, не совсем приятное мнение о Советском Союзе. Но вскоре это впечатление сгладили русская водка, чёрная икра и осетрина на гриле. Гастроли проходили в Москве, Ленинграде и Казани.
Окончательно растопило сердце музыканта знакомство с советскими слушателями. Он видел, какой неподдельный интерес вызывает у них французская эстрада.
А ещё Полю безумно понравились питерские белые ночи, такого уникального явления он никогда не видел.
Поль Мориа полюбил русскую народную музыку за её красоту, мелодичность и богатство. Он сделал аранжировки для двенадцати русских народных записей и песен, которые вышли на пластинке под названием «Россия вечная».
Второй приезд Поля Мориа в СССР состоялся спустя одиннадцать лет, зимой 1978 года он гастролировал со своим оркестром и дал семь концертов в столице.
Поль влюбился в зимнюю Москву с её строгими, вычерченными линиями проспектов, ажурностью площадей, припорошенными снегом церковными куполами и старинными зданиями. Он называл Москву удивительно красивой сказкой. Музыкант мечтал в следующем гастрольном туре проехать по другим российским городам. Но очередные гастроли состоялись лишь в 2002 году, а дирижировал оркестром уже Жиль Гамбюс.
Увлечения, хобби
Поль родился и вырос в Марселе, на берегу Средиземного моря, поэтому, как и все южане, он обожал играть в петанк (это национальный вид спорта в Провансе, заключается в поочерёдном бросании металлических шаров игроками двух команд). Ему нравилось играть с друзьями летом, когда тепло и можно было после поединка отправиться пить освежающий пастис (популярный французский алкогольный напиток на основе аниса).
А ещё Поль очень любил купаться в море, играть в теннис и шахматы. Зимой ему нравилось ходить в кино, на концерты, слушать классическую музыку. Но самым любимым занятием Поля Мориа было чтение. Он мог по несколько раз перечитывать своих любимых авторов – Бальзака, Лафонтена, Флобера.
В молодости Поля очень увлекал джаз, а в старости он слушал только классическую музыку Баха, Майера, Моцарта, Берлиоза, Бетховена. Из русских композиторов особенно ценил Чайковского и Стравинского.
Любил музыку в исполнении французских певцов Жака Бреля, Барбары, Жоржа Брассенса, Сержа Генсбура. Среди американских исполнителей ему нравились Э. Фицджеральд и Ф. Синатра.
Его любимым дирижёром всегда был восприимчивый Пьер Болез, которого Поль называл интеллектуалом до кончиков ногтей.
Среди современных композиторов отдавал предпочтение французу Морису Равелю и венгру Белле Бартоку. На отдельное и самое высокое место Поль ставил Пола Маккартни и Мишеля Леграна, их композиции всегда отличались свежестью и новизной, неповторимостью и яркостью, он мог узнавать мелодии этих талантливых музыкантов среди тысячи.
Личная жизнь
Долгие годы график работы музыканта делился на два полугодия. Шесть месяцев он с оркестром работал в Париже, они разучивали новые песни, записывали. Другие шесть месяцев коллектив находился в гастрольных турах. Но с таким режимом работы в семье у Поля Мориа трудностей никогда не возникало, так как детей не было, а жена Ирэн ездила вместе с ним.
Поль уверен, их счастливый брак с Ирэн держался так долго благодаря тому, что они абсолютно разные люди. Ирэн по профессии учитель, работу свою очень любила и в любую минуту не прочь была вернуться в школу.
Но кто бы тогда сопровождал любимого мужа в гастрольных поездках? В начале семейной жизни Поль упросил Ирэн оставить школу, чтобы у них была возможность всегда быть вместе.
Женщина пожертвовала своей карьерой ради супруга и их семейного счастья.
Поль Мориа скончался 3 ноября 2006 года. Его похоронили на юге Франции в городке Перпиньяне.
Источник: https://stories-of-success.ru/polya-moria
Поль Мориа
Французский музыкант, дирижер и аранжировщик Поль Мориа известен во всем мире. Его любовь к музыке позволила совмещать в творчестве разные направления, создавая неповторимую атмосферу и порождая у публики трогательные эмоции.
Детство и юность
Поль Мориа родился во Франции, в Марселе, 4 марта 1925 года. Первое знакомство с музыкальным инструментом произошло, когда малышу было три года. Родители заметили, как мальчик увлеченно нажимает клавиши фортепиано, издавая мелодичные звуки. Поль пытался воспроизвести композицию, которую недавно услышал по радио.
Композитор Поль Мориа
Заметив талант сына, отец стал способствовать его развитию. Так увлечение игрой на фортепиано стало серьезным занятием, к которому Поль подходил с ответственностью и любовью.
Первым педагогом оказался отец. Почтовый служащий Мориа-старший был любителем музыкальных инструментов, играл на гитаре, рояле и арфе. Педагогический талант мужчины помог привить Полю желание учиться.
Занятия проходили в игровой форме, поэтому мальчик с легкостью познавал музыкальные азы. Спустя шесть лет упражнений Поль познакомился с миром классической и эстрадной музыки.
Несколько месяцев мальчик даже выступал на сцене варьете.
Поль Мориа в молодости
В 10 лет юный музыкант продемонстрировал достаточные умения, чтобы поступить в консерваторию Марселя. Обучение закончилось через четыре года получением диплома с отличием.
В 14 лет юноша мечтал стать профессионалом в своем деле. Воспрепятствовать этому могло лишь одно: симпатия к джазу. Случайно услышав концерт в студенческом джазовом клубе, Поль понял, что открыл для себя нечто новое.
В этот момент судьба музыканта сменила вектор.
Поль Мориа решил стать участником джазового оркестра, но столкнулся с проблемой в виде отсутствия достаточного образования. В планах Мориа была поездка в Париж, обучение в столичной консерватории и получение необходимых навыков. Но случилась война. Город оккупировали. Юноша остался в безопасном Марселе.
Музыка
Начав карьеру с классического направления, в 17 лет Поль Мориа стал создателем своего первого оркестра. Он состоял из взрослых музыкантов, некоторые из них годились юноше в отцы.
Коллектив обрел поклонников во французских мюзик-холлах и кабаре, выступая в период Второй мировой войны. Оркестр имел отличительный стиль, в котором просматривался симбиоз классической и джазовой музыки.
Коллектив распался в 1957 году, а Мориа уехал в Париж.
Оркестр Поля Мориа
В столице он нашел работу аккомпаниатором и аранжировщиком. Музыкант заключил контракт со звукозаписывающей компанией «Barclay», сотрудничавшей с Шарлем Азнавуром, Далидой, Морисом Шевалье и другими исполнителями. Первый хит Поль Мориа выпустил в 1962 году, работая в дуэте с композитором и дирижером Франком Пурселем. Им стала композиция под названием «Chariot».
В семидесятые Мориа заинтересовался работой в кинематографе и совместно с композитором Раймоном Лефевром создал музыкальные композиции для фильмов «Жандарм из Сен-Тропе» и «Жандарм в Нью-Йорке». Затем последовало сотворчество с Мирей Матье и Андре Паскалем. Песня «Mon credo», написанная для певицы, стала хитом. Всего Поль Мориа написал 50 песен.
Поль Мориа и Мирей Матье
Творческая биография Поля Мориа не была столь безоблачной, как может показаться. К 40 годам музыкант продолжал мечтать о собственном оркестре. Дело в том, что в то время были популярны бит-группы, и оркестры отошли на второй план.
Небольшие музыкальные коллективы быстро сменяли друг друга, и казалось, что в них новое веяние эпохи. Мориа видел свое дальнейшее развитие в карьере дирижера. В 1965 году он собрал оркестр, исполнявший необычную душевную музыку. Билеты на концерты коллектива Поля Мориа распродавались задолго.
Композиция Поля Мориа «Токката»
Публика, пресыщенная модными веяниями, тепло приняла оркестр под руководством дирижера-перфекциониста с разноплановыми предпочтениями в музыке. Коллектив исполнял джаз, эстрадные композиции, инструментальные версии популярных композиций и классическую музыку. В репертуаре оркестра были собственные композиции Мориа, поп-музыка и даже фольклорные мелодии.
В 1968 году оркестровое переложение композиции «Love is blue», звучавшей на музыкальном конкурсе «Евровидение» в 1967 году, взлетело на вершины чартов США и оказалось известным в разных странах мира.
Мориа получил повсеместное признание. Его с любовью встречали на гастрольных концертах в Америке, Канаде, Бразилии, Южной Корее и СССР. Ежегодно только в Японии оркестр Поля Мориа выступал 50 раз.
Дирижер Поль Мориа
Оркестр Мориа считался интернациональным. В нем часто сменялись музыканты. Коллектив объединял специалистов, игравших на разных инструментах.
По мнению дирижера, они отличались принадлежностью к той или иной национальности. Так, представители Мексики играли на трубах, а бразильцы на гитарах.
Говоря о советских исполнителях, Мориа мечтал пригласить к сотрудничеству скрипачей и виолончелистов.
В 1997 году Поль Мориа записал последний альбом и назвал его «Romantic». Музыкант передал управление оркестром ученику Жилю Гамбюсу в 2000 году. На тот момент Гамбюс имел приличный послужной список из мировых турне в составе оркестра, сотрудничества с Далидой и множества аранжировок. В 2005 году коллектив перешел под управление Жан-Жака Жюстафре.
Личная жизнь
Музыка стала неотъемлемой частью жизни Поля Мориа. Его график планировался на месяцы вперед, предполагая работу на родине и гастроли. Музыканты успевали выучить новые композиции и записать их, а дирижер беспрестанно творил.
Мориа был счастлив в любви. Его жена Ирэн разделяла мировоззрение мужа. В семье не было детей, но это не огорчало Мориа. Супруга сопровождала дирижера в гастрольных турах и путешествиях.
Поль Мориа и его жена Ирэн
История любви семьи Мориа романтична: пара была неразлучна. Ее обходили стороной интриги, подозрения в неверности, случайные романы.
Поль верил, что причиной удачному союзу было то, что возлюбленные отличались характерами. Ирэн работала учителем и любила эту профессию, но по просьбе мужа оставила школу и сопровождала его повсюду.
Карьера Поля вышла на первый план.
Ирэн Мориа похоронила супруга в 2006 году. Она хранила молчание, не освещая в прессе свои переживания об утрате любимого мужа.
Смерть
Дирижер скончался на юге Франции, в провинциальном городе Перпиньян. Он не дожил 4 месяца до 82 лет. Причиной смерти стала лейкемия. Музыкант страдал от болезни, и она взяла верх. Его похоронили на кладбище в тихом Перпиньяне.
В 2010 году Ирэн Мориа выступила в прессе с заявлением о том, что «Оркестра Поля Мориа» больше не существует и коллективы, примеряющее на себя это имя, являются самозванцами. Бессмертные композиции Мориа сегодня можно услышать в записи и в исполнении других музыкальных коллективов.
Поль Мориа в старости
Музыка Поля Мориа до сих пор привлекает новых поклонников. Альбомы по-прежнему раскупаются. Наиболее востребованы из них пластинки под названием: «Memories of Russia», «Rhytm and Blues», «A Taste of Paul Mauriat». В Интернет выложены фото и клипы с выступлений Мориа и его музыкального коллектива.
В России музыкальные композиции аранжировщика и дирижера запомнились по передачам «Кинопанорама» и «В мире животных», прогнозу погоды и советскому мультику «Ну, погоди!».
Произведения
- 1967 — «Puppet on a String»
- 1968 — «L'amour est bleu»
- 1968 — «Love in Every Room»
- 1968 — «San Francisco»
- 1969 — «Chitty Chitty Bang Bang»
- 1969 — «Hey Jude»
- 1970 — «Je T'aime Moi Non Plus»
- 1970 — «Gone Is Love»
- 1972 — «Apres Toi (Come What May)»
- 1972 — «Taka Takata»
Фото
Источник: https://24smi.org/celebrity/8433-pol-moria.html
Поль Мориа. Почему он стал так популярен в СССР?
Именно благодаря ему советские слушатели знакомились с французской эстрадной песней. А французские — с русскими песнями. А потом — не только французские, но и прочие европейские, а затем американские, и дальше — Азия.
Эта «особость» отношений, кажется, даже специально подчеркивалась. Не случайно ведь прогноз погоды в программе «Время» шел под французскую песню, заставка программы «В мире животных» шла под аргентинскую музыку, но тоже ставшую французской песней. А ведь это — не единственные примеры.
А знаменитая телевизионная передача «Кинопанорама»? Ее заставкой тоже стала французская песня — «Pardonne-moi ce caprice d’enfant» («Прости мне этот детский каприз»). Многие могут помнить эту песню в исполнении Мирей Матье. И по самой передаче, конечно.
Все эти песни, как и многие другие, или написал, или аранжировал, или привез со своим оркестром Поль Мориа.
Поль Мориа родился в Марселе 4 марта 1925 года. Отец был почтовый служащий, но любящий музыку и играющий на фортепиано и скрипке. Поэтому и профессиональное обучение мальчика не было для семьи чем-то неожиданным.
Поль Мориа успешно учился, однако выбрал стезю легкой музыки. Что тоже немаловажно, особенно в плане придания и сохранения некоего знака качества. А профессионализм позволил молодому композитору и дирижеру прекрасно аранжировать мелодии для своего оркестра. Более того, привносить и неожиданную «нотку» (например, старинный клавесин в оркестре), что делает стиль аранжировки неповторимым.
Успех к Мориа пришел очень рано и уже никуда не уходил. Сначала песня «Chariot» (в английском варианте — «I Will Follow Him»), написанная «собственноручно» (вошла затем в американский фильм «Действуй, сестра!»). Потом — аранжировки двух песен Поппа, которые стали пресловутыми «хитами» во всем мире, а в СССР одна из них стала заставкой передачи. А затем — еще одна.
Было и соавторство в сочинении киномузыки к фильмам «Жандарм из Сен-Тропе» и «Жандарм в Нью-Йорке» с Луи де Фюнесом, например, и некоторым другим.
Работал Поль Мориа и с Шарлем Азнавуром — писал, аранжировал, записывал с оркестром.
Затем Мориа стал музыкальным директором Мирей Матье, написал для нее и записал с ней ряд песен. Одну из этих песен, как пишут, он написал в СССР, на борту крейсера «Аврора» в Ленинграде.
Но Поль Мориа не просто гастролировал в СССР (он и в Японии гастролировал немыслимое количество раз, став там сенсацией). Именно с СССР его связывали самые дружеские отношения. Его песни звучали не только как заставки телевизионных передач, они проникали в мультфильмы, выпускались на пластинках. Но и более того: Поль Мориа записывает со своим оркестром свои «русские пластинки».
С Сергеем Никитиным — версию песни «Под музыку Вивальди».
А еще — отдельная пластинка с более чем десятью русскими мелодиями «Russie de toujours» («Вечная Россия»). Эта пластинка была переиздана во многих странах.
Известный композитор Поль Мориа умер 3 ноября 2006 года в маленьком французском городе Перпиньяне, том самом, который почти на границе с Испанией. Песни его продолжают звучать, его оркестр существует (правда, там есть отдельные проблемы, связанные именно с сохранением музыкальной стилистики его создателя).
Поп-культура может быть страшной разрушительной силой. А может быть радостью. И даже в некотором роде — и дипломатией, если правильно к ней подойти…
Что еще почитать по теме?
Ариэль Рамирес. Как аргентинская религиозная музыка стала заставкой популярной советской передачи?
Киномузыка: какая она? Мишель Легран и его «Шербурские зонтики»
Киномузыка: какая она? Генри Манчини
Источник: https://ShkolaZhizni.ru/biographies/articles/92174/
Поль Мориа — биография великого маэстро
Поль Мориа — известный композитор родился в городе Марсель, 4 марта 1925 года. Творчество этого композитора можно назвать единственное в своем роде. Оно объединяет всемирную историю музыкального наследия двадцатого века, в своей необычайно плодотворной деятельности.
Имея высшее образование, взращенный европейской контркультурой, он решительно смешал кусочки культурных, музыкальных и технологических миров. Искры его искусства зажигают и объединяют интеллектуальные умы разных народов.
Играют всеми красками не навязчивого, оригинального и свободомыслящего течения человеческой мысли, превращая нотный ряд в солнечную песню души.
Прекрасная музыка Поля Мориа
Музыка, прошедшая через Поля Мориа становиться прекрасной и даже иногда слишком сладостной.
Эстетический фон этого композитора можно сравнить с прекрасным ранним утром! Когда птицы и солнечный свет влетают в комнату, заполняя сознание ясностью и утренней прохладой, при этом эстетика лишена популярных и лирических стандартов. Поль отдает всю свою эмоциональную, животворящую энергию для создания совершенно новой формы общения языком искусства.
С постоянным раскрытием и усовершенствованием этого сильного и яркого языка. Каждый мог почувствовать доступность, легкость, профессиональное богатство эмоциональных красок, очарование которых открыто для всех.
Китайский обозреватель назвал его «Посланцем музыки настроения» и «Богом послевоенной музыки Франции».
Однако описать Поля Мориа невозможно, так же как описать запах цветка, ведь любое описание будет ограниченным и не достоверным! Его творчество можно только лишь переживать, пропуская через себя и наслаждаться особым запахом его творений, но не описывать!
Начало творческого пути
Мориа вырастила Марсельская музыкальная семья, традиции которой срослись с классической музыкой.
Поступив в консерваторию в десятилетнем возрасте, Поль проучился там до самого отроческого возраста и в 14 лет получил звание «первого» в образовании.
Не смотря на джазовое увлечение, своим призванием считал симфоническую музыку и поэтому уже в 17 лет создал свой оркестр, который во время играл по всей территории страны, когда шла Вторая Мировая война.
Затем его наняла североамериканская компания «A & R» (Artists and Repertoire – Артисты и Репертуар), где он подыгрывал на разных шоу, а после его принял важнейший в мире музыкальный центр, который по праву находиться в Париже.
Компания «A & R» даже сегодня имея громкую репутацию в современном мире, продолжает находить таланты, которые признаны всем музыкальным сообществом. Среди этих самородков выделяются: Боб Дилан, Билли Холидей, Брюс Спрингстин и Арета Франклин и это далеко не весь список.
Одну из важных ролей в творческой жизни Поля Мориа, сыграл Шарль Азнавур, который нанял композитора, своим аранжировщиком.
Известные французские певцы пятидесятых, такие как Генри Сальвадор, Далида, Лени Эскудеро записывались и ездили на гастроли со своим директором Полем Мориа, который не забывал о сотрудничестве с Азнавуром.
Поль Мориа и его первые успехи в музыке
Альбом композитора под названием «Поль Мориа» вышел в 1957 на студии RGM. Это был всего одну композицию с четырьмя дорожками. Затем в промежутке 1959 и 1964 годов на студии Bel-Air был записан альбом «Поль Мориа и его оркестр».
Талантливый композитор позиционировал свои записи как международные и поэтому использовались такие псевдонимы как Ричард Одри, Эдуардо Руо, Вилли Твист и Нико Пападопулос, . За этот отрезок времени он вместе с вокальным сопровождением известной марки «Les Satelites» выпустил пару альбомов.
Это альбомы «Slow Rock» и «Twist», (1961), «A Malypense» (1962), и «Les Satelites Chantent Noel» (1964).
В музыкальном чемоданчике Мориа есть также сочиненные треки для французского кинематографа, созданные с компанией Bel-Air. Кроме фильмов с участием Шарля Азнавура, сопровождение делалось для фильмов: «Такси до Тобрука» (1961), «Гораций 62» (1962) и «Взорвите банк» (1964).
В 1958 году вместе с Андрэ Паскалем, Мориа получает награду за написанный ими, первый хит. На фестивале «Золотой петух Французского шансона» песня «Rendez-vous au lavandou» сорвала кучу оваций и эта же песня спустя время была записана и исполнена Генри Сальвадором.
С большой скоростью на вершине популярности оказался хит «La Longue Marche». При поддержке своих друзей дирижера Раймонда Лефевре, автором текста Жака Плантома и со-композитора Франка Пурселя, под псевдоним «Del Roma», Поль «изобретает» свой первый известный во всем мире хит.
Для Америки песня ушла под названием «I Will Follow Him», заняв вершину хит-парада на целых три недели во всех категориях. Песня сквозь время долетела до 90-х, став основным саундтреком к фильму «Действуй, Сестра!» с чернокожей актрисой Вупи Голдберг. Другие артисты также не обошли вниманием культового композитора.
Среди известных певцов современности песня «Guilty Conscience» в исполнении Эминема, а также песня Мориа «Plaine, ma plaine» в обработке рэпера Snoop Dogg.
Гранд Оркестр Поля Мориа
В свои 40 лет Поль Мориа творчески определился заработав мировое признание и показав взамен оригинальный стиль. Под покровительством компании Philips был организован Гранд Оркестр Поля Мориа, подаривший миру за 28 лет несколько сотен записей.
Новый успех приходит к Полю в 1968 году, с композицией «L’amour est blue» включенной в альбом «Blooming hits». Альбом не просто порвал всех конкурентов, занимая первое место в течение 6 недель в североамериканских хит-парадах, но и даже сегодня продолжает поступать в руки поклонников, составив 6 милионный тираж.
Тем самым эта запись устанавливает для Поля рекорд, как самого успешного французского артиста. Американский музыкальный журнал Billboard также включил композитора в лучшую сотню, сразу позади группы Биттлс с их альбомом «Hey Jude».
Японская компания звукозаписи «Pony Canyon», подписала контракт с Полем Мориа в 1994 году, где он реализовал часть новых композиций и переиздал кое какие «громкие» хиты прошлого.
Создавая музыку, Поль Мориа нашел свой высокий музыкальный стиль, состоящий из струнных и синтезированных ритмов, которые общаются с публикой на насыщенном эмоциональным блеском, языке.
Гениальный композитор, непрерывно анализируя свое искусство, пытается довести его до совершенства записывая эксперименты, которые перешли следующим поколениям как богатое наследство. Длительное время по этим записям проверяли звуковое оборудование.
Сорок миллионов копий альбомов Мориа, с музыкой стран мира, были записаны в Англии, Японии, Бразилии, США и Франции, где последняя была лидером по количеству записей, предоставив композитору великолепную студию «Des Dames», которой руководил звукорежиссер Доминик Понсе.
Творческие годы
Очень плодотворным для Поля Мориа выдался период с 1967 по 1972 года, в котором его талант получил награды за написанные для Мирей Матье, песни. Он также внес свою лепту в 130 вариаций песен для своего давнего заказчика Шарля Азнавура.
Испанская премия догнала композитора на фестивале 1975 года в испанском городе Пальма да Майорка, написанная им для исполнения Джоном Габилоу, а также в семидесятые были написаны композиции для Катерины Валенте и Альционе.
В 1985 году, очередной хит для Миерей Матье «C’etait le premier rendez vous», снова порадовал публику.
Для Поля Мориа открыты любые студии, награды и международное признание. Композитор выпускает золотые диски во Франции, получает признание и получает «Midem» от «The World’s Music Community».
Его приглашают в Лондон, для работы в «International Federation of the Phonographic Industry», а в 1997 году ему Министерство культуры Франции дает звание «Командор словесности и искусств ». Среди своих одногодок, считается самым успешным музыкантом в смысле плодотворности своей работы.
В его коллекции насчитывается 1500 произведений и 1000 концертных выступлений, которые прослушали и вызвали восхищение у 3 миллионов поклонников.
В 1969 году, Япония приглашает Поля на гастроли, которые собирают неслыханное для этой страны количество зрителей. В конце 70-х, порядка 12000 человек на стадионе Будокан в Токио, хотят смотреть шоу с участием композитора, после его выступления в телевизионном проекте, «Sullivan Theater».
В Японии под его именем создается торговая марка, которая существует и по сей день, выпускающая саксофоны, трубы и аксессуары.
Японские рекламные ролики рекламируют разные марки вина и кофе под музыку француза, а в телевизионных передачах, сериалах и рекламных роликах разных стран, его музыка служит саундтреками.
Не смотря на Парижский консерватизм в культурной жизни, Поль делится сам и перенимает чужой опыт и стиль у местных оркестров находясь в международных гастролях. Он использует игру мексиканских трубачей и бразильских виолончелистов. А на своих «живых» выступлениях для особых номеров, использует бэк-вокал из женского бразильского трио «Esperan?a».
Сегодня оркестр работавший с Полем Мориа продолжает свою деятельность, в основном радуя поклонников Азии. Руководитель оркестра, трубач Жан-Жак Жустафре, сменил пианиста Жиля Гамбюса, работавшего с Полем долгих 25 лет. Пианист провел вместе с маэстро последний концерт в Осако в 1998 году.
Там композитор попрощался со сценой. Достижения Поля Мориа вдохновляют современных обозревателей и писателей на изучение и описание биографии великого культового мастера. Так Серж Элаик в 2002 году пишет официальную биографию французского композитора, которая получила название «Une vie en blue».
Великий маэстро уходит из жизни
Весь мир вздрогнул от скорби 3 ноября 2006 года, когда в возрасте 81 года, жизнь оставила скромного, дружелюбного и по житейски, мудрого композитора.
В собственном доме, который находится в Перпиньяне, на юге Франции, композитор закончил свою богатую и невероятно успешную карьеру.
Произведения французского музыканта, словно бриллианты, внесли в музыкальный мир блестящий, драгоценный и постоянно меняющийся свет! Он ослепил и покорил сердца миллионов поклонников. Искусство французского гения переводит в ноты, любимые всеми земные радости.
Ночная прохлада, костры и дрожание утренней росы на нежных лепестках роз, звучат в музыке оставленной Полем для будущих поколений. Поль Мориа навсегда останется среди своих слушателей. Он одаривает их своим интеллектуальным и мудрым творчеством, которое уверенно закрепилось в музыкальной истории.
Источник: http://www.do-diez-fm.com/paul-mauriat-biografiya/