Джакомо пуччини: биография, интересные факты, творчество

Джакомо Пуччини

Люди приходят и уходят, а музыка остается всегда. Используя всего 7 нот, итальянец Джакомо Пуччини увековечил свое имя и получил неофициальное звание последнего великого оперного композитора. Он является одним из трех самых исполняемых в мире авторов музыки наряду с Моцартом и Верди.

Детство и юность

Биография Джакомо Антонио Доменико Микеле Секондо Мариа Пуччини началась в небольшом итальянском городке тосканского региона Лукка 22 декабря 1858 года. Его отец Микеле, являющийся потомственным музыкантом, трагически скончался, когда мальчику было 5 лет. На мать маленького Джакомо, Альбину, легла забота о восьмерых детях.

Первым музыкальным преподавателем юноши стал его дядя Фортунато Маджи, который преподавал в лицее, а также работал органистом и руководителем капеллы. Пуччини-младший выступал с церковным хором и исполнял музыку на органе с 10 лет.

Композитор Джакомо Пуччини

Когда парню было 18 лет, он совместно с друзьями отправился в пеший путь от Лукки до Пизы ради того, чтобы послушать оперу Джузеппе Верди «Аида». Расстояние составляло 40 км в одну сторону. Именно те события окончательно убедили Джакомо в том, что он хочет связать свою жизнь с оперой и музыкальным театром.

Спустя 4 года, в 1880-м, начинающий композитор поступил в Миланскую консерваторию, в которой проучился до 1884-го. Все заботы о нем и его братьях и сестрах взял на себя родственник Николао Черу, который также оплачивал обучение юноши в музыкальном училище.

Музыка

В Милане Джакомо Пуччини написал свою первую оперу «Виллисы» в рамках конкурса на лучшую одноактную пьесу среди молодых композиторов.

И хотя парень не забрал главный приз, на него обратил внимание владелец издательского дома Джулио Рикорди, занимающийся публикацией партитур, который впоследствии издал почти все работы музыканта.

Несмотря на проигрыш, дебютную оперу Пуччини поставили в местном театре «Даль Верде» весной 1884 года.

Джакомо Пуччини за пианино

Вскоре после успеха первого произведения начинающего композитора к нему обратилось издательство Рикорди, заказав новую оперу. Этот период жизни Джакомо был омрачен рядом личных проблем — смертью его матери от рака, постоянной нехваткой денег, рождением ребенка и связью с замужней женщиной.

Обратите внимание

Драму «Эдгар», премьера которой состоялась в 1889 году, музыкальные критики и публика встретили достаточно сдержанно из-за больших ожиданий после талантливого дебюта и из-за нелепого сюжета. Оперу поставили на сцене всего 3 раза. С момента ее выхода и вплоть до 1905 года Пуччини вносил новые отрывки в «Эдгара» и выкидывал старые, чтобы довести произведение до совершенства.

Портрет Джакомо Пуччини на коне возле озера Массачуккол

Третья опера композитора получила название «Манон Леско», сочиненная на основе одноименного романа французского писателя Антуана Франсуа Прево.

Работу над своим новым творением Джакомо начал в конце 1889 года, а окончательная версия была представлена только 1 февраля 1893-го. Но 4-летние труды того стоили: публике так понравился спектакль, что актерам пришлось выходить на сцену для поклона около 13 раз.

Пуччини же после такого грандиозного успеха стали называть единственным наследником легендарного Верди.

Интересным фактом является то, что премьера четвертой оперы состоялась, как и у предыдущей, 1 февраля в Турине, только тремя годами позднее. Она получила название «Богема». С написанием этого произведения была связана непростая ситуация: одновременно с Джакомо музыку к «Сценам из жизни богемы» писал другой выдающийся композитор и по совместительству друг Пуччини Леонкавалло.

Джузеппе Джакоза, Джакомо Пуччини и Луиджи Иллика

В прессе разразился скандал, между простыми обывателями вспыхивали споры на тему того, чья же опера произведет большее впечатление на публику и критиков. В итоге зрители оценили творчество Джакомо положительно, но более спокойно, чем прежнее.

В конце 19 века европейцы восхищались драмой «Тоска», написанной итальянским поэтом Джузеппе Джакозой и одноименной пьесой с блистательной актрисой Сарой Бернар в главной роли.

Пуччини не стал исключением — его настолько заинтересовал увлекательный сюжет истории, что он назначил личную встречу автору постановки Викторьену Сарду, чтобы получить эксклюзивное право на создание музыки для пьесы.

Пласидо Доминго исполняет арию Каварадосси из оперы Джакомо Пуччини «Тоска»

Работа длилась в течение 2 лет, после чего состоялся дебют оперы «Тоска» в театре Костанци 14 января 1900 года. Арию Каварадосси, звучащую в третьем действии, до сих пор добавляют в саундтрек к художественным фильмам.

Одним из серьезных провалов в творческой биографии музыканта стала премьера пьесы «Мадам Баттерфляй», которая состоялась 17 февраля 1904 года в центральном театре Италии «Ла Скала». Причиной неудачи стали отнюдь не композиции, которые были достойными, а действия конкурентов и слишком длинный 90-минутный второй акт, который быстро утомил искушенных миланских зрителей.

Джакомо Пуччини за рулем автомобиля

Джакомо убрал оперу из расписания и взялся за исправление ошибок. Благодаря этому решению она трансформировалась в трехактную и обрела второе дыхание на премьере в городе Брешиа 28 мая. Именно эту свою работу автор считал самой удачной.

В этот период и далее в личной жизни Пуччини произошли несколько неприятных ситуаций, что сказалось и на творчестве.

В 1903 году музыкант попал в автомобильную аварию, его домработница Дориа Манфреди покончила жизнь самоубийством из-за ревности и нападок жены Джакомо, после чего суд потребовал выплатить неустойку родным покойной, а в 1912 году скончался его друг и издатель Джулио Рикорди, который сильно повлиял на известность композитора.

Джакомо Пуччини

Несмотря на трагические события, Пуччини завершил очередную оперу в 1910 году под названием «Девушка с Запада».

Выполненная в жанре оперетта, который в те года активно эксплуатировали другие популярные композиторы Имре Кальман и Франц Легар, она стала очередным опусом в карьере Джакомо.

Важно

В 1917 году решивший больше не браться за новый жанр мужчина переделал оперетту «Ласточка» в привычную ему оперу.

Следующий год ознаменовался премьерой «Триптиха» — трех одноактных пьес, вдохновленных Данте и отвечающих за разные состояния — ужаса, трагедии и фарса. Первая часть «Плащ» была вдохновлена адом, вторая «Сестра Анжелика» — чистилищем, третья «Джанни Скикки» — раем.

Памятник Джакомо Пуччини

Новая волна вдохновения настигла Пуччини в 1920 году, когда он ознакомился с пьесой Карло Гроцци, озаглавленной «Турандот».

Композитор осознал, что ничего подобного еще не было в его творчестве, поэтому крайне увлекся идеей создать музыкальное сопровождение для нее.

Но работа омрачалась вспышками смен настроения — Джакомо то приступал к ней с энтузиазмом, то забрасывал на неопределенное время из-за хандры и бессилия. В итоге последний акт так и остался недописанным из-за внезапной кончины автора.

Личная жизнь

В начале 1886 года композитор вступил в связь с женой торговца из города Лукка Эльвирой Бонтури и уже в декабре у них родился сын, которого прозвали Антонио. Помимо новорожденного мальчика, у женщины уже было двое детей. Она ушла от законного супруга в дом к сестре Джакомо, забрав с собой только дочь Фоску.

Джакомо Пуччини и его жена Эльвира Бонтури

Из-за внебрачной связи известного человека в небольшом городке разразился настоящий скандал, жители и родные музыканта ополчились против него. Однако смерть мужа Бонтури позволила паре вступить в официальный брак в начале 1904 года.

По воспоминанию современников, супруги сильно отличались характерами — женщина хотя и была привлекательной, но обладала скептичностью, строгостью, вспыльчивостью и страдала от частых вспышек депрессии. Мужчина же, внешне элегантный, широкоплечий и высокий красавец с обволакивающим голосом, славился оптимистичным и мягким нравом.

Смерть

Причиной смерти легендарного композитора стала внезапно возникшая в 1923-м опухоль горла и последовавший после неудачной операции инфаркт миокарда.

Осенью следующего года сопровождаемый сыном Пуччини прибыл в бельгийский город Брюссель для получения эксклюзивной противораковой терапии.

Однако трехчасовая операция не помогла и только ухудшила положение — 29 ноября музыкант потерял сознание и, не приходя в себя, скончался. Ему было 65 лет.

Похороны Джакомо Пуччини

Незадолго до своей кончины Джакомо написал в одном из писем, что «жанр «опера» подошел к своему финалу, так как слушатели больше не чувствуют музыку и не возражают против композиций, которые не имеют ничего общего с мелодичностью и гармоничностью».

Музыкальные произведения

  • 1884 — «Виллисы»
  • 1889 — «Эдгар»
  • 1893 — «Манон Леско»
  • 1896 — «Богема»
  • 1900 — «Тоска»
  • 1904 — «Мадам Баттерфляй»
  • 1910 — «Девушка с Запада»
  • 1917 — «Ласточка»
  • 1918 — «Триптих»
  • 1926 — «Турандот»

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/30214-dzhakomo-puchchini.html

Пуччини Джакомо: биография, карьера, личная жизнь

Джакомо Пуччини появился на свет 22 декабря 1858 года в городе Лукка на севере итальянской провинции Тоскана. Он происходил из семьи потомственных интеллигентов, его дед и отец были музыкантами. И даже прадед Джакомо, живший в середине XVIII века, дирижировал кафедральным хором и был церковным композитором.

Отец Джакомо, Микеле Пуччини, поставил две оперы и основал в Лукке музыкальную школу. Когда этот одаренный музыкант ушел из жизни, его вдова Альбина осталась без средств к существованию вместе с шестью малолетними детьми.

Семенная традиция предполагала, что старший мальчик в семье (а им как раз был Джакомо) должен получить солидное композиторское образование. Бедная вдова, не имевшая серьезного источника дохода, не могла себе позволить выучить сына. Однако Альбина обладала житейской хваткой и предприняла всё, чтобы выполнить волю Микеле.

Юный Пуччини исполнял партию контральто в хоре при церкви и с возраста десяти лет подрабатывал, играя на церковном органе.

Мастерство маленького органиста радовало прихожан. Вскоре Джакомо стали приглашать для выступлений в другие церкви. Впоследствии судьба свела Пуччини с умным педагогом – органистом Карло Анджелони. Свои первые произведения Джакомо сочинил в стенах Луккского музыкального института. Это были хоры религиозного содержания.

В возрасте 22-х лет Пуччини уехал из Лукки. Мать добилась, чтобы он получил королевскую стипендию для поступления в консерваторию Милана. Помогли и луккские родственники. Пуччини легко сдал вступительные экзамены. В Миланской консерватории он обучался с 1880 по 1883 год.

Студенческая жизнь была сопряжена с немалыми материальными трудностями. Впоследствии Пуччини вспоминал нищенские дни, относящиеся к жизни в Милане.

Значительным событием в жизни композитора стала встреча с его будущей супругой. Его избранницей стала темпераментная и энергичная Эльвира Бонтури.

Она всеми силами старалась создать идеальные условия для творчества мужа. Ради великого композитора она даже оставила свою прежнюю семью – мужа, миланского буржуа, и двоих детей.

Оформить брак с Пуччини Эльвира смогла лишь после смерти законного супруга.

В год окончания консерватории Пуччини получил возможность работать над созданием своей первой оперы. Через год опера «Виллисы» была поставлена на сцене одного из миланских театров. Дебют оказался успешным. Автора вызывали на поклон 18 раз.

Совет

В поисках тем для очередных произведений Пуччини обратился к французской литературе. Воображение композитора захватил роман Прево «Манон Леско». Он-то и послужил основой для нового, уже вполне зрелого сочинения.

Годы лишений остались позади. Материальное положение Джакомо становилось более устойчивым. Композитора не удовлетворяла шумная жизнь Милана. Он поселился вдали от городской суеты, в тихом местечке Торре дель Лаго. Здесь он находил себе пристанище в течение трех последующих десятилетий.

Годы работы над оперой «Манон» стали для Пуччини счастливыми. Именно в этот период он увлекся Эльвирой. Тогда же у них родился сын Антонио. Работу над оперой Джакомо окончил осенью 1892 года. После этого о Пуччини заговорили как о зрелом драматурге.

После очередного успеха автор оперы «Манон» становится знаменитым по всей Италии.

Его последующие творческие работы были новаторскими. Пуччини произвел коренной переворот в итальянской опере, перейдя от неистовой патетики к скромному изображению повседневности.

Вершиной творчества итальянского композитора многие считают оперу «Тоска». Ее премьера состоялась в Риме в январе 1900 года. Восторженная публика никак не хотела отпускать автора со сцены. Столь же бурный успех ожидал автора в Лондоне.

Последний этап в творчестве Пуччини длился с 1919 по 1924 год. Он совпал со временем перемен, происходивших в послевоенной Италии. В эти годы Пуччини создал непревзойденные оперы «Джанни» и «Турандот». Это был последний взлет музыкального гения.

Над оперой «Турандот» Пуччини работал уже во время тяжелой болезни. Но организм не мог справиться с недугом. 29 ноября 1924 года сердце композитора остановилось.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-959265-puchchini-dzhakomo-biografiya-karera-lichnaya-zhizn-

Дж. Пуччини. Биография и творчество (1858-1924)

Источник: https://zdamsam.ru/a70947.html

Джакомо Пуччини

Джакомо Пуччини (1858–1924) – едва ли не самый популярный оперный композитор рубежа XIX – ХХ веков, последний великий мастер итальянского оперного bel canto.

Его имя неизменно оказывается в числе наиболее часто ис­полняемых авторов, а оперы давно вошли в фонд мировой оперной классики. С ними тесно связана артистическая судьба многих прославленных певцов (Э. Карузо, Б. Джильи, Т. Руффы, М.

Калласс, Л. Паваротти и многих других исполнителей).

Интенсивная творческая деятельность Пуччини продолжалась 40 лет – от наивно-подражательных «Виллисов» (1884) до оставшейся незавершенной «Турандот» (1924).

Наиболее важна ее середина – рубеж веков, когда за десять лет (1895-1905) родились самые репертуарные оперы композитора: «Богема», «Тоска», «Мадам Баттерфлай» (в России ее чаще называют «Чио-Чио-сан»).

Важно

Либретто всех трех названных опер, как и предшествовавшей им «Манон Леско», написали литераторы Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза.

Творческий облик молодого Пуччини формировался в эпоху, когда в итальянском музыкальном театре утверждался веризм. Отдельные тенденции, характерные для этого направления, получили развитие в ряде опер композитора. Простая жизненная мелодрама всегда была для него более близкой, чем возвышенная героика или история.

Тяготевший к печально хрупким женским образам, Пуччини не боялся мелодраматических ситуаций. В центре многих его опер – образ страдающей молодой женщины, крушение ее надежд на счастье и трагическая смерть (архетип, связанный с вердиевской «Травиатой»).

Однако в трактовке подобных сюжетов Пуччини неизменно проявляет огромное чувство меры и такта. По сравнению с классическими образцами веризма («Сельская честь», «Паяцы») они воплощены более тонкими и разнообразными средствами.

Строго говоря, только одно из поздних сочинений Пуччини – «Плащ» из цикла «Триптих» [1] (1916) – пол­ностью соответствует канону веристской драмы, как с сюжетной, так и с музыкальной стороны. События этой оперы происходит на барже, курсирующей по Сене.

В ходе развития сюжета суровый муж убивает любовника своей молодой легкомысленной жены (явное сходство с «Паяцами»).

В большинстве других опер композитора либо романтическая история рассказывается веристским языком («Тоска»), либо сюжет, взятый из неромантической литературы, трактуется романтически («Манон Леско», «Турандот»), либо романтическая окраска придается современному, одна­ко не веристскому материалу («Мадам Баттерфляй», «Девушка с Запада»).

При заметной стилистической эволюции, пережитой композитором за сорок лет, основные черты его авторского почерка оставались незыблемыми:

  • прирожденное чувство театра, тяготение к действенной, сжатой, увлекательной драматургии, способной волновать, трогать сердца;
  • мелодическое богатство (не случайно Верди назвал Пуччини «хранителем печати итальянской мелодии»);
  • особый «смешанный» стиль вокальной мелодики, сочетающий распевную оперную кантилену с драматической или бытовой декламацией, а также элементами современной песенности.
  • отказ от развернутых многочастных арий и других крупных оперных форм в пользу сквозных, непринужденно развивающихся сцен;
  • при самом пристальном внимании к оркестровой партии – неизменная гегемония поющих актеров.

Прямой наслед­ник традиций позднего Верди, Пуччини последовательно осваивал и творчески претворял разнообразные достижения европейской музыки.

Это и симфонизированные формы Вагнера с их лейтмотивным развитием, и свежие ладогармонические откры­тия Дебюсси, и остроэкспрессивные средства гармонии и оркестровки, применявшиеся молодым Стравинским.

Оставаясь ярко национальным художником, он неоднократно вносил в свою оперную музыку и элементы иных национальных культур – японской, китайской, американской, а также мотивы французского и венского музыкального быта.

Источник: http://musike.ru/index.php?id=113

Джакомо Пуччини Биография Пуччини

Джакомо Пуччини (22.12.1858 —29.11.1924) — итальянский композитор. Сын композитора.С раннего детства учился игре на органеи фортепьяно.14 лет поступил в музыкальную школу, где занимался у К. Анджелони; одновременно служил церковным органистом. В 1875 году Пуччини пешком добрался с товарищамидо Пизы, где ставили «Аиду» Джузеппе Верди.

Под впечатлением этого спектакля Пуччини принял решение стать оперным композитором. В 1880 году он поступилв Миланскую консерваторию, где его педагогами были А. Баццини и Амилькаре Понкьелли. Среди друзей Пуччини —Пьетро Масканьи, будущий автор «Сельской чести».

В 1883–1884 годах Пуччини написал первую оперу «Виллисы» по старогерманской легенде, которая послужила ранее сюжетом балета французского композитора Шарля Адана «Жизель»; благодаря покровительству Арриго Бойто опера Пуччини была поставлена в Милане в 1884 годуи имела успех.

Клавир оперы напечатал итальянский музыкальный издатель Рикорди, предложивший Пуччини написать новую оперу. Вторая опера Пуччини «Эдгар» (пост. 1889, по драме Альфреда де Мюссе «Чаша и уста») имела меньший успех.

Заметный шаг к достижению собственного стиля Пуччини сделал в следующей опере «Манон Леско» (пост. 1893, Турин) по роману Л. Прево,с которой началась известность композитора. После постановки оперы «Богема» (1896, там же) по роману А.

Мюрже Пуччини приобретает всемирную славу, которая еще больше возросла с появлением опер «Тоска» (пост. 1900, Рим) и «Мадам Баттерфляй» (1904; там же). Эти три оперы пользуются до настоящего времени популярностью во всем мире.

Пуччини занял свое место в итальянской музыке как продолжатель Верди и крупнейший оперный композитор Италии последовавшего периода.

Совет

В историю мировой музыки Пуччини вошел как яркий представитель веризма — художественного направления, сложившегося в последние десятилетия 19 векав итальянской литературе.

Для «музыкального веризма» характерны отображение душевного мира простых, ничем не примечательных людей в сочетаниис любовьюк напряженным, драматическим ситуациям, быстрому, динамичному развертыванию сюжета, повышенному эмоциональному тонусу. Сюжеты брались не толькоиз итальянской жизни, проявлялся интерес к экзотике дальних стран.

Веристы вслед за Верди (периода «Отелло» и «Фальстафа») приняли свободно развертывающееся непрерывное развитие оперного действия, без деления на четко разграниченные номера.

Пуччини проявял большой интерес к музыке своих современников, хорошо знал выдающиеся произведения новых авторов, возбудившие внимание к себев первой четверти 20 века.

Например, опера Клода Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда» оказала на Пуччини сильное воздействие, заметное в гармоническихи оркестровых приемах его опер, начиная с «Девушки с Запада» (пост. 1910, Нью-Йорк).В «Турандот» заметны даже и более новые тенденции, появившиеся, быть может, под впечатлением музыки Стравинского.

Если сочетание веризма с некоторыми приемами Вагнера и Дебюсси создавало, например в «Девушке с Запада», достаточно гармоничное целое, то в поздних операх Пуччини нельзя не заметить некоторой стилистической пестроты.

«Есть три основных закона у театра: заинтересовать, поразить и растрогать,— говорил Пуччини.— Я старался, как умел, нравиться широким массам». При этомон подчеркивал свою приверженность к сюжетамне героическим или взятым из прославленных произведений мировой классики, а к простым историям о «маленьких людях».

Манон Леско, бедная цветочница Мими, трогательная Чио-Чио-Сан открыли в творчестве Пуччини галерею характерных женских образов. Его героини — простые и скромные женщины, способные любить искренне и горячо, идущие на гибель ради тех, кого они любят. В опере «Тоска» Пуччини поднимает эту линию своего оперного творчества до уровня социального обобщения.

Страстная эмоциональность стиля Пуччини иногда переходит в излишнюю нервную взвинченность, натурализм; Пуччини не чуждаетсяи мелодраматических премов. И все-таки композитор был во всем предельно искренен, сам бывал глубоко увлечен ситуацией, переживая ее вместес героями.Он плакал, закончив сцену смерти Мими в «Богеме».

Обратите внимание

В операх Пуччини удачны и эпизоды комического характера (например, сцена в кафена бульвареи др. в «Богеме»). Целиком к жанру комедии относится «Джанни Скикки» (пост.

1918, Нью-Йорк), сюжетом для которой послужила одна из новелл «Декамерона» Боккаччо.

Много сатирически-гротескового и в «китайской» опере «Турандот», в основу которой положена старинная легенда, переработанная Карло Гоцци в одноименную комедию (опера закончена Ф. Альфано; пост. 1926, Милан).

Произведения Пуччини оказали значительное влияние на последующее развитие оперной музыки, особенно в Италии. Близость к стилю Пуччини ощущается и в итальянской симфонической музыке, например в поэмахОтторино Респиги «Фонтаны Рима» и «Пинии Рима». Мимо творчества Пуччини не прошлии композиторы других стран, например Джордж Гершвин («Порги и Бесс»), Дж. К. Меноттии др.

Ю. Г. Крейн.

Источник: https://www.composers.ru/kompozitory/dzhakomo-puchchini-biografiya-puchchini.html

Итальянская классика – Пуччини Джакомо

Великий итальянский композитор Пуччини считался образцом классики своего времени

Джакомо Пуччини (Giacomo Antonio Domenico Michele Secondo Maria Puccini) – это крупнейший в мире оперный композитор, второй после Джузеппе Верди. В своем роде он – ярчайший представитель веризма.

Содержание статьи

  • Рождение великого Джакомо
  • Стилистика творчества

Рождение великого Джакомо

Родился  22 декабря 1858 в городе Лукка, в довольно музыкальной семье. Его отец рано умер, и мальчика отправили на обучение к его дяде, Фортунато Маджи. Тот считал его не просто посредственным, а даже плохим, недисциплинированным учеником.

Учил он его довольно своеобразно. За каждую фальшивую ноту мальчик получал пинок по голени. Зато довольно скоро он стал церковным органистом. Когда же он услышал Aida Джузеппе Верди, то решил стать оперным композитором. Тот момент он описывал в своих воспоминаниях, словно рука Господня его коснулась, «Мизинец Господа» коснулся его, и велел писать для театра, и только для театра.

Так он попал в Миланскую консерваторию. Вскоре он участвовал в соревновании по созданию одноактных опер. Первое место он не занял, зато написал оперу «Виллисы», которая привлекла внимание его будущего клиента.

Зато третья его опера, «Манон Леско», имела огромный успех. Она была закончена в 1893-м году. В ней определенно проявилось внимание Рихарда Вагнера. А уже следущая его опера – «Богема» – принесла Пуччини мировую славу.

Дальше все пошло по накатанной дорожке. Он писал оперу за оперой, не все из них имели выдающийся успех, но рано или поздно он должен был стать выдающимся итальянским композитором, что и произошло.

Стилистика творчества

Пуччини был невероятно одарен с точки зрения мелодики. Он был убежден, что музыка и действие в опере неразрывно связано, что наложило отпечаток на все его творчество. Так появились «Пуччинивские октавы», у композитора проявились свойственные лишь ему одному приемы и ходы. Также слышно влияние импрессионистов.

Некоторые критики называли его довольно старомодным мелодистом, противопоставляя ему других известных композиторов, вроде Пиццетти. Сомневался и сам автор. Например, ему доставили немало сомнений репетиции его оперы «Богема».

Рикорди же, его издатель и заказчик, поддерживал композитора морально во время репетиций. В целом же сам Пуччини был настроен довольно критично по отношению к своему творчеству.

Незадолго до собственной смерти, произошедшей 29 ноября 1924 в Брюсселе, он написал, что «опера закончилась как жанр».

(1

Источник: https://ProPianino.ru/italyanskaya-klassika-puchchini-dzhakomo

Пуччини, Джакомо

(1858-1924) итальянский композитор

Джакомо Пуччини стал последним из великих композиторов-музыкантов XIX века. Родился он в городе Лукке, где его отец служил церковным органистом.

Вначале юный Джакомо хотел пойти по стопам отца и поступил в Миланекую консерваторию по классу органа, но позже серьезно увлекся композицией и посвятил жизнь оперному жанру.

Его педагогом стал итальянский композитор А. Понкиелли, автор известной оперы «Джоконда».

Важно

После окончания Миланской консерватории Пуччини принял участие в конкурсе на сочинение одноактной оперы.

Сочиненная им опера «Виллисы» не была удостоена приза, но привела в восторг Джулио Рикорди, итальянского издателя, который финансировал конкурс.

Рикорди заключил контракт с никому не известным юношей на сочинение большой оперы из 5 актов. Эта опера — «Эдгар» — была хорошо встречена публикой и критикой.

После этого сотрудничество Рикорди и композитора стало постоянным. Оно продолжалось до самой смерти композитора в 1924 году. Следующая опера — «Манон Леско» на сюжет знаменитого любовного романа А. Прево — с триумфом прошла по сценам не только Италии, но и Франции.

Затем Джакомо Пуччини написал ряд замечательных опер, ставших классическими. Это прежде всего «Богема» (1896), в которой рассказывается о жизни парижских художников, и «Тоска» (1900), повествующая о событиях итальянской революции.

Написать оперу о смелой певице Флории Тоске Пуччини вдохновила знаменитая актриса Сара Бернар, игравшая эту роль в театре. Работа над «Тоской» продолжалась чуть более года, и уже первое представление 14 января 1900 года превратилось в триумф композитора.

С тех пор опера не сходит со сцен во всем мире.

За ней последовали «Чио-Чио-Сан» (1904) о любви японской девушки и американского офицера, а также «Девушка с Запада» (1910) на сюжет из американской жизни.

Последнее произведение Джакомо Пуччини — опера «Турандот» — написано на сюжет широко известной сказки Карло Гоцци. Правда, в качестве основы композитор избрал не оригинальный текст Гоцци, а его немецкий перевод, сделанный известным поэтом Фридрихом Шиллером.

Совет

Работая над этой оперой, безнадежно больной Джакомо Пуччини чувствовал, что пишет свое последнее произведение. Он спешил, но работа растянулась надолго. Последнюю сцену оперы композитор так и не успел дописать.

Она была завершена по сохранившимся эскизам его учеником, композитором Ф. Альфано.

Премьера оперы состоялась в Милане 26 апреля 1926 года, дирижировал Артуро Тосканини. Когда отзвучали последние аккорды, написанные Пуччини. Тосканини опустил палочку и сказал: «Здесь смерть вырвала перо из руки маэстро». Полностью опера прозвучала лишь на следующий день.

В истории музыки Джакомо Пуччини остался как оперный композитор, хотя писал и симфоническую музыку. В его творчестве поражает разнообразие использованных сюжетов. Он обращался и к современным мотивам, и к сказкам, и к классическим произведениям.

Вместе с тем для всех опер Джакомо Пуччини характерно «всевластие музыки», партия оркестра всегда блестяще разработана, красочна и богата. Поэтому в его операх почти нет обычных арий.

Напевные монологи героев настолько тесно связаны с драматическим действием, что почти неотделимы от окружающего их мелодического полотна.

Этот прием Пуччини заимствовал у другого крупнейшего итальянского композитора — Джузеппе Верди.

Джакомо Пуччини всегда выбирал такие сюжеты, где бушуют страсти, герои разрываются между чувством и долгом. Поэтому все его оперы отличаются напряженным драматическим действием, что создает дополнительные трудности для певцов.

Музыка Джакомо Пуччини насыщена переживаниями. Исполнители поэтому должны не только виртуозно владеть голосом, но и обладать большим актерским талантом. Возможно, поэтому в его операх так любят выступать выдающиеся певцы. Исполнение партии Тоски, Калафа или Турандот является признанием высочайшего класса артиста.

Источник: http://biografiivsem.ru/puchchini-dzhakomo

Джакомо Пуччини — музыкант республики Лукка

Древние считали, что в каждой местности есть свое божество, которое лучше всего ей подходит. Они так и прозвали его — «гений места». Иногда их несколько, и тогда им становится тесно. Такова Флоренция, таков Рим, где великих было столько, что трудно отобрать «самого»…

Лукке повезло. Ее «гений места» — это тот самый человек, который вальяжно сидит, воплощенный в бронзе, на маленькой уютной площади, рядом с собственным домом, небрежно, почти театрально, положив ногу на ногу. Да и как еще может сидеть тот, чья жизнь прошла именно в театре. Его выхода на сцену ждала вся Италия…

Имя этого человека — Джакомо Пуччини… Прадед, дед и отец его — все были музыкантами, по наследству передавая друг другу официальное звание «музыкант республики Лукка». С десяти лет Джакомо, родившийся в 1858 г.

, уже зарабатывал деньги игрой на органе в церкви бенедиктинцев.

Обратите внимание

Тридцатитрехлетняя вдова Альбина Пуччини-Маджа, оставшаяся одна с шестью детьми, делала все возможное, чтобы выполнить волю умершего мужа: Джакомо должен стать музыкантом. И он стал им.

В восемнадцать лет, впервые услышав «Аиду» (для чего юноша пешком пошел в Пизу), он поклялся, что будет писать оперы. А в двадцать два Пуччини покидает маленькую Лукку, чтобы поступить в Миланскую консерваторию.

Жизнь в Милане без средств была нелегка, но она ввела его в музыкальный мир… В 25 лет закончивший консерваторию Пуччини дебютировал на сцене Театра Даль Верме с оперой «Виллисы». Сегодня она забыта, но тогда, в первый вечер, его вызывали восемнадцать раз.

В маленькую Лукку, к матери Альбине Маджа, полетела телеграмма — «Успех!»

До «Ла Скала» мать уже не дожила, да и первая опера там прошла без успеха. Однако маэстро не сдается: внимание его привлекает драматичный сюжет аббата Прево — «История кавалера де Грие и Манон Леско».

Чтобы плодотворно работать, он возвращается в Лукку, а потом покупает домик в тихом Торе- дель-Лаго, на берегу прекрасного озера Массачукколи, в предгорьях Аппуанских Альп.

Романтический пейзаж дополняет романтическая любовь, ради которой яркая и темпераментная Эльвира Бонтури покидает своего мужа Джаминьяни, кстати сказать, друга Джакомо. Оставив сына мужу, вместе с дочкой она переезжает к Пуччини вначале в Милан, а затем в Торе-дель- Лаго.

Из сочетания любви, тишины и гениальности и родилась первая всемирно известная опера — «Манон Леско» (1892). Итак, он — знаменитейший маэстро Италии. Его приглашают консерватории Милана и Венеции. Но перевешивает маленькая Лукка и Торе-дель-Лаго. Здесь тишина, здесь можно творить.

Ведь его уже захватил новый сюжет французского писателя Анри Мюрже, описавшего жизнь парижской богемы — молодых художников из Латинского квартала… Опера «Богема» была поставлена на сцене Туринского королевского театра в 1896 г. (Кстати, всего через год ее уже слушала театральная Москва.)

Важно

А в Лукке и Торре уже рождался следующий шедевр. 14 января 1900 г. в Риме состоялась премьера знаменитой «Тоски», где автору пришлось выйти на публику 22 раза.

Такого успеха не знали ни Верди, ни Доницетти, ни Россини… Лондон, Буэнос- Айрес, Париж, Будапешт, Вена, Нью-Йорк… А всего через четыре года мир уже плакал над драмой маленькой японки — «Мадам Баттерфляй», и лучшие сопрано мира мечтали спеть ее партию… Затем наступил спад. Немудрено: родить столько шедевров… Уныние, бессилие, кризис. Поиски нового…

В 1904 г., после смерти Джаминьяни (не будем забывать, что Италия католическая страна), Джакомо и Эльвира смогли наконец пожениться. Впереди у них было еще двадцать лет… Они объехали весь мир…

Лебединой песней маэстро стала абсолютно другая мелодийная идеология. Пуччини снова создал шедевр. Это — «Турандот» по пьесе известного всей итальянской публике венецианца Карло Гоцци. Джакомо возбужден, на взлете, пишется легко и мощно… Но он уже тяжело болен. Идет соревнование: кто быстрее.

Смерть или музыка… Успеет ли маэстро закончить новую оперу… Затаив дыхание следит за ним весь музыкальный мир. Он работает лихорадочно: не зная диагноза, который от него скрывают, он знает, что дни его сочтены. Осталось дописать совсем немного. Только финал. Но… Его пробуют лечить в Бельгии только что изобретенным способом — облучением радием. Казалось… Оперу дописал Франко Альфано…

Через два года, 25 апреля 1926 г., на премьере в миланской «Ла Скала» великий дирижер нашего века — Артуро Тосканини в конце последнего акта, перед самым финалом, неожиданно для публики положил на пульт дирижерскую палочку со словами: «Здесь окончил писать маэстро Пуччини» — и вышел из зала… Повисла тишина. И вдруг все встали…

Это было сильнее, чем взрыв оваций… Такого успеха театр еще не слышал. А его действительно нельзя было услышать: тишина и стоящий партер театра… За партером встали ложи. За ними — балкон…

А маленькая Лукка послала по улицам «подписной лист». Каждый дал, что мог.

Поэтому и сидит сегодня около своего дома, где он родился, бронзовый Джакомо Пуччини. Как будто бы и не уезжал отсюда. Последний, но самый гениальный отпрыск из рода «музыкантов республики Лукка».

Добавить себе закладку на эту станицу:

Источник: http://tureks.ru/2011/06/dzhakomo-puchchini-muzykant-respubliki-lukka/

Джакомо пуччини (puccini)

Источник: http://schreider.ru/kompozitory/p/dzhakomo-puchchini-puccini.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector

Вступление.

Пуччини – классик итальянской оперы и оперного bel canto конца XIX-начала ХХ века, наиболее значимая фигура в итальянском веризме, достойный продолжатель традиций позднего Верди.

В своих лучших операх – «Богема», «Тоска», «Чио-Чио-сан» — он сумел преодолеть мелодраматические преувеличения, свойственные оперному веризму, и подняться до уровня подлинно человеческого психологически глубокого искусства.

Значение опер Пуччини.

Произведения Пуччини относятся к жанру лирико-психологической драмы, начало которой было заложено «Травиатой» Верди.

Обратите внимание

В отличие от остальных веристов Пуччини не удовлетворялся прямолинейным изображением страсти, ревности и жестокого убийства.

Его герои – нередко простые, маленькие люди, любящие и страдающие, но их переживаниям присуща тонкость, одухотворённость, поэтичность, в их взаимоотношениях всегда есть место нежности, состраданию, самопожертвованию.

В операх показаны сложные психологические переживания, многоплановые характеры. Историко-героическая тема («Тоска»), социальное неравенство («Чио-Чио-сан», «Тоска», «Манон Леско»). На его музыку оказали влияние и другие культуры – молодой Стравинский, Пуччини, русская музыка, Восток.

Биография.

Родился в Лукке, в семье потомственных музыкантов. С детства пел в церковном хоре и работал органистом. Учился в Музыкальном институте в Лукке и в Миланской консерватории. Первые две оперы были сразу написаны после консерватории – стилистически незрелые, с устаревшими легендарными сюжетами, они, однако, неоднократно ставились на сцене.

Зрелость композитора приходит на 1890-1900-е годы – «Манон Леско» (1892), «Богема» (1895), «Тоска» (1899), «Чио-Чио-сан». В «Богеме» Пуччини впервые сделал стилистический поворот от романтической патетики к воплощению повседневной жизни.

Следующие полтора десятилетия отмечены поисками новых сюжетов и жанров:

— «Девушка с Запада» (1910) – своеобразный вестерн из жизни американских золотоискателей;

— «Ласточка» (1916) – лирико-комическая опера;

— «Триптих» (1918) – три одноактные оперы, предназначенные для исполнения в один вечер и объединённые по принципу контраста: «Плащ» — кровавая современная драма любви и ревности, «Сестра Анджелика» — лирическая драма материнской любви, «Джанни Скикки» — сатирическая опера-буффа на средневековый сюжет;

— завершает путь Пуччини красочная монументальная «Турандот» на сюжет айзербаджанского писателя.

3 курс инструменталисты

ДЖАКОМО ПУЧЧИНИ (1858-1924)

Оперный композитор в полном смысле слова, Пуччини считается подлинным продолжателем традиций Верди в итальянском музыкальном театре.

Джакомо Пуччини родился 22 декабря 1858 года в городе Лукка провинции Тоскана на севере Италии. Пуччини — потомственный интеллигент, сын и внук музыкантов. По семейной традиции и по желанию отца именно он — старший мальчик в семье — должен был получить серьезное композиторское образование.

Юный Джакомо пел партию контральто в церковном хоре и с десятилетнего возраста зарабатывал игрой на органе в церкви ордена бенедиктинцев. В стенах луккского Музыкального института юноша познакомился с основами гармонии и инструментовки. Здесь же он сочинил свои первые произведения, главным образом хоры религиозного содержания.

В прославленной Миланской консерватории он обучался с 1880 по 1883 год под руководством таких крупных мастеров, как композитор Понкьелли и скрипач-теоретик Баццини.

Среди сотоварищей Джакомо по Миланской консерватории был сын ливорнского булочника Пьетро Масканьи, которому вскоре суждено было стать родоначальником веристской оперы.

Масканьи и Пуччини стали близкими друзьями и вместе делили тяготы студенческой жизни.

Важно

Жизнь юного Пуччини в Милане была сопряжена с постоянными материальными затруднениями. Десятилетие спустя, работая над «Богемой», Пуччини с улыбкой вспоминал озорные и нищенские дни своей студенческой юности.

1883 год был рубежным в жизни Пуччини. В этот год он успешно закончил Миланскую консерваторию и впервые выступил в качестве автора оперы «Виллисы». Этот оперный дебют 25-летнего Пуччини был очень успешным.

Поиски темы для новой оперы увенчались успехом сюжет французского романа «Манон Леско» аббата Прево всерьез захватил творческое воображение композитора, послужив основой для его первого вполне зрелого сочинения.

К этому времени материальное положение Пуччини стало более устойчивым, годы нужды и лишений остались позади. Неудовлетворенный шумной атмосферой Милана, он осуществляет свою давнюю мечту — поселяется вдали от города, в тихом Торре дель Лаго. Это местечко становится любимым пристанищем композитора в течение последующих трех десятилетий.

Автор «Манон Леско» становится знаменитейшим музыкантом Италии. Новой удачной находкой для Пуччини были «Сцены из жизни богемы» — серия новелл французского писателя Анри Мюрже (1851).

Новаторство Пуччини, пожалуй, наиболее непосредственно и оригинально проявилось в «Богеме». Именно этим произведением композитор осуществил в итальянской опере коренной поворот от романтической неистовой патетики к скромному воплощению реальной повседневности.

Пока «Богема» пробивала себе путь на европейские сцены, Пуччини был уже всецело захвачен новой оперной идеей пришло, наконец, время написать «Тоску», задуманную еще в 1880-е годы. Премьера «Тоски» состоялась в Риме 14 января 1900 г.

Пуччини осуществил свою мечту, будучи уже умудренным опытом своих веристских исканий, он привнес в эту новую партитуру богатство лейтмотивного развития, смелость гармонического мышления, гибкость и многообразие декламационных приемов.

Совет

В конце 1904 года партитура «Мадам Баттерфляй» увидела свет рампы миланского театра «Ла Скала». На этот раз премьера прошла без успеха. В зале раздавались свистки, а отклики прессы выражали полное разочарование.

После авантюрно-заостренного сюжета «Тоски» новая опера показалась миланцам бездейственной, приглушенно лиричной.

Главной причиной полупровала «Баттерфляй» считали растянутость обоих актов, непривычную для итальянской аудитории.

Пуччини сделал новую редакцию. Обновленная опера, поставленная уже в мае 1904 года в театре Брешии, завоевала полное признание. Отныне «Мадам Баттерфляй» начала свое победное шествие по театрам Европы и Америки.

Триумфом «Мадам Баттерфляй» завершился наиболее интенсивный период творческой биографии Пуччини и начался период депрессии, длившийся почти полтора десятилетия. В эти годы он был менее продуктивен, а то, что выходило из-под его пера — «Девушка с Запада» (1910), «Ласточка» (1917), — уступало ранее созданным шедеврам.

Все труднее давался стареющему мастеру выбор оперных сюжетов. Художественное чутье подсказывало ему, что необходимо искать новые, нехоженые пути, ибо опасность повторения ранее достигнутых стилистических находок была очень велика.

Материальная обеспеченность позволяла знаменитому маэстро не спешить с созданием очередных опусов, а триумфальные зарубежные поездки и страстное увлечение спортом заполняли его время.

Последний этап в жизни Пуччини (1919—1924 годы) совпадает с периодом послевоенных перемен в истории Италии. Можно утверждать, что после «Ласточки» Пуччини решительно преодолевает затянувшийся кризис.

Именно в эти поздние годы ему удается достичь новых непревзойденных вершин — написать оперы «Джанни» и «Турандот», обогатить итальянскую оперную классику новыми яркими шедеврами.

При этом композитор отнюдь не повторяет свои прежние достижения, а находит непроторенные пути; на смену глубоко человечному, но сентиментальному мелодраматизму «Богемы» и «Баттерфляй» приходят сочный юмор и сатира «Джанни Скикки», красочная фантастика и драматическая экспрессивность «Турандот». Это был весьма плодотворный последний взлет творческого гения Пуччини.

Обратите внимание

Работа Пуччини над его «лебединой песней» не была доведена до конца. В самый разгар сочинения «Турандот» обострилась его давняя болезнь горла, переросшая в рак. Хотя врачи скрывали от него этот страшный диагноз, он чувствовал приближение трагического исхода.

Осенью 1924 года опера в основном была завершена. Смертельно больной Пуччини лихорадочно работал над оркестровкой «Турандот». Лечение с помощью облучения радием сначала принесло некоторое облегчение. Но 29 ноября наступил роковой финал улучшение оказалось временным — сердце не выдержало, и великого музыканта не стало.

3 курс инструменталисты

Дж. Пуччини опера «Тоска»

«Тоска» — единственная опера Пуччини, содержание которой связано с историческими событиями. Основная тема оперы – борьба против деспотизма, тирании. Она тесно связана с темой любви Тоски и Каварадосси. Здесь есть и героические, и трагедийные эпизоды, но более всего развита лирическая линия.

В основе сюжета оперы – события, развернувшиеся в Риме вскоре после победы Наполеона в битве при Маренго.

«Тоска» — музыкальная драма, основанная на конфликте между силами мрака, угнетения и света, свободы.

В её центре находятся три образа: жестовий, бесчеловечный Скарпиа, мягкий, лиричный, с чертами жертвенности Каварадосси и самый индивидуализированный и яркий – Тоска.

Опера пронизана пластичными мелодиями в ариозо и речитативных сценах, они проникают и в оркестровую ткань. Вокальная партия представляет собой сплав выразительной кантилены и речитативных интонаций.

Действие

Ария Каварадосси «Таинственна гармония» (с. 17)

Дуэт Тоски и Марио «Марио, Марио!» (с. 28)

Ариозо Тоски «Наш домик маленький» (с. 33)

Ария барона Скарпиа с хором «А, Тоска» (с. 100)

Действие

Сцена допроса «Где Анджелотти» (с. 143)

Сцена Марио, Тоски и Скарпиа (с. 170)

Ариозо Марио «Победа, победа!» (с. 174)

Ариозо Скарпиа «Пусть вы давно» (с. 185)

Ария Тоски «Сцене и любви посвящала жизнь» (с. 194)

3 действие

Ария Каварадосси «Горели звёзды» (с. 226)

Дуэт Тоски и Марио

Финал (с. 250)

3 курс инструменталисты

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Эту торжественную надпись и сейчас можно прочитать на мемориальной доске, прикрепленной к стене старого дома по улице ди Поджа в тосканском городе Лукка. Здесь в семье потомственного музыканта Микеле Пуччини после четырех дочерей родился мальчик, которого назвали Джакомо в честь прапрадеда, первого композитора из их рода.

Ему и суждено было прославить на весь мир фамилию Пуччини. Рано лишившийся отца, Джакомо с детских лет вынужден был зарабатывать на жизнь в качестве певчего в церкви. Четырнадцати лет он получил место церковного органиста.

Его импровизации, в которых нередко слышались тосканские народные напевы, а подчас и оперные мелодии, восхищали прихожан, но вызывали недовольство местного духовенства из-за излишней театральности . Яркой мелодической выразительностью отличались и произведения, написанные юношей под руководством К. Анджелони, в чьем классе он занимался в луккском Музыкальном институте им. Дж.

Совет

Пачини. Исполнение в 1880 г. мессы, сочиненной к окончанию института, принесло Джакомо первый успех. Осенью того же года он отправился в Милан и, без труда выдержав вступительные экзамены, был принят в консерваторию.

В нелегкие студенческие годы Пуччини часто приходилось мерзнуть в нетопленой комнате, недоедать, каждое посещение театра из-за дороговизны билетов становилось событием, но он не унывал.

Занимался с утра до позднего вечера. Особенно привлекали его уроки композиции у А. Понкьелли, прославившегося оперой Джоконда . Среди друзей Джакомо — композиторы А.

Каталани и будущий автор Сельской чести — П. Масканьи.

За время учебы Пуччини написал немало различных произведений; лучшее из них — Симфоническое каприччио, с успехом исполненное на выпускном экзамене в консерватории 14 июля 1883 г. и получившее одобрительные отзывы в прессе. Но композитор чувствовал, что его жанр — не инструментальная, не симфоническая музыка, а музыка для театра, связанная со словом, с жестом, с живым действием на сцене.

Первые 2 оперы — Виллисы (1883) и Эдгар (1885-88) — еще только подступы к самостоятельному пути в искусстве. Их традиционные романтические сюжеты, разработанные либреттистом Ф. Фонтаной, мало подходили к творческой индивидуальности Пуччини.

Тем не менее премьера Виллис в театре Даль Верме сделала начинающего автора известным в миланских музыкальных кругах. Критики писали о наличии в опере ряда ярких драматических сцен и лирических эпизодов, отличающихся мелодическим богатством. Талантливым композитором заинтересовался издатель Дж.

Рикорди, ставший на всю жизнь его покровителем и другом.

Понимая, что основой оперного либретто должна служить сильная жизненная драма, способная взволновать публику, Пуччини уходит в поиски сюжета для новой оперы. Он останавливает свой выбор на Истории кавалера Де Грие и Манон Леско А. Прево.

Его не смущает огромная популярность Манон Ж. Массне. Это будут две абсолютно разные сестры , — убеждает он либреттистов. — Музыка Массне Французская — с напудренными париками и менуэтом, моя же будет итальянская — с отчаянием и страстью .

Обратите внимание

Манон Леско отличается от первых пуччиниевских опер большей драматургической цельностью, разнообразием музыкального языка. Основным средством выразительности служит мелодия — напевная, гибкая, богатая ритмически.

В центре оперы — лирические сцены, связанные с характеристиками главных персонажей, с передачей их чувств и настроений. После триумфальной туринской премьеры, состоявшейся 1 февраля 1893 г.

, Манон Леско быстро завоевала симпатии слушателей далеко за пределами Италии.

Творческий облик молодого Пуччини формировался в эпоху, когда в итальянском музыкальном театре утверждалось новое направление — веризм, громко заявившее о себе операми Сельская честь П. Масканьи (1890) и Паяцы Р. Леонкавалло (1892).

Однако отдельные веристские тенденции, получившие выражение в некоторых пуччиниевских операх ( Тоска , Девушка с Запада , Плащ ), не стали для композитора определяющими.

Подобно веристам, Пуччини обращается к воплощению обыденной жизни со свойственными ей острыми конфликтами, но его произведения, наполненные тонкой поэзией и глубоким психологизмом, значительно выше типичных образцов веристской оперы с ее предельной концентрацией действия и подчеркнуто экспрессивным музыкальным выражением.

Сочинением, открывшим новый, зрелый период в творчестве Пуччини, стала Богема , написанная по роману А. Мюрже Сцены из жизни богемы . Я нашел сюжет, в который совершенно влюбился , — говорил композитор.

Ведь для него, прошедшего в молодости через нужду и лишения, этот сюжет был до некоторой степени автобиографичным.

Важно

С искренней теплотой, мягким юмором и проникновенным лиризмом рассказывает Пуччини о трогательной истории любви бедной швеи Мими и безработного художника Рудольфа. Лирические эпизоды переплетаются в опере с веселыми, живыми жанровыми картинами.

Музыка гибко следует за сменой сценических образов. В Богеме почти нет завершенных оперных номеров: небольшие ариозо органично переходят в напевную декламацию — речитативы и диалоги. Важное значение в музыке оперы имеют лейтмотивы и их развитие.

Первое представление Богемы в Турине 1 февраля 1896 г. вызвало горячие споры. Автора порицали за обращение к неоперному сюжету, называли его произведение оперой оборванцев . В защиту Богемы выступил А. Тосканини, предсказавший ей блестящую будущность.

Время подтвердило его правоту. Одновременно с Пуччини над сюжетом Богемы работал Леонкавалло. Это послужило причиной долголетней размолвки между двумя композиторами, до того находившимися в приятельских отношениях.

Богема Леонкавалло, поставленная через год после пуччиниевской оперы, успеха не имела.

Еще до начала работы над Манон Леско Пуччини думал об опере Тоска на сюжет драмы В. Сарду. После премьеры Богемы он вместе со своими постоянными либреттистами Л. Илликой и Дж. Джакозой приступил к разработке сценария.

В центре сочинения, как всегда у Пуччини, — любовная драма.

Но здесь композитор впервые затрагивает тему борьбы с произволом: главные герои — певица Флория Тоска и художник Марио Каварадосси — гибнут в столкновении с миром тирании.

Премьера Тоски состоялась в Риме 14 января 1900 г. Оперу сразу подняли на щит сторонники веристского направления, которых привлек неистовый драматизм отдельных ее сцен. Но не это определило успех Тоски у публики — ее покорила красивая, выразительная, богатая мелодиями музыка Пуччини, неразрывно связанная с действием. За один год Тоска обошла крупнейшие театры мира.

…Мысль написать оперу по пьесе Гейша американского драматурга Д. Беласко родилась под впечатлением спектакля, виденного в Лондоне, куда Пуччини ездил летом 1900 г. в связи с постановкой Тоски в театре Covent Garden.

Правдивый рассказ о трагической судьбе бедной японской девушки Чио-Чиосан, или, как ее называли, мадам Баттерфлай (Мотылек), — глубоко взволновал композитора. Мадам Баттерфлай завершает центральный, наиболее интенсивный период деятельности Пуччини — период непрестанных творческих поисков и решений.

Совет

Она предвосхищает характерный для оперы XX в. тип монодрамы, где все события сосредоточены вокруг главного персонажа.

Образ маленькой японочки из Нагасаки , утверждающий высокие нравственные идеалы, — самый сложный и многогранный в галерее пуччиниевских женских характеров. Основное внимание композитора направлено на раскрытие душевной драмы Чио-Чио-сан, внешнее сценическое действие в опере почти отсутствует.

Пуччини — один из первых европейских композиторов, обратившихся к японскому сюжету. Чтобы как можно достовернее передать в музыке локальный колорит, он использует подлинные японские напевы, применяет необычные сочетания зсуков, хрупкие, звенящие оркестровые тембры.

Премьера Мадам Баттерфлай 17 февраля 1904 г. в миланском театре Ла Скала стала настоящим провалом. Виною тому в немалой степени был допущенный самим Пуччини драматургический просчет, в результате чего II акт оказался слишком растянутым. Через 3 месяца после сделанных автором небольших изменений опера одержала блистательную победу в Брешии.

В главной роли выступила молодая украинская певица Соломия Крушельницкая, которая к тому времени уже прославилась как превосходная исполнительница опер Р. Вагнера. Спустя несколько дней она получила в подарок портрет композитора со следующей надписью: Самой великолепной и очаровательной Баттерфлай. Джакомо Пуччини, Торре дель Лаго , 1904.

Успех Мадам Баттерфлай упрочил мировую славу Пуччини. Его оперы ставятся повсюду, его имя произносится рядом с именами крупнейших композиторов.

А как поют индейцы? — спрашивал себя композитор, посмотрев в Нью-Йорке драму Беласко Девушка с Золотого Запада из жизни калифорнийских золотоискателей. В опере на этот сюжет Пуччини продолжает линию Тоски — в ней еще отчетливее выступило влияние веристских тенденций.

Лучше всего автору удались сильные драматические сцены, где раскрываются характеры главных героев — Минни и Джонсона; здесь преобладает напряженная мелодическая декламация.

Обратите внимание

Существенное место отведено жанровым эпизодам, в которых благодаря тонко вплетенным в музыку джазовым элементам, интонациям и ритмам негритянского и индейского фольклора ярко запечатлен своеобразный быт дикого Запада .

Премьера Девушки с Запада в Нью-Йорке 10 декабря 1910 г. проходила в атмосфере сенсации, но популярности своих предшественниц опера не достигла.

Второе десятилетие XX в. было трудным для Пуччини. Гнетущая обстановка первой мировой войны заметно ослабила его творческую активность. Лирическая комедия Ласточка (1914-16) не стала крупным художественным достижением композитора.

Перебрав множество различных сюжетов (среди них и произведения русской литературы — Л. Толстого, М. Горького), Пуччини приходит к идее создания триптиха — цикла, состоящего из трех контрастирующих друг с другом опер.

Первая часть — Плащ , основанная на стремительном развитии драмы любви и ревности, — и по типу драматургии, и по музыкальному выражению близка к веристским операм.

Лирическая середина — Сестра Анджелика , повествующая о печальной судьбе молодой монахини, — выдержана в мягких, приглушенных тонах. И наконец, искрометный финал — веселый, озорной, в духе старых комических опер — Джанни Скикки , сюжет которого навеян строками из Божественной комедии Данте.

Получившей восторженный прием на премьере в нью-йоркской Metropolitan Opera, этот шедевр Пуччини и до сих пор сохраняет свое значение лучшей части цикла.

Уже будучи тяжело больным (рак горла), Пуччини работает над своим последним сочинением — монументальной экзотической оперой-легендой Турандот по мотивам пьесы К. Гоцци. Героев условно-сказочного мира композитор наделяет живыми человеческими страстями.

Важно

Основная сюжетная линия связана с историей неприступной, гордой и жестокой китайской принцессы Турандот, побежденной великой любовью неизвестного принца — Калафа.

Масштабность и многоплановость Турандот обусловили особенности ее музыкальной драматургии: контрастные сопоставления различных жанровых сфер — лирико-драматической, комической, эпической; наличие развернутых хоровых сцен; необычный характер музыки, сплавленной из европейской мелодики и подлинных китайских мотивов; разнообразие оркестровых колористических эффектов.

Закончить оперу композитор не успел, на четвертый день после мучительной операции Пуччини не стало. Тело его было перевезено в Италию и захоронено в часовне Торре дель Лаго. Первое представление Турандот , завершенной по эскизам автора композитором Ф.

Альфано, состоялось в Ла Скала 25 апреля 1926 г. Дирижировал А. Тосканини. Когда отзвучал последний аккорд, написанный Пуччини, Тосканини опустил дирижерскую палочку и, обернувшись к публике, сказал: Здесь смерть вырвала перо из руки маэстро . Все встали.

Публика разошлась в глубоком молчании.

Пуччини явился последним представителем итальянской оперной классики. Чуткий к веяниям эпохи, он постоянно искал пути обновления художественно-выразительных средств оперы.

Его творчество оказало заметное воздействие на развитие европейской оперы XX столетия.

Верный традициям реалистического искусства, художник-гуманист, Пуччини, создал бессмертные произведения, которые навсегда вошли в сокровищницу мировой музыкальной культуры.