Перов василий «старики родители на могиле сына» описание картины, анализ, сочинение

Нежданно-негаданно я попала на выставку в Инженерном корпусе ГТГ в Лаврушинском переулке.

«Тайны старых картин» – так устроители назвали показ нескольких полотен русских художников, о которых историки искусств и реставраторы узнали немного больше, чем сами картины рассказывали о себе.

Для небольшого обзора я выбрала некоторые картины, те, дополнительные сведения о которых послужат подспорьем для самообразования московского гида-переводчика.

И.Е.Репин «Портрет П.М.Третьякова» на выставке “Тайны старых картин”

Мне показалось символичным, что выставку открывает полотно И.Е.Репина «Портрет П.М.Третьякова». В зале И.Е.Репина мы часто показываем картину нашим туристам и привыкли, что на портрете Павел Михайлович изображён, сидящим на фоне полотен своего собрания.

Перов Василий

Известно, что коллекционер не собирался позировать художнику, он не хотел, чтобы его лицо стало узнаваемым. Илье Ефимовичу стоило немалого труда уговорить Третьякова позировать.

Репин считал, что создателя первой народной галереи в России и во всем мире должны знать в лицо.
Наконец, Павел Михайлович сдался, но сеансы были короткими из-за занятости коллекционера. Обычно И.Е.

Репин писал очень быстро, но над портретом Третьякова он работал с перерывами больше года. Начав в январе 1882 года, он завершил его в 1883 году.

На выставке эта работа представлена вместе с похожей работой художника. Мало кто знает, что существует авторское повторение портрета П.М.Третьякова. Совет Галереи заказал И.

Репину посмертный портрет мецената. Художник немного изменил позу П.М. Третьякова, изобразил его стоящим у лестницы в зале И.Шишкина. На заднем плане виден фрагмент полотна В.Васнецова «Богатыри».

Этот портрет написан в 1901 году.

Перов Василий

Существует ещё одна небольшая картина, где вместо П.М.Третьякова изображён Н.А.

Мудрогель (1868-1942) – старейший сотрудник Третьяковской галереи, автор воспоминаний «Пятьдесят восемь лет в Третьяковской Галерее». Его первые 16 лет работы в Галерее прошли под руководством самого П.М.

Третьякова. Портрет Мудрогеля Илья Ефимович написал в 1904 году. («Н.А.Мудрогель в позе П.М.Третьякова в залах галереи. Этюд»)

Перов Василий И.Е.Репин «Н.А.Мудрогель в позе П.М.Третьякова в залах галереи. Этюд»

О.А. Кипренский. “Автопортрет” на выставке “Тайны старых картин”

Любопытно, что атрибуция автопортретов Ореста Адамовича Кипренского принадлежит десяти различным портретам. Историков искусств не смущало, что на всех «автопортретах» изображены разные мужчины.

Современные исследования утверждают, что на самом деле со 100% уверенностью можно атрибутировать только два автопортрета Кипренского.

Один из них находится в Италии, другой в ГТГ, это известный автопортрет в полосатом халате.

Перов Василий

Все остальные работы нельзя признать не только автопортретами мастера, но даже и работами самого Ореста Адамовича. Например, портрет молодого человека с кистями за ухом может быть стилизацией европейской картины неизвестного художника.

Перов Василий

В.В.Пукирев «Неравный брак» на выставке “Тайны старых картин”

Новые исследования любимого полотна, наконец, расставляют все точки над «i» в пикантной истории, рассказанной Василием Владимировичем Пукиревым. Он написал эту картину вскоре после указа Священного Синода о запрещении браков с большой разницей в возрасте, поэтому в обществе это полотно имело огромный успех.

Перов Василий

Сюжетом картины послужила история друга художника Сергея Варенцова, невесту которого звали Прасковья. Родители девушки отказали молодому человеку и сосватали дочь богатому и пожилому родственнику несчастного жениха.

Поэтому в замужестве Прасковья Матвеевна тоже стала Варенцовой. Сергей Варенцов же стал шафером на свадьбе любимой.
Хотя сюжет был взят из реальной жизни, моделями Василия Пукарева стали другие люди.

В роли шафера он действительно изобразил себя.

Перов Василий

На выставке представлена репродукция автопортрета художника. (Оригинал хранится в Русском музее).

Перов Василий

Моделью престарелого жениха стал повар семьи Варенцовых. Но Пукирев изобразил его весьма солидно. Любопытно, что на выставке представлен эскиз – портрет пожилого человека с подписью на обратной стороне:
“Пукиревъ. Этюд къ картине “Неравный бракъ” (Третьяк. гал.) Писано съ Князя Цицiанова”

Перов Василий

Других участников свадебной церемонии Пукирев писал со своих знакомых.
На голову женщины, которая выглядывает из-за плеча престарелого жениха, надет венок из флёрдоранж.

Перов Василий

Венок из этих цветков на голове немолодой дамы намекает на прошлые браки жениха.
(Фр. fleur d ‘orange – цветок апельсина. Вернее, цветок дикого апельсина, померанцевого дерева, свадебный цветок.

С викторианских времён платья невесты украшают цветками флердоранжа, их вплетают в прически и венки, вставляют в букеты. Цветы померанцевого дерева безупречно белы и совсем не пахнут.

Во время венчания к аромату церковных благовоний не примешиваются лишние запахи, не отвлекают и не раздражают присутствующих).

А какова же судьба Прасковьи Матвеевны Варенцовой? На выставке «Тайны старых картин» представлен и её портрет, выполненный через 44 года после написания Василием Пукиревым «Неравного брака».

Художник Владимир Дмитриевич Сухов изобразил В.М.Варенцову, когда она жила в Мазуринской богадельне Москвы.

В.Перов «Старики-родители на могиле сына» на выставке “Тайны старых картин”

Небольшая по размеру картина иллюстрирует финал романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» – родители Базарова оплакивают его могилу.
Василий Григорьевич Перов задумывал сюжет совсем по-другому.

Он намеревался написать стариков повёрнутыми лицом к зрителю. Мать Базарова он изобразил коленопреклонённой. Отец низко опустил голову. Позже Василий Григорьевич изменил замысел картины и изобразил стариков спиной к зрителю.

Таким мы и знаем это полотно.

А как же почти законченная первоначальная версия? В.Г.Перов разрезал полотно, «разлучив» таким образом стариков и сделал из них самостоятельные картины – портреты. «Старушка» принадлежит ГТГ.

Портрет старика работы В.Перова хранится в Минске, в Национальном музее Белоруссии.

Натюрморт-обманка на выставке “Тайны старых картин”

Картины такого рода были очень популярны в XVIII веке.

Художники стремились так представить вещи натюрморта, что их легко было перепутать с настоящими предметами, поэтому их называли обманками.

«Натюрморт листы из книг и картинки» (1783 г) написан неизвестным художником и представляет своего рода ребус, разгадать который можно внимательно рассматривая картину и читая надписи на листах.

Ф.С.Рокотов «Неизвестный в треуголке» на выставке “Тайны старых картин”

Этот портрет хранится в ГТГ. В коллекцию музея он попал из частного собрания и происходит из дома Струйских. Черты лица молодого человека нежны, он полон обаяния беспечной юности. Лицо юноши с живыми темными глазами, приветливой улыбкой, нежным и свежим румянцем таит в себе какую-то недосказанность. Черты лица отличаются женственной мягкостью.

Долгое время считалось, что на картине Фёдор Степанович изобразил сына Екатерины II и графа Григория Орлова графа А.Г.Бобринского, он родился в 1762 году. Такая атрибуция имела под собой основание. Известные портреты Алексея Григорьевича Бобринского сильно напоминали черты лица молодого человека на портрете Фёдора Рокотова.

Но рентген показал, что под изображением юноши есть следы другой картины. Исследования привели к выводу, что сначала Николай Еремеевич Струйский заказал Рокотову портрет своей молодой супруги Олимпиады. Но молодая женщина умерла в родах, погибли и её дети-близнецы. Портрет остался неоконченным.

По всей видимости, Николай Еремеевич пожелал переделать женщину в мужчину, чтобы не возбуждать ревности своей второй жены и не смущать её нежных чувств.

Н.М.Козаков “Девушка с бубном” на выставке “Тайны старых картин”

Николай Михайлович Козаков был крепостным художником помещиков Лазаревых. Жил в Пермском крае. Родился в 1822 году, дата смерти неизвестна. Глядя на его работу “Девушка с бубном” (1853 год), можно подумать, что художник работал в Италии, писал с натуры.

Впечатление совершенно обманчиво, крепостной мастер никогда не был в Италии. Свои художественные навыки он совершенствовал в Санкт-Петербурге, вольнослушателем посещал Академию художеств в 1846-50 гг, получил звание неклассного художника портретной и исторической живописи.

“Портрет девушки с бубном” он писал с одной из работ Пимена Никитича Орлова. Н.М.Козаков указал на этот факт на самой картине. Обратите внимание на кокетку блузы девушки. На первый взгляд можно подумать, что блуза украшена орнаментом.

На самом деле в виде узора выведена надпись, где указано имя автора оригинала.

К.А.Коровин «Портрет хористки» на выставке “Тайны старых картин”

На экспозиции ГТГ мы чрезвычайно редко показываем залы В.Серова, К.Коровина, и других представителей русского искусства рубежа веков. Но портрет молодой женщины К.

Коровина мне показался любопытным из-за надписи на обороте, сделанной самим художником. Судя по этой заметке, Коровин много раньше Серова начал использовать приёмы импрессионизма в портретной живописи.

Вот какую надпись обнаружили искусствоведы на картине»:

«В 1883 году в Харькове портрет хористки. Писано на балконе в общественном Коммерческом саду. Репин сказал, когда ему этот этюд показывал С.И.Мамонтов, что он, Коровин, пишет и ищет что-то другое, но к чему это – это живопись для живописи только.

Серов еще не писал в это время портретов. И живопись этого этюда находили непонятной??!! Так что Поленов просил меня убрать этот этюд с выставки, так как он не нравится ни художникам, ни членам – г.Мосолову и еще каким-то.

Модель была женщина некрасивая, даже несколько уродливая. Константин Коровин».

Я рассказала лишь о нескольких работах на выставке «Тайны старых картин». Но на ней представлено гораздо больше работ, чем вместил этот скромный обзор.

Снимками поживилась в сети. Взяла отсюда
cultobzor.ru/2016/06/tainy-staryh-kartin

и отсюда http://mayak-parnasa.livejournal.com/793963.html

Источник: https://kraeved1147.ru/old-picture-secrets/

180 лет назад родился русский художник Василий Перов

180 лет назад родился великий русский художник Василий Григорьевич Перов (1833/1834–1882), который при жизни достиг вершины славы и признавался величайшим живописцем, но биография которого настолько необычна с первых же дней, что в ней указываются два года рождения и два дня рождения.

Перов Василий В.Г. Перов. Автопортрет. 1870. Масло, холст. 59,7 х 64 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Будущий художник родился 21 или 23 декабря 1833 года по старому стилю, то есть 2 или 4 января 1834 года по новому стилю.

Он должен был бы носить фамилию Кридинер, поскольку отцом Василия был Тобольский губернский прокурор барон Григорий Карлович Кридинер, а матерью уроженка Тобольска А.И. Иванова. Брак его родителей состоялся, несмотря на его неравный характер.

Вскоре после рождения ребенка, любившие друг друга родители обвенчались, но поскольку мальчик появился вне законного брака, то он не имел прав на фамилию и титул отца.

При крещении ребенок получил имя Василий и фамилию Васильев – по имени Святого и имени крестного отца.

А прозвище «Перов», впоследствии ставшее псевдонимом, а затем узаконенное и в документах, как фамилия худжника, мальчику дал дьячок, учивший Васю грамоте и отметивший таким способом его хорошее владение пером для письма.

Перов Василий В.Г. Перов. Автопортрет. 1851. Масло, холст. 77 х 59,5 см. Киевский национальный музей русского искусства, Киев.

В 1842 году отец вышел в отставку, переехал в Саблуково Арзамасского уезда Нижегородской губернии и стал управляющим имения Языкова. Три года Василий учился в Арзамасском уездном училище, а затем в 1843-1946 годах учился в Арзамасе в художественной школе А.В. Ступина. В начале 1850-х переехал в Москву и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

В 1860-1864 годах жил и писал в Санкт-Петербурге и Париже, а затем вернулся в Москву, где быстро получил признание мастера живописи.

К этому времени Первов уже собрал полный комплект медалей Императорской Академии художеств (малую и большую серебряные, малую и большую золотые), что считалось гроссмейстерским достижением, а Павел Михайлович Третьяков приобрел у него картину «Сельский крестный ход на Пасхе».

Собственным направлением в живописи Перова стало эмоциональное изображение драматических и даже трагических сцен из жизни простых русских людей.

Семьи, теряющие кормильца; дети, надрывающиеся непосильным трудом или быстро взрослеющие, осиротев; сытая и довольная жизнь дворян и мещан на фоне нужды и бедствий крестьян и солдат – эти сюжеты картин Перова вызывали бурные эмоции и сочувствие зрителей и становились темами острых споров в прессе и в салонах.

В России, вступившей в годы реформ, картины Перова стали неотъемлемой частью общественной жизни, а их автор воспринимался, как художник остро социальный (что в ту пору было комплиментом в устах значительной части российской элиты) и как властитель дум, наряду с великими русскими писателями.

В 1866 году за картины «Тройка. Ученики-мастеровые везут воду» и «Приезд гувернантки в купеческий дом» Перов становится академиком, а «Тройку» сразу же покупает Третьяков.

Перов Василий В.Г. Перов. Сцена на могиле. 1859. Масло, холст. 58 х 69 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Перов Василий В.Г. Перов. Чаепитие в Мытищах, близ Москвы. 1862. 43,5 х 47 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Перов Василий В.Г. Перов. Проводы покойника. 1865. Масло, холст. 43,5 х 57 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Перов Василий В.Г. Перов. Тройка. Ученики-мастеровые везут воду. 1866. Масло, холст. 51,5 х 65,8 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В 1870 году Перов становится одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок и членом правления этого общества от московских художников. На первой же выставке передвижников становится главной звездой, показав картины «Рыболов», «Охотники на привале» и портрет драматурга А.Н. Островского.

«Охотники на привале» станут художественным символом передвижных выставок, а портрет Островского, реалистичный и в то же время в лучших традициях романтизма выражающий характер писателя и направленность его мыслей и творчества, производит на Третьякова такое впечатление, что будущий основатель знаменитой галереи заказывает Перову серию портретов писателей, ученых и общественных деятелей. Многие из этих портретов, включая портреты И.С. Тургенева и Ф.М. Достоевского, становятся каноническими и известны нам по репродукциям в школьных учебниках литературы. Эта серия портретов была представлена на Второй выставке передвижников, и понятно, что не только восторженные зрители, но и сами герои портретов относились к Перову уже как к признанному гранду живописи и столпу российской пореформенной общественности.

Перов Василий В.Г. Перов. Рыболов. 1871. Масло, холст. 91 х 68 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Перов Василий В.Г. Перов. Охотники на привале. 1871. Масло, холст. 119 х 183 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Перов Василий В.Г. Перов. Портрет драматурга Александра Николаевича Островского. 1871. Масло, холст. 103,5 х 80,7 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Перов Василий В.Г. Перов. Портрет писателя Ивана Сергеевича Тургенева. 1872. Масло, холст. 102 х 80 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В.Г. Перов. Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского. 1872. Масло, холст. 99 х 80,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В 1873-м картины «Рыболов» и «Охотники на привале» с триумфом показаны на Всемирной выставке в Вене, и к Перову приходит европейская слава.

Оправдывая репутацию художника социального, Перов пишет картину «Старики-родители на могиле сына», не скрывая, что это полотно на сюжет романа Тургенева «Отцы и дети», и начинает писать этюды к картине «Суд Пугачева» на сюжет Пушкина.

В.Г. Перов. Старики-родители на могиле сына. 1874. Масло, холст. 42 х 37,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В.Г. Перов. Суд Пугачева. 1879. Масло, холст. 226 х 330 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Пореформенные годы заканчиваются, в общественном мнении происходит консервативный сдвиг, и личные убеждения Перова, и до того не во всем совпадавшие с демократическим мейнстримом, проявляются в его творчестве и общественной позиции.

В 1877-м художник выходит из Товарищества передвижников, и после нового европейского триумфа на Всемирной Парижской выставке в 1878 году, пишет «евангельскую» серию, включая «Блаженного» и «Первых христиан в Киеве», а также несколько картин на сюжеты из ранней истории Руси, включая «Плач Ярославны».

В.Г. Перов. Блаженный. 1879. Масло, холст. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В.Г. Перов. Первые христиане в Киеве. 1880. Масло, холст. 156 х 243 см. Государственная Русский музей, Санкт-Петербург.
В.Г. Перов. Плач Ярославны. 1881. Масло, холст. Частная коллекция.

Светской жизни в Москве и славе, Перов предпочитает жизнь на селе. Умирает знаменитый художник от чахотки в маленькой больнице в Кузьминках под Москвой.

Перов был похоронен на монастырском кладбище в Даниловом монастыре и перезахоронен на монастырском кладбище в Донском монастыре.

Василий Перов, его жизнь и его картины навсегда стали частью русской культуры и самой русской истории XIX века, а его имя стоит в одном ряду с именами таких властителей дум, как Толстой, Достоевский и Чайковский. Большинство картин Перова, за исключением позднего периода его творчества, было приобретено Третьяковым или позже передано Третьяковской галерее.

Репродукции других картин Василия Григорьевича Перова можно посмотреть здесь.

Источник: https://eaculture.ru/dates/1557

Сочиненин по картине Перова “Старики-родители на могиле сына”

В традиционном для себя русском реализме Василий Григорьевич Перов во второй половине ХІХ века заканчивает работу над картиной “Старики-родители на могиле сына”. По мнению, множества людей и даже критиков картину можно считать наследием русской живописи. Возможно, сюжет полотна был взят В.

Перовым из известного литературного произведения Тургенева – “Отцы и дети”.

Сам сюжет картины очень простой и в то же время печальный. В центре мы видим пожилую супружескую пару перед могилой сына.

Невозможно никакими словами

передать ту грусть и тоску, охватившую стариков. Что может быть страшнее для родителей, как смерть детей.

В цветовом плане тоже все очень просто и понятно. Жизнь как видно идет своим чередом. Голубое небо покрывают белые тучи. Зеленая трава покрывается желтизной. На деревьях пожелтевшие листья. Глядя на картину, складывается впечатление, что бушует легонький ветерок. И только на фоне природы расположены две черные и согнутые от горя и годов фигуры родителей.

Автор очень детально прорисовал все мелкие детали стариков.

Всматриваясь в эту картину, понимаешь, что не стоит искать прекрасное в величественных рассказах, сюжетах, историях. Все самое прекрасное и необыкновенное в обычной, повседневной жизни. Жизнь состоит из таких моментов, которые просто иногда невозможно никак передать.

Сколько радости и боли, счастья и горя несет в себе жизнь. И это все мы переживаем каждый раз, даже не задумываясь насколько это величественно. Возможно, именно это хотел донести до нас и В. Перов. Показать нам насколько удивительна наша простая жизнь и нужно ценить каждое прожитое мгновение. Потому что она не вечна.

Делайте, что хотите. Говорите, что чувствуете.

Иначе может быть уже слишком поздно.

На сегодняшний день картина В. Перова “Старики-родители на могиле сына” находится на почетном месте в Третьяковской галерее.

Все желающие любуются этим произведением искусства.

(No Ratings Yet) Loading… Сочиненин по картине Перова “Старики-родители на могиле сына”« Иван Сергеевич Тургенев. Какие черты Тургенева-человека вам запом­нились?Анализ романа Мастер и Маргарита »

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/sochinenin-po-kartine-perova-stariki-roditeli-na-mogile-syna/

10 класс ОТЦЫ И ДЕТИ

Урок литературы в 10-м классе по роману

И.С. Тургенева «Отцы и дети».

  • Тема: «Базаров и его родители»
  • Задача урока: воспитание чувства долга у детей по отношению к своим родителям, сострадания несчастью людей, потерявших сына, тогда они сами придут к решению, что дети ответственны перед родителями за их душевный покой, за их долгую жизнь.
  • Цель урока: выявление отношения Евгения Базарова к матери и отцу.
  • эпиграфы к уроку на доске:

Базаров — человек реального, полезного дела.

Тревожится о сыне постоянноСвятой любви великая раба.

Поклонись до земли своей материИ отцу до земли поклонись…Мы пред ними в долгу неоплаченном —

Помни свято об этом всю жизнь.

  • Репродукция картины В.Перова “Старики родители на могиле сына”,
  • запись музыкальной пьесы Ф.Шуберта “Аве Мария”.

Методические приёмы: создание проблемной ситуации, работа с текстом по вопросам домашнего задания, сообщения учащихся, беседа по содержанию романа, самостоятельная работа в группах.

Предварительное домашнее задание: написать эссе на тему “Что значат для меня мои родители?”. Высказывания учащихся легли в основу урока. К проблеме урока подходим через создание проблемной ситуации, использование “яркого пятна”, после чего ребята формулируют тему, задачу, цель занятия.

  1. Создание проблемной ситуации:

  1. По ночам звучит надрывный кашель,Старенькая женщина слегла.Много лет она в квартире нашей
  2. Одиноко в комнате жила.
  3. Письма были, но только очень редко.И тогда, не замечая нас,Всё ходила и шептала:
  4. “Дети, вам ко мне собраться бы хоть раз.
  5. Ваша мать согнулась, поседела,Что ж поделать – старость подошла.Как бы хорошо мы посидели
  6. Рядышком у этого стола.
  7. Вы под этот стол пешком ходили,Песни пели до зари, А теперь разъехались, уплыли.
  8. Вот, поди же, всех вас собери”.
  9. Заболела мать, и той же ночьюТелеграф не уставал кричать: “Дети, срочно, только очень срочно,
  10. Приезжайте, заболела мать!”
  11. Из Одессы, Таллинна, Игарки,Отложив до времени дела,Дети собрались, да только жалко —
  12. У постели, а не у стола.
  13. Гладили морщинистые руки,Мягкую серебряную прядь,Для чего же дали вы разлуке
  14. Так надолго перед нею стать?
  15. Мать ждала вас в дождь и в снегопады.Тягостны бессонницы ночей:Разве горя дожидаться надо,
  16. Чтоб приехать к матери своей?

Неужели только телеграммыПривели вас к скорым поездам?Слушайте! У кого есть мама,

Приезжайте к ней без телеграмм!

После прослушивания стихотворения учитель задает классу вопросы:

Кому посвящено это стихотворение?  Назовите тему и идею данного произведения.

Десятиклассники строят предположения: “Это стихотворение посвящено не только матерям, а родителям в целом. Оно о долге перед родителями, о любви к тем, кто дал нам жизнь, воспитал, дал образование”.

Учитель зачитывает выдержки из эссе “Что значат для меня мои родители?”

У меня есть мама и папа, я их очень люблю. Для меня они самые дорогие люди на свете. Когда я приезжаю домой после некоторого отсутствия, для меня наступают райские минуты. Я им многим обязана. Для меня мои родители – это то, что я больше всего ценю на свете.

Для меня мои родители очень много значат. Пока я без них никуда. Без их любви, ласки я бы, наверное, не смог жить. Когда надо, они меня всегда поддерживают в моральном и финансовом смысле. Родители для меня – это жизнь.

Родители – это как две руки у человека. Если нет кого-то из них – уже как-то не так, чего-то не хватает, что-то не так в мире. Родители – это наша семья, наш дом, наша ценность. Каковы бы ни были родители, их надо любить уважать, и что бы ни случилось, они должны быть всегда рядом.

  • Задание классу:
  • Относительно изучаемого произведения определите тему урока, задачу и цель урока.
  • Десятиклассники выдвигают несколько гипотез и приходят к правильному решению.
  • Тема урока: “Базаров и его родители”.
  • Задача урока: воспитание чувства долга у детей перед родителями.
  • Цель урока: определить отношение Евгения Базарова к своим родителям.

II. Реализация домашнего задания.

Слово учителя:

Рассмотрим семью Базаровых в двух аспектах: в наличии духовного родства и душевных качеств. Начнём с главы семьи: Базаров Василий Иванович, отец.

Задание классу.

Расскажите историю жизни Василия Ивановича Базарова.

— Как называет его Евгений? (Примеры из текста, главы 11, 17, 19, 20).

— Речь отца и сына. (Примеры из текста).

Какие слова и выражения использует Тургенев для раскрытия образов родителей Базарова и отношения Евгения к ним? (Попутно в разговоре о родителях главного героя заполняется таблица).

Отец

Мать

Презабавный, хороший, старик, батька ничего, был и в сите, и в решете, бедняга, старикашка, добрейший, чудак, много болтает, не имеет предрассудков и т.д.

Сердобольная, прекрасная женщина, она без хитростей и т.д.

  1. Люди хорошиенарод не строгий
  2. как опёнки на дубле

Ребята, в ваших работах есть замечательные строки о матерях. Я позволю себе зачитать их.

Моя мама много значит для меня в этой жизни. Я её очень люблю и боготворю. Она всегда мне может помочь в какой-нибудь трудной ситуации, утешить. Со своей мамой я могу разговаривать о чем угодно и сколько угодно. У меня нет от неё секретов.

Когда я выйду замуж, и у меня родятся дети, я тоже стану такой матерью для своих детей, как и моя мама. А мама моя – это настоящее чудо, она добрая, ласковая, красивая, но самое главное – хороший человек и любящая, всегда понимающая, родная и просто… Мама!

Задание классу.

— Расскажите историю жизни Арины Власьевны.

— Почему Тургенев, говоря о чувствах матери к Евгению, высказывает предположение о боязни Арины Власьевны за сына? Чего же на самом деле боится мать?

— Обратите внимание на эпиграф: “Тревожится за сына постоянно/ Святой любви великая раба”.

Почему Р. Гамзатов считает, что мать – “великая раба”?

Вывод: старики Базаровы безгранично любят своего сына, уважают его, боятся быть помехой в его делах.

Докажите, пользуясь критической литературой, что вывод верен. (Индивидуальное домашнее задание: “Создание таких лиц, как отец и мать Базарова, есть истинное торжество таланта.

По-видимому, что может быть ничтожнее и негоднее этих людей, отживших свой век и со всеми предрассудками старины, уродливо дряхлеющих среди новой жизни? А между тем, какое богатство простых человеческих чувств! Какая глубина и ширина душевных явлений – среди обыденнейшей жизни…

Что же касается до отца и матери, то трудно найти что-нибудь более трогательное. Их любовь вспыхивает какими-то молниями, мгновенно потрясающими читателя; из их простых сердец как будто вырываются бесконечно жалобные гимны, какие-то беспредельно глубокие и нежные вопли, неотразимо хватающие за душу.

Среди всего этого света и этой теплоты умирает Базаров. Самая могила Базарова озарена светом и миром. Над ней поют птицы, и на неё льются слёзы…” )

III. Самостоятельная работа учащихся в группах. Ответить на вопросы:

1 группа. Как Евгений относится к своим родителям? Любит ли он их?

2 группа. Можно ли назвать Базарова добродетельным сыном? Докажите текстом.

3 группа. Почему Базарову жизнь родителей кажется “глухой”?

Как посмотришь этак сбоку да издали на глухую жизнь, какую ведут здесь “отцы”, кажется: чего лучше? Ешь, пей и знай, что поступаешь самым правильным, самым разумным манером. Ан нет; тоска одолеет. Хочется с людьми возиться, хоть ругать их, да возиться с ними”

Слово учителя.

Обратим внимание на эпиграф. Д. И. Писарев отмечал: “Базаров – человек реального, полезного дела”. Почему между Евгением и его родителями не могло быть духовной близости? Объединяет ли семью Базаровых наличие душевных качеств?

Вывод: Евгений любит своих родителей, отзывается о них с теплотой, их всех объединяет наличие душевных качеств: искреннее дружелюбие, любовь, уважение. Но мы понимаем, что отсутствие духовного родства отделяет молодого человека от его стариков.

IV. Слово учителя.

— В 1874 году под впечатлением о романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” художник В. Перов заканчивает картину “Старики родители на могиле сына”.

Сообщение ученика об истории создания данной картины

Картина «Старики-родители на могиле сына» принадлежит кисти великого русского художника Василия Григорьевича Перова. Написана она была во второй половине 19 века, а именно в 1874 году в Москве.

По мнению многих критиков и простых обывателей, картину можно смело относить к великому наследию русской живописи. Как и практически все работы автора, холст исполнен в традиционном русском реализме.

Скорее всего, тема полотна была навеяна Перову известным на весь мир литературным произведением великого русского писателя Тургенева – «Отцы и дети».

Но сопоставление картины живописца и горького финала тургеневского романа рождает невольные вопросы: почему на полотне могила не окружена «железной оградой», почему нет на ней «немого камня» и «двух молодых елок» «по обеим ее концам»? Нет сомнения, что, обращаясь к интерпретации литературного произведения или создавая картину на его тему, художник всегда имеет право уйти от дословного «перевода» произведения или его части. Он создает станковую картину (произведение самостоятельного значения), которую, возможно, будет воспринимать зритель, не соединяющий это полотно именно с тургеневским романом или вовсе не знакомый с ним.

Работая над картиной «Старики-родители на могиле сына», Перов предварительно создает два фрагмента картины, на одном из которых дает прямоличное изображение сидящего старика с сомкнутыми руками, а на другом изображает старушку на коленях, лицо которой тоже обращено к зрителю. Оба фрагмента не удовлетворили художника и были им разрезаны каждый на две части. Видимо, тогда и пришло к живописцу решение не изображать на картине лиц героев, а показать стариков родителей со спины. Перов часто в своих картинах использовал мотив склоненной спины. В картине «Старики-родители на могиле сына» именно силуэтом согбенных спин художник стремится передать горькие переживания героев на могиле сына: старики никак «…не могут покинуть это место, откуда им как будто ближе до их сына, до воспоминаний о нем…»

Чувство одиночества стариков подчеркнуто и пейзажем заброшенного сельского кладбища. Короткий осенний день клонится к вечеру. Холодный ветер срывает с деревцев последние листья и роняет их на пожухлую траву. На могиле, где покоится «страстное, грешное, бунтующее сердце» атеиста Базарова, нет креста.

Лишь тоненький кустик, выросший из нее, увенчан венком, подобным терновому венцу Христа. Эта деталь, искусно найденная живописцем, легко сопоставима с деревенским крестом дальней могилы, который в композиции полотна расположился на одной вертикали со скромным венком, возложенным родителями в память сына.

Нет большего горя для родителей, чем хоронить своих детей. Возможно, старики жалеют о том, что не были со своим отпрыском в то время, когда они могли что-либо сделать, чтобы избежать беды. А сейчас, убитые горем, они пытаются хоть как-то это компенсировать и проводят долгие часы на могиле сына.

Цветовая гамма картины очень мягкая, она совсем не давит, а даже наоборот, в некоторой степени расслабляет. Перов очень подробно прорисовал все мелкие детали одежды и фигур стариков. Даже могила сына, хоть и очень простая по убранству и оформлению, притягивает какой-то незримой нитью.

В данный момент картина «Старики-родители на могиле сына» хранится в Третьяковской галерее и все желающие могут лично полюбоваться этим произведением искусства, которое занимает достойное место в великом русском наследии.

Прочитайте последний абзац эпилога, сопоставьте его содержание с репродукцией картины. Какие раздумья и чувства вызывает у вас эта ассоциация?  Для матерей нет горя горше, чем хоронить своих детей. Слова эпилога звучат как реквием. Горе родителей беспредельно.

Вывод.

Все мы – дети, мы в долгу перед своими родителями за жизнь, дарованную нам, мы ответственны за их душевный покой. Мы, дети, не имеем права заставлять их переживать за наши необдуманные поступки, болезни, плохие оценки. Долгая жизнь родителей – и в наших руках.

У поэта – песенника М. Рябинина есть такие замечательные строки (обращаем внимание на последний эпиграф урока, слова звучат на фоне произведения Ф. Шуберта “Ave Maria”):

Поклонись до земли своей материИ отцу до земли поклонись…Мы пред ними в долгу неоплаченном –

Помни свято об этом всю жизнь.

V. Домашнее задание.

Сбор материала к сочинению-рассуждению по материалам ЕГЭ.

Источник: https://infourok.ru/10_klass__otcy_i_deti-340710.htm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector