Васнецов «с квартиры на квартиру» описание картины, анализ, сочинение

Васнецов

Описание картины:

С квартиры на квартиру — Виктор Михайлович Васнецов. 1876. Холст, масло. 54х67

   Картина наполнена безысходностью и пессимизмом. Серая Петербургская поздняя осень, по набережной бредет пара стариков со своим нехитрым скарбом в руках. Судя по одежде, перед нами семья мелкого чиновника. Предстоящая зима, удорожание квартирной платы, скромный пенсион, — все это заставило пожилую пару искать себе жилье подешевле. Судя по взгляду старика, осторожно брошенный им на свою жену, он чувствует себя виноватым в случившемся. Старуха непроницаема и сконцентрирована на дороге. Своих хозяев сопровождает верная собака, такая же старая, такая же обреченная, такая же покорная судьбе.    Фоном выступают силуэты Петропавловской крепости, уже замерзшая Нева, остов старой лодки. Васнецов подсказывает зрителю маршрут перемещения героев: судя по положению Петропавловского собора, старики переезжают с Васильевского острова на более дешевую Петроградскую сторону.

   Серое небо, серо-желтый снег, проталины на Неве, летающие над проталинами чайки. Удручающий пейзаж подчеркивает печальность сюжета.

Другие картины Васнецова

Васнецов Витязь на распутье Васнецов Три богатыря Васнецов Аленушка Васнецов Сирин и Алконост Васнецов Иван-царевич на Сером Волке Васнецов Ковер-самолет Васнецов Богатырь Васнецов Книжная лавочка Васнецов Военная телеграмма Преферанс Снегурочка После побоища Игоря Святославича с половцами Царь Иван Васильевич Грозный Три царевны подземного царства Гамаюн Бог Саваоф Несмеяна-царевна Единородный сын Слово Божие Царевна-Лягушка Богоматерь с младенцем Христос Вседержитель Богатырский галоп Нестор-летописец

Источник: https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/1379-s-kvartiry-na-kvartiru-vasnecov-1876.html

Васнецов В.М. «С квартиры на квартиру». Описание картины

Васнецов

 1876 г. 53,5 x 67,2 см. Третьяковская галерея, Москва, Россия.

 Описание картины Васнецова В.М. «С квартиры на квартиру»

На своей картине «С квартиры на квартиру» В.М. Васнецов изображает людей, которые вынуждены скитаться по съёмным квартирам. Вид у этой семейной пары очень несчастный.

У них в глазах читается отчаяние и вопрос: «Как же мы будем дальше жить?». Люди уже в возрасте, и им достаточно проблематично уже передвигаться на большие расстояния, но они вынуждены идти пешком.

Женщина одета в длинное зелёное пальто в клетку. На голове у неё чёрная шапка.

Мужчина тоже в тёмном зимнем пальто и сапогах. Чтобы как-то укрыться от ветра, он поднял ворот пальто и обмотал шею старым шарфом, больше всего похожий на кусок бесформенной материи. У него больные ноги, поэтому в руках он держит палку, и ходит, опираясь на неё. В руках у него небольшой свёрток из вещей.

Женщина, слегка придерживаясь за локоть мужа, идёт, повесив на другую руку чуть больший баул с вещами, и свою чёрную сумку.

Пальцами она крепко сжимает кружку с ложкой, которые не  поместились с остальными их скудными вещами. Всё указывает на то, что эти люди живут очень бедно, раз даже все свои вещи они могут унести за раз в руках.

Похоже, эта семейная пара часто меняет место проживания, выискивая самые дешёвые варианты квартир.

Кое-где вокруг виднеется снег. Пара идёт по берегу слегка замёрзшей реки. Рядом с ними виднеются деревянные остатки от сломанной лодки или мостика. Над водой кружатся чайки, слетаясь к берегу в поисках какой-нибудь пищи.

Вся картина художника пронизана чувством грусти и тревоги за будущее этих людей.

Лучшие картины Васнецова В.М.

Васнецов Васнецов Васнецов Васнецов
Васнецов Васнецов Васнецов Васнецов
Васнецов

Источник: http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/vasnecov-v-m/vasnecov-v-m-s-kvartiry-na-kvartiru/

Виктор Васнецов

01 декабря 2019

Васнецов

Еще в молодости, получив признание как передвижник, он неожиданно отказался от критического реализма и стал сказочником. Сын сельского священника, Виктор Васнецов должен был пойти по стопам отца.

В десятилетнем возрасте ввиду удручающего финансового положения мальчик был вынужден поступить сперва в Вятское духовное училище, а через четыре года в Вятскую духовную семинарию.

Не доучившись в семинарии, он уедет из Вятки, где брал уроки рисования у гимнастического учителя, в Петербург поступать в Императорскую Академию Художеств (1868-1875).

1. «С квартиры на квартиру», 1876

Профессионально занимаясь книжной графикой с 1868 года, Виктор Васнецов, уже к 1875 достигший в это области успехов, решил попробовать себя в критическом реализме и примкнуть к недавно созданному ТПХВ (Товариществу передвижных художественных выставок), члены которого стремились отражать трагизм действительности.

Васнецов

  • Виктор Васнецов
  • «С квартиры на квартиру»
  • 53 х 67 см
  • Холст, масло
  • Государственная Третьяковская галерея
  • 1876

В академии он знакомится с законодателями мод современной живописи художниками-реалистами. Васнецов подхватывает остро социальные темы и пишет картины на тему маленького человека. Такого же, как и он сам.

Ранние произведения Васнецова характеризуются критической заостренностью. Продолжатель традиции Перова, Прянишникова, Маковского, Васнецов во второй половине 1870-х годов пишет полотно «С квартиры на квартиру».

Среди всех полотен петербургского периода («Нищие певцы», 1873; «Книжная лавочка», 1876; «С квартиры на квартиру», 1876) последнее — самое сильное. В нем сконцентрировались все впечатления предыдущих 8 лет жизни.

В сопровождении собаки согнувшиеся, прижавшиеся друг к другу муж и жена в потрёпанной одежде идут по Неве. Знаток народных типов, Васнецов пишет портретируемых, выгнанных из прежнего жилища, полными отчаянья и непонимания. Все, что два старика нажили за долгие годы, поместилось в небольшом узелке. С наступлением зимы им приходится искать более скромное, то есть дешевое место обитания.

Шпиль Петропавловской крепости служит топографическим указателем – действие разворачивается в Петербурге. Безлюдное и открытое пространство, ощущение свиста ветра усиливают настроение.

  1. 2. «После побоища», 1880
  2. Васнецов
  3. Виктор Васнецов
  4. «После побоища»
  5. 205 х 390 см
  6. Государственная Третьяковская галерея
  7. 1880

Друзья Васнецов, Репин и Поленов проводят год в Париже. Потом один за другим поселяются в Москве и будто сговорившись берутся за русскую старину: пока Репин пишет «Царевну Софью», а Поленов интерьеры теремов, Васнецов обращается к сюжету из «Слова о полку Игореве».

Картина была продемонстрирована публике на VIII передвижной выставке (1880). Васнецов изобразил не сам момент битвы, а ее последствия. Хотя в первых эскизах бушевала ярость битвы, художник в конце концов отказался от столь прямого и привычного прочтения темы.

На зеленом травяном ковре под унылым небом лежат тела русских богатырей, пораженных вражескими стрелами и копьями. Их лица спокойны и суровы. Тщательное изучение экспонатов Исторического музея позволили Васнецову более чем достоверно изобразить оружие, доспехи.

Стасов верно подметил, что «Вовсе не чувствуешь всего ужаса, всего безобразия страшных остатков после дикой схватки. Вовсе забыты даже кони самых заклятых конников, наводнявших древнюю Русь, которые играли всегда такую громадную роль в битвах азиатов».

«После побоища» — картина, ознаменовавшая переход Васнецовым от камерной жанровой живописи к монументальным историческим и фольклорным полотнам.

Вечерний пейзаж с бледным закатным солнцем и темными тенями, наступающими от горизонта, созвучен с трагическими событиями картины. Стервятники – не только реалистическая деталь, но и символ, соотносящийся с общим пафосом полотна.

  • Несмотря на неоднозначную реакцию публики, ожидавшей идейно-нравственное произведение, Павел Третьяков купил картину для своей галереи прямо с выставки.
  • 3. «Аленушка», 1881
  • Васнецов
  • Виктор Васнецов
  • «Аленушка»
  • 173 х 121 см
  • Государственная Третьяковская галерея
  • 1881
  • В Абрамцево Васнецов пишет свою любимую картину – одну из первых в русской живописи, где переживания человека переданы через тонко воспроизведенное состояние природы.

В селе Ахтырка, где художник снимал дачу, как-то раз он встретил простоволосую крестьянскую девочку с глазами полными одиночества и чисто русской печали. Она и стала моделью, воплотившей образ Аленушки. Первоначально полотно было подписано «дурочка Аленушка» (дурочка, то есть сирота, юродивая).

Композиция картины проста – словно окаменевшая, девочка сидит на берегу пруда в задумчивой позе. За спиной печальной девочки стеной встает непроходимая лесная чаща. Окружает Аленушку один из лучших в русской живописи пейзажей настроения, где внутреннее состояние человека передается через образы природы.

Художник был ущемлен в средствах и писал Третьякову с вопросом приобретения полотна: «Если же картина совершенно не отвечает Вашим требованиям, то, разумеется, ни о каком с моей стороны предложении не может быть и речи.

Мне, при теперешних моих затруднительных денежных обстоятельствах, хочется быть в определенном положении к Вам, как единственному нашему серьезному приобретателю картин». Павел Михайлович не ответил на предложение Васнецова. Приобрел «Аленушку» брат Саввы Мамонтова, Анатолий.

Васнецов, рассчитывавший получить за нее пару тысяч, получил всего 500 рублей.

  1. Васнецов писал картину не опираясь на сказочный сюжет, но многие посетители Третьяковской галереи (картина таки попала в собрание в 1900 году – ее приобрел Совет Третьяковской галереи) прочно связали ее с народной сказкой.
  2. 4. «Иван Царевич на сером волоке», 1889
  3. Васнецов
  4. Виктор Васнецов
  5. «Иван-царевич на Сером Волке»
  6. Холст, масло
  7. 249 х 187 см
  8. Государственная Третьяковская галерея
  9. 1889

«Иван-царевич на Сером Волке» — крупноформатная картина, написанная в конце 1880-х во время пребывания художника в Киеве. Сюжетом для изображения Васнецов выбрал тему из русской народной сказки. Виктор Васнецов запечатлел момент, когда Серый волк с Иваном и Еленой Прекрасной мчится, спасаясь от погони.  

Сумеречный лес таит в себе множество загадок. На ветвях деревьев-великанов сидят черные зловещие птицы, человеческие фигуры напряжены и неспокойны.

В темном пространстве, куда не проникает солнечный цвет, чудесным образом расцветает деревце – дикая яблонька с бледно-розовыми цветами, отсылающая к сюжету сказки.

Иван Царевич насторожен, но полон решимости, внимательно вглядывается в лесную чащу. На нем -дорогой кафтан из парчи подпоясан зеленым кушаком. Уставшая Елена доверилась царевичу, склонила голову на его плечо и покорно позволяет себя обнять.

Ее великолепные одеяния из голубого шелка словно светятся, акцентируя на себе внимание зрителя. Головной убор, выполненный из драгоценных камней, придерживает длинные распущенные волосы, развевающиеся по ветру. Написанные художником аннее портреты Н.А. и Т.А.

Мамонтовых были использованы художником для образа царевны.

  • 5. «Богатыри», 1898
  • Васнецов
  • Виктор Васнецов
  • «Богатыри»
  • Холст, масло
  • 295 х 446 см
  • Государственная Третьяковская галерея
  • 1881-1898

Одно из последних приобретений Павла Третьякова –полотно «Богатыри» (самая масштабная картина Васнецова) созывалось около 30 лет: первый набросок был создан в начале 1870-х, а картина была закончена в 1898 году. Эскиз трех богатырей-всадников Васнецов создает еще в 1876 году в парижской мастерской Василия Поленова. Отложив этот эскиз на десятилетия, Васнецов возвращается к нему в Абрамцево.

В центре на черном могучем коне крестьянский сын Илья Муромец, рядом на белом скакуне, судя по стати арабской породы, Добрыня Никитич и сын ростовского попа Леонтия Алеша Попович. Три богатыря охраняют границу русского государства. Непобедимой заставой стоят на пути врагов. Васнецов сохраняет поэтическую сказочную интонацию.

Высоко расположенная линия горизонта позволила Васнецову «расширить» пейзаж. У ног конец – крошечные елочки, за спинами – собирательный образ русской природы.

По словам самого художника «мощные дубы в парке натолкнули его на мысль приняться за богатырей». Благодаря поддержке Саввы Мамонтова специально для этой картины строится мастерская при одном из усадебных домиков.

Алешу Поповича Васнецов писал с Андрея, сына Мамонтова. При написании облика Добрыни Васнецов взял несколько собственных черт и несколько черт Поленова. Илья был написан с крестьянина. Каждый из богатырей олицетворяет некую грань русского национального характера: Илья Муромец -это мощь, Добрыня Никитич – горячность. Алеша Попович – хитрость.

 «Богатыри» полны психологических деталей, которые уточняют образы ее персонажей. Среди них – гусли, прикрепленные к седлу Алеши Поповича, говорят нам о том, что перед нами – не только храбрый воин, но человек со своим интересом.

Живопись XIX века, Русское искусство, Васнецов, Товарищество передвижных художественных выставок, ТПХВ.

Источник: https://ArtDoArt.com/news/5-kartin-viktora-mihajlovica-vasnecova-iz-tretakovskoj-galerei

Васнецов Виктор Михайлович

В 1880 году на VIII передвижной выставке появилась картина Васнецова В.М. – «После побоища Игоря Святославича с половцами» — по мотивам «Слова о полку Игореве». Картина создавалась с 1881 по 1898 годы и хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Отец Михаил Васильевич Васнецов, как и дед, и прадед был священником.

Достоевскому» — говорили о Васнецове. Мужчина тоже в тёмном зимнем пальто и сапогах. Мясоедов Г.Г. Григорий Григорьевич Мясоедов родился 7 апреля 1834 года в селе Паньково Орловской губернии. На втором году рождения, мальчика и всю семью перевозят в село Рябово, где отец художника получил новый приход. В Рябово в той же губернии прошло детство художника вместе с пятью его братьями.

Так в 1867 году Васнецов приехал в Петербург практически без средств на существование. В Академии художеств молодой Васнецов успешно сдаёт экзамен по рисованию.

Но ещё не понял, что поступил и год обучался в Рисовальной школе при Обществе поощрения художеств. С 1868 года он приступает к занятиям в Академии, где его любимым наставником являлся П. Чистяков.

В Академии Васнецов близко дружил с Репиным, писал в духе передвижников жанровые картины.

Пишет картину «Акробаты» (1877) – жанровое, исполненное с французскими декорациями произведение. Вернувшись в Россию, он вступает в Товарищество передвижных художественных выставок, как жанровый художник.

Художник переехал жить в Москву, его новые знакомые – С. Мамонтов и П. Третьяков.

Васнецов выходец из провинции, был покорён Москвой, её историческими памятниками, здесь развивается и крепнет талант русского художника, происходят большие перемены в его творчестве.

Об этой картине с восхищением отзывались И. Крамской, П. Чистяков и И. Репин. Эта картина написана на пороге смут и народных волнений. Задачей нового направления в живописи Васнецова является поиск положительного пути для России.

Васнецов

С 1885 по 1896 год Васнецов оформляет Владимирский собор в Киеве. Расписывал он собор вместе с М. Нестеровым. Так Васнецов В.М. стал известным иконописцем и получил большое количество церковных заказов.

Однако позднее, в 1905 году Васнецов в знак протеста против политических предубеждений молодых художников отказывается от этого звания. В 1893 году Васнецов получил звание действительного академика живописи.

В 1912 году Васнецов возведён в «дворянское Российской империи достоинство со всем нисходящим потомством». Его сказочные картины были символичны в то время Васнецов был противником революции и не принял произошедших перемен.

Журналы в пух, и прах громили творчество художника. Последней незаконченной работой Васнецова был портрет М. Нестерова, доброго старого товарища и ученика.

По сюжету картины старик со старухой изгнаны из квартиры по бедности – на это указывают старые одежды, собранный узел – вынуждены скитаться в поисках нового жилища.

На VIII передвижной выставке 1880 года о показанной картине И.Крамской сказал: « Это вещь удивительная, которая нескоро будет понята по-настоящему». Эта картина представляет собой не взгляд в прошлое, а из прошлого в настоящее.

С квартиры на квартиру, васнецов, 1876

С этой картиной Васнецов перешёл от жанровой живописи к монументальным историческим и фольклорным произведениям. Композиционным и смысловым центром картины является нагрудный крест, свисающий с шеи убитого воина-отрока. Лицо павшего богатыря выражает спокойствие, в нём нет злобы. Всё это показывает умиротворённость картины. Васнецов писал эту картину на сюжет русской сказки.

Васнецов долго вынашивал сюжет «Алёнушки» и написал лишь тогда, когда встретил русскую девушку с глазами полными печали, одиночества. Каким-то особым русским духом веяло от неё» — рассказывал Васнецов. Здесь Васнецов передал переживания человека через природу.

Картина «Витязь на распутье» (1882). Создана картина Васнецовым по сюжету былины «Илья Муромец и разбойники». Первые наброски были сделаны художником в 1870-х годах.

В 1878 году написан первый вариант картины «Витязь», который открывает серию фольклорных произведений Васнецова.

Васнецов В.М. «С квартиры на квартиру». Описание картины

В данном произведении переплетаются фольклорная «фантастика» и реалистические детали. Надписи на камне вещуне взяты художником в Публичной библиотеке. Витязь изображён с опущенным копьём в глубоком раздумье перед камнем, однако, из картины уже понятно какое единственное решение будет принято.

Смотреть что такое «Васнецов, Виктор Михайлович» в других словарях:

Другие надписи («Направу ехати – женату бытии; налеву ехати – богату бытии») Васнецов частично стёр или спрятал подо мхом. Выписанные череп и кости дополняют фабулу картины. В апреле 1898 года законченную картину купил П. Третьяков, «Богатыри» стали одним из последних его приобретений.

3 мая (15 мая – по новому стилю) 1848 г., село Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии – 23 июля 1926 г., Москва

По словам Васнецова «Богатыри» были его творческим долгом, обязательством перед родным народом. Творческая биография Васнецова делится на два больших периода.

Наибольшую известность получила картина «Богатыри»; все четыре — в Третьяковской галерее) с фигурами конных витязей Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича, охраняющих границы отечества. У русских и зарубежных ценителей (напр., у А. А. Блока и Р. М.

Рильке ) творчество нового, «эпического» Васнецова находит горячий отклик как выражение «нового русского стиля».

Фольклорно-исторические картины

Самобытен вклад Васнецова также в историю архитектуры и дизайна. Им была также разработана декоративная композиция фасада Третьяковской галереи (1906) с гербом Москвы (св. Георгий, побеждающий дракона) в центре. В 1953 году московский дом Васнецова (построенный по его эскизу в 1894 году) был превращен в дом-музей. Музей имени братьев Васнецовых был открыт в 1988-м в Кирове (б. Вятка).

В деревенском доме Васнецовых сочетались разные уклады жизни. По вечерам читали много книг и журналов, посвященных естественным наукам и астрономии, рисовали.

Васнецов вместе со своим братом Аполлинарием рос не обособленно, а находясь в тесном общении с крестьянскими детьми.

Начальное образование Васнецов получил в местном духовном училище, а затем в духовной семинарии (1862 — 1867), где он изучал древнерусскую литературу.

В 1899 году свет увидела знаменитая картина Васнецова «Богатыри». В Школе поощрения художников Васнецов познакомился с Репиным, с которым был впоследствии очень дружен.

Источник: http://SensaFan.ru/vasnecov-viktor-mikhaylovich/

С квартиры на квартиру

  • Картина известного русского художника.
  • Год создания: 1876 год.
  • Описание картины Виктора Васнецова «С квартиры на квартиру»

Когда рассматриваешь эту картину Васнецова, сразу захватывает целая буря эмоций. Просто невозможно оставаться равнодушным. Эта картина пропитана чувствами горя и отчаяния.

По заднему плану можно со стопроцентной уверенностью сказать, что действие происходит поздней осенью в Санкт-Петербурге, так как на горизонте изображена Петропавловская крепость и золотой шпиль Петропавловского собора, и тёмно-серые воды Невы, которые уже совсем скоро скуёт лёд.

Главные герои картины «С квартиры на квартиру» — это уже весьма пожилая семейная пара, которая, если судить по одежде, не относятся к зажиточным гражданам Северной столицы. Однако они в то же время и не нищие. Можно предположить, что они только в недавнем прошлом приблизились к черте бедности.

Все их немногочисленные пожитки завёрнуты в узелок. Эта пожилая пара собрала все свои вещи и отправилась скитаться по городу в поисках нового жилья. Скорее всего, квартплата за предыдущее их место проживания стала для них непосильною ношей.

Судя по виноватому взгляду мужчины, с которым он смотрит на свою супругу, он винит во всех их бедах только себя. Возможно, когда-то он был весьма перспективным чиновником, за которого вышла замуж прекрасная юная леди. А теперь он постарел, лишился работы и средств к существованию. Теперь он не может содержать, как подобает ни себя, ни жену.

А жена абсолютно непоколебима, и её взор устремлён на дорогу. Она не хочет пожалеть своего мужа и разуверить его. Возможно, она также винит его в этом, но молча идёт вперёд, да и ещё тащит на себе все их вещи. Супруги явно уже не в первый раз перебираются на новое место. С ними следует их верный пёс, такой же старый и уставший от жизни.

Он безгранично предан своим хозяевам и останется с ними до последнего, чтобы не случилось, какие испытания ещё не преподнесла им нелёгкая судьба.

Произведение»С квартиры на квартиру» Виктор ВаснецовДата создания: 1876 г.Картина наполнена безысходностью и пессимизмом. Серая Петербургская поздняя осень, по набережной бредет пара стариков со своим нехитрым скарбом в руках. Судя по одежде, перед нами семья мелкого чиновника.

Предстоящая зима, удорожание квартирной платы, скромный пенсион, — все это заставило пожилую пару искать себе жилье подешевле. Судя по взгляду старика, осторожно брошенный им на свою жену, он чувствует себя виноватым в случившемся. Старуха непроницаема и сконцентрирована на дороге.

Своих хозяев сопровождает верная собака, такая же старая, такая же обреченная, такая же покорная судьбе. 

Фоном выступают силуэты Петропавловской крепости, уже замерзшая Нева, остов старой лодки. Васнецов подсказывает зрителю маршрут перемещения героев: судя по положению Петропавловского собора, старики переезжают с Васильевского острова на более дешевую Петроградскую сторону. 

Серое небо, серо-желтый снег, проталины на Неве, летающие над проталинами чайки. Удручающий пейзаж подчеркивает печальность сюжета.

Источник: https://8-poster.ru/pictures/S_kvartiryi_na_kvartiru/

Самые известные картины Васнецова Виктора Михайловича

Русское искусство — это настоящий кладезь талантов и гениев своего дела — будь то архитектура, классическая музыка, балет или живопись. Сегодня мы остановим свой взор на творчестве великого русского живописца, иконописца и иллюстратора сказочных сюжетов — Васнецове Викторе Михайловиче.

Немного о художнике…

Родился будущий художник в маленькой деревушке под названием Лопьял в Вятской губернии в 1848 году.

С детства художник видел зеленые луга и красивые, небесно-голубые озера, густой, почти волшебный лес и огромные поля желтой пшеницы, все эти волшебные пейзажи впоследствии он изобразил на своих полотнах.

Заметили ли вы, что у этого живописца очень много изображений сказочных сюжетов? Это говорит о том, что Виктор Михайлович всю жизнь верил в чудеса, и любил сказки. А теперь давайте отправимся в путешествие по сказочным (и не только) сюжетам великого художника.

1

«Книжная лавочка» (1876)

В этой работе художник показывает нам, что в те времена необразованному крестьянину не чуждо было интересоваться литературой и наукой. Мы видим, что у книжной лавки собралось много народа, который с неподдельным интересом рассматривает книги и образа, которыми увешана лавка.

А рабочий с топором на спине даже решает купить один из образов. Даже старец с внуком выбирают книгу мальцу для общего развития и, так сказать, познания науки.

Таким образом Васнецов возвышает русский народ, говорит о его душевности, умению развиваться и постигать что-то новое, неизведанное, словно веря в свой народ, как идола.

2

«С квартиры на квартиру» (1876)

Как по мне, пожалуй, в коллекции художника эта картина является самой печальной и пессимистической. Автор любил сказки, но и видел все, что его окружает в реальности, поэтому старался через свои картины обратить на это внимание властей. Сюжет картины достаточно красноречив.

Здесь мы видим, как, немолодая пара ищет не такого дорогостоящего убежища, потеряв свое уютное жилье по каким-то причинам. Серый снег и скромное убранство людей делает этот сюжет еще более удручающим и трагичным. За их спинами зимний Санкт-Петербург. О самых красивых парках Северной Столицы у most-beauty.

ru есть интересная статья!

3

«Царь Иван Васильевич Грозный» (1879)

Благодаря данному историческому портрету Васнецова, мы именно таким себе и представляем этого первого, очень мудрого и очень грозного владыку Всея Руси — Ивана Васильевича Грозного.

Портрет получился очень глубоким, живым, проникновенным и исторически достоверным, ведь историки и искусствоведы подтвердили, что наряд царя выполнен с педантичной точностью того времени.

В этом и весь Васнецов, он всегда рисовал исторически точные картины, ничего не додумывая, что нельзя сказать о его сказочных сюжетах. Вот тут-то он давал ход своей бурной фантазии.

4

«После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880)

Эту историческую битву мы знаем еще со школьной скамьи благодаря «Повести временных лет» и Нестору Летописцу, который записал исторический ход тех древних событий в своей летописи, слух о которых дошел и до нас.

Любитель русской живописи и фольклора Виктор Васнецов не смог обойти эту тему, ведь защищая свою территорию и честь, богатыри не боялись ни мощного врага грозного войска половского, ни смерти, что не может не восхищать современного человека. Именно смерть является главным сюжетом картины.

Автор возвышает ее в глазах зрителя тем самым говоря о том, что умереть, защищая свою Родину, детей и жен — это настоящая честь и гордость.

5

«Ковер-самолет» (1880)

Все мы в детстве мечтали попасть в сказку, прокатиться на ковре-самолете, да отведать лакомый кусочек из скатерти-самобранки. Ведь в этом волшебном мире сбываются все заветные желания, чего не скажешь о суровой реальности, где часто всё так мрачно и непредсказуемо.

Именно эту мысль хотел донести нам, художник, когда создавал свою очередную сказочную картину под названием «Ковер-самолет». На красивом ковре-самолете над рекою летит Иван-богатырь, да не один, а с жар-птицей, подаренной ему Бабой Ягой.

Он спокоен и уверен в себе, ждут его новые приключения, а ведь в сказке по-другому нельзя.

6

«Алёнушка» (1881)

Самое интересное это то, что изначально Васнецов написал картину об обычной деревенской девушке по имени Аленушка, которую он увидел однажды и решил изобразить у озера в Ахтырке.

Ее печаль и боль так ошарашила мастера кисти, что он запомнил ее и написал.

А люди уже сами отнесли этот сюжет к сказке думая о том, что это сестрица Аленушка печалится о своем братце Иванушке, лежащем на дне озера.

7

«Крещение Князя Владимира» (1893)

Это историческое событие в становлении современной России, а тогда еще Киевской Руси, автор пропустить просто не смог. Ведь с крещением князя Владимира на наших землях появилось и закрепилось христианство. Тема религии очень близка автору работы, ведь его отец был священнослужителем.

Царь решил первым принять крещение и показать своим подданным пример. Этот момент крещения и запечатлел Виктор Васнецов, разумеется перед этим он много читал и проштудировал летопись «Повесть временных лет».

Хотя, когда смотришь на полотно, кажется, что он лично присутствовал на этом таинстве — так правдоподобно и живо все нарисовано.

8

«Палата царя Берендея» (1885)

Эти царские хоромы Вам ничего не напоминают? Да-да, очень похоже на искусный терем царя Гвидона в знаменитой «Сказке о царе Салтане» Александра Сергеевича Пушкина.

Дело в том, что Виктор Васнецов был еще очень умелым, талантливым декоратором и после очередной работы над декорациями ему в голову пришла эта картина. Его работа вышла очень яркой и красочной.

А еще она очень хорошо рассказывает о развитии зодчества в Киевской Руси.

9

«Иван-царевич на Сером Волке» (1889)

Сюжет этой картины знаком каждому ребенку, ведь это один из эпизодов русской народной сказки «Иван царевич и серый волк», в котором Иван царевич и Елена Прекрасная верхом на волке спасаются от погони.

Мастер кисти обожал русский народный фольклор. Особенно сказки, поэтому картин с изображением сказочных сюжетов у него очень много, и именно его сказочные иллюстрации вошли во многие литературные издания.

10

«Песнь радости и печали» (Сирин и Алконост) 1896

Очень часто художник обращался к древнеславянской языческой тематике, которой интересовался и, по-моему, даже в нее верил. Вот к ней и относится это замечательное творение. Из давних времен мы знаем о двух силах, вечно противостоящих друг другу, и имя им: добро (Алконост) и зло (Сирин).

Именно их изобразил автор на своем полотне в виде двух красивых и немного мистических полуптиц с человеческими головами разной окраски, белая — это добро, а черная — зло. Они сидят на ветвях одного дерева и поют свои замечательные песни.

Алконост утверждает о вечном Рае, а вот Сирин наоборот говорит, что Рай утрачен и всех ждет вечная тьма, а кому из них верить каждый выбирает сам. А я все же соглашусь с белой птицей, Рай — он таки существует…

11

«Богатыри» (1898)

Я помню эту историческую и как мне раньше казалось сказочную картину с детства, ведь она висела в прихожей моей бабули и думаю еще в огромном количестве домов и квартир.

Кто же не знает легендарных богатырей русских: Илью Муромца, Алешку Поповича и Добрыню, которые на своих скакунах верных выехали в поле осмотреть свои владения, и поглядеть нет ли рядом врага нечестивого, и не нуждается ли люд добрый в их помощи.

Очень красивая картина, которую Васнецов писал целых двадцать лет, а в данное время ее можно увидеть в Москве в Третьяковской галерее.

12

«Снегурочка» (1899)

Картина Виктора Васнецова «Снегурочка», несмотря на внешнюю зимнюю суровость, пронизана сказочным теплом и волшебством. Невольно вспоминаешь рождественские вечера и бабушкины сказки у камина. На полотне изображена Снегурочка, робко бредущая по ночному лесу. Она кажется испуганной и осторожной.

Деревья и все, на что ни глянь, усеяны белоснежным снегом. Лес таинственный и молчаливый. Что ждет ее впереди она не знает, но недоброе предчувствие отображается на ее лице. Сказочный сюжет таит в себе вполне реалистичный подтекст — ощущение неизбежной беды.

Но остается надеяться, что и эта сказка с добрым концом.

13

«Гусляры» (1899)

На этом полотне мы видим трех мужей в белых рубахах, сидящих на лавке где-то в тереме, поющих песни и искусно перебирающих свои гусли.

Здесь автор рассказывает и показывает нам историю русской музыки, ведь гусляров очень любили и уважали в древней Руси.

Васнецов любил свою Родину и свой народ, и по этой причине в каждой работе пытался показать всю необъятную, безграничную красоту, и самобытность русской культуры, а также тяжелую жизнь простых крестьян.

14

«Прощание Олега с конем» (1899)

Эта работа создана как иллюстрация к известному нам по школьной программе стиху Пушкина. Узнав от волхва о том, что смерть ему принесет верный конь Олег решает с ним расстаться, именно это горькое прощание родных душ изобразил Васнецов.

Очень трогательное и душевное зрелище — воин в кольчуге и с мечем на боку прильнул к коню со слезами на глазах, а конь белогривый, словно чувствуя разлуку, нагнул свою голову и загрустил вместе с хозяином. Как всегда, картины Васнецова очень красочны, глубоки и точны.

Смотреть на них — одно удовольствие.

К слову, на нашем сайте most-beauty.ru Вы можете посмотреть на фото самых красивых пород лошадей в мире.

15

«Царевна-лягушка» (1918)

На картине этой изображена никто иная, как сама Василиса Премудрая. Она же и есть заколдованная царевна-лягушка, которая демонстрирует батюшке-царю свои волшебные возможности. Эта чудесная картина является иллюстрацией к сказке А.С.

Пушкина «Царевна-лягушка» и выполнена она очень умело. Глядя на это изображение, все мы знаем, что произойдет дальше.

Прекрасная девушка в изумрудном платье, извиваясь в танце, махнет левой рукой и сотворит озеро, а когда взмахнет правой, на озере появятся два прелестных белых лебедя.

Жаль, что мы не видим лицо Василисы, а только ее грациозный стан и шикарные густые волосы, но по лицам гусляров и их подтанцовывающим движениям можно понять, что они восхищаются ее красотой. На картине также изображен быт, яства и музыкальные инструменты, характерные данному периоду.

В заключение

Виктор Михайлович Васнецов один из самых любимых моих русских художников, думаю и не только. Наверное, потому, что его картины известны мне с детства, ведь очень много он рисовал сказочных сюжетов.

Благодаря ему русская живопись обрела новый виток и это — иллюстрация. Качественная, красивая и очень сказочная.

Художник каким-то волшебным образом заставляет зрителя оказаться среди его сюжетов и проникнуться теми давними событиями.

Источник: https://most-beauty.ru/drugoe/samye-izvestnye-kartiny-vasnetsova.html

Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова "Аленушка"

Урок развития речи. 6-й класс. Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова «Аленушка»

Цели:

  1. Знакомство с творчеством художника В. М. Васнецова;

  2. Совершенствование умения составлять текст-описание по картине;

  3. Развитие устной и письменной речи учащихся.

1. Сведения о художнике

Душа настоящего художника похожа на певчую птицу, которая заперта в клетке, накрытой невзрачной тканью. Мы не видим ее, но, услышав ее чудный голос, внезапно поражаемся удивительной внутренней красоте естества скрытой за накидкой птахи.

В 1873 году Виктор Михайловича Васнецов написал автопортрет, на котором очень трудно в чертах человека с бледным и усталым лицом рассмотреть какие-то особенные внешние признаки гениальности.

Но стоит лишь взглянуть на созданные им полотна, как ощущаешь вдруг и сразу всю силу удивительного душевного дара и таланта того, чья рука водила кистью, создавая эти незабываемо прекрасные, без всякого преувеличения сказочные картины. (слайд 3)

На формирование уникального внутреннего мира художника повлияли две главные взаимодополняющие первоосновы – семья и бытовое человеческое окружение. Сын сельского священника, Виктор Васнецов рос в российской глубинке среди крестьянских детей, всей душой впитывая красоту и поэзию русских народных былин и сказок.

В деревенском доме Васнецовых сочетались разные уклады жизни. По вечерам читали много книг и журналов, посвященных естественным наукам и астрономии, рисовали. И бабушка, и отец художника владели акварелью, именно отец стал его первым учителем рисования.

Васнецов вместе со своим братом Аполлинарием рос не обособленно, а находясь в тесном общении с крестьянскими детьми. Художник с детства проникался поэзией народных сказок, преданий и поверий, красотой народного искусства, красочной обрядовой стороной быта. Он воспринимал природу как одушевленное существо.

Именно детство заложило нравственно-духовные основы личности художника.

В творчестве Васнецова ярко представлены разные жанры, ставшие этапами очень интересной эволюции: от бытописательства к сказке, от станковой живописи к монументальной, от приземленности передвижников к прообразу стиля модерн. На раннем этапе в работах Васнецова преобладали бытовые сюжеты, например в картинах “С квартиры на квартиру” (1876), “Военная телеграмма” (1878), “Книжная лавочка” (1876), “Балаганы в Париже” (1877). (слайд 4)

В душе художника всегда жили образы народного эпоса.

Окончательно избрав для своих картин национально-историческую тематику, художник объединяет знание народного эпоса с мастерством жанриста, преобразует русский исторический жанр, погружая мотивы Средневековья в атмосферу поэтической легенды или сказки. Началом новой идейно-художественной направленности творчества художника является полотно “Витязь на распутье” (1882). (слайды 5 — 7)

Своим гражданским долгом художник считал написание полотна “Богатыри”, наброски к которому он исполнил еще в 1871 году. Эта картина, венчающая героический цикл работ Васнецова была написана в 1898 году. На создание “Богатырей” Васнецова вдохновили три огромных раскидистых дерева, растущих возле дома. Картина впечатляет огромными размерами – на всю стену. (слайд 9)

В 1897 году художник создает картину “Царь Иван Васильевич Грозный”. В этой картине Васнецов воплотил идею создания национального стиля, сочетающего современную живопись с поэтикой русского искусства допетровской поры. (слайд 10)

В конце 1890-х все более заметное место в его творчестве занимает религиозная тема (работы во Владимирском соборе в Киеве и в храме Воскресения в Санкт-Петербурге, акварельные рисунки и вообще подготовительные оригиналы стенной живописи для собора святого Владимира). (слайды 11 — 13)

В 1885 году А. В. Прахов предложил художнику работу по декорированию Владимирского собора в Киеве (1885-1896). Это стало исполнением желаний художника. Васнецов трудился над росписью собора более десяти лет. Это грандиозная работа, не имеющая аналогов в русском искусстве XIX века, стала его самым значительным монументально-декоративным свершением.

При создании церковной росписи Васнецов стремился обновить византийские каноны, внося в них лирически-личностное начало, воплощая в ряде мозаик и фресок фольклорные образы, в которых явственно проявляется дух народного жизнеутверждения и пантеистической тайны. Возрождая монументальное искусство художник создал свой “васнецовский стиль”.

 (слайд 14)

В 1889 году художник создал станковое полотно “Иван-царевич на Сером волке”, наполненное могучей силой природы. В этой картине “васнецовский пейзаж” окончательно обрел одно из своих самых ярких воплощений. (слайд 15)

В 1885 году Васнецов создал серию рисунков для постановки в Московской частной русской опере Мамонтова оперы Н. А. Римского-Корсакова “Снегурочка”, созданной по лирической сказке А. Н. Островского.

В этих рисунках художник соединил сказочную страну с наблюдениями деревенской жизни, языческую древность и современное ему народное творчество. В этих эскизах проявился одушевленный характер “васнецовской природы”.

В постановке “Снегурочки” художник впервые утвердил творческое равноправие художника-оформителя с драматургом и композитором. “Снегурочка” стала стимулом новых явлений в русском театре. (слайд 16)

Васнецов активно работает над введением фольклора в русскую живопись, отражает стороны русского национального характера (“Ковер-самолет”, 1880 г.). Эта картина в книжках на иллюстрациях производит эффект простора, а подлинник невелик – около полуметра.

 (слайд 17) В своих картинах на сказочные сюжеты художник соединяет фольклорную фантастичность с религиозным учением и научным взглядом на мир. (слайды 18 — 19) Тема мужественности и героизма проходит через его творчество вкупе с поисками идеала женской красоты.

Художник пишет триптих “Три царевны подземного царства” (1881), второй вариант которого, созданный в 1884 году, художник называл одной из самых ценных для него работ, в которой он связывал сказочный мотив с декоративностью формы. (слайд 20)

  • В 1893 году Васнецов становится действительным членом Академии художеств.
  • После 1905 года был близок к Союзу русского народа, хотя и не был его членом, участвовал в финансировании и оформлении монархических изданий, в том числе “Книги русской скорби”.
  • В 1915 году участвовал в учреждении Общества возрождения художественной Руси, наряду со многими другими художниками своего времени.
  • Виктор Васнецов скончался 23 июля 1926 года в Москве, похоронен на Введенском кладбище.

В Москве, в переулке Васнецова, расположен Дом-музей В. М. Васнецова. (слайд 21)

2. Подготовка к написанию сочинения по картине.

Картина “Алёнушка” никакого отношения к русской народной сказке про сестрицу Алёнушку и братца Иванушку не имеет. Эту простоволосую девочку художник увидел в Ахтырке.

Эта картина написана под влиянием сказок и народных песен о горькой судьбе сироты. Обездоленных детей Виктор Михайлович видел, конечно, и в жизни, питая к ним глубокое сочувствие.

“Алёнушка” — обобщенный образ деревенской девочки-сиротки. (слайд 22 — 23)

  1. а) Беседа по картине (слайд 24)
  2. — Что изображено на картине?
  3. — Опишите Алёнушку (лицо, одежда, поза)
  4. — Как вы думаете, почему девочка здесь сидит?
  5. — Что с ней произошло?
  6. — О чем думает?

— Опишите лес. Какие деревья окружают Алёнушку?

  • — Опишите реку.
  • — Какие краски преобладают?
  • — Какое впечатление произвела на вас картина?

— Какие части речи будут преобладать в вашем сочинении? Почему?

  1. б) Словарно-лексическая работа (слайд 25)
  2. Алёнушка: крестьянскаядевочка лет 13-15, цветной сарафан, босая
  3. Лицо: печальное, грустное, отрешенное;
  4. рыжеватые пряди волос раскинулись по плечам
  5. сидит на камне, пригорюнившись
  6. Лес: мрачный сказочный лес; хвойные деревья стоят стеной; осинки хрупкие, тоненькие, беззащитные. (слайд 26)
  7. Река: темная вода; зеркальная поверхность воды, усыпанная желтыми листьями; зеленый камыш. (слайд 27)
  8. в) Композиция сочинения (слайд 28)
  9. 1. Вступление
  10. Сведения о художнике (или первая “встреча” с “Алёнушкой”)
  11. 2. Основная часть

Описание картины (Алёнушка. Лес. Река)

  • 3. Заключение
  • Какое впечатление произвела на вас картина?
  • 3. Самостоятельная работа

Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/sochinenie-opisanie-po-kartine-v-m-vasnetsova-alen.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector