Кустодиев «купчиха и домовой» описание картины, анализ, сочинение

Художник Кустодиев Борис Михайлович родом из Астрахани, родился в 1878 году 23 февраля. Детство его проходило на берегах великой Волги, где он провел свои детские и отроческие годы. Отец умер от чахотки, когда мальчик еще только делал свои первые шаги. Его мать в 25 лет осталась вдовой с четырьмя малышами.

Мальчик впервые начинает рисовать в пять лет и тогда же испытывает первое потрясение, прослушав оперу «Иван Сусанин». В 9 лет Боря уже полом мечтаний стать настоящим художником. Он учится в церковно-приходской школе, а потом поступает в гимназию.

Кустодиев Кустодиев Кустодиев

В городе открывается XV выставка Передвижников, и Кустодиев с замиранием сердца рассматривает полотна известных русских художников. Время для него словно остановилось, он не отрывает восхищенных глаз от картин знаменитых живописцев.

Увлекаясь рисованием, подросток начинает изучать искусство живописи в родном городе у единственного художника-профессионала Павла Алексеевича Власова.

Освоив первоначальные уроки мастерства, Кустодиев в 18 лет уезжает из Астрахани в Петербург, где поступает на учебу в Академию Художеств. Первый курс проходит у В. Савинского, со II курса обучается у И. Репина.

Усердие и талант молодого человека замечены, и Илья Репин берет его помощником, для выполнения большого и очень ответственного заказа, написать большое полотно «Заседание Государственного совета».

В самом начале ХХ века Кустодиев приступает к разработке своего жанра «портрета-картины», где главный герой и пейзаж неразрывно связаны. Это обобщенный образ модели и его индивидуальные черты, которые раскрываются через окружающее пространство.

На последних курсах Академии Кустодиев активно участвует в выставках. Художник уже известен как хороший портретист, но на конкурс готовит живописное произведение «Базар в деревне» и уезжает работать над ней в Костромскую губернию, где встречает свою будущую супругу, 19-летнюю Юлию Евстафьевну Прошинскую. Через три года молодые сыграют свадьбу.

Кустодиев Кустодиев Кустодиев Кустодиев

В 1903 г. Кустодиев заканчивает Академию и получает за конкурсное полотно «На базаре» золотую медаль и поездку за границу. В декабре этого же года художник с семьей селятся в Париже.

Он посетил Италию, Испанию, где изучал и копировал полотна знаменитых живописцев. Бродя по Парижу, Кустодиев присматривается к национальной живописи, а затем свои впечатления передает в картине «Утро».

Во Франции Кустодиев не пробыл и шести месяцев, его одолевает ностальгия и он возвращается.

В России художник решил заняться книжной графикой и иллюстрирует известную повесть Гоголя «Шинель». В это же время Кустодиев рисует карикатуры для многих сатирических журналов. Он какое-то время увлечен скульптурой, создавая великолепные бюсты, в т.ч. М. Добужинского, Вс. Мейерхольда, А. Ремизова.

В 1907 г. Кустодиев вступает в Союз художников.Позднее через 2 года его избирают членом Академии художеств. Ему предлагают место в Московском училище живописи. Понимая, что такой пост будет отнимать время, от увлечений, и, не собираясь переселяться в Москву, на лестное предложение он отвечает отказом.

Если использовать словесное описание картин Кустодиева его сюжеты прямо таки превращаются в захватывающий роман. В его композициях со многими фигурами воссозданы разные типы женщин России. Они окрашены преклонением перед женщиной и немного ироничны.

Картины Кустодиева красочны и приближаются к народному искусству. Борис Михайлович рисует поэзию мечты, сказку. Огромное значение он придает линиям, пятнам цвета, поэтому постепенно переходит на гуашь и темперу.

Его интересует парсуна XVI-XVIII веков, красочный лубок, разные старинные вывески и так далее.

Кустодиев Кустодиев Кустодиев

В 1909 году Кустодиеву присваивается звание академика. Многочисленные награды, известность,но он счастлив только в костромском «Тереме».

Кустодиев-жанрист подробно вникает в народные обряды, его интересуют народные промыслы частушки и хороводы, различные глиняные игрушки, деревянная резьба вышивки и национальный костюм. И в итоге рождается чудесная «Масленица» — идиллия праздника.

Жизнерадостность этого полотна Кустодиеву дается с огромным трудом, он тяжело болен, работает в каталке, его мучают острые боли.

Но в это же время у Бориса Кустодиева появились сначала едва уловимые признаки туберкулеза позвоночника. Затем отмахнуться от них уже было невозможно — боли в руке и шее усиливались. К ним добавляются мучительные головные боли, сопровождающиеся рвотой. Он перенес несколько операций, но они приносят только временное облегчение.

Художник словно в миражах видит свои ненаписанные картины и, кажется, создает их невероятной легкостью. Медики ставят страшный диагноз — костный туберкулез. Ему надевают жесткий корсет на верхнюю часть туловища. Кустодиев выезжает в Швейцарию, но в мыслях только Кострома.

Известный врач Герман Оппенштейн озвучивает новый диагноз: опухоль в спинномозговом канале.

Художник работает практически без отдыха пишет множество работ : Большевик 1920 г., Купчиха И Домовой. 1922., Красавица, Портрет на фоне кремля Николай 2-й, Кроме картин и портретов он оформляет одиннадцать спектаклей для театра.

Хотя не все работы приходятся ему по душе, Кустодиев достигает прекрасных результатов. Это литографии к собранию стихов Некрасова, иллюстрации к повестям Лескова, которые заслуженно считаются гордостью российской графики. Создает иллюстрации к произведениям М.Ю.

Лермонтова. Л.Н. Толстого…

Кустодиев успевает воссоздать крестьянскую жизнь во многих полотнах, зарисовках, праздничных вариациях. Даже портрет русского певца Федора Ивановича Шаляпина художник пишет на фоне гулянья. Провинциальная жизнь, словно прекрасная музыка, звучит в картинах «Голубой домик», «Троицын день» и знаменитых на весь мир «Купчихах».

Огромное восхищение вызывает известный «Автопортрет», Кустодиевым в 1912 году, хранящийся сейчас в галерее Уффици, во Флоренции.

Весной 1916 года 37-летнему художнику предстоит снова операция. Общий наркоз на долгие в течении пять часов. Доктор говорит: «Признаки больного с его диагнозом был поставлены верно. Для удаления опухоли необходимо разрезать нервные сосудики.

Но больной навсегда может лишится движений конечностей, то бишь рук и ног. Поэтому вам решать. Молодая женщина, отлично понимает, что при благоприятном исходе ей будет уготована судьба сиделки, она тихо и твердо произносит: «Руки ни в коем случае нельзя удалять.

Как художник он такого не вынесет…»

На пути из г. Выборга в Петроград, Б. Кустодиев был в состоянии что не смог встать с его кресла, и на несколько часов был помещен вагон с озлобленными собаками, они скалились на него, рычали. Он как будто не от мира сего, спокойно делал зарисовки этих не совсем милых собачек!

Жизненная энергия этого художника потрясает. В инвалидной коляске он посещает театр и даже разъезжает по матушке России. Болезнь старается одержать победу, но живописец не сдается и рисует лежа.

Его полотно подвешено так близко, что больной художник не в силах разглядеть всю композицию.

Силы уходят: чувствует вялое недомогание и вскоре заболевает восполением легких, организ еще более слабеет и отказывает сердце.

Умер Кустодиев в 1927 году, его захоронили недалеко от Питербурга в Тихвинском кладбище. Певец русской провинции ушел в вечность, и оставил нам возможность любоваться его неповторимыми полными радости и жизни полотнами.

Источник: https://www.art-portrets.ru/art20veka/kustodiev-hudozhnik.html

Лучшие картины русского художника Бориса Кустодиева

Кустодиев мог не только увидеть и оценить красоту природного мира, но и в его силах и в его власти было воссоздать и воплотить на своих художественных полотнах максимально подробно этот сложный мир живой природы.

Как и большинство работ автора, пейзажные полотна Кустодиева отличаются особой яркостью, выразительностью и насыщенностью цветовых планов. На картинах Кустодиева природа всегда представляет собой нечто гораздо большее, чем просто пейзажное изображение. Кустодиев создаёт своё художественное описание природы, делает его предельно индивидуальным, авторским, ни на что не похожим.

В этом отношении особо заметно одно из кустодиевских произведений, написанное художником в 1918 году «Лошади во время грозы».

Кустодиев

Картина «Лошади во время грозы» — это образец талантливой масляной живописи. В данный момент полотно принадлежит собранию изобразительного искусства ХХ века Государственного Русского музея в Петербурге. Центральный образ и мотив холста заявлен уже в самом названии картины.

Посетив в 1887 году выставку передвижников и впервые увидев картины настоящих живописцев, юный Кустодиев был потрясен. Он твердо решил стать художником. Окончив в 1896 году духовную семинарию, Кустодиев едет в Петербург и поступает в Академию художеств. Занимаясь в мастерской И. Е. Репина, Кустодиев много пишет с натуры, стремится овладеть мастерством передачи красочного многообразия мира.

Кустодиев Гуляние на Волге, 1909

Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург). Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И. Я. Билибин, 1901).

Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России.

Кустодиев Портрет Федора Шаляпина, 1922, Русский Музей

Хотя в 1916 году паралич приковал художника к инвалидному креслу, Кустодиев продолжал активно работать в разных видах искусства, продолжая свои популярные «волжские» серии.

Кустодиев Б.М. Кустодиев в своей мастерской. 1925 г.

После революции Кустодиев создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации («Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова; «Русь» Е. И. Замятина; обе работы – 1923; и другие рисунки) и сценографии («Блоха» Замятина во втором МХАТе, 1925; и другие декорации). Умер Борис Михайлович Кустодиев в Ленинграде 26 мая 1927 года.

ЛУЧШИЕ КАРТИНЫ РУССКОГО ХУДОЖНИКА БОРИСА КУСТОДИЕВА:

Кустодиев Купчиха за чаем, 1918 Русский музей

Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. В сидящей на балконе за столом, уставленным яствами, дебелой, необъятной толщины русской красавице, образ купчихи приобретает подлинно символическое звучание.

Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе, изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт.

Спелый красный арбуз с черными косточками, жирный кекс, булочки, фрукты, фарфор, большой самовар — все это написано необыкновенно вещно и осязаемо и в то же время не иллюзорно, а нарочито упрощенно, как на лавочных вывесках.

В голодный 1918 год, в холод и разруху больной художник мечтал о красоте, полнокровной яркой жизни, обилии. Однако смакование сытого, бездумного существования сопровождается здесь, как и в других произведениях Кустодиева, легкой иронией и беззлобной усмешкой.

Кустодиев Купчиха с зеркалом, 1920, Русский музей

Молодость всегда привлекает своей яркостью, красотой, свежестью. Художник представляет нам обычную сцену из купеческой жизни. Молодая девушка примеряет новую шелковую шаль. Картина насыщена деталями, раскрывающими характер героини.

На столике разложены украшения, девушка из прислуги перебирает меха, зеленый сундук у печки явно скрывает «богатства» героини. В дверях стоит улыбающийся купец, в богатой шубе. Любуется на свою дочь, увлеченную новым гардеробом.

Кустодиев Красавица, 1915, Третьяковская галерея

Кустодиев всегда черпал свое вдохновение в русской лубочной живописи. Вот и его знаменитая «Красавица» словно списана с лубка или с дымковской игрушки. Однако, известно, что художник писал с натуры, известно и то, что моделью стала известная актриса Художественного театра.

К пышным формам своей модели художник подходит деликатно, с добрым юмором. Сама красавица ничуть не смущена, она спокойно, с некоторым любопытством наблюдает за зрителем, весьма довольная производимым впечатлением. Поза ее целомудренна. Белое пышное тело, голубые глаза, золотые волосы, румянец, алые губы — перед нами действительно красивая женщина.

Кустодиев Провинция. 1919
Кустодиев Вид с Воробьевых гор. 1919
Кустодиев В старом Суздале, 1914

Буйная роскошь красок расцветает пышным цветом на картинах Кустодиева, стоит только ему обратиться к излюбленной теме: изображению основ жизни глубинки, ее устоев, ее корней. Красочно показанное чаепитие во дворе не может не радовать глаз всем тем жизнелюбием, которое царит на картине.

Статные спины, гордая осанка, явная неторопливость каждого движения, осознанное чувство собственного достоинства, которое ощущается у всех женских фигур – это и есть старый Суздаль, такой, каким его видит, ощущает, чувствует художник. И он весь перед нами как на ладони – живой и яркий, настоящий. Теплый. Точно за стол приглашает!

Утро, 1904 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Изображены Юлия Евстафьевна Кустодиева, жена художника, с сыном-первенцем Кириллом (1903-1971). Картина написана в Париже.

Русская Венера, 1925 год, Нижегородский художественный музей, Нижний Новгород
Купание, 1912, Русский музей

По «кустодиевски» солнечный день на картине переполнен насыщенными цветами. Голубое небо, зеленый косогор, зеркальный блеск воды, солнечно-желтая купальня — все вместе составляют теплое лето.

Купальщицы прописаны художником схематично, очень деликатно. Кустодиев словно сам отводит взгляд зрителя от купальни и привлекает внимание к окружающей природе, наполнив ее неестественными яркими красками.

На берегу идет обычная жизнь. Лодочники предлагают публике прокатиться по реке, в гору с трудом поднимается груженая телега. На пригорке — красная церковь.

Дважды художник изобразил российский триколор. Бело-сине-красное полотнище украшает купальню и борт большой лодки. Скорее всего, перед нами праздничный день. Лето и есть праздник для всех, кто способен его оценить.

Купальщицы ведут неспешную беседу, наслаждаясь теплом, солнцем, рекой. Неспешная, размеренная, счастливая жизнь.

Купчиха и домовой, 1922

Весьма пикантную сцену изобразил художник. Домовой, обходя свои владения, застыл в изумлении перед обнаженным телом спящей хозяйки дома. Но детали все-таки подсказывают зрителю, что героиня картины все подготовила для этой сцены.

Жарко натопленная печь оставлена открытой, чтобы огонь давал свет. Поза тщательно продумана. Возникают ощущение, что и сон хозяйки театральный. Красавица словно сама заманивает домового, чтобы на него посмотреть.

Сказка, рождественская история, чудо.

Изящная, белотелая, ослепительно-красивая купчиха — с одной стороны, жутковатый, поросший шерстью, пузатый домовой — с другой. Они как воплощение купеческой женской и мужской красоты. Два разных начала, противоположности.

Троицын день, 1920, Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева
Портрет художника Ивана Билибина, 1901, Русский музей

Этот портрет — ранняя работа мастера. Создавался он в академической мастерской И. Репина. В этой работе манера Кустодиева едва проступает. Она еще просто не сформировалась. Билибин изображен очень реалистично.

Перед нами изысканно одетый молодой человек: черный сюртук, белоснежная сорочка. Красный цветок в петлице — деталь, характеризующая модель. Герой франтоват, любитель женщин, развлечений. Взгляд ироничный, даже смешливый. Черты лица правильные.

Перед нами красивый молодой человек.

Портрет Ю.Е. Кустодиевой. 1920
Портрет великой княгини Марии Павловны.1911
Купчиха с покупками.1920
Московский трактир, 1916, Третьяковская галерея

Московский трактир — место особое, непростое. Главное в нем — общение, отдых. Именно таким и предстает трактир на картине. Грациозны и изящны половые, обслуживающие посетителей. Красные потолки и своды придают работе радостную и праздничную атмосферу. Судя по пучку вербы за иконой, действие происходит накануне пасхи.

В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики.

Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой.

Угадывается даже некоторое сходство образа на этой иконе со строгим и торжественным лицом председателя чаепития.

Портрет Ю.Е. Кустодиевой с дочерью Ириной. 1908, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
Сирень,1906
Император Николай II, 1915

Рекомендуем также:

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

Источник: https://moiarussia.ru/luchshie-kartiny-russkogo-hudozhnika-borisa-kustodieva/

Кустодиев Борис Михайлович — русский художник

Кустодиев

27 февраля 1917 года

Кустодиев

Автопортрет. 1904

Кустодиев

Балаганы

Кустодиев

Берендеевка. Эскиз декорации к спектаклю А.Н.Островского «Снегурочка».

Кустодиев

Булочник. Из серии «Русь. Русские типы».

Кустодиев

В низовьях Волги

Кустодиев

Вербный торг у Спасских ворот

Кустодиев

Весна

Кустодиев

Волга. Радуга

Кустодиев

Голубой домик

Гроза

Групповой портрет художников «Мира Искусства». Набросок.

Гуляние на Волге

Деревенский праздник. Фрагмент

Жатва

Женщина с чашкой

Земская школа в Московской Руси

Зима

Извозчик-лихач. Из серии «Русь. Русские типы».

Карусель. Из серии «Русь. Русские типы».

Красавица

Красная башня Троице-Сергиевой лавры

Крестный ход

Крещенское водосвятие

Купанье 1

Купанье

Купец в шубе. Из серии «Русь. Русские типы»

Купец-сундучник

Купец. (Старик с деньгами).

Купец. Из серии «Русь. Русские типы»

Купчеха с покупками. Фрагмент

Купчиха 1

Купчиха за чаем

Купчиха и домовой

Купчиха с зеркалом.

Купчиха с покупками. Фрагмент

Купчиха с покупками

Купчиха, пьющая чай

Купчиха. Из серии «Русь. Русские типы».

Купчиха. Фрагмент

Купчиха

Купчихи в Кинешме

Лежащая натурщица

Летний праздник.

Лето

Масленица. Фрагмент 1

Масленица. Фрагмент

Масленица.

Масленица

Масленница фрагмент

Матрос и милая. Из серии «Русь. Русские типы».

Монахиня 1

Монахиня

Морозный день

Московский трактир

Натюрморт с фазанами

Ночной праздник на Неве.

Пасхальный обряд (Христосованик)

Площадь на выезде из города. Эскиз декораций к спектаклю А.Н.Островского «Горячее сердце».

Под звуки гитары

Под сводами старинной церкви. Эскиз декорации к спектаклю А.Н.Островского «Гроза»,

Половой. Из серии «Русь. Русские типы».

Портрет А.Н.Протасовой

Портрет Александра Ивановича Анисимова

Портрет Василия Васильевича Матэ

Портрет И.Б.Кустодиевой, дочери художника

Портрет Ивана Билибина

Портрет Ивана Ершова, в роли Зигфрида, 1908г

Портрет Игоря Эммануиловича Грабаря

Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой

Портрет Н.И.Зеленской

Портрет Н.К. фон Мекка

Портрет Николая Константиновича Рериха

Портрет Ренэ Ивановны Нотгафт

Портрет С.А.Никольского

Портрет Шаляпина

Портрет Юлии Евстафьевны Кустодиевой

Портрет артистки Т.В.Чижовой

Портрет великого певца Ивана Васильевича Ершова, 1922г

Портрет женщины в голубом

Портрет писательницы А.В.Шварц

После грозы

Праздник на площади Урицкого в честь открытия II Конгресса Коминтерна. Фрагмент

Прогулка верхом

Продавец ковров (Татарин). Из серии «Русь. Русские типы».

Русская Венера

Сельский праздник

Сенокос. Фрагмент.

Сенокос

Степан Разин

Странник. Из серии «Русь. Русские типы».

Торговка овощами. Из серии «Русь. Русские типы».

Трактирщик. Из серии «Русь. Русские типы».

Троицын день

Утро

Яблоневый сад.

Ярмарка

Источник: https://WeArts.ru/ruartist/129

Картина Бориса Кустодиева «Купчиха и домовой»

Кустодиев

Кустодиев любил изображать на своих картинах провинциальную Россию. Особенно привлекали его те села, которые находились на верхней волге.

Именно здесь зарождались те образы купеческого и мещанского быта, которые становились темами его творений. Исходный мотив ярмарки и масленицы постоянно варьировался художником.

Эффект был всегда максимально пестрый, красочный и обязательно мажорный. В этом особая близость творчества живописца к народному искусству.

Постепенно начало иронически-театральное нарастает в композиции картин. Все крепче становится ощущение идиллии, ирреальности, наполненной ностальгией и печалью.

Мы видим купчиху и стоящего перед ней домового. Горнило печи открыто. Огонь ночью создает особое впечатление. Он издает характерное потрескивание, отбрасывает причудливые тени. Такие звуки могут не только умиротворить, возможно появление безотчетной тревоги. Перед открытой створкой печи лежит ковер. Такая ситуация крайне опасна, так как искры могут случайно попасть на него.

Купчиха у Кустодиева абсолютно беззащитна. Она спит в совершенно открытой позе. Ее ложе – сундук с одеялом из пуха и перинами. Перины аллегорически связаны с облаками рая. По официальной религии домовой принадлежит именно к темному миру. Но раньше он считался настоящим хозяином дома, который оберегал его от всего злого. Присутствие домового считалось нормой.

Домовой изображен тьмой и отсветом. Фонарь рядом с ним светит назад. Возникает вопрос, для чего пришел этот персонаж? Скорее всего, он предвещает что-то плохое. Отсвета огня, пылающего в печи, является настоящей квинтэссенцией тревоги, опасности глобального масштаба. Интенсивность цвета говорит о ее большой силе.

В соединении оттенков ощущается особая агрессия и невероятный напор. Красный, как яркая молния продирает все пространство. Достаточно небольшого порыва ветра, чтобы огонь распространился по всей комнате.

Картина вызывает у зрителей все нарастающее чувство тревоги.

Источник: http://k-a-r-t-i-n-a.ru/kartina-borisa-kustodieva-kupchiha-i-domovoy/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector