Поленов «бабушкин сад» описание картины, анализ, сочинение

Паленов Василий Дмитриевич (1844-1927) русский художник мастер исторического пейзажа и жанровой живописи.Его картины выставлены в Третьяковской галереи.

Они запоминаются потому, что в них отражаются ясные небеса, храмы, древние особняки, деревянные крыши Москвы, солнечные тени на дорожках, развесистые кусты сирени, и это все на нашей родине в России.

Его картины трогают душу и сердце, потому что он видел и передавал красоту обычных вещей.Такое под силу только одаренному человеку.

Картина «Бабушкин сад» радует и дарит ощущение прекрасного настроения. Она погружает в неторопливую жизнь со старым особняком и заброшенным садом и с людьми разных поколений. На картине представлен летний заброшенный сад с деревьями, кустарниками, цветами и зеленой травой.

Художник отразил в своем произведении солнечные тени растений падающих на песчаную дорожку.Останавливаем  взгляд на юной особе со светлыми волосами, одетую в красивое длинное розовое платье сшитое по фигуре, с повязанным черным шарфом. Девушка, что-то несет в одной руке,а за другую руку, её держит бабушка. В.Д.

Поленов показывает юное создание в лучшем свете.Девушка обоятельна, молода,чиста и грациозна. И как бы противопоставляя этому образу, модной молодой девушке художник представляет старушку с палочкой. Она одета в черную одежду и только чепец на её голове с рюшами белого цвета. Заброшенный сад напоминает бабушке времена её молодости и  жизни.

Юная особа с любовью и уважением помогает бабушке двигаться.Здесь показаны человеческие чувства забота, любовь и доброта.

На картине видим старинную усадьбу построенную в античном стиле.Здание поражает богатством фасада,огромным крыльцом и ступеньками. По всей вероятности его строили по итальянским проектам того времени. Колонны с пилястрами украшенные замысловатыми узорами. Но время не пощадило усадьбу на картине видны следы разрушения, в виде осыпавшейся штукатурки и разрушенной лестницы.

Художник создал картину «Бабушкин сад» на радость людям! В ней он оценил разные эпохи и культуры. Он соединил в картине пейзаж и жанр.Картина заставляет думать о быстротечности жизни и о единении человека с природой.

Василий Дмитриевич Поленов это самый удивительный художник который с достоверной точностью отражает в своих картинах: пейзажи, настроение и глубину познания человеческих отношений. До конца своей жизни Василий Поленов приносил счастье людям.

Вариант №2

Любовь к необъятным просторам русской природы, пристальное внимание к определенным деталям, которые характеризуют людей с разных сторон, эффектная цветовая гамма – это особенности живописи выдающегося художника Василия Дмитриевича Поленова.

Одна из его работ под названием «Бабушкин сад» сочетает в себе и особое отношение художника к пейзажам родного края, и уважение к прошлому, всему, что с ним связано. Не обошлось в создании этой картины без глубоких философских размышлений, заложенных В. Д. Поленовым в сюжет.

С первого взгляда складывается впечатление, что автор стремился обратить внимание зрителя на прошедшие времена. Для этого на переднем плане он представил песчаную тропинку, которая, извиваясь, ведет к постройке. При этом с обеих сторон от нее – густая темно-зеленая растительность в виде разных трав, цветов и деревьев.

Художник нарисовал сад немного запущенным, подчеркивая отсутствие ухоженности из-за немолодого возраста представителей мира растений. Это место кажется глухим, так как автор работы сделал его непроходимым. В тихом уголке природы сохранились высокие цветущие растения, кусты с крупными сочными листьями. Слева заметна береза со скромной кроной.

По всей видимости, день не жаркий, так как не растениях нет ярких бликов солнечных лучей.

По тропинке лицом к зрителю медленно перемещаются две женщины. Одна из них пожилая, одетая в темное платье, пышный головной убор. Она будто укуталась в теплую шаль от холода. Молодая девушка, которая сопровождает ее в саду, выглядит свежо благодаря пленительному оттенку розового цвета ее платья и книге в руках.

На заднем плане картины изображена лишь часть просторной усадьбы, которая несет в себе явный отпечаток старины. Здесь имеют место и узкие окна, и сложное строение крыши.

Облупленное крыльцо дома и другие части постройки говорят о том, что здание не молодо. Оно далеко от современности, но продолжает хранить в себе истории чьих-то семей.

Колонны напоминают о давнем богатстве дворянского особняка, в котором теперь сосредоточены и вызывают внимание тайны.

Картина «Бабушкин сад» уносит читателя в мир прошлых лет, где художник без прикрас реалистично представляет архитектуру пошлого, отголосок старины благодаря миру природы и, конечно, пожилому человеку.

В работе чувствуется уважительное отношение автора к окружающему миру, несмотря на изменения, которые произошли в нем со временем. Автор акцентирует внимание на том, что ничто не вечно, время неумолимо. Нужно ценить прошлое, уважать и понимать старость, которая неизбежна.

И лишь в представителях мира растений, в постройках сохранятся отпечатки прошлого.

Несмотря на запущенность сада и состояние пожилой женщины, которой трудно передвигаться, в душе зрителя нет болезненных чувств, наоборот, картина вызывает приятные воспоминания, мысли о мудрости, семейном очаге, который есть у каждого из нас. Здесь есть и нота грусти по ушедшему времени, и нота молодости, веры и надежды в счастливое будущее.

Описание картины

Любовь к необъятным просторам русской природы, пристальное внимание к определенным деталям, которые характеризуют людей с разных сторон, эффектная цветовая гамма – это особенности живописи выдающегося художника Василия Дмитриевича Поленова.

Одна из его работ под названием «Бабушкин сад» сочетает в себе и особое отношение художника к пейзажам родного края, и уважение к прошлому, всему, что с ним связано. Не обошлось в создании этой картины без глубоких философских размышлений, заложенных В. Д. Поленовым в сюжет.

С первого взгляда складывается впечатление, что автор стремился обратить внимание зрителя на прошедшие времена. Для этого на переднем плане он представил песчаную тропинку, которая, извиваясь, ведет к постройке. При этом с обеих сторон от нее – густая темно-зеленая растительность в виде разных трав, цветов и деревьев.

Художник нарисовал сад немного запущенным, подчеркивая отсутствие ухоженности из-за немолодого возраста представителей мира растений. Это место кажется глухим, так как автор работы сделал его непроходимым. В тихом уголке природы сохранились высокие цветущие растения, кусты с крупными сочными листьями. Слева заметна береза со скромной кроной.

По всей видимости, день не жаркий, так как не растениях нет ярких бликов солнечных лучей.

По тропинке лицом к зрителю медленно перемещаются две женщины. Одна из них пожилая, одетая в темное платье, пышный головной убор. Она будто укуталась в теплую шаль от холода. Молодая девушка, которая сопровождает ее в саду, выглядит свежо благодаря пленительному оттенку розового цвета ее платья и книге в руках.

На заднем плане картины изображена лишь часть просторной усадьбы, которая несет в себе явный отпечаток старины. Здесь имеют место и узкие окна, и сложное строение крыши.

Облупленное крыльцо дома и другие части постройки говорят о том, что здание не молодо. Оно далеко от современности, но продолжает хранить в себе истории чьих-то семей.

Колонны напоминают о давнем богатстве дворянского особняка, в котором теперь сосредоточены и вызывают внимание тайны.

Картина «Бабушкин сад» уносит читателя в мир прошлых лет, где художник без прикрас реалистично представляет архитектуру пошлого, отголосок старины благодаря миру природы и, конечно, пожилому человеку.

В работе чувствуется уважительное отношение автора к окружающему миру, несмотря на изменения, которые произошли в нем со временем. Автор акцентирует внимание на том, что ничто не вечно, время неумолимо. Нужно ценить прошлое, уважать и понимать старость, которая неизбежна.

И лишь в представителях мира растений, в постройках сохранятся отпечатки прошлого.

Несмотря на запущенность сада и состояние пожилой женщины, которой трудно передвигаться, в душе зрителя нет болезненных чувств, наоборот, картина вызывает приятные воспоминания, мысли о мудрости, семейном очаге, который есть у каждого из нас. Здесь есть и нота грусти по ушедшему времени, и нота молодости, веры и надежды в счастливое будущее.

8 класс

Поленов Поленов — Бабушкин сад

Сейчас читают:

  • Сочинение по картине Кипренского Портрет А.С. Пушкина 9 класс
    Так отозвался на свой портрет великий поэт А. С. Пушкин созданный О. А. Кипренский. В 19 веке именно его считали лучшим портретистом современности так как он умел с необъяснимой точностью передать не только внешние сходства,
  • Женские образы в романе Обломов Гончарова сочинение
    Роман Ивана Александровича Гончарова “Обломов” (1859) бесспорно является одним из самых значимых произведений в русской литературе XIX века и в творчестве писателя. Это произведение посредством главного героя и исследованием русского характера
  • Сочинение Пермь — мой город
    Красив и прекрасен город Пермь. Этот чудный край встречает каждого путника своей уникальной природой: городскими лесами и бесконечными полями, тихими прудами и чистыми вьющимися речками. Я родился в этом городе, живу здесь, учусь,
  • Нет величия там, где нет простоты, добра и правды сочинение
    Эту фразу в своём романе «Война и мир» увековечил Л. Н. Толстой. Она как бы сравнивает образ Наполеона Бонапарта и Михаила Кутузова. Наполеон эгоистичен и безразличен к собственной армии, в то время как Кутузов – это прообраз патриотизма, народного духа,
  • Сочинение Ростов-на-Дону — мой город
    Ростов-на-Дону уютно расположился на берегах Дона. Здесь мирно уживаются люди различных национальностей. Это отличное местечко облюбовали люди ещё в 3 веке до н.э. Дата основания города — 1749 год,
  • Нравственные искания Андрея Болконского сочинение
    Писатель Лев Николаевич Толстой подарил миру великое произведение. Он показал дворян, их семьи, людей и их поведение, их развитие.Один из героев романа “Война и мир” — Андрей Болконский. Он дворянин строгого воспитания, благодаря отцу. Князь Болконский

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-kartinam/polenova-babushkin-sad

Сочинение по картине Бабушкин сад — Василий Поленов

Поленов

Картина написана в пейзажно-бытовом жанре. Это лирическое размышление художника о смысле жизни, о ее быстротечности, о разрушении и созидании, о красоте.

Изображая старый барский особняк и его дряхлую владелицу, Поленов не заостряет внимание на социальной характеристике образов. По заросшей тропинке сада в сопровождении прелестной девушки в розовом прогуливается сгорбившаяся, вся в черном старушка. Она — само олицетворение старости. как ее спутница — юности и красоты.

Читайте также:  И.с. бах сюиты и партиты для клавира: история, видео, интересные факты, содержание

Сквозь густую сеть зелени виднеется особняк. Зритель отчетливо видит только портик, лестницу и часть стены дома.

Несколькими деталями — поврежденной лепниной на фронтоне, облупившейся штукатуркой на колоннах, неровностями ступеней — Поленов дает понять, что время безжалостно наложило свой отпечаток на особняк, но благородная простота его архитектурных форм не потеряла свою привлекательность.

Красота архитектуры удивительно гармонирует с человеком, утверждая красоту бытия.

А природа, в отличие от человека, расцветает вновь и вновь — это постоянное обновление тонко передано Поленовым. Пышно разросшаяся зелень сада занимает большую часть картины, подчеркивая неистребимую силу жизни. Характерно, что Поленов главным образом показывает именно молодую поросль, свежую и сочную, оставляя за пределами изображения стволы старых, изуродованных временем деревьев.

Слияние человека с природой, тихое и естественное, придает их существованию смысл и поэзию. Живопись картины, отличающаяся тонкой изысканностью сочетания нежных пепельно-серых, сиреневатых, бледно-розовых, песочных, серебристо-зеленых красок.

Настроение картины ясное, несколько элегическое.

(1

Источник: https://kartiny.rus-lit.com/polenov-vasilij/babushkin-sad-vasilij-polenov/

Картина Василия Поленова Бабушкин сад 1878 г

Это полотно, созданное Поленовым в 1878 году, представляет собой одну часть трилогии, куда также входят и 2 другие работы художника «Московский дворик» и «Заросший пруд». При этом прослеживается явная аналогия между произведениями «Бабушкин сад» и «Московский дворик».

При внимательном изучении этих двух полотен создается ощущение, что в картине запечатлен похожий особняк с разных ракурсов.

Известно, что это дом Баумгартен, расположенный на Арбате, а именно на углу Дурноского и Трубниковского переулков.

Поленов – это один из величайших художников России, который прославился созданием «пейзажей настроения». Он не просто следовал лучшим традициям А. Саврасова, но и создавал свое.

Произведение «Бабушкин сад» представляет собой тот самый «пейзаж настроения» Поленова. Такую особенность заметили многие. В одной из газет рецензенты писали, что такая картина дарит определенное настроение.

При этом очевидно, что художник не стремился целенаправленно передать конкретные эмоции. Более того он даже не пользуется социальными мотивировками, к которым нередко прибегали его современники.

Поленов был уверен, что искусство должно радовать людей и дарить им ощущение гармонии.

На переднем плане изображена бабушка и внучка. Это главная антитеза данной картины. В целом вся картина – это противопоставление старости и молодости. Об этом свидетельствуют не только одежда, но и поза дам.

На заднем плане высится особняк, типичный для того времени. Главная особенность таких дворянских домов состоит в том, что их обычно делали из дерева, но штукатурили под каменную кладку. Это заметно на полотне: штукатурка со стен со временем облупилась, и бревна стали открыты взору.

В целом дом производит впечатление чего-то строгого и простого, но вместе с тем изящного. Это и порождает ностальгию по тому, что навсегда уходит прямо на глазах.

Достаточно обратить внимание на ржавый карниз и лепнину, которая почти полностью облупилась, чтобы ощутить неумолимость времени. Лестница, ведущая от дома к садовой дорожке, вся выщерблена.

Посмотрев на нее, кажется, что много лет назад по ней бегало множество молодых счастливых людей, а теперь здесь доживает свои дни старушка.

Дорожка также выглядит заброшенной. Она образует на полотне яркое пятно, которое отлично вписывается в цветовую гамму.

Разросшийся сад, изображенный по обе стороны от дорожки, дополняет ощущение запущенности. Кажется, что он давно растет по своей прихоти. Этот пейзаж нельзя назвать декорацией к основному сюжету.

Напротив, это его полноправный участник, отображающий основной мотив и настроение картины.

Эту прекрасную картину можно посмотреть в оригинале в Третьяковской Галерее в Москве

Источник: https://www.art-portrets.ru/artists/babushkin-sad.html

Художник Василий Поленов и его картина «Бабушкин сад»

Бабушкин сад. 1878. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Страницы биографии

Художник-передвижник Василий Дмитриевич Поленов (1844–1927) родился в Петербурге, в родовитой дворянской семье. Его интерес к искусству родные поддерживали и поощряли. В 1863 г. он поступает на юридический факультет Петербургского университета и одновременно ствановится вольнослушателем Академии художеств. Золотая медаль по окончании Академии дала ему право на поездку за границу. В 1872 г. Поленов едет в Италию, а затем во Францию. Он работает над пейзажем, овладевает азами пленэрной живописи. В сентябре 1876 г. Поленов добровольцем отправляется на сербско-турецкий фронт, чтобы принять участие в освободительной борьбе против турецкого гнета. Там этот высокий темноглазый красавец художник вскоре стал известен своим спокойным бесстрашием. Он был награжден черногорской медалью «За храбрость». А в журнале «Пчела» периодически появляются его этюды и рисунки, рассказывающие о быте сербской армии.

Поленово. «Аббатство» – мастерская художника

После возвращения на родину Поленов поселился в Москве. В 1878 г. он закончил писать свою картину «Московский дворик», которая была показана на Передвижной выставке и вызвала всеобщий интерес. Она понравилась и П.М. Третьякову, который приобрел ее для своей галереи. Это было высшей оценкой работы художника. В 1882–1894 гг. художник занимался преподавательской деятельностью в Московском училище живописи, ваяния и зодчества: вел пейзажный класс и класс натюрморта. Его мастерская пользовалась огромной популярностью. Из нее вышли такие ставшие впоследствии известными художники, как Левитан, Коровин, Архипов, Головин, Малютин, Остроухов, Мешков, Бакшеев, Рябушкин…Усадьба Василия Поленова в Тульской области стала музеем. Рядом с музеем-усадьбой ныне шумят те самые сосны да березы, что когда-то сажал художник на крутом берегу Оки, чтобы добавить красоты родной земле.

«Поэт живописи»

Так сказал о Василии Дмитриевиче Федор Шаляпин. Имя Поленова прославила пейзажная живопись. Красота земли была музой — вдохновительницей художника. Природа одарила его абсолютным зрением пейзажиста, талантом природовидения.

Бесспорным тому доказательством стали не только картины Поленова, но и этюды. Отличить одно от другого порой бывает очень нелегко.

«Московский дворик», «Бабушкин сад», «Ранний снег», «Заросший пруд», «Золотая осень», «Осень в Абрамцеве», «Летом на Оке»…

Московский дворик. 1878. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Об этюдах следует сказать особо. Этюд для любого художника — это своеобразный «черновик». Он выполняется полностью с натуры и требует от автора острого глаза, умения писать быстро, энергично, создавая порой за один-два сеанса законченное произведение.

Если до Поленова этюд в творчестве художников чаще всего имел значение вспомогательной, подготовительной работы для большой картины, то у Поленова он сам становится произведением искусства, приобретающим самостоятельную эстетическую ценность. Поэтому П.М.

 Третьяков купил «черновики» Поленова и вывесил их в особой комнате своей галереи — комнате Поленова, хоть дело было невиданное: этюды в России выставлялись впервые.

Художник-гражданин

Гражданственность издавна была благороднейшей чертой русских художников. Василий Поленов не стал исключением. Его жизнь и творчество всегда подчинялись принципам гуманизма и красоты.

Во время своего пребывания за границей после окончания Академии художеств Поленов писал Репину из Рима: «Много чего… видел и все-таки скажу, что наша плоская возвышенность роднее и симпатичнее мне, чем все эти чудеса».

А когда они встретились в Париже, Поленов стал звать друга вернуться в Россию раньше срока пенсионерства и поселиться в Москве. Чувствовал, что там не придется выискивать сюжеты: всякая малость запросится в картину.

Из Франции художник писал: «Никто более меня не желает вернуться на родину, чтобы моим трудом доказать на деле мою горячую любовь к ней и искреннее желание быть, насколько могу, ей полезным».

И это не были лишь красивые слова. Василий Поленов много сделал. Он всегда находился в самой гуще событий культурной жизни России.

Близкий друг Крамского, Репина и Васнецова, он принимал активное участие в работе Товарищества передвижных выставок.Будучи истинным гражданином, Василий Поленов заботился о просвещении простого народа.

Художник оставил по себе добрую память, построив в деревнях под Тарусой две школы.

Заросший пруд. 1880. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Последние годы своей жизни Поленов посвятил созданию народного театра. Поленов организует секцию народных театров при Обществе народных университетов, чтобы «содействовать устройству фабричных, деревенских, школьных театров». Народный театр.

Здесь раскрылись многочисленные таланты Василия Поленова. Как педагог и актер он организовал для крестьян несколько театральных кружков. В 1915 г.

по проекту Поленова для народных театров при Обществе народных университетов был построен дом с декорационными мастерскими и театральным залом. «Ведь он архитектор, да еще какой!» — восторгался Репин. Как композитор он автор симфонии, оратории, романсов, оперы «Призраки Эллады»…

Как художник и декоратор он рисует декорации для спектаклей, принимает участие в оформлении сцены. Как режиссер он ставит спектакли, где играли рабочие и дети из сиротских домов…

Один из театров Поленова был в деревне Страхово (под Тарусой), совсем рядом с его усадьбой.

И в годы Гражданской войны, и в годы разрухи здесь шли пьесы Шекспира, Пушкина, Шиллера, Мольера, народные сказки…

На одном из представлений какой-то мальчуган подошел к художнику и, протянув ему свежую булочку, сказал: «На тебе, Василий Дмитрич, кушай на здоровье…» Это был по тем временам щедрый дар!

«Настоящий светлый человек»

Василий Поленов был доброжелателен, отзывчив, верен слову и дружбе. Прямота, искренность, способность всегда оставаться самим собой еще усиливали остроту и верность видения художника. Молва о поленовской доброте и человечности передавалась художниками по всей России.

Это он, академик Поленов, дописал панно заболевшего Врубеля, чтобы они попали в Нижний Новгород на Всероссийскую художественно-промышленную выставку 1896 г., для которой были заказаны.

Это он, Поленов, юрист по специальности, сделал все возможное, чтобы прекратить судебное разбирательство по сфабрикованному против известного мецената и коллекционера произведений искусства Саввы Мамонтова делу. И добился своего: следствие прекратили, обвиняемый был освобожден из тюрьмы и переведен под домашний арест.

Это он, Поленов, помог гордому и застенчивому саратовскому мечтателю, талантливейшему художнику Борисову-Мусатову в минуту крайней нужды. Это он, художник Поленов, понимая, как тоскует по России живущий во Франции И.С. Тургенев, подарил писателю, который приехал на открытие памятника А.С. Пушкину, один из этюдов к своей картине «Московский дворик».

Кому не знакома теперь эта картина, этот небольшой зеленый дворик, затерявшийся среди тихих переулков Арбата! Сюжет, казалось бы, прост. Но это — родина… Начало лета. Утро. Солнце поднимается все выше, нагревая землю своим теплом, — и дворик оживает.

Мы видим, как торопливо направляется к колодцу женщина с ведром, деловито роются в земле у сарая куры, в густой зелени травы затеяли возню ребятишки, впряженная в телегу лошадь ожидает своего хозяина. Эта будничная суета не нарушает безмятежной тишины…

И Тургенев увез с собой в Париж драгоценный уголок родной земли, с ее небом и воздухом, с ее красками и запахами, с белоголовыми ребятишками и теплом родного солнца — со всем тем, что становится особенно дорого в разлуке. Это он, Поленов, построил дом не только для себя, предусмотрев в нем мастерские для друзей-художников. Поленов и в годы своего расцвета, и на закате жизни говорил: «Я всегда любил больше всего работу, в разных ее видах — и в огороде, и в столярной, и на реке, и в мастерской. Поэтому мне дорого оставить друзьям… по кусочку этой работы».

Репин утверждал: «Надо быть наперед человеком, настоящим светлым человеком, а уж потом художником». Таким «настоящим светлым человеком», человеком прежде всего, и был народный художник в истинном значении этого слова Василий Поленов.

Работа по картине «Бабушкин сад» Что на картине?

В Москве ликует июнь. Сады, дворы, крыши домов, переулки белокаменной утопают в солнечных лучах. Ослепительно сверкают золоченые купола ее сорока сороков.

И высоко-высоко над причудливым кружевом крестов плывут медлительные облака… Вот и здесь, в заросшем саду, так же неторопливо по тропинке в сопровождении прелестной девушки в розовом платье прогуливается сгорбившаяся старушка в черном. Лето.

Цветет мальва, кипрей, прозванный в народе иван-чаем, лилия… Растут вездесущие крапива, лопухи, трава-мурава… По обеим сторонам тропинки — сирень, рябина, березы… Поразительная простота сюжета! Но эта простота кажущаяся. Сад… Образ сада в русской живописи (В.М. Максимов. «Всё в прошлом», В.Д. Поленов. «Бабушкин сад», А.А. Пластов. «Когда на земле мир», «Солнышко» и др.

), как и в литературе, занимает особое место. Например, в пьесе Чехова «Вишневый сад» он — центральный образ, символ красоты и поэзии. Обращаясь к нему, Раневская восклицает: «О сад мой! После темной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод…» Сад в пьесе — символ неизбежной гибели, уходящей, распадающейся жизни.

Об этом в финале возвещает стук топора… Один из рассказов Константина Паустовского, как и картина Василия Поленова, называется «Бабушкин сад». Автор рассказа, описывая сад, словно озвучивает его. Думается, это описание поможет нам не только увидеть, но и услышать картину художника Поленова. «В непролазной траве весь день копошились и гудели шмели.

Иногда они вырывались из травы… и со звоном подымались вверх… Но радовались они напрасно — в вышине, где всегда летал пух от одуванчиков, шмелям приходил конец. Там их хватали на лету ловкие скворцы и тут же проглатывали. И ни один скворец не поперхнулся, хотя шмели были страшно мохнатые.

В бочке с дождевой водой у крыльца поселилась лягушка… Раньше из бочки брали воду поливать цветы… Лягушка вылезала из бочки только вечером и сидела, отдуваясь, около крыльца, посматривала на скворцов. Она их боялась… Лягушка боялась еще квакши — маленького древесного лягушонка с пухлыми лапками. Он сидел на ветке, таращил глаза и молчал.

Кричал он редко, только перед дождем. Тогда всё в саду замолкало, и было слышно, как далеко за лесом погромыхивает небо. Скворцы постоянно дрались с галками, а успокоившись, рассаживались на ветвях липы и начинали изображать пулеметный бой. От этого не только у лягушки, привыкшей к водяной своей тишине, но даже и у бабушки разбаливалась голова.

Бабушка выходила на крыльцо, стыдила скворцов, махала на них полотенцем. Тогда скворцы перебирались повыше и, помолчав, начинали показывать, как дровосеки с натугой пилят деревья, — это было еще хуже, чем пулеметный бой». На картине Поленова «Бабушкин сад» перед нами уголок патриархальной Москвы, где тихо дремлет, грезя о невозвратном, обветшалый барский дом с колоннами.

Это одно из обедневших дворянских гнезд, рассыпанных тогда по всей России. Почувствовать, что время накладывает свою неизгладимую печать не только на человека, но и на особняк, нам ненавязчиво помогают детали: облупившаяся штукатурка на колоннах, поврежденная лепнина на фронтоне, неровности ступеней. Но несмотря на все это, благородная простота его архитектурных форм еще не потеряла своей привлекательности. Удивительно гармонирующая с человеком красота этой архитектуры помогает утвердить красоту бытия и одновременно подчеркивает быстротечность жизни.

Чтобы не заострять внимания на теме запустения родового гнезда идущих по саду бабушки и внучки, Поленов использует прием кулис — показывает особняк сквозь густую сетку зелени. Зритель отчетливо видит только портик, лестницу и часть стены, то есть самую нарядную часть дома.

Жанр картины, ее символика и колорит

Картина «Бабушкин сад» относится к пейзажно-бытовому жанру. Две жанровые фигурки художник ввел в пейзаж. Белокурую девушку в розовом — внучку — Поленов писал со своей любимой сестры-близнеца. А образ согбенной старушки в старомодном чепце в чем-то сливается с дорогим художнику обликом «бабаши».

Так называли в дружной семье Поленовых бабушку Василия Дмитриевича (по материнской линии) Веру Николаевну Воейкову. Сколько же знала она сказок, басен, народных песен! А еще бабушка была отменной сочинительницей и рассказчицей. Рассказывая о прошлом, она цитировала целые страницы из карамзинской «Истории государства Российского». Неотрывна от этой истории была и жизнь поленовского рода.

Можно предположить, что во время одной из таких прогулок «бабаша» рассказывала внучке о родословной. А у Василия Поленова она была яркой. Его дед — участник Бородинского сражения, герой 1812 года — дружил и сотрудничал с известным российским реформатором М.М. Сперанским. Прадед Поленова (по отцовской линии) А.Я. Поленов — первый русский законовед.

Он, по решению Ломоносова, изучал юриспруденцию в известных университетах Страсбурга и Гёттингена. Отец «бабаши» Н.А. Львов был известным зодчим XVIII столетия, другом поэта Державина и художников Левицкого, Боровиковского. Ему, одному из первых, было присвоено звание почетного члена Академии художеств.

Художник Василий Поленов, приняв эстафету рода, достойно пронес ее через всю свою жизнь. Он стал не только юристом, но и прославленным художником, одним из первых в нашей стране удостоенным высокого звания народный художник (1927). Его картины украшают Государственную Третьяковскую галерею — гордость российской культуры.

Думается, что два женских образа на картине «Бабушкин сад», введенные Василием Поленовым в пейзаж, являются своеобразными символами. Опирающаяся на палку старушка олицетворяет старость, а юная девушка олицетворяет молодость. Вдумчивому зрителю символика напоминает о быстротечности жизни.

А еще эта картина — лирическое размышление художника о слиянии человека с природой. Именно так воспринимаются люди на фоне пейзажа. Сад — символ не только исторической памяти, но и вечного обновления жизни. Как бы вторя смене поколений, вновь и вновь расцветает природа.

Пышно разросшаяся зелень сада занимает большую часть картины, ибо в этой зелени проявляется неистребимая сила жизни. Поэтому Поленов главным образом и показывает именно молодую поросль, свежую и сочную, оставляя за пределами изображения стволы старых, изуродованных временем деревьев.

И кто знает, может быть:

Клен и липы, в окна комнат Ветки лапами забросив, Ищут тех, которых помнят.

С. Есенин. Дорогая, сядем рядом…

Живопись картины «Бабушкин сад» отличается тонкой изысканностью: нежные пепельно-серые, сиреневатые, бледно-розовые, песочные, серебристо-зеленые краски. Такое сочетание подчеркивает элегическое настроение изображения. Ведь именно колорит — душа живописи.

О чем картина?

Ошибкой было бы думать, что жизнь искусства, его достижения или неудачи зависят только от художника, от его таланта. Вкладывая в свои творения частицу себя, своих чувств и мыслей, художник вправе ожидать от зрителя встречных движений души. Уметь видеть — это тоже большое искусство.

Однако, кроме умения видеть, необходима способность чувствовать, а главное — размышлять. Столь незамысловатая на первый взгляд картина Василия Поленова «Бабушкин сад» очень глубокая по содержанию.

Она заставляет задуматься о многом: — о человеческой жизни и ее быстротечности; — о процессах постоянного разрушения и созидания; — о смене целых эпох; — о вечном и неизбежном обновлении жизни; — о памяти сердца;

— о неразрывном единстве природы и человека…

Домашнее задание

Составьте рассказ на тему «О лето красное!..» (по произведениям живописи и художественной литературы): 1. В. Поленов. «Бабушкин сад». Назовите 1–2 картины других художников. 2. Стихотворение о лете (по своему выбору).

3. Отрывок о лете из произведения художественной литературы (по своему выбору).

Литература

Беседы о живописи в школе. — М.: Искусство, 1966. Волынский Л.Н. Лицо времени. — М.: Детская литература, 1965. Короленко В.Г. Две картины. Собр. соч.: В 10 т. Т. 8 — М.: Гослитиздат, 1955. Сахарова Е.В. В.Д. Поленов и Е.Д. Поленова.  Хроника семьи художника. — М.: Искусство, 1964.

Юрова Т.В. В.Д. Поленов. — М.: Советский художник, 1965.

Источник: https://art.1sept.ru/article.php?ID=200701413

Бабушкин сад. Описание картины Поленова

Василий Поленов. Бабушкин сад.
1878. Холст, масло. 54,7 x 65. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

Настоящий пейзаж Поленова является одной из трех картин, которые представляют собой лирико-философскую трилогию, созданную в 1878—79 годах, в которую входят следующие картины: Бабушкин сад, Московский дворик и Заросший пруд.

Данная картина отчетливо перекликается с другим полотном Поленова «Московским двориком». На картине изображен тот же старый дворянский особняк, но здесь он уже взят с другой стороны. До нашего времени дошел и адрес этого уникального дома — дом Баумгартен, угол Трубниковского и Дурновского переулков на Арбате.

Это был типичный дворянский особняк — такими Москва застраивалась после страшного пожара 1812 года. Характерная деталь — большинство из них были деревянными, но «для вида» штукатурились под каменную кладку.

На картине штукатурка облупилась, обнажив деревянные бревна. Облупившаяся лепнина и ржавый карниз — это знаки неумолимого времени.

Строгость, простота и изящество архитектурных форм особняка рождают высокую ностальгию по тому, что уходит на глазах, уходит навсегда.

Выщербленные ступени лестницы заставляют зрителя фантазировать, представляя (или выдумывая) сотни молодых и счастливых людей, некогда взбегавших по ним, домысливая балы, любовные сюжеты и бабушку в молодости, полную трепетных надежд.

Композиция картины более замкнута, чем в «Московском дворике». Значительную роль играет в ней архитектура. Сохраняющая следы былой красоты, она живет одной жизнью с обитателями усадьбы. Классические формы типичного московского особняка с портиком под фронтоном и лепными украшениями над окнами переданы художником очень точно.

Так же точны костюмы двух женщин — темно-коричневый салоп и белый чепчик начала XIX века на старушке и розовое платье, сшитое по моде конца 1870-х годов, на девушке. Они медленно идут по освещенной солнцем желтой дорожке сада, а на усадебном доме позади них остаются рефлексы розового и коричневого, как будто незримые нити протянулись от старого дома к его обитательницам.

Разросшийся сад кулисами почти вплотную подступает к женским фигурам.

Вид сада — когда-то «регулярного», но давно «отпущенного на волю» и растущего по собственной прихоти – создает ощущение запущенности. Дорожка сада, которую когда-то аккуратно посыпали песком, выглядит запущенной. Она образует яркое цветовое пятно, гармонически дополняющее единую колористическую гамму. В этой гамме нет ничего лишнего, она настраивает зрителя на элегический лад.

Продолжая в Бабушкином саде тему единства человека и природы, естественности жизни среди природы, Поленов расставил в ней новые акценты.

Если в Московском дворике доминирует идиллическое настроение, воплощение которого было связано с предшествующим духовным опытом, то в Бабушкином саде художник передает то состояние лирической созерцательности, то элегическое настроение тоски по прошлому, по утраченному, которое приобрело особое распространение в русской живописи 1890-х годов.

Поленов, сам того не сознавая, в определенной мере предвосхитил поэтику «мирискуснического пассеизма» со свойственной «Миру искусства» эстетизацией старины, угасания, восхищением закатными красками дворянской культуры.

Эта картина была показана на VII передвижной выставке в 1879 году и произвела необыкновенный эффект.

Вспоминая об этом, ученик Поленова Михаил Нестеров говорил, обращаясь к учителю на 80-летнем юбилее художника: «Вы с таким молодым, непосредственным чувством, с такой красочной полнотой показали поэзию старого, родного быта, неисчерпаемые тайны нашей родины. Вы как бы заново открыли волшебное обаяние красок».

Это было общее ощущение — ощущение предельной родственности и вместе с тем неизбежности происходящего на полотне. Поленов вновь соединяет в одном произведении пейзаж и жанровую картину, добиваясь при этом удивительной цельности образа.

Поленов выступил как один из создателей «пейзажа настроения», который прочно закрепился в русской живописи того времени. Поленов продолжал линию Алексея Саврасова, создавая яркую русскую традицию. В этой традиции работало множество других художников. Особенно выделялся среди всех ученик Поленова – Исаак Левитан.

«Бабушкин сад» является типичным представителем «пейзажа настроения». Данная особенность полотна Поленова была отмечена и в «Московских ведомостях», одним из рецензентов.

Поленов не стремиться искусственно создать это настроение, он даже не вносит социальные мотивировки, которые являлись довольно характерными для его коллег. Поленов считал, что искусство должно радовать людей, призывать их к гармонии. В.

Стасов, который являлся законодателем моды в то время, выделил «Бабушкин сад» в числе лучших вещей выставки, отметив новаторство Поленова, хотя до этого момента не любил Поленова за его «французистость».

Художник дает целый спектр явных и скрытых цветовых и смысловых перекличек между зеленью деревьев, кустов, травы, тонкими гибкими стеблями цветов и женскими фигурами, их лицами, осанкой, одеждой. В итоге, Поленов создал один из самых красивых по живописи пейзажей настроения.

Источник: http://www.tanais.info/art/polenov7more.html  

Источник: http://design-kmv.ru/zhivopis-2/russkaya-zhivopis/babushkin-sad-opisanie-kartiny-polenova.html

Василий Поленов. Бабушкин сад. Описание картины. Шедевры русской живописи

Настоящий пейзаж Поленова является одной из трех картин, которые представляют собой лирико-философскую трилогию, созданную в 1878—79 годах, в которую входят следующие картины: Бабушкин сад, Московский дворик и Заросший пруд.

Данная картина отчетливо перекликается с другим полотном Поленова «Московским двориком». На картине изображен тот же старый дворянский особняк, но здесь он уже взят с другой стороны. До нашего времени дошел и адрес этого уникального дома — дом Баумгартен, угол Трубниковского и Дурновского переулков на Арбате.

Это был типичный дворянский особняк — такими Москва застраивалась после страшного пожара 1812 года. Характерная деталь — большинство из них были деревянными, но «для вида» штукатурились под каменную кладку.

На картине штукатурка облупилась, обнажив деревянные бревна. Облупившаяся лепнина и ржавый карниз — это знаки неумолимого времени.

Строгость, простота и изящество архитектурных форм особняка рождают высокую ностальгию по тому, что уходит на глазах, уходит навсегда.

Выщербленные ступени лестницы заставляют зрителя фантазировать, представляя (или выдумывая) сотни молодых и счастливых людей, некогда взбегавших по ним, домысливая балы, любовные сюжеты и бабушку в молодости, полную трепетных надежд.

Композиция картины более замкнута, чем в «Московском дворике». Значительную роль играет в ней архитектура. Сохраняющая следы былой красоты, она живет одной жизнью с обитателями усадьбы. Классические формы типичного московского особняка с портиком под фронтоном и лепными украшениями над окнами переданы художником очень точно.

Так же точны костюмы двух женщин — темно-коричневый салоп и белый чепчик начала XIX века на старушке и розовое платье, сшитое по моде конца 1870-х годов, на девушке. Они медленно идут по освещенной солнцем желтой дорожке сада, а на усадебном доме позади них остаются рефлексы розового и коричневого, как будто незримые нити протянулись от старого дома к его обитательницам.

Разросшийся сад кулисами почти вплотную подступает к женским фигурам.

Вид сада — когда-то «регулярного», но давно «отпущенного на волю» и растущего по собственной прихоти – создает ощущение запущенности. Дорожка сада, которую когда-то аккуратно посыпали песком, выглядит запущенной. Она образует яркое цветовое пятно, гармонически дополняющее единую колористическую гамму. В этой гамме нет ничего лишнего, она настраивает зрителя на элегический лад.

Художник дает целый спектр явных и скрытых цветовых и смысловых перекличек между зеленью деревьев, кустов, травы, тонкими гибкими стеблями цветов и женскими фигурами, их лицами, осанкой, одеждой. В итоге, Поленов создал один из самых красивых по живописи пейзажей настроения.

Максимилиан Волошин.
О, как чутко, о, как звонко
Здесь шаги мои звучат!
Легкой поступью ребенка
Я вхожу в знакомый сад…
Слышишь, сказки шелестят?
После долгих лет скитанья
Нити темного познанья
Привели меня назад…

Продолжая в Бабушкином саде тему единства человека и природы, естественности жизни среди природы, Поленов расставил в ней новые акценты.

Если в Московском дворике доминирует идиллическое настроение, воплощение которого было связано с предшествующим духовным опытом, то в Бабушкином саде художник передает то состояние лирической созерцательности, то элегическое настроение тоски по прошлому, по утраченному, которое приобрело особое распространение в русской живописи 1890-х годов.

Поленов, сам того не сознавая, в определенной мере предвосхитил поэтику «мирискуснического пассеизма» со свойственной «Миру искусства» эстетизацией старины, угасания, восхищением закатными красками дворянской культуры.

Эта картина была показана на VII передвижной выставке в 1879 году и произвела необыкновенный эффект.

Вспоминая об этом, ученик Поленова Михаил Нестеров говорил, обращаясь к учителю на 80-летнем юбилее художника: «Вы с таким молодым, непосредственным чувством, с такой красочной полнотой показали поэзию старого, родного быта, неисчерпаемые тайны нашей родины. Вы как бы заново открыли волшебное обаяние красок».

Это было общее ощущение — ощущение предельной родственности и вместе с тем неизбежности происходящего на полотне. Поленов вновь соединяет в одном произведении пейзаж и жанровую картину, добиваясь при этом удивительной цельности образа.

Поленов выступил как один из создателей «пейзажа настроения», который прочно закрепился в русской живописи того времени. Поленов продолжал линию Алексея Саврасова, создавая яркую русскую традицию. В этой традиции работало множество других художников. Особенно выделялся среди всех ученик Поленова – Исаак Левитан.

«Бабушкин сад» является типичным представителем «пейзажа настроения». Данная особенность полотна Поленова была отмечена и в «Московских ведомостях», одним из рецензентов.

Поленов не стремиться искусственно создать это настроение, он даже не вносит социальные мотивировки, которые являлись довольно характерными для его коллег.

Поленов считал, что искусство должно радовать людей, призывать их к гармонии.
В.

Стасов, который являлся законодателем моды в то время, выделил «Бабушкин сад» в числе лучших вещей выставки, отметив новаторство Поленова, хотя до этого момента не любил Поленова за его «французистость».

Источник: http://www.tanais.info/art/polenov7more.html

Сочинение по картине Поленова «Бабушкин сад»

Перед нами картина художника В.Поленова «Бабушкин сад». Написанная автором в последней четверти XVIII века, она ярко иллюстрирует жизнь дворянства того времени.

Молодая девушка, одетая по новой моде, вывела свою бабушку в старый, одичавший сад, где буйная поросль вытесняет отжившие свое деревья. Так и у людей новое поколение дворян, с передовыми взглядами и идеями, часто выступает явным противником всего вековечного, основательного.

К счастью, это родовое имение миновала сея судьба, внучка уважительно относится к своей бабушке, бережно ведет ее под руку прогуляться по саду. И все же бросается, сколь велика разница между ними. Начиная со старинного салопа и консервативного чепца, что надела на себя бабушка, заканчивая походкой и манерой держать себя.

Видно, что перед нами отжившее поколение, которое смотрит перед собой, не видя ничего дальше собственной усадьбы. И в противовес ему девушка с гордо поднятой головой, ее мысли, ее жизнь, ее надежды в светлом будущем.

Для бабушки важно сохранить свое гнездо, полуразрушенный дом, одичавший сад. Таким образом, художник показывает нам, что старое поколение дворян держится своих взглядов, своих принципов, даже если они кажутся устаревшими внукам и правнукам.

  • В то же время, настоящие дворяне не отталкивают новое, они допускают его присутствие в своей жизни, но сами на склоне лет не готовы поменять своих устоев, своих догм.
  • Оглядываясь назад, эти носители культуры русской нации, не стыдятся прожитой жизни, они готовы демонстрировать молодежи то, над чем трудились, во что верили, за что боролись.
  • И правильно воспитанная молодежь, отдавая дань уважения, идет чуть позади, внемлет старости, впитывает то полезное, что может дать приобретенный старшими поколениями опыт.
  • Вот так своеобразно Поленов показал молодежи, что именно ценно в этой жизни, как могут уживаться, понимать друг друга, идти рука об руку два разных поколения, объединенных одной любовью к родине, к России.

К сожалению, сегодня эта картина для молодежи непонятна, для многих просто неактуальна. Воспитанные в духе всезнайства, гордости за свое я, не умеющие уважать и почитать старость, молодые люди XXI века не впитывают в себя опыт предыдущих поколений. А жаль!..

(3 votes, average: 5.00

Источник: https://school-essay.ru/sochinenie-po-kartine-polenova-babushkin-sad.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector