Суриков «боярыня морозова» описание картины, анализ, сочинение

Суриков

Картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» посвящена церковному расколу в России. Боярыня не приняла нового крещения тремя перстами, и ее везут в острог.

На картине изображен тусклый зимний день. Дальние крыши домов тают в серой дымке. Крыши у домов высокие, покрытые снегом. Вдалеке виднеются купола церкви.

По центру полотна изображена боярыня Морозова. Она сидит в розвальнях, на соломе. Ноги у нее скованы цепью. Одета боярыня в черный бархатный кафтан, отороченный мехом. На голове у нее черная шапка, надвинутая на глаза. На шапку накинут платок. Лицо у боярыни бледное, под глазами темные тени, брови сдвинуты.

Глаза ярко выражены и горят внутренним светом. Щеки запали, рот полуоткрыт, она что – то говорит людям, которые ее провожают. Боярыня Морозова слегка откинулась назад и подняла руку вверх. Рукой она изображает два перста. Этим жестом она показывает, что ее не сломили, и она готова принять кару за веру.

Лошадь тянет сани по рыхлому снегу, полозья саней оставляют глубокий след.

На краю дороги сидит нищий юродивый. Он одет в тонкое платье, которое слишком легкое для зимней погоды. На одном плече у него большая прореха.

Нищий поднял руку с двумя перстами вслед боярыне и с сочувствием смотрит на нее. Рядом с юродивым, на коленях, стоит немолодая женщина. На ней темная одежда, через плечо перекинута сумка, в руках палка.

Она похожа на странницу. Женщина протягивает руку в сторону боярыни.

В поклоне склонилась молодая девушка. На ней синяя накидка и желтый платок.  За ее спиной выглядывает монашка. У девушки и монашки печальные лица.

С правой стороны розвальней стоят две женщины. На них богатая одежда: дорогие кафтаны, меховые шапки. На плечи одной из женщин накинут красивый расписной платок. Возможно, это родственницы пришли проводить боярыню в дальнюю дорогу.

Слева, поравнявшись с санями, бежит мальчик. Он бежит быстро, стараясь не отставать. Мальчик проваливается в снег, оставляя глубокие следы.  Одет мальчик в теплый полушубок. На голове у него шапка, отороченная мехом, на ногах черные сапоги.

Проводить боярыню Морозову пришло очень много людей. Если вглядеться в лица, не все печалятся, некоторые смеются.  По социальному составу толпа неоднородна. Это можно определить по одежде. Есть люди одетые в дорогие кафтаны и меха, а есть, которые стоят в скромных накидках.

Сочинение-описание картины Боярыня Морозова

«Боярыня Морозова» является настоящим шедевром художественного искусства. Образ этой героини запал в душу художника еще в детстве, а сама картина была создана в 1887 году.

Суриков был восхищен храбростью и самоотверженностью староверческой раскольницы. Эта женщина смогла пожертвовать беззаботной жизнью боярыни ради борьбы с царизмом и догматами официальной церковной религии.

В наказание боярыня была отправлена в Боровский монастырь, где пробыв всего два года, умерла. На картине Суриков запечатлел именно тот момент, когда гордую несломленную женщину везут на санях в острог.

Для полотна свойственны яркие пестрые цвета, насыщенные оттенки. События происходят в 17 веке. В центре эпизода – боярыня Морозова собственной персоной. Женщина одета богато, при этом руки ее закованы в цепи. Художник сумел показать фанатичную преданность идее, безусловную веру в собственные идеалы.

Выражение ее сурового лица, рука, поднятая вверх, изображающая двуперстный жест по старообрядческому канону, холодный уверенный взгляд – все это говорит о великой силе и непоколебимости ее убеждений.

И нет никакого сомнения, что на прощание толпе боярыня выкрикивает слова, в которых заложена вся суть этих убеждений – за них она готова идти до конца.

Большинство людей среди толпы смотрят на происходящее с сочувствием, и лишь некоторые относятся к боярыне с осуждением или пренебрежением.

Остальные же воспринимают это как трагедию, многие даже кланяются ей и провожают взглядом, наполненным состраданием и жалостью.

На картине также можно увидеть самого автора – Суриков изобразил себя в образе странника, сочувственно глядящего вслед боярыне.

Благодаря картине «Боярыня Морозова» зритель раскрывает для себя всю силу загадочной русской души, полной страдания и трагизма.

Героизм данного образа заключается в том, насколько человек становится сильным, мужественным и целеустремленным, когда верит в идею, когда у него есть собственные убеждения, которых он всеми силами придерживается, и следуем им до конца.

У него есть цель в жизни, она движет им, ведет по жизненному пути, заставляет развиваться и достигать новых высот. Благодаря своему таланту и посредством живописи художник Суриков сумел показать, каким храбрым и самоотверженным может быть русский человек.

7 класс

Описание настроения картины Боярыня Морозова

Суриков

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Нестерова Осенний пейзаж описание
    Известнейший советский художник – живописец Нестеров Михаил Васильевич очень любил осеннюю пору. Именно в этот период времени, творец получал особое вдохновение.
  • Сочинение по картине Поле Куликово Ракши 5 класс
    В истории Руси особым был период противодействия татарской орде. Фактически на протяжении длительного времени страна пребывала в рабстве. Помимо этого и собственные князья зачастую действовали только в собственных интересах
  • Сочинение по картине Тропинина Портрет Пушкина 9 класс
    Пушкин изображён в домашней обстановке. На нём свободный домашний халат коричневого цвета с тёмным отворотом. Под ним надета белая рубашка, воротник поднят. Поверх воротника повязан тёмный атласный шарфик.
  • Рылов
    Известный русский творческий деятель Аркадий Александрович уже с самого раннего детства передавал свои эмоции от красоты увиденного на холст. Обучаясь в мастерской Архипа Ивановича Куинджи
  • Сочинение по картине Шишкина Лесные дали
    Природа нашей страны удивительна, допуская, что по территории, наша страна, самая большая, и по всему ее обширному пространству раскинулись реки, леса, горы со своей индивидуальной красотой.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-kartine/surikov/boyarynya-morozova-7-klass-opisanie

Картина «Боярыня Морозова», Суриков

«Боярыня Морозова», картина Суриков В. И. Данное произведение художника навеяно чисто русским течением не легкой жизни того времени, жесткого и не доброго времени церковного раскола.

Суриков

Сочинение по картине «Боярыня Морозова»

Вариант 1

Страница истории российского государства семнадцатого века нашла своё отражении на огромном полотне В.И. Сурикова «Боярыня Морозова». Картина была написана в 1887 году. Замечательный художник родился в Сибири и много читал о расколе церкви — на старообрядческую и новую. На написании картины у него ушло четыре года.

В центре картины изображена в санях сама боярыня Феодосия Морозова, одетая в русскую национальную одежду того времени. На её суровом и бескровном  лице выделяются глаза, а в них изображена сама вера, за которую она не побоялась поплатиться. Морозова  была сослана царём в монастырь и умерла в нём от голода. Художник показывает нам силу веры, непоколебимость духа боярыни.

Сани утопают в снегу, вокруг неё толпа людей, провожающих её. Народ, окружавший сани разнообразен, здесь богатые господа и убогие простолюдины, монашка и юноша-слуга.

Она поднимается в санях, говорит прощальные слова, подняв вверх руку сложив её в двуперстие. Это старообрядческий символ, который символизирует земную и небесную сущность Христа. Люди, как  будто поделены на два лагеря.

Одни её осуждают и смеются над ней, а другие восхищаются.

Простые люди обступили сани, молодая женщина в желтом платке кланяется, а старуха, с палочкой  в руках, стала перед героиней и её несгибаемой волей на колени. Убогий и грязно одетый,  юродивый, жалостно смотрит на женщину.

Он поднимает, двуперст, последний раз крестя любимую боярыню. Суриков сам стал участником своей картины, изобразив себя странником, бродившим по широким просторам своей страны. Взоры каждого из них обращены к ней.

Икона Божией Матери, справа на картине, смотрит на всю трагедию печально.

Сама картина написана яркими красками. Суриков передал нам  образы той эпохи и исторический момент противостояния церкви и обычного человека.

Художник показывает нам женщину, которую не пугает ссылка, она убеждена в правильности своих суждений. Природа на картине тоже живет своей жизнью.

Людскую толпу окутывает лёгкое облако тумана и этот зимний день, и следы полозьев от саней на грязном снегу и крыши  домов покрытые снегом.

Картина восхитила меня, и её автор раскрыл передо мной часть великой русской души. И во мне проснулось желание узнать больше о русской истории, о царях, и их вассалах.

Вариант 2

Суриков Василий Иванович (1848 – 1916) – русский художник, автор масштабных исторических картин.

Одной из моих любимых работ В.И. Сурикова являются картины «Зима» и «Боярыня Морозова». У этой картины очень богатая предыстория. Морозова Феодосия Прокофьевна – боярыня, которая за поддержку старообрядцев была арестована, лишена всего имущества, а затем сослана в монастырскую тюрьму, в которой умерла от голода.

Каждого персонажа своей картины В.И. Суриков тщательно продумывал, известно, что художник долгое время искал натурщицу для главной фигуры – боярыни, в итоге его тетушка стала прототипом боярыни Морозовой.

На переднем плане картины мы видим сани, на которых в оковах сидит боярыня Морозова. Лицо ее бескровно, абсолютно бледное и безжизненное, выражает полную одержимость. Боярыня подняла свою правую руку с двуперстным крестным знамением. Она крестит толпу, демонстрируя, что даже под угрозой смерти она не отступает от своих принципов «старой вере».

По левую руку боярыни мы видим женщину в красной шубе, это сестра Морозовой – Евдокия. Руки ее крепко сцеплены в замок, она молится. Ее поза говорит о том, что она в отчаяние, она боится за жизнь своей сестры.

Также на переднем плане картины мы видим юродивого, который абсолютно раздетый сидит на снегу. Он дублирует жест Морозовой что говорит о том, что он поддерживает ее. Рядом с ним на коленях стоит женщина, по внешнему виду которой можно сказать, что она бедна. Женщина беспомощно протягивает руку в след уезжающей Морозовой, словно просит милостыню.

В целом сани разделили толпу. Справа от боярыни стоят люди, которые насмехаются над ней, видно, что они ни капли ей, не сочувствуют. Слева – люди, лица которых наполнены страхом. В первом ряду можно заметить три богато одетых женщины, и поза их говорит о том, что они очень соболезнуют Морозовой, в их глазах застыли слезы.

Нельзя не отметить то, как художник искусно изобразил снег. Он настолько реалистичен, что кажется будто вот-вот упадет прямо с картины. Известно, что В.И. Суриков для того, чтобы изобразить снег как можно более точно долгое время наблюдал за ним, отмечая все оттенки и цвета, которые он приобретает в разные условия.

Картина вызывает восторг. Я видела ее в Третьяковской галерее и меня поразили ее масштабы. От нее очень трудно оторваться, чтобы рассмотреть и прочувствовать эмоции всех людей, изображенных на картине, понадобится целый день. Ты словно ощущаешь себя частью картины, словно находишься там, среди людей.

Тебя обдает холодом настоящей русской зимы, слышен хруст снега от саней и копыт лошади. Ощущается волнение толпы и тревожные разговоры. На мой взгляд основная мысль описываемой картины в том, что нельзя предавать свои убеждения ни при каких обстоятельствах даже под угрозой смерти.

Вариант 3

Про боярыню Морозову Суриков слышал еще в детстве в Сибири от своей крестной, которая общалась с тамошними раскольниками. С тех времен образ этой женщины остался в памяти художника. Боярыня Феодосия Морозова была символом раскола Русской православной церкви.

Она отстаивала старую веру, боролась против царя и тогдашнего патриарха Никона. Она была одной из главных противников реформ в православной церкви патриарха Никона. Она отказалась от всех боярских привилегий и богатства, отреклась от сына и стала вместе с старообрядческим народом.

Народ сохранил ее в памяти, в песнях и былинах За это 17 ноября 1671 года ее арестовали дома и повезли в заточение в монастырь на дровнях. Это момент и изобразил в своем произведении Суриков. Боярыня прожила в монастыре два года и умерла. Конечно, трудно было после роскошной и богатой боярской жизни прожить долго в тюрьме.

На боярыне богатая шуба из бархата, но руки окованы цепью. Лицо боярыни белое и суровое, глаза ярко блестят. Лежит она на грязной соломе, и одежду ей скоро заменят на грубую, арестантскую. Но она пока еще боярыня. И в душе всегда останется ею.

На картине мы видим, как боярыня Морозова обращается к простому народу, подняв правую руку, сложенную перстом, как молятся старообрядцы. В картине видно как она обращается конкретно к нищенке старухе, страннику с палкой в руке и юродивому.

Мы видим как народ сочувствует боярыне, поддерживает ее. Боярыня видимо выкрикивает толпе свои убеждения, за что она отрекается от боярства и идет против существующей власти. Народ ей кланяется, провожает взглядом. Конечно, не все поддерживают боярыню, часть людей смеются и глумятся, как над юродивой.

Справа мы видим идущую под конвоем стрельца сестру боярыни, княгиню Урусову Евдокию. Своим взглядом она с жалостью провожает боярыню, готовая поехать с ней и разделить ее участь. Ведь она тоже не отказалась, как и боярыня, от своих взглядов, стойко оставаясь на позиции старообрядческой церкви, и ее ждет не менее страшная участь.

От самой картины так и веет ужасом тех времен, когда люди страдали за свою веру и шли до конца.

В картине замечательно изображена природа, зимний день, глубокий след саней в снегу, сильный мороз, что видно по мерзнущим людям, пару дыхания. Вдали, на заднем плане яркие, красочные купола церквей.

Суриков долго готовился к рисованию картины, рисовал эскизы типажей, долго искал типаж героини картины, фото ее существовать тогда не могло, пока не увидел лицо женщины с Урала, которая и позировала ему как боярыня Морозова. Он за два часа написал с нее эскиз.

В настоящее время картину мы можем увидеть в Третьяковской галерее.

Описание картины «Боярыня Морозова»

Еще один художник, чья жизнь овеяна легендами и домыслами – это выходец из рода донских казаков В. Суриков, который написал такие известные картины как “Утро стрелецкой казни”, “Зима”, “Детство” и “Боярыня Морозова”.

Он известен не только как автор величайших исторических полотен, а и как человек, увлеченный историей старообрядчества.

Некоторые критики считают, что на картине «Боярыня Морозова» — непонятная смесь лиц и нет ничего монументального, но обратимся к фактам.

Выросший в крае старообрядчества – Сибири, Суриков не раз читал «жития» мучеников, среди которых было и издание «Повести о боярыне Морозовой».

Царь Алексей Михайлович, не очень-то приветствовал веру, основным принципом которой была сохранение православного богослужения, а не унификация его в соответствии с канонами Константинополя.

Прасковья Морозова – дворянка того времени — одна из тех, кто выступал против царя, за что и была арестована и заточена в Пафнутьево-Боровском монастыре. Женщина, погибшая там от голода, теперь почитается российскими старообрядцами, как святая.

А тогда, в 17 веке, российская церковь раскололась на два лагеря.

Одни, согласно Флорентийской унии, стали подчиняться новой церкви, а другие сохранили традиции трехпогружательного крещения, иконописи и быта, целиком подверженного нормам церкви.

Стоит сказать, что большинство таких священников, хоть и отлучались от церкви, все равно оставались приверженцами, если не фанатиками своих религиозных убеждений.

В. Суриков изобразил эту эпоху на гигантском холсте почти 3х6 метров, а в 1887 году он оказался на передвижной выставке и тот час же был куплен Третьяковым за рекордные 25 тысяч рублей.

Если вести речь о роли мистического в жизни Сурикова, то на это фундаментально-жуткое полотно его вдохновил черный ворон, бьющийся о снег. Так родилась идея образа боярыни Морозовой, чей эскиз был нарисован с женщины-старообрядки.

Поиски лица, которое бы стало ее лицом, велись долго – такого фанатично горящего взгляда, мертвенной бледности кожи и бескровных тонких губ не было ни у кого. В конце –концов, он уговорил свою тетю позировать для картины.

Юродивого художник нарисовал с торговца огурцами в Москве, сидевшем на снегу, а вот странник с длинным посохом считается его автопортретом.

События, изображенные на картине, произошли в конце ноября 1671 года. Тогда Морозову, которую держали под «народной» стражей уже три дня, конвоировали и наконец-то повезли в заточению.

Для народа, который во всем искал потеху, ее «проводы» стали настоящим событием.

Говорят, что когда подвода подошла к Чудовому монастырю, закованная в кандалы женщина подняла в верх руку и осенила людей крестным знаменем, став выкрикивать молитвы.

Сюжет картины настолько величествен и жуток, что, кажется, он заполняет собой все реальное время и пространство. Образы его одновременно статичны и находятся в движении. Вы видите заснеженную московскую улицу, по которой через всю толпу везут на санях боярыню Морозову.

Она напоминает ворону в своих черных одеждах и многим, кому знакомо это произведение в Третьяковке, внушает страх. Художник изобразил и любопытных зевак, и сочувствующих ей людей, и нищенок, и юродивых, и даже детей – кажется, что в событиях тех времен участвуют все.

Зритель невольно для себя так же оказывается втянутым в обстановку картины, от которой бегут мурашки по коже.

Для Сурикова характерно разбивание персонажей на группы по цветовому решению – так их количество воспринимается гораздо проще. Правая часть полотна занята «темными силами», границей которых является желтый платок женской фигуры. До стрельца вы видите светлые тона одежд.

Образы княгини Урусовой и стрельца – центр толпы в правой части, за ними идут несколько человек в темной одежде, потом – юная девушка и жизнерадостный подросток, а за рукой Морозовой – головы, слитые в общий фон.

Художник использует такой прием неспроста – он передает общий фон и общие эмоции каждой шубой, каждой шапкой и каждым взглядом.

Казалось бы, мрачное будущее героини не должно стать поводом для использования жизнерадостных оттенков, но Суриков заостряет над этим особое внимание. Темные одежды не могут подчеркнуть контраст между боярыней и толпой, а еще воплотить идею фанатичного пожертвования своей жизнью ради убеждений и показать, как к этом относятся остальные.

Композиция основывается на диагональном построении – от юродивого через сани с боярыней и до края крыши в левом углу. Эта композиция используется специально – так лучше видна психология толпы. Зрителя не оставляет равнодушным протянутая рука нищенки, насмешка юродивого или почти серое лицо монахини в правой части полотна.

Каждый заметит радостное лицо мальчишки возле саней, мужчин в роскошных шубах, осуждающих смелость этой женщины или саму Морозову с фанатично горящими глазами. Кроме этого, диагональная композиция предоставляет возможность ощутить движение саней, везущих боярыню.

Сам Суриков говорил, что он два раза менял размер картины, чтобы сани были не статичны, а отражали живую динамику

Исследователи его творчества замечают не только реализм творчества передвижников, в числе которых – В. Суриков. Они все чаще говорят о том, что его полотна – это олицетворение снов мастера. Картина «Боярыня Морозова» и на самом деле похожа на сон, в котором видны детали, все количество которых уловить просто невозможно.

Примечательно то, что критики недавних времен писали об ограниченном вкусе Сурикова, а психиатры нашего времени называют такое творчество отражением галлюцинаций.

Он рисует прошлое России, кровавое и страшное – стрелецкие казни, старообрядцев, причем на каждой картине – жуткий взгляд чьих-то глаз, образы людей, которые навеивают ночные кошмары.

Искусствоведы, напротив, акцентируют на гениальности художника, которая проявляется как в масштабности его картин, так и в изображении человеческих лиц.

Тем не менее, общепринятое мнение едино – Суриков один из всей плеяды российских художников мог рисовать исторические панорамы, которые не оставляют равнодушными и современных зрителей.

Анализ картины «Боярыня Морозова»

Раскол… Вот смысл, идея, сюжет великой картины. Тяжелые сани, на которых везут закованную в кандалы “царскую тетку”, раскалывают толпу, как реформы патриарха Никона раскололи русский народ.

Как Леонардо да Винчи долго искал прототип для Иисуса Христа в картине “Тайная вечеря”, так долго не мог найти Суриков “лицо” боярыни Морозовой.

Редко встречаются в жизни такие лица, а люди подобные мятежной боярыне, встречаются еще реже. 4 года работал художник над своей самой гениальной картиной.

Сотни этюдов, тысячи зарисовок, сотни тысяч исправлений, постоянные поиски. Результат принес мастеру бессмертие.

Несомненно, работа посвящена великой бунтарке, непокорной боярыне, родственнице самого царя. Лицо героини мертвецки бледно, руки бескровны. Отчаянный жест перед иконой Богородицы — последняя попытка отстоять “старую” веру.

Вокруг ссыльной боярыни собрались москвичи. По-разному они провожают раскольницу. Слева от нее группа дьячков, которые весело хохочут, наблюдая за “крамольной бабой”. Они на стороне власти, поэтому уверены в справедливости происходящего.

Интересна реакция детей, изображенных в картине. Одни весело хохочут, подражая взрослым и не понимая смысла своей радости. Другие наблюдают за боярыней с нескрываемым страхом, напуганные ее фанатичным жестом, горящими от ярости глазами, кандалами на боярских руках.

В картине не найти ни одного счастливого женского лица. О ссыльной скорбят и боярышни в богатых шубках, и старушки, и девушки из народа. Особое внимание привлекает бледное лицо юной еще монахини, глаза которой переполнены ужасом.

Среди собравшегося народа легко разглядеть староверов. Их выдает одежда, особый взгляд, в котором тревога перемешана с откровенным страхом за свое будущее. Ничем не выдают себя единоверцы боярыни. Лишь юродивые без всякого страха повторяют “преступный” жест, тем самым выказывая свою искреннюю симпатию “государственной преступнице”.

В толпе можно разглядеть и несколько татарских лиц, напряженных, внимательных. С невольным уважением смотрят мусульмане на бесстрашное поведение “еретички”.

Зимняя Москва на фоне — словно в морозной дымке. На пути тюремных саней много храмов. И около каждого боярыня Морозова будет обращаться к москвичам со словом. Толпа не отстанет.

Вот так, под смех, улюлюканье, рыдание, скорбь, стоны, вопли юродивых, начинается новая эпоха Руси, эпоха раскола.

Источник: https://litfest.ru/pokartine/boyarynya-morozova.html

Сочинение по картине Боярыня Морозова Сурикова 7 класс

Великий русский художник В.И.Суриков написал свою знаменитую картину «Боярыня Морозова» в 1887 году, во времена церковного раскола XVII века. Сам художник родился в Сибири, где жили много старообрядцев. Персонаж своей картины Суриков В.И. взял из старообрядческих рукописей «Повесть о боярыне Морозовой». Художнику потребовалось 4 года для написания этой картины.

На картине центральной фигурой нарисована боярыня Морозова, которая не согласилась с нововведением — креститься тремя пальцами. Ее везут в монастырь, по указу царя, где она через два года умерла от голода. Фон изображения— пасмурный морозный день. На заднем плане полотна видны занесенные снегом крыши домов и купола местной церкви.

В центре художник изобразил сани и на них босую, скованную цепями боярыню Морозову. Она сидит на подстилке из соломы. На ней черного цвета бархатный зипун, отделанный мехом. На голове надет платок, под которым видна черная шапка. Цвет лица бледный, но глаза горят лихорадочным пламенем.

Под глазами темные круги и впалые щеки показывают, что боярыня истощена, но не побеждена. По движению руки и полуоткрытому рту видно, что она пытается сообщить людям, окружившим ее, что она не потеряла веру и не изменила свои убеждения. Поднятая рука, изображающая двухперстный жест крещения тому подтверждение.

Это старообрядческий символ, показывающий духовную и земную сущность Христа. Художник показывает силу духа и волю боярыни.

Провожать боярыню пришли люди разных чинов и сословий. По внешнему виду и одеянию они разные. Пришедшие люди делятся на две группы. Одни поддерживают и восхищаются боярыней, другие ее осуждают и смеются над ней.

Справа от розвальней, на обочине присел нищий. На нем простая тонкая рубаха. Он вытянул вверх руку с двумя перстами, в знак солидарности с боярыней, в последний раз ее перекрестив. Около нищего на коленях сидит женщина-путешественница, в возрасте.

У нее через плечо одета сумка и в руках посох. Она протянула свою руку к пленнице. Чуть поодаль стоит девушка со склоненной головой и задумчивым лицом. Она одета в синий кафтан и покрыта желтым платком. Из-за ее плеча выглядывает монахиня.

С печалью смотрит она на узницу.

Чуть дальше от саней стоят две женщины в дорогих убранствах. На них меховые шапки и дорогие зипуны. На плечах наброшены красивые узорчатые платки. Они из одного сословия с пленницей. Возможно, они родственницы и пришли ее проводить.

С левой стороны от саней бежит мальчик — слуга в теплом тулупе и длинных сапогах. На голове у него надет треух с опушкой из меха. Он торопится, чтобы не отстать от саней. Подросток проваливается в сугробы, оставляя после себя следы. От полозьев саней тоже остаются следы — две глубокие борозды.

Большая часть провожающих людей с участием смотрят на плененную боярыню. Остальных людей художник нарисовал улыбающимися.

На холсте автор нарисовал самого себя в толпе в роли странствующего, который сочувствует героине картины. На полотне художник запечатлел икону Божией Матери, которая печально смотрит на все со стороны.

Основная масса людей воспринимает происходящее как трагедию, с состраданием смотря вслед удаляющейся повозке.

Кисть великого художника Сурикова В.И. с помощью живописи раскрыла загадочную русскую душу, умеющую глубокого переживать и сострадать.

На примере образа боярыни Морозовой видно, что если человек целеустремлен, верит в идею, идет к ней, то он становится сильным и мужественным.

Эта цель заставляет человека уверенно идти по жизненному пути, ставить перед собой цели и задачи, развиваться и достигать новых высот.

2 вариант

Создание шедевра «Боярыня Морозова» В. И. Суриковым в 19 веке связано с масштабными событиями, происходящими в то время в России. Деление веры на новую и старую послужило причиной массовых движений, раскола. С этой темой и связно создание эпизода картины.

На картине автор изобразил зимний пасмурный день. Многочисленная толпа людей сосредоточила внимание на повозке, в которой едет всем известная боярыня Морозова. На снегу остались глубокие следы от полозьев и людей. Женщина прославилась своей решительностью и преданностью вере.

Она гордо подняла кверху правую руку и представила два перста. Левой крепко вцепилась за палку. Ее одежда настолько черная, что от этого цвета возникает необычное ощущение торжества, победы над чем-то.

Темная зимняя одежда, сшитая из бархата, шапка и платок – все это подчеркивает ее слишком бледное лицо, горящие глаза, в которых заметно бешенство.

Ее поза – отклоненное назад тело, жест рукой говорят о громкой уверенной речи, призыве продолжать начатое дело, выступать в защиту своей веры. Ее не страшат ни оковы на ногах и руках, ни наказание в будущем.

На переднем плане изображен юродивый, который в знак поддержки боярыни встал на колено и также поднял два пальца. Его не смущает ни нищенская рваная одежда, ни то, что сидит на снегу. Часть людей из толпы сильно напугана. Боязнь казни заставляет их отворачивать лица и поторопиться вперед.

Некоторые всячески стараются поддержать словесно и жестами главную героиню картины В. И. Сурикова. Женщина в черном одеянии справа, с трудом держась за палку, с горечью на лице выражает сострадание арестованной. Занимающие позади ее девушки в разноцветных платках с сожалением склонили головы.

Их опущенные глаза говорят о желании, но невозможности помочь. Многие жители изображенной деревни – это обеспеченные, довольные жизнью люди. На их лицах светятся улыбки. Их социальный статус подчеркивает одежда, отличающаяся роскошью.

Слева от саней толпу догоняет мальчик в меховой шапке, сапогах и шубе.

Задний фон картины занимают крыши зданий, засыпанные снегом, теряющиеся в легкой дымке. Яркие, насыщенные оттенки полотна не соответствуют общему настроению происходящего. Событие, которому посвящен эпизод, наполнено трагизмом. Но участие в нем приняли и сторонники, и те, кто не захотел сопротивляться происходящим изменениям.

Таким образом, глядя на картину В. И. Сурикова «Боярыня Морозова», зритель становится участником важного исторического события, связанного с расколом церкви, тем, насколько самоотверженным может быть русская женщина.

Описание по картине

Известная картина Василия Ивановича погружает зрителя во времена раскола церкви на Руси. Пришли новые веяния. Их утвердили, никого не спрашивали, нужно это или нет. Боярыня Морозова была сторонником старых традиций и порядков. Она отчаянно защищала свои принципы. У боярыни было ни мало сторонников, но не каждый отстаивал прежние устои.

Морозова отказалась принять новое крещение, за что была наказана и отправлена в острог. Вновь, как и на картине со стрелецкой казнью, автор использует тусклые и темные тона. Крыши домов покрыты серой дымкой. Вдали виднеется православный храм. Теперь ничто не будет, как прежде.

В центре картины изображена главная героиня – Морозова. Её заковали в кандалы, бросили на укрытую соломой тележку и отправили в дорогу. Женщина нисколько не смутилась от происходящего. Она продолжала уверенно настаивать на своей правоте.

Боярыня поднимает руку к небу. Можно заметить, что она показывает два перста. Это старый обряд. Теперь насильно можно креститься только тремя перстами. Все противника наказывались и не каждый решался противостоять.

Хотя и старообрядцев было много.

Морозова одета в чёрное одеяние. Поверх её шапки надет платок. Лицо женщины побледнело, её напрягают происходящие события, но она не собирается сдаваться. Женщина продолжает говорить что-то сопровождающим её людям. Вероятно, она хочет достучаться до их сердец и объяснить всю серьезность ситуации. Морозова хочет донести, что это всё веяния из западных стран.

Поза боярыни свидетельствует об уверенности в собственной правоте. Женщину не смогли запугать, не смогли сломить. Боярыня сильна духом и готова ответить за свои слова и поступки. Она принимает всё случившееся с ней, как испытание и твёрдо идёт до конца. Морозова принимает образ мученицы.

Лошадь тянет сани. Идёт медленно, потому что толпа создала коридор у дороги. Все жители деревни внимательно наблюдают за путешествием старовера. Её невозможно запугать отвержением. Тот факт, что боярыню выставили напоказ, нисколько не смутил её. Она использует это на свою пользу, чтобы убедить народ в собственной правоте.

Ведь это обряды нашей церкви, которые исполнялись годами и не переменялись. А тут привезли какие-то нововведения и заставили всех выполнять всё до деталей. Этот факт возмутил многих, особенно ярых сторонников традиций, которые готовы биться за правду ценою собственных жизней. Морозова была одной из них.

Старцы с особой печалью и состраданием сопровождают Морозову. Ведь они сами придерживаются таких же принципов, но уже по старости лет не способны ничего отстаивать. Они могут только провожать боярыню взглядом, да благословлять во след.

С левой стороны стоят люди средних лет. Они внимательно наблюдают за происходящим событием. Рядом с повозкой бегут дети. Для них это просто развлечение. Они ничего не смыслят в обрядах, им нравится обстановка, когда рядом много людей. Хочется оказаться в центре внимания, поэтому они бегут за лошадью и пытаются протиснуться в толпу.

7 класс

Суриков Сурикова — Боярыня Морозова

Сейчас читают:

  • Сочинение по картине Вечерний звон Левитана 4 класс
    «Вечерний звон» — одна из самых проникновенных картин Исаака Левитана, замечательного мастера русского пейзажа. Сегодня это полотно, написанное в 1892 году, как и другие картины художника, можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее.
  • Тема любви в романе Обломов сочинение
    Любовь играет огромную роль и в жизни людей. Она движущая сила прогресса. Из-за неё начинаются и заканчиваются войны, создаются произведения искусства. Это самое прекрасное, возвышенное чувство. В романе «Обломов»
  • Смысл названия пьесы Гроза сочинение
    В название пьесы автор вложил глубокий смысл. Гроза помогает понять персонажей и углубиться в происходящее действие. Во время развития действия, гроза формируется и надвигается. Она символично подчеркивает трагедию пьесы.
  • Сочинение Про березу (описание) 2, 3, 4, 5 класс
    Берёзу использовали для того чтобы делать лапти из неё строили дома и писали на ней, но кто е того с помощью неё гадали и делали обереги которые считались довольно мощными.
  • Главные герои повести Капитанская дочка (роман Пушкина) сочинение
    Главным героем произведения является Петр Андреевич Гринев. Знакомясь, как бы с его мемуарами, мы узнаем о событиях, которые давно прошли
  • Сочинение по картине Григорьева Вратарь 7 класс
    Художник Григорьев основное внимание в своем творчестве уделял школьникам. Его картина « Вратарь», посвящена любви к футболу и ее с интересом смотрят все поколения. Картина получилась настолько удачной и имела успех, что в 1949 г

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-kartinam/boyarynya-morozova-7-klass

Сочинение-описание картины Боярыня Морозова Сурикова 7 класс

Картина «Боярыня Морозова» впервые была представлена Суриковым на пятнадцатой передвижной выставке в 1887 году. Этот холст мы по праву можем считать одним из самых лучших работ Василия Сурикова.

Художник изображает на полотне события семнадцатого века, а именно времена церковного раскола (1671 год).

Центральное место в картине занимает боярыня Морозова. На санях-розвальнях ее везут в острог. Одета она в черную шапку с платком и чёрный бархатный кафтан, отороченный мехом. Вся ее фигура непокорностью, фанатичной уверенностью в своей правоте и решительным протестом.

Об этом говорит выражение ее бледного лица: глаза, наполненные несогласием, сдвинутые брови, полуоткрытый рот – и ее поза: она немного откинута назад, ее правая рука высоко вознесена, а пальцы сложены в двуперстное старообрядческое крестное знамение, голова гордо поднята.

Именно благодаря Морозовой, главной героини картины, все полотно наполняется мощнейшей энергетикой.

Вокруг нее художник изобразил множество людей, и несмотря на их количество, каждый из них очень тщательно прописан, несёт свою смысловую нагрузку, каждому приданы свои особенные черты лица и индивидуальность. Некоторые из них сочувствуют Морозовой и согласны с ней, некоторые полностью наоборот.

Впереди всех на снегу сидит нищий юродивый. Его одежда никак не соответствует погоде она вся потрёпанная и в дырах, самая большая у него на плече. На его ногах нет даже намека на обувь, он босой. На его шее висит большой и тяжёлый железный крест, а на голову нацеплен маленький старый платок. Он сочувствует боярыне и неуверенно повторяет ее жест.

Чуть дальше изображена бедная старушка, нищенка, она опирается на палку и тянется за санями – тоже сочувствует Морозовой. На ней одета черная старая и рваная шуба, а на плече висит холщовая сумка.

За санями изображены женщины, девушки и старушки в красивых узорчатых платках, одна из них идёт вслед за санями. Рядом с ними стоит странник, о чем-то задумавшийся и держащий в руке посох. Слева от саней бежит мальчик, за ним ещё одна толпа народа. Весь холст наполнен людьми.

Все изображённые события происходят пасмурным тусклым зимним днём, на дальнем плане виднеются заснеженные крыши домов, теремов и купола церквей.

Данная картина очень была очень популярна в то время и не теряет своей популярности даже сейчас, наверняка за счет своей мощной энергетики, обилия красок, огромной величины, глубины и проникновенности образов, а также за счет своей исторической направленности. В наше время картину можно увидеть в Третьяковской галерее.

Сочинение №2

Картина Василия Ивановича Сурикова «Боярыня Морозова» является очень тяжелой с психологической точки зрения. На ней художник изображает последствия одного из наиболее тяжелых периодов на Руси – раскола русской православной церкви. Церковная реформа с ее кардинальными изменениями в сфере православных обрядов буквально разделила все население страны на два враждующих лагеря.

На не желающих мириться с новыми идеями старообрядцами начались гонения. Одной из таких пострадавших за веру является боярыня Морозова.

По решению императора ее закованную в кандалы везут в монастырь, где ей суждено провести остаток дней. Боярыня, богатая женщина предстает перед нами в простых традиционных русских одеждах.

Все в ее образе выдает ее решимость страдать за веру. Темная одежда, отсутствие красок на лице.

Лицо Морозовой является центральной частью картины. Оно завораживает, веет чем-то жутким, что не отпускает наблюдателя.

Изможденное бледное лицо говорит о том, как много лишений пришлось пережить боярыне, а сколько еще предстоит пережить. Но глаза ее по-прежнему горят. Истинный дух веры не покинул женщину.

За свои убеждения она готова страдать столько, сколько потребуется. Ничто не сможет сломить ее упорства.

Даже сейчас, совсем обессиленная, закованная в кандалы, выставленная на потеху обывателям, она стремится донести до них свою мысль. Приподняв палец, она словно призывает всех прислушаться к тому, что говорит бог. При взгляде на Морозову не покидает убеждение, что с ней он точно говорил.

Собравшийся поглазеть на заключенную народ тоже будто расколот на две части. В толпе мы видим и радостные лица зевак, глазеющих на такое представление. Вот, например, мальчика во всю бежит за санями. Но есть и те, кого глубоко задевает судьба боярыни. Старушка и юродивый на первом плане внимают героине. Ее жестокая судьба ужасает их.

Есть в толпе и молчаливо сочувствующие ей, те, кто не может свободно поднять голову и взглянуть в глаза Морозовой. Они не согласны с таким суровым наказанием за веру. Но именно этот страх наказания заставляет их стыдливо опустить глаза вниз. Не в каждом человеке есть подобная сила духа, позволяющая с достоинством пережить невзгоды.

Другие темы:

← Степан Разин↑ СуриковПортрет дочери художника Оли →

`

Популярные сочинения

  • Сочинение Любовь к дому
    Самые тёплые и светлые воспоминания из детства всегда связаны с домом. Воспоминания эти не всегда чёткие и ясные, будто отпечатанные на бумаге – они более размытые
  • Сочинение на тему Зимнее утро
    Зимнее утро необыкновенно красиво. В небе медленно гаснут звезды. Тонкая полоса алой зари начинает окрашивать темный небосвод. Все в мире неподвижно. Царит спокойствие и тишина.
  • Сочинение Что такое истинная смелость
    Смелость — это одна из положительных черт человека. Это когда человек в неожиданной, экстренной ситуации может взять ответственность на себя и начать предпринимать действия. В литературе бесстрашному герою свойственны

Источник: https://supersochinenie.ru/sochineniya/po-kartinam/surikov/boyarynya-morozova

Сочинение по картине В. И. Сурикова “Боярыня Морозова”

Центральной фигурой картины В. И. Сурикова есть сама боярыня.

Ее образ в истории запечатлелся благодаря тому, что она не побоялась восстать против господства церкви, которая по ее мнению несла неправильные учения людям.

Таким образом, эта обеспеченная и некогда красивая женщина, которая могла бы прожить тихую и уютную жизнь, стала пренебрегаема почти всем обществом, за исключением простых людей. Что я и наблюдаю на картине.

Саням даже сложно проехать по рыхлому снегу, выбирая дорогу между людьми, которые собрались вокруг и провожают их любимую

боярыню.

То, с какой точностью пишет художник картину, показывает его уважение к моменту, что играет большую роль в истории России. Главная героиня отличается и незаурядной внешностью, и стремлением оставаться сильной против любых притеснений, и желанием напоследок рассказать всем о важности ее верований. Она возвышается над всеми людьми.

С любой стороны взоры собравшихся обращены к ней. Людей очень много, но при этом их трудно назвать толпой. Их лица и фигуры реалистично и аккуратно выписаны. По ним можно прочитать целую жизнь каждого из них, видны и их чувства и отношение к наказанию их предводителя.

Многие открыто, не боясь последствий, плачут или с печалью в глазах провожают боярыню Морозову.

Молодая женщина в ярко-желтом платке кланяется, словно отдавая дань уважения силе этой харизматичной личности.

Еще одна женщина идет рядом с санями, сомкнула руки в замок, она не намерена отставать от них, другая, пожилая бабушка в черном платке и бедной одежке стала на колени, протянула руку, прощается.

Босой нищий с отмерзшими ногами и крестом на груди, сидит прямо на снегу, у него больше нет сил идти дальше, поэтому он поднял руку, и так же сложив пальцы, как и боярыня, благословляет ее, понимая, что ничего хорошего ее не ждет, отсюда и тревога на лице.

Эта потрясающая картина до глубины души затронула меня своими чувствами, в которых видится тепло и страх, прощание с тем, кто готов был подарить им свою жизнь и безразличие. Да, есть среди тех, кто пришел сюда и такие, кто смеются и даже в такой горестный момент пытаются издеваться над бедной, несчастной женщиной и ее убеждениями, приведшие к наказанию – ссылка в монастырь и скорая смерть.

(No Ratings Yet) Loading… Сочинение по картине В. И. Сурикова “Боярыня Морозова”« Анализ рассказа И. С. Тургенева “Бежин луг”Бог и грех в романе “Преступление и наказание” »

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/sochinenie-po-kartine-v-i-surikova-boyarynya-morozova/

Картина «Боярыня Морозова», Суриков

Боярыня Морозова — Василий Иванович Суриков. 1884-1887. Холст, масло. 304х587,5

   Раскол… Вот смысл, идея, сюжет великой картины. Тяжелые сани, на которых везут закованную в кандалы «царскую тетку», раскалывают толпу, как реформы патриарха Никона раскололи русский народ.

   Как Леонардо да Винчи долго искал прототип для Иисуса Христа в картине «Тайная вечеря», так долго не мог найти Суриков «лицо» боярыни Морозовой.

Редко встречаются в жизни такие лица, а люди подобные мятежной боярыне, встречаются еще реже. 4 года работал художник над своей самой гениальной картиной.

Сотни этюдов, тысячи зарисовок, сотни тысяч исправлений, постоянные поиски. Результат принес мастеру бессмертие.

   Несомненно, работа посвящена великой бунтарке, непокорной боярыне, родственнице самого царя. Лицо героини мертвецки бледно, руки бескровны. Отчаянный жест перед иконой Богородицы — последняя попытка отстоять «старую» веру.    Вокруг ссыльной боярыни собрались москвичи. По-разному они провожают раскольницу. Слева от нее группа дьячков, которые весело хохочут, наблюдая за «крамольной бабой». Они на стороне власти, поэтому уверены в справедливости происходящего.    Интересна реакция детей, изображенных в картине. Одни весело хохочут, подражая взрослым и не понимая смысла своей радости. Другие наблюдают за боярыней с нескрываемым страхом, напуганные ее фанатичным жестом, горящими от ярости глазами, кандалами на боярских руках.    В картине не найти ни одного счастливого женского лица. О ссыльной скорбят и боярышни в богатых шубках, и старушки, и девушки из народа. Особое внимание привлекает бледное лицо юной еще монахини, глаза которой переполнены ужасом.    Среди собравшегося народа легко разглядеть староверов. Их выдает одежда, особый взгляд, в котором тревога перемешана с откровенным страхом за свое будущее. Ничем не выдают себя единоверцы боярыни. Лишь юродивые без всякого страха повторяют «преступный» жест, тем самым выказывая свою искреннюю симпатию «государственной преступнице».    В толпе можно разглядеть и несколько татарских лиц, напряженных, внимательных. С невольным уважением смотрят мусульмане на бесстрашное поведение «еретички».    Зимняя Москва на фоне — словно в морозной дымке. На пути тюремных саней много храмов. И около каждого боярыня Морозова будет обращаться к москвичам со словом. Толпа не отстанет.

   Вот так, под смех, улюлюканье, рыдание, скорбь, стоны, вопли юродивых, начинается новая эпоха Руси, эпоха раскола.

Источник: https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/1436-kartina-boyarynya-morozova-surikov.html

Василий Суриков. Боярыня Морозова. История картины

Среди картин мастера «Боярыня Морозова» занимает едва ли не главное место. Она была показана впервые на выставке 1887 года в Петербурге, когда Суриков стал уже известным художником, автором «Утра стрелецкой казни» и «Меншикова в Березове». Тем не менее новое произведение вызвало весьма различные отклики. Только три человека оценили картину положительно: писатели В. Короленко, В. Гаршин и художественный критик В. Стасов. Всеобщее признание пришло к ней, как почти ко всякому шедевру, значительно позднее. Когда хотят понять художественное произведение, решают три вопроса. Во-первых, определяют, что хотел сказать автор картиной. Во-вторых, как он высказал свою мысль изобразительно. Третий вопрос: что же получилось? В чем смысл и значение произведения? Знаменитая картина Сурикова «Боярыня Морозова» известна всем со школьных времен. В своем полотне художник был точен, изобразив событие, которое произошло 17 или 18 ноября 1671 года, когда по приказу царя подвижницу «старой» веры отправили из её московского дома в заточение. В картине художник допустил только одну неточность, и то сознательно. На боярыне нет металлического ошейника, от которого цепь шла к «стулу» – большому обрубку дерева, лежавшего в ногах подвижницы. Видимо, художник решил, что «стул», ничего не добавив к образу Морозовой, только «утяжелит» картину.

Работая над картиной, художник перечитал массу исторических материалов, буквально изучил наизусть «Повесть о боярыне Морозовой», написанную в XVII веке по следам событий, неоднократно беседовал с московскими старообрядцами. Выбор темы картины не случаен. Боярыня Морозова была одним из самых известных деятелей церковного раскола, наряду с протопопом Аввакумом, а старообрядческая церковь причислила её к лику святых. Да и стойкость боярыни в отстаивании своих идеалов была просто поразительна, а живописец всегда стремился изображать на своих полотнах людей, сильных духом, идущих наперекор судьбе.

Боярыня Морозова навещает протопопа Аввакума. Миниатюра XIX векаСудьба же Феодосии Прокопьевны Морозовой удивительна. Она родилась в семье царского окольничего Прокопия Соковнина, состоявшего в близком родстве с Милославскими. По традиции того времени Феодосия рано была выдана замуж за боярина Глеба Ивановича Морозова, бывшего дядькой царевича, а затем ставшего и близким свойственником царя Алексея. Род Морозовых был не только знатен, но и чрезвычайно богат, а главное, в тот период он был постоянно «при царях». Феодосия рано осталась вдовой. После смерти мужа и его брата Бориса, женатого на сестре царицы, все богатство рода Морозовых перешло к её малолетнему сыну Ивану, а фактически, к ней. Морозова входила в ближнее окружение царицы Марии Ильиничны, как родственница и верховная дворцовая боярыня. В одном из многочисленных имений Морозовых — подмосковном селе Зюзино была обустроена по западному образцу одной из первых в России роскошная усадьба. По воспоминаниям современников «Дома прислуживало ей человек с триста. Крестьян было 8000; другов и сродников множество много; ездила она в дорогой карете, устроенной мозаикою и серебром, в шесть или двенадцать лошадей с гремячими цепями; за нею шло слуг, рабов и рабынь человек сто, оберегая ее честь и здоровье». Боярыня Морозова была противницей реформ патриарха Никона, тесно общалась с апологетом старообрядчества — протопопом Аввакумом. Казалось бы, живи и радуйся: близость ко двору, почести, богатство, сын подрастает. А если закручинишься от вдовьей доли, выйди замуж – желающих в мужья найдется немало, а то, заведи себе молодого полюбовника. Но Морозова отличалась фанатичной религиозностью и не только хранила верность умершему мужу, но и истязала себя постами, молитвами, ношением власяницы, чтобы «смирить плоть». Именно на почве религиозности и возник у неё разлад с царем Алексеем Михайловичем, поддержавшим церковную реформу патриарха Никона, существенно изменившую богослужебную традицию русского православия. Религиозные нововведения встретили широкое сопротивление в обществе, где основным выразителем взглядов приверженцев «старой» веры стал протопоп Аввакум, подвергнутый за это церковному суду и отправленный в монастырскую тюрьму. Именно его рьяной последовательницей и стала боярыня Морозова. Дом боярыни в Москве был одним из центров раскольничества, оплотом старообрядцев. У неё какое-то время жил Аввакум, на короткое время возвращенный царем в столицу из заключения в надежде на примирение протопопа с церковными нововведениями. Но Аввакум не смирился и снова был отправлен в один из дальних монастырей. А Морозова установила с ним тайную переписку, о которой соглядатаи не преминули известить царя. Но поддержка ею старообрядчества, судя по письмам Аввакума, была недостаточной: «Милостыня от тебя истекает, яко от пучины морския малая капля, и то с оговором». Царь Алексей Михайлович, всецело поддерживающий церковные реформы, пытался повлиять на боярыню через её родственников и окружение, а также отбирая и возвращая поместья из её вотчины. От решительных действий царя удерживало высокое положение Морозовой и заступничество царицы Марии Ильиничны. Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось, как вынужденное «малое лицемерие». Но после тайного пострига в монахини под именем Феодоры, состоявшегося согласно старообрядческим преданиям 6 декабря 1670 года, Морозова стала удаляться от церковных и светских мероприятий.

Под предлогом болезни она 22 января 1671 года отказалась от участия в свадьбе царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной. Отказ вызвал гнев царя, он направил к ней боярина Троекурова с уговорами принять церковную реформу, а позднее и князя Урусова, мужа её сестры. Морозова обоим ответила решительным отказом.

Благодаря высокому положению и заступничеству царицы, Морозова долго избегала открытого проявления монаршего гнева. Царь ограничивался увещеваниями, демонстративными опалами на её родственников и временным изъятием морозовских поместий. После смерти царицы и тайного пострижения Морозовой в декабре 1670 года в монахини под именем Феодоры, ситуация изменилась.

Но и в этот раз царь проявил определенное терпение, посылая к ней боярина Троекурова и князя Уросова, бывшего мужем сестры Морозовой, тоже державшейся «старой» веры, с уговорами отказаться от ереси и принять церковную реформу. Но все посланцы царя получали от боярыни решительный отказ. Только 14 ноября 1671 года царь распорядился принять к мятежной боярыне жесткие меры.

В её дом прибыл архимандрит Чудового монастыря Иоаким, проведший допрос Морозовой и её сестры, после которого они были закованы в «железы». В течение нескольких дней сестры оставались под домашним арестом. Затем Морозова была перевезена в Чудов монастырь. Именно этот момент и изобразил на своей картине Суриков.

После допросов боярыню, не желавшую раскаиваться, перевезли на московское подворье Псково-Печерского монастыря. Кроме ареста Морозову ждал еще один удар судьбы. Вскоре скончался её сын Иван. Имущество боярыни было конфисковано, а её братья отправлены в ссылку.

Любопытно, что за арестованных сестер заступился даже патриарх Питирим, писавший царю: «Я советую тебе боярыню ту Морозову вдовицу, кабы ты изволил опять дом ей отдать и на потребу ей дворов бы сотницу крестьян дал; а княгиню тоже бы князю отдал, так бы дело то приличнее было. Женское их дело; что они много смыслят!».

Но царь, заявив, что Морозова «много наделала мне трудов и неудобств показала», отказался её освободить и поручил патриарху самому проводить следствие.

Увещевания патриарха не дали результата, и сестер подвергли пытками на дыбе.

А затем даже собирались сжечь на костре, но против этого выступили сестра царя Ирина и родовитое боярство, не желавшее создавать прецедент позорной казнью представителей российской аристократии. По распоряжению Алексея Михайловича она сама и её сестра, княгиня Урусова, высланы в Боровск, где были заточены в земляную тюрьму в Пафнутьево-Боровском монастыре, а 14 их слуг за принадлежность к старой вере в конце июня 1675 года сожгли в срубе.

Боровский Пафнутьев монастырь

«Раб Христов! — взывала замученная голодом боярыня к сторожившему ее стрельцу. — Есть ли у тебе отец и мати в живых или преставилися? И убо аще живы, помолимся о них и о тебе; аще ж умроша — помянем их.

Умилосердися, раб Христов! Зело изне-могох от глада и алчу ясти, помилуй мя, даждь ми колачика», И когда тот отказал («Ни, госпоже, боюся»), она из ямы просила у него хотя бы хлебца, хотя бы «мало сухариков», хотя бы яблоко или огурчик — и все напрасно.

В монастыре сестер уже не пытались переубеждать, а просто уморили голодом. Первой 11 сентября 1675 года умерла Евдокия Урусова. Феодосия Морозова скончалась 1 ноября 1675 года, попросив перед смертью тюремщика постирать в реке её полуистлевшую нательную рубаху, чтобы по православной традиции принять смерть в чистом белье. Как и сестру, её похоронили без гроба, завернув в рогожу.

Так закончился земной путь удивительных женщин княгини Евдокии Прокопьевны Урусовой и инокини Феодоры (в миру Феодосии Прокопьевны Морозовой), принявших мученическую смерть за веру, но не поступившихся своими убеждениями. Позднее в Боровске на месте предполагаемого захоронения Морозовой, Урусовой и других погибших в монастыре последовательниц «старой» веры была установлена часовня.

Свято-Пафнутьев Боровский монастырь

Суриков вспоминал, что ключ к образу главной героини дала увиденная однажды ворона с чёрным крылом, которая билась о снег. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Портретный этюд был написан всего за два часа.

До этого художник долго не мог найти подходящее лицо — бескровное, фанатичное, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны, и кидаешься ты на врагов аки лев». Сложным путем шел мастер и к теме Юродивого.

Это также типичный персонаж старой Руси. Юродивые обрекали себя на тяжкие физические страдания – голодали, ходили полуголые зимой и летом. Народ верил им и покровительствовал.

Именно поэтому Суриков отвел Юродивому столь видное место в картине и связал его с Морозовой одинаковым жестом двуперстия.

Юродивый, сидящий на снегу.Этюд к картине Боярыня Морозова.

«А Юродивого я на толкучке нашел, – рассказывал Суриков. – Огурцами он там торговал. Вижу – он. Такой вот череп у таких людей бывает… Я его на снегу так и писал. Водки ему дал и водкой ноги натер… Он в одной холщовой рубахе у меня на снегу сидел..

. Я ему три рубля дал. Это для него большие деньги были. А он первым делом лихача за рубль семьдесят пять копеек нанял. Вот какой человек был». Так искал натуру Суриков, стараясь уже при писании этюда приблизить свою модель к воображаемому персонажу.

Художник воссоздавал с натуры не только облик героев, а буквально все – улицу и ряды домов, узор деревьев и дровни, конскую упряжь и снег. Он хотел правды и потому пропускал образы через реальную жизнь.

Рассказывая о работе над картиной «Утро стрелецкой казни», Суриков говорил: «А дуги-то, телеги для «Стрельцов» – это я по рынкам писал. Пишешь и думаешь – это самое важное во всей картине. На колесах-то – грязь. Раньше-то Москва не мощеная была – грязь была черная.

Кое-где прилипнет, а рядом серебром блестит чистое железо. И вот среди всех драм, что я писал, я эти детали любил… Всю красоту любил. Когда я телегу видел, я каждому колесу готов был в ноги поклониться. В дровнях-то какая красота… А в изгибах полозьев, как они колышутся и блестят, как кованые.

Я, бывало, мальчиком еще – переверну санки и рассматриваю, как это полозья блестят, какие извивы у них. Ведь русские дровни воспеть нужно…» И разве не воспел их Суриков в «Боярыне Морозовой»!

Часовня на предполагаемом месте заключения боярыни Морозовой и княгини Урусовой.А как снег писал: «Я все за розвальнями ходил, смотрел, как они след оставляют, на раскатах особенно. Как снег глубокий выпадет, попросишь во дворе на розвальнях проехать, чтобы снег развалило, а потом начнешь колею писать. И чувствуешь здесь всю бедность красок… А на снегу все пропитано светом. Все в рефлексах лиловых и розовых». Горькое унижение Морозовой Суриков превратил в ее героическую славу, а трагический эпизод русской истории преобразил в яркое праздничное действо, тем самым прославив прекрасные качества своего народа.

«Суть исторической картины – угадывание», – говорил Суриков.

Памятная плита у Креста на месте погребения боярыни Морозовой и ее сподвижниц.

Источник «КС»

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/59e7f118799d9d4d96c6fb0b/5b75c24cc8693100a9cdc05e

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector