28 ноября 2018
Московский коллекционер С.И.Щукин после знакомства в Париже с начальной версией «Танца» предложил художнику исполнить новый заказ: ему хотелось украсить свой особняк (который находился на Знаменском переулке) декоративными панно, на которых аллегорически были бы изображены процессы танца и музыки.
Весь ансамбль (по задумке художника он состоял из трех работ) и каждое панно в отдельности должны были бы развивать мотив «Радости жизни».
Щукинский особняк имеет лишь два этажа, и московский коллекционер, заказав «Танец», о котором уже имел представление, оказался перед проблемой выбора второго панно.
Остановившись на теме музыки, он подтверждает свой заказ в письме, отправленном из Москвы 31 марта 1909 года: «Я нахожу в вашем панно «Танец» столько благородства, что решил не считаться с нашим буржуазным мнением и поместить на моей лестнице сюжет с обнаженными.
В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом для которого очень хорошо подойдет музыка». По всей вероятности, ещё в Париже, при встрече с Щукиным в марте, Матисс подарил ему акварельный эскиз «Танца», названный художником «Композиция №1» (ГМИИ). Он явно сделан по первой версии «Танца» и вслед за ней.
Композиция №1. ГМИИ. 1909
До Матисса многие художники не раз обращались к теме хоровода. Её можно найти у Кранаха в картине «Золотой век» и у других мастеров XVI столетия. В качестве одного из возможных источников, с которыми Матисс мог быть знаком, Дж. Нефф указывает на картон Гойи для шпалеры «Жмурки» (1791).
Танец-хоровод оказался довольно избитым мотивом у непосредственных предшественников Матисса — символистов (среди них в первую очередь стоит назвать Анри Мартена с его картиной «Serenite», перешедшей в Люксембургский музей и показывавшейся на Всемирной выставке 1900 в Париже [ныне – в музее Орсе, Париж], а также других живописцев Салона Розы и Креста), художников стиля модерн и все тех, кто стоял между ними.
Кранах Л. Ст. «Золотой век» Национальная галерея, Осло. 1530
Гойя Ф. «Жмурки» Музей Прадa, Мадрид. 1789
В общей сложности к «Танцу» и «Музыке» Анри Матисс шел пять лет. Композицию «Танца» художник позаимствовал у своей ранней работы «Радость жизни» (1905-1906, Фонд Барнса, Мерион, США), на дальнем плане которой можно обнаружить группу танцующих.
В свою очередь в «Радости жизни» отразилась, по-видимому, впечатления Матисса от большой картины А.Дерена «Композиция (Золотой век)» с танцующими обнаженными женщинами в центре. Эта картина датируется разными исследователями от 1903 до 1905 годом, но она, во всяком случае, предшествовала «Радости жизни».
В 1907 году Матисс выполнил деревянный рельеф «Танец» (музей Матисса, Ницца) с тремя экстатически пляшущими нимфами.
«ТАНЕЦ» Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Холст, масло. 260х391 см. 1910
Первая версия «Танца» была создана художником в марте 1909 года (сейчас она находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке). Её размеры близки к эрмитажным, но работа выполнена в более светлой тональности. При совпадении основных элементов композиции, движения персонажей в нью-йоркском панно менее энергичны, контуры фигур менее отчетливы, несколько иную форму имеет холм.
Первая версия. 1909
Работа над произведением велась очень быстро. То, что работа над щукинским «Танцем» шла стремительно и сразу на холсте, находит косвенное подтверждение в том, что сохранился лишь один подготовительный этюд к нему (ранее- собр. Жана Матисса).
В этом рисунке художник наметил ключ перемен по сравнению с первым вариантом.
Позы фигур верхнего ряда (двух женщин посередине и той, что справа) стали гораздо динамичнее, причем главное значение имело изменение позы женщины вверху слева: движение ее делается столь неистовым и экзотическим, что под её ногой прогибается земля.
Помимо эскиза из ГМИИ существуют три графических версии «Танца». Две из них находятся в гренобльском Музее живописи и скульптуры: одна исполнена углем, вторая – акварелью. Еще один лист (тушь, перо) хранится в частном собрании.
Акварельный и перовой «Танцы» созданы уже по окончании щукинского панно (акварельный – для М.Самба).
версия в угольной технике, которую теперь иногда относят, как и две других, к более позднему времени, представляет эскиз первого, то есть нью-йоркского панно.
Наивно было бы объяснить «Танец», как это иногда делалось, впечатлениями художника от фарандолы в Мулен де ла Галлет или от сарданы в Коллиуре: Матиссу такие танцы нравились, и они могли создавать нужный для работы тонус, но, вероятно, тем их значение и ограничивалось.
Уже сокращая общее количество фигур в хороводе с 6 (столько их было в «Радости жизни») до 5, Матисс придавал сцене символическое звучание, закономерно повторив потом такое же количество фигур в «Музыке» (о которой речь пойдет позднее).
Точно так же как в некоторых произведениях, предшествовавших «щукинскому» ансамблю, художник переносит действие в первобытную эпоху, создавая определенную образную структуру, которая зиждется на перво-символах.
Сюжет картины незамысловат – пять танцоров держатся за руки, образуя овальную фигуру. За счет особого расположения фигур, зритель чувствует направления танца – по часовой стрелке. Движения танцоров на вершине холма кажутся энергичными.
Между крайней слева фигурой и танцующей справа от нее есть разрыв: женщина на первом плане пытается снова замкнуть круг, взяться за протянутую руку, а партнер, вытягивая руку, поворачивается и замедляет движение, вовлекая её на задний план.
Контакт не совсем достигнут, и зрителю остается только самому мысленно закрыть разрыв.
Что касается внушительного вида фигур, он может быть в большей степени объяснен формальными средствами: их монументальность и величие происходят от упрощения художественной стратегии – несколько больших однородных участков цвета, стремление к чистому линейному рисунку, выразительный контур.
В картине воплотилась «религия счастья». По мнению Матисса, фарандола – популярный в Провансе танец-хоровод – выражает самую сущность ритма и радости жизни.
При всей очевидной декоративности, значение «Танца» и всего ансамбля не сводится к решению чисто декоративных задач.
Дионисийский хоровод жизни матиссовского панно нашел закономерное воплощение в станковом произведении. Сам художник позднее в письме А.Г.
Ромму подчеркивал, что его панно «ещё отвечали требованиям, предъявляемым к картине, то есть к работе, которая может быть помещена где угодно».
Для Матисса работы для особняка стали кульминацией темы танца, впоследствии он не скоро к ней вернулся.
Это произошло лишь в 1932 -1933 годах, когда исполнил знаменитый «Танец» для Барнса (Мерион, США; первый вариант- в Парижском городском музее современного искусства) – декоративную и более монументальную композицию.
Однако Матисс не забыл и о композиционной заявке щукинского «Танца», которую он снова использовал в одной из иллюстраций к «Любовным стихам» П. Ронсара (1948).
- «Парижский танец» Музей современного искусства, Париж. 1931-1933
- Одна из иллюстраций к «Любовным стихам» П.Ронсара (1948)
В 1938 Матисс выполнил гуашью реплику эрмитажного «Танца» (собр. Дэвис,Нью-Йорк) для литографского воспроизведения в альманахе «Verve» (1938).
Реплика Эрмитажного «Танца» , 1938 собр. Дэвис, Нью-Йорк. Для литографского воспроизведения в альманахе «Verve»
«МУЗЫКА» Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Холст, масло. 260х389 см. 1910
Матисс, первоначально хотевший создать ансамбль из трех панно, вероятно, колебался, какую из двух тем выбрать помимо «Танца», когда он получил предложение Щукина, которому нужны были только два холста. Можно предположить, что художник склонялся вначале к «Сцене отдыха». Во всяком случае, явно тогда же, когда он исполнил для С.И.
Щукина эскиз «Танца», названный им «Композиция», он сделал другой на листе почти такого же формата и назвал его «Композиция № 2» (ГМИИ), где показал купающихся и отдыхающих женщин. Однако Щукин настаивал на теме музыки и в письме от 31 марта 1909 просил прислать эскиз «Музыки», которого так и не получил. В другом письме, уже по завершении ансамбля, С.И.
Щукин писал: «В доме моем много музицируют. Панно «Музыка» должно отвечать характеру дома»
Композиция №2 ГМИИ
В «Музыке» вычленяются те же элементы: пять красных тел, зеленый холм и голубое небо.
Мужские фигуры в «Музыке» не связаны единым движением, таким, как мотив овала в «Танце», напротив, они изолированы и расположены в ряд, как музыкальные ноты.
Вместо поворота в три четверти, они теперь развернуты фронтально, и поэтому не только подчёркнуто отделены друг от друга, но также полностью приковывают внимание зрителя.
Поскольку «Музыка» следовала за «Танцем», она сделалась его противовесом: она столь же статична, сколь динамичен «Танец». По словам М.Самба, художник сожалел позднее, что «Танец» не столь благородно спокоен, как ему хотелось бы.
От эскиза 1907 года в «Музыке» осталась лишь одна фигура – это фигура скрипача в левой части полотна, но здесь еще присутствовало движение, хотя и уже была статичная фигура слушающего. Так же было и в «прародительнице» щукинского ансамбля – в «Радости жизни».
Работа над панно, его переработка, как это видно по фотографиям двух первых состояний «Музыки», велась таким образом, чтобы исключить всякое движение и абсолютно изолировать друг от друга фигуры.
В окончательном варианте, этом мире чудесной оцепенелости, каждая из них представляет полное погружение в музыку.
«Музыка» 1907 Музей Современного искусства, Нью-Йорк
Каждая из фигур (в особенности персонажи справа) подверглись кардинальной переписке. В разных местах фона заметны их первоначальные контуры, а точнее – контуры второго состояния картины. В окончательном состоянии все персонажи показаны фронтально, а их индивидуальные черты сглажены.
Полная женщина в правой верхней части композиции исчезла, уступив место юноше-певцу. Были устранены отдельные детали: цветы, растущие на склоне холма, собака в ногах скрипача.
Можно предположить, что введение в картину собаки символизировало власть музыки над природой, будучи отзвуком традиционного мотива.
Панно «Музыка» значилась Матиссом как полярная, противоположная «Танцу». Поэтому Матисс изгнал из неё, ставшей последовательным воплощением мужского начала, женщину – женское уже торжествовало в «Танце». Неоднократно указывалось, что вся композиция панно напоминает музыкальную фразу в нотной записи, в которой скрипач слева как бы играет роль ключа в нотоносце.
Картина создавалась Матиссом в Исси-ле-Мулино (ныне департамент Верхняя Сена) весной или летом 1910, как показывает фотография, опубликованная Дж.-Х. Неффом.
Он же правильно указывает в качестве важного источника, использованного Матиссом в работе над «Музыкой», картину П.Гогена «Arearea» (1892, Музей Орсэ, Париж). Она была выставлена в Осеннем салоне 1906.
Мотив собаки, позднее отвергнутый, а также двух фигур по центру, вероятно, пришел оттуда.
Гоген П. «Arearea» музей Орсэ, Париж. 1892
В Осеннем салоне 1910 оба панно подверглись нападкам критики, и даже Щукин – когда в начале декабря, сразу после закрытия Салона, картины прибыли в Москву – даже заколебался, полагая, что Третьяковская галерея, куда он намеревался завещать свою коллекцию, не согласится принять это панно.
Искусствовед Манеева Анна
этоинтересно, интересныефакты, Манеева Анна, париж, Гоген, матисс, Щукин, Кранах, Гойя, ТАНЕЦ, Эрмитаж, ГМИИ, Парижский танец, МУЗЫКА, Музей Современного искусства, Нью-Йорк, Орсэ.
Источник: https://ArtDoArt.com/news/tanec-i-muzyka-a-matissa
Анри Матисс
Анри Матисс (Heni Matisse) (1869–1954), выдающийся французский художник. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро.
Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 года.
Он выставляет ряд работ.Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму.
В это время Матисс открывает для себя скульптуру народов Африки, начинает ее коллекционировать, интересуется классической японской ксилографией и арабским декоративным искусством.
К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика.
В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры.
В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран. «Автопортрет» 1918 года, Музей Матисса, Ле Кате-Камбре, Франция
В 1908 С. И. Щукин заказывает художнику три декоративных панно для собственного дома в Москве. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах.
Третье панно — «Купание, или медитация» — осталось лишь в набросках. Выставленные в парижском Салоне перед отправкой их в Россию, композиции Матисса вызвали скандал эпатирующей обнаженностью персонажей и неожиданностью трактовки образов.
В связи с установкой панно Матисс посетил Москву, дал несколько интервью для газет и высказал восхищение древнерусской живописью. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва), используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде.
В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца.
«Посуда и фрукты» 1901 Эрмитаж
«Женщина в шляпе» (Портрет жены) 1904 — Представлена в Салоне 1905 года.
«Натюрморт с вазой, бутылкой и фруктами» 1903-1906 Эрмитаж «Площадь в Сен-Тропе» 1904 Музей искусств, Копенгаген «Окно» 1916 Институт искусства, Детройт
«Поднятое колено» 1922, Частное собрание После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок»); интересуется мастерами рококо. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Тема панно — танец. Восемь фигур представлены на фоне, состоящем из розовых и синих полос, сами фигуры серовато-розового тона. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Много и плодотворно работает с пластикой, продолжая традиции А. Бари, О. Родена, Э. Дега и А. Э. Бурделя. Стиль его живописи заметно упрощается; рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Ж. Помпиду). В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Над керамической крышей, изображающей небо с облаками, парит ажурный крест; над входом в капеллу — керамическое панно с изображением св. Доминика и Девы Марии. Другие панно, исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере; художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы); рядом с алтарем изображение самого Доминика. Эта последняя работа Матисса, которой он придавал большое значение, — синтез многих предшествующих его исканий. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Ж. Помпиду, Париж). Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Лаконизм рафинированных художественных средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные созвучия, то равновесие локальных больших пятен и масс цвета, служат главной цели художника — передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм. Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. В отличие от современного ему кубизма, творчество Матисса не было умозрительным, а основывалось на скрупулезном изучении натуры и законов живописи. Его полотна, изображающие женские фигуры, натюрморты и пейзажи, могут показаться незначительными по теме, однако являются результатом долгого изучения природных форм и их смелого упрощения. Матиссу удавалось гармонично выражать непосредственное эмоциональное ощущение действительности в самой строгой художественной форме. Прекрасный рисовальщик, Матисс был по преимуществу колористом, добивавшимся эффекта согласованного звучания в композиции многих интенсивных цветов. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. Ранние натюрморты Матисса
«Натюрморт» 189
«Читающая женщина» 1894 «Служанка» 1896 «Голубой горшок и лимон» 1897. Холст, масло. Эрмитаж «Обеденный стол» 1897 «Автопортрет» «Натюрморт с апельсинами 1899
«Мастерская на чердаке» 1903. Холст, масло. Фитцвильямский музей, Кэмбридж, Великобритания «Счастье существования (Радость жизни)» 1905-06 Фонд Барнса, Линкольнский университет, Мерион, Пенсильвания «Матрос» 1906 Необычные портреты Матисса «Автопортрет» 1900 Цента им. Жоржа Помпиду «Огюст Пеллерен» (II) 1916 «Грета Молл» 1908, Национальная галерея, Лондон «Автопортрет в полосатой майке» 1906 ГМИ Копенгагена «Портрет жены художника» 1912-13 Эрмитаж «Итальянка» 1916 «Айша и Лоурет» (Aicha and Lorette) 1917 «Белое Перо» 1919 «Портрет Сары Стайн» 1916 В 1914 году лучшие работы Матисса, которые принадлежали Майклу и Саре Стайн, исчезли в Германии, когда принимали участие в выставке в Берлине незадолго до начала Первой мировой войны. Два года спустя Матисс осуществил парные портреты Майкла и Сары Стайн, своих самых преданных ранних коллекционеров, компенсируя потерянные ими произведения в Берлине. «Портрет Майкла Стайна» 1916 «Чаепитие в саду» 1919 «Lorette with Cup of Coffee» 1917
«Фигура на фоне орнамента» 1925-26. Центр Помпиду, Париж «Лауретт в белом тюрбане» 1916 Ч.к «Балерина, гармония в зелёном» 1927. Ч.к «Грета Прозор» 1916 Андре Дерен «Портрет Анри Матисса» 1905 «Мадам Матисс» 1907 «Сон» 1935 Ещё натюрморты Матисса «Голубая скатерть» 1909 «Греческий торс с цветами» 1919 «Ваза с апельсинами» 1916. Ч.к. «Натюрморт с зеркалом» «Интерьер со скрипкой» 1917-18 ГМИ Копенгагена И снова портреты «Женщина в шляпке с цветами» 1919 «Балерина» 1927 Коллекция Отто Кребса, Холцдорф. Сейчас в Эрмитаже «Девушка в голубой блузке» (Портрет Лидии Делекторской, помошницы художника). 1939 Эрмитаж «Девушка в розовом» 1942 «Девушка в зелёном с гвоздикой» 1909. Эрмитаж «Портрет Маргариты» 1906-1907 «Девочка с зелеными глазами» 1908 «Три сестры» 1916 «Урок музыки» 1917 Фонд Барнса, Линкольнский университет «Лоурет в красном платье» 1917 «Ивонна Ландсберг» 1914. Офорт Филадельфийский музей искусства «Лоретт в зеленом платье, на черном фоне» 1916 Восточные темы в живописи Матисса «Гармония в красных тонах» 1908. Х, м. Эрмитаж «Жительница Цоры на террасе» 1912 ГМИИ им. А.С.Пушкина «Мавританская комната» 1923 «Одалиска в красных шароварах» 1917 «Марокканский сад» 1912 «Марокканец в Грециии» 1912-13. Эрмитаж «Одалиска с магнолией» 1924 «Разговор» 1909 «Азия» 1946 «Синяя обнаженная с волосами на ветру» 1952 «Голубая обнаженная. Воспоминание о Бискре» 1907 Данная картина была написана после визита в Алжир. В своем непонятном исполнении, жестокой конфигурации и закрученной позе эта картина является одной из ключевых работ в его карьере и в западном искусстве в целом. «Женщина с зонтиком» 1905 «Две девушки» 1941 «Очертания Нотр-Дам ночью» 1902 «Роскошь, покой и наслаждение» 1904 Центр Жоржа Помпиду, Париж Рисунки Матисса
- Henri Matisse
«Женский портрет» 1945 «Портрет Ильи Эренбурга» «Портрет женщины с распущенными волосами» «Женщина в профиль» Галина (Пчёлка Майя) просветленный
Источник: https://obiskusstve.com/1137741272359635300/anri-matiss/
Фовизм Матисса. Анри Матисс в Москве. Коллекция картин
Анри Матисс был лидером фовизма и одной из ключевых фигур искусства ХХ века. Художник прожил очень долгую жизнь. Он умер в 1954 году. Пикассо, узнав о кончине Матисса, воскликнул: «А как же я теперь буду работать?». Мастер имел ввиду, что его творческий путь был постоянным соперничеством с Матиссом, а со смертью Матисса он как бы терял стержень соперничества.
Анри Матисс. В начале творческого пути
Рисовать Матисс начал довольно поздно. Его родители хотели, чтобы Анри был юристом и он им стал. Но будущий художник вскоре понял, что юриспруденция – не его дело, и уехал в Париж изучать искусство. Своим учителем он считал Гюства Моро, и, следуя совету учителя, изучал работы старых мастеров и даже копировал их в Лувре.
На этом этапе он пробовал писать «в духе», искал художественную близость с тем или иным направлением в искусстве. В коллекции ГМИИ хранится натюрморт, выполненный «в духе голландцев».
В этой работе Матисс заставил стекло бутылки блестеть необыкновенным цветом. Эта ранняя работа весьма похожа по манере исполнения на стиль Эдуарда Мане. (Интересно, что хотя очень многие причисляют Мане к импрессионистам, он таковым не являлся.
Специалисты всегда подчеркивают это, говоря: “Эдуард Мане и импрессионисты”).
Вернемся к раннему Матиссу. Тон его картины тёмный и неоднородный, отдельные цвета – серебристо перламутровые. В отличие от Сезанна, Матисс совсем иначе лепит форму и заботится о ней. Он уделяет больше внимания цвету и строит полотно по классическим канонам. Картина была написана в 1896 году, когда художнику было 39 лет.
В самом конце XIX века художник заинтересовался яркими красками, живыми цветовыми комбинациями и смелыми композиционными приёмами.
К концу 1900-х годов он выработал новое понимание роли искусства в современном мире.
Мастер верил, что задача современной живописи – создавать усталому, духовно истощённому зрителю гармоничное окружение, отвлекать его от забот и беспокойств современного мира и помогать расслабиться.
Матисс ценил идеалы единения человека и природы, его привлекали сплав инстинкта и разума, присутствующего в архаичных культурах.
Матисс добивался чистоты чувств, характерных для детского рисунка или примитивного искусства.
Фовизм Матисса “Статуэтка и вазы на восточном ковре”
“Статуэтка и вазы на восточном ковре.
(Натюрморт венецианской красной)” 1908
В 1908, когда Матисс создал эту картину, в Париже проходила выставка Восточного и мусульманского искусства, которое запрещает изображать лица людей, а также и животных.
В исламском искусстве допустимы только орнаменты и каллиграфические надписи. Матисс внимательно изучал восточные искусства и многое из них почерпнул для своего творчества.
В этом натюрморте Матисс отрицает все каноны живописи, использует очень яркие цвета.
Необходимо иметь ввиду, что чувство цвета дается человеку от природы, также, как голос или музыкальный слух. Оно либо есть, либо его нет, воспитать чувство цвета, также как и наработать голос – невозможно. Матисс обладал совершенным чувством цвета. Ему не надо было что-то изобретать, он всё точно знал. И в этом Матиссу можно доверять.
Ковёр на этой картине – реальный. Такой, какой был у Матисса в его доме. Он набросил этот ковёр на камин или комод, или другую мебель. Но мастер не дает здесь глубину пространства в соответствии с математическими законами, а выписывает глубину лишь треугольниками незаполненного ковром пространства.
Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк. Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный. Углы комнаты даёт другим цветом. С того момента, когда Матисс стал рисовать такие композиции и начинается его развитие, как художника.
На холсте хорошо заметна свобода в выборе цвета и красок – интенсивных, почти пламенеющих.
Кажется, что предметы на ковре включены в орнамент покрытия, в арабеск, как элемент восточного узора. В эту композицию мастер также включил гипсовую модель своей скульптуры.
Фовизм Матисса. “Фрукты и бронза”
В 1910 году он создаёт полотно «Фрукты и бронза». Эта работа была написана для московского коллекционера, почитателя его таланта Сергея Щукина. Здесь, как и на предыдущих работах, светотень, перспектива, отражение отсутствуют.
Матисс не использует светотеневую моделировку предметов, он обозначает их цветными пятнами и обводит контуром. Линия и цвет – вот главное в его творчестве. Формы предметов выполнены мазками разного цвета и все это находится на фоне синего ковра.
Фовизм Матисса. “Испанка с бубном”
Эта композиция – одни из самых ошеломляющих фовистских картин. Фигура танцовщицы нарисована очень динамичным цветным контуром и контрастирует с распределением светотени. Это по-новаторски необычно и “по-дикому” экспрессивно. Цвет фона – голубой. Чёрная блуза и красная юбка очень красиво смотрятся на голубом фоне.
Это контрастные цвета, которыми художник создаёт глубину пространства.
Анри Матисс и Сергей Щукин. Самым первым “идеальным” покровителем Матисса, человеком, который принял все его идеи, был московский коллекционер Сергей Щукин. Картины Матисса украшали щукинский особняк и составляли единый ансамбль.
Щукин безраздельно доверял Матиссу. Он доверил Матиссу оформить свой дом в том стиле, какой художник считает нужным и правильным. Щукин предоставил Матиссу возможность самовыражения. Отношения между патроном и художником были очень доверительными, полными взаимопонимания.
За весьма короткий период перед революцией 1917 года, Матисс написал целую серию картин для Щукина, которые в настоящее время составляют гордость коллекции музея Изобразительных искусств.
Знаменитые панно “Музыка” и “Танец” – последняя работа находится в Зрмитаже – также были выполнены позаказу Щукина для его московского особняка.
Щукин весьма щедро заплатил Матиссу. На эти деньги художник смог прожить более 7 лет ни о чём не заботясь.
Революция 1917 года всё изменила. Щукин уехал в эмиграцию. Как-то, Сергей Щукин ехал на поезде в Ниццу. Матисс также был пассажиром в этом поезде и узнал, что его патрон едет тем же рейсом.
Матисс везде искал Щукина, хотел поприветствовать и поговорить с меценатом, но нигде не смог его найти. Они не встретились, хотя ехали одним поездом.
Всё дело было в том, что Матисс искал своего патрона в 1-м классе, а Щукин ехал в третьем.
В экспозиции следующего зала посетителя встречают цветы, натюрморты – это любимые темы Матисса.
Фовизм Матисса. “Цветы на медовом фоне”
Ваза с пышным букетом цветов стоит на столе. Белая столешница на самом деле – просвечивающий незакрашенный белый холст. Чтобы всё это не сливалось с белой вазой, мастер прорисовывает ее контур. Медово- жёлтый фон полотна, необыкновенно красивый и теплый, охватывает букет цветов.
Сам Матисс отмечал, что современные люди – это усталые люди. В этом безумном мире нужно, используя искусство, его яркость, дать людям возможность отдохнуть. Пусть они отдохнут, глядя на подобные полотна – именно такой была цель Матисса.
Немаловажное значение Матисс придавал гармонии: «Я хочу нести людям отдохновение и радость». В своих картинах художник постоянно претворял свою жизненную программу.
Фовизм Матисса. «Корсиканский пейзаж. Оливы». 1898 год
Очень многие работы Матисса, находящиеся в ГМИИ, были подарены Лидией Николаевной Делекторской. В числе ее даров – палитры художника. В собрании ГМИИ немало ярлыков с ее именем – именем секретаря Анри Матисса.
И хотя Делекторская могла бы презентовать собрание картин любому другому музею, она предпочитала Пушкинский.
Возможно, в этом была заслуга Ирины Александровны Антоновой( директора ГМИИ), которая сумела понравиться Делекторской.
На корсиканском пейзаже – чисто импрессионистические черты. Но у Матисса гораздо плотнее мазок, и краски положены более интенсивно.
Палитры Матисса. Первая похожа на цветы.
Портрет Делекторской тоже хранится в музее, это небольшой набросок, под стеклом. Но черты лица имеют несомненное портретное сходство.
Два достаточно больших полотна в коллекции – это интерьеры мастерской художника, их в музее три, но застать их одновременно на экспозиции практически невозможно. На одном полотне изображён уголок мастерской, на другой – розовая мастерская с кусочком его картины «Танец». Матис во многих полотнах цитирует сам себя.
Анри Матисс “Мастерская художника. (Розовая мастерская)”
Это одна из матиссовских студий, с так называемым симфоническим интерьером, который воплощает на холсте гармонию цвета и композиции.
Матисс включает в эту композицию свои картины на стенах ателье и бронзовую статуэтку.
На этой картине хорошо проследить, как создавалась эта композиция. Художник соединяет разные жанры (натюрморт и интерьер) одним арабесковым орнаментом. Перед ширмой – стул, на котором пустая ваза, без цветов.
Затем – ширма, экран, на который брошена одежда.
И вот складки на этой одежде кажутся стеблями цветов, они как бы начинаются от вазы и создают имитацию стоящих в ней цветов и в то же время эти складки формируют арабесковый орнамент.
Затем всё это органично перекликается с настоящими цветами и деревьями за окном. И это завершение темы арабеска. На этом полотне очень важную роль играет цвет. Никакой другой художник, кроме Матисса не имел такого чувства цвета.
Существует музыкальный термин. О человеке, весьма одарённым музыкально говорят, что у него абсолютный слух. И если применить музыкальный термин к изобразительному искусству, то о Матиссе нужно сказать, что у него был абсолютный глаз.
Эта “Розовая студия” была написана, когда Матисс вернулся из России. На деньги, заплаченные ему Щукиным, художник арендовал эту студию, где и написал картину, а студию он впоследствии выкупил.
Анри Матисс “Уголок мастерской”
“Уголок мастерской”.
Матисс очень любил синие драпировки. Как новая, цветочная мелодия. И дневной свет передаётся в красках. И в левом верхнем углу полотна видны те же розовые в полоску стены его мастерской, которые изображены в “Розовой мастерской”.
“Марокканский Триптих”. 1912-1913
Перед тем, как Матисс приехал в Россию, он планировал посетить Италию, где хотел изучать работы Старых Мастеров. Но, увидев Русское искусство, понял, что он не найдёт ничего специфического в Италии и отправился в Марокко. (Иконы Матисс видел в собрании Остроухова и Благовещенском соборе Московского Кремля.)
Этот триптих был заказан Матиссу Иваном Морозовым. И, сравнивая натюрморты, букеты и мастерские Матисса с этим триптихом, кажется, что это совсем другой художник.
Интересно, что рама этой картины была специально заказана и оплачена Морозовым.
Весь триптих представляется как три разные времени дня или как философское восприятие Востока.
1 – Утро. И Матисс открывает окно в город. Мы видим собор святого Петра, крепость, двух осликов и араба, верхом на одном из них.
Тень всё ещё окутывает город своей свежестью и прохладой. Через раскрытое окно Матисс показывает городской пейзаж, который, в свою очередь, вводится через натюрморт. Окно-натюрморт – городской пейзаж.
2 – День. Жизнь пряного Востока перемещается внутрь террас и всё выглядит как мираж. Девушка, изображенная в центре холста – дочь Зоры, работницы отеля “Вилла де Франс”, которая очень часто позировала Матиссу.
Некоторое время спустя её стали искать, но она исчезла, растворилась и о ней ничего не известно. Матисс очень любил её писать, неоднократно изображал ее на своих полотнах.
3 – Вечер. В городе нестерпимая жара и все ожидают ночную прохладу и сидящий перед входом араб растворяется, исчезает, как образ и видение. Контуры его фигуры становятся едва различимыми.
Вот это Матисс, который мог сделать всё, что он хотел в области цвета.
Анри Матисс “Голубая ваза с цветами на скатерти”
“Арумы, ирисы и мимоза (Голубая ваза с цветами на синей скатерти)” 1913. Картина входила в ансамбль Розовой гостиной в доме С.И.Щукина, для которой Матисс создал несколько работ одного формата, в том числе и “Красные рыбы”.
Этот букет в нашей экспозиции, написан холодными тонами. «Арумы…» – понимание полотна идёт от восточного иероглифа, по всему фону картины разбросаны завитушки – элементы восточного орнамента. Ваза прикрыта изумрудным листком цветка.
До Матисса сочетание зелёного и синего не укладывалось в голове и такое сочетание цветов никогда не использовалось. А Матисс применил его и мы увидели, насколько это красиво и гармонично.
Фовизм Матисса. “Красные рыбы”
“Красные рыбы”. Сочетание ярких, интенсивных цветов создают неподражаемый декоративный эффект. Свобода, и даже размашистость рисунка усиливает впечатление, что картина была написана “за один присест”, “на одном дыхании”
Полотно трактуется чем-то средним между натюрмортом и пейзажем. Гениальное всегда очень просто, поэтому очень часто про творчество Матисса дилетанты говорят – «и я так нарисую». Да, нарисовать можно. Но дать такое сочетание цветов, предметов, предложить такую гармонию в полотне – вряд ли это удастся кому-то другому.
В полотне обыгрывается круглая форма. Это крышка стола, донышко аквариума, крышка аквариума, вода в аквариуме. И в эту серо-асфальтную и зелёную гамму художник вплетает красных рыбок, изображение которых удваивается в их отражении на поверхности. Эти рыбки притягивают к себе всё внимание, взгляд идёт по кругу и опять возвращается к ним.
В этом обзоре мы рассказали почти обо всех картинах, которые находятся на экспозиции музея Изобразительных Искусств им. Пушкина в Москве. Надо сказать, что в собрании С.И.Щукина их было значительно больше. Коллекция была поделена между Москвой и Ленинградом (как Санкт-Петербург тогда назвался) и много картин сейчас находятся в собрании Эрмитажа.
Матисс умер в 1954 году в возрасте 84 лет. Пабло Пикассо оценил его роль в современном искусстве коротко и просто: “Матисс всегда был единственным и неповторимым”.
ФОВИЗМ В ГМИИ им. Пушкина
(2
Источник: https://kraeved1147.ru/fovizm-anri-matiss/
История одного шедевра: «Танец» Матисса
Анри Матисс очень любил танцы, очень. Но был художником. Такая незадача. Хорошо, что подвернулся заказ на тематическую серию от еще одного любителя танцев и музыки — коллекционера Сергея Щукина.
Вот тут-то и разгулялся художник. Когда Щукин увидел свой заказ, он крайне обрадовался, но поначалу забирать отказался. Что произошло и как сложилась судьба «Танца» Матисса, рассказывает Снежана Петрова.
«Танец», Анри Матисс (1910)
Сюжет
На фоне синего неба пять женщин, взявшись за руки, танцуют на холме. Вот и весь сюжет. Никакого фона, ни одной лишней детали, только процесс — Матисс старается зафиксировать мгновение.
Не совсем пропорциональные тела, не прорисованные лица, развевающиеся волосы.
Если вы посмотрите на живых женщин в хороводе, они будут выглядеть примерно так же: смазанные образы, перемешанные детали, экстаз, страсть.
«Танец» Матисса — воплощение ритма и экспрессии XX века
Красный становится символом внутреннего жара. Через его сочетание с синим и зеленым художник объединил человека, небо и землю. И хоровод в данном контексте — это воплощение ритма и экспрессии XX века.
Контекст
Был прекрасный парижский день, Матисс работал в мастерской и никого не ждал. Внезапно к нему пришел его старый знакомый Сергей Щукин, страстно любящий искусство и не жалеющий средств на пополнение коллекции.
На дворе стоял 1908 год, и русский богач еще не ощутил всех прелестей политических изменений на родине. Поэтому довольно решительно заказал у Матисса несколько панно для оформления своего московского особняка.
В Париже Матисса называли «диким»
Щукину хотелось нечто аллегорическое на тему музыки и танца. Что не могло не обрадовать Матисса, которому эти темы были чрезвычайно по сердцу. «Я очень люблю танец. Удивительная вещь — танец: жизнь и ритм. Мне легко жить с танцем», — признавался мастер.
Портрет Сергея Щукина кисти Кристиана Крона
Надо сказать, что идея витала в мастерской Матисса уже несколько лет: года за два до заказа Щукина он написал картину «Счастье существования (Радость жизни)», на которой люди хороводят, а затем изготовил деревянный рельеф с пляшущими нимфами и несколько авторских ваз на тот же мотив.
«Когда мне нужно было сделать танец для Москвы, я просто отправился в воскресенье в Мулен де ла Галетт. Я смотрел, как танцуют. В особенности мне понравилась фарандола… Вернувшись к себе, я сочинил мой танец четырехметровой длины, напевая тот же мотив», — рассказывал Матисс.
На полотне чувствуется влияние и Кранаха с его «Золотым веком», и греческой вазовой живописи, и русских сезонов Сергея Дягилева.
По замыслу художника, человеку, входящему в дом с улицы, нужно сообщить чувство облегчения, поэтому для первого этажа был выбран сюжет с танцем, а для второго — с музыкой.
Считается, что планировалось создать третьей полотно — «Купание» (или «Медитация»), Но то ли дом Щукина был маловат — всего два этажа, — то ли после разгоревшегося скандала заказчик решил притормозить художника.
В итоге третье панно так и осталось в набросках.
«Музыка», Анри Матисс (1910)
Перед отправкой в Россию картины выставили на Осеннем салоне 1910 года в Гран-Пале. Что тут началось! Используя только три цвета и простые линии, Матисс сумел довести зрителей до белого каления. Мало того, что не потрудился прорисовать людей прилично, так еще и не прикрыл ничем причинные места.
Все знали, кто платит за картину и в чьем доме она будет висеть. Щукина называли сумасшедшим, спонсором декадентов и собирателем хлама. Тут наш заказчик, надо признаться, струхнул… и отказался принимать работу.
Милый Анри, прости-прощай.
Вероятно, все же танец полонил душу Щукина, потому что через несколько дней после отказа он отправил Матиссу телеграмму, в которой брал свою слова назад и просил все же отправить панно в Москву.
«Я много размышлял и устыдился своей слабости и недостатка смелости. Нельзя уходить с поля боя, не попытавшись сражаться», — писал меценат художнику. Но гениталии все же попросил закрыть как-нибудь изящно.
Наступил 1917 год. Таким людям, как Щукин, в новой России не было места. Ему повезло — успел уехать. Правда, за спасение жизни пришлось расплатиться своей коллекцией. Все, что было нажито непосильным трудом, большевики конфисковали — полотна французских мастеров конца XIX — начала XX века впоследствии поделили между собой Эрмитаж и ГМИИ им. Пушкина.
Судьба художника
«Он упростит живопись». Так о будущем новаторе говорил его наставник Густав Моро. И действительно, почерк Матисса несложно узнать: упрощение фигур до схематизации, яркие краски широкими мазками, нивелирование светотеней. Все то, над чем кропотливо работали предшественники, Матисс отверг и начал с нуля.
Матисс — автор техники декупажа
Даже для своего времени — рубеж веков, когда художники экспериментировали, кто во что горазд, — Матисс был, как гром среди ясного неба. Все это буйство красок, вызывающий примитивизм, экспрессия — за них художника окрестили «диким».
Собственно, такую характеристику получил не только он, но и все участники того самого салона, где были представлены «Танец» и «Музыка».
Острый на язык французский критик Луи Восель определил их как «fauve», что с французского и есть «дикий», а стиль получил название «фовизм».
Анри Матисс за работой
Впрочем, несмотря на шок публики, Матисс стал легендой и признанным мастером еще при жизни. Его любили, ценили, хорошо оплачивали и лишний раз умоляли взять заказик.
Кстати, на картинах 1910 года тема танца не была закрыта. Через 20 лет она вновь прозвучала в творчестве художника. На этот раз американский коллекционер Альберт Барнс заказал декоративное полотно, которое следовало разместить в арочных сводах над окнами. Специально для этого случая Матисс придумал технику декупажа: картина собиралась из отдельных фрагментов, раскрашенных заранее.
Источник: https://diletant.media/articles/29296589/
Картина недели. «Разговор» Анри Матисса
Для работы Матисс прибегал к помощи пассивного режима сознания. Образы приходили в потоке, рождённый самой ленью, делающей людей существами разумными и беспрестанно развивающимися.
В голову Матисса лезла всякая фигня о природе вещей и странных соответствий, и вооружившись ею, писал картину из самих эмоций и чувств, которым он подобрал аналоги из мира цветов и форм. «Разговор» — картина зашкаливающая.
И по цвету, и по количеству трактовок: в неё будто вшит призыв разобраться, что же у этих двоих происходит? И если одна из версий точно связана с биографией автора, то все прочие — легко увяжутся с вашей собственной биографией.
Анри Матисс, «Разговор», 1908-1912. Картину можно найти в Эрмитаже
Рассмотреть в высоком разрешении на сервере музея
Почему будет легко понять Матисса?
– Сейчас придумано определение синестезии, но тогда был только фовизм — ну очень амоционально насыщенная живопись кучки отщепенцев, разочарованных вялостью импрессионизма. Художникам хотелось энергии и страсти.
Работы выходили в основном типичными красно-рыжими, ведь отбивать тему страсти красным научились столетия назад. Но Матисс работал чтобы бросаться в глаза: использовал ещё синий, зелёный и не только приятные и сексуальные переживания.
Своего добился: полотна на первых порах были удостоены сравнения с ведром краски, брошенным в лицо нежному зрителю, ну а после такого успех был неизбежен.
– Дикость и необузданность Матисса полюбили, что характерно, русские коллекционеры. Монументы отборной дичи — «Танец» и «Музыка» были выполнены по заказу предпринимателя и бизнесмена Щукина.
– Художник ответил России взаимностью когда ему исполнилось 63 года. После 39 лет брака с мадам Амели Матисс художник переключился на 22-летнюю уроженку Томска Лидию Делекторскую. Свою семью Матисс не оставил, просто добавил новенькую. Мадам Матисс тоже не оставила супруга. Её положению ничто не угрожало: кто будет угрожать собственному дому, мастерской и бухгалтерии?
Кто же эти люди и о чем их разговор?
Вот и основная версия: художник и его законная супруга мадам Амели Матисс обсуждают нововведения в лице Делекторской. Матисс похож на бородача в пижаме, а образ женщины нельзя считать однозначно.
Если вводные верны, то разговор сугубо деловой. Модель покровительственно-зависимых отношений, когда постаревший мэтр в погоне за последними физическими впечатлениями заводит юную музу, оказывается невероятно эффективной для всех сторон: золотая этакая пенсия души для одного и радость служения для двух других участников.
Удача для художника, если устаревшая, но почитаемая супруга становится секретарем, агентом и нянькой. Художники, имевшие супругу-менеджера, как правило уходили обеспеченными людьми, оставляли наследство и добрую память.
Лишённые такого гаранта, перед смертью старались вдрызг со всеми рассорится и сдохнуть в какой-нибудь хибаре без отопления.
Теперь представим, что полосатый — это вовсе не Анри Матисс, а просто самодовольный мужик, который решил завести молодое дополнение к жене. Ведь такая повадка проявляется и у совсем малых дарований, которые не выставляются, не издаются, и вообще не поняты. Конечно же, из-за того, что опередили современников на миллионы лет, а вовсе не потому, что отдали всё время б***ству, а не ремеслу.
А быть может, сидящая женщина и есть Лидия Делекторская. На портретах можно заметить общие черты. И вот Матисс объясняет положение вещей Лидии.
Что его либидо принадлежит преимущественно цвету и форме, а жена Матиссу — не просто друг, но соратник и критик, равный то есть.
И тогда двоеженство художника хочется видеть явлением чисто техническим на фоне его могучего по тем временам профеминизма. Ведь с женщиной не бывало более серьезного партнерства, чем сожительство.
Портрет Лидии Делекторской написан в 1947 году, это пример позднего, предельно упрощённого стиля Матисса
А может быть это собирательный образ любой сцены из серии «нам нужно обсудить наши отношения» и «дома поговорим», причём, к ответу явно призван стоящий. Он оттого и полосатый, что не может покинуть холодный дом, и аннулировать брак, и стоит такой как каторжник в полосатой каторжной робе. А женщина — навсегда его изящный надзиратель.
- Или это символ Окончательного разговора и воплощение страха одиночества:
- – Дорогой, я всё решила, я ухожу от тебя к Моне!
- – Он же умер!
– Мане умер, дорогуша, Мане! А Моне ещё как здравствует.
Или даже так:
– Какой Мане, дорогой? И чего не спишь? А я за гитарой!
Ну-ну, а что же говорят цвет и форма?
Говорят, что композиционно «Разговор» повторяет классические изображения библейского сюжета Благовещения. Вот, например, «Благовещение» Леонардо, а вот «Благовещение» Джотто.
Ещё говорят, что Матисс применил излюбленный приём цветовой схемы. Поэтому цвета такие радикально интенсивные, но в рамках одного тона. Темнота сама по себе — это не тон, поэтому свет и тень всегда одного тона в зависимости от времени суток. На ночной картине «Разговор» тон один, но цвета различны: цвет ночной тени и цвет ночного света хорошо заметны.
Принцип, который Матисс показывает графически, на словах кажется громоздким и неуклюжим. Но это, в принципе, вообще всё, что нужно для понимания живописи.
Как Матисс заставил вас заниматься ерундой вместо настоящих дел
Однажды уже совсем великий и заслуженный художник Анри Матисс завязал с большим форматом и занялся тем же, что и пенсионеры в санатроском кружке. Он не сошёл с ума. Напротив, доказал, что можно считаться грандиозным визионером, и при этом не быть ни чокнутым, ни брюзгой, ни скотиной. «Гений» и «мудак» стали синонимами с появлением голливудских байопиков.
У Матисса же наблюдалось необычайное чувство меры, а лёгкий характер позволял превращать проблему в возможность: он не был мегаломаньяком и не собирался эпично помирать в разгар работы над очередным семиметровым холстом. Старея, артистическое эго его будто не раздувалось, а принимало оптимальный джентльменский объем.
И какое отношение такой замечательный человек, спрашивается, имеет к моей манере труда и обороны?
Так вот, со временем оптимизатор Матисс не рос в ширину, а спускался на глубину, в сферу чистых идей, где, если верить Дэвиду Линчу, и водится самая большая рыба.
После утомительной болезни, в 1941 году художник изобрёл новую примитивную методику работы, экономящую время и силы. Матисс начал составлять свои композиции из фрагментов цветной бумаги. В его версии техника получила название papiers decoupes — бумажные обрезки. Обрезки стали одним из предвестником самой интригующей и пророческой художественной практики XX века.
Начиная с 1943-го Матисс три года будет вырезать иллюстрации для книги «Джаз» — и они, как зверята Диснея или Уорхоловские кислотные Монро станут одними из самых въедающихся в мозги цветных картинок столетия.
А ещё через 10 с небольшим лет после «Джаза» Брайон Гайсин, соратник писателя Уильяма Берроуза придумает свой «метод разрезок» — «cut up» . Берроуз высоко оценит возможности разрезок и сделает их частью своей литературной практики. Его романы всегда будут содержать единицы текста-исходника, изъятые и расставленные в случайном порядке, и работающие как декодер для подсознания.
Пройдёт ещё много лет, и разрезки увлекут музыкальных задротов. Электронщики начнут записывать треки clicks’n’cuts из ритмически организованных микро-сбоев аппаратуры, аудиощелчков и звуковых отходов.
А потом во всех домах и офисах подключат одинаковые компьютеры и одинаковыми операционными системами, и в XXI веке доступ к практике разрезок станет массовым. Из стихийного акта творения разрезки превратились в операцию подмены и приумножения.
Офисная повседневность миллионов производителей добавочной стоимости теперь представляет собой непрерывный ритуал «вырезать-вставить», появилась копипаста — примитивный ритуал превращения лодырей-дипломников в специалистов, а рядовых жлобов в кандидатов наук.
Никакой безысходности — просто странные ритуальные вещи вроде орнаментов, символов, разрезок или плясок тоже можно использовать как инструментами массового действия. Тогда из не особо-то прикладного искусства получится точно работающий, великий ширпотреб.
Держитесь там и спокойной вам ночи
Картина недели. «Суд Париса» Макса Клингера Картина недели. «Сватовство майора» Федотова
Источник: https://users.livejournal.com/zhavnerovich-/40479.html