Реалистическое и гуманистическое по своему существу оно знаменовало собой вершину развития голландского искусства XVII века, воплотив в ярко индивидуальной и совершенной художественной форме высокие нравственные идеалы, веру в красоту и достоинство простых людей.
Рембрандт. Рисунок » Хижины под небом, предвещающим бурю» ( 1635 год)
Художественное наследие Рембрандта отличается исключительным многообразием: портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые сцены, картины на библейские, мифологические и исторические сюжеты. Рембрандт был непревзойденным мастером рисунка и офорта.
Рембрандт. Офорт » Мельница» ( 1641 год)
Будущий великий художник родился в семье мельника. После кратковременного обучения в Лейденском университете в 1620 году, он посвятил себя искусству. Учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене ( с 1620 — 1623 годы) и П.
Ластмана в Амстердаме в 1623 году. В период с 1625 — 1631 годы работал в Лейдене.
Примером ластмановского влияния на творчество художника может служить картина » Аллегория музыки«, написанная Рембрандтом в 1626 году.
Рембрандт » Аллегория музыки»
В картинах » Апостол Павел» ( 1629 — 1630 годы) и » Симеон во храме» ( 1631 год) Рембрандт впервые использовал светотень в качестве средства для усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов.
Рембрандт » Апостол Павел»
В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом, изучая мимику человеческого лица. Творческие поиски художника в этот период выражены в серии автопортретов и портретов членов семьи художника. Вот таким Рембрандт изобразил себя в возрасте 23 лет.
Рембрандт » Автопортрет «
В 1632 году Рембрандт переехал в Амстердам, где вскоре женился на богатой патрицианке Саскии ван Эйленбрюх. 30 — е годы XVII века для художника — это годы семейного счастья и огромного художественного успеха. Семейная чета изображена на картине » Блудный сын в таверне» ( 1635 год).
Рембрандт » Блудный сын в таверне» ( 1635 год)
В это же время художник пишет полотно » Христос во время шторма на море Галилейском » ( 1633 год). Картина уникальна тем, что это единственный морской пейзаж художника.
Рембрандт » Христос во время шторма на море Галилейском»
Картина » Урок анатомии доктора Тульпа» ( 1632 год), в которой художник по — новому разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность, и объединив людей на портрете единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Он получал много заказов, в его мастерской работали многочисленные ученики.
Рембрандт » Урок анатомии доктора Тульпа»
В заказных портретах состоятельных бюргеров художник тщательно передавал черты лица, мельчайшие детали одежды, блеск роскошных драгоценностей. Это можно заметить на полотне » Портрет бургграфа«, написанном в 1633 году. При этом модели нередко получали меткую социальную характеристику.
Рембрандт » Портрет бургграфа»
Более свободными и разнообразными по своей композиции являются его автопортреты и портреты близких людей:
- » Автопортрет«, написанный в 1634 году. В настоящий момент полотно находится в экспозиции Лувра.
Рембрандт » Автопортрет» ( 1634 год)
- » Улыбающаяся Саския«. Портрет написан в 1633 году. На сегодняшний день находится в Картинной галерее Дрездена.
Рембрандт » Улыбающаяся Саския»
Эти работы отличаются живой непосредственностью и приподнятостью композиции, свободной манерой живописи, мажорной, наполненной светом, золотистой красочной гаммой.
Смелый вызов классическим канонам и традициям в творчестве художника можно проследить на примере полотна » Похищение Ганимеда«, написанного в 1635 году. В данный момент работа находится в Картинной галерее Дрездена.
Рембрандт » Похищение Ганимеда «
Картина » Даная»
Ярким воплощением новых эстетических взглядов художника явилась монументальная композиция » Даная» ( написана в 1636 году), в которой он вступает в спор с великими мастерами Итальянского Возрождения. Художник пошел против общепринятых канонов изображения, и создал прекрасную картину, выходящую за рамки тогдашних представлений об истинной красоте.
Обнаженную фигуру Данаи, далекую от классических идеалов женской красоты, Рембрандт выполнил о смелой реалистичной непосредственностью, а идеальной красоте образов итальянских мастеров художник противопоставил возвышенную красоту духовности и теплоты интимного чувства человека.
Рембрандт » Даная» ( 1636 год)
Тонкие оттенки душевных переживаний были выражены живописцем в картинах » Давид и Ионафан» ( 1642 год) и » Святое семейство» ( 1645 год). Качественные репродукции картин Рембрандта можно использовать для оформления интерьера во многих стилях.
В 1656 году Рембрандт был объявлен несостоятельным должником, и все его имущество было продано на публичном аукционе. Он вынужден был переселиться в еврейский квартал Амстердама, где и провел остаток своей жизни.
Рембрандт » Святое семейство » ( 1645 год)
Картина » Возвращение блудного сына»
Холодное непонимание голландского бюргерства окружало Рембрандта в последние годы его жизни. Однако художник продолжал творить. За год до смерти он приступил к созданию своего гениального полотна » Возвращение блудного сына» ( 1668 — 1669 годы), в котором воплотилась вся художественна и морально — этическая проблематика.
В этой картине художник создает целую гамму сложных и глубоких человеческих чувств. Основная идея картины — это красота человеческого понимания, сострадания и прощения. Кульминация, напряжение чувств и следующий за ним момент разрешения страстей воплощены в выразительных позах и скупых, лаконичных жестах отца и сына.
Рембрандт » Возвращение блудного сына»
Источник: http://design-fly.ru/iskusstvo/zhivopis-rembrandta.html
Творчество Рембрандта. Биография. Анализ полотен
Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Творчество Рембрандта. Биография. Анализ полотен.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:
Творчество Рембрандта. Биография. Анализ полотен. Учитель: Кириллова О. А. Колегов Никита 11 класс ГБОУ СОШ №633
2 слайд Описание слайда:
1606-1669 Рембрандт Харменс ван Рейн
3 слайд Описание слайда:
Исторический район Лейдена. Голландия В начале XVII века на одном из притоков дельты Рейна, в Лейдене, недалеко от белых ворот находилась небольшая мельница. Она принадлежала Герману Герритсону ван Рейну, в семье которого 15 июля 1606 года родился пятый сын, названный при крещении Рембрандтом.
4 слайд Описание слайда:
Отец готовил мальчика к университетской карьере и устроил его в латинскую школу. Однако маленький Рембрандт учился плохо, он сильно увлекся живописью. Отцу пришлось смириться с желаниями сына, и вскоре мальчик был определен в мастерскую художника Якова ван Сваненбурга. Три года занятий показали, что юношу надо учить дальше. Историческое здание Лейденского университета
5 слайд Описание слайда:
Рембрандт переехал в Амстердам и поступил там в ученики к Питеру Ластману. Творчество этого художника было посвящено античным и библейским сюжетам. Его картины отличались мастерством исполнения и реалистичностью. Питер Ластман оказал на Рембрандта значительное влияние и, возможно, научил его гравировальному искусству. П. Ластман. «Положение во гроб»
6 слайд Описание слайда:
Проучившись в Амстердаме не более полугода, в 1623 г. Рембрандт возвратился в родной город. К этому времени он был уже вполне готовым художником уже имел ученика (Герард Доу). Первые известные картины Рембрандта относятся к 1627 г.
Большое число работ, исполненных им в этот период его жизни, свидетельствует о неустанном труде, с каким старался он совершенствоваться. Все окружающее доставляло ему модели, главным же образом он пользовался для своих эскизов, картин и гравюр лицами своих близких и своим собственным.
«Аллегория музыки» 1626 год. Пример влияния П. Ластмана на юного Рембрандта.
7 слайд Описание слайда:
В 1631 г. Рембрандт переселился в Амстердам, и с тех пор лишь изредка навещал свой родной город.
В Амстердаме он очень быстро достиг известности; однако, несмотря на массу заказов, он не переставал работать единственно с целью своего усовершенствования, рисуя с натуры и гравируя интересные типы, которые попадались на каждом шагу в еврейском квартале города.
В эту пору жизни Рембрандта им были написаны: «Урок Анатомии» «Христос во время шторма на море Галилейском» (1633). Единственный морской пейзаж Рембрандта был выкраден в 1990 году из музея Изабеллы Гарднер и до сих пор находится в розыске.
8 слайд Описание слайда:
Рембрандт получил выгодный заказ от гильдии хирургов и в январе 1632 года посетил лекцию выдающего голландского врача Николаса Питерса, на которой слушатели были свидетелями вскрытия трупа вора. Медики имели право вскрывать тела лишь тех преступников, которые были осуждены на казнь.
В этой картине Рембрандт выступает как глубокий психолог. В во взглядах персонажей мы видим восхищение от только что прослушанной лекции. Только выражение лица доктора очень сдержанно. Как настоящий профессионал он не испытывает ни страх, ни смущение, ни робость.
«Урок анатомии доктора Николаса Тулпа» 1632
9 слайд Описание слайда:
В 1634 г. Рембрандт женился на Саскии ван Эйленборх, дочери ученого юриста.
Этой женитьбой открывается самая счастливая пора его жизни: он пользуется материальным благосостоянием, избытком заказов и нужной привязанностью своей молодой супруги.
Саския часто фигурирует в рембрандтовских произведениях этого периода, причем черты ее лица встречаются не только в портретах, но и в других картинах и гравюрах. «Портрет Саскии Эйленборх» «1633
10 слайд Описание слайда:
В автопортрете с Саскией на коленях перед нами необыкновенно счастливый и нарядный Рембрандт в образе жениха, сидящего за накрытым столом с любимой. Глаза художника светятся от счастья. Общее настроение раздолья и веселья передается и зрителю.
Жест руки, которой он слегка придерживает талию говорит о нежном отношении к любимой. Рембрандт поднял высокий красивый бокал с напитком, предлагая публике выпить за их семейное счастье. Интересно, что другое название картины — «Свадьба блудного сына».
К этому библейскому образу художник еще раз обратиться уже в конце своего жизненного пути. «Портрет с Саскиией на коленях» «1635-3166
11 слайд Описание слайда:
В картине «Флора» Саския предстает в образе античной богини растительности. Женщина беременна; Тюльпан на венке, которым украшена ее голова указывает на голландскую принадлежность. С веточкой в руках Саския напоминает сказочную героиню, гуляющую в лесу.
Удивительно выписана ткань ее одежды: кажется, что к ней можно прикоснуться. Картина выполнена в холодных тонах, но несмотря на это оставляет удивительно теплое впечатление.
Образ молодой Саскии очень трогателен и весьма отличен от той царственной женщины из «Женитьбы блудного сына». «Флора» 1634.
12 слайд Описание слайда:
Другой важной стороной творчества Рембрандта стала живопись на библейские сюжеты. Здесь художник выступает как глубокий реалист. Оставаясь в рамках традиционных представлений, он стремился, прежде всего, передавать реальные чувства самого человека – без прикрас и театральности, в чем часто упрекали его наставника П. Латмана «Святое семейство» 1645
13 слайд Описание слайда:
В картине «Снятие с Креста». Родные и близкие ночью снимают с креста тело распятого Иисуса. Лица персонажей бледны и взволнованны. Мощная игра светотени создает необыкновенно драматический эффект.
Фигура Христа «вырвана» из полумрака единственным источником света. То ли свет льется на Него, то ли исходит от самого Господа. Все участники погребения обычные люди, потому что смерть Сына Божьего – общечеловеческое горе.
«Снятие с креста» .1634
14 слайд Описание слайда:
Картина «Пир Валтасара» повествует о наказании человеческой гордыни. Согласно Библии, Валтасар был последним правителем Вавилона. На устроенном им пиру, он святотатственно использовал для еды и напитков священные сосуды, вывезенные отцом из Иерусалимского храма.
В разгар веселья на стене появились начертанные таинственной рукой непонятные слова. Лишь пророк Даниил сумел истолковать надпись, в переводе с арамейского означающую: «Исчислено, исчислено, взвешено, разделено» — и расшифровал их как послание Бога Валтасару о скорой гибели его и всего его царству.
В ту же ночь Валтасар погиб. Вавилон пал. «Пир Валтасара» .1635
15 слайд Описание слайда:
Офорт (фр. eau-forte — азотная кислота)— разновидность гравюры на металле. Рисунок тонкой иглой наносится на лакированную поверхность металлической пластины, а затем обрабатывается кислотой. На полученную форму наносится краска и делаются оттиски на бумаге. Рембрандт по праву считается мастером в технике офорта. «Проповедь Христа». 1648 г.
16 слайд Описание слайда:
Однако, счастье и довольство выпали на долю гениальному мастеру не надолго. В 1642 г. Саския скончалась. Рембрандт тяжело переживает смерть любимой жены. Падает его популярность, не приходят новые ученики. Череда неудач началась после группового портрета шести амстердамских мушкетеров («Ночной дозор»).
Непопулярность Рембрандта была обусловлена общим поворотом живописной моды в сторону скрупулёзной детализации, к которой сам Рембрандт был наиболее склонен лишь в ранние годы. Логика творческого развития вела художника в прямо противоположном направлении.
С годами он стал отдавать предпочтение смелым мазкам кисти и резким контрастам света и тени, скрадывающей почти все фоновые детали. «Саския с красным цветком» .1635
17 слайд Описание слайда:
«Ночной дозор». 1642
18 слайд Описание слайда:
В конце 40-х годов Рембрандт женился на служанке Хендрикье Стоффелс, от которой родилась у него дочь. Однако материальное благосостояние художника пошатнулось.
В 1653 году он передал почти всё своё имущество сыну Титусу, а затем заявил о банкротстве.
После распродажи в дома и всего состояния художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни, на содержании у сына и деньгах от продажи антиквариата и иных ценостей. Хендрикье Стоффелс (1655)
19 слайд Описание слайда:
Как и в молодости, пока у Рембрандта было мало заказов и учеников, он часто писал своих родственников соседей знакомых. Особенно художник любил рисовать стариков, ведь у них была масса свободного времени для позирования.
Старость в творчестве Рембрандта не увядание жизни, а достойное ее завершение. В спокойных глазах старика заключена вечная память обо всем в своей прожитом, о всех горях и радостях.
Портрет старика в красном (1652-1654)
20 слайд Описание слайда:
В 1663 году умирает жена художника Хендрикье, а через пять лет умер и сын Титус. Очутившись в тяжелом материальном положении, Рембрандт не терял, однако, энергии, много работал, но при всем своем трудолюбии, не мог выйти из стесненных обстоятельств. В позднем творчестве Рембрандт часто обращается к религиозным темам. Титус в красном берете (1658)
21 слайд Описание слайда:
В картине «Евангелист Матфей и ангел», апостол изображен в облике старца с грубыми чертами лица. В сильной руке, знавшей много труда, он крепко держит перо и записывает Евангелие со слов ангела. Картина наполнена глубоким религиозным содержанием.
22 слайд Описание слайда:
Последним произведением художника стала широко известная ныне картина «Возвращение блудного сына». Она создана по библейской притче, рассказанной Христом. Художник обращается теме любви между родителями и детьми, полной страданий, а затем раскаяния, прощения и принятия.
Картина написана в приглушенных тонах, но лишь фигуры отца и сына самые яркие и колоритные. Образ блудного сына преследовал художника всю его жизнь (известны несколько набросков и рисунков на эту тему), и нашла свое завершение в конце творческого пути.
Художник скончался в полной нищете в 1669.
Общая информация
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Источник: https://infourok.ru/tvorchestvo-rembrandta-biografiya-analiz-poloten-530514.html
Аллегория в живописи
Адриан Питерс ван де Венне. «Аллегорический сюжет ('Elck is om raepen uyt…')». Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Адриан Питерс ван де Венне. «Молодая женщина перед зеркалом (Аллегория тщеславия)». Около 1630. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
В искусстве есть свой особый тайный язык – язык аллегорий и символов.
Аллегория (от древнегреческого «говорить иначе») – это иносказание, возможность выразить какое-нибудь отвлеченное понятие через конкретный образ.
К примеру, понятие «сила» на языке аллегории изображается в образе льва, аллегорией мудрости служит видящая в темноте сова (чей разум бодрствует, когда все спят), справедливость или правосудие аллегорически изображаются в виде женщины с весами (это значит, что все «за» и «против» тщательно взвешиваются) и повязкой на глазах (то есть суд беспристрастный, невзирая на лица, для всех без исключения).
«Боги, люди, собаки». Санкт-Петербург, «Арка». 2010 год.
Иоахим фон Зандрарт I. «Аллегория Тщеславия». Серия «Семь смертных грехов». 1642. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Алессандро Аллори. «Аллегория Христианской церкви». Начало 1600-х. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Гарофало (Бенвенуто Тизи). «Аллегория Ветхого и Нового Завета (Синагога и Христианская церковь)». Между 1528 и 1531. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Алессандро Аллори. «Аллегория человеческой жизни». 1570-1590. Галерея Уффици, Флоренция.
Йорис ван Сон. «Аллегория человеческой жизни». 1658-1660.
Хендрик ван Бален, Ян Брейгель Младший. «Аллегория добродетельной жизни». 1625-1626.
Алексей Иванович Бельский. «Астрономия. Аллегория». 1756.
Альбрехт Альтдорфер. «Аллегория Гордыни». 1506. Музей Эшмола, Оксфорд.
Анри де Тулуз-Лотрек. «Аллегория. Весна Жизни». 1883.
Антон Рафаэль Менгс, круг. «Аллегорическая женская фигурв». XVIII век. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Жан-Франсис Обюртен. «Аллегорическая фигура женщины с мечом». 1893. Альбом «Золотая книга Лотарингии».
Иоганн Лампи Старший. «Портрет императрицы Екатерины II с аллегорическими фигурами».
Жиль-Мари Оппенор. «Фонтан с аллегорической фигурой Виктории». Первая половина XVIII века. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Якопо Амигони (Амикони). «Пётр I с Минервой (с аллегорической фигурой Славы)». Между 1732-1734. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Аттаванте Аттаванти, Франческо Пезеллино. «Аллегория Карфагена». Около 1448.
Бальтазар Бесхей. «Аллегория Зрения и Осязания». 1733.
Бальтазар Бесхей. «Аллегория Слуха, Вкуса и Обоняния». 1733.
Копия с оригинала Хусепе де Рибера. «Аллегория Вкуса». Испания. XVII век. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Бартоломео Тарсиа. «Аллегория Искусства и Невежества». Первая половина XVIII века. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Бернардо Строцци (Иль Каппуччино, Иль Прете Дженовезе). «Аллегория искусств». Между 1635-1640. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Ганс фон Ахен. «Аллегория Мира, Искусства и Изобилия». 1602. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Винсент Нойман. «Апофеоз Александра I — аллегория на восшествие на престол». Около 1805.
Ганс Бол. «Аллегория Зимы». 1579. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Георг Якоб Иоганн ван Ос. «Букет цветов в греческой вазе (Аллегория весны)». 1817.
Мастер смерти Авессалома. «Молодой человек, держащийся за ствол дерева (аллегория месяца апреля)». Около 1510. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Ганс Роттенхаммер. «Аллегория лета». Вторая половина XVI — начало XVII вв. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Джованни Баттиста Тьеполо. «Амуры с гроздьями винограда (Аллегория осени)». 1740-е. Серия «Времена года». Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Неизвестный художник. Автор оригинала-Мастер месяцев Лукаса. «Сбор винограда. Аллегория месяца октября». Нидерланды. Конец XVI — начало XVII вв. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Генрих Бухгольц. «Аллегория побед русского флота в войне с Турцией 1768-1774 гг.». 1777.
Гюстав Доре. «Аллегорическая композиция на тему победы революционной Франции». Подготовительный рисунок к гравюре. 1870. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Франсуа Буше. «Аллегория Франции и Наварры». 1740. Дворец правосудия, Руан.
Франсуа Буше. «Аллегория живописи». 1765. Национальная галерея, Вашингтон.
Франсуа Буше. «Амуры. Аллегория живописи.» 1760-е. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Франсуа Буше. «Аллегория музыки». 1764. Национальная галерея, Вашингтон.
Франсуа Буше. «Аллегория музыки».
Франсуа Буше. «Аллегория поэзии».
Франсуа Буше. «Аллегория скульптуры». 1758. Эскотт, Бэкингемшир.
Давид Тенирс Младший. «Аллегория Благоразумия, побеждающего земную суету (аллегория Веры)». Начало 1650-х. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
«Делят пирог». Аллегорический сюжет на первый раздел Польши в 1772 году.
Жан Франсуа Тома де Томон. «Пейзаж с аллегорией Прилежания и Лености». 1785-1787. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Иван Константинович Айвазовский. «Гибель корабля «Лефорт». Аллегорическое изображение». 1858. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург.
Иоахим фон Зандрарт I. «Марс, Венера и Амур (Аллегория Гнева)». Около 1630. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Иоганн Штенглин. «Аллегорическое изображение одного из символов для триумфальных ворот 1742 года в Санкт-Петербурге». 1742. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Карл (Шарль-Андре) Ванлоо. «Аллегория короля Георга I Английского». 1736. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Корреджо (Антонио Аллегри), коуг. «Аллегория добродетели». Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Леон Фредерик. «Аллегория Плодородия». 1888.
Луис де Колери. «Аллегоря пяти чувств». Около 1620. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
М. Пневский. «Аллегория математики». Заставка к «Арифметике» И. Магницкого. 1703.
Максим Никифорович Воробьёв. «Дуб, раздробленный молнией. Аллегория на смерть жены художника». 1842.
Неизвестный художник. «Аллегория Полтавской победы. Апофеоз Петра I». Начало 1710-х.
Неизвестный художник. «Путешествие Екатерины II по югу Российской империи в 1787 году. Аллегория». Конец XVIII — начало XIX века.
Рембрандт Харменс ван Рейн. «Аллегория (Феникс)». 1658.
Сандро Боттичелли, мастерская. «Аллегорический портрет женщины (Симонетта Веспуччи?)». Частная коллекция.
Сандро Боттичелли. «Аллегория силы». 1469-1470. Галерея Уффици, Флоренция.
Сандро Боттичелли. «Осень или Аллегория чрезмерного потребления вина». 1490-1500. Музей Конде, Шантийи.
Т. Роде. «Аллегория Чесменского боя». 1771.
Ханс фон Аахен. «Аллегория на объявление войны Константинополю».
А. Карелин. «Аллегорическая картина в память воцарения Дома Романовых».
- «Аллегория на взятие Азовской крепости».
Источник: http://aria-art.ru/0/A/Allegorija/2.html
Художник Рембрандт, автопортреты: описание, история и интересные факты :
Рембрандт Харменс Ван Рейн, автопортрет которого вы не раз увидите в статье, признан одним из величайших художников всех времен и народов. Его заслуженно называют мастером «золотого века» и светотени.
Гений голландского художника уникален, ярок и неповторим.
На своих полотнах он с великим мастерством передал полный спектр человеческих эмоций и переживаний с такой степенью насыщенности, которой до него не знало изобразительное искусство.
Основу творчества Рембрандта составляют картины религиозной тематики и портреты, присутствуют и иные жанры: исторический, жанровые сцены, натюрморты и пейзажи. Он был отличным рисовальщиком и гравером.
Его наследие представлено более чем 400 картинами, свыше тысячи рисунков и почти тремя сотнями гравюр. Однако особое место с точки зрения искусства занимают автопортреты художника.
История их создания подвергается сомнению, историки опарывают их подлинность, а рядовые любители искусства продолжают ими восхищаться, как несколько сотен лет назад. Автопортреты Рембрандта — история жизни художника на холсте.
Вот он еще совсем юный, с бурей эмоций на лице, на следующем полотне – состоятельный и знаменитый, на другом – уставший, с грустью в глазах и на лице от пережитых потерь и утрат. Он изображал себя без тщеславия, искренне и реалистично.
1620-е годы
В 1623 году Рембрандт проходит обучение у знаменитого голландского живописца Питера Ластмана, стажировавшегося в Италии. Учитель специализируется на мифологических, исторических и библейских сюжетах, для его работ характерно пристрастие к деталям, яркости.
Все это не могло не отразиться на творчестве юного художника. Подобная тема явно проявляется в его первых, сохранившихся до наших дней, работах («Крещение евнуха», «Аллегория музыки», «Сцена из древней истории» и др.).
С наибольшей степенью выразительности передать эмоции, переживаемые персонажами – вот, что хочет Рембрандт. Картины (автопортрет, «Симеон и Анна в Храме», «Христос в Эммаусе» и т. д.
) создаются под влиянием признанных мастеров барокко, художник постигает значение резко выраженной светотени и ее роли для передачи эмоций. Отчетливо прослеживается влияние караваджистов. В это же десятилетие появляется целая серия автопортретов.
«Художник в мастерской»
Приблизительная дата написания картины – 1628 год, ныне она хранится в Бостонском музее изящных искусств. На полотне зритель видит мастерскую художника, изображение которой, возможно, соответствует той, в которой работал сам Рембрандт. Автопортрет это или нет, историки достоверно сказать не могут. Фигура художника располагается в глубине комнаты, и черты довольно сложно различить. Возможно, это сам мастер, а может, его ученик Геррит Доу.
Автопортреты 1629 г
Рембрандту всего 23 года, и он полон энергии, жажды знаний и творчества. Он изображает свой облик без прикрас. Взгляните на портрет выше, и вы увидите юношу с копной рыжих волос, непослушной прядью, поэтически спадающей на низкий лоб, и вдумчивыми, но печальными глазами. За счет того, что средняя горизонталь, т.е. воображаемая линия, делящая картину пополам, проходит не на уровне глаз, голова кажется слегка приподнятой, а взгляд направлен немного сверху.
На этой картине тоже изображен Рембрандт Ван Рейн. Автопортрет схож с предыдущим, но в то же время отличается своей атмосферой. Здесь мы видим художника в более строгой позе. Сын мельника, избравший для себя нелегкий путь живописца, судит о себе довольно высоко, перед зрителем предстает настоящий рыцарь. Внешняя сдержанность скрывает силу воли и ум, сосредоточенность и целеустремлённость.
1630-е годы
В следующее десятилетие Рембрандт создает как минимум пятнадцать полотен с самим собой. Это период его восхождения. Перебравшись в Амстердам в 1631 г., он становится популярен, картины с характерной динамикой и патетикой сыскали большое количество почитателей таланта.
В это время он создает большое количество этюдов с выразительной мимикой и эмоциями, а также автопортреты, изображая себя в замысловатых позах и роскошных одеяниях. Слава о талантливом мастере быстро разошлась по Амстердаму. В 1634 г. он женится на дочери состоятельного бургомистра Саские ван Эйленбюрх.
Брак открывает ему двери в самые зажиточные и богатые особняки бюргеров. Оба события нашли отражение в автопортретах.
Рембрандт: автопортрет с Саскией на коленях
Юная жена стала для художника источником вдохновения и появляется на многих его полотнах. В их числе автопортрет с Саскией, сидящей на коленях, который имеет более известное название — «Блудный сын в таверне». Картина запечатлела тот момент жизни, когда ее создателя охватывало чувство радости жизни, любви. Открытый взгляд персонажей, приглашающий разделить веселье с ними, обращен к зрителям. В то же время автопортрет является отчасти провокационным, ведь художник с женой предстают в образе персонажей библейской притчи о блудном сыне. На стене висит грифельная доска, намекающая на то, что за все рано или поздно придется платить. К этой теме Рембрандт вернется спустя чуть более 30 лет, в картине «Возвращение блудного сына».
Невозможно рассказать обо всех полотнах, которые написал за свою жизнь Рембрандт. «Автопортрет с Саскией» (офорт), который вы видите на картинке выше, — одна из примечательных его работ.
Он выполнен в простой технике, но при этом крайне интересен. Лицо художника и его жены отличаются от тех, что на предыдущей картине, хотя с момента ее создания прошел всего год.
Они кажутся взрослее, задумчивее и серьезнее.
1640-е годы
Начало 40-х годов 16 века – это период, когда слава художника достигла своего пика. Он успешен, востребован и популярен. Его благосостояние растет (не без помощи вложений жены). В это же время на свет появляется сын Титус.
Здоровый малыш приносит много счастья семейной паре, которая уже потеряла троих детей в младенчестве. Рембрандт создает жемчужины своей коллекции живописи: «Даная», «Похищение Европы», «Пир Валтасара», «Ночной дозор» и т. д.
В 1642 молодая Саския умирает (предположительно от туберкулеза), и это становится началом череды потерь в жизни художника.
Рембрандт: автопортрет 1640 г
Картина (на первом фото) написана в тот период, когда слава художника достигла своего зенита. За год до этого он вместе с женой переехал в роскошный дом в престижном районе Амстердама.
Его клиенты – влиятельные и богатые голландцы, коллекционеры и члены королевской семьи всей Европы, в том числе и король Англии Карл I. Среди десятков автопортретов данный отличается своей величественностью, монументальностью.
Художник открыто демонстрирует на полотне свое социальное положение через богатую одежду, обшитую мехом, драгоценности и массивную цепь. Фон нейтрален, и все внимание устремлено на фигуру Рембрандта с меланхоличным взглядом, полным достоинства.
Своим автопортретом он словно бросает вызов Тициану и Дюреру, творчество которого высоко ценил. Он копирует позу персонажей их картин – фигура опирается правой рукой на парапет.
1650-1660-е годы
К началу 50-х годов 16 века Рембрандт (автопортрет по тексту) теряет многих заказчиков и учеников. Объяснением тому служит поворот моды в мире живописи в сторону детализации изображений, к которой сам художник был склонен в свои ранние годы творчества. Со временем он отдал предпочтение смелым мазкам кисти, резкому контрасту тени и света, которые скрывают практически полностью фоновые детали. Финансовое положение ухудшалось, но он продолжал жить на широкую ногу. В 1656 г. он заявил о своем банкротстве. Единственным близким человеком для него остается сын Титус, изображения которого наиболее многочисленны. Его смерть в 1668 г. стала настоящим ударом судьбы, спустя год художник умер.
Два последних десятилетия стали для Рембрандта вершиной его таланта и мастерства в качестве портретиста. Он возвращается к созданию многофигурных композиций, хотя до этого периода количество персонажей на полотнах не превышало трех человек.
Происходящие изменения и мир личностных переживаний передает череда собственных изображений, которые написал в этот период Рембрандт.
Автопортрет становится глубоко личностным, а композиция — герметичной и строгой в построении, цветовая гамма – это широкий спектр оттенков нескольких (трех или четырех) цветов.
На фото выше – автопортрет 1656-1658 гг., хранящейся ныне в Музее искусств г. Вены (Австрия).
Заключительные работы художника поражают зрителя отточенностью высокого мастерства. На его полотнах последних лет мы видим человека, который стойко переносит горечь потерь и жизненные испытания.
На фото — автопортрет Рембрандта, описание которого можно выразить в трех словах: безропотный и покорный судьбе. Этот автопортрет написан в последний год жизни (1669 г.).
Пожилой художник одет в простое платье, руки сжаты, взгляд спокоен и печален.
Портретная галерея Рембрандта не имеет аналогов в мире живописи, она уникальна.
Словно кадры средневековой хроники предстают перед зрителем или жизненный путь человека, нашедший отражение в картинах, от беззаботной и яркой юности до старости.
Тот факт, что авторство некоторых из портретов в настоящий момент ставится историками под сомнение, не отменяет гениальности мастера, увековечившего память о себе на века.
Источник: https://www.syl.ru/article/294025/hudojnik-rembrandt-avtoportretyi-opisanie-istoriya-i-interesnyie-faktyi
Художник Рембрандт Харменс ван Рейн
«Флора» (1641,Дрезден)
Притча о богаче (1627,Берлин)
Возвращение Иудой 30 серебреников (1629,частная коллекция)
Автопортрет (1629,Бостон)
Иеремия оплакивает разрушение Иерусалима (1630,Амстердам)
Портрет ученого (1631,Эрмитаж)
Анна пророчица (1631,Амстердам)
Апостол Петр (1631,Израиль)
Буря на море Галилейском (1663,Бостон)
- Автопортрет с Саскией (1635,Дрезден)
- Пир Валтасара (1638,Лондон)
- Проповедник и его жена (1641,Берлин)
- «Cаския в красной шляпе» (1633/1634,Кассель)
- Каменный мост (1638,Амстердам)
- Портрет Марии Трип (1639,Амстердам)
- Жертвоприношение Маноя (1641,Дрезден)
- Девушка (1641,Варшава)
- Ночной дозор (1642,Амстердам)
- Святое семейство (1645,Эрмитаж)
- Флора (1654,Нью-Йорк)
- Возвращение блудного сына (ок. 1666-69,Эрмитаж)
- Саския (1643,Берлин)
- Заговор Юлия Цивилиса (1661,Стокгольм)
- Молодая женщина примеряет серьги(1654,Эрмитаж)
- Синдики (1662,Амстердам)
- Еврейская невеста (1665,Амстердам)
- Портрет Maertena Soolmansa (1634,частная коллекция)
Аллегория музыки. 1626. Амстердам.
Источник: https://16-centure-ru.livejournal.com/122372.html
Сочинение по картине Аллегория музыки — Рембрандт Харменс Ван Рейн
Картина голландского художника Рембрандта ван Рейна «Аллегория музыки». Размер картины 63,5 x 48 см, холст, масло. «Достаточно лишь произнести слово «Рембрандт» и это уже означает, что как будто произнесено слово «искусство», и даже более того» — эта фраза, написанная более ста тридцати лет тому назад, не состарилась, как и другая, противоречащая на первый взгляд первой: «Для огромного большинства людей Рембрандт, его жизнь и его личность окутаны тем мифическим одеянием, которым их с давних пор слишком охотно покрывали историки и эстетики».
Об этом говорит и стремящееся к критической ясности, написанное в 1854 году сочинение о Рембрандте Эдуарда Коллофа: «…чудесное в жизни художника — это история его произведений», и эта история предстает перед нами сегодня, более трехсот лет после смерти художника, в гораздо более ярком свете, чем предыдущему поколению.
Отход от романтизации и мифологизирования — под таким аспектом следует соприкасаться с жизнью Рембрандта, с его работой, чтобы еще увереннее постичь его творчество. «Рембрандт мог быть рожден где угодно, и в любое время его искусство было бы таким же», — таково столь часто повторяемое заблуждение поэта Верхарна.
Наоборот, единственную в своем роде личность Рембрандта невозможно представить без породивших ее времени, нации и общества, неизбежно формирующие человека и его возможности, но, конечно, не время и не общество решают, чтобы некий Рембрандт ван Рейн стал именно этим Рембрандтом, или, говоря словами Франца Меринга, «величайшим художником нидерландской революции», в конце концов художником, «который из первой революции Нового времени почерпнул свое бессмертие». Люди сами творят свою историю, говорится в трудах Маркса и Энгельса, но только «в данной, определяющей их среде, на основе данных фактических отношений».
(1
Источник: https://kartiny.rus-lit.com/rembrandt/allegoriya-muzyki-rembrandt-xarmens-van-rejn/
Описание картины Аллегория музыки – Рембрандт Харменс Ван Рейн
Картина голландского художника Рембрандта ван Рейна “Аллегория музыки”. Размер картины 63,5 x 48 см, холст, масло. “Достаточно лишь произнести слово “Рембрандт” и это уже означает, что как будто произнесено слово “искусство”, и даже более того” – эта фраза, написанная более ста тридцати лет тому назад, не состарилась, как и другая, противоречащая на первый взгляд первой: “Для огромного большинства людей Рембрандт, его жизнь и его личность окутаны тем мифическим одеянием, которым их с давних пор слишком охотно покрывали историки и эстетики”.
Об этом говорит и стремящееся к критической ясности, написанное в 1854 году сочинение о Рембрандте Эдуарда Коллофа: “…чудесное в жизни художника – это история его произведений”, и эта история предстает перед нами сегодня, более трехсот лет после смерти художника, в гораздо более ярком свете, чем предыдущему поколению.
Отход от романтизации и мифологизирования – под таким аспектом следует соприкасаться с жизнью Рембрандта, с его работой, чтобы еще увереннее постичь его творчество. “Рембрандт мог быть рожден где угодно, и в любое время его искусство было бы таким же”, – таково столь часто повторяемое заблуждение поэта Верхарна.
Наоборот, единственную в своем роде личность Рембрандта невозможно представить без породивших ее времени, нации и общества, неизбежно формирующие человека и его возможности, но, конечно, не время и не общество решают, чтобы некий Рембрандт ван Рейн стал именно этим Рембрандтом, или, говоря словами Франца Меринга, “величайшим художником нидерландской революции”, в конце концов художником, “который из первой революции Нового времени почерпнул свое бессмертие”. Люди сами творят свою историю, говорится в трудах Маркса и Энгельса, но только “в данной, определяющей их среде, на основе данных фактических отношений”.
(1 votes, average: 5.00
Источник: https://art.goldsoch.info/allegoriya-muzyki-rembrandt-xarmens-van-rejn/