Репин «крестный ход в курской губернии» описание картины, анализ, сочинение

Репин

1880-83 г. Масло, холст. 175 x 280 см Трьетьяковская галерея, Москва, Россия.

 Описание картины Репина И.Е. «Крестный ход в Курской губернии»

Сюжетом картины Ильи Репина «Крестный ход в Курской губернии» стал крестный ход – перемещение чудодейственной иконы из одного храма в другой, сопровождающийся процессией. Однако художника интересует не священное действо, а процессия, характеры, образы.

В центре толпы важно выступают сельские богачи, по краям плетутся сирые, убогие, бедные. Их старательно оттесняют жандармы, восседающие на конях.

Внимание привлекает также рыжеволосый священник. Одной рукой он лениво размахивает кадилом, а другой – поправляет сальные волосы. Икону несет помещица, образ которой наполнен высокомерием и отвращением к народу. Рядом семенит купец, словно ограждающий ее от простых людей.

Симпатию вызывают фигуры двух прихожанок. Женщины с достоинством и смирением несут киот из-под иконы. Они веруют истово, искренне.

Расовую разобщенность не смогла примирить даже вера, обделенным на земле, судя по всему, не приходится ждать иной участи и в небесном царстве.

Чувство тоски, отчаяния вызывает молодой калека на костылях, тщетно пытающийся прорваться к чудодейственной иконе. Но чудо не происходит – его толкает и теснит деревенский староста. В глазах калеки вера, порыв, надежда на исцеление. Однако исцеление и защита – для богатых. Бедным же остается терпеть и смириться.

Атмосферу реальности происходящего подчеркивает пейзаж: очень натуральный и какой-то пыльный, размытый.

Произведение вызвало неоднозначную реакцию публики. Прогрессивная часть общества оценила гениальность замысла и мастерство выполнения. Однако нашлись и те, кто обвинил Репина в издевательстве над верой, осмеянии христианских ценностей.

Лучшие картины Репина И.Е.

Репин Репин Репин Репин
Репин Репин Репин Репин
Репин

Источник: http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/repin/repin-i-e-krestnyj-xod/

Крестный ход в Курской губернии, Репин

Репин

Описание картины:

Крестный ход в Курской губернии — Илья Ефимович Репин. 1880-1883. Холст, масло. 175×280

   Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» — произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, — на Одиннадцатой передвижной выставке.
   Из глубины прямо на зрителя движется разнородный людской поток и словно врывается в реальное пространство. Впереди процессии идут певчие и несут огромную, украшенную цветными лентами сень от иконы с позолоченным куполом, в которой мерцает пламя свечей. За ними — толпа церковников и мещан, во главе которых над пустым киотом из-под чудотворной иконы со смиренным благоговением склонились две женщины. Далее виден рыжий священник с кадилом, а на некотором расстоянии местная богатая барыня с выражением высокомерия на лице несет саму чудотворную икону. Рядом шествует остальная городская знать: военный в мундире, купец с золотой цепью на животе и высокое духовенство.   А с двух сторон эта благородная публика оцеплена конными полицейскими и сотскими с бляхами на груди. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Вперед всех прорвался молодой убогий горбун на костыле, с выражением духовной отрешенности он устремлен вперед, но ему преграждают путь палкой.

   Картина произвела на современников небывалое впечатление. Консервативно настроенные слои общества тут же подняли вокруг нее агрессивную полемику. В реакционной печати работу ругали за несправедливое обличение и ядовитый сарказм. Но все друзья художника, передовая молодежь, студенты, интеллигенция и образованные разночинцы приняли ее с восторгом.

Картины Репина

Репин Портрет Константина Петровича Победоносцева

Репин Портрет матери

Репин Заседание Государственного совета

Репин Бурлаки на Волге

Репин На дерновой скамье

Репин Мужичок из робких

Репин Не ждали

Репин Портрет Третьякова

Репин Запорожцы пишут письмо турецкому султану

Портрет Мусоргского

Портрет Льва Толстого

Иван Грозный убивает сына

Портрет Сурикова

Портрет Андреева

Портрет Протодиакона

Белорус

Актриса Пелагея Стрепетова

Дуэль

Лучший друг человека

По следу

Осенний букет

Абрамцево

Букет цветов

Портрет

Тайная вечеря

Арест пропагандиста

Яблоки и листья

Садко

Читающая девушка

Проводы новобранца

Славянские композиторы

Николай Мирликийский

Воскрешение дочери Иаира

Иов и его друзья

Отказ от исповеди

Какой простор

Приготовление к экзамену

Украинская хата

Дуэль Онегина и Ленского

Источник: https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/285-krestnyy-hod-v-kurskoy-gubernii-ilya-efimovich-repin.html

Репин. Крестный ход в Курской губернии: что на самом деле изображено на картине

  • Традиционно считается, что картина изображает крестный ход, сопровождающий чудотворную Курскую Коренную икону Божией Матери, переносимую ежегодно, в 9–ю пятницу по Пасхе, из Знаменского собора в Курске и Курскую Коренную пустынь, где икона пребывала до 12–го (24–го) сентября, после чего возвращалась в Курск.
  • Репин
  • Крестный ход в Курской губернии (1880–1883) — одна из самых знаменитых картин Ильи Репина.
  • Крестный ход собирал во второй половине XIX века от 30 до 60 тысяч участников и был в числе наиболее популярных религиозных шествий в России.

Репин

Художник критично отнесся к изображаемому шествию. «Чистая» публика, охраняемая конной стражей от «серой» представляет собой некоторого рода фрик–шоу, одно лицо нелепей другого.

Охрана свирепствует. Чем проще персонажи картины, тем они симпатичнее Репину. Мужики, несущие икону, выглядят уже достойно. Горбун, отгоняемый от иконы, вызывает сочувствие.

В общем, перед нами полотно, сочетающее великолепие живописной техники и традиционное передвижнически–народническое отношение к изображаемому: очевидно, что автор в бога не особенно верует (во всяком случае, не считает нужным таскаться огромной толпой за иконами), а социальное расслоение его расстраивает.

Картина — не фотография.

Мы знаем церемониал крестных ходов с Коренной иконой, утвержденный еще в 1830–е годы, и это позволяет нам понять, что художник достаточно вольно обошелся с тем, что он видел. Из шествия изъяты все его элементы и участники, которые казались Репину вредными для композиции.

  1. Например, в реальном крестном ходе участвовало множество кавалеристов Казанского драгунского полка.
  2. Но, видимо, Репин считал нужным подчеркнуть роль полиции, а армия казалась ему несоответствующей направлению картины — и вот драгуны исчезли.
  3. Вслед за драгунами исчезли и иные неуместные объекты — например, значки ремесленных цехов Курска.
  4. В то же время, несомый на носилках золотой артефакт в центре картины не упомянут в церемониале и я не могу найти ему объяснения.

Репин

Во всяком случае, его не следует принимать за Коренную икону — во всех крестных ходах главную святыню традиционно (и в наше время тоже) несут впереди, перед ней носятся только кресты, хоругви и церковные фонари.

Кстати, объект на носилках справа на переднем плане — это тоже не Коренная икона.

Это большой фонарь с зажженными свечами, особо устроенный для этой церемонии. Его несли сразу же за иконой, которая, следовательно, не попала в картину.

Духовенство поразбежалось.

Курск и Коренную пустынь разделяет 29 километров.

Путь этот, запросто проходимый любым крестьянином за день, казался непосильным для неприученного к физической нагрузке духовенства. Курский архиерей не сопровождал икону даже до городской черты Курска.

Репин

У городской черты отчаливало и курское духовенство. Для дальнейшего сопровождения иконы путь разбивался на четыре отрезка, на каждом из которых икону сопровождало сельское духовенство: благочинный, шесть священников и четыре диакона. И только у самого монастыря крестный ход встречала его братия с архимандритом.

Репин, не придерживаясь фотографической точности, еще более усилил эту ноту: на картине мы видим всего лишь двух священников, двух иеромонахов и диакона.

В сравнении с несметной толпой простого народа духовенство почти что отсутствует. При этом, по–видимому, четыре священника на являются официальными участниками, они идут в толпе.

В общем, из одиннадцати духовных лиц, назначенных сопровождать икону, десять куда–то слиняли, оставив дьякона отдуваться за всех.

Репин попал в самую точку: духовенство, а в особенности ученое, академическое, мало одобряло религиозный стиль простого народа, связанный с почитанием артефактов.

Архиереи, начиная с елизаветинской эпохи, относились к мощам, иконам, крестным ходам, лобызанию святынь и пр.

с позиций, напоминающих англиканскую Низкую церковь: нам самим это не интересно и кажется ненужным, но если кто–то верит, то мы мешаться не будем.

Кстати сказать, и сам крестный ход был запрещен курским епископом с 1767 по 1791 год: архиерею было неприятно, что духовенство курского собора и братия Коренной пустыни собачатся между собой по поводу разделения доходов, получаемых от святыни.

Репин

  • Расчистив полотно от духовных лиц, Репин говорит зрителю: перед вами вера простого народа и правящего класса, которые при этом не могут объединиться в вере и преодолеть социальные барьеры, но не вера духовенства.
  • Бояре, мужики и полиция прилежно тащатся по жаре за святыней, волоча за собой свои привычные конфликты, духовенство же тем временем куда–то слилось.
  • Очень мало полиции.

Полиция на картине — отличная иллюстрация принципа «правда жизни не есть правда искусства». Картина кажется переполненной полицейскими, которые кого–то бьют, стращают и не пускают.

Репин

  1. На самом же деле на всю огромную толпу приходится четыре чина полиции: становой пристав, его помощник и два урядника (это нижние чины).
  2. Все остальные конные люди с бляхами — это выборные должностные лица сельских обществ, сельские старосты либо сотские.
  3. И не мудрено: по нормативам той эпохи на 2500 человек сельского населения приходился лишь один штатный чин полиции.
  4. Всех остальные — нечто вроде дружинников, которых привлекли к охране порядка принудительно — от выбора в сельские старосты и сотские нельзя было отказаться, а сотским часто даже и не платили, а вот распоряжения полиции (например, явится для охраны церковной процессии) они были обязаны выполнять.

Репин

  • В нашу эпоху после появления на улице старичка с написанным от руки плакатиком «миру–мир» в течение трех минут появляется автобус с омоном и десять сотрудников центра «Э» в штатском.
  • Не так была устроена старая Россия: толпа в тридцать тысяч человек спокойно шла через полуезда в сопровождении четырех полицейских.
  • Не зная будущего, современники (и явно Репин в их числе) наивно считали Россию страной, переполненной полицейскими, что и отразилось на нашем полотне в полной мере.
  • Репин

Заметим, что икону было от чего охранять. В 1898 году двинутый на всю голову юноша Анатолий Уфимцев устроил в Знаменском соборе взрыв с целью уничтожить икону.

Государь император не продемонстрировал рвения в защите чувств верующих от кощунников, ожидаемого от властей сегодня: учитывая, что идиот устроил взрыв ночью, чтобы не пострадали люди, царь повелел прекратить уголовное преследование и просто сослал его на пять лет в Акмолинск.

Источник: https://obiskusstve.com/1223973228147640685/repin-krestnyj-hod-v-kurskoj-gubernii-chto-na-samom-dele-izobrazheno-na-kartine/

Картина И. Е. Репина «Крестный ход в Курской губернии» :

Картина Репина «Крестный ход в Курской губернии» была задумана художником в середине 1870-х годов. В это время мастер жил в родном Чугуеве. Начало работы относится к 1880 году, окончание – к 1883 году.

Предварительные эскизы

Уже в 1878 году Репин работает над эскизами к картине «Крестный ход в Курской губернии» в Москве, в монастырях в округе. Под Звенигородом он встречает горбуна.

Репин Сначала он пишет только голову, затем по пояс и наконец в полный рост. В Курской губернии в Коренной пустыни, в Чернигове, под Киевом – везде побывал художник, чтобы проникнуться атмосферой крестного хода, чтобы потом перенести его на полотно.

Освещение в прессе

Когда картина «Крестный ход в Курской губернии» была выставлена на 11-й выставке передвижников, то она вызвала резкие негативные отзывы в прессе. Писалось, что это очень пристрастное изображение русской жизни.

Репин Художник увидел лишь урядников с плетьми, гоняющих народ. Он специально подобрал жирную барыню, которая несет чудотворную икону, потому что она – самая почетная личность в городе. В то же время прогрессивные критики писали, что это только изображение внешней обрядности, а искренней веры на картине нет. Все это были точные и верные замечания, даже у противников полотна. Именно с этими мыслями был написан «Крестный ход в Курской губернии». Картина актуальна и сегодня. Она вызывает резкие отзывы приверженцев православия и некоторых политизированных журналистов.

Описание картины

Репин

В жаркий летний день по пыльной дороге движется многолюдная процессия к тому месту, где явилась к ним чудотворная икона. С одной стороны, это нищее забитое угнетенное простонародье, а с другой – власть предержащие. Урядники на конях не бездействуют. Один из них в белом мундире прямо в середине толпы народа хлещет по ней нагайкой, другой пока еще только угрожает, но в любой момент пустит ее в ход.

Местных аристократов, в особенности барыню с надменной безобразной физиономией, несущую икону, охраняет деревенский староста, который размахивает палкой, чтобы никто не мог приблизиться к ней. За ней идут представители духовенства в синих камилавках, оживленно беседуя на отвлеченные темы. Этот момент Репин видел сам и был горячо возмущен.

Чуть позади нее – плотный молодой мужчина, одетый в светло-серый костюм. Это, видимо, ее сын. Рядом с барыней в бантах слева шествует в штатском разбогатевший купец с окладистой бородой. Чуть позади – отставной офицер, видимо, влиятельный помещик. Чуть впереди двигается разморенный от жары, краснолицый и красноносый дьякон в золотых ризах с кадилом. Это – центральная часть шествия.

Крестный ход в Курской губернии медленно продвигается мимо холма, где некогда рос лес, от которого остались только пеньки. Он безобразно вырублен. Над всей картиной поднята клубами пыль от сотен сапог неисчислимого количества людей, двигающихся за иконой.

Композиционное построение

Крестный ход в Курской губернии идет по диагонали. Он медленно наплывает на зрителя от левого края горизонта к правой стороне картины. Толпа художником делится на две части. В левой стороне изображены странники и юродивые, среди которых больше всего выделяется горбатый калека на костылях. Именно его отгоняют палкой от центра шествия.

Типы лиц на картине

Рядом с калекой – две убогие нищенки с давно потерявшими цвет платками, которые глубоко надвинуты на загорелые и грязные лица. Выражение их лиц совершенно безнадежно: никакая икона не повернет их жизнь к лучшему.

Репин У одной из них костыли. Чуть дальше – мещаночка в нарядном белом с синими узорами платке. На ее лице – радостное оживление: не каждый день случается праздник, где можно показать себя во всей красе.

Не менее интересна правая часть. Две женщины, сгибаясь не от тяжести, а от благолепия, несут пустой киот от иконы. За ними идут два чисто одетых 8-10-летних мальчика, приобщаясь к православным торжествам. За их поведением наблюдает отец в белой манишке и с белым галстуком и дед, который строго поднял палец, требуя от детей тишины.

Самыми первыми изображены осознающие торжественность и важность своего дела мужики и крестьяне, несущие изукрашенный лентами выносной фонарь. Они чисто и нарядно одеты, их волосы, как и у многих других, напомажены маслом. У кого-то есть сапоги, кто-то обут в новые лапти.

Репин писал не портреты, а определенные психологические типы людей. Поэтому интересно наблюдать, как он разворачивает на картине фигуры. Вот мальчик оборачивается и глядит на полицейского, а дальше полицейский наклоняется, разговаривая с кем-то в толпе.

Над всей неисчислимой процессией, конца которой не видно, жарко печет солнце и клубится пыль. Марево закрывает конец шествия и развевающиеся хоругви. Небо застыло в полной истоме. Все цвета на картине создают особую симфонию, сочную, но не декоративную. Каждый мазок необходим, чтобы определить место всякого предмета.

Репин всей душой отвергал чистое искусство. Для него было главным отобразить действительность, которую он видел рядом с собой. Когда писал Репин «Крестный ход в Курской губернии», им прежде всего двигала идея, что содержание определяет форму произведения. Так был создан один из самых реалистичных портретов России.

Источник: https://www.syl.ru/article/292512/kartina-i-e-repina-krestnyiy-hod-v-kurskoy-gubernii

Крестный ход в Курской губернии

Живопись русских художников Картина Ильи Ефимовича Репина «Крестный ход в Курской губернии», холст, масло, 178 ? 285,4 см. Крупное произведение «Крестный ход в Курской губернии» художник начал еще в Москве.

Замысел произведения возник в 1877 году в Чугуеве, где Репину довелось наблюдать красочную процессию сельского крестного хода, но окончательно оформился значительно позже, после поездки в Курскую губернию, в знаменитую Коренную Пустынь, славившуюся своими многолюдными и торжественными крестными ходами. Работа над картиной длилась несколько лет и была завершена только в 1883 году.

Репин изобразил в картине несение «чудотворной» иконы к тому месту, где, по преданию, в свое время якобы свершилось ее чудесное явление верующим. В жаркий полдень по широкой пыльной дороге на фоне холмов с пеньками от хищнически вырубленного леса торжественно и чинно движется многолюдная процессия.

Репин с замечательной конкретностью сумел передать всю атмосферу происходящего: томящий зной, иссушивший все вокруг; клубы пыли, поднятые движением неисчислимой массы людей; ослепительный блеск солнечных лучей, как бы концентрирующихся в сверкающей на солнце золотой ризе дьякона и отражающихся в радужном переливе красок позолоченного, разукрашенного цветами и лентами выносного фонаря; мерный рокот толпы, одержимой сознанием серьезности совершаемого дела и вместе с тем занятой своими суетными страстями и помыслами. Все это создает впечатление подлинности изображенного, позволяет буквально ощутить колыхание людского моря в мареве пыльного накаленного воздуха.

Репин

Но Репин не ограничился этой внешней фиксацией события.

Изображая толпу, он создал целую галерею ярких образов представителей различных сословий и классов пореформенной России, вскрыл существо их социальных отношений, царящее в обществе неравенство, показал обездоленность и бесправие народа и наряду с этим дал почувствовать, что народ живет интенсивной внутренней жизнью, стремится найти правду на земле, мечтает о лучшей доле. В центре толпы, бесцеремонно прижав к себе икону, величественно плывет толстая разряженная в пух и прах помещица, с чванливым высокомерием взирающая на окружающую чернь. При ней надменный и грубый сельский староста, дубинкой и окриками оберегающий барыню от напора толпы. Вслед за ними, прямо как на параде, марширует важный и тупой отставной военный. А чуть в стороне хозяйской поступью вышагивает циничный, хитрый и прижимистый кулак-подрядчик с красной лоснящейся физиономией. Все эти «хозяева жизни» окружены сзади полукольцом заискивающего перед ними и занятого своим разговором духовенства, которому и дела нет до «чудотворной». Шествие с иконой открывает рыжеволосый дородный дьякон в великолепной золотой ризе, щеголевато помахивающий кадилом и кокетливо откидывающий со лба разметавшиеся кудри.

Репин

Крамской считал этот сюжет «золотоносной жилой». И это действительно было так, в особенности по отношению к Репину, который по своему дарованию был художником большой темы – мелкие, случайные эпизоды и события, маловыразительные типы и характеры никогда не привлекали его, не могли вдохновить на создание картин.

Художником больших задач и далеко простирающихся горизонтов назвал Репина Стасов. Развивая традиции Перова-обличителя, Репин трактует эти образы в острогротесковом плане и в то же время очень самостоятельно, по-репински увлекаясь яркой характерностью своих персонажей, словно выхваченных из гущи жизни.

Он сделал немало эскизов и набросков и завершил грандиозное полотно уже в Петербурге, представив его на Одиннадцатой передвижной выставке.

Картина действительно произвела на современников небывалое впечатление. Консервативно настроенные слои общества тут же подняли вокруг нее агрессивную полемику. В реакционной печати работу ругали за несправедливое обличение и ядовитый сарказм.

Но все друзья художника, передовая молодежь, студенты, интеллигенция и образованные разночинцы приняли ее с восторгом. Все последние работы Репина вызывали у его друзей восторженные отзывы.

Прогрессивно настроенная интеллигенция превозносила художника до небес.

Источник: http://smallbay.ru/artrussia/repin_krestny_hod.html

И.Е.Репин (1844-1930)

Главная — Художники — И.Е.Репин Репин

Крестный ход в Курской губернии

1881–1883, холст, масло, 175 х 280 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

На фоне сгубленного леса, В жару, под небом голубым Звучит неслышная нам месса

По всем – погибшим и живым.

  • «Крестный ход» — широкая многогранная картина пореформенной России.
  • Огромное количество лиц представлено на картине, они сгруппированы по определенному замыслу, и в то же время это не мешает художнику дать совершенно естественное и правдивое изображение религиозной процессии, просто и убедительно построить толпу.
  • Тут и народ, одурманенный религией, забитый, покорный и темный, тут и представители господствующих классов и их пособники — духовенство и полиция, разжиревшие и наглые, тут и весь самодержавный режим в виде жандармской нагайки, занесенной над толпой.
  • Репин писал все с натуры и в то же время брал только типичное, вот почему он сумел одновременно изобразить живую конкретную процессию, столь знакомую старой России, — крестный ход, и в то же время дать широчайшую картину русской жизни второй половины XIX века.

Толпа не однородна. В центральной части процессии, в которой имеют право находиться почетные, избранные лица, охраняемые кордоном полицейских, жандармов, стражников и понятых, идут КРЕПКИЕ МУЖИЧКИ и торговцы; нищая же братия, бедняки-крестьяне, странники и богомольцы сюда не допускаются — они оттеснены к краю дороги.

Представитель купечества идет, отдуваясь и обливаясь потом, в центре рядом с барыней. Фигура этого кривоногого купца и промышленника, недавнего кулака деревни, и фигура МЕСТНОЙ ПОМЕЩИЦЫ, зазнавшейся, чванной, тупой и себялюбивой, охарактеризованы глубоко отрицательно и противопоставлены крестьянам.

Тупые или озверелые конные жандармы и полицейские возвышаются над массой народа, покорно сносящей их грубое обращение. Покорность толпы выражена не только в фигурах бедняков-богомольцев слева, но и в робком, инстинктивном, полном ужаса жесте руки, поднятой кем-то, чтобы защитить себя от удара нагайкой урядника, хлещущего толпу.

Гениально дано противопоставление ГОРОЖАНОК, несущих с благоговением пустой киот из-под иконы, и помещицы, чванно несущей самую икону. Довольствуясь малым, они и к ящику относятся как к святыне, едва прикасаясь, бережно держат его, помещица же, получившая икону, относится к этому как к должному и несет ее самодовольно, бесцеремонно приложив к своей груди.

Не менее сильно противопоставление исступленно верующего горбуна, слабого хромоножки, опередившего всех, жирному, глубоко равнодушному и ленивому дьякону, тупой, чванной барыне и им подобным.

В своем религиозном рвении ГОРБУН не замечает палки отталкивающего его деревенского старосты. Фигура горбуна предельно одухотворена. Лицо его полно волевой твердости и страстной устремленности. Красота образа воплотилась в силе душевного порыва.

Много трудов положил художник, чтобы найти нужный ему тип горбуна, и последовательно и упорно искал выражение внутренней сосредоточенности, горячей надежды, веры в его лице. Все это можно проследить по этюдам.

Типичны, предельно выразительны все участники шествия. Разнообразие и жизненность фигур, жестов, поз, выражений поражает. В то же время все связано, объединено, отдельные участники процессии сливаются в единое целое. Все шествие движется неудержимо, как лавина, и влечет за собой каждого из участвующих в крестном ходе.

Это впечатление массового движения выражено не только динамикой поз и жестов, но живописными средствами: пыльное марево вдали, переливы развевающихся на часовне красочных лент, контрасты цветовых пятен, одежд, блики на золотых окладах икон, сочетание лохмотьев одежд и золота облачений вызывают у зрителя ощущение живой людской массы.

Выжженная земля, белесоватое от блеска солнца небо, знойный воздух — все это передано с небывалым до Репина мастерством.

Репин — не только великий мастер, но и великий трудолюбец. В огромном шествии отчетливо проработано каждое лицо, не только главных персонажей, но и лиц дальних планов и тех, которые едва видны. Нигде нельзя найти просто мазка, краски, заполняющих какой-либо сантиметр полотна.

Если же всмотреться в лица участников шествия, то поражает глубокая психологическая характеристика каждого. Как тонко переданы переживания! Все участники шествия охвачены одним чувством важности происходящего, но каждый человек — четко охарактеризованная индивидуальность со своим восприятием, со своими думами.

В то же время это яркие типы.

А как написаны ПЕВЧИЕ! Сразу видно, что мальчик, идущий с краю, поднявший руку, поет дискантом, а его сосед — альтом. Идущий за ними брюнет — бас, а несколько поодаль — тенор берет фальцетом. А как настороженно, внимательно прислушивается регент! Но не только лица участников крестного хода, но руки, ноги, походка необычайно выразительны.

Твердо, уверенно шагают трое крестьян, несущих фонарь, и совсем по-иному двигаются ноги слабосильного парня, помогающего его нести.

Семенит ногами мещаночка, несущая киот. И как важно, размеренно выступает протодиакон. Он ставит ноги так, как их никогда не ставят крестьяне.

Толстая барыня точно катится, а рядом с ней сотский на кривых, с детства рахитичных ногах.

Слабы больные ножки горбуна, и тяжело ступают натруженные ноги издалека пришедших странниц-богомолок.

Творчество Репина учит предельной тщательности работы, что при его наблюдательности и мастерстве рисунка дают исключительно жизненную выразительность. Репин показал бытовые явления, которых он был очевидцем, и как великий художник сумел в произведении, им созданном, как в фокусе, собрать все типичное, яркое, доказывающее.

«Крестный ход в Курской губернии» был куплен П. М. Третьяковым и стал украшением его галереи, приобретавшей уже значение национального собрания.

Литературная галерея

Kартины Третьяковской галереи

Источник: https://museumsworld.ru/repin/t82krhod.html

Сочинение по картине Репина «Крестный ход в Курской губернии»

Центральное место в творчестве И. Е. Репина занимает полотно «Крестный ход в Курской губернии». Картина была написана в 1880-1883 гг. Народная тема, поднятая художником в «Бурлаках», получила в здесь свое широкое развитие.

Репин показывает на полотне красочную процессию крестного хода, во время которого «чудотворную» икону несли туда, где по сказанию, она когда-то явилась верующим.

Но Репин не просто показывает пеструю религиозную процессию — он использует данный сюжет как возможность показать русскую сельскую жизнь и изобразить то огромное множество типов и характеров, которые он наблюдал в русской провинции.

В том, как художник рисует привилегированную часть процессии, видны обличительные интонации.

На лицах купцов, помещиков, кулаков, мещан — выражение важности, собственной значительности, притворного благочестия и высокомерия, граничащего с чванством.

Рядом — заискивающие перед «хозяевами жизни» представители духовенства, которым на самом-то деле мало дела до «чудотворной». Все эти «избранные» лица охраняются кордоном из жандармов и полицейских.

Нищая братия — странники, богомольцы, крестьяне-бедняки — оттеснены к обочине дороги. Во главе толпы народа — трое крестьян, несущих фонарь. В других образах, представляющих народ, — смиренность, покорность, забитость.

Из этой толпы хромой горбун вдруг вырывается навстречу «чудотворной». Воодушевленный верой в исцеление, он не замечает старосты, который пытается оттолкнуть его палкой. И образ горбуна, и многие другие народные образы из потока богомольцев написаны автором с огромной теплотой и симпатией.

Картина «Крестный ход в Курской губернии» — настоящая энциклопедия жизни пореформенной России. Этот первый в русской живописи опыт глубочайшего художественного обобщения был с восторгом воспринят прогрессивной общественностью России.

Помимо описания картины И. Е. Репина «Крестный ход в Курской губернии», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников. которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

Вы сейчас читаете сочинение Сочинение по картине Репина «Крестный ход в Курской губернии»« Сочинение «Профессия дизайнера»Сочинение «Чем опасно равнодушие?» »

Источник: https://schoolessay.ru/sochinenie-po-kartine-repina-krestnyj-xod-v-kurskoj-gubernii/

Илья Ефимович Репин — Крестный ход в Курской губернии: Описание произведения

«Крестный ход в Курской губернии» называли энциклопедией русской жизни. Репин не помещался в рамках бытописания, и в данной картине эта его особенность, пожалуй, выражена более, чем где-либо еще. Кажется, вся Россия как она есть шагает здесь под иконами.

Повод для написания картины был вполне реальный – Курская губерния славилась своими пышными крестными ходами, и Репин специально приезжал туда, чтобы делать эскизы. Но получилось, как нередко у него бывало, куда больше, чем было запланировано. Чуковский в воспоминаниях о художнике назвал эту картину стереоскопической.

Она кажется даже не картиной, а кадром из фильма, причем вовсе не остановленным, кадром в движении. Из глубины картины на нас движется разноголосый людской поток.

Персонажи сбиты в толпу, но при этом, если навести фокус зрения на каждого из них, мы обнаружим, что эта толпа, слившаяся, казалось бы, в единую массу, состоит из очень разных индивидуализированных персонажей, каждый из которых являет собой определенный типаж – это Чуковский и назвал стереоэффектом.

Людской поток движется по раскаленной дороге, поднимая пыль. Впереди мы видим певчих, которые несут украшенную лентами будку с позолоченным куполом, в ней зажжены свечи. За певчими – простолюдин, сильно выгнувшийся вперед, словно заранее спасаясь от удара кнутом – ему удалось подобраться поближе к «чуду».

Две богомолки несут иконы, а затем – и кулаки, чиновники, и мещане, и крестьяне, и полицейские – целый калейдоскоп. По центру процессии шествует высшее сословие. Видны купцы и их дети с книжками, за ними толстый рыжий священник в парадной рясе. Он размахивает кадилом и явно доволен происходящим.

За ним обращает на себя внимание барыня, разряженная в пух и прах и с выражением притворного благочестия на лице. Подле нее – целый ряд представителей знати.

«Высших» от «низших» отделяют конные урядники, справа один из них замахнулся чтобы полоснуть нагайкой кого-то, подобравшегося слишком близко к господам.

Слева – толпа нищих, именно они истово ждут милости и чуда от икон, именно им «к чуду» близко не подобраться. В сгорбившихся фигурах богомолок (низшие слои художник тоже отнюдь не идеализирует) – тупая покорность, сочетание обреченности и наивной веры в чудо. Вперед вырвался горбун – этот персонаж был очень интересен для художника, сохранилось множество эскизов и набросков его (1, 2, 3). Причем первоначально лицо его выражало муку, в окончательном же варианте остались неудержимость, истовая вера в чудо, устремленность.

Эпическое полотно Репина сравнивали с произведениями Толстого – только им двоим удавалось выразить так полно, живо и детально то, что именуется скучными словами «народные типажи». Кстати, Репин и Толстой были дружны, Репин со второй женой часто гостил в Ясной Поляне.

Пейзаж здесь тоже не случаен. Процессия движется мимо свежесрубленных пней, и это тоже элемент обличительного направления картины. Репин вспоминал: «Эксплуататоры края вырубили мои любимые леса».

Обращает на себя внимание искусный колорит картины – пышущая жаром дорога, яркое, безоблачное небо, золоченые образа, купол, риза священника, пестрое людское море.

Крестный ход – не новшество в русской живописи. Из предшествующих работе Репина вспоминается «Сельский крестный ход на Пасху» Василия Перова.

Но до такого всеобъемлющего масштаба «Ход» Перова не дотягивает, он более конкретен и менее всеохватен.

Картина была показана на 11-й передвижной выставке и вызвала множество споров.

Прогрессивно настроенная общественность пришла в восторг, реакционная критика упрекала художника в том, что он слишком увлекся обличением.

Павел Третьяков полотно купил, однако ж посетовал художнику на то, что на ней ни одного приятного лица! Широко известен ответ Репина: «Посмотрите на любую толпу и скажите: много ли в ней приятных лиц?»

Алена Эсаулова

Источник: https://artchive.ru/ilyarepin/works/25908~Krestnyj_khod_v_Kurskoj_gubernii

Илья Репин. Крестный ход в Курской губернии

Илья Ефимович Репин (1844—1930)
Крестный ход в Курской губернии. 1880—1883
Холст, масло. 178 × 285,4 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Общепризнано мастерство Репина в эпических, «хоровых» картинах народной жизни: здесь ему не было равных, кроме Сурикова. Как Суриков, так и Репин обладали вместе с тем сильнейшим чувством индивидуальных характеров и типов. Какая бы большая толпа ни представала на их полотнах, она состояла из личностей, которые внутри толпы не стирались, а вели каждая свою тему, свою мелодию, так что зрелище толпы, массы являлось подобием симфонии, богато инструментованным сложным действием, не утрачивая живописного единства.

Уже первое общее зрительное впечатление от «Крестного хода в Курской губернии» внушительно: в знойном мареве, в тучах пыли по большому проселочному тракту на нас движется, колыхаясь, людская лавина, нестройная, поющая, гомонящая, над ней высятся хоругви да урядники на лошадях. Сразу рождается ощущение, что движется сама матушка-Россия, — вот только куда движется и на что уповает? 

Мы начинаем зрительно странствовать по картине и обнаруживаем, что толпа распадается на сословия: в шествии есть хозяева, есть приблудные, есть блюстители порядка, охраняющие хозяев от приблудных нагайками и палками. 

Илья Ефимович Репин (1844—1930)
Крестный ход в Курской губернии. 1880—1883
Фрагмент
Илья Ефимович Репин (1844—1930)
Крестный ход в Курской губернии. 1880—1883
Фрагмент
Илья Ефимович Репин (1844—1930)
Крестный ход в Курской губернии. 1880—1883
Фрагмент
Илья Ефимович Репин (1844—1930)
Крестный ход в Курской губернии. 1880—1883
Фрагмент
Илья Ефимович Репин (1844—1930)
Крестный ход в Курской губернии. 1880—1883
Фрагмент
Илья Ефимович Репин (1844—1930)
Крестный ход в Курской губернии. 1880—1883
Фрагмент
Илья Ефимович Репин (1844—1930)
Крестный ход в Курской губернии. 1880—1883
Фрагмент
Илья Ефимович Репин (1844—1930)
Крестный ход в Курской губернии. 1880—1883
Фрагмент
Илья Ефимович Репин (1844—1930)
Крестный ход в Курской губернии. 1880—1883
Фрагмент

Замечаем степенных мужиков, несущих разукрашенный лентами фонарь, толстую барыню, которая несет чудотворную икону, щеголеватого дьякона, мордастого кабатчика, видим калик перехожих, и среди них — юношу-горбуна.

Этот убогий, хромой горбун, с лицом сосредоточенно-серьезным, опираясь на костыль и загребая на ходу непропорционально длинными руками, спешит, вырвался вперед и, чувствуется, твердо намерен идти до конца за божьей иконой, хотя его грубо отталкивают.

Судя по большому количеству этюдов горбуна, Репин был страстно захвачен его обликом, так же как раньше, работая над «Бурлаками», увлекся бурлаком Каниным, расстригой, своеобразным философом из народа, ставшим в ряды отверженных (его терпеливо-страдальческое лицо, кроткий, глубокий взгляд Репин запечатлел в образе ведущего бурлака).

Увлеченностью самобытными народными характерами Репин близок писателю Лескову. Как и Лескова, его привлекали не только праведники, а характеры самые различные, но необыденные, был бы в них напор жизни.

Он блистательно написал портрет чугуевского протодьякона Ивана Уланова, багроволицего старика, с шишковатым носом, с бровями как жирные черные пиявки, — «весь плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев».

В этом православном иерее Репину чудился отголосок язычества, что-то от славянского языческого жреца.

Н.А.Дмитриева. Краткая история искусств. 2004

Источник: https://likbez-a-m.livejournal.com/50711.html

Сочинение по картине И. Е. Репина «Крестный ход в Курской губернии»

Нельзя обойти вниманием одну из известных картин Репина Ильи Ефимовича “Крестный ход в Курской губернии”. На ее написание автор потратил три года с 1880г. по 1883 г. Это полотно стало центральным произведением в творчестве художника.

На полотне автор изобразил яркую процессию крестного хода. Именно тогда несли чудотворную икону в то место, где она показалась верующим. Но художник показывает нам непросто саму процессию крестного хода, а использует ее как возможность для написания сельской жизни, а именно множество типажей и характеров,

которые присутствуют в разных людей.

На картине явно видны две группы людей. В правой части идет привилегированный народ: купцы, помещики, мещане. Они идут гордо, высокомерно не торопясь. Их охраняют жандармы и полиция.

Они одеты в красивые и дорогие одежды.

Глядя на них, даже не верится, что эти люди идут к чудотворной иконе, складывается такое впечатление, что они просто проходят улицами с целью похвастаться своими статусами и положением.

С другой стороны полотна автор изобразил нищую братию. Туда входят крестьяне, бедняки, странники. Они оттеснены к обочине дороги. В каждом из этих людей виднеется надежда на

чудо. Они идут, кто, как может, лишь бы увидеть чудотворную икону. И. Репин очень хорошо изобразил молодого парня с костылем. Не обращая внимания на свой недуг, он старается не отставать и даже держится в первых рядах поближе к иконе.

Какой-то старик пытается задержать его и не пустить к ней совсем близко. За ним виднеются старые мужчины и женщины. Они из последних сил стараются удержаться на ногах и прийти к назначенному месту.

Автор наделил эти образы теплом, добротой, душевностью.

Картину Репина Ильи Ефимовича “Крестный ход в Курской губернии” можно сравнить с настоящей энциклопедией жизни пореформенной России. И, несмотря на это полотно, было воспринято с восторгом прогрессивной общественностью. Прошло много лет, но картина и сегодня радует глаз и заставляет верить в чудо исцеления.

(1

Источник: https://ege-essay.ru/sochinenie-po-kartine-i-e-repina-krestnyj-xod-v-kurskoj-gubernii/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector