Флавицкий «княжна тараканова» описание картины, анализ, сочинение

Флавицкий

[h2] Картина К.Флавицкого «Княжна Тараканова»[/h2]

«Княжна Тараканова» — самая известная картина художника Константина Флавицкого, за которую ему было присуждено звание профессора исторической живописи.

Флавицкий

История княжны Таракановой

Первоосновой для создания картины послужила история княжны Таракановой, авантюристки, выдававшей себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны и сестру Емельяна Пугачёва.

По повелению императрицы Екатерины II она была арестована и в мае 1775 года была доставлена в Петропавловскую крепость, подвергнута продолжительному допросу фельдмаршалом князем Голицыным, во время которого давала различные показания.

Умерла от чахотки 4 декабря 1775 года, скрыв тайну своего рождения даже от священника.

Флавицкий

Выставка Академии художеств в 1864 году

Картина была написана в 1864 году, и в этом же году впервые выставлена на выставке Академии художеств. В. В. Стасов, известный критик того времени, высоко ценивший картину, назвал полотно Флавицкого «чудесной картиной, славой нашей школы, блистательнейшим творением русской живописи». Картина была приобретена Павлом Третьяковым для его коллекции уже после смерти художника.

Флавицкий

[h2] Сюжет для картины[/h2]

Сюжетом для картины послужило предание о гибели Таракановой во время наводнения в Санкт-Петербурге 21 сентября 1777 года (исторические данные говорят о том, что она умерла на два года раньше этого события).

На полотне изображён каземат Петропавловской крепости, за стенами которой бушует наводнение. На кровати, спасаясь от воды, прибывающей в зарешеченное окно, стоит молодая женщина.

Промокшие крысы выбираются из воды, подбираясь к ногам узницы.

Флавицкий

Хотя легенда о гибели Таракановой от наводнения не соответствует действительности, благодя Флавицкому именно эта версия её смерти закрепилась в народной памяти. Например, в стихотворении «Душа» Борис Пастернак пишет: «ты бьешься, как билась княжна Тараканова, когда февралем залило равелин».

Флавицкий
Флавицкий
Флавицкий
Флавицкий
Флавицкий

Источник: https://vilingstore.net/article/121908/kartina-kflavickogo-knyazhna-tarakanova/

«Княжна Тараканова», картина К. Флавицкого: история, создание, описание :

На русский престол часто претендовали самозванцы без роду и племени. Все сведения о них хранились в архивах, к которым никого не допускали. Но какие-то известия просачивались. В 1859 году было напечатано в журнале «Русская беседа» наполненное домыслами произведение о русской «принцессе». Картина Флавицкого «Княжна Тараканова» берет, скорее всего, свой сюжет из него.

Флавицкий

Действия самозваной принцессы

До Екатерины II посланники стали доносить сведения, что по Европе передвигается особа, которая называет себя то фройляйн Франк, то госпожой де Тремуйль, то султаншей Али-Эмете, то дочерью покойной Елизаветы Петровны и Разумовского, то именует себя принцессой Елизаветой Владимирской.

Медлить с ее взятием под стражу императрица не стала. Особенно обеспокоило государыню, что «побродяжка» имеет деньги и связи с Речью Посполитой. Мало того, она предлагала признать себя принцессой графу Алексею Орлову, писала письма Никите Панину, вела переговоры с турками, английским послом в Неаполе.

В Риме приняла католичество и предъявила свои права на российский престол.

Поимка авантюристки

Граф Алексей Орлов, получив указание захватить лгунью, притворился влюбленным в нее и предложил ей руку и сердце. Бракосочетание состоялось на корабле, стоявшем в Ливорно. Батюшка запинался во время таинства, но счастливая новобрачная ничего не замечала.

А вечером она была уже арестована. Граф Орлов сообщил, что их венчал Ванька, кок корабля, и эскадра двинулась в Кронштадт. Там ее перевели в Равелин. Такова фактическая картина.

Княжна Тараканова, история которой окончится смертью в заключении, безусловно, не могла померяться силами с российской государыней.

Флавицкий

Краткая фактическая история самозванки

Когда она уже сидела в крепости, то на допросах выяснилось, что она не знает, кто она, откуда родом, но ей 23 года и зовут ее Елизаветой. По-русски она не говорила, по-польски плохо, французским владела свободно. Допрашивавший ее Голицын отметил, что она может вскружить голову.

Он хорошо ее рассмотрел и описал. Это была высокая, стройная женщина с очень белой кожей и прекрасным цветом лица. Глаза немного косили. Она умна и образована и хорошо знакома с политическими отношениями.

Елизавета, уверявшая всех, что она дочь Елизаветы Петровны и сестра Емельяна Пугачева, перед смертью от скоротечной чахотки на исповеди, а с петровских времен для светской власти тайны исповеди не существовало, так себя и не назвала и вины за собой никакой не признала. Грехи ей не отпустили.

«Княжна Тараканова», картина, описание которой мы дадим ниже, очень романтична, но фактическим сведениям не соответствует.

Флавицкий

Картина К. Д. Флавицкого

Каждый, кто бывал в ГТГ, обязательно останавливался перед написанным в 1864 году большим полотном «Княжна Тараканова». Картина создана с большим сочувствием к красавице, которая должна погибнуть от наводнения в сентябре 1777 года, когда Нева вышла из берегов. На самом деле она умерла за два года до этого чрезвычайного события.

При ее смерти не было наводнения, омерзительных крыс, только взгляды непрерывно смотрящих в камеру солдат. В тишине слышался хрип погибающей от удушья женщины и потрескивание свечей. Она — жертва тех, кто толкал ее к короне, и собственных страстей.

Не была она дочерью Разумовского и Елизаветы Петровны. Другую самозваную дочь найдут сыщики Екатерины II, насильно постригут и сделают инокиней в Иоанно-Предтеченском монастыре в Москве.

Она смиренно проведет в нем всю оставшуюся жизнь – двадцать пять лет.

Художник Константин Флавицкий

Константин Дмитриевич, выпускник академии, избрал для себя исторический жанр. Побывав в Италии, он за свою короткую, всего 35 лет, жизнь написал не более шести полотен. Истинную славу принесла ему, уже тяжело больному чахоткой, «Княжна Тараканова», картина мелодраматическая, но исполненная с талантом и блеском.

На выставке в 1864 году это полотно будет восторженно встречено публикой и весьма холодно – императором. После того как было написано произведение «Княжна Тараканова» – картина, автор ее сразу стал профессором Академии художеств, минуя более низкую ступень – звание академика. Она стала последним полотном подававшего большие надежды К.

Д. Флавицкого.

Флавицкий

Описание картины «Княжна Тараканова»

В духе носящихся в воздухе либеральных идей и мыслей о свободе живописец рисует образ невинной жертвы. Это не мошенница и авантюристка, всеми правдами и неправдами добивавшаяся престола, а несчастная красавица, которая, самозабвенно любя, потеряла свободу и вот-вот потеряет жизнь от надвигающейся слепой стихии.

В холодной каменной мрачной камере с темными углами луч света выхватывает высокую фигуру женщины. Это несчастная княжна Тараканова. Картина показывает, как растрепаны ее волосы и одежда. Голова запрокинута, руки опущены вдоль тела. Ее некогда красивое платье совершенно заношено.

От пронизывающего до костей холода она пряталась под тулупом, но теперь он сброшен – она не чувствует ледяного дыхания темницы. Вся ее фигура пронизана ужасом и безнадежностью. Вода непрерывным потоком хлещет через окно и залила пол на треть. Пленница не обращает внимания на суетящихся возле нее крыс, которых раньше боялась. Они равны в своей трагедии.

Кто ей придет на помощь? О ней все забыли, оберегая себя. Ей суждено погибнуть, если провидение чудом не спасет узницу.

Колорит полотна со сверкающей изумрудом водой на темном фоне стен и бордового с белыми вставками платья, света, льющийся с улицы, говорят о незаурядном чувстве цвета художника.

Флавицкий

Новые тенденции разрабатывал К. Флавицкий, сплавляя их воедино:

  • Романтику К. Брюллова.
  • Строгость академизма.
  • Набирающий силы реализм.

Он держал руку на пульсе времени и пытался примирить борющиеся стороны.

Источник: https://www.syl.ru/article/305733/knyajna-tarakanova-kartina-k-flavitskogo-istoriya-sozdanie-opisanie

«Княжна Тараканова» Флавицкого — История одного шедевра

Сюжет

Запертая в камере Петропавловской крепости молодая женщина ожидает конца. Нева вышла из берегов, город оказался во власти стихии. И узники тюрьмы были последним предметом заботы петербуржцев — самим бы уцелеть.

Женщина так молода, лицо ее, даже искаженное гримасой ужаса, остается красивым. Шелк платья напоминает о времени былой роскоши. На первом плане художник изобразил крысу, также пытающуюся спастись, но очевидно, что скоро она разделит участь девушки. На столе — хлеб и вода. Тяжелая атмосфера замкнутого пространства, из которого узнице не спастись.

Флавицкий «Княжна Тараканова», 1864. (wikipedia.org)

Для зрителей XIX века, незнакомых с кино, телевизионными новостями и компьютерными играми, картина была олицетворением хоррора. Мурашки бежали по коже, ужас охватывал при мысли, что наводнение может прийти в город вновь, и жертвой стихии может стать каждый.

Контекст

Происхождение самозванки, представлявшейся внебрачной дочерью Елизаветы Петровны и Алексея Разумовского, неизвестно. Она представлялась как госпожа Франк, Шель, Тремуль, Алия Метте, принцесса Владимирская, принцесса Залгомир, графиня Пенесберг, графиня Зелинская, Елизавета, принцесса Всероссийская.

В России о ней узнали незадолго до бунта Емельяна Пугачева. Екатерина II поначалу не придала особого значения этой девице и ее сказкам, но, узнав об участии польского капитала в поддержке авантюристки, изменила свое мнение. Она отправила Алексея Орлова с заданием доставить так называемую принцессу в Россию.

Действуя элегантно, граф, очаровав и пообещав жениться, заманил девушку на корабль. Там ее арестовали. Произошло это в мае 1775 года в Ливорно. Попав в Петербург, «принцесса» оказалась в деревянной тюрьме Алексеевского равелина Петропавловской крепости. При ней неотлучно находились трое стражников. В декабре того же года девушка скончалась от туберкулеза.

Наводнение же, страшное по своим масштабам, произошло через два года после смерти Таракановой — в 1777 году. В Петропавловской крепости тогда погибли узники, находившиеся в камерах первого этажа.

Флавицкий «7 ноября 1824 года на площади у Большого театра» Ф. Алексеева. (wikipedia.org)

К тому времени, когда Флавицкий начал работу над картиной, в народе уже ходила легенда о гибели авантюристки во время разгула стихии. Кстати, самозванка никогда не называла себя княжной Таракановой. Фамилия, созданная молвой, возможно, отсылает к названию места, где родился Алексей Разумовский, — Дараган, или Таракан.

Портретов «принцессы» не сохранилось, но в описаниях европейцев она предстает девушкой прекрасного вида и стана, с красивой грудью, белым телом и румянцем на лице. Алексей Орлов же писал Екатерине II, что «принцесса» с неопределенным цветом лица («не бела, не черна»), с большими темно-карими глазами, длинными волосами и веснушками.

Художник сознательно взял за основу фольклор, а не реальные факты. Создавая драматический образ жертвы политических репрессий Екатерины II, Флавицкий намекал на современную ему обстановку.

Полотно впервые экспонировалось в 1864 году на выставке императорской Академии художеств. Александр II после посещения выставки потребовал указать в каталоге, что сюжет не имеет исторической истины.

А еще через несколько лет по приказу императора на основе гос. архивов была написана и опубликована статья «О самозванке, выдавшей себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны, по архивным источникам».

Судьба художника

Константин Флавицкий рано остался сиротой. Семь лет он был вынужден провести в воспитательном доме для бедных. Каким-то чудом он смог проявить свои творческие способности и стать пенсионером Общества поощрения художников. Позднее он закончил Академию художеств в Петербурге и получил право на заграничную поездку.

Флавицкий Портрет К. Д. Флавицкого. (wikipedia.org)

Шесть лет художник провел в Италии. Возвращаться на родину он не хотел: «Даже любопытство, которое раньше сильно жило во мне посмотреть, что же стало с Россией после долгой разлуки, оставило меня.

Я еще более жалею возвратиться и увидеть Россию, где личность каждого подвергается опасности от особенного усердия полиции против правого, виноватого, которого там будут хватать по любому подозрению».

Однако выхода не было. В Россию художник вернулся уже больным, а вскоре после завершения своего шедевра умер от чахотки.

Источник: https://diletant.media/articles/43868119/

«Княжна Тараканова», картина К.Флавицкого: исторические факты, описание

Флавицкий

Небольшой экскурс в историю

Кто же такая княжна Тараканова, и реальный ли это персонаж? Происхождение этой личности до сих пор туманно. Одни исследователи считают, что она была дочерью булочника из Нюрнберга, другие — трактирщика из Праги. Бытует даже мнение, что она могла являться отпрыском персидского шаха.

«Таракановыми» называли в России незаконнорожденных детей императрицы Елизаветы Петровны.

Впервые молодая авантюристка появляется под именем мадмуазель Франк, потом — мадам Тремуйль, персиянки Али-Эмете, пока, наконец, не называет себя Елизаветой Владимирской, дочерью императрицы, рожденной от тайного брака последней с фаворитом Разумовским.

Так сложилось, что в России только недавно был подавлен бунт Емельяна Пугачева – еще одного «Тараканова». Екатерина Вторая не могла остаться безучастной к еще одной претендентке на престол. Она поручает графу Орлову похитить самозванку.

Тот хладнокровно притворяется поклонником княжны Таракановой, добивается ее взаимности и даже предлагает ей руку и сердце. Венчание должно было произойти на борту русского судна, стоящего на рейде в Ливорно. Там княжну и арестовали. Умерла прекрасная самозванка в Петропавловской крепости. Под впечатлением этих событий и родилась картина «Княжна Тараканова». История бедняжки, закончившей жизнь во цвете лет в мрачных застенках, позже обросла легендами.

Правда и домысел

Официальные источники утверждают, что узница Петропавловской крепости умерла от туберкулеза в декабре 1775 года. На последней исповеди она не раскрыла священнику тайну своего происхождения. Но есть и другие записи.

Так, известно, что в 1785 году приняла постриг некая княжна Тараканова и под именем инокини Досифеи провела в стенах московского Ивановского монастыря остаток жизни. Она находилась под охраной, а навещали ее митрополит Платон и прочие знатные лица. Умерла Досифея в феврале 1810 года.

Она похоронена в усыпальнице Романовых в Новоспасском монастыре. Однако в памяти народа смерть принцессы окружена легендами. По одной из них, княжна Тараканова (картина инспирирована именно этим мифом) утонула во время сильного наводнения, случившегося в сентябре 1777 года.

За всю историю Петербурга это был третий по силе разлив Невы. Вода поднялась на три с лишним метра выше своего обычного уровня.

Флавицкий

К. Флавицкий и его история

Художник родился в семье мелкого чиновника в 1830 году. Он рано осиротел и провел детство в воспитательном доме. Однако талант к рисованию помог ему выбиться в люди. Его отдали в художественную школу за средства Общества поощрения художников. Позже он поступил студентом к профессору Ф. А. Бруни.

Петербургскую Академию Художеств Флавицкий окончил с золотой медалью в 1855 году. Награду ему принесла студенческая работа «Братья продают Иосифа в рабство». Золотая медаль дала Флавицкому возможность за государственный счет провести несколько лет в Италии, чтобы усовершенствовать свое мастерство.

Именно там и зародился замысел написать полотно о великой и таинственной авантюристке. Эскиз, по которому двумя годами позже была написана картина «Княжна Тараканова», автор сделал в Италии. Вернувшись в Россию, Флавицкий представил на суд публики полотно «Христианские мученики в Колизее» (1862), не вызвавшее особого восторга.

Флавицкий

Картина «Княжна Тараканова»: описание

«Княжна Тараканова»: картина-фрондера?

Следует учесть период, в который создавалось полотно. В 1861-1862 годах многие молодые люди, протестующие против репрессивного строя, были арестованы. Некоторые из них были заточены в Петропавловскую крепость и погибли там.

Возможно, в картине заключена некая фронда, скрытый бунт? Не зря ведь полотно Флавицкого восторженно приветствовал демократический стан России, и очень прохладно его восприняли официальные круги. Александр II, побывав на выставке, распорядился внести запись в каталог, что «сюжет сей картины заимствован из романа, не имеющего ничего общего с исторической истиной».

После этого большинство галерей остереглось приобретать полотно. И только частный негоциант Третьяков купил его для своей коллекции.

Непокорная княжна Тараканова?

Картина Флавицкого, если рассмотреть ее поближе, раскрывает одну немаловажную деталь. У княжны Таракановой четыре руки. Две, явственно видимые, безвольно опущены вдоль тела.

Но если присмотреться, можно увидеть две руки, которые девушка гордо скрестила на груди. Это было первым замыслом автора. Позже он изменил его, решив показать всю чудовищную власть российской властной системы ломать души людей.

Он закрасил скрещенные руки. Но они почему-то проступили вновь.

Источник: https://autogear.ru/article/169/806/knyajna-tarakanova-kartina-k-flavitskogo-istoriya-opisanie/

Описание картины Константина Флавицкого «Княжна Тараканова»

Картина Константина Флавицкого «Княжна Тараканова», которую видел любой побывавший хоть раз в Третьяковской галерее.

Любого поразит драматизм и натуральность этого произведения, в основу которого положена реальная история, произошедшая во времена Екатерины II.

Таракановыми называли всех незаконнорожденных детей Елизаветы Петровны, но на картине изображена не просто дочь царицы, которой никогда не было суждено стать наследницей, а самозванка, выдававшая себя за таковую! Назвавшаяся Елизаветой Владимирской она довольно долго жила в Италии, убедив всех в своем родстве с царской династией. Но, спустя время, Екатерины II узнала об обмане, и самозванку посадили под арест в Петропавловскую крепость, где она и погибла, а ее гибель обросла легендами.

Одно из предположений было таковым, что во время разлива Невы камера девушки была полностью затоплена. Эта легенда приглянулась Флавицкому благодаря своему драматизму, и именно ее он выбрал сюжетом своей знаменитой картины.

На картине мы видим Тараканову, стоящую на почти ушедшей под воду кровати, на которую в надежде спастись забираются крысы. Она, в отличие от них, прислонилась в полной безысходности к стене и, закрыв глаза и направив лицо к небу, ждет своей неминуемой участи.

О чем она думает? Скорее всего – раскаивается, жалеет непрожитую жизнь.

Основа картины – сильные контрасты, как цветовые, так и в деталях: роскошное прошлое, в котором «княгиня» ни в чем себе не отказывала, и от которого осталось лишь роскошное платье, противопоставлено сущности унылого настоящего.

А дышащее красотой и жизнью тело девушки контрастирует с приближающейся гибелью и ужасом, который застыл на ее лице.

А как живописно автор картины выделяет яркое одеяние княжны и ее одеяло, сверкающее в солнечных лучах, на фоне мрачного и тусклого колорита, что делает картину еще трагичнее: вот он – отрывок из оборванной из-за собственной же ошибки жизни девушки, которая окружена смертью со всех сторон.

Картина Флавицкого в свое время вызвала большое недовольство царской семьи из-за разглашения истории, которая тщательно скрывалась от общественности, причем в такой форме.

Но, несмотря на это, мастерски написанное полотно, в котором больше человечности, выразительности и правды, чем чего-то, хоть отдаленно бросающего тень на известную фамилию, не было уничтожено, а хранится и по сей день в Третьяковской галерее.

Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-konstantina-flavickogo-knyazhna-tarakanova/

Сочинение по картине К. Флавицкого “Княжна Тараканова”

Какой красивой К. Флавицкий изобразил узницу на своей картине. Такое впечатление, что он симпатизировал молодой женщине, которая оказалась в таких обстоятельствах. Этого же настроения он добивается и от зрителя.

Кто та, кого художник умелой рукой так искусно написал на полотне? Почему мне так импонирует манера живописца передавать большое и важное в маленьких деталях?

Что я вижу на полотне? Только один персонаж привлек внимание художника. Это женщина. Она необычно красива, несмотря на то, что находится в застенках.

Непривычно встретить

в тюрьме не грязного и ободранного преступника с кровожадной внешностью, а молодую девушку с обреченным взглядом. Здесь явно не хватает воздуха, который вдохнул бы дыхание жизни в бледные щеки той, которая сейчас изнывает в ожидании смерти. Не хватает и света, чтобы внимательнее разглядеть ее. Угадывается только то, что ее нарядное платье скроено по последней моде из дорогих материалов.

Возможно, когда ее схватили, она в нем была на балу или в гостях. Руки нежные, они не видели тяжелой работы. Осанка грациозная.

Кто же эта девушка? Множественные легенды носили очень смелые слухи по всей Европе. Ее таинственное происхождение задало работы многим историком.

Но здесь, сейчас я вижу не наследницу трона, ни ту, которая в Париже была самой знаменитой и желанной гостьей на любом из мероприятий, а несчастную, знающую о скором своем конце молодую женщину.

Вода, что заливает камеру, в которой находится пленница, течет прямо с открытого окна. Так речка, вышла с берегов и распорядилась судьбами многих людей. Княжне Таракановой ничего не оставалось, как подняться на свою постель в ожидании неизбежного. Крысы, которые постоянно живут в этих страшных условиях и пугают пленников, тоже спасаются вместе с девушкой на скромном топчане.

Еще немного и, кажется, что они начнут взбираться по ее платью, лишь бы не утонуть. Такое зрелище лучше не видеть и поэтому, молодая княжна закрывает глаза, ей невообразимо страшно, но она ничего уже не может сделать. Каждому, кто смотрит на полотно, будет жаль пленницу, ведь художник так живо отобразил все чувства, которые сковали ее.

Хочется знать продолжение, но автор лишь дает место фантазии.

(No Ratings Yet) Loading… Сочинение по картине К. Флавицкого “Княжна Тараканова”« Нет ничего такого, что нельзя было бы уложить в простые, ясные словаДобро и зло в романе А. С. Пушкина “Дубровский” »

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/sochinenie-po-kartine-k-flavickogo-knyazhna-tarakanova/

Кто такая загадочная «Княжна Тараканова» на картине Флавицкого?

«Лжеелизавета», которую все знают из-за картины «Княжна Тараканова», тонет при потопе в тюрьме. Действительно ли все так или это просто выдумка?

Автор произведения — Константин Дмитриевич Флавицкий (1864 год). Сам он родился в Санкт-Петербурге в 1830 году. Большую популярность ему дала работа над «Княжной Таракановой», которая в данный момент принадлежит Третьяковской галерее.

На холсте изображена красивая женщина, страдающая от неизбежности своей гибели. Действие происходит в Петропавловской крепости в момент наводнения. Тараканова находится на кровати, до которой уже почти поднялась вода, и откинув голову назад, с ужасом понимает происходящее.

Крысы, находящиеся в камере, пытаются спастись, забравшись на кровать в след за Таракановой. Самое страшное в картине — это контраст красок и вещей. Шикарное красное платье противопоставляется бедной обстановке в тюремной камере.

Скромная деревянная мебель, скудный обед и ободранные стены не подходят для такой красивой девушки. Красный цвет четко выделяется среди серых невзрачных красок. Тараканова не настоящая фамилия княжны. Такое имя давали незаконнорожденным потомкам Елизаветы Петровны.

Александр II с недоверием воспринял эту картину и приказал записать этот сюжет, как придуманный в каком-либо романе и не имеющий отношения к реальной жизни.

С исторической точки зрения этюд на картине — выдумка художника. Вокруг княжны, которая действительно является известной личностью, до сих пор «ходят» многочисленные версии ее рождения, образа жизни и последних ее дней.

Константин Флавицкий выбрал самое яркое из всех предположений и не прогадал, что именно такой сюжет повлияет на зрителя. Сама девушка называла себя будущей правительницей Российской Империи, наследницей Елизаветы Петровны.

«Лжеелизавета» предъявила, как утверждает история, лживые документы о своем наследстве от матери и свое желание взойти на престол.

Правящая на тот момент Екатерина II с помощью графа Орлова, своего фаворита, заманили девушку на корабль и произвели ее арест. Императрица желала выяснить происхождение девушки, и одна из версий гласила, что Тараканова — дочь обычного трактирщика.

Сама Елизавета яро отрицала это предположение. Императрица предложила Таракановой свободу в обмен на ее признание себя самозванкой. Девушка отказалась это сделать, даже при покаянии перед своей смертью священнику.

Княжна Тараканова окончила свои дни от туберкулеза.

До сих пор личность этой загадочной женщины неизвестна. Нет доказательств, что Тараканова действительно была наследницей, но также нет и явного опровержения. Как упоминает история, после смерти этой девушки Екатерина II нашла настоящую внебрачную дочь Елизаветы и заперла ее в монастыре, где та провела всю свою жизнь.

Был ли смысл скрывать правду этой девушке, даже перед смертью? Никто этого никогда не узнает. Каждый решает сам для себя — что для него реальность, а что миф. Но одно ясно наверняка. Этюд, представленный на холсте Константина Дмитриевича случился через два года после кончины девушки.

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( ???? — палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/595a0de5e86a9e0b9a96c5ed/5b39befe7f65d400a8938dfc

Описание картины Флавицкого Княжна Тараканова

Каждый хотя бы раз побывавший в Третьяковской галерее человек наверняка запомнит картину Флавицкого «Княжна Тараканова» Написанная более ста лет назад, она и теперь волнует и драматизмом сюжета, и мастерством исполнения.
В основу сюжета картины было положено событие, носящее полулегендарный характер.

Таракановыми называли незаконных детей Елизаветы Петровны, дочери Петра I. Точных исторических данных о них не существует. Правда, было известно, что в одном из монастырей жила какая-то монахиня, «в миру» носившая фамилию Тараканова.

Эта женщина для всех оставалась загадкой, она находилась под постоянной охраной, но ей оказывались большие почести. Умерла она в монастыре.

По другой версии в основу сюжета положена легенда о политической авантюристке 18 века, известной под именем княжны Таракановой. В 1774 году она появилась в Риме, где объявила себя дочерью русской императрицы Елизаветы Петровны от тайного брака с А. Г. Разумовским.

Княжна Тараканова

Претендентка вызвала серьезные опасения у Екатерины II, находившейся в это время на русском троне. Предполагаемая внучка Петра I имела не менее веские основания на престол, чем немецкая принцесса из рода Ангальт-Цербтских, из которого происходила Августа-София-Фредерика — российская императрица Екатерина II.

Поэтому в Рим с тайной миссией был направлен фаворит императрицы Алексей Орлов.

Выдавая себя за представителя недовольных русских дворян, Орлов познакомился с княжной, изобразил влюбленность и хитростью заманил ее на русский корабль, где объявил Таракановой о ее аресте.

После того как княжна была доставлена в Петербург, ее заточили в Петропавловскую крепость. Там она и умерла от чахотки в конце 1755 года.

Несмотря на огромный успех, который картина Флавицкго имела на академической выставке, Совет Академии не решился приобрести ее у художника. Только после смерти Флавицкого Павел Третьяков купил «Княжну Тараканову» для своей галереи в Москве.

Картина «Княжна Тараканова» вобрала в себя сразу несколько тенденций русской живописи: романтическую брюлловскую традицию, принципы академической школы, новые реалистические веяния.

Это соединение разнородных черт как нельзя лучше определяет место художника в русском искусстве середины 19 века.

Творчество Флавицкого — художественный компромисс, попытка примирить противоположности, найти умеренный, удовлетворяющий всех вариант на стыке борющихся направлений.

Флавицкий Константин Дмитриевич.

Источник: http://design-kmv.ru/zhivopis-2/russkaya-zhivopis/opisanie-kartiny-flavickogo-knyazhna-tarakanova.html

Описание картины Княжна Тараканова – Константин Флавицкий

Многие считают Флавицкого мастером одной картины, именно этой, поскольку именно она прославила художника. Картина посвящена авантюристке, самозванке, которая претендовала как наследница на российский престол и этим подписала себе смертный приговор.

Княжна Тараканова – это действительно реально существовавшая женщина, Августа Тараканова, в крещении Дорофея, была родной дочерью императрицы Елизаветы Петровны от тайного брака с графом Алексеем Григорьевичем Разумовским. Жила и воспитывлассь принцесса за границей.

Императрица Екатерина II, опасаясь претендентов на престол, приказала доставить Дорофею в Россию. Императрица ласково приняла Дорофею и, объяснив ей причины столь неожиданного путешествия, принудила принять постриг. Принцессу привезли в Москву, в Ивановский монастырь, и постригли с именем Досифея.

Поначалу пребывание в обители было тягостным. Но свое житейское несчастье Досифея сумела обратить на спасение души: она много молилась, читала духовные книги, трудилась в пользу бедных. Руководил ею на новом пути Митрополит Московский Платон.

После смерти Екатерины II Досифее хотя и не позволяли выходить за пределы обители, но разрешали пускать к себе людей. Скончалась матушка Досифея 4 февраля 1810г, в 64 года, 25 из которых провела в Ивановском монастыре.

Другая княжна Тараканова, самозванка, вероятно, воодушевленная кем-то, или сама узнала о Ивановской матушке Досифее, но она решила воспользоваться этим именем и объявила себя законной претенденткой на престол. Екатерина, конечно, встревожилась, и поручила графу Орлову доставить авнтюристку к ней. Граф сумел завоевать симпатии самозванной княжны и прикинулся влюбленным, а затем обманом привез княжну к Екатерине.

Императрица заключила девушку в Петропавловскую крепость, в камеру, которая обычно во время наводнения на Неве затоплялась.

Впрочем, вокруг этой тайны ходило столько легенд, что сейчас очень трудно отличить правду от вымысла. Но Флавицкий воодушевился этой таинственной историей и написал картину.

Глядя на полотно, почти физически ощущаешь себя в мрачной и сырой камере Петропавловской крепости. Хлынувшая в тюремное окно вода затопляет камеру. Деревянная кровать, на которую, пытаясь спастись, карабкаются крысы, стоит молодая женщина.

Ее поза, воскового цвета лицо, полузакрытые глаза – все говорит о том, что она уже в полуобморочном состоянии, силы покидают ее.

После появлении картины на публике, разразился скандал – ведь художник коснулся тщательно скрываемой тайны царской фамилии. И если бы не триумф, с которым картина была встречена в обществе, эта история могла закончиться для художника печально.

(2 votes, average: 2.50

Источник: https://art.goldsoch.info/knyazhna-tarakanova-konstantin-flavickij/

Картине Флавицкого "Княжна Тараканова" исполнилось 150 лет

29.08.2014 | 11:05

Написав эту картину, Флавицкий получил звание профессора Академии художеств, минуя звание академика. Это было большой редкостью. Полотно, которое изначально называлось «Смерть легендарной принцессы Таракановой» очень точно передало дух своего времени – середины XIX века. Пафос протеста, критическое изучение истории и требование реализма. Рассказывают «Новости культуры».

Это полотно Константина Флавицкого впервые экспонировалось в 1864 году на выставке императорской Академии художеств. По специальному распоряжению Александра Второго в каталоге указали – «Сюжет этой картины заимствован из романа, не имеющего никакой исторической истины».

Романы и исследования о княжне Таракановой были очень популярны в то время. Их авторы пытались разгадать, кто же она была – мошенница, авантюристка или несчастная принцесса? Флавицкий рассчитал верно: такой сюжет привлечет публику. Картина наделала много шума.

«Он изображает княжну Тараканову, как невинную жертву, как жертву деспотичного режима, – рассказывает сотрудник Государственной Третьяковской галереи Татьяна Юденкова, – кроме того одна из версий гласила, что княжна Тараканова была вдобавок беременна, и это усилило мелодраматический, сентиментальный характер, который складывался вокруг этой работы».

Помимо темы, здесь много и «художественных» приманок. Растерзанная женщина в темной, мрачной камере, утопающая в жутком изумрудном потоке, ужасала современников Флавицкого. Для них это был настоящий хоррор. Ведь триллеров в то время ещё не было.

«Краюха хлеба поломанная, обглоданная не скажу, но поломанная, чарка деревянная с водой, и конечно, эти мышки, крысы, которые изображены на первом плане, поражали современников, потому что это не предмет для изображения исторической картины, безусловно, – говорит Татьяна Юденкова, сотрудник галереи, – образ княжны Таракановой уравнен вот с этими мышками. Эта аллегория, безусловно, интересовала».

Из всех версий о княжне художник выбрал самую романтичную. Меж тем на картине самозванка, настоящее имя которой не известно до сих пор. Красавица-аферистка не раз меняла родословную, титул, место жительства. Её схватили, когда она стала называть себя дочерью императрицы Елизаветы Петровны и графа Алексея Разумовского.

Отыскать их настоящую наследницу Екатерина Вторая прикажет через  десять лет после смерти этой заточенной лже-Таракановой в Петропавловской крепости. Ту, за которую она себя выдавала, найдут, насильно постригут и запрут в этом Иоанно-Предтеченском монастыре в Москве. Её подвигами здесь восхищаются.

25 лет в затворе она воспринимала свою судьбу со смирением. Стала праведной монахиней.

«Хоть она личность очень легендарная, и документов никаких нет – даже в списках монашествующих нет. Но есть такие свидетели её жизни, не верить которым невозможно.

Среди них – преподобный Моисей Путилов, – рассказывает инокиня Иоанно-Предтеченского монастыря Илария, – он свидетельствует о том, что именно к ней он обратился в молодости, и она поддерживала его духовно, указала ему на монашеский путь».

Эту историю художник Флавицкий вряд ли мог знать. Но то, что наводнение в Петропавловской крепости случилось лишь через два года после смерти лже-Таракановой, – было известно всем. Умерла она в камере от туберкулеза.

Вскоре после написания этой картины 35-летний Флавицкий умирает от чахотки. Но и на этом трагедии и мистика, связанные с фигурой Таракановой, не заканчиваются.

Во время съемок немого фильма про неё в 1919 году простужается и умирает актриса, игравшая княжну, – Вера Холодная. Эту сцену гибели во время наводнения уже отсняли.

Новости культуры  

Источник: https://tvkultura.ru/article/show/article_id/117002/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector