Яблонская «весна» описание картины, анализ, сочинение

Урок по русскому языку «Подготовка к описанию картины Т.Н. Яблонской «Утро».

Цели:

1.познакомить с художницей Т.Н. Яблонской и ее творчеством

  • 2. подготовить к описанию картины «Утро»: познакомить с историей картины, её художественными достоинствами
  • 3. развивать творческие способности учащихся
  • Оборудование:
  • Слайд-проектор; презентация на тему урока; ретро-уголок: атрибуты 60-х годов 20 века; позывные «Пионерской зорьки».
  • Ход урока:

Тема нашего сегодняшнего урока: подготовка к описанию картины Т.Н. Яблонской «Утро».

Вступительное слово учителя:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем говорить о картине Т.Н.Яблонской «Утро», говорить том, что каждую картину можно рассматривать не только как произведение искусства, но и как исторический документ, говорить о том, как время отражается в книгах, картинах, музыке. Откуда бы мы узнали, что носили люди, в каких жилищах они жили, что они ели, какую музыку слушали, какие книги читали?

Правильно, из книг, картин, воспоминаний современников. Вот и картину «Утро» можно назвать отражением своего времени, каждая картина разнопланова, многопланова.

  1. В картине «Утро» тоже несколько планов:
  2. 1. отражение эпохи, в которую была написана эта картина, — это материальный план картины
  3. 2. утро весеннего дня, утро жизни девочки, радостно раскинувшей руки – это идейный план картины

3. композиция картины, колорит – это художественный план картины.

Все вместе создает необычно жизнерадостную, яркую, светлую картину, которая, кажется, так и говорит: «Как хороша наша жизнь!»

Сегодня, ребята, нам помогает провести урок наш историограф- архивариус. Давайте же послушаем ее.

Рассказ архивариуса:

Однажды ранним майским утром проснулась девочка Лена в прекрасном настроении, все внутри нее пело и тянулось к солнцу.

Вскочила она с кровати, развела руки в стороны — еще чуть-чуть — и взлетела бы! А в это время в комнату вошла мама Лены и застыла на пороге: так необыкновенно хороша была увиденная ею картина: солнце, утро молодого майского дня и утро жизни ее маленькой дочери – все так чудесно совпало! Мама Лены была художницей и создала картину «Утро», о которой мы сегодня и будем говорить. Но сначала узнаем немного о самой художнице – Татьяне Ниловне Яблонской.

  • О художнице и ее творчестве: Татьяна Ниловна Яблонская родилась 24 февраля 1917 года в Смоленске. Ее отец Н.А. Яблонский был преподавателем словесности в смоленской классической гимназии, а также известным в городе художником.
  • В 1928 году семья Яблонских переехала на Украину. C 1935 по 1941 год Татьяна Яблонская училась в Киевском художественном институте . После войны началась ее творческая и преподавательская работа в Киеве: она работала в том же институте, в котором ранее училась (с 1947 по 1973 год; с 1967 года — профессор).
  • Официальное признание Яблонской принесла картина «Хлеб» (1949, ГТГ). В сюжете и композиции картины художница идеализирует труд колхозного крестьянства. За это произведение Татьяна Яблонская была представлена в 1950 году к Государственной премии СССР, а в 1958 году получила бронзовую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе.
  • Показать репродукции нескольких картин художницы.
  • Учитель: А теперь мы будем говорить о картине «Утро».
  • Обратимся к материальному плану картины.
  • Картина была написана в 1954 году, не так давно закончилась Великая Отечественная война, страна возрождалась, страна радовалась жизни, мирной спокойной жизни. Вот как вспоминает дочь художницы об этих днях: Мирный, послевоенный шум наполнял душу радостью. Звонки вагоновожатых, клаксоны машин и музыка из репродукторов, доносившиеся в открытые окна квартиры, вызывали восторг всех жильцов!
  • из воспоминаний Елены Яблонской

Архивариус: А знаете, ребята, вместе с какой передачей вскакивали по утрам советские школьники?

Вот послушайте: заставка «Пионерской зорьки». Вы, наверное, знаете, кто такие пионеры? (ответы детей)

А теперь давайте обратим внимание на наш РЕТРО-УГОЛОК : мы попытались восстановить некоторые моменты картины. Видите, это пионерская форма, которую носили в то время все советские школьницы.

Посмотрите на картину, такая же форма висит на стуле. Наш ретро-уголок словно бы переносит нас в то далекое время, когда была написана эта картина.

Учитель: посмотрим внимательно на слайд. Вы уже знакомы с понятиями «передний план картины, задний план картины». Скажите, где располагает художник на картине самое важное и почему?

(Ответы детей. Центральное расположение обращает внимание на самое важное в картине, указывает на идею картины).

Вот мы и подошли к идейному плану картины, которая, еще раз напоминаю вам, называется «Утро».

Архивариус: прототип героини – дочь художницы Лена. Послушайте, какая любопытная история связана с этой картиной.

  • Интервью с дочерью Татьяны Яблонской Еленой:

В известной картине «Утро» Татьяны Яблонской вы, 13-летняя девочка, изображены во время зарядки у открытого окна. Говорят, что какой-то мальчик, увлеченный живописью, повесил репродукцию «Утра» у себя дома в Алма-Ате, а спустя десятилетие вы с ним поженились? Что это, красивая семейная легенда?

— Это правда, — говорит Елена Бейсембинова. — В мамином «Утре» был такой жизнеутверждающий сюжет, что репродукцию сразу же напечатали все журналы, в том числе «Огонек.»

Картина оказалась счастливым талисманом Лены. Мама угадала счастливую судьбу своей дочери, Такая радость разлита в этой картине.

  • Идея картины: Идея картины (что мы должны отразить в сочинении – т.е.сделать идеей своего сочинения). Красота жизни, умение радоваться ей — идея (основная мысль) этой картины.
  • Понимание идеи: Художница учит видеть прекрасное в простой обстановке, в обыденных вещах, окружающих нас, радоваться жизни, как радуется ей девочка, словно взлетающая ввысь.

Учитель: А теперь, ребята, мы перейдем с вами к композиции картины, ее колориту, работе над деталями.

Композиция:

Давайте рассмотрим передний план картины. Мы уже говорили с вами, что на переднем плане художник обычно располагает самое важное.

Что или кто расположен на переднем плане этой картины? Правильно, девочка, только что вставшая с постели. Она делает зарядку, стоит в потоке воздуха и света.

Пожалуйста, опишите девочку.

Ответы детей:

У девочки стройная фигура, она стоит в позе ласточки. Ее руки вытянуты в стороны и чуть-чуть вверх. Правая нога отставлена в сторону, носок вытянут. Художница подчеркивает, что движения девочки просты и изящны. Лена легко одета, на ней белая майка и черные шортики. Ничто не сковывает ее движений.

Итак, на переднем плане картины — счастливая девочка. Как вы думаете, ребята, она счастлива?

А как вы это поняли? Конечно, по окружающей ее обстановке. Все в картине подчеркивает радостную, счастливую атмосферу.

Давайте же повнимательнее рассмотрим детали.

Как вы думаете, какое время года изображено? Какая погода?

Ответы детей.

Стоит весна. Учебный год еще не закончился., потому что на стуле мы видим школьную форму. Дверь на балкон распахнута. Погода теплая, утро солнечное, ясное. Длинные тени вытянулись на полу, спрятались в складках постели.

А теперь давайте рассмотрим боковые планы картины: комнату девочки. Опишите комнату, как она подчеркивает общую идею картины: радость и счастье, мир и покой.

Ответы детей.

Комната просторная и светлая, в ней много солнца и света. Из распахнутой балконной двери струится чистый и свежий воздух. В помещении немного мебели: деревянная кровать в углу с белоснежным постельным бельем, круглый стол, покрытый льняной скатертью с бахромой, да стул. Паркетный пол сверкает чистотой.

Художница во всем подчеркивает уют: из кашпо тянутся стебли плюща, яркое солнышко играет на его листочках. Ощущение уюта усиливает и цветок на подоконнике. Под кашпо на стене эстамп с изображением диковинных птиц. На столе глиняный кувшин и такая же кружечка. Рядом тарелка необычной формы.

Все просто в этой комнате, но все продумано до мелочей, каждая вещь на своем месте.

А теперь ребята, я хочу обратить ваше внимание на некоторые детали картины.

Вы обратили внимание на то, что в картине много закругленных и круглых деталей? Посмотрите! Вы видите, что почти нет острых углов. Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

Этим художница указывает на умиротворенность, уют, радость, царящие в доме. По верованию древних славян, круг, колесо — символ защищенности, мира.

Обратите внимание на краски, которые преобладают на полотне.

Преобладают желтый и коричневатый цвета. Вспомните, что обозначают эти цвета? Это цвета теплой гаммы. Коричневый цвет – цвет земли, надежности, желтый цвет – цвет солнца, радости. Он бодрит, вызывает радостное настроение.

Какие еще цвета есть в картине? Зеленый, синий и голубой, немного красного.

Зеленый цвет создает ощущение спокойствия, мира, гармонии. Голубой – чистоты и свежести, а красный – энергии.

Как видите, в картине все подчинено одной теме – радости жизни, счастья.

Давайте еще раз подумаем, почему же картина называется «Утро». Слово «утро» употреблено здесь в нескольких значениях: утро над городом, утро в квартире. Да и героиня полотна — девочка. Ее жизнь только начинается, ее жизнь – утро. А весна? Это же утро в жизни природы.

А теперь скажите, что художница хотела сказать своей картиной?

Ответы детей.

Что жизнь хороша, и жить хорошо! Нужно видеть радость во всем: в солнечном дне, окружающей обстановке, в дорогих людях. Художница любит жизнь, умеет увидеть прекрасное в повседневном. В ее картине много воздуха, света и человеческого счастья.

А сейчас мы познакомимся с планом сочинения.

План.

I. Т.Н.Яблонская – известная художница.

II. Картина «Утро» — одна из ее замечательных работ.

  1. утро в городской квартире

  1. а) чудесная погода за окном
  2. б) уютная комната
  3. в) жизнерадостная, счастливая девочка
  1. почему картина имеет такое название?

  2. какие краски преобладают на полотне?

III. Радостно на сердце!

Материалы к уроку. Раздаются детям во время урока.

Как изображены окно, стены, дверь на балкон, каков общий вид комнаты?

  • Окно – высокое, дугообразное, выходит на северо-восток, рама белая, под окном — батареи центрального отопления, карниз над окном
  • Стены – высокие, толстые, светло-желтые с сероватым оттенком, бежевые, оклеены обоями или покрашены краской, на стене эстамп, кашпо с цветами резеды
  • Дверь – двухстворчатая, стеклянная, арочная, выходит на балкон, оградительная решетка, Цветы на балконе и над дверью.
  • Комната (общий вид) – большая, просторная, уютная, светлая, много воздуха и света

Мебель (стол, стул)

  • Стол (круглый, обеденный, покрытый скатертью); льняная скатерть с бахромой; на столе глиняный кувшин; тарелка-хлебница, накрытая салфеткой; нож, чашка.
  • Стул (легкий, овальное сидение, прямоугольная изогнутая спинка, круглые тонкие ножки), на стуле аккуратно сложена школьная одежда девочки

Как изображены кровать, пол?

  • Кровать – деревянная, низкая, еще не убрана, освещенная ярким утренним солнцем
  • Пол – паркетный, «в ёлочку», блестящий, натертый до блеска, светло-желтый, чистый, длинные тени на полу говорят о раннем утре

Словарик.

  • Аккуратный, опрятный, чистоплотный, стройный, статный;
  • Карниз, бахрома, кашпо, эстамп, резеда;
  • Находиться, располагаться, размещаться, пристроиться, стоять;
  • В центре, посередине, прямо, напротив, вдоль, налево, направо, вверху, внизу.

Возможное начало сочинения.

Т.н. Яблонская – известный живописец. На своих полотнах она изображает простых людей, любит писать детей. В своих произведениях художница предстает человеком, который очень любит жизнь, умеет увидеть прекрасное в повседневном.

Возможное заключение.

Мне очень понравилась работа Т.Н. Яблонской «Утро». Посмотришь на эту картину, полную света, солнца и воздуха, вспомнишь о весне, и сразу как-то радостно становится на сердце, хочется крикнуть: «Хороша наша жизнь, несмотря ни на что!»

Домашнее задание: написать сочинение, используя планы и материалы к уроку.

Заключительное слово учителя:

Спасибо вам за работу на уроке. Я надеюсь, что сочинения, которые вы напишете дома, будут содержательны, интересны и грамотны.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/podghotovka-k-opisaniiu-kartiny-t-n-iablonskoi-utro.html

Сочинение по картине Т. Яблонской «Утро»

План:

  1. Общее настроение картины.
  2. Композиция и художественные приемы.
  3. Связь картины с эпиграфом.
  • Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод,
  • Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод…
  • Это все — весна.

А. А. Фет

Многие картины Татьяны Ниловны Яблон­ской, художницы, пишущей в стиле реализма и соцреализма, отмечены особым, присущим только им настроением.

Сами по себе ее простые пейзажи, портреты и натюрморты, на которых ничем не примечательные предметы, могут ка­заться бесхитростными и простоватыми.

Однако в каждом произведении заключена особая красота простой жизни, которая способна пленять, дарить особое настроение, надолго оставаясь в памяти. К таким творениям художницы относится карти­на под названием «Утро».

Эта картина несет в себе особый заряд свежести и бодрости, дарит ни с чем не сравнимое настро­ение радости новому дню. Помогают достичь тако­го эффекта и краски — светлые, солнечные и на­оборот, глубокие и темные, и сама композиция полотна.

Полотно по-своему поэтичное, чем-то на­поминающее стихотворение-хокку: в краткой и лаконичной форме изображено подсмотренное у природы, сиюминутное и быстротечное.

Несом­ненно, данная работа является знаковой для худо­жницы, эту знаковость признавала как сама Яблонская, так и многие исследователи ее твор­чества.

«Утро» — картина-портрет. Произведение изо­бражает девочку, по-видимому, только что встав­шую с постели и делающую утреннюю зарядку. Двери на балкон распахнуты, на полу — блики сол­нечного света.

Картина пропитана ощущением прохлады, веющей с балкона, теплого, нагретого солнцем пола, запаха утренней свежести.

Каже­тся, что где-то негромко играет радостная, бодрая музыка — вероятно, что именно с ней девочка вы­полняет ежедневный ритуал — делает утреннюю гимнастику.

Композиция картины предельно проста. Полот­но четко разграничено на передний и задний пла­ны, при этом значимыми являются оба плана. В центре картины изображена фигура девочки в белой майке и темных спортивных трусиках.

Образ девочки динамичен, фигура запечатлена в движении: она тянет руки вверх, словно потяги­вается. Глаза прикрыты, вероятно, от солнечных зайчиков, яркими пятнами пляшущие на паркете.

Динамичность и стремление этой фигуры подчер­кнуто контрастом с массивными и статичными предметами мебели — кроватью, столом.

В композиции полотна нет надуманности, наро­читости — все образы жизненны и легки. Возника­ет ощущение того, что зритель является неволь­ным свидетелем происходящего. Комната словно наполнена свежим ветром и солнцем — этот эф­фект достигнут высоким потолком, легким, стре­мящимся ввысь подъемом арки балконной двери, теплыми красками предметов интерьера.

Цвета теплые, сочные и яркие — они привносят особое ощущение радости, торжественности. Свет­ло: желтые солнечные стены, теплые оттенки ко­ричневого и оранжевого — дерево кровати и пола.

Теплота и свежесть этих цветов оттеняется насы­щенными темными и холодными цветами — глу­бокого синего цвета скатерть на столе, темная школьная форма девочки, насыщенная зелень ком­натных растений, обрамляющих проемы балкон­ной двери и окна.

Ярким пятном выделяется алый пионерский галстук, перекинутый через спинку стула. Благодаря этой детали мы можем предполо­жить, насколько молода девочка.

Помимо приемов контраста, при котором ком­позиционно противопоставляются динамичные и статичные образы, а также теплые и холодные тона, художница использовала прием контражу­ра. При нем основные источники света распола­гаются вне зоны видимости, за задним планом картины.

Яркий, но мягкий солнечный свет, про­никая сквозь высокую арку балкона, освещает ком­натные растения, подсвечивая сзади часть листь­ев. При этом возникает интересный зрительный эффект горящей в солнечных лучах листвы.

Кон­траст освещенных и неосвещенных темных учас­тков растений создает ощущение колыхания на вет­ру, движения и статичности, подчеркивающее общие принципы композиции картины.

Произведение лаконично и сдержанно: на полот­не минимум деталей, при этом они органично впи­сываются в общую концепцию. Это декоративная тарелка на стене, украшенная изображением ка­нареек, белый узорчатый кувшин на столе, тарел­ка с завтраком. Детали, словно некие актеры, пре­красно играют свою роль, поддерживая принципы контраста.

Контраст возникает как по цветовым характеристикам (насыщенные цвета стены и ска­терти и белый фон посуды), так и по фактурным (контраст между однотонной поверхностью и по­верхностью с рисунком). Таким образом неболь­шие нюансы не утяжеляют композицию полотна, не отвлекают от главного образа — легкой и то­ненькой фигурки девочки.

Эпиграф, выбранный мной, неслучаен. Несмот­ря на то что текст стихотворения несколько не соот­ветствует образам картины, общие настроения очень схожи. Мы не можем утверждать, какое вре­мя года на улице, однако ощущение чего-то ново­го, весеннего, легкого неуловимо присутствует в картине.

Гармония стихотворного текста и гармония жи­вописных образов тесно переплетаются между со­бой, образуя единое полотно. Общее настроение, мажорное и приподнятое, заставляет прочувство­вать образы солнечного утра, хорошей погоды, ра­дости и ликования природы и человека.

Особым доводом к выбору именно этого стихо­творения послужил возраст героини картины. Ведь молодость также, по сути, является весной — весной человека, яркой, легкой и стремительной. Девочка на полотне напоминает весеннюю птич­ку — широко раскинув крылья-руки и прикрыв глаза, она словно бы стремится слиться с ветром и солнцем, вобрать их в себя и взлететь в ясную си­неву неба.

Картина привлекла меня своими незабываемы­ми, простыми и трогательными образами. Ведь ра­достное настроение, ощущение свободы и счастья, яркие теплые краски, зелень и мягкий солнечный свет, а также молодость и гармония — это все и яв­ляется особенным весенним настроением, живу­щим в сердце каждого из нас.

На этой странице искали :

  • сочинение по картине яблонской утро 6 класс
  • сочинение по картине утро
  • сочинение по картине утро яблонская
  • яблонская утро сочинение
  • яблонская утро сочинение по картине

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-po-kartine-t-yablonskoj-utro.html

Разработка урока "Сочинение-описание по картине Т.Н.Яблонской "Утро"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Новосёлковская средняя общеобразовательная школа

Сочинение – описание по картине Т.Н.Яблонской «Утро»

  • (урок русского языка в 6 классе)
  • Выполнила Прусакова Елена Васильевна,
  • учитель русского языка и литературы

Сочинение – описание по картине Т.Н.Яблонской «Утро»

(урок русского языка в 6 классе)

Цели:

  1. познакомить с художницей и её картинами,

  2. закрепить умение описывать помещение;

  3. подготовить к описанию картины «Утро»;

  4. развивать творческие способности учащихся.

  1. Эпиграф (слайд 2)
  2. Разгорайся, новый день, светлей!
  3. Выйди в небо, солнце, без ненастья,Возродися в блеске и тепле,Возвести опять по всей земле,
  4. Что вся жизнь — день радости и счастья.
  5. И.Бунин
  6. 1. Оргмомент

Сегодня на уроке нам предстоит встретиться с полотнами Татьяны Ниловны Яблонской. Мы рассмотрим некоторые её картины. Но целью нашего урока является описание картины «Утро», интерьера, изображённого художницей.

2. Слово о художнике

(слайд 3)

Яблонская Татьяна Ниловна (1917 – 2005). Народный Художник СССР. Действительный член Академии Художеств СССР. Лауреат Государственной премии СССР. Награждена Золотой медалью Академии Художеств СССР. Герой Украины.Родилась в семье преподавателя словесности смоленской классической гимназии.

В 1935-1941 гг. училась в Киевском художественном институте.

(слайд 4)

Во время войны Т. Яблонская эвакуируется в Саратовскую область, где работает в колхозе. В 1944 возвращается в Киев, преподает в Киевском художественном институте.

Картина «Враг приближается» была одной из лучших о войне, которую высоко оценили и критики, и правительство, и простые люди.

(слайд 5)

Три года тяжелой полуголодной жизни привели к тому, что сразу после войны Татьяна, вернувшись на Украину, написала свое дебютное полотно, мгновенно сделавшее ее из обычной молодой художницы лауреатом Государственной премии, — знаменитую картину «Хлеб». Она хотела передать людям свой восторг от самой жизни.

Сочетание синих юбок, белых платков и теплого зерна само по себе создавало живописную картину. Энергия, красота, здоровье работающих людей создавали ощущение, что до полного счастья осталось совсем чуть-чуть.

Картина «Хлеб» стала гимном труду народа и принесла Яблонской всесоюзную славу и Сталинскую премию

Четырехметровая картина «Хлеб» обосновалась в Третьяковке, его репродукции – в учебниках, на плакатах, открытках и календарях.

(слайд 6,7)

Следующую свою картину «Весна» Яблонская считала невинным сюжетом. Эта картина была отмечена Госпремией (1951) и принесла художнице славу мастера первой величины. Татьяне Ниловне удавалось видеть великое в малом.

Чтобы создать гениальное произведение, ей не нужно было куда-то далеко уезжать на выбор натуры — каждая веточка, лучик солнца, гуляющие в парке мамы с колясками — на холстах Яблонской звучали неповторимой мелодией.

(слайд 8)

Знойный летний день, на натянутых между деревьев веревках, словно застывшие в неподвижном воздухе, висят влажные простыни и спит в колыбели маленькая жизнь. (Картина «Летом» 1954г.).

(слайд 9)

Различные по тематике произведения Яблонской говорят о доброте, радости, трепетном отношении к прошлому страны и тревоге о будущем. Посмотрите на пейзажи. Здесь отражается удивительная способность художника видеть окружающий мир восхищёнными и благодарными глазами.

(слайд 10)

Во время войны в колхозе Татьяна Ниловна косила, полола, скирдовала, молотила, возила на волах воду для поливки огородов, словом, была заправской колхозницей. Здесь она «познала радость труда в коллективе».

(слайд 11)

В 1977 году была написана еще одна и любимая работа Татьяны Ниловны — картина «Лен». Она часто вспоминала, с каким воодушевлением писала вокруг своего дачного посёлка этюды к ней. Татьяна Ниловна говорила, что перецеловала кисточкой каждый сантиметр картины. В мастерской тогда стоял перед ней настоящий большой сноп льна. А моделью была дочь Оля.

  • (слайд 12)
  • Все дочери Татьяны Ниловны в разное время позировали ей, и все три со временем пошли по стопам матери, связав свои судьбы с изобразительным искусством.
  • (слайд 13)

В 1950-1960 гг. художница увлекается созданием картин-эскизов, которые, по ее мнению, лучше всего раскрывают через привычные повседневные сюжеты важность каждого момента жизни. Мы видим, как выпускают первые листочки упругие веточки на подоконнике (картина «На окне» 1954г)

(слайд 14)

В последние годы жизни Татьяна Ниловна писала в основном натюрморты и пейзажи за окном ее квартиры: после инфаркта и инсульта она перестала выходить на улицу, перестала писать маслом, зато пастель научилась держать в левой руке вместо парализованной правой. В самый день смерти она с удовольствием нарисовала яркий, жизнерадостный букет летних колокольчиков.

(слайд 15)

Т.Н. Яблонская всю жизнь искала свое «я» в творчестве, а нашла всенародную любовь и признание мастерства.

Ее работы уникальны в своем роде: рисуя вид из окна на кухне, цветы на собственном балконе, художница наполняла свои картины подлинной, настоящей жизнью.

И женщиной она была уникальной — успевала все: заниматься творчеством, преподавать, читать стихи, путешествовать, выходить замуж, растить детей…

  1. (слайд 16)
  2. «Природа или интерьер, любой объект вдруг как бы покроется какой-то невидимой
  3. поэтической прозрачной пеленой, как бы запоет что-то внутри. Какое-то волшебное

поэтическое состояние разольется… и обычный кусок двора озаряется изнутри

каким-то божественным сиянием. Это, наверное, и называется вдохновением…» Т.Н. Яблонская

(слайд 17)

В 1954 году Татьяна Ниловна получила две комнаты в коммунальной квартире. В то время по улице ходили трамваи. Звонки вагоновожатых, клаксоны машин и музыка из репродукторов, доносившиеся в открытые окна квартиры, вызывали восторг всех жильцов. Мирный, послевоенный шум наполнял душу радостью.

В этой комнате Татьяна Ниловна и написала картину «Утро». Моделью стала старшая дочь Лена. В картине был такой жизнеутверждающий сюжет, что репродукцию сразу же напечатали все журналы, в том числе «Огонек». Потом она появилась в «Родной речи», и несколько поколений детей писали по ней сочинение.

В 60-е годы была написана песня, каждое утро она звучала по радио. Картина «Утро» и песня очень созвучны.

На зарядку становисьМузыка: Зиновий Компанеец Слова: Яков Белинский

Поздно утром только сониСпят, свернувшись калачом,Мы встаём, лишь солнце тронетНас своим косым лучом!

Припев:Рассчитайся по порядку,Снова солнцу, снова солнцу улыбнись!Рассчитайся по порядку,На зарядку, на зарядку становись!На зарядку, на зарядку,На зарядку, на зарядку, становись!

На сверкающей лужайкеБлестки утренней росы.Вспыхнут ярче птичьей стайкиНаши майки и трусы!Припев.

Любо утречком размяться,И нырнуть поглубже в пруд!А потом с друзьями взятьсяЗа учёбу и за труд!Припев.

  • 3. Беседа по картине
  • (слайд 18)
  • Что изображено на картине?
  • Какое это время года?
  • Как вы это определили?

В картине «Утро» художница учит нас видеть прекрасное в том простом и обыденном, что окружает нас и что мы далеко не всегда замечаем. Ясное сентябрьское утро. Лучи солнца и свежий воздух врываются в комнату через распахнутую дверь. За окном простирается большой город. Он теряется за горизонтом, его дали подёрнуты дымкой.

(слайд 19)

Что делает девочка?

Девочка только что встала и делает зарядку. И мы с удовольствием смотрим на стройную, легкую фигурку девочки, замечаем простоту и изящество ее движений. Утренняя зарядка заряжает человека бодростью на весь день, делает его сильным, ловким, красивым.

(слайд 20)

Как характеризует эта комната её хозяйку?

Просторная солнечная комната. Много воздуха и света. Блестит чистый паркетный пол. Комната не заставлена мебелью. На круглом столе красивая глиняная посуда. Деревянная кровать ещё не заправлена. Белоснежное постельное белье.

Стена украшена декоративной тарелкой, кашпо. На окнах и двери балкона вьётся зелёный плющ. Чистота и уют. Глядя на эту комнату, полную света и воздуха, мы, зрители, чувствуем, как хороша жизнь, и проникаемся радостным настроением.

  1. (слайд 21)
  2. 4.Работа с учебником
  3. Описание комнаты (упражнение №224)
  4. 1. пол: паркетный;
  5. 2. потолок: высокий, абажур под потолком;
  6. 3. стены: эстамп на стене, в кашпо цветы резеды, отрывной календарь, батарея центрального отопления, абажур под потолком;
  7. 4. окна: большие окна аркой, открытая стеклянная дверь на балкон, оградительная решётка, карниз над окном, выход на балкон;

5. мебель: деревянную кровать, круглый большой стол, льняной скатертью, длинной бахромой, в глиняном графине, прикрыть салфеткой.

(слайд 22)

5.Лексическая работа

Интерьер (спец.) — внутреннее помещение в здании.

  • Эстамп – картина – оттиск, снимок с гравюры.
  • Кашпо – декоративная ваза для цветочного горшка.
  • Карниз – 1) выступ в верхней части здания над окном, дверью;
  • 2) перекладина над окном, на которую вешают шторы.

Словарь русского языка . С.И.Ожегов

  1. (слайд 23)
  2. 6. Материалы к сочинению
  3. 1. пол: паркетный, залитый солнечным светом;
  4. 2. стены: толстые, бежевые, эстамп на стене, в кашпо вьющийся плющ;
  5. 3. окна: высокое, дугообразное, рама белая, под окном батарея центрального отопления, большие окна аркой, открытая стеклянная дверь на балкон, оградительная решётка;
  6. 4. мебель: деревянная кровать, круглый большой стол, льняная скатерть, длинная бахрома, глиняный графин, хлебница, салфетка;

5. комната: светлая, с высокими потолками, большая, просторная, уютная, много воздуха и света.

(слайд 24)

7. Возможный план сочинения-описания

I.Татьяна Ниловна Яблонская — известный мастер живописи.

II.Утро.

III.Комната девочки:

  1. помещение;

  2. мебель;

  3. украшения.

IV.Девочка.

V.Впечатление от картины.

8. Написание сочинения

Начиная работу, обратите ещё раз внимание на эпиграф к уроку. Возможно, слова поэта помогут передать впечатление от картины.

  • Разгорайся, новый день, светлей!
  • Выйди в небо, солнце, без ненастья,Возродися в блеске и тепле,Возвести опять по всей земле,
  • Что вся жизнь — день радости и счастья.
  • И.Бунин
  • Интернет-ресурсы:
  1. kykolnik.livejournal.com›650708.html

2. «Впечатления дороже знаний…» — Яблонская Татьяна Ниловна.

В доме Яблонских даже «издавался» собственный журнал под

названием «Сверчок». Один из номеров «Сверчка» сохранился

у Татьяны Ниловны…kykolnik.livejournal.com›644705.htmlещё

3. http://photo.i.ua/user/2336110…«Зимний день в Седневе», 1973.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/uroki/razrabotka-uroka-sochinieniie-opisaniie-po-kartinie-t-n-iablonskoi-utro

Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро»

Ниже приводится школьное сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро», которое размещено в качестве примера подобного рода сочинений, не претендует на идеальность и безошибочность, не предназначено для дословного копирования.

План

I. Вступительное слово о художнике.

  • II. Главная часть (описание картины):
  • 1) где и когда происходят события;
  • 2) кто изображен на картине;
  • 3) передний план;
  • 4) задний план;
  • 5) цветовая гамма.

III. Заключение (моё отношение).

Автор картины «Утро» – художница Татьяна Ниловна Яблонская, удостоенная самых высоких наград и государственных премий СССР и Украины. Она родилась в феврале 1917 года в Смоленске, ещё в Российской империи. С 1928 года художница проживала на Украине. В 2001 году её награждают званием Героя Украины.

Татьяна Ниловна умерла в 2005 году. Т. Н. Яблонская известна своим мастерством изображения простых людей во время труда и отдыха, детей, пейзажей. Картина «Утро» была написана в 1954 году.

На ней художница обращает внимание зрителя на красоту окружающего мира и простых вещей, которую мы не всегда замечаем сами.

Мне кажется, что события, изображенные на картине, происходят в комнате городской квартиры майским утром. Комната просторная и светлая, в ней не много мебели, только всё самое необходимое: деревянная кровать, большой круглый стол, накрытый скатертью и стул, на котором приготовлена одежда.

В центре картины изображена девочка, которая делает зарядку. Мы понимаем, что девочка недавно встала, потому что её постель ещё не убрана. Завтрак на столе, который изображен на переднем плане, школьная форма и пионерский галстук на стуле подсказывают нам, что после зарядки девочка позавтракает и пойдёт в школу.

На заднем плане мы видим открытую дверь на балкон, откуда ярко светит теплое солнце, а за балконом – спокойное весеннее небо, зелень деревьев и очертания зданий в дымке утреннего тумана. На стене у балконной двери висит декоративная глиняная тарелка с птицами и горшок с цветком, чьи зеленые ветви вьются вокруг светлых окон.

Цветовая гамма картины яркая, почти на все изображенные предметы падает свет от восходящего солнца. Вся картина пронизана атмосферой радости и оптимизма: начинается ещё один прекрасный весенний день, набирает силу ещё одна замечательная человеческая жизнь.

Мне понравилась эта картина, потому что она заряжает оптимизмом, передаёт ощущение свежести, простора, свободы, того, что перед нами настежь открыты двери в прекрасный окружающий мир.

Источник: http://study-english.info/composition006.php

Урок на тему «Сочинение по картине Т.Яблонской «Утро»

  • Урок на тему «Сочинение по картине Т.Яблонской «Утро»
  • Тип урока:развитие речи
  • Цели урока:
  • Образовательные:
  • продолжить работу над описанием интерьера;
  • собрать рабочий материал для описания комнаты, её обстановки;
  • выделить детали интерьера, которые помогут охарактеризовать его хозяйку;
  • написать сочинение

Развивающие:

  • развивать навыки монологической речи;
  • развивать орфографическую зоркость и пунктуационную грамотность;
  • совершенствовать навыки описания произведений живописи

Воспитательные:

  • воспитание интереса к живописи;
  • воспитание эстетического вкуса

Средства обучения:

  • репродукция картины Т.Яблонской «Утро»;

Методы обучения:

  • эвристический;
  • частично-поисковый;
  • репродуктивный

Оборудование:

Слайд-проектор; презентация на тему урока; репродукция картины Т.Н. Яблонской «Утро»

Ход урока:

Тема нашего сегодняшнего урока: подготовка к описанию картины Т.Н. Яблонской «Утро».

Вступительное слово учителя:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем говорить о картине Т.Н.Яблонской «Утро».

Татьяна Ниловна Яблонская — известный мастер советской живописи, заслуженный деятель искусств Украины, лауреат Государственной премии. Яблонская изображает на своих полотнах обыкновенных простых людей, их труд, отдых, любит писать детей.

Татьяна Ниловна Яблонская родилась в 1917 году в Смоленске в семье учителя истории и рисования Нила Александровича Яблонского. Первые уроки рисования получила от отца. Потом рисование стало не просто детским увлечением.

В 1935 году вместе с сестрой Татьяна Яблонская поступила в Киевский художественный институт. С 1941 по 1973 преподаёт в родном институте. Для творчества художника характерны жизнеутверждающие мотивы, поэтические образы современников и родной природы.

Она любит создавать обобщающие образы , проникнутые глубоким раздумьем о жизни. Приложение 1.

В 1949 году создана картина “Хлеб”. В 1948 году Яблонская руководила летней практикой студентов, которая проходила в селе Летава. Ощущение коллективного труда, боевой темп запали в душу. Всё это захотелось выразить на полотне. Посмотрим на репродукцию картины. Летний солнечный день.

На колхозном току кипит работа: молотят зерно, насыпают его в мешки, везут на элеватор. Хороший урожай собрали колхозники! Бодрое, жизнерадостное настроение пронизывает картину. Яркий свет солнца играет на лицах и одежде колхозниц. От золотой хлебной пыли воздух кажется туманным.

В 1967 году появилось полотно “Лето”. Посмотрите на него. Здесь отражается удивительная способность художника видеть окружающий мир восхищёнными и благодарными глазами. Родной край, украинская природа, смеющиеся дети – всё вызывает простодушное восхищение и радует художницу.

А сейчас посмотрите на картину “Простудились”, созданную в 1955 году.

Она хороша своей простотой. Кажется, вслед за своей героиней Яблонская приговаривает: “Лежать бы без всяких хлопот, раз уж простудилась! Так нет же, оказывается и медвежонок, любимый, плюшевый, тоже гонял по морозу, в шубке нараспашку, да ещё и льдинки сосал. Вот и возись теперь с ним, корми порошками, перевязывай горло, чтоб не болело.

В 1954 году Т.Н.Яблонская создала картину “Утро”. Это рассказ о красоте будней. Художник учит нас видеть прекрасное в обыденном, простом, что нас окружает и что мы не всегда замечаем.

Учитель: А теперь мы будем говорить о картине «Утро».

Обратимся к материальному плану картины.

  • Картина была написана в 1954 году, не так давно закончилась Великая Отечественная война, страна возрождалась, страна радовалась жизни, мирной спокойной жизни. Вот как вспоминает дочь художницы об этих днях: Мирный, послевоенный шум наполнял душу радостью. Звонки вагоновожатых, клаксоны машин и музыка из репродукторов, доносившиеся в открытые окна квартиры, вызывали восторг всех жильцов! (из воспоминаний Елены Яблонской)

Беседа по картине:

  • Почему картина называется «Утро»? Что значит это слово?( Картина называется «Утро», т. к. действие происходит утром. Видно, что девочка только что встала с постели и делает зарядку, как бывает утром.

Слово «утро» можно понимать по-разному- это начало жизни, все еще впереди , все еще только начинается. Девочка как будто это понимает и радуется жизни)

  • Что вы можете сказать о девочке, изображенной на картине?( У девочки стройная фигура, она стоит в позе ласточки. Ее руки вытянуты в стороны и чуть-чуть вверх. Правая нога отставлена в сторону, носок вытянут. Девочка статная, стройная, легкая, ее движения изящны, она вся устремлена ввысь, кажется, сейчас оторвется от пола и взлетит. На девочке белая майка и темные трусики Ничто не сковывает ее движений.)
  • Итак, на переднем плане картины — счастливая девочка. Как вы думаете, ребята, она счастлива? А как вы это поняли?(Конечно, по окружающей ее обстановке. Все в картине подчеркивает радостную, счастливую атмосферу. )

Прототип героини – дочь художницы Лена. Послушайте, какая любопытная история связана с этой картиной.

  • Интервью с дочерью Татьяны Яблонской Еленой:

-В известной картине «Утро» Татьяны Яблонской вы, 13-летняя девочка, изображены во время зарядки у открытого окна. Говорят, что какой-то мальчик, увлеченный живописью, повесил репродукцию «Утра» у себя дома в Алма-Ате, а спустя десятилетие вы с ним поженились? Что это, красивая семейная легенда?

— Это правда, — говорит Елена Бейсембинова. — В мамином «Утре» был такой жизнеутверждающий сюжет, что репродукцию сразу же напечатали все журналы, в том числе «Огонек.»

Картина оказалась счастливым талисманом Лены. Мама угадала счастливую судьбу своей дочери. Такая радость разлита в этой картине.

Давайте же повнимательнее рассмотрим детали.

  • Как вы думаете, какое время года изображено? Какая погода?( Стоит весна. Учебный год еще не закончился., потому что на стуле мы видим школьную форму. Дверь на балкон распахнута. Погода теплая, утро солнечное, ясное. Длинные тени вытянулись на полу, спрятались в складках постели.)
  • Как обстановка картины характеризует ее хозяйку? (В комнате чисто, уютно, растут цветы, видно, что хозяйка комнаты чистоплотная и аккуратная.)
  • А теперь внимательнее рассмотрим изображенную на картине комнату, ее обстановку и соберем рабочие материалы для описания в предстоящем сочинении. В этом нам поможет план сбора материалов

План сбора материалов

Материалы к сочинению
Окно высокое, дугообразное, выходит на северо-восток, рама белая, под окном — батареи центрального отопления, карниз над окном
Стены высокие, толстые, светло-желтые с сероватым оттенком, бежевые, оклеены обоями или покрашены краской, на стене эстамп, кашпо с цветами резеды
Дверь двухстворчатая, стеклянная, арочная, выходит на балкон, оградительная решетка, Цветы на балконе и над дверью.
Пол паркетный, «в ёлочку», блестящий, натертый до блеска, светло-желтый, чистый, длинные тени на полу говорят о раннем утре
Комната (общий вид)
Мебель
(круглый, обеденный, покрытый скатертью); льняная скатерть с бахромой; на столе глиняный кувшин; тарелка-хлебница, накрытая салфеткой; нож, чашка.
легкий, овальное сидение, прямоугольная изогнутая спинка, круглые тонкие ножки), на стуле аккуратно сложена школьная одежда девочки
деревянная, низкая, еще не убрана, освещенная ярким утренним солнцем
  • Как обстановка картины характеризует ее хозяйку? (В комнате чисто, уютно, растут цветы, видно, что хозяйка комнаты чистоплотная и аккуратная.)
  • А теперь ребята, я хочу обратить ваше внимание на некоторые детали картины. Вы обратили внимание на то, что в картине много закругленных и круглых деталей? Посмотрите! Вы видите, что почти нет острых углов. Как вы думаете, почему? (Этим художница указывает на умиротворенность, уют, радость, царящие в доме. По верованию древних славян, круг, колесо — символ защищенности, мира.)

Учитель: посмотрим внимательно на слайд.( Приложение).

Вы уже знакомы с понятиями «передний план картины, задний план картины». Скажите, где располагает художник на картине самое важное и почему?

(Ответы детей. Центральное расположение обращает внимание на самое важное в картине, указывает на идею картины).

Итак , мы собрали и сгруппировали материалы к сочинению- описанию картины. Они вам помогут ярко, точно и последовательно описать изображенное на картине, раскрыть замысел художника. Как вы думаете, какова основная идея картины?

  • Идея картины (что мы должны отразить в сочинении – т.е.сделать идеей своего сочинения). Красота обыкновенной жизни, умение радоваться ей — идея (основная мысль) этой картины.
  • Понимание идеи: Художница учит видеть прекрасное в простой обстановке, в обыденных вещах, окружающих нас, радоваться жизни, как радуется ей девочка, словно взлетающая ввысь.

-Обратите внимание на краски, которые преобладают на полотне.

(Преобладают желтый и коричневатый цвета.)

— Вспомните, что обозначают эти цвета?( Это цвета теплой гаммы. Коричневый цвет – цвет земли, надежности, желтый цвет – цвет солнца, радости. Он бодрит, вызывает радостное настроение. )

-Какие еще цвета есть в картине?( Зеленый, синий и голубой, немного красного.

Зеленый цвет создает ощущение спокойствия, мира, гармонии. Голубой – чистоты и свежести, а красный – энергии. )

— Как видите, в картине все подчинено одной теме – радости жизни, счастья.

А теперь скажите, что художница хотела сказать своей картиной?

(Что жизнь хороша, и жить хорошо! Нужно видеть радость во всем: в солнечном дне, окружающей обстановке, в дорогих людях. Художница любит жизнь, умеет увидеть прекрасное в повседневном. В ее картине много воздуха, света и человеческого счастья. )

  1. -А сейчас мы познакомимся с планом сочинения.
  2. План.
  3. I.Вступление

1.Т.Н.Яблонская – известная художница.

2. Картина «Утро» — одна из ее замечательных работ.

II.Главная часть

  1. Утро в городской квартире:

  • а) чудесная погода за окном;
  • б) уютная комната;
  • в) жизнерадостная, счастливая девочка.
  1. Почему картина имеет такое название?

  2. Какие краски преобладают на полотне?

III. Заключение.

Какова идея картины «Утро» ?

Словарик.

  • Аккуратный, опрятный, чистоплотный, стройный, статный;
  • Карниз, бахрома, кашпо, эстамп, резеда;
  • Находиться, располагаться, размещаться, пристроиться, стоять;
  • В центре, посередине, прямо, напротив, вдоль, налево, направо, вверху, внизу.

Возможное начало сочинения.

Т.н. Яблонская – известный живописец. На своих полотнах она изображает простых людей, любит писать детей. В своих произведениях художница предстает человеком, который очень любит жизнь, умеет увидеть прекрасное в повседневном.

Возможное заключение.

1.Мне очень понравилась работа Т.Н. Яблонской «Утро». Эта картина дает зрителю огромный заряд бодрости. При взгляде на нее хочется так же распахнуть окно, вдохнуть свежего утреннего воздуха и сделать зарядку, чтобы потом весь день чувствовать прилив сил и стремление к большим свершениям.

2. В картине «Утро» художница учит нас видеть прекрасное в том простом и обыденном, что нас окружает и что мы далеко не всегда замечаем. Ясное солнечное утро.

Лучи солнца врываются в комнату через распахнутую дверь и окно и освещают девочку, которая только что встала и делает зарядку. И мы с удовольствием смотрим на стройную, легкую фигурку девочки, замечаем простоту и изящество ее движений.

Все как будто очень незатейливо в этой картине. На самом деле все в ней очень продумано и помогает художнице раскрыть свой замысел.

Домашнее задание: написать сочинение, используя планы и материалы к уроку.

Заключительное слово учителя:

Спасибо вам за работу на уроке. Я надеюсь, что сочинения, которые вы напишете дома, будут содержательны, интересны и грамотны.

Источник: https://globuss24.ru/doc/urok-na-temu-sochinenie-po-kartine-t-blonskoy-utro

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector