Левитан «над вечным покоем» описание картины, анализ, сочинение

Левитан

«Над вечным покоем» являет собой чудо художественной мысли Серебряного века. Это одна из самых знаменитых работ художника. Сам автор считал, что это самое удачное его произведение, раскрывающее его мировоззрение, его мироощущение.

Он начал работать над картиной будучи в деревне у озера Удомля. Левитан любил гулять по окрестностям, и однажды взойдя на пригорок, ему открылся чудесный вид, который он и напишет. Сначала Левитан назвал своё полотно «Перед грозой» но позже изменил название.

Полотно написано профессионально с аккуратным чередованием цвета и теней. Картина изображает крутой берег, бескрайнее красивое небо во время заката с плывущими облаками и маленькую деревянную церквушку. Рядом с церковью старое кладбище с покосившимися от времени деревянными крестами. На картине всё аккуратно и лаконично, нет излишеств, просто и гениально.

Картина должна показать величие природы над человекам (как писал Левитан). Он говорил знакомым что «там на пригорке» чувствовал себя одиноким, один на один с пространством.

Глядя на картину человек, чувствует всю быстротечность времени, задумывается о жизни. Начало и в то же время предел жизни в картине олицетворяет церквушка на краю обрыва. Когда человек рождается, его крестят, и когда умирает, его отпевают в церкви.

Религиозное начало и конца человеческой жизни вот что символизирует эта церковь на картине.

Однако что про монархическая что про либеральная общественность ругали картину, одни не поняли, другие подумали что Левитан прогибается под власть. Многие говорили, что в картине нет ничего особенного и вообще она какая то простая. Именно Левитан внёс свою непосильную лепту в развитие именно русской живописи в России.

Левитан был еврей, отношение к евреям во время правления Александра Третьего было жёстким (дело доходило до погромов). Левитан так же не избежал преследования, ему было запрещено жить в обеих столицах. Собственно так он и оказался в деревни, где и написал свой знаменитый шедевр.

Эта замечательная картина вдохновляла на творчество художников, писателей поэтов, музыкантов.

Поэт Н. Рубцов потом напишет: «И колокольцем каждым в душу, любого русского спроси, звенит как колокол, не глуше, звон левитановской Руси!».

Именно эта картина из немногих отображает суть России.

Описание картины 2

Умиротворённое спокойствие и беззащитность — это основные черты, которые чаще всего видит зритель в картине Левитана «Над вечным покоем». Скорее всего именно эта работа принесла большую известность мастеру пейзажа не только среди любителей и поклонников искусства живописи.

Сам художник считал, что именно это произведение искусства способно раскрыть глубинные мотивы к мировоззрению и ощущению мира. Засчет игры теней создаются как — бы свинцовые облака, которые с неимоверной тяжестью, словно глыбы гор, нависают над рекой и берегом.

На небольшом утесе, находящаяся в отдалении, изображена церквушка и около нее заброшенное кладбище. Слабые деревья прогибаются под дуновение сильного ветра. Тонкая и прерывистая дорожка, ведущая к церкви — является символом опустошенного забвения и заброшенности.

Церквушка выглядит так беспомощно, что кажется вот — вот налетит ещё более сильный ветер и все разрушит.

Данную картину автор писал под музыку траурного марша Бетховена. Звуки мелодии вдохновили художника на печальную и пессимистически настроенную атмосферу изображаемого пейзажа.

Вдалеке еле проглядывается пустынный берег. Возникает ощущение будто именно туда уносятся умершие души.

Жизнь человека молниеносна и порой непонятна. Бескрайнее пространство, которое вмещает автор в свою картину, давит на зрителя. Автора тяготит вопрос, что находится за порогом вечности и не найдя ответ он передает возможность поиска зрителю.

Свет нанесен практически равномерно, тени слабо выражены. Особое внимание уделенное мелким элементам придает работе реализма и глубины содержания.

Небольшой купол церкви, устремленный вверх, пытается противостоять стихийной мощи. Его оттенок цвета сливается с тоном неба засчет этого создается чувство некой уверенности.

Данная работа художника вышла в свет в самый разгар его таланта. Мастерство виртуоза поразило его современников и до сих пор поражает новые поколения.

Картина является монументальным трудом автора. Суть её в духовном развитии. Ею восторгались поэты и музыканты. Описание этой картины служит раскрытием характеров многих литературных героев.

Вариант 3

Интересно, в каком настроении художник рисовал картину. Явно не в радужном и весёлом. О чём он думал? О чём переживал? Картина заставляет задуматься о цене человеческой жизни, её хрупкости. Всё просто — был человек, и нет его.

Картина написана в мрачноватых тонах. На небе огромные свинцовые тучи закрывают солнце. И река какая-то холодная. Нет ни одной яркой краски. Радоваться тут нечему. Церквушка и кладбище, последнее пристанище человека на этой земле. Эти два атрибута, связанные со смертью и похоронами.

Они стоят на крутом утёсе, который как нож масло, разрезает реку надвое. И церковь старая заброшенная, нет в ней ни батюшки, ни прихожан. Давно здесь не проводятся службы. И кладбище заброшено, аж кресты согнулись. Вот так похоронят человека и быстро забудут о его существовании. Как будто и не жил он вовсе.

Эта широкая необъятная река вызывает ощущение бездны. Кажется,

ещё один шаг с утёса, и река поглотит тебя. На просторах гуляет ветер и гнёт деревья возле кладбища, гонит мелкую рябь по реке. Но жизнь продолжается. И тот же ветер разгонит тучи. Выйдет солнце из-за туч. Упадут его лучи на землю и согреют её и всех, кто на ней живёт.

А мне вот кажется, что этот утёс похож на корабль, который своим носом разрезает водную гладь. Он плывёт против течения реки, против течения жизни. Он бросает вызов стихии. А темно-зелёные деревья похожи на паруса, которые гнутся под ветром, но не ломаются. И позволяют кораблю плыть дальше. Ветер наполняет паруса и гонит корабль-утёс по реке.

И пусть церковь старая, но ещё не упал крест и золотой купол-луковка. Значит, ещё есть надежда, значит, не всё потеряно. Пока человек живёт, он должен не опускать руки, бороться, не сдаваться. Попросить помощи и совета у Бога.

В церкви не только отпевают, в церкви ещё и крестят детей, и венчают молодожёнов. На Руси церковь всегда считалась главным местом. В воскресенье сюда на службу ходили всей семьёй.

Церковь похожа на капитанский мостик корабля. Вот сейчас выйдет батюшка-капитан, зазвучат церковные колокола, подобно колоколу на настоящем корабле.

И не смотря ни на что, корабль починит такелаж, оправится после житейских бурь, наберёт новую команду и в добрый путь!

Описание настроения картины Над вечным покоем

Левитан

Популярные сегодня темы

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-kartine/levitan/nad-vechnym-pokoem-7-8-klass

Описание картины Исаака Левитана «Над вечным покоем»

Левитан

Картина Исаака Левитана «Над вечным покоем» — это третья работа художника в драматической трилогии, куда входят еще картины «У омута» и «Владимирка». Это полотно отличается появлением в нем философской составляющей, которая не менее важна, чем любование природой. Работа наполнена одиночеством и глубокой тоской, что подчеркивается тщательно продуманным выбором ракурса.

Работа художника-пейзажиста поразила многих своей эмоциональностью. Перед зрителями открывается грандиозная панорама: высокий мыс берега, бескрайние водные просторы озера и огромное небо с грозовыми облаками.

Мыс кажется плывущим, но невольно зрители устремляют свой взор вперед по направлению его движения к маленькому островку, к синим далям на горизонте и затем вверх на небо. Три стихии — земля, вода и небо — охватываются разом, одним взглядом, они изображены обобщённо, большими, четко очерченными деталями.

И именно обобщенностью изображаемого этот пейзаж отличается от предыдущих — художник создает величественный, монументальный образ природы.

Здесь, как и на других полотнах Левитана, природа живет. В этой картине психологизм, свойственный всем картинам автора, приобретает новое качество: и здесь природа тоже живёт, но собственной жизнью, протекающей помимо воли человека. Она одухотворена, как бывает одухотворена природа в сказках, былинах.

Зритель видит здесь не просто поверхность воды, в которой отражается окружающее, как это привычно нам, он ощущает ее как единую массу, которая колышется в громадной чаше и светится единым белесо-свинцовым цветом.

Небо тоже объято движением, величественные действия развертываются на нём: движутся беспорядочно громоздящиеся, клубящиеся, сталкивающиеся друг с другом облака, более темных, свинцово-фиолетовых, тонов и более светлых, более тяжелых и более легких.

И только небольшое розовое облачко, выходящее из возникшего между тучами просвета, облачко, очертания которого напоминают островок в озере, спокойно проплывает мимо и скоро исчезнет.

Отметим также и земную часть картины — мыс с приютившейся на нем старой церквушкой, деревьями, раскачиваемыми ветром и покривившимися могильными крестами. Земная жизнь включается в вечную жизнь природы.

Раздумья о смысле жизни, о жизни и смерти человека, о бессмертии, о беспредельности жизни рождает это полотно.

Левитан писал в одном из писем: «Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут ещё… Какой ужас, какой страх!».

«Картина «Над вечным покоем» заставляет задуматься над смыслом жизни и над ее быстротечностью. В ней я весь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием», — говорил об этой картине сам художник.

  • Год написания картины: 1894.
  • Размеры картины: 150 x 206 см.
  • Материал: холст.
  • Техника написания: масло.
  • Жанр: пейзаж.
  • Стиль: реализм.
  • Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Источник: https://opisanie-kartin.ru/levitan-isaak/nad-vechnym-pokoem/

Сочинение описание картины Над вечным покоем Левитана

В далеком 1894 была создана картина «Над вечным покоем», И. Левитана. Она одна из известных и вдумчивых его полотен, и отличается от других картин своим упором на чувства и размышления человека.

На полотне художника мы видим противопоставление вечности, которую олицетворяет природа и короткой, бренной, жизни человека.

Рядом с суровой бесконечностью, что способна поглотить все вокруг, обычные людские переживания кажутся бессмысленными и ничтожными.

Само полотно будто бы пропитано холодом, что неудивительно, ведь цветовая гамма картины холодная и угнетающая. На небе повисли тяжелые, будто бы давящие, серые облака, на высоком утесе стоит почти сгнившая церквушка из дерева, а рядом старом кладбище, с покосившимися, а кое-где и упавшими крестами.

Рядом раскинулось холодное, беспредельное озеро, мрачное и будто бы пожирающее все хорошее в округе, оставляя лишь безысходность.

Леденящий душу ветер гоняет облака по небу, создает неровную рябь на глади воды, а также тянет тонкие, стоящие рядом с кладбищем березы, к земле, а крохотный огонек в маленьком окошке ветхой церквушки дарит надежду и будто бы борется со всеми невзгодами, что обрушила на это место природа.

Смотря на «Над вечным покоем», вспоминается скоротечность людского бытия.

Небо и вода на картине – стихия вечной суеты, порока и страстей, которые затягиваю многих, живущих в этом мире и очень сложно не покориться им, отдавая душу на растерзание. Множество дум в сознании вызывает это полотно.

Возможно, при рисовании, автор был погружен в меланхолию и депрессию, а возможно и задумывался о вечном. Но чтобы он не вложил в картинку, по итогу посыл вышел почти одним и тем же для каждого.

Кто-то, глядя на нее задумывается о бренности и бессмысленности человеческой жизни по сравнению с вечной природой, а кто-то размышляет о том, какими же способами сохранить душу, дабы она полностью не растворилась в жестокости и суетности мира.

Хоть этот пейзаж и является отражением душевных страданий и дум художника, ибо не зря Л.Н.

Толстой окрестил картинку как «молитва немой души», но даже в ней есть надежда на светлое будущее, ведь тучи обязательно развеяться, огонек в церквушке будет гореть ярче, и все обязательно станет хорошо.

Описание-размыщление о картине Левитана Над вечным покоем

Левитан великолепно писал пейзажи. Казалось бы, он просто старался запечатлеть природу, красивую композицию, но эта видимая простота на самом деле скрывает в себе глубокую мысль.

Помимо этого наталкивает на мысль не редко и название картин. Характерным примером является «Над вечным покоем», где автор прямо указывает в названии на довольно глобальные темы. Вечным покоем тут подразумевается гладь реки, величие облаков и остальные творения природы.

На самом деле автор говорит в целом о покое и величии природы как таковой, на великом превосходстве природы над человеком, которому этот вечный покой недоступен.

Возможно вечный покой доступен только человеку, который приближается к вечности и тут автор делает намек при помощи церкви.

Религия приближает к вечности, делает человека чем-то большим, частью вечного мира, который недоступен человеку, который просто является частью природы.

Композиция картины довольно интересна, церковь стоит на утесе над водой и как бы смотрит на воду, на облака. Церковь подобна человеку склонилась и смотрит на этот вечный покой, который также как бы отражается в самой церкви. Исходя из такой композиции, мы можем заключить некоторые варианты прочтения.

К примеру, религия тут может предстать как способ осмыслить людьми природу. Если учитывать положение человека в природе без попыток как-то осмыслить внешнее пространство и величие мира, то человек становится совершенно ничтожным и беспомощным. Именно поэтому человечество стремится как-то устоять под напором этого вечного покоя и осмыслить мир собственными способами.

Характерным тут является незначительный размер церкви, которая нарочито изображается художником довольно мелкой, особенно по сравнению с остальным пейзажем. Водная и небесная гладь по сравнению с церковью представляют собой невероятный простор, они безграничны. Также и остальная планета, остальной пейзаж, вся природа безгранична.

Перед этим вечным покоем церковь выглядит как настойчивая и при этом довольно тщетная попытка нечто противопоставить этому вечному покою.

Тем не менее, церковь смотрится тут довольно гармонично как часть ландшафта, которая не портит его.

Мы можем представить себе монахов и священников, которые молятся в этой церкви, выходят посмотреть на небо и водную гладь и стараются понять частицу этого неба в самих себе.

Другие сочинения:

← Осень. Охотник↑ Левитан И.И.После дождя. Плес →

Левитан

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-kartinam/sochineniya-po-kartinam-xudozhnika-levitana-i.i/nad-vechnym-pokoem

Описание картины "Над вечным покоем" Левитана: материалы для сочинения, история создания

Левитан
«Над вечным покоем».
И. Левитан

Картина «Над вечным покоем» принадлежит к числу самых известных работ выдающего русского художника И. Левитана.

В этой статье представлено описание картины «Над вечным покоем» Левитана: материалы для сочинения, история создания произведения.

Смотрите: Все материалы о картинах русских художников

Картина «Над вечным покоем» была написана Левитаном в 1894 году. Картины размером 150 х 206 см выполнена маслом на холсте. Полотно «Над вечным покоем» хранится в Третьяковской Галерее.

Описание картины «Над вечным покоем» из книги «История русской живописи«:

«…шедевр — «Над вечным покоем» (1894). Левитан считал эту картину своим главным произведением. «В ней я весь, — писал он Третьякову, — со всей своей психикой, со всем моим содержанием». 

И в самом деле, в мировой пейзажной живописи очень мало картин, которые производили бы такое же сильное впечатление. Она буквально захватывает и пронзает душу. Маленькая церковь с кладбищем, застывшая высоко над величественным пространством воды и неба, медленно ворочающиеся грозовые тучи, тревожный и в то же время отрешенный свет… Бренность и вечность. Да, мы все умрем, но мы — часть этого величия, мы — в нем и оно — в нас; и поэтому мы — вечны! Возможно, у кого-то возникнут перед этой картиной другие мысли и чувства. Ведь люди — разные, а в том-то и сила великих произведений искусства, что они пробуждают в каждом из нас самое сокровенное.» (Майорова Н., Скоков Г., «История русской живописи в 12 томах. 90-е годы XIX века», том 8, 2006 г.)

История создания картины «Над вечным покоем» и ее описание из книги В. Петрова:

«В 1893-1894 годах Левитан работал над третьей, наиболее масштабной картиной своего «драматического цикла» — «Над вечным покоем» (1894), в которой его «мышление в образах» обрело почти натурфилософский, планетарный в своей сущности масштаб.

  • Изобразив мыс с ветхой деревянной часовней и кладбищем на фоне матово-свинцовых вод уходящего в пустынную даль озера, над которым в сумрачном небе клубятся тяжелые темные тучи, 
  • Левитан очень выразительно передал ощущение неуютности этого сурового пространства, малости изображенного им «островка времени» перед лицом вечной и «равнодушной» к человеку природы. 
  • Картина позволяет понять, что чувствовал художник в моменты, когда его настигали приступы смертельной тоски и одиночества, о которых он писал Елене Карзинкиной: 

«За лесом… серая вода и серые люди, серая жизнь, не нужно ничего… Все дон-кихонство, оно и благородно, ну а дальше что? Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут еще… Какой ужас, какой страх».  

В то же время чувство одиночества и бессилия в картине Левитана не оказывается подавляющим. Вместе с ним в ее образном строе живут и иные переживания художника, придавшие большому полотну… более надличный, философски-спокойный и мужественный эмоционально-образный смысл.

Строга и ясна композиция полотна: высоко и величественно замечательно написанное небо, к которому возносит главу часовенка с теплящимся в оконце огоньком, привносящим в картину наряду с чувством одиночества и покоя могли «сердцечную мысль» художника о «свете, который тьма не объят», о вечной жажде тепла, веры, надежды, огонек которой вновь и вновь, из века в век, «как свеча от свечи» (Л. Н. Толстой), зажигают люди. Не случайно художник, по воспоминаниям Кувшинниковой, просил ее во время работы над картиной играть ему на фортепиано траурный марш из «Героической симфонии» Бетховена, создавшего и «Оду к радости», и записавшего некогда на полях своих нот: «Жизнь есть трагедия! — Ура!».

Обобщив свои размышления о противоречиях реальности, избыв саморефлексию и тягостные переживания, в своих картинах середины 1890-х годов Левитан как бы возвращается в «просвет бытия»… В его искусстве словно рассеиваются тучи…»

(В. Петров, «Исаак Левитан», изд-во «Белый город», 2000 г.)

Описание картины «Над вечным покоем» на сайте Третьяковской Галереи:

«Образ русской природы, лишенной ярких красок и контрастов, наделен в этом пейзаже героическими чертами. Художник созерцает мир, словно с высоты птичьего полета. Перед его взглядом величественно разворачивается панорама природной стихии. 

Тема таинственной непостижимости мира звучит в пейзаже торжественно и сурово. Разомкнутое вширь и ввысь пространство представлено в виде обобщенных плоскостей – воды и неба, написанных в одной цветовой тональности, что усиливает монументальное звучание картины. На вознесенном, разомкнутом ввысь и вширь небе словно нарастает некая борьба, столкновение. 

Небесная драма не отражается в стальной чешуе воды. Небо и земля – части безликого космоса – отчуждены друг от друга. Лишь устремленный вперед утес с деревянной церквушкой – свидетельство присутствия в мире хрупкой, но исполненной веры души человека. Противостояние человеческого духа и бесконечности мироздания приобретает в картине эпический, вселенский масштаб.»

(сайт Третьяковской Галереи, статья о картине «Над вечным покоем»)

Источник: https://www.literaturus.ru/2016/08/opisanie-nad-vechnym-pokoem-levitan.html

Сочинение по картине Над вечным покоем Левитана 4, 5, 8 класс

В картине Левитана «Над вечным покоем» мы видим, раскинувшийся во всем своем величии пейзаж, далеко уходящий вдаль. Большая часть холста отведена под небо и водную гладь, от чего как будто захватывает дух. Художник очень удачно создал эффект величия природы, поместив наблюдателя на высоту птичьего полета.

Возникает желание продолжить свой путь на высоте и унестись, к едва различимым синим лесам. Очень много внимания уделено облакам, их громоздкость не давит, а скорее вызывает восторг.

Чуть грозящая синева не вызывает страха, как это обычно бывает перед грозой, ведь за огромным массивом облака виднеется солнечный свет, который вызывает у зрителя предчувствие чего-то грядущего и обязательно хорошего.

Очень удачно художник сравнил в картине масштабы облаков и часовни, удивительно насколько небо кажется огромным по сравнению с постройкой, они как будто хозяева здесь. Еще пару мгновений, и небо снова поменяется, возможно, солнечные места займут эти облачные исполины своей синевой, а быть может ветер разбросает тучи, и мы увидим солнце.

Реку Левитан показал нам на слиянии с притоком, что еще сильнее усиливает эффект некоторой беспомощности часовенки. Она словно подвержена всем грозам и порывам ветра, кажется еще чуть чуть и деревянного домика не станет. О том же нам говорят и несколько деревьев, что растут на холме. Из-за них мы итак не можем увидеть церквушку полностью, а с другой стороны уже обрыв. 

Водная гладь написана в светлых тонах, отражая солнечное небо. Художник почти не менял тон, изображая реку, что еще сильнее подчеркивает стихию неба. Мы как-будто окунаемся в эту бесконечную воду, не заостряя внимание ни на чем, она уводит нас за собой за горизонт картины.

Посередине полотно разрезает на две части синяя полоса лесов, что очень хорошо дает понять границы пейзажа, ведь вода и небо написаны в одних оттенках. Воздушность красок, тем не менее, также служит монументальности восприятия изображения. 

С высоты мы наблюдаем небольшой островок земли, словно случайно попавший в угол картины, на котором расположилась маленькая церковь и кладбище.

Кресты и купола изображены настолько легкими и воздушными штрихами, что это несет за собой не символичность строгой религии, а скорее намек на высокодуховность.

Каждый, посмотрев на картину несколько минут, легко поймет, что это стандартный русский пейзаж, не отягощенным аляпистым, яркими красками. Покой и тишина словно исходят от полотна, мы понимаем, что в жизни этой часовни те же тишина и умиротворение, какие и исходят от картины.

Вариант №2

Замечательную картину создал мастер кисти И. И. Левитан! Она написана маслом на холсте, в стиле реализма, с 1893 -1894 гг. Художественный шедевр хранится в Третьяковской Галерее г. Москвы.

Левитан с детства любил родной край: поля, луга, холмы, реки, леса, рощи. Он предпочитал уединяться в самых заветных уголках своей местности и наслаждаться красотой окружающего мира. Природа его завораживала. Его поэтическая душа была наполнена радостью, счастьем, вдохновением.

В тринадцать лет Исаак Левитан поступил в училище живописи, ваяния и зодчества в Москве, где обучался вместе с двоюродным братом. Затем проходил обучение в классе у В. Перова и был лучшим учеником.

В шестнадцать лет юноша сформировался, как живописец и получил в награду серебряную медаль за творческие труды.

Художник Исаак Левитан работал над этим полотном в Тверской губернии, усадьбе Островно, где отдыхал летом со своей подругой С. Кувшинниковой. Она была прекрасной художницей и пианисткой.

Вокруг дома цвела душистая сирень, а с окон мансарды открывался чудесный вид на природу! Исаак Левитан вдохновенно наблюдал из них рассветы и закаты. Они были необыкновенны. Здесь было много интересных мест для зарисовок, и художник с трепетным восторгом принимался за работу. Софья была его помощницей и вдохновительницей.

Во время создания шедевра «Над вечным покоем» она по просьбе Левитана исполняла на фортепиано Героическую Симфонию Л.В. Бетховена и траурный марш. Такая музыка способствовала усилению художественных ощущений и душевных переживаний художника. Место для написания картины было идеальным.

Утёс над озером Урдома открывал благодатную панораму! Мастер кисти писал работу с натуры, слушая музыку Бетховена. Она вселяла в него нотки драматизма, необходимые для творения.

На берегу широкого озера стоит небольшая деревянная церковь, за ней — старое, заброшенное кладбище с могильными крестами. Мимо него к церкви ведёт тропинка. В сюжете искусно передано философское отношение к жизни и смерти, размышления о Боге, смысл земного бытия и вечности. Церковь ассоциируется с человеком, ищущим на земле свой путь, правду, веру, любовь и счастье.

Жизнь очень быстротечна и даётся один раз. В ней важно выбрать верный путь и делать добрые дела! Картина раскрывает смысл жизненного предназначения человека, его миссии во Вселенной и памяти после окончания странствий по земле. Господь пребывает с ним всегда: в радости, в горе и в вечной жизни на небесах.

Музыка Бетховена усилила все важные жизненные моменты в написании этой картины.

В работе художник использовал спокойные, неяркие тона красок. Небо в сиреневом закате, ветер раздувает лёгкие облака. Левитан изобразил небольшой шторм, сливающийся с природой. Деревья у церкви сгибаются от ветра. По озеру бегут волны, уносящие течение вдаль. Посередине него – остров, символизирующий одиночество, тоску, неизбежность.

Художественная работа Исаака Левитана – своеобразный реквием. В то же время она несёт ощущение тишины, покоя, торжественного величия солнечного света земной обители. В ней чувствуется глубокая взаимосвязь природы, мира и вечности. Необыкновенный резонанс мыслей, чувств и эмоций!

Картина несёт свет, добро, божью веру. Для её созерцания необходимо уединение, чтобы в спокойной атмосфере отключиться от всех забот и побыть наедине с собой. Это очень полезно при снятии стрессов, тревог, страхов, депрессии.

Размышления о вечности бытия благоприятны для всех. Художественная работа будет прекрасно смотреться в домашнем интерьере гостиной и рабочем кабинете.

Описание картины

Одним из бессмертных шедевров творчества великого художника Исаака Ильича Левитана является картина под названием «Над вечным покоем». Это очередное обращение автора к теме природы, которая тесно переплетается с философией души человека. Однако здесь нет места лирике, романтике.

Глядя на небеса, воду и островок земли, изображенные Левитаном на полотне, посещает мысль о том, все это действительно достойно существовать вечно. Однако фон для этого выбрал непривычный.

Первое, что приходит в голову, глядя на мрачные краски, использованные художником, это мысли о жизни и неизбежности смерти, о том, что рано или поздно все развеется, только прах останется храниться в земле.

Картину отличает отсутствие людей.

Однако каждое явление окружающего мира дает о себе знать с такой силой, что начинаешь понимать, что в безграничном пространстве, изображенном художником, нет тихого места, где можно было укрыться не только от непогоды, но от угнетающих мыслей. Все находиться в движении за счет ураганного ветра, поднимающихся волн на воде, передвигающихся туч по небу. Кажется, что этому не будет конца.

Передний план полотна представлен небольшим холмом, который находится высоко над водой. Об этом говорит крутой берег, с которого и открывается вся панорама.

Среди нескольких густых темно-зеленых крон деревьев изображена деревянная церковь с еле заметной тропинкой слева от построек.

Рядом кресты, которые служат свидетельством того, что в этом месте находится заброшенное кладбище. Судя по ветвям, склоняющимся набок, сила ветра велика.

Каждая из стихий, изображенных Левитаном на картине, своеобразна, имеет свою силу. Несмотря на то, что вода представлена светлым цветом, она кажется мутной. Грозные волны будто под приказом ветра торопятся наскочить одна на другую. От воды веет леденящим холодом.

Вдали виднеется одинокий безлюдный остров, который лишь нагоняет тоску. Небеса в основном состоят из грозовых облаков огромных размеров. Они полностью поглотили ясное солнце, заполнив пространство серым тоном.

На заднем плане горизонт сливается с лугами, от которых также веет грустью.

Картина И. И. Левитана «Над вечным покоем» — напоминание каждому человеку о том, что жизнь не может быть вечна, но все остальное в природе будет помнить о людях. Это прошлое, которое невозможно перечеркнуть. Картина вызывает чувство одиночества, желание задуматься о быстротечности жизни, ее начале и конце.

4, 5, 8 класс

Другие:

← Крестьянин с уздечкой↑ По картинамОсень. Охотник →

Левитан Над вечным покоем

Сейчас читают:

  • Образ и характеристика помещика Оболта-Оболдуева в поэме Кому на Руси жить хорошо сочинение
    Нельзя не сказать, что одним из ключевых моментов в знаменитом произведении «Кому на Руси жить хорошо» отдано двум совершенно разным сословиям, которые существовали в истории России, это дворянство и духовенство. Оба этих сословия считались довольно
  • Сочинение Зимняя сказка (2, 3, 4, 5, 6, 7 класс)
    Настоящей волшебницей считают зиму. Вокруг все меняется с ее приходом. Не лютый мороз, не ветер, не могут отобрать у зимы ее волшебства. Приходит она всегда внезапно. Тихо и торжественно
  • Сочинение на тему Весна пришла
    Настала долгожданная весенняя пора. Я очень люблю это время года. Зима не хочет уступать свои владения, но весна уже вступила в свои права.
  • Судьба Григория Мелехова в романе Тихий Дон сочинение
    Каждый человек, сам решает свою судьбу, которая у него одна и именно от него зависит будет он счастлив или будет испытывать определенные трудности, но все это не очень просто, как кажется на первый взгляд, так как злодейка судьба постоянно нас испытывает
  • Сочинение-рассуждение Дружба 9 класс ОГЭ 15,3
    Дружба является очень важной вещью в жизни людей. Возраст людей для дружбы не очень важен, потому что дружить можно в любом возрасте. Сколько бы лет не было человеку, он нуждается в друзьях.
  • Сочинение по картине Герасимова Церковь покрова на Нерли 8 класс
    В своей картине «Церковь Покрова на Нерли» Герасимов изобразил красивую церковь, которая располагается в центре полотна. Церковь стоит на невысоком пригорке, а вокруг этой церкви течет река Нерль. По легенде, эту церковь построил князь Андрей Боголюбский

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-kartinam/nad-vechnym-pokoem-4-5-8-klass

Сочинение по картине Над вечным покоем Левитана (4, 5, 7, 8 класс описание)

Картина Левитана «Над вечным покоем» довольно таки монументальна: глядя на нее, человек невольно ощущает всю свою хрупкость и беззащитность. Сам художник неоднократно признавался, что именно эта работа является одной из самых значимых в его творчестве, она идеально передает его мировосприятие и мироощущение.

На холсте изображен крутой берег.  Церковь, старое кладбище. Сильный ветер сгибает хрупкие деревья. Тонкая тропинка, ведущая к церквушке выглядит довольно таки удручающе и символизирует нечто вроде последнего приюта для заблудшей, уставшей души.

Облака довольно таки тяжелы.  Можно сказать, что стихия бушует и негодует. Естественно, она делает это пока еще не в полную силу, но уже чувствуется насколько она разрушительна. Кажется, что пройдет мгновение и старенькую постройку вот-вот снесет ветром. Впрочем, как и деревья.

Но этого не происходит. Следует отметить, художник специально запечатлел момент, который накаливает атмосферу и нагнетает обстановку.

Вдали имеется остров, который также пустынен.  Полотно словно давит на зрителя, заставляет почувствовать обреченность и одиночество, а также ничтожность и тленность человеческого существования. Левитан как бы намекает, что все в мире имеет конец, все равно или поздно уйдет в небытие. Не существует абсолютно ничего вечного.

Цвета распределены равномерно, теней вовсе нет. Довольно удивительно наблюдать, как хрупкий купол постройки противостоит мощным порывам ветра. Казалось бы,  у него нет вовсе никаких шансов, но… Он продолжает сдерживать мощные воздушные потоки, надеется выстоять в этой неравной битве.

Кстати, возможно присутствует и религиозный подтекст – вышеописанное явление вполне может говорить о том, что только истинная вера способна дать человеку невиданные силы и стимулы, что верующий практически непобедим.

Следует отметить, что в процессе создания картины творец прослушивал музыку, в частности траурный марш Бетховена. Думаю, данный факт вполне четко виден при одном лишь взгляде на полотно. Несмотря на все великолепие, творение достаточно тяжелое, оно словно создает некий моральный прессинг – удручающая атмосфера становится верным спутником зрителя.

Если рассматривать хронологию, картина принадлежит к самому расцвету таланта художника, потому, ее, без сомнения, можно назвать шедевральной и гениальной. Множество отечественных поэтов и музыкантов черпали вдохновение именно из этого творения.

Сочинение 2

Несмотря на внешнюю простоту картина «Над вечным покоем» является одной из самых интересных в творчестве художника. Мало того, кажется, что она наполнена неимоверной философией: созерцая ее невольно задумываешься о смысле человеческого бытия, тленности всего сущего.

Вполне вероятно, что полотно писалось с натуры. На холме возвышается старая, деревянная церковь. Небо хмурится. Сильный ветер треплет кроны близлежащих деревьев. От его порывов содрогается и хрупкая постройка. Кажется, еще немного – и церквушка взлетит на воздух и поплывет по небу, словно летучий корабль.

Именно это ощущение и заставляет обратить мысли к весьма неприятному жизненному факту: ничто не вечно. Увы, это так – рано или поздно всему в этом мире наступает конец: люди уходят из жизни, вещи изнашиваются, здания разрушаются. Намекает об этом и расположенное неподалеку от храма, старое кладбище, с покосившимися от времени, простенькими деревянными крестами.

Вполне возможно, что захоронения принадлежат не зажиточным людям, а обычным крестьянам, у которых попросту не было средств для того, чтобы устроить более пышные похороны. Цветовая гамма довольно сдержанная, холодная, без каких-либо излишеств и праздной радости.

Небо «хвастается» бледно – лиловыми облаками, берег высок и крут. Русская природа предстает оку зрителя во всей своей красе. Поразительно, насколько лаконично и гениально Левитан сумел открыть пред нами глубинную философию жизни и смерти всего лишь в одном произведении.

В целом, картина величественна и прекрасна. Даже несмотря на нотку грусти. Впрочем, в этом нет ничего плохого – ведь художник намекает на вполне естественные вещи, которых не нужно бояться либо стесняться.

К слову, присутствует и неимоверная, небесная радость, которую чувствует каждый христианин, понимающий, что хоть наше пребывание в этом мире рано или поздно закончится, души бессмертны и способны обрести тот самый «вечный покой» и гармонию.

Безусловно, холсты Левитана настолько прекрасны и многогранны, что каждый способен найти в них нечто свое. Но факт остается фактом: монументальность картины от этого не становится меньше.

Другие темы:

← Свежий ветер. Волга↑ ЛевитанВладимирка →

`

Популярные сочинения

  • Сочинение на тему Мой Лермонтов (любимый поэт 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
    Наверное, нет такого человека, у которого бы не было любимого писателя, который писал именно то, что больше всего вам нравится. А вот моим любимым писателем является Лермонтов.
  • Почему Хлестакова приняли за ревизора? 8 класс
    Комичность ситуации, описанной в произведении, усиливается глупым хвастовством главного героя. Однако подобный случай действительно мог иметь место в реальности, хотя, вероятно, и не в столь гротескной форме.
  • Характеристика семьи Ростовых в романе Война и мир Толстого сочинение
    Произведение Война и мир включает в себя большое количество значительных тем, такие как война, патриотизм, достоинство, любовь, общение.

Источник: https://supersochinenie.ru/sochineniya/po-kartinam/levitan/nad-vechnym-pokoem-4-5-7-8-klass-opisanie

Сочинение-рассуждение по картине И.Левитана «Над вечным покоем»

Работа по картине И.Левитана «Над вечным покоем» непростая. Большое внимание на уроке следует уделить культуроведческому комментарию, знакомству с историей создания картины. Впервые с произведениями И.Левитана учащиеся знакомились в 5-м классе, поэтому наиболее подготовленный ученик может сообщить сведения о художнике. Для понимания творчества гениального пейзажиста полезно обратиться к воспоминаниям современников о Левитане. Сочинение по картине развивает логическое мышление (умение отделять главное от второстепенного). Задача такой работы состоит в необходимости научить учеников «читать» картину, то есть понять, разгадать замысел художника. Известно, что сочинение-рассуждение имеет строгую композицию: тезис, аргументы, доказывающие его, вывод. Учащиеся познакомились с рассуждением еще в 5-м классе и на протяжении четырех лет обогащали полученные знания.Сочинение по картине И.Левитана «Над вечным покоем» планируется проводить в 9-м классе, в процессе подготовки к экзаменационному изложению. Для этого необходимо:
  • закреплять навыки последовательного изложения своих мыслей;
  • правильно и точно воспроизводить текст.

Цели урока:

1) подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по картине; 2) способствовать формированию культуроведческой компетенции учащихся.

Оборудование урока:

  • Репродукция картины И.Левитана «Над вечным покоем». 1894.
  • Первоначальные эскизы – варианты картины «Над вечным покоем»:
  • «Перед грозой». 1893. Рисунок.
  • «Облачное небо». 1893. Этюд для картины.
  • «Небо». 1893.
  • «Озеро». 1893.
  • «Над вечным покоем». Эскиз.
  • Симфония Бетховена Heroique: Marche funibre («Героическая»: Траурный марш).

ХОД УРОКА

Культуроведческий комментарий

Рассказ о художнике

И.Левитан родился 18 (30) августа 1860 года в небольшом литовском городке Клебартай в еврейской семье среднего достатка. Его отец был мелким служащим в городском управлении. Стремясь дать детям образование, он перевез семью в Москву.

Старший брат Исаака, художник, заметив способности мальчика, стал брать его с собой на этюды и выставки. В 13 лет Исаак Левитан был принят в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Его преподавателями были крупнейшие русские художники Алексей Саврасов и Василий Поленов.

В годы учения Левитан познакомился с А.Чеховым и пронес эту дружбу через всю жизнь.

Живописец много путешествовал по России, побывал во Франции, Италии. Результатом поездок стали картины: «Саввинская слобода под Звенигородом». 1884; «Вечер на Волге». 1888; «Церковь в Плесе». 1888; «Тихая обитель». 1890; «Владимирка». 1892; «Ветреный день». 1892; «Над вечным покоем». 1894; «Корниш. Юг Франции». 1894; «Озеро Комо». 1894; и другие.

В 1898 году Левитан начал вести класс пейзажа в том училище, где когда-то учился и сам. Работы учеников вызвали восторженный отзыв посетившего училище И.Репина.

  • В памяти современников и потомков Левитан остается не только благодаря прекрасным пейзажам, большинство которых находится в Третьяковской галерее, но и благодаря рисункам, акварелям, книжным иллюстрациям.
  • Пейзажи Левитана отличаются особым лиризмом и поэтичностью, в то же время это и философские картины.
  • Художник разработал оригинальную, свободную манеру письма, позволяющую запечатлеть характер русского пейзажа в разные времена года и разное время суток.

Воспоминания современников об И.Левитане

Левитан показал нам то скромное и сокровенное, что таится в каждом русском пейзаже, его душу, его очарование.

(М.В. Нестеров)

Это такой огромный, самобытный, оригинальный талант. Это что-то такое свежее и сильное, что должно было бы переворот сделать.

(А.П. Чехов)

Левитан остался в моей памяти как художник, глубоко любящий родную природу, без устали ее изучающий…

(В.Н. Бакшеев)

Левитан любил природу как-то особенно. Это была даже не любовь, а какая-то влюбленность. Искусство для него было чем-то даже святым.

(М.П. Чехова)

Никто так, как Левитан, не знал и не любил нашу бедную русскую природу. Мало того, он обладал даром заставить и других понимать и любить ее.

(А.П. Ланговой)

Живопись Левитана подобна звукам эоловой арфы. Она поет о самом сокровенном в человеческом сердце, в русской душе. Только гений мог выразить так совершенно поэзию родного неба и земли.

(К.Ф. Юон)

Знакомство с историей картины «Над вечным покоем»

Художница Софья Петровна Кувшинникова, близкая знакомая И.

Левитана, с которой он путешествовал по России, вспоминала: «Картину “Над вечным покоем” Левитан писал в то лето, проведенное под Вышним Волочком близ озера Удомля.

Местность и вообще весь мотив целиком был взят с натуры во время одной из наших поездок верхом. Только церковь была в натуре другая, некрасивая, а Левитан заменил ее уютной церквушкой Плеса.

Сделав небольшой набросок, Левитан сейчас же принялся и за большую картину. Писал он ее с большим увлечением, всегда настаивал, чтобы я играла ему Бетховена, и чаще всего симфонию Heroiqe с ее Marche funibre»1.

Во время одной поездки верхом Левитан увидел на берегу церковь и рядом с нею заброшенное кладбище. Что-то трогательное, беззащитное, но смелое заметил живописец в этих «следах человеческой жизни на берегу большого хмурого озера».

Не сразу художнику удалось создать шедевр. Осторожно он подвигался в первоначальных этюдах к лучшему выражению своих мыслей.

Известный русский художник А.Федотов-Давыдов впоследствии так описывал картину И.Левитана: «Утлый мыс с церковкой и кладбищем, освистанный ветром стихий, кажется словно носом какого-то судна, движущегося в неизвестную даль.

Мы видим огонек в окне церкви, свидетель человеческой жизни, неистребимости и тихой покорности ее.

Теплота человеческого бытия и бесприютность просторов природы одновременно и противостоят друг другу, и сочетаются в этой картине»2.

Очень тонко почувствовал Левитан, что действительно существующая на озере каменная церковь будет неудачно смотреться на картине. Он заменил ее деревянной, которую увидел в поездке по Волге. Именно деревянная постройка усилила представление об отдаленности этих мест.

В церкви, близкой по своим очертаниям к простым избам, таилось представление строителей о красоте. Она как бы вышла на крутой берег и навсегда осталась здесь.

Свое полотно Левитан выстроил как своеобразную картину-симфонию. В ткани произведения лирическое начало переплетается с эпическим, придавая картине неповторимую музыкальность.

Искусствовед В.Прытков справедливо заметил, что в Центральной России Левитан гениально воссоздал ощущение, близкое к тому, какое вело русских людей в необжитые края, на суровые берега северных рек и озер.

Многим критикам название «Над вечным покоем» показалось неправильным, неясным. Лишь некоторые уловили замысел художника, почувствовали, что перед ними картина-симфония, «картина души человеческой в образах природы».

Сам И.Левитан ощущал ее как свой глубоко личный монолог, как свою искреннюю исповедь. В письме к П.Третьякову от 18 мая 1894 года он писал о своей картине: «В ней я весь со своей психикой, со всем моим содержанием».

Словарная работа

  1. Пастель – мягкие цветные карандаши для живописи; исполненный ими рисунок.
  2. Симфония (в музыке) – большое музыкальное произведение для оркестра; гармоническое соединение, сочетание чего-нибудь.

  3. Эскиз – предварительный набросок к картине с целью проработки ее композиции.
  4. Этюд – рисунок, живописная работа, представляющая часть будущей картины с целью проработки ее деталей.

Беседа по картине

1. Расскажите, что вы видите на этой картине.

I. Полотно разделено на две почти равные части. Верхнее пространство – великолепное небо, переходящее от светлого в темное, грозовое и на горизонте рассеивающееся в лиловое.

На первом плане деревянная церковь, возвышающаяся на высоком холме, рядом заброшенное кладбище. Огонек, почти невидимый, светится в окошке церкви, говорит о том, что жизнь еще существует даже на этом отдаленном кусочке земли.

Ветер клонит деревья, гонит громады облаков, отбрасывающих густую тень на землю.

А дальше – взволнованное озеро, пустынные окрестности. Суровая величавость природы, ее бескрайних далей.

II. Высокий косогор, крутым, острым мысом врезающийся в озеро, кажется отделенным от остального пространства. Кладбище с ветхими, покосившимися крестами, старенькая деревянная церковь с ведущей к ней узенькой, почти заросшей тропкой – все это полузаброшенное место раскрывает печальную судьбу похороненных здесь и забытых людей.

2. Какое впечатление производит на вас эта картина? Какие чувства и мысли вызывает?

Эта картина о бессмертии и силе, могуществе природы, озера, великолепии неба. Застывшая вечность, может быть, умиротворенность.

3. Как вы понимаете название «Над вечным покоем»? Оно кажется вам удачным, точным?

4. Можем ли мы определить особенность композиции?

В основе композиции картины – асимметричность. Глубокий смысл картины Левитана заключается в противопоставлении вечных и могучих сил природы слабой и кратковременной человеческой жизни. Для большего понимания картины И.Левитана «Над вечным покоем» в качестве подготовительного этапа полезно провести комплексную работу с текстом.3

Левитан – истинный поэт ясно, музыкально выразившегося настроения. Его картина так сильно, смело, оригинально задумана, что не всякий зритель сразу уяснит себе ее впечатление.

Это мощное раздвоение двух широких рукавов рек, этот молочный их цвет – результат ряби, нагоняемой ветром, эти фантастические облака, наконец, эта древнерусская церковка на мыске первого плана картины – со всем этим нужно освоиться, чтобы почувствовать, какой своеобразный и сильный аккорд «настроения» образуют все эти детали. В эту картину надо уйти. Как нельзя слушать музыку, когда к одной пьесе примешиваются звуки другой, совершенно чуждой первой, так, быть может, ни одной картине столь не мешает соседство, как этой. Это картина-симфония, странная с первого раза, но неуловимо охватывающая душу, стоит только довериться ее впечатлению…

1. Определите основную мысль текста. В чем особенность, по словам автора, картины Левитана «Над вечным покоем»?

2. Как вы думаете: почему автор текста сравнивает картину Левитана с музыкальным произведением?

3. На какие детали картины обращает внимание автор текста? (Мощное раздвоение двух широких рукавов рек, фантастические облака, на первом плане старинная церковка на мыске.) Подумайте: почему он выделил именно эти детали?

4. Как вы понимаете словосочетание картина-симфония… неуловимо охватывающая душу?

5. Объясните выделенные орфограммы. Объясните постановку тире в тексте.

1 Кувшинникова С.П. Из воспоминаний об И.И. Левитане // И.И. Левитан. Письма, документы, воспоминания. М.: Искусство, 1956. С. 172.

2 Цит. по кн.: Турков  А.М. Левитан. М.: Искусство, 1974. С. 78.

3 Текст взят из кн.: Прыткова  В. Левитан. М.: Издательство Академии художеств СССР, 1960. С. 48.

Источник: https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200600806

Сочинение по картине И. И. Левитана “Над вечным покоем”

Исаак Ильич Левитан – мастер пейзажа настроения. Его мазку принадлежит множество пейзажей русской природы. Произведение “Над вечным покоем” считается самой русской с, когда-либо написанных картин.

В данном сюжете картины художник противопоставляет торжествующую вечность природы нелепости человеческой жизни. Земные страсти кажутся ничтожными и смешными напротив грозной вечности способной поглотить все.

Картина нарисована в холодными оттенками и не очень яркими цветами. Верхнюю часть картины занимают холодные, массивные,

свинцовые тучи. Кажется, будто они вот-вот упадут на землю от своей тяжести.

На переднем плане расположен крутой утес. На нем находятся маленькая церковь и кладбище. По-видимому, про них уже давно забыли.

Церковь совсем старая и прогнившая, а кладбище заброшенно, это видно по согнутым крестам. Пространство от утеса к тучам занимает озеро. От одного только взгляда на него дрожь пробирает до костей. Мрачный и холодный необъятный простор.

Видно как ветер клонит к земле кладбищенские деревья.

Множество различных мыслей вызывает картина И. Левитана “Над вечным покоем”. И возможно рисуя, ее автор испытывал свои душевные переживания и страхи, но кто бы, ни смотрел на нее сейчас, чувствует тоже для себя. Одни думают о своих несбывшихся надеждах и мечтах, другие опечалены своей ничтожной жизнью, третьим она как толчок к новому началу.

Началу чего-то лучшего и красочного, а не мрачного и холодного. Но все эти мысли объединяет одна, самая основная и заключительная. Каждый, глядя на картину замысливался о быстротечности своего существования. Время не стоит на месте.

Нужно жить сегодня и сейчас. На смену массивным тучам всегда придет светлое небо и солнце. Делайте свою жизнь ярче.

(No Ratings Yet) Loading… Сочинение по картине И. И. Левитана “Над вечным покоем”« Страсти-мордасти краткое содержаниеПсихологический смысл романа Ф. И. Достоевского “Преступление и наказание »

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/sochinenie-po-kartine-i-i-levitana-nad-vechnym-pokoem/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector