Крамской «девушка с распущенной косой» описание картины, анализ, сочинение

Крамской

Крамской Иван Николаевич. Автопортрет. (реализм)

Крамской Иван Николаевич — сын провинциального писца, он начал дорогу в искусство с работы у бродячего фотографа. Уже со студенческих лет, проведенных в Академии художеств, он стал своеобразным центром притяжения для всех, кто горячо стремился к торжеству демократических начал в русской национальной живописи.

Художник в основном писал портреты, хотя у него были и сюжетные полотна. Крамской был художником — мыслителем, он пропагандировал передвижничество, вел необыкновенно плодотворную работу.

Он возглавил «бунт 14-и» в Академии художеств и затем организовал со своими единомышленниками Артель художников в Санкт-Петербурге.

Портрет художника И.Шишкина (1873)

Крамской Певца русской богатырской природы Крамской изобразил в его любимом и привычном окружении — в пейзаже. Художник стоит на залитой солнцем ясной поляне в полном «походном» снаряжении, в широкополой шляпе и высоких сапогах, с этюдником на плече. Художник как бы царит в родном ему пейзаже. В портрете достигнуто полное созвучие состояния природы и человека. Общее настроение портрета создается мажорное, краски словно пронизаны воздухом и светом.

Христос в пустыне (1872)

Крамской

Первое произведение, в котором нашла выражение просветительская программа передвижничества. В образе Христа, который уединился в пустыне, чтобы в сорокадневном размышлении подготовить себя к своему тяжелому, но необходимому пути для спасения и очищения людей, художник вложил мысль о готовности передовой русской интеллигенции к самопожертвованию в борьбе с несправедливостью жизни.

Религиозное предание рассказывает, что Христа в пустыне искушал дьявол, уверявший, что тот мог бы стать царем царей. Однако, Христос устоял против искушений Сатаны. Он решил идти к людям, которым более всего был нужен — к народу. В картине показан момент, когда у Христа созрело непреклонное решение после сорока дней блуждания в пустыне.

Крамской изобразил Христа в «переходный» момент. Он не раздавлен тяжестью переживания, он становится духовно сильнее; он страдает, но, преодолевая сомнения, выйдет победителем из этой трудной борьбы с самим собой.

В природе тоже переходное состояние: золотистая утренняя заря рассеивает ночной мрак, уходит к горизонту последняя гряда темных синих туч, освобождая чистое небо. И на фоне этого утреннего неба вырисовывается фигура Христа, кажется, что он сейчас встанет и отправится в избранный путь.

Лунная ночь (1880)

Крамской Эта картина — самый эффектный «ноктюрн» Крамского. Женщина в белом платье сидит на скамейке под высокими тополями старого парка, залитого лунным светом, под которым мерцание природы кажется целой симфонией, могучей, высокой, настраивающей на высокий душевный лад… Эта картина полна элегического настроения.

Мина Моисеев (1882)

Крамской Крамской любил изображать в своих портретах крестьян, подчеркивая в образе те особенные черты, которые привлекали художника. Вот портрет старого крестьянина Мины Моисеева. Его лицо озарено доброй улыбкой, но с чуть заметной лукавинкой. А из-под его клочковатых бровей смотрят умные и по-детски чистые голубые глаза.

Неизвестная (1883)

Крамской Кто она, эта молодая, изысканно одетая женщина, гордая и независимая, проезжающая в экипаже по Невскому проспекту у заснеженного павильона Аничкова дворца? Говорили, что этот портрет — прообраз Анны Карениной, хотя до сих пор никто точно не знает, так ли это. И художник ничего не говорил о своем замысле.Фоном картины служат размытые туманом контуры архитектуры, на котором отчетливо выступает лишь женская фигура. Она откинулась на спинку экипажа, обитого темно-желтой кожей. С какой виртуозностью передана художником прелесть фактуры черного бархата и меха, синего шелка ленты, паутинная прозрачность перчатки на тонкой руке, белая, колышащаяся масса страусового пера! Лицо женщины обаятельно и прекрасно, но и надменно, оно выражает гордое сознание своей красоты, своего положения. Но это только на первыйвзгляд. А если приглядеться, то можно увидеть, что взгляд полуопущенных глаз в густых темных ресницах выражает грусть и невысказанное страдание. И, несмотря на всю окружающую ее роскошь, на ее красоту и обаяние, почему-то эту женщину искренне жаль…

Некрасов в период Последних песен (1877)

Крамской Художник изображает поэта в последние дни его жизни, когда он, полулежа на диване, пишет свои знаменитые «Последние песни». Крамской любил Некрасова как поэта-гражданина и восхищался его стихотворениями. Художник убирает из картины все ненужные подробности, чтобы не отвлекать внимание зрителя от главного. И это внимание концентрируется на прекрасном своей одухотворенностью и выражением творческого состояния лице Некрасова, которое контрастирует с физической немощью больного тела, утонувшего в простынях ( голова Некрасова написана Крамским с натуры и бережно вшита им в новый холст).

Неутешное горе. (1884)

Крамской

Картина о горе матери, потерявшей ребенка. Мысль написать такое полотно возникло у Крамского давно, после того, как у него один за одним погибло двое сыновей. Писать было мучительно, он испробовал несколько вариантов, наконец,остановился на четвертом.

У стола стоит мать, одна… Она смотрит прямо перед собой. На ней черное траурное платье, волосы небрежно заколоты, к губам прижат платок. Она уже не плачет. Рядом на кресле — ящик с цветами, цветы на полу. Дверь в соседнюю комнату приоткрыта.

Там гроб с телом ее ребенка. На полу у двери — отражение красноватого мерцания света: это горят свечи у гроба. Все кончено.

Из жизни ушел ее ребенок, ее кровиночка, а кругом все осталось по-прежнему: ковер на полу, картины на стенах, на столе альбом с фотографиями, книги.

Уж сколько времени она стоит у гроба единственного сына своего, Как тень окаменевшего сугроба над пропастью, отверстой для него. Кричит душа. Ее утешить нечем. Не из железа сделан человек. И горько ей, что так был быстротечен отпущенный ему короткий век. Она молчит. Она уже не плачет и высохла последняя слеза.

Лишь изредка в платочек прячет опухшие от слез свои глаза…

Портрет Л.Н.Толстого (1873)

Крамской

Первый в истории русского искусства портрет писателя. Толстой долго не соглашался позировать для портрета, наконец, Крамской его уговорил. Этот портрет вошел в число лучших произведений Крамского.

Толстой изображен в рабочей блузе, в спокойной, сдержанной позе. Скупая и строгая гамма красок сразу же приковывает взгляд зрителя к лицу и рукам писателя. Облик Толстого чуть грубоват — выпирающие скулы, сильно выраженные надбровные дуги, крупный широкий нос.

Однако, при внешней некрасивости это лицо приковывает к себе и обращает внимание зрителя на складку между бровей, на упрямые губы, а главное — на умные, пронзительные глаза — все это говорит о великом уме и мудрости писателя.

Привлекают и вызывают уважение натруженные, крестьянские руки писателя, не понаслышке знающие тяжелый физический труд.

Художник передал в портрете внутреннее горение, гражданскую одержимость писателя в стремлении к познанию истины.

Девушка с распущенной косой (1873)

Крамской

Флоксы.

Женщина с зонтиком

Источник: http://cvetamira.ru/kramskoy-ivan-nikolaevich-1837-1887

Иван Крамской. Судьба дочери художника | Клуб интеллектуалов

Одной из самых выдающихся работ Ивана Крамского является «Неизвестная». Вокруг этой картины еще при жизни художника ходило много слухов. Кем была женщина, изображенная передвижником, так и осталось загадкой. Существует множество интересных версий относительно прототипа самой известной «Неизвестной».

Крамской

Есть и версия, что художнику для этой картины позировала его единственная дочь, Софья Крамская. Если сравнить «Неизвестную» с картиной «Девушка с кошкой» – портретом дочери, то внешнее сходство действительно бросается в глаза. Возможно девушка послужила если не прообразом, то моделью для создания этой картины, ведь ей очень часто приходилось позировать отцу.

Крамской

Далее несколько работ С.И. Крамской и рассказ о её судьбе

Крамской

«Спящая» -одна из лучших ее живописных работ Софьи Ивановны. В облике изображенной на портрете есть что-то напоминающее облик самой художницы.

Крамской

В инвентарь Государственного Эрмитажа эта картина была вписана как «Портрет неизвестной в русском костюме», однако, скорее всего, это «жанровый этюд», чем с портретом конкретного персонажа

Крамской

Острогожский историко-художественный музей им. И.Н. Крамского

Крамской

Острогожский историко-художественный музей им. И.Н. Крамского

Крамской

Большой подписной парадный портрет актрисы Марии Гавриловны Савиной вероятно был заказным. История создания этого портрета прояснена благодаря письму И.Е. Репина, который выступал посредником при его приобретении.

Первый вариант портрета актрисе не понравился. Другой вариант, принятый актрисой, с черным веером, остался висеть в ее особняке, который по завещанию перешел в собственность Дома-интерната ветеранов сцены имени М.Г.

Савиной.

Крамской

Этот портрет поступил в музей в 1927 году через Государственный музейный фонд из Мраморного дворца, не датирован, имеет подпись: «Софiя Юнкеръ». Возможно, что Юнкер-Крамская присутствовала на единственном представлении «Гамлета» в 1899 году или на репетициях спектакля, так как художница и ее старший брат были близки ко двору.

А возможно, что портрет Великого князя был исполнен позже – по известной фотографии, воспроизводимой не раз в литературе (близость фотографии и акварельного портрета очевидна). В биографии Юнкер-Крамской известны случаи исполнения портретов по фотографиям, которые затем художница предлагала моделям приобрести или принять в дар.

Крамской

Острогожский историко-художественный музей им. И.Н. Крамского

Крамской

Юнкер-Крамская вместе с братьями на протяжении многих лет заботилась об Острогожской художественной галерее (Крамской был сыном писаря из городка Острогожска). Она вступала в переговоры с Академией художеств, с частными лицами, хлопотала по вопросам финансирования строительства музейного здания, по формированию коллекции.

Ближайшие друзья художника откликнулись на просьбу родственников пополнить музей. Свои работы прислали Репин, Куинджи, Бем, Кошелев, Менк, Ярошенко, Корзухин и др. Здание музея проектировал старший брат Софии Николай Крамской, а строителем выступал сын художника П.А. Брюллова – В.П.Брюллов. Строительство было завершено в 1910 году.

В 1942-м в музее случился пожар, большая часть коллекции погибла…

Здание Острогожской общественной библиотеки и художественной галереи им. И.Н. Крамского. Фотография Г.Н. Яковлева. 1909

Острогожский историко-художественный музей им. И.Н. Крамского Софья в течение двух лет обучалась живописи у своего отца, в начале 1890-х годов посещала частную живописную школу в Париже, где ее опекал старый друг И.Н. Крамского скульптор М.М. Антокольский. Участвовала во многих выставках как в России, так и заграницей.

Она пробовала свои силы в разных видах и жанрах искусства: в портрете (часто писала по фотографиям), в бытовом жанре (отдавала предпочтение сюжетам мелодраматического свойства), в натюрморте. С 1910-х годов Юнкер-Крамская увлеклась миниатюрой. Выступала в качестве иллюстратора, участвовала в юбилейном издании, посвященном 100-летию А.

С. Пушкина.

Незадолго до смерти Иван Николаевич высказал тревогу за дальнейшую судьбу Софии: «Девочка, а как сильна, как будто уже мастер. Подумаю иногда, да и станет страшно… личная жизнь грозит превратиться в трагедию» . Крамской оказался прозорлив. Жизнь Софии Ивановны действительно была трагична, и причина трагедии таилась в роковых поворотах исторических судеб страны.

И,Н. Крамской. Портрет Софьи Ивановны Крамской в детстве.

Портрет Софьи Ивановны Крамской С детства вращаясь в художественных кругах, София Ивановна оставила о себе теплые воспоминания людей, близко ее знавших. Будучи почти ровесницей старшим дочерям П.М. Третьякова – Вере Павловне (в замужестве Зилоти) и Александре Павловне (в замужестве Боткиной), она находилась с ними в дружеских отношениях. В.П.

Зилоти посвятила Соне Крамской несколько страниц воспоминаний. Пожалуй, самые яркие – о детстве и юности: «Соня была некрасива, но с умным, энергичным лицом, живая, веселая и необычайно талантливая к живописи… В 16–17 лет Соня… похорошела, волосы отросли. Фигура у нее стала длинная, тонкая. Она прекрасно танцевала. Ее веселость, остроумие и entrain (притягательность, обаяние. – Т.Ю.

) привлекали к ней много поклонников».

Ее «силуэтом» восхищался Репин, за ней ухаживал 30-летний Альберт Николаевич Бенуа, одно время, в начале 1880-х годов, она была помолвлена с С.С. Боткиным. По этому случаю Крамской написал два портрета. Когда помолвка расстроилась, портрет С.С. Боткина ушел в дом Боткиных

Портрет С.С. Боткина

(ныне – в ГТГ), а портрет Софии Ивановны остался висеть в мастерской Крамского на Васильевском острове (ныне – в ГРМ). Работа, находящаяся в Русском музее, является лучшим живописным портретом С.И. Крамской (1882).

Крамской Иван Николаевич-Портрет Софьи Ивановны Крамской.

Современники сравнивали его с блестящими портретами Ван Дейка. В казалось бы «парадном» изображении пятнадцатилетней дочери Крамской выявляет «взрослость», серьезность и глубину личности. В изысканном силуэте фигуры девушки в светлом платье, изображенном на темно-малиновом, сгущающемся в черноту фоне, прочитывается незащищенность а, быть может, и предчувствие судьбы.

Крамской Иван Николаевич-Портрет Софьи Ивановны Крамской. Фрагмент В 1901 году София Ивановна вышла замуж за Георгия Федоровича Юнкера (умер в 1916 году). Он был юристом, более 30 лет проработавшим присяжным поверенным в Петербургском Совете.

По словам художницы, всю свою жизнь он был занят большим исследованием, посвященным истории декабристов, которое так и не было издано. Имя С.И. Юнкер-Крамской, любимой и единственной дочери художника И.Н. Крамскогодолгое время оставалось забытым.

Удивительно, как удалось прекрасную художницу, не просто известную, но знаменитую, сделать никому не ведомым человеком! Вот настоящая Незнакомка художника Крамского — его дочь Софья Ивановна Юнкер-Крамская.

Вероятной причиной забвения художницы стал её арест и ссылка в 30-е годы, за которыми последовала скорая смерть художницы в 1933-м году.

Дети Крамского считались «благополучными», не затронутыми репрессиями. И никогда ни у кого не возникало мысли о постигшей семью Крамского трагедии, которая столько лет тщательно скрывалась. Тем не менее только материалы личного дела С.И.

Юнкер-Крамской из архива ФСБ РФ, полученные в ответ на запрос ГТГ внесли некоторые уточнения в биографию художницы и даже в дату её рождения. София Ивановна Юнкер-Крамская родилась 21 августа 1867.

(Дата рождения, указанная на допросе – 1867 год – расходится с той, что была известна ранее – с 1866 годом, – из писем отца художницы).

Иван Крамской, «Девушка с распущенной косой» 1873г. С.И. Юнкер-Крамская была арестована 25 декабря 1930 года, обвинялась по статье 58-II УК РСФСР за контрреволюционную пропаганду.

Ей вменялось в вину создание «контрреволюционной группировки из бывшей знати, ставившей себе целью проведение своих людей в разные советские учреждения на службу для собирания сведений о настроениях…» Из допросов свидетелей, проходивших по делу Юнкер-Крамской, следует, что она была «человеком очень религиозным», чем могла, помогала людям. Она устраивала на работу «бывших» дворян, «смолянок» и офицеров царской армии, доставала им переводы для заработка. 5 апреля 1931 года дело было направлено для внесудебного разбирательства на тройку при ПП ОГПУ с ходатайством о применении к обвиняемой Юнкер-Крамской высшей меры социальной защиты – расстрела. 11 апреля вышло постановление выездной сессии Коллегии ОГПУ, предписывающее выслать художницу Юнкер-Крамскую в Восточно-Сибирский край сроком на три года.

В каталоге музейного собрания Общества «Мемориал» был опубликован акварельный портрет М.И. Ицыной с характерной подписью художницы. По словам дочери модели – владелицы портрета, он исполнен в 1930–40-е годы в Красноярске художницей Юнкер, отбывавшей там ссылку. Ничто не оставляло и доли сомнения в авторстве портрета.

С.И. Юнкер-Крамская. Портрет М.И. Ицыной. Начало 1930-х гг. Музейное собрание Общества «Мемориал». Москва

15 октября 1931 года Юнкер-Крамская из красноярской больницы пишет письмо Екатерине Павловне Пешковой оказывавшей помощь многим политзаключенным. София Ивановна описывает тяжелое течение болезни, перенесенные во время ссылки две операции.

Она подчеркивает, что всегда, несмотря на состояние здоровья, она работала: в Иркутске – как иллюстратор учебников и колхозных журналов, в Канске – как фотограф и ретушер в местной газете. В Красноярске с ней случился второй удар, отнялась левая часть тела.

Ее просьба состояла в смягчении участи: если нельзя вернуться домой, то хотя бы оставить ее в Красноярске до поправки здоровья, а затем – обязательно предоставить работу, настаивала больная художница, разбитая параличом.

«Я пишу и портреты, и плакаты, лозунги, афиши, вывески, иллюстрации, знаю фотографическую ретушь, раскраску фотографий, языки, я работать могу, люблю…

  • Крамской Иван Николаевич — Портрет Софьи Николаевны и Софьи Ивановны Крамских, жены и дочери художника
  • Крамской Иван Николаевич. «Крамской, пишущий портрет своей дочери»

25 марта 1932 года София Ивановна вернулась в Ленинград. 31 июля 1932 года Юнкер-Крамская написала благодарственное письмо Е.П. Пешковой, сообщив, что собирается работать и дальше, насколько позволят силы. В 1933 году художница умерла. 28 сентября 1989 года С.И. Юнкер-Крамская была реабилитирована.

Источник: https://maxpark.com/community/88/content/5509547

Самые знаменитые картины Крамского: портреты, пейзажи

Идейный вдохновитель создания Артели художников, один из основателей общества художников-передвижников, Крамской Иван Николаевич является одним из выдающихся художников середины XIX века. Его творчество неразрывно связано с Россией.

Он прожил всего лишь полстолетия, но за это время успел создать весомые работы, которые стали прорывом в изобразительном искусстве.

Его вклад в общество передвижников неоценим, так как впервые в России простой народ смог увидеть живописные полотна современных художников, среди которых были и картины Крамского.

Самые выдающиеся картины Крамского:

1

 Русалки (1871)

Произведения Гоголя Н.В. произвели на Крамского огромное впечатление. Повесть «Майская ночь» вдохновила художника на написание большого полотна. По сути, картину нельзя назвать иллюстрацией к повести. Скорее всего, это фантазия на тему таинственного произведения и её героев — русалок и разной нечисти.

Крамскому удалось поймать холодные, желтовато-голубые лучи ночного светила. Вдали, за кустарниками и деревьями виднеется хутор. Полная Луна освещает берег реки.

Ветки поваленного плетня отбрасывают страшные корявые тени, воды реки тёмные и мрачные. Жутковатые женские фигуры в белых рубахах-саванах, покинув воду, разбрелись по берегу. Они печальны и глубоко несчастны.

Девушек-утопленниц тёмные силы превратили в русалок.

Крамской очень скрупулёзно подошёл к написанию этой картины, несколько раз её перерабатывал. И даже спустя время, когда картина уже висела в Третьяковке, он обращался с просьбой вернуть её на время для внесения корректировок.

Кстати, на нашем сайте most-beauty.ru вы сможете насладиться фотографиями самых красивых русалок.

2

 Портрет художника К. А. Савицкого (1871)

В 1871 году Крамской пишет портрет своего коллеги по обществу передвижников, замечательного художника К.А. Савицкого. На этом портрете будущий академик Императорской Академии художеств изображён молодым, энергичным тридцатилетним мужчиной. Он красив, умён и интеллигентен.

Как обычно, Крамской выделяет образ человека при помощи нейтрального глухого фона. Бледное лицо Савицкого сияет, словно драгоценная жемчужина на тёмно-бордовом бархате драпировки. Его отблески отражаются в густых волнистых волосах молодого человека и в аккуратной бородке. Этот приём позволяет внимательно изучить портрет, не отвлекаясь на детали.

В этом портрете нет ничего лишнего — лишь умные глаза смотрят на зрителя в упор. Так художник смотрит на свою модель, изучая её. Не мы оцениваем Савицкого, он оценивает нас. Для Савицкого все зрители — его потенциальные натурщики, которые могут стать частью его замыслов.

Самые красивые портреты в мире.

3

 Книги одолели (1872)

Предположительно, на картине изображена дочь художника. Девочка-подросток с игрушкой в руке пытается дочитать книгу. Уютно устроившись на мягком диване, девочка из последних сил удерживает раскрытую книгу. Это занятие сморило её.

Поза ребёнка говорит о том, что она вот-вот выронит и книгу, и игрушку, и заснёт крепким сном. Колорит картины очень мягкий, тёплый. Яркий румянец на щеках девочки подчёркивается розовым платьем. Красный обруч в волосах, красная игрушка-птица, красная обложка — эти яркие акценты дополняют картину теплом и домашним уютом.

4

 Старик с костылём (1872)

Продолжение крестьянской темы Крамского — портрет «Старика с костылём». Это незаурядный портрет крестьянина, скорее больного, чем старого человека. Его русые волосы неряшливо растрепались, старый зипун сильно потрепан и замаслен.

Из-под него виднеется старая, но чистая рубаха и заплатанные штаны. Крепкие мозолистые руки сжимают костыль.

Вероятно, человек испытывает боль, которая возникла из-за травмы позвоночника или болезни ног, как следствие тяжёлого физического труда.

Но лицо крестьянина не выражает ни боли, ни страдания. Старик не выглядит несчастным. Он воспринимает своё положение смиренно, как неизбежность.

5

 Христос в пустыне (1872)

Уже, будучи именитым художником, Крамской создаёт шедевр «Христос в пустыне». Это полотно философское, заставляющее всколыхнуть в душе бурю эмоций. Одинокая фигура измученного терзаниями Христа в бескрайней, безжизненной пустыне — это символ противостояния злу, символ борьбы человеческой души с вечными соблазнами и искушениями.

Художник изобразил момент нравственного выбора Христа, готовность пожертвовать собой ради человечества на Голгофе. Казалось бы, статичная фигура среди камней, тишина, и нет намёка на какое-либо движение, но картина насыщена эмоциями, она передаёт ход мыслей Иисуса, его душевную борьбу.

Цвет в картине играет немаловажную роль. Холодные тона усиливают драматизм картины. Пальцы рук Христа крепко переплелись, словно корни сухого растения, лицо печально и задумчиво. На горизонте тонкой алой полоской брезжит рассвет, как символ нового обновления мира. Тьма отступает и наступает время света.

Советуем вам посмотреть нашу статью про 10 изображений Иисуса, которые вызвали горячие споры в обществе.

6

 Девушка с распущенной косой (1873)

В середине 19 века было модно изображать людей в состоянии болезни или на пороге смерти. Эти сюжеты позволяли художникам раскрывать тончайшие нюансы душевного состояния человека в период угасания. «Девушка с распущенной косой» — раскрывает данную тему очень мощно.

Крамского не интересовало социальное положение человека. Он концентрировал своё внимание на личности. Несмотря на болезнь, девушка прекрасна не только внешне, но и духовно. Её взгляд пронизан печалью и спокойствием. Это одна из самых любимых картин художника, с которой он не расставался до самой смерти.

7

 Портрет писателя Льва Николаевича Толстого (1873)

Этот портрет русского гения литературы считается самым лучшим из всех его портретов. Основатель художественной галереи Павел Третьяков задумал составить собрание портретов выдающихся российских деятелей.

Имя Льва Николаевича Толстого уже было известно далеко за пределами России. Толстой долго не соглашался позировать для такого портрета, но Крамскому удалось его уговорить, при условии, что портрет останется в имении писателя. Крамской стал писать параллельно два портрета с огромным удовольствием.

Как и было уговорено — один портрет остался в Ясной поляне. Второй портрет стал собственностью Третьяковской галереи.

На портрете граф Лев Николаевич Толстой изображён в простой льняной синей рубахе. Талант Крамского передал высокий интеллект, мощь, силу воли Толстого. Эта картина признана шедевром и одной из лучших картин художника.

8

 Портрет Павла Михайловича Третьякова (1876)

Крамской дружил с Третьяковым, и не мог не написать его портрет. Портрет довольно прост и не замысловат. Ничего лишнего. Зритель видит задумчивое, красивое, интеллигентное лицо выдающегося мецената. Тёмный фон позволяет сосредоточиться на личности Третьякова, и поближе познакомиться с характером человека, открывшего всему миру Третьяковскую галерею.

9

 Созерцатель (1876)

Излюбленной темой Крамского были крестьяне и их незамысловатый быт. На картине «Созерцатель» изображён обычный крестьянин, шагающий зимнею тропою сквозь лесные заросли. Он бредёт не спеша, кутаясь в свой рваный кафтан. Он спокоен, покладист и думает о чём-то своём. Неказистый мужичок в рваных лаптях — это созерцатель мира. Он идёт и мысли его далеко-далеко. Кто знает, о чём они?

10

 Лунная ночь (1880)

Для написания картины художнику позировали две женщины. Первой позировала Анна Попова (будущая жена Менделеева), затем — Елена Третьякова (жена основателя Третьяковской галереи).

На картине изображена молодая романтичная женщина в роскошных белых одеждах. Она сидит в парке, облокотившись на спинку скамьи. Ясная, летняя лунная ночь заставила её задержаться и помечтать на берегу пруда.

Над скамьёй свисают ветви цветущего кустарника, из пруда скромно выглядывают кувшинки. Ночь так восхитительна, что кажется, слышен стрекот сверчков и тихий шорох листьев. Многообразие оттенков полотна передаёт чудесное состояние природы и красоту молодой женщины.

А вы читали нашу статью о самых красивых женщинах? Если нет, то переходите по ссылке.

11

 Мина Моисеев (1882)

Портрет «Мина Моисеев» является этюдом к полотну «Крестьянин с уздечкой». На нём изображён обычный русский крестьянин. На первый взгляд — это уставший от жизни, сгорбившийся старик.

Но это только на первый взгляд. Старик на самом деле не так уж и стар, его загорелое морщинистое лицо выражает доброту, природную мудрость, уверенность и спокойствие.

У него седая борода, но волосы на голове тёмные, со здоровым блеском.

Мужчина хорошо сложен, крепок и проживёт ещё немало лет. Его озорные глаза смотрят в сторону. Видно, что мимические морщины на лице происходят от весёлого, жизнерадостного нрава старика. Скованная поза старика, его спрятанные руки говорят о том, что ему неловко от позирования. Это непривычное для него занятие.

12

 Девушка с кошкой (1882)

Крамской — очень смелый портретист для своего времени. Он всегда изображал самую суть человека, передавал его характер не только за счёт внешних данных модели, но и при помощи различных деталей и окружающих предметов.

Изображая свою дочь Софию, он выбрал необычный, не очень выгодный ракурс. Девушка запрокинула голову и думает о чём-то своём. Рядом с ней устроилась кошка, обняв свою хозяйку лапкой. Девушка не умиляет своей юностью и красотой. Этот портрет довольно реалистичен, прямолинеен, и кошка смягчает некоторую угловатость девушки.

Словно предчувствуя печальную судьбу дочери (в 30-е годы 20-го столетия она была репрессирована и находилась долгое время в ссылке), Крамской изобразил её без прикрас, обычным «гадким утёнком», которому только предстоит превратиться в белого лебедя.

13

 Неизвестная (1883)

Это самая таинственная картина Крамского, русская «Джоконда», «Незнакомка», «Неизвестная». На первой выставке она произвела впечатление настоящей сенсации.

Как только не называли этот таинственный женский образ, строились версии и догадки, кто же эта надменная красавица? Какова её судьба? Ни в записках художника, ни в воспоминаниях его близких нет и намёка на личность изображённой на портрете девушки.

Роскошно одетая молодая женщина в изысканном двухместном экипаже сидит одна. По тем временам ни одна дама из высшего общества не вышла бы в свет без компаньонки или сопровождающего лица. Может это содержанка богатого купца или особы из высшего общества? Или эта дама имеет такие высшие привилегии, которые позволяют ей нарушать все обычаи и традиции?

Существует версия, что Крамской писал этот портрет, как основу для большого парадного портрета княгини Юрьевской, морганатической супруги императора Александра II.

Так как княгиня не могла долго позировать художнику, Крамской написал портрет простой натурщицы, чтобы потом не тратить время на доработку деталей, фона и позы.

Но трагическая участь императора Александра II прервала задуманное художника. Портрет Юрьевской так и не был написан, зато осталась таинственная и надменная «Неизвестная».

Редакция most-beauty просит вас в х к этой статье порассуждать над тем, кто изображён на этой картине.

14

 Неутешное горе (1884)

На этой картине не изображено сильных эмоций, истерики и криков . Наоборот, сдержанность и глубокая скорбь создают атмосферу неутешного горя. Женщина в траурном платье стоит посреди комнаты, прижав к лицу правой рукой мокрый от слёз платок. Левая рука безвольно висит вдоль тела.

Коробки с цветами и венками подсказывают, что в данный момент в доме происходят похороны. Потеря близкого и родного человека буквально убило женщину. Её лицо беспомощно, отрешённо, взгляд направлен в сторону, будто ищет ответа, как жить дальше. Сейчас её окружает только одиночество и пустота.

15

 Портрет Александра III (1886)

Портрет предпоследнего российского самодержца, выполненного Крамским, достаточно ярко описывает Александра III, как человека. Его личность незаслуженно держится в тени своих венценосных предков. Этот человек имел множество достоинств. Царь обладал недюжинной силой и довольно мягким характером.

Это строгий, лаконичный, не обременённый различной царственной атрибутикой портрет. Чёрный суконный мундир царя не увешен орденами и не украшен лентами. На нём виден лишь орден святого Георгия II степени. Царь сидит в кресле и опирается на рукоять шашки.

Основное внимание притягивает лицо Александра III. Его мощь, духовная твёрдость и уверенность в себе. Этот человек крепко держал в своих руках Российскую империю. В его царствование не велось ни одной войны, и создались предпосылки для экономического рывка России.

16

 Портрет доктора Карла Андреевича Раухфуса (1887)

Крамской являлся мастером психологического портрета, и хотя портрет К.А. Раухфуса считается неоконченным, это нисколько не уменьшает его ценности и качества. Прорисованы лишь голова и фон вокруг неё.

Остальная часть холста только слегка проработана широкими произвольными мазками грубой кисти — намечены плечи и руки позируемого.

Несмотря на это, перед зрителем возникает образ интересного, высокообразованного человека.

Уверенный, умный взгляд, высокий лоб, интеллигентное лицо характеризуют доктора Раухфуса как передового мыслителя и учёного. Это портрет профессора медицины, одного из первых педиатров России.

17

 Дети в лесу (1887)

Это сочное живописное полотно раскрывает Крамского как великолепного пейзажиста. Две маленькие детские фигурки смотрятся на фоне тёмной, насыщенной зелени леса яркими светлыми пятнышками. Летнее солнце блестит на листве деревьев и густой траве. Создаётся незримое ощущение летнего тепла и лесной прохлады.

Послесловие

Портрет императрицы Марии Фёдоровны (1880).

Влияние Крамского на развитие русского реализма в живописи — несомненно. Как мастер портретного жанра, он донёс до потомков яркие образы не только выдающихся деятелей России, но и её рядовых, простых жителей.

Как великолепный пейзажист, он вывел этот жанр на новый сверх-реалистичный уровень, дополняя его новыми живописными находками, световыми экспериментами. Мы показали вам лишь малую часть прекрасных картин Крамского.

Ещё несколько работ Крамского:

Портрет княгини Екатерины Алексеевны Васильчиковой (1867)

Портрет Сони Крамской, дочери художника (1870)

Портрет художника Александра Дмитриевича Литовченко (1878)

Портрет графа Петра Александровича Валуева (1880)

Русская девушка в голубой шали (1882)

Портрет адмирала Л. Л. Хайдена (1882)

На этом мы заканчиваем нашу статью. Most-beauty.ru просит вас написать какие картины Крамского вам понравились больше всего.

Источник: https://most-beauty.ru/drugoe/kartiny-kramskogo.html

Иван Крамской. Страдающая красота

И. Крамской. «Девушка с распущенной косой» (1873)

Главная героиня с картины Ивана Крамского «Девушка с распущенной косой» столь прекрасна, что поначалу не понимаешь: вид у нее, пожалуй, не столь здоров, как хотелось бы… Желтоватая кожа лица под ярким солнечным светом кажется совсем пергаментной; на лице застыла печать пережитых (или все еще переживаемых) мучений…

Все дело в том, что вторая половина XIX века была ознаменована в живописи появлением новой темы: человека стремились изобразить в болезни, показать его увядание и последние дни…

Иван Крамской пошёл дальше своих современников: он не хотел вводить в свои картины нищету или же болезни, которые зачастую и приводили к трагическим исходам; социальная сторона вопроса вообще не интересовала его.

В предсмертном лике он видел лишь покой и умиротворение.

Художник чувствовал, что только в таком — пограничном — состоянии человек способен заглянуть внутрь себя, отгородившись от повседневных забот, и открыть душевную красоту.

Я же, в свою очередь, замечу, что в таком состоянии человек способен полностью пересмотреть свой взгляд на жизнь, утратить прежние иллюзии и стать мудрее…

Девушка на портрете напоминает мне сразу двух героинь: Наташу Ростову из «Войны и мира» Л.Н.Толстого и Марианну из романа «Чувство и чувствительность» Дж.Остен.

Обе они пережили предательство человека, которому всецело доверяли: Наташа – Анатоля Курагина, Марианна – Уиллоби. Обе получили серьёзную моральную травму, подкосившую их также и физически.

Однако они не умерли, но вышли из болезни умудренными опытом и ещё более прекрасными, нежели были прежде.

Мне кажется, я различаю в девушке с распущенной косой те же следы моральной травмы; на её измученном болезнью лице проступает понимание своей беды и принятие её.

Столь прекрасная девушка — и столь печальная…

Как бы мне хотелось, чтобы солнце вновь улыбнулось ей. Окрасило румянцем щеки. Заиграло в волосах…

  • Поставьте ????, если статья показалась Вам интересной.
  • Если  же Вам понравились заметки, добро пожаловать на мой канал:)
  • Иван Крамской. Прекрасные утопленницы

Пьер Огюст Ренуар. Ах, эти танцы!..

Источник: https://zen.yandex.com/media/painting_notes/ivan-kramskoi-stradaiuscaia-krasota-5d5d913b9f272100ac7d359d?feed_exp=ordinary_feed&from=channel&rid=1968861233.491.1572522919837.11382&integration=publishers_platform_yandex

Девушка с распущенной косой

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Ивана Крамского.  Вы можете выбрать и купить  понравившиеся репродукции картин  Ивана Крамского на натуральном  холсте.

Иван Николаевич Крамской к 12 годам закончил Острогожское училище с похвальными листами по всем предметам. В том же возрасте потерял отца, который трудился писарем городской думы.

Иван тоже упражнялся в каллиграфии, после смерти отца служил в думе посредником по полюбовному межеванию. В возрасте 15 лет он поступил учеником к острогожскому иконописцу и провел в его мастерской около года.

После 16 лет представился случай объехать с харьковским фотографом половину России в качестве ретушера и акварелиста. Фотограф снимал в Острогожске войсковые учения и, познакомившись с Иваном, позвал его с собой.

  • В 1857 году, в 20 лет Иван Крамской решил подать документы В Академию художеств в Петербурге, успешно сдал экзамены, и был принят в число студентов Академии.
  • Во время учебы подрабатывал в фотоателье, искусно ретушируя фотографии.
  • В 1863 году, накануне своего выпуска из Академии, Крамской возглавил знаменитый «бунт 14», когда 14 выпускников академии возмутились тем, что им запретили писать конкурсную картину на свободную тему, отказались принять участие в соревнованиях за Большую золотую медаль и покинули Академию.

Под руководством Крамского они организовали «Артель художников», которая просуществовала до 1870 года. С 1871 года Крамской увлекся идеей об организации нового художественного объединения, куда вошли художники Москвы и Петербурга.

Организация впоследствии получила название « Товарищество передвижных художественных выставок» В это время Крамской подружился с Павлом Третьяковым, став главным советником знаменитого мецената и исполнителем многих его заказов.

Отношения с «Товариществом» сохранялись в течение 10 лет. В начале 1880-х годов на Крамского обрушились многочисленные обвинения со стороны других передвижников и в том, что он «предал идеалы», приняв заказ на выполнение портретов членов царской семьи, и в роскоши, в которой он якобы погряз, и даже в том, что он носит модные красные чулки.

Крамской чувствовал себя оскорбленным, извинения поступили в его адрес лишь через семь лет после его смерти, в 1894 году.

Ушел из жизни Крамской за работой, у мольберта. В последний свой день он писал портрет доктора Раухфуса. С 1884 года из-за болезни сердца, он жил и лечился под наблюдением русских врачей в небольшом французском городке, а в свободное от процедур время учил рисованию свою дочь Соню, на рубеже веков она стала очень востребованной художницей.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям  Ивана Крамского не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена  в выбранный Вами багет.

Источник: https://bigartshop.ru/painters/kramskoy-ivan/devushka-s-raspushchennoy-kosoy

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector