Тициан «даная» описание картины, анализ, сочинение

Темой для создания картин о Данае послужила красивая легенда.

   Даная-дочь аргосского царя Акрисия и Эвридики. Акрисий, которому была предсказана смерть от руки внука, заключил Данаю в медную башню, куда не было доступа смертному. От Зевса, проникшего к Данае в виде золотого дождя, она родила Персея.

Тогда разгневанный Акрисий поместил дочь и внука в ящик и приказал крепко заколотить его, а потом бросить в море.

Много дней носился по волнам ящик, пока его не прибило к острову Сериф, где его нашел рыбак Диктис, открыл и обнаружил Данаю и Персея живыми и невредимыми.

      Брат Диктиса Полидект, правитель острова, влюбился в Данаю и пытался силой ею овладеть. Чтобы возмужавший Персей не помешал его планам, Полидект отправил его за головой горгоны Медузы. Персей, вернувшись обратно, обнаружил Данаю у алтаря храма, где она искала убежища от притязаний Полидекта.

Показав Полидекту голову Медузы, Персей превратил правителя в камень. А править стал Диктис. Обрадованная тем, что все горести позади, Даная решила навестить отца, но Акрисий не впустил в дом ни ее, ни Персея. Прошло еще много лет, и однажды на играх Персей случайно бросил диск туда, где стояли зрители. Среди них был и Акрисий.

Диск попал именно в него и убил насмерть.

Тициан

Тициан. Даная 1544-45 г.г. Национальный музей Каподи-монте, Неаполь, Италия

       Представитель венецианской школы, величайший итальянский живописец эпохи Возрождения, Тициан (1476/1477-1576) стоит в одном ряду с такими художниками, как Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэль. Мастер писал картины на библейские и мифологические сюжеты, был выдающимся портретистом.     В эпоху Возрождения миф о Данае выступал в искусстве как форма художественного обобщения. Тициан неоднократно обращался к этому образу, написал несколько вариантов «Данаи», один по заказу короля Испании.  Это произведение имело такой успех, что художнику пришлось повторять ее несколько раз для различных заказчиков. И сейчас в разных музеях мира имеются картины, в которых с некоторыми изменениями трактуется один и тот же мифологический сюжет.

        Наиболее популярны две «Данаи» — одна создана в 1544 году (Неаполь, музей Каподи-монте), вторая – в 1553-1554 гг. (Мадрид, Прадо). По существу, «Даная» 1553 – 54 гг. есть вариант картины, выполненной десятью годами раньше.

 Первая картина была выполнена для могущественного семейства Фарнезе. К этому семейству принадлежал сам папа Павел III, и начиная с 1539 года Тициану удается завязать отношения с этой семьей.

Можно предположить, что первое полотно «Даная» служит как бы материальным символом этого сближения, чрезвычайно важного для Тициана и его карьеры. 

        Первая «Даная», работу над которой художник начал уже в Венеции и которая предназначалась в подарок кардиналу Алессандро Фарнезе, несет на себе отпечаток его чувственного натурализма и сочной колористики: она столь соблазнительна, что  по сравнению с «Венерой Урбино»,кажется ханжой — замечает монсеньор Джованни Делла Каза.

После создания этого полотна художник по приглашению кардинала Алессандро Фарнезе, пообещавшего папский бенефиций для сына Тициана, художник решился отправиться в Рим, что позволило ему увидеть произведения Рафаэля и Микеланджело.Тициан

Тициан Даная 1553-54 г.г. Музей Прадо, Мадрид, Испания

        Вторая же картина была выполнена для еще более значительного высокопоставленного заказчика, а именно для Габсбургов, то есть для мадридского двора, Карла V и принца Филиппа.

Следует помнить, что в том числе и благодаря «Данае» Тициан становится любимым художником монарха, установив с ним прекрасные  отношения, которые он поддерживал впоследствии и с сыном Карла Филиппом и всем испанским двором на протяжении сорока лет.

От императора исходили многочисленные заказы и высокие почести: в 1533 году Тициан был удостоен рыцарского звания и титула графа и Кавалера золотой шпоры, достигнув славы и общественного положения, недоступного другим художникам.

Вместо амура на полотне появляется – что более соответствует тексту Овидия о Данае – фигура старой кормилицы, собирающей в фартук золотые монеты, в которые превратился Юпитер, чтобы овладеть молодой девушкой. Появляется собачка, «разделяющая ложе» с Данаей .

     И первую, и вторую Данаю можно было бы назвать «мифологической поэзией» с очевидным эротическим смыслом. Встреча Данаи с Юпитером происходит на фоне теплого света заката, когда мягкие красочные тона как бы растворяются друг в друге.

Фигура обнаженной женщины несомненно вдохновлена скульптурами Микеланджело – человека, похвалившего первую «Данаю» и вдохновившего художника на вторую – Авророй и Ночью из капеллы Медичи.

Но истинно тициановским остается колорит картины, где краски словно мерцают от пронизывающего ее света, подчеркивая накал чувств. 

Третий вариант «Данаи» находится в нашем Эрмитаже, а еще одна копия находится  в Вене. 

Тициан

Тициан Даная 1553 г. Музей Эрмитаж, Санкт-Петербург

Каков след Данаи в творчестве художника?

   Даная явилась для Тициана возможностью создать женский образ, не только залитый светом, но как бы состоящий из него. Сотканная из света фигура во времена Тициана была подлинным новшеством в живописи. И в этом смысле она олицетворяет другую жизнь и другое искусство. Тонкий и плавный переход от светописи женского тела к тени, отказ от разделяющих линий есть начало чего-то нового и доселе неизведанного, куда погружался Тициан в 50-е годы XVI века… «Даная» явилась той вешкой, которая как бы помечает собой превращение Тициана из талантливого и искусного живописца – в великого и неповторимого гения своей эпохи, вставшего в один ряд с Леонардо да Винчи, Рафаэлем, Микеланджело. 
Тициан

Тициан Даная 1564 г. Историко-художественный музей, Вена, Австрия

         Миф очень обаятельный и привлекал многих художников.  Начиная с эпохи Возрождения, сам миф в искусстве выступает как форма художественной типизации жизненного материала. Образ Данаи в этом смысле – собирательный образ, и ее ситуация – решающая ситуация человеческой жизни, отобранная в процессе смены многих поколений и пропущенная через их духовный и художественный опыт.

 «Даная» превратила Тициана из талантливого живописца в гения своей эпохи«Даная» превратила Тициана из талантливого живописца в гения своей эпохи.

Источник: https://maxpark.com/community/6782/content/1753872

Даная в творчестве художников

f_a_i_r_l_a_d_yДаная, в греческой мифологии по Аполлодору дочь Акрисия и Эвридики, по Гигину (Фабулы) ее матерью была Аганиппа. Сыновей у них не было и утешением являлась единственная дочь Даная. Как рассказывает Аполлодор, обратившись к оракулу по поводу наследника, Акрисий получил ответ, что сына у него не будет, а внук его убьет. Чтобы избежать печальной участи Акрисий заточил Данаю в медную башню, которую охраняли свирепые псы. Однако Зевс проник туда в виде золотого дождя. Плодом этой божественной связи стал Персей.

.

.Мабюз Даная, 1527.

Ходили также слухи, что Данаю соблазнил ее дядя Прет. Акрисий приказал бросить дочь и внука в море, но они остались живы, так как ящик прибило к острову Сериф, где его поймал в свои сети рыбак по имени Диктис.

Прошли годы, и Даная с сыном отправились повидать Акрисия, но тот, опасаясь исполнения предсказания, сбежал в пеласгийский город Лариса. Случилось так, что местный царь пригласил Персея поучаствовать в играх.

Персей стал соревноваться в пятиборье, и брошенный им диск, отклонившись от своего пути по воле ветра или богов, попал в Акрисия, поразив его насмерть. По Гигину Полидект женился на Данае. Через несколько лет весть об их спасении дошла до Акрисия, и он отплыл на Сериф, решив убить Персея.

Вмешавшийся Полидект заставил деда и внука дать торжественную клятву, что они никогда не будут покушаться на жизнь друг друга. Однако поднявшаяся буря не дала кораблю Акрисия выйти в море, а тем временем Полидект скончался. Во время погребальных игр Персей нечаянно попал диском в Акрисия и убил его.

Некоторые говорят, что впоследствии Даная отправилась в Италию и основала там город Ардеи для поселенцев из Аргоса. Одним из ее внуков был Турн.Также Даная относится к лунным божествам,но в меньшей степени.

*  *  *  *  *  *  *  *  *  *

В картине Тициана «Даная» (1553-1554 гг. Прадо, Мадрид) дочь аргосского царя, заточённая в крепость, не подозревает, что золотой дождь и есть воплощение всесильного Зевса.

Тщетны усилия служанки, собирающей в фартук золотые монеты. Ослепительные солнечные лучи уже коснулись прекрасного тела Данаи, придав ему эффект золотого свечения. Всё в этой картине дышит любовью.

Даже красный цвет портьер призван напомнить о силе чувственной любви.

«Даная» 1554 из Прадо*  * *  *  *  *

Тициан «Даная» из музея Неаполя

Тициан «Даная» Ок. 1554 Эрмитаж.

Иной подход к изображению сюжета избрал великий Рембрандт («Даная». 1636 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург). Он сделал всё, чтобы зритель, глядя на картину, прежде всего почувствовал красоту духовную, а не физическую. На лицах персонажей ему мастерски удалось передать сложную игру чувств и мыслей.

Ожидание таинственной встречи и одновременно тревога, радость запечатлены на лице Данаи. Служанка, очарованная прекрасным видением, застыла от неожиданности. Рембрандт, в отличие от Тициана, не стремится к передаче идеальных пропорций женского тела, напротив, он нарочито не скрывает несовершенства её фигуры.

Сложный мир чувств и переживаний героев — вот что становится особенно важным для художника.

Даная, 1636-47. Холст, масло, 165х203.Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Картина поражает чувственностью и насыщенностью колорита. Мягкие, в отсветах шторы, поблескивающие металлические предметы как бы обволакивают светом обнаженную фигуру на постели. Наиболее распространенное название картины «Даная». Здесь мы видим девушку, заточенную в башню по приказу отца.

К ней под видом золотого дождя проникает Зевс и соблазняет ее. Действительно, не вызывает сомнений, что любовник-невидимка приближается; слуга недоумевает, а девушка знаками приглашает возлюбленного разделить с нею ложе. Позолоченный херувим в ручных оковах взирает сверху почти обезумев от горя.

Почему — этого мы, верно, никогда не узнаем.

  • Вот еще картина о Данае,только уже в творчестве Густава Климта.
  • Тициан .
  • Даная (картина Климта, 1907-1908)

Все детали, относящиеся к сюжету, удалены из картины, оставлена лишь сцена оплодотворения, давшая жизнь Персею, — мгновение, остановленное на века по воле художника. Тема плодородия, ярко отраженная эпохой модерна, и присущая Климту тема женской сексуальности сливаются в единое целое в порыве, заставляющем полностью забыть о мифе, фабула которого сведена на картине художника к минимуму.

Округлые женские формы и орнамент являются теми главными композиционными элементами, которые придают эротичность полотну, которая еще более подчеркивается золотым цветом дождя. Выбор позы и искаженная перспектива придают телу Данаи необычайную сексуальность, в то же время орнаментализация создает определенную дистанцию.

Золотой дождь, проникающий в тело Данаи, и орнамент картины придают этому древнему сюжету характер возвышенной сакральной сцены. Наслаждение, вызванное золотым дождём, является более чем простой компенсацией, оно вызывает воздействие недоступного при обычном акте, оно превращает тело Данаи в орнаментальный шифр, в произведение искусства. Эрос становится иконой.

Читайте также:  Левитан исаак "тихая обитель" описание картины, анализ, сочинение

Ни в одной другой работе художник не доводил женскую сексуальность до такой гипертрофированности.

«Даная» Климта является экстремальным примером полностью изолированной женственности, и дистанция, сохраняющаяся в картине благодаря её стилизации, только подчёркивает эту изоляцию.

Для этой картины самопоглощённого вожделения, как и для многих других картин, изображающих обнажённое женское тело, нагота сама становится частью декорации.

«Революция» Климта не является чем-то ранящим даже там, где он нарушает все табу. Изображение эротического начала с его эстетическим звучанием, но одновременно в смягчённых тонах обеспечивает смотрящему умиротворенное восприятие.  Источники(1,2,3,4)

Источник: https://f-a-i-r-l-a-d-y.livejournal.com/33983.html

10 самых известных работ Тициана

Список популярных работ мастера.

Творивший в 16-м веке, Тициан был итальянским художником, по праву считающимся одним из лучших мастеров всех времен. Его творчество достаточно разнообразно и включает в себя портреты, пейзажи, а также произведения на религиозные и мифические темы. Его использование цветовой палитры и особые методы рисования внесли огромный вклад в развитие западного искусства.

#10 Портрет Карла V

Год создания: 1548

Тициан был превосходным портретистом, что доказывает эта работа, созданная в честь победы Карла пятого, императора Священной Римской империи, в битве при Мюльберге (1547 год).

Свой вклад в шедевральность портрета вносит и искусное изображение брони, и использования цвета для передачи освещения, и восхитительный закат на фоне.

Влияние картины было настолько сильно, что привело к зарождению поджанра конных портретов.

#9 Мадонна Пезаро

Год создания: 1519–1526

Картина была заказана Якопо Пезаро, чья семья приобрела в 1518 году часовню Фрари (Венеция). Именно в качестве её украшения была написана работа, показывающая Богородицу, держащую на руках Святого Петра. Вероятно, самая изученная картина Тициана, в которой он создает классическую формулу и стиль, преследовавшие позже многих живописцев.

#8 Любовь небесная и Любовь земная

Год создания: 1514

Эта картина была заказана Никколо Аурелио, секретарем в венецианском совете десяти, чтобы отпраздновать свой брак с молодой вдовой, по имени Лаура Багаротто. Она изображает двух женщин, одна из которых богато одета, в то время как другая обнажена.

Сидят они по обе стороны каменного гроба, с Амуром, окунающем руку в воду, по центру. Интерпретация данной аллегории обсуждается, однако, принято считать, что две женщины олицетворяют силы природы и вечную любовь.

Окрашенная Тицианом в двадцать пять лет, картина является самой известной работой раннего периода творца.

#7 Папа Павел III и его внуки

Год создания: 1545–1546

По заказу семьи Фарнезе, это картина изображает отношение между Павлом III и двумя его внуками, Оттавио и Алессандро. Слабый папа, в возрасте 78 лет, по-видимому, внезапно повернулся в своем кресле в сторону Оттавио. Работа получила широкое признание, так как передала сложные политические и межличностные отношения в семье.

#6 Даная

Год создания: 1553–1554

Даная была принцессой в греческой мифологии, чей отец (король Акрисий) запер её в бронзовой камере, так как было предсказано, что сын девушки убьет правителя. Однако Зевс, царь богов, возжелал её. Придя в комнату в виде золотого дождя оплодотворил узницу. Именно этот эпизод изображен на картине. Даная лежит на кушетке, Зевс спускается к ней, а няня пытается поймать монеты в фартук.

#5 Похищение Европы

Год создания: 1560–1562

Данная работа входит в знаменитую серию из семи картин под названием «Poesies». На картине изображена известная сцена из Метаморфоз Овидия, сделана она для Филиппа II в Испании. На переднем плане изображен Юпитер, в образе быка, схвативший принцессу Европу.

Над темным морем он несет её на Крит. Эта картина выделяется из всех работ Тициана множеством размытых закрученных линий, чего не наблюдалось в его предыдущих работах, которые были четкими и реалистичными.

В некотором смысле, Похищение стала прообразом работ в стиле барокко.

#4 Венера Урбино

Год создания: 1538

Эта картина была заказана Гвидобальдо Ровере, герцогом Урбино. Она изображает богиню Венеру, лежащую на диване в окрестностях дворца в стиле эпохи Возрождения. Работа достаточно эротична, и обнаженная фигура смотрит прямо на зрителя. Тициан в 1510, завершив Спящую Венеру, установил стандарт изображения обнаженной женщины, наклонно поместив её на картине.

#3 Диана и Актеон

Год создания: 1556–1559

Еще одна работа из знаменитой серии «Poesies» изображает момент, в котором богиня Диана, изображенная в правой части картины, удивленно смотрит на героя Актеона. По легенде, впоследствии она превращается в оленя и пожирает пять десятков гончих. Шедевр хранится в Национальной галерее Лондона и Шотландии, которая купила его примерно за 50 миллионов долларов в феврале 2009 года.

#2 Вакх и Ариадна

Год создания: 1522–1523

Картина изображает юмористичную интерпретацию Тицианом безмятежного античного мира, главными героями которой являются Вакх и дочь царя Миноса — Ариадна. В настоящее время чудесный шедевр Возрождения можно увидеть в Национальной галерее Лондона.

#1 Вознесение Девы Марии

Год создания: 1518

Картина находится на высоком алтаре в Базилике Фрари. Работа сделала Тициана ведущим художником Венеции, и создана в память о восходе девы Марии на небеса. Героиня полотна поднимает руки к вьющимся херувимам, стоящим на облаке. Одна из самых известных картин Тициана, по праву, считается еще и одним из величайших шедевров эпохи ренессанса.

Источник: https://artrue.ru/style/renessans/titian/10-samyx-izvestnyx-rabot-ticiana.html

Сравнительный анализ картины ‘Даная’ Рембрандта и ‘Даная’ Тициана

  • СОДЕРЖАНИЕ
  • Введение
  • Композиция
  • Колорит
  • Светотень
  • Заключение
  • Библиография
  • Иллюстрации
  • Введение
  • Темой курсовой работы является анализ двух картин, созданные в разное время двумя великими мастерами: Тицианом Веччелио и Рембрандтом ван Рейнем.
  • Художники выбрали одну и ту же тему для своих произведений – изображение древнегреческого мифа о Данае, матери Персея.

По легенде царь Аргоса, узнал от оракула, что его ждет смерть от руки сына собственной дочери Данаи. Чтобы избежать этого он приказал заключить Данаю в медную темницу. Бог Зевс, увидев Данаю, пленился её красотой и проник к ней в виде золотого дождя через отверстие в крыше. От него Даная родила сына Персея, которого по приказу царя заточили вместе с матерью в ящик и бросили в море.

Подход к художественно-пластическому и композиционному решению картины у каждого мастера разный. Это происходит исходя из эпохи и художественной школы, к которой принадлежал каждый мастер.

Тициан являлся одним из ярчайших представителей венецианской школы позднего Ренессанса, в то время как творчество Рембрандта относится к тому времени, когда Голландия, родина художника, успешно завершив первую в истории буржуазную революцию, выдвинулась на одно из ведущих мест в экономическом и культурном отношениях. Но, также стоит отметить, что талант Тициана был признан современниками и он стал одним из основоположников Высокого Возрождения. А стиль и манера Рембранта не были до конца поняты и поддержаны людьми его времени. Он был ярчайшим представителем направления, принятого называть «внестилевой линией» и являющейся одной из трех основополагающих художественных концепций 17 века (вместе с барокко и классицизмом).

Мифический образ Данаи привлекал многих художников, начиная с эпохи Возрождения. А сам миф в искусстве выступал как форма художественной типизации жизненного материала человечества.

Целью данной работы является сравнительный анализ этих произведений.

Композиция

В полотне Тициана использована теория зрительной пирамиды (Фигура Данаи, кормилицы, Зевса, испускающего золотой дождь) Так же ее называют простроенной по принципу театральной сцены с кулисами и пространственными планами.

У Рембранта в основе композиции лежит пересечение двух диагоналей. В левом верхнем углу: кормилица, рука Данаи, локоть, на который она опирается, и столик, накрытый красным бархатом.

И с правого верхнего угла: Амур, голова, тело и ноги.

Также в композиции Тициана важную роль играет контраст, но не только цветовой, но и контраст характеров: так светлой фигуре Данаи в левой части картины противопоставляется темная фигура кормилицы в правой части.

Даная – молодая, прекрасная девушка, благородного происхождения, её лицо спокойно, взгляд устремлен в небо, она понимает и принимает знак божественной любви. Она спокойно откинулась на подушки, её поза естественна и расслаблена, рука, которую она положила на подушку, без напряжения, кисть свободно свисает вниз и одна нога поджата для более удобной позы.

Здесь в Изображении мифической героини важную роль сыграла эпоха, в которой жил и творил Тициан. Он был представителем Венецианского Возрождения, которое питалось любовью не к античности, а к своему городу. Тициан написал Данаю как пленительную, пышущую здоровьем венецианку, в интерьере богатых венецианских домов. Кормилица же изображена совсем иначе.

Веччелио показал её темнокожей старухой, в грязной, бедной одежде. Она пытается поймать в фартук монеты. Кормилица не видит в золотом дожде знака богов, в её лице прослеживается сильное волнение, фигура напряжена, будто она боится обронить монеты на пол. У Рембранта в композиции не присутствует контраста, который так явно наблюдается у Тициана.

Кормилица показана не рядом с Данаей, а только выглядывающей из-за шторы в глубине картины. Мы видим её в простой одежде голландской женщины со связкой ключей на поясе.

Следует отметить, прямоугольный формат картины Тициана, вытянутый по горизонтали, создает некую динамику и напряжение. У Рембранта, в отличие от Тициана, формат очень близок к квадрату ( разница между длиной и шириной равна 18 см).

Благодаря этому создается, статичность, закрытость пространства.

Мы стоим перед роскошным альковом – высокой нишей, убранной тяжелыми драпировками зеленовато-коричневых тонов, создающих впечатление удушливой тесноты, столь характерной для внутренних помещений бюргерских домов.

Фигура Данаи у Тициана расположена слева направо, она откинулась на спину и находится на переднем плане картины.

У голландского художника Даная написана справа налево и принимает иную позу, чем у Тициана.

Она лежит на боку, оперев вес тела на левую руку, одна грудь подмята, голова приподнята и смотрит перед собой, как бы в ожидании неизвестности, левая рука устремилась к свету, ноги стыдливо поджаты.

Колорит

В «Данае» (1554 г.). Тициан использует новую живописную технику – технику, которой Тициан будет пользоваться до самой смерти. С 1530-х гг. в каждой картине он находил неповторимо индивидуальное цветовое решение.

Колорит складывался из тончайших тональных оттенков, причём тщательно дифференцировались ведущие и подчинённые краски, слагающиеся из еле уловимых нюансов.

Колористический строй произведения художник выбирал с таким расчётом, чтобы эмоциональное звучание цвета отвечало главным чертам характера человека.

При написании Данаи Тициан использовал густую магму из сгустков красочного пигмента, как бы пронизанного светом (белила, камедь, ярко -желтый, карминно – красный цвет) образует поверхность картины, создавая эффект освещения, исходящего изнутри. Колорит холодный, использованы чистые локальные цвета.

Про Рембранта, необходимо сказать, что он переделывал свою картину. В первоначальном варианте господствовали холодные тона, типичные для середины 1630-х годов.

Заменив золотой дождь первого варианта золотым светом, как бы предвещающим появление влюбленного бога, Рембрандт выполняет теперь центральную часть картины в теплом тоне с золотистой охрой и красной киноварью в качестве доминант.

Читайте также:  Рокотов федор "портрет александры струйской" описание картины, анализ, сочинение

В дошедшем до нас варианте, колорит теплый, пронизан золотым светом, мягкими золотыми, бежевыми и зеленоватыми цветами. В этой картине нет контрастов, всё подчинено одной идее света, который в данной картине заменяет золотые монеты Тициана.

У итальянского мастера великолепно передана фигура Данаи, с помощью кисти и краски Тициан оживляет её, создает идеал красоты и очень точно моделирует изгибы тела. Совершенно другое цветовое решение используется Рембрантом. Пронизанное золотистыми и розоватыми тонами тело Данаи, далекое от академической чистоты его границ, написано поразительно жизненно.

Мягкие округлости её форм переданы с величайшей правдивостью, с каким-то особым чувством интимности. Эта женщина – не идеал, но художник и не нуждается в идеализации. В этот момент она по-настоящему прекрасна. В лучах золотого света Даная выглядит грациозно мягкой и миниатюрной на фоне смятых белых простыней и окаймляющих альков коричнево-зеленых драпировок.

У Рембранта Даная выглядит боле живой и реальной, более осязаемой, чем у Тициана. Это достигается благодаря тончайшему переходу тона, валеру, которого нет у художника Возрождения. Даная итальянца выглядит чуть более жесткой и как бы рубленной крупными мазками. Каждая частица тела у Рембранта полна нежной и трепетной ласки, выражая всепоглощающую силу чувства.

«Перевитые драгоценностями, но неприбранные волосы женщины, розовые и красные тона украшающих ее запястья браслетов, белизна простынь и примятая локтем левой руки подушка, прозрачные, просвечивающие кончики пальцев правой руки, попавшие в самый центр изображения – все это придает образу Данаи такую задушевность, какую не то чтобы выразить, но и представить не могли величайшие певцы женской красоты в изобразительном искусстве.»

Фигура кормилицы у Тициана показана в холодных темных тонах. Её кожа коричневато – оливкового цвета, в одежде присутствуют серо – голубой и холодный красный цвет. Художник весьма точно дает понять, что эта женщина долго ходит в этой простой одежде. На поясе у кормилицы висят ключи от темницы, на них присутствуют небольшие белые блики.

Чёрные, вьющиеся волосы служанки собраны под платок, соответствующий по цвету платью женщины. У Рембранта кормилица находится на заднем плане, за постелью, видная нам по пояс, слегка согнувшись, повернув голову в профиль и сжимая в правой руке связку ключей и пустой кошелек, другой рукой распахивает перед невидимым нам гостем тяжелую портьеру.

Благодаря ее движению слева образуется проем из зеленовато коричневых драпировок, напоминающий по форме арку.

Более экспрессивно и резко Тициан показывает Зевса – громовержца, который сыплет на девушку золотыми монетами из-за туч. Здесь мастер использует смелые, энергичные мазки, как будто рассекая своей рукой полотно. При этом цветовая гамма неба весьма интересна. Художник использует различные оттенки темно-синего цвета, накладывая их в разные участки.

Так, самый темный цвет ложится прямо над головой Кормилицы. Возможно, тем самым Зевс хотел напугать женщину, показавшись ей более грозным, чтобы она не смогла противостоять олимпийцу, исполняющему свой каприз. Нежно желтый цвет, из-за которого будто пробивается солнце, показывает, что за грозными тучами скрывается фигура Бога.

Совершенно другие по настроению цвета находятся в части неба, над фигурой Данаи. Мы видим разнообразный набор цветов: голубой, желтый, охристый, сероватые оттенки, и яркие, заметные резкие полосы белого цвета. Здесь Тициан придает больше динамики, показывая зрителю, что Бог устремляется к Данае.

Золотые монеты написаны блекло, некоторые падают в фартук кормилицы, некоторые мы можем заметить на фоне светлых облаков, и горсть монет плохо заметна на темно – красной портьере на заднем фоне картины. Что интересно, у голландского живописца фигуры Зевса нет.

Вся смысловая нагрузка данного мифического сюжета ложится на золотой дождь, который и предвещает появления Бога и осеняет девушку волшебным небесным светом.

Границы фигур в Данае Тициана размыты, он намеренно их растушевывает, чтобы достичь более мягкого эффекта в картине.

К более позднему периоду своего творчества он уже выработал индивидуальный стиль, опираясь на работы Рафаэля и Микеланджело, но манера эпохи так или иначе четко видна в его творении, особенно в цветовом и техническом решениях.

Великолепно нарисованы драпировки с использованием плавиев, что было особенно характерно для эпохи Возрождения. Тонко передана вышивка на перинах, выполненная красной ниткой, ткань, с золотой каймой по краям, которую очень детально выполнил художник.

Очень интересно изображен окружающий интерьер у Рембранта. Этот интерьер диктован временем и местом, в которых жил и творил живописей. Во всем чувствуются веяния популярного в то время барокко, которое набрало популярность во время экономического подъема Голландии.

Характерные черты этого стиля: пышность, парадность, помпезность, золотая отделка, декоративные украшения. Всё это Рембрант изобразил в интерьере комнаты заточенной девушки. Однако, в этой картине пространство неразделимо с фигурой Данаи, выполнено в близких к тонах, и очень богато декорировано.

Мы видим позолоченный каркас кровати, яркая алая, вышитая золотыми нитками скатерть на столике в правой части картины. Мягкие белоснежные простыни и подушки, на которых лежит девушка, также были наделены художником некоторыми деталями: вышивкой и кисточкой на подушке, бахромой на покрывале, свисающем почти до пола её спальни.

В сочетании с красными коврами и рассыпанными в пространстве золотыми блестками эти коричнево-зеленые краски чудесно сопутствуют теплым оттенкам прекрасного тела.

Нельзя не заметить некоторые существенные детали в картинах обоих великих художников. У ног тициановской Данаи лежит маленькая собачка с богато украшенным ошейником. Собака, лежащая у ног девушки на ложе, означало супружескую верность.

Но тогда возникает вопрос, почему Тициан изобразил её, ведь, как мы знаем, Даная не была замужем и должна была по приказу отца на всю жизнь остаться одинокой, не знавшей любви.

Это можно истолковать так: Даная была верна приказу отца и оставалась в своем заточении, но Зевс проник к ней в обитель без её воли.

В «Данае» Рембранта над головой девушки мы видим плачущего амура, со связанными руками, как показал рентгеновский анализ, художник переписал и его, после безвременной кончины Саскии, его обожаемой жены и модели для многих его картин, в том числе и для этой.

Светотень

Тициан добивается большого успеха в изображении световоздушного пространства. Благодаря его новой технике картина будто сама излучает свет. Как и большинство художников эпохи Возрождения, Тициан преследует здесь идею идеального человека, гармонично развитого физически и духовно.

Тициан стремиться расширить пространство, создать монументальное по ширине и глубине полотно. Этого он добивается путем контраста холодного, белого света с более темными участками. Фигура Данаи, являющаяся центром композиции, освещена и источником света, исходящим со стороны зрителя и божественным светом из неба.

Мы видим, как художник наложил тень на кровать девушки и на её лицо, играя светотенью и моделируя все складки и изгибы мягких подушек.

У Рембранта свет и тени, всегда имеющие весьма важное эмоциональное значение, в данном случае несут, как уже сказано, смысловую функцию.

Словно предвещающий появление Зевса поток Здесь Рембрандт довел свободу творчества до такого виртуозного могущества, что мы уже не видим и не понимаем, как это было им сделано. Он создал тело, которое живет и дышит.

Он смог это сделать, потому что полностью овладел не только линейной и воздушной перспективой, но и тончайшими изменениями цвета.

Заключение

В заключение стоит отметить основную причину, по которой эти работы, написанные по одному сюжету так различаются. Тициан писал Данаю под заказ. Он рисовал её отвлеченно, изображая идеал женской красоты, которая трогает его, как художника, но не затрагивает лично.

Рембрант рисовал картину для себя. Она висела в его доме. И моделью для неё – стала Саския, его жена, которую он безмерно любил. Именно поэтому его Даная полна такой жизненности, именно поэтому он намеренно не приукрашивает её, тело супруги для него идеально.

Живопись Тициана, конечно, во многом определяется эпохой и местом, где он творил. Влияние Ренессанса отчетливо видно во всех его работах, в том числе и в Данае. Он пишет более возвышенно, более классически, восхваляя в своей работе идеи красоты, гармонии и любви.

Его Даная идеализирована.

На Рембранта оказывало влияние царившего в то время в Голландии барокко, хотя он в какой – то мере стоял особняком от его художников – современников.

В его картине изображение интерьера определяется веянием эпохи барокко, как было отмечено выше (позолота, амур, драпировки), но та чувственность, нежность, интимность и непревзойденное мастерство света и тени не находит ничего подобного у его современников.

Библиография

1. Э. Верхарн. «Творческий путь Рембрандта». В кн.: Искусство. часть 2. Искусство Западной Европы XVII – XX веков. Москва «Просвещение», 1988 г.

. Мир шедевров. Тициан. Издательство «Классика». Москва 2000.

. Натаниэл Харрис. Творчество Ренессанс. Издательство «Лабиринт-К». Москва 2000.

. Анатолий Вержбицкий. «Творчество Рембрандта»6. Г.

В. Вельфлин. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. Издательство В. Шевчук. 2013 год.

Иллюстрации

. Тициан Веччелио. «Даная» 1554 г. Музей Прадо, Мадрид.

. Рембрант ванн Рейн. «Даная» 1636-1647 г. Эрмитаж, Санкт Петербург.

Сравнительный анализ картины ‘Даная’ Рембрандта и ‘Даная’ Тициана

Источник: https://rectorate.ru/2019/12/sravnitelnyj-analiz-kartiny-danaya-rembrandta-i-danaya-ticiana/

«Даная» Рембрандта. Портрет жены и автопортрет в одной картине

Рембрандт. Даная. 1634-1648 гг. Государственный Эрмитаж, г. Санкт-Петербург

«Перед Данаей Рембрандта я умер от упоения»

– Корней Чуковский

Считается, что если бы «Данаю» Рембрандта не облили кислотой, она бы была малоизвестна. Ведь по такому же принципу “Мона Лиза” Леонардо стала знаменитой. Не украли бы ее однажды, и мало кто сейчас знал бы о Джоконде.

Может быть и так. Вряд ли бы так часто гуглили «Данаю». Но все равно бы гуглили. Слишком она необычная.

Наверняка вы знаете сюжет «Данаи». Отец заключил свою дочь в тёмную башню из-за предсказания. Которое гласило, что его внук убьёт его. Дабы тот никогда не родился, бедной девушке предстояло всю жизнь провести в заточении. С ней была заключена лишь старуха-надсмотрщица.

Но девушка понравилась Зевсу. Он проник к ней в темницу в виде золотого дождя. Провёл с ней ночь. Родился Персей, который повзрослев, убил своего деда. Случайно, конечно.

Художникам, начиная с Эпохи Возрождения, очень нравился этот сюжет. «Данаю» писали и предшественники Рембрандта, например, Тициан. И его современники, как Орацио Джентилески.

Слева: Тициан. Даная. 1556 г. Государственный Эрмитаж. Справа:  Орацио Джентилески. 1621 г. Музей Гетти, Лос-Анджелес, США 

Однако изображение мифа у Рембрандта отличается от версий других художников.

У Тициана и Джентилески Даная – это идеализированный образ. Даная Рембрандта более человечна. Очевидно, что прототипом служила реальная женщина.

У Рембрандта на картине мы не видим главного атрибута мифа – золотого дождя. Но ответ на эту загадку уже найден. Об этом ниже.

Читайте также:  Билибин "суд во времена русской правды" описание картины, анализ, сочинение

Ещё на картине присутствует служанка и Купидон. Они тоже не такие однозначные, как у других художников.

Теперь обо всем по порядку.

1. Портрет жены или любовницы ?

Известно, что Рембрандт написал “Данаю” для себя. Изобразив свою жену Саскию. На руке Данаи мы даже видим кольцо, похожее на обручальное.

  • Картина была его собственностью до банкротства в 1654 году, когда она была описана в пользу погашения долгов.
  • Почему же Даная Рембрандта так мало похожа на его жену?
  • Сравните Саскию в образе Данаи и в образе Флоры.

Справа: Рембрандт. Саския в образе Флоры (фрагмент). 1634 г. Государственный Эрмитаж.

Разница между этими женщинами очевидна. У Саскии маленький и курносый нос. У Данаи – прямой и крупный.

Также обратите внимание, что и манера письма отличается. Даная написана более тёплыми красками и вибрирующими мазками. Флора же изображена более сухо и детализировано.

Не кажется ли вам, что слишком разная манера для двух картин, написанных в один и тот же год?

Разгадать эту загадку нам помог рентген, который сотрудники Эрмитажа сделали в 60-х годах 20 века.

Благодаря ему мы узнали, что в 1634 году Рембрандт действительно изобразил Саскию. Ее черты явственно проступали. А также рентген показал, что на прежней Данае было жемчужное ожерелье. Которое Саския так любила. А ещё она была прикрыта простыней.

Однако Саския умерла в 1642 году. Утешила художника Гертье Диркс. Она была няней его сына. И в 1648 году Рембрандт переписал картину. Возможно, даже по просьбе Гертье.

Действительно, сходство Данаи с ней более очевидное.

Слева: Рембрандт. Гертье Диркс. 1645 г. Национальная галерея Шотландии

Вот так в Данае художник соединил черты двух женщин. Правда со второй из них он расстался плохо. Гертье Диркс требовала, чтобы художник женился на ней. Подала на него в суд. Который обязал его выплачивать ей ежегодное содержание.

Она до конца жизни преследовала Рембрандта, как его кредитор. Так как художник обанкротился, ему нечем было выплачивать ей содержание.

2. В “Данае” есть автопортрет ?

Согласно мифу к Данае была приставлена старуха-служанка. Которую между прочим казнили за то, что не уследила за девственностью девушки.

Посмотрите на эту старуху. Что-то здесь явно не так.

Рембрандт. Даная (фрагмент). 1634 г. Государственный Эрмитаж, г. Санкт-Петербург

Я обратила внимание, что черты лица “старухи” мужские. И уж слишком похожа она на самого Рембрандта. У него даже есть автопортрет в таком же берете.

Справа: Рембрандт. Автопортрет. 1669 г. Национальная Лондонская галерея

Сохранился набросок к картине. На нем отчётливо видно, что старуха – в характерном женском чепце. А вот на картине никакого чепца нет. Лишь берет, излюбленный головной убор художника.

Рембрандт. Рисунок к картине “Даная”. 1635 г. bu.org

Ещё один интересный момент. Помимо ключей, “старуха” держит как будто … палитру и кисти. Хотя, конечно, по официальной версии в ее руках – мешок. Который нужен для сбора золотых монет. Ведь они по легенде сыпались вместе с золотым дождём.

Я нашла у преподавателя Бостонского университета версию о том, что Рембрандт изобразил самого себя*. Как свидетеля любовного чуда.

Такой приём был свойственен Рембрандту. Так, мы видим его у ног распятого Христа на картине “Воздвижение креста”.

Рембрандт. Воздвижение креста. 1632-1633 гг. Старая пинакотека, Мюнхен. artchive.ru

Вот так Рембрандт решил изобразить себя рядом со своей женой. И это тоже не первый их совместный “портрет”.

Себя он как-то изобразил в образе Блудного сына. Ещё веселящегося в разгульном угаре с красоткой на своих коленях. Для которой и позировала Саския.

Рембрандт. Блудный сын в таверне. 1635 г. Галерея старых мастеров, Дрезден

3. Какой же миф изобразил Рембрандт ?

Долго спорили, действительно ли на картине Рембрандта изображён сюжет из мифа про Данаю. Ведь нет главного атрибута: золотого дождя.

К тому же Даная смотрит вперёд, а не вверх, откуда по легенде на неё снизошёл Зевс.

Отгадку нашли опять-таки благодаря рентгену. Изначально в 1634 году дождь был! А Даная со служанкой смотрели вверх.

Но по какой-то причине Рембрандт изменил не только внешность Данаи. Но и заставил ее смотреть вперёд, а не вверх. А вместо дождя на девушку полился свет.

Мне очень нравится версия искусствоведа Сергея Андронова. Рембрандт решил спустя 13 лет написать другой момент мифа.

Сначала он изобразил стандартную сцену, которая запечатлена и у Тициана, и у Джентилески. Пришёл Зевс в виде золотого дождя. Даная встречает его, закинув голову.

Во второй версии 1648 года Рембрандт изобразил уже прощание женщины с божеством. Дождь прошёл, остался лишь свет.

В этом случае легко объяснить, почему Купидон изображён с таким страдающим лицом. Он один знает, что Зевс уже не вернётся к женщине.

Почему “Даная” Рембрандта особенная

Так почему же Корней Чуковский перед Данаей Рембрандта “умирал от упоения”? Что в ней такого особенного?

Она удивительно естественна. Да, она не так красива, как Даная Джентилески. Ее грудь меньше принятых стандартов. Ее бёдра возможно крупнее, чем нужно. Живот расслаблен и слишком большой. Крупные ноги.

Рембандт не любил приукрашивать тех, кого изображал. Особенно он был беспощаден к себе. Даже любимой Саскии он не льстил. И рисовал ее с большим животом, оплывшим после нескольких родов.

Офорты Рембрандта. Слева: Автопортрет с растрёпанными волосами. 1631 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва; справа: Обнаженная Саския. 1639 г. Государственный Эрмитаж 

Так что по рембрандовским стандартам, Даная прекрасна. Несмотря на недостатки, она живая, человечная. Ее тело тёплых оттенков. Линии плавные, уютные. От этого она завораживает, пленяет.

Видимо такой Саския и была до родов. Ее полный живот ещё не поплыл. Бедра крупные, но крепкие. Она была действительно такой прекрасной. И Рембрандт вновь ничего не приукрасил.

PS. Многослойность Данаи спасла ей жизнь

Не буду подробно рассказывать, как один неадекватный человек однажды (1985 г.) облил шедевр Рембрандта серной кислотой и несколько раз пырнул его ножом. Об этом немало писали.

Важно одно. То, что Рембрандт переписывал картину, ее и спасло. Именно толстый слой краски сыграл немалую роль в ее восстановлении. А реставрировали ее 12 лет. Картина вернулась в Эрмитаж в 1997 году.

О другой картине мастера читайте в статье “Возвращение Блудного сына. Почему это шедевр?”

*

Источник: https://arts-dnevnik.ru/rembrandt-danaya/

Живопись

laila50Сейчас в Лувре проходит выставка работ величайших мастеров, представителей венецианской школы живописи XVI века, получившая название «Тициан, Тинторетто, Веронезе… Соперничество в Венеции». Выставка включает 85 полотен, большая часть которых предоставлена крупнейшими музеями мира.Тициан «Венера с зеркалом Вашингтон, Национальная художественная галерея .В 1931 году «Венера с зеркалом» вместе с двадцатью другими шедеврами Эрмитажа была продана советскими властями американскому министру финансов Эндрю Меллону. Действительно, едва ли в истории мировой живописи можно найти аналог живописной дуэли, которую три титана Возрождения вели во второй половине ХVI столетия. Каждый из мастеров считал делом чести превзойти соперника. Художники пускались во все тяжкие, чтобы получить заказ, заручиться поддержкой европейских монархов, понтификов и дожей. Согласно преданию, сам император Карл V поднял кисть, которую уронил — преднамеренно или случайно — Тициан, работая над его портретом.

Тем не менее знаменитый и преуспевающий граф Палатинский Тициан интриговал против «плебея» Тинторетто. В борьбе со своим строптивым подмастерьем, которого, приревновав, он прогнал из своей мастерской, граф использовал и Веронезе, и своего друга главного архитектора Венеции Якопо Сансовино. Последний, по просьбе Тициана, лишил Тинторетто выгодного заказа по оформлению интерьеров венецианской Библиотеки Марчиано. Как бы в отместку — уже после кончины своего главного конкурента — Тинторетто, которого называли «самой отчаянной головой среди живописцев», нарисовал женскую головку прямо на картине Тициана.

Соперничество великих мэтров продолжается на протяжении пяти веков. Его отражение — нынешняя экспозиция в Лувре. Художники изображали одних и тех же королей, дожей, адмиралов, патрициев и патрицианок. Многие их полотна посвящены одним библейским сюжетам — жизни и смерти Иисуса Христа, Сусанне и старцам, святому Иерониму. Три гения одновременно писали «богоугодные» картины и воспевали прекрасную плоть. Автопортрет Пооло Веронезе, деталь «Брак в Кане Галилейской»,но на выставке в Лувре нет этой картины.Тициан «Таргиний и Лукреция» Кембриджский университет (Великобритания) -жена римского патриция Лукреция,была очень красива и добродетельна,но ей насильно овладел Таргиний. Она дождалась мужа,рассказала ему,что с ней случилось и заколола себя кинжалом.Тинторетто. «Таргиний и Лукреция» Чикаго Художественный институт.Веронезе. Персей спасает Андромеду.Ренна Музей изящных искусств.В наиболее эффектной форме тройственный поединок, пожалуй, проявился в изображении обнаженной женской натуры. Экспозицию открывают и закрывают две тициановские «Данаи» — из неаполитанского Музея Каподимонте и из мадридского Прадо (очень жаль, что не привезли еще одну «Данаю» — из Эрмитажа). Несколько столетий назад, рассматривая одну из них, папский нунций заметил, что «такая» введет в искушение любого монаха. Тициан, Даная. Мадрид музей Прадо.

Даная (D a n a h) · дочь аргосского царя Акрисия и Аганиппы (Hyg. Fab. 63). Узнав от оракула, что ему суждена смерть от руки внука, Акрисий заключил дочь в подземный медный терем и стерег ее. Однако Зевс проник в терем золотым дождем, и Даная родила сына Персея.

Тинторетто. Даная. Лион Музей изящных искусств.Веронезе. Аллегория Любви. Лондон Национальная галерея.

Апофеоз выставки — ее последний, седьмой раздел — называется «Вожделенная женщина».

Помимо «Данай» Тинторетто и Тициана здесь их же полотна на сюжет «Тарквиний и Лукреция». И, конечно, «Аллегория любви» эпикурейца Веронезе из лондонской Национальной галереи. С ней по чувственности может соперничать разве что тициановская «Венера с зеркалом».

С этой картиной — торжеством Эроса — Тициан не расставался до конца жизни. К сожалению, с ней пришлось расстаться Эрмитажу

Тициан Мадонна с кроликом. Париж Лувр.Тинторетто. Эстер и Артаксеркс. Лондон Коллекция королевы Елизаветы II.Эстер спасает свой народ.Сюжетом картины послужила библейская книга «Эсфирь» Ветхий завет. Аман, первый визирь и друг персидского царя Артаксеркса, жестоко оклеветал иудеев перед царем, надеясь добиться их истребления. Тогда царица Эсфирь, происходившая из Иудеи, вступилась за свой народ. Пригласив на пир Артаксеркса и Амана, она рассказала о клевете визиря. Царь приказал иудеям убить всех персов…

Резня шла по всей Персии от Индии до Эфиопии. Персы не могли сопротивляться, так как царь и правители областей с их войсками были на стороне иудеев. Семьдесят тысяч персов были перебиты, после чего иудеи стали ежегодно отмечать “веселый праздник Пурим”. ..

Веронезе. Лондон Национальная галерея. Христос исцеляет женщину с кровотечением.

Выставка работает до 4 января 2010 года. Париж Лувр

www.inauka.ru/culture/article95470.html

artinvestment.ru/news/exhibitions/20091011_titian_tintiretto_veronese.html

Источник: https://laila50.livejournal.com/68535.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector