Ф. лист «годы странствий»: история, содержание, интересные факты

Ференц Лист биография кратко

Ференц Лист краткая биография венгерского композитора, пианиста, педагога и дирижера, изложена в этой статье.

Ференц Лист появился на свет 22 октября 1811 года около венгерского городка Шопрон в семье разорившегося дворянина. Музыкальной грамоте обучался в Вене. Его педагогами были Черни (обучал игре на фортепиано), Сальери, Рейхи и Паэр (обучали композиции).

С 9-ти лет стал выступать с концертами и прославился как пианист-виртуоз. В период 1823-1835 годов он проживал и выступал в Париже. Здесь начал свою педагогическую и композиторскую деятельность.

Обратите внимание

Ференц Лист познакомился с Шопеном, Сандом и Берлиозом. В 1835-1839 годах совершил путешествие по Италии и Швейцарии. Свое мастерство пианиста довел до совершенства.

Также он создал принцип программности – когда музыка сочиняется для определенного образа или сюжета.

До 1848 года вел активную концертную деятельность в Европе, после чего осел в Веймаре. Лист нанялся на должность придворного капельмейстера и продолжал создавать музыкальные произведения.

Ференц Лист был очень впечатлительной личностью. Спустя некоторое время его стала разочаровывать окружающая обстановка интриг и зависти. Композитор оставляет работу и вновь переезжает.

В 1861 году он проживал в Риме, потом в Будапеште и вновь в Веймаре.

Композитор в 1865 году принимает аббатский сан и посвящает себя педагогической деятельности. По его инициативе в 1875 году в Будапеште открывается Музыкальная академия, в которой Лист стал первым профессором и президентом.

Скончался великий композитор Ференц Лист в городе Байрейт31 июля 1886 года.

Творчество Ференца Листа — «Годы странствий», «После чтения Данте», Фауст-симфония» «Симфония к “Божественной комедии”», «Этюды трансцендентного исполнения», симфонические этюды, рапсодии и фортепианные концерты.

Ференц Лист: интересные факты

  • Особенность творчества Листа – оригинальность и богатство произведений.
  • Композитор выделялся аристократичной внешностью и пользовался у женщин успехом. У него были романтические отношения с графиней Мари д’Агу, которая на тот момент была замужем. Но бурные отношения влюбленных привели к тому, что д’Агу ушла от мужа и перестала общаться со всеми своими знакомыми. Ференц и Мари отправились сначала в Швейцарию, потом в Италию. У них родилось 2 дочки и сын. Когда в Венгрии было разрушительное наводнение, то композитор решил отправиться на Родину, чтобы помочь землякам. Но графиня д’Агу отказалась ехать с ним. Ференц Лист в Венгрии познакомился с княгиней Виттенштейн, замужней католичкой. Он захотел на ней жениться, однако русский император и Папа Римский не давали разрешения на развод княгини. В тот период умирает сын Листа и графини д’Агу. Композитор ударился в депрессию и у него развились мистические, религиозные чувства.
  • Он верил, что искусство это инструмент борьбы со злом и влияния на людей.
  • Его называют основателем мастер-классов для музыкантов. Дома он проводил бесплатные мастер-классы для музыкантов из других стран.
  • Император Франц Иосиф в 1859 году возвел Ференца Листа в рыцари. Его полное имя отныне звучало как Франц Риттер фон Лист.
  • Обладал очень длинной кистью руки.
  • Дочь Казима была женой композитора Вагнера.

Источник: https://kratkoe.com/ferents-list-biografiya-kratko/

Музыка и живопись. Ф. Лист и Рафаэль

?barucaba (barucaba) wrote,
2015-07-24 18:09:00barucaba
barucaba
2015-07-24 18:09:00Categories:

В 1835–1839 годы Лист жил в Швейцарии и Италии. В этот период музыкант достиг совершенства своего исполнительского искусства, создав концертный пианизм в его современном виде.

Средствами своего искусства он стремился передать «зримые» образы — то, что возбуждало творческую фантазию в годы его странствий при общении с природой или знакомстве с произведениями живописи, скульптуры, а также то, что вызывало в прочитанной им литературе зрительные представления.

Это запечатлевалось в «музыкальных картинах» — программных пьесах, исключительно богатых по охвату жизненных явлений, вошедших в цикл «Годы странствий».

Важно

В 1842 году Лист выпустил сборник со следующим предисловием: «Около года тому назад я опубликовал три швейцарских напева, объединив их под названием «Альбом путешественника».

Эти пьесы являются лишь разрозненными отрывками собрания, которое под этим общим названием объединит большую часть того, что я напишу для фортепиано в течение ряда лет.

Объездив в последнее время много новых стран, много различных городов, мест, прославленных в истории и поэзии, почувствовав, что различные виды природы и связанные с ней сцены не проходили перед моими глазами как бесплотные видения, а глубоко волновали мою душу, что между ними и мною устанавливалась какая-то смутная, но непосредственная связь, неопределенное, но вполне реальное отношение, необъяснимая, но верная взаимосвязь, я попробовал выразить в музыке наиболее сильные из моих чувств и наиболее яркие из моих впечатлений».

Название «Годы странствий» (в точном переводе — «Годы паломничества») навеяно «Паломничеством Чайльд-Гарольда» Байрона, откуда заимствованы эпиграфы большинства пьес «Первого года». Иные образы воплощены во Втором годе странствий (1838-1849).

Составляющие его семь пьес вдохновлены не картинами природы, а произведениями итальянского искусства — живописи, скульптуры, литературы. Толчком для их возникновения послужили впечатления от путешествия по Италии в 1837-1839 годах.

Созданием этих пьес Лист стремился подтвердить постоянно защищавшееся им убеждение, что различные виды искусства связаны между собой, находятся в тесном родстве. Так, согласно его словам, Рафаэль и Микеланджело помогли ему в понимании Моцарта и Бетховена.

Эти пьесы, в которых Лист впервые воплотил свои впечатления от произведений изобразительных искусств, глубже по настроениям и сложнее по выразительным средствам, чем предшествующие. Одна из них — лирическое «Обручение» по картине Рафаэля — с нежной мелодией, рождающейся из прозрачного, обволакивающего фона .. . (источник)

ЛИСТ — ОБРУЧЕНИЕ

Рафаэль, в отличие от Леонардо да Винчи, Тициана, Тинторетто, Веронезе и многих других художников Возрождения, не играл на музыкальных инструментах, не сочинял музыку и, по-видимому, не слишком хорошо знал музыкальную грамоту. Но о музыкальности Рафаэля можно и нужно говорить, имея в виду несколько ее аспектов.

Один из них — необычайная гармоничность — композиционная, красочная и графическая — творчества Рафаэля. Это побуждало многих, вслед за Гете, Стендалем и Листом, сравнивать его с Моцартом.

https://www.youtube.com/watch?v=xhMFZ04y1o4

В 1504 году Рафаэль написал алтарную картину для церкви небольшого умбрийского городка Читта дель Кастелло «Обручение Марии», завершающую первый этап его творческого развития и одновременно демонстрирующую зрелость художника.

В основе сюжета лежит евангельское повествование о том, что все претенденты на руку Марии должны были оставить в храме свои посохи, и тот, чей посох расцветет, станет мужем Марии. Им стал Иосиф-плотник. На первом плане художник изобразил Иосифа, Марию, первосвященника, соединяющего их руки, и юношей, ломающих свои нерасцветшие посохи.

Чистота и легкость пропорций, точное чувство ритма, гибкость и певучесть линий вместе с гармонией цветовой гаммы придают картине музыкальную завершенность.<\p>«Св. Цецилия» Рафаэля раскрывает знание художником современных ему проблем музыкальной эстетики. О картине с восхищением отзывались и современники художника, и ее почитатели во все последующие века.

Совет

Особняком в искусствоведческой литературе стоит статья Ф. Листа об этой картине, написанная в 1838 г.,- быть может, первый иконологический анализ картины, наиболее  глубокое и яркое из того, что вообще написано об этом произведении. И если Гете говорит, что ни до кого, кроме самой св.

Цецилии, нам дела в картине нет, то Лист с поразительной проницательностью видит в облике остальных участников «священного собеседования» («sacra conversazione») персонификацию различных жанров музыки и типов ее воздействия.

«Я не знаю, благодаря каким таинственным чарам, — но эта картина предстает перед моим духовным взором в двух планах: как волшебно прекрасное выражение всего благороднейшего и идеальнейшего, чем обладает человеческая форма, как чудо грации, чистоты и гармонии и одновременно — притом без малейшего усилия воображения — как совершенный символ искусства, неразрывно связанный с нашей жизнью. Я столь же отчетливо воспринимал поэзию и философию этой картины, как и рисунок ее линий, и красота ее идеи столь же сильно меня захватила, как и красота пластическая». И далее после анализа идей Лист заключает: «Для меня, увидевшего в «Св. Цецилии» символ,- этот символ существует. Если это заблуждение, то, конечно, заблуждение простительное музыканту, и я хотел бы надеяться, что и вы также его разделяете».<\p>

Интересно, что почти одновременно с этой статьей о «Св. Цецилии», Лист пишет фортепианную пьесу «Обручение» («Sposalizio»), навеянную одноименной картиной Рафаэля.

(из статьи А. Майкапара «О музыкальной эрудиции Рафаэля»)

Источник: https://barucaba.livejournal.com/147755.html

Любимые женщины Ференца Листа. | Волшебная сила искусства

     В жизни этого музыкального гения переплелись нищета и богатство, любовь и презрение, божественный талант, мистические совпадения и фантастическая работоспособность. Он покорял города, страны и … женские сердца.

         Ференц (Франц) Лист родился 22 октября 1811 года в венгерской деревушке Доборьян. Его отец Адам Лист надзирал  за стадами овец, главной гордостью князя Эстергази, но между тем умел играть на виолончели. С шести лет он стал учить музыке сына, а через гой, дивясь его успехам, повёз в Париж, к педагогу и композитору Карлу Черни .

      «Однажды утром 1819 года ко мне пришёл человек с мальчиком лет восьми, — вспоминал Черни. — Этот маленький, бледный, слабый с виду ребёнок во время игры качался на стуле, словно пьяный, и я не раз боялся, что он свалится на пол. Игpa его была тоже неправильна, нечиста, сбивчива; несмотря на это я был изумлен его природным талантом.»
        В 1822 году в Вене состоялся первый концерт 11-летнего вундеркинда. Критики были в восторге. Началась гастрольная жизнь. После смерти отца в 1827 году юный Лист был вынужден давать уроки. К счастью, граф Сен-Крик искал учителя для своей дочери Каролины, и 17-летнии Ференц был представлен семье самим Гектором Берлиозом.      Учитель и ученица полюбили друг друга. Они даже обменялись кольцами, на внутренней стороне которых было написано по латыни: «Exspectans exspectavi»- «Не устану ждать.» Однако граф заявил, что не потерпит мезальянса. В зятья он наметил графа д'Артиго и, невзирая иа протесты дочери, отправил ее из Парижа в фамильный замок на берегу Луары.       Впоследствии Лист писал: «Два года я был  словно болен. Моё сердце истекало кровью, и единственным стимулом моей :жизни стало бы отречение от всего земного.»

       Но молодость и любовь к музыке взяли свое.  С 1832 года кумиром Листа стал скрипач, Никколо Паганини, и он задался целью создать столь же блестящий фортепианный стиль. Он даже перенял от Паганини манеру поведения на концертной сцене. Стали поговаривать,что он тоже продал душу дьяволу .

     Верно одно: у Листа как у пианиста-виртуоза не было соперников. Каждый концерт обаятельного, страстного красавца превращался в настоящее представление  Он стал идолом всей Европы.

        Друзьями талантливого юноши стали Александр Дюма, Оноре де Бальзак, Гектор Берлиоз. Часто творческая элита Парижа собиралась в салоне умной, тонкой красавицы Мари д'Агу из рода Флавиньи, подруги Жорж Санд. В ее особняке Лист познакомился с другим кумиром публики — Фридериком Шопеном.

 

(За пианино Ф. Лист. У его ног Мари д’Агу. В центре сидит Ж. Санд, положив руку на Дюма. Позади стоят Гюго и Россини, обнимающий Паганини за плечи.)

     Ференц и Мари все больше времени проводили вместе. Блестяще образованная Мари слегка подтрунивала над приятелем, не слишком изящно изъяснявшимся на французском. Уязвленный Лист чувствовал себя деревенщиной, оказавшимся вдруг на паркете барского дома. Он всерьез занялся самообразованием: изучил английский, чтобы читать в подлиннике Шекспира, итальянский, чтобы наслаждаться Петраркой и Данте. Но каждое, даже самое деликатное замечание Мари действовало на него как пощечина.         Лист принял решение больше не появляться в этом доме. Но на следующий же день, получив от Мари записку, забыл о своих зароках и бросился назад. Ференцу 24 года, Мари на 6 лет его старше. Порвав ради Листа со своей семьей — мужем, братом, матерью, — она в 1835 г вместе с любимым уезжает в Женеву. Общество отвернулось от Мари, род Флавиньи от нее отрекся, и она полностью лишилась материальной поддержки. Поскольку все они были ревностными католиками, то Мари не получила развода. Зато отныне ее стали язвительно называть «графиня де Лист.»   Они жили в Швейцарии и Италии. С 1835  по 1839 год Мари родила ему дочерей Бландину, Козиму и сына Даниэля. Однако ее отношения с Листом не были гладкими: она ревновала его и ко всем женщинам, и к музыке. Оставили ради него состоятельную семью, блестящую жизнь, получив взамен вечное ожидание, детские крики и смертную тоску.     В 1841 г Мари возвращается вместе с детьми в Париж. На прощание она сказала Ференцу:» У нас было бы все хорошо, имей мы хоть несколько спокойных месяцев. Но ты бродишь по свету, как вечный странник, ищешь чего-то как Фауст, а я сижу в своей темнице, и когда мы встречаемся, у нас остаются друг для друга только упреки.»     Гастроли Листа по всей Европе продолжались до 1847 г, и почти ежегодно он возвращался в Венгрию. После поражения национального восстания против Австрийской империи венгерский язык был запрещен. Музыка осталась единственным выражением народного самосознания. На концерты Листа публика надевала венгерские народные костюмы, а средства от нескольких выступлений он передал пострадавшим от наводнения.

      Трижды побывал любимец европейской публики и в России, где познакомюrся с Михаилом Глинкой, братьями Рубинштейнами, Александром Бородиным. Русскую музыку Лист высоко ценил: сделал концертные фортепианные транскрипции алябьевского «Соловья. и «Марша Черномора» Глинки, издал в Европе сборник фрагментов русских опер, поставил оперу Антона Рубинштейна «Сибирские охотники»

     Но официальный Петербург оказал Листу не самый тёмый приём. В 1843 году на его концерте в Зимнем дворце присутствовал Николай I. Во время игры император стал переговариваться с адъютантом. Лист снял руки с клавиатуры .»Почему вы перестали играть? — спросил Николай. «Когда говорит царь, все остальные умолкают», — вежливо, но твёрдо ответил маэстро. «Ваш экипаж подан, господин Лист!» — холодно бросил император. Музыкант поклонился  и вышел из зала.
     А вскоре в его гостиничном номере появился полицейский, чтобы объявить: по высочайшему повелению господин Лист в течение 6 часов должен покинуть Санкт-Петербург. Но его уже ждал Париж, Женева, Франкфурт, Берлин, Варшава, Рига, Таллин…     В феврале 1847 г Лист давал концерты в Киеве. Некая дама заплатила за билет на благотворительный концерт не положенный рубль, а целых сто. Что за щедрая душа? Даму звали Каролиной (опять это имя!), она оказалась умна и очень хороша собой. В свои 28 лет состояла в замужестве с князем Николаем Зайн-Витгенштейном и в первый же год их совместной жизни родила дочь Maнечку. Но муж теперь появлялся лишь изредка , предпочитая прожигать жизнь в Петербурге.   Лист письмом поблагодарил таинственную Каролину за щедрое пожертвование, а она в ответ пригласила его в свое роскошное имение Вороницы, неподалеку от Киева. На следующее утро, к отелю, где проживал маэстро, подкатила карета. При встрече Каролина призналась, что не пропустила ни одного его концерта в России. Она рассказывала ему о своём детстве и юности, о том, как несовершеннолетней девочкой её выдали замуж за нелюбимого. Лист пообещал ей вернуться сразу по окончании турне.

 «…Поверьте мне, Каролина, что я так же схожу с ума, как Ромео, если только можно назвать сумасшествием петь для Вас, любить Вас и доставлять Вам удовольствие… Я хочу сделать Вашу жизнь красивой и новой. Давайте же любить друг друга, моя единственная и славная Любовь. Богом клянусь, что люди никогда не смогут разлучить тех, кого навеки соединил Господь.»

     Теперь ему была нужна не любовная интрига, а законный союз — он устал быть странствующим музыкантом и мечтал об уютном доме и любящей жене.

Он дал последний концерт и объявил публике о завершении музыкальной карьеры. Но … аристократам разводы в России были запрещены. Ни князь Витгенштейн, ни император разрешения на него Каролине не дали.

А её семья вознамерилась запрятать упрямицу в сумасшедший дом или монастырь.

      Каролина продала все свои ценности и, взяв Манечку, в 1848 г решила бежать из России.На границе ей попался офицер пограничной стражи, оказавшийся давним почитателем её красоты и щедрости . И — вот удача! — она услышала: «В связи с беспорядками в Европе я получил приказ закрыть русскую границу. Но я задержу его до тех пор, пока ваше сиятельство ие окажется за её пределами». За бегство с родины Каролину Витгенштейн лишили титула и всех имущественных прав.

   Влюблённые поселились в немецком Веймаре, где правила герцогиня Мария Павловна (дочь императора Павла и сестра Николая I). Она давно хотела, чтобы Лист перебрался сюда, подарила ему загородный замок Альтенбург, дабы хоть как-то загладить вину брата перед великим музыкантом.

    Композитор еще с 1842 г служил здесь придворным капельмейстером, и за 13 веймарских лет он написал и переработал большинство своих самых значимых сочинений, завершил цикл фортепианных пьес «Годы странствий», создал 15 из 19 «Венгерских рапсодий», «Этюды по каприсам Паганини» и многое другое. Веймар был им очарован.      Шли годы, и двусмысленное положение Ференца и Каролины вот-вот должно было разрешиться. Каролине удалось доказать, что родители выдали замуж против ее воли в несовершеннолетнем возрасте. Новый российский император Александр II позволил развод.     Было получено разрешение от Папы Римского. Венчание назначили в Риме на 22 октября 1861 г. Алтарь церкви Сан-Карло на улице Корес уже украшен живыми цветами, но неожиданно к Каролине и Ференцу является секретарь папы и сообщает, что венчание отменяется. В последний момент от Витгенштейнов пришла депеша, отрицающая факт насильственного замужества Каролины.

Обратите внимание

         И снова – тягостная двусмысленность и неопределенность. Все чаще Листу приходит в голову мысль остаться в Ватикане, писать исключительно духовную музыку и посвятить остаток жизни служению Церкви.

     И когда приходит весть о том, что князь Витгенштейн скончался и Каролина отныне – свободная женщина, Лист совершает абсолютно неожиданный поступок. Объяснить его не могут ни биографы, ни давние друзья композитора. В 1865 году в зените своей славы он постригается в монахи, и становится аббатом.

     Пишут, что Каролина не возражала, а может, она просто настолько любила своего Ференца-Франца-Франсуа? Так и не ставшего ей законным мужем за 18 лет совместной жизни..

      Каролина же теперь занимается мировой религией и пишет огромный труд из двадцати четырех томов об истории религии. Церковь вместо того, чтобы соединить влюбленных, навеки разлучила их…

    На одном из фестивалей в Байройте 25 июля 1886 года Лист серьезно простудился, простуда перешла в воспаление легких. Здоровье резко ухудшилось. Умер Ференц Лист 31 июля 1886 года в гостинице на руках камердинера. В своем завещании он написал:

    «Всем, что я сделал за двенадцать последних лет, я обязан женщине, которую я страждал назвать своей супругой, чему, однако, мешали зло и мерзкие интриги отдельных людей. Имя этой любимой женщины – княгиня Каролина Витгенштейн. Она – источник всех моих радостей и исцелительница моих страданий».

      Но была в завещании и еще одна деталь. После своей смерти Лист просит наследников «переслать его кольцо с талисманом мадам Каролине д`Артиго, урожденной графине Сен-Крик». То самое кольцо с надписью exspectans exspectavi…

       Пережила Каролина своего Листа всего на несколько месяцев. Умерла она в Риме 9 марта 1887 года. Французский композитор-романтик Гектор Берлиоз посвятил свою оперу «Троянцы» римскому поэту Вергилию и …Каролине Витгенштейн.

Источник: http://maxpark.com/community/6782/content/1694859

Философско-эстетические воззрения Ференса Листа: опыт осмысления к 200-летию со дня рождения

иллюстраций картин, портретов, рисунков и набросков, выполненных художником.

Все вышеизложенное призывает к изучению и написанию на русском языке отдельного подробного исследования о жизни и творчестве этого замечательного художника эпохи Просвещения, поскольку его строгий нравственный подход к творчеству и новаторские идеи сюжетов его картин актуальны и в наше время.

Т. П. Самсонова

Философско-эстетические воззрения Ференса Листа: опыт осмысления к 200-летию со дня рождения

Годы жизни Ф. Листа (1811-1886) охватывают почти весь XIX в. Он был свидетелем величайших потрясений в Европе.

Важно

Год его рождения — время наивысшего могущества Наполеона, детство совпало с торжеством реакции Священного союза, отрочество и юность прошли в обстановке Реставрации, в зрелом возрасте он был свидетелем целого ряда буржуазных революций: 1830 г. в Париже, 1848-1849 гг.

в Венгрии и Германии; он пережил Парижскую коммуну и плоды господства Габсбургов в Венгрии. «Человек мира», блистательный виртуоз и свободный художник, экстравагантный романтик — он впитывал этот мир жадно и вдохновенно.

Встречи с выдающимися мыслителями своего времени, художниками, писателями, поэтами, композиторами оставляли глубокий след в его творческой натуре, заставляли размышлять о судьбах искусства и находить свой способ философского постижения мира своей музыкой. К таковым можно отнести фортепианный цикл «Годы странствий».

Это уникальное создание пианистической литературы, хотя сама тема странствий чрезвычайно характерна для романтического искусства вообще. Этот цикл занимает совершенно особое место в фортепианном творчестве Листа. Работа над ним продолжалась в течение 40 лет (30-е — 70-е гг.), ни над каким другим сочинением композитор не работал так много.

Большие гастрольные турне и просто путешествия по разным странам и городам Европы нашли отражение в этом цикле, объединённым одним названием, одной идеей — идеей синтеза искусств и программности в музыке. «Годы странствий» Листа — философский взгляд на мир большого художника, стадии его духовного роста. Сквозь музыку этих пьес можно усмотреть три этапа восхождения духовной зрелости композитора, которые соответствуют названиям частей цикла.

«Первый год. Швейцария». Это цикл пьес, первый том цикла «Годы странствий» навеянный картинами природы Швейцарии. Об-

236

ращают внимание эпиграфы, которые сделал Лист к некоторым пьесам. Большинство из них заимствованы из поэмы Дж. Байрона «Чайлд Гарольд». Именно романтическая поэма Байрона послужила творческим импульсом для Листа: в первоначальной версии свой цикл композитор намеревался назвать «Годы паломничества». Приведём полное название пьес цикла «Годы странствий Листа:

1) «Часовня Вильгельма Телля» (в качестве эпиграфа — девиз Швейцарских повстанцев — «Один за всех, и все за одного»).

2) На Валленштадском озере (эпиграф из «Чайлд Гарольда» Байрона.

3) «Пастораль».

4) «У родника» (эпиграф из Шиллера «У шелестящей прохлады начинаются игры юной натуры»).

Совет

5) «Гроза» (эпиграф из «Чайлд Гарольда» Байрона — «Где ваш предел, о бури?/ Звучат порой в сердечной глубине? / Иль ваши, как орлов, жилища в вышине?»

6) Долина «Обермана» (эпиграф из романа французского писателя Сенанкура (1770-1846) «Оберман» — «Чего я хочу, Что я такое? Чего просить у природы? Все причины невидимы, всякий конец обманчив; Все формулы изменчивы, всякое время исчерпывается…»

7) Эклога («Чайлд Гарольд»).

8) Тоска по родине.

9) Женевские колокола.

Уже первый том «Годов странствий» (1855) показал, что Лист последовательно проводил мысль о синтезе искусств.

Прогрессивная для своего времени идея программности музыки последовательно воплощалась Листом в поэтичных названиях каждой пьесы, а литературные и стихотворные эпиграфы уточняли смысл каждого произведения для исполнителя и слушателя.

Примечательно было оформлено первое издание «Годов Странствий»: каждая пьеса содержала рисунок, выполненный художником Э. Кречмером (Миль-штейн Я. И. Ф. Лист. Т. II. М.: Музгиз, 1956. С.72, илл.).

Если пьесы первого тома навеяны, главным образом, картинами природы, то содержание второго тома («Второй том. Италия») -связано с впечатлениями от итальянского искусства — поэзии, живописи, скульптуры (Данте, Петрарка, Микеланджело).

В письмах и статьях Листа есть восторженные строки, посвященные искусству великих итальянских мастеров, с которым он соприкоснулся путешествуя по Италии в 1837-1839 гг.: «Прекрасное, пользующееся в этой стране привилегией, предстало передо мной в своих чистейших, возвышеннейших формах.

Моему изумленному взору явилось искусство во всем своем великолепии, я увидел его открытым во всей его универсальности, во всем его единстве» (Лист Ф. Избр. ст.

237

М.: Музгиз, 1953. С. 150]. Приведём название всех пьес цикла второго тома:

Обратите внимание

1) «Обручение». Эта пьеса — отклик на посещение Листом в Милане галереи Брера и впечатление от знаменитой картины Рафаэля с изображением бракосочетания девы Марии с Иосифом (1504). Её репродукция, по желанию Листа, была помещена на титульном листе первого издания.

2) «Мыслитель» — пьеса создана под впечатлением статуи Микеланджело «Ночь» в гробнице Медичи во Флоренции. Фортепианной пьесе Лист предпослал поэтический комментарий из сонета Микеланджело, высеченного на пьедестале скульптуры: «Отрадно спать — отрадней камнем быть/ О, в этот век, преступный и постыдный/ Не жить, не чувствовать — удел завидный»/ Прошу молчи — не смей меня будить».

3) «Канцонетта Сальватора Розы». Эта пьеса — дань восхищения Листом творчеством выдающегося поэта, художника и музыканта эпохи Возрождения Сальваторе Роза (1615-1673). Поэтический эпиграф взят Листом из канцонетты Сальваторе Розы: «Я часто меняю место/ Но я никогда не меняю своего желания/ Всё тот же огонь будет во мне/ И я всегда останусь тем же».

4) «Сонет Петрарки № 47 (Des-dur)»: «Благословляю день, минуту, доли/ Доли минуты, время года, месяц, год / И место и предел чудесный тот,/ Где светлый взгляд обрёк меня неволе …»

5) Сонет Петрарки № 104 (E-dur): «Я мир утратил, тщетно жду раздора/ Страшусь, надеюсь, гасну , пламенею/ В тоске взлетая ввысь, снижаюсь скоро/ Во прах упав, рвусь снова к эмпирею.»

6) Сонет Петрарки № 123 (As-dur): «Звезда и небо — в безмятежном сне/ И зверь затих, и отдыхает птица/ И звёздная свершает колесница/ Объезд ночных владений в тишине…»/. Во многих изданиях, по желанию Листа, приводился итальянский текст этих сонетов Петрарки.

7) «После прочтения Данте (фантазия — соната)».

Это масштабное произведение в сонатной форме, как указывает подзаголовок, соответствует выдающемуся памятнику мирового искусства -«Божественной комедии» Данте, из которой Лист в качестве эпиграфа к своему произведению взял следующие строфы: «Я высшей силой, полнотой всезнанья/ И первою любовью сотворён,/ Древней меня лишь вечные созданья / И с вечностью пребуду наравне/ Входящие, оставьте упованья…». В этом произведении Лист хотел воплотить средствами музыкального искусства общую поэтическую идею и ведущие образы Данте, которые присутствовали в последующих произведениях Листа: «Данте — симфония» (1854), «Мефис-то — вальс» №1, №2, №3.

238

Несколько позже Лист создал дополнение ко второму году странствий — «Венеция» и «Неаполь», сюда вошли три популярные пьесы, рисующие картины итальянской народной жизни: «Гондольера», «Канцона» и «Тарантелла», где Лист использовал темы подлинных итальянских народних мелодий. Образы итальянского Возрождения и итальянской жизни привлекали Листа не только эстетически, но и идейно-философски: гуманизмом, идеей торжества человеческой мысли, силой чувств. Важно, что именно в отмеченные годы в сознании композитора формировалась идея синтеза искусств, в частности, музыки и поэзии, что прекрасно подтверждается музыкальным содержанием «Годов странствий». Каждая музыкальная пьеса будит фантазию, рождает поэтические, живописные и литературные ассоциации и образы, опирается на активную работу духа.

«Третий год странствий» был написан позже двух первых (1877-1883). Сюда входят следующие произведения: «Ангелюс», «Кипарисы виллы д, Эсте», «Фонтаны виллы д, Эсте», «В венгерском стиле», «Похоронный марш», «Sursum corda (Ввысь сердца)». Эти произведения отличаются от предыдущих и по образам, и по средствам выражения — более тонким и изысканным.

Важно

В музыке контрастно сопоставляются возвышенно-молитвенные настроения и чувства разочарования, мрачного скепсиса. Религиозная тематика становится доминирующей, что соответствовало общему изменению воззрений композитора. В 1865 г. он принял «малый постриг», стал аббатом, переехал в Рим.

К этому периоду относится создание монументальных духовных произведений: оратории «Легенда о Святой Елизавете», «Христос», «Виа Круцис» (Крёстный путь), Реквием, Четыре псалма, Венгерская коронационная месса.

Как отмечали многие его современники, религиозность Листа была весьма субъективна и либеральна, но на существенное изменение вектора духовной составляющей в творчестве Листа повлияли именно эти последние масштабные произведения религиозного содержания.

Таким образом, три тома грандиозного фортепианного цикла «Годы странствий» становятся символами трёх стадий духовного восхождения художника, куда входят Природа — Искусство — Религия. В европейской музыке это был первый опыт такого рода, который дал начало творческого развития последующим композиторам XIX в.

Отметим то новое, что привнёс Лист в философскоэстетические воззрения своей эпохи.

В своих статьях и письмах Лист неоднократно подчёркивал, что наряду с «освобождением индивидуального содержания от схематизма», необходимо «обновление музыки путём её внутренней связи с поэзией» (Мильштейн, с.

227). От этого обновления ждал он «свободного развития музыкального искусства», в нём видел он путь «к великому слову музыки

239

будущего». По мнению Листа, программная музыка прежде всего предполагает наличие «объявленной программы» или как он предполагал «изложенного общедоступным языком предисловия» к сочинению. С помощью словесного предуведомления композитор

1) разъясняет слушателю содержание музыки, обращая внимание «не только на музыкальную ткань, но и на идеи», заложенные в ней,

2) дополняет это содержание поэтическим отображением тех сторон действительности, которые сравнительно менее доступны музыке,

3) направляет внимание публики по определённому руслу, стремясь «предохранить своих слушателей от произвольного истолкования и наперёд указать поэтическую идею целого, навести на её главнейшие моменты», 4) заставляет воспринимать музыку в единстве с другими искусствами, то есть приобщает слушателя к высотам художественной культуры, «просвещает его, обогащает его духовный мир» (Мильштейн, с. 228). Концепция программности Листа в корне противостояла формальной музыкальной логике (Ганслик) и поколебала представление о музыке, как о « чистом абсолютном искусстве звуков» (Гегель). Идеи Листа оказали большое влияние на русскую композиторскую школу, в частности, на композиторов «Могучей кучки», со многими из них он состоял в переписке (А. Рубинштейн. А. Зилоти, А. Бородин). Как-то А.П. Бородин заметил: «Собственно, у всякого композитора существует только одна основная музыкальная тема, и всё его творчество представляет ряд вариаций на эту тему» (Мильштейн, 245). Это высказывание можно соотнести и с творчеством Листа. В гигантском композиторском наследии Листа можно проследить одну выразительную тему — это человек с его богатым духовным миром, прекрасный мир природы и искусства, с которым творец находился в постоянной рефлексии, возвышая себя и очищая.

Г. В. Григорьева

Интервальный слух в курсе современного сольфеджио

В современном музыкальном искусстве с его колебаниями от «новой простоты» к «новой сложности», с его палитрой, вобравшей все мыслимые представления о характере звучания, не только сохраняется, но и усиливается значение первоэлементов музыки. Тон, интервал, попевка зачастую являются главными композиционными частицами или, по крайней мере, остаются для нашего слуха распознаваемыми и желанными.

Совет

Композиторы, создавая новую звуковую материю, для ее теоретического обоснования так или иначе опираются на понятие интер-

240

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofsko-esteticheskie-vozzreniya-ferensa-lista-opyt-osmysleniya-k-200-letiyu-so-dnya-rozhdeniya

Ответы@Mail.Ru: Очень краткая биография Ференца листа Надо очень срочно!!! Помогите !!!

Олег Магкеев Искусственный Интеллект (244991) 3 года назадФеренц (Франц) Лист (венг. Liszt Ferenc, нем.

Franz Liszt; 22 октября 1811, Райдинг, Австрийская империя — 31 июля 1886, Байройт, Германская империя) — венгерский композитор, пианист-виртуоз, педагог, дирижёр, публицист, один из крупнейших представителей музыкального романтизма. Основоположник Веймарской школы в музыке.

Лист был одним из величайших пианистов XIX века. Его эпоха была расцветом концертного пианизма, Лист был в авангарде этого процесса, имея безграничные технические возможности. До сих пор его виртуозность остаётся ориентиром для современных пианистов, а произведения — вершинами фортепианной виртуозности.

В 1843 году Лист совершил вместе с тенором Джованни Батиста Рубини гастрольное концертное турне по Нидерландам и Германии.Активная концертная деятельность в целом завершилась в 1848 году (последний концерт был дан в Елисаветграде), после чего Лист выступал редко.

Как композитор Лист сделал массу открытий в области гармонии, мелодики, формы и фактуры. Создал новые инструментальные жанры (рапсодия, симфоническая поэма). Сформировал структуру одночастно-циклической формы, которая намечалась у Шумана и Шопена, но не была развита так смело.

Источник: ru.wikipedia.org/wiki/Лист,_Ференц

турпал турпал Ученик (155) 2 года назадРодился 22 октября 1811 г. близ города Шопрон (Венгрия) в семье обедневшего дворянина. Музыке обучался в Вене. Педагогом Ференца по игре на фортепиано был К. Черни, по композиции — А. Сальери, Ф. Паэр и А. Рейхи.Выступая в концертах с девяти лет, Лист вначале стал знаменит как пианист-виртуоз.В 1823—1835 гг. он жил и концертировал в Париже, где также развернулась его педагогическая и композиторская деятельность. Здесь музыкант познакомился и сблизился с Г. Берлиозом, Ф. Шопеном, Ж. Санд, другими виднейшими деятелями искусства и литературы.В 1835—1839 гг. Лист путешествовал по Швейцарии и Италии и в этот период довёл своё мастерство пианиста до совершенства.В своём композиторском творчестве Лист выдвигал идею синтеза нескольких искусств, прежде всего музыки и поэзии. Отсюда основной его принцип — программность (музыка сочиняется на определённый сюжет или образ). Итогом путешествия по Италии и знакомства с картинами итальянских мастеров стал фортепианный цикл «Годы странствий», а также фантазия-соната «После чтения Данте».До 1848 г. Лист гастролировал по всей Европе с неизменным триумфом, но затем он оставил концертную деятельность и поселился в Веймаре, приняв должность придворного капельмейстера. В Веймаре были созданы самые значительные произведения Листа: «Фауст-симфония» (1857 г.;по трагедии Гёте), «Симфония к “Божественной комедии”» (1856 г.; по Данте), два фортепианных концерта (впервые в истории фортепианной музыки этот жанр был представлен не трёхчастным, а одночастным произведением), «Этюды трансцендентного исполнения» (этюды высшего исполнительского мастерства), 12 симфонических поэм (Лист — родоначальник этой формы) и другие.В 1847—1885 гг. Лист написал 19 венгерских рапсодий, призванных донести до европейского слушателя музыку родной автору страны.Постепенно разочаровавшись в окружающей его обстановке (её отличали интриги и зависть), композитор в 1858 г. оставил должность придворного капельмейстера. С 1861 г. он жил то в Риме, то в Будапеште, то вновь в Веймаре.В 1865 г. Лист принял сан аббата, но от мира не удалился, а посвятил себя педагогике и оказывал покровительство молодым талантливым музыкантам.В 1875 г. по инициативе композитора в Будапеште открылась Музыкальная академия (ныне носит его имя). Лист стал её первым президентом и профессором.

Скончался 31 июля 1886 г. в городе Байрёйт.

Комментарий удален

Комментарий удален

Вадим Кадкин Знаток (328) 2 года назадЛИСТ ФЕРЕНЦФеренц Лист родился 22 октября 1811г. в деревне Доборьян (Венгрия). В детстве был очарован цыганской музыкой и танцами венгерских крестьян. Отец преподал ребёнку основы игры на фортепиано. В возрасте 9 лет Ференц дал свой первый концерт в соседнем городке Шопроне.Вскоре он был приглашён в великолепный дворец Эстерхази; игра мальчика настолько поразила гостей графа, что несколько дворян вызвались оплатить его дальнейшее музыкальное образование. Ференца послали в Вену, где он обучался композиции у А. Сальери и фортепиано у крупнейшего педагога Европы К. Черни. Венский дебют Листа состоялся 1 декабря 1822 г.Критики остались в восторге, и с тех пор Листу были обеспечены слава и полные залы. Онсовершил ряд поездок с концертами по Англии и Франции. После смерти отца (1827) Лист начал давать уроки. Тогда же познакомился с молодыми композиторами Г. Берлиозом и Ф. Шопеном, искусство которых оказало на него сильное влияние: он сумел «перевести на язык фортепиано» колористическое богатство партитур Берлиоза и сочетать мягкий лиризм Шопена с собственным бурным темпераментом. В начале 1830-х годов кумиром Листа стал итальянский скрипач-виртуоз Н. Паганини; Лист задался целью создать столь же блестящий фортепиальный стиль, даже перенял от Паганини некоторые особенности его поведения на концертной эстраде. Теперь Лист практически не имел соперников как пианист-виртуоз.В 1844г. Лист стал капельмейстером при герцогском дворе в Веймаре. Этот небольшойнемецкий городок был некогда процветающим культурным центром, и Лист мечтал вернуть Веймару славу столицы искусств. В 1847г., приняв решение посвятить себя Веймару, Лист предпринял прощальные концертные гастроли. В роли капельмейстера Лист поддерживал всё новое, радикальное, иногда отвергнутое другими. С одинаковым рвением он исполнял сочинения старых мастеров и опыты начинающих композиторов. Он устроил неделю музыки Берлиоза в то время, когда романтический стиль этого композитора не встречал понимания во Франции. Лист сумел даже организовать в Веймаре премьеру оперы Вагнера Тангейзер в годы, когда ее автор был политическим изгнанником и ему грозил арест.Лист успевал сражаться с герцогом Веймарским по поводу перерасходов в своём бюджете, отстаивать при дворе свою артистическую свободу и одновременно сочинять, дирижировать и преподавать. Именно в Веймаре появилась единственная фортепианная соната композитора, а также ряд оркестровых пьес, а с 1849 – оркестровых поэм. Лист сочинял массу виртуозной концертной музыки и не жалел времени на преподавание: его классы, проводившиеся во второй половине дня, были переполнены подающими надежды пианистами из разных стран, которые, по воле учителя, ничего не платили за участие в этих собраниях посвященных. С 1858 г. Лист отказался от поста капельмейстера, но цели своей добился: при нем Веймар действительно стал центром европейской музыки, а сам музыкант- признанным вождем европейской интеллектуальной элиты.В 1871 г. Лист получил звание советника венгерского короля, и через два года в Будапеште было необычайно торжественно отпраздновано пятидесятилетие творческой деятельности музыканта. В 1879 г. папа Римский Пий IX присвоил ему звание почетного каноника, что давало право на ношение сутаны, но не на титул Уаббат ЛистФ, которым композитор иногда подписывался. После кончины Вагнера в 1883 г. Лист провел в Веймаре мемориальный концерт.В начале 1886 г. 75-летний Лист отправился в Англию, где был принят королевой Викторией и восторженно встречен его почитателями. Из Англии уставший и неважно себя чувствовавший Лист приехал в Брайтон на ежегодный вагнеровский фестиваль. В этом городе он умер 31 июля 1886 г.Лист считается первостепенной фигурой в истории музыки. Как композитор и автор

транскрипций он создал более 1300 произведений. Подробно Ф. Шопену и

Торговый Автомат Знаток (409) 2 года назад Виктория Викторовна Профи (584) 1 год назад Татьяна Суворова Знаток (295) 10 месяцев назадФеренц (Франц) Лист (венг. Liszt Ferenc, нем. Franz Liszt; 22 октября 1811, Райдинг, Австрийская империя — 31 июля 1886, Байройт, Германская империя) — венгерский композитор, пианист-виртуоз, педагог, дирижёр, публицист, один из крупнейших представителей музыкального романтизма. Основоположник Веймарской школы в музыке.

Лист был одним из величайших пианистов XIX века. Его эпоха была расцветом концертного пианизма, Лист был в авангарде этого процесса, имея безграничные технические возможности. До сих пор его виртуозность остаётся ориентиром для современных пианистов, а произведения — вершинами фортепианной виртуозности.

В 1843 году Лист совершил вместе с тенором Джованни Батиста Рубини гастрольное концертное турне по Нидерландам и Германии.Активная концертная деятельность в целом завершилась в 1848 году (последний концерт был дан в Елисаветграде), после чего Лист выступал редко.

Как композитор Лист сделал массу открытий в области гармонии, мелодики, формы и фактуры. Создал новые инструментальные жанры (рапсодия, симфоническая поэма). Сформировал структуру одночастно-циклической формы, которая намечалась у Шумана и Шопена, но не была развита так смело.

Источник: https://otvet.mail.ru/question/185157286

«Годы странствий»

Новости оперы, балета и классической музыки

Афиша культурных мероприятий в Санкт-Петербурге и Москве

Город Санкт-Петербург — это культурный центр мирового значения, с расположенными в нем 5830 памятниками культуры.

В городе работает самая большая городская сеть учреждений культуры: театров, музеев, библиотек, концертных и выставочных залов.

Город Москва — это один из богатейших историко-культурных центров России. В городе множество интересных мест, как

различных архитектурных и историко-культурных памятников, так и современных развлекательных инфраструктур.

Главная >> Лист >> Жизненный путь >> «Годы странствий»

19.03.2013 18:37
Мысль о музыкальном воплощении впечатлений от своих путешествий зародилась в уме композитора не сразу. Изредка Лист писал лишь отдельные пьесы, отображающие те или иные события и коллизии. И речи не было о том, что они превратятся когда-нибудь в полноценный сборник, объединенным одним заглавием, в бесконечный «путевой лист» композитора, для которого перемещения по миру стали образом жизни. В 1834 году Лист пишет пьесу «Лион» — она-то и станет первой из задуманного цикла, еще, правда, не имеющего названия. То был отклик на восстание лионских ткачей; эпиграфом к пьесе стал их лозунг «Жить, работая, или умереть, сражаясь». В следующие два года Лист писал, в основном, пьесы, связанные со швейцарскими впечатлениями. Они публиковались то тут, то там у различных издателей, пока не вышли в Париже у Ришо под общим заглавием: «Первый год странствий». В него вошли вышеупомянутый «Лион», «Долина Обермана», «Валленштадтское озеро», «Колокола Женевы», «Часовня Вильгельма Телля», «Псалом» и «У родника». Затем на свет появились еще девять пьес под общим названием «Цветы альпийских мелодий» — в основе большинства из них лежали швейцарские народные пастушьи песни. Ознакомившись с ними, издатель Гаслингер предложил выпустить в виде сборника и их.Так родился «Второй год странствий». Спустя еще два года оба сборника вышли в одном переплете. Изысканная надпись на титульном листе гласила: «Альбом путешественника». Туда же вошли некоторые другие пьесы Листа. Композитор сам предложил разделить «Альбом» натри раздела. Первый был озаглавлен «Впечатления и поэтические переживания», второй позаимствовал название «Цветы альпийских мелодий». Третий раздел Лист нарек «Парафразами».Всем пьесам предшествуют литературные эпиграфы, взятые, в основном из «Паломничества Чайльд Гарольда» Байрона. Более того, всему альбому также предпослано обращение Листа, где разъясняются цели и характер издания.

Помимо этого, Лист рассуждает о программности своих сочинений как наиболее плодотворном и наглядном явлении музыкального искусства. Действительно, обозначая некий сюжет, «программу» своего сочинения, композитор дает мощный толчок воображению слушателя.

Лист напрочь отказывался видеть в музыке «простую комбинацию звуков»; музыка для него оставалась средством выражения самых сокровенных чувств и мыслей человека.

«Музыка, — проникновенно говорил он, — есть поэтический язык, способный, может быть, более, чем сама поэзия, выражать то, что выходит за обычные горизонты, все, что ускользает от анализа».

 

Интересная статья? Поделись с друзьями:

Самое интересное о культурной жизни в 2013 году

Исторические факты о театре, опере и балете

Петербургские танцовщицы-академистки к концу карьеры нередко пробовали себя в импрессионистских балетах Фокина. Те же, что начинали соратницами Фокина, рано или…

В своем отношении к актеру Горский отличался и от Петипа, и от Фокина. Высшим достоинством исполнителя Петипа считал виртуозную инструментальность…

Сложность отношений прима-балерины и    хореографа стала подоплекой самых разных фактов в жизни московского балета. Это во многом объясняет ту…

Исполнительское искусство — непререкаемая ценность русского балетного театра начала XX века. При всем разнообразии поисков. какие вели русские хореографы 1900—1910-х…

Судьбы шести балерин русской сцены на рубеже XIX—XX веков были похожими и разными. Воспитанницы одной школы, они обладали безукоризненной профессиональной…

В искусстве русских танцовщиц XIX века сталкивались и переплетались две исполнительские традиции. Одна полагала основой танцевальной…

В 1909 году балетную школу окончила Евгения Эдуардовна Бибер. Родилась она 30 июля 1891 года. Критика отметила ученицу Куличевской рядом…

Обратите внимание

28 ноября 1909 года Теляковский утвердил  контракт с танцовщицей Ольгой Васильевной Федоровой, по которому она с  декабря переводилась из Москвы…

Весной 1901 года училище окончила Евгения Платоновна Эдуардова (1882—1960). Миловидное лицо, стройная фигура, пластичность скоро позволили ей продвинуться из кордебалета в…

 Лучшие образы Леонтьева были созданы после Октября. Лишь подступом к будущим крупным пантомимным ролям стал в 1915 году Санчо Панса….

Одним из зачинателей новой школы балетной  пантомимы выступил Леонид Сергеевич Леонтьев (1885—1942).  мая 1903 года среди многих номеров дивертисмента на…

Интерес к собственному искусству возник уже к исходу обязательной службы, за два года до пенсии, в…

Сквозь несколько «эпох» русского балета прошла творческая деятельность актера-мима Алексея Дмитриевича Булгакова (1872— 1954). Он окончил петербургское училище в 1889…

Одаренным мимом и характерным танцовщи ком был Александр Александрович Орлов (родился в 1889 году). Оп поступил в Московское театральное училище, но…

Богатую будущность сулило начало карьеры  Георгия Альфредовича Розая (1887—1917).Он окончил школу по классу Обухова в 1907 году, одновременно с Нижинским….

Важно

От Кшесинского с его несколько ходульным  пафосом резко отличался Василий Николаевич Стуколкин (1879—1916). Тоже выходец из актерской семьи, он унаследовал…

Обладателем подобных прав явился, например, Иосиф-Михаил Феликсович Кшесинский (1868—1942). По окончании петербургской школы он с  июня 1886 года был зачислен…

1 сентября 1898 года, семью годами позже Сидорова, в труппу Большого театра вступил еще один замечательный мим, Владимир Александрович Рябцев (родился…

Предыдущая Следующая

Пржевальский Николай Михайлович российский путешественник, исследователь Центральной Азии и Дальнего Востока, почетный член Петербургской АН, генерал-майор, руководитель экспедиции в Уссурийский…

Источник: http://glinka-capella.ru/f-list/zhiznennyj-put/1733-gody-stranstvij.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector