Арам Хачатурян: биография, интересные факты, творчество
Арам Хачатурян
Веками ходят легенды о музыкальности народов Кавказа. Наверное, поэтому у мальчика из армянской семьи, жившей в предместье старого Тифлиса, не было другого пути, как стать одним из самых выдающихся композиторов и педагогов XX века. Арам Хачатурян – это имя хорошо знакомо любителям классической музыки по всему миру.
Маэстро писал такие замечательные произведения, что многие из них после премьерного исполнения мгновенно становились популярными. Искромётный «Танец с саблями» из балета «Гаянэ, восхитительный «Вальс» из сюиты к драме М.Ю.
Лермонтова «Маскарад», блестящий «Концерт для скрипки с оркестром» — это мизерный перечень произведений, которые покорили сердца слушателей не только в нашей стране, но и за её пределами.
Краткую биографию Арама Хачатуряна и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.
Краткая биография Хачатуряна
24 мая 1903 года в семье переплетчика Ильи Васкановича Хачатуряна родился четвертый сын. По воспоминаниям матери, малыш появился на свет в «рубашке». Его назвали Арам, что на армянском означает «милосердный». В детстве он был непоседой и шалопаем.
С восьми лет мальчика отдают учиться в расположенный неподалеку пансион С.В. Арбутинской-Долгорукой. Ребенок из простой семьи оказался среди детей аристократов и буржуа только благодаря тому, что Илья Васканович много работал с библиотекой хозяйки пансиона.
Именно там Арам научился играть на фортепиано и петь.
Из биографии Хачатуряна мы узнаём, что подростком по настоянию отца он учится в тбилисской Коммерческой школе, а в 1921 году приезжает в Москву продолжать образование в университете, куда и поступает на биологическое отделение.
В столице он живет у брата, известного МХАТовского режиссера Сурена Хачатуряна, посещает театры и концерты, общается с творческой элитой. Е.Ф. Гнесина первой разглядела его музыкальные способности.
И вот уже Арам после года в университете успешно сдает вступительные экзамены в Музыкальный техникум им. Гнесиных, в класс виолончели. Несколько лет он учится в обоих заведениях, но три года спустя оставляет биологию ради музыки.
Одновременно с этим, из класса виолончели он переводится в класс композиции, где под руководством М. Гнесина сочиняет свои первые произведения.
В конце 20-х годов Арам женится, у него рождается дочь Нунэ. С 1929 он – студент Московской консерватории. Аспирантуру он заканчивал у Н.Я.
Мясковского, о котором сохранил теплые воспоминания на всю последующую жизнь. В классе у Мясковского он познакомился с Ниной Макаровой и принял решение разорвать свой первый брак.
В 1933 году молодые композиторы поженились, семь лет спустя у них родился сын.
Произведения Хачатуряна исполнялись в крупнейших советских и зарубежных концертных залах, его поглотили общественная деятельность и большое количество работы, а первой наградой в 1939 году стал Орден Ленина. С того же года Хачатурян стал зампредседателя Оргкомитета Союза композиторов СССР.
Во время войны он в составе творческой группы был эвакуирован в Пермь, где много работал, остро воспринимая разлуку со своей семьей. После Победы радость от воссоединения с любимыми и друзьями, вдохновенный творческий подъем в одночасье были разрушены 10 февраля 1948 года.
Хачатурян был упомянут в печально известном постановлении «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели».
Одним махом была перечеркнута работа многих советских композиторов, Арама Ильича перестали издавать и одно время почти перестали исполнять. Эта несправедливая критика больно ударила его еще и потому, что расколола композиторский лагерь на две части – «формалисты» и «правильные» автор.
В числе первых были Хачатурян, Мурадели, Шостакович, Прокофьев, Мясковский. В числе вторых, получивших должности и известность — Хренников, Асафьев, Захаров. Арам Ильич воспринял эти события как предательство тех, с кем работал долгие годы. Первым желанием было закончить писать музыку, но это оказалось не в его власти.
Он стал преподавать в консерватории, встал за дирижерский пульт.
Несмотря на то, что «композиторское» постановление отменили только в 1958, официальная власть все эти годы не могла не признавать заслуг Хачатуряна. О том свидетельствуют и Сталинская премия в 1950, и звание Народного артиста СССР в 1954.
Последние годы жизни Арам Ильич боролся с раком и перенес несколько операций. В 1976 он овдовел и тяжело переживал потерю жены, к которой был невероятно привязан. План своих похорон он составил сам, выбрав местом своего последнего пристанища историческую родину, Армению.
1 мая 1978 года он скончался в московской больнице.
Интересные факты о Хачатуряне
- Родители композитора, Илья (Егия) Васканович и Кумаш Саркисовна, были родом из соседних сел в Армении. Илья с 13 лет уехал на заработки в Тифлис. С невестой, которая была моложе его на 10 лет, их обручили заочно, а поженились они, когда ей едва исполнилось 16.
- Биография Хачатуряна гласит, что Арам был самым младшим, пятым ребенком в семье. Первая дочь Хачатурянов умерла в малолетстве, у композитора были три брата, разница в возрасте со старшим из которых, Суреном, составляла 14 лет.
- Знаменитый «Танец с саблями» появился по требованию постановщиков балета «Гаянэ». Хачатурян вспоминал, что написал его всего за 11 часов. По иронии судьбы, именно благодаря этой мелодии имя композитора стало известно широкой публике за пределами Советского союза. На западе его даже называли «Мистер «Танец с саблями».
- Материалы для своего первого балета «Счастье» Хачатурян несколько месяцев собирал в Армении, знакомясь с народным творчеством, мотивами и традиционными музыкальными инструментами.
- Игорь Моисеев поставил «Спартака» в Большом театре полтора года спустя после ленинградской премьеры. В 1968 году появилась на свет еще одна версия балета – в хореографии Ю. Григоровича.
- Ленинградский «Спартак» Якобсона и московский Григоровича – абсолютно разные постановки – и по хореографии, и по духу. Спектакль Якобсона, сцены из римской жизни, был новаторским и по форме, и по содержанию. Так, например, партия антагониста главного героя – Красса создана для возрастного танцовщика и решена пантомимически. Леонид Якобсон выстроил запоминающиеся гладиаторские бои, эпичные массовые сцены. Тема Юрия Григоровича – хореографическая дуэль Спартака и Красса, а по сути – двух миров: мира гладиаторов и рабов, мира римской знати и воинов. Григорович создал героический мужской балет, женские образы в нем второстепенны, в то время как в версии Якобсона Фригия и Эгина играют значительную роль в развитии сюжета.
- Переделанная версия «Спартака» Якобсона некоторое время демонстрировалась и в Большом театре.
- В Кировском – Мариинском театре всегда ставился только один «Спартак» — Л. Якобсона. Возобновления спектакля были в 1976, 1985 и 2010 годах. Спектакль входит и в текущий репертуар.
- В 2008 году санкт-петербургский Михайловский театр представил свою версию «Спартака» по либретто и в хореографии Георгия Ковтуна. Постановка отличалась пышностью и размахом: несколько сотен человек массовки, четырехэтажные декорации, присутствие живых лошадей и даже тигра.
- Либретто «Гаянэ» переделывалось едва ли не к каждой постановке. Кировский театр в 1945 году представил балет на своей исторической сцене. В нем появились новые персонажи, были отредактированы сюжетные линии, удален пролог, изменена сценография. В 1952 году балет был переработан для новой постановки. Большой театр обратился к произведению в 1957. И вновь сценарий был существенно переделан.
- С «Гаянэ» начался творческий путь одного из самых выдающихся хореографов современности Бориса Эйфмана. В 1972 году он выбрал этот балет для своей дипломной работы. По согласованию с Хачатуряном, сюжет был вновь изменен. Спектакль шел на сцене Малого театра оперы и балета в Ленинграде и выдержал более 170 представлений.
- Сегодня «Гаянэ» — редкий гость российских подмостков. Полностью с произведением можно познакомиться только во время нечастых гастролей Армянского академического театра оперы и балета им. А. Спендиаряна, визитной карточкой которого является этот балет.
- Даже будучи больным, после двух тяжелых операций, Арам Ильич лично ездил по стране участвовать в постановках своих балетов.
- Арам Хачатурян создал собственную композиторскую школу, самыми известными его учениками стали А. Эшпай, М. Таривердиев, В. Дашкевич, А. Рыбников, М. Минков.
- М. Таривердиева Хачатурян не хотел брать к себе в класс – он учил симфонистов, а юноша показал ему свои камерные произведения. Микаэл тогда встречался с племянницей композитора Лейлой, и просить за него специально прилетел в Москву ее отец Вагинак. Дело дошло до конфликта между братьями, Арам Ильич сдался и принял Таривердиева к себе на курс.
- Писатель Михаил Веллер в свой сборник «Легенды Невского проспекта» включил и скандальный рассказ «Танец с саблями» о встрече А. Хачатуряна и С. Дали. Как впоследствии признался автор, эта история – плод его воображения.
- Любимое блюдо композитора – долма в виноградных листьях. Знакомые регулярно привозили ему домашнюю долму прямо из Армении.
- Персонажей балета «Гаянэ» зовут Нунэ и Карен – так же, как и детей композитора.
- Люди, близко знавшие пару Хачатурян – Макарова, единогласны в том, что это был союз двух абсолютных противоположностей. Нине Владимировне для работы требовалась тишина и одиночество. Арам Ильич мог писать в любом месте и в любое время. Она была более закрытым человеком, он – ярким, жизнерадостным и общительным. Этими своими качествами они идеально дополняли друг друга.
- Сочинения Н.В. Макаровой, к сожалению, плохо известны. А ведь она – создатель нескольких опер, множества песен и романсов. Оставаясь в творческой тени своего великого мужа, она сумела долгие годы поддерживать и вдохновлять его, возможно, в ущерб своему таланту.
- Среди племянников Арама Ильича есть и известный дирижер, и композитор. Дирижер — Эмин Левонович Хачатурян, записавший с Государственным симфоническим оркестром кинематографии музыку к 150 фильмам, среди которых «Я шагаю по Москве», «Бриллиантовая рука», «Москва слезам не верит». Композитор – Карен Суренович Хачатурян, автор балета «Чиполлино», профессор Московской консерватории.
- Обладая рубенсовской внешностью, Арам Ильич по-хорошему завидовал своему старшему брату Вагинаку, которого природа наградила высоким ростом, стройной фигурой и аристократическими чертами лица.
Творчество Арама Хачатуряна
Еще до окончания консерватории композитор заявил о себе балетом, несколькими камерными сочинениями, музыкой к драматическим спектаклям. В 1936 году Хачатурян написал Концерт для фортепиано с оркестром, который стал популярен во всем мире. В 1939 году для Ереванского театра был написан его первый балет «Счастье».
В основе сюжета – история о жизни простых колхозников. Балет имел несовершенную драматургическую основу, но музыка обладала ярким, узнаваемым национальным колоритом. Через несколько лет это сочинение будет полностью переработано, уже как часть балета «Гаянэ». Его дипломной работой стала Первая симфония.
«Первая армянская симфония», как назвали ее соотечественники композитора.
Он много работал с крупнейшими драматическими театрами столицы – МХАТом, Центральным театром Советской Армии, Театром им. Вахтангова. Последний к столетию смерти М.Ю.
Лермонтова ставил драму «Маскарад», музыку к спектаклю заказали Хачатуряну.
Несмотря на то, что премьера состоялась 21 июня 1941 года, и сценическая жизнь постановки была недолгой, вальсу из нее суждено было стать одной из самых прекрасных мелодий 20 века.
Находясь в пермской эвакуации, он поселился в гостинице, небольшой номер которой вместил еще и фортепиано. Всего полгода потребовалось маэстро, чтобы написать и полностью оркестровать балет «Гаянэ». В 1943 году он был поставлен силами ленинградского Театра оперы и балета им.
Кирова, также вывезенного в Пермь. Среди произведений военных лет: Вторая симфония, Сюита для двух фортепиано, сюиты из музыки к «Маскараду» и «Гаянэ», марш для духового оркестра, песни, гимн Армянской ССР, музыка для театра и кино.
После войны появились на свет Третья симфония, ставшая по замыслу композитора гимном народу, победившему фашизм, Концерт для виолончели с оркестром, «Ода памяти В.И. Ленина». 40-е были плодотворными и на сочинения для кино. Хачатурян сотрудничал с режиссерами М. Роммом, Я. Протазановым, В. Петровым.
Музыка к фильму «Сталинградская битва» была удостоена Сталинской премии.
Замысел балета «Спартак» Арам Ильич вынашивал всю войну. Уже в 1941 творческая команда была сформирована – либреттист Н. Волков, художник Ф. Федоровский, балетмейстер И. Моисеев. Все они давно мечтали поставить спектакль на эту тему, а Н. Волков работал над ней уже с 1933 года, опираясь на исторические источники разных периодов – от античных до современных.
Война внесла свои коррективы, на десятилетие отсрочив начало активного процесса создания балета. К сочинению музыки Хачатурян приступил в 1950 году. Совпадение или нет, но в тот же год маэстро побывал в Риме, и, возможно, впечатления от поездки на место событий дало ему вдохновение для создания большого произведения после периода творческой неопределенности.
За 3,5 года балет был закончен. Премьера состоялась в Ленинграде 27 декабря 1956 года. Балетмейстером-постановщиком был Л. Якобсон, художником – В. Ходасевич. Спектакль стал настоящей сенсацией, все в нем было ново – хореография (Якобсон поставил балет не на пуантах, а в сандалиях, на невыворотных ногах), масштаб – было занято огромное количество кордебалета и статистов.
Премьера ознаменовалась и скандалом между композитором и хореографом: Якобсон требовал сократить балет и переделать некоторые сцены, Хачатурян – протестовал из-за вмешательства в свое сочинение. Ожесточенные творческие стычки были почти на каждой репетиции, включая генеральную. Говорят, дело дошло даже до рукоприкладства.
Мастерам во имя искусства все же удалось прийти к консенсусу, но конфликт между ними сохранялся еще долгие годы.
Согласно биографии Хачатуряна с 1950 года он стал профессором класса композиции Московской консерватории, с этого же времени Арам Ильич начинает гастролировать по миру, дирижируя своими сочинениями на концертах.
Первый раз став за пульт совершенно случайно, маэстро настолько загорелся этой деятельностью, непосредственным общением с публикой, что впоследствии объездил полмира, дирижируя своими произведениями. Он говорил, что часто дирижер Хачатурян даже критикует композитора Хачатуряна.
В 50-е годы он много пишет для театра («Макбет» и «Король Лир») и кинематографа («Адмирал Ушаков», «Отелло»).
Последующее десятилетие ознаменовано тремя Концертами-рапсодиями, которые были удостоены Государственной премии, «Балладой о Родине» для баса и оркестра, сочинениями для фортепиано. Последними работами композитора стали несколько сонат.
Музыка Хачатуряна в кино
Арам Ильич много писал для кинематографа. Самые известные фильмы с его музыкой:
- «Пэпо», 1935 год, режиссер А. Бек-Назарян, А. Гулакян (символично, что это первый звуковой армянский фильм);
- «Человек №217», 1945 год, режиссер М. Ромм;
- «Сталинградская битва», 1949 год, режиссер В;. Петров
- «Адмирал Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы», 1953 год, режиссер М. Ромм;
- «Отелло», 1956 год, режиссер С. Юткевич;
- «Поединок», 1957 год, режиссер В. Петров;
- «Накануне», 1959 год, режиссер В. Петров.
В качестве саундтреков мелодии композитора использовались в фильмах:
Произведение | Фильм |
Танец с саблями из балета «Гаянэ» | «Симпсоны», телесериал |
«Теория большого взрыва», телесериал | |
«Мадагаскар 3», 2012 | |
«Бумажные птицы», 2010 | |
«Город призраков», 2008 | |
«Сенсация», 2006 | |
«Покаяние», 1984 | |
«Спартак» | «Ледниковый период 3: Эра динозавров», 2009 |
«Ледниковый период 2: Глобальное потепление», 2006 | |
«Ночной дозор», 2004 | |
Сюита «Маскарад» | «Любовь сквозь время», 2014 |
«Война и мир», мини-сериал, 2007 |
Арам Хачатурян соединил полифонию западной классической музыки и монодию восточных напевов, открыв тем самым традиционной мелодике востока дорогу к западному зрителю и общемировому признанию.
В то же время его музыка уникальна и самобытна, в ней нет заимствований и прямых отсылок к народному искусству.
Она и сегодня поражает своей энергией, эмоциональностью и жизнелюбием, в полной мере раскрывая удивительный талант ее создателя.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Видео: смотреть фильм о Хачатуряне
Источник: https://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/aram-khachaturyan
Краткая биография Арама Хачатуряна самое главное
Арам Ильич Хачатурян был рожден весной в 1903 году в Грузии. Его семья была армянской национальности. Его отец работал переплетчиком. Арам с детства занимался игрой на фортепиано и духовых инструментах.
Мальчик состоял в капелле. Родителям не нравилось его увлечение, и они не давали ему заниматься музыкой серьезно. Грузинские и азербайджанские песни запали в душу Арама в детстве и запомнились на всю жизнь.
В 18 лет молодой человек приехал в Россию, в Москву. Сначала он пошел в университет, но быстро понял, что ему не интересна биология (именно её он сначала собирался изучать). Арам был зачислен в музыкальное училище через год. Его предметами были фортепиано и виолончель.
Потом Арам поехал в Армению, он работал в доме культуры.
Через три года молодой человек поступил в консерваторию. Он снова переехал в Москву. Окончил Арам учебу отлично. Преподаватели очень гордились своим учеником. Потом он пошел в аспирантуру. После смерти музыканта его имя было внесено на доску лучших выпускников.
Наступил самый плодотворный период биографии музыканта. Он сочиняет много произведений для оркестра. В своих сочинениях музыкант объединяет армянские народные мелодии с европейскими четкими формами.
Когда началась Вторая мировая война, Арам стал писать песни и марши, которые поднимали в людях патриотический дух. Их крутили по радио. Во время войны музыкант жил в гостинице в Перми. Он написал там свой знаменитый балет, который шел в театре на протяжении 25 лет. Композитору этот факт был очень дорог. За это произведение музыкант получил премию. И оно принесло ему славу по всему миру.
После войны, в 1954 году, Арам создал еще один балет, который стал популярным во многих странах мира.
Музыкант также работал в театре и кино. Он писал музыку для разных фильмов и спектаклей.
В 50-х годах Арам работал дирижером. Он ездил по России и Европе. Он был преподавателем консерватории. Многие из его учеников стали известными композиторами и музыкантами.
Потом музыкант работал секретарем и академиком.
Композитор скончался весной 1978 года.
В честь музыканта были названы улицы в разных странах, самолет, выпущены марки, поставлены памятники, в Армении стоит дом–музей пианиста. В столице Армении проводится конкурс имени композитора с 2003 года. Конкурсанты соревнуются в игре на фортепиано, скрипке, виолончели. Именно на этих инструментах играл музыкант. Также в Армении существует фестиваль имени музыканта.
7 класса для детей
Интересные факты и даты из жизни
← Бальмонта Константина↑ БиографииПавлов Петрович Иван →
Источник: https://uchim-klass.ru/biografiya/hachaturyan-aram
Хачатурян Арам Ильич – биография, произведения и песни композитора
Композитор Арам Ильич Хачатурян во всем мире признан одним из гениальных музыкантов ХХ века. Армянин по национальности, родился в Грузии, за свою жизнь создал множество музыкальных произведений, среди которых сюиты, рапсодии, симфонии, писал музыку к кинофильмам и театральным постановкам, а также является автором музыки Государственного Гимна Армянской ССР.
Народный артист СССР, удостоенный множества наград, премий и медалей. В 2006 году в Москве (в Брюсовом переулке в Пресненском районе) был открыт памятник великому композитору.
Биография Арама Хачатуряна
Летом 1903 года в предместье Коджоры дореволюционного Тбилиси, который тогда назывался Тифлисом – в культурной столице всего дореволюционного Закавказья, в семье обычного переплетчика родился четвертый сын, которому дали имя Арам. Семья будущего музыканта была достаточно большой, в ней воспитывались пятеро детей.
Отец, Илья (Егия) Хачатурян был на 10 лет старше супруги Кумаш, обручены они были в то время, когда ей исполнилось всего 9 лет. К тому же, оба были из одного уезда. Егия, будучи обычным крестьянином, сумел уехать в Тифлис, поступил в переплетную мастерскую и быстро добился успеха. К моменту рождения Арама, его отец был уже полноправным владельцем этой мастерской.
Что касается Кумаш Саркисовны, то она была очень творческой натурой и, возможно, именно ее влияние на младшего сына стало для него определяющим.
По воспоминаниям самого композитора, мать часто напевала армянские песни, а он потом настукивала эти мотивы на кухонной медной утвари.
Кроме сыновей у Хачатурянов была еще и дочь (старшая среди детей), однако она не дожила даже до двух лет и скончалась от болезни.
Арам был ребенком очень подвижным и даже отчасти задиристым. Средства семьи позволили дать младшему сыну достойное образование. Он был отдан в частный пансион, где хорошо преподавались уроки пения.
Это в биографии Хачатуряна стало следующим шагом к миру музыки. Он упросил отца купить ему рояль и, не зная нот, начал постепенно подбирать музыку самостоятельно. Кроме того, играл на тубе и трубе.
Старший брат Сурен закончил Московский университет и служил в МХАТ. В 1921 году он позвал двух младших братьев в Москву. Арам, проделав длинный путь в 24 дня из Тбилиси в Москву, приехал и жил у Сурена, посещал концерты, слушал выступления Маяковского… Там он поступил на подготовительные курсы, а в дальнейшем стал студентом биологического отделения физико-математического факультета.
Проучившись там всего год, он понял окончательно, что влюблен в музыку и решил свою жизнь посвятить ей, поступив в Гнесинское училище, которое блестяще окончил в 1929 году. Параллельно с учебой он был служащим Дома культуры Армении в Москве. На фото Арам Хачатурян в студенческие годы.
В том же 1929 году начал обучение в Московской консерватории. На тот момент он уже мог считать себя композитором, поскольку сочинял музыку. С середины 30-х годов начался расцвет его деятельности. В период Великой Отечественной он сотрудничал со Всесоюзным радио, марши и песни Арама Хачатуряна были широко известны по всей стране.
Женился композитор в 1933 году на своей сокурснице Нине Владимировне Макаровой, в счастливом браке у них родился сын Карен. Арам был настоящим главой своей маленькой семьи, его энергии хватало на все: как на текущие заботы, так и на решение крупных семейных вопросов, однако самостоятельное существование без супруги он не мог себе представить, они были неразлучны.
Однако композитору был нанесен мощный удар со стороны государства, когда в 1948 году вышло Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) Об опере «Великая дружба» В. Мурадели, в котором с одной стороны, его ставили в один ряд с Шостаковичем и Прокофьевым. С другой, произведения Хачатуряна были названы формалистическим проявлением в искусстве.
Поэтому он, хоть и по-прежнему сочинял музыку, большей частью стал известен как дирижер. С 1950 года работал преподавателем в любимой Гнесинке. Известность вернулась к композитору в конце 50-х, когда его выбрали секретарем Союза композиторов СССР.
В 60-70-х годах к Хачатуряну вернулась былая слава. К сожалению, в последние годы жизни Арам Ильич был уже больным человеком. Здоровье его было подорвано смертью любимой супруги Нины. Он пережил жену всего на два года и скончался в 1978 году. Тело композитора было похоронено в Ереване.
Творчество великого композитора
Арам Ильич был чрезвычайно даровитым музыкантом. Свое первое произведение он создал, будучи студентом Гнесинки.
Сочиняя музыку, композитор следовал концепции русской школы, на него сильное воздействие оказывали творения Прокофьева и Шостаковича. Он писал инструментальные симфонии, концерты.
Знаменитые вальсы Арама Хачатуряна (этюд и каприс) появились еще в 1926 году. На его счету три бессмертных балета:
- «Гаянэ»;
- «Спартак»;
- «Счастье».
Из всех балетов Арама наиболее известны «Спартак» и «Гаянэ». Так, «Спартак», созданный в 1956 году, выдержал три редакции и стал тем произведением, которое присутствует в репертуаре каждой труппы балета. Его ставили не только в СССР, но и за рубежом.
Другое же творение мастера – «Гаяне» было написано в 1942 году, а через 15 лет последовала новая редакция. Эта партитура создавалась в труднейших для страны условиях, когда шла война, а людям не хватало продуктов. Композитор писал его, проживая в Перми, куда был эвакуирован.
В примитивных условиях, работая в холодной комнатенке, он создал балет о жизни советских колхозников. И сочинение принесло ему всемирную известность.
Не случайно «Танец с саблями» Арама Хачатуряна (один из эпизодов балета) стал таким знаменитым, что, по сути, оказался даже нарицательным.
Помимо крупных произведений, сочинений для фортепиано, инструментальных сонат и концертов, он создавал и другую музыку. В частности, писал музыкальное сопровождение к различным театральным постановкам. Так, он стал автором музыки для пьесы «Лермонтов» и сюиты для пьесы «Маскарад». И та, и другая постановки были посвящены произведениям Михаила Юрьевича.
Но музыка была настолько индивидуальна, что уже после смерти Арама Ильича, в 1982 году один из его учеников (Эдгар Оганесян) немного переработал оба произведения своего учителя и на их основе сочинил партитуру для совершенно нового балета под названием «Маскарад». Туда вошли и другие композиции великого музыканта. Таким образом, хотя сам Арам Хачатурян балет «Маскарад» не писал никогда, его все же называют иногда его создателем.
Среди творческого наследия композитора – музыка ко многим другим постановкам, большая часть которых пришлась на сороковые годы, а также результат работы в кинематографии. Он стал автором музыки к нескольким десяткам фильмов, в том числе, к эпопее «Сталинградская битва».
Миллионы людей до сих пор зачарованно слушают звуки его произведений. Он был весьма разнообразен в своих творениях. Например, его «Танец с саблями» увлекает своей восточной экспрессией и запоминается любому. А вот «Вечерняя сказка» звучит по-иному – задумчиво и несколько рассеянно, но от этого она не менее хороша.
Память патриарха музыки
Невозможно перечислить все заслуги мастера. Это слишком значимый для мира композитор, чтобы имя его было забыто и оттеснено десятками других, менее талантливых сочинителей. Поэтому в 2013 году состоялся музыкальный фестиваль имени Хачатуряна. Организовали его Министерство культуры Армении и армянский Государственный молодежный оркестр.
Этот фестиваль стал настоящим событием, в которое были втянуты музыкальные коллективы не только из самой Армении, но и из многих других стран.
Произведения Арама Хачатуряна смогли услышать и заново пережить в России, Грузии, Италии. Фестиваль запомнился тем, что на его родину приехали многие известные коллективы, в том числе, оркестр Владимира Спивакова.
Этот проект еще раз напомнил меломанам о творчестве великого композитора.
Кроме того, в Ереване ежегодно проводится Международный конкурс имени А. Хачатуряна. Впервые он состоялся в 2003 году и был приурочен к 100-летнему дню рождения.
Сегодня в рамках этого конкурса могут выступить молодые таланты, сделавшие своим музыкальным выбором игру на скрипке, фортепиано и виолончели.
На мероприятия приезжают музыканты из России, Канады, Испании, Германии, США и множества других стран.
Армянский Государственный молодёжный оркестр стал официальным музыкальным коллективом этого проекта. Конкурс входит во Всемирную федерацию международных конкурсов музыки. Вряд ли без имени Арама Хачатуряна он приобрел такой вес. А это значит, что сама память о композиторе и его творчество бесценны.
Источник: https://tanci-kavkaza.ru/aram-xachaturyan/
Арам Хачатурян: биография, слушать произведения, видео с концертов, фотографии композитора
Арам Хачатурян начал учиться музыке поздно — лишь в 19 лет. До этого он импровизировал, подбирая на слух разные мелодии. Однако уже к 30 годам композитор стал известен всему Советскому Союзу, а чуть позже — и всему миру. В 2014 году рукописи Арама Хачатуряна внесены ЮНЕСКО в Международный реестр всемирного документального наследия «Память мира».<\p>
«Старый Тифлис — звучащий город»
Арам Хачатурян родился в 1903 году в пригороде Тифлиса в армянской семье. Первыми впечатлениями его детства стали народные песни, которые исполняли родители. С раннего детства Арам Хачатурян пытался воспроизводить те мотивы, что слышал дома и на улицах.
«Старый Тифлис — звучащий город, — писал Хачатурян впоследствии, — музыкальный город.
…Вот из открытого окна слышится характерное звучание хоровой грузинской песни, рядом кто-то перебирает струны азербайджанского тара, пройдешь дальше — наткнешься на уличного шарманщика, наигрывающего модный в ту пору вальс».
Арам Хачатурян участвовал в школьной самодеятельности, но музыке не учился: родители не поддерживали увлечения сына. В семье считалось, что профессиональные музыканты и актеры — это люди без серьезного образования.
Поддавшись желанию отца видеть в нем инженера или врача, Хачатурян поехал Москву — поступать на биологическое отделение физико-математического факультета Московского государственного университета. Но вскоре он поступил в Музыкальное училище имени Гнесиных.
Не имея специальной подготовки, он исполнил на вступительном экзамене романс «Разбей бокал» и сыграл несколько фортепианных пьес. Его приняли, несмотря на большой конкурс. «…
Я легко справился со всеми испытаниями слуха, чувства ритма и музыкальной памяти, несмотря на то, что все эти задания мне приходилось выполнять впервые в жизни», — вспоминал Хачатурян.
Начались нелегкие годы учебы. Хачатуряну приходилось восполнять пробелы в теоретических знаниях, параллельно осваивая виолончель и фортепиано, учиться в университете (который он бросил не сразу) и зарабатывать на жизнь.
Сначала он трудился грузчиком в винном магазине, а позже — репетитором и участником церковного хора.
Будущий композитор старался находить время, чтобы следить за культурной жизнью столицы: посещал симфонические концерты, спектакли и поэтические вечера.
«Одно непокорное и шумливое дитя»
Уже в первых сочинениях Арама Хачатуряна прослеживались народные мотивы. Он писал, что его музыкальные вкусы с возрастом менялись, но та музыка, которую он впитал в раннем детстве, всегда была «естественной почвой» его творчества.
После окончания музыкального училища Хачатурян поступил в Московскую консерваторию. Там он сначала учился под руководством Михаила Гнесина, а затем стал учеником советского композитора Николая Мясковского.
Еще учась в консерватории, Хачатурян начал писать симфонические и камерные произведения. Первой опубликованной композицией стал «Танец для скрипки и фортепиано». В 1932 году появилась «Токката для фортепиано».
«Токката для фортепиано»
Всего за годы учебы в консерватории Хачатурян написал более 50 произведений. Но свой профессионализм предстояло подтвердить в дипломной работе, и композитор создал Первую симфонию, в которой, по словам автора, он стремился воплотить «горе, грусть прошлого, светлые образы настоящего и веру в прекрасное будущее».
В декабре 1942 года прошла премьера балета «Гаянэ». Он появился из первого армянского балета «Счастье», который Хачатурян решил переписать. Многие критики считают «Гаянэ» лучшим достижением современной симфонической музыки, а самым известным фрагментом стал «Танец с саблями».
Хачатурян сочинил его по просьбе балетмейстера едва ли не за сутки и отдал ему с надписью: «Черт возьми, в угоду балету». Как сказал о композиции армянский композитор Тигран Мансурян, это «контрапункт армянского свадебного танца из Гюмри и настоящего американского саксофона, приведший к очень интересному и органичному синтезу».
Благодаря произведению во многих странах мира Хачатуряна стали называть «мистер «Танец с саблями».
Свой последний балет, «Спартак», композитор создал в послевоенные годы. Сценарий к постановке написал драматург Николай Волков.
Впервые балет поставил хореограф Леонид Якобсон в Ленинградском театре оперы и балета (сегодня Мариинский театр) 27 декабря 1956 года.
Критики отметили, что Хачатурян был очень внимателен к деталям своего произведения и продемонстрировал виртуозное владение средствами музыкальной драматургии. Балет стал неотъемлемой частью репертуара множества балетных трупп, его ставили по всему миру.
«Я едва ли не бредил вальсом»
Арам Хачатурян написал множество композиций для кино: «Пепо» (1934), «Зангезур (1937), «Сад» (1939), «Сталинградская битва» (1949), «Адмирал Ушаков» (1953), «Корабли штурмуют бастионы» (1953), «Отелло» (1955) — всего в послужном списке композитора около 20 кинолент.
Музыка Хачатуряна, созданная для кинофильмов, была популярна, однако еще большую известность получили его композиции к театральным постановкам.
Он говорил: «Моя страсть к театру такова, что, если бы музыка в свое время не заполнила мои думы, я, наверное, стал бы актером».
Самыми известными спектаклями, к которым Хачатурян написал музыку, можно считать «Макбета», «Валенсианскую вдову», «Короля Лира» и «Маскарад».
В «Валенсианской вдове» по пьесе Лопе де Веги Хачатурян использовал испанские мотивы. Он получил в подарок пластинки с народными испанскими песнями и был приятно удивлен тем, как они схожи с армянскими. «Я даже подумал: если передать по радио эти записи и объявить, что исполняются народные песни, скажем, Эчмиадзинского района, то многие, вероятно, не усомнились бы», — писал Арам Хачатурян.
«Маскарад» считается лучшей работой Хачатуряна в драматическом театре. Некоторые музыковеды утверждают: если бы даже Хачатурян не написал ничего, кроме вальса к «Маскараду», он все равно бы стал всемирно известным композитором. Сейчас уже невозможно представить бальную сцену произведения Лермонтова без эмоционального накала музыки вальса, его глубины и при этом абсолютной легкости.
Вальс к драме «Маскарад»
Во время Второй мировой войны Арам Хачатурян работал на радио, писал патриотические песни и марши. В 1944 году он написал Государственный гимн Армянской ССР.
Долгие годы Хачатурян руководил композиторскими классами в Московской консерватории и училище Гнесиных. Он создал свою композиторскую школу. Его учениками стали Андрей Эшпай, Микаэл Таривердиев, Алексей Рыбников, Эдгар Оганесян и другие известные авторы.
Арам Ильич Хачатурян скончался 1 мая 1978 года. Народный артист четырех республик и СССР похоронен в пантеоне ереванского парка имени Комитаса. Имя Арама Хачатуряна занесено на мраморную доску лучших выпускников Московской консерватории.
Источник: https://www.culture.ru/materials/115364/aram-khachaturyan-ya-sochetayu-raznye-muzykalnye-yazyki
Арам хачатурян. жизнь и творчество
Источник: http://mycelebrities.ru/publ/ljudi/kompozitory/aram_khachaturjan_zhizn_i_tvorchestvo/9-1-0-233
Adblockdetector
Арам Ильич Хачатурян родился 6 июня 1903 года в Тифлисе, как именовалась тогда нынешняя столица Грузии Тбилиси. Правильнее было бы сказать — в пригороде Тифлиса, в районе Коджори. Хачатурян происходил из семьи среднего достатка, жизнь которой протекала в трудной борьбе за существование. Музыка с детства захватила его. И ни школьные занятия в частном пансионе С. Аргутинской, ни шумные ребяческие забавы не способны были отвлечь его от нее. Столь явное увлечение ребенка музыкой не встретило ни с чьей стороны понимания. Родители смотрели на эту склонность сына скептически, наставники в школе — без должной прозорливости. „В среде, окружавшей меня, не было уважительного отношения к профессии музыканта. Взрослые считали, что музыка — занятие не для мужчины. Отец желал, чтобы я стал инженером или врачом. Кем угодно, но только не музыкантом”, — вспоминал, впоследствии Хачатурян.
„Если вы, молодой человек, будете так рьяно проявлять дерзость, я выставлю вас вон”, — заявил капельмейстер, заметив мои эксперименты. Пришлось пыл свой поубавить и более осторожно продолжать упражнения, стараясь не раздражать не слишком, правда, тонкое ухо капельмейстера”. По совету старшего друга Сурена Арам Хачатурян едет в Москву и поступает на биологическое отделение физико-математического факультета Московского университета. Хачатурян в течение трех лет изучал химию и морфологию растений, остеологию, анатомию человека. Осенью 1922 года Арам Хачатурян впервые вошел в двери небольшого старомосковского особняка, затерявшегося в гуще арбатских переулков. Это был Музыкальный техникум имени Гнесиных”. Не имея никакой, даже элементарной теоретической подготовки, я предстал перед комиссией. Для пробы голоса и слуха бойко спел что-то вроде „жестокого” романса „Разбей бокал”, вызвав улыбку экзаменаторов. „ Несколько танцевальных пьес было столь же бойко сыграно Арамом на фортепиано. „Вместе с тем, вспоминаю, я легко справился со всеми испытаниями слуха, чувства ритма и музыкальной памяти, несмотря на то, что все эти задания мне приходилось выполнять впервые в жизни”.
Важно
Начались нелегкие для Хачатуряна годы. Занятия в техникуме требовали от него немалого напряжения. Нужно было восполнить знания по музыкально-теоретическим предметам, овладеть игрой на инструменте, что дается в двадцать лет куда труднее, чем в детстве: не так эластичны руки, не так подвижны не привыкшие к грифу пальцы. Но ведь надо было зарабатывать еще и на жизнь. Арам работает грузчиком в винных погребах и певчим в церковном хоре — недурное сочетание!К счастью, успехи Хачатуряна в занятиях музыкой были очевидны, и именно они определили его дальнейшую жизнь. В годы учения в Техникуме имени Гнесиных состоялась очень важная для него встреча с Рейнгольдом Морицевичем Глиэром. Общение с Глиэром, которое продолжится и в последующие годы, близкое знакомство с его произведениями имели большое значение для Хачатуряна. Помимо всего Глиэр был первым из московских композиторов, кто протянул руку помощи формировавшимся в то время профессиональным музыкальным школам республик Советского Востока. Первые же сочинения Хачатуряна принесли ему успех. Пьесы, еще, конечно, не совершенные, выявили такие свойства композиторской индивидуальности Арама Ильича, как живое ощущение армянской народной музыки, импровизационность изложения, красочность, терпкость гармонического языка. Заканчивая весной 1929 года Музыкальный техникум имени Гнесиных, Хачатурян имел все основания сказать: «Я много занимался „алгеброй” музыки — изучал сольфеджио, теорию, гармонию, много сочинял». И хотя познано было в нелегком ремесле музыканта далеко не все, хотя предстоял еще долгий и упорный труд, размышляя о своей будущности, Хачатурян отверг все сомнения и бесповоротно избрал профессию композитора. Осень 1929 года. Напряженная пора приемных экзаменов в Московскую консерваторию. „Испытательная комиссия, — можно прочитать в Протоколе приемного экзамена на научно-композиторский факультет, — решила зачислить Хачатуряна на первый курс консерватории в числе семи абитуриентов, отобранных из нескольких десятков”. Арам Хачатурян был зачислен в класс Михаила Фабиановича Гнесина, однако ввиду его ухода в 1931 году из консерватории, перешел со второго курса в класс Николая Яковлевича Мясковского. Пример Хачатуряна, вероятно, наиболее убедительно демонстрирует индивидуальный подход Мясковского к каждому из своих учеников. Мудрость Мясковского-педагога в том и состояла, что, как говорил в отношении себя Хачатурян, Николай Яковлевич «не стремился нарушать или изменять то живое ощущение национальной музыкальной стихии, которое было впитано с молоком матери”.
Совет
Мясковский настоятельно требовал от всех студентов постоянной большой работы. В классе Мясковского Хачатурян встретил и свою любовь — Нину Макарову. Она стала ему любящей женой и верной спутницей в жизни. Это был второй брак Хачатуряна. От первой жены Рамэллы у него осталась дочь Нунэ, о которой Арам Ильич постоянно заботился. Нунэ стала музыкальным преподавателем. За годы учебы в консерватории Хачатурян написал более 50 произведений. Лучшим из всех созданных тогда камерных произведений оказалось Трио для кларнета, скрипки и фортепиано. Написанное в 1932 году, оно было вскоре услышано Прокофьевым и привлекло его самостоятельностью интонационного языка, сочностью мелоса, удивительной непринужденностью самовыражения, душевной теплотой. Прокофьев рекомендовал Трио к изданию, и вскоре оно вышло. Первым крупным произведением Хачатуряна стала Танцевальная сюита — истинный гимн танцевальности, столь близкой темпераменту и складу дарования композитора.
„Мои творческие искания и борения юности увенчались Первой симфонией”, — вспоминал он через много лет. Добавим, это была одна из первых симфоний в Армении. Доминанта Первой симфонии Хачатуряна — ее яркая живописность, покоряющий воображение, захватывающий дух народного музицирования, самобытность. Период 1935-1941 годов — один из самых плодотворных в жизни и творчестве Хачатуряна. Завершена аспирантура Московской консерватории. Сочинен и успешно сыгран Фортепианный концерт. Вышли на экраны страны кинофильмы „Пэпо” и „Зангезур” с музыкой Арама Ильича. На сценах московских театров ставятся спектакли „Валенсианская вдова” и „Маскарад” с музыкой Хачатуряна.”Маскарад” стал вершиной творчества Хачатуряна в драматическом театре Написанная для спектакля Театра имени Вахтангова, музыка эта использовалась впоследствии во многих других театрах.”Волшебным звеном” всей музыки Хачатуряна к „Маскараду” стал вальс Это была редкостная творческая удача.
Обратите внимание
В музыке к „Маскараду” есть немало превосходных страниц и помимо вальса. Романс Нины и ноктюрн — тонкие лирические зарисовки, мазурка и галоп — как бы „общие планы” бала и маскарада. Несомненно, что одной из основных причин успеха музыки к спектаклю сделался пронизывающий ее симфонизм. Арам Ильич написал музыку более чем к 20 спектаклям. Среди них лирическая комедия, психологическая драма, классическая трагедия. Тем не менее, во всех театральных работах композитора — будь то „Грустная песня в духане” из сундукяновской „Хатабалы” или Серенада из „Валенсианской вдовы” Лопе де Вега — мы безошибочно определяем неповторимую интонацию „голоса” Арама Хачатуряна. Передавать чувства и страсти персонажей — так понимал Хачатурян задачу композитора, сочиняющего музыку для драматического спектакля. И без всякой стилизации под ту или иную эпоху. Инструментальные концерты Хачатуряна с максимальной полнотой и яркостью воплотили наиболее характерные черты его стиля. Когда в 1936 году Арам Ильич приступал к сочинению Фортепианного концерта, он не говорил о замысле инструментальной триады. Скрипичный концерт появился четыре года спустя после Фортепианного, Виолончельный — еще через шесть лет. И тем не менее все они воспринимаются как некий большой цикл. Исследователь творчества композитора Г. Хубов пишет о трех частях единого „концерта концертов”, где Фортепианный — ассоциируется с господствующим в хачатуряновской партитуре тоном утренней свежести. Скрипичный — с жаром полуденного солнца. Виолончельный — с красками серебрящегося заката. Музыка трех его концертов дает немало свидетельств существующей меж ними общности.16 ноября 1940 года состоялась премьера Скрипичного концерта Хачатуряна. „Концерт имел большой успех, я был счастлив”, — красноречиво заключил свои воспоминания о премьере композитор.
Началась Великая Отечественная война. В эти грозные дни войны и состоялась новая встреча Арама Хачатуряна с Кировским театром — вдали от Ленинграда и Москвы, в глубоком тылу на Урале. Тогда-то пришла к Араму Ильичу мысль: необходимо продолжить работу над балетом „Счастье”. Завершив ее, Хачатурян принимается в 1942 году за сочинение нового балета — „Гаянэ”.”Приехав в Молотов, я писал партитуру балета, не расставаясь с грелкой и манной кашей К счастью, я пользовался столовой театра, которая снабжалась по тем временам потрясающе”. Хореограф Н. Анисимова вспоминала: „Несмотря на все ужасы и последствия страшной войны, прошедшей перед моими глазами, скажу, что я никогда так легко не сочиняла танцы, как в балете „Гаянэ”, никогда так не любила музыку, не восхищалась ею, как в этом балете.
Важно
Если мои танцы удались, то „вина” в этом самого Арама Ильича Хачатуряна. Его талант вдохновлял и помогал постановщику. Премьера прошла прекрасно. Артистов и постановщиков вызывали много раз. Арам Ильич, кланяясь, сердито чмокнул меня в щеку, вроде укусил. „Не прощаю”, — прошипел он, улыбаясь. „Сам Арам Ильич выделил три основополагающие стихии партитуры „Гаянэ”: танцевальность, драматизм, порой доходящий до трагизма, лирика. „Я большой сторонник того, чтобы в балете танцевали, а в опере пели”, — говорил композитор. Летом 1943 года Хачатурян обращается к партитуре своей Второй симфонии. „Создавая симфонию, я стремился воплотить в музыке те думы и чувства, которыми живет сегодня наш народ, — говорил композитор. — Вторая симфония — реквием гнева, реквием протеста против войн и насилия”. В том же году симфония была впервые с успехом исполнена”. Приступаю с чувством огромного творческого волнения”, — написал 9 июля 1950 года Хачатурян на первой странице партитуры балета „Спартак” На последней странице авторская ремарка гласит: „Три с половиной года длилась работа над „Спартаком”. Работал преимущественно летом. В общей сложности „Спартак” написан за 8 месяцев. Окончил 22 февраля 1954 года. Вся музыка написана в Старой Рузе в Доме творчества композиторов. Арам Хачатурян”. Как же возник замысел балета на античный сюжет? Идея принадлежала известному театроведу Н. Волкову. Либретто Волкова давало исключительно благодатный материал для вдохновения композитора. Яркая театральность всегда была одной из главных особенностей музыки Хачатуряна — вовсе не только предназначенной для сцены. „Спартак”, можно сказать, безгранично театрален. В свое время Ф. Лопухов писал о том, что жанр исторической хроники, избранный либреттистом „Спартака”, противопоказан балету, что следовало остановиться на жанре героической поэмы. Силой музыки, яркой ее зрелищностью, театральностью Хачатурян как бы „оправдывает” жанр”. Яркость, красочность, колористичность музыки „Спартака”, — писал Д Шостакович, — столь велики, что моментами возникает даже опасение: не потускнеет ли в результате этого основная тема-идея балета — революционная борьба рабов против своих угнетателей. „Кино — школа для композитора. К этой мысли Арам Ильич возвращался неоднократно, в особенности когда размышлял о судьбах молодежи: „Это для молодого композитора колоссальная школа, я бы сказал, еще одна консерватория”. Лучшей работой композитора в кино стала музыка к „Отелло” — единственному совместному фильму Хачатуряна с известным режиссером С. Юткевичем, снятому в 1956 году. Юткевич, так высоко ценивший в эстетике фильма магическое ощущение пронизывающего его сквозного ритма, нашел в Хачатуряне достойного сотворца.
Совет
Хачатурян в 1960-1970-е годы продолжал активно сочинять в различных жанрах. Семь речитативов и фуг, Сонатина, Соната, не говоря уже о Концерте и Концерте-рапсодии, — каждое из этих произведений отражало те или иные этапы эволюции стиля Хачатуряна. 1960-е годы — время создания Хачатуряном второй инструментальной триады: концертов-рапсодий для скрипки (1961), виолончели (1963) и фортепиано (1968) с оркестром Вторая инструментальная триада доносит до нас привычные, хорошо знакомые черты композиторского почерка Хачатуряна. И вместе с тем в рапсодиях обращают на себя внимание и новые стилистические особенности. Они выражаются не только в явно выросшем композиторском мастерстве, еще большей изощренности его, но и в изумительной прозрачности оркестровой фактуры. Список произведений Хачатуряна завершается третьей инструментальной триадой — сольными сонатами для виолончели (1974), скрипки (1975) и альта (1976). „Я стремился, — говорил композитор, — как можно глубже проникнуть в самое существо любимых мною смычковых инструментов, извлечь из их сокровенных тайников как можно больше тембровых, динамических, эмоциональных качеств.
Здоровье Арама Ильича тем временем все ухудшалось, и все чаще он говорил о своем желании быть похороненным в Ереване. Завещание было исполнено. После смерти 1 мая 1978 года Хачатуряна похоронили в пантеоне столицы Армении.
|