Что такое ритм в музыке, изучаем и осваиваем ритм

Как научиться слышать ритм в музыке

Как научиться слышать ритм в музыке

Я уверена, что все люди любят танцевать. Однако многие считают, что у них нет музыкального слуха или чувства ритма, недостаточно пластики или координации, чтобы заниматься танцами, называют себя «деревом» и на дискотеке тихонечко сидят в углу.

И все-таки из них права только малая доля (и то не в части про «дерево»). Зачастую проблема заключается именно в умении чувствовать музыку, в частности – ритм. Но проблема решаема! У большинства людей чувство ритма находится в дремлющем состоянии.

И только совсем малый процент страдает от «ритмической глухоты».

В своей преподавательско-танцевальной практике иногда я сталкиваюсь с людьми, которые не слышат ритм. На группу из пятнадцати человек приходится в среднем 1-2 человека. Согласитесь, не такой уж большой процент для непрофессионалов. Но тут-то у меня и возникали сложности.

Обратите внимание

Как объяснить человеку средних лет без музыкального образования, что такое сильная и слабая доля, почему иногда мы выполняем движения на «три», а иногда на «восемь», и как вообще посчитать произведение.

Думаю, с этой проблемой сталкиваются все преподаватели, не важно, работают они с маленькими детками, с молодежью или взрослыми людьми.

Сначала нужно разобраться, на самом ли деле ученик не слышит музыку. Во-первых, можно прохлопать короткий несложный ритм и попросить его повторить.

Если ученик воспроизвел его полностью, значит, не все потеряно! Во-вторых, можно включить музыку и пошагать под нее вместе с ним, задавая темп.

Затем нужно сделать паузу, поговорить о чем-нибудь, чтобы он отвлекся, и снова включить ту же музыку и попросить его прошагать под нее в том же ритме без вас. Далее может быть несколько вариантов:

— ученик прошагал в такт, потому что запомнил ритм, когда вы ходили под музыку вместе. И это не плохой вариант! Возможно, ему нужно уделять чуть больше внимания, чем остальным, стоять рядом с ним и показывать движения индивидуально, в конечном счете его память и большое желание принесут свои плоды.

— ученик прошагал в своем ритме, не слыша музыку. Здесь дело обстоит сложнее. С такими людьми нужно заниматься индивидуально или собрать их в одну группу и сделать для них урок по музыкальности. Может хватить одного-двух занятий.

На таких уроках нужно объяснить, что такое сильная доля в музыке, как мелодия разбивается по тактам. Конечно, нужно запастись терпением, а главное – почитать теорию музыки, если вы в ней не сильны.

На самом деле, это не так страшно, потому что ритмический рисунок в музыкальной школе изучают в младших классах. С другой стороны, не нужно перегружать мозг учащихся этой теорией. Достаточно придумать несколько метафор.

Важно

Ритм можно сравнить с биением нашего сердца, с часами, с шагами. У всего есть свой ритм – у луны и солнца, у прибоя, у времен года, в стихотворении, в шуме поезда и даже в звуках сверчка.

Для таких занятий нужна простая понятная музыка с четким ритмом, например, марш или как ни странно клубная музыка, с характерным «тунц-тунц». Длительность нот можно сравнить с секундами, минутами, часом.

Кстати на примере марша легко научится слышать сильную долю. Я бы предложила использовать именно этот марш http://www.youtube.com/watch?v=VGfGxqHPF0s

В нем отчетливо слышно, как на сильную долю играют все инструменты оркестра. Думаю, ваши ученики любого возраста с удовольствием, а главное в такт, прошагают эту мелодию!

Хорошим помощником в освоении ритма станет метроном. Тем более сейчас каждый может его установить себе на смартфон или планшет и тренироваться в любое время! Кстати метроном успешно применяется в лечении заикания, а это о многом говорит.

На самом деле, я считаю, что любой человек может научится слышать музыку и танцевать под нее. Для этого нужна всего лишь мотивация. Он творит чудеса даже с самыми, на первый взгляд, безнадежными учениками.

Если желание научиться танцевать велико, придерживайтесь нескольких простых, но действенных советов:

1. Слушайте больше музыки. Еще больше! Слушайте ее в любую свободную минутку. Учите практически наизусть произведения, под которые вам нужно танцевать.

2. Делите музыку на инструменты. Никогда весь оркестр не играет одну и ту же мелодию. Контрабасы или бас-гитары всегда задают ритм, скрипкам или голосу отдается главная партия и т.д. Да, это требует высокой концентрации и внимания, но это действительно эффективно!

3. Научитесь пользоваться метрономом.

И запомните, только отработка техники не принесет результатов. Полюбите музыку, научитесь слышать ее в окружающем мире, в конце концов станьте музыкой, и тогда у вас все получится!

Больше информации по теме: http://www.planetatalantov.ru

Источник: http://mymylife.ru/arkhiv/arkhiv-obshchee/139147-kak-nauchitsya-slyshat-ritm-v-muzyke

Темп и ритм

Здравствуйте друзья, постоянные читатели и все те кто посещает мой сайт Школа игры на гитаре! В сегодняшней статье, хочу вам разъяснить о двух таких достаточно важных понятиях для гитариста, как ритм и темп. Очень важно понимать что это, и видеть различия между этими понятиями.Так давайте будем разбираться, что это такое ритм а что такое темп.

Если говорить простыми словами, то можно сказать,что темп это скорость с которой нужно проигрывать музыкальное произведение, а ритм это как-бы настроение музыки, как его еще называют ритмический рисунок. К примеру если сыграть две одинаковые мелодии в одном темпе, но с различным ритмом, эти мелодии будут звучать совсем не похоже.

Темп как мы уже сказали это скорость. Данная скорость измеряется ударами в минуту. Возможно вы уже слышали такие выражения как например «60 ударов в минуту», «120 ударов в минуту» и.т.д.

Совет

Вот это вот и есть темп т.е та скорость с которой нужно играть. По количеству ударов в минуту темп подразделяется на категории которые обозначаются итальянскими словами.

Ниже приведена таблица, в которой находятся все эти разделения.

А теперь давайте разберемся с ритмом. Ритм — это можно сказать соотношение длительности звуков и их организованная последовательность. Ноты имеют различную длительность, поэтому между нотами создаются определенные временные соотношения.

Когда ноты соединяются в различных по длительности вариантах вот тут и появляются различные ритмические фигуры, в совокупности потом из них и складывается общий ритмический рисунок музыкального произведения. Вот это вот и есть ритм. Ритм не имеет ни каких определенных обозначений и не как не привязан к времени, в нём  лишь задается относительная нотная длительность.

На гитаре менять ритмические рисунки можно за счет применения пауз и изменения чередования ударов по струнам вверх и вниз с различной скоростью.

Длительность нот

Как я сказал выше, ритм это соотношение длительности звуков. Поэтому давайте разберемся, какие длительности имеют звуки.

  • Целая нота.  Длиться на протяжении всего такта. Во всех приведенных примерах ниже такт имеет размер 4/4 т.е 4 основных удара в каждом такте. Вот как изображается целая нота:Прослушайте звучание целой ноты:
  • Половинная нота. Звучит на первый и третий основной удар, т.е данная нота звучит ровно половину такта. Вот как изображается половинная нота:Послушайте звучание половинной ноты:
  • Четвертная нота. Звучат такие ноты на каждый из четырех основных ударов такта. Вот изображение четвертой ноты:Послушайте звучание четвертной ноты:
  • Восьмая нота. На каждый основной удар такта, восьмая нота проигрывается два раза. Вот изображение восьмой ноты:Послушайте звучание восьмой ноты:
  • Шестнадцатая нота. На каждый основной удар такта проигрывается 4 раза. Изображение 16-х нот:Послушайте звучание 16-х нот:
  • 32-е и 64-е ноты. Данные ноты применяются в гитарной музыки довольно редко, так  как длительность их уж слушком быстрая.

На то, какой должен быть ритм и темп, влияет настроение самого музыкального произведения. Например какую-нибудь балладу нужно играть в медленном темпе, а что-нибудь из стиля рок-н-ролла нужно играть в более быстром темпе. А ритмические рисунки это вообще индивидуальные предпочтения каждого музыканта.

На этом буду заканчивать свое повествование о музыкальном темпе и ритме. Теперь надеюсь вы видите отличие темпа от ритма. Также ребята запоминайте и усваивайте основные длительности нот, это основы основ и это вам нужно знать в обязательном порядке.

Делитесь ссылкой на статью с друзьями, нажимайте «мне нравиться» и пишите комментарии. Мне будет очень приятно видеть, что данная статья кому-то пошла на пользу!

Источник: http://play-info-guitar.ru/guitar-info/music-slux-nastroika/temp-i-ritm

Музыкальный метр и ритм в музыке — в чем разница

Здравствуйте, уважаемые посетители. В этой статье мы увидим разницу между музыкальным метром и ритмом в музыке, узнаем, что такое пунктирный ритм.

Метр и ритм — разные вещи в музыке. Метр как мы уже говорили — это равномерная пульсация и он всегда один и тот же для данного музыкального размера.

Вот когда гитаристы ногой считают играя — они отсчитывают именно метр. В разных размерах метр будет разным — если долей четыре, то метр можно обозначить как: Т́а та та та | Т́а та та та. Заметьте первая доля акцентирована и от акцента до акцента расстояние в один такт.

Обратите внимание

Если метр нечто, что мы изменить никак не можем, то ритм или ритмический рисунок дает нам тот самый простор для деятельности и творчества ибо рисунков ритмических можно придумать и сыграть массу.

Однако, опираться мы в любом случае будем именно на метр чтобы понимать где мы во времени находимся, в каком такте. И тот главный акцент, который падает на первую долю в такте — он сохраняться у нас внутри будет всегда, даже если мы его пропускаем или переносим куда-то с помощью синкопы.

Ритмические рисунки

Первый самый простой вариант создания ритма вот такой:

рис. 1

Он называется остинато, что в переводе означает «упорный». Суть его в том что мы берём рисунок какой-то ритмический и упрямо его повторяем и повторяем, не обязательно он может быть такой как на рисунке 1, можно чередовать две ноты.

Выделяют также пунктирный ритм в музыке, который выглядит вот так:

рис. 2

Пунктирный ритм — это не синкопа, мы просто на рисунке 2 метр изменили — его доли «разбили» на другие длительности с использованием нот с точкой (поэтому он и пунктирный), а ударная доля осталась метрической (первой долей каждого такта). Такой ритм характерен для маршей. Дает ощущение торжественности.

рис. 3

Кстати, если добавить в пунктирный ритм еще и синкопирование, то получится ощущение «рваности», такой ритм используют в стиле регтайм, который в переводе и означает «рваный ритм». Смещайте по-разному всегда акцент и получите звучание рваное. То есть от акцента до акцента будет разное расстояние всегда, как будто «рвем» ритм на кусочки. В этом стиле играл Скотт Джоплин.

рис. 4

А как получить синкопу. Синкопа получается всегда, когда мы акцент смещаем с первой метрической доли такта на любую другую. Такой акцент смещенный будет уже называться ритмическим. Синкопа тоже способ создать ритмический рисунок.

А еще разделить ровные метрические доли можно с помощью триолей. Просто делим равномерно четвертную на три равные части, что мы уже делали в статье о том как играть блюз в соль-мажоре.

Кстати, триольный ритм характерен для свинга, его так и называют свинговый ритм.

Вот такие самые простые вещи и можно вытворять с метром, превращая его в различные фигуры. Всё варианты, что мы описали можно чередовать друг с другом создавая мелодию или в аккомпанементе использовать. В аккомпанементе это полезно для того чтобы аккорды, на которые вы импровизируете подталкивали вас играть ритмически разнообразнее, интереснее строить мелодию.

Вообще ритмических рисунков может быть сколько угодно. Просто в метре насколько позволяют ваше чувство ритма разбиваете доли на разные более мелкие длительности и берёте там ноты или аккорды как вам угодно. Думаю вам будет очень весело это делать, особенно когда ровно получится.

Важно

А еще для развития чувства ритма (что очень важно музыканту) пробуйте играть сначала в метре, а потом ритмически его усложняйте, например так:

рис. 5

Такие занятия и интересны мне кажется и улучшают ваше чувство ритма, а это много.

А напоследок давайте послушаем регтайм Скотта Джоплина, думаю вы знаете эту композицию:

Источник: http://gorstorehov.com/page/muzykalnyj-metr-i-ritm-v-muzyke-raznica

Музыкальный ритм

Ритм в теории музыки — соотношения длительностей звуков (нот) в их последовательности.

Ноты могут иметь различную длительность, вследствие чего между ними создаются определенные временные соотношения. Объединяясь в различных вариациях, длительности звуков (нот) образуют различные ритмические фигуры, из которых складывается общий ритмический рисунок музыкального произведения. Этот ритмический рисунок и есть ритм.

Ритм не привязан ни к каким абсолютным единицам измерения времени, в нем заданы лишь относительные длительности нот (эта нота звучит дольше той в 2 раза, а эта — в 4 раза короче и т. д.).

В музыке мы встречаемся со звуками долгими и короткими. Чередования их, одинаковых или разных по длительности, образуют ритм.

Очень редко основная сетка ритмической пульсации полностью совпадает с реальным музыкальным звучанием, то есть, редко «озвучиваются» одинаковым образом все акценты.

Напротив, музыка состоит из чередований звуков разной длительности, подобно более или менее сложному узору, накинутому на сетку пульсации.

Именно последовательность, сочетание и совмещение в одновременности разных длительностей, разных ритмических рисунков создает музыкальный ритм в специфическом значении данного термина.

Внутреннюю организацию ритма называют метром. Первый уровень организации — деление времени на равные промежутки, счетные доли. Яснее всего доли выделяются в музыке, связанной с движением, например в марше, А есть жанры, в которых это деление завуалировано: лирическая народная песня, плач. .

Совет

Второй уровень организации времени в музыке связан с подразделением долей на сильные и слабые. Отсчитывая доли вальса — раз, два. три, — мы непременно акцентируем «раз» и таким образом группируем доли в такты: сильная доля с последующими слабыми, вплоть до следующей сильной, и образует такт. Размер такта немаловажен для характера музыки.

Как и в поэзии, в ней чаще всего используются двудольные и трехдольные размеры. Двудольными тактами пишут марши, польки, галопы, песни, близкие этим жанрам. Трехдольный размер сразу вызывает представление о вальсе, но и более давние чакона и сарабанда, полонез и мазурка, а в исключительных случаях и марш («Священная война») тоже пишутся «на три».

Четырехдольные такты встречаются в самой разной музыке — в спокойной и оживленной, вокальной и инструментальной, танцевальной и опять-таки маршевой. Размер такта в большинстве случаев сохраняется на протяжении произведения или хотя бы его крупной части.

Размеры обозначаются двумя цифрами: верхняя — количество долей в такте, нижняя — ритмическое значение доли — четверть, восьмая и т. д. Таково, например, обозначение простых размеров — 2/4, 3/8, 3/4.

Иногда употребляются сложные и смешанные размеры, состоящие из двух и более простых (двух- и трехдольных).

Возможно регулярное и даже нерегулярное изменение размера, когда число безударных долей между ударными меняется, — это происходит в музыке повествовательно-импровизационного характера.

В ритмических рисунках проявляется жанровая природа музыки, они существенны и для ее выразительного смысла. Равномерный ритм (все звуки равной длительности) создает ощущение беспрепятственного движения — стремительного или спокойного, это уж зависит от темпа.

Чередование кратких и более протяженных звуков (припев «Гимна демократической молодежи мира» А. Г. Новикова) придает музыке динамическую устремленность, напор. Особую роль играет синкопа — неожиданная ритмическая задержка на слабой доле, из-за чего на ней возникает «лишний» акцент в такте.

Обратите внимание

Синкопа, словно сжатая пружина, сообщает музыке дополнительную остроту, упругость и потому часто встречается в танцах — давних и современных.

Важны отношения длительностей не только отдельных звуков, но и целых фраз, более широких построений.

Тут тоже может быть равномерность (в песнях «Савка и Гришка», «Во поле березонька стояла», в «Камаринской» все фразы одинаковой протяженности) и более сложная организация времени. В припеве песенки Паганеля из музыки И. О.

Дунаевского к кинофильму «Дети капитана Гранта» происходит постепенный рост соединяемых частей музыки. Расширяя далее зону наблюдения, мы подойдем к наиболее широкому пониманию ритма — как соразмерности частей всего музыкального произведения.

Поскольку время, занятое музыкой, само по себе является средством воздействия на слушателя, постольку ритмичность в широком смысле слова и заключается в том, чтобы время распределялось между частями сочинения пропорционально их значимости.

Источник: https://21one.ru/v/55/477-muzykalnyj-ritm.html

Ритмы на гитаре. Как научиться ритму на гитаре, примеры с описанием

Ритмы на гитаре. Общая информация

Чувство ритма – одна из важнейших черт, которая должна присутствовать у любого музыканта. Вырабатывать его следует с самых первых занятий на инструменте, поскольку, чем дальше вы будете продвигаться в своем обучении, тем сложнее будет привить его.

Ритмов на гитаре существует огромное количество, и, по сути, для каждой песни он свой. Тем не менее, существует ряд уже принятых канонов, от которого отталкиваются все композиторы, и именно им и посвящена данная статья.

В ней мы рассмотрим стандартные ритмы под гитару, объясним, как играть внутри них и как ориентироваться в размерах и тактах.

Виды ритмов на гитаре по стилю

Стандартный ритм под гитару 4/4

Еще его называют 2/4, в зависимости от количества тактов. Это самый стандартный ритмический рисунок, в котором записано большинство музыкальных произведений. Именно в этом размере играются такие известные бои как «четверка», «шестерка» и «восьмерка».

Вальсовый ритм на гитаре

Этот размер еще называют 3/4. Также очень популярный ритм, на котором построено огромное количество произведений. Рассчитывается он так: «Раз-два-три», и каждый такт включает в себя три полных удара.

Ритм на счет 123-123-12

Стандартный рок и поп-ритм, в котором акцент выставляется на первую, четвертую и седьмую проигрываемые ноты. Разумеется, существуют и исключения – все зависит от того, какие акценты раздают ударные, и какие требуются композиции.

Галоп

Жесткий и прямолинейный ритм, под который часто играются металические риффы на гитаре. Этот рисунок был популяризирован олдскульными метал-командами и применяется и по сей день.

Блюзовый шаффл

Классический рисунок, от которого пошли многие другие ритмы на гитаре. Представляет из себя последовательные удары медиатором с акцентом на первую и третью доли. Именно с него начинают свое обучение большая часть новичков.

Ска-панковый ритм

Довольно интересный рисунок, который применяет в себе не очень распространенную технику апстроука. Акцент в данном случае выставляется не на сильную, как делали бы другие ритмы на гитаре, а на слабую долю, благодаря чему достигается интересная и необычная пульсация. При этом очень часто используются аккорды без баса вообще.

Регги

Родоначальник ска-ритма, здесь акцент так же выставляется на слабую долю. Разница в том, что здесь используется бас, а также все играется не чесом, а ударами вверх и вниз.

Фанк

Ритм, который характерен для одноименного жанра музыки. Его фишка в отрывистом звучании всех аккордов, с паузами между ними. Это довольно сложный рисунок, к которому надо привыкать, и, тем не менее, он значительно разнообразит вашу игру.

Кантри

Ритмический рисунок, в котором главной фишкой является особая басовая мелодия, сыгранная на гитаре. В кантри он как бы акцентирует отдельные ноты аккорда, расширяя и дополняя их. Кроме того, часто используется прием легато, за счет чего и достигается та самая мелодика, характерная для кантри.

Блатной ритм

Очень похожий на кантри ритм, который, тем не менее, значительно упрощен. Здесь все играется пальцами, при этом по струнам может делаться несколько ударов. Благодаря этому достигается характерная раскачка мелодии и своеобразная ритмика.

Как научиться ритму на гитаре. Краткая теория ритма

Вступительная часть. Измерение скорости ритма – темп

Темп – это то, с какой скорость отсчитываются восьмые ноты внутри всей песни. По сути, это скорость композиции, в которой существуют все инструменты. Обычно он отсчитывается при помощи метронома. Что такое метроном, и как его использовать, можно прочитать в соответствующей статье. Композиция может менять свой темп по ходу игры, однако ни один инструмент не должен выбиваться из него.

Темп секундной стрелки

Если у вас под рукой нет метронома онлайн, то попробуйте ориентироваться по темпу секундной стрелки на любых настенных часах. Он составляет 60 ударов в минуту. Если вы в один удар будете играть сразу две ноты, то тогда темп станет 120, и так далее.

Счет на 4 удара

Самый простой способ отсчета темпа, который используется в размерах, кратных 4. Вы просто считаете в уме «раз-два-три-четыре», и акцентируете ноты на первый и третий удар, либо на второй и четвертый.

Счет на 3 удара 123 (раз-два-три)

Вальсовый отсчет. То же самое, что и отсчет на четыре, но внутри такта вы отсчитываете «Раз-два-три». Чаще всего акцент выставляется на каждый первый удар – как в метрономе, так и на самом инструменте.

Сильные и слабые доли такта. Паузы

В каждом такте существуют так называемые сильные и слабые доли. На первые выставляются акценты – как правило, это удары в бас-барабан, либо более сильный удар по струне.

На слабую идет удар в малый барабан, а также отсутствие акцента. В паузах каждой партии инструмент продолжает играть, при этом каждая пауза тоже равна какой-то части такта.

То есть, при паузах вы все равно слушаете метроном и считаете, сколько ударов он делает.

Разделение ритма на два с помощью «И» (раз и два и)

Очень удобным способом считается разделение ритма при помощи фразы «и», то есть вы считаете как «Раз – и – два – и – три – и – четыре». Таким образом, каждая пауза удара метронома фиксируется и разделяется, благодаря чему вы будете понимать, в какой момент вам нужно играть, а в какой – нет.

Счет 123-123-12

Этот счет можно сгруппировать по нотам. Первые шесть ударов – это шесть восьмых нот. Последние два – две восьмых. Таким образом, мы имеем восемь восьмых нот, которые равны четырем четвертым. В этом случае отсчет выглядит таким образом – «Раз и два» «и три и» «четыре и», и так далее.

Как играть в ритме 123-123-12

Способ игры в этих ритмах под гитару ничем не отличается от остальных – вы играете восьмыми нотами вверх и вниз, однако имеется несколько нюансов.

  1. Акцент выставляется на первом ударе, он же играет по всем струнам.
  2. Второй удар играет только басовые ноты, без первой и второй струны.
  3. При игре любого рисунка, отличного от пункта 1 – глушите струны.

Где пригодятся на практике знания ритмов гитары

Для полноценной игры в музыкальной группе

Вам необходимо выучить различные ритмические рисунки, чтобы ваша музыка звучала ровно и едино. Если вы сбиваетесь с темпа, постоянно вылетаете из него, то тогда вам определенном стоит еще попрактиковаться, прежде чем организовывать свой коллектив.

Для правильной ритм-партий на электрогитаре

Опять же, чтобы правильно играть в такт барабанщику и правильно выставлять акценты, вам необходимо выучить все имеющиеся здесь ритмы. Кроме того, важно научиться играть под метроном, а также понимать, как строится ритмическая партия. Помимо прочего, разучивание разных ритмов разнообразит ваш стиль игры.

Для игры боем и исполнения аккомпанемента

Поскольку все виды боев, так или иначе, находятся внутри размеров, то очень важно привить себе чувство ритма для правильного исполнения песен. Особенно это критично при игре в несколько гитар, когда вылет одного музыканта из темпа чувствуется особенно остро.

Для игры перебором

Опять же, даже простые переборы на гитаре укладываются в определенный размер. А поскольку ноты внутри них играются раздельно, то и моменты, когда вы не успеваете или торопитесь, будут ощущаться еще более остро. Именно для того, чтобы этого избежать, и надо прививать себе чувство ритма.

Для исполнения перкуссионных приемов на акустической гитаре

Для правильного подбора перкуссии и стуков по акустической гитаре, вам надо понимать, когда это нужно сделать, а когда нет. Вопрос стоит даже в том, какой звук извлечь в конкретный момент. Здесь вам поможет знание долей и того, на какие из них нужно выставлять акценты.

Заключение

Как уже было сказано выше, ритм – основа любой музыки. Именно поэтому в первую очередь вам стоит озаботиться выработкой чувства ритма и ровной игры. Играйте под метроном, учите различные рисунки, и тогда вы не только станете играть четко, но и значительно расширите свой музыкальный кругозор, а также найдете множество интересных ходов.

Источник: https://pereborom.ru/ritmy-na-gitare/

4. Как научиться считать ритм?

Вступление

1. Длительности нот и ритмические обозначения

2. Метр и размер такта

3. Ритм и метр

4. Как научиться считать ритм?

5. Счет ритма в многоголосной записи.

6. Метроном

7. Триоль

8. Свинг

Чтобы научиться считать ритм и четко исполнять ритмические рисунки, нужно научиться работать под метроном. Как именно с ним работать, я расскажу в этой статье.

Метроном нужен музыканту для отработки ритма. Так как ритм, опирается на метр (равномерную пульсацию), музыканту в учебных целях необходимо его слышать. Подробней о взаимодействие ритма и метра читайте в теме ритм и метр.

Важно с самого начала уяснить, что метроном не стучит строго заданными длительностями. Он просто стучит. Быстрее или медленней. А чему равен каждый удар (какой длительности), решаете вы, исходя из поставленных задач.

Важно

Метроном задает координатную сетку для ритма. Это как листок в клетку. Клетки это удары метронома, а рисунок, который мы рисуем по клеткам, это ритм.Рассмотрим на примерах работу с метрономом.

Как просчитать ритмический рисунок с помощью метронома.

Допустим, у нас есть такой ритм:

В целях упрощения, все записано на одной ноте.
Теоретически мы знаем, какая длительность короче или длиннее другой, но как это сыграть? Как это звучит? Как это учить на практике?

Каждая нота в музыке имеет свое место на шкале времени. Строго обозначенное ритмической записью. Наша задача найти это место для каждой ноты. В этом нам поможет метроном.

Шаг 1.

Берём лист бумаги, или нотный редактор и рисуем нотную строчку, на которой будем писать наш пример, а под ней ритмическую линейку для ударов метронома. Не забываем указать размер такта.

Шаг 2.

Находим в примере самую мелкую длительность. В данном примере это шестнадцатая нота. На линейке метронома выписываем непрерывный ряд шестнадцатых.

При этом помним, что в такте помещается сторого ограниченное количество нот заданной длительности. Потому что размер такта ограничен! В данном примере размер такта равен 4/4.

Это значит что в такт может поместиться только 16 шестнадцатых нот. По 4 на каждую четверть. Вот что у вас должно получиться:

Шаг 3.

На верхней строчке выписываем наш ритмический рисунок, ориентируясь на нижнюю строчку.Каким образом? Первая нота в примере у нас четвертной длительности.

Мы знаем что четверть по времени равна 4 шестнадцатым. Пишем эту четверть над первым ударом метронома:

Далее у нас идут две восьмые. Мы знаем, что каждая восьмая по времени равна 2 шестнадцатым.
Пишем эти восьмые над соответствующими им ударами метронома:

Аналогично выписываем весь пример, подсчитывая сколько шестнадцатых помещается в каждой длительности:

Шаг 4.

Сейчас начнем отрабатывать ритм на практике. Инструмент в руки не берем! Ритм отрабатываем сначала на хлопках в ладони, по столу, или проговаривая ритмический рисунок на «та-та-та».

Совет

Включаем метроном. Решаем для себя, что каждый стук метронома равен шестнадцатой ноте. Устанавливаем на метрономе удобный темп. Какой темп для вас удобный, будет ясно в процессе. Но для начала лучше взять небыстрый.

Если метроном электронный, очень полезно поставить его группировкой по 4 удара, так удобней будет ориентироваться. Либо сразу поставить его стучать шестнадцатыми. Каждый первый удар из четырёх будет выделяться по звуку.

Описание функций метронома в статье метроном.

Все. Слушаем метроном, смотрим на запись, и отстукиваем ладонями ритмический рисунок из верхней строчки. При этом следим, чтобы ваши удары ладонями звучали одновременно с соответсвующими им ударами метронома. Повторяем ритмический рисунок много раз, запоминая его звучание.

После того, как исполнение ритма станет уверенным и четким в медленном темпе, поднимите темп на метрономе. Отработайте в более быстром. Потом ещё ускорьте. Цель — уверенное исполнение ритма в любом темпе.

После каждого изменения темпа (после того, как изменили частоту ударов метронома), не кидайтесь сразу же стучать ритм.

Перед этим ВСЕГДА надо послушать пульсацию метра, впустить её в себя. И только потом стучать или играть.

Шаг 5.

После того, как уверенно освоили ритм под метроном шестнадцатыми в разных темпах, нужно освоить его под метроном восьмыми и четвертями. Если принять один удар метронома за восьмую, то запись нашего примера будет выглядеть так:

Надеюсь, что по записи все понятно и дополнительных объяснений не требуется. Как проще всего перейти к исполнению ритма под метроном восьмыми? Допустим, под метроном шестнадцатыми вы достигли быстрого темпа. Ритм получается стучать четко и уверенно в этом темпе. Теперь нужно снизить частоту ударов на метрономе ровно в два раза.

Это будут восьмые. А сам ритм (верхняя строчка) своего темпа не изменит, то есть вы будете стучать так же, как и раньше. Только метроном будет стучать в два раза реже. Другими словами изменится частота координатной сетки. Получается? Теперь пробуем разные темпы под метроном восьмыми.

На этом этапе у вас должно уже получаться простучать ритм без метронома.

Обратите внимание

После достижения уверенности в исполнении ритма под метроном восьмыми, можно переходить к метроному четвертями. Запись нашего примера теперь будет выглядеть так:

При переходе с восьмых на четверти действуем так же точно, как и при переходе с шестнадцатых на восьмые. То есть доводим до умеренно быстрого темпа и снижаем частоту ударов метронома в два раза.

Если у вас все получилось, поздравляю, вы теперь можете просчитать и выучить любой ритм. Если же не получилось, то вам следует отрабатывать ритм постепенно, на более простых ритмических рисунках.

Видео для закрепления материала:

{jcomments on}

Источник: http://4igi.ru/sms/212.php

Как научиться слушать и слышать ритм музыки

Считается, что более четверти танцоров (речь, конечно, о любителях) не слышат ритм музыки, и, соответственно, не могут танцевать в такт ему.  Что делать, если чувство ритма отсутствует? Как его развить?! Как достичь гармонии с музыкой и заставить свое тело двигаться в нужном темпе?

Но что такое ритм? Для того, чтобы его почувствовать, так сказать, «потрогать руками», а точнее ощутить всем телом, надо для начала понять, что подразумевается под музыкальным ритмом. Что, собственно, должен чувствовать танцор?

Энциклопедии описывают ритм как определенное соотношение длительности звуков и их последовательности. Тому, кто далек от теории музыки, такое объяснение почти ни о чем не скажет.

Тут требуется простое и доступное сравнение. И, пожалуй, легче всего ритм сравнить с пульсом человека.  Электрические импульсы задают частоту сокращения сердечной мышцы. Пульс представляет собой простейшую ритмическую фигуру из одинаково громких нот (импульсов) и равных промежутков между ними. Таков ровный пульс здорового человека.

Можно сказать, что наш внутренний ритм отстукивает сердце. А в музыке эту роль выполняют ударные инструменты и бас-гитара. Они формируют основу музыкальной композиции, её ритмический рисунок, воспроизводя удары в определенной последовательности с разными промежутками времени и делая разные акценты.

Этот ритмический рисунок нам и предстоит научиться различать и сопоставлять с ним свои танцевальные движения.

Главной ошибкой начинающих танцоров становится именно то, что они стараются сконцентрироваться на отработке техники и стремятся освоить их как можно больше.

Важно

Выучить сложную комбинацию танцевальных элементов, в конце концов, реально даже для начинающих, а вот исполнить её под музыку удается с первого раза далеко не всем.

Начиная двигаться под музыкальное сопровождение, многие даже не подозревают о том, что их движения «не попадают» в тот ритмический рисунок, который создает музыка. Танцор не успевает за ритмом или наоборот торопится — ставит ногу на пол позже или гораздо раньше ударов барабана.

Со стороны это хорошо заметно, и, как правило, вскоре такое «непопадание» становится явным и для самого танцора, особенно если он танцует в паре. Так проявляется отсутствие чувства ритма. Но значит ли это, что надо поставить крест на занятиях танцами? Отнюдь. Научиться слышать музыку и развить у себя чувство ритма может каждый.

Наиболее эффективные способы:

Первый — это начать везде и всюду вслушиваться в самую разную музыку. Только слушать музыкальную композицию следует иначе, воспринимая её не в целом, а «раскладывая на слои».

Таких основных слоев в любой композиции можно выделить три: ритм, мелодия и вокал. Чаще всего, мы обращаем внимание на вокал и мелодию, а все остальное воспринимается нами, как фон.

Хотя именно этот фон и есть тот самый ритм, который задают ударные и басы, составляя основу композиции. Именно он и является главным ориентиром для танцора. Попробуйте сосредоточиться именно на этом ритмическом слое, старайтесь услышать его отчетливо.

Прислушивайтесь и вычлените его из всей композиции. Такой «расклад» песен на части быстро входит в привычку и любая композиция начинает восприниматься по-другому. По сути, музыка откроется вам заново.

Очень скоро этот ритмический слой перестанет быть для вас обезличенным, и вы начнете различать отдельные его составляющие, в зависимости от того, сколько и каких инструментов задают ритм.

Совет

Начинать можно с простого. Например, в латиноамериканской музыке задействовано множество самых разнообразных инструментов задающих ритм. Выделить их все достаточно сложно. А вот рок-н-ролл имеет более простой ритм, который можно услышать «невооруженным ухом».

В этом смысле, лучше выбирать композиции, в которых барабаны выражены наиболее ярко, например, стоит обратить внимание на африканскую музыку. Джаз также имеет отчетливый ритмический рисунок. Можно тренировать себя, отстукивая ритм песни, которую слушаете, пальцами по столу или спинке стула.

Можно даже представить себя ударником и каждый такт отстукивать ногой или прохлопывать. И учитесь таким образом отбивать такт в разных ритмах. Очень скоро это будет получаться автоматически. 

Теперь попробуйте пройтись в ритме музыки. Делайте шаг на каждый такт. Пробуйте точно так же «держать ритм» под музыку разных танцев. 

Слушать музыку нужно не только того направления, которое соответствует вашему танцевальному стилю. Слушайте больше самой разной музыки и акцентируйте внимание на ритмическом слое.

Источник: http://rwdance.ru/blog/kak-nauchitsya-slushat-i-slyshat-ritm-muzyki

Ритм и размер

При игре на гитаре будь то перебор или бой движения пальцев правой руки подчиняются определённому ритму. Или ещё мы можем назвать это ритмическим рисунком.
Под определением ритм в музыке мы будем понимать чередование звуков одинаковой или различной длительности.

Ритм существует в темпометрической сетке. Теперь рассмотрим два понятия: темп и метр. Темп – это скорость движения музыки. Измеряется он в количествах ударов в минуту. Любое произведение мы можем сыграть в быстром или медленном темпе.

Темп в музыке задаётся метрономом.

Метр – это чередование ударных и безударных звуков (сильных и слабых долей).
Одна из задач аккомпанемента – задавать и поддерживать главный ритм песни – её метр.

Метр песни выражается размером, который представляет собой дробь: числитель показывает количество долей в такте, а знаменатель – длительность, принятую за основную долю. В песнях за основную долю принимают чаще всего четвертную или восьмую ноту.

Обратите внимание

Сумма длительностей всех звуков и пауз одного такта равняется размеру. Размер указывается в начале нотного текста.

Размер в музыке может быть простым и сложным, являющимся комбинацией простых. В простых размерах сильной долей является либо каждая вторая – двудольный размер, например, две четверти (2/4), либо каждая третья – трёхдольный размер, например, три четверти (¾). Аккомпанемент песен с простым размером чаще всего играют, чередуя бас и одновременно извлечённые звуки на 1-2-3 струнах.

Сложные размеры являются комбинацией двух и более простых, например, 2/4 и 2/4 образуют 4/4, ¾ и ¾ образуют 6/4 (чаще используют другой размер – 6/8). Ритмический рисунок в этих размерах более сложный, здесь в такте имеется два ударных звука: в начале такта – более сильное, в середине – менее.
Теоретические основы мы разобрали и теперь рассмотрим небольшой пример.

Пример различной длительности нот

Перед нотным текстом после скрипичного ключа Вы можете видеть указание размера ¾. Внимательно посмотрите на каждый такт. Длительность нот разная, но в сумме в каждом такте будут присутствовать три четвертные ноты. Это правило должно распространяться до конца данного произведения. Бывают такие случаи, когда в произведении меняется размер.

Это сразу же указывается в том такте, где производится изменение и также указывается место, где возвращается основной размер. Про длительность нот и пауз Вы можете прочитать в этой статье. Надеюсь, статья была полезна Вам. Делитесь ею в социальных сетях и пишите комментарии.

Также всё вышеизложенное рассказано на следующем видео:

Вы решили делать ремонт в ванной комнате? Чугунные ванны вы сможете выбрать на сайте allovanna.ru.

Источник: http://guitarprofi.ru/uroki-igry-na-gitare/ritm-i-razmer.html

Музыка: темп, ритм и метр. О темпе, ритме и метре

Источник: https://fdstar.com/3713-muzyka_temp_ritm_i_metr.html

Ритм и музыкальность. Руководство к применению

?zoukability (zoukability) wrote,
2016-04-19 03:55:00zoukability
zoukability
2016-04-19 03:55:00Category:Rhytm and Musicality: An E-GuideАвтор: Laura Riva, Канада

Оригинал: http://grapevine.dzouk.com/rhythm-and-musicality-an-e-guide/

Это теоретическая статья о ритме. Хотите больше практики и более широких знаний? Обратите внимание на Level Up Zouk Camp 2016, который пройдет в Москве на следующей неделе — там 3 дня классов посвящены теме музыкальности — будет над чем поработать.
______________________________________________________________________________________

Ритм и музыкальность. Краеугольные камни практически в любом танце из всех, когда-либо существовавших. Мы уделяем так много внимания понятиям «в ритм», «попасть в акцент», «чувствовать музыку», «раскрывать песню»…Я одна из тех, кому повезло.

Я начала заниматься музыкой в 5 лет и не бросала ее вплоть до старших классов. И только 2-3 года назад я начала учиться танцевать. Тяжелее всего для меня были сальса и ча-ча, но все остальные танцы были мне естественны с точки зрения попадания в такт.

Я поняла разницу между 3/4 и 4/4 и быстро стала чувствовать, где будет начало музыкальной фразы.Но как быть тем, кому не так повезло?Есть понятие глухоты ритма.

Совет

Считается, что ей подвержены всего 4% населения, остальные же 96% могут естественно определять ритм или натренировать этот навык. Какие существуют стратегии?

Разница между музыкальностью и ритмом

Музыкальность — это ваша способность интерпретировать и выражать более сложные формы экспрессии в музыке. Это требует гораздо более высокого понимания музыки, а ваши движения дожны быть отлично освоены, чтобы вы смогли уделять больше внимания тому, что происходит в музыке.Ритм — это базовый счет в музыке и ваш первый шаг на пути к музыкальности.

Ритм — это основа, и в него просто необходимо уметь попадать в танце независимо от вашего уровня. Очень важно убедиться, что вы умеете это делать, перед тем, как вы попробуете освоить более сложные идеи музыкальности.В этой статье мы рассмотрим основные способы определения ритма, которые помогли мне и остальным. Музыкальность рассматриваться не будет.

«А, ну это просто про ритм, я это умею, закрываю статью» — если вы так подумали, то у меня для вас плохие новости. Такое отношение ничем не отличается от игнорирования базы в танце:  «Там же все просто, пусть начинашки учат». На эту тему я публиковала перевод замечательной статьи «Возвращение к основам».

Рекомендуется к прочтению всем, кто еще не читал, а особенно тем, кто только что хотел эту статью закрыть 😉

Определение ритма

Возьмите песню. Пусть для примера это будет стандартная песня 4/4 с сильным битом.

КАК НАЙТИ ПЕРВЫЙ БИТ  (СЧЕТ 1)

Небольшой ликбез:

1) «Бит» — это широкоиспользуемый термин из английского языка (удар, биение и т.д.). В русском языке это называется «доля», но мы не будем чрезмерно перегружать статью и мозг танцоров музыкальными терминами, чтобы не запутать и не напугать)

2) В зуке музыкальный счет 1 приходится на ТУМ -чик-чик. Так повелось, что преподаватели зука обычно считают ТРИ — раз — два. Возможно, так легче произносить и так проще учить шаги, но это неграмотно с точки зрения построения музыки.

На самом деле, по музыкальным правилам, самый первый ТУМ в песне — это счет РАЗ, а чик — чик — это вовсе не «два — три».

Если мы возьмем сферическую зук песню в вакууме и наложим на привычный тум-чик-чик, то правильно музыка будет считаться так: (1) ТУМ(2) чик — чик — (3) ТУМ(4) чикчик.

Это очень условно, потому что счета 2 и 4 необязательно будут всегда приходиться на первый «чик». По воле музыканта «чик» может быть немного раньше или позже. Также очень распространена, например, такая схема: (1) ТУМ(2) * — чик — чик — (3) ТУМ(4) * — чик — чик.

1. Найдите сильные доли

Во многих музыкальных стилях присутствует отчетливый бит на счет «1» (он будет первой нотой в музыкальном фрагменте, и зачастую на него приходится первый шаг в танце). Обычно он сопровождается более тяжелым басом или он значительно сильнее соседних нот.

В начале данной песни первый счет — более тихая нота, звучащая как бас. Ритм идет так: бум — бум — чик — * . (* означает, что последний счет не выражен никаким специфическим звуком, по сути это тишина).

В итоге, первый счет — это первый, более тихий бум в музыке.

2. Определите, когда музыка повторяется

«Такт — единица музыкального метра, начинающаяся с наиболее сильной доли и заканчивающаяся перед следующей равной ей по силе».

Как правило, в музыке будут 4, 8, 12 или 16 счетов, которые будут повторяться. Ближе к концу каждой такой группы счетов музыкальный рисунок немного меняется.

Наша песня начинается с бум — бум — чик — * , иэтот рисунок (это и есть 1 такт) повторяется множество раз с небольшими вариациями .

Обратите внимание

Каждые 4 такта (которые представляют собой 16 счетов: 4 кусочка по 4 счета), рисунок возобновляется. Счет «1» будет в начале всех этих повторяющихся кусочков.

3. Найдите вокал

Вокал часто начинается на счет «1» или рядом с ним, — но не всегда. Также распрастраненный вариант — после счета «1» или «1-2». В нашей песне Джастин Тимберлейк начинает петь между «2» и «3». Вокал приходится на чик, а не на бум — бум.

Вокал более разнообразен, и поэтому это не самый верный способ найти начало. Но если все остальное потеряно, то стоит попытаться.

Как минимум, вокал поможет вам определить, где музыка повторяется или переходит в новый фрагмент, — это может навести вас на верный путь к первому биту.

4. Найдите «двойной чик».

Во многих стилях (особенно в сальсе, и именно это меня спасло) присутствуетслабый «двойной чик» прямо перед счетом «1».

Он повышает музыкальную тональность, за счет чего сильный бит за ним звучит намного тяжелее. Если вы нашли этот отчетливый контраст, с огромной вероятностью вы нашли счет «1».

Естественно, это не 100%. В выбранной песне двойной чик встречается в разных местах.

Изучение музыкальной теории будет чрезвычайно полезно для развития этих навыков, также как и игра на музыкальных инструментах. Если у вас нет возможности посещать такие уроки, слушайте очень-очень много музыки и специально прорабатывайте упражнения выше.

Важно

Слушайте сильный, слабый бит, отсутствие бита, акустику и другие музыкальные стили. Чем больше вы будете практиковаться, тем легче вам будет. Выделите время на практику без танца, т.к.

искать ритм и одновременно шагать иногда намного сложнее, чем будучи в спокойной обстановке, когда все ваше внимание приковано только к музыке.

Инструментарий

Salsa Beat Machine Счет в сальсе. Тем, кто не танцует сальсу, это поможет понять те звуки, которые ведут к счету «1». Для меня лично сальса была самым сложным ритмом. Когда я научилась находить «1» в сальсе, у меня больше не было проблем с другими стилями.

Поддержание найденного ритма

Итак, вы определили ритм. Что дальше? Темп!Основная задача здесь — научиться соблюдать темп. Это означает, что ваш счет должен быть равномерным. Мой любимый способ — считать и следить за тем, чтобы мой «раз» попадал в сильный бит. В песне Тимберлейка я буду вслух считать 1, 2, 3, 4…

Если я замечу, что мой «1» не совпадает с «1» в музыке, значит я слишком торополюсь или торможу. Хлопать также помогает.Некоторые люди могут в совершенстве поддерживать ритм, но при этом они не могут постоянно попадать в бит во время танца.

Обычно это вызвано следующим: а) вы не до конца освоили движения; б) вы не освоились с ритмом. Если вам надо поработать с ритмом, используйте шаги, которые вам давно знакомы и комфортны (чтобы над ними не думать) и сосредоточьтесь на счете под музыку во время шагов.

В конце концов, это станет для вас просто и естественно.

Инструментарий

Метроном Прослушивая песню, вы можете включить метроном и играться с ним, пока он не совпадет с битом в песне. С метрономом вам не надо считать, проще сначала понять логику музыке, а потом уже искать в ней счет «1».

Тренажер ритма Более продвинутый вариант, базовые знания нотной грамоты вам помогут. Но и без них можно разобраться, выбирая разные обозначения и слушая, как они звучат. Вы выбираете минимум два ритма, прослушиваете аудио фрагмент и выставляете эти ритмы в том порядке, в каком они были сыграны (А), либо смотрите на ноты и выбираете соответствующий им аудио фрагмент (В).

Разбираемся со сложными песнями

Совет

Итак, мы уже хорошо понимаем песни с сильным битом. А что будет если мы возьмем песню без отчетливого бита?

В целом, ничего не меняется, просто слушайте внимательней.

Счет «1»

Здесь так же присутствуют сильные доли. Они могут быть выражены фортепьяно, скрипкой или чем-нибудь еще. Отчетливый счет «1» здесь есть. Сильные доли в этой песне — это фортепьяно, которое звучит прямо перед вокалом.

В песне так же повторяется музыкальный рисунок, посредством фортепьяно и вокала. Даже если фортепьяно играет так: чик * * * чик * * * , или чик * чик * чик * чик, — это музыкальный рисунок, и он повторяется. Его первая нота по-прежнему будет счетом «1».

Что касается повторов вокала, то вокал часто заканчивается на счете «4» и снова появляется после счета «1».

Помните, мы говорили выше о чик — чик на счете «4»? В этой песне тоже есть вариации на эту тему! Каждые несколько тактов содержат синкопу (нерегулярный ритм), ее играет фортепьяно прямо перед счетом «1». Это эквивалентно двойному чик во многих ритмичных песнях (и в зуке).

Ритм

Не буду обманывать, с этим сложнее. В песнях без постоянного бита потребуется ваше умение заполнять пробелы. Это означает, что вы должны взять пространство между счетами «1» и мысленно разделить его на равные части, чтобы достроить счет до 1-2-3-4.В этом вам поможет метроном и прочие инструменты для нахождения ритма.

Salsa beat machine тоже может помочь, если убрать в ней все дополнительные инструменты и оставить только бит. Специальные программы для создания ремиксов очень полезны в этом смысле, но доступны они не всем.Учиться слушать музыку — долгий процесс, который может даваться с трудом.

Но научиться реально! Просто кому-то придется для этого приложить намного больше внимания и усилий. Практически все люди могут слышать и соблюдать бит, если будут уделять время тренировкам и практике. Помните, что вы уже достаточно хорошо танцуете, и гордитесь своими достижениями, даже если ритм и музыкальность для вас — мистика.

Хороших танцев!

___________________________________________________________________________________________

А теперь отличное предложение для тех, кто хочет слышать больше и глубже:

С 29 апреля по 3 мая в Москве будет проходить LEVEL UP Zouk Camp.

Главная задача Level Up Zouk Camp'a — раскрыть для вас музыку на новом уровне глубины, даже если вы танцуете много лет! Такого вы еще не видели — 3 дня классов, посвященных единой цели!

Специальный гость мероприятия — Pasty Pieternelle, один из самых музыкальных партнеров в зуке! Видео.

Обратите внимание

Многие из вас уже были на семинарах по музыкальности и УЖЕ ЗНАЮТ:как попадать на сильную долю,
как слышать и выделять акценты в музыке,
из чего состоит музыка,
под какие инструменты удобно танцевать.(*если не знаете, вам тем более сюда 😉

Какие НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ даёт участие в LEVEL UP?

Сделать свои танцы, даже под хорошо знакомую музыку, более музыкальными, а значит разнообразными;

* ЧЕМ ЛУЧШЕ вы СЛЫШИТЕ — ТЕМ БОЛЬШЕ интересных ВАРИАЦИЙ вы можете придумать

Понимание того, как музыка задает типы используемых движений.

ВЫ ОПЫТНЫЙ ПАРТНЕР, который отлично импровизирует и придумывает связки на ходу. Поняв логику построения музыки вы сможете учитывать мелодику трека, а это позволит партнерше легче проявлять себя и получать больше удовольствия 😉

Совершенно по-новому начать слышать даже привычные музыкальные композиции;

Научиться органично вплетать элементы импровизации;
Стать более «продвинутым» зук-танцором;
Сделать свой танец более «вкусным» визуально;
Получить обширную новую зону для дальнейшего развития своего стиля в Зуке;
Более уверенно чувствовать себя в танце Зук под любую музыку и с партнером/партнершей любого уровня (как выше, так и ниже вашего);
Стать более желанным для других партнеров/партнерш на Зук вечеринках;Если вам откликаются данные пункты, то ВАМ ТОЧНО СЮДА! =)Классы будут полезны и тем, кто только знакомится с танцем (от полугода) и тем кто танцует уже много лет!

РАСПИСАНИЕ: vk.cc/4JnoUR

РЕГИСТРАЦИЯ: vk.cc/4IWYKgОт вашего участия зависит скорость развития зук-тусовки!

Давайте вместе развивать наш любимый танец!

Вы можете следить за анонсами новых статей через группу в VK: https://vk.com/zoukability

Источник: https://zoukability.livejournal.com/2298.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector

Музыкальный темп

Темп в музыкескорость следования метрических счётных единиц (отношение числа происшедших событий к тому времени, которое они заняли).

По давней традиции темп обозначается по-итальянски и выставляется в самом начале нотной записи произведения. Основные обозначения темпа в порядке возрастания:

  • граве, ларго, адажио, ленто (медленные темпы);
  • анданте, модерато (умеренные темпы);
  • анимато, аллегро, виво, престо (быстрые темпы).

К основным обозначениям порой прибавляются дополнительные, уточняющие характер исполнения: maestoso (маестозо — торжественно) или furioso (фуриозо — яростно), mesto (место — печально) или scherzoso (скерцозо — шутливо) — всех не перечислишь, надо пользоваться специальным словарем.

Некоторые жанры (марш, вальс) характеризуются определенным темпом.

Для точного измерения темпа служит метроном.

Темп музыки воспринимается мгновенно и в большей степени определяет ее характер. Быстрые темпы присущи музыке, воплощающей устремленное движение, жизнерадостное настроение, кипучую энергию, праздничное оживление, но также и смятение, взволнованность, драматизм. Медленно течет музыка, в которой отражены состояние покоя, неподвижности, строгие возвышенные чувства, а то и глубокая печаль, горе.

Средние темпы более нейтральны и употребляются в музыке разного содержания, они не столько способствуют выражению той или иной мысли, сколько не противоречат ему (напомним, что темп — лишь одна из сторон музыки, а в целом ее характер определяется только всеми ее средствами в их единстве). Темп может изменяться. Глинкинский Руслан начинает свою знаменитую арию Moderato maestoso («О, поле, поле..

.»), а продолжает Allegro («Дай, Перун…»). Контраст невеселого раздумья и волевой решительности подчеркнут контрастом темпов. Во вступлении к опере Ж. Бизе «Кармен» после красочного и праздничного раздела, идущего Allegro giocoso (джокозо — весело, радостно), возникает тема трагической судьбы главной героини — во вдвое более медленном темпе.

Еще ярче воспринимается темповое изменение в «Песне о Родине» И. О. Дунаевского, потому что в ней по-разному звучит одна и та же тема: широко и торжественно, медленно, в характере гимна исполняется припев в начале песни, а при повторениях он проходит совсем иначе, упруго и энергично, более живо, в темпе марша.

Типичен темповый контраст медленного вступления и быстрого основного раздела первой части симфонии, инструментального концерта; столь же типичен в этих сочинениях и контраст быстрых крайних частей с медленной средней (или одной из средних). Темп может изменяться не только «скачком», но и постепенно.

Очень часто в самом конце произведения движение музыки замедляется (ritenuto, rallentando — ритенуто, раллентандо) — полной остановке предшествует торможение; так, например, завершается Гимн Советского Союза. Замысел композитора может потребовать и постепенного ускорения (accelerando — аччелерандо), как в заключительном разделе 6-й венгерской рапсодии Ф.

Листа, где веселая танцевальная тема неоднократно повторяется и с каждым разом звучит все быстрее, достигая к концу предельного темпа. Словом, и темп как таковой, и его мгновенные и постепенные изменения — важное средство музыкальной выразительности.

Метр в музыке

Метр задает координатную сетку из сильных и слабых долей с одинаковыми расстояниями между долями. Её можно представить как миллиметровку, на которой самая маленькая клеточка из самых тонких линий — минимальная длительность в произведении, более толстые линии обозначают доли, еще более толстые — относительно сильные доли, а самые толстые — сильные доли.

Важно

Когда композитор сознательно соединяет ритмические единицы в такие группы (или в разного рода модификации), в сочинении появляется метр. Наиболее явные отрезки между двумя соседними сильными долями выделают в такты.

Такт — промежуток между двумя соседними сильными долями.

В нотной записи такт — совокупность нот, заключенная между двумя тактовыми чертами — вертикальными линиями на нотоносце (нотном стане).

Основные метры возникают из объединения ритмических единиц по две (двудольный метр), по три (трехдольный метр), по четыре (четырехдольный метр) и по шесть (составной двудольный метр, то есть, состоящий из двух групп по три доли).

Описанные группы (такты) обозначаются в музыкальной нотации тактовыми чертами (вертикальными линиями, проведенными через нотные станы), которые отделяют один такт от другого. По линиям этой сетки можно рисовать ритмические фигуры из отрезков разной длины (ноты различной длительности).

Фигуры могут быть совершенно разные, но все они будут опираться на линии этой сетки. Длительность нот можно задать в относительных единицах (мельчайших клеточках): этот звук — отрезок длиной в 4 клетки, а этот в 2. Эти соотношения не изменятся с изменением масштаба сетки. Последовательность чередования таких отрезков (нот и пауз) и есть ритм.

Отмасштабировать эту сетку можно с помощью темпа, делая расстояния между линиями длиннее или короче. В масштабе «1 клетка = 1 секунда» время звучания ноты длиной в 2 клетки будет равна 2 секунды. При уменьшении масштаба (увеличении темпа) в 2 раза, длительность ноты в те же 2 отрезка уже будет равняться 1 секунде.

На слух начало такта выделяется лёгким подчеркиванием первой доли. Четырехдольный метр имеет также дополнительный, более слабый акцент на третьей доле каждой группы, а составной двудольный метр – на четвертой доле.

Эти акценты обычно достигаются повышением громкости на акцентируемой доле (динамический акцент, которому в нотации соответствует знак), но акцентность может выражаться также в повышении высотности звучания (тонический акцент) или в увеличении его продолжительности (агогический акцент). Перенос акцента на слабую долю, достигаемый одним из указанных выше средств, а также резкой сменой гармонии на эту долю, называется синкопой.

Ритм в музыке

Ритм в теории музыки — соотношения длительностей звуков (нот) в их последовательности.

Ноты могут иметь различную длительность, вследствие чего между ними создаются определенные временные соотношения. Объединяясь в различных вариациях, длительности звуков (нот) образуют различные ритмические фигуры, из которых складывается общий ритмический рисунок музыкального произведения. Этот ритмический рисунок и есть ритм. Ритм не привязан ни к каким абсолютным единицам измерения времени, в нем заданы лишь относительные длительности нот (эта нота звучит дольше той в 2 раза, а эта — в 4 раза короче и т. д.). В музыке мы встречаемся со звуками долгими и короткими. Чередования их, одинаковых или разных по длительности, образуют ритм. Очень редко основная сетка ритмической пульсации полностью совпадает с реальным музыкальным звучанием, то есть, редко «озвучиваются» одинаковым образом все акценты. Напротив, музыка состоит из чередований звуков разной длительности, подобно более или менее сложному узору, накинутому на сетку пульсации. Именно последовательность, сочетание и совмещение в одновременности разных длительностей, разных ритмических рисунков создает музыкальный ритм в специфическом значении данного термина. Внутреннюю организацию ритма называют метром. Первый уровень организации — деление времени на равные промежутки, счетные доли. Яснее всего доли выделяются в музыке, связанной с движением, например в марше, А есть жанры, в которых это деление завуалировано: лирическая народная песня, плач. . Второй уровень организации времени в музыке связан с подразделением долей на сильные и слабые. Отсчитывая доли вальса — раз, два. три, — мы непременно акцентируем «раз» и таким образом группируем доли в такты: сильная доля с последующими слабыми, вплоть до следующей сильной, и образует такт. Размер такта немаловажен для характера музыки. Как и в поэзии, в ней чаще всего используются двудольные и трехдольные размеры. Двудольными тактами пишут марши, польки, галопы, песни, близкие этим жанрам. Трехдольный размер сразу вызывает представление о вальсе, но и более давние чакона и сарабанда, полонез и мазурка, а в исключительных случаях и марш («Священная война») тоже пишутся «на три». Четырехдольные такты встречаются в самой разной музыке — в спокойной и оживленной, вокальной и инструментальной, танцевальной и опять-таки маршевой. Размер такта в большинстве случаев сохраняется на протяжении произведения или хотя бы его крупной части. Размеры обозначаются двумя цифрами: верхняя — количество долей в такте, нижняя — ритмическое значение доли — четверть, восьмая и т. д. Таково, например, обозначение простых размеров — 2/4, 3/8, 3/4. Иногда употребляются сложные и смешанные размеры, состоящие из двух и более простых (двух- и трехдольных). Возможно регулярное и даже нерегулярное изменение размера, когда число безударных долей между ударными меняется, — это происходит в музыке повествовательно-импровизационного характера. В ритмических рисунках проявляется жанровая природа музыки, они существенны и для ее выразительного смысла. Равномерный ритм (все звуки равной длительности) создает ощущение беспрепятственного движения — стремительного или спокойного, это уж зависит от темпа. Чередование кратких и более протяженных звуков (припев «Гимна демократической молодежи мира» А. Г. Новикова) придает музыке динамическую устремленность, напор. Особую роль играет синкопа — неожиданная ритмическая задержка на слабой доле, из-за чего на ней возникает «лишний» акцент в такте. Синкопа, словно сжатая пружина, сообщает музыке дополнительную остроту, упругость и потому часто встречается в танцах — давних и современных. Важны отношения длительностей не только отдельных звуков, но и целых фраз, более широких построений. Тут тоже может быть равномерность (в песнях «Савка и Гришка», «Во поле березонька стояла», в «Камаринской» все фразы одинаковой протяженности) и более сложная организация времени. В припеве песенки Паганеля из музыки И. О. Дунаевского к кинофильму «Дети капитана Гранта» происходит постепенный рост соединяемых частей музыки. Расширяя далее зону наблюдения, мы подойдем к наиболее широкому пониманию ритма — как соразмерности частей всего музыкального произведения. Поскольку время, занятое музыкой, само по себе является средством воздействия на слушателя, постольку ритмичность в широком смысле слова и заключается в том, чтобы время распределялось между частями сочинения пропорционально их значимости.