К. сен- санс “карнавал животных”

Камиль Сен-Санс – Сюита “Карнавал животных”

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Камиль Сен – Санс

2 слайд Описание слайда:

1-Вступление и Королевский марш льва — фр. Introduction et Marche Royale du lion.

В короткой интродукции после тремоло двух фортепиано струнные вступают с основной темой, а после расходящихся глиссандо по всему диапазону у фортепиано начинается Марш, в котором звучат фанфары, исполняемые на фортепиано, и грубоватые хроматические ходы, изображающие рычание льва. 2-Куры и петухи — фр. Poules et Coqs. Кларнет, скрипки, альт, фортепиано.

Назойливые повторяющиеся звуки, изображающие квохтанье кур, перемежаются с мотивом петушиного кукареканья. «Куриный» мотив взят из клавесинной сюиты Франсуа Куперена. 3-Антилопы (быстрые животные) — фр. Hémiones (animaux véloces)[2]. Два фортепиано исполняют быстрые пассажи. 4-Черепахи — фр. Tortues. Струнные и два фортепиано.

Цитируется канкан из оперетты Оффенбаха «Орфей в аду», но замедленный в несколько раз, что создаёт комический эффект. 5-Слон ― фр. Eléphant). Контрабас и два фортепиано.

Обратите внимание

Вальсообразная мелодия, играемая контрабасом, основана на заимствованиях двух тем: танца сильфов из драматической легенды Берлиоза «Осуждение Фауста» и Скерцо из музыки Мендельсона к комедии «Сон в летнюю ночь».

Комизм заключается в том, что музыка, задумывавшаяся как лёгкая и воздушная и в оригинале исполняемая инструментами высокого регистра, передана неповоротливому инструменту, звучащему в нижней части диапазона и изображающему танцующего слона. 6-Кенгуру — фр. Kangourous. Два фортепиано. Острые стаккатные звучания с форшлагами изображают прыжки кенгуру.

7-Аквариум — фр. Aquarium. Флейта, стеклянная гармоника, струнные, фортепиано. Звучание флейты, играющей мелодию, оттеняется «булькающими» звучаниями и глиссандо у фортепиано и стеклянной гармоники, создавая картину аквариума. 8-Персонажи с длинными ушами — фр. Personnages à longes oreilles.

Скрипки чередованием очень высоких и очень низких звуков изображают ослиный крик. 9-Кукушка в глубине леса — фр. Le coucou au fond des bois. Кларнет и два фортепиано. На фоне размеренных аккордов у фортепиано, изображающих лес, кларнет (который, согласно указанию автора, должен находиться за кулисами) периодически играет два «кукующих» звука. 10-Птичник — фр.

 Volière. Флейта, струнные и два фортепиано. На фоне «шелестящего» тремоло у струнных флейта играет мелодию c трелями и скачками, изображая птичье пение. Пианисты — фр. Pianistes. Два фортепиано в сопровождении струнных играют гаммы и упражнения в стиле Ганона или Черни. Эта часть без перерыва переходит в следующую. Ископаемые — фр. Fossiles.

Кларнет, ксилофон, два фортепиано и струнные. Сен-Санс цитирует собственную симфоническую поэму «Пляска смерти», детские песенки «Ah! vous dirai-je, maman» и «Au clair de la lune», а также каватину Розины из оперы Россини «Севильский цирюльник». Лебедь — фр. Le Cygne. Виолончель и два фортепиано. Певучая мелодия у виолончели изображает плавное движение лебедя по поверхности воды, а фигурации у фортепиано ― рябь на ней. На музыку «Лебедя» хореограф Михаил Фокин в 1907 году поставил знаменитый балетный номер «Умирающий лебедь» для Анны Павловой. Сен-Санс был удивлён такой трактовкой ― в его пьесе лебедь не умирает ― но не возражал против неё. Финал — фр. Finale. Исполняет весь ансамбль. Весёлая и лёгкая главная тема перемежается мотивами из предыдущих частей.

3 слайд Описание слайда:

1- Вступление и Королевский марш льва  В короткой интродукции после тремоло двух фортепиано струнные вступают с основной темой, а после расходящихся глиссандо по всему диапазону у фортепиано начинается Марш, в котором звучат фанфары, исполняемые на фортепиано, и грубоватые хроматические ходы, изображающие рычание льва.

4 слайд Описание слайда:

2- Куры и петухи  Кларнет, скрипки, альт, фортепиано. Назойливые повторяющиеся звуки, изображающие квохтанье кур, перемежаются с мотивом петушиного кукареканья. «Куриный» мотив взят из клавесинной сюиты Франсуа Куперена.

5 слайд Описание слайда:

3- Антилопы (быстрые животные)  Два фортепиано исполняют быстрые пассажи.

6 слайд Описание слайда:

Важно

4- Черепахи  Струнные и два фортепиано. Цитируется канкан из оперетты Оффенбаха «Орфей в аду», но замедленный в несколько раз, что создаёт комический эффект.

7 слайд Описание слайда:

5-Слон Контрабас и два фортепиано.

Обратите внимание

Вальсообразная мелодия, играемая контрабасом, основана на заимствованиях двух тем: танца сильфов из драматической легенды Берлиоза «Осуждение Фауста» и Скерцо из музыки Мендельсона к комедии «Сон в летнюю ночь».

Комизм заключается в том, что музыка, задумывавшаяся как лёгкая и воздушная и в оригинале исполняемая инструментами высокого регистра, передана неповоротливому инструменту, звучащему в нижней части диапазона и изображающему танцующего слона.

8 слайд Описание слайда:

6-Кенгуру Два фортепиано. Острые стаккатные звучания с форшлагами изображают прыжки кенгуру.

9 слайд Описание слайда:

7-Аквариум Флейта, стеклянная гармоника, струнные, фортепиано. Звучание флейты, играющей мелодию, оттеняется «булькающими» звучаниями и глиссандо у фортепиано и стеклянной гармоники, создавая картину аквариума.

10 слайд Описание слайда:

Персонажи с длинными ушами Скрипки чередованием очень высоких и очень низких звуков изображают ослиный крик.

11 слайд Описание слайда:

Кукушка в глубине леса Кларнет и два фортепиано. На фоне размеренных аккордов у фортепиано, изображающих лес, кларнет (который, согласно указанию автора, должен находиться за кулисами) периодически играет два «кукующих» звука.

12 слайд Описание слайда:

Птичник Флейта, струнные и два фортепиано. На фоне «шелестящего» тремоло у струнных флейта играет мелодию трелями и скачками, изображая птичье пение.

13 слайд Описание слайда:

Совет

Пианисты   Два фортепиано в сопровождении струнных играют гаммы и упражнения в стиле Ганона или Черни. Эта часть без перерыва переходит в следующую.

14 слайд Описание слайда:

Ископаемые  Кларнет, ксилофон, два фортепиано и струнные. Сен-Санс цитирует собственную симфоническую поэму «Пляска смерти», детские песенки «Ah! vous dirai-je, maman» и «Au clair de la lune», а также каватину Розины из оперы Россини «Севильский цирюльник».

15 слайд Описание слайда:

Лебедь   Виолончель и два фортепиано. Певучая мелодия у виолончели изображает плавное движение лебедя по поверхности воды, а фигурации у фортепиано ― рябь на ней. На музыку «Лебедя» хореограф Михаил Фокин в 1907 году поставил знаменитый балетный номер «Умирающий лебедь» для Анны Павловой. Сен-Санс был удивлён такой трактовкой ― в его пьесе лебедь не умирает ― но не возражал против неё.

16 слайд Описание слайда:

Финал   Исполняет весь ансамбль. Весёлая и лёгкая главная тема перемежается мотивами из предыдущих частей.

17 слайд 18 слайд 19 слайд 20 слайд 21 слайд 22 слайд 23 слайд 24 слайд 25 слайд 26 слайд 27 слайд 28 слайд 29 слайд 30 слайд 31 слайд

Краткое описание документа:

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/kamil_sen-sans_-_syuita__karnaval_zhivotnyh-491575.htm

«Карнавал животных» ( Большая зоологическая фантазия) инструментальная сюита, созданная французским композитором Шарлем Камилем Сен-Сансом в 1886 году. – презентация

1 «Карнавал животных» ( Большая зоологическая фантазия) инструментальная сюита, созданная французским композитором Шарлем Камилем Сен-Сансом в 1886 году<\p>

2<\p>

3 Шарль Камиль Сен-Санс- французский композитор Камиль Сен-Санс родился в Париже 9 октября 1835 года. Его предки были родом из Нормандии и свою фамилию получили по названию маленького городка Сен-Сан, в котором жили неподалеку от Руана. Музыку Камиль начал сочинять с 5 лет. Родители мальчика – парижские музыканты- много времени уделяли музыкальным занятиям сына, и он делал большие успехи. Первый концерт Сен-Санса состоялся, когда юному пианисту едва исполнилось 10 лет. В 1848 году( 13 лет )он поступил в парижскую консерваторию сначала в класс органа, а затем в класс композиции. В 1853 году(композитору 18 лет) с большим успехом была исполнена его первая симфония. Сен-Санс много путешествовал и с огромным интересом относился к музыке разных стран. Он был несколько раз и в России, очень любил музыку русских композиторов, охотно знакомил с нею любителей музыки у себя на родине. Произведения Сен-Санса отличаются яркой выразительностью, изяществом, близостью к народно-бытовой музыке. Творчество композитора обширно и разнообразно. Оно представлено почти всеми существовавшими в то время жанрами, среди которых оперы, балет, кантаты и оратории, реквием и симфонии и т.д. Шарль Камиль Сен-Санс был не только композитором, но и прекрасным пианистом, органистом, дирижером, писателем(писал стихи и комедии), а также музыкально- общественным деятелем. Скончался Сен-Санс в 1921 году в возрасте 86 лет.<\p>

Читайте также:  Виолончель: история, видео, интересные факты, слушать

4 История создания «Карнавала животных» Произведение задумано автором как музыкальная шутка, легкая и остроумная, наполненная искрящимся юмором сюита. Создана она в 1886 году и имеет подзаголовок «Большая зоологическая фантазия». Сюита представлена 14 миниатюрами – музыкальными зарисовками животных и птиц, имеющих каждая свой неповторимый характер, свою стихию: 1. Королевский марш льва 2. Курицы и петух 3. Антилопы 4. Черепахи 5. Слоны 6. Кенгуру 7. Аквариум 8. Персонаж с длинными ушами(Осел) 9. Кукушка в глубине леса 10. Птичник 11.Пианисты(пьеса-шутка) 12. Ископаемые 13. Лебедь 14. Финал В этом произведении нашли отражение воспоминания и привязанности детства – любовь к живой природе( собирал коллекции насекомых, минералов, выращивал цветы, прислушивался к звукам природы –журчанию ручейка, шелесту листьев, пению птиц, изучал повадки зверей). Все это Шарль Камиль Сен-Санс старался передать в своих произведениях. Написана сюита для двух роялей, двух скрипок, альта, виолончели, контрабаса, флейты, кларнета, фисгармонии, ксилофона и челесты.<\p>

5 Исполняют сюиту: рояль ксилофон контрабас Струнный ансамбль: две скрипки, альт и виолончель фисгармония челеста флейта кларнет<\p>

6 Путешествие в зоопарк! Рано, рано мы встаём, В зоопарк с утра идём: Много у ворот людей – Они пришли смотреть зверей! Вот вошли мы в зоопарк- Клетки там стоят все в ряд, У вольеров ходят люди, На зверей они глядят.<\p>

7 Королевский марш льва Устрашающе красив, Он свиреп и желтогрив. Даже хвост совсем не прост – С кисточкою длинный хвост. Лапы сильны и могучи, Рык несется выше тучи. Ведь не зря он царь зверей В жаркой Африке своей. Исполнители: Струнный квартет Рояль<\p>

8<\p>

9 Курицы и петух Ах, какой же он горластый! По утрам кричит всем «Здравствуй!» На ногах его сапожки, На ушах висят сережки. На головке гребешок. Кто же это? Ну, а Петины подружки- И хохлатки, и пеструшки- Шумно крыльями махали, Громко клювами стучали: Ко-ко-ко, ко-ко-ко Нам зерно клевать легко. Исполнители: Струнное трио Рояль<\p>

10<\p>

Обратите внимание

11 Антилопы Легко, грациозно и быстро По скалам, как ветер, несутся, А после спокойно и тихо В долине зеленой пасутся. Тонконоги и красивы, Осторожны, боязливы, Шерсть короткая, рогаты, Как же их зовут, ребята? Исполнители: Рояль<\p>

12<\p>

13 Черепахи Исполнители: Виолончель Рояль Медленно они шагают, Домик свой с собой таскают. Они могут и кусаться, Но не надо их бояться. Это – мирные друзья, Но трогать все же их нельзя !<\p>

14<\p>

15 Слоны Белеют бивни, словно снег, Животного сильнее нет. Огромный, серый, с добрым нравом, Идет по джунглям величаво, И длинным носом, как рукой, Поднять он может нас с тобой. Он весит очень много тонн. Друзья, конечно, это…(слон) Рояль Исполнители: Виолончель<\p>

16<\p>

17 Кенгуру О ком загадка эта? Коричневого цвета, На двух ногах не тужит, Ей хвост опорой служит. Скачками побежит от льва. Еда – листочки и трава. На животе в кармане Прижались дети к маме. В теплой сумке детвору Носит только….(Кенгуру) Исполнители: Рояль<\p>

18<\p>

19 Аквариум Целый день снуют, толкутся Эти крошки за стеклом: То гурьбою соберутся, То плывут в воде гуськом. Водоросли, как аллеи, Дно песчаное светло. Вот одна, других резвее, Бьется боком о стекло. Плавнички дрожат, трепещут, Спинка выгнута дугой. Чешуинки так и блещут У красавицы такой. Исполнители: Челеста Фисгармония Рояль Скрипки<\p>

20<\p>

21 Персонаж с длинными ушами Ослик наш наверно самый Средь сородичей упрямый. Встанет он столбом в пути – Седоку пешком идти. У него большие уши. Он хозяину послушен. И хотя он невелик, Он везет как грузовик. Исполнители: Струнный квартет<\p>

22<\p>

23 Кукушка в глубине леса На дереве высоком Сижу я на суку, И слышно из далека Мое «ку-ку,ку-ку». Белые полоски на груди. Ты меня послушать приходи! Всем одно и то же я твержу, Время беззаботно провожу! Исполнители: Рояль Кларнет<\p>

24<\p>

25 Птичник К дому птиц мы подошли, Кого там только не нашли: Тут и утки, и цесарки, Соловьи, скворцы, казарки. Увидали мы фазана, Птицу гордую – орлана, Посмотрели мы павлина, Эта птица – просто диво! Исполнители: Челеста Рояль Струнный ансамбль Флейта<\p>

26<\p>

Важно

27 Пианисты (пьеса-шутка) Долго про зверей играли И поэтому устали. Сделаем мы здесь зарядку – Сыграем гаммы по порядку!<\p>

28<\p>

29 Ископаемые Когда-то на нашей планете Животные древние жили. Огромные, страшные с виду – Они безобидными были. Увидеть теперь ископаемых Мы сможем лишь в зоопарке, Вместо живых динозавров Стоят их макеты на травке. Исполнители: Все инструменты, соло – ксилофон<\p>

30<\p>

31 Лебедь Горделивый, белокрылый, Он белее белых лилий. Скользит бесшумно над водой. Шея выгнута дугой. Им любуются всегда Все на берегу пруда. Исполнители: Рояль Виолончель<\p>

32<\p>

33 Финал Мы в зоопарке побывали Там осла и льва видали. Мы постояли у слона Огромный он, вот это да! Мы птичек разных увидали У клетки с кенгуру стояли, Много разных там зверей, Мы пробыли целый день. Завтра снова мы пойдем, Новых мы зверей найдем.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1288110/

Ш.К.Сен-Санс “Карнавал животных”

Произведение задумано автором как музыкальная шутка, легкая и остроумная, наполненная искрящимся юмором сюита.
Сюита – [фр. suite] – музыкальное произведение, состоящее из следующих друг за другом самостоятельных частей, объединенных общим художественным замыслом, названием. 

Создана она в 1886 году и имеет подзаголовок  «Большая зоологическая фантазия». Сюита представлена 14 миниатюрами – музыкальными зарисовками животных и птиц, имеющих каждая свой неповторимый характер, свою стихию.

•    В этом произведении нашли отражение воспоминания и привязанности детства – любовь к живой природе (собирал коллекции насекомых, минералов, выращивал цветы, прислушивался  к звукам природы – журчанию ручейка, шелесту листьев, пению птиц, изучал повадки зверей). 

Все это Шарль  Камиль Сен-Санс  старался передать в своих произведениях.

«Карнавал животных» ( Большая зоологическая фантазия)

  • инструментальная сюита,
  • созданная французским композитором Шарлем Камилем Сен-Сансом
  • в 1886году

Шарль Камиль Сен-Санс- французский композитор

  • Камиль Сен-Санс родился в Париже 9 октября 1835 года. Его предки были родом из Нормандии и свою фамилию получили по названию маленького городка Сен-Сан, в котором жили неподалеку от Руана.
  • Музыку Камиль начал сочинять с 5 лет. Родители мальчика – парижские музыканты- много времени уделяли музыкальным занятиям сына, и он делал большие успехи. Первый концерт Сен-Санса состоялся, когда юному пианисту едва исполнилось 10 лет.
  • В 1848 году( 13 лет )он поступил в парижскую консерваторию сначала в класс органа, а затем в класс композиции.
  • В 1853 году(композитору 18 лет) с большим успехом была исполнена его первая симфония.
  • Сен-Санс много путешествовал и с огромным интересом относился к музыке разных стран. Он был несколько раз и в России, очень любил музыку русских композиторов, охотно знакомил с нею любителей музыки у себя на родине.
  • Произведения Сен-Санса отличаются яркой выразительностью, изяществом, близостью к народно-бытовой музыке.
  • Творчество композитора обширно и разнообразно. Оно представлено почти всеми существовавшими в то время жанрами, среди которых оперы, балет, кантаты и оратории, реквием и симфонии и т.д.
  • Шарль Камиль Сен-Санс был не только композитором, но и прекрасным пианистом, органистом, дирижером, писателем(писал стихи и комедии), а также музыкально-общественным деятелем .
  • Скончался Сен-Санс в 1921 году в возрасте 86 лет.

История создания «Карнавала животных»

  • В этом произведении нашли отражение воспоминания и привязанности детства – любовь к живой природе( собирал коллекции насекомых, минералов, выращивал цветы, прислушивался к звукам природы –журчанию ручейка, шелесту листьев, пению птиц, изучал повадки зверей). Все это Шарль Камиль

Сен-Санс старался передать в своих произведениях.

  • Написана сюита для двух роялей, двух скрипок, альта, виолончели, контрабаса, флейты, кларнета, фисгармонии, ксилофона и челесты.
  • Произведение задумано автором как музыкальная шутка, легкая и остроумная, наполненная искрящимся юмором сюита .
  • Создана она в 1886 году и имеет подзаголовок «Большая зоологическая фантазия».
  • Сюита представлена 14 миниатюрами – музыкальными зарисовками животных и птиц, имеющих каждая свой неповторимый характер, свою стихию:
  • Королевский марш льва
  • Курицы и петух
  • Антилопы
  • Черепахи
  • Слоны
  • Кенгуру
  • Аквариум
  • Персонаж с длинными ушами(Осел)
  • Кукушка в глубине леса
  • Птичник
  • Пианисты(пьеса-шутка)
  • Ископаемые
  • Лебедь
  • Финал

фисгармония

рояль

ксилофон

челеста

контрабас

Струнный ансамбль:

две скрипки, альт и виолончель

флейта

кларнет

Путешествие в зоопарк!

Рано, рано мы встаём,

В зоопарк с утра идём:

Много у ворот людей –

Они пришли смотреть зверей!

Вот вошли мы в зоопарк-

Клетки там стоят все в ряд,

У вольеров ходят люди,

На зверей они глядят.

Королевский марш льва

Исполнители:

  • Исполнители:
  • Исполнители:
  • Исполнители:
  • Исполнители:

Устрашающе красив,

Он свиреп и желтогрив.

Даже хвост совсем не прост-

С кисточкою длинный хвост.

Лапы сильны и могучи,

Рык несется выше тучи.

Ведь не зря он царь зверей

В жаркой Африке своей.

Струнный квартет

Рояль

Курицы и петух

Исполнители:

Ах, какой же он горластый!

По утрам кричит всем «Здравствуй!»

На ногах его сапожки,

На ушах висят сережки.

На головке гребешок. Кто же это?

Ну, а Петины подружки-

И хохлатки , и пеструшки-

Шумно крыльями махали,

Громко клювами стучали:

Ко-ко-ко, ко-ко-ко

Нам зерно клевать легко.

Рояль

Струнное трио

Антилопы

Легко, грациозно и быстро

По скалам, как ветер, несутся,

А после спокойно и тихо

В долине зеленой пасутся.

Тонконоги и красивы,

Осторожны , боязливы,

Шерсть короткая, рогаты,

Как же их зовут, ребята?

Исполнители:

Рояль

Черепахи

Исполнители:

Медленно они шагают,

Домик свой с собой таскают.

Они могут и кусаться,

Но не надо их бояться.

Это – мирные друзья,

Но трогать все же их нельзя!

Виолончель

Рояль

Слоны

Исполнители:

Белеют бивни, словно снег,

Животного сильнее нет.

Огромный, серый, с добрым нравом,

Идет по джунглям величаво,

И длинным носом, как рукой,

Поднять он может нас с тобой.

Он весит очень много тонн.

Друзья, конечно, это…(слон)

Рояль

Виолончель

Кенгуру

О ком загадка эта?

Коричневого цвета,

На двух ногах не тужит,

Ей хвост опорой служит.

Скачками побежит от льва.

Еда – листочки и трава.

На животе в кармане

Прижались дети к маме.

В теплой сумке детвору

Носит только….(Кенгуру)

Исполнители:

Рояль

Аквариум

Целый день снуют, толкутся

Эти крошки за стеклом:

То гурьбою соберутся,

То плывут в воде гуськом.

Водоросли, как аллеи,

Дно песчаное светло.

Вот одна, других резвее,

Бьется боком о стекло.

Плавнички дрожат, трепещут,

Спинка выгнута дугой.

Чешуинки так и блещут

У красавицы такой.

Исполнители:

Рояль

Челеста

Фисгармония

Скрипки

Персонаж с длинными ушами

Ослик наш наверно самый

Средь сородичей упрямый.

Встанет он столбом в пути –

Седоку пешком идти.

У него большие уши.

Он хозяину послушен.

И хотя он невелик,

Он везет как грузовик.

Исполнители:

Струнный квартет

Кукушка в глубине леса

На дереве высоком

Сижу я на суку,

И слышно из далека

Мое «ку-ку,ку-ку».

Белые полоски на груди.

Ты меня послушать приходи!

Всем одно и то же я твержу,

Время беззаботно провожу!

Исполнители:

Рояль

Кларнет

Птичник

Исполнители:

К дому птиц мы подошли,

Кого там только не нашли:

Тут и утки, и цесарки,

Соловьи, скворцы, казарки.

Увидали мы фазана,

Птицу гордую – орлана,

Посмотрели мы павлина,

Эта птица – просто диво!

Рояль

Челеста

Струнный ансамбль

Флейта

Пианисты (пьеса-шутка)

Ископаемые

Когда-то на нашей планете

Животные древние жили.

Огромные, страшные с виду –

Они безобидными были.

Увидеть теперь ископаемых

Мы сможем лишь в зоопарке,

Вместо живых динозавров

Стоят их макеты на травке.

Исполнители:

Все инструменты,

соло –

ксилофон

Лебедь

Горделивый, белокрылый,

Он белее белых лилий.

Скользит бесшумно над водой.

Шея выгнута дугой.

Им любуются всегда

Все на берегу пруда.

Исполнители:

Рояль

Виолончель

Финал

Мы в зоопарке побывали

Там осла и льва видали.

Мы постояли у слона

Огромный он, вот это да!

Мы птичек разных увидали

У клетки с кенгуру стояли,

Много разных там зверей,

Мы пробыли целый день.

Завтра снова мы пойдем,

Новых мы зверей найдем.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/muzika/presentacii/sh-k-sien-sans-karnaval-zhivotnykh

Сценарий концерта-презентации КСен-Санс Карнавал животных

Концерт-презентация

К.Сен-Санс «Карнавал животных»

Цель: развитие фортепианного исполнительства у воспитанников на материале сюиты К.Сен-Санса «Карнавал животных». Реклама педагогической деятельности ДШИ «Юность» в гимназии №41.

Задачи: – познакомить детей с творчеством композитора К.Сен-Санса и его сюитой;

воспитать сценическую устойчивость и культуру слушателя;

– развить музыкальную отзывчивость и образное восприятие музыки «Карнавала».

Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы, педагоги и воспитанники ДШИ «Юность», хотим познакомить вас с музыкой замечательного французского композитора Камиля Сен-Санса.

«На долю Сен-Санса, — писал Ромен Роллан, — выпала весьма редкая честь — увидеть себя в положении классика ещё при жизни». А начиналась его жизнь не хуже, чем у Моцарта.

Родившись в 1835 году в семье, связанной с искусством (отец писал стихи, мать была художницей), Камиль стал заниматься музыкой с двух лет, в шесть уже сочинял, а в десять играл в концертных залах Парижа, исполняя все сонаты Бетховена.

Далее Сен-Санс, «проникнутый Бахом и Генделем», с истинно французской легкостью и изяществом освоил премудрости музыкальной и других наук. В 1848 г. (в 13лет) Сен-Санс поступил в Парижскую консерваторию, которую окончил через 3 года сначала по классу органа, затем по классу композиции.

К моменту окончания консерватории Сен-Санс был уже зрелым музыкантом, автором многих сочинений, в т. ч. Первой симфонии, получившей высокую оценку Г. Берлиоза и Ш. Гуно. С 1853 по 1877 гг. Сен-Санс работал в различных соборах Парижа. Его искусство органной импровизации очень быстро снискало всеобщее признание в Европе.

Знаменитый пианист, органист (по мнению Листа, крупнейший в мире), дирижер, композитор, освоивший все возможные стили и жанры (от мессы до комической оперы), автор книг по философии, литературе, живописи, театру, член Французского астрономического общества, критик, поэт, педагог (среди его учеников — Габриель Форе) — это все он, Камиль Сен-Санс, ему интересно попробовать все. «Муки творчества» — это не о нем. Он за все берется «с одинаковым здравым смыслом и неоспоримой легкостью» и утверждает: «Я создаю музыку, как яблоня рождает яблоки». Даже серьезные библейские сюжеты в его музыке приобретают изящество, опера «Самсон и Далила» тому подтверждение: завораживающая красотой музыка по сей день не сходит с оперных подмостков.

Ему было легко творить, но жизнь не уставала подбрасывать новые «темы для размышлений».

По-разному в разное время относилась к нему публика (а он старался не зависеть от её мнения), драматично складывалась личная жизнь.

Совет

Но что никогда не оставляло француза Сен-Санса, так это улыбка, «вольтеровская ирония» по отношению ко всему (даже к уходу из жизни, вспомним его знаменитую «Пляску смерти»).

«Карнавал животных» (фр. Le carnaval des animaux) — сюита («зоологическая фантазия») для камерного ансамбля из 14 номеров.

«Карнавал животных» был написан Сен-Сансом в феврале 1886 года во время отдыха в Австрии. Композитор задумал эту музыку как сюрприз для концерта, который должен был дать виолончелист Шарль Лебук. Первое исполнение состоялось 9 марта 1886 года.

Интересно, что эта «зоологическая фантазия» не всегда упоминается в серьезных учебниках по музыке, да и сам Сен-Санс не горел желанием её издавать, кроме разве что «Лебедя».

Считая это произведение лишь музыкальной шуткой, Сен-Санс запретил издавать его при своей жизни, не желая прослыть автором «несерьёзной» музыки.

Лишь в завещании, отказывая в праве публикации всех неизданных сочинений, Сен-Санс сделал исключение для «Карнавала животных», который и вышел в свет вскоре после смерти композитора, в 1922 году.

Все известные исполнения «Карнавала животных», состоявшиеся до 1921 (года кончины Сен-Санса), проходили в частных собраниях. Так, месяц спустя после премьеры, 2 апреля 1886 года, это сочинение было исполнено в салоне прославленной певицы Полины Виардо в присутствии Ференца Листа.

«Карнавал животных» — произведение наполненное юмором, иногда переходящим в сатиру — в его частях зачастую содержатся пародии и цитаты из известных музыкальных произведений, высмеиваются человеческие пороки либо просто ведётся подражание голосам животных.

Музыка «Карнавала» получила большую известность и часто исполняется в концертах. Отдельные номера «Карнавала животных» часто используется в кино- и мультфильмах, рекламе, театральных постановках. Нередко «Карнавал животных» преподносится как музыка для детей и сочетается с поэтическими или прозаическими текстами, написанными специально для исполнения.

Изначально композитор задумывал исполнение «Карнавала» небольшим камерным ансамблем (два фортепиано, две скрипки, альт, виолончель, контрабас, флейта, кларнет, стеклянная гармоника (в наше время её партия исполняется обычно на колокольчиках или челесте), ксилофон), однако впоследствии его нередко играли даже оркестром, увеличивая количество струнных инструментов.

Существуют также многочисленные переложения отдельных частей сюиты для разных инструментов.

Обратите внимание

И сегодня мы представим вам переложение «Карнавала животных» для фортепиано с поэтическими текстами.

Открывает «Большую зоологическую фантазию»

«Королевский марш льва» — торжественный выход царя зверей. Ах, как он любуется собой и своей внушительной поступью, оглашая окрестности грозным рычанием («рычит» фортепиано)! Исполняет ..

На марш настройтесь, белки, совы! – Вот грозный лев выходит грозно

Дает команду дирижер. «Король! – в партере говорят –

Прославят карнавал веселый Его боятся даже звезды:

Большой оркестр и птичий хор! Они слабей при нем горят!»

«Куры и петухи» Назойливые повторяющиеся звуки, изображающие

квохтанье кур, перемежаются с мотивом петушиного кукареканья. «Куриный» мотив взят из клавесинной сюиты Франсуа Куперена. Исполняет…

Это кто кудахчет там? До чего петух хорош!

Это кто несется там? На кого же он похож?

Кто устроил тарарам? Ой, хорош! Ой, похож!

Это куры с петухом. Кто же, кто же, кто же он?

Он – в мундире, с хохолком, Может сам Наполеон?

Смотрит зорко, далеко! «Браво, бис!» – со всех сторон.

«Антилопы» («Дикие ослы»). Исполняет …

Ну и топот! Ну и рев! Видно, их характер крут!

Это музыка ослов! Уши как свои спасем,

Скачут, топают, орут, Если музыкант осел?

А вот «Черепахи». Как вы думаете, в каком темпе эта пьеса?

Конечно, в очень медленном. Причем за основу взята мелодия… канкана из оперы «Орфей в аду» Жака Оффенбаха, только в несколько раз медленнее. Исполняет…

Едва ли доводилось вам Друзья! Порадует ли нас

Смотреть на медленный канкан, Такой канкан: два шага в час?

Где вместо пляски огневой А черепашкам жарко. «Ох!» –

Плетется танец, сам не свой… После балета – долгий вздох!

А в пьесе «Слоны» тяжеловесно звучит «Вальс сильфов» Гектора

Берлиоза. Комизм заключается в том, что музыка, задумывавшаяся как лёгкая и воздушная и в оригинале исполняемая инструментами высокого регистра, передана неповоротливому контрабасу, звучащему в нижней части диапазона и изображающему танцующего слона. Исполняет…

А вот слониха-африканка Ах, если бы для карнавала

Всех черепашек превзошла: Не лес столетний выбран был,

Зачем ей марши и канканы? – То и, наверно, до финала

Вальсок притопывать пошла! Не каждый зритель бы дожил!

«Персонаж с длинными ушами» — это именно тот, о ком вы

подумали: крики «иа» забавно переданы чередованием очень высоких и очень низких звуков. Исполняет…

Свивая длинные рулады, Тссс! Не болтаем, не мешаем,

Смежая веки от тоски, Почтенно, тихо слушаем…

Поют прекрасную балладу… Герои с длинными ушами

А кто? Да снова ослики! Теперь ласкают уши нам!

«Пианисты» — камешек в огород некоторых музыкантов,

упирающих на зубрежку гамм, без всякой «человеческой» мысли. Исполняет.

Никого ты не заставишь Бойко, звонко, прытко, быстро!

Тут сыграть еще ловчей: Нет, никто бы так не смог,

Белки прыгают меж клавиш, Только белки-пианисты

Звуки льются, как ручей. В восемь лап, а может нот!

И наконец, «Лебедь». Единственная часть, лишенная иронии. Это

был сюрприз, адресованный превосходному французскому виолончелисту Лебуку, — помните, ему предстояло выступить в карнавальном концерте. Сыгранный им № 13 из «Карнавала животных» под названием «Лебедь» принес шумную славу как исполнителю, так и композитору.

На протяжении более ста лет «Лебедь» остается популярнейшей пьесой Сен-Санса. Сделаны его переложения чуть ли не для всех существующих инструментов, вокальные обработки.

Наиболее известен балетный номер «Умирающий лебедь», сочиненный на эту музыку знаменитым русским хореографом Михаилом Фокиным для Анны Павловой, одной из лучших балерин начала XX столетия.

В переложении для фортепиано сейчас эту пьесу сыграет..

Помнишь, лебедь знаменитый – Мне поныне это снится:

Тело серебром облито – Серебра сиянье длится,

К нам спешил на карнавал, Птица-лебедь между вод

В лунных волнах выплывал? С видом царственным плывет.

«Финал» .Весёлая и лёгкая главная тема перемежается мотивами из

предыдущих частей. Исполняет…

Важно

Камиль Сен-Санс творил легко, наверное, потому, что он всегда был «слишком ребенок», как писал о нем Шарль Гуно. При всей своей учености он мечтал создавать музыку, «проникающую в душу и разливающуюся там по всем закоулкам», и ему это удавалось.

А закончу словами Ромена Роллана: «В современном искусстве, нервном и беспокойном, его музыка поражает своей безмятежностью, своими спокойными гармониями… своей кристальной чистотой… Он вносит в нашу тревожную жизнь немножко света и мягкости былых дней».

Источник: https://sundekor.ru/kursovaya-2/vypuskniku/stcenarii-kontcertaprezentatcii-ksensans-karnaval-zhivotnykh/

Ссылка на основную публикацию