Добужинский мстислав «человек в очках» описание картины, анализ, сочинение

График, живописец, иллюстратор, сценограф

Родился в семье артиллерийского офицера, потомка обрусевшего старинного литовского рода. В 1884–1886 учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств, затем перевелся во второй класс 1-й петербургской гимназии. В 1887 отца перевели на службу в Кишинев, и мальчик жил там до 1889, до переезда семьи в Вильно.

После окончания Виленской гимназии в 1895 приехал в Петербург и поступил на юридический факультет Петербургского университета. В 1896 пробовал поступить в Академию Художеств, но его не приняли. Повторил попытку в 1901, но с тем же успехом.

Одновременно в 1897 посещал Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица, частную художественную школу Н. Д. Дмитриева-Оренбургского, а потом и Л. Е. Дмитриева-Кавказского. К этому же году относится дебют начинающего художника в журналах: он опубликовал два рисунка в «Стрекозе» и «Шуте».

В марте 1899 был исключен из университета за участие в политических студенческих волнениях, но через месяц восстановили. Летом окончил университет с дипломом первой степени. В том же году для получения профессионального художественного образования он отправился в Мюнхен, где занимался у А. Ашбе, а потом и у Ш. Холлоши.

Вернувшись в Петербург в 1901, изучал офорт и гравюру под началом В. В. Матэ. Провал экзаменов в Академию Художеств не помешал ему посещать академический класс профессора П. О. Ковалевского.

В 1902 стал членом объединения «Мир искусства», а в 1903 в связи с его распадом — Союза русских художников.

Регулярно начал участвовать в выставках этих обществ своими графическими рисунками и городскими живописными пейзажами.

Только за 1904 он написал более двадцати работ, посвященных видам Петербурга, Вильно, Новгорода, Ростова-на-Дону и т. д. — тех городов России, по которым неоднократно путешествовал.

В 1905 принял участие в организации журнала «Жупел», а после его запрета в 1906 — в организации журнала «Адская почта». Тогда же впервые проявил себя в качестве книжного иллюстратора, оформив повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель».

Продолжал писать серию городских пейзажей, которая обогатилась и лондонскими мотивами, когда в том же 1906 художник посетил Европу. Свои произведения он представил в Париже на Осеннем салоне и в Берлине на Сецессионе.

Возвратившись в Москву, начал преподавательскую деятельность. Он давал уроки в частной художественной школе Е. Н. Званцевой (1906–1911), в художественном кружке при Петербургском университете (1907–1908), а с 1911 по 1917 — в организованной при его участии Новой художественной мастерской.

В 1907 познакомился с К. С. Станиславским, В. Э. Мейерхольдом, В. Ф. Комиссаржевской, Ф. Ф. Комиссаржевским и сделал свои первые работы как сценограф. Он сотрудничал с театром В. Ф. Комиссаржевской, со Старинным театром, с МХТ.

С 1908 работал в журнале «Сатирикон», в этом же году Третьяковская галерея приобрела его работу «Человек в очках». В 1910 выполнил панно «Петр I в Голландии» для школы Петра Великого в Петербурге. В этом же году вступил в повторно собранный «Мир Искусства» и сделался его секретарем.

В 1911 вышли две Азбуки — «Мира искусства» и «Стивы и Доди» (сыновей художника) с иллюстрациями Добужинского.

Много путешествовал по городам России и Европы, откуда привозил многочисленные рисунки и акварели. Расписывал интерьеры (имения П. И. Харитоненко Натальевка под Одессой; имения Е. П. Олив Качановка Харьковской губернии). В Париже в 1914 оформлял балеты для Дягилевской антрепризы («Мидас» и «Бабочки»).

Первая мировая война застала художника в Лондоне. Несколько раз он ездил на фронт в санитарных поездах: на Польский (1914), на Галицийский (февраль 1915), где выполнял натурные зарисовки, которые потом выставлял в Петербурге. В 1916 художник был призван в армию. Его зачислили в Главное управление Красного Креста.

С началом революционной эпохи развернул бурную общественную деятельность.

В марте 1917 служил в Комиссии по делам искусств при Совете рабочих и солдатских депутатов, стал членом Совета Государственных трудовых мастерских декоративного искусства и профессором в них, после чего в 1919 профессорствовал в Институте истории искусств и на кафедре декоративного искусства при Институте фотографии и фототехники.

В апреле 1918 при участии Добужинского был создан Театр Трагедии в Петербурге, где он заведовал художественной частью и оформил несколько спектаклей. Также занимался оформлением города к первой годовщине Октября.

В ноябре 1918 по заданию отдела изобразительного искусства Северо-западного округа отправился в Витебск организовывать художественно-практический институт. Прожил в Витебске чуть больше года, участвовал в создании Витебского художественного музея, после чего вернулся в Петроград, где осенью 1919 открыл собственную художественную студию.

До 1922 работал в созданном при его участии Петроградском Доме искусств (вместе с М. Горьким), преподавал в разных школах, в том числе и в Академии Художеств. Исполнил декорации для Большого Драматического театра. В 1922 написал серию литографий «Петербург в 1921 году».

В 1923 отправился в заграничную командировку. Начались его поездки по европейским городам, сотрудничество с Дрезденской оперой, где в 1924 он оформил оперу П. И. Чайковского «Евгений Онегин». В том же году художник получил литовское гражданство, а в 1926 переехал в Париж, где жил до 1929, когда вернулся в Литву.

В парижский период он преподавал в Школе декоративного искусства (1926–1928), в частной Художественной академии Т. Л. Толстой-Сухотиной (1928), сотрудничал с театром-кабаре «Летучая мышь» Н. Ф. Балиева. Провел в Амстердаме персональную выставку и участвовал в организации выставки «Мира искусства» в Париже.

С 1925 в качестве художника-оформителя работал для ЛГТ и других европейских театров. В разные годы в ЛГТ он оформил: оперу П. И. Чайковского «Пиковая дама» (1925), оперу М. П. Мусоргского «Борис Годунов», оперу Р. Вагнера «Тангейзер» (1930), балет А. К. Глазунова «Раймонда», оперу А. П.

 Бородина «Князь Игорь» (1934), оперу Ю. Карнавичуса «Радзивилл Перкунас» (1936), балет Н. Н. Черепнина «Тайна пирамиды» (1938) и многие другие.

В 1931 Добужинский был назначен главным художником ЛГТ, за год выполнял костюмы и декорации от четырех до семи постановок и гастролировал со спектаклями по всему миру.

Мастер также оформлял разнообразные постановки в амстердамском Рикка Хопер театре, в брюссельских театрах Де ла Моннэ и Дю Парк, в дюссельдорфском театре, в Рижской опере, в Чехословацком национальном театре и т. д.

С 1928 сотрудничал с кинематографом, оформил фильм «Плодородие» по роману Э. Золя «Земля» для парижской фирмы «Сентраль Синема». В 1937 жил в Париже в связи с работой в кино.

В 1938 получил предложение от М. А. Чехова принять участие в постановке «Одержимых» по роману Ф. М. Достоевского «Бесы». С этого времени начался американский период в творчестве мастера, его сотрудничество с Театром-студией Чехова, с которым он в 1939 уехал в США для продолжения работы над «Одержимыми».

В январе 1940 успешно сдал экзамены на театрального художника и декоратора-исполнителя и сделался членом соответствующих союзов художников в Америке.

К этому времени относится исполнение нескольких его сюрреалистических композиций (таких, как «Ундина» и «Четыре ветра») и оформление спектаклей в Метрополитен Опера (Дж.

Верди «Бал-Маскарад», 1940), Америкэн балет Караван («Императорский балет» на музыку Чайковского, 1941), театре «Американский балет» («Русский солдат» на музыку С. С. Прокофьева, 1942) и т. д.

В 1943 создал серию пейзажей, посвященных блокадному Ленинграду. В 1945 написал сценарий и исполнил эскизы декораций балета «Ленинградская симфония» на музыку Д. Д. Шостаковича (не осуществлена).

После Второй мировой войны одно время жил во Франции, писал книгу своих воспоминаний. Потом переселился в Нью-Йорк, где оформил оперы С. С. Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» в Центральной городской опере Нью-Йорка и М. П. Мусоргского «Хованщина» в Метрополитен Опера.

В последние годы жизни жил преимущественно в Европе: в Париже, Лондоне, Риме. Сотрудничал с итальянскими театрами: в миланском театре Ла Скала оформил балет «Мадемуазель Анго» (1953); в неаполитанском театре Сан Карло — оперу Чайковского «Евгений Онегин» (1954). В Лондоне оформил балет Л. Делиба «Коппелия» в театре Мари Рамбер.

Осенью 1957 отплыл в США в связи с необходимостью обменять паспорт. В ноябре того же года скончался в доме своего младшего сына в Нью-Йорке.

Добужинский — живописец и график, невероятно талантливый и плодовитый театральный художник, мастер оформления интерьеров, литератор и, наконец, художник книги. В числе книг, которые он иллюстрировал в разные годы, — «Слово о полку Игореве»; «Дон Карлос» Ф. Шиллера; «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина; «Барышня-крестьянка», «Граф Нулин», «Скупой рыцарь» А. С.

 Пушкина; «Казначейша», «Поэмы» (издания 1941) М. Ю. Лермонтова; «Белые ночи» Ф. М. Достоевского; «Тупейный художник», «Левша» (30 иллюстраций) Н. С. Лескова; «Новый Плутарх» М. А. Кузмина; «Ночной трактир» И. А. Бунина; «Ночной принц» С. А. Ауслендера; «Примус» О. Э. Мандельштама; «Веселая азбука» Н. Павловой; «Три толстяка» Ю. Олеши; «Микель-Анджело Буонаротти» Г. Грима; «Свинопас» Г.

-Х. Андерсена и многие другие.

  • В Америке и Европе художник провел в общей сложности около 50 выставок: в Париже (1926, 1929), Амстердаме (1928), Брюсселе (1928, 1931), Копенгагене (1929), Каунасе (1925, 1930, 1931, 1932, 1937, 1939), Риге (1925, 1930, 1937), Лондоне (1935, 1936, 1955, 1957), Монреале (1943, 1944) и Нью-Йорке (1941, 1945, 1946, 1950, 1951).
  • Посмертные выставки состоялись в Лондоне (1959), Ленинграде (1965), Сполетто (1971), Вильнюсе (1963, 1975), Москве (1975), Нью-Йорке (1979).
  • Работы Добужинского хранятся во многих музейных собраниях и частных коллекциях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Бахметевском архиве (Колумбийский университет, Нью-Йорк).

Добужинский Мстислав Добужинский Мстислав Добужинский Мстислав Добужинский Мстислав

Источник: https://artinvestment.ru/auctions/1200/biography.html

Мстислав Добужинский: картины, биография

Добужинский Мстислав

Мстислав Валерианович Добужинский по праву считается одним из ведущих мастеров «Мира искусства» — объединения, чья деятельность охватывала разные сферы художественных интересов и составляла яркую сторону культурной жизни России начала XX века.

У Добужинского много общего с другими художниками «Мира искусства» — А. Н. Бенуа, К. А. Сомовым, Л. С. Бакстом, Е. Е. Лансере, В. А. Серовым. Так же, как и они, Добужинский обладал глубокой художественной и историко-культурной эрудицией.

Так же, как и другие мирискусники, он был весьма широк в своих увлечениях — создавал обширные циклы графических листов, много работал как иллюстратор и оформитель книг и журналов, часто обращался к театрально-декорационной живописи, пробовал свои силы в живописи станковой.

Так же, как и некоторые из мирискусников (Серов, Лансере), Добужинский гневно откликнулся на события 1905 года.

Он так же решительно порвал с академическими традициями в изобразительном искусстве и выработал новую манеру, в целом близкую мирискусникам, но одновременно и своеобразную — сочетающую плоскостно-орнаментальное, строго графическое начало с острой экспрессией штриха и подчеркнуто контрастным сопоставлением черных и серых пятен, свободную от излишней декоративности. Так же, как и у многих других мирискусников, одной из центральных тем творчества Добужинского (а у него, пожалуй, центральной) стала тема города. Для таких мастеров, как Бенуа, Лансере, Остроумова-Лебедева, город — это, прежде всего Петербург, который они воспринимали как целостный художественный организм, как город-памятник, наполненный эхом истории и воскрешающий тени минувших эпох. Петербург воссоздавался ими как бы в плане архитектурно-пейзажном, хотя, конечно, не с протокольной точностью, а в облике опоэтизированном, чуть сокрытом дымкою грезы. Добужинский отошел от обычных мирискуснических городских мотивов уже в своих первых работах, посвященных Петербургу. Его внимание привлекли не петербургские дворцы и парки, не монументы и торжественные перспективы, а громадные доходные дома со слепыми глазницами окон, с уродливыми уступами крыш, глухие стены и заборы, тесные дворы с поленницами дров, черные провалы каналов — сумрачная обыденность большого города. Добужинский видел город с его «изнанки», и это особенно проявилось в поздних видах Петербурга, а также Лондона, Гааги, Амстердама, где открывался мрачный лик индустриального города: в словно призрачных, закрывающих небо силуэтах фабрик, пакгаузов, виадуков, портовых построек, возникших точно помимо человеческой воли. Город Добужинского приобретает все более фантастический облик, одушевляется, живет какой-то своей, напряженной и страшной для человека жизнью. Человек, житель большого города, одинокий, блуждающий в каменных лабиринтах, заточенный в навязанной ему ячейке, теряет свою индивидуальность, превращается в горожанина вообще. Так, Добужинский с полным основанием называет портрет одного из своих современников (поэта К. Сюнненберга), изображая его на фоне окна, за которым открывается унылый городской пейзаж, просто — «Человек в очках».

Своим отношением к городу Добужинский был близок урбанистическим мотивам в современной ему литературе — главным образом, в поэзии символизма. В свою очередь, поэты-символисты (А. Блок. Андрей Белый, К. Бальмонт) продолжали одну из линий русской литературы, идущую от Гоголя (для которого в Петербурге «все дышит обманом,..

лжет») до Достоевского (которому этот город открывался скоплением безликих домов, мрачных дворов-колодцев, безвольных, мятущихся людей). Характерным образом города у символистов, уже Целиком связанным с современностью, почерпнутым ими в поэтике Э. Верхарна, становится образ города-чудовища, паука или спрута, тысячами жадных щупальцев высасывающего «пространства земли».

Этот образ возникает и в творчестве Добужинского — в одном из листов город предстает пауком циклопических размеров, внутри каменного мешка пасущим безвольное человеческое стадо.

Город-поработитель, «насильственно-слитное множество» (Бальмонт) рисуется символистам в виде хаотического нагромождения теснящихся домов, лязгающих заводов, заводских труб, своим дымом отравляющих окрестности.

Все это находит прямые отзвуки в творчестве Добужинского, порою получая гиперболически-гротескное выражение, близкое метафорическому строю поэзии символизма (серия «Сны»). Ряд работ художника как бы «иллюстрирует» (разумеется, не в буквальном смысле), развивает некоторые мотивы городской лирики А.

Блока, раскрывающей трагическую безысходность убогой повседневности, одиночество человека в безразличной и даже враждебной среде. Одна из них — «Окно парикмахерской», где на бегущего мимо витрины человека бессмысленно таращатся глаза манекенов, вызывает в памяти такие строки Блока: «Ты вскочишь и бежишь на улицы глухие, но некому помочь: куда не повернись — глядит в глаза пустые и провожает — ночь». Известным стихотворением Блока навеяна работа «Ночь, улица, фонарь, аптека».

Добужинского объединяет с другими «мирискусниками» свойственное всем им неприятие современной буржуазной цивилизации Но если для большинства «мирискусников» это неприятие было связано с бегством от действительности в надуманную идиллию, с воспеванием далекого прошлого, то для Добужинского, как и для близких ему по духу поэтов-символистов, это значило попытку — пусть стихийную, пусть далеко не последовательную — осмыслить новые условия существования человека в мире и дать им оценку своим творчеством. Добужинский много работал в искусстве книги. Иллюстрации и оформление «Белых ночей» Достоевского, исполненные им в 1923 году, вошли в золотой фонд советской книжной графики. Последняя треть жизни Добужинского прошла на чужбине, главным образом в Соединенных Штатах Америки, и работал он преимущественно как художник театра.

 Галерея картин Добужинского

Источник: https://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/3435-miks3.html

Мстислав Добужинский: красота городов русских

В 2015 году Мстислав Валерианович Добужинский отметил бы сто сорок лет со дня рождения (1875), и потому этот текст — запоздалое посвящение одному из лучших русских художников Серебряного века, принадлежавшего  младшему поколению мирискусников, эстетике модернизма которых остался верен до конца. 

За 55 лет своей творческой жизни Добужинский проявил себя, кажется, во всех качествах. Был замечательным  графиком и одним из лучших иллюстраторов детских книг, живописцем и театральным художником, постановщиком массовых мероприятий на заре советской власти и даже либреттистом.

Но ключом к его творчеству являются изображения городов и городской жизни. С городов, в которых художник  жил, учился, в которых побывал в путешествиях и которые полюбил, Мстислав Добужинский начинал и изображением городов  он закончил.

  • Город. 1904
  • Основная тема  Добужинского – большие столичные города — Петербург, Москва,  Вильнюс, Париж, Амстердам, Гаага — и города  малые, провинциальные, с их полусонным существованием, старенькими церквушками, свиньями и большими лужами на центральной площади. Это русские города начала XIX века: Курск, Витебск, Воронеж, Псков, Новгород…
  • Город стал своеобразной визитной карточкой художника, любимым сюжетом, сближающим его с современниками XXI века, живущими среди тех же городских стен и пропитанными  той же городской психологией, которую Добужинский очень точно почувствовал и изобразил еще в начале XX века.
  • Художника интересует не только и не столько  городская архитектура, которую он любил изображать на открытках, умея расположить силуэты и детали зданий в интересном ракурсе, сколько  городская жизнь, предстающая в его изображениях дьявольским огромным пауком, диктующим человеку свои законы и свою философию.
  • Фабрика газов. 1914

Добужинский не копирует то, что видит, а изображает поэтические образы,  рождающиеся в его собственном воображении. Город Добужинского почти всегда безлюдный, мертвый, с огромными безжизненными стенами домов и фабрик, постепенно заглатывающими маленькие деревянные домишки с их маленькими двориками, садиками и поленницами дров.

Город в изображении Добужинского – это жуткий монстр, питающимся душами людей, из которых он по капле высасывает жизнь. Люди – это маленькие насекомые, которые почти не видны  на фоне огромного паука, в чьи сети они попадают. Человек живет, ходит, умирает, а дома продолжают  жить  своей жизнью, оставаясь на тех же местах, ожидая новые жертвы.

В его картинах присутствует тайная  жуть, пропитанная психологией смерти, завораживающая и пленяющая одновременно. Огромные дома, пустынные дворы-колодцы, заснеженные крыши Петербурга – все это напоминает город Достоевского с его безрадостной тоскливой жизнью.

Дьявол (образ города-тюрьмы)

Мстислав Добужинский любил иллюстрировать Достоевского, потому что чувствовал писателя. Достоевский был близок ему по мироощущению и философии. Город Добужинского-Достоевского, большой и таинственный, влечет к себе, завораживает своими колдовскими чарами и не отпускает человека  до тех пор, пока не напитается его кровью.

Особенно страшен город ночью: молчаливый  и тихий, огромный и ужасный он пугает маленького ничтожного зверька по имени «человек», который ютится в  своей маленькой норке-комнатушке многоэтажных домов.  Однажды я тоже ощутила такой же страх, когда увидела строящийся дом, в котором были возведены стены, но пока не было окон.

Эти пустые глазницы действительно были похожи на труп мертвого человека. Так выглядят разрушенные войной города и, наверное, такой образ всплыл из подвалов моего подсознания. Противовесом ужасу, который внушает человеку огромный столичный город, превращающий его в хмурого, серого и одинокого, являются,  по мысли Добужинского, маленькие и уютные провинциальные города.

Человек в очках. Портрет Константина Александровича Сюннерберга 1905-1906 (образ городского человека)

В них жизнь гораздо привлекательнее, несмотря на сонную размеренность и неспешность. Художник изображает провинциальные города с улыбкой и юмором, но без злорадства и надменности. Жизнь в них человечнее и теплее, чем в крупных:  спящий городовой, свинья, чешущаяся у верстового  столба, разбитый фонарь, огромная лужа, дом гостиного двора со знакомыми арками.

Это не город «Белых ночей», «Преступления и наказания» и «Идиота» Достоевского, холодный и мрачный. Это город Гоголя времен Николая I, узнаваемый по «Мертвым душам» или «Ревизору». И если большие города Добужинского пронизаны скучной ежедневной работой, бессонницей, тоской, страданиями и одиночеством, то  провинциальные города дышат неторопливостью, ленью, благодушием, покоем  и стариной.

Все это присутствует в одной из лучших картин Добужинского «Провинция 1830-х годов» (1907). Здесь — ироничное и лиричное, гротескное и комичное, поэтичное  и мелодичное составляют единый образ провинциального города, начиная от архитектуры, туалетов дам и природы со стаями ворон и прозрачными кронами деревьев, кончая рожицами на главном столбе, нелепой рекламой и купцами.

Провинция 1830-х годов. 1907

В 1912 году Добужинский отправляется в путешествие по русским провинциальным городам и посетит Курск, Воронеж, Нежин. Их быт и культура становятся сюжетами многих картин и акварелей художника.

В акварели «Воронеж. Ворота» в центре – столб ворот, за которыми видна улица и тупичок, упирающийся в храм. Художник изображает  много любопытных деталей: водосток на доме слева, сделанный в виде крылатого дракона, украшение столба ворот колючей железной шишкой и т.д..

Комичным выглядит провинциальный Чернигов, запечатленный на другой картине Добужинского «Чернигов. Фотография», тоже выполненной в ходе поездки. На картине – нелепый городской «шедевр» — вычурное крыльцо, больше похожее на сказочный трон.

Чернигов. Фотография. 1912

Оно украшено резьбой и завершается куполом. Аляповатость крыльца доведена до гротеска расцветкой: красное, зеленое, синее… Женщина, склонившаяся перед крыльцом, рассматривает фотографии, выставленные в качестве рекламы. И здесь же, напротив крыльца, чахленькое деревце без листьев с мощной оградой.

Серия картин цикла «Русская провинция» экспонировалась в 1912 году на выставке «Мира искусства», а в 1976 году – в Москве, в Третьяковке.  Барон Николай Николаевич Врангель, любивший творчество Мстислава Добужинского, писал про него так:

«За эту своеобразную психологию, за это понимание быта и уменье правдиво и изысканно передать его, нельзя не ценить и не любить Добужинскаго. Тихое и степенное повествование его рисунков кажется говором той хорошей любимой книжки, что читал в детстве и перечитываешь теперь».

Воронеж. Ворота. 1912

Тина Гай

Источник: https://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/11150639/

Читать доклад по : "Добужинский Мстислав Валерианович"

(Назад) (Cкачать работу)

Функция «чтения» служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!
живописных колоннад и портиков с улицы видны глухие брандмауэры. Петербург в этих рисунках получает обобщенный образ капиталистического города и Добужинского начинают называть «художником города».

«Человек в очках» (1906, ГТГ) — одно из самых откровенных высказываний художника о своем современнике. На фоне окна, за которым виден городской пейзаж, стоит человек. Лицо непроницаемо, поза неподвижна, но чувствуется внутренняя сосредоточенность, создается ощущение замкнутости, одиночества.

Гражданственность искусства Добужинского ярко выразилась во время событий революции 1905—1907 годов. Художник выступил с серией резких политических карикатур в журналах «Жупел» и «Адская почта». Особенно выразителен рисунок «Умиротворение», где изображена Москва, затопленная морем крови.

В это время Добужинский с группой деятелей «Мира искусства» принимает участие в организации сатирических журналов и выступает в печати с обращением к художникам, призывая их работать для народа.

В 1910-х годах художник часто бывает за границей: в скандинавских странах, Германии, Италии. Он по-прежнему рисует городские пейзажи. В Амстердаме Добужинский создает эскиз «Петр Великий в Голландии» (1910), перекликающийся с картиной В. Серова «Петр I».

Своеобразие таланта Добужинского особенно проявилось в картине «Провинция 30-х годов» (1907—1909), созвучной «Мертвым душам» Гоголя. В этой работе художника глухая провинция, захолустье становится символом казенной николаевской России.

Большое место в творчестве Добужинского занимает работа в театре, которая начинается с 1907 года. Плодотворной для него была связь с МХАТ, где художник оформляет двенадцать спектаклей. В 1909 году он исполняет одну из лучших своих театральных работ — декорации к пьесе И. С.

Тургенева «Месяц в деревне» в постановке К. С. Станиславского. С блестящим знанием быта и чувством сцены художник воссоздал неторопливый ритм жизни дворянского гнезда. В декорациях к инсценировке романа Ф. М.

Достоевского «Бесы» Добужинский подчеркнул драматизм и напряженность образов, созданных писателем.

Добужинский оставил карандашные портреты Станиславского и артистов его театра, отличающиеся психологической остротой. Работа со Станиславским много дала художнику, и их творческая связь продолжалась долгие годы. «Лучшего живописца трудно пожелать», — так отзывался режиссер о Добужинском.

Много и плодотворно работал Добужинский в книжной графике. Его иллюстрации к рассказу С. Ауслендера «Ночной принц» (1909), исполненные пером, тонко передают зыбкость и полуфантастичность сюжета.

Постепенно иллюстрации Добужинского становятся более контрастными, усиливается роль пятна. В рисунках к «Барышне-крестьянке» (1919) художник использовал характерное для пушкинского времени увлечение силуэтом.

Книга мыслится Добужинским как органичное сочетание всех графических элементов, подчиненных единому замыслу, единому эмоциональному настрою. Появились эти черты и в одной из лучших работ художника — оформлении сказки Андерсена «Свинопас» (1917).

Большое внимание уделял Добужинский и малым формам книжной графики. Его буквицы, заставки, шрифты, издательские марки и экслибрисы отличаются своеобразием замысла, виртуозностью, мастерством исполнения.

Революцию художник встретил зрелым мастером, известным на родине

Источник: https://referat.co/ref/224757/read?p=2

Добужинский Мстислав Валерианович

Мстислав Валерианович Добужинский принадлежит к замечательной плеяде мастеров, объединившихся в конце XIX — начале XX века вокруг общества «Мир искусства».

ВНИМАНИЕ! Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками (вместо pic), графиками, приложениями, списком литературы и т.д., необходимо скачать работу.

  • Добужинский
    родился 2 августа 1875 года в Новгороде. Отец его — артиллерийский офицер,
    впоследствии получивший чин генерала, мать по окончании Петербургской
  • консерватории стала оперной певицей в провинциальных театрах.

Детство
художника протекало в Петербурге, где проявились впервые его способности.
Большую роль в этом сыграл отец, сам неплохо рисовавший. Он же приучил сына
иллюстрировать прочитанное, а библиотека Добужинских была обширной.

Особый
интерес мальчика вызывали книги по истории.

Постепенно рисование из детского
занятия превратилось в увлечение, и еще до поступления в гимназию Добужинский в
течение двух лет зимой посещает рисовальные классы Общества поощрения

художеств.

По
характеру службы отца семье довольно часто приходилось переезжать. Попеременно
местом жительства были Кишинев, прибалтийский Вильно, тамбовская провинция,
Волга и окрестности Петербурга. Юный художник много рисует, развивается его
наблюдательность.

В 1895 году Добужинский начинает занятия на юридическом
факультете Петербургского университета и тогда же делает попытку поступить в
Академию художеств. Хотя рисунки молодого художника были отмечены И. Е. Репиным,
в Академию Добужинского не принимают.

Занимаясь в Университете, он
самостоятельно изучает историю искусства и посещает частную мастерскую
Дмитриева-Кавказского, его рисунки появляются в студенческих журналах. К тем же
годам относятся и первые поездки за границу — в Германию и Швейцарию.

Добужинский решает учиться за границей и, окончив университет в 1899 году,
отправляется в Мюнхен, который наряду с Парижем был тогда крупнейшим
художественным центром Европы. Добужинский занимается в знаменитой школе Ашбе,
а затем переходит в мастерскую Холоши.

Тот же путь прошли многие русские
художники: И. Э. Грабарь, Н. Д. Кардовский, А. И. Кравченко, В. В. Фаворский,
О. Э. Браз, Г. И. Нарбут и другие; одни — раньше, другие — позже оттачивали

свое профессиональное мастерство в мюнхенских студиях.

Рано
определившиеся графические тенденции дарования Добужинского вскоре были
замечены и, вернувшись в Россию, он по совету Грабаря в 1901 году занимается
офортом у профессора Академии художеств В. В. Матэ. Но эти занятия прерываются,

и к гравюре Добужинский вернулся только в 1918 году.

С
1901 года Добужинский входит в «Мир искусства». Общество прошло к
этому времени сложный организационный период; Добужинский оказался в нем самым
молодым и менее опытным художником. Но уже первые выступления принесли ему
известность.

Для этого периода творчества Добужинского характерны городские
пейзажи: виды Вильно, Тамбова, Новгорода, Ростова-на-Дону и, конечно,
Петербурга. Для открытых писем, издаваемых Общиной св. Евгении, Добужинский исполнил
серию рисунков архитектуры Петербурга XVIII — начала XIX века.

В других
пейзажах Добужинского подчеркнута иная сторона русской столицы: за блестящими
фасадами прячутся темные дворы-колодцы с безликой симметрией слепых окон,
вместо живописных колоннад и портиков с улицы видны глухие брандмауэры.
Петербург в этих рисунках получает обобщенный образ капиталистического города и
Добужинского начинают называть «художником города».

«Человек в
очках» (1906, ГТГ) — одно из самых откровенных высказываний художника о
своем современнике. На фоне окна, за которым виден городской пейзаж, стоит
человек. Лицо непроницаемо, поза неподвижна, но чувствуется внутренняя

сосредоточенность, создается ощущение замкнутости, одиночества.

Гражданственность
искусства Добужинского ярко выразилась во время событий революции 1905—1907
годов. Художник выступил с серией резких политических карикатур в журналах
«Жупел» и «Адская почта».

Особенно выразителен рисунок
«Умиротворение», где изображена Москва, затопленная морем крови.

В
это время Добужинский с группой деятелей «Мира искусства» принимает
участие в организации сатирических журналов и выступает в печати с обращением к

художникам, призывая их работать для народа.

В
1910-х годах художник часто бывает за границей: в скандинавских странах,
Германии, Италии. Он по-прежнему рисует городские пейзажи. В Амстердаме
Добужинский создает эскиз «Петр Великий в Голландии» (1910),

перекликающийся с картиной В. Серова «Петр I».

Своеобразие
таланта Добужинского особенно проявилось в картине «Провинция 30-х
годов» (1907—1909), созвучной «Мертвым душам» Гоголя. В этой
работе художника глухая провинция, захолустье становится символом казенной

николаевской России.

Большое
место в творчестве Добужинского занимает работа в театре, которая начинается с 1907
года. Плодотворной для него была связь с МХАТ, где художник оформляет
двенадцать спектаклей.

В 1909 году он исполняет одну из лучших своих
театральных работ — декорации к пьесе И. С. Тургенева «Месяц в
деревне» в постановке К. С. Станиславского.

С блестящим знанием быта и
чувством сцены художник воссоздал неторопливый ритм жизни дворянского гнезда. В
декорациях к инсценировке романа Ф. М. Достоевского «Бесы»

Добужинский подчеркнул драматизм и напряженность образов, созданных писателем.

Добужинский
оставил карандашные портреты Станиславского и артистов его театра, отличающиеся
психологической остротой. Работа со Станиславским много дала художнику, и их
творческая связь продолжалась долгие годы. «Лучшего живописца трудно

пожелать», — так отзывался режиссер о Добужинском.

Много
и плодотворно работал Добужинский в книжной графике. Его иллюстрации к рассказу
С. Ауслендера «Ночной принц» (1909), исполненные пером, тонко
передают зыбкость и полуфантастичность сюжета.

Постепенно иллюстрации
Добужинского становятся более контрастными, усиливается роль пятна. В рисунках
к «Барышне-крестьянке» (1919) художник использовал характерное для
пушкинского времени увлечение силуэтом.

Книга мыслится Добужинским как
органичное сочетание всех графических элементов, подчиненных единому замыслу,
единому эмоциональному настрою. Появились эти черты и в одной из лучших работ
художника — оформлении сказки Андерсена «Свинопас» (1917).

Большое
внимание уделял Добужинский и малым формам книжной графики. Его буквицы, заставки,
шрифты, издательские марки и экслибрисы отличаются своеобразием замысла,

виртуозностью, мастерством исполнения.

Революцию
художник встретил зрелым мастером, известным на родине и за границей.
Добужинский активно участвует в оформлении первых революционных празднеств,
работает в театрах, преподает. Он выпускает альбом литографий «Петроград в

1921 году», представляя город суровым, холодным в это трудное время.

Видное
место в русской графике заняли иллюстрации Добужинского к повести Ф. М.
Достоевского «Белые ночи» (1923). Особенно тонко написаны пейзажи
Петербурга.

Они передают настроение повести Достоевского, помогают ощутить
одиночество и чистоту чувств героев.

Скупыми средствами рисунка пером
Добужинский передает призрачное свечение неба, отсвет его на булыжных мостовых
— классическая гармония черного и белого, тонкого расчета и искреннего чувства

художника.

В
1924 году Добужинский уезжает на родину своих предков — в Литву. С тех пор его
творческие успехи связаны с театром. Список постановок, оформленных Добужинским
в эти годы, включает более семидесяти названий. Лучшие из них — русская и
европейская классика: «Пиковая дама» и «Евгений Онегин» П.
И.

Чайковского, «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Дон
Жуан» В.-А. Моцарта, «Гамлет» и «Король Лир» Шекспира.
В 1927 году Добужинский исполнил эскизы оформления гоголевского
«Ревизора».

В этой работе художник вернулся к знакомой теме:
провинция 30-х годов XIX века, — но на этот раз мягкую улыбку сменили сатира и

гротеск.

Как
художника книги Добужинского привлекает и новая советская литература: в 1929

году он иллюстрирует «Три толстяка» Ю. Олеши.

С
1939 года Добужинский работает в Америке в театре М. П. Чехова. Оригинально, с
большим мастерством оформляет в этот период оперы Мусоргского и Прокофьева. В
1941 году Добужинский совместно с выдающимся русским балетмейстером М.

Фокиным
ставит балет «Русский солдат» с посвящением: «Храбрым русским
солдатам второй мировой войны». М. П. Фокин, с которым художника связывала
давняя работа в антрепризе Дягилева, написал либретто по повести К). Н.

Тынянова «Подпоручик Киже» и использовал для балета музыку
Прокофьева. Через год художник написал либретто балета на музыку Седьмой
(Ленинградской) симфонии Шостаковича, выполнил эскизы декораций к балету, а
также иллюстрации-фантазии к музыке Шостаковича.

В последние годы Добужинский
вновь возвращается к образу города, который долгое время вдохновлял его

искусство. Умер Добужинский в 1957 году.

Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.russianculture.ru/

Скачать реферат Заказать реферат

Источник: http://re-fe-rat.ru/download/dobuzhinskiy-mstislav-valerianovich-11-687/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector